Специальная оценка условий труда (соут). пошаговые инструкции от dogma О ходе проведения специальной оценки условий труда

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - и - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Организация, допущенная в установленном порядке к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, обязана передавать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, следующую информацию в случаях:

1) сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием исключенных из области аккредитации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пунктах 1 - и - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;

2) изменения состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

1.2. Информация, предусмотренная частью 1.1 настоящей статьи, передается организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в течение десяти рабочих дней со дня наступления случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, рассматривает поступившую информацию в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

1.3. В случае выявления фактов несоблюдения требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона и частью 1 настоящей статьи, деятельность организации, проводящей специальную оценку условий труда, приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений и представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных

До 2014 года чтобы определить, в каких условиях работники осуществляли свою деятельность, на предприятиях проходили такие мероприятия, как аттестации мест сотрудников, в результате которых и определялась степень вредности того или иного производства. По итогам работы аттестационной комиссии работникам такого производства назначались разнообразные компенсации.

Но начиная с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным Законом за номером 426-ФЗ (от 28 декабря 2013 года) были регламентированы абсолютно новые мероприятия по определению специальной оценки условий труда (СОУТ). Видимо, для появления такого документа существовали веские причины. Что это такое - специальная оценка условий труда? Давайте разбираться. Ведь «не боги горшки обжигают».

Что это за процедура?

Что это такое - специальная оценка условий труда? Это целый комплекс мероприятий, который направлен, в первую очередь, на определение всех опасных и вредных для жизни и здоровья людей производственных факторов. Члены комиссии производят заборы проб и делают анализы. После сравнения полученных данных с нормативными показателями специалисты дают оценку того, насколько негативные факторы влияют на физическое и психологическое состояние работников.

Продолжим рассматривать, что это такое - специальная оценка условий труда? Это, прежде всего, прогрессивная технология, которая самым наилучшим образом приближена к мировой практике. Это обновленный механизм формирования определенного пакета компенсаций и гарантий для работников, которым приходится работать в рамках вредных производственных циклов.

Теперь становится понятнее, что это такое - специальная оценка условий труда? Это краеугольный камень действующей на сегодняшний день всей системы охраны труда работников. Это новый алгоритм расчета пенсионных и социальных отчислений.

Цель специальной оценки условий труда

Условия труда на любом производстве подразделяют на классы и подклассы, в соответствии с которыми работникам и назначают те или иные компенсации и льготы.

Важно! В отличие от предыдущего алгоритма начисления компенсаций, система СОУТ позволяет учитывать не просто списочный набор негативных факторов, а именно фактический.

Помимо этого с введением нового закона «свободно вздохнули» те работодатели, у которых созданы благоприятные производственные условия. Теперь им не надо проводить дорогостоящие аттестации на регулярной основе и производить дополнительные страховые отчисления за каждого работника. Что же касается руководителей предприятий, на которых существуют «вредные» рабочие места, то по отношению к ним применяют более жесткие требования, а также усиливают контроль. То есть целью программы СОУТ является:

  • значительное улучшение необходимых условий труда;
  • сокращения процента рабочих мест, отличающихся «вредностью», в общем объеме производства.

На каких предприятиях должна проводиться подобная процедура в обязательном порядке?

В соответствии с законодательством в обязанности практически всех работодателей вменено проведение такого порядка, как определение СОУТ. Это касается всех компаний и предприятий:

  • которые вообще не слышали о таком мероприятии, как аттестация рабочих мест и, естественно, ее не проводили ранее;
  • которые слышали и проводили, но сроки принятия ее результатов во внимание уже давно истекли;
  • в которых образованы новые рабочие места или произошло изменение технологического цикла.

Не проводить СОУТ могут только:

  • ИП, которые создали рабочие места исключительно для себя, то есть самозанятые граждане.
  • Физлица, которые работают по договору трудового найма (например, работающие на дому), и не имеют статуса ИП.
  • Госслужащие, входящие в определенный ограниченный перечень: в целях сохранения гостайны.

Важно! Организации, в которых аттестация прошла незадолго до вступления в силу ФЗ № 426, могут временно (до истечения пяти лет) не проводить СОУТ, так как в течение этого периода будут приняты во внимание результаты последней проверки.

С какой периодичностью проводят подобную процедуру

Периодичность специальной оценки условий труда (плановой) не должна быть чаще, чем один раз в пять лет. Происходит так только в том случае, если в плане условий труда ничего не меняется.

На заметку! В противном случае вам не «отвертеться» от СОУТ, которую придется проводить внепланово.

Периодичность специальной оценки условий труда закреплена в законодательстве России, и сроки ее последующего проведения зависят от даты проведения предыдущей СОУТ.

Важно! Еще раз напоминаем, что согласно требованиям Приказа Минздравсоцразвития России за номером 342н (от 26 апреля 2011 года) все результаты аттестационной проверки, проведенной в срок до 1 января 2014 года, имеют правовую силу в течение 5 лет, начиная со дня ее проведения. Этот постулат не работает в том случае, если возникла острая необходимость провести СОУТ во внеплановом режиме.

Кто уполномочен осуществлять СОУТ?

В комиссию по проведению специальной оценки условий труда входят эксперты, приглашенные со стороны (то есть не являющиеся работниками данного предприятия) и представляющие компанию-исполнителя. Помимо них, в число проверяющих входит группа лиц (обязательно нечетное количество) от работодателя, в состав которых входит специалист, занимающийся вопросами охраны труда, и представитель от профсоюзной организации (если она имеется в наличии).

Сторонняя фирма, осуществляющая СОУТ, должна отвечать следующим обязательным требованиям:

  • В свидетельстве о разрешении на предпринимательство основным видом коммерческой деятельности должно значиться проведение специальной оценки условий труда.
  • Работники этой проверяющей фирмы должны иметь сертификаты определенного образца, дающие право на проведение такой процедуры, как СОУТ. Минимальное количество таких сотрудников - пять человек. Причем один из этих пяти должен быть врачом, занимающимся вопросами гигиены труда.
  • В состав организации должна входить лаборатория (имеющая полномочия), в которой можно проводить исследования и анализы на предмет выявления вредных и опасных веществ.

Классифицирование условий труда

Условия работы классифицируют по нескольким категориям:

  • весьма опасные;
  • вредные;
  • вполне допустимые;
  • оптимальные.

На заметку! Если комиссия в полном составе не выявляет каких-либо ОВПФ на рабочих местах, то работодателю выдают специальный документ под названием декларация (сроком на пять лет), в котором имеется заключение о том, что условия труда соответствуют всем государственным нормативам. Если в течение этого периода на производстве не будет зафиксировано никаких несчастных случаев, то продление действия документа произойдет автоматически.

Обязательные этапы проведения СОУТ

Эта процедура полностью регламентирована Приказом Минтруда от 24 января 2014 года за номером 33н (методика проведения специальной оценки условий труда). Очередность мероприятий такова:

  • Сначала необходимо убедиться в наличии ОВПФ или их отсутствии. Третьего не дано.
  • Далее их надо измерить и, конечно же, подвергнуть тщательному исследованию.
  • В зависимости от полученных результатов отнести условия работы к тому или иному классу. Все довольно элементарно.
  • И завершающий этап - документально зафиксировать все полученные результаты и выводы.

Важно! Инспекторы, проводящие СОУТ, должны неукоснительно соблюдать все требования, изложенные в Методике 33н проведения специальной оценки условий труда. Исключением являются исследования условий работы служащих, которые имеют допуск к информации, имеющей гриф «гостайна».

Основные мероприятия

Основные мероприятия должны быть проведены в соответствии с Методикой специальной оценки условий труда 33н. Проводят их в несколько этапов:

  • Руководитель фирмы или организации заключает с компанией-исполнителем договор, в котором оговорены все условия проведения СОУТ.
  • Комиссия в полном составе утверждает план-график процедуры проверки. Также уточняет перечень всех мест, которые будут подвергнуты специальной оценке условий труда (33н методика).
  • Эксперты обходят все рабочие места и начинают работать с каждым отдельным объектом.
  • Сотрудник компании-исполнителя осуществляет подробное описание производственной среды и самого процесса трудовой деятельности касаемо определенного места сотрудника; а также старается выявить источники ОВПФ.
  • Затем начинается процесс установления наличия допустимых совпадений между химическими составляющими и факторами производственной среды; а также непосредственно трудовыми процессами, имеющими отношение именно к месту работника (по факту) и предусмотренными в классификаторе, который регламентирован законодательством.
  • Осуществляет все необходимые мероприятия, связанные с испытаниями и исследованиями, исключительно в рамках проверки на предмет ОВРФ.

  • В соответствии с порядком проведения специальной оценки условий труда работник компании-исполнителя изучает предоставленную работодателем документацию: должностные инструкции; специфику техпроцесса; техническую документацию на то производственное оборудование, которое сотрудник использует в процессе своей работы; характеристики используемого сырья и материалов; проектные документы по строительству и реконструкции объектов на территории предприятия; а также декларации соответствия, результаты ранее проводимых проверок и предложения, поступившие от работников по улучшению условий своего труда.
  • Сравнивает наименования мест работников.
  • В случае полного их совпадения с наименованиями, указанными в специальном документе, а именно, в классификаторе (все в соответствии с порядком проведения специальной оценки условий труда), эксперт идентифицирует их как весьма опасные и довольно вредные.
  • В случае их полного не совпадения указывает в отчете, что на рабочем месте ОВПФ не обнаружены.
  • Условия работы могут быть признаны допустимыми в том случае, если ОВПФ вообще не были идентифицированы.

Важно! В этом случае испытания и замеры ОВПФ не проводят. А у директора есть все основания для подачи такого документа, как декларации, который удостоверяет факт того, что условия труда в полной мере соответствуют госнормам.

  • Профессионал-эксперт компании-исполнителя фиксирует все результаты проверки документально и представляет оформленный отчет о проведении специальной оценки условий труда на суд высококвалифицированной комиссии.

Важно! Если кого-то из проверяющих не устраивает отчет о специальной оценке условий труда, то он имеет абсолютное право изложить в письменном виде свою точку зрения по этому вопросу в отдельном документе. Потом его приобщат к отчету. Это мнение в дальнейшем может сыграть важную роль.

  • После того, как в отчет о проведении специальной оценки условий труда добавляют всю информация уточняющего характера, данные вносят в глобальную информационную учетную систему.

Внеплановая СОУТ

Причинами проведения внеплановой СОУТ могут быть:

  • Образование новой компании или предприятия.
  • Ввод в строй дополнительных средств защиты, а также проведение мероприятий с целью снижения уровня вредности.
  • Изменение производственного технологического процесса, а также замена набора оборудования на новое.
  • Использование новых, доселе не используемых на данном производстве, материалов и сырья.
  • Ввод в строй вновь организованных мест для работы.
  • Предписание государственных органов власти (например, Трудинспекции).
  • Возникновение на производстве несчастных случаев.

  • Требование выборного органа, который призван выражать интересы работников (например, профсоюзной ячейки).
  • Выявление у работников профессиональных заболеваний, спровоцированных вредным производством.

Важно! Если возникла одна из вышеперечисленных ситуаций, то спецоценка должна быть осуществлена в течение 6 месяцев (если быть точнее, в течение 180 дней, и ни днем позже).

Что подвергают спецоценке?

Члены комиссии, работающие на территории заказчика и проводящие специальную оценку условий труда, устанавливают и проверяют все рабочие места. Причем аналогичные места работы подвергаются изучению как одно. Это вполне рационально. То есть если на одном транспортном средстве работают посменно 4 человека, то спецоценке надо подвергнуть всего одно рабочее место, а именно, место водителя. А вот результаты проверки будут распространены на всех 4 работников. Работа комиссии начинается с того, что сначала определяют количество исследуемых рабочих мест, затем их точные места нахождения, степень освещенности, кондиционирования, вентиляции и так далее и тому подобное (все в соответствии с инструкциями и положениями). Минимальное количество проверяемых рабочих мест - два.

Места работников могут быть признаны аналогичными в том случае, если они отвечают следующим требованиям:

  • имеют одни и те же наименования;
  • обустроены идентичными средствами защиты;
  • находятся в помещениях одного типа;
  • выявлено использование одинаковых инженерных схем и предметов труда.

Насколько эта процедура важна для обеих сторон?

Такая процедура, как СОУТ, важна не только для каждого работника, но и для работодателя в не меньшей степени. Дело в том, что для последнего она важна с точки зрения соблюдения законодательства России. И как законопослушный гражданин во избежание различных наказаний любой руководитель заинтересован проводить СОУТ в установленные сроки. Тем более что все расходы по проведению проверки берет на себя ФСС России.

На заметку! Компания, в случае фиксации удовлетворительных условий труда, может рассчитывать на определенные послабления, касающиеся взносов в Соцстрах. Работники вредного производства могут претендовать на определенные льготы, например, досрочный выход на вполне заслуженную пенсию.

Кто отвечает за несвоевременное проведение СОУТ?

В соответствии с законодательством, вся ответственность ложится на плечи руководителя, который и отвечает и за все нарушения, в том числе и за несвоевременное проведение СОУТ (или того хуже - не проведение подобной процедуры).

Именно работодатель должен организовать и обеспечить такие мероприятия, как медицинский осмотр на регулярной основе; выдачу индивидуальных защитных средств, спецодежды и дополнительного питания; установление рабочего дня, сокращенного по продолжительности; предоставление определенных льгот и компенсаций; а также дополнительных фондовых отчислений и многое другое.

Если директор уклоняется от проведения подобных мероприятий, то он может быть привлечен к административной или даже к уголовной ответственности (зависит от тяжести причиненного вреда работнику). Поэтому не стоит оттягивать «прекрасный момент» под названием СОУТ. А лучше как можно оперативнее провести это мероприятие и «спать спокойно».

Последние изменения специальной оценки условий труда

  • По поводу подачи декларации, подтверждающей факт, что условия труда на производстве в полной мере соответствуют государственным нормам. Раньше, еще совсем недавно, ее можно было оформить только в том случае, если определенные места сотрудников не были идентифицированы на предмет ОВПФ. Теперь же подобный документ может быть оформлен на места, которые были квалифицированы членами комиссии, как вполне допустимые или оптимальные.
  • Эксплуатация новых мест для работы, замена набора оборудования на новое или изменение алгоритма технологического процесса влекут за собой внеплановую проверку, которая должна быть осуществлена в течение года (то есть 12 месяцев); в других случаях это срок остался прежним, а именно, полгода.
  • Увеличен срок переходного периода - вплоть до конца 2020 года.
  • Расширены права работника в плане того, что теперь он имеет право представить своему руководителю объективные предложения по улучшению условий своего труда.
  • Организация, осуществляющая СОУТ, должна быть обеспечена в полном объеме всей необходимой документацией и пояснениями в устной форме об исследуемом рабочем месте.
  • Эксперты, проводящие независимую проверку, должны руководствоваться в своей деятельности едиными методиками.
  • Организация, выполняющая СОУТ (начиная с 2016 года), должна осуществлять передачу полученных и утвержденных результатов СОУТ в ФГИС (расшифровка - Федеральная Государственная информационная система).
  • Если на 1 мая 2016 года условия работы в компании были квалифицированы как оптимальные или допустимые (а ранее они же были зафиксированы как вредные или опасные), то руководитель должен в обязательном порядке представить декларацию соответствия госнормативам в отредактированном виде, указав рабочие места.

Для успешного предприятия важно организовать процесс деятельности с максимальной эффективностью. Одним из заданий трудового законодательства является обеспечение безопасности и защита здоровья работника. В связи с этим существует ряд гигиенических, санитарных и иных предписаний.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Специальная оценка условий труда (СОУТ) дает ответ, как и в какой мере их применить. Кроме того, она показывает эффективность охраны труда в существующих условиях на предприятии.

Что это такое

Спецоценка – это разработанная специалистами и закрепленная в законодательных актах система мер, в процессе которой осуществляется идентификация и анализ вредности, уровня безопасности в производстве и трудовом процессе.

Результат проведенных мероприятий показывает воздействие среды на персонал и отклонения от установленных нормативов гигиены и безопасности. Это в свою очередь обязывает работодателя предпринять необходимые меры по организации безопасности рабочих мест и режима занятости персонала.

Более конкретно суть процедуры раскрывают ее задачи и то, для чего она делается.

Цели мероприятий такие:

  1. выявляются и идентифицируются опасные для здоровья и жизни факторы;
  2. оценивается уровень охраны труда и его соответствие нормам;
  3. производится наблюдение за небезопасной средой в процессе деятельности предприятия;
  4. создаются обязательные рекомендации для занятых во вредной среде. Анализируется, есть ли необходимость в применении к ним гарантий, компенсаций, соцзащиты;
  5. освобождение работодателей от взносов в ПФ по дополнительным тарифам или наоборот назначение их выплачивать.

Общие положения 426 ФЗ

Основными законодательными актами в рассматриваемой сфере является Трудовой кодекс (ст. 212) и ФЗ №426 «О специальной оценке» (далее по тексту будем ссылаться на этот закон).

Закон охватывает полностью всю процедуру, а именно:

  1. права, обязанности участников;
  2. порядок, процесс, подготовку к мероприятию;
  3. применение результатов;
  4. выявление опасных факторов, предписания по их удалению или снижению вредного действия;
  5. классификация условий;
  6. кто имеет право проводить и полномочия;
  7. ответственность и рассмотрение разногласий.

Последние изменения

За последних несколько лет в закон внесены такие изменения:

Кого касаются Суть
Расширены права работников Владелец фирмы обязан информировать проводящих процедуру о предложениях самих сотрудников по анализу среды, интенсивности вредности и по подобным вопросам. Кроме того, согласно п.2 ч.1 ст.6 они сами могут обращаться к представителям комиссии без согласия или разрешения кого-либо.
Повышены обязанности работодателя В течении 3-х дней после согласования отчета о проведенной процедуре он должен сообщить об этом компании которая его разработала (ст. 15 п. 5.1).
Полномочия организаций осуществляющих оценку Методы осуществления больше не требуют какого-либо согласования и проверки в госорганах, что существенно повысило их эффективность (п.3 ч.2 ст.6). Уточнены и регламентированы полномочия экспертов (ст. 8).
Мероприятия Изменение ситуаций, когда не требуется: из списка исключены граждане имеющие право на досрочную пенсию (п.1 ч.6 ст. 10).

Новый порядок формирования декларации (в ч.1 ст.11).

Теперь согласование при уменьшении класса опасности больше, чем на 1/3 относится к федеральному уровню (ч.7 ст.14).

Средства защиты должны быть сертифицированы обязательно (ч.5 п.1 ст.15).

Внеочередная специальная оценка условий труда после модификации оборудования, технологического процесса теперь осуществляется на протяжении 12 мес. В прочих случаях, как и прежде, – 6 мес. При реорганизации фирмы, изменения названия рабочего места – проводить необязательно.

Если проверка осуществляется по предписанию госорганов, то персоналу гарантируется неприкасаемость их гарантий и компенсаций в ее процессе.

Основание для проведения специальной оценке условий труда

СОУТ обязаны осуществлять все работодатели, что предписано указанными выше законодательными актами. Их нормы и являются основаниями для нее.

Если рассматривать вопрос глубже, то основаниями выступает необходимость приведения существующей на предприятии обстановки в соответствие нормативам охраны и безопасности.

Но при этом есть исключения. Процедуру не применяют для надомников, занятых дистанционно и для тех, кто работает на физлица без статуса индивидуального предпринимателя (п.3 ст. 3). ИП с наемными работниками обязаны ее проводить.

Видео: Суть вопроса

Методика проведения

Есть специально разработанная Методика №33н утвержденная Приказом Минтруда.

Согласно ей мероприятие проходит по следующим пунктам:

  1. идентифицируется опасность и вредность производства. Определяется, нужны ли дополнительные меры в виде испытаний (исследований);
  2. проводятся исследования, в том числе и с помощью испытаний или измерений;
  3. определяется отношение условий на основании предыдущих двух пунктов к специальным классам или подклассам;
  4. документальное оформление результатов (отчет).

График проведения

Работодателем перед проверкой создается комиссия по СОУТ из числа участников своего предприятия, специалистов по охране труда, членов профсоюза (ст. 9). Она имеет только организаторские и наблюдательные функции. Основную работу выполняет специализированная организация.

Именно указанная комиссия утверждает график мероприятия. Его можно легко найти в интернете.

Он включает такие этапы:

  1. подготовка всех данных о рабочих местах, их характеристика;
  2. идентификация уровня, которым обладает вредный фактор;
  3. перечень планируемых исследований, решить какие можно осуществить, а какие нет в связи с возможными угрозами здоровью работников;
  4. подготовка декларации соответствия условий законодательным нормативам и подача ее в ГИТ;
  5. испытания;
  6. принять решение о применении производственного контроля за рабочей средой на предприятии;
  7. составление отчета, ознакомление с ним служащих под роспись.

Документ подписывается всеми участниками комиссии, утверждается владельцем фирмы и подлежит согласованию с организацией по СОУТ.

Порядок проведения

Проверка осуществляется согласно уже указанной нами выше Методике . Этот документ содержит описание всех этапов и способов ее осуществления.

Сроки проведения

На предприятии из 25 офисных мест примерно каждый этап согласно графику занимает такие сроки:

Периодичность проведения

Законодательство обязывает проводить СОУТ не реже чем 1 раз на 5 лет, если в нормативных актах не предусмотрено иное. Этот срок отсчитывают с даты подписания отчета по предыдущей проверке.

Те субъекты, которые не проводили СОУТ и имели на это все законные основания (действующую аттестацию мест) должны до 31.12.2018-го провести ее, даже если предыдущая аттестация действительная.

Рабочие места, получившие положительное заключение по результатам предыдущей проверки, подлежат только декларированию. То есть, в отношении их нужно только подтвердить соответствие госнормам в области охраны труда.

Решение о декларировании принимается экспертом по спецоценке, основываясь на анализе, осуществленном в процессе идентификации факторов. Работодатель оформляет декларацию по специальной форме и передает ее в ГИТ. Срок ее действия – 5 лет, который продлевается автоматически, если нет несчастных случаев.

Внеплановая процедура проводится на протяжении 6 мес. со дня наступления таких обстоятельств (п. 1 ст. 17):

  1. ввод новых мест;
  2. по требованию профсоюзов или ГИТ после несчастных случаев;
  3. по требованиям государственной экспертизы качества СОУТ;
  4. при приведении производства в соответствие с нормативами или по их улучшению;
  5. при замене оборудования, изменений в технологических процессах, в средствах защиты.

Применение результатов

По результатам экспертизы принимают решения по следующим пунктам:

  1. разработка, реализация улучшений, обоснование их финансирования;
  2. информирование персонала об опасностях и особенностях их деятельности;
  3. установление гарантий и компенсаций;
  4. обеспечения средствами защиты;
  5. медосмотры;
  6. контроль уровня опасности, статистические отчетности;
  7. дополнительные тарифы взносов, расчет скидок и надбавок по страхованию от несчастных случаев;
  8. расследование несчастных случаев, рассмотрение и урегулирование вопросов связанных с ними и безопасностью;
  9. внедрение мер санитарно-бытового и медицинского обслуживания;
  10. ограничения для определенных категорий;
  11. анализ профрисков.

Штраф за непроведение

Документация по СОУТ подлежит хранению по правилам строгой отчетности в течение 45 лет. Контроль за процедурой и ее качеством возложен на Гостинспекцию и Госэкспертизу. Ответственность полностью возложена на руководителя предприятия.

Санкции налагаются в таких размерах:

Во всех случаях также возможно предупреждение при незначительных нарушениях.

Комплекс мер в процессе оценки проводят специализированные организации, допущенные согласно законодательству к этой деятельности. Их список утверждается министерством труда и есть на сайте этого ведомства. После выбора организации работодателем подается и заключается договор на предоставление соответствующих услуг.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

С 1 января 2014 года вступили в силу положения Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее — Закона N 426-ФЗ). Изменения, вводимые данным Законом, являются очередным этапом реализации утвержденной в 2012 году Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Указанный закон интересен для плательщиков страховых взносов, использующих труд рабочих во вредных и опасных условиях труда.

Напомним, что начиная с 1 января 2013 года в целях обеспечения пенсионных прав категорий пенсионеров, имеющих право на досрочную пенсию, установлена обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ с вредными и тяжелыми условиями труда.

Перечень лиц, которым назначается льготная трудовая пенсия по старости (т.е. ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами — 55 лет), установлен Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27) (далее — Закон N 173-ФЗ). Указанный перечень предусматривает виды профессий, работа по которым осуществляется во вредных, тяжелых либо опасных условиях.

В связи с чем законом предусмотрено право на пенсионное обеспечение в некоторых случаях с 45 лет — у женщин, с 55 лет — у мужчин. Следовательно, и период получения пенсии у данных категорий может быть на 10 лет дольше, чем общеустановленный у пенсионеров -"нельготников". Однако в пенсионной системе, действовавшей до 2013 года, работодатель не нес дополнительных расходов в связи с наличием "вредных" рабочих мест. Следствием чего явились, с одной стороны, необеспеченность досрочных пенсий финансовыми источниками, а с другой стороны — отсутствие заинтересованности работодателя в улучшении условий труда своих работников.

При этом прежнее пенсионное законодательство предусматривало назначение льготных пенсий на основании списков, а не реальной картины условий труда. Таким образом, пенсия "досрочникам" выплачивалась за счет средств тех работодателей, чьи работники выходят на пенсию в общеустановленные сроки.

С 1 января 2013 г. работодатели лиц, имеющих право на досрочную пенсию по основаниям, предусмотренным п.п. 1-18 Федерального закона N 173-ФЗ, обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.

При этом частью 4 вышеназванной статьи было установлено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом. Однако такой закон появился только в конце 2013 года и вступил в силу с 1 января 2014 года.

В связи с этим Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в ст. 58.3 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ). Кроме того, Закон N 421-ФЗ содержит самостоятельные положения, определяющие возможность и сроки использования результатов аттестации рабочих мест, проведенной до вступления в силу Закона N 426-ФЗ.

Итак, первое, на что, необходимо обратить внимание:

Порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов с 1 января 2014 года связан не только с фактом выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ), но и с результатами классификации условий труда на рабочих местах на указанных видах работ по степени вредности и опасности.

Из истории вопроса

До 01.01.2014 порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определялся следующими документами:

— приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда";

— приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда";

— Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (утверждено Роспотребнадзором 29.07.2005).

Исходя из степени отклонения фактических условий труда от установленных нормативов, условия труда по степени вредности и опасности подразделялись на 4 класса:

1-й класс — оптимальный;

2-й класс — допустимый;

3-й класс — вредный (при этом вредные условия труда разделялись ещё на 4 степени вредности: 1-я степень 3-го класса (3.1), 2-я степень 3-го класса (3.2), 3-я степень 3-го класса (3.3), 4-я степень 3-го класса (3.4));

4-й класс — опасный.

Таким образом, у работодателей, которые провели аттестацию до 1 января 2014 года, рабочим местам по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда присвоены именно такие классы (подклассы).

Согласно части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно.

С 01.01.2014 в отношении рабочих мест проводится специальная оценка условий труда. Порядок ее проведения установлен Законом N 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Обратите внимание! В соответствии с разъяснением Минтруда России от 07.03.2014 требование должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест необоснованны.

В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

В соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанная Методика утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н и находится на государственной регистрации в Минюсте России. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года и могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ, за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФ РФ по дополнительному тарифу.

Понятие специальной оценки условий труда

Статьей 3 Закона N 426-ФЗ определено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам проведения данной спецоценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с Законом N 426-ФЗ результаты спецоценки условий труда могут быть использованы во всех процедурах в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями. Речь идет о разработке и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты; об организации обязательных медосмотров; установлении работникам соответствующих гарантий и компенсаций и т.д. Полный перечень возможностей использования результатов спецоценки условий труда приведен в ст. 7 Закона N 426-ФЗ.

Помимо всего прочего, от результатов указанной спецоценки зависит также размер скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. По итогам спецоценки определяется размер тарифа, по которому уплачиваются дополнительные взносы в Пенсионный фонд РФ. В соответствии со ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) в зависимости от класса и подкласса "вредности" значение тарифа может составлять от 0 до 8 процентов.

Обязанность по организации и финансированию проведения спецоценки условий труда возлагается на работодателя (часть 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ, ст. 212 ТК РФ).

Специальная оценка не проводится в отношении условий труда надомников и дистанционных работников, а также работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Иных исключений Закон N 426-ФЗ не устанавливает. А это означает, что если вопрос о необходимости проведения аттестации офисных рабочих мест был спорным (письмо Минтруда России от 08.04.2013 N 15-1-859), то теперь он разрешен однозначно — условия труда на таких рабочих местах подлежат специальной оценке в обязательном порядке.

Порядок проведения спецоценки

В соответствии с Законом N 426-ФЗ основными этапами проведения специальной оценки труда являются:

— подготовка к проведению специальной оценки условий труда;

— идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

— декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

— оформление результатов специальной оценки условий труда.

Подготовительный этап

Специальная оценка условий труда должна проводиться работодателем совместно с привлекаемой им на основании договора гражданско-правового характера специализированной организацией. Требования к таким организациям приведены в ст. 19 Закона N 426-ФЗ.

Прежде всего они должны быть включены в реестр, порядок формирования которого утверждается Правительством РФ. В уставных документах организации, проводящей оценку, должно содержаться указание на осуществление ею в качестве основного либо одного из видов деятельности специальной оценки условий труда.

Кроме того, организация должна иметь не менее пяти экспертов, получивших сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Также для данной организации обязательно наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Законом закрепляется принцип независимости организаций, осуществляющих специальную оценку. В соответствии со ст. 22 Закона N 426-ФЗ вне зависимости от того, числится организация в реестре или нет, спецоценку условий труда она не может проводить, если ее руководители и иные должностные лица являются учредителями юридических лиц, на рабочих местах которых проводится специальная оценка. Нельзя поручить проведение спецоценки взаимозависимой компании, в т.ч., если в ней трудятся на руководящих постах близкие родственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) учредителей организации, которой необходимо оценить условия труда.

На подготовительном этапе работодателю необходимо прежде всего заключить гражданско-правовой договор с одной или несколькими из упомянутых спецорганизаций. Кроме того, в организации необходимо создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда и утвердить график проведения данного мероприятия.

Число членов этой комиссии должно быть нечетным. Конкретный состав законом не определен. Если речь идет о субъекте малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются работодатель — ИП лично, для организаций — руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в т.ч. специалист по охране труда, члены профсоюза и т.п.

Поскольку от результатов спецоценки зависит не только размер дополнительного тарифа, но и право на досрочную трудовую пенсию по старости конкретного работника, представляется логичным включать в состав такой комиссии специалиста по осуществлению работы по досрочному пенсионному обеспечению (как правило, это работник кадровой службы).

Целесообразность включения такого специалиста очевидна, например, при составлении перечня рабочих мест, на которых должна проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест, а также при составлении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, предусмотренных списками, соответствующих работ, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и которые подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Эта работа требует знания законодательства о досрочном пенсионном обеспечении практики его применения к работникам организации, где проводится специальная оценка условий труда, а согласно Закону N 426-ФЗ эти перечни составляет эксперт организации, производящей спецоценку, который может и не обладать подобным опытом.

До начала выполнения работ по оценке условий труда комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке. При этом необходимо указать, какие из них являются аналогичными.

Под таковыми понимаются рабочие места, которые одновременно отвечают следующим условиям:

— они должны быть расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

— оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

— сотрудники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности. Их трудовые функции одинаковы, равно как и график рабочего времени. А при выполнении своих служебных обязанностей они используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье. При этом они обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При наличии аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов из них (но не менее двух рабочих мест), а ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

При этом заполняется единая карта специальной оценки условий труда. Данное правило позволит работодателю сэкономить на проведении спецоценки 80 процентов аналогичных рабочих мест.

Идентификация вредных условий

Все выявленные в ходе осуществления оценки условий труда вредные и (или) опасные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Их перечень формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья.

Также во внимание принимаются результаты ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, и предложения, исходящие от сотрудников.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов представляет собой процесс сопоставления выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Если на рабочем месте не выявлены вредные или опасные факторы, условия труда на нем признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

При этом работодатель обязан на такие рабочие места подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (такая декларация действительна в течение пяти лет).

А вот если комиссия идентифицирует их как вредные или опасные, назначается проведение исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов.

Необходимо отметить, что идентификация не проводится в отношении рабочих мест, занятых работниками, профессии (должности, специальности) которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также занятых работниками, которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях. При этом комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов на таких рабочих местах.

Все идентифицированные, потенциально вредные или опасные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень таких факторов формирует комиссия, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса, а также исходя из предложений работников.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных или опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

По результатам проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений каждому рабочему месту по степени его "вредности" присваивается соответствующий класс (подкласс) условий труда.

Классификация условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальными признаются условия, при которых воздействие на организм работника вредных или опасных факторов отсутствует либо уровни их воздействия минимальны и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности (1-й класс).

Допустимыми считаются условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные или опасные факторы, значения показателей которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены (2-й класс).

Вредными можно считать условия, когда уровни воздействия вредных или опасных факторов превышают значения, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) (3-й класс). Как и при аттестации рабочих мест, предусматриваются четыре подкласса вредных условий труда (3.1-3.4).

Опасные условия труда — условия труда, характеризующиеся наличием вредных или опасных факторов, уровни которых способны в течение всего либо части рабочего дня (рабочей смены) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности (4-й класс).

Декларация соответствия

Законом N 426-ФЗ предусмотрена новая процедура — декларирование соответствия условий труда, т.е. подтверждение работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

Так, в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми.

При этом никакие исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В отношении таких рабочих мест в трудовую инспекцию подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок представления подобной декларации будут утверждены Минтруда РФ.

Данная декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При этом, если в период действия этой декларации с работником, занятым на "допустимом" рабочем месте, произойдет несчастный случай или у него будет выявлено профзаболевание, то в отношении этого рабочего места действие декларации прекращается, то есть проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

С другой стороны, если в течение обозначенных пяти лет с работниками не произойдет никаких несчастных случаев и т.п., то действие декларации автоматически продлевается на следующие пять лет.

Итоги специальной оценки условий труда

Организация, проводящая специальную оценку по окончании всех работ, составляет отчет (ст. 15 Закона N 426-ФЗ). В нем указываются сведения о компании, проводящей специальную оценку, с приложением копий документов, подтверждающих, что она отвечает необходимым требованиям.

В отчете приводится перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах. Кроме того, в отчет включаются:

— карты специальной оценки условий труда, оформленные на конкретные рабочие места (на аналогичные рабочие места составляется одна карта);

— протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

— протоколы оценки эффективности СИЗ;

— протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений тех или иных "опасных" рабочих мест;

— сводная ведомость специальной оценки условий труда;

— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

— заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда. Данный отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Форма такого отчета будет утверждена Министерством труда и социальной защиты.

Затем работодатель в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета должен ознакомить с отчетом каждого работника под расписку. В этот срок не включаются периоды болезни работника, командировки и межвахтового отдыха. В этот же срок необходимо на официальном сайте компании (если у нее такой имеется) разместить сводные данные о проведении спецоценки условий труда ("вредные" классы (подклассы), мероприятия по улучшению условий труда). Сведения о результатах оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Она должна это сделать в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения спецоценки

По общему правилу спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (часть 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

При этом в ст. 17 Закона N 426-ФЗ приведен перечень случаев, когда данная спецоценка должна проводиться во внеплановом порядке (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получении работодателем соответствующего предписания госинспектора труда; при изменении технологического процесса, замена производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и в некоторых других случаях).

Уплата страховых взносов по доптарифу по результатам аттестации и спецоценки

Если плательщик производит выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, то, начиная с 2014 года, в привязке к результатам классификации условий труда на рабочих местах на указанных работах возможно несколько вариантов:

Вариант 1

Плательщик не проводил аттестацию рабочих мест и специальную оценку условий труда. В этом случае силу ч. 1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (см. таблицу 1).

Таблица 1

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ в силу части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для работодателей, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (см. таблицу 2).

Таблица 2

Вариант 2

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми.

В этом случае в силу ч. 4 ст. 15 Закона N 421-ФЗ до установления на указанных рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Законом N 426-ФЗ, плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частями 1, 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (т.е. по тарифу 6% или 4%).

Таким образом, освобождение от уплаты страховых взносов по доптарифу возможно только по результатам специальной оценки условий труда, но не на основании результатов аттестации.

Вариант 3

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны вредными и (или) опасными.

В этом случае в силу части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 3).

Таблица 3

Вариант 4

У плательщика есть результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым этим рабочим местам присвоены классы условий труда в соответствии с Законом N 426-ФЗ.

Тогда плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 4).

Таблица 4

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Допустимый

Оптимальный

Пенсионные права в переходный период

До установления класса условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, периоды таких работ могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только в том случае, если работодатель уплачивает дополнительные страховые взносы. "Льготные" периоды, имевшие место после 1 января 2013 г. согласно п. 3 ст. 27 Закона N 173-ФЗ учитываются для назначения досрочной пенсии в том случае, если класс условий труда на указанных рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам спецоценки.

Если такая оценка еще не проведена и у работодателя есть только результаты аттестации рабочих мест, проведенной по ранее действовавшим правилам, предусмотрено переходное положение: такое положение дел не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов занятости на указанных рабочих местах при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

Новеллы трудового законодательства

Стоит отметить изменения, которые коснулись содержания трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор стали условия о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, а также условия труда на конкретном рабочем месте. К числу дополнительных условий трудового договора отнесена договоренность о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника (ст. 57 ТК РФ).

В соответствии с действующей редакцией ст. 92 ТК РФ для работников, которые трудятся во вредных условиях 3-й или 4-й степени либо опасных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, т.е. не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника определяется трудовым договором в соответствии с отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором с учетом результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Кроме того, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором, дополнительным соглашением к трудовому договору может быть предусмотрено увеличение законодательно установленной максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов, при 30-часовой рабочей неделе и менее — до 8 часов (ч. 3 ст. 94 ТК РФ).

При суммированном учете рабочего времени сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, учетный период не может превышать трех месяцев (часть1 ст. 104 ТК РФ).

Новые правила для дополнительного отпуска

В новой редакции изложена и ст. 117 ТК РФ, согласно которой ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части 1 данной статьи, составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором с учетом положений отраслевого (межотраслевого) соглашения, коллективного договора и результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Заключение

Процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда в настоящее время объединены и унифицированы: работодатель проводит исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования могут использоваться и в целях уплаты страховых взносов в ПФР, и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.

Специальная оценка условий труда представляет собой универсальный инструмент перехода от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое воздействие на организм работника вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Такой подход с позволит максимально объективно решать вопрос наличии права на льготное пенсионное обеспечение, а также о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте. Вместе с тем именно такой подход призван экономически мотивировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, в том числе в целях оптимизации своих дальнейших издержек. Поскольку реализация концепции специальной оценки предоставляет работодателям возможность путем проведения организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение условий труда на рабочих местах, менять размер страховых взносов, а в определенных случаях и освобождаться от их уплаты.