Государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Начинающим предпринимателям

Как уже было сказано выше, прежде чем начать предпринимательскую деятельность, гражданин должен обратиться в регистрирующий орган.

Согласно статье 2 Закона №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». С 1 января 2004 года государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. А в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).

Согласно статье 3 Закона №129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 года №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 1 января 2005 года вступила в силу глава 25.3 НК РФ «Государственная пошлина». В подпункте 8 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ установлен размер государственной пошлины за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который составляет 400 рублей.

Обратите внимание!

Подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ был предусмотрен размер уплаты государственной пошлины за выдачу дубликатов свидетельств о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, регистрирующие органы не изготавливают дубликатов свидетельств о государственной регистрации и не выдают копий ранее выданного свидетельства с проставлением штампа «дубликат». Об этом сообщалось в Письме ФНС РФ от 13 января 2005 года №ШС-6-09/5@. Под выдачей дубликатов свидетельств понималась повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства.

В связи с вышесказанным Федеральным законом от 31 декабря 2005 года №201-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» с февраля 2006 года в подпункт 9 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ было внесено соответствующее уточнение:

«9) за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица - 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию».

Напомним, чтоФедеральным законом от 23 июня 2003 года №76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» установлен переходный период (с 1 января 2004 года по 1 января 2005 года), в течение которого индивидуальные предприниматели, зарегистрированные до 1 января 2004 года, должны были представить в регистрирующие органы по своему месту жительства документы, предусмотренные статьей 3 указанного Закона. Внесение в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, осуществлялось регистрирующим органом бесплатно, так как в перечне документов, которые индивидуальный предприниматель, зарегистрированный до 1 января 2004 года, обязан был представить в регистрирующий орган, представление документа об уплате госпошлины не было предусмотрено.

а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

в) дата и место рождения;

г) гражданство (при его отсутствии указывается: «лицо без гражданства»);

д) место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - адрес места жительства));

е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - основной документ) (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации);

ж) вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);

з) вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);

и) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в ЕГРИП записи об указанной государственной регистрации;

л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа);

м) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;

н) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;

о) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

п) номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

р) сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя.

Если ранее внесенные сведения, содержащиеся в ЕГРИП, изменились, прежние сведения сохраняются. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 года №630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №438 и 439» утверждены Правила хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы.

Индивидуальный предприниматель в случае изменения сведений, указанных в ЕГРИП, в течение трех дней с момента изменения сведений, обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту жительства. Исключение составляют сведения, указанные в пунктах «м» - «р», это установлено в пункте 5 статьи 5 Закона №129-ФЗ.

Регистрирующим органом в отношении индивидуального предпринимателя в связи с неисполнением им вышеуказанной обязанности возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):

«3. Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда».

В соответствии с пунктом 17 Правил ведения ЕГРИП, государственный реестр на бумажных носителях состоит из книг учета государственной регистрации и регистрационных дел индивидуальных предпринимателей.

В регистрационном деле индивидуального предпринимателя должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган. Книга учета государственной регистрации индивидуальных предпринимателей ведется в каждом регистрирующем органе в течение календарного года.

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме №Р21001 «Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя». Данная форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», а Приказом ФНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» утвержден Порядок заполнения формы.

2) копия основного документа (паспорта) физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

3) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если регистрируемый в качестве индивидуального предпринимателя является иностранным гражданином);

4) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если регистрируемое лицо является лицом без гражданства);

5) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

6) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

7) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

8) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

9) документ об уплате государственной пошлины (размеры госпошлины мы рассмотрели выше).

С 2005 года предприниматели избавлены от необходимости представлять в государственные внебюджетные фонды для постановки на учет документы, аналогичные представляемым в регистрирующий орган. Зарегистрировав предпринимателя, налоговики направляют сведения из реестра во внебюджетные фонды для его регистрации в качестве страхователя. Фонды, осуществив постановку на учет, направляют налоговым органам информацию о дате и номере регистрации, а налогоплательщикам высылают свидетельство почтой.

· если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

· не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

· не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. То есть предприниматель вправе открыть счет в банке и начать предпринимательскую деятельность уже на шестой день после подачи комплекта документов на регистрацию, так как момент начала деятельности не зависит от сроков постановки на учет во внебюджетных фондах.

Отметим, что в начале 2004 года предприниматели сталкивались с определенными трудностями при открытии счетов в банке. Но после выхода Письма Центрального Банка Российской Федерации от 30 января 2004 года №15-Т «По вопросу открытия кредитными организациями банковских счетов», направленного в территориальные учреждения Банка России, ситуация изменилась. В указанном Письме Центральный Банк России сообщил, что в соответствии с дополнениями, внесенными в статью 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности», предоставление индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих регистрацию данных лиц в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, для открытия банковского счета в кредитную организацию не требуется.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя согласно пункту 3 статьи 8 Закона №129-ФЗ осуществляется по месту его жительства.

Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК РФ).

В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» дано определение понятия «место жительства»:

Все документы, необходимые для государственной регистрации, представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Это установлено пунктом 1 статьи 9 Закона №129-ФЗ.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией (зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя). Другие лица, в том числе и действующие на основании доверенности, заявителями быть не могут.

Заявление (формы №Р21001), представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные (или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа) и идентификационный номер (при его наличии).

Расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения выдается регистрирующим органом в следующем порядке:

1. в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем - заявителю в день получения документов регистрирующим органом.

2. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, - высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом.

День получения документов регистрирующим органом является датой представления документов при осуществлении государственной регистрации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Согласно пункту 3 указанных Требований при направлении документов почтовым отправлением на конверте рекомендуется сделать пометку «Регистрация».

В соответствии с пунктом 1 Требований к оформлению документов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» документы, используемые при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Если документы представлены в электронном виде, то их юридическая сила подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При получении регистрирующим органом документов для государственной регистрации должностным лицом регистрирующего органа делается соответствующая запись в книге учета государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Законом №129-ФЗ. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП, регулируется статьей 22.2 Закона №129-ФЗ.

Внесение изменений в вышеуказанные сведения осуществляется по заявлению индивидуального предпринимателя без уплаты госпошлины регистрирующим органом путем внесения в государственный реестр соответствующей записи. Новая запись вносится со ссылкой на изменяемую, ей присваивается государственный регистрационный номер и указывается дата ее внесения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22.2 Закона №129-ФЗ для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о внесении в ЕГРИП изменений по форме №Р24001, утвержденной приложением №19 Постановления Правительства от 19 июня 2002 года №439;

б) копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, представляется в регистрирующий орган по форме №24001 «Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей». Приказом ФНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» утвержден Порядок заполнения этой формы.

Порядок представления документов такой же, что и при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Это установлено пунктом 2 статьи 22.2 Закона №129-ФЗ. Регистрирующий орган выдает расписку в получении документов в тот же день, если они были представлены заявителем непосредственно, либо высылает ее по почте в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, если они поступили от заявителя почтовым отправлением.

Внесение в ЕГРИП изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

При изменении места жительства индивидуальный предприниматель обращается в регистрирующий орган по старому месту жительства. При этом, согласно пункту 4 статьи 22.2 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган вносит в ЕГРИП соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя. В таком случае снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором он состоял на учете. Снятие предпринимателя с налогового учета в связи с изменением места жительства с 1 января 2004 года согласно Письму МНС Российской Федерации от 29 декабря 2003 года №ММ-6-09/1384 «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие с 1 января 2004 года Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» производится после государственной регистрации изменений по выписке из ЕГРИП без подачи им заявления о снятии с налогового учета, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП.

Налоговый орган по новому месту жительства предпринимателя осуществляет его постановку на налоговый учет на основании документов, полученных от налогового органа по его прежнему месту жительства (пункт 4 статьи 84 НК РФ). Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по новому месту жительства осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРИП из налогового органа по прежнему месту жительства индивидуального предпринимателя.

В случае обращения индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган по новому месту жительства, упомянутый орган принимает решение об отказе в государственной регистрации по причине представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (подпункт «б» пункта 1 статьи 23 Закона №129-ФЗ).

Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регулируется статьей 22.3 Закона №129-ФЗ.

Указанной статьей закона, а также пунктом 7 Правил ведения ЕГРИП предусмотрены основания для внесения в ЕГРИП записи о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя . Такими основаниями являются:

· заявление физического лица о принятом им решении о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· сведения о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (представляются в установленном пунктом 3 статьи 85 НК РФ порядке);

· копия решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом;

· копия решения суда о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в принудительном порядке;

· копия вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического лица права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

· информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Лишь в связи с принятием решения индивидуальным предпринимателем о прекращении предпринимательской деятельности государственная регистрация осуществляется платно, то есть уплачивается государственная пошлина. При этом для государственной регистрации заявитель в регистрирующий орган предоставляет:

Подписанное им заявление о государственной регистрации по форме №Р26001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»;

Документ об уплате государственной пошлины.

Данное положение подтверждено и арбитражной практикой: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 октября 2004 года по делу №А79-3031/2004-СК1-2827.

Как указано в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14 апреля 2005 года по делу №А17-6690/5-2004 на заявлении о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подпись должна быть нотариально удостоверена. Но в то же время, отсутствие нотариального свидетельствования подписи заявителя в заявлении о прекращении предпринимательской деятельности не может являться препятствием к прекращению его деятельности. К такому выводу пришли судьи ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 27 сентября 2005 года №А43-11412/2005-9-371.

При поступлении вышеназванных документов регистрирующий орган осуществляет следующие действия:

1. делает запись об этом в книге учета;

2. выдает расписку о принятии документов;

3. принимает решение о государственной регистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

4. вносит соответствующую запись в ЕГРИП;

5. выдает заявителю «Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя» (формы №Р65001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).

По всем другим основаниям прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (смотрите выше) государственная регистрация осуществляется бесплатно по информации, поступившей в регистрирующий орган из других органов. Рассмотрим основания прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя , и на основании чего осуществляется государственная регистрация.

1) в связи со смертью физического лица - регистрируется на основании поступивших в регистрирующий орган сведений о государственной регистрации смерти данного лица. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, представляют в порядке, установленном пунктом 3 статьи 85 НК РФ, сведения о смерти или признании судом умершим физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

2) в связи с принятием арбитражным судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) - регистрируется на основании копии решения арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом).

3) в принудительном порядке по решению суда - регистрируется на основании поступившей в регистрирующий орган копии решения суда общей юрисдикции о прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

4) в связи с вступлением в силу приговора суда, которым предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, - регистрируется на основании поступившей в регистрирующий орган информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

5) в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа - регистрируется на основании поступившей в регистрирующий орган из органов внутренних дел информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в пятидневный срок.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРИП. Исключение составляют случаи:

· смерть физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

· признание его судом несостоятельным (банкротом);

· прекращение в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

· вступление в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

Государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.

· аннулирование документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа.

Государственная регистрация иностранного гражданина либо лица без гражданства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

При внесении соответствующих записей о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по той или иной причине на основании выписки из ЕГРИП налоговый орган снимает индивидуального предпринимателя с налогового учета. Причем эта процедура согласно Письму МНС Российской Федерации от 29 декабря 2003 года №ММ-6-09/1384 «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие с 1 января 2004 года Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проводится налоговым органом без заполнения предпринимателем заявления о снятии с учета в налоговом органе по месту жительства. В настоящее время у индивидуального предпринимателя нет обязанности подачи такого заявления.

Снятие с налогового учета производится независимо от отсутствия или наличия у предпринимателя задолженности по уплате налогов не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП.

Датой снятия индивидуального предпринимателя с учета является дата внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Примечание.

Как уже было сказано выше, если индивидуальный предприниматель не «перерегистрировался» до 1 января 2005 года, то его государственная регистрация в качестве предпринимателя утратила силу. При этом после указанной даты он вправе вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с новым законом. Однако законом помимо государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрена и регистрация факта прекращения деятельности. Поэтому ошибочным является мнение предпринимателей о том, что они, не перерегистрировавшись, и приняв решение о добровольном прекращении своей деятельности, не обязаны обращаться в регистрирующий орган. В таком случае за предпринимателем остаются все его обязанности, в том числе по своевременному представлению деклараций. Исходя из сказанного, если индивидуальные предприниматели приняли решение о прекращении предпринимательской деятельности, то они должны представить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, а также документ об уплате госпошлины.

Размер госпошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлен в подпункте 8.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Он составляет 20% от размера госпошлины, уплаченной за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (то есть 80 рублей).

За нарушение законодательства о государственной регистрации действующим законодательством предусмотрена ответственность регистрирующего органа. В пункте 1 статьи 24 Закона №129-ФЗ установлены основания, при которых должностные лица регистрирующих органов несут ответственность. Перечислим эти основания:

Ø необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 Закона №129-ФЗ, отказ в государственной регистрации;

Ø неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;

Ø иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом №129-ФЗ;

Ø незаконный отказ в предоставлении сведений, содержащихся в государственном реестре, и документов;

Ø несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, и документов.

Мер ответственности должностных лиц регистрирующего органа указанная статья Закона №129-ФЗ не устанавливает, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.

В зависимости от обстоятельств конкретного случая возможна постановка вопроса о привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности, а также к административной ответственности и к уголовной.

Например, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки влечет административную ответственность на основании части 1 статьи 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение от осуществления регистрации, в этом случае должностное лицо может быть одновременно привлечено к дисциплинарной ответственности или, в зависимости от обстоятельств дела, к уголовной ответственности, например, по статье 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Пункт 2 статьи 24 Закона №129-ФЗ устанавливает такую меру ответственности регистрирующего органа, как возмещение ущерба. В данной статье Закона №129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований, предусматривающий возмещение ущерба:

Ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации;

Ущерб, причиненный уклонением от государственной регистрации;

Ущерб, причиненный нарушением порядка государственной регистрации, допущенный по вине регистрирующего органа.

В данном случае речь идет о возмещении вреда по правилам статей 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», 1069 «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами», 1071 «Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет» ГК РФ.

Индивидуальные предприниматели согласно пункту 1 статьи 25 Закона №129-ФЗ несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в случае:

Непредставления или несвоевременного представления необходимых для включения в государственный реестр сведений;

Представления недостоверных сведений.

Итак, Закон №129-ФЗ установил основания, при которых наступает ответственность заявителя за неправомерные действия при осуществлении государственной регистрации, при этом, как и в предыдущем случае, мер ответственности Закон №129-ФЗ не определяет, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

В случае нарушения предпринимателем законодательства о государственной регистрации в отношении него применяется административная ответственность:

1. в соответствии с частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати МРОТ;

2. в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ - непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 50 МРОТ;

3. в соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ - представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет.

Кроме того, в случае неоднократных либо грубых нарушений индивидуальным предпринимателем законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, которые возникают в связи с государственной регистрацией, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке. Это установлено пунктом 3 статьи 25 Закона №129-ФЗ.

За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, статьей 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность. Такие деяния наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

Пример 1 из консультационной практики ЗАО « BKR –ИНТЕРКОМ–АУДИТ».

Наша компания собирается заключить гражданско-правовой договор с гражданкой РФ об оказании услуг.

Исполнитель обязуется по заданию Заказчика («А») оказывать следующие информационные услуги:

· формирование в средствах массовой информации положительного имиджа Заказчика;

· осуществление личных контактов с представителями средств массовой информации;

· оказание организационной и методической помощи средствам массовой информации в создании информационных материалов, касающихся предмета заинтересованности Заказчика;

· организация и проведение тест- драйвов новых моделей автомобилей, представляемых Заказчиком;

· распространение в печатных и электронных средствах массовой информации сведений о представляемых Заказчиком новинках;

· аккредитация журналистов, подготовка пресс-релизов и отслеживание выхода информационных материалов в случае проведения пресс- конференций;

· подготовка информационных материалов о событиях и мероприятиях, касающихся сферы интересов Заказчика;

· сбор, обработка и представление предложений по обновлению и модернизации интернет- сайта Заказчика;

· систематический поиск информационных поводов для реализации вышеуказанных обязательств.

Вопрос 1. Не обязана ли эта гражданка зарегистрироваться как ПБОЮЛ?

Ответ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской «является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Таким образом, понятие предпринимательской деятельности обладает тремя признаками:

самостоятельная инициативная деятельность, осуществляемая субъектом от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность;

направлена на получение прибыли, которая выступает главной целью хозяйственной деятельности;

осуществляется на постоянной профессиональной основе и предполагает ее государственную регистрацию, а в случаях, предусмотренных законодательством, - лицензирование.

Такая правовая позиция относительно признания деятельности незаконным предпринимательством выражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 года №23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем».

Судом указано, что признаки предпринимательской деятельности заключаются в том, что деятельность направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляется самостоятельно лицом на свой риск.

По нашему мнению, заключение договора оказания услуг, в соответствии с которым физическое лицо принимает на себя функции исполнителя, может привести к тому, что деятельность данного физического лица будет признана предпринимательской.

Следует заметить, что предпринимательская деятельность квалифицируется при наличии признака систематичности получения прибыли от такой деятельности.

Однако понятие «систематичность» не раскрывается законодательством. На практике осуществлением предпринимательской деятельностью признается заключение всех сделок, за исключением разовых.

Отметим, что Пленум Верховного суда, определяя осуществляемую лицом деятельность на основании гражданско-правового договора как предпринимательскую, указал лишь на то, что сдача физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, личного имущества в аренду и получение от такой сделки дохода не является незаконным предпринимательством в случае, если лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем.

В связи с этим однократное заключение гражданско-правового договора на оказание услуг не трактуется как осуществление исполнителем предпринимательской деятельности. В случае осуществления деятельности по оказанию услуг по двум и более договорам такая деятельность будет являться предпринимательской.

Вместе с тем, поскольку отсутствуют единые и общепризнанные критерии систематичности, признание деятельности предпринимательской решается в каждом конкретном случае в отношении конкретных лиц с учетом индивидуальных особенностей их деятельности.

По нашему мнению, несмотря на то, что понятие «систематичности» не определено, фактически речь идет о неоднократном получении прибыли от осуществляемой деятельности.

Отметим, что из содержания деятельности исполнителя, представленного в Вашем запросе, можно предположить, что физическое лицо будет осуществлять свою деятельность в течение довольно продолжительного времени, а оказание услуг оформляется актом.

В этом случае, по нашему мнению, деятельность, несмотря на то, что осуществляется в рамках одного договора, приводит к систематическому извлечению прибыли физическим лицом. В связи с этим такое оказание услуг, вероятно, может быть признано предпринимательской деятельностью.

Напомним, что в соответствии со статьей 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Незаконное предпринимательство, то есть предпринимательство без соответствующей государственной регистрации является одним из видов правонарушений в сфере экономической деятельности.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является административным правонарушением. Согласно пункту 1 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации может являться также и уголовным преступлением согласно статье 171 «Незаконное предпринимательство» Уголовного кодекса РФ.

В связи с этим, если физическое лицо планирует оказывать услуги неоднократно, то рекомендуем ему приобрести статус индивидуального предпринимателя.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (статья 1).

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона №129-ФЗ моментом государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя признается внесение регистрирующим (налоговым) органом соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Закона №129-ФЗ) на основании представленных в соответствии со статьей 22.1 Закона №129-ФЗ на государственную регистрацию документов.

Согласно пункту 3 статьи 11 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, - Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме №Р61001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439.

Вопрос 2. Если она может оказывать такие услуги, не регистрируясь, не будет ли этот договор признан трудовым, если услуги будут оказываться постоянно с ежемесячным подписанием акта оказанных услуг и ежемесячной оплатой?

Ответ.

В связи с осуществлением физическим лицом трудовой деятельности может заключаться как трудовой, так и гражданско-правовой договор.

Трудовой и гражданско-правовой договор регулируются различными отраслями законодательства: в первом случае - ТК РФ, а во втором - ГК РФ.

Основными признаками, позволяющими отличить от смежных гражданско - правовых договоров, являются:

обязанность работника лично выполнять определенную трудовую функцию - работу по определенной специальности, квалификации или должности;

обязанность работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации. За невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности он может нести дисциплинарную ответственность.

Этих признаков не содержат гражданско - правовые договоры, на основании которых гражданин принимает на себя обязанность выполнить определенный вид работы или изготовить какую-либо вещь. При этом исполнитель действует самостоятельно на свой страх и риск. В этом случае отношения сторон договора возникают лишь по поводу получения конкретного результата труда за определенное вознаграждение. При этом гражданин не подчиняется дисциплине, правилам внутреннего трудового распорядка, а организует свой труд самостоятельно, обеспечивает его безопасность, отвечает за случайную гибель или случайное повреждение предмета договора и иные неблагоприятные последствия, возникающие вследствие случайных обстоятельств при выполнении своей работы.

Согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ приемка работ, выполненных по гражданско-правовому договору, осуществляется в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором.

В связи с этим, договором об оказании услуг, к которому применяются правила о договоре подряда (статья 783 ГК РФ), устанавливается порядок и сроки приемки услуг Заказчиком, а также порядок и сроки их оплаты. Как в Вашем случае, стороны вправе установить, что услуги будут оказываться постоянно с ежемесячным подписанием акта оказанных услуг и ежемесячной оплатой

Необходимость оформления акта приема-передачи результатов услуг (либо иного документа, удостоверяющего приемку) подтверждается гражданским законодательством - пункт 2 статьи 720 ГК РФ.

Отметим, что в случае, когда с работником заключен трудовой договор на время выполнения определенной работы, приемка выполненных работ оформляется актом (форма №Т-73), который является основанием для окончательного или поэтапного расчета сумм оплаты выполненных работ. В этом случае приемка работ может оформляться ежемесячным актом, а также оплата работ может производится ежемесячно.

Трудовое законодательство предусматривает возможность заключения трудового договора с работником на время выполнения определенной работы. При этом работнику устанавливается конкретное задание для выполнения, а оплата труда производится по оценке конечных результатов по выполненной работе или отдельных этапов.

При сдаче-приемке работ по такому договору выписывается специальный акт о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы (форма №Т-73) (утв. постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 года №1).

Акт о приемке работ подтверждает, что исполнитель выполнил определенное задание (этап, если работы производятся этапами). На основании этого документа ему начисляется . Эту форму должны применять все юридические лица, заключающие трудовые договоры с физическими лицами на время выполнения определенной работы.

В акте о приемке работ указываются следующие данные:

наименование организации, составившей этот документ;

номер документа и дата его составления;

номер, дата и срок действия трудового договора с работником;

фамилия, имя и отчество работника, с которым заключен данный трудовой договор;

наименование работ и время, в течение которого они выполнены;

оплата каждого вида работ и общая сумма к выплате с учетом ранее выданного аванса (предоплаты).

Кроме того, в Акте о приемке работ указывают, соответствуют ли объем и качество выполненных работ, указанных в договоре. Акт является основанием для окончательного или поэтапного расчета сумм оплаты выполненных работ.

Договор, заключенный на время выполнения определенной работы с установлением конкретного задания, может быть квалифицирован как трудовой, так и гражданско-правовой договор.

В связи с этим рекомендуем предусмотреть в нем указание на то, что к взаимоотношениям сторон по договору применяются нормы трудового или гражданского законодательства, а также указать обязанность работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации или на отсутствие таковой и пр.

Таким образом, сами по себе факты оформления результатов работ актом и ежемесячная выплата вознаграждения лицу не указывают на квалификацию договора, хотя более характерны для гражданско-правовых договоров. Для отнесения договора к гражданско-правовому договору или трудовому договору следует анализировать его условия (предмет, права и обязанности сторон и прочие условия).

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися различных видов систем налогообложения с учетом изменений, внесенных в налоговое законодательство, порядка регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и лицензирования, порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и порядка применения контрольно-кассовой техники , Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Индивидуальные предприниматели».

Личный кабинет создан в первую очередь для удобства налогоплательщиков. Теперь они без заявлений, длительных ожиданий и очередей могут получить всю интересующую его информацию. В числе возможностей сервиса:
- получение актуальной информации по зарегистрированным имущественным и транспортным объектам, о начисленных и уплаченных по ним;
- контроль за состоянием расчетов с бюджетом, наличие задолженностей и ;

Для того чтобы получить представление о функциональных особенностях системы, нужно ввести в форму авторизации логин – 000000000000 (12 нулей) и произвольный пароль.

- получение и скачивание налоговых уведомлений и квитанций;
- оплата налоговых платежей;
- отслеживание проверки налоговых по форме № 3-НДФЛ.

В сервисе также можно напрямую обращаться в налоговые органы без личного визита.

Как получить доступ к личному кабинету налогоплательщика

Для получения доступа в личный кабинет необходимо обратиться в любую ФНС, не только по месту прописки. Для этого необходимо написать заявление и предъявить паспорт и ИНН.

Получить доступ к личному документу можно только лично при предъявлении паспорта. Другими способами это сделать нельзя, так как сведения в личном кабинете составляют налоговую тайну.
Если заявление подается через доверенное лицо, то необходимо предоставить нотариально заверенной доверенности.

Останется только получить регистрационную карту с логином и временным паролем для доступа в «Личный кабинет». В течение месяца пароль необходимо сменить на любой удобный и запоминающийся. Если налогоплательщик пропустит это срок, ему нужно будет снова обращаться в ФНС для получения подключения. При утрате пароля нужно будет сделать то же самое, другими способами восстановить его нельзя. Сделано это в целях обеспечения безопасности и недопущения доступа к содержащейся информации третьим лицам, так как первоначальный пароль выдается на бумажном носителе.

Получить доступ к личному кабинету без визита в ФНС можно только с использованием электронной подписи (ЭП) или универсальной электронной карты (УЭК). Граждане, которые имеют ЭП/УЭК могут написать заявление на подключение в электронном виде на главной странице. При этом необходимо будет ввести только номер телефона и электронный адрес. Остальные реквизиты будут считаны автоматически. После получения доступа к личному кабинету останется ввести логин и пароль. Но можно будет осуществлять вход в сервис при использовании ЭП или УЭК.

Граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане законно находящиеся на территории России и лица без гражданства, имеющие намерение приступить к индивидуальной предпринимательской деятельности впервые или после прекращения такой деятельности, должны пройти процедуру государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Зарегистрированы, в таком качестве могут быть физические лица, право которых на предпринимательскую деятельность не ограничено законом.

Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя определен принятым Государственной Думой 13 июля 2001 года Федеральным законом "О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Основной задачей данного закона является регулирование отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.

Задача регистрирующего органа заключается в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов, а также факт оплаты заявителем государственной пошлины в размере 800 рублей. При этом регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя какие-либо дополнительные документы, кроме тех, которые были предоставлены при государственной регистрации.

Государственная регистрация физического лица, выразившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом сельской, поселковой, районной или городской администрации по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин обязан уплатить государственную пошлину, так называемый регистрационный сбор, который в соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 800 рублей. Регистрационный сбор уплачивается физическим лицом, который изъявил желание заниматься предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Далее, в соответствии со статьей 22.1 Закона "О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляются следующие документы:

1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Данное заявление должно содержать следующие сведения: данные индивидуального предпринимателя на русском языке (фамилия, имя, отчество), пол; сведения о рождении (дата и место рождения); гражданство (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства); место жительства в Российской Федерации (а именно почтовый индекс, субъект Российской Федерации, район, город, населенный пункт, улица, номер дома, номер квартиры); контактный телефон или факс; сведения о видах и количестве экономической деятельности; подпись и дата подачи заявления.

  • 2. Копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации).
  • 3. Копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином).
  • 4. Копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства).
  • 5. Копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя. Или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица).
  • 6. Копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства (см. приложение 1).
  • 7. Подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации. В случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ, не содержит сведений о таком адресе.
  • 8. Нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя. Либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним).
  • 9. Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН).
  • 10. Квитанция об уплате государственной пошлины.

В данной статье закона нет нормы, определяющей особенности комплекта документов, которые могли бы представляться в регистрирующий орган совершеннолетними гражданами, ограниченными судом в дееспособности в установленном законом порядке, с согласия их законных представителей. Гражданский кодекс Российской Федерации не запрещает таким лицам заниматься предпринимательской деятельностью. Из содержания же статьи 22.1 можно сделать вывод противоречий и положений:

  • 1) Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не требует добровольного согласия законных представителей лиц, ограниченных судом в дееспособности, на осуществление ими деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 2) Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не позволяет представителям участвовать в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя производится по месту его жительства в срок не более 5 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов в регистрирующий орган (статья 8 Закона о государственной регистрации). Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В данном случае таким документом является свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма №Р61001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей").

По факту регистрации физическому лицу выдаются следующие документы:

  • 1. Свидетельство о регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя
  • 2. Уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

В настоящее время федеральное законодательства о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативно правовых актов РФ. Субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией.

Государственная регистрация - первый и обязательный шаг будущего предпринимателя, который требует оплаты государственной пошлины в размере 400 рублей.

Единственным регистрирующими органами индивидуальных предпринимателей являются налоговые инспекции.

В настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в цели государственной регистраций индивидуального предпринимателя, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет).

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Например, что считать местом жительства: имеющуюся у гражданина на праве собственности квартиру в городе, которой он не пользуется, но зарегистрирован по ее адресу, ил дом в сельской местности, где он фактически проживает постоянно? На практике окажется, что факт постоянного проживания в сельской местности не будет иметь юридического значения, причем даже в том случае, если гражданин зарегистрирован в этом доме по месту проживания.

Надо помнить, что место жительства гражданина, по которому он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. определенное жилое помещение (дом, квартира, служебное помещение, комната в общежитии или коммунальной квартире и т.п.), не может использоваться места где непосредственно осуществляется предпринимательская деятельность, связанная с промышленным производством. Согласно ст. 288 ГК РФ, жилые помещения предназначены для проживания граждан и размещение в жилых домах промышленных производств не допускается.

В то же время эти нормы ГК РФ следовало бы толковать ограничительно: они не запрещают предпринимателям осуществлять в жилом помещении деятельность, не нарушающую охраняемые законом права других проживающих в данном помещении лиц, а также соседей. Например, непосредственно по месту жительства могут работать предприниматели, чей труд связан преимущественно с интеллектуальной деятельностью - сбором и анализом информации, созданием научных и литературных произведений, подготовкой произведений к опубликованию, программированием, бухгалтерским учетом и аудитом, репетиторством, консалтингом и др.

Обратим внимания, что закон не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет, осуществляется предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

В регистрирующий орган по месту жительства заявителя представляется:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (по форме № Р21001). Регистрирующий орган обязан бесплатно предоставить формы заявления.

копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, - для граждан Российской Федерации;

копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, для иностранных граждан;

копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, - для лиц без гражданства;

копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством России или международным договором Российский Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте его рождения);

копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, - для иностранных граждан или лиц без гражданства;

подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном порядке адрес места жительства физического лица в Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, или документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

для несовершеннолетних граждан - нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителе или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копи свидетельства о заключении брака таким лицом, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении такого лица полностью дееспособным;

документ об оплате государственной пошлины.

Заявление и другие документы, необходимые для государственной регистрации не могут быть оформлены в произвольной форме. Они оформляются в строгом соответствии с утвержденными формами.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, гражданин не вправе уполномочить иное лицо представить от своего имени в регистрирующий орган необходимые для государственной регистрации документы, для этого он может использовать лишь один из указанных ранее способов (представить документы лично, либо по почте).

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Представление физическим лицом заявления без нотариального удостоверенной подписи заявителя фактически означает непредставление необходимых для государственной регистрации документов и может повлечь отказ в регистрации индивидуального предпринимателя.

При поступлении в регистрирующие (налоговые) органы документы для государственной регистрации осуществляется проверка правильности заполнения платежных документов, свидетельствующих об уплате государственной пошлины.

Заполнение полей платежного документа иными показателями (в частности, не правильное указание кода бюджетной классификаций) является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации связи с непредставлением документа, свидетельствующего об уплате государственной пошлины.

Возможны два способа предоставления документов - непосредственно заявителем или почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.

После получения документов регистрирующий орган обязан выдавать на руки или направить по почте заявителю расписку в получении документов.

Заявителю, непосредственно представившему документы, в тот же день выдается расписка, а получение документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Датой представления документов для государственной регистрации считается день их получения надлежащим регистрирующим органом. Под получением регистрирующим органом документов следует понимать поступление в этот орган представленных документов непосредственно от заявителя или по почте. Дата поступления документов подтверждается распиской регистрирующего органа.

Моментом государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации.

Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки влечет административную ответственность на основании ч.1 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение от осуществления регистрации, тогда должностное лицо может быть одновременно привлечено к дисциплинарной ответственности или, в зависимости от обстоятельств дела, к уголовной ответственности, например по ст. 169, 293 УК РФ.

После принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации и не позднее одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр заявителю выдается одно из ранее названных свидетельств подтверждающее факт внесения записи в государственный реестр.

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:

свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р61001;

свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме № Р60004;

свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р65001;

свидетельство о внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе записи, зарегистрированном од 01 января 2004 года, по форме № Р67001.

Регистрирующий орган, совершивший акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю соответствующий документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения записи в государственный реестр).

По запросу физического лица в регистрирующий (налоговый) орган ему может быть повторно выдан документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Размер пошлины по повторную выдачу свидетельства о государственной регистраций физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или о государственной регистраций юридического лица составляет 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию, т.е. 80 рублей для физического лица.

В ст. 23 Федерального закона «О государственной регистраций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ о государственной регистраций исчерпывающе определены случай отказа в государственной регистрации:

не представление предусмотренных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов. В каждом случае государственная регистрации в регистрирующий орган должны быть представлены все без исключения документы, определенное для соответствующего случая и перечисленные в указанных статьях. Нужно обратить внимание еще на два обстоятельства: во-первых, документы должны быть представлены только одним из способов (по почте заказным письмом или лично); во-вторых, они должны быть надлежаще оформлены в соответствии с требованиями Закона;

представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган, т.е. не по месту жительства заявителя. Если документов представлены в такой орган, он не обязан пересылать их в надлежащий регистрирующий орган;

случае, когда не допускается регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

не истек год со дня принятия арбитражным судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанное с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельности;

не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено право заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе от государственной регистрации принимается в течение того же срока, который отведен для принятия решения о государственной регистраций (не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган) оно должно быть мотивированным, с обязательной ссылкой на конкретные нарушения из числа названных выше.

Данное решение может быть обжаловано в судебном порядкеАрбитражном суде). Административный порядок обжалования (в вышестоящий орган) законом не предусмотрено.

С 1 января 2004 г. зарегистрированный предприниматель не обязан совершать организационные действия, связанные с постановкой на налоговый учет, - эта обязанность возложена на регистрирующий орган (п.10 ст.83 НК РФ). Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре, в порядке установленном Правительством РФ (п.3 ст.83 НК РФ). Территориальные органы ФНС России обязаны осуществлять постановку на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на основании сведений о его государственной регистрации.

Документом, подтверждающим факт постановки предпринимателя на налоговый учет, является свидетельство о постановки на учет в налоговом органе. Обязанность выдать предпринимателю такое свидетельство возложена на тот налоговый орган, который осуществил постановку индивидуального предпринимателя на налоговый учет (т.е. налоговый оран по месту жительства).

Регистрация в качестве страхователя:

Помимо регистрации в качестве налогоплательщика необходима регистрация индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Индивидуальный предприниматель более не обязан самостоятельно совершать действия, необходимые для его регистрации в качестве страхователя. Регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации и (или) внесения изменении в государственный реестр представляет сведения об индивидуальном предпринимателе в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике. Указанные сведения представляются в виде выписки из государственного реестра.

Органы соответствующих внебюджетных фондов, получившие такие сведения, обязаны зарегистрировать предпринимателя в качестве страхователя.

Сведения о дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя, его регистрирующий номер, наименование органа, осуществившего указанную регистрацию, либо сведения о дате снятия индивидуального предпринимателя с учета в качестве страхователя представляются органами государственных внебюджетных фондов не позднее 5 дней с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя либо снятия с учета в качестве страхователя.

Основные правила регистрации страхователей в органы внебюджетных фондов (страховщиков) определяются в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации», от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и с Законом РФ от 28 июля 1991 г. «О медицинском страховании граждан в российской Федерации». Не позднее 5 дней с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя указанные органы должны предоставить в орган, осуществивший государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (п.4 ст.5 Закона о госрегистрации). Эти сведения отражаются в государственном реестре.

Присвоение кодов по общероссийским классификаторам осуществляют территориальные органы Госкомстата России в недельный срок после получения от регистрирующего органа сведений.

В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» открытие кредитным организациям банковских счетов индивидуального предпринимателя осуществляется на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

В настоящее время представление индивидуальными предпринимателями документов, подтверждающих регистрацию данных лиц в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, для открытия банковского счета в кредитную организацию не требуется.

Чтобы открыть в банке расчетный счет, индивидуальному предпринимателю необходимо представить в банк, помимо свидетельства о постановке на учет в налоговый органе, также и иные документы. Перечень всех документов, необходимых для открытия расчетного счета, законодательно не определен и устанавливается банком самостоятельно. Обычно банки требуют представления, во-первых, заявление на открытие счета в банке. Бланк заявления можно получить в банке (форма разрабатывается каждым банком самостоятельно). Во-вторых, два экземпляра карточки с образцами подписей, а также оттиском печати (если имеется). В-третьих, нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации. В-четвертых, копию свидетельство постановке на учет в налоговом органе. И, наконец, в-пятых, копию справки из Госкомстата.

Банк не вправе отказывать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ем разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п.2 ст.23 НК РФ в обязанность налогоплательщика входит информирование в 10-дневный срок налоговых органов по месту учета об открытии ил закрытии счета в банке. Нарушение данного срока в соответствии с п.1 ст.118 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов индивидуального предпринимателя банки обязаны представить сведения об указанных счетах в орган, осуществляющий государственную регистрацию данного предпринимателя. Сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя в обязательном порядке включается в государственный реестр.

Расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств со вновь открытого счета не принимаются к исполнению кредитными организациями до получения информационного письма налогового органа, в котором налоговый орган сообщает о получении извещения кредитной организации об открытии счета. Операции по банковскому счету осуществляется на основании договора банковского счета.

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью осуществлением и прекращением предпринимательской деятельности, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.

Начиная, с 2014 года все жители Российской Федерации получили возможность пользоваться многими услугами государственных органов через Интернет. Пока что далеко не все оценили эффективность такой системы, и иногда встречаются недорабоки, которые довольно оперативно исправляются. Однако уже сейчас можно оплатить штраф, оформить получение ряда документов и многое другое, не выходя из дома.

Портал Госуслуги рассчитан в первую очередь на физических лиц, которым после регистрации на сайте могут воспользоваться целым перечнем функций, но для этого обязательно потребуются некоторые документы.

Необходимые документы для регистрации

Непосредственно для регистрации на сайте необходимо указать следующие данные:

  1. Фамилия и имя;
  2. Адрес электронной почты;
  3. Номер мобильного телефона.

На электронную почту и мобильный в последствии будут приходить уведомления об изменении учётных данных, статуса заявления и т.п.

Уровни учётных записей на Госуслугах

В системе Госуслуги существует уровневая система аккаунтов. Она включает в себя следующие типы учётных записей:

  1. упрощённая;
  2. стандартная;
  3. подтверждённая.

Ознакомьтесь также: Все способы оплаты госпошлины

Статус упрощённой учётная запись получает сразу после регистрации на портале. Однако функционал его крайне ограничен – нельзя оформить заявление или запись в госучреждение. Для того, чтобы получить такую возможность, необходимо в личном кабинете ввести данные паспорта и СНИЛС. После этого аккаунт получает статус «стандартного», и с его помощью можно записаться к врачу, зарегистрировать товарный знак и т.п.

Чтобы получить абсолютно любую услугу портала потребуется очное подтверждение личности в центре обслуживание. Эта процедура занимает буквально несколько минут и требует только наличие паспорта.

Как зарегистрироваться на Госуслугах?

Есть два варианта регистрации:

  1. самостоятельно на соответствующей странице сайта (находится в верхней правой части страницы);
  2. центры регистрации и обслуживания.

Центрами обслуживания, как правило, выступают районные МФЦ, почтовые отделения, банки и т.п. Ближайший можно найти на специальной карте, которая расположена на сайте. В центре вас не только зарегистрируют, но и сразу подтвердят личность.

Заполнение личных данных

После регистрации на портале вы сможете зайти в личный кабинет и заполнить дополнительные данные – это необходимо для получения нового статуса аккаунта – «стандартного», а также для автоматического заполнения различных электронных заявлений и заявок.

  1. паспорт;
  2. СНИЛС;
  3. страховой полис;
  4. загранпаспорт;
  5. водительское удостоверение;
  6. военный билет;
  7. свидетельство о рождении.