Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Единый реестр субъектов МСП: системное решение проблем малого бизнеса? Кто ведет реестр предприятий малого и среднего бизнеса

Представители малого бизнеса получают особую государственную поддержку в виде снижения административной и налоговой нагрузки . Этот фактор способствует росту показателя, отражающего процент населения, занятого в трудовом процессе. Фирмы, относящиеся к группе среднего бизнеса, также имеют определенные льготы, представляющиеся региональными органами власти. Ниже, мы предлагаем рассмотреть субъекты малого и среднего предпринимательства и поговорить об их особенностях.

Ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой

Субъекты МСП: суть понятия

В Федеральном акте от две тысячи пятнадцатого года говорится о том, что к категории МСП (малое и среднее предпринимательство) относятся различные фирмы, зарегистрированные как потребительский, либо общепроизводственный кооператив, общество с ограниченной ответственностью, ИП или фермерско-крестьянское хозяйство. Субъект МСП – это особый статус, дающий возможность использовать различные льготы, представляющиеся органами власти. Для того чтобы получить статус, подтверждающий принадлежность к рассматриваемой структуре, все вышеперечисленные организации должны соответствовать определенным критериям отбора.

Важно отметить, что ведение экономической деятельности в статусе субъекта малого либо среднего бизнеса, является законным правом каждого гражданина . Это право закреплено Конституцией Российской Федерации. Согласно установленным правилам, организация, созданная гражданином, должна самостоятельно вести хозяйственную деятельность с целью получения дохода путем оказания услуг, реализации товарной продукции, использования собственных активов либо выполнения различных работ. Расширение данного направления способствует росту здоровой конкуренции, что благоприятно отражается на экономическом состоянии региона.

Малое и среднее предпринимательство в России

В две тысячи седьмом году был принят Федеральный закон под номером двести девять «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором приводятся подробные сведения о рассматриваемых субъектах. В этом акте содержатся параметры, которые используются для определения принадлежности конкретной фирмы к крупному, среднему либо малому бизнесу. Этот же норматив регламентирует деятельность всех структур, относящихся к категории МСП.

На территории России действует специализированный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, куда включены все организации и частные фирмы, ведущие коммерческую деятельность . Данный реестр подразделяется на две отдельных группы:

  1. ЕГРЮЛ – реестр, содержащий информацию о субъектах предпринимательства, зарегистрированных в статусе юридических лиц.
  2. ЕГРИП – реестр, в котором содержится информация обо всех индивидуальных предпринимателях, действующих на территории России.

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами

Какие организации принадлежат к субъектам МСП

Как уже было сказано выше, государственные органы устанавливают критерии, которые используются для отнесения различных компаний к конкретным субъектам предпринимательской деятельности. Для того чтобы получить статус малого либо среднего бизнеса, компания должна соответствовать определенным требованиям контролирующих органов . Как правило, эти требования связаны с общим количеством сотрудников компании и размером годовой выручки предприятия. Давайте более подробно ознакомимся с этими требованиями.

Требования по статусу

Для того чтобы стать субъектом МСП, предприниматель должен иметь определенный статус. Сегодня, к данным субъектам относятся аграрные и общепроизводственные кооперативы, хозяйствующие партнерства и общества, крестьянско-фермерские хозяйства и частные бизнесмены. Важно обратить внимание, что эти параметры имеют второстепенную важность. Все компании, имеющие любой из вышеперечисленных статусов, могут быть исключены из субъектов МСП при нарушении лимитов, установленных в отношении размера штата компании или объема годовой выручки.

Ограничения по численности

Критерии малого бизнеса отличаются от требований, выдвигаемых органами контроля к средним организациям. Так, размер штата субъектов, относящихся к средней категории, может составлять от ста одного до двухсот пятидесяти работников. Представители малых структур наделены правом держать в своих рядах не более сотни сотрудников. В отношении микропредприятий установлен максимальный порог в виде пятнадцати работников. Важно отметить, что при составлении расчетов учитываются не только основные работники компании, но и те сотрудники, что работают по совместительству.

Превышение установленных ограничений становится причиной утраты компанией своего статуса. Важно отметить, что вышеперечисленные требования действуют как в отношении ИП, так и юридических лиц. Единственной разницей между этими структурами является то, что ИП могут вовсе не иметь наемного персонала. В такой ситуации, принадлежность к конкретной категории определяется путем расчета величины годового дохода. Также следует сказать о том, что индивидуальные предприниматели, работающие на патентной основе, относятся к числу микропредприятий. В данном примере, объем выручки и численность штата не учитываются, поскольку эти критерии ограничиваются самой патентной системой.


Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли

Особенности по выручке

Одним из главных параметров, который используется при определении принадлежности компании к конкретному субъекту, является объем годового дохода организации. При составлении расчетов учитывается размер валовой выручки до вычета налоговых выплат, полученных за прошлый год. Согласно установленным правилам, величина выручки микропредприятий не должна превышать ста двадцати миллионов рублей. Для представителей малой структуры установлен максимальный порог в виде 800 миллионов рублей.

Средний бизнес критерии имеет более жесткие. Размер выручки компаний, относящихся к этой категории, должен варьироваться от 800 миллионов до двух миллиардов рублей в год. Еще одним важным параметром, который учитывается при определении принадлежности компании, является состав уставного фонда. В отношении малого бизнеса установлено правило, согласно которому размер доли участников, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, не должен превышать сорока девяти процентов.

Государственный реестр РФ по МСП

Реестр предприятий, содержащий информацию о рассматриваемых структурах, был создан в две тысячи шестнадцатом году. В данный перечень вошли все компании, имеющие статус МСП, действующие на территории России. Ознакомиться с информацией, содержащейся в реестре, можно посетив официальный сайт налоговой инспекции. Важно обратить внимание, что сведения о новых предпринимателях, которые только прошли регистрационную процедуру, вводятся в реестр в автоматическом режиме. Для ввода данных используется информация, зафиксированная в налоговых отчетах.

Вся информация, которая содержится в рассматриваемом реестре, находится в открытом доступе. Это означает, что любой желающий может узнать название организации либо имя владельца ИП. Помимо этого, здесь можно узнать о принадлежности конкретного предприятия к одному из субъектов предпринимательства, индивидуальный номер налогоплательщика и адрес, по которому зарегистрирована компания. Кроме вышеперечисленных сведений, реестр МСП содержит информацию о направлении деятельности каждой компании и наличии лицензии.

Вся информация используется государственными органами с целью контроля работы субъектов предпринимательства.

Важно обратить внимание, что каждый предприниматель имеет законное право подать заявку о внесении дополнительной информации о своей компании . В качестве дополнительной информации можно указать:

  1. Данные о выпускаемой товарной продукции и её главных характеристиках.
  2. Информацию об участии компании в различных программах партнерства с государственными учреждениями.
  3. Сведения об участии в тендерах, конкурсах и аукционах, проводимых государственными органами.
  4. Полные контактные данные.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2018 году устанавливает государство

Для подачи заявки необходимо зарегистрировать персональный аккаунт на официальном ресурсе налоговой службы. Важно отметить, что передача информации возможна только при наличии специальной цифровой подписи. Создание реестра МСП позволило представителям этой структуры отказаться от формирования документов, подтверждающих наличие особого статуса. Ранее подобные документы создавались с целью принятия участия в различных государственных программах. Для того чтобы получить подтверждение наличия особого статуса, предпринимателю было необходимо передать работникам налоговой службы финансовые отчеты, документы бухгалтерского учета и информацию о величине штата наемных сотрудников.

Для того чтобы получить информацию о конкретной компании и её принадлежности к определенной структуре, необходимо посетить сайт налоговой службы. Перейдя на страницу с реестром нужно ввести полное наименование организации, либо её идентификационный номер. При обнаружении отсутствия или недостоверности представленной информации, следует связаться с работниками службы и подать запрос на проверку данных о конкретной компании.

Поддержка малого и среднего бизнеса

Малое и среднее предпринимательство имеет особый статус, предоставляющий возможность применения различных льгот, государственными органами. Данные преференции можно распределить на три отдельных группы:

  1. Снижение налоговой нагрузки. Каждый субъект предпринимательской деятельности, относящийся к категории МСП, имеет законное право использовать специальные налоговые режимы, позволяющие снизить статью расходов. Помимо этого, региональные органы власти предоставляют предприятиям, временно остановившим свою деятельность, налоговые каникулы, во время которых допускается подача нулевой отчетности.
  2. Административные льготы. К данной категории льгот можно отнести упрощенный порядок ведения бухгалтерской отчетности, а также возможность использования трудовых соглашений, имеющих определенный срок действия. Помимо этого, органами контроля, данным предприятиям, предоставлена возможность получения надзорных каникул, на время которых компании освобождаются от обязательного прохождения различных проверок. Следует отметить, что последняя льгота действует до окончания две тысячи восемнадцатого года.
  3. Финансовые льготы. Данный вид преференций выражается в виде грантов и субсидий, выдаваемых региональными и федеральными органами власти. Полученные деньги можно использовать для расширения бизнеса, покрытия должностных обязательств и других целей.

На территории России действует федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Задачей этой структуры является создание всех необходимых условий для процветания предпринимательской деятельности. Данная корпорация помогает «выйти из тени» лицам, занимающимся производственной деятельностью в небольших объемах или работающих на основе фриланса. Оказание подобной поддержки позволяет увеличить количество рабочих мест, что благоприятно воздействует на общественность. Помимо этого, развитие МСП позволяет значительно снизить расходы государственного бюджета, которые используются для покрытия медицинской страховки, пенсионного обеспечения и оплаты пособий по безработице.


На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ

Фонд поддержки СМП принимает непосредственное участие в развитии новых направлений предпринимательской деятельности. Особое внимание уделяется инновационным технологиям, которые позволяют оптимизировать производственный процесс.

Выводы (+ видео)

Для того чтобы получить статус субъекта МСП, компании необходимо соответствовать ряду строгих параметров, которые используются контролирующими органами для отбора организаций. Получение этого статуса позволяет предпринимателям получить налоговые льготы и снизить величину финансовой нагрузки на собственную компанию.

Вконтакте

В статье вы узнаете, как получить выписку из реестра МСП по ИНН и другим реквизитам субъекта малого бизнеса. Кроме того, речь пойдет и о самом реестре, о том, какие данные из него можно получить.

Какие данные содержатся в реестре

Прежде чем получить выписку из единого реестра СМП, необходимо разобраться, что это за реестр и какие сведения в него включаются. Его ведение предусмотрено ст. 4.1 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В соответствии с п. 3 указанной статьи в перечень включаются следующие сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства (СМП):

  • название фирмы либо ФИО предпринимателя;
  • юридический адрес юрлица, место регистрации физлица;
  • категория СМП (среднее, малое, микропредприятие);
  • ОКВЭД, которые переносятся из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • данные об имеющихся лицензиях и другие сведения.

Чтобы узнать, содержатся ли сведения об определенном юрлице или предпринимателе в реестре, нужно заказать выписку из реестра СМП.

Как получить выписку из единого реестра субъектов МСП

Прежде всего расскажем, где получить. В соответствии с п. 2 рассмотренной нами выше статьи 4.1, реестр ведет налоговая инспекция, следовательно, и получить её можно там.

Заказать в ИФНС можно тремя способами:

  • используя специальный сервис. Об этом расскажем далее.
  • обратившись в налоговую инспекцию лично или через представителя;
  • отправив запрос по почте.

Сразу отметим, что первый способ наиболее быстр и удобен. Получить выписку из реестра СМП по ИНН можно в течение нескольких минут.

Чтобы получить выписку из реестра МСП через интернет (нередко такой запрос называется еще «выписка из реестра СМП по ИНН») нужно:

  1. Зайти на сайт ofd.nalog.ru ;
  2. Ввести в поисковую строку название или ИНН или ОГРН фирмы; ФИО предпринимателя или его ОГРНИП;
  3. Посмотреть результаты поиска, если отобразилось несколько фирм, выбрать нужную.
  4. Нажать на название фирмы либо ФИО предпринимателя. При этом выписка из реестра СМП с ЭЦП налоговой скачается в формате PDF на Ваш компьютер.

В случае необходимости, можно произвести расширенный поиск. Используя его можно, например, сделать выборку субъектов малого бизнеса по региону или по определенной отрасли. Результаты поиска можно экспортировать в Excel. Можно сформировать выписку из реестра СМСП по ИНН, введя список ИНН не более 30 тысяч.


Как мы видим, скачать выписку из реестра СМП довольно просто. Далее остановимся на том, где ее можно использовать. Если участник госзакупки предоставил выписку из единого реестра МСП России, у госзаказчика отсутствуют правовые и фактические основания для отклонения заявки. Таким образом, выписку из единого реестра МСП вместо декларации использовать можно.

Применение выписки из единого реестра субъектов МСП

У госзаказчиков существовал вопрос можно ли использовать выписку из реестра СМП вместо декларации? Кто-то участников, представивших выписку из единого реестра МСП России, до торгов допускал, кто-то нет. Судебная практика подтверждает правоту первых. В постановлении АС ЗСО от 23.01.2018 по делу А56-26032017 сделан вывод о том, закон № 44-ФЗ не содержит строгой формы декларации. При этом правовое значение имеет суть документа, а не его форма.

Отдельный вопрос представляет собой срок действия выписки из реестра СМП. В указанной выше статье 4.1 прописано следующее:

  • данные, содержащиеся в реестре, размещаются на сайте 10-го числа каждого месяца;
  • данные являются общедоступными в течение 5-ти лет, следующих за годом их публикации.

Однако субъект малого предпринимательства может быть исключен из реестра, поэтому госзаказчикам рекомендуется проверять содержащиеся в выписке из единого реестра СМСП сведения.

Вложенные файлы

  • Выписка из реестра СМП.pdf

Представляет собой открытую базу данных. Этот инструмент позволяет убедиться, действительно ли хозяйствующий субъект относится к малым и средним предпринимателям.

Предполагается, что реестр, как системное решение, поможет снизить затраты не только малых, но и крупных компаний. В первом случае открытая база оптимизирует процесс подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки. Во втором случае ресурс упростит поиск поставщиков. Полезным реестр окажется и для ведомств, которые смогут использовать содержащиеся в нем сведения для планирования надзорной деятельности. По словам представителей Минэкономразвития, поскольку в ближайшие три года для малых предприятий предусмотрены надзорные каникулы, то, сверяя информацию о них, контрольные органы будут ориентироваться именно на реестр.

Какие сведения о субъектах МСП содержатся в реестре в открытом доступе

Чтобы получить сведения о юрлице или ИП, необходимо в строке «поиск» ввести ИНН, ОГРН или ОГРНИП, наименование организации или ФИО ИП. Выйдет следующая информация, которую при желании можно выгрузить в формате Excel:

  • наименование юрлица или ФИО ИП;
  • категория субъекта (микро-, малое или среднее предприятие);
  • место нахождения юрлица или место жительства ИП;
  • основной вид деятельности;
  • дата внесения сведений в реестр;
  • пометка о том, является ли субъект вновь созданным юрлицом или вновь зарегистрированным ИП;
  • наличие заключенных договоров, контрактов;
  • информация о производстве инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • участие в программах партнерства;
  • сведения о полученных лицензиях.

Принципы формирования реестра

Информационная база реестра включает сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других госисточников, которые предоставили информацию в ФНС. Что важно, сведения поступают автоматически, без участия предпринимателей. Но если компания не представляет сведения о среднесписочной численности работников и налоговую отчетность, то ФНС просто не внесет ее в реестр.

С 2017 года ФНС планирует обновлять сведения о принадлежности субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа соответствующего календарного года, используя данные ФНС по состоянию на 1 июля. Какие сведения будут обновляться?

  • о вновь созданных юрлицах и ИП;
  • о юрлицах и ИП, прекративших деятельность в установленном порядке (п. 5, п. 7 ч. 5 ст. 4.1 ), - в этом случае предприниматели будут исключены из реестра. Но субъекты могут быть исключены и по нескольким другим причинам: если не представляют сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, не сдают налоговую отчетность либо перестают соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
  • общие сведения (наименование, место нахождения, лицензии и др.);
  • о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг.

Критерии попадания в реестр

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год

  • до 15 человек (микропредприятия);
  • до 100 человек (малые предприятия);
  • 101-250 человек (средние предприятия).

Предельные значения дохода за предшествующий календарный год

  • 120 млн руб. (микропредприятия);
  • 800 млн руб. (малые предприятия);
  • 2 млрд руб. (средние предприятия).

Участие других организаций в уставном капитале

Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале ООО не превышает 25%.

Суммарная доля участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49%.

Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется на ООО, соответствующие требованиям в пп. «в» — «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 .

Инновационная и интеллектуальная деятельность

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства имеют статус участника проекта в соответствии с «Об инновационном центре «Сколково».

Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования).

Учредители хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — юрлица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных . Юрлица включаются в перечень, если соответствуют одному из критериев:

  • являются публичными АО, не менее 50% акций которых находится в собственности РФ, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные АО имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
  • являются госкорпорациями, учрежденными в соответствии с ;
  • созданы в соответствии с ;

Как предпринимателю попасть в реестр самому

С помощью специального сервиса предприниматель может подкорректировать данные о себе или внести в реестр дополнительные сведения, сообщив о своей продукции, опыте исполнения контрактов, участии в программах партнерства, уточнив контактную информацию. Потенциальные партнеры в свою очередь смогут проверить эту информацию на сайте ФНС.

Для чего создан реестр предприятий малого и среднего бизнеса?

Согласно пункту 7 статьи 10 закона «О внесении…» от 29.12.2015 № 408-ФЗ, с 1 августа 2016 года налоговые органы обязаны вести специальный реестр малого и среднего предпринимательства, размещенный на сайте ФНС и доступный для всеобщего сведения. Основная цель создания реестра малого бизнеса — это автоматическое признание за организацией или ИП соответствующего правого статуса, что дает предпринимателям целый ряд льгот и дополнительных преимуществ без дополнительного подтверждения своих прав на такие привилегии при заключении сделок, участии в конкурсах, аукционах и т. д.

Так, например, госзаказчики в силу требований статьи 30 закона «О контрактной…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ обязаны не менее 15% продукции, необходимой для их нужд, закупать исключительно у субъектов малого и среднего бизнеса. Аналогичные обязанности по закупкам предусмотрены и пунктом 2 статьи 5.1 закона «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ для госкорпораций и других заказчиков, подпадающих под требования обозначенного акта.

Важно отметить, что для включения в реестр малого и среднего бизнеса от организаций и ИП не требуется совершения каких-либо обязательных юридических процедур. Согласно части 4 статьи 4.1 закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, наполнение реестра производится органами ФНС самостоятельно, путем использования доступной налоговым органам информации:

  • данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • сведений о среднесписочной численности сотрудников;
  • данных о доходах организаций и ИП, получаемых из налоговой отчетности и документов о применении тех или иных налоговых режимов;
  • сведений из других официальных источников (от бирж, инновационного центра «Сколково», субъектов РФ, муниципальных образований и т. д.).

Какие организации включаются в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?

Признаки, по которым субъект подлежит включению в реестр, определяются статьей 4 ФЗ № 209. Согласно данной статье, быть включенными в перечень могут товарищества (партнерства) и общества, ИП, кооперативы и фермерские хозяйства, для чего каждый из таких субъектов должен соответствовать 2 обязательным требованиям, касающимся:

  • численности занятых в организации;
  • величины дохода.

Помимо 2 перечисленных критериев к товариществам и обществам предъявляется и третье требование — о ведении определенной деятельности или предельной концентрации акций (размера долей) не у субъектов малого либо среднего предпринимательства.

Численность занятых для реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

Для получения соответствующего статуса среднесписочная величина работников, исчисляемая за промежуток, равный календарному году, не должна быть, согласно части 1.1 статьи 4 ФЗ № 209, более 250 человек. При этом в пределах указанной величины также производится градация на 3 группы:

  • при числе занятых до 15 человек организация относится к микропредприятиям;
  • при числе работающих от 15 до 100 — к малым предприятиям;
  • при числе трудящихся в пределах от 101 до 250 человек — к средним предприятиям.

Следует помнить, что вновь организованные компании в период с 10 августа по 31 июля следующего после создания года (то есть еще не определившие годовую среднесписочную величину занятых), согласно части 3 статьи 4 ФЗ № 209 автоматически относятся к категории микропредприятий. Что же касается индивидуальных предпринимателей, которые ведут свою деятельность самостоятельно, без привлечения наемных работников, то к ним требование статьи 4 ФЗ № 209 о численности сотрудников не применяется.

Величина дохода для включения в единый реестр малого и среднего предпринимательства

Значение предельного ежегодного дохода измеряется за промежуток, равный календарному году, по правилам пункта 1 постановления Правительства РФ «О предельных…» от 04.04.2016 № 265 также исходя из градации на малые, средние и микропредприятия:

  • 120 млн руб. — предел дохода для микропредприятия;
  • 800 млн руб. — для малого предприятия;
  • 2 млрд руб. — для средней организации.

При исчислении дохода принимается во внимание выручка, полученная от всей осуществляемой организацией деятельности.

Не знаете свои права?

Дополнительное требование к обществам и товариществам для попадания в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса

В пункте 1 части 1.1 статьи 4 ФЗ № 209 перечислены 6 условий, хотя бы одному из которых должно соответствовать общество или товарищество:

  1. Акции ПАО, оборот которых происходит на бирже (ином организованном рынке), относятся к инновационному сектору экономики.
  2. Общество или товарищество ведет бизнес в сфере применения или внедрения результатов интеллектуальной деятельности, которые являются результатом деятельности их учредителей — бюджетных организаций и учреждений.
  3. Общество или товарищество включено в проект «Сколково».
  4. Учредителями или участниками таких обществ (товариществ) являются организации, осуществляющие инновационную деятельность согласно требованиям закона «О науке…» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
  5. Размер долей в обществе, принадлежащих государству, бюджетным и некоммерческим структурам, не превышает 25%, а размер долей, принадлежащих крупным компаниям или корпорациям, составляет не более 49%.
  6. В случае владения акциями должны соблюдаться аналогичные цифры (25 и 49%) для государства (бюджетных и некоммерческих организаций) и крупных компаний, если речь идет об акционерном обществе.

Какие сведения включает налоговая в реестр малого бизнеса?

В реестре субъектов малого предпринимательства учитываются и публикуются данные, перечисленные в части 1 статьи 4.1 ФЗ № 209:

  1. Инициалы ИП или наименование организации.
  2. ИНН ИП или организации.
  3. Сведения о месте жительства (регистрации).
  4. Дата включения сведений в перечень.
  5. Категория субъекта (исходя из числа занятых сотрудников).
  6. Сведения о том, является ли субъект недавно начавшим свою деятельность.
  7. Информация о том, какую хозяйственную деятельность ведет учтенный субъект (по кодам ОКВЭД).
  8. Сведения о получении (наличии) лицензий для ведения бизнеса в лицензируемых сферах.
  9. Сведения о производимом учтенным субъектом продукции (работ, услуг), а также информация о том, является ли таковая к инновационной.
  10. Сведения об участии в партнерских программах с другими организациями в сфере закупок, организованных в порядке, предусмотренном ФЗ № 223.
  11. Данные о контрактах, заключенных с государственными, муниципальными и иными заказчиками, согласно уже упомянутым ФЗ № 44 и 223.

Для справки отметим, что доступ к перечисленным сведениям, размещенным в реестре на сайте ФНС РФ, осуществляется:

  • при помощи ввода в специальную форму данных о конкретной организации (ИНН, ОГРН, названия или инициалов ИП).
  • посредством поиска по определенным критериям (по регионам, форме осуществляемой деятельности, численности сотрудников и т. д.).

Когда в последний раз ФНС обновила реестр малого бизнеса?

Порядок корректировки данных, содержащихся в реестре, определен частью 5 статьи 4.1 ФЗ № 209. Согласно подпункту 1 данной нормы, сведения в полном объеме о работающих как минимум 1 год организациях и ИП вносятся ежегодно 10 августа текущего года. При этом в обязательном порядке предоставляется информация по пунктам 1-5, 7, 8 из указанного выше перечня.

Для вновь созданных организаций и ИП, которые работают менее 1 года, действует иной порядок внесения сведений (ввиду отсутствия по ним данных о годовом доходе и численности занятых). Пункты 1-5, 7, 8 для таких субъектов подлежат заполнению 10 числа месяца, следующего за месяцем, когда данные о таких субъектах появились у налоговых органов.

При этом, согласно пункту 4 части 5 статьи 4.1 ФЗ № 209, для вновь созданных организаций и ИП заполняется пункт 6 указанного выше перечня — это указывает на то, что данные о конкретном субъекте являются неполными. Соответственно, при получении полных годичных данных 10 августа текущего года информация из пункта 6 исключается и данные о таком субъекте вносятся в полном объеме.

В свою очередь, корректировка данных при их изменении у субъекта, включенного в реестр (смене наименования, получении лицензии, изменении и дополнении вида деятельности и т. д.), производится 10 числа того месяца, который будет следующим за месяцем получения налоговыми органами данных о внесенных изменениях.

Информация в пункты 9-11 для всех включенных в реестр субъектов вносится в общем порядке 10 числа месяца, следующего за месяцем, когда соответствующая информация появляется у ФНС РФ.

Исключение из реестра

Согласно пунктам 5 и 7 части 5 статьи 4.1 ФЗ № 209, при прекращении организацией или ИП своего бизнеса такой субъект подлежит исключению из реестра 10 числа месяца, следующего за месяцем получения налоговыми органами данных о завершении хозяйственной деятельности.

В случае если организация или ИП перестает соответствовать требованиям, которые позволяют им находиться в реестре, не представляет годичные данные о доходе и численности занятых либо не подает налоговую отчетность, исключение такого субъекта производится 10 августа текущего календарного года.

Подводя итог, отметим, что наличие реестра организаций и ИП, отнесенных к субъектам малого и среднего бизнеса, значительно упрощает работу как таких лиц, так и их партнеров по бизнесу. Жесткие же требования к порядку обновления данных делают информацию, содержащуюся в реестре, актуальной на текущий момент.

С 01.08.2016 на сайте налоговой службы успешно работает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, организованный в форме открытого электронного сервиса. Он предназначен для удовлетворения нужд всех заинтересованных пользователей. Как функционирует данный сервис? В чем его преимущества? Какие хозяйствующие субъекты включены в реестр? Как часто обновляются сведения реестра? Обо всем этом - далее в статье.

Основные цели реестра

Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209‑ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209‑ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.

В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.

Создание Единого реестра преследовало следующие цели:

  • снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
  • обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
  • обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
  • повышение качества проработки мер поддержки МСП;
  • максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.

Состав информации Единого реестра

Состав сведений, вносимых в Единый реестр, установлен ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ и включает: Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без каких-либо дополнительных административных процедур.

Кроме сведений, установленных ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ, субъекты МСП могут самостоятельно внести в Единый реестр дополнительную информацию о себе, например, контактные данные (адрес электронной почты, телефон, сайт).

Порядок присвоения и изменения статуса субъекта МСП

В настоящее время в Едином реестре числятся субъекты МСП на основе имеющихся в распоряжении ФНС сведений за 2015 год по состоянию на 01.07.2016. Если организации (предприниматели) предоставили уточненные данные за 2015 год в срок до 01.07.2016, то в текущей версии Единого реестра, сформированной 01.08.2016, сведения представлены с учетом предоставленных уточнений.

Любой субъект МСП может проверить наличие информации о себе и ее достоверность. Отсутствие информации может быть вызвано следующими причинами:

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ категория субъекта МСП изменяется, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, если иное не установлено указанной статьей.

Здесь уместно напомнить, что с 01.01.2016 изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП . Если раньше использовались показатели «средняя численность работников» и «выручка от реализации», теперь их заменили «среднесписочная численность работников» и «доход от осуществления предпринимательской деятельности». Потребность в изменениях обусловлена в том числе переходом на автоматическую обработку данных в Едином реестре. Предельные значения предпринимательского дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Указанное постановление вступило в силу с 01.08.2016, то есть с момента начала действия Единого реестра.

В связи с тем, что нормы п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01.01.2016, Письмом ФНС России № СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта МСП. Налоговая служба сообщает, что впервые категория субъекта МСП может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 - 2018 годы).

Периодичность обновления сведений Единого реестра

Итак, первое формирование и размещение сведений Единого реестра произошло 01.08.2016 по состоянию на 01.07.2016. В дальнейшем (в 2017 году и потом) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п. 1, 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). При этом предусмотрено ежемесячное (10‑го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:
  • внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных ИП (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • исключение сведений о юридических лицах, ИП, прекративших деятельность (п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • актуализация сведений, индивидуализирующих юридическое лицо или предпринимателя, - наименования или фамилии, имени и (при наличии) отчества, места нахождения или жительства, видов осуществляемой деятельности, выданных лицензий (п. 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • внесение сведений о производимой продукции, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц (п. 6 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Дополнение и изменение сведений субъектами МСП

Потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов МСП возникает, во-первых, если они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, а во-вторых, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (п. 9 - 11 ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Если организации (предприниматели) при проверке Единого реестра установили, что сведения о них отсутствуют или неверны, то им необходимо воспользоваться сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС по адресу https://rmsp.nalog.ru/index.html. Вход в сервис осуществляется в разделе «Информация по работе с реестром», подраздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?». При входе в сервис пользователю предлагается указать, какие из перечисленных сведений не верны. По результатам анализа представленных в заявке сведений пользователю направляется сообщение о включении (корректировке) данных Единого реестра либо об отсутствии оснований для включения (корректировки) сведений.

В разделе «Часто задаваемые вопросы» электронного сервиса размещен Порядок представления сведений субъектами МСП в электронном виде через официальный сайт ФНС России в сети «Интернет» . Согласно этому Порядку для представления субъектами МСП сведений в электронном виде о производимой продукции, программах партнерства, а также о контрактах (договорах) в целях ведения Единого реестра следует:

В Порядке пошагово описано создание нового документа, редактирование ранее сформированного документа, изменение его статуса, так что никаких затруднений с использованием электронного сервиса у пользователей возникать не должно.

Заключение

Субъектам МСП экономически выгодно, чтобы сведения, содержащиеся в Едином реестре, были полны и достоверны. Наличие организации (предпринимателя) в Едином реестре дает право на «налоговые каникулы», мероприятия поддержки, установленные Законом № 209‑ФЗ, а также открывает доступ к государственным закупкам. В связи с этим не будет лишним отметить, что с 2017 года к контрактной системе подключаются унитарные предприятия , что означает увеличение спроса на товары (работы, услуги) субъектов МСП.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД 2 КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Указанный классификатор для целей государственной регистрации юридических лиц и ИП используется с 11.07.2016 (см. также Письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@).

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. (Изменения 9/2016 ОКПД 2, 10/2016 ОКПД 2, принятые приказами Росстандарта от 12.05.2016 № 310-ст, 311-ст, введены в действие с 01.07.2016 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014.)

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 03.07.2016 № 265‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2015 № 408‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 23.06.2016 № 222‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пункт 1 ст. 6 и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 408‑ФЗ.

Https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/reestrquetoin/por_sved_site.

Во исполнение ст. 16 Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи» Минкомсвязь как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 321‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».