Деловые тренинги для персонала. Корпоративные тренинги для персонала

Чем отличается тренинговая форма
обучения от других?

Издавна считалось, что воздействие на группу
людей более эффективно, нежели индивидуальная работа с людьми. Почему это так?
Работая сразу с несколькими членами группы, а не с одним человеком, мы экономим
время. Известен групповой (стадный) эффект, когда человек в группе более
внушаем, нежели вне ее, поэтому достичь поставленных целей в группе легче. В
группе происходит взаимное обучение ее членов, они могут обмениваться личным
опытом, пробовать новые приемы друг на друге. Поэтому в основном принята
групповая форма обучения.

Известно, что приемы обучения могут быть разными — лекционное,
семинарское, моделирование и наконец тренинговое. Чем
же тренинги отличаются от других форм обучения? С помощью тренинга мы развиваем
способности человека к обучению или овладению любыми сложными видами
деятельности, связанными с общением. Можно заметить, что темы наиболее
распространенных в бизнесе тренингов связаны с общением. Это тренинги продаж,
переговоров, развития лидерских качеств и т.п.

История возникновения тренинговых групп

Первыми социологами, обратившими внимание на
особенности работы людей в группе, были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель. В 1950 г. в Америке была создана Национальная лаборатория тренинга для
изучения различных форм и методов групповой работы. Большинство школ тренингов
возникло на базе психологических направлений, таких, как психоанализ,
бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, нейролингвистические
технологии. Зачастую тренинги представляют собой причудливое сочетание этих
направлений. Но не бывает тренингов, которые просто обучают чему-либо, не имея
в своей основе психологической школы или школ, — ведущие подобных занятий
подразумевают под названием "тренинг" что-либо другое.

Слово "тренинг" возникло в клинической психологии и
применялось к работе с психическими больными. Затем эти приемы стали применять
и к здоровым людям. Такие тренинги называли социально-психологическими. Поэтому
современные формы тренингов включают в себя элементы психокоррекции и
психотерапии.

Различные формы ведения тренингов

Зачастую можно встретить профанацию методик
проведения тренингов, что обычно проявляется у "натасканных
псевдотренеров". Такие тренеры, как правило, могут предъявить дипломы
зарубежных учебных заведений с громко звучащими названиями, но не имеют
базового психологического образования. Они знают, какие упражнения и в какой
последовательности необходимо выполнять с группой, их тренинги расписаны по
минутам. Руководителям чаще всего нравится подобная точность и технологичность.
Но при этом не учитывается специфика предприятия, тренеры не владеют техникой
работы с группой, не могут справиться с непредвиденными ситуациями, не знают,
как соотнести поведение обучающихся на тренинге с их
работой и жизнью. В итоге "блестяще" проведенные тренинги ничего не
дают сотрудникам предприятия, кроме затраченного времени и неадекватного
представления о тренинговых формах обучения.

Менеджер по кадрам одного из предприятий, директор которого провел
подобный тренинг, рассказывала об этом так: "Было обидно чувствовать себя
ненужной. Тренеры предварительно не поговорили со мной, не узнали особенностей
нашего предприятия, не соотнесли цели своих тренингов с нашими целями. В итоге
мои подчиненные так и не поняли, зачем им нужны были эти занятия. Осталось лишь
ощущение, что все было четко расписано по времени и вызубрен преподаваемый
материал".

На рынке тренинговых продаж начало складываться мнение, что
психологи для предприятий не нужны. Нужны менеджеры по кадрам,
тренинг-менеджеры и т.п. При этом не учитывается, что все эти специальности
связаны с работой с людьми, подразумевают хорошее знание психологии. Конечно,
психолог, владеющий только психологией и помешанный на психотерапии, не
очень-то вписывается в работу бизнес-предприятий. Но, с другой стороны,
"натасканный" на нескольких тестах и техниках менеджер не сможет
влиять на межличностные механизмы внутри предприятия. Оптимальный вариант — это
тренер-психолог, который имеет также образование в области менеджмента и
разбирается в механизмах работы бизнес-предприятий.

Особенности тренинговой работы

С чего следует начать подготовку к тренингу?
Необходимо выяснить цели руководителя предприятия, заказывающего тренинг, и
узнать, как, по его мнению, должен выглядеть конечный продукт. Изменение
поведения сотрудников, сокращение конфликтных ситуаций, повышение объема продаж
за счет новых форм общения с покупателями и представления товара — все это
можно назвать продуктом, полученным в результате проведения тренинга. Например,
руководитель предприятия по оптовой продаже во время предварительного
собеседования о целях тренинга продаж задал такие вопросы: "Будете ли вы
проводить предварительную встречу с нашими менеджерами?", "Будет ли
учитываться специфика нашего продукта при обучении?" Получив положительные
ответы, он сказал следующее: "Если бы вы ответили, что все это вам не
нужно, я бы с вами не сотрудничал". И был полностью прав. Только такая
глубокая работа, учитывающая специфику предприятия, настрой сотрудников, их
запросы, мотивацию, может дать положительный эффект и решить задачи тренинговой
подготовки сотрудников.

Тренинги различаются по форме проведения. Это может быть
тренинг-дрессировка. Тренер с помощью жестоких манипулятивных приемов и
положительного подкрепления формирует нужные варианты поведения, а при помощи
отрицательного подкрепления "стирает" вредные и, по его мнению,
ненужные. С нашей точки зрения такая форма ведения тренингов дает быстрые
результаты, которые так же быстро и исчезают. Участники подобных тренингов,
принимая философию избавления от ненужного в себе, в конечном счете теряют самих себя, перестают доверять себе. У них
появляется сверхконтроль над своим поведением, что приводит к излишней
скованности и развитию стресса. Количество вариантов их поведения
ограничивается, присутствует страх неправильного поведения.

Другая форма — тренинг как тренировка — подразумевает натаскивание
на формирование и отработку умений и навыков эффективного поведения. При такой
форме работы участники получают ответы на то, как действовать в стандартно
повторяющихся ситуациях, отрабатывают до автоматизма нужные модели поведения.
Но в жизни ситуаций всегда больше, нежели мы предполагаем. При такой форме
обучения участники тренинга будут не готовы к нестандартным ситуациям, потому
что на тренинге "их не проходили".
Следующая форма тренинга — активное обучение. На таком тренинге
прежде всего даются базовые психологические знания и на их основе
отрабатываются необходимые умения и навыки. Эта форма более результативна. Но
здесь многое зависит от тренера. Психологические знания должны быть адаптированы к специфике работы участников тренинга и помогать
им в практической деятельности. Психологическое просвещение, мало связанное с
запросами руководства предприятия, ведет к выработке мнения, что психологи на
предприятии не нужны и психологические знания в работе не помогают.

Более результативным является тренинг как метод создания условий
для самораскрытия участников. В этом случае сотрудники учатся самостоятельно
искать способы решения собственных проблем и расширяют варианты своего
поведения. Задача тренера — дать необходимые психологические знания для более
успешного поиска, а также раскрыть те ресурсы участников тренинга, которые они
еще не используют в своей работе.

Итак, мы расположили варианты тренингов по степени уменьшения
уровня манипуляций тренера и возрастания ответственности участников за
происходящее на тренинге.

"Дрессировщик" полностью берет на себя ответственность
за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем
осознанности групповых и внутриличностных процессов. В результате и у
участников формируется безответственное отношение к тому, что происходит на их
предприятии.

Истинный тренер разделяет с участниками ответственность,
вырабатывает у них понимание, что происходящее и на тренинге, и на их
предприятии зависит и от них, а не только от тренера или руководства.

Из перечисленных форм тренинга видно, насколько важна личность
ведущего и принципы, которых он придерживается во время обучения.

Менее важны варианты заданий и упражнений, так как одни и те же
упражнения можно употреблять с разными задачами и целями.

Так как группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными
скрытые факторы, возникающие на предприятии, то во время тренинга происходит
моделирование систем взаимоотношений, характерных для реальной жизни
участников. Опытный тренер пользуется этим и дает возможность увидеть и
проанализировать в созданных им условиях психологической безопасности те
закономерности, которые свойственны данному предприятию.

В группе сотрудник может обучаться новому,
экспериментировать с различными стилями отношений. Подобное экспериментирование
в реальной жизни всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже
наказания. Таким образом, тренинговая группа выступает в качестве своеобразного
"психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе,
"примерить" новые модели поведения, научиться по-новому
относиться к себе и людям. Заметим главное — все это должно происходить в
атмосфере принятия и поддержки.

Квалификация тренера необходима и для того, чтобы руководить
напряжением в группе. Это необходимый фактор работы любой группы, который при
верном использовании помогает прояснить психологические проблемы участников,
глубже понять мотивы поведения других людей. Нужно сказать, что обучение,
связанное с решением конфликтных ситуаций, невозможно без этого этапа работы
группы. Если вашим сотрудникам только рассказали о конфликтах и путях выхода из
них, но они сами не прочувствовали эти состояния и способы их разрешения, то
такое обучение неэффективно и ничего не даст вашему предприятию. Из следующей
статьи вы узнаете, какие правила и методы используют ведущие в тренинговых
группах для достижения поставленных руководством целей.

Считается, что воздействие на группу людей эффективнее, чем работа с каждым отдельно. Почему так? Известен групповой (стадный) эффект, когда человек в группе более внушаем, нежели вне ее. В группе происходит взаимное обучение ее членов. Они могут обмениваться личным опытом, пробовать новые приемы друг на друге.

Известно, что обучение может быть разным: лекционное, семинарское, моделированное, и, наконец, тренинговое. Чем же тренинги отличаются от других форм обучения?

С помощью тренинга мы развиваем способности человека к обучению и овладению любыми видами деятельности, связанными с общением. Если мы обратим внимание на темы наиболее распространенных тренингов в бизнесе, то увидим, что все они связаны с общением. Это тренинги продаж, переговоров, развития лидерских качеств и т.п.

История возникновения тренинговых групп

Первыми социологами, обратившими внимание на особенности работы людей в группе были Э. Дюркгейм и Г.Зиммель. В 1950 году в Америке была создана Национальная Лаборатория Тренинга, изучающая различные формы и методы групповой работы. Большинство школ тренингов возникло на базе психоанализа, бихевиоризма, гештальт-психологии, гуманистической психологии, нейролингвистических технологий. Зачастую тренинги сочетают в себе эти направления. Но не бывает тренингов, не имеющих в своей основе психологической школы.

Слово «тренинг» возникло в клинической психологии и применялось в работе с психическими больными. Позже и к здоровым людям стали применять тренинги. Их назвали «социально-психологическими». Поэтому современные тренинги включают в себя элементы психокоррекции и психотерапии.

Различные формы ведения тренингов

Часты случаи профанации методик проведения тренингов. Ведут их «натасканные псевдо-тренеры». Такие тренеры, как правило, имеют громко звучащие дипломы зарубежных заведений, но не имеют базового психологического образования. Они знают, какие упражнения и в какой последовательности необходимо выполнять с группой, их тренинги расписаны по минутам. Руководителю нравится подобная точность и технологичность. Но при этом не учитывается специфика предприятия, тренеры не знают особенностей работы с группой, не могут справиться с непредвиденными ситуациями. В итоге, «блестяще» проведенные тренинги ничего не дают сотрудникам предприятия, кроме затраченного времени и неадекватного представления о тренинговых формах работы.

Менеджер по кадрам одного из предприятий, на котором проводился подобный тренинг, рассказывала об этом так: «Было обидно чувствовать себя ненужной. Тренеры со мной предварительно не поговорили, не узнали особенностей нашего предприятия, не соотнесли цели своих тренингов с нашими целями. В итоге, мои подчиненные так и не поняли, зачем им нужны были эти занятия. Осталось только ощущение, что все было четко расписано по времени и вызубрен преподаваемый материал».

На тренинговом рынке развивается мнение, что психологи для предприятий не нужны. Нужны менеджеры по кадрам, тренинг-менеджеры и т.п. При этом не учитывается, что работа по этим специальностям связана с людьми и подразумевает хорошее знание психологии. Поэтому оптимальный вариант - тренер, имеющий психологическое образование и образование в области менеджмента, который разбирается в механизмах работы бизнес-предприятий.

Особенности тренинговой работы

Прежде всего еобходимо выяснить цели руководителя, заказывающего тренинг. Изменение поведения сотрудников, уменьшение конфликтных ситуаций, повышение продаж за счет новых форм общения с покупателями - все это результат проведения тренингов.

Например, руководитель предприятия во время предварительного собеседования задал такие вопросы: «Будете ли Вы проводить предварительную встречу с нашими менеджерами? Будет ли учитываться специфика нашего продукта при обучении?» Когда он получил положительные ответы, то сказал следующее: «Если бы вы сказали, что все это вам не нужно, я бы с вами не сотрудничал». И он был полностью прав. Только работа, учитывающая специфику предприятия, настрой сотрудников, их запросы и мотивацию, может принести эффект и решить задачу подготовки сотрудников.

Тренинги могут быть различными по форме проведения. Это может быть тренинг-дрессировка. Тренер с помощью жестоких манипулятивных приемов и положительного подкрепления формирует нужные варианты поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стирает» вредные и ненужные. Такая форма ведения тренингов дает быстрые результаты, которые так же быстро и исчезают. Участники подобных тренингов, принимая философию избавления от ненужного в себе, в конечном счете, теряют себя и перестают себе доверять. У них появляется сверхконтроль своего поведения, что влечет за собой излишнюю скованность и стресс. Варианты их поведения ограничиваются.

Другая форма тренинга прививает умения и навыки эффективного поведения. При такой форме работы участники отрабатывают до автоматизма нужные формы поведения. Но в жизни ситуаций всегда больше, нежели мы предполагаем. При такой форме обучения участники тренинга будут не готовы к нестандартным ситуациям, потому что на тренинге «их не проходили».

Следующая форма тренинга - активное обучение. На таком тренинге прежде всего даются базовые психологические знания. На их основе отрабатываются необходимые умения и навыки. Эта форма более результативна. Но здесь многое зависит от тренера. Психологические знания должны быть адаптированы к специфике работы участников тренинга.

Более результативным является тренинг, как метод создания условий для самораскрытия участников. В этом случае сотрудники учатся самостоятельно искать способы решения проблем. Задача тренера - дать необходимые психологические знания для более успешного поиска, а также раскрыть те ресурсы участников тренинга, которые они еще не используют в своей работе.

Итак, мы описали все виды тренингов. Тренер-дрессировщик полностью берет ответственность за изменения, происходящие в участниках, на себя. Но при этом абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. Таким образом, у участников формируется безответственное отношение к тому, что происходит на их предприятии.

Истинный тренер разделяет с участниками ответственность, вырабатывает у них понимание, что все происходящее на тренинге, на предприятии зависит не только от тренера или руководства, но и от них.

Из приведенных форм тренингов видно, насколько важна личность ведущего и те принципы, которых он придерживается во время обучения.

Менее важны варианты заданий и упражнений, так как одни и те же упражнения можно употреблять с разными задачами и целями.

Так как группа отражает общество в миниатюре, то во время тренинга происходит моделирование систем взаимоотношений, характерных для реальной жизни участников. Опытный тренер пользуется этим и дает возможность увидеть и проанализировать, в созданных им условиях психологической безопасности, те закономерности, которые свойственны данному предприятию.

В группе сотрудник может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений. Подобное экспериментирование в реальной жизни всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания. Таким образом, тренинговая группа выступает в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно пробовать вести себя иначе.

Если вашим сотрудникам только рассказали о конфликтах и путях выхода из них, но они сами не прочувствовали эти состояния и способы их разрешения, то такое обучение неэффективно и ничего не даст вашему предприятию. Нужно сказать, что обучение, связанное с решением конфликтных ситуаций, невозможно без практического этапа.

Правила тренинговых групп

Ведущий тренинга должен знать правила групп и передавать их участникам. Зачастую механический перенос в тренинговую группу норм, принятых в жизни, является непродуктивным и вредным. Так же, как и попытки участников тренинга перенести в реальную жизнь те правила и нормы, которые были установлены в группе. Это и необходимо понимать тренеру.

Каковы же наиболее распространенные правила тренинговых групп?

· Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас» показывает, как он ведет себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

· Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного раскрытия участников группы, ведь им предстоит продолжать работа ть вместе. Но каждый из них должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

· Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

· Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. В отработку упражнения включаются все участники. Если они отказываются принимать участие, стоит уделить внимание обсуждению мотивации их целей присутствия на тренинге.

· Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Методы, используемые в тренингах

Выделяют базовые методы, которые используют в любых тренинговых группах. Это групповые дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности и медитативные техники. В зависимости от целей тренинг включает в себя эти методы в разных пропорциях и соотношениях.

· Групповая дискуссия - это совместное обсуждение спорных вопросов, позиций и стратегий поведения участников. Этот метод дает возможность увидеть проблему с разных сторон, пережить различные ситуации внутри группы, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, придти к какому-либо решению. Тренер может управлять дискуссией при помощи постановки тем. Но она может и не управляться, тогда темы выбирают сами участники.

В одной организации была поставлена цель тренинга - формирование команды. Тренинг начался с дискуссии его участников о том, что они понимают под командой и по каким критериям будут определять момент формирования у них команды. Во время дискуссии всплыло различное отношение сотрудников к самому факту формирования команды на предприятии. Выделилась группа, которая считала, что эффективнее работа ть индивидуально. Таким образом, дискуссия стала своеобразным диагностическим инструментом, дала возможность тренерам более точно поставить цели, как перед участниками тренинга, так и перед руководством.

· Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организацонно-деятельные, имитационные, деловые игры. Использование игровых методов в тренингах чрезвычайно продуктивно. На стадии знакомства с группой игры нужны для преодоления скованности и напряженности, снятия «психологической защиты». Игры применяют и для диагностики трудностей в общении, психологических проблем участников тренинга. В игре происходит обучение новым навыкам, тренируются необходимые профессиональные умения. Происходит самораскрытие участников, повышается их творческий потенциал.

В организации проводилась игра «Молекулы», во время которой участники должны были по команде ведущего объединяться в группы по два, три и более человека. Во время этой игры при команде «восемь» участники одной группы стали перетаскивать к себе членов из других групп насильно, те сопротивлялись, объединение переросло в небольшую потасовку. Во время обсуждения своего поведения в игре, участники отметили, что пытались насильно перетаскивать новых членов к себе, не считаясь с их желанием. Они обнаружили, что подобное поведение свойственно их организации. Новый сотрудник подвергается необоснованно большему давлению, нежели сотрудник со стажем.

· Моделирование ситуаций.Во время тренинга необходимо понять, как сотрудник ведет себя в рабочей ситуации, какими шаблонами поведения пользуется. Тогда предлагается разыграть наиболее привычную ситуацию, например, продавцов просят продать что-либо одному из наиболее встречающихся типов покупателей. При этом поведение покупателя воспроизводит другой продавец. Такое моделирование дает возможность участнику тренинга увидеть свои выигрышные и проигрышные шаблоны поведения, а наблюдающих приучает анализировать рабочие ситуации.

В магазине при моделировании процесса продаж после просмотра отснятого материала был проведен анализ работы одного из продавцов. Ранее продавец считал, что тренинг ему не нужен, что он сам может кого угодно научить продавать. Группа под руководством тренера обсудила этапы продажи. При этом выяснилось, что продавец успешно продает только тем покупателям, которые по типу поведения похожи на него. Другие покупатели воспринимаются им как неудобные и бесперспективные. Таким образом, за день он теряет большой процент покупателей, которые готовы были купить, но не нашли общего языка с продавцом.

· Техники развития сенсорной чувствительности - здесь участники развивают у себя умение воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. С помощью специальных упражнений сотрудники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их самовосприятие, насколько влияет общественное мнение на их поведение.

· Медитативные техники используют для снятия излишнего напряжения у участников группы, развития у них дополнительных ресурсов. Подобного рода техники тренер может проводить с участниками группы, одновременно обучая их различным приемам самостоятельной медитации. Работа с коррекцией своего эмоционального и физического состояния - важная часть тренинга. Она повышает устойчивость сотрудников предприятия к стрессовым ситуациям, делает их поведение более гибким, уменьшает степень страха перед неопределенными или незнакомыми ситуациями.

Часто менеджеры и руководители предприятий не могут расслабиться даже на отдыхе, в голове постоянно вертятся мысли относительно проблем на работе. В таких случаях хорошо помогают медитативные техники «остановки внутреннего монолога», которым обучают на тренинге.

Итак, небольшой экскурс в мир тренингов закончен. Это краткое описание может быть полезно для руководителей, решивших повысить уровень профессионализма своих работников. С помощью данных рекомендаций они смогут составить для себя критерии, по которым будут отбирать тренинговую фирму и тренера для работы со своими сотрудниками.

В условиях жесткой конкуренции кадровый вопрос становится особенно острым. Грамотные сотрудники, способные решать задачи любой сложности, влияют на развитие компании, рост ее конкурентоспособности и увеличение прибыли. Потому повышение квалификации персонала и его регулярное обучение становятся приоритетными задачами для руководителей, которые думают о завтрашнем дне своей организации.

Тренинги для персонала от компании LiCO

Современная форма обучения персонала, давно зарекомендовавшая себя, - корпоративные тренинги. Компания LiCO занимается организацией и проведением тренингов для работников предприятий России, Казахстана, Беларуси более 19 лет. Многие руководители уже сделали выбор в сторону корпоративного обучения своих сотрудников, и теперь их предприятия являются лидерами рынка. Проведение тренингов для сотрудников - достаточно сложный и емкий процесс. Однако результаты работы людей, прошедших такое обучение, оправдывают финансовые и временные затраты. Как правило, тренинги для персонала компании состоят из следующих блоков:

  • лекций;
  • обучающих видео;
  • ситуационных и ролевых игр;
  • консилиумов или групповых дискуссий;
  • тренировок и отработки навыков в группах с небольшим числом участников;
  • разборов кейсов и ситуационных задач;
  • выполнения индивидуальных и групповых упражнений;
  • просмотра и анализа видео- и аудиоматериалов.

Понимая важность практики, мы не умаляем значения теоретических знаний. Поэтому тренинги для персонала на 20 % состоят из теории и на 80 % из практики. Именно такое соотношение позволяет добиваться высоких результатов. После прохождения тренинга сотрудник получит необходимые знания и навыки, чтобы сразу же применить их на практике. Все участники тренингов обеспечиваются необходимыми методическими материалами и кейсами.

Индивидуальный подход к клиентам

Основной принцип работы компании LiCO - индивидуальный подход к каждому клиенту. Мы учитываем пожелания заказчика и адаптируем обучение под него. Программы зависят от целей, поставленных клиентом. Работа тренеров, результаты проведенного обучения формируются на основе задач, определенных заказчиком.

Цель проведения тренинга - формирование навыков и умений, необходимых для решения следующих задач:

  • эффективного тайм-менеджмента;
  • целеполагания;
  • создания позиции руководителя;
  • повышения мотивации сотрудников;
  • улучшения коммуникации;
  • поддержания стандартов технологического процесса;
  • контроля результатов и предоставления конструктивной обратной связи;
  • управления деятельностью сотрудников.

Тренинги для руководящего состава предприятий могут быть направлены на развитие следующих компетенций:

  • управление людьми;
  • обучение подчиненных;
  • оказание влияния;
  • творчество;
  • ответственность и гибкость;
  • навыки работы с информацией.

Результаты проведения тренингов

Чтобы обучение было эффективным, важна правильная мотивация тех, кто его проходит. Персонал не должен думать, что прохождение тренинга - это вид наказания или, наоборот, внеплановый отдых. В противном случае даже самый эффективный учебный процесс не даст требуемого результата. Персонал должен понимать важность обучения для достижения собственного успеха и развития карьеры. После прохождения тренинга сотрудники предприятия узнают:

  • какими качествами обладают успешные лидеры;
  • каковы основные функции эффективного руководителя;
  • чем эффективный управленец отличается от неэффективного;
  • каковы основные ресурсы руководителя;
  • как планировать свою деятельность;
  • как правильно расставлять приоритеты;
  • какие модели коммуникации можно использовать;
  • какие инструменты помогут свести к минимуму влияние искажений в процессе коммуникации;
  • как ставить цели по технологии SMART;
  • все об особенностях контроля (при постановке целей, в ходе выполнения, при получении результата);
  • основные принципы мотивации, техники проведения мотивирующих бесед;
  • как правильно проводить обучение и быть наставником;
  • как предоставлять обратную связь (различные техники);
  • как подходить к управлению результатами работы сотрудников предприятия.

На тренинге сотрудники компании научатся:

  • правильно планировать свою ежедневную работу, используя различные способы, в том числе матрицу Эйзенхауэра;
  • выстраивать деловое общение без потери и искажения информации;
  • проводить встречи с подчиненными для правильной постановки целей;
  • контролировать результативность деятельности сотрудников;
  • использовать главные принципы мотивации персонала, в том числе: поддержание инициативы, создание мотивирующей обстановки в структурных подразделениях, проведение мотивирующих бесед с сотрудниками;
  • предоставлять поддерживающую и корректирующую обратную связь;
  • проводить встречи, направленные на достижение целей и выполнение планов развития сотрудников.

Обучение персонала - выгодное и перспективное вложение денег. На тренинге сотрудники повышают уровень квалификации, обретают необходимые профессиональные знания и навыки, что идет на благо организации. Сделайте шаг навстречу успеху - запишите своих сотрудников на тренинг компании LiCO.

Стоимость участия 1 сотрудника на открытом тренинге: от 35000 руб.

Давайте разберёмся, зачем на самом деле нужны корпоративные тренинги, какие проблемы они могут решить и когда их проведение действительно необходимо.

Какие задачи решают тренинги

Увеличение производительности труда

Происходит за счёт изучения новых методов работы и технологий.

Адаптация новых сотрудников

За это, как правило, отвечают занятия, которые проводят внутренние тренеры. Если таких нет, то можно разработать тренинг с внешней организацией и периодически проводить его для новых сотрудников. Также любой тренинг для всего коллектива или отдела позволит познакомить коллектив с новичками поближе и наладить взаимодействие и коммуникацию.

Обучение без отрыва от деятельности и рабочего места

Легче учить сотрудников на рабочем времени, отрывая на пару часов тренинга в месяц, нежели «копить» проблемы, а затем решать их скопом на недельных курсах.

Быстрое решение проблем

На рынке существует огромное количество готовых решений для типичных трудностей, которые возникают у бизнеса разного масштаба. Часто не стоит тратить лишнее время на самостоятельное решение проблемы. Подберите тренинг, который поможет всё разрешить за несколько часов.

Повышение мотивации

Любое обучение свидетельствует о внимании и заботе со стороны руководителя, что в свою очередь может воодушевить работников. Правда, предварительно стоит разузнать: интересна ли тема занятия сотрудникам. Если вы отправите сотрудника на тренинг, который кажется ему бесполезным для работы и для него лично, в ответ вы можете получить лишь раздражение.

Донесение корпоративных ценностей

Тренинг позволяет не только получить необходимые компетенции, но и сформировать в коллективе ценности, которые важны для работы в компании.

Когда необходим тренинг

Тренинг точно нужен, если происходит одна из следующих ситуаций:

  • Вы вводите в работу новую технологию или инструмент, например, систему управления проектом - и вам нужно, чтобы сотрудники научились как можно скорей пользоваться ей.
  • Компания развивает новое направление, которое не требует полной переквалификации, но предполагает знакомство с новой областью или дополнительные обязанности, например, публичные презентации.
  • У ряда сотрудников есть одинаковый недостаток, слабость или вредная привычка, с которой вы устали бороться.
  • Сотрудники и даже целые отделы постоянно конфликтуют друг с другом и вы не можете их примирить.
  • В коллективе царят упаднические настроения, происходит «выгорание сотрудников».
  • Сотрудники в своей деятельности не воплощают ценности компании.

Какие бывают тренинги?

Тренинг - это краткосрочная форма интерактивного обучения, как правило, в группе. Он помогает получить и сформировать профессиональные и надпрофессиональные знания, навыки, качества и установки.

Тренинги подразделяют на:

  • навыковые - направлены на развитие и отработку конкретных профессиональных знаний и умений;
  • социально‑психологические - работают с развитием общечеловеческих, надпрофессиональных навыков;
  • бизнес‑тренинги, управленческие тренинги - сочетают навыковые и социально‑психологические тренинги, рассматривают как конкретные инструменты, так и общечеловеческие навыки, которые помогают работе руководителей разного уровня;
  • тренинги‑развлечения - такие занятия проводятся для отдыха и повышение настроения.

Тренинги по востребованным навыкам

Мы сделали подборку тренингов на TeachMePlease по наиболее популярным профессиональным навыкам.

В рамках тренинга слушатели узнают о способах эффективного настроя на тeлeфонную беседу, основах управления лояльностью клиента в тeлeфонном разговоре, правилах тeлeфонного этикета.

На тренинге вы овладеете нормами и правилами литературного произношения, научитесь грамотно выстраивать общение в соотествии с ситуацией.

В результате обучения участники научатся составлять деловые письма разного содержания с учётом норм делового этикета и клиентоориентированности; начнут уверенно редактировать текст, опираясь на правила современного русского языка; составят шаблоны для наиболее типичных писем в своей сфере деятельности.

Курс‑тренинг посвящен тайм‑менеджменту, то есть искусству управления временем. С помощью тайм‑менеджмента менеджер может эффективнее использовать своё рабочее время, добиваясь больших результатов за короткий срок.

Вы получите навык создания и виртуозного использования майнд‑карт, полный цикл навыков от постановки цели обучения до получения знаний в любой области до нужного уровня глубины, навык быстрой обработки информации любого типа.

Тренинги для менеджеров

Подборка курсов для управленцев всех уровней по профессиональным инструментам, навыкам и общим умениям.

Курс представляет собой оптимальное сочетание наиболее эффективных методов работы: мини‑лекции, групповая работа, индивидуальные упражнения, деловые игры, кейсы, видеозапись и видеоанализ, метафорические игры, анализ ситуаций участников.

Сегодня грамотному IT‑управленцу требуются не только умения настраивать компьютерные сети, проектировать базы данных или разрабатывать программы. Очень важны навыки общения с сотрудниками, руководством, партнерами, клиентами. На курсе вы научитесь убеждать оппонента, мотивировать сотрудников или доносить свои идеи до вышестоящего начальства.

На занятии вы узнаете, какой должна быть система оплаты труда, чтобы она способствовала росту результативности. Как выстроить постоянную и переменную часть заработной платы, чтобы получить максимальную отдачу. Как разработать эффективную систему вознаграждения по KPI для различных подразделений.

На занятии вы получите практические инструменты для построения эффективной системы управления отделом и подчиненными сотрудниками для достижения поставленных целей. Отработаете применение технологий современного менеджмента.

Курс освещает широкий круг вопросов: классификацию и способы управления командой проекта; корпоративные практики по управлению персоналом в проектных организациях, модель развития компетенций менеджера проекта, управление виртуальной командой и многое другое на основе международного свода лучших методик Института управления проектами (в частности, PMBOK® Guide 6th Edition и Agile Practice Guide).

В ходе обучения вы рассмотрите стандарты PMI PMBOK® и возможности среды Agile. С помощью кейсов и деловых симуляций наработаете практический навык, как, когда и в каких проектах целесообразно применять те или иные подходы. Вы научитесь глубоко анализировать структуру проекта и создавать уникальные переплетения технологий, что позволит достигать максимального эффекта на практике.

Тренинги по продажам

Участники тренинга научатся создавать такой уровень комфорта для клиента, при котором он будет возвращаться в компанию снова и снова. Освоят техники ориентации по типам клиентов и узнают особенности взаимодействия с каждым из них. Сформируют стандарты поведения при возникновении конфликтных и сложных ситуаций.

На курсе вы сформируете уверенные навыки налаживания контактов, научитесь выявлять потребности клиентов, презентовать лучший вариант для клиента, эффективно пользоваться усвоенными техниками и речевыми модулями для телефонных продаж.

На курсе подробно разобраны 4 психотипа покупаетелей. Вы узнаете, какие техники пойдут каждому типу покупателей: от начала продажи до её закрытия, а также научитесь задавать правильные вопросы, применять нужные речевые формулировки, выбирать подходящую манеру изложения информации вплоть до верных грамматических конструкций, комфортной тональности голоса, правильной подачи деталей.

Обучение персонала необходимо на всех этапах развития фирмы. Оно решает проблему оперативного переобучения другим специальностям, которое зачастую обходится руководству компании дешевле, нежели поиск и переманивание специалистов из других организаций. Дополнительное образование также обеспечивает соответствие специалистов быстро изменяющимся требованиям современной экономики. Немаловажную роль дополнительное образование играет и при мотивации сотрудников.

В последнее время руководители российских компаний стали более бережно относиться к своему персоналу, понимая, что успех компании напрямую зависит от ее кадров. Хороших специалистов нужно ценить и постоянно поддерживать в них желание работать в компании. Помимо материальных ценностей одним из самых эффективных способов мотивации сотрудников является бесплатное обучение. Поэтому руководители компаний планируют обучение персонала и закладывают в бюджет расходы на проведение семинарских, консультационных и тренинговых занятий. Причем выбор программ дополнительного образования становится все более обдуманным, системным, ориентированным на долгосрочные цели.

В зависимости от цели обучения можно выделить следующие его виды.

Наиболее простой вид - развивающая (обучающая) лекция или их цикл. Такая форма обучения актуальна, если есть возможность пригласить компетентных людей, известных в своем деле, интересных аудитории. В противном случае сотрудники могут плохо воспринять информацию, и будет потеряно драгоценное время. Лекция может быть также роздана в виде печатного материала для ознакомления: она должна быть написана доступным языком, желательно в виде тезисов, а после ее прочтения предполагается проверка знаний в виде контрольного теста. Этот метод часто применяется в магазинах, торгующих различной техникой, и обучает принципам устройства нового оборудования, правилам работы с ним, технике безопасности.

Довольно популярны также лекции, совмещенные с семинарскими занятиями : сотрудникам читается лекция, содержащая какую-либо новую информацию, после чего она обсуждается ими в форме дискуссии.

Наиболее эффективным видом обучения сотрудников является тренинг . Главное его отличие от семинарского занятия или лекции - это практическая активность участников обучения. Основное в тренинге - ориентированность не на теоретические знания, а на получении навыков работы. Тренинг, как правило, состоит из специальных упражнений, моделирующих реальные ситуации и позволяющих слушателям обсудить общие эффективные приемы и попробовать их в режиме деловой игры. Часто также используются методы ролевых упражнений или выполнение методических заданий.

Рассмотрим основные цели и задачи тренингов.

Классификация тренингов

Сами специалисты выделяют четыре основные группы тренингов: занятия по самоорганизации, подготовка к командной работе, обучение организации сотрудников в коллективе и обучение ориентации на клиента.

Тренинги по самоорганизации направлены на развитие способностей, улучшающих деятельность специалиста. В рамках этих программ людей учат эффективно распоряжаться своим временем, правильно расставлять приоритеты, легко принимать самостоятельные решения.

Тренинги командной работы учат специалистов координировать свои действия с деятельностью коллег. Основной упор направлен на обучение принципам построения команд, эффективному командному взаимодействию, позитивному восприятию руководства.

Тренинги по организации сотрудников в коллективе предназначены главным образом для топ-менеджеров. Руководители компаний или подразделений обучаются эффективной мотивации подчиненных, делегированию полномочий, технологиям лидерства и контроля.

Тренинги ориентации на клиента направлены на развитие у сотрудников компаний способностей по взаимодействию с так называемыми внешними агентами, включая клиентов, деловых партнеров, представителей средств массовой информации и органов власти. Эти занятия формируют правильную психологическую установку по отношению к клиенту, обучают работе на выставках, искусству проведения презентаций и переговоров.

Существует еще одна классификация тренингов на типы: в зависимости от статуса (уровня) сотрудников по служебной лестнице.

Для рядовых сотрудников наиболее популярны тренинги по продажам. Они неизменно держат пальму первенства у обучающих компаний и призваны обучить следующим навыкам: организации первого разговора с клиентом, анализу деловой ситуации, преодолению психологического барьера между продавцом и покупателем и множеству других необходимых вещей. Особое внимание уделяется искусству убеждения, навыкам презентации товара (услуги).

Для руководителей среднего звена актуальны тренинги, направленные на обучение искусству проведения совещаний, переговоров и разрешению конфликтов, искусству влияния и убеждения.

Топ-менеджмент обычно выбирает программы по построению команды, сотрудничеству с партнерами или акционерами, VIP-имиджу, корпоративной культуре и имиджу компании.

Однако некоторые тренинги не имеют четкой должностной ориентации, поскольку полезны всем категориям сотрудников (например, большинство тренингов по самоорганизации).

Классификация тренингов по форме организации выделяет открытые (доступные для всех желающих) и корпоративные (только для сотрудников конкретной фирмы). Открытые тренинги полезны для приобретения новых связей и с конкурентами, их образом мыслей и действий. Часто это хорошая проверка качества обучения компании, которой вы планируете доверить корпоративный тренинг. Корпоративные тренинги более адресные, учитывают специфику компании, особенности конкретных проблем. Они сплачивают сотрудников, унифицируют корпоративный язык, что способствует закреплению и распространению новых знаний. Корпоративный тренинг помогает также построению корпоративной культуры в компании.

Как получить максимальную отдачу?

Начальный этап организации корпоративного тренинга - это проведение диагностики потребности в обучении. Ее можно проводить собственными силами, но лучше всего сделать это в сотрудничестве с консалтинговой компанией. Во время диагностики определяются категории сотрудников, нуждающихся в обучении, выявляется набор знаний, навыков, которыми они не обладают, стереотипы мышления и поведенческие модели, мешающие сотрудникам эффективно выполнять свои обязанности. Но самое главное - это определить степень соответствия заявленной темы обучения реально существующей потребности в обучении.

Методы диагностики самые различные: от предварительных собеседований с сотрудниками и предтренинговой анкеты, до анализа должностных инструкций и графика объемов продаж.

Кстати говоря, диагностика выявляет необходимость обучения совсем другой категории сотрудников, нежели предполагало руководство компании, и совсем по другой программе. Тогда цели и задачи будут оперативно корректироваться по итогам диагностики совместно с руководством компании.

Вообще для успешного проведения тренинга необходимо иметь четкое представление о том, что именно требуется получить в конце обучения, и четко обозначить задачи и цели тренинга.

Теперь коротко об особенностях выбора обучающей компании и тренера. От них зависит эффективность вложенных денег.

Во-первых, руководитель компании или ее HR-менеджер ни в коем случае не должны заказывать тренинг у фирмы, не приняв участия в ее открытых тренингах, не оценив уровень тренеров. Во-вторых, выбирая компанию, не пренебрегайте рекомендательными письмами и советами клиентов и партнеров. В-третьих, внимательно изучите сайты, рассказывающие о тренингах и дающие рейтинги наиболее успешных компаний в сфере консалтинга (например, ). В-четвертых, выбирайте компанию со стажем работы не менее двух лет.

Что касается личности тренера, то индикатором его квалификации могут быть диплом авторитетного вуза, ученая степень и научные публикации. Особое внимание следует обратить на способность тренера определять потребность группы и адаптировать материалы курса с учетом специфики работы компании и выявленных потребностей. Немаловажно также умение устанавливать доверительные отношения с группой и управлять обучающими дискуссиями, использовать и сочетать различные способы и инструменты обучения (мини-лекции, дискуссии, case-study, письменные упражнения, видеосюжеты, современные деловые игры), отслеживать групповую динамику и объективно оценивать учащихся, поощрять энтузиазм обучающихся, вызывать их на позитивное мышление, воодушевлять на применение знаний.

Комментировать статью "Тренинги для специалистов "

Мария, Вы практически все правильно пишете (по сути), но данная статья не исчерпывает всех видов обучения. Мне кажется, что имеет смысл доработать ее. То, что написано, это лишь малая часть вариантов корпоративного обучения. Лекции, семинары и тренинги - это, по сути, не обучение. Так можно создать мотивацию, немного повысить квалификацию, провести качественную диагностику для создания комплексной программы обучения в компании.
И еще. Уверяю Вас, что Ваш основной ее посыл:
"оперативное переобучение другим специальностям, ... зачастую обходится руководству компании дешевле, нежели поиск и переманивание специалистов из других организаций" - глубоко ошибочен.

Даа-а-а... Просто графоманство какое-то... Там написала, тут написала, и все мимо:(((

Мария, а зачем Вы это написали?
Имхо, любая статья должна описывать какой-нибудь новый опыт или(и) выражать мнение автора по затронутой теме. Я не увидела ни того, ни другого... Набор азбучных истин, многократно опубликованных в разнообразных печатных и инет-изданиях:((

Всего 3 сообщения .

Еще по теме "Тренинг для сотрудников":

Тренинги разные. Интересное в сети. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни Никто из них не говорит о том, что хочет стать хорошим специалистом в своей области, все...

Перед тренингом - подготовить среду! даже если упражнение само по себе имеет некоторый смысл и направлено на некоторый результат, то проведенное некорректно - например, на...

Арт- тренинг по выгоранию.(в Троицке). Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных...

Тренинг по личным финансам. Домашняя бухгалтерия. Финансы. Тренинг трехнедельный, начинаем 12 октября. Беру 10 человек максимум, тк очень много индивидуальной работы.

Приглашаем на тренинг.. Объявления. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой...

Тренинги по самопознанию. Эффективны?. Изучение иностранных языков. Образование взрослых: высшее образование, МВА, повышение квалификации, тренинг, изучение...

Раздел: Воспитание (посоветуйте тренинги для подростков). Посоветуйте тренинг для подростка для развития уверенности в себе. Есть девочка 13 лет, ей мешает неуверенность в...

Уважаемые приемные родители и специалисты! Тренинг -семинар будет включать в себя не только теорию, но и практическое взаимодействие, которое в дальнейшем можно использовать...

Тренинг проводят специалисты Общественного ресурсного центра помощи приемным тренинг -семинар "Общение" для приемных родителей и специалистов, 21 марта, Москва.

Запись на тренинг по эл. почте: [email protected] или по тел. 8 925 369 46 37 Наталья. Содружество приёмных семей «Твердь» создано в 2008 г. Мы проводим консультации для...

Образование взрослых: высшее образование, МВА, повышение квалификации, тренинг, изучение 20 января стартует 10-тидневный тренинг по удаленной работе в интернете.

Ведущие – психолог (специалист в области коррекционной психологии) и семейный терапевт. Участие в тренинге – бесплатное. Программа тренинга состоит из 10 занятий и одной...

Тренинги для специалистов. Тренинг для приёмных родителей в НП "Твердь". ну, мастер тренинг - семинар "Общение" для приемных родителей и специалистов, 21 марта, Москва.

Тренинг -то сам совсем не по НЛП, просто одно из занятий неожиданно оказалось посвящено этому. Учиться - на семинарах, тренингах для начала. Потом потихоньку практиковаться на...

Тренинг для патронатных воспитателей. Патронат. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с...

Про тренинги на работе. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Раздел: Серьезный вопрос (Вот всё больше компаний заказывают для своих сотрудников тренинги.

Сейчас появилось много всяческих тренингов помогающих разрешить разные психологические проблемы. Искала в инете, но не нашла ничего подходящего к моему случаю, "как забыть...