Воздушная победа: Как Украина отбила Индию у РФ. Основные разделы выставки: * боеприпасы * бронированные машины * оружие * средства связи * военная техника * системы безопасности * корабли * подводные лодки Международная оборонная выставка defexpo india

На Международной выставке сухопутных и военно-морских вооружений Defexpo India 2016 на индийском Гоа представлены 18 концернов российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и более 800 образцов военной техники.

Ъ: новые контракты с лихвой окупят расходы на операцию в Сирии Операция ВКС привлекла внимание заказчиков к российской военной технике. Сумма контрактов, которые могут быть заключены, почти в десять раз превышает стоимость военной кампании в Сирии, пишет "Коммерсант".

Россия уверенно сохраняет второе место в мире по поставкам вооружений. На сирийскую операцию Россия потратила 33 млрд рублей, а прогнозируемая на ближайшее время сумма оружейных контрактов может на порядок превзойти эту сумму.

В минувшем году оружейный экспорт составил 14,5 млрд долларов, подписаны новые контракты на 26 млрд долларов. Экспортный портфель ОПК достиг 56 млрд долларов .

Контрольные цифры

В международной выставке Defexpo India 2016 участвуют "Объединенная судостроительная корпорация", крупнейший российский производитель бронетехники "Уралвагонзавод", концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей", холдинг "Вертолеты России" — лучшие из лучших. Таким образом, Россия сможет закрепить недавний успех на авиасалоне , нарастить объем экспорта.

Большую роль играют связи с традиционными партнерами. Defexpo India — одна из ведущих в мире выставок вооружений — позволяет укрепить позиции российского ОПК в Индии, Китае, Вьетнаме, продолжить взаимодействие с заказчиками из Египта, Ирака, Алжира, других стран Африки, Латинской Америки, Южной Азии, Ближнего Востока.

Так, истребители Су-35 пожелали приобрести Индонезия, Вьетнам и Пакистан. Стоимость контрактов превышает 1 млрд долларов. В декабре 2015 года Алжир подал заявку на 12 бомбардировщиков Су-32 и запросил для испытаний истребитель Су-35С. Уже заключено соглашение на поставку 40 боевых вертолетов Ми-28НЭ, это около 700 млн долларов. Алжир готовит новый заказ на сумму до 1,5 млрд долларов. Пакистанские специалисты планируют закупить более шести истребителей, и это принесет России около 500 миллионов долларов.

Появление комплекса ПВО С-400 в Сирии привлекло интерес Саудовской Аравии, активизировало переговоры с Индией. Поставки С-400 могут принести России около 4 млрд долларов.

На фоне двухлетних антироссийских санкций США и ряда их союзников, эти цифры по-настоящему впечатляют.

Законодатели вертолетного стиля

Холдинг "Вертолеты России" впервые представил в Индии новейшие вертолеты Ми-38 и Ка-226Т, провел переговоры с ведущей местной авиастроительной компанией Hindustan Aeronautics Limited, индийской транспортной компанией Pawan Hans Limited о производстве (Made in India) и послепродажном обслуживании российских вертолетов.

Сегодня Индия эксплуатирует более 400 российских вертолетов, и до конца следующего года индийский парк винтокрылых машин российского производства может возрасти до 450 единиц. В конце 2015 года Россия и Индия подписали Соглашение о производстве около .

Документ предусматривает обслуживание, эксплуатацию, ремонт, обеспечение и техническое сопровождение вертолетов. Проект — в процессе реализации. Все организационные вопросы будут завершены до конца 2016 года, после чего будет запущено производство. Одновременно стороны планируют заключить контракт на поставку Индии 48 вертолетов Ми-17В-5.

Выбор Индии не случаен. Холдинг "Вертолеты России" — один из мировых лидеров отрасли, в его составе пять заводов, два конструкторских бюро, предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания. Холдинг постоянно разрабатывает новые образцы. На этапе летных испытаний сейчас находится Ми-171А2, и в 2017 году вертолет должен быть .

Центры притяжения

"Алмаз–Антей" представит вооружения на выставке Defexpo India-2016 В рамках выставки руководители концерна проведут ряд встреч и переговоров, касающихся вопросов техобслуживания, ремонта и модернизации ранее поставленных комплексов ПВО.

Ведущий российский разработчик и производитель средств ПВО — концерн воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей" представил на выставке передовую линейку продукции: зенитные ракетные системы С-400, ракеты Калибр-ПЛЭ, Калибр-НКЭ. Потрясший основы американского миропонимания " " 2015 года вызвал высочайший интерес специалистов и посетителей выставки.

"Уралвагонзавод " впервые продемонстрировал за рубежом уникальный танковый комплекс дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов (125-мм танковый выстрел ЗВОФ128 со снарядом осколочного типа с дистанционным подрывом создан для поражения бронированной техники, небольших надводных целей, беспилотников и вертолетов, превосходит лучшие мировые образцы). Это высокоэффективное вооружение предназначено для танков Т-72, Т-80 и Т-90. Кстати, после появления в Интернете видео, на котором броня танка Т-90 выдержала попадание из американского противотанкового ракетного комплекса ТOW, спрос на Т-90 значительно возрос.

"Объединенная приборостроительная корпорация" представила мобильный пункт управления огнем для командира взвода стрелков-зенитчиков, вооруженных переносными зенитными ракетными комплексами, в том числе новыми ПЗРК "Верба". Небольшой армейский ранец за несколько минут превращается в полноценное автоматизированное рабочее место командира подразделения. Аппаратура обеспечивает обмен данными с вышестоящими командными пунктами, стрелками, сопровождение воздушных целей по информации от внешних РЛС, целеуказания, прием и формирование донесений о выполнении задач. Мобильный пункт управления огнем обеспечивает одновременное решение огневых задач по 15 целям. Выдача целеуказаний и управление огнем осуществляются практически мгновенно.

Центрами притяжения оказались также неатомная подводная лодка "Амур 1650" с воздухонезависимой энергетической установкой, большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636 "Варшавянка", большой десантный корабль проекта 11711Э.

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) показала двигатели для боевой авиации и для ВМФ. На стенде корпорации посетители выставки познакомились с высокотемпературным двухконтурным турбореактивным двигателем с форсажной камерой и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф-1С (для современных истребителей). Изделие разработано на основе АЛ-31Ф и отличается увеличенной тягой, большим межремонтным ресурсом, повышенной надежностью. Управляемый вектор тяги в сочетании с продвинутой электронной системой управления FADEC дает истребителю сверхманевренные возможности.

Интереснейший экспонат ОДК на Defexpo India 2016 — промышленный газотурбинный двигатель морского исполнения Е70/8РД. Его особенность — двухтопливная камера сгорания с функцией автоматического перехода с газового топлива на дизельное и наоборот.

Украинская оборонка забирает заказы у россиян в Индии.

Международная оборонная выставка DEFEXPO India-2016, которая прошла в конце марта в индийском Гоа, принесла Украине серьезные успехи.

Министерство обороны Индии и ряд компаний подписали с Украиной 15 меморандумов о производстве 500 транспортных самолетов и о долгосрочных поставках газотурбинных установок для индийских военных судов.

Это произошло на фоне заморозки ряда совместных российско-индийских проектов.

Корреспондент.net разбирался в том, что сулит украинской оборонке сотрудничество с Индией.

Крупный контракт

Украинская делегация, возглавляемая государственным концерном "Укроборонпром", представила на выставке почти 40 видов продукции, разработанной и произведенной украинскими предприятиями.

Изделия привезли Киевский, Житомирский и Львовский бронетанковые заводы, КБ "Луч", ГП "Антонов", акционерная холдинговая компания «Артем», Завод артиллерийского вооружения, «Заря-Машпроект».

Посетители увидели украинские БТР-3, «Дозор-Б», Ан-132, Ан-148, Ан-178, модели новейших образцов военной продукции, которые скоро поступят в серийное производство.

Контекст

Бундесвер и самолеты «Антонова»

Die Welt 17.06.2015

Вытащит ли «Антонов» экономику Украины?

The Christian Science Monitor 21.09.2014

Фирма «Антонов» готовится к возвращению на авиационный рынок

Handelsblatt 23.07.2010 Индийская Reliance Defence Ltd и украинский авиационный госконцерн «Антонов» договорились о совместном создании многофункционального транспортного самолета для нужд военных, десантников, а также коммерческого использования в Индии. Речь идет о 500 машинах общей стоимостью 350 млрд индийских рупий (5,3 миллиарда долларов) в течение 15 лет. Об этом сообщили в индийской компании.

«Reliance Defence Ltd совместно с государственной корпорацией «Антонов» будут совместно предъявлять к проекту различные требования, в том числе для создания пассажирского самолета на 50-80 мест в базовой конфигурации, а также во всех вариациях, в том числе транспортных и других военных целей», — сообщила индийская компания.

Уже определено и место производства самолетов — первый индийский интегрированный Аэрокосмический технопарк в аэропортовом центре Михан города Нагпур, штат Махараштра, в Центральной Индии.

Будет новый самолет

Партнерство предполагает разработку военного самолета средней грузоподъемности для выполнения оперативно-тактических и стратегических задач с двумя экономичными турбовентиляторными реактивными двигателями.

Самолет должен иметь возможность взлетать с коротких взлетно-посадочных полос и удаленных необорудованных аэродромов, в том числе с грунтовой поверхностью.

Индии требуется более 200 средних турбовентиляторных самолетов как основы всех перевозок военно-воздушных сил, армии и десантников.

Соглашение было подписано председателем правления Reliance Defence Анилом Амбани и первым замсекретаря Совета по нацбезопасности Украины Олегом Гладковским, отвечающим за военно-техническое сотрудничество и экспортный контроль.

ВВС Индии уже эксплуатируют более ста транспортных самолетов Ан-32 украинского производства и некоторое время назад решили продлить сроки их эксплуатации.

Россия проиграла конкуренцию

Ранее был заморожен проект совместного российско-индийского проекта военно-транспортного самолета Multi-role Transport Aircraft (MTA).

Причинами приостановки проекта индийская сторона называла требование резкого увеличения стоимости разработки транспортника со стороны России и недовольство ВВС Индии рядом технических характеристик самолета.

Соглашение между РФ и Индией о разработке и строительстве MTA было подписано в 2007 году. Производство планировалось развернуть и в России, и в Индии. Обе стороны должны были инвестировать в СП по $300 млн. Для ВВС РФ хотели произвести 100 машин, для Индии — 45, а еще 60 самолетов продать в третьи страны.

Авиационные эксперты считают, что заключенное украино-индийское соглашение вполне может стать заменой замороженному ранее российско-индийскому проекту Multi-role Transport Aircraft.

Реалистичной назвал совместную разработку самолета исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«У «Антонова» есть практически готовое семейство самолетов в различных сегментах — Ан-148, Ан-158 и Ан-178. Это почти готовая линейка самолетов, которая укладывается в диапазон, о котором идет речь в соглашении», — отметил Пантелеев в комментарии для «Газеты.Ru».

По его мнению, эту линейку самолетов по требованию индийской стороны можно доработать с точки зрения применяемых агрегатов и бортового радиоэлектронного оборудования.

Кроме того, у Индии и Украины есть хоть и не идеальный, но опыт сотрудничества по ремонту и модернизации транспортных самолетов Ан-32, хотя сейчас речь не идет о его замене.

«Формально подписание этого соглашения не стоит трактовать как позицию правительства Индии в отношении МТА. С другой стороны, проект МТА чуть ли не с рождения отличался изрядной вялостью, и целесообразность его реализации вызывала сомнения», — подчеркнул Пантелеев.

В случае с Украиной, по его мнению, Индия может получить более сговорчивого партнера, который в отличие от России не будет выторговывать преференции по составу бортового оборудования и степени участия своих производителей в проекте.

Российские эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на состояние промышленности и разрыв связей с Россией, Украина сохранила задел и компетенции в производстве транспортной авиации и может стать партнером Индии.

Не только самолеты

Украина и Индия также планируют совместно модернизировать флот, в частности авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» и адаптировать российские танки Т-90, находящиеся на вооружении Вооруженных сил Индии.

Кроме того, достигнуто соглашение на закупку Индией украинских систем радиоэлектронной разведки, которые применяются для обнаружения и выслеживания самолетов-невидимок, а также ракет средней дальности «Вымпел Р-27», относящихся к классу воздух-воздух.

Вместе с тем, стало известно о планах тесного сотрудничества украинских КБ и индийской правительственной исследовательской организации DRDO на ниве разработки систем электронного вооружения и, возможно, нового типа РСЗО с дальностью поражения до 100 км.

Однако, не стоит забывать, что пока подписаны только меморандумы, до начала работы и реального производства пройдет еще не мало времени.

06.04.2016 – В рамках крупной международной выставки Defexpo India 2016 в Гоа индийское министерство обороны и ряд компаний подписали с Украиной 15 меморандумов о производстве 500 транспортных самолетов и о долгосрочной поставке газотурбинных установок для индийских военных судов.

Это произошло на фоне ранее замороженного совместного с Россией проекта по сооружению военно-транспортного самолета Multi-role Transport Aircraft (MTA) и отказа от российского обслуживания морских судов.

Тематика Defexpo India 2016 охватывает вооружение для сухопутных войск и военно-морских сил, включая средства ПВО, армейскую авиацию, продукцию двойного назначения.

Выставка является определяющей для всей Южной и Юго-Восточной Азии. Она проводится раз в два года и на этот раз была девятой. Участие в выставке принимают более 600 компаний со всего мира, а ее экспозиция занимает площадь более 40 тысяч кв. метров.

Украинская делегация, возглавляемая государственным концерном «Укроборонпром» , представила почти 40 видов продукции, разработанной и произведенной украинскими предприятиями.

Изделия привезли Киевский, Житомирский и Львовский бронетанковые заводы, КБ «Луч» , ГП «Антонов» , акционерная холдинговая компания «Артем», Завод артиллерийского вооружения, «Заря-машпроект».

Посетители увидели украинские БТР-3, «Дозор-Б», Ан-132, Ан-148, Ан-178, модели новейших образцов оборонной продукции, которые скоро поступят в серийное производство.

По словам генерального директора «Укроборонпрома» Романа Романова, концерн «имеет значительные мощности для выполнения больших заказов и производства инновационного оружия и полностью открыт к сотрудничеству по всем направлениям».

В рамках выставки состоялось восемь успешных переговоров с министром обороны Индии и высшим командованием вооруженных сил.

Индийско-украинские соглашения одновременно стали центральной темой ведущих политических и экономических индийских изданий.

Зато украинская пресса подала это событие как нечто тривиальное: вот, мол, паслась бурая корова, а молоко от нее было белое. Побывали, подписали 500 или 5 самолетов – это не слишком важные детали. А кого украинцы обошли, кого оставили с солоно хлебавши – об этом вообще нигде не говорится. Ничего сверхъестественного, никакой сенсации.

Впрочем, тема освещения событий на Defexpo India 2016 – не самое интересное. Важнее то, что происходило на выставке.

Индийская Reliance Defence Ltd и украинский авиационный госконцерн «Антонов» договорились о совместном создании многофункционального транспортного самолета для нужд военных, десантников, а также коммерческого использования в Индии. Речь идет о 500 машинах общей стоимостью 5,3 миллиардов долларов в течение 15 лет.

По сообщению Reliance Defence Ltd, она совместно с украинской государственной корпорацией «Антонов» будет предъявлять к проекту «различные требования, в том числе для создания пассажирского самолета на 50-80 мест в базовой конфигурации, а также во всех вариациях, в том числе для транспортных и других военных целей».

Уже определено место производства самолетов – первый индийский интегрированный Аэрокосмический технопарк в аэропортовом центре Михан города Нагпур, штат Махараштра в Центральной Индии. Это определено стратегической концепцией правительства Индии под специальным названием: создавать на территории своей страны. Иными словами, все делать у себя своей рабочей силой, а импортировать только технологии и услуги специалистов.

Партнерство с украинскими специалистами по их технологиям предусматривает разработку военного самолета средней грузоподъемности для выполнения оперативно-тактических и стратегических задач с двумя турбовентиляторными реактивными двигателями. Самолет должен взлетать с коротких взлетно-посадочных полос и отдаленных необорудованных аэродромов, в том числе с грунтовой поверхностью.

«Небольшое количество тактических возможностей самолета компенсируется современной авионикой и навигационными системами с электрической дистанционной системой управления, которые применяются в любую погоду и в любое время суток», – добавляют в Reliance Defence Ltd.

Соглашение заключили председатель правления Reliance Defence Анил Амбани и первый заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Олег Гладковский , который отвечает за военно-техническое сотрудничество и экспортный контроль. Анил Амбани известен в Индии как магнат и владелец Reliance Group .

Военно-воздушные силы Индии эксплуатируют более 100 транспортных самолетов Ан-32 украинского производства и недавно решили продлить сроки их эксплуатации.

Также есть соглашение о создание в Индии совместных предприятий по модернизации и ремонту советских противовоздушных систем – зенитных ракетных комплексов «Квадрат», «Стрела-1», «Тунгуска», «Шилка», переносных комплексов «Игла», «Стрела-2».

По оценкам украинских экспертов, ежегодный объем военных контрактов с Индией составляет 100 миллионов долларов. В ближайшие три года этот показатель планируется увеличить до 500 миллионов долларов. В частности, украинские специалисты предлагают Индии совместно разрабатывать реактивную систему залпового огня с дальностью до 100 км.

Эти факты свидетельствуют об уровне украинских достижений как технических, так и маркетинговых. У украинцев есть кому, с чем и кем сотрудничать на уровне мировых стандартов.

Как комментируют мартовскую авиастроительную сенсацию россияне?

Директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев назвал совместную разработку самолета с украинскими специалистами реалистичной. «У «Антонова» есть практически готовое семейство самолетов в различных сегментах: Ан-148, Ан-158 и Ан-178. Это почти готовая линейка самолетов, что укладывается в диапазон, о котором идет речь в соглашении», – говорит он.

По мнению директора агентства, эту линейку самолетов по требованию индийской стороны можно доработать с точки зрения выбора агрегатов и бортового радиоэлектронного оборудования. Кроме того, в Индии и Украины есть хоть и не идеальный, но опыт сотрудничества по ремонту и модернизации транспортных самолетов Ан-32.

Что будет с замороженным индийско-российским проектом – совместным предприятием по производству многоцелевого транспортного самолета MTA?

Соглашение о разработке и строительстве MTA Россия и Индия заключили в 2007 году. Производство планировали развернуть и в России, и в Индии. Обе стороны должны были инвестировать в совместное предприятие по 300 миллионов долларов. Для ВВС России хотели сделать 100 машин, для Индии – 45 самолетов, еще 60 самолетов планировали продать в «третьи страны».

Причинами приостановки проекта Индия назвала требование резкого увеличения стоимости разработки транспортника со стороны России и недовольство ВВС Индии рядом технических характеристик МТА.

По определению Пантелеева, проект МТА «чуть ли не с рождения отличался немалой вялостью, и целесообразность его реализации вызывала сомнения». На протяжении восьми лет россияне торговались по стоимости разработки вместо того, чтобы довести до надлежащего состояния технические характеристики своего самолета.

Пантелеев резюмирует: «Индия может получить более покладистого партнера, который в отличие от России не будет выторговывать преференции по составу бортового оборудования и степени участия своих производителей в проекте».

МТА – не единственный горький опыт Индии. В декабре 2015 года индийское аудиторское агентство CAG подготовило экспертное заключение об эксплуатации местными пилотами купленных у России истребителей Су-30МКИ.

Согласно заключению аудиторов, показатель летной годности российских машин значительно ниже нормы, поскольку ряд агрегатов самолетов данного типа часто ломается.

В частности, CAG утверждает, что в среднем из 210 Су-30МКИ, которые Индия эксплуатирует, от 115 до 126 истребителей постоянно находятся на земле из-за необходимости их ремонта. По данным индийского министерства обороны, с момента эксплуатации было потеряно шесть машин «Сухого». Об этом сообщает американское издание Defense News .

Основной причиной частых поломок Су-30МКИ специалисты CAG называют нехватку деталей к самолетам, большая часть которых производится в России. Проблема с агрегатами для этого самолета у индийцев возникает из-за бюрократии, которую развели Рособоронэкспорт и индийское минобороны.

Процесс подачи заявки на запчасти долгий, он может длиться много месяцев. Кроме того, Рособоронэкспорт не заинтересован поставлять мелкие партии запчастей, тогда как индийской стороне чаще всего нужны именно такие партии деталей.

Почему бы не создать сервисный центр на индийской территории, где бы хранился полный набор запчастей на два-три самолета, который бы постоянно пополнялся? Его можно было бы сделать в виде совместного предприятия. Об этом шла речь в ходе недавнего визита индийских журналистов в Москву.

Однако вопрос в том, кто этот сервисный центр будет финансировать. Даже «разобранные» два-три самолета – это десятки миллионов долларов. Дели ведет с Москвой переговоры о том, чтобы открыть на индийской территории предприятия по сбору необходимых запчастей. Поэтому от «Сухого» здесь еще не отказались.

Однако отказ от МТА – не единственный случай, когда Индия после долгих переговоров с Россией выбирает другого поставщика самолетов. Так, в начале 2016 года в Индии решили приобрести французские самолеты Rafale вместо российских МиГ-35.

По сообщению руководителя военно-морских проектов ГК «Укроборонпром» Николая Гордиенко, Индия допустила Украину к участию в оборонных программах, и «мы предложили новые методы обслуживания советского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», которые на 50% дешевле, чем российские предложения».

«Адмирал Горшков» спущен на воду в СССР в 1982 году, а в 2004 году Россия продала его Индии. В ноябре 2013 года его передали ВМС Индии.

Для Индии, которая известна в мире своей привычкой экономить на всем, 50% удешевления – это большой фактор привлекательности. По заключению издания Defence News, Украина делает агрессивные попытки нарушить российскую монополию на сотрудничество с Индией, связанную с ремонтом и обслуживанием военной техники .

«Мы предложили множество решений, способных дать новую жизнь оружию советского времени, поскольку мы – первоначальные производители оборудования», – заявил советник «Укроборонпрома» Петр Федорук.

Дело не только в этом судне. Украинцы решились на что-то более системное. Индийским военным Украина может помочь ремонтировать газотурбинные установки судов . Мощности и квалифицированный персонал для этого должен представить николаевский завод «Заря-машпроект» . Это признают и российские эксперты.

По словам заместителя директора «Укроборонпрома» Артура Херувимова, Индия хочет организовать совместную с Украиной военно-техническую комиссию для сервисного обслуживания советского вооружения. Пока это планы, но и они дают Москве основания для волнений. Время российской монополии в этой сфере проходит.

Сегодняшний день стал последним в работе международной выставки Defexpo India 2016, которая в этом году проходила в городе Квитол. В последние годы Индия является одним из мировых лидеров по закупке вооружений и в ближайшие десять лет планирует потратить на переоснащение своей армии $150 млрд.

Новинки и хорошо зарекомендовавшие себя вооружения продемонстрировала 71 российская компания. ВПК России показал более 800 образцов военной техники (лидером по количеству экспонатов стали США, представленные 93 производителями). О вооружениях, показанных корпорацией «Уралвагонзавод» и холдингом «Высокоточные комплексы» , Warspot писал ранее. Что же касается других российских участников выставки, то стоит отметить холдинг «Вертолёты России», продукцию которого массово закупают для индийской армии (поставлено порядка 400 вертолётов). Кроме того, представители холдинга ведут переговоры о совместном российско-индийском производстве вертолётов КА-226Т.

Вертолёт КА-226Т, производство которого может быть налажено в Индии
russianhelicopters.aero

Российский концерн «Алмаз-Антей» известен во всём мире благодаря своим зенитно-ракетным комплексам – прежде всего, С-400. На Defexpo India 2016 в центре внимания оказалась «Сова» – мобильная РЛС, предназначенная для автоматического обнаружения и распознавания движущихся наземных объектов. По словам представителей «Алмаз-Антей», «Сова» является оптимальным решением для контроля границ, охраны режимных объектов и выполнения многих других задач.


Радиолокационная станция «Сова»
bastion-opk.ru

Выставка ознаменовалась большим количеством деловых встреч российских оружейников и индийских военных. Как сообщает интернет-издание vesti.ru, «практически у всех переговорных – а такими комнатами был оборудован каждый стенд российских представителей – выстраивались очереди» . Так, представители концерна «Техмаш» обсудили с индийским военным ведомством вопросы совместного производства боеприпасов калибром от 23 до 155 мм. Кроме того, замглавы «Рособоронэкспорта» Сергей Гореславский сообщил о том, что в ближайшее время в Индии может быть налажено производство автоматов Калашникова серии 100.

Автоматы Калашникова «сотой» серии

Представители «Объединённой судостроительной корпорации» обсудили с индийскими военными возможности закупки и аренды Индией российских подлодок и кораблей. Представители «Рособоронэкспорта» (единственного в России государственного посредника по экспорту и импорту вооружений) рассказали, что в ходе выставки было заключено большое количество контрактов, но их суммы и условия пока не разглашаются.

Представил свою продукцию и украинский государственный концерн «Укроборонпром». На его стенде были показаны около 40 моделей оружия и военной техники от одиннадцати украинских предприятий: бронетранспортёр БТР-3, бронеавтомобили «Дозор-Б» и «Отаман», а также самолёты Ан-132, Ан-148 и Ан-178.


Стенд «Укроборонпрома»
defence-ua.com

Что касается производителей из других стран, то их продукция, представленная на Defexpo India 2016, освещена в мировых СМИ весьма скромно. Среди наиболее значимых экспонатов стоит отметить американские вездеходы от компании Polaris DAGOR, MRZR 4, SPORTSMAN BIG BOSS 6×6 и RANGER 6×6 800, которые выпускаются для гражданских и военных целей.


Военный внедорожник MRZR 4
ndtv.com

Американская корпорация Textron привезла на выставку макет лёгкого многоцелевого истребителя Scorpion. По словам представителей компании, самолёт является универсальным и сравнительно недорогим – полная стоимость часа полёта на «Скорпионе» составляет менее $3000.

Презентация истребителя Scorpion

Ключевым представителем индийского ВПК стала «Организация оборонных исследований и разработок» (Defence Research and Development Organization), которая продемонстрировала разнообразную продукцию, начиная от небольших роботов для разминирования и заканчивая ракетными комплексами стратегического назначения .

Бронетехника индийского производства На видео показаны танк Arjun Mk II, амфибия Kestrel 8×8 и HMMWV производства компании Tata

Всего в Defexpo India 2016 приняли участие около 1000 компаний из 47 стран. В преддверии выставки министр обороны Индии объявил о планируемых изменениях в стратегии перевооружения индийских ВС – вместо закупки вооружений Минобороны намерено приглашать иностранные компании для налаживания совместного производства или строительства заводов на территории страны. В связи с этим многие компании приехали на выставку с уже готовыми предложениями по реализации совместных проектов или переносу производственных линий на территорию Индии.

У России и Индии не только давние тесные связи в военной сфере, но и большие планы в вопросах дальнейшего сотрудничества. Недаром Россию и ее оружие ждут на одной из крупнейших международных выставок вооружений Defexpo India – 2016, которая пройдет в индийском штате Южный Гоа с 28 по 31 марта.Планы по военному и военно-техническому сотрудничеству двух стран подтвердил и недавний разговор министра обороны России Сергея Шойгу со своим индийским коллегой Манохаром Паррикаром. Деталей разговора Минобороны не сообщало, однако можно предположить, что стороны затронули и тему предстоящей выставки вооружений в Индии, на которой Россия представит более 800 видов экспонатов.Международная выставка Defexpo India проводится под эгидой министерства обороны Индии и Конфедерации индийской промышленности с периодичностью один раз в два года, за период с 1999 года она стала одной из наиболее значимых зарубежных выставок оборонной отрасли.Кроме показа российского оружия, на выставке пройдет целая серия переговоров с иностранными заказчиками. Defexpo India – 2016 является важнейшим событием для индийской оборонной промышленности. Так, например, концерн «Техмаш» планирует обсудить с военным ведомством Индии вопросы совместной разработки и организации в этой стране производства боеприпасов калибра от 23 миллиметров до 155 миллиметров. Это подтверждает принятый правительством Индии курс «Make in India», который нацелен на локализацию производства внутри страны и подразумевает создание совместных предприятий и локализацию технологий.«Индия на протяжении многих лет является нашим стратегическим партнером. Сегодня мы прорабатываем расширение сотрудничества по самым различным направлениям в соответствии с этим вектором – от традиционной сферы военно-технического сотрудничества до гражданских направлений: электроники, биотехнологий и композитных материалов», – заявил генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов.Ракетные комплексы Российский разработчик и производитель средств ПВО – концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» представит на выставке передовую продукцию, в том числе зенитные ракетные системы С-400, ракеты «Калибр-ПЛЭ» (91РЭ1), «Калибр-НКЭ» (91РЭ2).Разработанная в ОАО «ОКБ «Новатор» в Екатеринбурге ракета 91РЭ1 входит в интегрированный ракетный комплекс «Калибр-ПЛЭ» для вооружения подводных лодок (экспортное обозначение «Club-S»), ракета 91РЭ2 – в интегрированный ракетный комплекс «Калибр-НКЭ» для вооружения надводных кораблей (экспортное обозначение Club-N). Комплексы «Калибр-ПЛЭ» и «Калибр-НКЭ» предназначены для поражения наземных, морских надводных и подводных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия противника.Они могут поражать современные и перспективные подводные лодки в подводном, перископном и надводном положениях в любых акваториях Мирового океана, в том числе в районах с малыми глубинами.Эффективность этих ракет системы «Калибр» уже увидел весь мир во время операции России в Сирии. Однако дальность ракет системы «Калибр-ПЛЭ» и «Калибр-НКЭ» – 200– 300 километров и соответствует международному договору об экспорте вооружений.Тем не менее ракеты даже с такой дальностью, размещенные в транспортных контейнерах на гражданских судах, могут использоваться в качестве орудия возмездия теми странами, которые не могут открыто противостоять США. Индия, кстати, стала одной из первых стран, которая закупила данные комплексы. В частности, ими оснащена построенная в России для ВМС Индии дизельная подводная лодка проекта 877ЭКМ.Военная техника В пресс-службе «Алмаз-Антей» сообщили, что компания на выставке планирует провести переговоры с иностранными заказчиками. Перспективными могут оказаться и переговоры по комплексам «Триумф», «Тор-М2Э(К/КМ)».Последний – зенитный ракетный комплекс, предназначенный для поражения самолетов, вертолетов, аэродинамических беспилотных летательных аппаратов, управляемых ракет и других элементов высокоточного оружия, летящих на средних, малых и предельно малых высотах в сложной воздушной и помеховой обстановке.Холдинг «Высокоточные комплексы», входящий в Ростех, представит на выставке макеты «Искандера-Э», «Хризантемы-С», не имеющие аналогов в мире.
Любая бронетехника остается беззащитной перед комплексом «Хризантема-С». Высокая пробивная мощность и возможность видеть цель в любых условиях делают этот комплекс популярным среди иностранных заказчиков.Семейство комплексов «Искандер», в свою очередь, обладает другим преимуществом. Оно может эффективно поражать в глубине территории противника реактивные системы залпового огня, дальнобойную артиллерию, средства противоракетной и противовоздушной обороны, самолеты и вертолеты на аэродромах, командные пункты и узлы связи, а также важнейшие объекты гражданской инфраструктуры.
Кроме того, на выставке представят целую серию переносных ракетных комплексов. Один из них, «Корнет-Э», предназначен для поражения танков и других бронированных целей, в том числе оснащенных современными средствами динамической защиты.На выставке Россия покажет и средство поражения авиатехники. В частности, новейший переносной зенитный ракетный комплекс «Верба». Он предназначен для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. С высокой вероятностью поражает малоизлучающие цели – крылатые ракеты и БПЛА.
Стоит отметить, что в комплекс входит автоматизированная система управления (АСУ), производящая обнаружение воздушных целей, в том числе групповых, определение параметров их полета, а также распределение найденных целей между зенитчиками с учетом их расположения.По словам генконструктора Научно-производственной корпорации «Конструкторское бюро машиностроения» (ОАО «НПК «КБМ») Валерия Кашина, по совокупности характеристик ПЗРК «Верба» превосходит все мировые аналоги. У комплекса в разы улучшены характеристики по преодолению тепловых ловушек, повышена точность стрельбы, оптимизированы различные показатели.Кроме того, холдинг продемонстрирует на выставке макет зенитной управляемой ракеты «Сосна-Р», автоматизированного комплекса «Сосна» и морского автоматизированного зенитного артиллерийского комплекса «Пальма» с зенитной управляемой ракетой «Сосна-Р».Авиатехника Так как Индия эксплуатирует несколько видов российских самолетов, для нее является актуальным вопрос модернизации авиатехники и производства двигателей для нее. С этой целью Объединенная двигателестроительная корпорация представит макеты наиболее передового серийного двигателя для боевой авиации (в том числе самолетов Су-35) АЛ-41Ф-1С. Кроме того, в рамках выставки ОДК планирует затронуть тематику двигателей для самолетов (АЛ-31ФП, АЛ-41Ф-1С, РД-33МК, АЛ-55И), вертолетов (ВК-2500, ТВ3-117) и кораблей (М-70ФРУ).В свою очередь, холдинг «Вертолеты России» представит новейшие вертолеты Ми-38 и Ка-226Т и проведет переговоры с ведущей авиастроительной компанией Индии Hindustan Aeronautics Limited, индийской транспортной компанией Pawan Hans Limited, которая эксплуатирует вертолеты Ми-172, и другими организациями. Для Pawan Hans Limited планируется провести презентации вертолетов Ми-38 и Ми-171А2.
Корабли Объединенная судостроительная корпорация также примет участие в Defexpo India – 2016 и представит надводные корабли и неатомные субмарины различных классов.Как отметили в пресс-службе компании, ряд выставляемых проектов кораблей уже успели успешно проявить себя в реальных боевых условиях в составе ВМФ России.Внимание специалистов, экспертов и посетителей выставки могут привлечь представленные предприятиями корпорации проекты: неатомной подводной лодки «Амур 1650» с воздухонезависимой энергетической установкой; большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636; большого десантного корабля проекта 11711Э; многоцелевого фрегата проекта 22356; сторожевого корабля проекта 22500; спасательного судна для спасения экипажей аварийных подводных лодок проекта 21301; противоминного корабля проекта 12701 «Александрит-Э»; рейдового тральщика проекта 10750Э; малых подводных лодок «Пиранья» и «Пиранья-Т»; патрульного корабля проекта 22160.
На экспозиции будет представлена продукция ведущих российских судостроительных заводов: ПО «Севмаш», «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод – Судостроение», «Северная верфь», ПСЗ «Янтарь», ЦС «Звездочка», СНСЗ и Пролетарский завод, а также конструкторских бюро: ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит», Северное ПКБ, Зеленодольское ПКБ, Невское ПКБ и ЦМКБ «Алмаз».Стоит отметить, что некоторые виды боевых кораблей могут начать производить в Индии. Так, Рособоронэкспорт ведет переговоры с Индией об организации производства фрегатов проекта 11356 в этой стране, сообщил заместитель гендиректора спецэкспортера Сергей Гореславский.«Сегодня мы ведем переговоры о возможном строительстве подводных лодок проекта 75 (и) на базе новейших дизель-электрических субмарин "Амур-1650", также обсуждаем перспективы закупки дополнительной партии фрегатов проекта 11356 и организации их лицензионного производства в Индии», – цитирует Гореславского ТАСС.Фрегаты проекта 11356 имеют водоизмещение 4 000 тонн, скорость хода – до 30 узлов, автономность плавания – 30 суток. Корабли вооружены ракетным комплексом «Калибр-НК» с высокоточной крылатой ракетой, многоканальным ЗРК «Штиль-1», ЗРАК «Палаш».Автор: Михаил РычаговФото: Алексей Иванов/ТРК «Звезда», Константин Семенов/ТРК «Звезда», Минобороны РФ, «Вертолеты России»