О чем думает современный студент? Как найти работу после института молодому специалисту без опыта Ты понятия не имеешь, кто на самом деле твои бывшие однокурсники.

В преддверии нового учебного года мы поинтересовались у студентов нашего вуза, что их волнует. И вот какие ответы мы получили

Оксана Кузнецова, ФЭСТД

— Почему ты поступила на свой факультет?

— Эта специальность меня привлекает, здесь можно развивать свои творческие способности. Стать квалифицированным специалистом, кроме того у нас хороший и дружный факультет.

— Хорошие, добрые преподаватели, которые профессионально преподносят информацию. Но система самого образования мне не особо нравится. Весело на парах. Нравится то что, университет часто проводит различные развлекательные мероприятия и поддерживает стимул в участии поощрении. Иногда преподаватели нашей кафедры идут нам на встречу.

— Как я уже говорила ранее, стать квалифицированным специалистом и получить хорошо оплачиваемую должность. Реализоваться как дизайнер. Создать новые направления в дизайне интерьера.

— Твои планы на будущее?

После окончания университета, я хочу сразу устроится на работу по специальности(дизайнер интерьера). Обеспечить себя по жизни, жить в достатке. Стать знаменитой, успешной, в плане карьеры. Завести семью, детей, дом, купить дорогую машину. Обеспечивать в дальнейшем родителей. Хочу путешествовать по миру, обнаруживать неизведанные края и тд.

Александр Пак, МСФ, КТОМП

— Не жалеешь, что поступили на свой факультет, если да, то почему?

Нет, не жалею. Мне очень нравится наш университет, и свой факультет. Здесь дают хорошее образование лучше чем в других вузах. А еще я нашёл много друзей.

— Что тебе больше всего нравится в учебе?

— Различные соревнования.

— Какие у вас цели в отношение карьеры?

— Заработать деньги. Стать успешным человеком.

— Твои планы на будущее, после окончания вуза?

— Пойти в армию, а потом идти работать на завод. Потом купить дом, машину, ездить на море и в разные страны.

Яна Витязева, ФЭУ, специальность «Прикладная информатика»

— Почему ты выбрала свой факультет?

— У нас дают хорошее образование.

— Что тебе больше всего нравится в учебе?

— Больше всего мне нравится то, что есть возможность проявить себя, к примеру, выступления на конференциях с докладами или сообщениями. Также проявить себя с творческой стороны. Так как есть КДЦ.

— Каких целей ты хочешь добиться в карьере?

— Пока основной целью является получить высшее образование, а дальше думаю работать по специальности. Возможно, даже работать на более высоких должностях.

— Хочу посмотреть мир, попутешествовать. На самом деле планов нет, но это первое что в голову пришло. Скорей всего как у обычной девушки, завести семью дом машину, помочь родным, побывать в разных городах.

Сергей Иванов, электротехнический факультет

— Не жалеете ли вы, что поступили на свой факультет, если да, то почему?

— Ни сколько. На других факультетах мне банально нечего делать. Плюс номер группы нравится.

— Какие у тебя цели в отношении карьеры?

— Работать по профессии, разрабатывать приложения, программы, игры, и потом получать много- много денег.

— Твои планы после окончания вуза?

— Первое – это, конечно, найти хорошую работу, с большим доходом. Второе – обеспечить себя всем, чем можно. Третье – купить хороший игровой компьютер и играть на нём в игры. Хочу побывать в Японии, и посмотреть на последние изобретения, может и себе что то купить.

Александра Коновалова, специальность «Реклама и связи с общественностью»

— Почему ты поступила на эту специальность?

— Нам дают хорошее образование, все доступно и понятно, интересно. Преподаватели отзывчивые, и если что помогут. Только вот обучение дорогое.

— Что тебе больше всего нравится в учебе?

Мне нравится то, что практики больше чем теории. Набираешь хороший опыт, а ещё нашла много друзей. У меня весёлые одногруппники.

— Каких целей ты хочешь достичь в карьере?

— Через несколько лет я вижу себя максимально эффективным сотрудником в хорошо организованной компании. Я планирую развивать свои навыки, продолжая приносить пользу в своей профессии.

— Что ты будешь делать после окончания вуза?

— Если получится, уеду в другой город и буду там работать по специальности. В мои долгосрочные планы входит развиваться вместе с компанией, где я буду работать, обучаться, расширять свои обязанности и привнести этим в свою компанию максимально большую пользу.

Валерий Муратов, Василий Коренев

Министерство образования Российской Федерации

Главное управление образования Самарской области

Профессиональный Лицей №30

Курсовая работа

по дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда»

по теме: Мои профессиональные планы после окончания учебного заведения

Выполнил: учащийся группы №820 Шашкин Денис Валентинович

Проверил: Русакович И.В

Тольятти 2001 г.


1. Цель карьеры………………………………………………………………….….3 стр

2. Задачи, поставленные перед собой для достижения цели карьеры…………..3 стр

3. Действия, направленные на поиск карьеры……………………………………3 стр

4. Техническая подготовка к выбору предприятия…………………………...….3 стр

5. Резюме………………………………………………………………………...…..5 стр

6. Собеседование.

7. Подготовка к собеседованию……………………………………………………6 стр

8. Приемы поведения при собеседовании………………………………………...6 стр

9. Анализ собеседования……………………………………………………..…….7 стр

10. Адаптация в новом коллективе и действия для дальнейшего
карьерного роста…………………………………………………………………7 стр

11. Используемая литература………………………………………………………..8 стр


Цель карьеры.

Получить престижную, высокооплачиваемую должность, на каком ни будь предприятии, например на ВАЗе по специальности инженер компьютерных систем.

Задачи, поставленные перед собой для достижения цели карьеры.

После окончания лицея в целях своего дальнейшего повышения образования поступлю в Тольяттинский Политехнический Институт на специальность инженер компьютерных систем. После окончания института я устроюсь на не высокооплачиваемую работу в какой ни будь компьютерной фирме для того чтобы набрать опыта. Возможно, таких фирм будет несколько. Постепенно мой опыт будет накапливаться, что скажется на моем профессионализме.

Действия, направленные на поиск работы.

Сначала для поиска работы я бы воспользовался биржей труда. Затем с помощью различных газет. Существуют также специальные (рекрутинговые) фирмы, в которые я бы обратился. И, наконец, можно попробовать устроиться через знакомых.

Техническая подготовка к выбору предприятия.

Для того чтобы получить хорошую должность на предприятии необходимо провести “разведку”. “Разведка” – это способ сбора информации о предприятии и характеристики организации по полученным сведениям.

Для начала я схожу на это предприятие посмотрю на условия работы. Если кто ни будь из наших знакомых работает на этом предприятии, то можно спросить у него если же пришлось воспользоваться помощью посторонних то нужно найти человека способного дать наиболее объективную оценку. В процессе разведки необходимо осветить следующие вопросы:

1. Какую продукцию или услуги предлагает организация, где и кому она реализуется.

2. Сколько лет существует организация.

3. Достаточно ли стабильно управление или наблюдается чрезмерная текучесть кадров.

4. Какая форма собственности у организации (государственная или частная и т. д.).

5. Курс акций стабилен и достаточно надежен или подвержен частым колебаниям.

6. Являются ли услуги или товары организации сезонной продукцией.

7. Являются ли таковыми условия найма.

8. Получила ли организация прибыль от реализации продукции или услуг в текущем году (за последние 5 лет).

9. Проводилось ли сокращение штатов за последние 3 года. Почему?

10. Входит ли организация, в какое ни будь более крупное объединение.

11. Уделяет ли внимание организации пресса. Почему?

12. Отличается ли организация нововведениями в отношении служащих.

13. Отличается ли организация консервативным отношением.

14. Имеются ли профсоюзные объединения. Насколько силен профсоюз.

15. Базируется ли организация только внутри России или имеет за рубежом связи с другими странами.

16. Относится ли организация к растущей отрасли.

17. Какие перспективы существуют у этой отрасли.

Собеседование. Подготовка

При приеме на работу работодатель проводит собеседование с целью установить подходит ему новый работник или нет. На собеседовании возьмут меня или нет, это почти целиком зависит от меня, как я смогу преподнести себя. Также немаловажную роль играет стратегия, используемая при разговоре с работодателем. Например при разговоре доказать что я хороший работник, для чего использовать характеристики с места работы, рекомендации, благодарности, грамоты. При приеме на работу с работодателем следует обсудить следующие вопросы:

Какова зарплата на предприятии.

Медицинское обслуживание.

Каков график отпусков на предприятии и т.д.

Приемы поведения при собеседовании.

Собеседование назначается, как правило, через секретаря или через помощника. На назначенную встречу нельзя опаздывать, поэтому стоит заранее подготовиться к ней. Перед собеседованием целесообразно позвонить потенциальному работодателю, чтобы подтвердить договоренность о встрече. Заблаговременно перед встречей нужно узнать, как зовут работодателя. При собеседовании важно все, даже как вы открыли дверь в офис. Чтобы войти нужно спросить разрешение. Также следует учитывать правила магической четверки. Первое что нужно сделать, войдя в кабинет это улыбнуться. Следующее что нужно сделать это уделить внимание взгляду. Взгляд должен быть прямым (бегающий взгляд наводит на мысль о том, что человек что-то скрывает и не уверен в себе). Поскольку обычно трудно выдержать прямой взгляд то рекомендуется смотреть в переносицу. Далее следует приветствие “Здравствуйте, меня зовут Шашкин Денис рад с вами познакомиться”. После приветствия следует поздороваться. Рукопожатие должно быть крепким, но мягким (первым руку протягивает собеседник).

При подготовке к собеседованию следует учесть внешний вид работников этой организации. Если это солидная фирма то следует надеть строгий деловой костюм, белую сорочку, галстук.

Анализ собеседования.

Подготовка Реальный ход
1. Название организации и вид ее деятельности. ВАЗ. Изготовление автомобилей, запчастей.
2. Характеристики будущей работы.
2.1 Мои обязанности. Обслуживание, настройка, компьютерных систем.
2.2 Рабочий коллектив. Коллектив по первому впечатлению показался мне экстраординарным. Коллектив дружный, сплоченный. Отличается тем, что и на работе и в жизни поддерживает дружеские отношения.
2.3 Руководство. Своенравный начальник, требующий подчас невыполнимого, но если работа сделана хорошо, то он отличается объективностью.
3. Альтернативные варианты собеседования. Начальство требует от меня как раз то, что я умею делать.
4. Прогнозируемый результат. Судя по реакции моего начальника, то с устройством на работу у меня проблем не возникнет.

Вывод: Я добился принятия на работу из-за совпадения моих с начальством интересов. В этом мне помогло то что сумел доказать свои способности, потому что я хорошо подготовился к собеседованию и вел себя соответствующим образом. Но, тем не менее, мне еще следует совершенствоваться в дипломатии и умении подавать себя.

Адаптация в новом коллективе и действия для дальнейшего карьерного роста.

Приступая к новой работе надо быть готовым к тому, что внимание к профессиональной деятельности в первое время, как правило, повышенным. Нужно стараться не привлекать к себе чрезмерного внимания особым усердием в работе это может весьма насторожить коллег. Начинать нужно спокойно, но не быть слишком пассивным. Также следует обратить внимание, кто с кем общается, с кем дружит. Главное – ощутить какой в коллективе климат. Следует четко знать задачи своего подразделения и своего начальника. Стараться, чтобы все что делается, делалось с учетом этих целей. Нужно постараться поддерживать со всеми хорошие отношения и никогда не участвовать в конфликтах, быть внимательным к окружающим, оказывать любезности, помогать, обращаться за советом. Предоставляя людям незатруднительную для них возможность помочь тем самым, завоевывая их симпатию к себе. Нужно ценить людей, которым доверяешь, даже тогда когда те совершают ошибки. Обращаясь с человеком, следует искренне, восхищаться его хорошими качествами. Каждый человек, встретившийся в жизни всегда, в чем ни будь, может превосходить, поэтому нужно стараться научиться у него тому чего не достает самому. Важно запомнить имена тех с кем общаешься, так как называя человека по имени тем самым, делая ему тонкий комплемент. Но стоит забыть или неправильно произнести это имя то это может поставить в невыгодное положение. Готовясь к ответственной встрече, следует накануне почитать материалы по вопросу, который интересует того с кем вы встречаетесь. Критиковать других бесполезно, потому что критика наносит удар по гордыне человека, задевает чувство собственной значимости, вызывает обиду и стремление любыми способами оправдаться. Для того чтобы совершенствоваться в профессиональном плане, и продвигаться по карьерной лестнице придя на новую работу, изучите организационную структуру.


Шашкин Денис Валентинович

Адрес: г. Тольятти Коммунистическая 45-99.

Телефон: 24-67-78.

Место рождения: г. Тольятти.

Гражданство: российское.

Семейное положение: не женат.

Цель: Получить престижную, высокооплачиваемую должность, на ВАЗе по специальности инженер компьютерных систем.

Квалификация: Оператор ПЭВМ с опытом работы.

Образование: 1998 – 2001 Лицей №30 оператор ПЭВМ.

Опыт работы: 1999 – 2001 Лицей №30 лаборант.




Педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению 2.1 Анализ деятельности социального педагога в образовательном учреждении со старшими школьниками по профессиональному самоопределению Общая информация об образовательном учреждении: Название - Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №262 с классами с этнокультурным русским...


Включающая мотивацию достижения в профессиональной деятельности, мотивацию саморазвития и самореализации. ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА 2.1 Диагностика мотивации профессионального самосовершенствования у студентов Как показывает практика, современные формы подготовки специалистов не охватывают всех задач, которые приходится им...

Администраций, обеспечивающих управление имуществом, землей, недвижимостью, отдельными отраслями городского хозяйства, связями с общественностью, в органах контроля и надзора; На мой взгляд, самая важная т.к. сама профессия менеджер подразумевает эту деятельность. 2) организационная деятельность. Это работа, связанная с организацией, планированием и контролем самого процесса управления...

Фабрикой по производству элиты. С какого-то момента они стали просто поводом не идти в армию и еще пять лет провисеть на шее у мамки. В любом случае, университет навсегда изменяет жизнь человека и швыряет его в неожиданные стороны. Так что некоторые вещи можно понять только спустя годы после получения диплома. Мы вспомнили 10 самых ярких примеров из этого списка.

Тебя здесь ничему не научили

Спустя годы после того, как получен диплом, ты отчетливо понимаешь, что тебя вообще ничерта не учили ничему полезному. Пять лет времени - просто в труху. Когда крестили Русь? Какой алгоритм у этого (ну как там его)? Как заполнить налоговую декларацию (камон, ты же отучился на экономиста)? Временами вообще кажется, что ты просто вышел из школы, провел пять лет в кутеже и половых излишествах, а всего, что знаешь, достиг сам, благодаря самообразованию.

Тебя научили такой массе вещей, что иногда тошно

И в то же самое время, твоя голова полна немыслимым количеством информации, которая всплывает то тут то там, без повода и нужды. Внезапно ты вспоминаешь такие детали из университетского курса, что становится тошно. Пытаясь найти ключи и вспоминая, куда с ними ходил, ты вдруг осознаешь, что точно помнишь имя нациста, который спасал китайцев во время Нанкинской резни. Зачем это тебе сейчас, какой вообще прок от этих знаний?

Друзья, оставшиеся с вуза, - самые лучшие и близкие

В вузе ты выбрал друзей не из-за того, что прикован с ними к одной рабочей галере и не потому что вы живете в одном дворе. Здесь ты нашел товарищей по общим вкусам, жизненной позиции и интеллектуальному уровню. Определенно, с ними тебе лучше и интереснее всего. Тем более, у вас остался миллион историй о совместной учебе и веселье.

Ты понятия не имеешь,
кто на самом деле твои бывшие однокурсники

Встретившись со старыми однокурсниками спустя годы, ты понимаешь, что вообще не имеешь понятия о том, кто они и кем были. Половина имен и фамилий одногруппников забудутся через год после получения диплома. Люди, которых ты считал скучными занудами, окажутся неплохими парнями, некогда веселые кореша - мрачными прохиндеями, а у остальных, кажется, то ли деменция, то ли шизофрения.

Твой любимый препод, который нравился тебе за экспрессивную подачу - обыкновенный фрик

В какой-то момент приходит осознание того, что Карл Иванович, на пары которого ты ходил как в кинотеатр - разлечься и запастись новыми веселыми историями - на самом деле, просто адский фрик. Или алкоголик, или психопат, который не понимает, где находится. Или все сразу. Именно этим объясняется его экспрессивная подача материала и изощренная красноречивость.

Секс, наркотики и рок-н-ролл не прошли для всех просто так

Одна из побочных функций высшего образования - , чтобы к выходу во взрослую жизнь молодой организм уже подустал от развлечений и быстрее взялся за ум. Но сделать это без излишеств не получается. Уже после выпуска среди всего потока обязательно окажется драгдиллер или просто серьезный криминальный элемент, а самая горячая красотка обязательно окажется матерью пяти детей - и каждый от разных отцов. Иногда будет ощущение, что ты провел пять лет в гетто, а не на престижном факультете.

Тебе до сих пор снится один и тот же кошмарный сон

Это смешно и глупо, но в твоих снах университет навсегда оставит один и тот же повторяющийся кошмар. Будильник не прозвенел, ты опаздываешь на экзамен, к которому не готов, а если не сдать его, то тебя обязательно отчислят. Ты обречен. Те, кто прошел еще и аспирантуру, видят такие сны в совершенно инфернальном и болезненном виде.

То, что ты работаешь по специальности,
большинству кажется каким-то чудом

Правда, касается это только гуманитарных специальностей. Работаешь дизайнером после учебы на дизайнера? Пишешь статьи, отучившись на журналиста? Стал успешным детским психологом, получив диплом на соответствующем факультете? Среди преподавателей и бывших одногруппников о тебе будут слагать легенды. Ты можешь стать последним огнем надежды для тех, кто работает охранником в супермаркете, отучившись на философском.

Преподы - не такие уж тираны и фурии.
Просто у них скотская жизнь

Теперь-то ты понимаешь, какая, на самом деле, скотская жизнь у преподавателей и сколько ужасного в ней когда-то было именно из-за тебя. Их удел - мизерные зарплаты и работа, половина которой - попытка что-то объяснить макакам в вольере, и еще половина - бумажная изматывающая рутина. Неадекватное или тираническое поведение преподавателей - это просто попытка удержать иллюзию контроля над хаосом и прогнать жестокую хандру.

Вуз научил тебя «не тем вещам»,
и они приносят больше пользы, чем реальные знания

Говард Маркс собственной персоной

Один из крупнейших наркобаронов 1970-х, в своей автобиографии рассказал очень дельную вещь. Он отучился на философском факультете, написал диссертацию и бросил ее ради более прибыльного дела - поставок гашиша из Голландии. Спустя годы к нему пришло осознание того, что именно аспирантура научила его всему тому, что сделало его успешным наркобароном. Речь идет об умении давать взятки, лгать как на духу, выцеплять стукача с первого же взгляда и понимать, когда тебе вешают лапшу на уши. Ты, конечно, не Говард Маркс, но в универе тоже наверняка научился сомнительным вещам - и вот они-то помогают тебе в жизни гораздо больше, чем пары по истории или астрофизике.

Обучение в университете предполагает то, что сразу после его окончания вы свободно найдете себе рабочее место в рамках выбранной специальности. Однако у организаций и правительства другие планы.

Государство со своей стороны редко правильно прогнозирует точное количество нужных специалистов в какой-то области. Так что не факт, что места вам хватит. С другой стороны и блат никто не отменял.

Есть и еще один момент, который сложно будет кому-то предугадать: кризис. В тяжелые времена компании не могут себе позволить содержание даже высококвалифицированных сотрудников. Идут массовые сокращения. Так куда же можно устроиться на работу после университета в подобных условиях? Ведь знаний-то у вас хватает, а вот с опытом беда. И работодатель пригласит скорее того, кто лишен амбиций, но уже давно знаком с деятельностью в определенной сфере.

А что остается вчерашним студентам, если не устроиться на работу после института? Правильно: неквалифицированная работа или фриланс. Но разве для этого вы парили свой несчастный мозг столько лет и корпели над выполнением всех контрольных, курсовых, дипломных?

Жизнь после окончания института: как устроиться на работу?

Еще на этапе поступления было бы хорошо промониторить данные о том, после какого института легко устроиться на работу молодому специалисту. Дело в том, что есть вузы, которые помогают в трудоустройстве выпускников по специальности.

Также не мешает проследить за компаниями. Некоторые организации заинтересованы в притоке свежего молодого «мяса». Такие сотрудники стоят дешевле опытных, а при этом в качестве бонуса компания в лице такого работника получает молодость, энтузиазм и желание обучаться. Даже при условии небольшой оплаты вашего труда идти туда стоит, хотя бы для того, чтобы набраться опыта в своей сфере.


Не стоит пренебрегать мнениями HR-менеджеров, которые отмечают в молодых специалистов завышенный уровень самооценки и собственной рыночной стоимости.

Даже если работа во время каникул оплачивалась гораздо больше того, что вам предлагает работодатель, не спешите отказываться. Зачастую к маленькой зарплате прилагаются карьерные возможности. А это куда более важно для вас на данный момент.

Не забывайте ответственно подходить к подготовке к собеседованиям. Предварительно узнавайте подробности о деятельности компании. А на встрече постарайтесь продемонстрировать все свои преимущества. Дайте работодателю понять, что вы заинтересованы работать у них, хоть у вас и нет опыта в этой сфере.

Как найти работу выпускнику университета без опыта работы?

Мало кто знает, что кризис-идеальное время для поиска работы молодым специалистом, у которого еще совсем нет опыта.

Работодатели не могут содержать опытных и высокооплачиваемых сотрудников. И вот тут ваша задача – предложить таким работодателям себя во всей красе. Убедите его, что вы будете делать то же самое, но за гораздо меньшие деньги.

Кризис рано или поздно закончится, а к тому времени вы наберетесь опыта и навыков, которые станут основой к тому, чтобы попросить прибавки.

Зачастую работодатели готовы компенсировать отсутствие знаний у работника маленькой зарплатой.

Если нет работы по специальности

Бывает и так, что даже если вы согласны на любые условия, найти работу по специальности не получается а кушать-то хочется.

Что следует делать в этом случае:

  • поднять все старые связи, если вы когда-то подрабатывали в логистике, продажах, колл-центре, на аутсорсе;
  • искать работу помощником или ассистентом на неполный рабочий день;
  • найти любую черновую работу (курьером, грузчиком, консультантом) и продолжать искать работу, рассылать резюме, ездить на собеседования.
Между прочим, найти работу в Англии после университета тоже весьма нелегко. Бывшим студентам приходится и поработать в Макдональдсе, и побыть безработными прежде, чем они смогут найти что-то подходящее. Основное отличие от нас заключается в том, что иностранные студенты к этой ситуации готовы.

Не старайтесь устроиться на первое попавшееся вам место, однако и с амбициями следует быть осторожными. Хорошо, когда ты знаешь себе цену. Но часто выпускники делают одну и ту же ошибку: стараются найти работу с зарплатой на рынке, которая соответствует этой специальности.

Помните: высокая зарплата – это результат тяжелой работы, набранного опыта и постоянной работы над собой, повышения квалификации. И пока этого у вас нет, совершенно естественно, что и получать за эти же функции вы будете в разы меньше, чем более опытный коллега.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

А вот несколько полезных советов, которые помогут вам выделиться и запасть в «душу» работодателям.

  1. Составьте свое резюме так, чтобы оно отличалось от ваших конкурентов. Опишите те свои преимущества, которых, по вашему мнению, нет у других. Определенный вес вашему резюме прибавят знания иностранных языков (чем больше – тем лучше), отличное знание офисных программ и техники и т.д.
  2. Еще на последних курсах начните заниматься самообразованием. Проходите курсы, которые не предусмотрены программой университета. Пусть это будут обычные кулинарные курсы или курсы вождения автомобиля – эти данные помогут составить о вас мнение, как о целеустремленном и способном к обучению молодом специалисте. Если есть возможность, проходите практику во время учебы на тех предприятиях, которые известны в вашем регионе. Это поможет при трудоустройстве.
  3. Уверенность в себе (заметьте – уверенность, а не самоуверенность) – это ключ к получению работы. Спокойствие, самообладание и уверенность дадут работодателю понять, что вы не просто готовы получить эту работу, но и достигнуть определенных высот в этой сфере. А раз уж вы сами собираетесь подняться на определенный уровень, то и компанию заодно за собой подтянете. Во время испытательного срока покажите себя как трудолюбивого, ответственного и исполнительного.

Запомните: не важно, как долго вы протянете на своем первом рабочем месте. Главное – уметь его получить, а дальше – это будет уже совсем другая история. Ну а пока вы подыскиваете, присматриваетесь и подумываете,

Одним из плюсов и одновременно минусов советского образования было обязательное трудоустройство выпускников учебных заведений. Да, после окончания вуза студент был уверен в том, что он не останется без работы. Но в рамках обязательного распределения его могли отправить работать в абсолютно любой уголок нашей необъятной Родины. Именно поэтому с началом реформы образования многие вздохнули свободно: появилась возможность выбора места жительства и деятельности.

Однако свобода выбора практически убила шансы на помощь в трудоустройстве со стороны учебного заведения. На сегодняшний день поиск работы - дело рук самого выпускника, его окружения и запрос рынка. Свой вклад в ситуацию в последние годы внес и кризис: в непростые для бизнеса времена компании не могут себе позволить содержание даже высококвалифицированных специалистов, массово сокращая сотрудников. И уж тем более они не стремятся набирать молодых людей, которых еще и учить надо производственным реалиям: к сожалению, мало кто непосредственно после вуза готов эффективно трудиться без дополнительного обучения.

НЕТ ОПЫТА – НЕТ РАБОТЫ.

И НАОБОРОТ

Молодежную безработицу считают одной из глобальных проблем человечества. По данным ассоциации «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы», на конец 2016 года она превышала 71млн молодых людей во всем мире - 13,1% остались без постоянного места работы. При этом молодые люди 15–29 лет составляют около 35% всего трудоспособного населения.

Как считают в ассоциации, в числе основных препятствий для молодых людей, ищущих работу, общая экономическая ситуация. Это, в частности, влечет за собой отсутствие рабочих мест, подходящих для навыков начального уровня. Для молодых наиболее доступной оказывается работа в неформальном секторе или слаборазвитых отраслях промышленности.

Добавляет негатива отсутствие информации и знаний о современном рынке труда, что не позволяет сделать правильные выводы по построению собственной карьеры. Молодые люди также испытывают недостаток таких навыков, как сотрудничество, коммуникации, критическое мышление, творчество.

И, конечно же, мешает трудоустройству молодых людей отсутствие у них опыта с точки зрения работодателя. Многие компании скептически относятся к способности бывших студентов применить навыки. И в то же время они не хотят вкладывать средства в обучение молодых людей, когда более опытные взрослые работники могут быть безработными и доступны для найма.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Вузы сами прекрасно понимают, что ситуация с трудоустройством их выпускников непростая, и стараются искать пути решения проблемы. Наиболее добросовестные и ответственные из них даже имеют специальные программы поддержки студентов, содействуя их подготовке к реалиям производства и дальнейшему трудоустройству. К примеру, показательной является ситуация в НИТУ «МИСиС», который по итогам 2016 года вошел в топ-5 российских вузов в рейтинге QS Graduate Employability Rankings, отражающем уровень взаимодействия вузов с работодателями и то, насколько успешно трудоустраиваются их выпускники.

В НИТУ «МИСиС» разработана комплексная программа профессиональной навигации и подготовки к трудоустройству и совершенствования системы мониторинга трудоустройства. Благодаря ей университет набрал в упомянутом рейтинге максимальные 100 баллов из 100 возможных. Только семь вузов в мире имеют такой же показатель, среди них Калифорнийский технологический институт и Университет Аризоны.

Как рассказали в университете, программа идет в течение всего обучения студентов и имеет несколько ключевых этапов: адаптация в среде университета, саморазвитие и развитие, а также подготовка к трудоустройству, повышение квалификации. Последний пункт, утверждают в НИТУ «МИСиС», представляет собой дополнительные практики и стажировки, предоставляемые работодателями и партнерами. В качестве дополнительной подготовки на данном этапе работает программа «Успешный старт в карьеру», которая проходит в течение пяти месяцев в весеннем семестре. Вообще студентам предлагается принять участие в целом ряде программ и специально-разработанных курсов, в числе которых такие, как чемпионат по решению бизнес-кейсов CUP MISIS CASE, форумы YоuLead и BreakPoint и др.

В результате в 2016 году в рамках содействия трудоустройству студентов университета заключены договоры на прохождения практики более чем с 1200 компаниями по всем направлениям подготовки студентов. В их числе такие крупные промышленные предприятия РФ, как «Металлоинвест», ОМК, РУСАЛ, НЛМК, «Норильский никель», ЕВРАЗ, «Северсталь», АЛРОСА, «Мосметрострой», «Евро-Хим», СУЭК и др.

Другой пример - РГСУ, который кроме сотрудничества с крупными российскими и международными компаниями активно развивает партнерские отношения с компаниями-рекрутерами, лидерами рынка, такими как Head Hunter и «Анкор». Сотрудничество позволяет на площадке вуза проводить различные рекрутинговые, профориентационные мероприятия и мастер-классы по развитию дополнительных компетенций студентов.

Кстати, как рассказывает руководитель центра кадровых решений РГСУ Кристина Чумбайкина, в вузе активно решают проблему трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями. «К сожалению, - говорит она, - проблема занятости людей с инвалидностью в России и так стоит довольно остро, а при условии, что данный человек еще входит в категорию вчерашнего выпускника вуза, задача усложняется в несколько раз». В качестве уже действующего решения при РГСУ создан ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ).

Большую работу проводят партнеры института - некоммерческие организации: так, например, в РООИ «Перспектива» есть отдел трудоустройства, который оказывает услуги по поиску работы для людей с инвалидностью и инициировал создание совета бизнеса по вопросам инвалидности (СБВИ), куда входят более 40 крупнейших компаний-работодателей и представителей вузов.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ Проблема трудоустройства по специальности во многом надуманна, полагает председатель общественного совета при департаменте образования Москвы Татьяна Минеева. Во-первых, объясняет она, само высшее образование в отличие от профессионального - это прежде всего система получения знаний. Студент после окончания вуза должен обладать системным мышлением и владеть необходимым базисом общих знаний, уметь самостоятельно работать с источниками, заниматься исследованиями и т.п. И совершенно не факт, что та профессия, которую выбрал выпускник школы, будет ему интересна к пятому курсу. Но система получения знаний и информации, их структурированность - вот что отличает качественное высшее образование и будет с выпускником до конца профессиональной деятельности.

Во-вторых, говорит эксперт, в нашей стране само высшее образование как явление сильно переоценено. Этим и объясняется отчасти огромное количество высших учебных заведений на душу населения. Графа в резюме «образование» просто обязана быть заполнена названием какого-нибудь университета - и чем престижней, тем лучше.

Ситуацию лучше всего характеризует поговорка про спасение утопающих, которое является делом их собственных рук, полагает Минеева. Никто не мешает студенту работать по специальности начиная с самых младших курсов. Крупные компании и некоторые государственные учреждения с удовольствием берут молодых людей на стажировки. К старшим курсам эти стажировки уже могут быть оплачиваемыми (известны случаи, когда пятикурсники получали зарплаты, сильно превышающие средние по региону). А по договоренности с вузами студенты вообще выходят на полный рабочий день и на индивидуальный график обучения.

Конкуренция на рынке труда так называемых «белых воротничков» довольно высока. И работодатель охотней возьмет к себе выпускника уже с опытом работы в своей сфере. Поэтому не стоит удивляться, когда видите почти в каждой вакансии требования обязательного опыта работы. Кроме того, дефицит вакансий стимулирует мобильность населения. На Западе это абсолютно обычная практика. Есть даже целые страны так называемой «открытой иммиграции», когда правительство облегчает получение вида на жительство и гражданства людям тех профессий, которые остро необходимы на данном историческом отрезке. «А в нашей стране времена распределений закончены. Но наступили времена возможностей, а это гораздо важнее и интереснее», - заключает Татьяна Минеева.

Задача трудоустройства выпускников может быть решена только совместными заинтересованными усилиями, и прежде всего самих выпускников, работодателей и учебных заведений, уверен член президиума генерального совета «Деловой России», руководитель общественно-делового совета при проектном комитете по стратегическому направлению развития «Образование» Александр Рудик. Работодатели должны больше внимания уделять кадровому планированию и выстраиванию системного сотрудничества с ключевыми образовательными учреждениями. Вузы и ссузы должны быть более открытыми, быстрее и гибче отвечать на запросы бизнеса, развивать каналы коммуникации и совместные проекты. В числе первоочередных мер решения проблемы Рудик называет, во-первых, повышение прозрачности и предсказуемости действий и стратегий всех участников, развитие инструментов и площадок согласования политики компаний и учебных заведений. Например, включение представителей бизнеса в наблюдательные советы вузов и ссузов. Они могут стать тем самым «окном» в вуз для заинтересованных в сотрудничестве предпринимателей, помочь сформировать пакет востребованных на рынке образовательных услуг, оказать реальную поддержку в коммерционализации результатов научных исследований. Многие предприниматели готовы прийти в вуз, например, преподавать, делиться опытом.

Во-вторых, важна ориентация образовательных учреждений на кадровые потребности бизнеса. У вуза и бизнеса есть две ключевые точки взаимодействия с рынком труда - практика студентов и наем выпускников. Сегодня практика студентов зачастую носит формальный характер. Дипломник приходит без четкого задания на исследование, тема исследования не согласуется с компанией и ее интересами. Непрозрачность системы принятия решений и ее участников делает учебное заведение непредсказуемым.

И, в-третьих, говорит Александр Рудик, всем сторонам надо сконцентрироваться на профессионализации студентов, максимальном погружении в реальную практику - вовлекать студентов в совместные проекты, волонтерские программы и другие активности, развивающие самостоятельность слушателей, повышать качество их ориентации на рынке труда. В некоторых странах студентам предоставляется академический отпуск на год для работы в реальной индустрии, после которого кардинально меняется уровень вовлеченности и требований студентов к получаемым знаниям.

Все эти меры должны поддерживать инициативных выпускников, действительно стремящихся к развитию и самореализации в профессии. Надо больше внимания уделять осознанности выбора учебного заведения, развивать еще в школе навыки анализа рынка труда, принятия решений, поиска работы. К сожалению, у выпускников наблюдаются зачастую неадекватные зарплатные ожидания, завышенные требования к условиям труда, неоправданные амбиции. И ни вуз, ни предприниматель, ни государство не должны стимулировать инфантильность.

СОВЕТЫ И РЕШЕНИЯ

Что же делать студентам, чтобы найти если не работу своей жизни, то хотя бы стартовую площадку для этих поисков - свое первое рабочее место? В первую очередь понять, что поиски или хотя бы подготовка к ним начинаются с самых первых курсов вуза. Для этого следует понять, какими именно компетенциями и знаниями человек уже обладает и будет обладать после окончания учебного заведения. На этом этапе нужно четко сформулировать для себя, какую именно профессию получит студент, чем конкретно он намерен заниматься. Зачастую в вузах дают слишком общее образование в рамках одного курса, что позволяет претендовать сразу на несколько специальностей.

Вторым важным шагом является оценка знаний и навыков, которыми студент обладает на текущий момент. Выбрав же сферу или профессию, стоит поискать начальные позиции, с которых обычно начинаются рост специалистов и их поиск предприятиями: как правило, рядовые сотрудники требуются чаще, чем руководители. Бояться занимать такие позиции не нужно - мало того, что именно тут можно получить бесценный начальный опыт, позволяющий понимать механизм функционирования выбранной компании или отрасли, но еще и полгода-год стажа уже позволят потенциальному работодателю более серьезно присматриваться к такой кандидатуре сотрудника, чем к его «коллегам» без опыта работы вовсе.

Кстати, такую работу можно поискать в любое время, даже в процессе обучения, а не только по окончании института - современные технологии (как обучения, так и занятости) позволяют студентам совмещать обучение с трудовой деятельностью. Работать можно как в вечерние часы, выходные, так и на фрилансе в любое свободное время. Да, это не облегчает обучение, занимая достаточное количество времени, однако в перспективе создает неплохой задел для получения профессии и трудоустройства, не говоря уже о том, что отдельные предметы, обладая практическими навыками, изучать также гораздо проще.

В условиях высокой конкуренции за рабочие места стоит подумать, куда устроиться на работу. Если есть выбор из нескольких компаний, нужно выбирать ту, в которой будут обучать, развивать и продвигать молодого специалиста. Надо также понимать, что если вы хотите работать по специальности, следует быть готовым к тому, что за-работная плата не сильно станет отличаться от стипендии.

Есть и несколько практических советов. Так, на сегодняшний день существует достаточно большое количество площадок, в том числе в интернете, где размещаются вакансии. Поиску помогают ярмарки вакансий, рекрутинговые агентства, конкурсы для студентов. Их надо мониторить постоянно, вовремя откликаясь на запросы работодателей. Для этого требуется составить резюме и сопроводительное письмо, быть готовым к оперативному собеседованию и не отказываться от их посещения, даже если в нескольких местах будет получен отказ. Кстати, многие ведущие компании постоянно набирают сотрудников на стартовые вакансии, поэтому часто такая информация присутствует на сайтах крупных компаний в разделе «Вакансии».

Что говорят сами студенты? Они также считают, что проблема решаема. Так, по словам студента магистратуры Академии труда и социальных отношений Дмитрия Романова, основной путь решения проблемы - стажировки. Многие крупные международные компании отбирают потенциальных сотрудников именно через такие стажировки, и неудивительно, ведь для многих работодателей стажировки - это возможность «познакомиться» с новоиспеченным специалистом в условиях реальной рабочей нагрузки и оценить качества, которые стажер проявит (или не проявит), решая выстраиваемые перед ним задачи. Помочь трудоустроиться могут вузы, хотя занимаются этим немногие, при этом и сам студент должен приложить к поиску работы все усилия.

Вообще же в России уже третий год проводится национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Чемпионат среди людей с ограничениями по здоровью проходит по олимпийской системе и включает в себя более 50 профессий, наиболее востребованных на рынке труда. По результатам соревнований у участников есть реальный шанс получить работу.

Еще одним важным направлением в решении сложившейся проблемы, по словам Чумбайкиной, является выявление талантов у ребенка в школьном возрасте. Так, с 2012 года существует концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В России сформирована новая, разветвленная инфраструктура выявления талантов: кроме традиционных олимпиад, охватывающих 6млн школьников ежегодно, организуются интеллектуальные и творческие конкурсы, общее число которых в текущем учебном году достигло 62, в том числе всероссийская олимпиада профессионального мастерства, национальный чемпионат World Skills.

Подводя итог, надо сказать, что проблема поиска работы вчерашним студентом стоит остро, но часто ее решение напрямую зависит именно от усилий самого выпускника вуза. Компании всегда нуждаются в добросовестных, ответственных и квалифицированных специалистах, и постоянная работа надо собой, поиск вариантов и самосовершенствование с высокой долей вероятности помогут стать именно таким работником.