Уровни вертикальной стратификации. Понятие, происхождение, теории социальной стратификации

Понятие социальной стратификации. Социальная стратификация – исторически конкретная, иерархически организованная структура социального неравенства, представленная в виде разделения общества на страты (лат. – stratum – слой), различающиеся между собой, тем что их представители обладают неравным объемом материального богатства, власти, прав и обязанностей, привилегий, престижа. Таким образом, социальную стратификацию можно представить в виде иерархически структурированного социального неравенства в обществе.

Основополагающее значение принципа социального неравенства общепризнанно в социологической науке, однако объяснительные модели природы и роли социального неравенства существенно различаются. Так, конфликтологическое (марксистское и неомарксистское) направление считает, что неравенство порождает различные формы отчуждения в обществе. Представители функционализма же утверждают, что существование неравенства – это эффективный способ выравнивания стартовых позиций индивидов вследствие конкуренции и стимулирования социальной активности, всеобщее равенство лишает людей стимулов к продвижению, желания прилагать максимум усилий и способностей для выполнения обязанностей.

Неравенство закрепляется в любом обществе с помощью социальных институтов. При этом создаётся система норм, согласно которым люди должны включаться в отношения неравенства, принимать эти отношения, не выступать против них.

Системы социальной стратификации. Социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. Процессы социальной стратификации выполняют важную регулятивно - организующую роль, помогая обществу на каждом новом историческом этапе приспосабливаться к меняющимся условиям, развивая те формы взаимодействия, которые позволяют ему отзываться на новые требования. Стратифицированный характер взаимодействия людей позволяет поддерживать общество в упорядоченном состоянии и тем самым сохранять его целостность и границы.

В социологической науке чаще всего описывают четыре исторически существовавшие системы стратификации: рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую. Особое внимание разработке данной классификации уделил известный английский социолог Энтони Гидденс.

Рабовладельческая стратификационная система основана на рабстве - такой форме неравенства, при которой одни люди, лишённые свободы и каких-либо прав, являются собственностью других, по закону наделенных привилегиями. Рабство появилось и распространилось в аграрных обществах: с античных времён оно просуществовало до девятнадцатого века. При примитивной технике, требующей значительных затрат человеческого труда, использование рабской силы было экономически оправданно.

Кастовая стратификационная система характеризуется тем, что социальная позиция человека жестко определена от рождения, не меняется на протяжении жизни и передается по наследству. Между индивидами, принадлежащими к различным кастам, практически не бывает браков. Каста (от порт. casta − «раса», или «чистая порода») - закрытая эндогамная группа людей, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии в зависимости от функций в системе разделения труда. Чистота кастовой принадлежности поддерживается традиционными ритуалами, обычаями, правилами, согласно которым общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Почти три тысячелетия, вплоть до 1949 г., кастовая система просуществовала в Индии. Там и сейчас насчитывается тысячи каст, но все они сгруппированы в четыре основные касты, или Варны (с санскр. «цвет»): брахманов, или касту жрецов, составляют землевладельцы, священнослужители, ученые, деревенские писари численностью от 5-10% населения; кшатриев − воины и знатные люди, вайшьи − торговцы, купцы и ремесленники, которые вместе составляли около 7% индийцев; шудры − простые рабочие и крестьяне − около 70% населения, остальные 20% – хариджане («божьи дети»), или неприкасаемые, отверженные, занимающиеся унизительным трудом, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками, свинопасами и т.п.

Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус. Кастовые интересы стали важным фактором во время избирательных кампаний.

Сословная стратификационная система, в которой неравенство между группами индивидов закреплено законом, получила распространение в феодальном обществе. Сословия (estate) - большие группы людей, различающиеся правами и обязанностями перед государством, законодательно оформленными и передающимися по наследству, что способствовало относительной закрытости данной системы.

Развитыми сословными системами являлись феодальные западноевропейские общества, где высшее сословие состояло из аристократии и джентри (мелкопоместного дворянства). В царской России одни сословия обязаны были нести ратную службу, другие − чиновничью, третьи - «тягло» в виде податей или трудовых повинностей. Некоторые отголоски сословной системы сохранились в сегодняшней Великобритании, где по-прежнему наследуются и пользуются почетом дворянские титулы и где крупные бизнесмены, правительственные чиновники и другие лица могут, в награду за особые заслуги, получить звание пэров или быть возведенными в рыцари.

Классовая стратификационная система утверждается в обществе, основанном на частной собственности, и связана с различиями в экономическом положении групп людей, с неравенством в отношении владения материальными ресурсами и контроля над ними, тогда как в других системах стратификации первостепенную роль играют неэкономические факторы (например, религия, этническая принадлежность, профессия). Классы представляют собой социальные группы свободных в правовом отношении людей, обладающих равными основными (конституционными) правами. В отличие от предыдущих типов, принадлежность к классам не регламентируется государством, не установлена законом и не передается по наследству.

Основные методологические интерпретации понятия «класс». Наибольший вклад в теоретическую разработку понятия «класс» и социально-классовой стратификации внесли Карл Маркс (1818-1883) и Макс Вебер (1864-1920).

Связав существование классов с определенными историческими фазами развития производства, Маркс создал свою концепцию «общественного класса», однако не дав ему целостного развернутого определения. Для Маркса общественный класс - это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. Главное в характеристике класса – является он собственником или нет.

Наиболее полное определение классов в соответствии с марксистской методологией было дано В.И. Лениным, согласно которому классы характеризуются следующими показателями:

1. обладание собственностью;

2. место в системе общественного разделения труда;

3. роль в организации производства;

4. уровень доходов.

Существенно важным в марксистской методологии класса является признание показателя «обладание собственностью» в качестве основополагающего критерия классобразования и самой природой класса.

Марксизм поделил классы на основные и неосновные. Основными были названы такие классы, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данном обществе экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные - это остатки прежних основных классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации.

Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются социальные слои. Социальные слои − это промежуточные или переходные социальные группы, не имеющие ярко выраженного отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса (например, интеллигенция).

Макс Вебер, соглашаясь с представлениями Маркса о связи класса с объективными экономическими условиями, в своих исследованиях обнаружил, что на формирование класса оказывает влияние гораздо большее число факторов. Согласно Веберу, разделение на классы определяется не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью.

Вебер считал, что квалификационные удостоверения, ученые степени, звания, дипломы и полученная профессиональная подготовка специалистов ставят их в более выгодное положение на рынке труда по сравнению с теми, кто не имеет соответствующих дипломов. Он предложил многомерный подход к стратификации полагая, что социальную структуру общества определяют три автономных и взаимодействующих фактора: собственность, престиж (означающий уважение к индивиду или группе, основанное на их статусе) и власть.

Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом. Он утверждал, что собственники − это «позитивно привилегированный класс». На другом полюсе − «негативно привилегированный класс», включающий в себя тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке. Это люмпен-пролетариат. Между двумя полюсами находится целый спектр так называемых средних классов, которые состоят как из мелких собственников, так и из людей, способных предложить на рынке свои навыки и умения (чиновники, ремесленники, крестьяне).

По мнению Вебера, принадлежность к той или иной статусной группе совсем не обязательно определяется принадлежностью к определённому классу: пользующийся почётом и уважением человек может и не быть собственником, как имущие, так и неимущие могут принадлежать к одной и той же статусной группе. Различия в статусе, утверждает Вебер, ведут, как правило, к различиям в стиле жизни. Стиль жизни задаётся общей для группы субкультурой и измеряется статусным престижем. Обособление групп по престижу может происходить по разным основаниям (принадлежность к определённой профессии и др.), но всегда оно приобретает ранговый характер: «выше – ниже», «лучше – хуже».

Подход Вебера позволил выделять в социальной структуре не только такие крупные аналитические единицы, как «класс», но и более конкретные и гибкие – «страты» (от лат. stratum -слой). Страта включает в себя множество людей с каким-то общим статусным признаком своего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью. В существовании страт большую роль играют оценочные факторы: линия поведения человека в той или иной ситуации, его установки, основанные на некоторых критериях, помогающих ему ранжировать себя и окружающих.

При изучении социальной структуры выделяют социальные страты, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Таким образом, стратификационная методология Вебера позволяет получить более объёмное, многомерное представление о социальной структуре современного общества, которую невозможно адекватно описать в координатах двухполюсной классовой методологией Маркса.

Социально-классовая стратификация Л. Уорнера . Наибольшее распространение на практике получила модель социальной стратификации американского социолога Уорнера (1898-1970 гг.).

Социальная стратификация рассматривалась им как функциональная предпосылка существования современного индустриального общества, его внутренней устойчивости и равновесия, обеспечивающая самореализацию личности, ее успех и достижения в обществе. Позиция в классовой стратификации (или статус) описана Уорнером с помощью таких характеристик, как уровень образования, род занятий, величина состояния и доход.

Изначально стратификационная модель Уорнера была представлена шестью классами, однако в последствии в нее был введен «средний средний класс» и в настоящее время она приобрела следующий вид:

Высший-высший класс составляют «аристократы по крови», представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.

Низший-высший класс включает в себя банкиров, видных политиков, владельцев крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам.

Высший-средний класс составляют представители буржуазии и высокооплачиваемые профессионалы: преуспевающие бизнесмены, наемные управляющие фирмами, крупные юристы, известные врачи, выдающиеся спортсмены, научная элита. В своих областях деятельности они обладают высоким престижем. О представителях данного класса обычно говорят как о богатстве нации.

Средний-средний класс представляет собой самую массовую прослойку индустриального общества. Он включает в себя всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, людей интеллигентных профессий, в том числе инженеров, преподавателей, научных работников, руководителей подразделений на предприятиях, учителей, менеджеров среднего звена. Представители этого класса являются основной поддержкой существующей власти.

Низший-средний класс составляют низшие служащие и квалифицированные рабочие, труд которых по своему содержанию является преимущественно умственным.

Высший-низший класс составляют в основном средне- и малоквалифицированные наемные рабочие, занятые в массовом производстве, на местных фабриках, живущие в относительном достатке, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе.

Низший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения. Они имеют лишь начальное либо никакого образования, чаще всего перебиваются случайными заработками. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом.

Социальная мобильность и ее виды. Под социальной мобильностью (от лат. mobilis - способный к передвижению, действию) понимается изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества. Изучение социальной мобильности было начато П.А. Сорокиным, который под социальной мобильностью понимал не только перемещение индивидов из одной социальной группы в другую, но и исчезновение одних и появление других социальных групп.

По направлениям перемещений различают горизонтальную и вертикальную мобильность.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы или общности в другую, расположенную на одном социальном уровне, на одной социальной позиции, например, переход из одной семьи в другую, перемещение из православной в католическую или мусульманскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую. Примером горизонтальной мобильности является смена места жительства, переезд из села в город на постоянное место жительства или наоборот, переезд из одного государства в другое.

Вертикальной мобильностью называют перемещение из одного слоя в другой, выше или ниже расположенный в иерархии социальных отношений. В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей или нисходящей мобильности. Восходящая мобильность подразумевает улучшение социального положения, социальный подъем, например, повышение в должности, получение высшего образования, брак с человеком более высокого сословия или с более обеспеченным человеком. Нисходящая мобильность - это социальный спуск, т.е. перемещение вниз по социальной лестнице, например, увольнение, понижение в должности, банкротство. В соответствии с природой стратификации существуют нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности.

Кроме того, мобильность бывает групповой и индивидуальной. Групповой называется такая мобильность, когда индивид опускается или поднимается по социальной лестнице вместе со своей социальной группой (сословием, классом). Это коллективный подъем или спад положения целой группы в системе отношений с другими группами. Причинами групповой мобильности являются войны, революции, военные перевороты, смена политических режимов. Индивидуальной мобильностью является перемещение индивида, происходящее независимо от других.

Интенсивность процессов мобильности часто рассматривается как один из основных критериев степени демократизации общества и либерализации экономики.

Диапазон мобильности, характеризующий конкретное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.

В традиционном обществе число высокостатусных позиций оставалось приблизительно постоянным, поэтому наблюдалась умеренная нисходящая мобильность потомков из высокостатусных семей. Для феодального общества характерно очень малое количество вакансий на высокие должности для тех, кто обладал низким статусом. Некоторые социологи считают, что, вероятнее всего, здесь не было восходящей мобильности.

Для индустриального общества характерен более широкий диапазон мобильности, поскольку в нем существует гораздо большее количество различных статусов. Основным фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности.

Основная тенденция развития индустриального общества заключается в том, что в нем одновременно увеличиваются богатства и число высокостатусных позиций, что в свою очередь ведет к росту численности среднего класса, ряды которого пополняют выходцы из низших страт.

Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми.

Если большинство статусов в обществе являются предписанными, то диапазон мобильности в нем намного ниже, чем в обществе, строящемся на индивидуальном достижении. В доиндустриальном обществе восходящая мобильность была невелика, так как юридические законы и традиции практически закрывали крестьянам доступ в сословие землевладельцев.

В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ, прежде всего ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок. Общество с открытыми границами между социальными группами даёт человеку шанс подняться, но оно же порождает в нём страх социального падения. Нисходящая мобильность может происходить как в форме выталкивания индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в результате понижения социальных статусов целых групп.

Каналы вертикальной мобильности. Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются по социальной лестнице, П.А Сорокин назвал каналами вертикальной циркуляции, или мобильности . Поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, между социальными группами или стратами имеются различные «лифты», «мембраны», «отверстия"» используя которые индивиды перемещаются вверх и вниз. Для индивида возможность продвижения вверх означает не только увеличение доли получаемых им социальных благ, она способствует реализации его личных данных, делает его более пластичным и многосторонним.

Функции социальной циркуляции выполняют различные институты.

Самыми известными каналами являются семья, школа, армия, церковь, политические, экономические и профессиональные организации.

Семья становится каналом вертикальной социальной мобильности в том случае, если брачный союз заключают представители разных социальных статусов. Так, например, во многих странах существовал в свое время закон, по которому, если женщина выходила замуж за раба, то сама становилась рабыней. Или, например, повышение социального статуса от брака с титулованным партнером.

Социально-экономические позиции семьи также влияют на возможность карьеры. Социологические исследования, проведенные в Великобритании, показали, что две трети сыновей неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих были, как и их отцы, заняты ручным трудом, что менее 30% специалистов и управленцев вышли из рабочего класса, т.е. поднялись, 50% же специалистов и руководителей заняли те же должности, что и их родители.

Восходящая мобильность наблюдается много чаще, чем нисходящая, и характерна в основном для средних слоев классовой структуры. Люди из социальных низов, как правило, оставались на том же уровне.

Школа, являясь формой выражения процессов образования и воспитания, во все времена служила мощным и самым быстрым каналом вертикальной социальной мобильности. Подтверждением этого являются большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах. В обществах, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов. Так называемый «длинный лифт» существовал в древнем Китае. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех. Каждые три года проводились экзамены. Лучшие ученики независимо от статуса их семей переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда попадали на высокие правительственные должности.

В западных странах многие социальные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответствующего диплома. Труд выпускников высших учебных заведений оплачивается выше. В последние годы широко распространенным стало стремление молодых людей, получивших вузовский диплом, обучаться в аспирантуре. Это заметно меняет соотношение обучающихся в вузах студентов и аспирантов. Университеты, где студентов больше, чем аспирантов получили название консервативных, умеренные – имеют соотношение 1:1 и, наконец, прогрессивные – это те, где аспирантов больше чем студентов. Например, в Чикагском университете на 3 тысячи студентов приходится 7 тысяч аспирантов.

Правительственные группы, политические организации и политические партии также играют роль "лифта" в вертикальной мобильности. В Западной Европе в период средневековья слуги разных правителей, будучи вовлеченными в государственную сферу, нередко сами становились правителями. Таково происхождение многих средневековых герцогов, графов, баронов и прочей знати. Как канал социальной мобильности политические организации сейчас играют особенно важную роль: многие функции, которые раньше принадлежали церкви, правительству и другим социальным организациям, сегодня берут на себя политические партии. В демократических странах, где институт выборов играет решающую роль в формировании высших органов власти, самым легким способом привлечь внимание избирателей и быть избранным является политическая деятельность или участие в какой-либо политической организации.

Армия как канал социальной мобильности функционирует не в мирное, а в военное время. Потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Во время войны солдаты, проявляя отвагу и храбрость, награждаются очередным званием. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого звания, начав с низших чинов, из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы относились к сословию простолюдинов. Кромвель, Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого положения благодаря карьере, сделанной в армии.

Церковь как канал социальной мобильности возвысила большое число людей. Питирим Сорокин, изучив биографии 144 римских католических пап, установил, что 28 из них вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Обряд целибата (безбрачия), введенный в ХI веке папой Григорием VII, не позволял католическому духовенству иметь детей, поэтому освобождающиеся высокие должности клира занимали нижестоящие лица. После легализации христианства церковь начинает выполнять функцию той лестницы, по которой стали подниматься рабы и крепостные, причем иногда до самых высших и наиболее влиятельных позиций. Церковь была не только каналом восходящей мобильности, но и нисходящей: немало королей, герцогов, князей, лордов, дворян и других аристократов разных рангов были разорены церковью, отданы под суд инквизиции, уничтожены.

Социальная маргинальность. Процесс утраты индивидами своей идентификации с определенными социальными общностями, классами выражается понятием маргинализации .

Социальная мобильность может привести к тому, что личность покинула пределы одной группы, но оказалась отторгнутой или только частично включенной в другую. Таким образом, появляются индивиды и даже группы людей, занимающие маргинальные (от лат. marginalis - находящийся на краю) позиции, не интегрируясь в течение определённого времени ни в одну из тех социальных групп, на которые они ориентируются.

В 1928 году американский психолог Р. Парк впервые употребил понятие «маргинальный человек». Исследования особенностей личности, находящейся на границе различных культур, проводимые чикагской социологической школой, заложили основу классической концепции маргинальности. В дальнейшем она была подхвачена и переработана исследователями, изучающими пограничные явления и процессы в обществе.

Основной критерий, определяющий состояние маргинальности индивида или социальной группы, - это состояние, связанное с состоянием перехода, представляемого как кризис.

Маргинальность может возникнуть в силу различных причин, как личного, так и общественного характера. Явление маргинальности оказывается довольно распространённым в условиях перехода общества от одной экономической и политической системы к другой, с иным типом стратификации. В маргинальном положении при этом оказываются целые группы или социальные слои, которые не способны, или не в состоянии, адаптироваться к новой ситуации и интегрироваться в новую стратификационную систему. Маргинальная ситуация может стать причиной конфликтов, отклоняющегося поведения. Эта ситуация может сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений. Но маргинальная ситуация может стать источником социально эффективных творческих действий.

Стратификация современного российского общества. Современное российское общество характеризуется глубинными изменениями социально-классовой структуры общества, ее стратификацией. В новых условиях меняется былой статус социальных групп. В верхние элитные слои, помимо традиционных управленческих групп, включаются крупные собственники − новые капиталисты. Появляется средний слой − относительно материально обеспеченные и «устроенные» представители разных социально-профессиональных групп преимущественно из предпринимателей, менеджеров и части квалифицированных специалистов.

Динамика социальной стратификации современного российского общества характеризуется следующими основными тенденциями:

― значительное социальное расслоение;

― медленное формирование «среднего класса»;

― самовоспроизводство среднего класса, узость источников его пополнения и расширения;

― значительное перераспределение занятости по отраслям экономики;

― высокая социальная мобильность;

― значительная маргинализация.

Средний класс российского общества. В социально-классовой структуре современного общества важное место принадлежит «среднему классу» («средним классам»). Масштабы и качества этой социальной группы существенным образом определяют социально-экономическую, политическую стабильность и характер системной интеграции общества в целом. Для современной России формирование и развитие «среднего класса» по сути означает создание основ гражданского общества и демократии. Российскими социологами был составлен обобщенный портрет представителей среднего класса (СК) России и его слоев.

Верхний слой СК − в массе своей высокообразованные люди. 14,6% среди них имеют ученую степень или закончили аспирантуру, еще 55,2% − лица с высшим образованием, у 27,1% среднее специальное образование. Средний слой среднего класса также достаточно высокообразован. И хотя здесь ученую степень имеют уже всего 4,2%, но большинство составляют лица с высшим образованием (число лиц со средним специальным образованием 31,0%, а со средним и неполным средним составляет всего 9,8%). В нижнем слое СК число лиц со средним и специальным средним образованием достигает в общей сложности уже 50,2%.

По должностному статусу представители верхнего слоя СК более чем наполовину (51,1%) представляют собой руководителей высшего звена и предпринимателей, имеющих наемных работников. Квалифицированные специалисты в этом слое составили 21,9%.

В среднем слое СК явно доминируют квалифицированные специалисты (30,1%) и рабочие (22,2%); доля руководителей составляет всего 12,9%, предпринимателей, имеющих наемных работников − 12,1%. Зато в этой группе в полтора раза выше, чем в целом по СК (6,4% , против 4,3%), доля тех, кто имеет чисто семейный бизнес.

В целом, пользуясь терминологией, принятой в исследованиях среднего класса западноевропейских стран, по результатам исследования можно сказать, что костяк верхнего слоя среднего класса составляют менеджеры высшего звена и бизнесмены, имеющие собственные фирмы с наемными работниками. Отчетливо ощутимо в нем присутствие высококвалифицированных специалистов, достаточно равномерно представляющих гуманитарную интеллигенцию и военных, и в меньшей степени − ИТР. Присутствие «белых» и «синих воротничков» выражено слабо.

Костяк среднего слоя СК составляют, прежде всего, квалифицированные специалисты, и, в несколько меньшей степени, "синие воротнички" − квалифицированные рабочие. Заметное место в его составе занимают также руководители и предприниматели, включающие представителей семейного бизнеса и занятых индивидуальной трудовой деятельностью.

Согласно данным Всероссийского центра уровня жизни за 2006 г., к средний классу в нашей стране относятся семьи, где денежный доход на каждого члена семьи в месяц составляет от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Представители этого класса характеризуются не только возможностью нормально питаться и приобретать необходимые товары длительного пользования, но и иметь приличное жилье (не менее 18 квадратных метров на человека) или реальную возможность его улучшения, плюс загородный дом или возможность его приобретения в обозримой перспективе. Само собой, должен быть автомобиль или автомобили. Необходимо также иметь средства на лечение, операцию, оплату учебы детей, оплату услуг юриста, если потребуется. Такая семья может отдыхать на наших курортах или за рубежом.

Перечисленным требованиям в целом по стране в 2006 году удовлетворяли среднедушевые потребительские расходы от 15 до 25 тысяч рублей в месяц. Плюс должны быть примерно такие же ежемесячные сбережения. Естественно, на каждой территории свои особенности, и суммы доходов, сбережений будут различными. Для Москвы, например, эти границы составляют 60-80 тысяч рублей. Выше этой планки находятся состоятельные и богатые. Всего к среднему классу, как показали эти исследования, можно отнести около 10 процентов населения страны, или примерно 13,5 миллиона россиян. Значит, примерно 6-7 миллионов семей.

В составе российского среднего класса солидные сбережения имеют примерно 90 %. В него входят также частные акционеры, вложившие средства в ценные бумаги, − не более 400 тысяч человек. С учетом членов их семей получается около полутора миллионов россиян − 1 % населения. Это высший слой среднего класса. Для сравнения: в США число таких акционеров − десятки миллионов, практически добрая половина американских семей. Их эффективная деятельность, собственность и доходы создали базу для устойчивого функционирования рынка без глубокого государственного вмешательства.

В Западной Европе и США, других странах влиятельный "средний класс" существует уже несколько веков и составляет от 50 до 80 % населения. В его составе различные группы предпринимателей и коммерсантов, квалифицированные рабочие, врачи, учителя, инженеры, церковнослужители, военнослужащие, госчиновники, средний персонал фирм и компаний. Между ними существуют и значительные политические, экономические и духовные различия.

Состоятельных и богатых граждан, имеющих доходы выше, чем в среднем классе, в нашей стране не так уж много. Это 4 миллиона человек, или 3 процента от всего населения. Очень богатых − долларовых миллионеров − от 120 до 200 тысяч.

При 60-миллионной армии бедных (с учетом не только их доходов, но и жилищных условий) и небольшом среднем классе сегодня трудно говорить о долговременной стабильности в обществе.

Новые маргинальные группы. В результате произошедших в России в последнее десятилетие изменений в экономической, политической и социальной сферах общественной жизни появились новые маргинальные группы:

- «постспециалисты» - это профессиональные группы населения, которые высвобождаются из экономики и не имеют перспектив трудоустройства из-за своей узкой специализации в новой экономической ситуации России, а переподготовка сопряжена с утратой уровня квалификации, потерей профессии;

-«новые агенты» - частные предприниматели, т.н. самозанятое население, ранее не ориентированое на частную предпринимательскую деятельность, но вынужденное искать для себя новые пути самореализации;

- «мигранты» - беженцы и вынужденные переселенцы из других регионов России и из стран "ближнего зарубежья". Особенности положения этой группы связаны с тем, что она объективно отражает ситуацию множественной маргинальности, обусловленной необходимостью адаптации к новой среде после вынужденной смены места жительства.

1. Понятие и основные критерии социальной стратификации

Стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества.

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. - М.: наука. 1994. С. 154. .

Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К.Маркс и М.Вебер.

К. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства,- класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,- угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать

Функционалистская теория стратификации была сформулирована в 1945 г. К.Дейвисом и У.Муром. Стратификация существует в силу своей универсальности и необходимости, общество не может обойтись без расслоения. Социальный порядок и интеграции требуют определенной степени стратификации. Система стратификации позволяет заполнить все статусы, образующие социальную структуру, вырабатывает у индивида стимулы для выполнения обязанностей, ассоциирующихся с их положением.

Распределение материальных благ, властных функций и социального престижа (неравенство) зависит от функциональной значимости позиции (статуса) индивида. В любом обществе есть позиции, которые требуют специфических способностей и подготовки. У общества должны быть определенные выгоды, которые используются в качестве стимулов для занятия людьми позиций и выполнения ими соответствующих ролей. А также определенные способы неравномерного распределения этих выгод в зависимости от занимаемых позиций. Функционально важные позиции должны вознаграждаться соответствующим образом. Неравенство выполняет роль эмоционального стимула. Блага встроены в социальную систему, поэтому стратификация - структурная особенность всех обществ. Всеобщее равенство лишило бы людей стимула к продвижению, желания прилагать все усилия для выполнения обязанностей. Если стимулов недостаточно и не статусы оказываются незаполненными, общество распадается. Данная теория имеет ряд недостатков (не учитывает влияние культуры, традиций, семьи и др.), но является одной из наиболее разработанных.

Одним из создателей современной теории стратификации является П.А.Сорокин. Он вводит понятие «социальное пространство» как совокупность всех социальных статусов данного общества, заполненное социальными связями и отношениями. Способ организации этого пространства - стратификационный. Социальное пространство является трёхмерным: каждое его измерение соответствует одной из трех основных форм (критриев) стратификации. Социальное пространство описывается тремя осями: экономический, политический и профессиональный статус. Соответственно позиция индивида или группы описывается в этом пространстве с помощью трёх координат.

Совокупность индивидов, обладающих схожими социальными координатами и образуют страту. Основа стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния.

Большой вклад в решение практических и теоретических задач стратификации российского общества внесла Т.И. Заславская. По её мнению, социальная структура общества - это сами люди, организованные в разного рода группы (слои, страты) и выполняющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которые рождает экономика, которых она требует. Именно эти люди, их группы проводят в жизнь определенную социальную политику, организуют развитие страны, принимают решения. Таким образом, в свою очередь, социальное и экономическое положение этих групп, их интересы, характер их активности и взаимоотношения друг с другом влияют на развитие экономики Глотов М.Б. Современные концепции социальной стратификации// Социальные проблемы, 2008. № 5. С. 14. .

Таким образом, можно выделить следующие критерии социальной стратификации:

1. Экономическое положение . Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство - то, чем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег.

2. Престиж - авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж - явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость - присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое «умение жить». Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.

3. Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть - это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели.

4. Социальный статус - это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология:

2. Т ипы социальной стратификации

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации:

-рабство;

-касты;

- сословия;

- классы.

Первые три системы характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет.

2.1 Рабство

Рабство - это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие.

Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.: Питер, 2002. С.688..

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов

Таким образом, рабство было следствием военного поражения, преступления или невыплаченного долга, а не признаком некоего, изначально присущего каким-то людям природного качества.

Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарики, 1998. С. 161. .

Есть две формы рабства: классическая и патриархальная.

При патриархальной форме раб обладает всеми правами младшего члена семьи, при классической форме - раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда).

На типе зрелости рабство становится рабовладением. Когда упоминается рабство как исторический тип стратификации, то имеют виду его высшую стадию - рабовладение. Указанная форма социальных отношений единственная в истории, когда человек, принадлежащий к нижнему слою, является собственностью того, кто выше по чину.

2. 2 Касты

Кастовая система не настолько древняя как рабовладельческий строй. Рабство наблюдалось практически во всех странах, а о кастах целесообразно говорить только в Индии и частично в Африке. Индия - классическое кастовое общество. В первые столетия новой эры оно пришло на смену рабовладельческого общества.

Каста - это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения Социология. Учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. С. 211. .

Базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Невозможен переход в другую касту при жизни, только вновь родившись человек, сможет находиться в другой касте. Кастовое положение фиксируется религией индусов. Религиозные представления таковы, что человеку дано прожить больше одной жизни. Попадание в ту ил иную касту зависит от того, как человек ведет себя в предыдущей жизни.

Наиболее ярким примером кастового общества является индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию. Их прикосновение к представителю высшей касты делает этого человека «нечистым». В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты неприкасаемых даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто «испачкался» от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.

Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, диктуются кастовыми законами.

Еще одним примером общества, в котором существовала кастовая система является Южная Африка. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (черные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино - белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему.

2.3 Сословия

Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами.

Сословия были частью европейского феодализма, но имелись также во многих других традиционных обществах. Феодальные сословия включают страты с различными обязанностями и правами; некоторые из этих различий устанавливаются законом Григорьев С.И. Основы современной социологии: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2009. С. 181. .

Европа на рубеже XIV и XV веков являлась классическим образцом сословного общества. В Европе сословия включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другое сословие, имея более низкий статус, но обладая различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию» относились слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники. В противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно.

Основой распределения на сословия была земельная собственность. В каждом сословии права и обязанности фиксировались юридическим законом и подкреплялись священными узами религиозной доктрины. Наследство определяло членство в сословии. Что касается социальных барьеров, то в сословии они были очень жесткими.

В каждом сословии наблюдалось большое количество рангов, профессий, уровней и чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Сословие, которое находилось на высшей иерархической позиции, имело более высокий статус.

Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения.

В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию - дворянству. Именно им давались титулы, мундиры и т.д.Титулы - установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как «генерал», «статский советник», «камергер», «граф», «флигель-адъютант», «статс-секретарь», «превосходительство» и «светлость».

Мундиры - официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их.

Ордена - вещественные знаки отличия, почетные награды, дополнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представляло собой частный случай мундира, а собственно орденский знак - обычное дополнение любой форменной одежды.

Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин - ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворного). 24 января 1722 г. Петром I в России была введена новая система титулов, правовой основой которой послужила «Табель о рангах». Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов.

Государственная служба строилась на принципе, согласно которому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дворянство - поместное и служилое. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Общая численность дворянского сословия и классных чиновников (с членами семей) равнялась в середине XIX в. 1 млн Кравченко А.И. Социология. Общий курс. Пособие для вузов. - М.: Логос, 2002. С. 411. .

2.4 Классы

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

Принадлежность к социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он состоит. Людей что называется приписывали к той или иной социальной страте.

В классовом обществе дело обстоит иначе. Государство не занимается вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер - общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и однозначно определить число классов в той или иной стране, число страт или слоев, на которые они разбиваются, принадлежность людей к стратам очень сложно.

Класс - это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям, доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом. Термин «класс» был введен в научный оборот в начале XIX в., заменив такие термины, как «ранг» и «порядок», использовавшиеся для описания основных иерархических групп в обществе Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. С. 89. .

Истоки теории социального класса можно найти в трудах таких политических философов, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан Жак Руссо, которые обсуждали вопросы социального неравенства и расслоения, а также французских и английских мыслителей конца XVIII - начала XIX в., выдвинувших идею о том, что неполитические общественные элементы - экономическая система и семья - в значительной мере определяют форму политической жизни в обществе. Эту идею развивал французский социальный мыслитель Анри Сен-Симон, утверждавший, что государственная форма правления соответствует характеру системы экономического производства.

Первую типологию классов США предложил в 40-е гг. XX в. американский социолог Л. Уорнер. Верхний-высший класс включал так называемые старые семьи. Они состояли из наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами. Проживали они в привилегированных частях города.

Низший-высший класс по уровню материального благополучия не уступал верхнему - высшему классу, но не включал старые родовые семьи.

Верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни города и проживали в довольно благоустроенных районах.

Нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные рабочие. Верхний-низший класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на местных фабриках и живущих в относительном достатке.

Нижний-низший класс составляли те, кого принято называть «социальным дном». Это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений.

Во всех двусоставных словах первое слово обозначает страту, или слой, а второе - класс, к которому данный слой относится.

В настоящее время социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов в современных обществах и обычно выделяют три класса: высший, низший и средний.

Высший класс в современных индустриальных обществах состоит преимущественно из представителей влиятельных и богатых династий. К примеру, в Соединенных Штатах более 30% всего национального богатства сконцентрировано в руках 1% верхушки собственников. Владение столь значительной собственностью обеспечивает представителям этого класса прочность положения, которое не зависит от конкуренции, падения курса ценных бумаг и пр. Они имеют возможность влиять на экономическую политику и политические решения, что нередко помогает сохранять и преумножать семейное благосостояние.

Средний класс включает в себя наемных работников - чиновников среднего и высшего уровня, инженеров, преподавателей, руководителей среднего звена, а также владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм.

На самом высоком своем уровне -состоятельные профессионалы или управляющие крупными компаниями - средний класс сливается с высшим, а на самом низком уровне - занятые рутинными и низкооплачиваемыми видами работ в сфере торговли, распределения и транспорта - средний класс сливается с низшим.

Рабочий класса индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а также тех, кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле. Существует разделение рабочих на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы. В целом для рабочего класса характерны отсутствие собственности и зависимость от высших классов в отношении получения средств к существованию -- заработной платы. С этими условия-ми связаны относительно низкие стандарты жизни, ограниченный доступ к высшему образованию и исключение из сфер принятия важных решений.

Во второй половине XX в. в промышленно развитых странах произошел общий сдвиг в экономике от производственного сектора к сектору услуг, что привело к сокращению численности рабочих. В Соединенных Штатах, Великобритании, в других странах упадок в добывающей и обрабатывающей отраслях промышленности привел к появлению постоянного «ядра» безработных, оказавшихся в стороне от главного экономического потока. Эта новая прослойка постоянных безработных или не полностью занятых рабочих была определена некоторыми социологами как низший и класс.

Заключение

социальная стратификация рабство неравенство

Таким образом, изучив понятие социальной стратификации и рассмотрев ее исторические формы можно сделать следующие выводы:

1. Обращаясь к социальной структуре общества, важно не только анализировать многообразие социальных групп и их классификации, но и их «расположение» в социальном пространстве, причем расположение неравное. Последнее делается с помощью теории социальной стратификации. Необходимо отметить, что социальная стратификация является той же социальной структурой общества, в которой социальные группы расположены в определенной иерархии, представляющей собой социальное неравенство.

2. Социальная стратификация - это то же самое, что социальное расслоение по определенному критерию. Такими главными критериями в современной социологии считаются размер доходов, доступ к власти, статус уровень образования. Эти критерии выражают отношения неравенства между людьми. Ни один из критериев нельзя абсолютизировать, использовать их надо комплексно, в сочетании, к тому же значение отдельных критериев может расти и падать вместе с социальными изменениями, переживаемыми обществом.

3. В социологии выделяют 4 исторических типа социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Исторически первой системой социальной стратификации является рабство. Рабство - это экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Касты - это наследственные группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные с традиционными занятиями и ограниченные в общении друг с другом.

Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия.

Сословия - это социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Основной же характеристикой такой системы социальной стратификации как класс является относительная гибкость ее границ. Класс можно определить как большую социальную группу людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, занимающую свое место в системе разделения труда в обществе и характеризующуюся определенным способом получения дохода.

4. Из вышеуказанных исторических типов социальной стратификации рабство, кастовый и сословный строй относят к закрытым обществам, то есть к таким в которых переход из одной страты в другую практически запрещен. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации.

Если посмотреть на социальную структуру общества как на комплекс социальных групп, что имеют разительные отличия друг от друга, социологи обязаны ответить на вопрос о том, как отличить эти группы между собой. Изучает этот вопрос стратификация в обществознании. Это система выверенных признаков, согласно которым индивида относят к определенной группе. Именно об этом социальном явлении сегодня и поговорим.

Теория стратификации

Чтобы иметь возможность различать социальные группы, а также изучать их, в начале 40-х годов ХХ века была разработана теория социальной стратификации. Над ее созданием работали Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис, У. Мур. Социологи уверяли, что стратификация в обществознании - это процесс, который был спровоцирован распространением исполняемых функций необходимых для жизни общества. Согласно их мнению, благодаря социальной стратификации в обществе можно выделить упорядоченные слои, которые сформировались на основе важных признаков.

Не стоит также забывать, что подход социальной стратификации является одновременно методом и методологией изучения социальной структуры общества. Он основан на принципах:

  • Обязательного исследования всех общественных трат.
  • Необходимости применения в сравнительном анализе одинаковых критериев.
  • Применения достаточного количества критериев, которые позволят провести глубокий анализ социального пласта.

О стратификации

Понятие «стратификация» было взято из геологии Питиримом Сорокиным. В обществознании стратификация - это процесс социального воспроизведения, в ходе которого все слои, классы, касты и группы являются неравными, поэтому вынуждены размещаться в иерархическом порядке. Другими словами, общественная стратификация - это разделение социума на разные группы людей, что объединены по одинаковым признакам. Основные критерии стратификации в обществознании - это уровень доходов, доступ к власти и знаниям, характер труда, проведение досуга.

Таким образом, выделяют экономическую, профессиональную и политическую стратификации. Но это еще не все, стратификация в обществознании - это источник, позволяющий определить устойчивые элементы общественной структуры. В ходе исторического развития образовалось три типа стратификации.

Касты

Одним из этих типов являются касты. В дословном переводе с португальского это слово значит «происхождение». То есть под кастами понимают закрытые группы, которые связаны происхождением и статусом. Чтобы стать членом этого объединения, нужно в нем родиться, к тому же не предусмотрена возможность вступать в браки представителям разных каст. Проще говоря, кастовая система очень ограничена, это место для тех, кому просто повезло.

Самой знаменитой кастовой системой считается пример стратификации в Индии. Согласно преданиям, общество первоначально было разделено на 4 варны, которые были созданы из разных частей тела, символизировавших человека. Так, «устами» общества выступали брахманы (жрецы и эрудиты). «Руками» были кшатрии (предводители и солдаты). Роль «торса» исполняли вайшьи (торговцы и селяне), а «ступнями» считались шудры (зависимые лица).

Сословия

Еще один тип стратификации в обществознании получил название "сословие". Это особая группа людей, чьи правила поведения, повинности и права передаются по наследству. В противоположность кастовой системе стать частью определенного сословия проще, так как это осознанный выбор человека, а не результат фатального стечения обстоятельств. В странах Европы XVIII-XIX века существовала следующая система сословий:

  • Дворянство - группы людей с особыми привилегиями, обычно им присваивали разные титулы, такие как герцог, барон, князь и т.д.
  • Духовенство - если исключать жрецов, то все остальные, кто служил церкви, считались духовенством. В свою очередь, оно разделялось на два вида: «черное» - вся монашеская братия, «белое» - не монашествующие люди, которые оставались верны церковным догмам.
  • Купечество - когорта людей, промышляющих торговлей.
  • Крестьянство - люди, у которых основу трудовой деятельности составляло земледелие и сельскохозяйственный труд.
  • Мещанство - группы людей, что живут в городах, занимаются ремеслом, торговлей или состоят на службе.

Классы

Определение стратификации в обществознании невозможно без понятия «класса». Под классом подразумевают группу людей, которая отличается свободой доступа к собственности. Впервые такое понятие в обществознание ввел Карл Маркс, он говорил, что положение индивида в социуме определяется его доступом к материальным благам. Так возникло классовое неравенство. Если рассматривать на конкретных исторических примерах, то в рабовладельческой общине определялись всего два класса: рабы и их хозяева. Основными слоями феодального общества выступали феодалы и зависимые от них селяне.

Однако в современных социологических науках классами называют группы индивидов, которые похожи по критериям политической, экономической и социально-культурной принадлежности. Поэтому в каждом современном социуме можно выделить:

  • Высший класс (элита или богатые люди).
  • Средний класс (профессионалы своего дела, служащие, рабочие с квалификацией).
  • Низший класс (рабочие без квалификации, маргиналы).
  • Андеркласс (люди, находящиеся на самом «дне» системы).

Страты

Таким образом, можно сказать, что единицей общественной стратификацией выступают страты - группы людей, которые объединены по определенному признаку. Понятие «страта» - самый универсальный термин, которым можно характеризовать как большие классы людей, так и малые группы, что объединены по одному критерию.

Что касается примеров стратификации в обществознании, это могут быть представители элиты и массы. Как говорил Паретто, в каждом обществе есть 20% элиты - людей, что руководят общественным порядком и предотвращают возникновение анархии. И 80%, так называемой массы - простых людей, которые не имеют доступа к общественной власти.

Стратификация - это тот критерий, что является показателем неравенства, которое царит в обществе. Разделение на группы показывает, в насколько разных условиях проживают люди в обществе. У них неодинаковый потенциал и доступ к социальным благам. Но вопреки всему, лишь благодаря стратификации можно получить подробную характеристику общественной структуры.

Мобильность

В обществознании социальная стратификация и мобильность - неразрывно связанные между собой понятия. Под мобильностью принято подразумевать динамические изменения. Как говорил Питирим Сорокин: «Социальная мобильность представляет собой процесс перемещения индивида или другого объекта (нормы, ценности) в иную социальную плоскость».

Например, человек может изменить свое положение в социуме, а вместе с этим начнет принадлежать к другому классу. Хорошим примером качественной социальной мобильности может быть банальная история о том, как бедный парень стал миллионером.

Так же как и общественная стратификация, мобильность имеет свои разновидности. В первую очередь выделяют вертикальную и горизонтальную мобильность.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - это процесс, который характеризуется изменениями, которые можно описать как «лучше того, что было» или «хуже того, что было». Например, человек получил повышение на работе, надбавку к жалованию или высшее образование. Это положительные изменения, которые называют восходящей мобильностью.

Примером нисходящей мобильности может стать увольнение, понижение по службе или любая другая ситуация, которая изменяет обстоятельства в худшую сторону.

Горизонтальная мобильность

Помимо вертикальной мобильности существует еще и горизонтальная динамика. Если в первом случае человек имел возможность перемещаться в пределах своей страты, то в этом случае он перемещается исключительно по своему слою.

Например, программист поменял место работы и переехал в другой город. Он так и принадлежит к среднему классу населения, просто изменил свое территориальное положение. Или если человек меняет специфику работу без существенного повышения в заработке. Например, он работал секретарем, а стал помощником бухгалтера. Специфика работы вроде и другая, обязанностей больше, а зарплата существенно не изменилась. Поэтому можно сказать, что мобильность считается горизонтальной, если человек меняет свою социальную группу на ту, что расположена на том же уровне.

Межпоколенная и внутрипоколенная мобильность

Такое понятие больше распространено в странах Америки, в частности в Штатах, где в обществе придерживаются мнения, что последующее поколение должно жить лучше, чем предыдущее. А под анархией понимают не безвластие, о котором говорил Дюркгейм, а несоответствие потребностей и ресурсов.

Межпоколенная мобильность определяется процессом, в ходе которого ребенок занимает лучшее или худшее положение в обществе, чем его родители. Например, если родители были низко квалифицированными работниками, а их ребенок стал ученым, это положительная межпоколенная мобильность.

Внутрипоколенная мобильность определяется изменением социального статуса на протяжении всего жизненного периода независимо от достижений родителей.

Группы и люди

Исследуя понятия общественной мобильности и стратификации, сложно не отметить такие определения, как индивидуальная и групповая динамика.

Особого внимания заслуживает групповая мобильность - динамический процесс, при котором свое положение в социуме меняет целое сословие, каста или класс. К примеру, после распада СССР, когда остановилось множество заводов, невостребованными стали инженеры. Целый класс инженеров в краткие сроки вынужден был менять свою специализацию. Этот вид мобильности является характерной особенностью обществ, которые находятся в состоянии тотальных изменений.

При индивидуальной мобильности каждый человек самостоятельно меняет свою принадлежность к конкретной страте.

Выводы

В общем, как показывают исследования, на социальную мобильность оказывает влияние политический режим, этапы модернизации и социально-экономическая ситуация в социуме. А также особенности самого индивида: его образование, характер и т.д.

Но что такое стратификация в обществознании? Простыми словами - это разграничение социума на богатых и бедных. А уже потом этих богатых и бедных можно поделить на страты с разными характеристиками. Общественная структура в любом социуме - это основной критерий, который помогает обществу эволюционировать. Благодаря тому, какие страты превалируют в определенном социуме, можно определить, какая стратегия развития подойдет ему больше всего.

Важным элементом социальной жизни является социальная стратификация (дифференциация), т. е. расслоение общества на группы, слои. Именно социальная стратификация показывает то, как неодинаково социальное положение членов общества, их социальное неравенство.

Социальная стратификация – иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т. д.), существующие в любом обществе.

В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:1) при патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;

2) при классическом рабстве раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

Классовый подход нередко противопоставляется стратификационному.

Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

22.Понятие социальной мобильности и ее виды.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве.

Вертикальная мобильность - перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую.

Восходящая мобильность - социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (Например: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Подобные движение происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Географическая мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (Например: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно).

Миграция - перемещение из одного места в другое с переменой статуса (Например: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (Например: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (Например: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода)

На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Является наиболее точным структурным показателем социального неравенства. Таким образом, стратификация общества есть его разделение на различные уровни, или страты.

Терминология

Считается, что термин социальной стратификации был впервые применен американским специалистом по обществознанию Питиримом Сорокиным, имеющим русские корни. Он же развивал эту теорию, основанную на стратах как явлении в обществе.

Слову присуща следующая дефиниция: "структурированная иерархия

Причины по П. Сорокину

Питирим Сорокин был склонен выделять такие причины, по которым общество "расслаивается":

  • В первую очередь это права и привилегии. Поскольку, как мы знаем, благородная идея справедливого коммунизма в реальности не работает.
  • Во-вторых, это обязанности и ответственность. Ведь в итоге получается так, что есть личности, способные брать их на себя и справляться с тем, что другие назовут "грузом" и чего, вероятнее всего, при удобном случае постараются избежать.
  • В-третьих, это социальное богатство и нужда. Разные люди нуждаются в разном, да и результаты их труда находятся на различных уровнях.
  • Четвертым пунктом идет власть и влияние. И здесь уместно вспомнить теорию Фромма о волках и овцах: как ни рассуждай о равенстве, люди делятся на тех, кто рожден повелевать, и тех, кто привык жить, подчиняясь. Это ни в коем случае не означает рабство, которое человечество в своем развитии уже прошло как этап. Но на подсознательном уровне остаются ведущие и ведомые. Первые впоследствии становятся лидерами, которые "движут, катят" мир, а что насчет вторых? Они бегут рядом и задаются вопросом о том, куда же он, собственно, катится.

Современные причины расслоения общества

И по сей день стратификация в обществознании - это актуальная проблема социума. Специалисты выделяют следующие причины ее возникновения:

  • Разделение по гендеру. Проблема "мужчины" и "женщины" остро стояла во все времена. Сейчас в обществе наблюдается очередная волна феминизма, требующего равноправия между полами, так как система социальной стратификации основана и на тоже.
  • Различия на уровне биологических способностей. Кому-то дано быть техником, кому-то - гуманитарием, кому-то - знатоком естественных наук. Но проблема общества состоит еще и в том, что это способности у одних людей могут быть настолько явными, что они будут гениями своего времен, а у других практически не проявятся вообще.
  • Классовое деление. Самая главная причина (по Карлу Марксу), которая детально будет рассмотрена чуть ниже.
  • Привилегии, права и льготы, относящиеся к экономике, политике и социальной сфере.
  • Система ценностей, исходя из которой те или другие виды деятельности заведомо ставятся выше других.

Стратификация в обществознании - это предмет обсуждения и рассуждений великих ученых мужей. Сорокин представлял ее по-своему, Вебер, развивая теорию, выводил собственные умозаключения, равно как и Маркс, который в итоге свел все к классовому неравенству.

Идеология Маркса

Конфликт классов, по его мнению, является источником изменений в социуме и напрямую вызывает такое явление, как стратификация общества.

Так, согласно К. Марксу, антагонистические классы выделяются по двум объективным критериям:

  • общность состояния экономики и взаимоотношения на основе средств производства;
  • властные полномочия и их проявление в государственном управлении.

Мнение Вебера

Макс Вебер внес настолько важную лепту в развитие теории о социальном неравенстве, что при рассмотрении темы: "Понятие "стратификация", его происхождение и суть" не упомянуть об этом имени невозможно.

Ученый был не совсем согласен с Марксом, но и не противоречил ему. Права собственности как причины стратификации он отодвигал на второй план. На первый же выводились престиж и власть.

Уровни социальной стратификации

Исходя из преобладаемых факторов, Вебер выделил три уровня социальной стратификации:

  • первый из них - низший - относился к собственности и определял классы стратификации;
  • второй - средний - полагался на престиж и был ответственен за статус в социуме или, используя другое определение, социальные страты;
  • третий - высший - был "верхушкой", в которой, как известно, всегда ведется борьба за власть, и выражается она в обществе в виде существования политических партий.

Особенности социальной стратификации

Структура стратификации обладает отличительными признаками. Расслоение прежде всего происходит по рангам, все зависимости от причин, по которым оно произошло. В итоге наверху оказываются привилегированные члены общества, а низшая "каста" довольствуется малым.

Верхние слои всегда количественно меньше низших и среднего. А вот пропорциальность последних двух между собой может варьироваться и, кроме того, характеризировать настоящее состояние общества, "подсвечивая" положение тех или иных его сфер.

Виды социальной стратификации

Развивая свою теорию, Питирим Сорокин также вывел три основных вида социальной стратификации, полагаясь на факторы, которые ее вызывают:

  • исходя из критерия богатства - экономическая;
  • по признаку власти, степени влияния - политическая;
  • основываясь на социальных ролях и их исполнении, принадлежности к статусу и т. д. - профессиональная стратификация.

Социальная мобильность

Так называемое "перемещение" в обществе принято называть Она может быть горизонтальной и вертикальной.

В первом случае это приобретение новой роли, не предполагающей продвижения по социальной лестнице. К примеру, если в семье родится еще один ребенок, уже имеющийся получит статус "брата" или "сестры" и уже не будет единственным чадом.

Вертикальная же мобильность есть движение по социальным уровням. Система социальной стратификации (по крайней мере, современная), предполагает, что по ней можно "подняться" или "опуститься". Уточнение было дано, учитывая, что подобная структура в Древней Индии (касты) никакой мобильности не подразумевала. Но стратификация современного общества, к счастью, подобных рамок не ставит.

Связь мобильности с расслоением в обществе

Каким же образом мобильность связана с расслоением? Сорокин говорил, что стратификация в обществознании - это отображение вертикальной последовательности слоев социума.

Маркс, Вебер и сам Сорокин называли различные основания для этого явления, исходя из причин стратификации, рассмотренных выше. В современной интерпретации теории признается многомерность и равнозначность предлагаемых учеными позиций и производится постоянный поиск новых.

Исторические формы стратификации

Концепция стратификации не нова. Это явление как устойчивая система известно давно, но в разные времена имело различные формы. Какие именно, рассмотрим ниже:

  • Рабовладельческая форма - основывалась на насильственном подчинении одной группы общества другой. Имело место отсутствие каких-либо прав, не говоря уже о привилегиях. Если вспоминать о частной собственности, то у рабов ее не было, более того, они сами являлись ею.
  • Кастовая форма (уже упоминалась в этой статье). Данная стратификация в обществознании - это яркий и показательный пример расслоенного неравенства с четкими и точными гранями, рамками, проведенными между кастами. Продвинуться по этой системе вверх было нельзя, поэтому если человек "спустился", он мог навсегда попрощаться с прежним статусом. Устойчивая структура основывалась на религии - люди принимали то, кто они есть, поскольку верили, что в следующей жизни поднимутся выше, и потому обязаны с честью и смирением играть свою нынешнюю роль.
  • Сословная форма, у которой есть одна основная особенность - юридическое деление. Все эти императорские и королевские статусы, дворянство и прочая аристократия - проявление данного типа стратификации. Принадлежность к сословию передавалось по наследству, маленький мальчик в одной семье уже был принцем и наследником короны, а в другой - обычным крестьянином. Экономическое положение было последствием юридического статуса. Эта форма стратификации была относительно закрытой, ведь способов перейти из одного сословия в другое было мало, и сделать это было сложно - полагаться можно было разве что на удачу и случай, и то один на миллион.
  • Классовая форма - присуща и современному обществу. Это расслоение на уровне доходов и престижа, который определяется каким-то практически бессознательным и интуитивным образом. В тот или иной момент на передний план выходят востребованные профессии, оплата которых соответствует их статусности и производимому продукту. Сейчас это IT-сфера, несколько лет назад - экономика, еще ранее - юриспруденция. Влияние класса на современное общество можно расписать простейшим примером: на вопрос "кто ты" человек называет свою профессию (учитель/врач/пожарный), и вопрошающий сразу же делает из этого для себя соответствующие выводы. Для классовой формы стратификации характерно обеспечение политической и правовой свободы граждан.

Типы по Немировскому

В свое время Немировский дополнил вышеприведенный список еще несколькими формами разделения общества на слои:

  • физико-генетическая, включающая в себя пол, иные биологические признаки, качества, присущие личности;
  • этнократическая, в которой главенствуют властные социальные иерархии и их соответствующие полномочия;
  • социально-профессиональная, в которой важны знания и умение их практического применения;
  • культурно-символическая, опирающаяся на информацию и на то, что она "правит миром";
  • культурно-нормативная, представленная в качестве дани морали, традициям и нормам.