Презентации по песочной терапии в детском саду. Презентация "песочная терапия, как средство, облегчающее адаптацию детей к детскому саду"

«Песочная терапия

В ДОУ»

Подготовила: воспитатель старшей группы «Колобок»

Бражникова Ю. В.





ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ (Sandplay)

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум»

Карл Густав Юнг (1875-1961)


Что такое песочная терапия

  • Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного

Чем полезны игры с песком?

  • Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навык самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;
  • Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
  • Развивают мелкую моторику, глазомер;
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!);
  • Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Противопоказания к игре с песком

  • Уровень тревожности ребёнка очень высок;
  • Есть аллергия или астма на пыль и мелкие частицы;
  • Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру…Подобно Богу

Мы создадим свой мир Чудес,

Пройдя познания Дорогу.

Д.Фролов.


Для организации игры с песком понадобится:

  • Ящик для песка (песочница), размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия. Внутренняя поверхность имеет светло-голубой цвет, который при работе символизирует воду и небо.

  • Песок (можно обычный, но промытый, просеянный, прокаленный в духовке)
  • Коллекция миниатюрных фигурок

Коллекция миниатюрных фигурок и предметов

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики:

  • Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, боги и богини разных народов, колдуны и пр.
  • Животные (наземные, летающие, водные обитатели), как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т.п.)
  • Дома , другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.)
  • Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда
  • Деревья, кусты, цветы и др. растения
  • Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы
  • Небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга и пр.
  • Транспортные средства: наземный, водный, воздушный
  • Аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.

Источник информации:

  • Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.,1998г.
  • Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М.: 2009г.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.: «Речь», 2002г.
  • Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: «Речь», 2006г.
  • Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2001г.
  • Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2002г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П.ШКОЛЬНОЕ» Симферопольский район Республика Крым ВОСПИТАТЕЛЬ 1-й младшей группы «Лунтик» ГУБАНЬ АННА ЕВГЕНЬЕВНА ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО, ОБЛЕГЧАЮЩЕЕ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ

2 слайд

Описание слайда:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ- ПУТЬ В СТРАНУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Можно сказать, что песочная терапия для детей была создана самими детьми. Однако сам метод - песочная терапия - был разработан Карлом Густавом Юнгом, а распространена песочная терапия для детей была создана психологом и педиатром Маргарет Левенфельд. Именно она разрешала деткам игры с песком прямо у себя в кабинете на полу. Правда, чуть позже для удобства пользования ребёнком песочницу подняли на более высокий уровень

3 слайд

Описание слайда:

Песочная терапия как игровой подход в работе с детьми берет свое начало, как это ни удивительно, в наблюдениях известного писателя-фантаста Герберта Уэллса за своими детьми. В книге "Игры на полу" ("Floor Games", 1911) Уэллс описал, как его маленькие сыновья, играя с миниатюрными фигурками, помогают себе справляться с трудностями, возникающими в общении друг с другом и с остальными членами семьи. Английский психолог Маргарет Ловенфельд, основательница Лондонского Института детской психологии, познакомившись с этой книгой, решила соединить фигурки с песком и водой. Дети, с которыми она работала, быстро освоив новый вид игры, сразу же стали переносить фигурки в песочницу и строить в ней то, что они называли "Мой мир". Таким образом, именно дети дали название новой методике работы "Техника Мира" (World Technique).

4 слайд

Описание слайда:

Сегодня же песочная терапия - не менее известная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия и др. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции. Именно поэтому в своей работе в детском саду с детьми младшего дошкольного возраста я активно использую песочную терапию для детей как один из методов, помогающих в адаптационный период безболезнено адаптироваться к детскому саду, а так же как метод формирующий всестороннее развитие ребёнка: развитие творческих способностей, развитие мышления, развитие речи и главный фактор психологического здоровья ребёнка.

5 слайд

Описание слайда:

Почему я выбрала именно песочную терапию? Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Формирование из песка можно считать началом конструирования. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, является прекрасным психо-профилактическим средством. Способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние, что особенно актуально в работе с детьми в период адаптации.

6 слайд

Описание слайда:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МНОЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ. 1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. 2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. 3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и воспитатель легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения. 4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего. 5. Но самое главное: песочная терапия - это игры с песком, где «ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!»

7 слайд

Описание слайда:

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольётся дивной сказкой Игрушек маленький набор Возьмём в игру… Подобно Богу, Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу. (Т. Грабенко)

8 слайд

Описание слайда:

МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В песочной терапии для индивидуальных занятий с детьми или с малой группой (3-4 человека) используется водонепроницаемый деревянный ящик размерами 50х70х8см. Дело в том, что такой ящик соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, его целиком можно охватить взглядом. На языке психологов, занимающихся песочной терапией, он называется «поднос». Обязательно внутренняя поверхность такой песочницы, «подноса», должна быть выкрашена в сине-голубой цвет – символ бессознательного, бесконечности, продолжения. На 2/3 объема «поднос» заполняется просеянным и прокаленным песком. В песочной терапии могут использоваться любые объекты, встречающиеся в окружающем мире, - разнообразные фигурки (максимальная высота - 8 см). Все они составляют своеобразную коллекцию для песочной терапии. В песочной терапии обычно применяют следующие группы фигурок: Человеческие персонажи; Здания (дома, замки, церкви); Животные; Машины; Растения; Постройки (мосты, ограды, ворота); Природный материал (ракушки, веточки, камни и т.д.); Символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности); Сказочные герои (добрые и злые); Религиозные предметы и сувениры; Домашняя утварь, гайки, болты; Буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины

9 слайд

Описание слайда:

Первые дни пребывания ребенка в детском саду На этапе адаптации я использую ОБУЧАЮЩИЕ игры, направленные на развитие тактильной – кинестетической чувствительность и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в ДОУ. «Путешествие в песочную страну» Чтобы попасть в песочную страну мы с вами должны произнести волшебное заклинание: «В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди.»

10 слайд

Описание слайда:

Знакомство с песочной страной и ее обитателями. В этом мне помогает Песочный человечек. На первом этапе ознакомления детей с песочной страной и ее обитателями я знакомлю детей с ритуалом вхождения в песочную сказку и правилами поведения при игре с песком.

11 слайд

Описание слайда:

Ритуал вхождения в песочную сказку Повторяйте все за мной! Здесь нельзя кусаться, драться! Можно строить и творить: горы, реки и моря- чтобы жизнь вокруг была! Никого не обижать, ничего не разорять! Это мирная страна. Дети поняли меня?! -да! - Я вас слушал, я вас слышал, Вы такие молодцы! Вы - волшебники-творцы. Я открою вам секреты, Только знать надо при этом Правила моей страны. Очень все они просты! Я сейчас их изложу И запомнить попрошу! Вы готовы мне внимать? - да! Значит, можно начинать? - да!

12 слайд

Описание слайда:

Кто же такой Песочный человечек и откуда он к нам пришел? Песочный человек, Сеятель, Песочный человечек (англ. Sandman, нем. Sandmännchen) - фольклорный персонаж, традиционный для современной Западной Европы. Согласно поверьям, сыплет заигравшимся допоздна детям в глаза волшебный песок, заставляя их засыпать. Образ Песочного человека носит положительную окраску - это доброе существо, успокаивающее шалунов и навевающее добрые сны.

13 слайд

Описание слайда:

Игра «песочные человечки». Предложите малышу игру, как будто вы с ним пришли в гости к песочным человечкам и будете вместе с ними играть. Предложите ребенку нарисовать на песке самих песочных человечков. Для того чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте песок ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребёнка и нарисуйте его пальчиком.После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. Песочный человечек “Его любят потому, что он нравится детям. Это очень редко, когда дети, потом их дети, а потом уже и внуки этих детей продолжают относиться к такому герою с нежностью. Это связано с тем, что Песочный человечек выглядит уютно и внушает им чувство безопасности”, – резюмирует Фолькер Петцольд.

14 слайд

Описание слайда:

Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения. В период адаптации главным является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие.

15 слайд

Описание слайда:

Развивающие игры с песком В зависимости от возраста и интересов ребенка на песке можно: делать очень полезный песочный массаж: пересыпать песок, перетирать его между ладошек (такой массаж активизирует нервные окончания, а это стимулирует умственную активность, является профилактикой простудных заболеваний и т.д.); делать отпечатки пальчиками, ладошками, толстыми и тонкими палочками, камешками и т.д.; рисовать что-нибудь или писать буквы, цифры, слова пальчиком или веточкой; создавать узоры или выкладывать контуры предметов из ракушек, камешков, веточек, каштанов, желудей, орехов и т.д.; проводить пальчиком по ровной, волнистой и зигзагообразной дорожкам, сделанным на песке мамой. Постараться не сбиться с дороги (это помогает в развитии мелкой моторики и в подготовке руки к письму); проводить пальчиком по дорожкам, сделанным в форме букв или цифр, проговаривая названия, или сделать их выпуклыми (развитие моторики, изучение букв и цифр - мышечная память у детей очень сильная); находить спрятанные в песке камешки, игрушки. Считать, сколько уже найдено, а сколько осталось найти; создавать различные рельефы (холмики, горки, впадины, рвы, ямы, куличики, мосты, здания, замки, домики, норки, лабиринты и т. д.); создавать сказочные или реальные композиции, расставляя на ровной поверхности или в созданных рельефах разные предметы, фигурки людей или животных, небольшие игрушки (например, машинки).

16 слайд

Описание слайда:

Игра в песочнице «Найди игрушку». Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребёнок их не видел. Мы прячем машинки, рыбок, мелкие пластмассовые мячики, игрушки из киндер –сюрпризов и мн.др.) Предложите ему по очереди найти эти игрушки. малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку, лошадку, зайчика. Сначала можно облегчить задачу, попросив ребёнка просто найти все игрушки в песке. Также в процессе игры можно изучать геометрические фигуры, например, найти в песке шарик, кубик, колечко.

17 слайд


3


4 Карл Густав Юнг ()


5 Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик от стола – Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес, Пройдя Познания Дорогу.


6 Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.




8 Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.


9 - развить более позитивную Я-концепцию; - стать более ответственным в своих действиях и поступках; - выработать большую способность к самопринятию; - в большей степени полагаться на самого себя; - овладеть чувством контроля; - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; - развить самооценку и обрести веру в самого себя. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:


10 Цель песочной терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Цель песочной терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.


11


12 Для детей "отыграть" свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.


13 Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.


- один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.


История метода

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется как источником внутреннего роста и развития.





Что дает песочная терапия?

Открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность.

«Вскрывает» глубинные чувства, помогает пережить травмирующий опыт в безопасности, встретиться со страхами повторно и справиться с ними.

Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.

Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.



  • «Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.
  • Ребенок получает первый опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.
  • Песочная терапия больше всего показана детям со следующими проблемами:
  • глубокие психологические и родовые травмы;
  • агрессия, тревожность, страхи, гиперактивность, поведенческие;
  • проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителей, сверстников.

  • соблюдайте тишину, не мешайте ребенку создавать картину;
  • прислушивайтесь к чувствам ребёнка, он должен ощущать безопасность пространства; наблюдайте за процессом, не вторгайтесь в мир ребёнка без его согласия, не торопите его, не задавайте ему вопросов.

Cлайд 1

Cлайд 2

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ (Sandplay) «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» Карл Густав Юнг. (1875-1961)

Cлайд 3

Что такое песочная терапия. Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Cлайд 4

История возникновения Корни песочной терапии лежат в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит Герберту Уэллсу Идею подхватила педиатр и психолог Маргарет Ловенфельд, позволившая детям играть с песком в своем кабинете. В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Калф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).

Cлайд 5

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ песочной терапии Основная цель песочной терапии - достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Cлайд 6

Возможности песочной терапии Позволяет проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне. Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. Способствует изменению отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе. Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения. Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Cлайд 7

Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи: Диагностические; Коррекционные; Терапевтические; Творческого развития.

Cлайд 8

Показания к песочной терапии Рекомендуется предлагать песочную терапию и она успешно используется в случаях: Трудности в общении Взаимоотношения детей и родителей Кризисные ситуации (развод, переезд) Психологические травмы Расстройства настроения Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства Проблемы поведения (агрессия) Ограничен в проявлении своих чувств;

Cлайд 9

Противопоказания к использованию песочной терапии Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: Клиент характеризуется повышенной возбудимостью; У клиента есть обсессивно-компульсивный синдром (невроз навязчивых состояний); Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы. Кожные заболевания и порезы на руках.

Cлайд 10

Оснащение кабинета песочной терапии 1. Подносы с песком Два деревянных ящика прямоугольной формы, традиционным размером 50*70*8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Один из подносов используется для сухого, а другой – для влажного песка.

Cлайд 11

2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики: Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, боги и богини разных народов, колдуны и пр. Животные (наземные, летающие, водные обитатели), как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т.п.) Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.). Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда Деревья, кусты, цветы и др. растения Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы. Небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга и пр. Транспортные средства: наземный, водный, воздушный. Аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.

Cлайд 12

ПРЕИМУЩЕСТВА ПереносА традиционных педагогических занятий в песочницу Во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать или работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается "тактильная" чувствительность как основа развития "ручного интеллекта". В третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В четвертых, песок как и вода, способен "заземлять" отрицательную энергию.

Cлайд 13

Песочная терапия в работе с детьми с особенностями В развитиИ Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Cлайд 14

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью Дети с неустойчивым вниманием Агрессивные дети Дети, пережившие психическую травму. К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Cлайд 15

Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми любого возраста (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем: различные формы нарушений поведения; психосоматические заболевания; повышенная тревожность, страхи; неврозы; сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками. Преимущества песочной терапии: помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков); освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации; актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения; дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий; сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа) адаптация в школе и детском саду. Песочная терапия как один из методов эффективной работы по снятию страхов, агрессии, напряжений, у детей с ограниченными возможностями Cлайд 17