Интервью с элоном маском на русском. Элон Маск и его миссия на Марс

В интервью Rolling Stone глава компаний SpaceX и Tesla Илон Маск рассказал о том, какую сильную боль причинил ему разрыв с актрисой Эмбер Хёрд, и признался, что очень несчастен, если ночью рядом с ним никого нет. Инженер даже спросил у журналиста, как ему быть, и теперь пользователи соцсетей точно знают: Маск всё-таки человек, как и мы все.

Журналист Нил Штраус из издания Rolling Stone взял интервью у Илона Маска - основателя компаний SpaceX и Tesla. Начал Штраус с вопроса о новом электромобиле Tesla Model 3, презентация которого прошла 28 июля 2017-го. Журналист хотел знать, что Маск чувствовал, находясь на сцене и презентуя самую недорогую «теслу», к выпуску которой компания так долго готовилась.

Но Илон не отвечает на вопрос, а вместо этого просит у журналиста разрешения выйти на несколько минут.

Знаете, можно я отойду в уборную? А потом попрошу вас повторить ваш вопрос. (Длинная пауза). Мне нужно освободить свои мысли.

Изобретателя долго нет, и за ним уходит его помощник. Когда Маск возвращается в комнату, журналист предлагает перенести интервью, но тот отказывается. Илон отвечает на изначальный вопрос Штрауса о своих ощущениях во время презентации, но не совсем так, как того можно было ожидать.

Я только накануне презентации расстался со своей девушкой (актрисой Эмбер Хёрд). Хотя правильнее сказать, что она со мной рассталась. Я сильно любил её, и мне было очень больно. Так что ответ на ваш вопрос: презентовать Tesla Model 3 было для меня неожиданно ужасно, я был этим расстроен, но никак не мог контролировать это чувство. Последние несколько недель мне было очень больно. Очень.

Стоит заметить, что о разрыве пары стало известно ещё в августе этого года. Маск и Эмбер рассказали СМИ, что они остаются в близких и дружеских отношениях, а в разрыве их виноваты расстояния и очень плотный график. После этого фанатки Маска по всему миру были готовы заменить Хёрд, как это было после его

Но спустя несколько дней после разрыва пару даже заметили сидящими вместе около кафе в Австралии.

Хотя новость о разрыве с Хёрд была не нова, Маск никогда до этого не признавался в том, насколько сильно его действительно задел конец отношений с актрисой, которые продолжались год.

Мне нужно ещё время, чтобы войти в привычный ритм. Мне понадобилась каждая капля моей воли, чтобы суметь подготовить презентацию новой «теслы» и не выглядеть самым депрессивным парнем. Большую часть дней я ходил мрачным. Мне приходилось насильно брать себя в руки: выпивать парочку Red Bull, общаться с позитивными людьми, а потом говорить себе: «Все эти люди от тебя зависят. Давай, сделай же это!»

Перед самой презентацией Илону пришлось медитировать, чтобы сконцентрироваться, что бизнесмен делает не так уж и часто, как пишет журналист в интервью. Надеемся, что .

Даже выбор песни, под которую Маск выезжал на «тесле», был не случаен. Изобретатель выбрал трек R U Mine? группы Arctic Monkeys, где поётся о том, как герой сходит с ума, когда рядом нет его любимой.

Уже достаточно шокировав своим признанием журналиста, берущего у него интервью, Маск пошёл ещё дальше и спросил у него совета:

Есть у вас кто на примете, с кем бы я мог встречаться? Мне так сложно сходиться с людьми. - Он сглатывает и поясняет, чуть заикаясь. - Я ищу долгосрочных отношений, а не связи на одну ночь. Я бы хотел найти настоящего спутника жизни или родственную душу, вот что-то такое.

Штраус не растерялся и ответил, что связывать себя другими отношениями сразу же после разрыва не самая хорошая идея. Илону, по словам журналиста, надо разобраться, почему все его отношения так и не сложились: его брак с писательницей Джастин Маск, брак с актрисой Талулой Райли и вот теперь отношения с Эмбер Хёрд. Но Маск отвечает, что одиночество он переносит очень плохо.

Если я не люблю кого-то, если со мной рядом нет спутника, я несчастен. Когда я ложусь спать один, это меня убивает. Я знаю, каково это, когда ты один в большом пустом доме и звук шагов отдаётся в коридоре, никого нет, никого нет на подушке рядом с тобой. Чёрт. Как вообще можно быть счастливым в такой ситуации?

Если вы ещё не достали платочки, читая откровения изобретателя, то пора.

Когда я был ребёнком, я всё время говорил одну и ту же вещь, - признался Маск. Голос его звучит твёрдо, но блеск в глазах и дрожание губ выдают волну эмоций, пытающуюся прорваться наружу. - Я никогда не хочу быть один. Вот что я говорил. - Голос Маска переходит на шёпот. - Я никогда не хочу быть один. Глаза его краснеют, взгляд его устремлён вперёд, и он сидит, застывший в своём молчании.

Как замечает журналист, такого Илона Маска он видел впервые. В этот момент, по его словам, изобретатель был похож на ребёнка, который боится, что его бросят. Но никак на того Илона Маска, которого весь мир знает, как человека, который делает .

Elon Musk


Чуть позже, после обсуждения новых проектов изобретателя, Маск вернулся к своему детству и тут уже не смог сдержать слёз. Он рассказал, что вырос в Южной Африке в семье инженера и диетолога, которых видел очень редко. За маленьким Маском следила домработница. Но Илон лишь чудом не лишился пальцев, делая ракеты, а в свободное от экспериментов время он зачитывался книгами.

Родители Маска развелись, когда он был совсем маленьким. Двое других детей остались с матерью в Канаде, но Илону стало жалко отца, и он остался с ним, о чём потом очень сильно пожалел.

Он был практически гением, но он был очень плохим человеком. Нет, физически он никогда меня не насиловал, но эмоционально - да. Любой плохой поступок, который только можно представить, он делал.

После этой фразы Маск не смог сдержать слёз и заплакал, по его словам, чуть ли не первый раз за очень долгое время. Но теперь пользователи интернета внезапно поняли: Маск - такой же, как мы все.

Андерсон : В некотором смысле вы собираетесь купить поездку на Марс.

Маск : Верно. Поэтому я начал считать, сколько это будет стоить. Космический корабль, коммуникации, эксперимент с теплицей: я выяснил, как сделать это в относительно небольших масштабах. Но все уперлось в ракету - устройство, которое отнесет нас с Земли на Марс. Самая дешевая американская ракета, которую я могу построить, обойдется в 65 миллионов долларов, и мне нужно минимум две.

Андерсон : Получается, 130 миллионов долларов.

Маск : Да, плюс все остальное, что означало бы трату всего, что я сделал на PayPal - и если бы возникли дополнительные расходы, пришлось бы искать деньги и на них. Поэтому я трижды съездил в Россию, в 2001 и 2002 годах, чтобы посмотреть, в какую сумму мне обойдется покупка двух межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Без ядерного оружия, конечно же.

Андерсон : Ага.

Маск : Они бы обошлись мне 15-20 миллионов каждая. Это уже получше. Но я пришел к выводу, что единственная причина дешевизны МБР - то, что они уже сделаны. Они просто никому не нужны были. Новые по такой цене вы уже не сделали бы. И внезапно я осознал, что вся моя идея глубоко испорчена. Реальная причина, по которой мы не собирались на Марс, это не отсутствие национальной воли, а отсутствие дешевой и доступной ракетной техники. С точки зрения американского народа финансово нецелесообразно было лететь на Марс.

Андерсон : И вместо того, чтобы покупать ракеты для благотворительной миссии, вы осознали, что вам нужно начать бизнес и сделать все это более выгодным.

Маск : Нам нужно было поставить ракетную технику на ноги и направить на активное развитие. В ходе подготовке к «Марсианскому оазису», я разговаривал с рядом людей, связанных с космической индустрией, и сделал выводы, кто был технически подкован, а кто нет. Поэтому собрал на основе этих наблюдений команду, и в течение нескольких выходных мы решали вопрос того, как строить ракеты более эффективным образом. Первое, к чему мы пришли: нам ничего не мешает. Ракетные технологии с 60-х годов никак не продвинулись, а возможно и вовсе деградировали. Мы решили обернуть эту тенденцию вспять.

Андерсон : И вы это сделали.

Маск : Шесть лет спустя после старта нашей компании, мы запустили первую ракету Falcon 1 на орбиту в 2008 году. И цена - не стоимость, заметьте, - а полная цена запуска обошлась в 7 миллионов долларов.

Андерсон : Как вам удалось сбить цену настолько?

Маск : Я стараюсь применять подход физика. И физика учит рассуждать, исходя из первых принципов, а не аналогий. Поэтому я сказал: поехали, к первым принципам. Из чего сделана ракета? Аэрокосмический алюминиевый сплав, плюс немного титана, меди и углеволокна. Потом я спросил: сколько стоят эти материалы на рынке? Выяснилось, что стоимость материалов, из которых состоит ракета, составляет примерно 2% от обычной цены - сумасшедшее соотношение для больших механических продуктов.

Андерсон : А если сравнить, к примеру, с машинами?

Маск : Зависит от машин. Для Tesla это 20-25%.

Маск : Я пришел к выводу, что на рынке происходят странные вещи, и у нас получится сделать ракету в разы дешевле обычных методов.

Андерсон : А что на рынке?

Маск : В первую очередь, отвращение к риску в крупных аэрокосмических компаниях. Даже если им доступна лучшая технология, они будут использовать старье, разработанное в 60-х годах.

Андерсон : Я слышал о том, что есть мнение, что вы не можете летать на компоненте, который еще не летал.

Маск : Да, есть огромное предубеждение против риска. Никто не хочет подставлять свой мягкий зад.

Андерсон : Отлично сказано.

Маск : Вообще, я был удивлен. Один из наших конкурентов, Orbital Sciences, подписал контракт с МКС, но их ракеты - это просто курам на смех, серьезно. Они используют российские ракетные двигатели, разработанные в 60-х годах. Я не имею в виду то, что их конструкции сделаны на основе 60-х, они серьезно начали с двигателей, которые были сделаны пятьдесят лет назад на коленке сибирского мужика и украдены в чемоданчике.

Андерсон : Где еще были промахи с эффективностью?

Маск : Еще одно - это тенденция крупных аэрокосмических компаний все делать на аутсорсинге. Вообще, это модно везде, но аэрокосмическая отрасль довела это до абсурда. У них есть подрядчики на аутсорсинге, потом подрядчики для подрядчиков на аутсорсинге, и все это на аутсорсинге и отдается подрядчику. Вам придется пройти длинную галерею подрядчиков, чтобы найти мужика, который делает что-то полезное. И с каждым уровнем расходы увеличиваются.

Андерсон : Сплошная бюрократия?

Маск : Во многих случаях крупнейшим клиентом является правительство, и правительство покрывает все расходы. Компания получает прибыль вне зависимости от того, насколько расточительно работает. Напротив, это является стимулом делать все как можно дороже.

Андерсон : Без бюрократии никуда.

Маск : Это просто бред. Пентагон предпочитает такой подход, чтобы заключать долгосрочный контракт с одним источником, а это означает запирание бизнеса в одной компании. Мы пытались участвовать в торгах за первичный контракт, но это было практически невозможно, поскольку у United Launch Alliance, принадлежащей Boeing и , сейчас эксклюзивный контракт с ВВС США по запуску спутников. Никаких шансов.

Андерсон : Серьезно?

Маск : Даже если мы будем экономить налогоплательщикам миллиард долларов в год по самым скромным оценкам.

Андерсон : Звучит так, как если бы вы хотели превзойти конкурентов не в качестве, а в цене.

Маск : Послушайте, скорость ракеты всегда будет одинаковой. Удобство и комфорт тоже. Надежность должна быть по меньшей мере не хуже прежней, иначе никто не согласится запускать многомиллионный спутник на орбиту. Таким образом, остается всего один ключевой параметр.

Андерсон : И каков ваш процесс?

Маск : Я сейчас вам кое-что скажу и это самый лучший и эффективный подход: я не верю в процесс. По сути, когда я говорю с потенциальным работником, и он или она начинает сводить все к процессу, я расцениваю это как плохой знак.

Андерсон : Я покраснел.

Маск : Проблема в том, что на многих крупных компаниях процесс заменяет мышление. Вы привыкаете чувствовать себя маленькой деталью сложной машины. Честно говоря, ни умных, ни творческих людей это не удерживает.

Андерсон : И что придумали ваши творческие люди? Что изменилось в базовых технологиях за пятьдесят лет?

Маск : Я не могу вам многого рассказать. У нас практически нет патентов в SpaceX. Наш единственный перспективный конкурент - это Китай, и если бы мы опубликовали свои патенты, началась бы комедия, потому что китайцы использовали бы их как книгу рецептов. Приведу один пример.

Андерсон : Давайте.

Маск : Это касается проектирования фюзеляжа. Если вы задумаетесь об этом, то поймете, что ракета это всего лишь контейнер для жидкого кислорода и топлива - комбинация топлива и обычного фюзеляжа. Обычно, ракетный фюзеляж делается из алюминиевой пластины несколько дюймов толщиной, в которой машинным путем вырезаются дырки. Вы берете большой кусок материала, а потом фрезеруете и убираете все ненужное, что выливается в огромные потери материала. Потом вы будете сворачивать лист в цилиндр, потому что это типичная форма для фюзеляжа. Вот как Boeing и Lockheed делают ракеты, да и остальные тоже. Но это не самый дешевый способ производства, потому что от первоначальной пластины у вас останется небольшой кусок.

Андерсон : И какова альтернатива?

Маск : Похожа на то, как делается большинство самолетов: жесткость обеспечивается добавлением ребер и обручей.

Андерсон : Как алюминиевое оригами - вы точно соединяете пазы и выступы, которые соединяются в жесткую конструкцию.

Маск : Но есть одна загвоздка, поскольку вы не можете построить ракету из пазов, как самолет. Во время полета он испытывает давление от 7 до 10 футов на квадратный дюйм. В случае с ракетой эта цифра увеличивается до 80. Без утечек такая конструкция вряд ли останется.

Андерсон : Точно.

Маск : Подход, который используется для строительства самолетов, не совсем применим к ракетам. Но есть другой способ делать это, который построен на передовой технологии под названием ротационная сварка. Вместо добавления ребер и обручей, вы используете специальную машину, которая смягчает металл с обеих сторон без проникновения в него или плавления. С высокопрочным алюминиевым сплавом ротационная сварка работает куда лучше и бережнее, чем обычная. Вы получаете более жесткую и легкую структуру, чем раньше. И ваши потери составят процентов десять на обрезке краев, разве что.

Андерсон : Ух ты. Почему вы можете об этом рассказывать?

Маск : Причина, по которой я это рассказываю, в том, что никто больше не знает, как построить ракету таким образом. [Смеется]

Андерсон : Давайте поговорим о том, куда все это идет. Вы снизили стоимость запуска ракеты в десять раз. Допустим, вы сможете снизить ее еще больше. Как это изменит игру? Вы открываете новый рынок?

Маск : Именно.

Андерсон : Какие проблески нового рынка вы видите?

Маск : Например, спутники. Есть много применений для спутников, которые включаются в игру со снижением расходов: больше телекоммуникаций, больше вещания, лучшие прогнозы погоды, больше научных экспериментов.

Андерсон : То есть, обычный рынок спутников - но больше и дешевле.

Маск : Куда интереснее перспектива частных космических полетов.

Андерсон : Вы имеете в виду туризм?

Маск : Да, но как по мне, туризм - это уничижительное слово. Можно сказать, что большая часть государственных полетов была туризмом. Моя основная цель, в которую я верю, - основать жизнь на других планетах.

Андерсон : И Dragon, космический корабль, который пристыковался к МКС в мае, это один из многих шагов на пути к пилотируемому полету на Марс.

Маск : Да. Сила двигателей на Dragon такова, что они могут унести судно подальше - то есть оторваться от ракеты с очень хорошей силой. С такой же, которая сравнится по мощи со сверхзвуковым ретро-двигателем для посадки на Марс.

Андерсон : Вы могли послать Dragon на Марс вместо МКС?

Маск : Да, но он бы летел очень медленно, а когда прилетел, не смог бы сесть. Сделал бы кратер.

Андерсон : Проблема в остановке, когда вы добираетесь до пункта назначения?

Маск : Вторая версия Dragon, которая будет готова в три года, сможет это сделать. Но на самом деле, если человечество хочет произвести фундаментальный прорыв и стать мультипланетарным, должна появиться быстрая многоразовая ракета. Без нее космические перелеты будут в два раза дороже, чем должны.

Андерсон : Серьезно?

Маск : Представьте, что вам нужен был бы каждый раз новый самолет для перелета. Летать смогли бы немногие.

Андерсон : Насколько дорого обходится топливо?

Маск : Стоимость топлива на Falcon 9 составляет примерно 0,3% от всей цены. Посему, если ракета стоит 60 миллионов долларов, топливо обойдется в пару тысяч долларов. Это с реактивным ракетным топливом, которое стоит в три раза дороже обычного реактивного. Следующее поколение ракет могло бы использовать более дешевое топливо, а главное - использоваться повторно.

Андерсон : Вы делаете заявление прямо сейчас, что ли?

Маск : Я надеюсь, что мы сможем представить такую конструкцию в следующем году. Я хотел бы подчеркнуть, что это одна из целей SpaceX - я не говорю, что мы сделаем это. Но верю, что вполне можем. И для человечества это будет достижение, сопоставимое с тем, что сделали братья Райт. Это первое, что нужно сделать людям, чтобы стать космической цивилизацией. Америка никогда не была бы колонизирована, если бы корабли были одноразовыми.

Андерсон : А космический шаттл не многоразовый?

Маск : Многие думают, что он многоразовый, но в основном их выкидывают сразу после полета. Даже те части, которые остаются, настолько сложно переделать, что их перевозка обходится в четыре раза больше того, что за них можно выручить после модернизации.

Андерсон : Это как плыть на колумбовских кораблях, а назад возвращаться в спасательной шлюпке.

Маск : Мы начали тестирование кое-чего под названием Grasshopper Project, это первая стадия Falcon 9, на которой он сможет садиться и взлетать вертикально.

Андерсон : Огромная ракета, которая садится вертикально? Твою ж налево.

Маск : Да, налево. Выходит на орбиту, разворачивается, перезапускает двигатели, устремляется к земле, включает посадочные двигатели и садится вертикально.

Андерсон : Это прям какой-то «Незнайка на Луне». Похоже на то, какими должны быть космические полеты.

Маск : Совершенно верно.

Время крутых переводов. В этот раз того, что Илон Маск рассказал на WGS 2017.

Во время визита на World Government Summit в Дубае Илон Маск дал подробное интервью о своих планах, воззрениях и чаяниях. Удивительно, но его до сих пор так и не перевели на русский. Благодарим Hello Robots, которые исправили это недоразумение и дали нам разрешение на публикацию.

Как вы пришли к тому, чем вы занимаетесь сегодня? Какова ваша жизненная миссия?

Я отвечу. Но сначала позвольте поблагодарить вас за приглашение на этот саммит. Быть здесь — большая честь для меня. И мы с детьми отлично провели время в Дубае. Я советую всем побывать в этом замечательном городе, если вы ещё здесь не были.

Если говорить о мотивации… В двух словах этого не объяснить. Если по сути: когда я был ребёнком, то задавался вопросом — в чем смысл жизни, почему мы здесь, зачем это все? Потом я пришёл к выводу, что главное — это задавать правильные вопросы. И чем выше будет сознательность человечества, тем более правильными будут вопросы.

Как по мне, есть несколько ключевых вещей, необходимых для того, чтобы наше будущее было светлым. В долгосрочной перспективе примерами таких вещей могут послужить зелёный транспорт и зелёная энергетика. А также возможность стать космической цивилизацией, выйти к звёздам и быть межпланетным видом. Это стратегически важно для выживания человечества. Это первая причина. Защитный аргумент, страхование. Сохранение жизни, какой мы её знаем.

Но что для меня даже большая мотивация — так это создать чувство приключения. Позволить людям ощутить интерес к жизни. Если говорить о двух вариантах будущего, один вариант — оставаться на земле, пока не произойдёт какая-то катастрофа, а второй вариант — это когда человечество освоит разные планеты, возможно даже выйдет за пределы Солнечной системы. Я думаю, что второй вариант гораздо более интересный и вдохновляющий. Вы должны с нетерпением просыпаться по утрам. Жизнь не может состоять из одного лишь решения проблем. Иначе зачем все это? Должно быть что-то, к чему вы испытываете страсть, ради чего стоит жить.

Так что же для вас жизнь? Мы с вами уже говорили раньше. Жизнь — это иллюзия или реальность? Возможно это какой-то кинотеатр в формате миллион -D ? Что такое жизнь в понимании Илона Маска?

С возрастом я нахожу ответ на этот вопрос всё более трудным, запутанным и неочевидным… Если, в частности, рассмотреть, как развивались видеоигры за последние сорок лет… В то время самой крутой игрой был «Арканоид» или «Понг», когда у вас было два прямоугольника на экране и точка, символизирующая мячик…

Я играл в эту игру…

Да, я тоже! Именно. Все в неё играли. И на то время это было «вау!», это была довольно интересная игрушка. Но сегодня видеоигры практически фотореалистичны, в них играют одновременно миллионы. Вы видите, как развивается сегодня виртуальная реальность и дополненная реальность. И если экстраполировать эту тенденцию в будущее, неважно с каким приростом, пусть даже это будет одна десятая доля процента в год, то, в конце концов, такие игры будет невозможно отличить от реальности. Они будут настолько реалистичными, что вы не сможете увидеть разницу между такой игрой и реальностью, как мы её знаем.

Откуда нам знать, что это уже не произошло когда-то в прошлом? И что мы уже не находимся в такой игре?

Интересно…

Ну, то есть, это возможно…

Да, все возможно в этой жизни…

Ведь вещи по своей сути развиваются и стремятся к чему-то.

Если посмотреть на развитие цивилизации в последние 100 лет, то мы увидим, что прогресс движется очень быстро. А за последние 20 лет эти темпы стали просто «мозговыносящими». Так чего же нам стоит ожидать по прошествии еще 20, 30 или 100 лет? Каким будет образование? Каким будет транспорт? Каково ваше видение?

Думаю, это тот случай, когда очень сложно давать прогнозы. Взять хотя бы первый управляемый полёт самолета с тягой. 1903 год, братья Райт. И по прошествии всего 66 лет мы отправили людей на Луну. То есть, я хочу сказать, что если бы в 1900 году вы спросили у людей, каковы шансы слетать на Луну, то вас бы приняли за сумасшедшего.

Если бы вы попытались поговорить с кем-то об интернете, вас бы вообще не поняли. Это звучало бы как полное безумие.

Но сегодня с устройством за 100 долларов вы можете устроить видеоконференцию с кем угодно, даже на другом конце земного шара. Имея Wi-Fi-соединение, вы можете, по сути, сделать это бесплатно. Вы можете бесплатно установить мгновенную визуальную коммуникацию с кем угодно, даже с группой людей. Даже с миллионами людей, если говорить о соцсетях. Вы можете ввести любой вопрос в поисковик. Это как оракул всезнания, которому вы можете задать практически любой вопрос и мгновенно получить ответ на него. Эти вещи было бы крайне тяжело предсказать заранее, даже совсем в недалёком прошлом. То есть, по сути, единственное, в чём можно быть уверенным, так это в том, что какой бы прогноз мы сегодня ни сделали, мы наверняка ошибёмся.

Я думаю, что можно попробовать лишь очертить направление того, чего я бы хотел, но не того, что будет на самом деле. Но, возможно, я просто принимаю желаемое за действительное.

Я надеюсь, что мы окажемся на Марсе, и возможно дальше — на спутниках Юпитера. Возможно, мы будем совершать регулярные перелеты в пределах Солнечной системы, даже готовиться к полёту в соседние звёздные системы. Я думаю, эти вещи возможны в ближайшие 50 лет. Это будет очень увлекательно. Думаю, мы станем свидетелями колоссального прогресса в области автономности и искусственного интеллекта. И кстати, последнее произойдёт гораздо раньше.

Я ожидаю, что через десять лет новые машины, не оснащённые автопилотом, будут редкостью. Десять лет.

Уже через десять лет?

Да, думаю, что практически все машины, сходящие с конвейера через десять лет, будут иметь автопилот. Сегодня все производимые машины «Тесла» имеют необходимые для этого датчики, а их вычислительной мощности достаточно, чтобы пилотировать автомобиль безопаснее, чем человек. По сути, всё сводится к разработке и прошивке необходимого ПО. Но даже если вычислительной мощности окажется недостаточно, мы можем легко модернизировать аппаратную часть. И это касается всех автомобилей «Тесла», выпущенных начиная с октября 2016 года. И остальные производители последуют за нами. Ездить на машине будет как ездить на лифте. Вы просто говорите, куда вам надо, и машина транспортирует вас в точку назначения с самой высокой безопасностью. И это будет в порядке вещей.

Это как с лифтами. Когда-то лифтами управляли лифтёры. Был специальный человек, который манипулировал рычагом. Но сегодня мы просто заходим в лифт, нажимаем кнопку — и это воспринимается как должное.

Автономия будет массовым явлением. Думаю, один из самых беспокоящих вопросов будущего — это искусственный интеллект. Я говорю не об ограниченном ИИ, к которому, например, отношу автомобильный автопилот. Он ограничен выполнением определенной функции. Я говорю о глубоком, общем искусственном интеллекте — это когда у вас есть ИИ, который значительно умнее, чем самый умный человек на земле. И я думаю, что это опасная ситуация.

Но почему, в чем опасность? Есть два мнения. Некоторые считают, что искусственный интеллект будет помощником человечества, но другие утверждают, что он станет угрозой. Почему это так?

Я думаю, что правы обе теории. С одной стороны, если бы мы представили… Представьте, что нам предстоит встретиться с чужепланетным видом жизни, с высокоинтеллектуальной инопланетной формой жизни, скажем, через десять или максимум двадцать лет. Сверхразумной!

То есть вы думаете, что через двадцать лет нам стоит ожидать визита инопланетян?

Ну, я хочу сказать, что цифровой сверхразум будет похож на инопланетную форму жизни.

Будет похож на инопланетянина?

Ну, а если я спрошу, считаете ли вы, что есть разумная жизнь за пределами Земли?

Это представляется вероятным. Думаю, это один из величайших вопросов физики и науки в целом — почему мы не знаем о существовании инопланетян? Возможно, они среди нас, как знать? Некоторые думаю, что я инопланетянин. Неправда. Неправда…

Но что, если мы сами инопланетяне? Все люди? Я имею в виду, что если взять восточную цивилизацию, то люди считают, что они пришли не с Земли, а откуда-то извне. Что Адам и Ева пришли на землю из иного мира. То есть все мы, все люди являемся, по сути, инопланетянами. Как вы думаете, мы вступим в контакт с инопланетянами в ближайшие 50 лет?

Это сложный вопрос, действительно. Я хочу сказать, что если где-то есть сверхразумная инопланетная жизнь, то они наверняка уже изучают нас. И мы просто не обладаем достаточным интеллектом, чтобы обнаружить их присутствие.

Если сделать грубый подсчёт, то мы можем видеть, что любая сверхразумная раса, которая поставила своей целью заселить галактику, может заселить ее очень быстро. Даже если расселение будет происходить на субсветовой скорости, скажем, 10 или 20 процентов от скорости света, то на это потребуется 10, ну максимум, 20 миллионов лет. В астрономических масштабах это, по сути, ничто.

Однажды вы сказали, что хотите умереть на Марсе? Почему?

Хотелось бы внести ясность. Я не стремлюсь умереть на Марсе. Просто все мы когда-нибудь умрём, и если бы пришлось выбирать место для этого, то почему бы и не Марс? Если ты родился на Земле, то почему бы не умереть на Марсе? Это представляется забавным. То есть, будучи поставленным перед таким выбором, я бы сказал — почему нет? Я бы умер на Марсе. Но это не мания. И если уж я умру на Марсе, то я просто не хочу, чтобы это было от удара о поверхность.

Ясно. Вернёмся к земным вопросам. Вы написали в Твиттере, что строите туннель под Вашингтоном. Можете рассказать об этом?

Ну, это секретный план… Я могу, но это должно остаться между нами.

Об этом никто не знает?

Да, именно. И давайте оставим это в тайне. Это может прозвучать глупо или тривиально. Я уже много лет твержу об этом, тем не менее. Я полагаю, что ключ к решению проблемы дорожного движения в крупных городах заключается в развитии системы туннелей. И я говорю не о плоской двумерной сети туннелей, а о многоуровневых решениях. На самом деле сооружения проще простирать в глубину, чем в высоту. Самые глубокие шахты глубже, имеют большую вертикальную характеристику, чем самые высокие здания. То есть сеть туннелей может иметь 20, 30, 40 или 50 уровней. По сути, может быть сколь угодно большое количество уровней. И это открывает возможности для преодоления загруженности улиц любого, даже самого оживлённого города мира. Вопрос лишь в методике бурения, которая позволит делать это быстро, с низкой себестоимостью и с самым высоким уровнем безопасности. То есть, научившись бурить туннели быстро, недорого и безопасно, мы в скором времени полностью разрешим ситуацию с загруженностью автомобильных дорог в городах. Вот почему я придаю такое значение этому вопросу. Вашингтон, округ Колумбия, Лос-Анжелес, по сути, любой большой город в Америке и во всём мире страдает от пробок. Это в высокой степени связано с тем, что здания в этих городах вытянуты в высоту, они трёхмерны, в то время как сеть дорог остается двухмерной, она одноуровневая. А люди, как правило, покидают здания в одно и то же время. И так образуются пробки.

Давайте вернёмся к вашим планам, связанным с Дубаем. В прошлый раз мы с вами виделись в вашем офисе Space X 4 июля 2015 года. Я спросил вас, намерены ли вы выходить на рынок ОАЭ. И вы ответили, что сейчас у вас в приоритете Китай, и что возможно, но не в ближайшем будущем. Прошло почти полтора года, и вот мы видим вас здесь. Вы считаете, что пришло время для Эмиратов?

Ну, я считаю, что в Китае наши дела идут довольно неплохо. После некоторых организационных моментов, связанных с сетью обслуживания и зарядных станций, мы наладили наши дела в Китае… Сейчас момент кажется подходящим для полномасштабного выхода в этот регион, и мы начинаем с Дубая.

По вашему мнению, что станет следующим большим технологическим прорывом?

Новой технологией?

Да, что кардинально изменит наш образ мысли, образ жизни, наше ведение бизнеса?

Ну, ближайшее крупное изменение правил игры с технологической точки зрения будет связано с автономным вождением. Я бы сказал, что это произойдёт гораздо быстрее, чем подозревают большинство людей. Машины с автопилотом — это очень удобно. С другой стороны, в мире живут много людей, которые зарабатывают этим на жизнь. Если… Я думаю, что вождение транспорта в разных формах — это сфера, в которой трудоустроено наибольшее количество народа. Это крупнейший источник рабочих мест. Поэтому нам надо пересмотреть роль этих людей, чем им заниматься, поскольку это будет большим потрясением и произойдёт очень скоро.

Надо прояснить, что я имею в виду, говоря «скоро». Ведь разные люди понимают слово «скоро» по-разному. В мире сейчас существует 2 миллиарда единиц автотранспорта. И эта цифра стремится к 2,5 миллиардов легковых и грузовых автомобилей. В сумме мировые мощности по производству автомобилей составляют 100 миллионов единиц в год. И это логично, поскольку жизненный цикл автомобиля в среднем составляет 20-25 пять лет.

Появление полностью автономного автопилота не приведет сразу же к массовым социальным потрясениям. Потребуется время, чтобы произвести достаточное количество автопилотируемых машин, чтобы вопрос безработицы встал серьёзно. И этот вопрос станет по-настоящему актуальным через 20 лет. Тем не менее, 20 лет — это не такой большой срок, по истечении которого от 12 до 15 процентов трудящихся потеряют работу.

Этой самый большой саммит правительств разных стран. У нас здесь собрались официальные лица из почти 140 государств. Если бы хотели дать три совета представителям правящих кругов, как подготовиться к будущему, в чем бы они заключались?

Первым советом было бы — уделять самое пристальное внимание развитию искусственного интеллекта. Нам надо очень внимательно следить за тем, как мы внедряем искусственный интеллект, и следить, чтобы увлечённые работой ученые не заходили слишком далеко. Поскольку разработчики иногда так погружаются в работу, что забывают контролировать последствия своих действий. То есть, я считаю, что это вопрос общественной безопасности. Правительства должны следить за искусственным интеллектом и убедиться, что он не представляет опасности для населения.

Второй вещью я бы назвал необходимость пересмотреть транспорт как таковой. Есть направление электрификации транспортных средств, возобновляемый транспорт, но опять-таки — эти вещи чуть более долгосрочные. Это ожидается позже, чем машины с автопилотом. Полного перехода на электрические автомобили стоит ожидать через 30-40 лет, не раньше. Это повлечёт за собой кардинальное увеличение потребности в электроэнергии. Сегодня, если говорить о мировых энергетических потребностях, то одна треть — это отопление, одна треть — транспорт и еще одна — электричество. Со временем практически все 100 процентов, подавляющее количество энергии будет существовать в виде электроэнергии. Потребность в электричестве со временем возрастет троекратно. И это большой вопрос. Чем можно обеспечить такой прирост производства электроэнергии?

Ну что же, выглядит довольно просто. Это всё, больше никаких вызовов перед государственным сектором?

Ну, эти вещи взаимосвязаны… Есть угроза массовой безработицы. Это будет большой проблемой нашего общества. В конечном итоге нам придется установить что-то наподобие всеобщего базового дохода. Думаю, что мы будем просто вынуждены пойти на это.

Всеобщий базовый доход?

Всеобщий базовый доход. Я думаю, он будет необходим.

То есть, это значит, что нетрудоустроенные люди будут содержаться государствами во всем мире?

Потому что просто не будет работы для них? Потому что машины и роботы будут выполнять всю работу?

Да, работы, которую роботы не смогли бы делать лучше людей, будет очень и очень немного.

Я хочу, чтобы вы правильно меня поняли. Это не что-то, чего я желаю, это просто то, что я считаю вероятным. И если я прав в своём предположении, и это действительно произойдёт, то нам надо понять, что мы собираемся с этим делать.

Я делаю вывод, что понадобится какой-то всеобщий базовый доход. Следующее, производство продуктов и услуг будет крайне интенсивным... Автоматизация приведет к избыточности. Практически все станет очень дешёвым. Думаю, в итоге мы придем ко всеобщему базовому доходу, он будет необходим. Но это повлечёт за собой даже большую проблему, проблему смысла в жизни для людей. Ведь очень многие на самом деле не мыслят себя вне своей работы. Но если ты не нужен, если нет потребности в твоем труде, то как быть тогда? В чем смысл? Как не ощутить себя бесполезным? И эту проблему решить очень гораздо сложнее.

И потом, как нам убедиться, что будущее окажется таким, каким мы хотим? У меня есть потенциальное решение…. Хотя мы уже начинаем углубляться в футуристику, фантастику или какие-то высоконаучные материи… Тем не менее, я вижу своего рода слияние биологического разума с искусственным.

Мы ведь уже в определенном смысле киборги. Например, как я уже говорил, взять хотя бы Гугл или другие поисковики, где вы можете моментально получить ответ на любой вопрос. Поэтому у всех нас уже есть цифровая надстройка над нервной системой. Можно сказать, что лимбическая система является первым уровнем. Она отвечает за рефлексы, общие для всех животных. Потом идет кора головного мозга, которая отвечает за мышление и планирование, это второй уровень. А третьим уровнем является ваша цифровая идентичность. И по сути, когда человек умирает, он оставляет после себя этот цифровой призрак в информационном поле. Электронные письма, записи и фото в социальных сетях — они продолжают свое существование. То есть со временем, я думаю, взаимодействие между биологическим и цифровым разумом будет становиться всё теснее. И оно будет настолько плотным, насколько позволит скорость интерфейса обмена данными между мозгом и цифровой надстройкой, особенно скорость в направлении к от биологического уровня к цифровому. Причём особого прогресса сегодня не наблюдается, скорее, наоборот. Раньше мы пользовались клавиатурами, но теперь на телефонах и планшетах мы набираем одним-двумя пальцами. Компьютеры могут обмениваться триллионами бит данных в секунду, но ваш палец поддерживает только десять бит в секунду, ну пусть даже сто бит. Поэтому широкополосный интерфейс, подключаемый к мозгу, в моем понимании, поспособствует достижению симбиоза между человеком и машинным разумом, и возможно это поможет решить проблему контроля и проблему смысла.

Да, это вопросы, граничащие с эзотерикой.

Ничего, это почти вписывается в тему конференции… Вы всегда мыслите нешаблонно. У вас очень амбициозные планы. Вы захотели освоить космос, и вы сделали это. Вы захотели сделать многоразовую ракету, и после многочисленных неудач, сколько там их было — семь, восемь?

Я отношу к таким неудачам четыре серьезные попытки запуска…

Откуда вы берете эти идеи? Ведь многие из них просто выходят за пределы человеческих возможностей.

Ну, я просто начинаю думать — какое же технологическое решение требуется для достижения какой-то определенной цели, и просто пытаюсь достичь максимально возможного прогресса в этом направлении. Например, для космических полётов критически важным пунктом, без которого не будет прогресса, является полная многоразовость их использования. Как для самолётов. Мы понимаем, что если бы самолёты были одноразовыми, практически не нашлось бы желающих ими пользоваться. Ведь «Боинг-747» стоит 250 или 300 миллионов долларов. К тому же вам понадобится два самолёта, чтобы слетать в оба конца. Но платить миллионы за перелёт никто не станет. Но поскольку самолёт можно использовать повторно десятки и сотни тысяч раз, стоимость рейса снижается кардинально. Это справедливо и для ракет. Наша ракета стоит примерно 60 миллионов долларов. То есть при одноразовом использовании стоимость запуска составляет 60 миллионов долларов.

Но если ее использовать тысячу раз, то себестоимость запуска будет 60 тысяч долларов. И если при этом в ракете находится большое количество пассажиров, то стоимость космического перелета на одного человека будет не так уж и сильно отличаться от стоимости авиабилета. И это действительно фундаментальная вещь.

Поскольку гравитационный колодец на Земле довольно глубокий, то сделать многоразовую ракету намного сложнее, чем сделать многоразовый самолёт. Именно по этой причине до сих пор не делали ракет с полной многоразовостью. Но если использовать лучшие материалы, самые продвинутые методы проектирования и сделать всё как следует, то можно добиться полного повторного использования ракеты. Нам повезло, что гравитационный колодец Земли не оказался, скажем, на десять процентов глубже, поскольку уже при таких показателях многоразовость была бы недостижимой.

Для воплощения идей нужна хорошая команда. Как вы выбираете людей, с которыми работаете? На чём основан ваш выбор?

Думаю, в первую очередь я руководствуюсь интуитивным чутьём. Когда провожу собеседование с кем-то, мой основной вопрос всегда один и тот же…

И какой же это вопрос?

Я прошу человека рассказать историю своей жизни. Расскажите о решениях, которые вы принимали, и почему вы сделали такой выбор. И также прошу рассказать о том, какие самые сложные проблемы перед этим человеком стояли, и как он их решал. Это важный вопрос, потому что люди, решающие проблемы, знают и помнят все, вплоть до малейших деталей. А люди, которые лишь делают вид, что решают проблемы, могут знать на поверхностном уровне, но при более глубокой детализации они тушуются.

А что же было тяжелейшим испытанием для вас лично?

Наибольшим испытанием?

Никаких испытаний не было?

Да нет же, была целая куча, просто пытаюсь понять, какое было худшим.

Все зависит от времени. Одна из самых сложных вещей — сохранять корректирующую обратную связь и не давать ей разрушаться со временем, когда люди стремятся говорить вам именно то, что вы хотите слышать. Это очень сложно.

Наше время подходит к концу. У меня будет только один заключительный вопрос. Здесь, на всемирном саммите правительств, присутствуют люди, молодежь со всего мира. Вы бы хотели дать им напутствие? Молодым людям, которые хотят быть похожими на Илона Маска?

Я думаю, им не стоит мечтать походить на меня. Думаю, это звучит лучше, чем есть на самом деле.

О’кей.

Да, это не такое уж и удовольствие.

Правда?

Однозначно. Нет, наверняка, это не худший вариант, но я не уверен, что сам захотел бы быть собой! Но….

Мой совет каждому, кто хочет чего-то добиться… Я считаю физику лучшей основой для выработки аналитического мышления. Я бы порекомендовал постичь сам образ мыслей, присущий физике. Не только уравнения, хотя они важны, но само мышление категориями физики — лучшая база для постижения вещей, не понятных интуитивно.

Одна из наибольших ошибок, которую совершают люди, и я в том числе, — это принимать желаемое за действительное. То есть, когда вы хотите, чтобы что-то было правдой, даже если это неправда. И вы начинаете закрывать глаза на правду из-за этого самообмана. Этой ловушки сложно избежать. И я тоже этим грешу… Поэтому важно придерживаться позиции, что вы в чем-то заблуждаетесь, но стремитесь заблуждаться меньше. И вы должны добиваться критических отзывов, особенно от друзей. Те, кто вас любят, хотят для вас лучшего. И они не хотят вас огорчать. То есть вы должны говорить им, что хотите слышать настоящую правду, и тогда они вам её скажут.

Большое спасибо!

Перевод - Hello Robots , адаптация - Петр и Мазепа.

Взгляните на главные эпизоды биографии Илона Маска:

Илон Маск родился 28 июня 1971 года в городе Претория в ЮАР.

«Илон всегда был интровертом. Там где большинство людей пойдет на отличную вечеринку, Илон будет проводить скорее время в библиотеке за прочтением . Для него они и были развлечением. Как-то в возрасте 3-4 лет он задал вопрос: «Где начинается и заканчивается весь мир? «. Подобные вопросы дали мне понять, что он мыслит по-особенному», — в одном из интервью поделился воспоминаниями отец Илона Эррол Маск.


Мать Илона — Майе Маск — канадка по национальности, профессиональный и модель, лицо которой появлялось на упаковках хлопьев Special K и обложке журнала Time.


В 1979 году родители Эррол и Майе Маск развелись. 9-ти летний Илон и его младший брат Кимбал приняли решение остаться с отцом.


В 1983 году в возрасте 12 лет Илон продал компьютерному журналу свою первую написанную игру под названием «Blastar» за 500 долларов. Ту игру сам Маск считал тривиальной.


Школьные годы молодого исследователя были не самыми лучшими. В книге Эшли Вэнс «Илон Маск: Tesla, SpaceX и квест в фантастическое будущее» рассказывается история о том, как Маск был госпитализирован, когда группа задир в школе спустила его с лестницы и избила до потери сознания.


После школьного выпуска Илон вместе со своей матерью Майе, сестрой Тоска и братом Кимбалом переехали в . Следующие 2 года он провел обучаясь в Университете Квинс в городе Кингстон канадской провинции Онтарио.


Однако продолжать свое обучение Илон принялся в , где и получил степени по физике и экономике.


Во время обучения в Пенсильвании Илон со своим другом из университета Адео Ресси (Adeo Ressi) снимали 10-комнатный дом, который, порой, превращали в настоящий ночной клуб. Это был ранний предпринимательский эксперимент для обоих студентов.


После выпуска из университета Илон принял решение продолжить обучение для получение ученой степени PhD (кандидат наук) в , но в конечном итоге бросил эту затею и решил проверить свою удачу в начинающейся интернет-лихорадке. Об учебе в Стенфорде Илон Маск больше никогда не вспомнит.


Илон и его брат Кимбал (на фото ниже) взяли 28 000$ из бюджета своего отца для основания компании Zip2 — веб-стартапа, который предоставлял городские тревел-гиды таким газетам как New York Times и Chicago Tribune .


По словам Маска, пока компания Zip2 вставала на ноги, он буквально жил в офисе и принимал душ в местном отделении молодежной волонтерской организации YMCA . Все эти усилия будут щедро вознаграждены в момент, когда компания Compaq приобретёт Zip2 за $ 341 000 000 .


Фото: Noah Berger | REUTERS

Собственный бюджет Илона Маска после сделки составит 22 миллиона долларов, половину из которых в 1999 году молодой предприниматель потратит на основание очередной компании в области онлайн-банкинга — X.com . Через год проект сольется со стартапом Confinity, который к тому времени основал Питер Тиль. Это объединение создаст новую компанию, которую назовут PayPal .


Илон Маск был назначен на пост CEO новосозданной компании PayPal . Но спустя некоторое время внутри проекта возникнут серьезные ссоры: Илон настаивал на том, чтобы перевести сервера компании с бесплатной операционной системы Unix на продукт, с чем был не согласен главный технический директор PayPal Макс Левчин (на фото).


Фото: Getty | Drew Angerer

В 2000 году Маск взял свой первый за долгое время отпуск. Пока Илон находился , совет директоров PayPal принял решение уволить его и сделал новым CEO Питера Тиля.


«В этом и заключается проблема отпусков» , — в одном из своих интервью позже пошутит Илон.

Однако Маск так и останется одним из крупнейших акционеров PayPal , что принесет ему 165 миллионов долларов из $1,5-миллиардной суммы, которую в 2002 году заплатит за PayPal компания eBay .


Еще до продажи PayPal любитель научной фантастики Маск уже вынашивал идею по отправке мышей или растений на Марс. Он даже пытался приобрести списанные советские ракеты для этих целей. Но продавец из России хотел получить более 8 миллионов долларов за ракету, что заставило Маска задуматься о постройке собственной более дешевой версии.


В 2002 году Илон Маск основывает компанию, известную под названием Space Exploration Technologies или просто SpaceX . Целью Маска станет разработка процессов, которые помогут сделать полёты в космос более доступными.


Фото: Mario Anzuoni | Reuters

Первыми аппаратами SpaceX станут Falcon 1 , названный в честь космического корабля «Тысячелетний сокол» (Millenium Falcon) из фильма «Звездные войны» (Star Wars) ..


..и корабль SpaceX Dragon , названный в честь песни «Puff the Magic Dragon» . Этим названием Илон Маск хотел ответить всем скептикам, которые утверждали, что SpaceX никогда не сможет запустить космический аппарат.


В долгосрочной перспективе целью SpaceX является колонизация Марса. В одном из интервью Маск отметил, что не выведет акции SpaceX на IPO (первичное публичное размещение) до тех пор, пока «колониальный траспортер на Марс» не будет совершать регулярные полёты.


В то же время довольно много задач у Илона Маска остается и на Земле. В 2004 году он совершает первое инвестирование в размере 70 миллионов долларов в Tesla Motors — компанию по производству , которую он соосновал вместе с одним из опытнейших исполнительных менеджеров — Мартином Эберхардом.


Илон Маск принял активную роль в работе над продуктами компании, а также занял пост председателя. Он также помог в разработке первого электрокара — Tesla Roadster , выпуск первой версии которого начался в 2006 году.


Фото: Scott Olson | Getty Images

Так как и этого было недостаточно, в 2006 году Маск реализовал идею SolarCity — компании по производству , продукты которой должны были помочь в борьбе с . Для развития компании Илон Маск привлек своих кузенов Питера и Линдона Райве.


Возвращаясь к делам Tesla , всё шло не совсем так, как того ожидал сам Илон. Под руководством Эберхарда Tesla сжигала больше финансовых ресурсов, чем ей удавалось приносить. В 2007 году по инициативе Маска на одном из заседаний членов правления Эберхард был отстранен от дальнейшей работы.


В 2008 году с приходом глобального финансового кризиса Маску пришлось инвестировать $40 миллионов в Tesla и одолжить еще $40 миллионов для избежания банкротства компании. В этом же году Маск становится СЕО Tesla , что, конечно, не случайно.


В тот год компании SpaceX , Tesla и SolarCity окончательно разорили Маска. Он описывает 2008-й год как худший год своей жизни, так как Tesla по-прежнему продолжала терять деньги, а SpaceX столкнулся с проблемами по запуску ракеты Falcon 1 . К 2009 году Илон выживал лишь за счет личных займов.


Фото: Bobby Yip | REUTERS

Приблизительно в то же время Илон Маск проходит через развод со своей первой женой Джастин Маск — канадской писательницей, которая подарила ему 6 сыновей.


2008 года приносит Илону две хорошие новости: SpaceX получает $1,5 миллиардный контракт с NASA на полёты в космос, а для бизнеса Tesla наконец-то находятся внешние инвесторы.


К 2010 году ситуация вновь серьёзно меняется: в июне того года Tesla оценивается в $226 миллионов на IPO и становится первой публичной со времен Ford в 1956 году. В этот момент Илон продает акции компании на сумму $15 миллионов, чтобы вернуть свое финансовое состояние в привычное русло.


Фото: Brendan McDermid | REUTERS

Экстраординарная карьера Илона Маска стала заметна также и в других кругах. Образ Тони Старка из «Железный человек» был частично основан на реальной жизни Илона. Более того, во второй части фильма Маск сам появляется в кадре.


Все это время личная жизнь Илона была наполнена чередой различных событий. В 2008 году он начинает встречаться с актрисой Талула Райли. В 2010 году они поженятся, а в 2012 уже разведутся. К июлю 2013 года они поженятся вновь, однако в декабре 2014 года Илон Маск снова подаст на развод, хоть и после заберет обратно документы. В марте 2016 года на развод уже подаст Райли.


Фото: Pascal Le Segretain | Getty Images

Дела с работой в тот период будут идти неплохо. К концу 2015 года SpaceX совершит 24 успешных запуска к Международной Космической Станции, совершая множество исследований в процессе. Спустя некоторое время Falcon 9 совершит первое успешное приземление многоразовой орбитальной ракеты на водную платформу.


Идеи по-прежнему не прекращают посещать Илона Маска. Несмотря движение в сторону развития солнечной энергии, электрических транспортных средств и колонизации Марса, Маск принялся за разработку нового проекта под названием Hyperloop — транспортной системы, способной перемещать пассажиров на значительные расстояния со скоростью более 1000 км/ч.


Илон Маск убежден, что в скором будущем человечество может столкнуться с угрозой потери управления над искусственным интеллектом, в связи с чем в конце 2015 года предприниматель представил очередной — OpenAI , целью которого станет наблюдение за развитием .


Фото: jurvetson | Flickr

В начале 2016 года стало известно об очередном невероятном проекте Илона Маска — по производству литий-ионных батарей, площадь которой будет составлять более 300 000 квадратных метров. Ожидается, что Гигафабрика сможет производить больше батарей, чем все аналогичные фабрики по всему миру вместе взятые. Запуск проекта намечен на 2020 год.


В июне 2016 года Илон Маск представил свой , с целью объединить два самых крупных своих энергетических проекта «под одной крышей». Позднее в августе сделка на сумму 2,6 миллиарда долларов была подтверждена окончательно.


В декабре 2016 года Илон Маск основывает очередной бизнес — THE BORING COMPANY — бурильно-строительную компанию, задачами которой станут создание подземной инфраструктуры в оживленных мегаполисах, благодаря которой жители и автомобилисты смогут избегать дорожных пробок, а также помощь в развитии проектов сверхскоростных поездов Hyperloop .


Типичный день в SpaceX – 12 часов работы. Вам придется работать сверхурочно, по 60 и 70 часов на неделе.

Обязательная работа по выходным

Маск работает по субботам и воскресеньям и требует того же от сотрудников и партнеров. Вэнс приводит слова члена совета директоров Tesla Стива Джарветсона:

Маск намеренно выбрал место для своего рабочего стола у всех на виду. Он бывает здесь практически каждую субботу и воскресенье и хочет, чтобы сотрудники видели его и знали, что всегда могут его найти. Кроме того, он мог позвонить поставщикам на выходных, чтобы они знали, что он лично тратит все свое время на заводе, занимаясь проектом, и ожидает от них того же.

Маск хочет, чтобы его сотрудники понимали, какое великое дело творят, и были погружены в него полностью. Когда сотрудник Tesla пропустил совещание из-за рождения ребенка, Маск якобы послал ему электронное письмо примерно такого содержания:

«Это не оправдание. Я очень разочарован. Вам нужно пересмотреть приоритеты. Мы меняем мир и историю, и вы либо с нами, либо нет».


Имя сотрудника в книге не раскрывается, а сам Маск отрицает, что он писал что-то подобное: после выхода книги появилась его запись в Twitter о том, что эта история – выдумка, и что его это задело.


Запись Элона Маска в Twitter. Фото Twitter

Готовность браться за «невозможное»

Маск признает, что сделать что-то невозможно, только если это противоречит законам физики. Эшли Вэнс пишет со слов Али Явидана, одного из главных технических специалистов Tesla:

В компании Tesla действовали те же самые технические правила, что и в SpaceX. Вы либо делаете то, о чем попросил Маск, либо с головой уходите в термодинамику, чтобы объяснить, почему это не может быть сделано. «Он всегда говорил: “Посмотрим на это с точки зрения физики“», - рассказывал Явидан.

Явидан говорит и о том, что Маску мало сказать о проблеме, нужно предоставить подробный отчет о том, что ты будешь делать дальше:

Одной из самых ужасных была та встреча, когда нам понадобилось попросить Маска дать нам дополнительные две недели и еще денег, чтобы построить дополнительную версию Model S. Мы составили план, сколько времени и денег нам потребуется. Мы сказали, что если он хочет получить автомобиль через 30 дней, то потребуются новые сотрудники, и показали ему стопку резюме. Ему нужно предложить готовый план. Когда мы это сделали, он произнес: «Окей, спасибо». Все выдохнули с облегчением и мыслью: «Черт, он нас не уволил».

Джереми Холлман, сотрудник SpaceX, рассказывает, как в его проекте что-то пошло не так и Маск устроил ему «допрос»:

Илон спросил меня, сколько времени уйдет на устранение неполадок, а мне нечего было ответить. Он сказал: «Это надо знать. Это важно для компании. На этом держится абсолютно все. Почему у тебя нет ответа?» Он продолжал атаковать меня конкретными, прямыми вопросами. Я думал, надо было скорее сообщить о случившемся, но понял, что гораздо важнее сначала собрать всю информацию.

Вот какой случай произошел с Стивом Дэвидсом, директором по инновационным проектам в SpaceX.

SpaceX искала специальное устройство для системы управления верхней ступенью ракеты Falcon 1. Дэвис начал искать поставщиков, которые могли его бы изготовить по заказу. Поставщики запросили 120 тысяч долларов. «Илон рассмеялся, - вспоминает Дэвис. - Он сказал: “Да эта штука не сложнее, чем автоматические гаражные ворота. Твой бюджет пять тысяч долларов. Иди и сделай“».


Дэвис работал над этой задачей девять месяцев. Закончив, он три часа писал Маску подробный отчет: как разрабатывал устройство, почему выбрал тот или иной путь разработки и какими будут затраты на производство. Дэвис совершил то, за что не взялся бы ни один другой инженер.

На отчет Маск ответил: «Ок».

«Я вложил в письмо каждый грамм своего интеллектуального багажа, а через минуту пришел этот простой ответ, - говорит Дэвис. - Похожую историю может рассказать любой в компании. Что мне нравится в Илоне, так это его способность очень быстро принимать судьбоносные решения».

Ради чего всё это
На вопрос о том, как он вдохновляет людей, Маск :

Я пытаюсь сделать это место работы классным, чтобы можно было наслаждаться тем, что делаешь. Я рассказываю о видении SpaceX: чего мы хотим достичь, куда идем, что делаем. Мы хотим доставлять людей на орбиту и дальше. В конце-концов, мы хотим стать компанией, которая сделала вклад в жизнь за пределами Земли.

На сайте indeed.com сотрудники SpaceX пишут :

SpaceX - это не работа, это стиль жизни. Это то, чем можно гордиться, но это и большой стресс.

Сотрудники также отмечают «потрясающую еду» и «невероятных, вдохновляющих людей рядом». Основные упреки в сторону огромных нагрузок и плохого менеджмента.

По данным сайта Glassdoor инженерам SpaceX платят от $77,350 в год до $123,055. Tesla - от $92,397 до $99,416.

Что сотрудники думают о Маске
Кевин Уотсон присоединился к SpaceX в 2008 году после 24 лет в NASA. Вот как он отзывается о Маске:

Илон просто гениален. Он участвует практически во всем и понимает практически все. Если он задает вопрос, быстро учишься не отвечать сразу. Маску нужны ответы, которые сводятся к фундаментальным законам физики. В чем он действительно разбирается, так это в ракетной физике. Он понимает ее, как никто другой. Я восхищаюсь глубиной задач, которые он может решать в уме.

Джеффри Штробель, сооснователь и технический директор Tesla, говорит:

На Илона крайне трудно работать - в основном из-за его эмоциональности. Главный всегда Илон. Он добился всего этого, проливая кровь, пот и слезы, и рисковал больше всех остальных. Я безмерно уважаю то, что он сделал. Без Илона ничего бы не было. Я считаю, он заслужил право быть первой скрипкой.

Один из бывших сотрудников SpaceX, имя которого не разглашается в книге Вэнса, сказал:

Мне кажется, самый серьезный недостаток Илона - полное отсутствие привязанности к людям и человеческого отношения. Многие без устали работали на него годами, а потом их выбросили на обочину словно мусор, не задумываясь ни на секунду. Люди для него были словно боеприпасы - их полностью использовали для конкретной цели, а потом выбросили.

Долли Сингх пять лет проработала в SpaceX в должности начальника отдела по найму сотрудников. Чтобы описать, каков Маск в работе, она приводит в пример . Этот день должен был стать для компании определяющим, но произошел сбой и ракета потерпела крушение. На сайте Quora Сингх пишет о реакции Маска:

Илон обратился к компании. Сказал, что никто не обещал, что будет легко. Перечислил все страны, которые пытались и не смогли пройти самый сложный первый этап полета, который удался Falcon 1.

Затем он объявил, что предвидел подобное неудачное развитие событий, поэтому смог договориться о новых инвестициях в компанию, которые должны позволить команде SpaceX подготовить еще два запуска.

Маск попросил не падать духом и сосредоточиться на работе, которой еще очень много. Он сказал, что никогда не бросит свою затею, и если команда не разочаруется в ней - цель будет достигнута.

Мне кажется, большинство из нас последовало бы за ним прямо в ад, захватив масло для загара. Это был самый впечатляющий пример лидерства, который я видела. За несколько секунд состояние людей изменилось от отчаяния до решимости двигаться дальше.

Как пишет Эшли Вэнс, под руководством Илона Маска люди «творят невозможное» и «создают историю». Маск настолько фанатично требователен к остальным, к их ритму жизни, к их степени погружения в работу, насколько требователен к себе. Эшли Вэнс пишет:

Человеку со стороны такая позиция может показаться безрассудной и глупой, но это философия Маска, и она постоянно толкает его и окружающих его людей достигать своего предела.

Работу с Маском не назвать комфортным опытом, он никогда не удовлетворен собственными результатами, соответственно, его никогда не устраивают результаты окружающих. Он заставляет себя работать все упорнее и требует того же от остальных.

Проблема в том, что он робот, в то время, как его окружают живые люди. Поэтому любой, кому доведется работать с Илоном, должен быть готов к постоянному дискомфорту. Но это как раз тот выход из зоны комфорта, который помогает расти так, как это невозможно будет сделать нигде больше. Такая возможность стоит пролитых крови и пота.