Стратегия развития. Выбираем стратегию развития учреждения Стратегия развития государственного бюджетного учреждения

ВВЕДЕНИЕ 3

деятельности учреждения 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109

ПРИЛОЖЕНИЯ 116

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Понятие и сущность разработки стратегии развития организации 6
1.2 Методы разработки и реализации стратегии развития организации 19
1.3 Методические подходы к разработке стратегии развития государственных бюджетных учреждений культуры 27
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ «...» 39
2.1 Общая характеристика учреждения 39
2.2 Экономический анализ результатов деятельности учреждения 50
2.3 Финансовый анализ деятельности учреждения 60
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ГБУК РМЭ «...» 70
3.1 SWOT-анализ деятельности в целях определения стратегических приоритетов развития учреждения 70
3.2 Совершенствование системы оценки качества предоставляемых учреждением услуг в сфере культуры 78
3.3 Разработка стратегической программы развития приносящей доход деятельности учреждения 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
ПРИЛОЖЕНИЯ 116

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Стратегия долгосрочного развития субъекта хозяйствования, отраслевой составляющей культуры, как интегрированная форма ресурсообеспеченных действий и предпринимаемых мер, в соответствии с определенными правилами и технологическими процедурами обобщения направлена на обеспечение достижения среднерыночных экономических результатов в процессе нейтрализации, нивелирования влияния негативных факторов внешней и внутренней сред комплексными мерами в составе обобщающей и частных стратегий.

Формирование стратегии социально-экономического развития учреждений культуры, ориентированной на непрерывность последовательного достижения поставленной стратегической цели, определяется стремлением субъекта управления развитием социально-экономической системы культуры на диверсифицированной основе обеспечить потребителей услугами культуры в соответствии с изменяющимся спросом на определенном сегменте рынка услуг и удовлетворить экономические и социальные интересы всех участников процесса оказания услуг отрасли культуры.

Актуальность решения научных проблем создания и реализации стратегии достижения количественных, качественных экономических и социальных результатов учреждения, отраслевой составляющей культуры, в долгосрочном периоде возрастает в условиях усиливающего влияния негативных факторов внешней среды, низкого уровня бюджетного финансирования, недостаточного использования коммерческого потенциала учреждений культуры, отсутствия динамического равновесия между спросом и предложением услуг культуры, учета данного фактора при разработке стратегии долгосрочного развития.

Осознавая актуальность современных социально-экономических проблем, органы местного самоуправления приходят к пониманию необходимости разработки стратегий, ориентированных на решение проблем занятости, экономического развития и обновления муниципального образования. Стратегия нацелена на лучшее использование имеющихся возможностей, предотвращение возможного негативного внешнего воздействия на муниципальное образование, на постоянное развитие.

Степень научной разработанности проблем, характеризующих предмет исследования, отмечена, значительным числом научных и научно-практических работ по данной тематике, в монографиях и учебных издания по теории менеджмента, теориям развития предприятий, стратегического менеджмента, таких российских и зарубежных авторов как: А. Анисимов, Н. Винокурова, С. Глазьев, О. Голиченко, Л. Гохберг, В. Дементьев, О. Еременко, Б. Ерзнкян, А. Зарнадзе, В.Зотов, Л. Зотова, А. Зуев, Г. Клейнер, В.Лексин, Л. Мясникова, В. Пресняков, В. Рубе, А.Швецов, Дж. Брайтс, Дж. Вэйзея, Дж. Джукс, П. Друкер, Ф. Найт, К. Норрис, Ф. Сауэрс, Р. Стиллерман, Й. Шумпетер.

Объектом исследования выступает деятельность государственных бюджетных учреждений культуры.

Предметом исследования является стратегия развития государственных бюджетных учреждений культуры.

Целью дипломной работы является разработка стратегия развития государственных бюджетных учреждений культуры на примере Государственного бюджетного учреждения культуры Республики Марий Эл (ГБУК РМЭ) « ...».

Задачами дипломной работы стали:

Изучить теоретические аспекты стратегического развития организации;

Провести анализ развития государственного бюджетного учреждения ГБУК РМЭ « ...»;

Разработать мероприятия по стратегическому развитию ГБУК РМЭ « ...».

Методологической основой работы явились новейшие труды российских и зарубежных ученых-экономистов в области стратегического управления и планирования социально-экономического развития субъектов хозяйствования, отраслей сферы услуг; федеральные целевые комплексные программы развития отраслевых составляющих сферы услуг, федеральные законы «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», «О библиотечном деле»; инструкции и положения, информационные материалы о деятельности отраслей, учреждений культуры сферы услуг; официальные материалы статистических органов о динамике экономических, финансовых и социальных показателей ретроспективной деятельности, структурно-организационных изменениях в отраслевой составляющей культуры сферы услуг.

Методологической основой послужили общенаучные и специальные методы познания, в частности, анализ, синтез, историко-юридический метод, метод сравнительного правоведения, интерпретации правовых идей и нормативно-правовых актов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемые в нем решения теоретических и методических задач направлены на обеспечение целевой ориентации стратегии социально-экономического развития учреждений и отраслевой составляющей культуры сферы услуг в долгосрочном периоде на достижение максимально возможных экономических и социальных результатов в условиях неустойчивого функционирования макро-, микросред.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

1.3 Методические подходы к разработке стратегии развития государственных бюджетных учреждений культуры

Реформа бюджетного сектора предусматривает переход от управления затратами к управлению результатами – замену финансирования сети государственных учреждений по смете на финансирование услуг по программе на основании государственных и муниципальных контрактов и договоров в рамках госзаказа .

В основу реформирования заложен принцип бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), который можно определить как систему формирования бюджета, отражающую взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами. Бюджетирование, ориентированное на результат, – это такая форма финансирования, которая обеспечивает связь между результатами деятельности учреждения и суммой выделяемых ему средств .

Данный принцип отражен в новой системе финансирования бюджетных услуг – нормативно-целевом финансировании (НЦФ). В этом случае размер финансирования бюджетных ассигнований зависит не от величины штата, расходов на содержание штатного персонала учреждения или фактических расходов на эксплуатацию, закупку расходных материалов и пр., а исключительно от объема и качества оказываемых бюджетных услуг. При нормативно-целевом финансировании расходы на оказание конкретных услуг рассчитываются по единым нормативам, устанавливаемым органами исполнительной власти, и применяются для расчета ассигнований, предоставляемых как бюджетным, так и автономным учреждениям для выполнения государственных заданий.

Один из самых сложных моментов в практике внедрения БОР и НЦФ – это оценка стоимости услуг и программ, которая, с одной стороны, позволяет определить расходные потребности учреждения для достижения поставленных задач, а с другой, – оценить эффективность деятельности через сопоставление произведенных расходов и полученных результатов .

Организациям культуры очень важно определить, что значит конкретная «бюджетная услуга» по объему, структуре, стоимости применительно к специфике учреждений культуры и т. д. Для учреждения культуры предметом госзадания (услугой) являются результаты его деятельности (постановки, экспозиции, экскурсии, сохранность и доступность фондов и т. д.), а число посетителей – лишь один из показателей их качества.

Финансирование государственного задания включено в состав расходных полномочий того или иного уровня бюджетной системы – федерального, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления. Объем финансового обеспечения государственного задания складывается из расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнения работ) и на содержание имущества учреждения.

Для формирования нормативов финансирования государственного задания важно корректно просчитать стоимость бюджетной услуги. Если задание будет формироваться исходя из заниженной стоимости услуги, без учета реально сложившихся издержек, то его выполнение будет невозможно, что подрывает перспективы деятельности учреждения культуры .

Естественно, что в данной ситуации особое значение приобретает систематизация бюджетных услуг, которая предполагает однозначное описание перечня услуг, предоставляемых за счет бюджета, а также разработку системы их стандартизации, исходя из приоритетов и задач, определенных в федеральном законодательстве в качестве полномочий всех уровней власти по вопросам культуры. Наличие перечня услуг культуры существенно облегчает принятие решений о приоритетах расходования средств, которые станут более осознанными и обоснованными. Перечень бюджетных услуг является элементом системы результативного управления расходами субъекта Российской Федерации и представляет собой документ, применяемый субъектами бюджетного планирования для оценки расходных обязательств, планирования направлений расходов бюджета, управления расходами и учета степени достижения поставленных показателей.

Перечень утверждает отраслевое министерство для всех учреждений отрасли. В перечень бюджетных услуг включаются наименование услуги, категории потребителей, перечень и единицы измерения показателей объема, основные требования к качеству услуги, а также реквизиты нормативно-правовых актов, утверждающих административно-правовые регламенты .

Структура полной стоимости услуг включает прямые расходы по предоставлению услуги, а также косвенные расходы, связанные с содержанием учреждения, с прямым и косвенным администрированием. Поэтому расчет стоимости услуги стоит начать с анализа процедуры предоставления услуги, включающей анализ и оценку организационной структуры, определение всех типов деятельности и этапов процесса предоставления услуги.

В первую очередь это необходимо для того, чтобы выявить случаи неоптимальной логистики, а также разбить процедуры на отдельные виды работ, выполнение которых производится сотрудниками учреждения или может быть поручено организациям различного профиля. Только после такого анализа следует приступать к выявлению издержек по предоставлению каждой конкретной услуги .

Для выявления всех издержек необходимо проанализировать активы учреждения (здания, сооружения, оборудование, земля), долю их использования при предоставлении услуги и изменение их стоимости в процессе оказания услуги.

Необходимо проанализировать прямые трудовые затраты (количество и оплата труда постоянных штатных сотрудников и сотрудников с неполной занятостью, сотрудников, занятых в предоставлении одной или нескольких услуг) и косвенные трудовые затраты (количество и оплата труда сотрудников, выполняющих функции общего управления, вспомогательного и обслуживающего персонала).

Помимо этого необходимо провести анализ расходов на закупку услуг (товаров) у других организаций, а также анализ бухгалтерской и финансовой отчетности: как систематизирована информация, какой способ распределения косвенных расходов принят и пр. На практике учет затрат осуществляется не по услугам, а по экономическим статьям расходов, в которых отдельно учитываются заработная плата, налоги, содержание имущества и пр. Чтобы свести эти расходы воедино, требуются определенные усилия.

Для бюджетного или автономного учреждения такой подход к расчету стоимости услуги поможет определить, можно ли добиться снижения стоимости и повышения качества услуги за счет внутренних резервов учреждения или для этого потребуется привлечь внешних специалистов и дополнительные бюджетные средства. Рассмотрим процесс определения стоимости бюджетной услуги , который схематично можно представить следующим образом (рис. 1.7).

Рисунок 1.7 - Определение стоимости услуги

Стоимость услуги рассчитывается следующим образом:

Р i гу = N i очр × K i , (1)

где

N i очр – норматив затрат на оказание единицы i-й государственной услуги на соответствующий финансовый год;

K i – объем (количество единиц) оказания i-й государственной услуги в соответствующем финансовом году.

Норматив затрат на оказание единицы государственной услуги определяется по формуле:

N i очр = N от + N рм + N си + N он, (2)

где

N от – норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (только тех работников, которые принимают непосредственное участие в оказании соответствующей государственной услуги (вспомогательный, технический, административно-управленческий персонал не учитывается) ;

N рм – норматив затрат на приобретение расходных материалов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги;

N си – норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества (за исключением условно постоянных затрат на содержание имущества в «спящем» режиме (для ФГУ составляет 30% от общих затрат на содержание имущества) : затрат на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение; затрат на отопление и на электроснабжение; на содержание движимого имущества (техническое обслуживание, расходные материалы, не отнесенные к нормативу затрат на приобретение расходных материалов, затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, другие затраты по решению ГРБС);

N он – норматив затрат на общехозяйственные нужды (на услуги связи, транспортные услуги, на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда для вспомогательного, технического, административно-управленческого и т. п. персонала, прочие затраты, влияющие на стоимость оказания государственной услуги .

При определении стоимости услуги ключевым остается вопрос о методах определения нормативов затрат.

В настоящий момент для расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги используются нормативный, структурный или экспертный методы. Структурный метод используется в случае невозможности применения нормативного метода, экспертный – при невозможности использования обоих предыдущих.

Расчет норматива затрат на оплату труда проводится нормативным методом и представляет собой произведение средней стоимости единицы рабочего времени персонала, занятого в оказании государственной услуги, на количество единиц времени, необходимых для оказания единицы государственной услуги.

Норматив затрат на приобретение расходных материалов рассчитывается как произведение стоимости расходных материалов на их количество, необходимое для оказания единицы услуги. На практике, как правило, затраты на приобретение расходных материалов в следующем отчетном году определяют как произведение затрат в текущем финансовом году на индекс-дефлятор на следующий отчетный период .

Норматив затрат на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества, рассчитывается как произведение норматива потребления коммунальных услуг на размер тарифа коммунальных услуг, установленный на соответствующий финансовый год.

Норматив затрат на общехозяйственные нужды рассчитывается как произведение стоимости приобретенных в соответствующем финансовом году услуг на их количество, необходимое для оказания единицы государственной услуги.

Структурный метод определения норматива затрат основан на распределении расходов учреждения на обеспечение деятельности по видам затрат (оплата труда и начисления, приобретение расходных материалов, коммунальные услуги и затраты, связанные с использованием имущества, общехозяйственные нужды) в отчетном финансовом году между государственными услугами пропорционально (в т. ч. с применением поправочных коэффициентов для разных типов затрат) затратам на оплату труда (включая начисления) по каждой государственной услуге .

В экспертном методе определение норматива затрат на оказание единицы государственной услуги осуществляется исходя из экспертной оценки доли расходов на определенные государственные услуги в общих расходах на обеспечение деятельности (за исключением условно постоянных затрат на содержание имущества). Из общих расходов на обеспечение деятельности учреждения также могут быть исключены расходы на текущий ремонт и закупку оборудования.

На практике при подсчете стоимости услуги ранее учитывались в основном прямые расходы и только часть косвенных, связанных с содержанием учреждения (без учета расходов на прямое и косвенное администрирование). При этом в расчетах использовались показатели прошлых лет, а такой фактор, как изменение стоимости материалов, услуг, учитывался с помощью коэффициентов-дефляторов, определяемых Минэкономразвития России и не привязанных к конкретной ситуации. В соответствии с методическими рекомендациями Минфина, разработанными для федеральных учреждений, стоимость государственных услуг определяется исходя из совокупности всех затрат на оказание услуг .

В регионах России применяются различные методики подсчета стоимости бюджетной услуги. Рассмотрим пример Пермского края. Расчет стоимости государственных услуг осуществляется исходя из расходов и (или) размера расчетных показателей базисного периода (текущий год). Стоимость государственной услуги определяется по единым подходам для бюджетных, автономных учреждений и некоммерческих организаций. Расчет стоимости государственных услуг осуществляется исходя из расходов и (или) размера расчетных показателей базисного периода.

Стоимость государственной услуги на основании объема определяется в расчете на одного получателя, потребителя по формуле :

СГУ кол = ФОТ 1 × К + МР 1 × К + ТЭ 1 × Д + Н 1 × К + Р 1 + КР 1 , (3)

где

СГУ кол – стоимость государственной услуги исходя из количественных показателей;

ФОТ 1 – оплата труда и начисления в соответствии с действующим законодательством в составе стоимости государственной услуги базисного периода;

К – коэффициент, отражающий изменение (увеличение, уменьшение) размера стоимости государственной услуги и расчетного показателя по расходам бюджета Пермского края на очередной финансовый год и плановый период (может быть равен единице);

MP 1 – материальные расходы в составе стоимости государственной услуги базисного периода;

ТЭ 1 – расходы на оплату тепловой и электрической энергии в составе стоимости государственной услуги базисного периода;

Н 1 – расходы на уплату налога на имущество, транспортного и земельного налогов в соответствии с действующим законодательством в составе стоимости государственной услуги базисного периода;

Р 1 – расходы в составе стоимости государственной услуги базисного периода, утверждаемые в абсолютных суммах и не требующие применения индексов-дефляторов;

Д – индексы-дефляторы на тепловую и электрическую энергию на очередной финансовый год и плановый период в соответствии со сценарными условиями развития экономики Пермского края;

КР 1 – расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов, услуг в области информационных технологий (не более 2% от рассчитанной величины расходов).

Многие учреждения, в т.ч. переходящие в «автономку», просчитав и сопоставив стоимость прямых и косвенных административных расходов, ввиду ограничения бюджетных средств передают выполнение ряда услуг сторонним организациям .

Стоимость бюджетной услуги лежит в основе расчета потребности финансового обеспечения бюджетных заданий, в т. ч.:

Государственного задания (для федеральных и региональных государственных учреждений: для бюджетных и автономных учреждений);

Муниципального задания (для муниципальных бюджетных и автономных учреждений);

Технического задания как составляющей части конкурсной документации и государственного и муниципального контракта при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд.

Рассмотрим проблематику финансового обеспечения государственного) задания. Государственное задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку, срокам и результатам выполнения работ и оказания государственных услуг в соответствии с предусмотренной уставом основной деятельностью учреждения.

Согласно ст. 158 БК РФ, формирование задания – бюджетное полномочие главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС).

В задание включаются:

1. Параметры услуг:

– характеристики и количество получателей услуг (демографический и социальный статус, экономическое положение, место проживания);

– наименование и перечень услуг;

– количественно-временные и качественные характеристики оказания услуг (количество услуг, общий объем времени услуг, общая продолжительность времени оказания услуг, их периодичность).

2. Требуемые условия оказания услуг:

– организационные;

– квалификационные;

– инфраструктурные.

3. Ожидаемые результаты.

4. Cтоимость услуг.

Процесс установления задания для учреждения включает несколько этапов и напоминает игру в волейбол, где конечный результат зависит от точности (эффективности) действий последующего игрока.

Этап I Руководитель органа власти утверждает форму государственного задания, состав показателей, а также требования к содержанию каждого из разделов задания (с учетом предельных тарифов на оплату государственных услуг, порядка контроля над исполнением задания, в т. ч. условия и порядок его досрочного прекращения, требований к отчетности об исполнении задания).

Этап 2. Учреждение готовит и направляет в орган государственной власти предложения к проекту задания, включающие:

Оценку потребностей в соответствующих видах услуг на основе нормативов, стандартов услуг, динамики количества получателей услуг, уровня удовлетворенности качеством, объемов услуг, порядка их оказания и возможностей учреждений;

Предложения о доле имущества, используемом для выполнения задания;

Фактическое выполнение задания в отчетном и текущем периодах;

Требования к материально-техническому обеспечению;

Требования к квалификации и опыту персонала;

Расчет потребности финансового обеспечения выполнения задания с учетом стоимости услуг и расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного в оперативное управление или приобретенного на бюджетные средства.

Этап 3. Орган государственной власти готовит проект задания с учетом предложений учреждений, отчетности об исполнении задания за предыдущий период и лимитов бюджетных обязательств (ст. 69.2 БК РФ). После принятия закона о бюджете уточняет и утверждает государственное (муниципальное) задание, определяет объем субсидии и заключает договор с руководителем на его выполнение и организует контроль за исполнением.

Как видно, эффективность исполнения задания, а значит, и качество предоставленных услуг в рамках его исполнения зависят не только от действий власти, но в большей мере от того, насколько финансово точными и методически грамотными и ответственными будут действия самого учреждения по сбору и анализу информации для подготовки задания.

В ряде публичных образований правовые акты, касающиеся установления и финансового обеспечения задания учредителя, по-разному структурируют расходы, финансируемые за счет субсидии. Так, в Положении о формировании задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения предусмотрено разделение субсидии на две составляющие:

Субсидия на возмещение нормативных затрат на оказание услуг;

Субсидия на возмещение затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (за исключением сданного в аренду), переданного в оперативное управление или приобретенного на бюджетные средства, а также уплату налогов на имущество.

Определяя перспективы развития учреждений, их руководители нередко ограничиваются постановкой краткосрочных и среднесрочных задач: ввести новую услугу, обновить материально-техническую базу, реализовать проект. К долгосрочным стратегиям многие относятся скептически: "Зачем нам нужно такое планирование, если финансирование уменьшается?". Однако стратегия – это тот необходимый инструмент, который поможет адаптироваться к меняющимся внешним условиям и нарастить (или сохранить) объемы оказания услуг (в том числе в рамках задания).

Планы, программы и даже непосредственно стратегии развития имеются у многих государственных и муниципальных автономных учреждений. Но практика показывает: чем объемнее этот документ (и дальше горизонт планирования), тем сильнее он напоминает декларацию о намерениях – нерабочий, программный, о котором в скором времени мало кто вспоминает.
Между тем в "работающую" стратегию должны входить вполне конкретные, достижимые цели и вполне реализуемые на практике алгоритмы действий. По сути, стратегия – складывающийся из нескольких этапов путь, который должно пройти учреждение от своего нынешнего состояния до состояния, заданного целью. Но этот путь должен быть заранее выбран посредством изучения и оценки нескольких альтернативных направлений развития и определения лучшей линии поведения. Без подобного анализа внутренних и внешних условий работы учреждения стратегия развития окажется формальной, оторванной от реальности, а значит, вряд ли станет воплощаться в жизнь.
Сам процесс разработки стратегии представляет собой поиск ответов на ряд вопросов.
1. Чем наше учреждение отличается от других учреждений аналогичного профиля и организаций, работающих в той же сфере? В чем заключаются особенности учреждения, его предназначение? (На данном этапе формулируются видение, миссия и ценности учреждения.)
2. С какими проблемами развития сталкивается учреждение? (Анализируется внутренняя и внешняя среда.)
3. К достижению каких целей стремится учреждение? Какими ресурсами для этого располагает? (Составляется стратегический план развития.)
4. Как добиться реализации стратегических целей? (На данном этапе создаются оперативные планы, включающие конкретные действия.)
5. Как организовать коллектив для реализации намеченного? (Анализируются кадровые ресурсы учреждения.)
Последовательно ответив на все вопросы, руководство сможет определить долгосрочную цель учреждения, для достижения которой, в свою очередь, потребуется выбрать наиболее подходящую для АУ стратегию действий. Остановимся на нескольких ее видах.

Стратегии роста

Эта группа стратегий предполагает, что учреждение намерено наращивать те или иные показатели деятельности: объемы оказания услуг, долю присутствия на локальном рынке, число предоставляемых услуг или направлений, по которым они предоставляются. Иными словами, при выборе данной стратегии во главу угла ставятся именно количественные характеристики, к которым в последующие годы будет стремиться учреждение (хотя для достижения желаемых цифр учреждению, конечно, придется решать и вопросы качества услуг).
Например, образовательное учреждение, заинтересованное в росте числа студентов, обучающихся на платной и на бюджетной основе, может определить свою стратегию как усиление позиций на рынке. На практике ее формулировка может быть следующей: "Обеспечить рост числа обучающихся за счет создания для них образовательных программ, ориентированных на потребности работодателей, а также развития дистанционной формы обучения".
Другой вариант стратегии данного вида – специализация. В частности, если учреждение среднего профессионального образования предоставляет услуги по разным направлениям (допустим, обучение студентов в очной и заочной форме, дистанционное обучение, курсы повышения квалификации и иные платные курсы), оно может выбрать в качестве приоритета что-то одно. Конечно, в рамках выполнения государственного (муниципального) задания нельзя наращивать или уменьшать объемы оказания услуг по своему усмотрению, однако планировать внебюджетную деятельность автономное учреждение может более свободно, отказываясь от одних, не слишком востребованных видов услуг и развивая другие, пользующиеся повышенным спросом.
К стратегиям роста относится и освоение новых рыночных ниш – данная долгосрочная цель, как и предыдущая, достижима в первую очередь при осуществлении внебюджетной деятельности. Например, учреждение социального обслуживания может определить для себя такую стратегию: "Обеспечить увеличение удовлетворенности клиентов услугами и рост внебюджетных доходов за счет создания и развития в учреждении соцобслуживания платного отделения временного пребывания". На той или иной территории данная услуга может не предоставляться вовсе, поэтому учреждение, сконцентрировав свои усилия и ресурсы на развитии указанного направления, первым завоюет новый сегмент.

Стратегия сохранения

Названный вид стратегии учреждения выбирают редко, однако в действительности они как раз и придерживаются подобной линии поведения, пусть даже не формулируя ее. Выполнить установленные показатели объема и качества услуг, добиться эффективности в профессиональной деятельности, а также экономической эффективности, обеспечить устойчивое функционирование организации – эти цели хорошо знакомы руководителям учреждений.
Впрочем, "классическая" стратегия сохранения (объемов производства, территории присутствия и т.д.) применяется в основном при неблагоприятных внешних условиях – при финансово-экономической нестабильности, на стагнирующих рынках. В данных случаях сохранение объемов производства из текущей задачи превращается в стратегическую. Ведь обеспечить прежний темп в период, когда другие организации аналогичного профиля сбавляют его, становится непросто.
Однако сегодня стратегия сохранения может быть актуальной для ряда учреждений. В частности, воспользоваться ею могут учреждения высшего образования, не относящиеся к крупным и многопрофильным. Результатом проводимого в последние годы мониторинга эффективности вузов стало сокращение их числа, а потому учреждениям приходится прикладывать заметно усилия, чтобы доказать свою эффективность и избежать реорганизации.

Стратегия инновационного развития

Принимая такую стратегию, автономное учреждение делает ставку на внедрение инноваций (новых технологий, идей, методик), непрерывное развитие и обучение сотрудников. Учреждение культуры может выбрать в качестве цели освоение виртуального пространства (допустим, организация продажи электронных билетов, онлайн-трансляций, создание виртуального музея и др.), а медицинская организация – внедрение новейших лечебных методик.
Исходя из названных целей стратегия инновационного развития будет определена, например, так: "Внедрить инновационный метод лечения, обучив соответствующих специалистов и обеспечив их необходимым оборудованием, и создать спрос на эту медицинскую услугу". Отметим, что рассматриваемая стратегия отличается от стратегии освоения новых рыночных ниш. В первом случае спроса попросту не существует, ведь внедряется принципиально новая услуга, не имеющая аналогов. Во втором случае соответствующая услуга присутствует на рынке, спрос на нее есть, однако на конкретной территории, где работает учреждение, данный спрос не удовлетворен.

Стратегии оптимизации

Стратегии, входящие в эту группу, выбираются в тех случаях, когда возможности для количественного роста исчерпаны, а конкурировать (применительно к учреждениям – доказывать собственную эффективность) по-прежнему нужно. Здесь акцент делается на более рациональном распределении имеющихся ресурсов, позволяющем либо снижать себестоимость продукта (услуги), либо улучшать производственные процессы, либо создавать более гибкую организационную структуру, соответствующую стоящим перед учреждением задачам.
В частности, сюда можно отнести стратегию сокращения издержек, когда учреждение находит резервы для развития посредством пересмотра сложившихся финансовых и трудовых затрат. Кстати, внедрение на государственном уровне нормативного финансирования, ставшее основным трендом для учреждений, по своей сути вполне согласуется с названной стратегией.
Другая разновидность – стратегия повышения качества продукта или услуги – тоже соответствует идеологии оптимизации и тоже хорошо знакома руководителям автономных учреждений. Работа над качеством оказания услуг стала еще одной актуальной тенденцией развития бюджетного сектора, а потому можно утверждать, что данная стратегия, как и предыдущая, выведена на уровень бюджетной политики. Учреждения (сознательно или нет) уже следуют этой стратегии.
Наконец, в названную группу входит стратегия организационных изменений. Как правило, она не реализуется сама по себе, а является одним из блоков общей стратегии развития. Так, в процессе анализа проблем, мешающих достижению основной стратегической цели, руководство учреждения может выявить недостатки системы управления и распределения функций в организационной структуре. Соответственно, стратегическая задача будет сформулирована следующим образом: "В целях повышения качества услуг пересмотреть существующее распределение должностных обязанностей, повысить эффективность планирования и контроля за выполнением планов, а также взаимодействия подразделений".

Заключение

Как видим, учреждения реализуют стратегии развития даже тогда, когда сознательно их не определяют. В одних случаях стратегии – отражение политики вышестоящих органов, а в других учреждения вольны выбирать стратегии сами. Все это свидетельствует о том, что стратегическое управление применимо не только во внебюджетной деятельности АУ (хотя здесь могут быть выбраны те линии поведения, которые наиболее ориентированы на рыночную ситуацию). Стратегическому планированию вполне поддается и основная деятельность учреждений, осуществляемая в рамках государственного (муниципального) задания.
Определяя стратегию развития учреждения, следует понимать: со временем она перестает восприниматься как красивая, но ненужная декларация о намерениях и становится все более важным инструментом планирования, который при правильном использовании дает уверенность в завтрашнем дне. Благодаря реализации стратегии учреждение может усилить свои преимущества, а это, если учесть перспективы оказания государственных и муниципальных услуг на конкурентной основе <1>, уже немало.
——————————–

Стратегии развития учреждений: анализируем особенности (Соколова Г.А.)

Дата размещения статьи: 19.03.2016

Оформленные в виде отдельных документов стратегии развития встречаются у автономных учреждений не так уж и часто, а документы, которые определяют вектор дальнейшего движения именно в условиях конкуренции, - еще реже. Как АУ фиксируют свое видение желаемого будущего? Рассмотрим это, опираясь на несколько разработанных учреждениями стратегий.

Главный индикатор - конкуренция

К необходимости создания стратегии в первую очередь приходят те учреждения, которые уже ощутили на себе влияние конкуренции. Это и понятно: стратегия, предполагающая выбор направления развития и составление конкретного плана действий, позволяет концентрировать усилия и ресурсы на тех точках роста, которые позволят повысить конкурентоспособность учреждения. Но здесь и возникает первое отличие от "классических" стратегий, разрабатываемых в коммерческом секторе, - перспективные планы, как правило, создаются автономными учреждениями без достаточного учета конкурентной среды .

В частности, в существующих у учреждений документах стратегического характера встречаются фразы вроде: "Каждый из театров занимает собственную нишу, а потому эти учреждения не составляют серьезной конкуренции друг другу". В таких случаях конкурентная среда оказывается сильно недооценена: во внимание не берутся, например, торговые центры и кинотеатры, которые (как и театральные учреждения) претендуют на свободное время граждан и зачастую выигрывают в борьбе за массового потребителя.

Но когда конкуренции действительно нет, нужна ли учреждению стратегия? Чтобы ответить на этот вопрос, можно воспользоваться следующим критерием. Если АУ добивается хороших показателей работы и достойного качества предоставляемых услуг, что подтверждается высоким уровнем удовлетворенности клиентов, и не имеет планов по количественному росту и внедрению принципиально новых проектов, можно обходиться среднесрочным планированием финансово-хозяйственной деятельности. Но если поблизости от учреждения появилась хотя бы одна организация, претендующая на тех же потребителей, задача по сохранению объемов предоставления услуг и поддержанию их качества превращается в стратегическую. То есть здесь уже целесообразно разработать стратегию.

Так может проверить себя, например, детский сад. При наличии очереди из желающих устроить в дошкольное учреждение своего ребенка и полной загруженности мощностей (в рамках выполнения задания и платной деятельности) стратегия вряд ли необходима. Но если имеются прецеденты перевода воспитанников по инициативе их родителей в другие детсады, а объем платных услуг начинает уменьшаться из-за работы соседнего центра раннего развития детей или даже семейно-развлекательного центра, задуматься о стратегических целях и действиях по их реализации уже пора.

Комплексный план или стратегия?

Недооценка конкурентной среды (даже при ее наличии) определяет некоторые особенности стратегий, создаваемых учреждениями.

1. Инициатором разработки такого документа может выступать учредитель АУ (встречаются случаи, когда орган власти утверждает своим приказом методические рекомендации по разработке стратегий подведомственными учреждениями). Для него стратегия - это еще один документ учреждения, обосновывающий объемы предоставляемого финансирования и содержащий описание конечного результата, который должен быть достигнут.

Стимул для разработки указанного документа может получить и само учреждение. В частности, таким стимулом является необходимость совершенствования профильной деятельности и введения в нее инновационных технологий. Отметим, что в данной ситуации инициатива учреждения в первую очередь обусловлена тенденциями развития соответствующей отрасли, а не работой в условиях рынка.

2. В ряде случаев стратегия учреждения представляет собой комплексный план или программу развития (а нередко и называется так). Это тоже свидетельствует о том, что деятельность АУ вписана прежде всего в отраслевую систему или в рамки региональной (муниципальной) сети учреждений одинакового профиля.

Однако стратегия тем и отличается от программы, что определяет место организации во внешней среде и действия по изменению внешней и внутренней среды. Программа же, хоть и учитывает некоторые внешние факторы, нацелена на изменения внутри учреждения.

3. Анализ существующих у автономных учреждений стратегий показывает: такие документы являются неким аналогом производственной стратегии , хотя последняя считается лишь одной из частей общей стратегии развития. В стратегии учреждения, как правило, дается подробный анализ его текущей деятельности - работа в рамках государственного или муниципального задания, участие в целевых программах, оказание платных услуг, основные характеристики кадрового состава, состояние материально-технической базы и др. Все это вполне отвечает целям "классической" производственной стратегии, среди которых - оптимальная загрузка мощностей, снижение затрат на выпуск единицы продукции (на оказание единицы услуги), обеспечение качества товаров и услуг, соответствие объемов производства спросу на продукцию (услуги).

Между тем внимание целесообразно уделить не только внутренним процессам, происходящим в учреждении, но и, например, маркетинговой стратегии, которая как раз направлена на создание комплекса конкурентных преимуществ, необходимых для достижения главной стратегической цели. В частности, здесь будет полезен анализ рыночной ситуации (а не просто ситуации в отрасли): точная или хотя бы экспертная оценка доли рынка, занимаемой учреждением, прогноз по изменению спроса на ту или иную услугу, анализ изменения цен, перспективы появления новых продуктов или услуг. Подобные сведения позволят учреждению оценить внешние факторы и точнее определить направление, в котором следует двигаться дальше.

4. Еще одна особенность перспективных планов учреждений заключается в том, что стратегические цели нередко заменяются уставными. Но точка, в которой учреждение желает оказаться через определенный промежуток времени, совсем не эквивалентна процессам текущей деятельности, направленным на достижение учреждением уставных задач. Продемонстрируем разницу между тем и другим.

Учреждения

Стратегическая цель, поставленная без учета конкурентной среды

Стратегическая цель, поставленная с учетом конкурентной среды

Детский сад

Создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровье формирующих условий в учреждении, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях

Изменение имиджа учреждения и позиционирование его как центра художественно-эстетического образования

Формирование непрерывной системы современного качественного общего и профессионального образования, обеспечивающего реализацию индивидуальных образовательных программ для студентов в тесной связи с совершенствованием преподавательского и исследовательского потенциала

Формирование на базе университета передового образовательного, научно-исследовательского и инновационного центра для обеспечения лидерства учреждения в области естественных, гуманитарных и технических наук, его вхождения в число ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров

Обеспечение конституционного права населения региона и страны в целом на доступ к культурным ценностям

Повышение востребованности спектаклей учреждения за счет расширения целевой аудитории

Центр социального обслуживания

Создание проектов, направленных на разрешение проблем, затрагивающих ряд сфер

Повышение конкурентоспособности и экономической эффективности учреждения за счет внедрения новых технологий обслуживания, усиление клиентоориентированности

Кроме прочего, стратегических целей не должно быть много (обычно их бывает две - три). Ведь стратегия для того и создается, чтобы сузить поле выбора и уменьшить число направлений, по которым учреждению предстоит концентрировать усилия. В то же время для проанализированных нами стратегий АУ характерна множественность целей и задач, которые, как правило, охватывают все стороны деятельности (профильную, организационно-управленческую деятельность, кадровую политику и др.).

Стратегии автономных учреждений нередко приобретают черты иных документов, используемых в работе АУ: программы развития, отчета о результатах деятельности и даже плана ФХД. Это (а также самые разные формы воплощения стратегии - от пары абзацев до нескольких десятков страниц) говорит о том, что для учреждений стратегия - новый, непривычный документ и вид планирования.

Только самые "продвинутые" учреждения по-настоящему вписаны в рыночную среду и мыслят рыночными категориями, а следовательно, применяют стратегию в качестве инструмента, позволяющего усилить преимущества. Остальные же воспринимают себя в рамках отрасли или локальной территории, что и накладывает отпечаток на разрабатываемые ими стратегии.

Стратегия развития

государственного автономного

учреждения культуры

«Рязанский областной музыкальный театр»

на период до 2025 года

Рязань - 2013


на период до 2025 года


1. Общие положения

с. 3


с. 7

3. Анализ внутренней и внешней среды и оценка рисков

с. 8

4. Определение цели развития учреждения, в том числе с учетом проведенного анализа внутренней и внешней среды и оценки рисков

с. 23

5. Показатели достижения целей развития учреждения с указанием планируемых сроков их достижения

с. 24

6. Мероприятия (производственные, инвестиционные, финансовые, управленческие, кадровые, инновационные), необходимые для достижениях целей Стратегии развития в планируемые сроки

с. 25

7. Информация о финансовом и ресурсном обеспечении

с. 31

8. План мероприятий по реализации Стратегии развития

с. 32

9. Мониторинг и контроль реализации Стратегии развития
Приложение: «Финансовая потребность реализации мероприятий стратегии развития»

с. 33

Стратегия развития государственного автономного

учреждения культуры «Рязанский областной музыкальный театр»

на период до 2025 года
1. Общие положения

Стратегия развития государственного автономного учреждения культуры «Рязанский областной музыкальный театр» (далее – Стратегия развития, музыкальный театр) разработана во исполнение приказа министерства культуры и туризма Рязанской области № 700 от 30.09.2013 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития государственных учреждений культуры Рязанской области».

При разработке Стратегии развития учитывались также распоряжение Правительства Рязанской области от 28 февраля 2013 года № 97-р (в ред. Распоряжения Правительства Рязанской области от 25.04.2013 № 204-р), утвердившее план мероприятий («дорожную карту») по повышению эффективности и качества услуг в сфере культуры Рязанской области, приказ министерства экономического развития Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 683 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет», нормативные правовые акты Российской Федерации и Рязанской области, регулирующие отношения в сфере культуры, документы министерства культуры и туризма Рязанской области, регулирующие процессы театрального дела в региональной культурной политике, документы музыкального театра, определяющие все направления деятельности учреждения в соответствии с уставными целями и задачами музыкального театра, в том числе государственное задание государственного автономного учреждения культуры «Рязанский областной музыкальный театр» на 2013 и плановый период 2014, 2015 г.г. (далее – государственное задание), план финансово-хозяйственной деятельности музыкального театра на плановый период, отчеты музыкального театра за 2010-2012 годы, концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1019-р.

Основанием для разработки настоящей Стратегии развития явились также объективные обстоятельства – требование повышения качества предоставляемых услуг, расширения их ассортимента и увеличения количества потребителей услуг музыкального театра, обеспечения его конкурентоспособности не только сегодня, но и на отдаленную перспективу в условиях стремительно развивающейся индустрии услуг в сфере культуры.

В настоящей Стратегии развития используются следующие понятия:

– виды театрального искусства – драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.);

– театр – организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развитие театрального искусства;

– музыкальный театр – театр, в основе деятельности которого лежит музыка, используемая в сочетании с хореографией и словом;

– театральная деятельность – деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей;

– театральное искусство – один из видов исполнительского искусства, обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителями и др.), делающими его сценические произведения – спектакли – уникальными, не имеющими аналогов в других видах искусства;

– спектакль – акт показа сценического произведения; название сценического произведения в репертуаре театра;

– репертуар – совокупность спектаклей, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;

– театральная постановка, постановка – создание спектаклей;

– новая постановка – новый спектакль, подготовленный и включенный в репертуар театра;

– концертная программа – создание и показ сценического произведения, созданного на основе существующих материалов, но объединенных темой и идеей, на основе чего рождается новое произведение;

– сценическое представление – действие на сцене, осуществляемое по законам драматургии;

– репетиция – форма творческой работы артистов под руководством режиссера, помощника режиссера, дирижера, балетмейстера и хормейстера при подготовке новой постановки или корректировке поставленного ранее спектакля;

– репертуарный театр – театр, обладающий, как правило, постоянной труппой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей;

– труппа – творческий коллектив артистов театра;

– гастроли (выездные спектакли) – показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра – в населенных пунктах своего региона (региональные, областные гастроли), в других регионах (межрегиональные), в других странах (зарубежные гастроли).

Музыкальный театр – самое молодое театрально-зрелищное учреждение Рязанской области. Он был создан постановлением Правительства Рязанской области от 27.10.2004 № 125 (ред. от 29.04.2009) «О создании Государственного учреждения культуры «Рязанский областной музыкальный театр».

Созданию музыкального театра предшествовали объективные обстоятельства, продиктованные потребностью населения в вокальном искусстве, музыкальной комедии.

Исторически в Рязани существовала традиция музыкального искусства, восходящая к знаменитому Оперному дому, основанному в Рязани в 1787 году. Это был первый профессиональный театр Рязани, в котором соседствовали различные виды искусства при доминирующем положении музыкального. Однако вскоре музыка на сцене рязанского театра была вытеснена драмой и трагедией, активно внедряющимися на подмостках губернских театров.

Отсутствие самостоятельного музыкального театра для жителей губернского города восполнялось гастролями выдающихся вокалистов, в том числе Собинова, Неждановой, Шаляпина, музыкальной антрепризы. В дореволюционной Рязани существовал любительский симфонический оркестр, музыкальное любительское общество.

С 80-х годов XIX столетия в Рязани берет начало история музыкального образования. В губернском городе существовали частные музыкальные классы, в том числе сольного пения, заниматься которым считалось хорошим тоном. Преподаватели и ученики активно концертировали, занимаясь музыкальным просветительством. К началу двадцатого столетия в Рязани существовала своеобразная мода на музыкальное искусство, распространенная в разных слоях населения.

В 1939 году была создана государственная филармония, нацеленная на музыкальное просветительство населения, с симфоническим оркестром и солистами-вокалистами.

В 50-е годы прошлого века при музыкальном училище, которое берет начало от частных музыкальных классов, существовала оперная студия, в которой были поставлены оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и «Вера Шелога» Н.А. Римского-Корсакова, имевшие большой успех у зрителей. Был создан любительский симфонический оркестр взамен оркестра, утраченного филармонией.

В те годы музыкальным просветительством активно занимается филармония. Рязань становится театральной площадкой для гастролей ведущих музыкальных театров страны и союзных республик.

В 60-90-е годы прошлого века на сцене концертного зала имени С. Есенина и театра драмы в летнее время выступали ведущие творческие коллективы музыкального направления, приезжавшие в Рязань на гастроли на 2-3 летних месяца.

Кроме того, в филармонии выступали Государственный академический симфонический оркестр под управлением Е. Светланова, выдающиеся исполнители: Д. Ойстрах, С. Рихтер, Э. Гилельс, М. Ростропович, И. Архипова, Е. Образцова и многие другие.

Близость к Москве, доступные цены в театрально-концертные залы столицы, безопасное транспортное сообщение, сложившаяся система театрально-экскурсионного обслуживания населения открывали перед рязанцами – любителями музыкального искусства – шедевры оперного и балетного сценического искусства Большого театра, музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, Московской филармонии, Большого концертного зала Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

Таким образом, до 90-х годов отсутствие музыкального театрального искусства в Рязанской области для населения области остро не ощущалось, хотя вопросы о создании музыкального театра с определенной периодичностью возникали в общественном сознании постоянно.

В 90-е годы существовавшая система музыкального просветительства фактически рухнула. Несмотря на созданный в структуре филармонии симфонический оркестр, в культурной жизни Рязанской области образовался вакуум музыкального и оперного искусства.

При этом в 1994 году при музыкальном училище возобновило работу вокальное отделение, достигшее в настоящее время своего подлинного расцвета. Опера С. Рахманинова «Алеко» в постановке студентов и преподавателей Рязанского музыкального колледжа им. Г. и А. Пироговых показала высокий творческий потенциал училища и востребованность жанра у населения областного центра.

Многие выпускники вокального отделения училища становились лауреатами и дипломантами различных вокальных конкурсов, но не могли трудоустроиться.

К этому времени филармония практически утратила функции музыкального просветительства, и ниша музыкального искусства оказалось никем не заполненной. Именно это вновь всколыхнуло общественное мнение, инициировавшее создание профессионального музыкального театра в Рязанской области.

Решение о создании музыкального театра было принято на основе обращения граждан с учетом того, что в Рязанской области не выполняется норматив обеспеченности населения театрами (должно быть пять, сегодня вместе с музыкальным театром – четыре) и норматив посадочных мест театров из расчета на одну тысячу населения (должен быть пять, в Рязани – менее четырех).

Первую труппу музыкального театра составили выпускники Рязанского музыкального училища, музыканты и вокалисты, живущие в Рязани, приезжие артисты. И с первых дней существования музыкального театра его концертные программы, а позднее и спектакли сразу же обрели своего благодарного зрителя.

У музыкального театра не было своего здания, поэтому репетиции проходили в арендованных помещениях, а концерты – на сценических площадках области и Рязани, в том числе и на сцене Дворца культуры строителей, который был передан музыкальному театру. На его сцене уже в мае 2006 года состоялась премьера музыкального спектакля «Оперетта – travel», которая сразу же показала, что у музыкального театра есть своя публика, интересы и потребности которой в сфере досуга принадлежат музыке.

В 2007 году музыкальный театр осуществил две театральные постановки, тепло встреченные зрителями, – опера В.-А. Моцарта «Свадьба Фигаро» и оперетта И. Штрауса «Летучая мышь».

Однако помещение Дворца культуры строителей, его сцена совершенно не отвечали требованиям, предъявляемым к театрально-зрелищным зданиям. С августа 2007 года началась реконструкция здания театра с целью приспособления его к специфике театральной деятельности, и труппа театра вновь начала работать на выездных площадках Рязани и области. Основной репертуар музыкального театра был представлен театрализованными концертными программами, предназначенными широкому зрителю, и мюзиклами для детской аудитории.

29 ноября 2011 года состоялось открытие музыкального театра после масштабной реконструкции. С декабря 2011 года труппа музыкального театра начала полноценно работать в отремонтированном здании. Сегодня музыкальный театр, несмотря на свою молодость, вносит свой вклад в реализацию региональной культурной политики в области театрального дела.

Музыкальный театр, работая полноценно второй сезон, с одной стороны, удовлетворен имеющимися результатами, с другой стороны, отчетливо понимает, что проблемы формирования зрительской аудитории и создания высокохудожественного разножанрового репертуара при ограниченных творческих, материальных и финансовых ресурсах требуют использования стратегического планирования.

Стратегическое планирование становится все более актуальным для любого государственного учреждения культуры, которое в соответствии с действующим законодательством обязано обеспечить население комплексом разнообразных и качественных услуг в сфере культуры.

В условиях многообразия выбора культурных услуг, конкуренции, для достижения высоких результатов своей деятельности организация должна отчетливо представлять , чего она хочет достичь к конкретному временному промежутку, и уметь выбрать методы и способы достижения желаемого результата.

Цель разработки Стратегии развития заключается в повышении управляемости музыкального театра, направленной на эффективную деятельность персонала путем вовлечения всего коллектива музыкального театра в реализацию стратегических мероприятий.


2. Формулировка миссии музыкального театра

Итак, сегодня музыкальный театр – творческая организация, осуществляющая профессиональную деятельность в области музыкального театрального искусства, миссией которого является дарить людям праздник общения с высокохудожественными и разножанровыми музыкальными спектаклями, концертными программами, созданными персоналом театра, обеспечивая доступ к услугам музыкального театра каждому человеку в регионе.

Миссия музыкального театра детализирует статус учреждения и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях его развития.

Формирование миссии музыкального театра продиктовано пониманием необходимости важности и значимости учета каждого человека – потребителя услуг, ради которого музыкальный театр был создан и ради которого сегодня существует.

Миссия музыкального театра неразрывно связана с видением развития организации. Музыкальный театр в 2025 году – это творческая организация, в которой достигнуты показатели реализации концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года: созданы условия для развития театра как вида искусства: сформировано разнообразие театрального предложения; расширена доступность театрального искусства для различных групп населения Рязанской области; увеличена зрительская аудитория театра; музыкальный театр включен в общероссийское театральное пространство.
3. Анализ внутренней и внешней среды и оценка рисков

Учредителем музыкального театра является Рязанская область. Функции и полномочия учредителя в части обеспечения деятельности осуществляет министерство культуры и туризма Рязанской области. Полномочия собственника имущества выполняет министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.

Музыкальный театр является творческой организацией, осуществляющей профессиональную деятельность в области театрального искусства.

Основной деятельностью музыкального театра в Уставе государственного автономного учреждения культуры «Рязанский областной музыкальный театр» признается деятельность, направленная на достижение следующих целей, ради которых учреждение создано:

– формирование и удовлетворение потребности населения города Рязани и Рязанской области в музыкальном сценическом искусстве;

– развитие музыкального театра как вида искусства и социального института;

– сохранение и популяризация общемировых и национальных культурных ценностей;

– пропаганда искусства музыкального театра в других регионах России и за рубежом .

В соответствии с целями и предметом деятельности музыкальный театр осуществляет следующие основные виды деятельности:

– создание и сохранение художественного продукта (спектаклей, театральных постановок, концертных программ и других сценических представлений);

– распространение художественного продукта (спектаклей, театральных постановок, концертных программ и других сценических представлений) посредством публичного показа в живом исполнении на территории Рязанской области;

– создание и прокат вечеров отдыха, других культурно-развлекательных и зрелищных программ силами собственных, а также приглашенных коллективов и исполнителей;

– проведение смотров, конкурсов и фестивалей;

– пропаганда достижений музыкального театра, в том числе за пределами региона;

– организация и проведение гастролей в других регионах страны и за рубежом;

– реализация билетов на мероприятия музыкального театра;

– реализация сопутствующих услуг, предоставляемых музыкальным театром зрителям;

– подготовка, тиражирование и распространение информационно-справочных материалов, связанных с художественно-творческой деятельностью учреждения.

В уставе музыкального театра предусмотрены также широкие возможности учреждения на осуществление и других видов деятельности, использование различных источников формирования имущества и финансовых ресурсов организации.

В современном музыкальном театре для обеспечения полноценной деятельности, обозначенной выше, необходимо привлечение профессиональных специалистов более чем по 50 направлениям, причем значительная часть этих профессий уникальная.

Для обеспечения конкурентоспособности учреждения и оптимального выполнения им своего предназначения в целях разработки Стратегии развития необходимо провести анализ деятельности за три года.

На сегодняшний день у музыкального театра, который полноценно работает всего лишь второй сезон, отсутствует стратегия развития, и анализ его деятельности позволит не перенести полученные выводы на деятельность театра в будущем, а, оттолкнувшись от желаемого результата существования музыкального театра в Рязанской области и российском театральном пространстве, на основе анализа внутреннего состояния и внешней среды определить стратегическую цель, задачи, мероприятия и показатели Стратегии развития, то есть впервые разработать Стратегию развития.

Основа любого театра – его труппа, артистический персонал. Музыкальный театр – это актерский состав солистов-вокалистов, где должны быть представлены все вокальные голоса (сопрано, меццо-сопрано, тенора, басы), актерские амплуа и поколения, плюс хоровой и балетный коллективы, а также симфонический оркестр. От того, насколько полно представлены все вышеперечисленные категории в составе труппы , во многом зависит выбор репертуара и сама возможность его постановки на сцене театра.

Состав артистической труппы музыкального театра (солисты-вокалисты) молод, в основном до 30 лет.

В настоящее время в музыкальном театре имеется 15 вакансий. В основном требуются работники художественно-артистических и художественно-постановочных специальностей (звукорежиссеры, художники по свету, гримеры-постижеры, артисты – солисты, артисты балета и хора, аккомпаниаторы).

Практически все работающие в музыкальном театре – высококвалифицированные специалисты, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, получившее его в лучших учебных заведениях страны и региона. Административно-управленческий персонал музыкального театра имеет большой опыт работы в отрасли культуры.

Сегодняшняя модель организационно-административной структуры музыкального театра сформирована в соответствии с целями и задачами, выбранными коллективом в качестве приоритетных, ориентированных на работу по оказанию населению качественных услуг. Структура традиционна для аналогичных театров и включает в себя:

– административно-управленческий персонал (23 человека: дирекция, бухгалтерия, отдел кадров, административный отдел);

– художественный персонал (17 человек: главный дирижер, режиссер-постановщик, помощник режиссера, помощник главного дирижера, балетмейстер-постановщик, художник-постановщик, дирижер, хормейстер, заведующий музыкальной частью, заведующий балетной труппой, звукорежиссер, репетитор по балету, репетитор по сценическому движению, реставратор клавишных инструментов);

– художественно-технический персонал (44 человека, отдел по организации гастрольно-концертной деятельности, художественно-постановочная часть, электроосветительный цех, радиоцех, гримерно-пастижерный цех, реквизиторно-бутафорский цех, пошивочный цех, костюмерная, библиотека, архив);

– артистический персонал (92 человека: артисты-вокалисты (солисты), артисты балета, артисты оркестра, артисты хора, аккомпаниаторы);

– хозяйственно-технический персонал (38 человек).

В целом данная структура на сегодняшний день отвечает целям и задачам деятельности музыкального театра, но для решения стратегических задач в структуре музыкального театра должен быть усилен блок маркетинговой деятельности, работы с общественностью, привлечения партнеров и внебюджетных источников финансирования, а также обязательно – артистический и художественно-технический персонал.

Сегодня в репертуаре музыкального театра заняты практически все артисты. Однако, существующий персонал не может предоставить разнообразные жанры, в частности не любые балетные или оперные спектакли. Кроме того, в музыкальном театре отсутствует взрослое поколение актеров, что негативно сказывается на важнейшей театральной традиции – преемственности поколений и передаче сценического опыта мастерами сцены молодым артистам в процессе совместной сценической деятельности, что также влияет на выбор репертуара музыкального театра.

Для реализации своего предназначения, предоставления государственных услуг населению региона, формирования и удовлетворения потребностей граждан в музыкальном искусстве музыкальный театр важным направлением своей деятельности считает репертуарную политику.

Сегодня в репертуаре музыкального театра спектакли для детей «Мой любимый папа» (по мотивам мюзикла В. Улановского), «Волшебная карта» (муз. А. Гречанинова), «Тайна черного астероида» (по мотивам оперы Э. Хумпердинка), «Происшествие в старом замке» (муз. В. Плешака), «Приключения Тома Сойера» (муз. С. Баневича).

Большим успехом пользуются детские представления «Тайна веселых огоньков», «Путешествие в страну веселых каникул», «Волшебная кисточка», «Приключения у Новогодней елки», «Масленица-краса и ее чудеса», концертная программа для подростков «Земля – наш дом» и предназначенная для юношества театральная фантазия для солистов, хора и оркестра музыкального театра «Снегурочка» (по пьесе А.Н. Островского, на музыку П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова).

Взрослым зрителям в репертуаре музыкального театра сегодня предназначены концертное ревю «Седьмое небо» (по мотивам советских оперетт И. Дунаевского, С. Заславского, Ю. Милютина), премьера 2013 года оперетта И. Кальмана «Королева чардаша», а также популярные и любимые публикой музыкальные вечера «Ночь в театре», театрализованные концертные программы «Грезы о счастье», «Гимн веселью и любви», «Вся музыка – любовь!», «Музыка наших сердец», «Оперетта.ru» и другие.

Музыкальный театр разработал концертные абонементы вокальной музыки «Встречи у рояля», хоровой – «Зерцало музыки» и симфонической – «Оркестровая мозаика», «Музыкальный вечер в парке», что создает системный подход к формированию и удовлетворению музыкальных потребностей общества.

Рейтинг проката в 2011 году распределился следующим образом – мюзикл для детей «Тайна веселых огоньков» (52 спектакля), театрализованный концерт для взрослых «Музыка наших сердец» (22 спектакля), детский спектакль «Происшествие в старом замке» (18 спектаклей), детские музыкальные концерты (16 показов). В 2012 году – детский мюзикл «Приключение Тома Сойера» (30 спектаклей), детский спектакль «Происшествие в старом замке» (29 спектаклей), мюзикл для детей «Тайна веселых огоньков» (24 спектакля), музыкальное ревю для взрослых «Седьмое небо» (13 спектаклей), детский мюзикл «Волшебная кисточка» (14 показов), спектакль для юношества «Снегурочка» (10 показов), театрализованный концерт для взрослых «Музыка наших сердец» (8 спектаклей). Театр успешно освоил детский репертуар, для которого есть благодатная аудитория. Сложнее обстоит дело с репертуаром для молодежи и взрослого населения, количественно который сегодня представлен крайне скудно.

Кроме собственных артистов на сцене музыкального театра за время, прошедшее после открытия капитально отремонтированного здания, состоялись концерты выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, создающих и пропагандирующие произведения музыкального искусства, в том числе гала-концерт звезд мировой оперы «Страстное признание в любви» (памяти Энрико Карузо), в котором приняли участие выдающиеся и знаменитые теноры Франческо Аниле («Ла Скала» – Милан, Италия), Петр Мелентьев (Московский музыкальный театр «Русская опера») Алехандро Олмедо (Опера Мехико – Сити, Мексика) и другие.

В октябре 2013 года ведущие солисты музыкального театра Ирина Мезенева и Алексей Свиридов достойно участвовали в Международном театральном фестивале на Кипре, посвященном 150-летию со дня рождения К.С. Станиславского.

Таким образом, музыкальный театр бережно относится к сохранению и популяризации общемировых и национальных музыкальных ценностей. В его репертуаре концертные программы, арии и дуэты из опер и оперетт выдающихся композиторов. Репертуар театра формируется по принципу органического сочетания классической оперетты и мюзикла с произведениями классиков и современных российских авторов. Особое внимание театр уделяет созданию спектаклей для детей и подростков, а также созданию и прокату разностилевых и разнонаправленных театрализованных концертных программ. Одни из них служат средством знакомства публики с лучшими образцами мировой классики , другие, напротив, имеют развлекательную направленность.

У музыкального театра формируется репертуар, однако сегодня он не отвечает миссии театра. Во-первых, недостаточно представлено жанровое разнообразие продукции музыкального театра, во-вторых, ограничено количество наименований, в-третьих, для конкретной возрастной аудитории существующее предложение включает в себя 2-3 наименования. Объяснение подобному факту в объективности существования музыкального театра, но сегодня репертуар музыкального театра – его узкое место, и на решение данного вопроса отпущено крайне мало времени.

Для анализа деятельности музыкального театра в целях разработки Стратегии развития будем пользоваться различными показателями, на основе сравнения, сопоставления которых сделаем выводы о современном состоянии музыкального театра и тенденциям развития. Важные показатели деятельности, по которым музыкальный театр предоставляет статистическую отчетность, отражены в таблицах 1,2.

Таблица 1

Мероприятия, проведенные музыкальным театром

единицы


№ п/п

Наименование мероприятия

Всего

В том числе для детей

2010

2011

2012

2010

2011

2012

1.

Мероприятия, проведенные силами театра на своей площадке

25

142

21

91

2.

Выездные мероприятия

152

132

32

113

101

24

3.

Гастроли в пределах своей территории

pub -> Вестник Московского университета. Серия 14 - Психология, №4, 2004, с. 61-69
pub -> Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования