Борьба за арктику на современном этапе. Противостояние в Арктике: богатство северных широт и страны-претенденты

Экспедиция Минобороны РФ, испытывающая новые образцы вооружения и техники в арктических условиях, достигла острова Котельный в архипелаге Новосибирских островов. Об этом заявил замглавы российского оборонного ведомства Дмитрий Булгаков.

"Члены экспедиции Минобороны стали первыми в мире, кому удалось дойти на технике от материковой части до острова Котельный", - отметил он.

Маршрут экспедиции пролегал от поселка Тикси до мыса Святой Нос, а затем - через проливы Дмитрия Лаптева и Санникова до Котельного. Теперь экспедиции предстоит обратный путь в Тикси. Всего военнослужащие и представители промышленных предприятий на снегоболотоходной технике преодолели более тысячи километров по льду моря Лаптевых в прибрежной зоне.

Дмитрий Булгаков заявил, что в ходе экспедиции удалось провести около сотни различных исследований и лабораторных работ, в том числе - техобслуживание и ремонт техники.

Борьба за Арктику

С момента открытия Арктика стала территорией, на которой сталкиваются политические и экономические интересы многих развивающихся стран.

Противоречия в преследуемых целях различными (в первую очередь приарктическими - Россия, Дания, Канада, Норвегия и США) государствами в Арктике могут привести к росту международной напряженности в целом. А конфликтные ситуации - стать серьезной помехой на пути достижения целей РФ в регионе, которые, как сообщается в "Основах государственной политики", должны "опираться на взимовыгодное двустороннее и многостороннее сотрудничество с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений".

Стоит отметить, что причин обострения геополитической борьбы в регионе несколько. Главные из них, по мнению экспертов, такие, как:

- Неопределенный статус национальных границ в регионе

- Богатство находящихся в недрах ресурсов

- Стратегическое значение транспортных артерий арктического региона

Кто претендует на Арктику

Америка

По мнению экспертов, среди интересов Штатов в Арктике - расширение масштабов систем ПВО и раннего оповещения, развертывание морских и воздушных военных систем, которые предназначены для обеспечения и поддержки транзитных перевозок, проведение операций по обеспечению морской безопасности, обеспечение свободы навигации и пролета над арктической территорией.

Канада

По мнению специалистов, страна имеет концепцию продвижения своих интересов в Арктике. Несмотря на союз со Штатами, взаимоотношения двух стран неоднозначны.

Официальные лица Канады не скрывают, что страна выступает за секторный раздел акватории между Северным полюсом и своим арктическим архипелагом. В связи с этим предполагается, что границы арктического шельфа должны проходить от оконечностей нацтерриторий по меридианам до самого полюса.

Норвегия

В ряду приарктических государств Норвегия высказывает наибольшее количество территориальных претензий.

Россия в Арктике

Границы северных полярных владений Советского Союза определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.

В 1997 году РФ ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 года, согласно которой были установлены одинаковые 12 миль суверенных территориальных вод и 200 миль экономической зоны - со свободным судоходством, но исключительными правами на использование минеральных и биоресурсов.

Правда, стоит отметить, что каждая страна может требовать права на свою национальную юрисдикцию на морское дно и его недра и за пределами 200 миль в том случае, если будет доказано, что шельф от ее берегов тянется дальше этого расстояния.

Для того чтобы добиться прав на полярные владения, Россия должна доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева континентального происхождения и связаны с территорией РФ.

В отношении хребта Ломоносова спор идет с Данией.

1 августа 2007 года два российских подводных аппарата «Мир-1» и «Мир-2» совершили погружение в районе самой северной точки нашей планеты – на Северном полюсе. На глубине более четырех километров российские подводники установили государственный флаг Росси , изготовленный из сверхпрочных материалов. Ход экспедиции широко и подробно освещался центральными российскими СМИ, установку флага транслировали в прямом эфире, а дома полярников встречали как героев.

Эта политическая акция в духе XVI или XVII столетия вызвала ожидаемую негативную реакцию со стороны государств, имеющих интересы в арктическом регионе. Представитель канадского МИДа, например, заявил, что давно прошли те времена, когда можно было застолбить территорию, установив на ней государственный флаг.

В последние годы противостояние в Арктике значительно усилилось. Причин для этого несколько, основной из них является неопределенный статус границ в этом регионе, а также его важность в стратегическом плане. Некоторые эксперты даже пугают неизбежными вооруженными конфликтами, которые могут начаться при дележе «арктического пирога» в будущем. Ныне интерес к Арктике проявляют не только государства, граничащие с этим регионом, но и Китай, и Индия – страны, расположенные далеко от вечных арктических льдов.

Арктика занимает весомое место в современной российской внешней и внутренней политике. Принято несколько государственных программ освоения этого региона, восстанавливаются объекты инфраструктуры, заброшенные после распада СССР. Это находит горячую поддержку в российском обществе, усиление своего присутствия в Арктике подается властью в качестве доказательства усиления могущества страны. Так ли это? Нужна ли Арктика России, и какими являются текущие геополитические расклады в этом регионе? Что стоит на кону?

Арктика: из-за чего сыр-бор

Современный мир стремительно развивается, страны, которые еще несколько десятилетий назад считались аутсайдерами, сегодня выбиваются в лидеры. Чтобы экономика развивалась, необходимы ресурсы, которых становится все меньше.

Это и есть одна из основных причин повышения интереса к арктическому региону. Пока никто точно не знает, сколько именно богатств хранит в себе Арктика. Согласно подсчетам американского департамента энергетики, под ледяными водами находится до 13% неразведанных запасов нефти и большое количество газовых месторождений. Кроме углеводородов, в Арктике есть значительные запасы никелевых руд, платиноидов, редкоземельных металлов, олова, вольфрама, золота и алмазов.

В современном мире ценность представляет не только сырье, не менее важны и коммуникации, по которым оно доставляется. В Арктике находятся сразу два важнейших трансокеанских маршрута: Северный морской путь (СМП) и Северо-Западный проход, который соединяет Атлантический и Тихий океан.

И ресурсы, и потенциально важные коммуникации существовали всегда, но обострение борьбы за Арктику началось не более десяти лет назад. В чем причина?

Богатство арктических широт практически полностью нивелируется климатическими условиями данного региона. Природа Арктики крайне враждебна человеку. Большую часть года Северный морской путь покрыт льдами. Себестоимость добычи полезных ископаемых настолько велика, что разработка большинства месторождений на сегодняшний момент не является рентабельной.

Также не следует забывать, что Северный полюс – это кратчайший маршрут доставки ядерного оружия в случае начала глобального конфликта. Именно по этой причине СССР содержал многочисленные военные базы и аэродромы в приарктических широтах. Для российского ВМФ именно Северный морской путь обеспечивает свободный доступ к Мировому океану.

Россия все более громко объявляет о своих претензиях на арктический регион, увеличивая военный потенциал в этом районе. Ситуация усугубляется тем, что статус Арктики во многом не урегулирован и имеет серьезные пробелы.

Кто претендует на Арктику

Согласно международному законодательству, каждая страна обладает правом пользоваться подводными ресурсами на расстоянии 200 миль от своего побережья. Однако существует конвенция ООН, которая гласит, что если страна сумеет доказать, что шельф океана является продолжением ее континентальной платформы, то он будет считаться ее собственностью.

Россия считает, что подводный хребет Ломоносова является продолжением Сибирской платформы. В этом случае под российскую юрисдикцию попадает 1,2 млн кв. км шельфа с громадными запасами углеводородов.

Понятно, что подобная активность России в переделе границ в регионе не вызывает восторга у других приарктических государств. Сегодня в Арктический совет входят 8 государств:

  • Исландия;
  • Дания;
  • Швеция;
  • Канада;
  • Норвегия;
  • Россия;
  • Финляндия.

Еще есть и несколько стран-наблюдателей: Китай, Индия, Великобритания, Польша, Испания и другие.

Страны-участницы совета совершенно иначе трактуют международное законодательство, они сами претендуют на обширные участки арктического шельфа. Канада, например, считает, что хребет Ломоносова – продолжение ее территории и обещает доказать этот факт в ООН. На хребет Ломоносова претендует и Норвегия, которая уже добилась передачи части шельфа под свою юрисдикцию.

США считают своим участок шельфа неподалеку от Аляски и также собирают доказательства. Но из-за незначительной площади территорий США, которая граничит с Арктикой, американцам мало что «светит», поэтому они обычно выступают за коллективное использование ресурсов региона: это открыло бы к ним доступ американских ТНК.

Требование, которое объединяет практически всех членов Арктического совета (кроме России, конечно), – это международный контроль над Северным морским путем.

В настоящее время в Канаде, США, Норвегии и России приняты государственные программы освоения Арктики. Подходы к разделу и освоению региона среди стран-участниц арктического совета во многом противоречивы.

Повышенное внимание к Арктике начал проявлять Китай. Эта страна является наблюдателем в Арктическом совете, а в 2013 году в КНР была принята государственная программа по освоению региона. Она предусматривает постройку собственного значительного ледокольного флота. С 1994 года северные моря бороздит китайский ледокол «Снежный дракон», на счету этого корабля несколько проходов по СМП.

Военные угрозы и задачи ВС России

Во времена Холодной войны через Северный полюс был проложен кратчайший маршрут для нанесения ядерных ударов по советской территории стратегической авиацией США . Чуть позже здесь же прошли маршруты пролета американских МБР и БРПЛ. В ответ СССР создал в северных широтах инфраструктуру для противодействия американским планам и для развертывания собственного стратегического потенциала.

Здесь были размещены подразделения радиотехнических войск, войск ПВО, аэродромы для заправки стратегических бомбардировщиков. Особое внимание уделялось авиации ПВО, которая должна была уничтожать американские «стратеги» на дальних подступах.

После распада СССР арктическая группировка рухнула. То, что произошло с военными на Севере, нельзя назвать иначе, как бегство: части были расформированы, аэродромы заброшены, техника оставлена.

Россия создала шесть военных баз, 13 аэродромов и 16 глубоководных портов. В 2019 году должно завершиться строительство инфраструктуры, а также комплектация баз техникой и личным составом. В Арктике Россия разместила комплексы ПВО С-400 , а также ПКР «Бастион». В нынешнем году в Арктике пройдут масштабные учения российской авиации .

Огромные пространства российского севера однозначно требуют военной защиты.

Боевые действия в этом регионе будут вестись не только против противника, человеку придется бороться и с враждебной природой. Вряд ли здесь можно использовать крупные сухопутные подразделения , боевые действия, в основном, будут вестись подводными лодками и авиацией . Особенно полезны в условиях региона могут быть беспилотные аппараты .

СМП и добыча полезных ископаемых

Арктика действительно богата, но для большинства этих богатств пока не пришло время. Стоимость добычи углеводородов в этом регионе очень высока и при нынешних ценах на нефть не является рентабельной. Гораздо выгоднее добывать сланцевую нефть и газ, чем бурить скважины среди плавающих льдов и полярной ночи.

Наглядной иллюстраций этого является судьба Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Оно не просто большое, а одно из крупнейших в мире (3,9 трлн куб. м газа). К этому месторождению проявляли большой интерес иностранные инвесторы, во время высоких цен на энергоносители российская власть не спешила с выбором партнеров. Однако с началом эпохи сланца цены на газ рухнули, разрабатывать Штокман стало просто невыгодно. Сегодня работы на этом месторождении приостановлены.

Россия не располагает технологиями добычи нефти и газа в арктических условиях, их передача попала под санкции после Крыма и Донбасса. Кроме того, жесткий государственный контроль и монопольное положение нескольких российских компаний («Газпром» и «Роснефть») не слишком нравится иностранным инвесторам.

Еще один аспект, связанный с добычей полезных ископаемых в Арктике, – экологический. Природа этого региона очень ранима и очень долго восстанавливается. Экологи и различные «зеленые» организации выступают с резкой критикой планов добычи нефти и газа в Арктике.

Ситуация вокруг Северного морского пути не менее неоднозначна. Теоретически, он является очень выгодным, так как сокращает путь из Китая в Европу. Если вы будете плыть через Суэцкий канал, то маршрут будет длиннее на 2,4 тыс. морских миль. Путь вокруг Африки добавит еще 4 тыс. миль.

В прошлом году было открыто дополнительное русло Суэцкого канала, которое увеличит транзит до 400 млн тонн в год. Стоимость работ составила 4,2 млрд долларов. В России планировали нарастить объем перевозок по СМП до 60 млн тонн до 2020 года, потратив на это минимум 34 млрд долларов (до 2019 года). При этом даже такие планы уже сейчас кажутся фантастическими: в 2014 году по СМП перевезли всего 274 тыс. тонн, на воду не был спущен ни один из запланированных кораблей.

Колоссальный объем перевозок по «южным» маршрутам объясняется тем, что на нем расположено большинство крупнейших морских портов. Более половины трафика обеспечивается не перевозками из Китая в Европу, а грузопотоком между этими портами. Большинство портов на СМП имеют мизерный грузопоток или не функционирует вообще.

Арктика действительно богата, но чтобы освоить эти богатства необходимо вложить огромные средства, которыми Россия в настоящее время не располагает. Нужно привлечение иностранных инвесторов (прежде всего, западных), именно от них можно получить необходимые технологии. Для реализации проектов, связанных с СМП, также нужно вхождение иностранного капитала в инфраструктуру российских северных портов, но сегодня эта задача невыполнима.

Проблема развития российской Арктики – это гигантская по своему масштабу задача, которая требует привлечения большого количества ресурсов: финансовых, технологических и управленческих. К сожалению, она вряд ли по плечу нынешней российской элите.

Видео о противостоянии в Арктике

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В последнее время мировая общественность и средства массовой информации особенно пристально фокусируют внимание на возрастающем значении российской Арктики как ресурсной базы, крупной транспортной артерии и стратегически важного плацдарма для обороны северных границ нашей Родины. Более того, возобновилось обсуждение стратегической значимости Арктики для России, как с точки зрения социально-экономического развития, так и для расширения глобального геополитического влияния.

Основной акцент делается на трёх составляющих значимости Арктики:

  • во-первых, природные богатства, прежде всего колоссальные нефтегазовые запасы;
  • во-вторых, привлекательность Северного морского пути, который является наиболее короткой, и в перспективе удобной и надёжной транспортной артерией, связывающей Европу со странами АТР;
  • в-третьих, военное значение Арктики, обусловленное, в том числе, потенциальными «поползновениями» других стран на интересы России в регионе.

Освоение огромных энергетических ресурсов, составляющих примерно треть запасов нашей планеты, а также прогнозируемое потепление в Арктике дали начало особо динамичной интенсификации экономических, политических и .

Притязания стран на арктический шельф

До недавнего времени главным сосредоточием мировых экономических, политических и военных интересов был Ближний Восток. Сегодня специалисты обоснованно считают, что данная парадигма, остававшаяся неизменной многие десятилетия, в ближайшей перспективе сменится на другую — акцент мирового внимания объективно смещается в Арктику, что мы сегодня и наблюдаем.

Русский Север служит не только богатой кладовой полезных ископаемых, но выполняет и другие функции: оборонную, экологическую, рекреационную.

Проведённые исследования показывают, что геополитические и иные факторы, которые оказывают влияние на развитие Арктики, распределяются следующим образом:

  • географический, 30%;
  • военный, 21%;
  • экономический, 18%;
  • экологический, 10%;
  • политический, 5%;
  • демографический, 5%;
  • интеллектуальный, 5%;
  • культурно-религиозный, 3%;
  • этнический, 3%.

Каждый из этих относительно самостоятельных факторов необходимо учитывать при формировании долгосрочной политики развития Арктического региона.

Вслед за обоснованным превращением Арктики в важнейший регион мировой экологии, экономики и политики, закономерно следует и его ускоренная, навязываемая Западом милитаризация. Такова объективная реальность. Более того, борьба за ресурсы и уникальные транспортные возможности полярного региона превращают его в центральную геополитическую арену XXI века.

Сегодня, как никогда ранее, . Уместно напомнить, что исторически борьба за Север насчитывает многие сотни лет, практически с момента величайших открытий русских мореплавателей. На протяжении всей нашей истории Запад стремился вытеснить Россию с её исконных северных территорий. Настоящий период не исключение. Сегодня интенсивность борьбы за русский Север особенно высока, ещё более высока цена его утраты.

Геополитическая и военно-стратегическая роль Севера всегда была определяющей из-за больших по протяжённости арктических участков границ между странами региона. Более того, Арктика выступает своеобразным буфером между основными мировыми центрами: США, Западной Европой, Россией, Японией, Китаем. В настоящее время из-за глобальных изменений в структуре мировой политики и экономики, окончательно сформировавшихся агрессивных целей НАТО применительно к Северу, назрела необходимость серьёзно переосмыслить роль и место арктической зоны как в системе обороны России, так и в стратегии её дальнейшего развития.

В последнее время Арктика переживает беспрецедентную военную экспансию со стороны НАТО, а её милитаризация становится важнейшей стратегией альянса и одним из основополагающих факторов распределения сил в регионе. С учётом наметившейся его милитаризации, обстановку в Арктике многие аналитики рассматривают как «последний передел мира». Борьба за минеральные ресурсы и транспортные пути, разногласия по принципиальным территориальным вопросам, а также милитаризация и глобальное потепление, особенно на Севере, превращают борьбу за Арктику в важнейший элемент мировой геополитики, а также в сложную многофакторную игру, в которой военный компонент вырисовывается все более и более чётко.

По словам одного из высокопоставленных чиновников альянса, Арктика объявлена стратегически важным объектом НАТО. Цитируем: «Этот регион представляет долгосрочный стратегический интерес для НАТО, а также в плане безопасности союзников».

Следует также особо отметить, что перспективные планы НАТО и международные претензии на запасы первичных ресурсов Арктики постепенно становятся главными темами обсуждений между различными государствами альянса и отдельными приглашёнными странами.

Сегодня не вызывает сомнения активное участие европейских стран в милитаризации Арктики, которая становится важнейшим элементом их внешней политики.

В последнее время активизировались военные учения в Арктике, в которых ежегодно принимают участие до 10 государств. Только за последние 5 лет военный контингент западных Арктических стран увеличен в десять раз.

Даже Китай, который находится далеко от Арктики, не остался в стороне от активизации интереса мирового сообщества к природным ресурсам Арктики и хочет иметь свою долю в регионе. По китайской официальной версии, Пекин планирует расширить научные исследования полярных регионов планеты. При этом руководство Китая демонстративно подчёркивает, что освоение Арктики соответствует геополитическим интересам страны.

Можно однозначно утверждать, что в настоящее время Арктика, некогда игравшая роль буфера между основными мировыми центрами — США, Западной Европой, Россией, Японией и Китаем — становится полигоном большой военно-стратегический игры. Все это обоснованно выводит арктический вектор российской геополитики на передний план.

Следовательно, Арктический регион, уже в ближайшей перспективе может стать настоящим «полем боя» между Западом, Россией и Китаем. При этом необходимо учитывать, что интерес к региону проявляют также и такие страны, как Япония и Южная Корея.

Таким образом, Арктике недолго осталось быть своеобразной «терра инкогнито» — регионом общим и ничьим. Сегодня стоит вопрос: либо мы, либо НАТО.

Транспортные возможности и потенциальные запасы ресурсов Арктики приводят к тому, что военное присутствие с целью контроля и защиты национальных интересов заинтересованных стран становится в регионе объективной реальностью.

Для того, чтобы правильно распорядиться этим богатством, превратить его в капитал, достаточный для развития страны в наступившем столетии, или, как минимум, его не потерять, России необходимо выстроить всю государственную вертикаль, обеспечивающую прагматически жёсткое, нацеленное на будущее освоение полноценной жизни на этих территориях. Мы все должны однозначно исходить из того, что освоение и развитие Севера — это одна из нынешних главных проблем в обеспечении национальной безопасности. Построение политики, основанной на идее приоритетности для России освоения жизни на Севере, может выступить важнейшим средством постановки целей национального развития и национальной консолидации.

Первоначальной и одновременно важнейшей задачей в освоении богатств русской Арктики является научно-обоснованное установление её законных границ, которые должны быть признаны мировым сообществом. Создание социально-экономических условий для реализации инновационной экономики на Севере, несомненно, является результатом деятельности человеческих ресурсов различного качества.

Для современной России Север следует рассматривать как объективную возможность для демографического роста в веке наступившем.

Пока Русский Север не обладает ресурсами для его начального развития или даже для элементарного обеспечения нашего присутствия в регионе.

Усиление значимости человеческих ресурсов как ведущего фактора решения проблем развития северного региона и социально-экономических преобразований жизни населения Севера требует пересмотра подходов и традиционной структуры социальной политики, проводимой в отношении его коренного населения.

Историко-культурная ценность Севера не менее очевидна, чем природная. Жизненный уклад, языки народов Севера, их культурное наследие — важный пласт всей мировой культуры.

Необходимо направить усилия государства на создание и совершенствование правовой базы в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера, а также в кратчайшее время сформировать обоснованные финансовые инструменты государственной поддержки их социально-экономического развития. При этом особое место следует уделить разработке специальных льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов. Надо сделать все возможное, чтобы вернуть северные народы на их историческую родину, а также разработать комплексную программу сохранения их ценнейшего культурного наследия, традиционного уклада жизни, языка и религии. Важно активизировать работу Ассоциации коренных народов Севера, направляя её деятельность на обеспечение роста этнического самосознания его народов.

Политика развития арктического региона должна иметь конечной целью создание квалифицированных трудовых ресурсов, высокообразованных инженерно-технических, научных и преподавательских кадров наряду с образованием развитого индустриального комплекса на базе уникального природно-ресурсного потенциала. При этом следует бережно относится к богатому этнокультурному достоянию коренных народов Севера.

Требует внимательного учёта и тот факт, что сегодня усиливается воздействие ряда стран и международных организаций на представителей коренных малочисленных народов Севера, соблюдение прав и социальная защищённость которых требуют повышенного внимания со стороны государства. Используя недовольство представителей северных народностей своим положением, иностранные эмиссары пытаются выступать в роли их защитников, подогревается сепаратизм, в том числе на национальной основе. Требование обеспечить право коренного населения на земли исконного обитания и природные ресурсы, используемые в целях жизнеобеспечения, — это одна из точек потенциальной напряжённости на севере планеты.

Север по праву считается естественным и очень мощным эколого-географическим препятствием наметившейся и постоянно усиливающейся экологической деградации планеты. Не менее важно и то, что Север, по большому счету, формирует климат Земли. Мы должны чётко понимать, что открытие новых месторождений, государственное управление добычей первичных природных ресурсов может и должно стать сегодня чрезвычайно эффективным и статусным видом воздействия России на мировой оборот первичных природных энергетических ресурсов, своего рода экономическим оружием и даже мощным средством давления и влияния нашего государства на мировую политику. Учитывая ярко выраженную ресурсную направленность нашей современной экономики, добычей и поставкой полезных ископаемых с северных территорий на мировые рынки нужно умело и гибко управлять.

Север может стать полигоном для отработки и внедрения принципиально новых универсальных социально-гуманитарных технологий и технологических платформ.

Энергообеспечение морской деятельности в Арктике имеет ключевое значение для всех видов освоения и развития этого важнейшего региона, в первую очередь, для наиболее энергоёмких — морских грузоперевозок и освоения арктического шельфа. При этом наличие атомных ледоколов было, есть и в перспективе будет важнейшим гарантом решения такой задачи.

Перспективным в ближайшие годы для использования в ледовых условиях Арктики является применение ледостойких гравитационных или иных буровых платформ.

Формируя основные аспекты северной политики, мы должны учитывать, что при существующих масштабах и тенденциях мировой добычи нефти и газа, с учётом резкого расширения ёмкости азиатского рынка, ресурсы Баренцева и Карского морей могут стать важным фактором в обеспечении сбалансированности европейского рынка и сохранения на необходимом уровне энергетической безопасности России.

Одной из ключевых проблем на Севере является защита национальных интересов России на морских коммуникациях в международных водах. Нормы права здесь должны подкрепляться активным силовым военным присутствием нашей страны, которое диктуется не только противоречиями на межгосударственном уровне, но и активизацией деятельности международного терроризма на море.

Очевидно, что реализация государственной политики в данном регионе будет осуществляться поэтапно.

Первоначально необходимо обеспечить и завершить:

  • проведение геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы арктической зоны РФ;
  • расширение возможностей международного сотрудничества, в том числе для эффективного освоения природных ресурсов арктической зоны РФ;
  • реализацию целевых программ, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ и внебюджетных источников, вкплючая формирование государственной программы развития арктической зоны РФ на период до 2020 года, в рамках которой в качестве базовых создаются высокотехнологичные производственно-энергетические и производственно-рыбохозяйственные кластеры, особые экономические зоны;
  • реализацию перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнёрства, связанных со стратегическим развитием арктической зоны РФ.

В последующем должно быть обеспечено:

  • международно-правовое оформление внешней границы арктической зоны РФ и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке первичных энергетических ресурсов;
  • решение задач структурной перестройки экономики в арктической зоне РФ на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона;
  • создание и развитие инфраструктуры и системы управления коммуникациями северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита;
  • создание единого информационного пространства арктической зоны РФ.

Завершающий этап — это превращение арктической зоны Российской Федерации в ведущую стратегическую ресурсную базу страны.

В целом России необходима разумная долгосрочная национально ориентированная северная политика как важнейший фактор обеспечения её национальной безопасности.

Мы привыкли к тому, что к арктическим государствам всегда относили Россию, США, Норвегию, Канаду, Данию (Гренландию), что по взаимной договоренности за каждым из указанных государств были закреплены соответствующие секторы Арктики, образуемые меридианами от крайних точек северных границ этих государств до Северного полюса планеты. И пока Арктика представлялась всем ледяной пустыней, такое деление всех устраивало, претензий никто ни к кому не предъявлял.

С открытием в этом регионе больших запасов углеводородов и других полезных ископаемых военно-политические руководства ряда зарубежных стран стали активно разрабатывать новые стратегии продвижения своих национальных интересов в зоне Арктики.

В настоящее время на Арктический регион в дополнение к пяти претендуют еще 12 государств: Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Финляндия, Швеция, Эстония. Некоторые авторы настаивают, что на самом деле претендентов более 20 стран, включая Японию и Китай. Китай уже имеет наземную базу на Шпицбергене, а в 2012–2015 годах планирует провести три серьезные экспедиции в Арктику и построить второй ледокол водоизмещением около 8000 тонн. Первый ледокол такого типа уже несет службу в арктических районах.

Разногласия в единстве

Не опровергая цифру 20, сосредоточимся пока только на 17 странах, претендующих на долю Арктики. Большая часть входит в блок НАТО: США, Великобритания, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Нидерланды. Они выступают единым фронтом, участвуя в других межгосударственных образованиях (советах), решающих вопросы Арктики. К таким в первую очередь относятся:

– Арктический совет

– Совет Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР)

– Комиссия Европейских сообществ

– Совет министров Северных стран (Северный совет) и другие.

В Арктический совет входят восемь арктических государств: США, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Россия. Отдельные страны также хотят участвовать в Арктическом совете в качестве постоянных наблюдателей. Китай уже подал заявку на приобретение такого статуса.

В Совете Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР) – Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Девять государств – Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония – имеют статус наблюдателей.

В Северный совет входят члены Совета министров северных стран. Это Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, автономные территории: Фарерские острова (Дания), Гренландия (Дания), Аландские острова (Финляндия).

При этом практически все эти страны имеют претензии к друг другу по поводу тех или иных территорий, входящих в зону Арктики. Так, например, Канада спорит с Данией, и на границе между Данией и Канадой может разгореться первый нецивилизованный конфликт приарктических государств. Вот уже три десятка лет эти страны не могут поделить крошечный каменистый островок Ханса (Туркупалук), расположенный во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Собственно, остров представляет собой всего лишь трехкилометровую полосу обледенелых скал.

До сих пор за скалу в океане шла флажная война. Экспедиции Дании и Канады по очереди водружали свои стяги на острове Ханса. Однако в последние годы конфликт обострился. Канада провела в районе острова военные маневры, глава Министерства обороны этой страны высадился на спорной территории, вызвав своими действиями протест Копенгагена. Дания уже выслала к острову патрульный арктический катер «Тулугак», который должен обозначить военное присутствие королевских ВМС в регионе.

Бельгия спорит с Ирландией, а Великобритания спорит за континентальный шельф с Данией, Исландией и Ирландией. Канада спорит с США из-за морской границы в море Бофорта, пролив Хуан-де-Фука, остров Мачиас-Сил. Ирландия не разрешила до конца вопросы с Данией, Великобританией и Исландией по континентальному шельфу Фарерских островов за пределами 200-мильной зоны.

Исландия спорит за континентальный шельф Роколл с Данией и Великобританией, а также с Данией – о средней линии рыболовства между Исландией и Фарерскими островами. Дания спорит по поводу континентального шельфа Роколл с Исландией, Ирландией и Великобританией, кроме того, с Исландией – о средней линии рыболовства между Исландией и Фарерскими островами и спорит с Канадой за остров Ханса.

Норвегия имеет особые претензии к России (территориальные притязания в Антарктике – Земля Королевы Мод, Свальбард (Шпицберген) и другие. Даже подписанный в 2010 году руководителями двух стран договор о разграничении примерно 175 тыс. кв. км богатой нефтью и газом приграничной акватории, по мнению отдельных экспертов, является той уступкой со стороны России, которая не решит проблемы.

США претендуют на районы, которые Россия считает своими, и устремлены к установлению контроля за Северным морским путем. США спорят с Канадой из-за морской границы в море Бофорта, из-за пролива Хуан-де-Фука, острова Макиас-Сил. Даже такой неполный перечень причин и возможных участников дестабилизации в Арктическом регионе заставляет сосредоточить внимание мирового сообщества на решении проблем Арктики. Ведь с известной долей условности можно утверждать, что она на сегодняшний день является источником не только новых информационных, но и «горячих» войн, способных перерасти в мировой конфликт.

Корреспондент британской Times Тони Халпин также считает, что вопрос о том, кому принадлежит Арктика, может спровоцировать новую мировую войну. Трудно спорить с экспертами, утверждающими, что начало активной фазы арктического противостояния приходится на 90-е годы. В то время Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву и согласилась с установлением ей 200-мильной зоны без признания приоритета России над остальными территориями арктического сектора (по меридианам к Северному полюсу), ранее относящегося к России, и усиление противоречий приходится именно на эти годы. Кстати, Америка до сих пор не ратифицировала указанную конвенцию, что помогает ей в решении своих арктических вопросов.

Америка движется к северному полюсу

Неоднократно высокопоставленные чиновники из правительства и администрации президента США делали официальные заявления о планах США в отношении Арктики. Их заявления надо расценивать как указания соответствующим структурам Соединенных Штатов, а также их иностранным партнерам. Сенатом США принято положение об определении границ морской экономической зоны и континентального шельфа Америки.

Создана комиссия, в задачу которой входит составление точной карты территориальных вод. Идет милитаризация региона. Так, на Аляске дислоцированы три базы армии (Сухопутных войск) и три – ВВС, а также несколько объектов береговой охраны с общей численностью 24 тыс. военнослужащих. Однако считается, что этих сил и возможностей недостаточно.

Министерством ВМС США был принят документ под названием «Арктический план действий ВМС». «У Соединенных Штатов есть широкие и фундаментальные интересы в Арктическом регионе, – говорится в документе, – и Вашингтон готов действовать либо независимо, либо совместно с другими государствами, чтобы обезопасить эти интересы. Среди этих интересов – такие вопросы, как противоракетная оборона и системы раннего оповещения; развертывание морских и воздушных систем для стратегических морских перевозок, стратегического сдерживания, присутствия на морях и операций морской безопасности; а также вытекающая из этого свобода навигации и пролета над территорией».

Далее в этом источнике сообщается о задаче «сохранения глобальной мобильности американских военных и гражданских судов и самолетов по всей площади Арктического региона». В свете принятого плана ВМС США приступили к развертыванию военно-морской базы передового базирования в Арктике.

Предпринимаются меры по усилению непосредственного американского военного присутствия в Арктике. Так, в Норвегии, в непосредственной близости от границ с Россией, в городе Варде размещен радар ПРО США Globus II. Ранее Globus II находился на базе ВВС США «Ванденберг» в Калифорнии. Он был разработан для получения разведданных о баллистических ракетах. Теперь его местоположение идеально подходит для того, чтобы следить за запусками наших межконтинентальных ракет на пространстве от Плесецка до Камчатки.

Важным событием стало подписание нового Плана объединенных военных командований США, который усиливает централизацию, обеспечивает тесное сотрудничество между Европейским командованием и НАТО и «будет иметь решающее значение для обеспечения национальной безопасности США в процессе выдвижения странами региона своих территориальных и экономических претензий в отношении Арктики».

ВМС США являются главной силой решения основных проблем Арктики. Командование ОВС США надеется иметь к 2020 году в основном надводном боевом корабельном составе ВМС не менее 92 единиц: 11 авианосцев, 19 крейсеров УРО CG (X), 62 эсминца УРО (DOG). Кроме того, до 2015 года ВМС США приобретут 55 кораблей нового проекта LCS типа Freedom и Independence (Littoral Combat Ship – прибрежной зоны). В течение 10–15 лет Соединенные Штаты примут на вооружение семь эскадренных миноносцев DD (X) с улучшенными мореходными качествами для использования в прибрежных акваториях.

Нетрудно догадаться, против кого будут направлены эти силы. Кстати, в Исландии была проведена встреча с участием генерального секретаря Альянса и высокопоставленных военных США, Канады, Дании, Норвегии. Участники встречи, получившей название «Семинар по перспективам безопасности на Крайнем Севере», поддержали арктическую инициативу Америки. Россию не пригласили на этот семинар даже в качестве наблюдателя. Принимая во внимание тот факт, что все арктические приморские страны, кроме России, входят в НАТО, вполне очевидно, кого альянс считает своим соперником в этом регионе.

Небезынтересно отметить, что Соединенные Штаты, укрепляя и развивая свои Вооруженные силы, заботятся о том, чтобы окружающие их страны воспринимали это как необходимость и для самих Штатов, и для всего Запада. В этом смысле и проблема расширения владений в Арктике также облекается в различные формы. Так, в начале этого века была разработана новая теория, называемая «концепцией стратегических коммуникаций». Министерство обороны США в интересах развития этой концепции провело конференцию в Норфолке. На конференции были определены основные принципы «стратегических коммуникаций» (СК): квалифицированное руководство, правдоподобие, доступность, диалог, масштабность, согласованность, целенаправленность, оперативность и непрерывность. Для уточнения концепции СК планируется каждые два года корректировать их.

Канада претендует на хребет Ломоносова

В 2008 году премьер-министр Канады, вместе с кабинетом министров, проинспектировал север страны (город Инувик). Основная цель поездки, по данным канадских СМИ, – усилить милитаризацию Арктики. Эксперты не сомневаются, что процесс передела мира в Арктике будет развиваться очень быстро, так как углеводороды подходят к концу, а доступ к залежам нефти и газа на Северном полюсе по мере таяния льдов из-за глобального потепления будет облегчаться. Канада, не обладая военной мощью России или США, пытается подготовиться к переделу, бросив на это немалые силы.

Официальный нынешний курс провозгласил глава канадского правительства Стивен Харпер, заявив о расширении юрисдикции Оттавы в Арктике на расстояние до 200 миль от побережья. Главная цель этого шага – установление контроля над Северо-Западным морским путем, до сих пор считающегося международным. Отныне все иностранные корабли, находящиеся ближе 200 миль от берегов Канады, обязаны будут уведомлять канадскую береговую охрану о своем присутствии.

По словам Стивена Харпера, все больше стран проявляют заинтересованность в морских путях в канадской части Арктики. «Меры, принимаемые нами, станут ясным посылом миру: Канада берет полную ответственность за охрану окружающей среды и юрисдикцию в своих арктических водах», – заявил Харпер. Речь идет о расширении географии действия (до 233 миль) канадского закона о предотвращении загрязнения арктических вод (до сих пор он работал лишь в 100 милях от побережья Канады), а также о расширении закона о судоходстве, согласно которому, в 200 милях регистрация иностранных кораблей будет обязательной.

Канада отвергает претензии России на расположенный в Арктике хребет Ломоносова и намерена доказать, что он является частью канадской территории. «Есть территории, которые принадлежат нам, где наш континентальный шельф подлежит расширению, например – хребет Ломоносова, который является продолжением нашей территории. Мы это докажем», – сказал глава МИД Канады Лоуренс Кэннон, выступая с лекцией в московской Дипломатической академии России. По словам Кэннона, Канада намерена подать соответствующую заявку на расширение национального сегмента континентального шельфа в Арктике в Комиссию ООН по морскому праву до 2013 года. Фактически этим и рядом других заявлений Канада объявила значительные территории Арктики (практически 30%) своей собственностью.

По сведениям отдельных источников, Канада, назначенная на роль передового отряда в грядущей борьбе с Россией за Арктику (главным предметом спора тут является хребет Ломоносова, тянущийся на 1800 км от Новосибирских островов России, через центр Арктического океана до канадского острова Элсмир, расположенного в Канадском Арктическом архипелаге), провела крупнейшие в истории военные учения, открыла новые базы и продемонстрировала растущую грубость и бряцание оружием в сторону России.

Раньше советский ледокол в Арктике означал, что рядом подо льдом – атомная субмарина, сейчас – что туристов везут к полюсу

Европа в заполярье

Норвегия стала первой страной, разместившей операционное командование Вооруженными силами в арктических широтах, в непосредственной близости от района возможных конфликтов за обладание ресурсами Арктического района. Одновременно с передвижением Центра оперативного командования в Арктику Норвегия закупила 48 боевых самолетов Lockheed F-35 для арктического патрулирования. Кроме того, наша северная соседка стремится:

– сократить иностранную экономическую и научную деятельность на Шпицбергене, поставив ее под полный национальный контроль и управление;

– установить одностороннее норвежское регулирование над прилегающей к архипелагу акваторией и шельфом;

– использовать неоднозначность толкования норм Парижского договора от 2 февраля 1920 года в своих интересах.

Норвежцами разработана программа развития северных территорий, получившая название «Баренц-2020». Данный план станет основным, определяющим политику Норвегии в арктических районах. Его целью является укрепление координирующей, руководящей и направляющей роли Осло в развитии Арктики. Хотя даже союзники Норвегии по НАТО выражают неприятие такой политики.

На территории Швеции ежегодно проходят учения сил НАТО под кодовым названием Loyal Arrow («Верная стрела»), в которых принимают участие тысячи военнослужащих из разных стран, как членов НАТО, так и стран, не являющихся членами НАТО (Финляндия, Швеция). Основные силы, задействованные в учениях, как правило, дислоцируются на шведской авиабазе Lulea, норвежской Bodo и финской Oulu. К учениям привлекаются военно-воздушные и военно-морские силы стран НАТО. Основная задача – отработка приемов ведения военных действий в условиях Крайнего Севера.

По сценарию маневров, проходящих неподалеку от российской границы с Норвегией и Финляндией, две выдуманные североевропейские страны ссорятся из-за запасов нефти и газа на спорной территории. В конфликт на стороне одного из участников вступает НАТО. Намек для противников втягивания нейтральной Швеции в игры Североатлантического альянса более чем прозрачный.

«Верная стрела» – не только самые крупные учения ВВС и ВМС на территории Швеции, но и «самые натовские». Все прежние маневры с участием альянса на территории нейтрального королевства проходили под эгидой ООН и были нацелены на предотвращение гуманитарных катастроф. Нынешние же целиком спланированы НАТО. Предположение, что на борту принимавшего участие в учениях британского авианосца имелось ядерное оружие, заставляет критиков учений (в парламенте это Левая партия и Партия зеленых) говорить о нарушении правительством Швеции сразу двух принципов: нейтралитета и запрета на присутствие на территории страны ядерного оружия.

Россию в отличие от предыдущих маневров с участием НАТО на территории Швеции не пригласили поучаствовать. Военный атташе посольства РФ в Стокгольме, как сообщает «Шведское радио», мог приехать в качестве наблюдателя, но Москва ответила отказом.

Большое внимание Арктике уделяет Дания. Парламентом страны принят план безопасности Дании на период 2010–2014 годов. Значительная часть этого плана посвящена Арктическому региону. В документе, в частности, говорится: «Возрастающая активность в Арктике изменит геополитическое значение региона и в долгосрочном плане создаст больше вызовов для датских вооруженных сил».

Дания собирается разместить в Арктике воинскую часть реагирования и командный пост. Согласно плану, на нужды вооруженных сил в этот период будут ежегодно выделяться дополнительные 600 млн. датских крон. Объявлено о планах создать универсальное арктическое командование и арктические силы реагирования, а также усилить военное присутствие на авиабазе «Туле» в Гренландии, которая также будет открыта для союзников по НАТО.

В докладе военной разведки Дании (FE) подчеркивается: «В ближайшие 10 лет в Арктике могут иметь место военные столкновения небольшого масштаба». Приводились также некоторые подробности: «Конфликты могут быть вызваны вооруженными силами третьих государств, гражданскими акциями либо разработкой природных ресурсов – поисками нефти или рыболовством на оспариваемых территориях, а также поблизости таких спорных территорий».

Великобритания участвует в учениях сил НАТО под кодовым названием Loyal Arrow («Верная стрела»), выделяя для этих целей свои авианосцы и десятки самолетов ежегодно. В 2012 году боевые корабли и авиация Великобритании приняли участие в крупномасштабных учениях Сold Response-2012, в которых было задействовано свыше 16 000 военнослужащих из 14 стран НАТО.

«Четыре из пяти сил, борющихся за Арктику, – члены НАТО, и мы должны быть уверены, что НАТО обладает желанием и возможностями, чтобы не допустить действий России в Арктике, идущих вразрез с международными соглашениями», – заявил в интервью Daily Telegraph министр обороны теневого кабинета Великобритании Лиам Фокс.

Уже не спят подо льдом моря

Россия в 2001 году подала заявку в ООН на расширение своей экономической зоны, но получила отказ «за недостаточностью доказательств». Поэтому в 2007 году мы направили в Арктику специальную экспедицию для глубоководных исследований в районе Северного полюса и поиска доказательств того, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением Сибирской континентальной платформы. На этом основании наша страна претендует на треугольный участок океана, простирающийся до Северного полюса. При этом экспедиция установила на дне сделанный из титана флаг России.

В случае положительного решения специальной Комиссии ООН по шельфу, площадь российского Арктического континентального шельфа за пределами 200-мильной экономической зоны может составить около 1,2 млн. кв. км. По оценкам специалистов, здесь сосредоточено от 83 до 110 млрд. т углеводородов в нефтяном эквиваленте (16 млрд. т нефти и более 82 трлн. куб. м газа). Они распределены в 16 крупных морских нефтегазоносных провинциях и бассейнах. Основная часть этих ресурсов – около 66,5% – приходится на шельфы северных морей: Баренцева, Печорского и Карского.

В 2009 году Совет безопасности Российской Федерации принял «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В этом документе среди прочего поставлена задача «создать группировку войск (сил) общего назначения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в арктической зоне РФ, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки».

В таблице представлены экспертные данные по общему количественному составу военно-морских сил и средств, теоретически имевших возможность защищать национальные интересы России в Арктике в последнее десятилетие прошлого века и в начале нынешнего. Из приведенных данных следует:

– военно-морская деятельность Российской Федерации все эти годы неуклонно снижалась;

– корабельный состав России был сокращен почти в 8 раз;

– среднее количество ежегодно проводимых военно-морских учений уменьшено более чем в 6 раз;

– масштабность учений снижена почти в 5 раз.

Последствия такого «разоружения» немедленно были расценены соседями как слабость, которой можно воспользоваться в своих интересах. Так, Норвегия стала бесцеремонно задерживать и подвергать проверке рыболовные суда Российской Федерации в тех районах Баренцева моря, которые во все времена считались районами совместного лова. Более того, в отдельных эпизодах российские суда подвергались аресту и препровождались в норвежские порты. Таким образом, ближайший арктический сосед, используя ослабление военно-морской деятельности России в северных широтах, решил утвердить себя в расширенных правах на определенные территории Арктики.

Можно предположить, что, когда речь пойдет о более серьезных ресурсах, чем рыба, соседи России совместно с другими членами Северо-Атлантического союза, будут прибегать к еще более решительным мерам, используя свое военно-морское превосходство.

Ситуационные сценарии

В настоящее время арктические территории регулируются Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, которая предоставляет прибрежным государствам контроль над континентальным морским шельфом (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориальных вод государства). При этом, согласно 76-й статье Конвенции, никакая страна не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но имеющие выход к Ледовитому океану государства могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию, простирающуюся на 200 миль от берега. Эта зона может быть расширена еще на 150 морских миль, если страна докажет, что Арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории.

В своей экономической зоне прибрежное государство имеет преимущественное право на добычу полезных ископаемых. До 1982 года вся Арктика делилась лишь пятью странами – СССР, Норвегией, Данией, США и Канадой – на секторы, вершинами которых был Северный полюс, основаниями – обращенные к полюсу северные границы этих государств, а боковыми сторонами служили географические долготы. Однако это деление утратило силу после ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Принимая во внимание уже сделанные заявления и реальные шаги основных претендентов на Арктику, можно предположить, что Соединенные Штаты постараются организовать мощное информационное воздействие на все заинтересованные в Арктическом регионе страны с целью доказать несостоятельность позиций России.

США и многие другие страны пересматривают свои взгляды на формы и способы ведения информационной войны (ИВ). По оценке американских специалистов, ущерб, нанесенный противнику на идеологическом фронте, может существенно превысить прямую выгоду, полученную в ходе военных действий. Рационально используя информационные ресурсы, можно управлять общественным мнением вплоть до изменения системы ценностей. Манипуляции информацией позволяют даже добиться эффекта, когда реципиент «перепутает» военную победу с поражением.

В мирное время подобные методы маскируются под различного вида концепции. Так, в США появились понятия «информационные операции» и «стратегические коммуникации» (СК). Стратегические коммуникации – не просто новое направление в информационных войнах, это новая концепция самих ИВ, принятая в развитие теории информационных операций, которая активно разрабатывалась Госдепартаментом, Министерством обороны, другими правительственными и неправительственными учреждениями и организациями Соединенных Штатов. Под ней понимается комплекс мероприятий по целенаправленному воздействию на военно-политическое руководство, различные общественно-политические силы, международные организации, то есть на так называемую целевую аудиторию (ЦА) других стран (как враждебных, так союзных и нейтральных), предпринимаемых различными правительственными и неправительственными учреждениями и организациями США, а также их союзниками.

В Соединенных Штатах к основным структурам, реализующим концепцию СК, относятся Госдепартамент, Министерство обороны, боевые командования ВС США, Агентство США по международному развитию, инженерные войска СВ, неправительственные организации. В американском Госдепартаменте понятие «стратегические коммуникации» подменяют термином «публичная дипломатия». Однако «публичная дипломатия» на самом деле является составным компонентом СК.

В результате реализации американских концепций уже начинают звучать призывы начать обсуждение вопросов об уменьшении военно-морской деятельности России в Арктике без учета ее исторически сложившихся реалий и национальных интересов. Цель таких призывов известна – это окончательно лишить Россию возможностей защищать свои национальные интересы на обширном участке прилегающих акваторий и шельфов.

В Архангельске открывается IV Международный арктический форум «Арктика - территория диалога». Саммит проходит на самом высоком уровне - планируется, что в нём примут участие президенты России, Исландии и Финляндии. Однако амбиции, связанные с освоением северных территорий, есть у США, Канады, Норвегии, Швеции, Дании. Полярная тематика выходит на первый план в международной повестке дня. Россия успешно восстанавливает на Крайнем Севере свою военную инфраструктуру, ведёт геологическую разведку и строит новые ледоколы. За счёт чего можно превзойти конкурентов - разбирался RT.

  • РИА Новости

Арктика в фокусе внимания

Арктический регион привлекает пристальное внимание мировых держав — даже тех, которые географически удалены от Северного полюса. С каждым годом разворачивается всё более оживлённая международная конкуренция за обладание арктическими ресурсами. Россия не является исключением: Москва прилагает активные усилия для освоения и развития Арктики.

29—30 марта в Архангельске пройдёт IV Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Основные темы саммита — человеческий капитал, привлечение инвестиций на Север, а также научно-исследовательская деятельность и экология. Организаторы мероприятия не стали углубляться в политические проблемы, сделав акцент на социально-экономической тематике. Большое внимание участники форума, среди которых вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, министр экономического развития Максим Орешкин, министр образования Ольга Васильева, намерены обратить на вопросы транспортного развития Арктики, кадрового обеспечения, а также на создание северных инновационных технологий.

Предполагается, что форум завершат выступления президента России Владимира Путина, финского лидера Саули Ниинистё и президента Исландии Гудни Торлациуса Йоханнессона.

  • Reuters

Кроме того, с 27 марта по 2 апреля в Архангельске проходит молодёжный образовательный форум «Арктика. Сделано в России», в котором принимают участие молодые учёные, чьи научные интересы связаны с северным регионом.

Международный арктический форум в Архангельске состоится примерно за месяц до старта Арктического совета — межправительственной площадки арктических держав. Совет пройдёт в мае в американском Фэрбенксе (штат Аляска). В нём примут участие представители России, Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции и США. Совет арктических государств был основан в 1996 году для координации стран-участниц по вопросам экологии Севера и решения социально-экономических проблем региона, а также во имя сохранения коренных северных народов. При этом мандат Арктического совета исключает вопросы военной безопасности.

Борьба за ледяной пирог

Советские учёные и военные начали активное исследование Крайнего Севера ещё в 1920-е годы. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции, которая координировала все арктические исследования. В 1925 году экспедиция была преобразована в Институт по изучению Севера. Впоследствии он получил название Всесоюзный арктический институт (в настоящее время — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), задачей которого было освоение ресурсов Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути. В 30-е годы в Арктике были открыты месторождения углеводородов.

По современным оценкам, запасы арктической нефти составляют порядка 10 млрд тонн (13% от мировых неразведанных запасов). Кроме того, под льдами Арктики может находиться около 1550 трлн кубометров природного газа.

Углеводороды — не единственный ресурс арктического региона. Здесь есть и запасы пресной воды, ценность которой в мире растёт с каждым годом. Материковые территории Крайнего Севера богаты полезными ископаемыми — золотом, платиной, хромом, марганцем.

Трудно переоценить военно-стратегическое значение Севера: проследить заранее место запуска ракет морского базирования из Арктики практически невозможно. Ледяной покров не даёт средствам космического обнаружения отслеживать перемещение атомных подлодок. Кроме того, запуск ракет из арктических районов позволяет значительно сократить время их подлёта к цели.

Через Север скоро могут пройти основные торговые магистрали, в первую очередь Северный морской путь, который свяжет Азию и Старый Свет. Таяние арктических льдов из-за глобального потепления упрощает задачу по прокладке и поддержанию Северного морского пути, в котором живо заинтересован Китай и другие растущие экономики Азиатско-Тихоокеанского региона.

Между тем международная нормативно-правовая база, регулирующая отношения государств в Арктике, несовершенна. Точные границы арктических государств до сих пор не определены, и это порождает территориальные споры.

Изначально доминировал секторальный подход, согласно которому Арктика поделена между сопредельными с ней государствами по линии меридианов на секторы, верхней точной которых является Северный полюс. К такому разделению сфер влияния пришли в первой половине 20 века США и Канада. Методику переняли и другие арктические государства.

В 1983 году на Ямайке была подписана Конвенция ООН по морскому праву, действие которой распространяется и на морские просторы Арктики. Согласно документу, юрисдикция государства распространяется только на континентальный шельф, внешельфовая зона считается международной. Россия ратифицировала документ в 1997 году. Рассчитывать на шельф можно и в том случае, если государству удастся доказать, что он является продолжением материковой плиты, на которой расположена страна-претендент.

Именно это право Москва планирует реализовать в отношении богатого углеводородами района хребта Ломоносова, протянувшегося через весь Северный полюс. В 2001 году Россия уже подавала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на расширение своего арктического шельфа, однако она была отклонена. На протяжении нескольких лет отечественные исследователи собирали новые доказательства, в 2014 году заявка была подана повторно. Её рассмотрение несколько раз переносилось, окончательного ответа со стороны комиссии пока не последовало.

  • Морская нефтедобывающая платформа «Приразломная»
  • РИА Новости

«В совокупности и транспортно-логистический потенциал, и полезные ископаемые, и военный фактор формируют интерес не только арктических держав, но и государств, которые расположены далеко от Арктики, — отметил в интервью RT член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Чернышенко. — Сегодня мировая экономическая система настолько сильна, что в масштабные процессы вовлекаются все страны. К примеру, многие страны интересуются транспортным потенциалом Арктики».

При этом именно Россия обладает наибольшим потенциалом для изучения и освоения Арктики.

Северная опора

Российский ледокольный флот насчитывает сейчас 40 кораблей, включая атомные ледоколы. Для сравнения — у США на сегодняшний день есть только четыре ледокольных судна: три — у Службы береговой охраны, одно — у Национального научного центра. У Канады — шесть ледоколов, готовится строительство ещё пяти.

Вашингтон тоже планирует пополнить свой северный флот: в марте Береговая охрана США направила $20 млн на проектирование ледокола нового поколения. Кроме того, компаниям-подрядчикам предлагается подумать над тем, как сократить сроки строительства таких судов. Пока, по предварительным оценкам, на постройку одного ледокола может уйти до 10 лет.

Россия также стремится укреплять свой ледокольный флот. В частности, в июне прошлого года был спущен на воду самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика». Правда, судно так и не было сдано в эксплуатацию из-за сбоя в поставках комплектующих.

Два серийных атомных ледокола — «Сибирь» и «Урал» — должны быть спущены на воду в 2019 и 2020 годах. Суда строит Балтийский завод в Санкт-Петербурге по заказу «Росатомфлота». В дальнейшем корпорация «Росатом» планирует разместить заказ на строительство ещё двух атомных ледоколов.

Кроме того, ранее в распоряжение флота поступили три дизель-электрических ледокола — «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск». Они были построены в верфях Выборгского судостроительного завода.

Строительство сверхмощных атомных ледоколов предусмотрено и программой социально-экономического развития Арктики. Очевидно, что догнать ледокольный флот РФ по количеству судов иностранным государствам будет очень непросто.

  • Атомный ледокол «50 лет Победы» в Северном Ледовитом океане

Оборона полюса

В последние годы Минобороны РФ активно восстанавливает заброшенную советскую инфраструктуру в арктическом регионе. Известно, что в 2017 году российские военные планируют достроить более ста капитальных зданий за Полярным кругом. На декабрь 2015 года в Арктике было создано шесть российских военных баз — на островах Котельный (архипелаг Новосибирских островов), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (архипелаг Северная Земля), а также в посёлке Рогачёво (архипелаг Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля.

Минобороны рассчитывает закрыть Арктику радиолокационным полем для защиты от возможных пусков крылатых ракет, об этом ранее сообщал заместитель главнокомандующего ВКС РФ Виктор Гуменный. К 2018 году планируется создание самодостаточных северных армейских группировок.

Условия Крайнего Севера требуют не только особой подготовки личного состава, но и предъявляют специальные требования к технике. Разработка особых — северных — военных машин ведётся российским оборонным комплексом. В частности, не так давно холдинг «Вертолёты России» выпустил вертолёт Ми-8АМТШ-ВА («Терминатор») — машина способна выполнять боевые задачи в северных климатических условиях.В феврале 2017 года в Арктике стартовали испытания новейших образцов военной техники, разработанной специально для условий Крайнего Севера.

Человеческий фактор

Напомним, что бюджетное финансирование российской программы социально-экономического развития Арктики до 2025 года составит 209,7 млрд рублей. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на материалы форума «Арктика — территория диалога». Реализация программы предполагает создание опорных зон в регионе — проектов длительного комплексного развития территорий. Должны появиться в общей сложности восемь опорных зон — «Кольская», «Архангельская», «Ненецкая», «Воркутинская», «Ямало-Ненецкая», «Таймыро-Туруханская», «Северо-Якутская» и «Чукотская». Для каждой такой зоны предлагается создать собственную стратегию развития. Как пояснил ранее в интервью РИА «Новости» замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский, формирование зон пройдёт в три этапа. В 2017 году будет определена концепция каждой зоны, до 2020 года — намечен запуск пилотных проектов и создание технологической базы. И уже с 2025 года опорные зоны должны начать полноценную работу.

Эти меры призваны решить серьёзнейшую проблему оттока населения из северных регионов.

По данным профсоюзов, с 90-х годов численность населения Республики Коми сократилась на 22%, Магаданской области — в несколько раз. За последние пять лет российский Север покинули около 130 тыс. человек, причём чем севернее район, тем интенсивнее оттуда уезжают люди. По прогнозу Архангельскстата, к 2020 году население Поморья сократится на 20%, похожая ситуация отмечается и в Мурманской области. Чаще всего в качестве причины отъезда люди называют отсутствие перспектив и низкую заработную плату. При этом цены на коммунальные услуги и продовольствие в северных регионах остаются одними из самых высоких в стране. В прошлом году по инициативе правительства РФ Архангельская и Мурманская области были включены в программу по привлечению трудовых ресурсов.

Эксперты считают, что одного денежного поощрения для привлечения людей на Север мало: в конце концов, заработать можно и в других регионах, с более благоприятным климатом. Чтобы остановить отток кадров, необходим целый комплекс мер. Это в первую очередь повышение престижа Севера, а также улучшение жилищных условий и социальной инфраструктуры.

Участники Арктического форума займутся разработкой государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», а также обсудят кадровые проблемы региона.

«Мы возлагаем большие надежды на создание мурманского транспортного узла, который должен объединить транспортные потоки добываемых на шельфе углеводородов. Это повлияет на количество рабочих мест. В целом главной проблемой является низкий уровень зарплат. Существуют и другие причины. Главная проблема — малый и средний бизнес чувствует себя не очень уверенно, особенно на севере, где он вынужден нести дополнительные издержки. Но есть и множество других причин», — отметил Игорь Чернышенко.

«В качестве меры развития можно создать свободный порт и принять меры, стимулирующие появление новых рабочих мест. Таких предложений немало, но пока что они не получили дальнейшего развития», — добавил Чернышенко.