П сорокин подразумевал под социальными лифтами. Каналы вертикальной мобильности (по П

Самое полное описание каналов вертикальной мобильнос­ти дано П. Сорокиным. Только он их называет «каналами вер­тикальной циркуляции». Он считает, что между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты - армия, церковь, школа, семья, собственность, которые исполь­зуются в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качества канала вертикальной циркуляции больше всего в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий и более низких чинов. В военное время солдаты продвига­ются благодаря таланту и храбрости.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого ранга, начав с низших чинов. Из 65 византийских императо­ров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им коро­ли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашинг­тон и тысячи других командующих достигли самого высоко­го положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной циркуляции перемес­тила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должност­ных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения, церковь стала каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Сре­ди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высших рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В открытом обще­стве «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

В эпоху Конфуция школы были открыты для всех клас­сов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие уче­ники независимо от их семейного статуса отбирались и пере­водились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Таким образом, китайская школа постоянно возвыша­ла простых людей и препятствовала продвижению пред­ставителей высших слоев, если они не соответствовали тре­бованиям.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным к риалом социальной циркуляции.


Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатства и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Семья и брак становятся каналами вертикальной цир­куляции в том случае, если в союз вступают представители раз­ных социальных статусов. В европейском обществе распрост­раненным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получая то, что каждый хотел.

Социальная структура современного российского общества. Определение социальной структуры современного российского общества затруднено из-за постоянной динамики социальных процессов.

Вместе с тем, имеется ряд исследований, определяющих модель социальной структуры нашего общества.

Так Н.М. Римашевская выделяет следующие социальные группы:

1. «Общероссийский элитные группы»

2. «Региональные и корпоративные элиты»

3. Российский «верхний средний класс»

4. Российский «динамический средний класс»

5. «Аутсайдеры».

6. «Маргиналы».

7. «Криминалитет».

Другую модель социальной структуры предложила акад. Т.И. Заславская.

Наиболее привилегированным, но самым малочисленным (7%), является «верхний слой». К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, а также в экономических и силовых структурах. При этом непосредственно правящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5%, а остальная часть (6,5%) приходится на крупных и средних предпринимателей, директоров крупных и средних приватизированных предприятий.

Следом за верхним идет «средний слой». Он включает в себя мелких предпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, офицеров, наиболее квалифицированных специалистов и рабочих.

Наиболее многочисленным является «базовый слой». Его составляют интеллигенция, «полуинтеллигенция», служащие из технического персонала, работники массовых профессий в сфере торговли и сервиса, а также рабочие (около 60% населения нашей страны).

«Нижний слой» представлен малоквалифицированными и неквалифицированными работниками, безработными, беженцами и др. Их удельный вес в структуре населения – 8%.

И, наконец, «социальное дно» (5%). В него входят преступные и полуприступные элементы.

В последнее десятилетие было отмечено серьезными количественными и качественными сдвигами в социальной структуре российского общества. Поэтому очень важен вопрос о том, какова траектория этих изменений, ин направления и темпы.

По данным социологических исследований, в России сегодня явно доминирует нисходящая мобильность. Она затронула практически все классы и социальные группы.

Социальная мобильность.

1.Понятие и виды социальной мобильности. 2.Факторы социальной мобильности.

3.Каналы социальной мобильности (социальные лифты).

4.Миграция.

1.Понятие и виды социальной мобильности.

Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.Сорокиным. Под социальной мобильностью он понимал перемещение индивидов и или социальных групп в социальном пространстве.

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанных с изменением их статуса называется социальной мобильностью . Эта тема интересовала человечество с давних пор.

Люди находятся в постоянном движении, изменяя свое социальное положение, а общество - в развитии.

Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Теория социальной мобильности, разработанная П. Сорокиным, основана на представлении об обществе как социальном пространстве, элементарной частицей которого является отдельный индивид.

В зависимости от возможности (невозможности или затруднительности) социальных перемещений П. Сорокин выделяет два типа социальных структур:

1) закрытый , в котором социальные перемещения невозможны или затруднены (препятствуют перемещениям сословный или кастовый характер социальной структуры общества);

2) открытый , характерный для современного классового общества. В открытых социальных структурах имеет место социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе,

Виды социальной мобильности.

Основные виды социальной мобильности:

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная ассиметрия : все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное , а нисхождение - принудительное .

Т.е. общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус

других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией,

молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не

обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и

нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение.

Объем и дистанция социальной мобильности.

С количественной точки зрения следует разграничить объем и дистанцию вертикальной мобильности.

Под дистанцией понимается количество слоев - экономических, профессиональных или политических, - проходимых ин­дивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени . Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом в 500 долларов до позиции с доходом в 50 тысяч долларов, а другой за тот же самый период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 1000 долларов, то в первом случае интенсивность экономического подъема будет в 50 раз больше, чем во втором. Для соответствующего изменения интенсивность вертикальной мобильности может быть измерена и в области политической и профессиональной стратификации.

Под объемом вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вер­тикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютный объем вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительный объем вертикальной мобильности.

Наконец, соединив показатели дистанции и объема вертикальной мобильности в определенной социальной сфере (скажем, в экономике), можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая, таким образом, одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной страты в другую, расположенную на одном и том же уровне (из православной в католическую религиозную группу). Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном положении.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность . Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию . Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переехал на постоянное место жительства и устроился на работу, то это уже миграция.

На вертикальную и горизонтальную мобильность влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые более мобильны, чем пожилые, а мужчины мобильнее женщин. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Для молодых свойственна профессиональная, для взрослых - экономическая, для пожилых - политическая мобильность. Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило больше детей, а у высших - меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях пирамиды образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное.

Профессионалы (врачи, юристы и т.д.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют на 50% больше детей, чем необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.

Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть недоселены или перенаселены.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достига­ют более высокой социальной позиции либо опускаются на бо­лее низкую ступеньку, чем их родителиПример: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позицииИначе она называет­ся социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром маши­ностроительной отрасли.

Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп.На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых "белых воротничков" - инженерами, программистами, операторами роботиизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 года. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся вверх и никто -вниз.

Индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность , когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Индивидуальная и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый, а групповой - приписываемый статус.

Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство лбдей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

Переход от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 году н.э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшиеся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов, лобардов, готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом.Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве.

Таковы главные виды, типы, формы (между этими терминами существенных различий нет) cоциальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по-горизонтали управляются государством а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор , общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) некоторых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность . Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50-70-е годы в СССР за счет сокращения малых дервень проводилось их укрупнение.

  1. Что такое социальная дифференциация?
  2. Как связаны понятия «социальная стратификация» и «социальное неравенство»?
  3. Укажите три вида социальной стратификации.
  4. Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов?
  5. Почему отношения между основными классами, по мысли Маркса, приобретают антагонистический характер?
  6. Какие основания социальной стратификации были выдвинуты М. Вебером?
  1. Чем статусная группа отличается от класса?
  2. Что в социологии понимается под социальной мобильностью?
  3. Какие «социальные лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещениям человека?
  4. Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран?
  5. В чем отличие маргиналов от люмпенов?

1. Проанализируйте различные точки зрения на проблему социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующее различие между классами и стратами: «Стратификация предусматривает некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения... Классы....вляются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей».

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Вся история человечества доказывает, что неравенство необходимо для достижения некоего идеала человеческого совершенства, как индивидуального, так и коллективного».

На какие исторические факты мог, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и М. Вебером? В чем вы усматриваете сходство? Каковы различия в позициях исследователей?

5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, «социальные лифты» существуют в современном обществе?

6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально развитых странах падает доля «синих воротничков» в составе населения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и возрастает численность «белых воротничков» (к ним относятся работники, занятые в сферах юриспруденции, медицины, образования, управления, бизнеса, финансов).

Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое социальное качество, связана с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используются различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и т. д.

Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, означающего буквально «разряд». Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое количество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок о социальной структуре из книги современного российского социолога М. Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охватывает, во-первых, экономические различия (доход).

Во-вторых, экономико-политические различия: власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуществляться как через политические организации (государство, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.).

В- третьих, социально-психологические различия, поскольку в оценке престижа занятий, профессий и т. п. находит выражение осознания людьми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основная черта - попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые допускают использование количественно измеряемых показателей <...>

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в познании общества. Она позволяет установить внутренние связи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критериями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 93, 95.

Вопросы и задания к источнику

  1. В чем автор видит достоинства «схемы» (теории стратификации) Вебера?
  2. Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведены в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»?
  3. Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор?
  4. Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «вертикальная социальная мобильность». Какие условия, по мнению автора, влияют на интенсивность социальной мобильности? (Назовите любые три условия.) Какой социальный механизм, по его мнению, сдерживает социальную мобильность в демократическом обществе?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.

Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…» Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность... Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

Б.А. Исаев

Какие изменения социальной структуры на микроуровне отмечены в тексте? Какой пример излишней социальной мобильности приводит автор? Какие показатели, по его мнению, не влияют на положение человека в демократическом обществе? (Назовите любые два показателя.)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами.

2) Ответ на второй вопрос:

Большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

3) Ответ на третий вопрос:

Социальные ограничения;

Национальные ограничения.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Источник: ЕГЭ - 2018. До­сроч­ная волна

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три «лифта для подъёма и спуска». (Сначала называйте социальный лифт, затем приводите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы любые три «лифта для подъёма и спуска» и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:

1) Вступление в брак с представителем более высокой социальной страты. Например, гражданка Иванова из среднего класса вышла замуж за принца Великобритании и улучшила свой соц. статус - стала принцессой.

2) Образование. Например, г-ка Петрова, рожденная в семье рабочих, получила высшее образование и устроилась работать директором завода.

3) Профессиональные институты (работа). Например, г-н Егоров, устроившийся после школы на работу кассиром магазина, был повышен до уровня директора этого магазина.

Социальная структура, как и другие стороны жизни об­щества, подвержена изменениям. Из курсов истории вы зна­ете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современно­го человечества также пестра и подвижна. Наиболее устой­чива социальная структура в существующих и поныне тра­диционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным землепользованием, нату­ральным хозяйством, мелкотоварным производством. В ря­де случаев поддерживаются принципы религиозно-общин­ной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укрепляются группы, связанные с крупным промышленным производством, растет городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового»


Среднего класса. К нему относят большинство интелли­генции, управленцев среднего и низшего звена, высоко­квалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в боль­шинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциа­цию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающе­го по найму. При этом структурные изменения в экономи­ке ведут к сокращению численности промышленного рабо­чего класса. Меньше становится и самостоятельных крес­тьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-техни­ческой революции возрастает значение высококвалифициро­ванного умственного труда. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безработица.



Определенное регулирующее воздействие на социальные отношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях - и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях кон­курентной экономики слоев населения - престарелых, инва­лидов, многодетных семей.

■■Основные понятия: социальная сфера, социальная диф­ференциация, социальное неравенство, социальная страти­фикация, класс, страта, социальная мобильность. ИИ Термины: социальный «лифт», жизненные шансы, стиль жизни, люмпены, маргиналы.

Проверьте себя

1) Что такое социальная дифференциация? 2) Как связа­ны понятия «социальная стратификация» и «социальное не­равенство»? 3) Укажите три вида социальной стратифика­ции. 4) Какой признак был положен К. Марксом в основу выделения классов? 5) Почему отношения между основны­ми классами, по мысли Маркса, приобретают антагонисти­ческий характер? 6) Какие основания социальной стратифи­кации были выдвинуты М. Вебером? 7) Чем статусная группа отличается от класса? 8) Что в социологии понима­ется под социальной мобильностью? 9) Какие социальные «лифты», по мнению П. Сорокина, способствуют социаль­ным перемещениям человека? 10) Какие тенденции в разви­тии социальных отношений характерны для различных групп стран? 11) В чем отличия маргиналов от люмпенов?


Подумайте, обсудите, сделайте

1. Проанализируйте различные точки зрения на пробле­
му социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующее
различие между классами и стратами: «Стратификация
предусматривает некую упорядоченность членов общества на
основе какого-нибудь критерия, вроде дохода, образования,
образа жизни, этнического происхождения... Классы... яв­
ляются конфликтными группами, которые, объединяясь, ос­
паривают существующее распределение власти, преиму­
ществ и других возможностей».

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Современный английский политолог утверждает: «Вся
история человечества доказывает, что неравенство необходи­
мо для достижения некоего идеала человеческого совершен­
ства, как индивидуального, так и коллективного».

На какие исторические факты мог бы, на ваш взгляд, ссылаться исследователь, обосновывая свой вывод?

4. Сравните трактовки понятия «класс» К. Марксом и
М. Вебером. В чем вы усматриваете сходство? Каковы раз­
личия в позициях исследователей?

5. Приведите примеры социальной и горизонтальной мо­
бильности. Какие еще, помимо указанных в учебнике, соци­
альные «лифты» существуют в современном обществе?

6. Цифры свидетельствуют, что в индустриально разви­
тых странах падает доля «синих воротничков» в составе на­
селения (т. е. тех, кто занимается физическим трудом) и
возрастает численность «белых воротничков» (к ним отно­
сятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруден­
ции, медицины, образования, технические служащие и уп­
равляющие).

Каковы причины и возможные социальные последствия этого явления?

7. Известно, что маргинализация, переход в новое соци­
альное качество, связана с социально-психологическим
стрессом. Во многих странах для его смягчения используют­
ся различные средства: пособия по безработице, фонды
помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной
переподготовки и т. д.

Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих це­лях?

8. Термин «класс» происходит от латинского слова, оз­
начающего буквально «разряд». Разделение римского обще­
ства на классы приписывается легендарному римскому ца­
рю Сервию Туллию (VI в. до н. э.). Он разделил общество
на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое коли-


Чество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Какой признак был положен в основу классового деле­ния? Сохраняет ли он свое значение и сегодня?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок о социальной структуре из книги современного рос­сийского социолога М. Н. Руткевича.

Схема Вебера имеет определенные достоинства. Она охва­тывает, во-первых, экономические различия (доход). Во-вто­рых, экономико-политические различия; власть индивида или группы над другими людьми и группами может осуще­ствляться как через политические организации (государст­во, партия и т. д.), так и через экономические организации (компания, корпорация и т. д.). В-третьих, социально-пси­хологические различия, поскольку в оценке престижа за­нятий, профессий и т. п. находит выражение осознание людь­ми относительной высоты своего (и чужого) положения в иерархии.

Слабым звеном конструкции Вебера является проблема связи между этими тремя критериями, а следовательно, между видами социальных различий... Теории социальной стратификации, как правило, приспособлены к изучению американского и западноевропейского общества... Их основ­ная черта - попытка свести теоретическую схему (чаще всего веберовскую) к операционным понятиям, которые до­пускают использование количественно измеряемых показа­телей. <...>

На наш взгляд, методология Маркса имеет существенные преимущества по сравнению с веберовской, поскольку дает возможность осуществить на деле системный подход в по­знании общества. Она позволяет установить внутренние свя­зи между всеми типами и видами социальной структуры, поскольку выясняет связь, существующую между критери­ями деления общества на группы.

Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004. - С. 93, 95.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем автор видит достоин­ства схемы (теории стратификации) Вебера? 2) Сравните названные автором критерии веберовской стратификации с теми, что приведе­ны в параграфе. В чем вы видите различия? Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что автор фрагмента понятие «политическая власть», используемое Вебером, подменил широким понятием «власть»? 3) Какие недостатки веберовского подхода и основанной на нем теории стратификации отмечает автор? 4) Каковы, на взгляд автора, преимущества марксистской методологии? Согласны ли вы с такой оценкой? Свой вывод обоснуйте.


§ 2. Социальные институты

Вспомните:

каковы основные сферы жизни общества? Что такое по­требность? Какие потребности человека и общества можно отнести к базовым? Какую роль в обществе вы­полняют социальные нормы?

Когда мы произносим слово «институт», первое его зна­чение, которое приходит на ум, - это высшее учебное заве­дение или научное учреждение: «я поступил в Институт связи», «мама работает в исследовательском институте». По­нятие «социальный институт» существенно шире. Уже по­чти столетие оно используется при изучении общества. Сегодня исследователи широко разрабатывают так называе­мый институциональный подход, который позволяет рассма­тривать общественную жизнь сквозь призму основных соци­альных институтов.

В социологии существуют различные определения этого сложного понятия, отдельные авторы акцентируют те или иные его признаки. Однако при всех расхождениях иссле­дователи единодушны в том, что институты играют огром­ную роль в жизни не только всего общества, но и каждого отдельного человека. С особой силой это проявляется в со­временную эпоху, когда количество социальных институтов растет, они становятся все более специализированными, а их взаимодействие - все более сложным.

Рассмотрим основные характеристики понятия «социаль­ный институт».