Российский кодекс предпринимательской этики. Деловой этикет и культура поведения делового человека

Это понятие разрабатывалось преимущественно в рамках рационалистической европейской традиции, а ее классическое определение принадлежит Р. Декарту. Для него она есть "понимание (conceptum) ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем".

Впоследствии понятие интеллектуальной интуиции, посредством которой усматриваются исходные непроблематизируемые начала и идеи в философии и науке, особенно интенсивно разрабатывалось в рамках феноменологической традиции. Там к интуитивно-рационально схватываемому содержанию относилось все то, что не встречается в наблюдении и не выводимо из последнего индуктивным путем.

Ссылки на феномен интеллектуальной интуиции особенно характерны для так называемых дедуктивных наук (логики и математики), в частности, для такого направления обоснования математического знания как интуиционизм (Э. Брауэр, Г. Вейль, А. Гейтинг). Здесь интуиция трактуется как непосредственная очевидность элементарных логико-математических суждений типа «А=А», отношений типа «больше-меньше» и т.д. Одним из рационально очевидных математических конструктов интуиционисты считали развертывающийся в потенциальную бесконечность натуральный ряд чисел.

В рамках гештальтпсихологии, испытавшей влияние со стороны гуссерлевской феноменологии, под интеллектуальной интуицией (инсайтом) понимался ключевой момент в решении мысленной задачи, когда дотоле несвязанные элементы связываются в новую структурную целостность. Однако связь творческих озарений с рациональной интуицией, понимаемой в феноменологическом духе, – остается весьма проблематичной. Ее истолкование как интеллектуальной самоочевидности представляется, во-первых, содержательно тривиальным, и, во-вторых, оно зачастую лишь оправдывает некритическую веру в собственные предрассудки, как это свойственно самим же феноменологам. На это в свое время совершенно справедливо указал А.Ф. Лосев, критикуя гипотетичность якобы интеллектуально очевидных построений Э. Гуссерля.

Гораздо более содержательное понимание интеллектуальной интуиции в смысле умозрения восходит к Платону и неоплатоникам. Здесь под ним понимается «умное созерцание» (или «умное видение») каких-то сущностных структурно-генетических оснований мирового бытия (идей или эйдосов), определяющих как сами вещи и процессы, так соответственно, и их целостное понимание. В таком акте "умного видения сущности" один или несколько ключевых мыслеобразов символически организуют и упорядочивают все "смысловое поле" постижения предмета, давая "ключ" к его последующему целостному и интерсубъективному вербально-понятийному пониманию. Мысле образ здесь - это исходная наглядная «матрица смысла», как бы непосредственно созерцаемый "скелет" понимания, на котором, грубо говоря, держится все понятийное "мясо". Можно сравнить это с силовым полем магнита, упорядочивающего железные стружки, когда можно созерцать сами структурные принципы действия магнита.

На особую роль структурно-символических эйдосов (архетипов) в науке обратил внимание В. Гейзенберг, говоря, что они "действуют как упорядочивающие операторы и формирующие факторы, образуя как раз искомый мост между чувственными восприятиями и идеями, а потому они составляют также и необходимое условие возникновения естественнонаучной теории". Более общую философскую гипотезу при анализе древних орнаментов высказал П.А. Флоренский. Для него орнамент "философичнее других ветвей изобразительного искусства, ибо он изображает не отдельные вещи, и не частные их соотношения, а облекает наглядностью некие мировые формулы бытия... Но ни духовный мир, ни Пифагорова музыка сфер не доступны оплотянившимся современным очам и ушам. Вот откуда суждение о беспредметности орнамента" .

По-видимому, именно дар умозрения при проникновении в «мировые формулы бытия» лежал в основе открытия спиралевидной структуры ДНК у Уотсона и Крика; таблицы химических элементов у Д.И. Менделеева; бензольного кольца у Кекуле. Гениальной философской эйдетической интуицией были наделены Платон, Николай Кузанский, П.А. Флоренский. Благодаря умозрению, мыслителю открываются как бы "силовые" упорядочивающие информационные "каркасы" мироздания; своеобразные "кристаллические решетки", обеспечивающие порядок и гармонию бытия. Однако дар философского умозрения (у тех же Платона и Флоренского, не говоря уж о Я. Беме или В.С. Соловьеве) оказывается тесно связанным с интуицией мистического толка и, соответственно, с мистикой, как особым типом внерационального знания.

Мистическое знание

Относительно мистического опыта в полной мере сохраняют свою актуальность выводы, которые сделал классик его изучения У. Джемс. В частности, он отметил два момента:

а) исключительное многообразие мистики, которое практически не поддается какой-либо концептуальной унификации;

б) очевидность мистического знания для самого мистика-адепта и его абсолютную не очевидность и проблематичность для другого сознания, т.е. принципиальную не интерсубъективность мистических переживаний.

В этой связи наш подход к анализу мистики будет сугубо "кантовским": мы ничего конкретно не будем утверждать о самом содержании мистических переживаний, о том что непосредственно видит мистик в состоянии транса; но зато мы имеем основания для вполне рационального, хотя и неизбежно гипотетического, ответа на вопрос "как и посредством чего такой опыт вообще возможен?".

Начнем с того, что было бы неправильным отождествлять мистику с религией, хотя соблазн такого отождествления и понятен, учитывая присутствие в любой религии мощного мистического элемента. Однако многие исследователи обоснованно отмечают, что мистический опыт может быть внетеистическим и даже внерелигиозным.

Пантеистические формы мистики выявил еще У. Джемс, а ряд авторов выделяет, помимо ее теистической и пантеистической разновидностей, также светский "этический мистицизм", когда непосредственно ощущается связь между всеми живущими людьми, и даже атеистический "виталистический мистицизм", когда утверждается возможность переживания единства "вселенского потока жизни" .

Собственно, и внутри церкви отношение к мистике всегда было далеко неоднозначным. Достаточно вспомнить средневековую борьбу между рационалистической схоластикой (линия Фомы Аквинского) и мистикой (линия Св. Бернара). Любопытно, что внутри православной мистики ряд отцов церкви различает собственно "религиозное откровение" и визионерско-мистический опыт.

Так, крупнейший мистик Исаак Сирин совершенно четко разводит "мистическое видение", которое всегда субъективно и ненадежно; и объективное "откровение сердца", о котором речь у нас еще впереди.

Впоследствии различия между "подлинной" (церковно-религиозной) и "вульгарной" (еретической) мистикой проведет Л.П. Карсавин, в частности, в работе "Мистика и ее значение в религиозности средневековья".

П.А. Флоренский наряду с подлинно религиозным выделит "безблагодатный" вариант мистического созерцания, в основе которого "лежит подлинный опыт, который, однако, преломляется через призму "психологизмов" и наряду с ценными мистическими открытиями способен приводить к аберрациям и ошибкам" .

Мистическим даром «созерцания вещей незримых» были наделены крупные поэты типа Данте, У. Блейка, М.Ю. Лермонтова, У. Уитмена, Д. Андреева, а также духовидцы-визионеры типа Э. Сведенборга или Ванги.

Однако подлинный мистический опыт достаточно редок и доступен лишь индивидам, наделенным особым даром. Этот дар мистического созерцания имеет, по-видимому, связь с какими-то, пока еще плохо исследованными, материально-несущими формами переноса и хранения информации (идеально-сущего содержания) во Вселенной и может быть связан со способностью к переживанию запредельного потока пророческих образов, в которых человеку могут непосредственно открыться иные слои реальности и более или менее целостные картины прошлого и будущего. Часто мистический опыт связан с переживанием единства и целостности мироздания, совпадая с праджня-интуиций; иногда - с яркими и трагическими картинами приближающейся катастрофы, как в поздней графике Леонардо да Винчи или в сновидениях К,Г. Юнга накануне первой мировой войны. Порой, напротив, мистическое озарение мгновенно приобщает к каким-то высшим ликам и сферам бытия, так что над разгадкой приоткрывшейся тайны потом мучительно бьется рациональная мысль мистика-визионера. Таково знаменитое мистическое постижение Софии-Премудрости Божией В.С. Соловьевым, воспетое в его поэме “Три разговора”. Здесь мы имеем дело с реальностью мыслеобразов, где разнородные визионерские образы как бы "нанизываются" на единую "нить" смысла, зачастую совершенно непрозрачного для нашего обыденного рассудка. В данной связи на ум приходит символ четок или бус.

Опыт подобного рода, по определению, является принципиально недоступным для другого сознания (разве что в косвенной форме притч, художественных образов, графических символов и т. д.). Поэтому не следует, как это часто бывает, отождествлять с подлинной мистикой, предпочитающей молчать о невыразимом, разного рода иррациональные оккультно-эзотерические тексты, претендующие на исчерпывающее раскрытие высших тайн бытия.

Такие претензии, как показывает история и нынешняя практика оккультизма, очень часто являются плодом типичного шарлатанства или психических заболеваний. В лучшем случае здесь присутствует попытка рационализации чисто субъективных психологических переживаний и фантазий, не имеющих общезначимого характера и потому оставляющих при своей текстовой объективации ощущение “рационалистически-механистической безвкусицы” по точному выражению С.Н. Булгакова. К последнему типу относятся, например, многочисленные опусы антропософа Р. Штайнера.

Религиозное знание

Религию, как особый тип духовного опыта, не следует идентифицировать ни с церковью (это - социальный институт), ни с религиозной общиной верующих (это - социальная общность), ни с культовыми действиями (это - разновидность магического действа), ни даже с различными видами теистического мировоззрения, если учесть, например, что в буддизме хинаяны нет идеи Бога- ни личного, ни безличного.

Религиозное знание уже по самой этимологии слова (от лат. religio - связь) подразумевает в первую очередь сердечную личную связь человека с высшими духовными началами и идеалами бытия, а также нравственное со-вестие с ними в волевых актах личного жизнеустроения. Действенная живая связь с высшим – вот в чем состоит особенность данного типа знания. Из этого понимания сущности религии вытекает несколько ее атрибутивных характеристик.

Во-первых, религия всегда имеет дело со сверхвременными и бесконечными истинами, которые как бы "свыше" открываются конечному человеческому сознанию, причем никогда первоначально не даются в абстрактной и отвлеченной форме (в текстах, графических символах или культовых действиях), а всегда являются в живом земном облике, будь то богочеловек Христос, как в христианстве; Будда, обретший просветление личными усилиями и несущий весть страждущему человечеству, как в буддизме; богодухновенные пророки и водители своих народов Моисей и Мухаммед, соответственно, в иудаизме и в исламе.

Иными словами, краеугольные религиозные истины всегда предстают в виде уже сбывшихся идеалов творческого жизнеустроения (или совершенного бытия-по-истине), задающих эталон гармоничного и духовно восходящего индивидуального бытия для последующих поколений. Все остальные религиозные истины и символы (художественные детали культа, архитектура, орнаментика, мифологические повествования, догматические определения) являются производными от них. Недаром знаменитый богослов Афанасий Великий так вкратце выразил суть христианской религии: "Бог вочеловечился, чтобы мы обожились".

Во-вторых, религиозное знание, данное в божественном откровении (Священное Писание в христианской традиции) или связанное с богодухновенным богословским истолкованием последнего (Священное Предание в христианстве), всегда апеллирует к духовному авторитету, к какой-то сведущей и просветленной личности, чей духовный опыт уподобления идеалу позволяют глубоко понимать и правильно интерпретировать истины, данные свыше. Более того, мера личного духовного совершенства (прежде всего нравственное содержание мыслей и поступков) определяет и степень глубины проникновения в религиозное содержание. С этих позиций понятно, какую огромную роль играет в религии фигура Учителя, а также и то, что религиозные символы той или иной религии могут быть непонятными для непосвященных – эзотеричными.

В-третьих, религия, как особый внерациональный тип духовного опыта, основана на такой познавательной способности как разум сердца . "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят", - говорит Христос в Нагорной проповеди, формулируя основную максиму христианского жития; а апостол Павел уточняет, что вера, как особый тип знания, пишется "Духом Бога живого не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца" (2Кор.,3,3).

Именно через сердечное со-вестие с высшим человек обретает подлиннуюверу-знание, которая воспринимается и ут-вер-ждается всем его существом. Такая мудрая вера - это ни в коем случае не дефицит рационального знания и не догматическое принятие каких-то идей и аксиом без всяких доказательств, как иногда думают. Напротив, это совершенно объективное для личности знание, как бы вливающееся в открытые вены ее сердца (откровение ), образующее центр ее сознательно-культурной жизни и творчества в мире. Именно о такой сердечной вере-знании всегда, в сущности, говорили и говорят наиболее серьезные богословы и религиозные философы.

Еще Климент Александрийский говорил о "духовных очах сердца", дарующих подлинную, а не обывательскую слепую веру в высшие начала бытия. Впоследствии Исаак Сирин наставлял, что "если достигнешь чистоты сердца, производимой верою в безмолвии от людей, и позабудешь знание мира сего, так, что не будешь и ощущать его, то внезапно обретется пред тобою духовное ведение". О том, что подлинное духовное откровение о высшем, а, соответственно, и знающая вера обретаются лишь через сердечное культурное творчество (через просветление и нравственное очищение сердца – его окультуривание в подлинном смысле этого слова) говорили впоследствии и Максим Исповедник, и Григорий Палама, и Б. Паскаль, и П.А. Флоренский, и Л.П. Вышеславцев, и И.А. Ильин в своих многочисленных работах.

Особое место учение о сердце занимает в учении Агни-Йоги. Там же дано, на наш взгляд, и одно из лучших определений веры в подлинной, а не превращенной форме ее существования: "Вера есть осознание истины, испытанной Огнем сердца" .

Соответственно, подлинно верующим можно признать только такого человека, который не просто знает канонические тексты и добросовестно отправляет религиозные обряды, а который, веруя всем сердцем, стремится своими повседневными поступками и мыслями творчески уподобиться высокому жизнеустроительному идеалу.

Так, если он истинный христианин, то стремится, посильно подражая подвигу Христа, "победить мир" (Ин., 16, 33), обуздывая и изживая свои порочные страсти, и, наоборот, утверждаясь в положительных нравственных качествах. Неслучайно крупнейший христианский мыслитель и видный деятель русской православной церкви рубежа 18-19 веков митрополит Платон (Левшин) писал: " Подлинно под видом святыя веры, страшныя злодейства были производимы. Но сие-то паче и должно всякого в вере утвердить, чтоб не наружным токмо ея блистать видом, но внутренне углубить ее в сердце (выд. нами - авт.), и существенными плодами ея, каковы суть мир, благость, милосердие, кротость, сердце чисто, таковыми плодами обогащать сокровище души своея".

Важно отметить, что воспитание собственного сердца, свойственное традиции религиозно-духовного подвижничества, есть важнейшее культурное действие в его не только личностно-экзистенциальном, но и социальном измерении. В качестве фактического обоснования данного тезиса - укажем на ту огромную позитивную культурно-социальную и воспитательную роль, которую сыграли в истории России люди "великого сердца и мудрости" - хотя бы Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Их жизнь сама превратилась в религиозный символ праведного и гармоничного жизнеустроения, в тот, уже сбывшийся в истории идеал, с которым может со-вестно сверять свои поступки каждый вновь вступающий в жизнь человек.

Показательно, что религиозное откровение, переставшее апеллировать к человеческому сердцу и необходимости каждодневного практического подтверждения веры, принявшее церковно-догматическую форму и противополагающее себя откровениям других религиозных систем и формообразований духа - всегда обрекается на принятие путем "слепой веры", а ее первоначально “живые” символы неизбежно вырождаются в мертвую знаковую обрядность. Такая вера религиозной и творческой верой быть перестает, вырождаясь в мракобесие и обскурантизм или в лучшем случае превращаясь в идеологический государственный институт.

С этих позиций, религиозно-культурным человеком-творцом – сколь бы парадоксально это ни звучало - может быть назван и атеист, не верующий в Бога, но у которого есть высокие духовные святыни и идеалы, в которые он верует всем сердцем и с которыми сверяет свои жизненные поступки. Воин, павший за Родину; учительница, посвятившая жизнь воспитанию детей и личным примером заложившая в них основы нравственного существования; ученый, вдохновенно стремящийся к истине и искренне радующийся успехам своих коллег и учеников; политик, бескорыстно и жертвенно служащий интересам своего народа; человек, утверждающий добрые и сердечные отношения дома и в рабочем коллективе - все они, даже являясь атеистами и воинствующими материалистами, тем не менее, оказываются своеобразными, но все же религиозными людьми.

И наоборот: какое отношение к религии, вере и сердцу имеет преступник, регулярно ходящий в храм и ставящий Богу свечку, чтобы замолить свои грехи? Или церковный батюшка, публично призывающий паству блюсти нравственные заповеди Христа, а сам втихаря предающийся разврату или стяжательству?

Это заставляет нас обратиться еще к одной и, быть может, важнейшей форме внерационального знания, которое может быть названо экзистенциально-жизнеустроительным и которому мы уделим особое внимание.

Для нас этика - прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этичное, либо как неэтичное. Поэтому полезно различать этику как идеал и этику как действие. Нас интересует и то и другое, но в рамках профессиональной этики.

Файлы: 1 файл

Hа страже честной конкуренции стоит не только государство, но и многочисленные объединения предпринимателей по профессиям союзы, гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать деятельность своих членов в интересах потребителей для обеспечения справедливой, равноправной и этически здоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые признаются его членами, как неэтичные.

5) Гордость за свой бизнес независимо от его области и масштабов. Любой бизнес, служащий удовлетворению потребностей покупателей и приносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий профессионализм, уверенность в собственных возможностях.

6) Такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды.

7) Принцип "в распределении прибыли должны участвовать все те, кто участвовали в ее создании".

Глава 3. Этический кодекс предпринимателя

В основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя лежат постулаты профессиональной этики предпринимателя. Цивилизованный предприниматель:

  • убежден в полезности своего дела не только для себя, но и для других, для общества, для государства;
  • исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;
  • верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
  • признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
  • уважает себя как личность, а любую личность как себя;
  • уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;
  • доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
  • ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию;
  • стремиться к нововведениям;
  • является гуманистом.

В 1912 году отечественными предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России:

  1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
  2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Русский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели честности и правдивости.
  3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Русский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей отчизны.
  4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождают ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
  5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависти от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
  6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
  7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
(Двенадцать принципов ведения дел в России, редакция от 1998 г.)

Введение и общие положения Предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе - неотъемлемая и важнейшая часть соврос. Далеко не каждый может стать настоящим предпринимателем, поскольку для этого требуется редкое сочетание многих качеств и способностей. Значение предпринимательства определяет его права и ответственность в обществе. Никакое законодательство, никакие контракты не в силах предусмотреть возможные повороты жизни. Очень часто предприниматель должен принимать решение, исходя из того, что подсказывает здравый смысл и совесть. Без опоры на совесть, моральные принципы и ценности он обрекает себя на личный крах, экономику - на гибель, а общество - на разруху. В современном, взаимосвязанном и взаимозависимом мире, где все более прозрачными становятся границы между государствами, эти принципы становятся мерилом репутации в международном сообществе, по ним и "встречают и провожают". Стремясь возродить и приумножить былую славу российского предпринимательства в России и мире, желая оставить в памяти будущих поколений благородный образ российского предпринимательства эпохи его пост-советского возрождения, мы призываем российских предпринимателей к утверждению следующих принципов ведения дел.

Принципы личности:

1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.

2. Уважение к другим участникам дела - основа отношений с ними и самоуважения. Оно дается выполнением принятых деловых обязательств.

3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.

Принципы профессионала:

4. Всегда веди дело сообразно средствам.

5. Оправдывай доверие, в нем - основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера.

Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.

6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки. Принципы гражданина России7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.

8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе этих принципов.

9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не труби о своих добрых делах.

Принципы гражданина Земли:

10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными кому бы - то ни было в стране и во всем мире.

12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они - не хуже и не лучше нас, они просто - другие.

Противоречащие кодексу этики черты, характерные для современного российского предпринимателя :

1.Практически полное отсутствие у наших предпринимателей
привычки и традиций услужить, обслужить, наиболее очевидно проявляющееся у работников сферы сервиса. Hе случайно при наборе персонала в многочисленные совместные предприятия (магазины, кафе, отели) обязательным требованием к претендентам является отсутствие опыта работы в государственной торговле, общественном питании, гостиничном хозяйстве.


2.Комплекс "неполноценности",покорность, боязнь пойти "до \конца",рискуя по-крупному. Психология не победителя, а вечно проигрывающего до начала игры. И вместе с тем - надежда на почти мгновенное, сказочное улучшение, но отнюдь не опора на собственные силы, настойчивость.

3.Зеркальное отражение предыдущего - рабская агрессивность, нетерпимость, нездоровое желание "растоптать", унизить. Иностранцы отмечают повышенную конфликтность наших людей, нежелание искать компромиссы.

4.Отчетливо выраженная у наших бизнесменов психология, объясняющаяся, с одной стороны, низким уровнем жизни, а с другой - неуверенностью в завтрашнем дне.


5.Стремление к ограничению конкуренции, монополизму, опираясь на "блат".


6.Отсутствие имиджа делового человека, предпринимателя, что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. Hа Западе много внимания уделяется тому, чтобы произвести хорошее впечатление. С человеком, неопрятно одетым, просто дело иметь не станут. Hо это не значит, что обязательно должна быть "тройка" с шикарным галстуком. Хорошее впечатление можно произвести и без прекрасного костюма. Пример За рубежом дела ведут солидные партнеры, не обращая внимания на то, что на переговорах кто - либо одет в джинсы и рубашку. Здесь важен имидж вообще.

Глава 4 . Этический кодекс предприятия

Моральные ценности фирмы, своеобразный ее этический кодекс - один из важнейших критериев, по которым можно узнать по-настоящему достойную фирму.

Основу этического кодекса фирмы можно сформулировать так: фирма не будет терпеть безнравственных или незаконных действий, предпринимаемых в целях превратно понимаемой ее выгоды или с целью личной выгоды: репутация фирмы выше любой выгоды.

Фирма - не просто экономический субъект, не просто дело, не просто место работы. Для делового, творческого, трудящегося человека фирма - важнейшее жизненное благо, которым он должен дорожить. И для фирмы каждый ее работник - благо. И фирма должна дорожить работником.

И какой же должна быть фирма?

А такой, чтобы ею можно было гордиться, чтобы работать на ней было честью, чтобы каждый выход на работу был не в тягость. Фирма должна быть такой, чтобы любой ее партнер имел удовлетворение от деловых контактов с ней и с ее работниками, чтобы он захотел вновь иметь дело с фирмой, чтобы он всегда и всюду давал о ней только положительные отзывы. И все это возможно, если фирма не будет забывать о существовании этического кодекса фирмы, если она будет ему постоянно следовать.

Привлекательный имидж

Формируя себя как предпринимателя, Вы должны ясно осознавать, что такие черты, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только «в обществе», но и в обыкновенной жизни. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Нужно иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует Вам не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Культура телефонного разговора

Разговор должен быть коротким, вежливым, касаться существа дела. Набрав номер и услышав, что трубку сняли, поздоровайтесь, убедитесь, что связались с интересующим Вас абонентом, назовите себя и попросите, употребляя слова «пожалуйста», «будьте добры» и т. п., к телефону нужного Вам человека (в случае же ошибочного попадания извинитесь и после ответа «пожалуйста» повесьте трубку).

Представляясь по телефону, нужно четко назвать не только фамилию, но и имя и отчество.

Если разговор должен быть обстоятельным, поинтересуйтесь, имеет ли собеседник время Вас выслушать.

Сняв трубку по звонку, необходимо назвать организацию или свою фамилию. В случае занятости нужно попросить (с употреблением слов «будьте добры», «пожалуйста») перезвонить в удобное для Вас и для абонента время.

Никогда не нужно вести частных разговоров в присутствии кого-либо.

Общепринято, что, если телефонная связь прервалась, перезванивает тот, кто звонил. Заканчивать разговор должен его инициатор.

Не следует звонить по делам в выходные дни. Звоня на квартиру замужней женщине или женатому мужчине, необходимо непременно назвать себя и извиниться за беспокойство.

Культура речи предпринимателя

Необходимо помнить, что грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи являются обязательным условием любого делового контакта. Необходимо следить за правильным употреблением слов, их произношением, ударениям.

Если существует неуверенность в правильности произношения или употребления какого-либо слова, лучше обратиться к словарям: орфоэпическому, словарю ударений, толковому, иностранных слов. Они должны быть всегда под рукой.

Необходимо избегать канцеляризмов, многословия и ненормативной лексики.

Не нужно использовать оборотов, содержащих лишние слова.

Желательно не употреблять без необходимости иностранные слова.

Стоит избегать заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении - в нем сквозит переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим.

Внешний облик и манеры

Специфика предпринимательской деятельности предъявляет весьма серьезные требования к внешнему облику ее участников. Бизнесмен должен быть всегда опрятен: плохо завязанный галстук или нечищеные ботинки - свидетельство нетребовательности к себе или безразличия к окружающим, рассеянности и несобранности.

Не стоит носить одежду ярких цветов или со слишком пестрыми узорами. Для руководителя предпочтителен консерватизм в одежде, костюмы спокойных тонов и классических фасонов, однотонные светлые сорочки, тщательно подобранные галстуки и никакой бижутерии (значков, брелков, цепочек, перстней, булавок), начищенная без сбитых каблуков обувь. В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут (однобортный - кроме нижней пуговицы!). Не принято класть в наружные карманы ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы.

Официальные приемы требуют определенной одежды, о чем указывается в приглашении: фрак («White tie» или «Evening dress»), смокинг («Black tie») или обычный повседневный костюм («Undress»), вечером - костюм только темных тонов, рубашка - белая. Костюм, надеваемый в официальных случаях, не должен быть спортивного фасона, а пиджак и брюки разного цвета. Обувь - полуботинки или ботинки черного или темного коричневого цвета.

Цвет мужских носков (обязательно однотонных) должен соответствовать цвету надеваемого костюма. В идеале - чуть темнее костюма, но чуть светлее обуви. К черным ботинкам всегда подойдут черные носки.

Светлую обувь можно надевать только к светлому костюму в летнее время. Лакированные ботинки носят только со смокингом и фраком. Белые носки- только для отдыха и спорта. Женщинам на вечерний прием рекомендуется надевать вечерний туалет. На завтрак, коктейль принято являться в платье обычной длины, платье-костюме или костюме строгого покроя, неярких тонов.

Рассаживаясь в автомобиле, необходимо помнить о принятых в международном протоколе правилах: наиболее почетным местом является место на заднем сиденье справа, затем по убывающей - заднее левое и рядом с водителем.

Если Вы за рулем, самое почетное место рядом с Вами.

Сидя за рулем автомобиля, необходимо помнить не только о правилах движения, но и о пассажирах. Не обязательно развлекать их, но позаботиться об их удобствах необходимо. Автомобиль водиться спокойно и плавно, не комментируется поведение других водителей и пешеходов.

Необходимо следить за своей походкой: ходить следует твердо, прямо, не вразвалку и не сгибаясь, с достоинством.

Важно отучить себя от дурных привычек: не следует сидеть «развалясь» в кресле, раскачиваться на стуле, сидеть на самом его краешке, класть ногу на ногу, покачивать ногой во время разговора и т. п. Нужно держать под контролем руки - Ваши жесты должны быть сдержанны и целесообразны. Не нужно дотрагиваться до собеседника руками - это бывает крайне для него неприятно.

В 1912 г. был создан ""Устав ведения дел в России"", который по праву можно назвать этическим кодексом предпринимателя. Обратимся к принципам этого устава:

· Уважай власть.Власть – необходимое условие эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка на узаконенных эшелонах власти.

· Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель обязан быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

· Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство- основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо свой Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

· Люби и уважай человека. Любовь и уважения к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

· Будь верен слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: « Единожды солгавши, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. Слово делового человека должно цениться неизмеримо выше казенной бумаги с печатью.

· Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй, сообразуясь со своими средствами.

· Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

А вот каким представляют моральный кодекс предпринимателя наших дней современные исследователи:

· Современный предприниматель должен быть убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для общества в целом.

· Он уважает себя как личность, уважает личность своих конкурентов. Современный предприниматель соблюдает законы и уважает власть.

· Является профессионалом в свой области и ценит профессионализм всех, с кем работает и с кем имеет деловые отношения.

· Все, с чем имеет дело предприниматель, он рассматривать с точки зрения соблюдения нравственных норм.

· Уважает свободу своих коммерческих действий и свободу действий деловых партнеров и конкурентов.

· Признает неизбежность честной конкуренции, но и понимает необходимость сотрудничества в деловых отношениях.

· Не боится рисковать, но при этом берет на себя ответственность за принимаемые решения.

· Всегда выполняет взятые обязательства в срок, его слова не расходятся с делами. Современный предприниматель, будучи уверен в себе, помнит о том, что его позиция не всегда оптимальна. Он старается избегать самоуверенности в деловых отношениях, относится со вниманием к мнению своих конкурентов и партнеров, старается строить с ними деликатные, тактичные и бесконфликтные отношения.

· Он с интересом относится ко всему новому, открыт новациям, стремиться избежать рутины своего труда, относится к бизнесу, как к творчеству. Современный предприниматель – культурный человек, что проявляется в отношениях со всеми окружающими его людьми.

· Он убежден, что честь превыше прибыли.

Привлекательный имидж.









Деловая культура и практика отношений в области нравственного поведения

Деловой этикет - это свод правил поведения в деловых, слу­жебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека. Хотя этикет и предполагает установление лишь внешних форм поведения, но без внутренней культуры, без соблюдения этичес­ких норм не могут сложиться настоящие деловые отношения. Деловой этикет предписывает соблюдение правил культурного поведения, уважительного отношения к человеку.

Шесть основных заповедей делового этикета.

Делайте все вовремя.

Не болтайте лишнего.

Будьте любезны, доброжелательны и приветливы.

Думайте о других, а не только о себе.

Одевайтесь, как положено.

Сущность оффшорных зон

Оффшорные зоны – это территория, на которой предусматриваются налоговые льготы для создания компаний, образованных торговыми нерезидентами и осуществляющих свою деятельность вне данной территории страны регистрации.

Оффшорная зона может распространяться как на отдельные административные районы, штаты, земли, так и на территорию целого государства.



Цели создания оффшорной компании могут быть различными. Так, если раньше оффшор был необходим, в основном, для вывоза капитала, то теперь он выступает довольно эффективным инструментом стабилизации платежей, регулирования цены экспортно-импортных контрактов, самофинансирования, оплаты валютных контрактов, передачи оборудования в лизинг, поставок давальческого сырья, покупки недвижимости за рубежом, хранения денежных средств, а также ведения инвестиционной и спекулятивной деятельности на мировых финансовых рынках

Все страны в мире можно разделить на три большие группы, различающиеся по уровню налогообложения и государственного контроля за коммерческом деятельностью, по размеру затрат на создание дочерних фирм.

В первой группе, в которую входят крупнейшие промышленно развитые страны (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия), налог на прибыль может составлять 40–50% чистой прибыли. Деятельность хозяйственных субъектов строго регламентирована, дейст­вуют специальные правовые нормы, ограничивающие внутрифирменные операции и использование зарубежных фирм с целью уклонения от налогов. Законы этих стран обычно устанавливают большой минимальный уставный капитал акционерных обществ: в Германии – 100 тыс. марок, во Франции – 500 тыс. франков. Для обществ с ограниченной ответственностью этот капитал значительно меньше.

Страны, входящие во вторую и третью группу, рассматриваются как зоны налоговых льгот.

Ко второй группе относятся юрисдикции, где при достаточно высоком уровне подоходного налога приме­няется система специальных налоговых льгот, касающихся:

а) деятельности компаний определенных типов, в том числе холдинговых, финансовых и торговых;

б) механизма перевода доходов и репатриирования (возвращения на родину) прибылей.

Налоги, взимаемые в этих странах при вывозе и репатриировании дивидендов, банковского процента, пла­тежей роялти и некоторых других видов дохода, обычно снижены. Страны этой группы отличаются либеральными валютными и таможенными режимами.

Дочерние фирмы стран второй группы обычно осуществляют «транзит» капиталов и доходов от них. В число стран с умеренной налоговой системой входят Нидерланды, Швейцария (некоторые кантоны), Ирландия, Люксембург, Ав­стрия, Лихтенштейн и некоторые другие.

К третьей группе относятся государственные образования и административные территории, в которых предельно упрощен порядок регистрации юридических лиц незначительно снижены (или отсутствуют) налоги на прибыль – «налоговые гавани».

Как правило, это карликовые государства Европы, бывшие колониальные владения или обособившиеся от развитых стран само­управляемые территории.

Аналогичные условия существуют в «свободных экономических зонах», созданных для привлечения иностранных инвестиции, а также в отдельных административных образованиях, штатах, округах, кантонах, обладающих признаками «налоговых гаваней».

Нелинейный метод.

Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

2. Сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном настоящей главой. Амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе при применении нелинейного метода начисления амортизации или отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода начисления амортизации.

В отношении прочих объектов амортизируемого имущества независимо от срока введения объектов в эксплуатацию применяется только метод начисления амортизации, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

3. Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.

4. Если организация в течение какого-либо календарного месяца была учреждена, ликвидирована, реорганизована или иначе преобразована таким образом, что в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса налоговый период для нее начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца.

5. Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный настоящей статьей порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке.

Государственная регистрация

Государственная регистрация юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима для законного оформления права заниматься предпринимательской деятельностью.

В целях проведения налогового контроля все организации и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в территориальном налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

И государственная регистрация, и постановка на учет осуществляются налоговыми органами.

Порядок государственной регистрации регулируется Федеральным законом от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Порядок постановки на учет и снятия с учета регулируется статьями 83 и 84 Налогового кодекса.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации или с нарушением правил регистрации, является незаконной и предусматривает ответственность в соответствии со статьями 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и 171 УК.

При регистрации ИП:

1. Подписанное заявителем заявление о гос. регистрации

2. Копия основного документа физ. лица

3. документ об уплате госпошлины

Закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в гос. регистрации. Таковыми могут быть основания:

1. непредставление необходимых для гос. регистрации документов

2. представление документов в не надлежащий регистрирующий орган

Имидж предпринимателя и этический кодекс

Привлекательный имидж. Формируя себя как предпринимателя такие черты, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только «в обществе», но и в обыкновенной жизни. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами. Имейте свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует вам не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.
Выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить – не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием.
Будьте внимательны и объективны к «бесполезным» предложениям. Отклоняйте ненужные предложения, но тактично и вежливо. Будучи уверенным в себе, избегайте быть самоуверенным, самоуверенность – предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе.
Не перекладывайте ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от вас соответствующего задания или рекомендации. Помните, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как его растерянность.
Чтобы эффективно подчинять, умейте подчиняться, хотябы обстоятельствам.
Воспитывайте подчиненных ненавязчиво, но верно, поощряйте их плодотворный труд и инициативу.
Никогда не забывайте, что Ваше мнение или позиция вовсе не всегда хороши. Не забывайте, что знание личных побудительных мотивов людей – одна из важнейших основ эффективного взаимодействия с подчиненными.
Согласовывать цели предприятия с личными целями сотрудников – не менее важно, чем согласовывать личные цели сотрудников с целями предприятия.
В общении с людьми научитесь понимать то, что не высказано. Руководствуйтесь в работе тремя «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь.
Высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным – задержать начало работы из-за своего опоздания или неподготовленности мероприятия.
Будьте терпимы к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают вашему бизнесу. Помните, что человека можно оскорбить не только словом: поза, жесты, мимика.

Занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие обязательно.
Не страшитесь талантливых подчиненных.
Предоставляйте сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия.
Помните, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Последнее никогда не забывается и не прощается. Бойтесь совершить несправедливость – она сильно задевает людей.
Умейте слушать, имейте бесконечное терпение. Вырабатывайте этические и деловые правила сами.
Этический кодекс предпринимателя. Затронув проблемы этики, мы предлагаем Вамознакомиться с этической нормой, т. е. постулатами профессиональной этики предпринимателя. Такие постулаты лежат в основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя.

Цивилизованный предприниматель:
убежден в полезности своего дела не только для себя, но и для других, для общества, для государства, исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем.

(Двенадцать принципов ведения дел в России, 1998 г.)

Введение и общие положения Предпринимательство, основанное на частной собственности и личном интересе - неотъемлемая и важнейшая часть современной экономики. Предприниматели - фермент общества. Благодаря их предприимчивости, энергии, творчеству и изобретательности, одержимости, увлеченности своим делом, и, как следствие этого, росту благосостояния, растет и благосостояние общества. Далеко не каждый может стать настоящим предпринимателем, поскольку для этого требуется редкое сочетание многих качеств и способностей. Значение предпринимательства определяет его права и ответственность в обществе. Никакое законодательство, никакие контракты не в силах предусмотреть возможные повороты жизни. Очень часто предприниматель должен принимать решение, исходя из того, что подсказывает здравый смысл и совесть. Без опоры на совесть, моральные принципы и ценности он обрекает себя на личный крах, экономику - на гибель, а общество - на разруху. В современном, взаимосвязанном и взаимозависимом мире, где все более прозрачными становятся границы между государствами, эти принципы становятся мерилом репутации в международном сообществе, по ним и "встречают и провожают". Стремясь возродить и приумножить былую славу российского предпринимательства в России и мире, желая оставить в памяти будущих поколений благородный образ российского предпринимательства эпохи его пост-советского возрождения, мы призываем российских предпринимателей к утверждению следующих принципов ведения дел. Принципы личности1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.2. Уважение к другим участникам дела - основа отношений с ними и самоуважения. Оно дается выполнением принятых деловых обязательств.3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей. Принципы профессионала4. Всегда веди дело сообразно средствам.5. Оправдывай доверие, в нем - основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки. Принципы гражданина России7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе этих принципов.9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не труби о своих добрых делах. Принципы гражданина Земли10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными кому бы - то ни было в стране и во всем мире.12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они - не хуже и не лучше нас, они просто - другие. /Торгово-промышленные ведомости,15.05.1999/