Правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ. Правовое регулирование деятельности хозяйственных товариществ Правовое регулирование деятельности хозяйственных товариществ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Все субъекты хозяйствования, пожелавшие работать на оптовом рынке электрической энергии Украины, должны подписать договор в целом, без каких-либо оговорок.

Н а практике классифицировать договор как публичный договор или договор присоединения окажется не так просто. Если в части договора розничной купли-продажи вопрос регламентирован самим Гражданским кодексом Украины, то в отношении других договоров, не упомянутых в кодексе, того же договора снабжения электрической энергией или договора оптового рынка электрической энергии Украины, о которых говорилось выше, вопрос остается открытым. Следовательно, круг договорных отношений, регулируемых договором присоединения, следует определять непосредственно в актах гражданского законодательства.

В юридической литературе встречаются утверждения о том, что одной из основных сфер применения договора присоединения являются отношения с монополистами, которые в связи с отсутствием конкуренции навязывают в формуляре свои условия контрагентам.

П о отношению к монополистам, а особенно к естественным монополистам, необходимо применять практику утверждения стандартных договоров на приобретение их товаров или предоставление ими услуг органом, осуществляющим регулирование деятельности субъектов монополии, что позволит уравновесить интересы монополиста и потребителя его товаров, работ или услуг.

Следует обратить внимание на нормы Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины в отношении стандартных договоров .

В практике регулирования договорных отношений субъектов хозяйствования в настоящее время достаточно широко используются стандартные формы, так называемые типовые или примерные договора. Стандартные договора, как правило, утверждаются Кабинетом Министров Украины или органами исполнительной власти путем издания нормативно-правовых актов.

В законодательстве Украины до принятия новых кодексов отсутствовало четкое определение стандартных договоров. В новых кодексах определение присутствует, однако понятия стандартного договора и порядок его применения отличаются.

Из смысла статьи 630 Гражданского кодекса Украины следует, что применение или неприменение типового договора для оформления сделки зависит от волеизъявления сторон договора. Исходя из такой позиции, типовой договор является для участников договора рекомендацией по согласованию его отдельных условий.

Иную позицию в этом вопросе занимает Хозяйственный кодекс Украины. Положениями этого кодекса различаются типовой и примерный договора , регулируется порядок их применения.

Так, в статье 179 Хозяйственного кодекса Украины определено, что при заключении хозяйственного договора стороны могут определять текст договора на основе:

- свободного волеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать по своему усмотрению любые условия договора, которые не противоречат законодательству;

Примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию менять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание;

Типового договора, утвержденного Кабинетом Министров Украины, или в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия;

Договора присоединения, предложенного одной из сторон для других возможных субъектов, когда эти субъекты в случае вступления в договор не имеют права настаивать на изменении его содержания.

Как вид но , кодексы придерживаются диаметрально противоположного порядка применения стандартного договора.

Учитывая несогласованность между нормами кодексов в вопросах договорных отношений, для практического применения положений кодексов важно определить роль каждого кодекса в их регулировании.

По поводу соотношения норм Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины в юридической литературе разгорелась яростная полемика.

Мнения ученых относительно соотношения кодексов разделились, в юридической литературе этот вопрос широко дебатируется.

Цивилисты утверждают о верховенстве Гражданского кодекса Украины . О ни считают, что Гражданский кодекс Украины является тем основополагающим нормативным актом, согласно которому производится правовое регулирование всех имущественных отношений товарно-денежного характера, иначе говоря, кодекс является законом и общего действия, и специальным законом, а особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования регулируются Хозяйственным кодексом Украины ( 23 ). А поскольку большую юридическую силу имеет Гражданский кодекс Украины, то в случае коллизии норм кодексов следует руководствоваться законом с большей юридической силой.

Их оппоненты отводят Гражданскому кодексу Украины роль общего закона, а Хозяйственному - роль специального закона, которым определены особенности регулирования отношений в сфере хозяйствования. Сторонники Хозяйственного кодекса Украины считают, что его нормы, как специальные в сфере хозяйственных отношений, являются приоритетными, и только в случае, если в Хозяйственном кодексе Украины отсутствуют определенные положения, отношения должны регулироваться нормами Гражданского кодекса Украины.

Например, А. Бобкова утверждает, что такое соотношение кодексов подтверждается нормами самих кодексов. Так, часть вторая статьи 9 Гражданского кодекса Украины допускает, что законом может быть предусмотрено специальное регулирование имущественных отношений в сфере хозяйствования, а с этой статьей корреспондируется часть вторая статьи 4 Хозяйственного кодекса Украины, согласно которой особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования определяются этим кодексом ( 2 ).

Б олее убедительным выглядит мнение ученых о том, что правоотношения в сфере предпринимательства, а значит, и договорные отношения в этой сфере следует регулировать нормами Хозяйственного кодекса Украины.

П роблема размежевания гражданских правоотношений от отношений в сфере хозяйствования на сегодня является дискуссионной, и должна решаться путем усовершенствования норм обоих кодексов, а также в процессе практического применения их положений.

2. Тест

Обозначьте правильный ответ.

Предмет правового регулирования хозяйственной деятельности состоит:

а ) определенные законодательством Украины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления неккомерческой хозяйственной деятельности между государственными органами - субьектами хозяйствованиния, потребителями органами внутренних дел, прокуратуры, суда (хозяйского суда), надзор и контроль вышестоящих органов за этой деятельностью с целью получения прибыли.

б ) определенные международными правовыми нормами и законодательством Украины хозяйственные отношения, которые возникают при осуществлении субьектами хозяйствования предпринимательской деятельности, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государства с целью координации рынков товаров и услуг в Украине и их перемещение через таможенную границу.

в ) определенные законодательством Украины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществлении хозяйственной деятельности между субьектами хозяйствования, между субьектами хозяйствования и другими участниками отношений в сфере хозяйствования, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государства с целью устранения незаконности в области хозяйствования, которая может привести к негативным последствиям как для субьектов хозяйствования, предпринимателей и потребителей, так и для экономики Украины в целом.

Правильный ответ - ответ В

Определенные законодательством Украины основные принципы хозяйствования в Украине, хозяйственные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществлении хозяйственной деятельности между субьектами хозяйствования, между субьектами хозяйствования и другими участниками отношений в сфере хозяйствования, надзор и контроль за этой деятельностью со стороны государства с целью устранения незаконности в области хозяйствования, которая может привести к негативным последствиям как для субьектов хозяйствования, предпринимателей и потребителей, так и для экономики Украины в целом.

3. Тест

Обозначьте лишнее

Для государственной регестрации субьекта хозяйствования подаються такие документы:

а ) решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного ним (ними) органа в случаях, предусмотренных законом;

б ) нотариально заверенная расписка одного из супругов (в случае пребывания во время регистрации в законном браке) про его согласие на занятие супруга/супруги хозяйственной деятельностью;

в ) учредительные документы, предусмотренные законом для соответствующего вида юридических лиц;

г ) решение Антимонопольного комитета Украины о согласии на создание, реорганизацию (слияние, присоединение) субъектов хозяйствования в случаях, предусмотренных законом;

д ) документ (документы), что удостоверяет уплату основателем (основателями) взноса в уставный фонд субъекта хозяйствование в размере, установленном законом;

е ) почтовый пакет установленного образца как гарантированный взнос своевременной государственной регистрации;

ж ) регистрационная карточка установленного образца;

з ) документ, который удостоверяет уплату средств за государственную регистрацию;

и ) документ, который удостоверяет несудимость и несодержание под стражей на момент создания предприятия.

б) нотариально заверенная расписка одного из супругов (в случае пребывания во время регистрации в законном браке) про его согласие на занятие супруга/супруги хозяйственной деятельностью;

е) почтовый пакет установленного образца как гарантированный взнос своевременной государственной регистрации;

и) документ, который удостоверяет несудимость и несодержание под стражей на момент создания предприятия.

Список использованной литературы

1. Аксенов И. Некоторые проблемы законодательного регулирования предпринимательства. - 1998. -№ 1.

2. Бобкова А.Г. О соотношении ГК и ХК Украины// Юридическая практика. - 2003. - № 30. - с.10

3. Бобкова А.Г. Правовое обеспечение рекреационной деятельности. - Донецк: Юго - Восток, 2000. - 308 с.

4. Васильев А.С., Мучник А.Г. Законодательная защита социальных интересов как способ управления экономикой. - Одесса: Астро Принт, 1999. - Т. 2. - С. 210 - 218.

5. Гайворонский В., Жушман В. Предпринимательство, хозяйсвенная и трудовая деятельность: законодательное регулирование. - 1998. - № 9.

6. Господарський кодекс України. - К.: Істина, 2003.

7. Господарський процесуальний кодекс України // Кодекси України. - К., 1998. - Кн. 1.

8. Грузинський І.М., Кравчук В.М., Пограничний Є.П. Державна реєстація суб"єктів підприємницької діяльності: Наук. - практ. посіб. - Л., 2000.

9. Гуйван П. Стандартный договор и его место в регулировании договорных отношений// Підприємництво, господарство і право. - 2003. - № 9. - с. 10

10. Знаменский Г.Л. Хозяйсвенное законодательство Украины: формирование и перспективы развития. - 1996. - 63 с.

11. Ионов В. Бизнес - право: Учебное пособие. - М.: ПРИОР, 1998.- 112 с.

12. Крат В. Договір приєднання: реалії та перспективи // Підприємництво, господарство і право. - 2003. - 2003. - № 1. - с.50

13. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. - М.: Рус. Деловая лит., 1997. - 608

14. Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. - М., 2001. - 212 с.

15. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субьекты. - М., 1997.

16. Магазинер Я.М. Советское хозяйственное право. - М., 1928.

17. Мамутов В.К. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в смешанной экономике // Экономика - право - государственное регулирование: Сб. научных трудов. - Донецк: ИЗПИ НАН Украины, 1993. - С. 3 - 17.

18. Назаров Ю. Гарантии свободы предпринимательской деятельности в сфере регистрации. - № 1. - С. 22 - 26.

19. Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. - СПб.: Изд - во Михайлова В.А., 2001. - с. 656.

20. Подцерковный О.П. Дерегуляция єкономических процессов и изменение режима нормирования расчетніх отношений в Украине. - Одеса: АстроПринт, 1999. - С. 330 - 338.

21. Положення про державну реєстрацію суб"єктів підприємницької діяльності: Затв. Постановою Кабінету Міністрів України від 25.05.98.

22. Саніахметова Н.О. Підприємницьке право. - К., 2003.

23. Підприємницьке право України / За ред. Р. Шишки. - Х., 2000.

24. Цивільне право. Загальна частина: Підр.// Під. ред. Я.М.Шевченко. - К. - 2003. - с.14

25. Шнипко О. Сутність підприємницької діяльності та основні умови розвитку ії в Україні // Підприємництво, господарство і право. - 2002. - № 6.

26. Щербина В. С. Господарське право України. - К., 2003.

27. Шкредов В.Н. Єкономика и право. - М., 1990.

28. Єкономика - право - государственное регулирование. - Донецк: ИЭПИ НАН Украины, 1992.

29. Ющик О.І. Правова реформа: загальне поняття, проблеми здійснення в Україні. - К., 1997. - 201с.

Подобные документы

    Противоречия в правовом регулировании предпринимательской деятельности в геодезии и картографии России и пути их преодоления. Характеристика системы хозяйственно-правовых договоров. Реорганизация хозяйственных обществ.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2006

    Понятие и наука хозяйственного права. Классификация, принципы и методы правового регулирования хозяйственных отношений, источники хозяйственного законодательства. Формы государственного воздействия на субъекты хозяйствования в Республике Беларусь.

    курс лекций , добавлен 14.12.2011

    История развития товариществ как коммерческих организационно-правовых форм, их основные виды. Гражданско-правовое регулирование создания и прекращения деятельности полных товариществ. Правоотношения и ответственность участников полного товарищества.

    дипломная работа , добавлен 17.12.2014

    Сравнительная характеристика и правовой анализ хозяйственных товариществ и обществ как наиболее универсальных форм объединения и обособления имущества для предпринимательской деятельности. Особенности и виды товариществ и обществ. Аффилированные лица.

    реферат , добавлен 03.03.2011

    Сущность хозяйственных споров. Защита прав хозяйствующих субъектов. Рассмотрение хозяйственных споров арбитражными судами РФ. Претензионный порядок урегулирования хозяйственных споров. Особенности рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами.

    презентация , добавлен 04.09.2016

    Изучение понятия, сущности, задач хозяйственного права. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды. Методы правового регулирования хозяйственных отношений. Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров. Правовое положение частных предприятий.

    шпаргалка , добавлен 05.09.2010

    Понятие государственного регулирования хозяйственной деятельности, его правовые механизмы и способы. Особенности формирования ответственности в хозяйственных правоотношениях: понятие, виды, функции, основания применения. Сущность и виды санкций.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2015

    Сущность и общая характеристика, отличительные особенности хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ. Содержание государственных и муниципальных предприятий, дочерних и зависимых обществ. Правила оформления учредительных документов товарищества.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2009

    Совершенствование правового регулирования деятельности садоводческих товариществ: порядок ведения учёта доходов и расходов, схемы обращения и освобождение от представления государственной статистической отчетности. Доходы и прибыль товариществ.

    лекция , добавлен 22.07.2012

    Владение, пользование и распоряжение совместной собственностью. Особенности правового регулирования раздела крестьянского имущества и имущественных прав супругов - участников хозяйственных товариществ и обществ. Имущественные отношения бывших супругов.

Образуется товарищество складочным капиталом, который разделяется на доли. Так хозяйственные товарищества действует на основании только учредительного документа, где закрепляется разделение на доли.

В хозяйственном товариществе требуется возникновения учредительного договора, поскольку система органов управления простая, поскольку создание специальных контрольных и исполнительных органов нет необходимости.

Так в полном товариществе учредительным документом является учредительный договор.

Предпринимательскую деятельность полные товарищества, имеют право вести от имени товарищества, то есть являться его органом.

Соответственно в учредительном договоре могут указываться и другие органы товарищества.

  • - во первых предпринимательскую деятельность может осуществляться совместно. Так как при заключении любой сделки требуется единогласное решение всех товарищей.
  • - во вторых само ведение предпринимательской деятельности может быть возложена на определенного товарища. Поскольку остальные будут иметь право на заключение сделки только при наличии доверенности от уполномоченных товарищей. При этом стоит обратить внимание, что такая доверенность может быть выдана только вкладчикам (в коммандите) либо полным товарищам, а не третьим лицам.

Полное товарищество имеет право любой вести предпринимательскую деятельность от самого имени товарищества, тогда соответственно товарищ должен иметь статус индивидуального предпринимателя, то есть физическое лицо должен быть юридическим лицом коммерческого типа либо индивидуальным предпринимателем.

В учредительном документе определяются:

  • - сведенья о содержании фирменного наименования и нахождения места товарищества;
  • - порядок и условия распределения прибыли и убытков между участниками;
  • - деятельность порядка управления товариществом;
  • - порядок самой процедуры выхода учредителей из его состава;
  • - условия о составе и размере складочного капитала;
  • - порядок и размер изменения каждого из участников долей в складочном капитале;
  • - срок, размер, состав и порядок внесения им вкладов;
  • - ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Коммандитное товарищество действует и создается на основании учредительного договора.

В коммандитном товариществе вкладчиками могут быть любые субъекты, кому это не запрещено законом. Пункт 6 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на государственные органы и органы местного местного самоуправления, которые не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах. Особенность правового положения коммандитистов в том что:

  • - во первых, не участвуют в деятельности товарищества и не отвечают по его обязательствам;
  • - во вторых участие в их товариществе могут не раскрываться.

Так в учредительном договоре определяются:

  • - сведенья содержащие место нахождения и фирменное наименование товарищества;
  • - условия складочного капитала размер и состав товарищества;
  • -размер и порядок изменения каждого из полных товарищей долей в складочном капитале;
  • - порядок, размер, состав, срок внесения ими вкладов;
  • - ответственность за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
  • - вносимые вкладчиком совокупность размер вклада.

Таким образом, участие субъекта допускается анонимно в качестве коммандитистов на вере.

Соответственно, что в полном товариществе учредительным договор подписывается всеми его участниками, а в коммандитном товариществе всеми полными товариществами.

Хозяйственными товариществами и обществами (схема 2.2) признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В странах Европы и в Японии хозяйственные общества и их объединения именуются компаниями, в США – корпорациями.

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему по праву собственности. В некоторых случаях хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества па вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Хозяйственные товарищества

Установленные Гражданским кодексом РФ организация хозяйственных товариществ и организация их деятельности представлены на схемах 2.5 и 2.6.

С точки зрения коммерческой деятельности важно отметить следующие особенности хозяйственных товариществ:

  • полные товарищи ведут предпринимательскую деятельность от имени товарищества, но учредительным договором может быть установлен иной порядок ведения дел;
  • участники-вкладчики (коммандитисты) не участвуют в предпринимательской деятельности и в управлении товариществом;
  • полные товарищи несут ответственность всем принадлежащими им имуществом , участники-вкладчики несут риск убытков лишь в пределах внесенных ими вкладов ;
  • прибыль и убытки как полного товарищества, так и товарищества на вере распределяются между полными товарищами пропорционально их долям в складочном капитале или в соответствии с условиями договора (соглашения) между участниками. Участник-вкладчик вправе получить часть прибыли, причитающуюся на его долю, в порядке, предусмотренном учредительным договором (который подписывается всеми полными товарищами).

Остановимся подробнее на ответственности участников полного товарищества. Законодательная норма, предусматривающая неограниченную солидарную ответственность полных товарищей, установлена в интересах участников иму-

Схема 2.5.

Схема 2.6.

щественного оборота и не может быть отменена или ограничена договором.

Неограниченная ответственность участников полного товарищества по его долгам делает его весьма привлекательным для потенциальных контрагентов, а также повышает надежность и кредитоспособность товарищества в глазах других участников имущественного оборота. Рассмотрим основные вопросы, связанные с такой ответственностью.

По долгам товарищества в первую очередь отвечает само товарищество как самостоятельный субъект права, имеющий свое имущество. Поэтому и существо товарищества не может быть объектом взыскания по долгам отдельных товарищей.

Вместе с тем полное товарищество является объединением лиц, из вкладов которых создается капитал самого товарищества. Участники товарищества извлекают прибыль от использования этого капитала, непосредственно участвуя в делах товарищества, а также несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по его долгам. Поэтому на долю участника в имуществе товарищества может быть обращено взыскание его личными кредиторами при недостатке иного имущества товарища для покрытия долгов.

Таким образом, кредитор участника полного товарищества не может обратить взыскание по частным долгам участника на имущество полного товарищества, однако он может обратить взыскание на долю своего должника в этом имуществе, потребовав выдела части имущества товарищества.

Подлежащая выделу доля имущества или его стоимость определяется по балансу, составленному на момент предъявления кредиторами требования о выделе. Обращение взыскания на имущество, соответствующее доле участника в складочном капитале полного товарищества, прекращает его участие в товариществе. Однако при этом он в течение последующих двух лет будет ответственным по долгам товарищества (ст. 80 ГК РФ).

Если же такой участник передал товариществу какое-либо имущество на праве пользования , то на это имущество может быть обращено взыскание по его долгам, так как оно является собственностью не товарищества, а внесшего его товарища. Если такого имущества достаточно для удовлетворения требований кредитора, то кредитор не имеет нрава требовать еще и выдела доли такого участника.

Следует обратить внимание на то, что лицо, вступающее в товарищество после его образования, отвечает наравне с учредителями товарищества, в том числе и по тем обязательствам, которые возникли до его вступления в товарищество. Такая ответственность лежит на нем и в том случае, если он, вступая в товарищество, не знал о тех или иных обязательствах, лежащих на товариществе, и даже если эти обязательства были от него умышленно скрыты. В последнем случае этот товарищ имеет право, кроме общего регрессного иска к остальным товарищам, предъявить к ним также иск об убытках, понесенных им вследствие введения его в заблуждение.

В случае если участник оплатит долг товарищества, он имеет право обратного требования к остальным участникам соразмерно доле участия каждого ил них в убытках товарищества. Эта доля участия должна быть указана в договоре. Если же такого указания нет, то должник, исполнивший солидарное обязательство, имеет право обратного требования к остальным должникам в равных долях, если иное нс установлено законом или договором. Неуплаченное одним из содолжников падает в равных долях па всех остальных.

В соответствии с п. 2 ст. 75 ГК РФ участник, выбывший из состава товарищества, отвечает по долгам товарищества в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл. Ответственность выбывшего товарища остается такой же, как если бы он оставался в товариществе, т.е. неограниченной и солидарной. Она распространяется не только на обязательства, возникшие во время его пребывания в товариществе, но и на те обязательства, которые возникнут в течение всего времени, в продолжении которого он останется ответственным.

Солидарную ответственность товарищи несут по всем обязательствам полного товарищества, по каким бы основаниям эти обязательства не возникли (сделки, правонарушения, неосновательное обогащение). Кроме того, товарищи несут такую же ответственность по обязательствам, возникшим в силу сделок, заключенных кем-либо из товарищей, хотя бы и не от имени товарищества, но в его интересах.

Правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ - это совокупность юридических норм, регулирующих правовые отношения, которые возникают в процессе деятельности хозяйственных обществ. В правовом регулировании деятельности хозяйственных обществ можно выделить четыре группы правовых норм:

· систему правовых норм, регулирующих способы действия предприятий (внутреннюю организационно-экономическую деятельность) и процессы их организации (создание, реорганизация, ликвидация);

· систему правовых норм, регулирующих правоотношения в процессах производственно-государственной деятельности: при создании продукции и технологии, при развитии производства, при изготовлении продукции и оказании услуг, в маркетинговой деятельности;

· систему норм, регулирующих правоотношение между организациями государственной власти и управления и предприятиями различных организационно-правовых форм;

· систему норм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров (нормы арбитражного процессуального права).

Метод правового регулирования - это совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами.

К диспозитивным относят методы:

· согласования, - то есть субъект правового отношения самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правоотношение с другими субъектами правового регулирования вопросы решаются согласованно;

К императивным относят методы:

· обязательных предписаний, - то есть одна сторона правового отношения дает другой стороне предписание, которое обязательно для выполнения;

· запрета, - то есть одна сторона правового отношения запрещает ту или иную деятельность другой стороне.

Принципы правового регулирования - это основополагающие начала, которые распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование деятельности хозяйственных обществ. Среди принципов правового регулирования выделяют:

· принцип целенаправленности воздействия - на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъекта хозяйственных правоотношений;

· принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: то есть нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений;

· принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций;

· принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции;

· принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов - рабочих) на достижение общественно-необходимых хозяйственных результатов;

· принцип законности - в условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.

Под источником правового регулирования понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в правовом регулировании хозяйственной деятельности предприятий являются:

1) Конституция РФ - главный источник всей системы права;

3) Федеральные Законы РФ

4) Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

5) Постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитии и исполнении законов;

6) акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ;

7) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции, в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами;

8) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание. Максимов И.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. Учебное пособие. - Тамбов: Изд. ТГТУ 2002. С. 13-15

Иерархия всех нормативных актов регулирующих деятельность хозяйственных обществ, возглавляется Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.. Основной закон страны гарантирует гражданам право на объединении (ст.30), право частной собственности (ст.35), право обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (ст.46). Управление в акционерном обществе: Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru - 2006.

В Гражданском Кодексе РФ второй параграф четвертой главы посвящен хозяйственным товариществам и обществам. В нем даются основные положения о хозяйственных обществах, права и обязанности участников хозяйственных обществ, преобразование хозяйственных обществ. Так же, в нем раскрываются правовые положения каждого отдельного вида хозяйственных обществ (акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью).

Федеральные законы определяют особенности правового положения хозяйственных обществ в указанных сферах деятельности, и носят специальный характер правового регулирования деятельности хозяйственных обществ. Основными Федеральными законами, регулирующими деятельность хозяйственных обществ, являются: ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ФЗ «Об акционерных обществах».

Система правового регулирования деятельности всех коммерческих организаций складывается из законодательных, иных правовых актов и внутренних документов, принимаемых самой организацией в рамках локального нормотворчества. Законодательство, в широком смысле слова, как совокупность не только федеральных законов, но и всех правовых актов различных отраслей, в условиях рыночной экономики не может обеспечить достаточную полноту правового регулирования деятельности хозяйственных обществ.

Законодательство составляет ту основу, которая определяет правовое положение субъекта хозяйственных обществ и формирует основные принципы правового регулирования поведения участников соответствующих отношений: органов управления и акционеров (участников), работодателя и работников, а также разграничивает предмет правового регулирования законодательных норм и норм внутренних документов, устанавливает пределы самостоятельного усмотрения, в рамках которого может развиваться локальное нормотворчество коммерческой организации.

Принятие отдельных внутренних документов прямо предусмотрено законодательством. Другая часть создается по усмотрению самих хозяйственных обществ, в зависимости от сферы и масштаба их предпринимательской деятельности, состава участников, особенностей производственно-хозяйственной структуры организации, территориального расположения ее структурных подразделений, обычаев делового оборота и просто опыта, традиций взаимоотношений коллектива и руководства, акционеров (участников) и менеджеров Д. М. Сорк. Правовое регулирование хозяйственной деятельности // Д.М. Сорк, Е. Н. Белоусов, Е. А. Лисовская, Н. Г. Заморенова. М.: Академия, 2011. С. 47. .

До вступления в силу федеральных законов о хозяйственных обществах документы, принимаемые предприятием (организацией), регулирующие его внутреннюю деятельность, именовались локальными нормативными актами. В большей степени они касались социально-трудовой сферы, хотя не исключалось и иное (положения о структурных подразделениях, стандарты предприятия). С принятием Федерального закона «Об акционерных обществах» появилось новое понятие - внутренние документы, предметом правового регулирования которых являются в основном организация и деятельность органов управления и контроля акционерного общества, хотя иное также не исключается: возможны к утверждению положения о филиалах, о фондах и резервах, о выплате дивидендов, о реализации преимущественного права акционеров ЗАО на приобретение акций, продаваемых другими акционерами и прочие. После внимательного анализа сущности категорий «локальные нормативные акты» и «внутренние документы» организации мы приходим к выводу, что они имеют единую правовую природу и различие этих терминов определяется предметом регулируемых отношений, а скорее даже привычкой именовать документы, принимаемые в сфере трудовых отношений, локальными нормативными актами, а в сфере корпоративных отношений - внутренними документами. Поскольку сущность локальных нормативных актов и внутренних документов полностью совпадает, появление нового термина - «внутренние документы», на мой взгляд, не исключает использование традиционной категории - «локальные нормативные акты», и указанные понятия можно использовать как равнозначные.

В заключение хотелось бы отметить, что для каждой современной коммерческой организации, независимо от ее организационно-правовой формы и сферы предпринимательской деятельности, важнейшее значение имеет создание собственной корпоративной культуры - совокупности ценностей, принципов и правил деятельности, которые бы разделялись всеми работниками, администрацией, органами управления организации. В создании и поддержании корпоративной культуры организации существенное значение имеет локальное нормотворчество, которое складывается на основе правового регулирования деятельности организации. Любой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в правовых рамках. Более того, сам правовой статус и соответствующие данному статусу права и обязанности - это опять же сфера действия норм права. Законодательство Российской Федерации определяет ряд норм, регулирующих статус, правовое положение, организационно-правовую форму хозяйственных обществ, а так же права и обязанности субъектов хозяйственных правоотношений.