Организация концертной деятельности. Учреждения культуры: концертная деятельность

Верховых Екатерина Андреевна,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск,
Научный руководитель: Чухин Степан Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент

Сегодня досуг молодежи носит преимущественно развлекательный характер, преобладающее число форм молодежного досуга прямо или косвенно связано с восприятием музыки, удовлетворением музыкально-развлекательных потребностей. Согласно данным, представленным в 2013 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения, наиболее востребованными культурными мероприятиями среди молодежи стали концерты: эстрадной, поп-музыки (17 % среди 18-24-летних против 5 % среди пожилых), а также рок-музыки (14 % против 1 % среди 45-59-летних).

Хотелось бы отметить, что с каждым годом происходит увеличение объемов рынка концертных мероприятий России. Концертный рынок растет примерно на 10-15 % в год. Так в 2011 году музыканты заработали на афишных концертах 1 млрд. 150 млн. долларов, а в 2012 году - 1 млрд. 270 млн. долларов, то есть рост более 10%.
Как отметил генеральный директор коммуникационного холдинга Inter Media Евгений Сафронов - «сейчас в стране около 4,5 тыс. компаний - организаторов концертов, и больше половины концертов сейчас приходится на долю сложных музыкальных жанров - это рок, классика, альтернатива, фолк» .

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что концертная деятельность на сегодняшний день пользуется большой популярностью среди молодежи, и является неотъемлемой частью ее досуга. Отсюда видится актуальным изучение технологий организации концертной деятельности в России.
Рассмотрим значение ключевых терминов нашего исследования.

Молодежь -это «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое, общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования. Это молодые люди в возрасте 16-30 лет» . В психологической науке возраст молодости в начальной своей стадии совпадает с юношеским возрастом, который определяется как «период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью… Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы» .

В последнее десятилетие ценностное культурное пространство российской молодежи характеризуется следующими моментами:
- среди повседневных ценностей молодых россиян преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма, что обусловлено переходом российского общества к рыночным отношениям;
- в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь;
- все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии, находится на периферии молодежного внимания;
- духовные ценности занимают незначительное место в ценностном пространстве личности молодого человека;
- молодежь с максимализмом судит о бедности, не видя порождающих ее причин, объясняя это «неумением жить и приспосабливаться»;
- в ценностной иерархии современной российской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными.
В целом «ценностный мир молодых россиян представлен многообразием ценностей и ценностных ориентаций, отражающих многообразие общественных отношений в условиях отсутствия государственной идеологии, общественного идеала и общенациональной идеи» .

Технология - термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» - искусство, мастерство и «логос» - наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается «совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта» .
В педагогической науке «технология» имеет два основных значения: «1) система предписаний, алгоритмов для выполнения исследовательской и практической деятельности. В отличие от методик (исследования, обучения и воспитания) технология содержит четко и однозначно заданные цели, предполагает возможность объективных, поэтапных и итоговых изменений достигнутых результатов. Технология в силу отработанности этапов и операций в большей степени, чем традиционные методы и методики, обеспечивает получение заданных результатов, однако не обладает гибкостью, вариативностью, необходимых в изменяющихся ситуациях обучения… 2) определенные образовательные системы, авторские методики» .

Социально-культурные технологии - это «педагогические системы последовательных алгоритмических, организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на достижение планируемых результатов» .
Индустрия досуга - это « процесс создания культурных мероприятий, приоритетных для личности в свободное от повседневной деятельности время» .
Концерт - « один из видов публичных выступлений, по определенной, заранее составленной программе, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада» . Также концерт является художественно-творческим продуктом в сфере музыкального шоу-бизнеса.
Концертная деятельность - это одна из форм социально-культурной деятельности, в основе которой лежит массовое, зрелищное мероприятие - концерт. Также под концертной деятельностью понимается планирование и организация платных публичных выступлений художественных коллективов и исполнителей вокальных, инструментальных, хореографических, речевых и оригинальных жанров.

Существует классическая модель организации концертной программы. Она состоит из нескольких этапов:

1. На первом этапе происходит планирование концерта. В процессе планирования создается группа организаторов концерта; создается организационно - постановочная группа из артистов профессионалов, где будут работать специалисты-практики (директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор). Затем ставится цель и планируются результаты, определяется форма, место и время проведения концерта.
2. Второй этап подготовки концерта - этап составления, обсуждения и утверждения программы. Программа - это подробный перечень номеров концертной программы.
3. Третий этап подготовки концерта самый ёмкий и сложный, это этап осуществления программы. Ключевые элементы этого этапа составляет работа с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной); подготовка сценических площадок, их оформление; подбор и изготовление реквизита и костюмов; звуковое оформление - поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами; работа над видеорядом; работа с рекламой.
4. После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения концерта.
5. После проведения концерта наступает четвёртый этап - этап подведения итогов и анализа результатов .
На всех этапах концертная деятельность осуществляется при помощи целого ряда социокультурных технологий: художественно-творческие технологии, управленческие технологии, включающие в себя технологии прогнозирования, планирования, организации, технологии выработки и принятия управленческого решения, технологии контроля; проектные технологии, альтернативные, инновационные, рекламные технологии, технологии коммуникации и общественных связей и другие.

Однако, при всем многообразии технологического инструментария организации концертной деятельности, технологии, направленные на непосредственное вовлечение зрителя в активную деятельность, на данном этапе не используются в должной мере. Чаще всего, организаторы рассматривают зрителя в качестве источника получения прибыли, а не как главного участника программы. А потому, видится необходимым развитие и внедрение интерактивных технологий событийного менеджмента в концертную деятельность, которые способны значительно повысить уровень организации концерта.
Специальное событие - это явление общественной жизни, организуемое с целью привлечения внимания конкретной аудитории и широкой публики к организации, ее деятельности, руководству, развитию социальных коммуникаций и социального партнерства. От традиционных мероприятий специальное событие отличается тем, что результат проведения специального события всегда уникален, а его успех зависит от субъективного восприятия участников, результат события обесценивается в том случае, если событие проходит незамеченным.

Для любого профессионально организованного специального события характерны следующие аспекты:
- активное участие, вовлеченность, активность;
- переключение из состояния монотонной работы, смена ритма, удивление (классический сленг организаторов - «чем сегодня удивлять будем?»);
- позитивное восприятие, эмоциональность, символика, удовлетворенность.
Специальное событие должно остаться в памяти участников как нечто исключительное и уникальное. При этом событие, как правило, происходит лишь однажды, оно не может быть повторено и является ярко индивидуальным. Именно специальные события способны создавать культурные смыслы, то есть «идеациональные конструкты, связанные с культурными объектами (денотатами) как со знаками, то есть являющиеся их информационным, эмоциональным, экспрессивным содержанием (значением). Смыслы культурные формируются индивидами и коллективами в процессе освоения действительности и коммуникации с окружением» .
Таким образом, можно говорить, что, по сути, концерт является событием. Для него характерны и активность зрителя, и переключение из состояния монотонности, и, несомненно, позитивное восприятие, эмоциональность. Сколь бы раз ни повторялся концерт, его атмосфера в зависимости от эмоционального настроя исполнителя и зрителя, может отличаться в той или иной степени и по этому критерию он всегда будет уникальным. Многолетний опыт подсказывает, что зритель всегда хочет принять участие в действии и интерактивной программе. Однако если рассматривать концерт как интерактивную площадку для зрителя, то на ней не хватает активной включенности зрительской аудитории в действие.

Суть интерактива заключается в том, что зритель становится главным участником программы. При этом зрителю могут быть свойственны следующие желания: желание зрителя показать себя (исполнители должны быть готовы спеть, станцевать или сыграть со зрителем); желание зрителей поиграть и/или посоревноваться между собой, которое позволяет познакомиться и, возможно, подружиться, направляя энергию «разогретых» гостей в нужное русло и создавая при этом неформальную атмосферу праздника.
В качестве таких интерактивных игр мы можем предложить следующие варианты:

  • За 2-3 недели до начала концерта.

Можно предложить фанатам, зрителям поучаствовать в розыгрышах бесплатных билетов на концерт, который можно осуществить посредством социальных сетей, в группе встречи. Так, можно придумать ряд номинаций: лучшая пародия на любимого артиста (в виде фото или видео), зритель может получить бесплатный билет за самый оригинальный ответ на вопрос, почему именно он должен получить билет бесплатно; или за самое креативное четверостишье, посвященное любимому исполнителю. Так же можно организовать встречу фанатов, на которой они могут разработать интересные варианты встречи артиста, придумать флешмоб, создать оригинальные плакаты, «кричалки» и т.д. Такие встречи не только станут поводом для знакомства и общения, но и дадут зрителям возможность почувствовать себя причастными к действию.

  • Перед концертом.

Перед началом концерта можно предложить зрителям поучаствовать в мини-викторине (2-3 вопроса) на знание биографии и творчества артиста, по результатам которой он сможет получить в подарок сувенирную продукцию с автографом исполнителя; кроме этого можно провести творческий конкурс на лучшее исполнение песни артиста непосредственно перед публикой, которая и определит победителя, в качестве призов могут быть футболки с изображением артиста, автографы и так далее.
3. Во время концерта.
Интересной формой взаимодействия с исполнителем может стать выполнение зрителями определенных танцевальных движений, жестов, которые предлагает сделать сам артист во время исполнения им определенных композиций. Возможно, организовать некую лотерею для зрителей (по номерам билетов), при этом исполнитель сам вызывает везунчиков на сцену, даря им сувенирную продукцию. Похожая форма-аукцион. Исполнитель разыгрывает какой-либо из принадлежащих ему предметов (победителем может стать зритель, который предложил не самое большое количество денежных средств, а, к примеру, назвавший самое большое количество песен из репертуара исполнителя, действие непосредственно происходит на сцене).
4. После концерта.
После концерта артист или ведущие могут предложить зрителям сделать оригинальное групповое фото, таким образом, происходит взаимодействие аудитории между собой.
5. Автограф - сессия и пресс-конференция могут стать отдельным событием концерта, если они будут проходить в неформальной обстановке без столов и галстуков. Учитывая ограниченность по времени, организаторам лучше заранее подготовить готовые автографы исполнителя, соответственно увеличивая время на беседу с ним поклонников. Если при этом будет организовано пространство для чайных посиделок вместе с любимым исполнителем, то такая встреча, несомненно, станет событием.
Данные интерактивные формы, на наш взгляд, могут разнообразить и обогатить концерт, делая его ярким событием.
В качестве показателей эффективности события могут выступать:
1) мнение участников события;
2) публикации в СМИ (соответствие источника целевой
аудитории);
3) непосредственное наблюдение за участниками во время проведения события .
В заключение хотелось бы кратко отметить, что концертная деятельность является одной из самых популярных форм в организации досуга молодежи. Однако при всем многообразии существующих технологий, в организации концерта наблюдается недостаточное акцентирование внимания организатора на зрительскую аудиторию. В связи с этим, в работе было предложено использование в концертной деятельности интерактивных технологий событийного менеджмента, которые, вовлекая зрителя в активное действие, превращают концерт в уникальное и запоминающиеся событие.

Список литературы:

  • Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
  • Герасимов С. В., Тульчинский Г. Л, Лохина Т. Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учебное пособие: СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. 384 с.
  • Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп. М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. 288 с.
  • Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. 640 с.
  • Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособ.для студентов высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 368 с.
  • Музыканты расцветают весной. Юлия Воронина. 2013.http: // www.rg.ru/2013/05/07/kultura.html
  • Новикова Н. Г. Технологические основы СКД. М., 2010. 158 с.
  • Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
  • Трофимов М. Ю. Ценностные ориентиры индустрии досуга // Развитие досуговых индустрий: материалы Всероссийского научно-практического семинара с межд. участием. Омск: изд-во ОмГУ, 2013.
  • Ценностные ориентации молодых россиян: новые тенденции. Молодежь и инновационное развитие России: Сборник научных статей на основе материалов научных конференций. М.: Московский гуманитарный университет, 2011. 165 с.
  • Чернов А. С. Арт-менеджмент. Омск: ОмГУ, 2012. 88с

Ваша оценка: Пусто

Концерты коллективов художественной самодеятельности являются составной частью духовной жизни общества. Концерт играет большую и очень важную роль в жизни самодеятельного коллектива и он нужен как исполнителям так и слушателям. В этот короткий период времени показывается вся кропотливая работа, которая нарабатывалась в течении двух, трех и более месяцев. Зритель оценивает собранность коллектива, его технические и художественные возможности, психологическую подготовленность исполнителей. Сумеет ли коллектив за такой маленький кусочек жизни на сцене создать атмосферу тепла, доверия, творческого уюта, сумеет ли увлечь слушателя своей программой - именно от этого зависит перспектива данного коллектива.

Исполнительская деятельность коллектива рассматривается как заключительный момент учебно-творческого процесса. Концерт - это своего рода экзамен на творческую зрелость коллектива, демонстрация итогов работы руководителя и исполнителей. Концертная деятельность является стимулом творческого роста коллектива. Кроме того, публичные выступления - средство стимуляции участников коллектива. Они чувствуют общественную значимость своего участия в художественной самодеятельности, способствуют вовлечению в ряды самодеятельности новых участников.

Формы концертной деятельности в самодеятельном художественном коллективе разнообразны. Это концертные программы, рассчитанные на большую зрительскую аудиторию и камерные выступления, обращенные к не столь многочисленной публике. Ответственным моментом в жизни коллектива является отчетные концерты, которые подводят итоги творческой деятельности за определенный период времени. Проводить их необходимо не реже одного раза в год - в торжественнойобстановке. Определенное место в творческой биографии коллективов занимает подготовка и участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, проводимых в рамках района, города, области. В связис этим нужно напомнить о том, что подобные мероприятия не должны нарушать планомерный ход учебно-воспитательного процесса.

Важно подчеркнуть, что концертное выступление - это не только показ определенных художественных результатов, путь удовлетворения духовных потребностей, своеобразное поведение итогов работы коллектива или исполнителя. Концертное выступление несет воспитательную нагрузку, имеет педагогическую ценность как эффективнаяформа нравственного, гражданского и эстетического развития участника. И целесообразность концертного выступления самодеятельного коллектива заключается не только и не столько в его значимости как явления художественного порядка, концертной единицы, а в первую очередь - как педагогического средства, в основе которого лежит особое сочетание организационно - методических, исполнительских и нравственно - эстетических факторов.

Анализ этих факторов, обеспечивающих педагогический эффект проведения концерта, показывает, что их действие связано прежде всего с тем особенным, что отличает концертное выступление коллектива и подготовку к нему от повседневной репетиционной работы.

Концертное выступление, являясь последним звеном в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процессов, в отличии от репетиции имеет временную невозвратимость. Во время концертного выступления иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают участники и руководитель. Концертное волнение накладывает отпечаток на эмоционально- психологическоеи физиологическое состояние.

Концертное выступление отличается от обычной репетиции и тем, что оно активизирует процесс сплочения коллектива, при этом улучшается творческая дисциплина у участников, интефицируется воспитательный процесс.

Формированию социально ценных качеств способствует личный пример руководителя.

Виды концертной деятельности.

1. Концерт - самая популярная общедоступная форма показа художественных достижений, отличается значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса, эстетических чувств, приобщение к миру прекрасного.

2. Отчет - ознакомление с достижениями коллектива художественной самодеятельности в целях информации населения, повышения его культуры, а так же пропаганда отдельных видов любительского творчества, освещения и анализа их предварительных или окончательных результатов.

3. Конкурсы - познавательная форма, позволяющая выявить лидирующих участников или их групп в какой-либо области народного творчества.

4. Смотры коллективов художественной самодеятельности - публичный показ достижений и результатов деятельности коллективов художественной самодеятельности, групп и отдельных исполнителей с последующейоценкой достигнутого уровня и награждения победителей. Смотры также проводятся по отдельным жанрам и по общему творчеству.

5. Фестиваль (праздник искусства) - массовое празднество, смотр достижений профессионального, самодеятельного и художественного творчества. Организация этой работы - сложное и ответственное дело, требующее глубокого знания соответствующей методики, владения специальными навыками и умениями, определенных личностных свойств и характеристик.

Специфика воспитательной работы в самодеятельном коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных коллективов в ее проведении и обеспечении.

В каком виде преподнести концерт слушателям зависит направленность вечера, на котором он должен состояться Красный день календаря, литературный юбилей, вечер отдыха молодежи - все эти различные виды вечеров подразумевают и различные режиссерские решения концертных программ. Иногда бывает достаточно 2, 3 номеров, впрямую связанных с темой дня, чтобы придать ему смысловую направленность. Конечно, это первый номер, качестве пролога открывающий тематический праздничный концерт, и последний, заключающий программу. Часто праздничные концерты являются художественным продолжением торжественного вечера, а и иногда самостоятельными развлекательными программами. Естественно, что все номера такого концерта должны прямо или косвенно отвечать той дате, тому событию, которому посвящен вечер. Главное, суметь выдержать до конца заданный в начале тематический ключ концерта. У зрителя не должно возникнуть ни малейшего недоумения относительно правомерности присутствия в программе любого из номеров. А каковы особенности тематических концертов, посвященных литературным, музыкальным датам?

Есть поэты и музыканты, творчество которых нашло отражение в произведениях искусства самых различных жанров.

Например, Александр Пушкин. Сколько романсов написано на тексты его стихов, сколько опер и балетов создано на сюжеты его произведений! Если позволяет оборудование зала, в концерте можно использовать отрывки из фильмов, поставленных по пушкинской прозе, и из кинокартин о самом поэте. Хорошо, конечно, включить в программу сцены, из пьес Пушкина. Такой концерт будет чрезвычайно насыщенным по материалу и, несомненно, вызовет интерес зрителей.

Программу можно построить либо по принципу разнообразил тем и проблем, затрагиваемых в творчестве поэта, либо по хронологическому признаку. Надо подготовить и текст, который бы сжато, но ясно комментировал каждый номер.

Очень важно, чтобы текст конферанса (ведущего) тематических концертов постоянно удерживал внимание зрителей в определенном русле основной темы.

Юбилейные концерты главное торжественное подведение итогов деятельности какого-то коллектива или отдельного лица. Происходить это может в самых различных формах. Вступительное слово или рассказ о достижениях коллектива сменяется поздравлениями и приветствиями, в которых так же содержится опенка работы юбиляра и пожелания на дальнейшее. Если отмечаются юбилеи какого-либо творческого коллектива, то на вечере уместно выступление этого коллектива с исполнением наиболее удавшихся и любимых всеми произведений. Поводом для празднования юбилея должна служить не только круглая дата, но прежде всего отличные результаты многолетней работы. И естественно, что сам факт решения о праздновании юбилея, подготовка к нему сопровождаются большим эмоциональным подъемом в коллективе. Эта атмосфера праздничности и предопределит успех юбилейного вечера.

В отчетных же концертах - показывается весь материал, над которым работал коллектив в течении всего учебного года. И естественно на протяжении всего вечера выступает один коллектив. Если это оркестр, то для разнообразия программы можно включить пьесы с солистом, ансамбли и солирующие произведения. Например, первое отделение может быть классическим, а второе народным. Нужно составить программу так, чтобы зритель не устал, показав все разнообразие исполнений игры на инструментах.

Если это отчетный концерт, то здесь ставится задача быстро переодеться. Для этого нужно на генеральной репетиции отработать все моменты связанные с переодеванием. Каждый участник должен знать, где находится его костюм.

Что касается выездных концертов. Руководитель должен заранее позаботиться о транспорте для перевозки инструментов, костюмов и участников. Лучше, чтобы руководитель уже побывал в том месте, где будет проводиться концерт и прорепетировал с оркестром. Это делается для того, чтобы узнать акустику зала; как расположить инструменты, чтобы они звучали; узнать где на сцене находятся розетки; сколько микрофонов имеется в наличии или вести аппаратуру свою. Руководитель должен вести себя собранно и спокойно. Он должен назначить ответственных за количество костюмов, пультов, нот, инструментов, медиаторов, чтоб не чего не искать в последний момент.

По приезду он должен провести беседу с участниками, психологически настроив их на концерт. Перед самим концертом, за пол часа, на сцене уже должно все стоять: стулья, пульты, папки, инструменты.

Выездные концерты могут быть самыми различными по виду, их особенностью является «пропаганда своего искусства» в чужом учреждении культуры.

Есть еще вид концерта который называется «капустник» - это шуточное или сатирическое представление, которое обычно готовится для "закрытого" вечера, т.к. в «капустниках» затрагиваются, как правило, темы внутренней жизни данного коллектива.

Кроме полуимпровизационной драматургии, «капустник» отличается от иных форм эстрадного представления и основным принципом сценического воплощения. Исполнители лишь внешними признаками, очень условно обозначают характеры действующих лиц. Все перемены оформления производятся открытым приемом, места где действия зачастую определяются одной - двумя деталями, понятными только осведомленной аудитории. «Капустники» более импровизационны и условны не только в текстовой части, но и в исполнительской. Они увлекают не только юморным содержанием, но и тем, что среди действующих лиц обязательно присутствуют лица всем знакомые, занимающие подчас даже довольно высокое положение в данном учреждении. Дружеская пародия друг друга, дружеский шарж всегда воспринимаются легче и с очень большим интересом.

Эстрадное обозрение. Но не путайте его с эстрадным концертом. Эстрадный концерт, как правило, обычный смешанный концерт, большинство номеров которого относится к так называемым легким жанром. В них много юмора и по содержанию они не претендуют на большую глубину. Но в этих же программах могут найти место и «серьезные жанры»: инструментальная музыка, классическая хореография, художественное слово.

В эстрадном обозрении (эстрадном спектакле) подобные же номера объедены сюжетным или иным стержнем. Герой или герои этого обозрения по ходу действия сталкиваются с эпизодическими персонажами, которые в свою очередь в силу обстоятельств сюжета исполняют свой концертный номер. Особое внимание нужно обращать руководителю, как организатору досуговых программ, на четкость переходов от номера, к номеру, от эпизода к эпизоду. Тщательно отработать с исполнителями темпоритм их появления на сцене и их ухода со сцены.

Специально выверяйте тексты интермедий, учитывая реакцию зала. Бывает, что исполнители, хорошо подготовленные в драматическом коллективе для участия в спектаклях, в эстрадных шуточных номерах плохо доносят текст, проходят мимо каламбуров, реприз и т.д.

Постановочно-организационная работа.

Постановка любого концерта, тем более театрализованного тематического, где обычно много исполнителей - хоры, оркестры, танцевальные коллективы, солисты, участники массовых сцен, ведущие - процесс не только творческий но и организационный.

Осуществляется такой концерт специально создаваемой постановочной группой во главе с режиссером - постановщиком концерта.

Музыкальный руководитель (главный дирижер), отвечающий за всю музыкальную сторону концерта. Как правило, это руководитель хора или оркестра, принимающего участие в концерте. Главный балетмейстер, отвечающий за хореографию в коллективе (руководитель ведущего танцевального коллектива).

Режиссер по пантомиме (если в концерте используются такие номера). В задачу этих трех человек входит проведение всей работы по постановке музыкальных, хореографических и пластических номеров и эпизодов, связанных с осуществлением сценария концерта.

Художник (сценограф). Ему подчиняются рабочие сцены, реквизиторы, костюмеры, киномеханик и др. Его задача - оформление сцены, создание реквизита.

Художник по свету - осуществляет постановку света, организует работы электриков-осветителей.

Звукорежиссер. По указанию музыкальных руководителей создает шумовые фонограммы, руководит работой радистов. Режиссер по кино. Подбирает и монтирует необходимый киноматериал, отвечает за работу киномехаников.

Ассистент режиссера - первый помощник постановщика по всем организационно-творческим вопросам, обеспечивающий вызов коллективов и участников на репетиции.

Помощники режиссера. Обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены. Все эти люди под руководством режиссера-постановщика работают вместе по единому плану-графику.

Партитура концерта.

Чтобы успешно осуществить концерт, режиссеру постановщику необходимо держать в памяти буквально все слагаемые концерта. Любая упущенная во время работы над концертом «мелочь» может обернуться большой бедой. Конечно у режиссеров профессионалов отменная память, но иногда и она может подвести.

Для того, чтобы избавить себя от случайностей, им создается «партитура концерта» или «постановочный план». Такая партитура не только дает представление, из чего складывается каждый момент концерта в их последовательности и временной протяженности, но и точно фиксирует весь ход действий каждой службы. К тому же партитура значительно облегчает и ускоряет создание постановщиком так называемых «выписок» - последовательного описания содержания и порядка работы каждой службы (реплики и действия, которые являются сигналами для изменения света, включения и выключения фонограммы, смены оформления и закрытия занавеса и т.д.)

В ней фиксируется кому и какие нужны костюмы, реквизит, что происходит в каждый момент действия за кулисами и на сцене.

Как выглядит партитура концерта?

Это своеобразное графическоеизображение концерта, в котором по горизонтали описаны действия всех участников концерта и помощников в определенный момент, а по вертикали - порядок действия и его временная протяженность.


* В расчетах используются средние данные по России

Для многих людей организация концертов представляется весьма лёгким занятием – приехали «звёзды», отыграли, деньги получили, часть получил владелец помещения, часть – исполнитель(-и), остальное пошло организатору. Всё. Однако работа последнего сопряжена с решением большого количества задач, и это не только поиск площадки, но и обеспечение концерта всем необходимым – от светотехники до гостиницы для музыкантов. Организатор принимает на себя обязанности по тому, что мероприятие не просто произойдёт, но и будет правильно организовано и включать в себя всё необходимое. По своей сути, организатор – тот человек, который не располагает ничем, кроме предложения своей работы. Учитывая, что заниматься столь глобальным вопросом не хочет ни один участник, услуги организаторов концертов являются достаточно востребованными. Причём на первых этапах заниматься этим бизнесом можно чуть ли не в одиночку.

Данная ниша является относительно занятой, поэтому новичку наверняка будет сложно занять своё место. Главное ограничение – поп-культура, исполнители, получившие популярность сегодня курируются уже довольно крупными фирмами, и перетянуть на себя работу в этом случае вряд ли удастся. И здесь даже не помогут более выгодные условия – ни музыканты, ни их продюсеры не хотят рисковать, связываясь с никому неизвестной фирмой. В этом случае начинать лучше с организации концертов пока ещё никому не известных групп, которые хотят выйти на сцену, и здесь открывается множество перспектив, если правильно подойти к своему делу. Также всё зависит от степени активности организатора, если он не ждёт, пока к нему сами придут за услугами, а ищет клиентов самостоятельно, то он может рассчитывать на успех. Стоит отметить и то, что схема работы в зависимости от многих факторов может несколько отличаться.

Для того, чтобы начать своё дело, стоит зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Форма предпринимательства может быть любой, хотя клиенты с гораздо большей охотой будут работать с юридическим лицом, более доверительно к нему будут относиться и партнёры, и арендодатели. Впрочем, по закону можно остаться физическим лицом, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель. Из юридических лиц предпочтительна форма общества с ограниченной ответственностью – также, как и в случае с ИП, в этом доступна упрощённая система налогообложения, позволяющая отчислять в пользу государства 6% (от доходов) или 15% (от операционной прибыли).

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Оформление юридического лица будет несколько более продолжительным, потребует более значительных вложений, и документооборот в этом случае более серьёзный. В общем случае, если объединяется несколько человек для организации бизнеса, то им нужно оформить юридическое лицо, иначе же при бизнесе одного человека стоит рассчитать будущий план, чтобы определить форму предпринимательства. Также немаловажно правильно указать коды ОКВЭД, и подобная деятельность подходит под кодировку (ОКПД 2) 93.29 Услуги в области развлечений и отдыха прочие.

Своё собственное помещение желательно иметь, оно станет местом, где работают наёмные сотрудники и проводятся переговоры с клиентами. Впрочем, работу можно наладить и без собственного офиса, который зачастую выступает просто как представительство. Но это повышает престиж заведения в глазах партнёров. Но в любом случае помещение не обязательно должно быть большим, если только не планируется хранить у себя реквизит на концерты. Некоторые компании организовывают и свою собственную типографию для распечатки афиш и листовок, но это не всегда экономически целесообразно.

Работа может вестись по двум направлением: организация заказанного концерта и организация концерта с приглашением на него исполнителей. В первом случае это будут собственные концерты групп и музыкантов, во втором – фестивали и сборные концерты, на которых выступают команды сходного жанра, тематики или вообще просто ориентированные на определённую категорию слушателей. Какой выбрать для себя, решает каждый предприниматель сам, но никто не запрещает заниматься обоими направлениями одновременно. Только второй вид организации концертов на порядок сложней первого и требует значительного опыта в данной сфере и умения привлекать многих исполнителей. Поэтому начать лучше с организации концертов для конкретных групп, а уже после начать заниматься и собственными фестивалями. Они могут принести намного больше прибыли, так как порою длятся несколько дней, а не пару часов, но и требуют гораздо более серьёзного подхода. Причём почти все риски ложатся на самого организатора, потому что он выступает зачинщиком мероприятия.

Итак, для своей работы сразу желательно найти партнёров, которые готовы предоставлять свои площадки под нужды концертов. Однако в больших городах договориться о постоянном предоставлении сцены вряд ли получится – есть много других желающих воспользоваться сдаваемыми в аренду площадями. Поэтому площадку каждый раз, скорее всего, придётся находить и договариваться с владельцами каждый раз, как она будет нужна. Но это не значит, что этим вопросом не стоит заниматься до непосредственно подготовки к ожидаемому мероприятию, иметь список возможных объектов необходимо, а также держать информацию о их загруженности. В этом случае хотя бы неформальные хорошие отношения с владельцем площадки очень желательно наладить, это позволит по первой же необходимости договариваться об аренде.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Но нужно отметить, что требования к помещению у всех артистов разные, и поэтому нужно иметь несколько вариантов на примете – от относительно недорогих до элитных залов с большой количеством вмещаемых зрителей. В зависимости от формата концерта подбираются и типы площадок: можно привести условный пример, что для симфонической музыки нужен зал с сидячими местами, а вот для рок-концерта хватит и площадки с простым танцполом. Поэтому последние часто организовывают на спортивных аренах или в актовых залах. Любители музыки редко будут отказывать себе в удовольствии посетить концерт любимой группы только потому, что он проходит в «неудобном» по их мнению заведении, но вот в ином случае потребитель может сделать немало выводов только по тому, где проходит событие.

В последнее время большой популярностью стали пользоваться мероприятия, проводимые в клубах, причём этот вариант привлекателен для слушателей, как правило, нравится самим музыкантам, а организатору значительно упрощает работу, потому что в клубах, в отличие от тех же спортивных арен, уже есть осветительное и звуковое оборудование. И поэтому повышенная стоимость аренды клуба на один вечер возмещается отсутствием необходимости арендовать часть оборудования. Причём многие концерты проводят в будние дни (когда клуб не работает или работает в немного другом формате, бара, например) и потому договориться о скидке гораздо проще.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Стоимость площадок сильно разнится и зависит от многих факторов. Самый главный – месторасположение, потом идёт размер, формат, возможности дополнительного оборудования, известность места. Всё это должен учитывать организатор, и это всё интересно продюсерам и музыкантам. Концерт могут отказаться давать, если не будет достойной по мнению артистов площадки, и здесь речь идёт в первую очередь о прибыли, а не о её престижности. Да и сам организатор наверняка заинтересован в том, чтобы арена принесла как можно больше денег, почему многие известные музыканты не приезжают в более мелкие города: дело не только в том, что население не сможет покупать дорогие концерты, а иногда и наоборот, что желающих будет предостаточно, но их площадка не вместит, и её возможности размещения вряд ли покроют даже собственные расходы.

Далее следует поиск спонсоров своего мероприятия. На данном этапе существует множество вариантов сотрудничества вплоть до того, что спонсоры самостоятельно проводят рекламную кампанию (правда, в только доступных им каналах) и снабжают организатора необходимыми мощностями: типографией, оборудованием, персоналом, распространением билетов. В принципе, спонсором может выступить любой партнёр, кроме собственно музыкантов с их продюсером или лейблом. Редкий спонсор даёт непосредственно деньги на организацию, обычно это бартер, когда за размещение их логотипа, сообщения о спонсоре на мероприятии и проведение промо-акций предоставляется та или иная помощь.

Иногда это даже более выгодно для организатора, потому что спонсор располагает возможностями, которые позволяют не обращаться к сторонним компаниям, и тогда траты снижаются благодаря рекламе партнёра. Логотипы спонсора обычно размещаются на афишах и баннерах – это почти всегда обязательное условие сотрудничества. При удачном взаиморасчёте спонсорская помощь может оказаться очень хорошей экономией или получением дополнительных средств. Правда, при организации концертов малоизвестных групп или просто концерта, который не особо популярен у населения, некоторые хорошие с точки зрения спонсорской поддержки компании могут отказаться сотрудничать либо выставить очень невыгодные условия.

Спонсорам придётся продавать будущее мероприятие, и главный их критерий, как правило, для них – это количество посетителей. В дополнение серьёзные требования предъявляются к самой рекламной кампании; но она должна быть достаточно масштабной и для выгоды организатора. Самый распространённый, хоть немного устаревший, но всё-таки эффективный способ рекламы – расклейка афиш на специально предоставленных для этого местах и размещение баннеров по городу. Обычно этим занимаются рекламные агентства, которые обладают достаточными связями и договорами сотрудничества, чтобы обеспечить информационное размещение о грядущем событии по всему городу. Всё-таки личная расклейка афиш – уже постепенно вытесняется более совершенными и современными методами. Если имеется свой собственный сайт, то, безусловно, на нём стоит разместить информацию, хотя сайт организатора – это обычно его визитная карточка для партнёров, а не для посетителей концертов, для них все сведения о событии размещаются на своём портале распространителем билетов.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Далее следует договориться с компаниями, которые готовы сдать в аренду и поставить осветительное и звуковое оборудование. Как уже было отмечено, некоторые площадки и сами располагают им, в некоторых (например, в тематических клубах) и вовсе всё обычно готово к любому концерту – приходи и играй. Но чаще приходится находить сдающие оборудование в аренду компании, договариваться о поставке, установке и последующем вывозе. Само оборудование оплачивается либо пакетами (то есть, к пример, полный комплект для джазового концерта), либо заказывается по отдельности, и аренда каждого устройства оплачивается отдельно. Помимо стандартного света можно разжиться лазерным, огненным или ещё каким эффектным шоу (и придётся нанять соответствующих работников), а звуковое подбирается в зависимости от жанра и особенностей игры (и даже самого концерта) музыкантов. Так, симфонический оркестр играет вживую, а вот рок-группа потребует наличия усилителей, сложной электроники, барабанной установки, привезя с собой только гитары (и то не всегда). Поэтому уже на данном этапе нужно иметь не только заключённый договор с группой или их продюсером, но и обговорить точную концепцию мероприятия.

Далее следует поиск распространителя билетов. Некоторые компании вообще совмещают эту деятельность – распространение билетов и организацию концертов, но строго говоря это совершенно разные компании. Продать большое количество билетов, не располагая всеми возможностями, практически невозможно, поэтому и заключается договор с фирмой, которая за комиссию обеспечит продажи билетов на концерт. С этой конторой придётся сотрудничать очень тесно, потому что она частично возьмёт на себя обязанности в проведении рекламы, именно она будет принимать деньги за билеты, а значит, от неё нужно требовать особо строгой отчётности. Обойтись продажей билетов только в кассе площадки (которой может не оказаться) не получится, нужна налаженная схема.

Переговоры с самим музыкантами проходят либо лично, либо через их продюсера – это всегда так, если он имеется. Раскрученная группа будет предъявляет огромное количество требований к своему посещению того или иного города, им нужна гостиница, питание, а также размещение реквизита. Обычно он привозится сразу на площадку, где за несколько часов (реже суток) проходят все приготовления. Таким образом, помимо договоров со множеством компаний, которые обеспечивают проведение мероприятия, придётся договориться и с организациями, которые предоставят услуги самим музыкантам, и это обязательное условие артистов перед посещением города – чтобы всё было налажено самим организатором. Таким образом, в такой схеме обычно задействовано огромное количество предприятий, между которыми бегает организатор и старается запустить эту достаточно громоздкую схему.

Начинать лучше с малоизвестных групп, выступая для них в качестве замены продюсеру, но в этом случае оптимально находить несколько молодых талантливых коллективов и устраивать либо сборный концерт (то есть включающий в себя несколько команд, сходных по жанру), либо местный фестиваль. Правда, в последнем случае иногда ставка делается не на продажу билетов (и вход может быть даже свободным), а на продажу дополнительных услуг на фестивале. Это сводится к тому, что организатор просто сдаёт места на фестивале продавцам, которые наживаются за счёт большого количества людей в одном месте. Многие начинающие команды порою готовы выступать только за идею, желая заявить о себе миру, и не требуют от организатора какой-либо части выручки. Но здесь и он сильно рискует, организовывая мероприятие, на которое никто, возможно, не придёт (обычно, конечно, приходят приглашённые самими музыкантами друзья и родственники, но ситуацию это не спасает). Начинать стоит с совсем уж локальных мероприятий, когда не приходится рисковать большими средствами и есть возможность, если не получить прибыль, то хотя бы получить опыт.

Пройдёт немало времени, прежде чем удастся работать индивидуально под каждый коллектив с его подачи; обычно именитые музыканты работают только с крупными игроками, которые могут в кратчайшие сроки организовать мероприятие (а иногда и даже весь гастрольный тур), собрать много денег и начать продажи за несколько месяцев до концерта. Новичков в этом случае в расчёт не берут. Фестивали и вовсе, в привычном понимании этого слова, могут быть полноценными, если располагаются в удобном месте, окружены нужной инфраструктурой, интересны посетителям и на них выступает достаточное количество известных команд. Рассчитанные на многие дни мероприятия начинающему игроку, как правило, не под силу; но придумать свой новый формат никто не запрещает.

Бизнес по организации концертов поначалу наверняка будет очень тяжёлым, и долгое время придётся самому работать за идею, вкладывая свои силы (а иногда и деньги), чтобы просто заработать себе имя. Однако в данном случае перспектив достаточно много, потому что, сумев наладить организацию идеально на всех этапах, можно успешно конкурировать даже с известными компаниями, у которых, не исключено, имеются недостатки в той или иной сфере.

835 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 241848 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Все, чем располагает концерт, предназначено для обслуживания аудитории, для удовлетворения ее духовных потребностей. Технология концертных программ выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые духовные потребности, и, прежде всего потребность в творчестве. A.M. Горький отмечал, что «росту человеческих потребностей нет предела. Только благодаря этому и существует непрерывный процесс культуры» Горький А.М. Собр. Сочинений.: в 30 т. - Т. 26. - М. 1985. - с. 19. По этому в основе организации концерта лежат социальные функции концерта и его фундамент – принципы.

Слово «принцип» имеет латинское происхождение, означает "основа", "начало". Принципы и правила существуют объективно, отступать от них нельзя, иначе такая деятельность не будет достигать своего назначения, утеряет смысл и качество. Принципы организации концерта – это наиболее общие положения, которые отражают психологическое и педагогическое регулирование процесса организации концерта.

В исторической ретроспективе основу концерта определял принцип разнообразия, согласно которому номер одного жанра сменялся другим: чтец – жонглером, иллюзионист – баянистом, гитаристом и пр. .

В построении эстрадного концерта основную роль, наряду с принципом разнообразия, играют принципы контрастности и неожиданности. Данные принципы во многом диктуются естественным стремлением зрителя к динамике и сюжетности.

Но контрастное разнообразие влечет за собой и необходимость постоянной перестройки зрительского восприятия. Значит, должны быть найдены так называемые эмоционально-смысловые «формулы перехода» от одного номера к другому, импровизационное в своей основе общение конферансье со зрителями. Для обеспечения единства восприятия, так как аудитория состоит из лиц с самыми разными вкусами, концерту следует иметь объединяющую идею и передавать её зрителю, отсюда и рождается принцип целостности.

Принципу целостности близок принцип системы, понять суть второго можно из цитаты В. Килиша: «Поразительно, что, определив номер, как основную структурную единицу, эстрада познала высокую цену системы номеров. Калейдоскоп, механическое чередование такой системы не создают. Принцип системы – это принцип общего движения, внутренней родственности и эмоциональных связей. Эстрадный номер безупречен сам по себе, обретает динамику в условиях темпераментной, азартной, агрессивно-заразительной переклички с другими номерами». (килиш в. Контакт?есть контакт! // телевизионная эстрада – М 1981) 96

«Перекличка» может основываться на своеобразной передаче настроения, созданного в зале предыдущим исполнителем, и в этом случае конферансье не должен его разбивать своей беседой с залом. Логично обосновывается чередование эстрадных номеров их эмоционально-тематической «перекличкой», следует учитывать внешние признаки, которые заставляют разъединять в программе те или иные концертные произведения, те или иные жанры.

Интересно заметить, что положительное восприятие эстрадных концертных номеров зависит от самых различных причин. В одном случае нам достаточно оригинальности трактовки, в другом – новизны материала, в третьем – встречи с любимым исполнителем, поскольку каждый номер содержит свою «изюминку». А сочетание «неповторимостей» во многом определяет успех эстрадной программы».

Из всего вышесказанного следует, что процесс создания эстрадного концерта – это поиск оптимального варианта чередования психологических установок аудитории на восприятие исполняемых номеров. Значит, основными принципами эстрадного концерта являются принципы контрастности, сопрягаемости, разнообразия, гармоничности и целостности, учитывая которые можно найти наилучший вариант расположения номеров в концерте.

· Сопряжение номеров предполагает наличие в эстрадном концерте таких жанров, которые не могут соседствовать в программе;

· Контрастность является средством, при помощи которого можно быстро собрать внимание зрительного зала после предыдущего номера;

· Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обуславливается гармоничностью и целостностью концерта.

В нашей работе под «функциями» мы будем понимать определение А.Д. Жаркова: «Основными значениями термина «функция», которые мы будем применять, являются, во-первых, «задача, назначение», а во-вторых, - «отрасль или вид деятельности».

Социальные функции концерта, как мы уже отмечали, включают в себя, прежде всего, культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функции. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.

Поскольку мы исследуем, более подробно, эстрадный концерт функции организации концерта будем рассматривать опираясь на социальные функции эстрадного искусства, приведенные А.Д. Жарковым.

Функции концерта имеют непосредственное общественное значение, представляющие собой прямой ответ на социальный заказ, конкретизирующие ожидаемый обществом от концертной деятельности социальный, общественно значимый эффект. Это целевые функции. Через них конкретизируется высшие назначение эстрады: обогащение культурной сокровищницы общества путем массового вовлечения граждан в углубленное освоение, а затем – и в созидание культурных ценностей.

Важная функция концерта – формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного, развитие творческих способностей личности – гедонистическая функция.

Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский – это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Следовательно, рекреационная функция так же присуща концерту. По этому есть концертные программы, ставящие своей задачей главной задачей именно отдых, разрядку.

Познавательная функция, которая проявляется в двух ипостасях: усвоении информации и эвристической деятельности – получение нового для себя знания в результате размышления, участия в программах и т.д.

Функция практического преобразования влияет на зрителей, таким образом что концертные программы не просто отражают жизнь, а являются её элементом, звеном, средством эстетического воспитания, по причине того что они чрезвычайно привлекательны для самых широких слоев населения.

Не менее важна функция общения в организации концертной деятельности. «Окружающая нас жизнь настолько динамична и насыщена событиями, что теперь надо думать в первую очередь о том, чтобы помочь людям поразмышлять, оценить, взвесить увиденное и услышанное вне учреждения социально-культурного и культурно-досгового типа, обменяться мнениями и суждениями по этому поводу. И здесь эстрадное искусство способно превратить свободное общение в культурное».

Отслеживая историю концерта, его модификацию в каждом временном отрезке, мы становимся свидетелями разложения данного явления на виды и жанры. Данное разложение является неизбежным процессом, учитывая многогранность данной сценической формы и её способности изменяться согласно социально-культурным потребностям населения.

Впервые определение концерта с указанием видов даётся в третьем издании «Большой советской энциклопедии», в нашей работе мы уже обращались к данному определению:

«Концерт, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концерта - музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)».

Разделение по жанрам зависит от характера репертуара, исполняемого в данном концерте, либо филармонического либо эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром. Отметим тем не менее, что такое деление концертов подчас оказывается весьма условным.

Справедливо заметить то, что эстрадный концерт посещают представители разных возрастных и социальных групп, он является самым демократически, поэтому в учреждениях культуры чаще всего проводятся разновидности эстрадного концерта, нежели филармонического, хотя и некоторые виды филармонического концерта имеют место в программах учреждении культуры.

К филармоническим концертам относятся:

× Симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с учётом солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;

× Камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;

× Концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.

× Концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;

× Концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов-мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, солистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров.

× Музыкально-литературные концерты, в концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастеров художественного слова, артистов балета;

× Концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

К эстрадным концертам относятся:

× Концерты эстрадно симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих лёгкую инструментальную музыку;

× Концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих лёгкие вокальные музыкальные произведения;

× Концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

× Концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

× Театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду);

× Концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих лёгкий, развлекательный репертуар;

× Концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно цирковых жанров.

А.Д. Жарков в своей книге «Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» говорит о выделении эстрадного концерта в самостоятельный вид концерта и даёт развёрнутое понятие и свою классификацию, считая классификацию А.А. Клитина несовершенной, данному виду концерта по способу построения программ.

Эстрадный концерт - своеобразный итог и качественный показатель деятельности огромного коллектива специалистов в сложном процессе создания эстрадного концерта синтезируются самые разнообразные виды искусства, существенно различающиеся своим художественным языком, средствами выражения. Поэтому эстрадный концерт – важное событие в творческой жизни многих исполнителей, действия которых полностью подчиняются одним и тем же специфическим законам и закономерностям .

В зависимости от содержания, структуры и характера эстрадные концерты можно различать по следующим видам: дивертисментные, тематические, театрализованные и отчётные.

Дивертисментные (сборные) концерты составляются из эстрадных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения, их характерные черты – действенность, разнообразный состав участников. Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обусловливается гармоничностью и целостностью концерта.

Тематические концерты строятся на единой сюжетной основе, приурочены к праздничным, юбилейным датам. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывая на неё каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. Характерные черты: целостность, завершённость, синтетичность, образность.

Театрализованные – разновидность тематического концерта со своими специфическими выразительными средствами. Номера концерта соединяются в единое целое на основе единого сюжета. Театрализованные эстрадные концерты есть синтез различных жанров. Эти концерты готовятся и посвящаются крупным событиям, знаменательным датам, являются частью торжественного заседания, итогом смотров любительских коллективов, праздников музыки, фестивалей эстрадного искусства. Театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, театрализованная часть программы, имеющая сценарий, состоящий из эпизодов, и финал.

Для лучшего понимания театрализованного концерта, следует понимать и значение понятия «театрализация». Театрализация – это прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного сценического образа.

Концерт-митинг – это публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Цель концерта-митинга - оказать мобилизующие воздействие на слушателей, эмоционально зажечь их, призвать активно действовать. Специфика данного концерта – сочетание выступлений мастеров профессионального искусства и очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни протеста, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды. К этому роду концертов можно отнести концерты политической песни (зонг-митинги).

Концерт-интервью – представляет собой диалог с одним или несколькими участниками эстрадного концерта. Специфика данного концерта заключается прежде всего в живом общении ведущего с исполнителем или автором, которые активизирует интерес слушателей, позволяет сделать их участниками концерта. Подготовка концерта-интервью имеет определённую сложность. Ведущему надо обладать качествами интервьюера: уметь составить вопросы и задать их, направить беседу в нужное русло, постоянно корректировать её в зависимости от реакции зрителей.

Моноконцерт – предполагает исполнение эстрадных произведений одним исполнителем или коллективом в сочетании с устными выступлениями, он имеет много общего с сольным концертом. Специфика его состоит в том, что его участники не только исполняют, но сами рассказывают о своём исполнительском мастерстве, гастрольных поездках, о впечатлениях от встреч с авторами, режиссёрами, исполнителями, от программы концерта, которая может составляться во время выступления с учётом просьб и интересов зрителей.

Концерт-реквием носит торжественно-траурный характер и состоит из эстрадных номеров, выстроенных сюжетно в программу, которая включает церемонию, шествия, выступление участников (например Великой Отечественной войны). Специфика данного концерта - наличие определённого ритуала, активизация зрителя: минута молчания, возложение венков и цветов к памятникам павших воинов. Концерт-реквием требует элементов театрализации, органического соединения «фактов» жизни и «фактов» искусства.

К театрализованным концертам можно отнести также следующие исторически сложившиеся формы эстрадных представлений.

Ревю (фр. revue) – панорама, обозрение, слово образовано от глагола «revoir» - снова увидеть. В ревю широко используется театрализация в подаче и чередовании номеров разных жанров. Основой представления является театрализованный концерт с устремлением к сюжетности, к некоему единству, которое объединяло бы отдельные номера. Концертная программа, по сути превращается в спектакль. На первом плане в ревю – яркость внешней формы, демонстрация мастерства исполнительского изыска, помпезность. Представлением руководят ведущие, которые одновременно комментируют спектакль и исполняют роль конферансье . Программа ревю строится на сочетании трех основных элементов: эстрадно-цирковых номеров, развернутого парного или тройного конферанса, хореографических композиций.

Концерты в учреждениях культуры классифицируют, так же по следующим признакам:

По целевому назначению: текущие; отчетные (например, творческий коллектив отчитывается перед городом за прошедший творческий год или за свою поездку куда-нибудь); смотровые (участие в смотре художественной самодеятельности); праздничные (выступление в честь праздника, и в программе всего праздника); юбилейные (юбилей ДК, юбилей коллектива самодеятельности и т.п.).

По месту проведения: стационарные; выездные; гастрольные.

По составу участников: любительские; профессиональные; смешанные. В программе могут быть задействованы и взрослые, и дети, и даже профессиональные исполнители вместе с исполнителями-любителями.

По числу участников: сольные (бенифисы); групповые (полубенифисы); коллективные (одного кружка или коллектива); сводный.

По составу аудитории, для которой они проводятся: для детей; для взрослых; для смешанной аудитории. Организатору необходимо это знать, поскольку требования аудитории многое диктуют.

Исторически сложилось так, что концерт видоизменялся и трансформировался. Сегодня он обретает новое звучание, определяемое происходящими переменами в жизни общества. Многообразие видов и жанров концертных программ является неопровержимым доказательством многогранности данной формы культурно-досуговой деятельности.

Из данного параграфа, посвященного принципам и функциям организации концерта, а так же видам концертов в учреждениях культуры можно сделать следующие выводы :

1. Принципы организации концерта – это наиболее общие положения, которые отражают психологическое и педагогическое регулирование процесса организации концерта;

2. Основными принципами организации концерта являются: принцип разнообразия, принципы контрастности и неожиданности, принцип целостности и гармоничности, принцип сопрягаемости, принцип системы;

3. Функции концерта – это его назначение, объективно присущие ему свойства, что бы воздействовать на зрителя, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества;

4. Функции концерта включают в себя: культурно-просветительную функцию, образовательно-воспитательную функцию, гедонистическую функцию, функции формирование вкуса и эстетических чувств, развитие творческих способностей и приобщения к прекрасному, рекреативную функцию, познавательную, функцию практического преобразования, коммуникативную функцию;

5. Для удовлетворения самых разных потребностей зрителя концерт, за период своего исторического становления, трансформировался во множество видов и жанров;

6. Жанры концертов относят к двум видам: филармонический и эстрадный. Такое деление концертов можно считать весьма условным;

7. В учреждениях культуры различного типа, могут быть проведены различные виды концертов, в большинстве своем это концерты эстрадного жанра. Среди них стоит выделить наиболее часто проводимые такие, как дивертисментные (сборные); тематические концерты; театрализованные; концерт-реквием; ревю; концерты коллективов эстрадно-народного плана. Реже в учреждениях культуры можно такие концерты, как концерт-интевью; моноконцерт; концерты артистов спортивно-цирковых жанров, так же редко встречаются с учреждениях культуры концерты филармонического жанра, например концерты-лекции; концерты хоровых, танцевальных коллективов; камерные концерты;

8. Концерты в учреждениях культуры можно разделить, так же по следующим признаками: по целевому назначению; по месту проведения; по составу участников; по числу участников; по составу аудитории.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:

1. Понятие «концерт» прошло долгий путь развития, преобразовавший его от музыкального термина до организационно-художественной формы;

2. Свои корни концерт берет еще в античности – в разного рода состязаниях той эпохи, но первые концерты появились лишь в XVII веке в Италии и были исключительно музыкальными, так же существенные преобразования концерт приобрел в Англии, Франции и в России;

3. За время своего становления концерт стал невероятно многоликим и разнообразным явлением искусства. Большинство определений данного явления можно свести к тому, что концерт есть публичное выступление артистов разных жанров по заранее определенной программе;

4. Самым демократичным видом концерта жанром концерта является эстрадный концерт. Среди его характерных черт и особенностей наиболее яркими являются: простота и доступность, непосредственное и тесное общение участников со зрителями, многожанровость, праздничность атмосферы, легкость и лаконичность восприятия, высокая степень социальной направленности и большое число участников;

5. Фундаментом концерта являются принципы его организации среди которых стоит выделить такие принципы, как принцип разнообразия, принципы контрастности и неожиданности, принцип целостности и гармоничности, принцип сопрягаемости, принцип системы;

6. Концерт наделен важными социальными функциями среди которых наибольшее значение играют: культурно-просветительная, образовательно-воспитательная, гедонистическая, рекреативная, познавательная, функция практического преобразования и коммуникативная функция.

7. Концерт разделяется на различные жанры и виды. Среди жанров концерта выделяют два: то филармонический и эстрадный. В учреждениях культуры проводятся в основном концерты эстрадного жанра, такие как дивертисментные (сборные); тематические концерты; театрализованные; концерт-реквием; ревю; концерты коллективов эстрадно-народного плана.

  1. Функции и принципы социокультурной деятельности

    Курсовая работа >> Социология

    ... деятельности Содержание Введение Основные понятия функций и принципов социокультурной деятельности 1.1 Классификация функций социокультурной деятельности 1.2 Принципы социокультурной деятельности ... концертную и фестивальную деятельность ... органы управления , ...

  2. Функции менеджмента (7)

    Реферат >> Менеджмент

    Смысл функции управления зависит от контекста, в котором рассматривается управленческая деятельность . В любом случае функции управления всегда... по городу; заказ билетов в театры и концертные залы; секретаря, стенографиста и синхронного переводчика...

  3. Функции государства (26)

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... . «9» Функции государства - это основные направления его деятельности по управлению обществом, ... музыкальные), картинные галереи, выставочные и концертные залы и т.п. Право пользования учреждениями... в музеи, театры, концертные залы, установлением льгот для...

  4. Управление персоналом организации в современных условиях на материалах ТОО Долголет

    Реферат >> Менеджмент

    Перспективу управления персоналом, выведя этот тип управленческой деятельности далеко за рамки традиционных функций ... контактов на равных с рядовыми работниками в концертных программах, пикниках, туристических поездках, спортивных...