Подготовка творческих проектов к участию в олимпиадах. История успеха

Чтобы поступить в вуз, не обязательно сдать ЕГЭ на высокий балл. Есть альтернативный способ – стать победителем всероссийского этапа школьной олимпиады. На словах все очень просто и понятно, а на деле олимпиада – это тяжелый труд, который требует основательной и длительной подготовки, обширных познаний и упорства. Мы поговорили с абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по технологии – 2018, ученицей 11 класса лицея № 145 г. Казани Адилей Назыровой об «олимпиадном» образе жизни, источниках вдохновения и планах создать свою линию одежды.

Я с 6 лет проявляла интерес к рукоделию. В 5–6 классах учительница технологии Татьяна Александровна Власова научила меня азам шитья. Тогда я училась в школе № 170 г. Казани. В 7 классе я поступила в физико-математический класс лицея № 145 и увлеклась другими предметами, в том числе татарской литературой, победила в региональной олимпиаде по этому предмету. Однако через год мой интерес к шитью возобновился: я начала искать в Интернете информацию о моделировании, читала книги по швейному делу и сшила свое первое платье. В том году ученица 11 класса нашего лицея стала победителем Всероссийской олимпиады по технологии. Я все лето думала об этом соревновании, узнала всю информацию и в начале нового учебного года подошла к своему учителю по технологии с желанием принять участие в олимпиаде по ее предмету.

В этом году я стала абсолютным победителем Всероссийской олимпиады по технологии. Я шла к этой победе три года, с каждым годом совершенствовала свои проекты и поднималась на одну ступень выше. В 9 классе я победила в республиканском туре, в прошлом году стала призером Всероссийского этапа олимпиады школьников по этому предмету. В этом году мы с моим учителем по технологии Ириной Аркадьевной Митрофановой долго думали над идеями проекта, оценивали прошлогодние работы, представленные на всероссийской олимпиаде. Нам нужно было создать такой проект, который смог бы стать лучше всех других. В итоге мы нашли такую идею, реализовали ее и достигли своей цели.

Я представила на олимпиаде инновационный проект «Играем вместе» по разработке одежды с детскими развивающими играми. Коллекция, созданная для проекта, состоит из 17 изделий на 4 модели: маму, папу, дочь и сына. Туда входят футболки, юбки, брюки, шорты, жилет, топ, обувь и аксессуары, в 4 из них вшиты развивающие игры. Юбка мамы представляет собой мини-игровой центр, в который входят три игры: «Игра-бродилка», «Занимательная математика» и «Веселая Азбука», способствующие развитию мелкой моторики рук, логического мышления и образного восприятия материала. В жилете папы также скрыты три игры: настольный футбол, «Инструменты» и «Тайны Вселенной», которые знакомят с названиями планет и инструментами, необходимыми мужчинам в быту. Топ дочери содержит в себе съемные элементы с играми «Шашки», «Кегли» и «Геометрический тетрис», а в жилете сына спрятана игра-приключение «Остров Сокровищ»: чтобы открыть сундук, находящийся на спине жилета, необходимо пройти квест, и найти ключ от замка. Кроме того, у каждой из моделей есть аксессуары, например, у мамы это сумка-домик с играми для развития ориентации в пространстве и ознакомления детей с правилами дорожного движения. В рюкзаке папы находится книга, развивающая логическое мышление, обучающая ребенка грамоте и счету. Сумка дочери легко превращается в скатерть-самобранку. В сумке лежат блюда татарской национальной кухни: чак-чак, вак бэлеш, талкыш кэлэве, очпочмак, кыстыбый, бавырсак и чайный сервиз, сделанные из фетра. С помощью этого набора дети могут изучить названия татарских блюд и правила этикета. Для сына я сшила мешок со снастями для рыбалки, которые я также смастерила сама. Во время игры в рыбалку дети узнают названия обитателей водных глубин, учатся различать морских и речных животных. Для использования достаточно разложить эту одежду и аксессуары на столе, на полу или на земле в парке.

По приглашению Университета Талантов оперный певец и ведущий Руслан Закиров помог мне подготовиться к выступлению на олимпиаде. На региональном этапе мне порекомендовали улучшить свою презентацию. Я обратилась в Университет Талантов с просьбой найти эксперта, который поможет сделать мое выступление интересным, и так я познакомилась с Русланом Закировым . Благодаря работе с ним я смогла достойно представить свой проект на олимпиаде и заинтересовать жюри. Моя презентация была понятной и хорошо структурированной, а речь артистичной. Я еще никогда так хорошо не выступала. Одна я не смогла бы подготовить такую презентацию.

Желание победить, амбициозность, целеустремленность, трудолюбие – вот что помогло мне достичь успеха. Если есть желание, можно сделать невозможное. Во время подготовки проекта для олимпиады у меня возникало много вопросов и проблем по пошиву. Например, для пошива футболок мне нужна была специальная швейная машина для трикотажа. Я договорилась с одним ателье и шила у них по 3–4 часа в течение нескольких дней. Мне очень нравилась идея проекта, желание воплотить ее было сильным, и оно подталкивало меня находить решения, разбираться с непонятными моментами и приобретать новые навыки.

Швейную машинку мне еще в 5 классе подарила бабушка. Без нее ничего бы не получилось. Я постоянно что-нибудь шью на этой машинке. На любой праздник создаю для себя новый наряд. Иногда заканчиваю в 3 часа ночи, а в 6 утра встаю и иду на мероприятие. Моя прабабушка была профессиональной портнихой. Она днями и ночами шила одежду на несколько деревень, была умелицей. Возможно, я унаследовала ее талант.

Нужно достаточно много внимания уделять своей одежде, особенно когда участвуешь в каком-нибудь мероприятии. Я в повседневной жизни ношу не выделяющуюся одежду, но на мероприятия стараюсь одевать что-то яркое, заметное. Я согласна с пословицей «Встречают по одежде, провожают по уму». Одежда – это визитная карточка, с которой, возможно, начнется твой успех.

Если бы я создала свою линию одежды, она была бы выполнена в пестрых и ярких тонах. Некоторые элементы я бы позаимствовала у Dolce & Gabbana. Мне очень нравится одежда этого бренда: ее вычурность и многообразие цвета – это шикарно. Я не знаю, как можно создавать такую красивую одежду.

Я думаю, что быть перфекционистом – это хорошо. У меня тоже есть это качество. Я отличница в школе, стремлюсь все сделать наилучшим образом, участвую в олимпиадах и по другим предметам. В этом году стала победителем регионального этапа олимпиады по татарской литературе и участвовала в международной олимпиаде по татарскому языку. Желание быть лучшей очень помогает во время создания проекта, оно помогло мне и в олимпиаде.

Меня мотивируют конкуренция и мама. Мама с радостью принимает все мои идеи, поддерживает во время их реализации и показывает, как лучше поступить. Она мне очень часто говорит, что я молодец. В большей степени я благодарна именно ей, ведь когда тебя никто не поддерживает, это очень трудно. А конкуренция подталкивает меня каждый день становиться лучше.

Даже если никто в тебя не верит, кроме тебя самого, можно достичь успеха . Отстраненность других вызывает обиду, из-за которой усиливаются настойчивость, желание победить и показать всем, что ты можешь. У меня тоже были такие моменты.

Олимпиада отнимает много сил, но результат стоит того. Олимпиада по технологии длится одну неделю и состоит из нескольких туров, которые включают выполнение теоретических, практических заданий и защиту проекта. Теоретическая часть включает вопросы не только по моделированию, швейному делу и домашнему хозяйству, но и вопросы, связанные с физикой, историей, химией, биологией, литературой, экономикой. Был вопрос и про профессии будущего – мне помогли знания, полученные в Университете Талантов. Вся неделя проходит в напряженной обстановке, выдержать это нелегко. К концу олимпиады начинаешь думать: «На следующий год не буду участвовать». Но через год садишься делать новый проект, и те этапы, которые прошла в предыдущий раз, уже кажутся легче. «Корень учения горек, да плод его сладок» – это про олимпиаду. Нужно очень много работать, вкладывать в себя, побеждать лень. А тот, кто становится победителем, получает денежную премию, статус и поступление в вуз.


Благодаря олимпиаде я могу поступить на бюджетное отделение любого профильного российского вуза без учета результатов ЕГЭ. Осталось только выбрать вуз. Я думаю на счет Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, на базе которого прошел всероссийский этап олимпиады по технологии. Казань тоже рассматриваю: в КФУ есть направление дизайна, где можно заняться дизайном одежды, и уезжать никуда не придется.

Во время подготовки к олимпиаде по технологии меня очень вдохновляла чемпионка Алина Загитова. Я много раз смотрела ее выступление на Олимпийских играх. Я восхищаюсь ее трудолюбием, стойкостью и упорством. Ее пример сильно на меня подействовал.

Университет Талантов – это друг, который всегда поддержит и никогда не бросит. Он помог мне во многом. После посещения образовательных модулей Университета Талантов я изменилась: стала более уверенной в себе, общительной, научилась ставить цели, подходящие моим возможностям, и это способствовало моей победе на олимпиаде. Я привыкла все делать сама, и командная работа была для меня большой проблемой. А на модулях приходилось постоянно работать в команде, и я постепенно научилась учитывать мнения других. На событиях Университета Талантов я встретила талантливых и творческих людей, которые меня понимают, и мы продолжаем общаться. Я очень благодарна Университету Талантов.

Мой девиз – «Никогда не сдаваться». Когда устаешь или что-то не получается, пропадает желание продолжать начатое дело. Во время подготовки к олимпиаде тоже были моменты, когда хотелось все бросить. Мой девиз помогал мне идти дальше.

Лейсан Файзуллина,
Медиалаборатория Университета Талантов

Олимпиада по технологии направлена на повышение престижности и качества технологической подготовки учащихся, развитие их творческих способностей, привлечение к выполнению оригинальных и практически ценных проектов, а также выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии.

Во всем мире возросла роль прикладных знаний, что нашло свое отражение в появлении в учебных планах многих стран предмета «Технология», основным направлением которого является проектная деятельность. Технология отражает совокупность сконцентрированных основ всех областей накопленных человечеством знаний по получению, преобразованию и использованию материалов и информации. Является именно тем предметом, который помогает школьникам соединить разрозненные знания по отдельным отраслям наук, показывает, где и каким образом могут быть использованы эти знания.

Методом, способным связать воедино решение многих проблем, может стать, при верном подходе, метод проектов, который позволяет качественно выверить содержание тем и разделов программы, уровень усвоения школьниками учебного материала, активизирует творческое развитие личности и формирует качества, необходимые для успешной социальной адаптации.

Метод проектов - комплексный обучающий метод, метод развивающего обучения, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Ученический проект - это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка, выполненная самостоятельно, но под руководством учителя и имеющая своим результатом социально значимое изделие или услугу.

При всех проблемах в организации преподавания «Технологии» в школах в нашей области с 2005 года проводятся олимпиады по этому предмету. Первый этап - школьный, второй - районный, третий - областной. Победители областного этапа участвуют в заключительном Всероссийском этапе олимпиады по технологии. На первом и втором этапах выступают почти все районы, а на третий этап многие районы не посылают своих представителей призеров из-за того, что не могут или не хотят найти средства, необходимые для проживания детей в г. Воронеже. Тем самым не дают возможность детям проявить себя в этой области, а в дальнейшем, может быть, и возможность поступить в педуниверситет без экзаменов.

Местом проведения третьего этапа олимпиады по технологии являются мастерские и учебные аудитории Воронежского государственного педагогического университета. На олимпиаду представляют проекты учащихся 8-11 классов по базовым разделам обязательного минимума содержания по технологии (технологии обработки конструкционных и поделочных материалов; культура дома; технологии обработки ткани и пищевых продуктов; художественная обработка материалов; электротехника и электроника; технологии сельскохозяйственного производства).

Творческие проекты охватывают один или несколько разделов содержания по технологии и включают учебный материал как из общих разделов (информационные технологии; черчение и графика; основы предпринимательства; основы проектирования, профессиональное самоопределение), так и из разных основ наук, изучаемых в школе, что способствует пониманию учащимися значения знаний в практической деятельности.

Олимпиады проводятся по двум направлениям: технический труд (юноши) и обслуживающий труд (девушки) в три этапа: проверка теоретических знаний (тестирование), проверка практических умений (выполнение практического задания по инструкционно-технологическим картам) и защита проекта. Причем, в проекте оцениваются: его практическая часть, пояснительная записка и публичная защита проекта с использованием электронной презентации.

Опыт участия в проведении региональных и областных олимпиад свидетельствует о том, что в процессе подготовки учащихся к защите творческого проекта, зачастую, недостаточное внимание уделяется содержанию презентации и качеству её оформления. В результате оценка защиты проекта снижается из-за невозможности уяснения мотивов выбора темы, нечёткого изложения содержания этапов работы.

Учитель, помогающий учащемуся выполнять творческий проект, должен подсказать ему, как подготовить качественную презентацию и провести предзащиту, научив автора проекта правильно пользоваться материалом, размещённым на слайдах, умело дополняя им свой доклад, на который при защите отводится не более семи минут. При создании мультимедийной презентации необходимо добиваться максимальной информационной насыщенности продукта при обеспечении простоты и прозрачности предъявляемого материала.

Над каждой фразой надо критически подумать: поймут ли её слушатели? Громоздкие и невнятные фразы следует безжалостно изымать из презентации. Любая фраза должна быть информативна и необходима для комментария конкретного слайда;

Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия, недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено;

Пункты перечней - короткие фразы; максимум - две строки на фразу, оптимально - одна строка. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от доклада. Короткая фраза легче запоминается визуально;

Каждая фраза должна логично подводить к следующим фразам - в конечном итоге всё выступление должно быть подчинено главной цели. В докладе нельзя повторять одну и ту же мысль, пусть даже другими словами - время дорого.

Уже первые представители Воронежской области на VI Всероссийской олимпиаде школьников по технологии показали высокие результаты и были награждены грамотами и подарками. Это Фартыгина Элина, в настоящее время магистрантка 1-го года обучения по направлению «Технологическое образование», Китаев Евгений - закончил в 2009 году Воронежский государственный педагогический университет, получив диплом специалиста, Завражнов Дмитрий. Каждый год призеры областной олимпиады принимают участие во Всероссийской олимпиаде по технологии и всегда занимают или призовые места, или получают награды в различных номинациях.

Но наряду с достижениями олимпиады выявляют и проблемы технологического образования в целом и уровень подготовки по отдельным направлениям и разделам технологии в частности. Так, результаты практических туров показали довольно низкий уровень умений работы учащихся на современных швейных машинах; недостаточно хорошее пользование инструкционно-технологическими картами; не всегда информативную презентацию. Много нареканий у жюри вызывает небрежное отношение как учащихся, так и учителей к соблюдению правил техники безопасности при проведении практического тура в учебных мастерских ВГПУ и на этапах выполнения творческих проектов (это выявляется в ходе проверки пояснительных записок). Хотелось бы видеть больше проектов социального назначения, по электротехнике и электронике, по краеведению; комплексных многофункциональных проектов с использованием малоизвестных или новых технологий.

Выполнение проектов способствует не только формированию знаний, умений и навыков, но и играет большую роль в развитии творческих способностей учащихся, в выявлении их интересов и склонностей, что в свою очередь формирует профессиональную направленность и желание заниматься исследовательской работой. Студенты, поступившие на учебу в наш университет по результатам олимпиад, характеризуются, как правило, только с положительной стороны: они хорошо учатся, активны, многие из них продолжают учебу в магистратуре. Владение проектной деятельностью позволяет студентам глубже оценить значимость «Технологии» в жизни человека и общества определяется требованиями .

Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, должна помогать ему самореализовываться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.

Итак, для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников. А такие дети в нашей школе есть!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Карадуванская средняя общеобразовательная школа»

Проект

Подготовка одаренных учащихся к предметным олимпиадам

Разработчик программы:

Учитель технологии

Фаткырахманов Р.А. .

Балтаси 2013

Краткая аннотация проекта

Олимпиадное движение - это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особое внимание педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее происходит процесс формирования самооценки учащимся его достижений, выстраивание индивидуального образовательного маршрута.

Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок мог черпать из неё информацию, должна помогать ему самореализовываться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.

Итак, для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников. А такие дети в нашей школе есть!

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

Выявление одаренных детей;

Развитие творческих способностей на уроках;

Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Актуальность и перспективность проекта

Актуальность выбора темы обусловлена модернизацией образования, где одним из направлений является качество знаний, связанное с повышением эффективности обучения по предметным дисциплинам с учетом личностно ориентированного подхода.

Технология – это предмет, с помощью которого можно развить ребенка, воздействуя на моторику рук, успокоить его нервную систему, научить его образно мыслить, помочь человеку в социально –экономическом аспекте, научив его изготавливать предметы быта собственными руками, подготовить к суровой правде жизни.

1.2 Проблема проекта

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной:

  • низкая мотивация учащихся к самостоятельной познавательной деятельности
  • создание системы, развивающей творческую личность.

Образовательный стандарт по технологии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников общетрудовых умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Добиваюсь того, чтобы ребенок работал над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».

Выявление и отбор детей с признаками одаренности: наблюдения родителей и учителей, диагностика уровня развития способностей и готовности к обучению по данным учебным программам (обычно повышенной трудности и объема) и в данном образовательном учреждении. Теория и практика показывают, что для большей эффективности эта диагностика не может ограничиваться применением только одной - двух методик и должна включать три этапа: общая групповая диагностика, индивидуальная диагностика и собеседование. Применяемые для решения этой проблемы методики могут быть разными, поскольку главное требование к ним – это обеспечить возможность нахождения и отбора «своего ученика».

1.3 Цель проекта

Создать модель работы с одаренными детьми, в условиях современной сельской школы для подготовки их к успешному выступлению на предметных олимпиадах

- подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности

1.4 Задачи проекта:

Разработка и апробация научно-методических материалов по формированию и развитию компетентностей учащихся:

  • логического мышления
  • интеллектуальных и творческих способностей
  • привитие навыка самостоятельного поиска информации
  • развитие познавательной деятельности
  • выработка умений учащихся к организации своего труда и отдыха
  • развитие коммуникативных навыков

Создание пространства для творческого самовыражения учащихся, характеризующегоя комфортным психологическим климатом и положительной мотивацией

- формирование банка творческих продуктов

2. Реализация проекта

Основные заповеди:

· человек, если он на своем месте, обязательно будет приносить пользу, так помогите ему найти его место;

· успех – это совокупность вовремя исправленных мелочей;

· силен не тот, кто никогда не падал, силен лишь тот, кто, падая, встает;

· если дарование спит, то его надо будить;

· не забывай использовать отныне ресурс «глобальной паутины».

2. 1 Выявление одаренных детей:

По оценкам экспертов только 2-5% детей обладают особыми интеллектуальными и творческими способностями, IQ (коэффициент интеллектуальности) которых равен 125 единицам. Особо одаренные дети развиваются по-разному, однако большинство их (не менее 85%) опережают своих сверстников и потому их часто называют «вундеркиндами» (чудо-детьми). Отмечается, впрочем, что часто этот дар «пропадает» с годами. Действительно, лишь очень небольшая часть бывших «вундеркиндов» реализует свои способности в профессиональной деятельности. В литературе приводится печальная статистика относительно состоявшихся в профессии одаренных детей, в лучшем случае их число не превышает 2-3 %.

Одаренных детей можно выявить с помощью « успеха »:

Конк у рсов

Те с тов

Оригинальных во п росов

Предм е тных олимпиад

Нестандартны х задач

Индивиду а льных бесед

2.2 Модель работы с одаренными детьми

Мозг, хорошо устроенный,

стоит больше, чем мозг,

хорошо наполненный.

М. Монтень

Основная цель при работе с детьми – превратить задатки в способности. Добиться этого возможно только при наличии положительных эмоций обучающегося.

(Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать).

Модель работы с одаренным ребенком

Первоначально создается положительно заряженное ядро (ученики и учитель), которое вовлекается в познавательную деятельность. Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельностью, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. По орбитам познавательной деятельности вращаются планеты, составляющие школьную жизнь. Каждый год планеты переходят на новую, более качественную орбиту познавательной деятельности.

Начиная новый учебный год, обдумываю предстоящую работу, задаю себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» У меня есть своя методика, свои приемы. Изучив различные технологии обучения, я пришла к выводу, что мне ближе технология развивающего обучения с целью выявления одаренных детей.

Методика реализации образного практического подхода на уроках технологии.

1. Работа с иллюстративным материалом (показ изобразительного и фотоматериала или готового изделия с целью повышения мотивации к изучению нового материала):

Показ иллюстрированного материала в начале урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой, создает первое образное впечатление. Тогда текст параграфа или рассказ учителя, или практическая работа ложатся на подготовленную почву, и новый материал воспринимается легче и запоминается надолго.

2. Демонстрация образцов, раскрывающих особенности технологии изготовления изделия, подбор объектов труда.

3. Эффективная форма контроля знаний: индивидуальный и фронтальный устный опрос, письменная контрольная работа, опрос с применением карточек-заданий(текстовых, в виде рисунков), задачи – триады(три пары элементов в таблице), задачи – каноны(таблица построена по определенному правилу, которое следует определить).

4. Использование проектного метода.

Это сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий соединять и комбинировать формальные знания с практическим опытом. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Самостоятельная творческая работа выполняется учащимися или группой под руководством учителя. В образовательной области “ Технология” метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения и навыки, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими формации, технологии и обработки. Проектная деятельность включает ряд условных этапов:

  • Поисково – исследовательский предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблемы), формировать внутреннюю мотивацию в приобретении учащимися новых знаний. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, база данных на электронных носителях, в системе “Интернет”, специальных каталогах.
  • Технологический включает планирование составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдения технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работы. Этот этап является центральным, основополагающим, системообразующим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности, например исследовательская работа по проблемам технологии (сувенир, изделие, модель).
  • Заключительный этап включает оформление и презентацию, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. В качестве оценки результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические и маркетинговые критерии, оригинальность и качество выполнения работы. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий, налаживаются и выстраиваются связи теоретических знаний с практическим миром.

5. Повышение эффективности уроков через использование развивающих методических приемов.

Одним из основных путей формирования познавательного интереса, интеллектуальной активности, творческой самостоятельности школьников является совершенствование форм и методов обучения, которые предполагают не сообщение учащимся готовых знаний, а организацию процесса самостоятельного добывания знаний. Известно, что наиболее эффективная форма обучения – учебная игра. Она формирует новые подходы во взаимоотношениях “ учитель – ученик” и “ученик – ученик”. В игре раскрывается перед детьми живой мир, развиваются творческие способности личности. Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх случается, становятся такими активными, какими мы их в классно – урочных буднями представить себе не в состоянии. Игра уже только одним своим содержанием переносит ребят в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Почувствовав вкус к играм, ребята включаются в их подготовку, читают самую разнообразную литературу, периодические издания. Идет расширение круга интересов школьников, прививается и закрепляется потребность в самостоятельном добывании знаний.

Игру провести значительно труднее и сложнее, чем традиционный урок, так как требуется предварительная работа, сотрудничество ученика и учителя. В своей работе активно использую самые разнообразные, в том числе и занимательные формы обучения, закрепления и проверки знаний учащихся. Для развития и поддержания интереса к предмету использую по возможности музыкальные фрагменты, стихи, художественную литературу.

Урок – марафон на этапе обобщающего контроля перед каждым учеником карточки с заданиями. Цель каждого – как можно быстрее пройти все этапы и набрать большее количество баллов. На следующем уроке ученики меняются заданиями.

Наличие игровой ситуации предполагают ролевые игры, когда действуют воображаемые герои. Наиболее интересными являются сюжетно – ролевые игры типа пресс – конференции, игры – путешествия.

Пресс – конференция возможна в 8 классе по теме “Строительный чертеж”.

Часто предлагаю учащимся кроссворды, ребусы, логические квадраты, лото, танграмы. По дополнительной литературе девочки готовят небольшие сообщения, доклады, что развивает навыки исследовательской работы.

В старших классах дает эффект тестирование, которое сопровождаю “интеллектуальной разминкой”: кроссворд на доске или задание типа “ третий лишний

2.3 Этапы реализации проекта

2.4 Ожидаемые конечные результаты проекта:

  • совершенствование системы работы с одаренными детьми;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью; приобретение навыков саморазвития.

3. Теоретическая база проекта.

  1. Методика трудового обучения, В.П.Кузнецов Я.А.Рожнев, 1988.
  2. Приемы педагогической техники, А.Гин , 1999
  3. Образовательная технология: от приема до практики, В.В.Гузеев , 1996
  4. Проблемное обучение, “Школа и производство”, 1988
  5. Проблемное обучение: основные вопросы теории, М.И.Махмутов , 1985
  6. Триз (теория решения изобретательских задач), А.Гин , 2002
  7. Личностно – ориентированное обучение в современной школе, И.С.Якиманская, 1996
  8. Развитие личности в обучении, Е.Н.Шиянова, И.Б.Котова , 1999
  9. Педагогическая психология, И.А.Зимняя , 1997
  10. Современные образовательные технологии, Г.К.Селевко , 1998
  11. Интернет - ресурсы

Отчет

учителя технологии МБОУ «Карадуванская СОШ » о проделанной работе по реализации проекта «Подготовка одаренных учащихся к предметным олимпиадам в республиканском уровне» в рамках гранта «Наш лучший учитель» в сентябре- октябре 2013 года.

Этапы реализации проекта

Организационный этап (2013 – 2014 гг.) – включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей.

Этап реализации(2013-2015 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и краевых олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (2015-2016 гг.) – предполагает провести контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Задачи первого этапа проекта:

Изучение теоретических и практических подходов к работе с одаренными детьми при подготовке их к предметным олимпиадам

Проделана следующая работа по проекту

№ пп

Наименование выполненной работы

Результат

Изучение нормативно-правовой базы для подготовки и реализации проекта

Папка с нормативными документами

Составление плана работы одаренными учениками

План

Подготовка материальной базы кабинета технологии к активной работе с одаренными детьми

Уголок проектов

Подготовка и проведение школьного тура Всероссийской олимпиады по технологии

Тесты, головоломки

Подготовка учащихся к муниципальному туру Всероссийской олимпиады по технологии

Тренировочные

работы



Обоснование возникшей проблемы Я очень люблю делать подарки своими руками, и если хорошо получится дарить их своим родным. Когда я прихожу в магазин, вижу на прилавках множество вещей, а купить не могу. Вещь, которая понравилась, или дорогая, или что-то в ней меня не устраивает. Вот тут и начинаю думать, как сделать что-нибудь оригинальное и красивое, применив техники декоративно-прикладного творчества.








Историческая справка о материале для кожаной сумочки Кожа- это, экологически чистый продукт. Обработка кожи – одно из древнейших ремесел на земле. Из нее изготавливали практически все: шили одежду, обувь, кошельки, сумочки, головные уборы, пояса и даже изготавливали конскую сбрую.












ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ В РАБОТЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ В РАБОТЕ Линейка, угольник и карандаш Хорошо наточенные ножницы Клей ПВА или «Момент» Кожа Машинка швейная для изготовления подкладки Ткань для подкладки Картон для основы Застежка Шнур (который держит сумочку на плече)


ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ Ножом можно работать только в направлении от себя. Раскраивать кожу ножом удобнее по металлической линейке, но измерения лучше выполнять с помощью деревянной. Кольца нужно обмотать тканью или полоской кожи. Все режущие инструменты должны быть хорошо заточены. Волосы убрать под косынку.












Экономическая оценка проекта Экономическая оценка проекта Примерная цена сумочек из натуральной кожи в магазине 3000 рублей. При изготовлении сумочки, я затрачу: клей «Момент» - 37 руб. нитки - 12 руб. ткань «Саржа»50 см - 40 руб. тесьма 1,2 метра - 30 руб Итого: 119 руб. Изготовив данный проект я сэкономила около 2750 руб.


Что нового узнала при изготовлении проекта При изготовлении сумочки я узнала, что кожу после склеивания простукивают молотком, тогда она плотно прилегает. И на швейной машине шить кожу лучше через бумагу, тогда машинная лапка легко продвигает материал, или промазать кожу машинным маслом.




Пути реализации поделок из старой кожи В наше время изделия из натуральной кожи пользуются большим спросом, несмотря на высокую цену; а в мусор выбрасываются старые сапоги, куртки,сумки. Можно было бы открыть пункт приема вещей из натуральной кожи, красить их и делать модные вещички и разные стильные штучки, и тем самым организовать свой бизнес.


Используемая литература Используемая литература «Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения» - автор Т.А.Селиванова «Кожаная пластика» - авторы Н.В Шахова, Н.А. Дмитриева «Изделия из кожи» - автор С.Н. Филиппова «Объемные картины из кожи» - авторы Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко Журналы мод по теме «Сумка своими руками» Т.Н. Манкова «Стильные украшения из кожи своими руками» «Кожа» Е,Чекризова