Какие вопросы волнуют мастеров на производстве. Роль мастера на современном производстве

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ПАО «Компания»
____________ В.В. Умников

«___»___________ г.

Должностная инструкция
мастера механосборочного цеха

1 Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция устанавливает должностные обязанности, права, служебные взаимоотношения и ответственность мастера механосборочного цеха ОАО «Компания» (далее предприятие).

1.2. На должность мастера механосборочного цеха (далее мастера) назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на производстве не менее 1 года или среднее профессиональное образование и стаж работы на производстве не менее 3 лет. При отсутствии специального образования стаж работы на производстве не менее 5 лет.

1.3. Мастер непосредственно подчиняется начальнику участка.

1.4. Назначение, перемещение и увольнение мастера производится приказом генерального директора предприятия по представлению начальника цеха.

1.5. Мастеру подчиняются рабочие участка:

— сверловщики;
— фрезеровщики;
— токари;
— слесари-сборщики;
— операторы станков;
— водители электро и автотележки;
— уборщики производственных и служебных помещений.

1.6.В случае временного отсутствия (командировка, болезнь, отпуск) обязанности старшего мастера выполняет другое лицо, назначенное распоряжением директора по производству предприятия по представлению начальника цеха с обязательным ознакомлением с данной должностной инструкцией.

1.7.В своей работе мастер руководствуется:

— действующим на территории Российской Федерации трудовым законодательством;
— положениями, инструкциями, другими руководящими материалами и нормативными документами по вопросам производственно-хозяйственной деятельности участка;
— приказами, распоряжениями, указаниями вышестоящих руководителей;
— Политикой предприятия в области качества;
— документацией системы менеджмента качества предприятия;
— правилами и нормами по охране труда и технике безопасности;
— нормами и правилами, установленными на предприятии;
— настоящей должностной инструкцией;
— положением о механосборочном цехе.

1.8.Дополнительно к распоряжениям заместителя начальника цеха мастер выполняет письменные и устные распоряжения и указания начальника цеха.

2 Должностные обязанности

Мастер обязан:

2.1 .Осуществлять в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами, регулирующими прошводственно-хозяйственную деятельность предприятия, руководство производственньм участком.

2.2.Контролировать выполнение участком в установленные сроки производственных заданий по объему производства продукции, качеству, заданной номенклатуре, повышение производительности труда, снижение трудоемкости продукции на основе рациональной загрузки оборудования и использование его технических возможностей, экономное расходование
матфиалов, энергии.

2.3 Организовывать работы по своевременной выдаче комплектующих изделий и узлов на сборочный участок. Контролировать рациональную расстановку бригад и рабочих.

2.4.Контролировать соблюдение рабочими участка технологических процессов, оперативно выявлять и устранять причины их нарушения.

2.5 .Проверять качество поступающих на участок заготовок и сборочных единиц, а также производить пооперационный контроль обрабатываемых деталей.

2.6. Контролировать выполнение рабочими норм выработки, правильное использование производственных площадей, оборудования, оргтехоспастки (оснастки и инструмента), равномерную (ритмичную) работу участка.

2.7.Осуществлять формирование бригад их количественного, профессионального и квалификационного состава.

2.8. Останавливать и своевременно доводить производственные задания бригадам и отдельным рабочим (не входящим в состав бригад) в соответствии с утвержденными производственными планами и графиками, нормативные показатели по использованию оборудования, сырья, материалов, инструмента, топлива, энергии.

2.9.0существлять производственный инструктаж рабочих, проводить мероприятия по выполпешио правил охраны труда, техники безопасности и промышленной санитарии, технической эксплуатации оборудования и инструмента, а также контроль их соблюдения.

2.10. Вносить предложение о пересмотре норм выработки и расценок, а также о присвоении в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ п профессий рабочих разрядов рабочим участка. Принимать участие в тарификации работ участка и присвоении квалификационных разрядов рабочим участка.

2.11. Анализировать деятельность своего участка. Результаты анализа доводить до сведения начальника участка, начальника цеха.

2.12. Обеспечивать оформление цервцчных документов по учету рабочего выработки, заработной плате, простоев оборудования.

2.13.Обеспечивать безопасную ортанизацию работ на участке и выполнение подчиненными правил и инструкции по охране труда и технике безопасности.

2.14. Принимать участие в осуществлении работ по выявлению резервов производства по количеству, качеству и ассортименту выпускаемой продукции, в разработке мероприятий по создания, благоприятных условий труда повышении, ортанизационио-технической культуры производства, рациональному использованию рабочего времени и производственного оборудования.

2.15. Проводить в установленном порядке инструктажи рабочих по технике безопасности, закреплять за высококвалифицированными рабочими, вновь принятых или переведенных из других поджразделений на постоянную работу с целью обучения их безопасным приемам и методам труда.

2.16. Проходить в установленные сроки аттестацию знаний правил и норм по охране труда и технике безопасности в комиссии предприятия.

2.17. Контролировать соблюдение рабочими правил охраны труда и техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, способствовать созданию в коллективе обстановки взаимной помощи и взыскательности, развитию у рабочих чувства ответственности и заинтересованности в своевременном и качественном выполнении производственных заданий.

2. 18. Готовить предложения о поощрении рабочих или применении мер материального воздействия, о наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

2.19.0рганизовать работу по повышению квалификации и профессионального мастерства рабочих и бригадиров, обучению их вторым и смежным профессиям.

2.20. Определять потребность в подготовке-подчиненного персонала.

2.21. Оценивать результативность обучения персонала.

2.22. Обеспечивать понимание Политики в области качества персоналом участка.

2.23.Определять ответственность, обязанности и полномочия подчиненного персонала, в соответствии с должностными и рабочими инструкциями.

2.24. Обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества.

2.25.3нать соответствующую документацию системы менеджмента качества и соблюдать ее требования.

2.26.Участвовать в разработке новых и совершенствовании действующих технологических процессов и режимов производства^ а также прошводственных графиков сборки электродвигателей.

2.27. Принимать участие в приемке законченных работ по реконструкции участка, ремонту технологического оборудования, механизации и автоматизации производственных процессов и ручных работ.

2.28.Выполнять требования «Инструкции для лица, ответственного за безопасное проведение работ кранами».

2.29.Обеспечивать соблюдение работниками подразделения локальных и Федеральных нормативных актов в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.

2.30. Составлять отчетность по формам ПДО -3- (журнал учета работ пыле, газоочистных систем и очистительных сооружений).

2.31. 0беспечивать сбор, хранение и своевременный вывоз отходов производства на участки временного хранения отходов.

2.32.0беспечивать своевременное выполнение предписаний, распоряжений,приказов в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.

2. 33. Своевременно составлять заявки на обеспечение, замену вспомогагельных материалов и оборудования (замена ламп, тары, строп и т.д.).

2.34. Лри несчастном случае на производстве оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, вызывать в случае необходимости «скорую медицинскую помощь» , сообщать в отдел ПБ и ООС, сохранять
обстановку такой, какой она была на момент аварии или несчастного случая, если это не угрожает жизни и здоровью людей.

2.35. Контролировать соблюдение правил пожарной безопасности работниками цеха (участка), обеспечивать свободными проходы рабочим местам, проезды на пути эвакуации.

2.36. Организовывать и проводить работу, необходимую для соблюдения пожарной безопасности (перекатку рукавов, пополнение песком ящиков у пожарных щитов, перезарядку огнетушителей и др.)

2.37. Участвовать в ликвидации пожаров и очагов возгорания и привлекать для этого подчиненный персонал.

2.38. Осуществлять в начале смены осмотр рабочих мест, машин,механизмов, оборудования и принимает меры к устранению выявленных недостатков.

2.39.Проводить первичные, повторные, внеплановые и целевые инструктажи работников, а также стажировки на рабочих местах с заполнением соответствующей документации.

2.40. 3накомить работников с технологическими процессами- регламентами,режимами, картами, схемами и др. и обеспечивает проведение работ в соответствии с этими документами.

2.41. Контролировать наличие у работников удостоверений по технике безопасности на право работы на данном виде машин, механизмов, оборудования, соблюдение работниками инструкций по охране труда и правил технической эксплуатации оборудования, безопасное выполнение производственных операций и использование средств индивидуальной защиты.

2.42. Готовить подчиненный персонал к выполнению работ повышенной опасности и контролирует их проведение.

2.43. Осуществлять надлежащее хранение и использование стропальных (чалочных) комплектов.

2. 44. Осуществлять, безопасное хранение, транспортировку и использованиеопасных, вредных и взрыво-пожароопасных веществ.

2.45. Обеспечивать сохранность плакатов, знаков, указателей, предупредительных надписей и др.

2.46.Оформлять и вести документацию, установленную положениями, регламентирующими работу по охране труда (рабочие книжки мастера, журналы регистрации инструктажей, журналы контроля и др,).

2.47. Отстранять от работа лиц в соответствии со статьей №76 трудового
кодекса РФ:

— появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
— не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
— при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работником работ, обусловленныхтрудовым договором;
— по требованию органов и должностных лип, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами;

2.48.Принимает меры к их предотвращению несчастных случаев.

2.49 Достойно улучшать результаты своей профессиональной деятельности

2.50. Мастер несет в установленном законами Р.Ф. порядке, ответственность за невыполнение планов производства участком.

2.51. Мастер несет в установленном законами Р.Ф, порядке, ответственность за невыполнение своих функциональных обязанностей и нарушения подчиненными ему работниками участка производственной и трудовой дисциплины, правил техники безопасности и пожарной безопасности.
2.52. Мастер несет ответственность за подачу недостоверной информации о состоянии выполнения планов производства участком.

2.53. Мастер несет ответственность за невыполнение приказов заместителя генерального директора по производству и его заместителя, начальника цеха.

2.54. Мастер несет ответственность за нарушения совершенные в процессе осуществления своей деятельности.

2.55. Мастер несет ответственность за причинение материального ущербе предприятию.

2.56. Мастср несет ответственность за неприятие своевременных мер по предупреждению несчастных случаев, допуск к работе необученного и не прошедшего инструктаж и проверку знании на право допуска к самостоятельной работе.

2.57. Представлять комиссии по расследованию несчастных случаев полную информацию необходимую для осуществления их полномочий.

2.58.0беспечивать своевременную явку работников на периодические медицинские осмотры.

3 Профессиональные требования

Мастер должен знать:

3.1.Законодательные и нормативные правовые акты, нормативные и методические материалы, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности участка.

3.2.Технические характеристики и требования, предъявляемые к продукции, выпускаемой участком, технологию ее производства.

3.3.Оборудование участка и правила его технической эксплуатации.

3.4. Трудовое законодательство и порядок тарификации работ и рабочих.

3.5. Нормы и расценки на работы, порядок их пересмотра.

3.6. Действующее положение об оплате труда и формах материального стимулирования.

3.7. Правила внутреннего трудового распорядка.

3.8. Правила и нормы охраны труда.

4 Права

Мастер имеет право:

4.1.Знакомиться с планами выпуска продукции (годовыми, квартальными, месячными), с решениями руководства цеха.

4.2. Давать подчиненным ему работникам участка поручения, задания по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

4.3. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему работниками участка.

4.4. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности у руководства цеха.

4.5.Вносить на рассмотрение начальнику участка предложения по улучшению деятельности участка, цеха, предприятия.

4.6.Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.7. Приостанавливать выполнение работ на неисправном оборудование, при использовании сырья и материалов ненадлежащего качества до устранения указанных недостатков.

4.8.Имеет право на оказание помощи от руководителей цеха оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и использовании прав.

5 Служебные взаимоотношения

5.1 .Мастер выполняет все распоряжения заместителя начальника цеха по
производству.

5.2. Мастер взаимодействует:

5.2.1. С диспетчером по вопросам получения:
— средств защиты и гигиены для работников участка (перчатки, верхонки, мыло, спецодежды);
— вспомогательного материала (ветошь, щетки, веники) по утвержденным нормативам.
— получению комплектующих и заготовок (рым болты и т. д.)
5.2.2. С отделом технического контроля по вопросам:
предоставления: нарядов на выполненные работы, мероприятия по устранению несоответствия продукции требованиям технологической документации, отчетной документации в рамках системы менеджмента качества.

5.2.3. С отделом промышленной безопасности и охраны окружающей среды
по вопросам:
— получения: предписаний, инструкций по технике безопасности, перечня профессий на получение бесплатной спец. одежды;
— предоставления: мероприятий по устранению замечаний (ответ) на предписание.

5.2 4.С отделом кадров пи вопросам:
— обучения вновь поступивших рабочих;
— повышения квалификации по профессиям.

6 Ответственность

Мастер несет в установленном законами Р.Ф. порядке, ответственность за:

6.1 Невыполнение планов, производства участком.

б.2 Невыполнение своих функциональных обязанностей, нарушений, подчиненными ему работниками участка производственной и трудовой дисциплины, правил техники безопасности пожарной безопасности.

6.3 Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов производства участком.

6.4 Невыполнение приказов директора по производству и его заместителя, начальника цеха.

6.5 Нарушения совершенные в процессе осуществления своей деятельности.

6.6 Причинение материального ущерба предприятию.

6.7 Неприятие своевременных мер по предупреждению несчастных случаев, допуск к работе необученного и не прошедшего инструктаж и проверку знаний на право допуска к самостоятельной работе.

Начальник механосборочного цеха К.К. Сборщиков

Начальник отдела кадров И.И. Иванов

Начальник юридического отдела С.С. Сергеев

Ведущий инженер по СМК В.В. Васильев

Роль малого и среднего бизнеса в российской экономике трудно переоценить. Причем речь не о том вкладе, который он вносит в нее сейчас, а о перспективах, которые открывает развитие данного сектора. Это пополнение бюджета, занятость населения, собственное производство, снижение зависимости от экспорта энергоресурсов.

Власть определенно понимает степень важности этого сегмента предпринимательства, равно как и его уязвимость в нынешнее экономически непростое время. Потому постоянно появляются новые формы поддержки бизнеса, особенно на этапе старта.

Например, под эгидой Корпорации развития малого и среднего предпринимательства объединены инструменты финансовой, юридической, информационной и маркетинговой помощи, которую могут получить коммерсанты. Работают инвестиционные и венчурные фонды, бизнес-школы и множество общественных организаций, где начинающим предпринимателям окажут поддержку. Субсидии на старт собственного дела выдает Федеральная служба занятости. С января объявлен трехлетний мораторий на плановые проверки малых предприятий. Регионы получили право вводить «налоговые каникулы» для начинающих коммерсантов, и им воспользовался уже 81 субъект РФ. 39 регионов не упустили возможность снизить налоговую ставку для предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения.

Впрочем, пока в одном месте прибыло, в другом - убывает. Помимо того, что некоторые из нововведений имеют ограничения - к примеру, исключения есть в моратории на плановые проверки - по отдельным направлениям нагрузка на бизнес увеличилась. Иные СМИ ставят под сомнение заявления государства о поддержке бизнеса, приводя конкретные примеры.

Часть из них, правда, довольно сомнительна. Так, увеличение штрафов, к примеру, за несанкционированную продажу алкоголя, вряд ли можно считать увеличением нагрузки, ибо законопослушных коммерсантов оно не касается. Однако появление новых сборов вроде тех, которыми обложили дальнобойщиков или дополнительные отчисления в фонд ОМС действительно имеют место. Да и финансовая помощь, о которой говорилось выше, в силу экономических причин, «похудела».

Так, министерство экономического развития сообщает, что госпрограмма поддержки малого и среднего бизнеса в текущем году сокращается аж на 40%.

И тут важно затронуть пару не слишком популярных тезисов. Суть предпринимательской деятельности заключается в организации работоспособного механизма, приносящего прибыль, собственными силами, отталкиваясь от существующих условий. В частности, это и умение видеть в сегодняшнем экономическом положении России не только объективные сложности, но и находить новые возможности. Например, освободившиеся ввиду санкций рынки, курсовая разница для экспортеров и тому подобное.

При этом главная задача государства заключается не в том, чтобы обеспечить финансовое благополучие предпринимателей при помощи подачек, а максимально упростить их работу, снижая ненужные барьеры. Всевозможные субсидии и налоговые льготы безусловно способствуют развитию бизнес-сегмента и отказываться от них без острой необходимости нельзя. Однако они лишь способствуют повышению скорости развития предпринимательства. Само же это развитие находится исключительно в руках самих коммерсантов.

И инициатива, заключающаяся в поиске новых решений, огласке существующих проблем и предложений по их решению, должна исходить в первую очередь от них. И, надо отдать должное, предприниматели выходят на диалог с властью все чаще. Одним из примеров является проходивший 19-20 января форум «Малый бизнес - национальная идея?».

В рамках мероприятия, которое посетило свыше полутора тысяч человек более чем из 70 регионов страны, прошло двенадцать круглых столов, на которых участники обсуждали насущные проблемы отечественного бизнеса и его перспективы. Выжимку из этих обсуждений организаторы озвучили на пленарном заседании, и выяснилось, что вышеизложенные негативные изменения волнуют российских предпринимателей далеко не в первую очередь.

Стоит отметить, что бизнес-сообщество показало свою способность гибко реагировать на экономические перемены и не только выживать в усложнившихся условиях, но и демонстрировать рост. Согласно статистике, которой поделился посетивший форум Владимир Путин, за прошлый год число зарегистрированных коммерческих организаций малого бизнеса выросло на 2,9 процента, а индивидуальных предпринимателей - и вовсе на 3,7. При этом малые предприятия в сфере производства увеличили выручку на восемь процентов по сравнению с 2014 годом, а компании, занимающиеся оптовой торговлей - на 4,5.

Президент проводившей форум общественной организации «Опора России» Александр Калинин также подметил, что число малых предприятий выросло даже в самых уязвимых областях: торговле, общепите и сфере услуг.

И для того, чтобы эта тенденция сохранилась, а лучше - ускорилась, бизнесу нужны вовсе не новые субсидии, а помощь иного характера. К примеру, в организации новых рынков сбыта. Удачным примером, по мнению Александра Калинина, является упомянутая Корпорация малого и среднего предпринимательства, благодаря которой появился рынок закупок для малого бизнеса объемом в три триллиона рублей ежегодно.

Примечательно, что сами коммерсанты не сидят на месте, ожидая, пока власть принесет эти рынки на блюдечке. Так, накануне пленарного заседания в рамках форума было подписано соглашение с РЖД о доступе малого и среднего бизнеса к их закупкам «без бюрократии и проволочек».

Предприниматели ожидают, что власть поможет им и с выходом на экспортные рынки. К примеру, известный на рынке кондитерских изделий коммерсант Андрей Коркунов уверен, что начинающему бизнесмену тяжело участвовать в международных ярмарках и выставках. В результате он упускает возможности экспорта, несмотря на наличие конкурентоспособной продукции. В качестве решения он призвал объединить региональные структуры под крылом Российского экспортного центра и привлечь для помощи наши торговые представительства за рубежом.

Впрочем, как отметил Владимир Путин, подобное поручение им уже было дано, и если оно не исполняется, то это повод пересмотреть систему оценок их деятельности.

В финансовом плане ключевым вопросом на данный момент является возможность получения кредитов. Проблем две: высокие ставки и нежелание банков связываться с малыми предприятиями, оборот которых не демонстрирует стремительного роста. Инициатива ЦБ, вступившая в силу с первого января, снижает нормы резервирования по кредитам, выданным малому и среднему бизнесу на 25%, однако коммерсанты не уверены, что высвободившиеся деньги поспособствуют изменению ситуации.

Если говорить о налоговой нагрузке, то здесь участники форума заострили внимание на двух моментах. Первый - налог на имущество по кадастровой стоимости. Бизнес предлагает ввести систему вычетов для площадей меньше 500 квадратных метров. В настоящее время регионы имеют право вводить соответствующие льготы. Так, некоторые субъекты ограничивают площадь льготную площадь в пределах 100-300 квадратных метров. Бизнес-сообщество же предлагает ввести некую усредненную цифру на федеральном уровне.

Вторая проблема связана с ограничениями для применения упрощенной системы налогообложения. Прошлым летом к микропредприятиям стали относить компании с выручкой до 120 миллионов рублей в год, а к малым - до 800 миллионов против прежних 60 и 600 соответственно. Однако под «упрощенку» попадают лишь те предприятия, выручка которых не превышает 68,8 миллионов рублей ежегодно. Это несоответствие необходимо устранить, повысив границы УСН, считают коммерсанты.

Предприниматели также попросили уделить дополнительное внимание работе надзорных ведомств. Претензий здесь тоже две. Несмотря на введенный мораторий на плановые проверки, контролеры частенько являются на внеплановые, реагируя на анонимные жалобы. Бизнес-сообщество убеждено, что зачастую с помощью этих жалоб банально сводят счеты недобросовестные конкуренты. Потому предлагается обязательная идентификация тех, кто подает жалобу.

С сохранением полной конфиденциальности, разумеется. Кроме того, зачастую нарушения допускаются по ошибке, ибо в многочисленных требованиях сам черт ногу сломит, и не принимают серьезных форм. Надзорные ведомства в таких случаях могут вынести предупреждение или выписать штраф, но, опасаясь обвинений в коррупции, они чаще предпочитают второй вариант, в то время как суммы штрафов стремительно растут. Предприниматели предлагают сделать обязательным предписание «на первый раз» и штрафовать лишь если нарушение не будет устранено. К слову, именно такой подход уже применяет Роструд.

И последняя проблема, пугающая многих коммерсантов - опасность лишиться бизнеса из-за уголовного преследования. Так, в 2014 году против предпринимателей было возбуждено 200 тысяч уголовных дел, из которых лишь треть закончилась обвинительным вердиктом. При этом 80% фигурантов лишились бизнеса из-за шумихи, поднятой в СМИ. Поэтому бизнес просит активизировать перевод статей уголовного кодекса в административный в части незначительных экономических правонарушений, совершенных впервые. А также запретить контрольным и правоохранительным органам давать комментарии в прессе до окончания следствия. Кроме того, коммерсанты предлагают скорректировать существующие границы, согласно которым ущерб в 250 тысяч рублей уже относится к крупным уголовным преступлениям.

Это основные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня российские предприниматели. Однако некоторым приходится преодолевать дополнительные сложности, если их региональная власть не слишком заинтересована в развитии местного бизнеса. Для решения этой проблемы Владимир Путин предложил создать в регионах проектные офисы по распространению лучших практик ведения бизнеса. «Опора России», в свою очередь, изъявила готовность активно поучаствовать в передаче опыта.

Разница в региональных подходах к поддержке предпринимательства проливает свет на важную проблему: реализация даже очень здравых идей в конечном итоге всегда упирается в человеческий фактор. Если на местах не будет желания, то никакие написанные на бумаге возможности не заработают. Это же касается и наших зарубежных торговых представительств, и банковского сектора.

Для того, чтобы добавить им инициативы, организаторы форума предложили привязать к развитию предпринимательства их собственные доходы путем введения коэффициентов премирования. Развиваешь бизнес в регионе - получай хорошую премию, сидишь сложа руки - вычтем. Такой механизм был запущен в Сингапуре и неплохо себя зарекомендовал.

Владимир Путин выслушал идею с неподдельным интересом, отметив, что она вполне жизнеспособна. Похоже, скоро действительно будет мало просто не воровать, и Кремль начнет требовать с подчиненных эффективности.

Если подытожить озвученное на форуме, можно отметить несколько важных тенденций. Во-первых, диалог между властью и бизнес-сообществом определенно установился. И прошедший форум - лишь один из множества примеров.

Во-вторых, бизнес начал общаться с абсолютно здравой позиции. Он не жалуется, как тяжело, требуя абстрактной помощи, а озвучивает конкретные проблемы, предлагая конкретные, а главное, реализуемые решения.

В-третьих, власть к этим пожеланиям прислушивается. Из всех предложений, прозвучавших на пленарном заседании, Владимир Путин безоговорочно поддержал большинство идей. Лишь некоторые, по его мнению, требуют дополнительных размышлений и поиска подходящего механизма решения.

Остается надеяться, что следующим шагом станет реализация этих планов, и подобные мероприятия будут давать реальный эффект, а не превратятся в регулярные встречи, дабы помечтать о прекрасном и забыть о нем, выйдя за дверь.

😆Устали от серьезных статей? Поднимите себе настроение 😆 самыми лучшими анекдотами! 😆 , или оцените наш канал на ЯндексДзен

Александр Тыщенко, эксперт и спикер мероприятий академии менеджмента ИНТАЛЕВ ответил на популярные вопросы, с которыми приходят руководители российских компаний на мастер-класс «5 шагов к работающим KPI. Как повысить эффективность бизнеса».

Решит ли все проблемы в компании внедрение системы управления на базе KPI?

Система KPI - это лишь один из инструментов для построения эффективной системы управления. Можно ли одним топором построить дом? Да, можно. Но это будет долгий и неэффективный процесс. Для оптимизации строительства необходимо использовать и другие инструменты. Можно ли построить дом без топора? Да можно, но это тоже будет неэффективно. Необходимо использовать как можно больше инструментов для оптимизации процессов управления предприятием.

Можно ли построить эффективную систему стимулирования персонала без разработки системы KPI?

Построить можно, но будет ли она работать? Будет ли она стимулировать персонал выполнять поставленные перед ним задачи? Система стимулирования на базе KPI не раз доказала свою состоятельность и эффективность. Но нужно соблюдать осторожность, неумелые действия с топором могут привести к тому, что мы вместо того, чтобы построить дом, лишимся важной для нас части тела. При создании системы стимулирования важно соблюдать поэтапность и максимальное вовлечение сотрудников в разработку, обсуждение и утверждение новой системы стимулирования. Правильный подход позволяет не только снять эффект неприятия работников к нововведениям, но и настроить их на ожидание новой «справедливой» системы вознаграждения за труд. Поэтому важно участие в такого рода проектах не только экономистов, аналитиков, программистов, но и сотрудников HR подразделений.

Можно ли начинать проект по разработке KPI, если нет четко сформулированной цели?

Без четко сформулированной цели не должен начинаться ни один проект. В основе дерева KPI лежит интегральный результат - цель деятельности компании. Именно от интеграла начинается построение дерева показателей, «расшивка» целей для остальных сотрудников кмпании. Перед началом разработки системы управления по KPI следует провести стратегическую сессию, на которой необходимо:

  • утвердить миссию компании;
  • выработать/обновить цель на среднюю и дальнюю перспективу;
  • определить стратегию достижения поставленных целей.

Как донести до собственника необходимость внедрения системы управления на базе KPI?

«Вода камень точит». В некоторых случаях переговоры по формированию технического задания для проекта затягивается на несколько лет. Важно понимать, в какой стадии развития находится компания, сколько трудовых и финансовых ресурсов потребуется на реализацию проекта и что это даст на выходе.

Необходимо признать и то, что из-за менталитета российский предприниматель скорее «наломает дров» и «набьет шишек» сам, чем обратиться к профессионалам/консультантам. В России тратится в 30 раз (!) меньше средств на консалтинг, чем в США. Не удивительно, что у них эффективность предприятий значительно выше, чем в России.

Почему не реализуются проекты по внедрению системы управления через KPI?

  • Нет четко сформулированных целей, видения, миссии компании;
  • Сопротивление менеджмента, который привык жить в условиях «мутной водицы», отсутствия плановых показателей и ответственности за их достижение;
  • Отсутствие заинтересованности собственника в реализации проекта: «что то делать надо, попробуем, ну а там посмотрим…»
  • «Мозаичность» в подходе к выработке KPI, когда идет описание ключевых показателей деятельности по подразделениям, а потом пытаются «слепить» это в единую систему. При таком подходе часто в зону ответственности конкретного исполнителя не попадают показатели, находящиеся на «стыках» между подразделениями, либо за один и тот же показатель назначают ответственным двух и более сотрудников (по факту никто не отвечает). Именно эти точки и являются «узкими горлышками» в компании и точками серьезных потерь. Важен комплексный подход к разработке системы KPI, от интеграла до показателя самого низшего уровня.

В течении какого срока можно разработать и внедрить систему KPI?

Ключевой этап проекта длится 4-12 недель. Правильно разработанная система KPI в привязке к системе материального стимулирования является самосовершенствующейся развивающейся системой. Если сотрудник заинтересован в выполнении плановых ключевых показателей, он старается разложить факторы на более низкие уровни, наладить за ними контроль, либо делегировать ответственность на подчиненных, сопряженные подразделения. Формируются регламенты, положения, приказы, позволяющие контролировать процессы. Дерево показателей «разрастается». Усилия сотрудников направляются на «узкие места», туда, где идут основные потери, после «расшивки» которых появляются новые, требующие очередных мероприятий по исправлению ситуации.

Источник: "Новости в деталях. Газета поселка Новосинеглазовский", март 2013г.

Благодарим Пресс-центр компании ОМК за предоставление данного материала.

- «Доски решения проблем» - это один из инструментов доведения информации от рабочих до начальства. Сегодня это уже ни для кого не секрет. Насколько активно они используются на заводе?

Очень активно. У нас накопилась целая база различных вопросов, которые сегодня волнуют рабочих.

Некоторые из них решаются очень быстро. Какие-то медленнее. Но по мере накопления опыта по описанию и решению проблем вносятся определенные изменения в процедуру поиска алгоритмов правильных решений, первопричин возникших ситуаций. Это нужно для того, чтобы был единый стандартизированный, а значит, более эффективный подход к решению этих задач, чтобы исключить повторений таких вопросов или возникновений похожих ситуаций.

- Сколько у нас прошло времени с момента появления первой такой доски?

Три месяца уже прошло. За это время появились свои лидеры в освещении и решении проблем. Это механический участок 1.5, участок по окраске и упаковке соединительных деталей 3.2. Например, на участке 1.5 рабочими было озвучено 59 проблем, 41 из которых решили, а остальные находятся в работе.

Но на некоторых участках не все гладко. Иногда мастера не вполне оперативно реагируют на сигналы, обозначенные на досках. Как правило, это происходит потому, что не хватает опыта, а спросить, каким образом правильно применять этот инструмент, стесняются. В результате люди все меньше и меньше обращаются к доскам. Поэтому хочу еще раз напомнить работникам о том, что есть такой инструмент и не надо о нем забывать. Сейчас разработан регламент работы с «досками решения проблем», в том числе и электронной базой данных. Теперь все нерешенные, долго решаемые проблемы или те, что носят системный характер, будут выноситься на высший уровень. Например, вопросы, решение которых просрочено на семь дней, выносятся на совещания к директору по производству. Если на 14 дней, то уже на обсуждение к управляющему директору.

Фото 1. Старший мастер механического участка 1.5 ОАО «Трубодеталь» Михаил Козаков у доски решения проблем

- «Доски решения проблем» предназначены для решения каких-то текущих производственных ситуаций или их «полномочия» более широки?

Они призваны вытащить наружу из коллектива те вопросы, которые в принципе волнуют рабочих. Это могут быть бытовые условия, производственные задачи, охрана труда, проблемы с технологией. То есть абсолютно все проблемы или дискомфортные условия, с которыми сталкивается работник в своей профессиональной деятельности. Как показывает опыт внедрения аналогичных досок на Выксунском металлургическом заводе, вначале возникают именно бытовые вопросы: что-то не так в душевых, комнатах приема пищи и т.д. И как только этот уровень задач решается, на передний план начинает выходить производственная тематика.

Удалось ли переломить такой стереотип, что человек не рассказывает о проблеме, потому что боится каких-то репрессий, наказаний, лишения премии?

Как я уже говорил, не на всех участках активно используются «доски решения проблем». Кое-где еще можно встретить такое мнение: «говори - не говори, все равно ничего не решается». И при этом почему-то выбор делается в сторону «не говори». То есть на досках ничего не пишут. Тут надо четко понять: если проблема никуда не выносится, то, значит, и реакции на нее не последует.

Всю поддержку по поиску причин, правильности решения наш отдел по внедрению производственной системы может оказать. На все вопросы мы отвечаем. У нас есть четкое понимание, как должен работать этот инструмент. И это понимание мы доносим до мастеров. Если возникают затруднения, пожалуйста, обращайтесь.

Если проблема никуда не выносится, то, значит, и реакции на нее не будет

Сотрудники нашего отдела часто разговаривают с работниками завода. И лично я не вижу причин для какой-то боязни озвучивать проблемы. У людей сегодня есть много различных путей обозначить какие-то актуальные вопросы и кроме доски…

Иногда встречаются ситуации, когда проблема появляется на доске, но сменные мастера не фиксируют ее в базе данных, то есть замалчивают. Если что-то подобное случилось на вашем производственном участке, то необходимо обратиться на нашу горячую линию. Сотрудники управления по развитию производственной системы зафиксируют сигнал. Проведут беседу с мастерами и ответят на все вопросы.

Есть также специальный электронный адрес, куда тоже можно направлять свои вопросы. Все это делается с одной целью - вытащить проблему «на белый свет». Без информации мы ничего не решим по простой причине - мы не будем знать, что решать… Соответственно, если сигнал есть, то мы будем знать, куда прикладывать усилия. И вывод здесь один: ЕСТЬ ПРОБЛЕМА - ПИШИ НА ДОСКУ.

По твоему мнению причин для боязни нет. А сами работники насколько комфортно себя чувствуют, когда подходят к доске и начинают писать какую-то проблему? Есть информация об этом?

Мой опыт общения с работниками показывает, что такой проблемы нет. Многие уже понимают, для чего нужна доска, что и как туда нужно писать. Возникают иногда какие-то трудности с теми же формулировками, но мы разъясняем, как следует доносить информацию. Если видим какую-то проблему, работаем со старшими мастерами, чтобы правильно описать путь ее решения. Все это заносим в электронную базу данных, там же определяем характер поставленного вопроса и т. д.

У нас на заводе существует еще ряд механизмов, направленных на решение производственных вопросов. Например, рабочие советы как раз и созданы для озвучивания каких-то проблем и решения различных производственных ситуаций. Не возникает накладок из-за этого?

Могу привести такой пример: по ряду сигналов, обозначенных на «досках решения проблем», есть поручения в электронной базе данных у нескольких старших мастеров с формулировкой: «вынести этот вопрос на заседание рабочих советов».

- То есть получается некое взаимодополнение, конкуренции нет?

Да, есть взаимодополнение. Конкуренции и не может здесь быть, потому что цель одна: улучшение производственных условий, повышение ощущения комфортности на рабочих местах, лояльности коллектива. Важно убедить людей, что их слышат, их проблемы принимаются во внимание и решаются. И доски существуют не для того, чтобы кого-то наказать или добавить работы. Это в первую очередь необходимо самим заводчанам, чтобы сделать условия своего труда более комфортными.

Ремонт - это важный этап, к которому стоит основательно подготовиться. Вместе со мы расскажем, о чем обязательно нужно спросить нанятую вами строительную бригаду, чтобы быть спокойным за результат.

Сколько объектов уже выполнено бригадой?

Успех вашего ремонта в большой степени зависит от профессионализма ремонтной бригады. Но, какими бы опытными ни были мастера, занимающиеся ремонтом вашей жилплощади, не помешает узнать, какие гарантии после окончания работ они предоставляют.

В некоторых случаях большое значение имеет квалификация работников: поинтересуйтесь, есть ли в бригаде узкоспециализированные специалисты или же все универсалы. Имеются ли в команде сантехники, электрики, плиточники?

Сколько времени займет ремонт?

Излишне говорить, что ответ на него важен: иногда происходят ситуации, когда ремонтная бригада обещает заказчику сроки, выдержать которые технологически не получается.

Как будет оплачиваться работа?

Этот вопрос желательно выяснить детально. Целесообразнее всего оплачивать ремонт поэтапно.

Иногда из-за непредвиденных случаев бюджет ремонта по работам и материалам может увеличиваться, поэтому перед началом работ стоит выяснить, можно ли зафиксировать стоимость ремонта за квадратный метр.

Есть ли возможность увидеть бригаду в деле?

Важно при выборе ремонтной бригады увидеть вживую результат их работы - желательно на финальной стадии. Только так вы сможете объективно оценить, подходят ли вам эти специалисты и качество их услуг.

Плюс из процесса всегда понятно, насколько аккуратны строители при проведении работ, не курят ли на объекте, аккуратны ли с электрическими приборами.

Какие черновые материалы потребуются?

А еще - кто будет их закупать. Если их закупкой занимается бригада, выясните, как будет организована отчетность по закупленным материалам.