Презентация к уроку литературы "Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина

4.Притча о блудном сыне. У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: «Дай мне мою часть наследства». И отец разделил его между сыновьями. Младший сын забрал свою долю наследства и ушел в дальнюю страну. Жизнь он вел разгульную и вскоре растратил все деньги. Все отвернулись от него, ему пришлось быть пастухом и есть вместе с ними из корыта. Никто из друзей, с которыми он тратил отцовские деньги, не пустил его к себе. Наконец, опомнившись, он сказал: «Сколько работников у моего отца едят хлеб досыта, а я умираю с голоду. Пойду к отцу, попрошу прощения. Пусть возьмет меня в работники, недостойного называться сыном». Отец его, увидев издалека, бросился ему на шею и стал целовать его. Затем велел слугам позвать гостей и устроить веселый пир. Старший сын возвратился с работы, узнал, по какому поводу веселье, обиделся на отца и сказал: «Сколько лет я служу тебе и всегда слушаюсь тебя, а ты ни разу не устраивал мне пира, чтобы я мог повеселиться с друзьями». Отец ответил: «Сын мой, ты всегда со мной и всё моё – твоё. А брат твой почти умер и ожил, пропал и нашелся. Как же этому не радоваться».

Слайд 10 из презентации «Моральный долг в судьбе человека»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Моральный долг в судьбе человека.ppt» можно в zip-архиве размером 3633 КБ.

Скачать презентацию

«Мораль как форма культуры» - Если нужно сохранить продукты - на помощь приходила посуда из берёсты. КУЛЬТУРА Хлебопашество, земледелие Образованность. Морозко. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру. Виды культуры. Россия -19 век. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой! Золотое правило морали.

«Мораль» - Качества человека. Культура и мораль. Золотое правило морали. Коран. Жадность. Этика. Ответственность. Отношение к родственникам. Предметы. Поведение людей. Мораль. Зависть. Возделывание, взращивание. Неваляшка. Библия.

«Моральный выбор - это ответственность» - Что такое совесть. Свобода –ответственность. Какие стороны предлагает наука различать в долге. Что предполагает моральная ответственность. Ответственность. Моральный выбор. Что такое долг. Гарантия морального поведения. Свобода – это ответственность. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

«Моральный выбор» - Вопросы по тексту восточной притчи. Что такое свобода. Кто чувствует себя счастливым и почему. Человек. Моральный выбор. Сердца для чести живы. Мой выбор. Что значит быть свободным. Выбор между различными способами. Творческая пятиминутка. Работа с притчей. Отсутствие ограничений. Знания учащихся. Свобода.

  • Русская литература
  • 6 кл.
  • 29.05.2018

Легенды и мифы Нового Завета: «Притча о блудном сыне» Цель: - продолжить знакомство учащихся с Библией, легендами и мифами Нового завета; показать значение Библии для человечества и мировой культуры; - развивать духовность, образное и аналитическое мышление, речь, память; - воспитывать уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества. Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности. Ход урока Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду. Ханс – Йоахим Хаан Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём. Дж. Кеннеди Шульц I. Организационный этап На доске написаны эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их, подумайте и скажите, о чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня? (О прощении.) Ассоциации к слову «Прощение» (обида, гордыня, самолюбие, зависть, эгоизм, страдание, боль, слезы, огорчение, поступки, помилование, извинение, милость, пощада, извинение, отпущение). Беседа. - Наш предыдущий урок был уроком знакомства с Библией, и мы с вами уже имеем представление о Библии. Давайте вспомним, что означает слово «Библия» (Библия – «книга книг».) - Что вы знаете о Библии? Часть Библии, созданная до Рождества Христова, называется Ветхим Заветом. В В.З. рассказывается о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, об изгнании их из рая, о всемирном потопе… В Новом Завете рассказывается о рождении Христа, о Его земной жизни и мученической смерти, о Его учениках-апостолах… II. Актуализация - Сегодня вы познакомитесь с притчей «Блудный сын». Запись в тетрадь: Притча – маленькая нравоучительная история, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам. - Ребята, а кто такой блудный сын? Ассоциации к выражению «Блудный сын» Прощение Блудный сын Грех, очищение, мудрость, понимание, наказание, изменение, обретение, спокойствие, расставание, обида, гордыня, самолюбие, зависть, эгоизм, страдание, боль, слезы, огорчение, поступки, помилование, извинение, милость, пощада, примирение. Возвращение, вседозволенность, душа, отец, семья, скитание, покаяние, раскаяние, грех, нравственность, бесстыдный, заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. бессовестный. Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой притче. III. Формирование новых понятий и способов действия. 1. Чтение притчи с остановками. Выводы. Чтобы вы лучше поняли ее смысл, я хочу немного рассказать вам о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, если они уходили из семьи (женились, выходили замуж) или когда и родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях считалось смертельной обидой. IV. Применение. Формирование умений и навыков. 1. Работа с картинами. Звучит музыка (минорная, “Реквием” Моцарта) В доме холодно, пусто и сыро. Дождь и ветер стучат о порог. Возвращение блудного сына Пишет Рембрандт, кончается срок. Не слышны приглушённые звуки, На холсте и в округе темно, - Лишь отца освещённые руки Да лица световое пятно. Не вернуться. Живём по-другому. Не округла, как прежде, земля. Разрушение отчего дома – Как сожжение корабля. Запустение, тьма, паутина, Шорох капель и чаячий крик. И предсмертную пишет картину Одинокий и скорбный старик. - Картина художника XVII века Рембрандта Ван Рейна. Эта тема является общечеловеческой. Эта тема касается любого человека. Не имеет значения его национальность, место жительства, вероисповедание. Проблемы во взаимоотношениях с родителями могут возникнуть у любого. Главное, не доводить эти проблемы до ситуации блудного сына. - Сцена возвращения блудного сына (кульминационный момент) всегда привлекала живописцев. Многие из них писали её: Мурильо, Рембрандт, Батони... Но картина Рембрандта – самая выразительная из них. 2. Работа в парах. Составление тонких и толстых вопросов. - Составьте по два тонкий и толстых вопроса. Тонкие вопросы Толстые вопросы - В каких действиях отца выразилось его прощение сыну? - Что сделал сын, чтобы получить прощение и благословение отца? - Что ответил отец старшему сыну, когда он простил младшего? - Как он реагирует на возвращение брата? - К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям? - Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения? (Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой). - Как встретил его отец? - Какой момент в притче является кульминационным? Сцена возвращения сына. - Что пережил отец, когда младший сын ушёл со своей частью наследства? - Как должны измениться образ жизни и поведение сына, после того, как отец простил его? - Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? - Понятна ли вам обида брата? Как поступили бы вы на месте старшего брата? - Достоин ли блудный сын любви отца? Любовь неразрывно связана с прощением. Простить человека – перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию. V. Этап информации о домашнем задании Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне». VI. Этап рефлексии Синквейн. Отец. Младший сын Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас эта притча? Какова же основная мысль притчи? Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. Вывод: Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди.

Слайд 2

Послушайте, дети, какую интереснуюисторию рассказал Иисус Христос о добром отце и злом сыне.

Слайд 3

Один богатый и добрый человек имел двух сыновей.

Слайд 4

Младший из них был очень ленив и непослушен. Много раз обижал он отца выходками и наконец однажды сказал ему:

Слайд 5

Отец, дай мне мою часть всего имущества, я сам хочу распоряжаться им!

Слайд 6

Добрый отец выделил ему следуемую часть, а сын взял деньги и имущество и ушел в чужую страну.

Слайд 7

Там он подыскал себе глупых друзей и ежедневно устраивал с ними пиры и гулянья. Он покупал сладкие дорогие кушанья и вина и носил роскошные одежды.

Слайд 8

Каждый день у него играла музыка, и он не хотел работать, а только ел, пил и веселился.

Слайд 9

Скоро, однако, он истратил все полученные от отца деньги, промотал все имущество и начал нуждаться. Кстати, в том краю, где он жил, случился неурожай и голод.

Слайд 10

Блудный сын не имел даже куска хлеба, и никто не хотел помочь ему.

Слайд 11

Видя, что дело плохо, он вздумал приняться за труд. Но он не умел ничего делать, потому что, когда его сверстники учились, он только гулял и веселился. Тогда он пришел к одному человеку и сказал:

Слайд 12

Будь добр, возьми меня к себе в пастухи! -Отчего же? – сказал добрый человек. –Иди пасти моих свиней, но только кормись как знаешь, а той пищи, что я даю свиньям, не смей трогать! После них можешь подбирать остатки.

Слайд 13

Несчастный и тому рад. Вот до чего доводит своеволие и гулянье! Опомнился бедный юноша.

Слайд 14

Сидя в поле около свиней, голодный, оборванный и босой, он заплакал и сказал сам себе:

Слайд 15

Сколько у моего отца слуг, и все они сыты и одеты, а я умираю от голода. Пойду я к отцу и скажу ему: «Отец мой, я согрешил перед Богом и перед тобою и недостоин называться твоим сыном. Прими меня хотя бы в число твоих слуг».

Слайд 16

Скоро он так и сделал: собрался и пошел на родину.

Слайд 17

Отец издали увидел своего непослушного сына и побежал к нему навстречу.

Слайд 18

Он обнимал и целовал его и плакал от радости.

Слайд 19

Не такого приема ожидал сын, и ему стало стыдно. Он сказал отцу:

Слайд 20

Согрешил я перед Богом и перед тобою, дорогой отец, и не достоин, чтобы ты считал меня своим сыном. Возьми меня хотя бы в число твоих слуг.

Слайд 21

Но отец воскликнул слугам: -Принесите скорее мою лучшую одежду и оденьте моего милого сына;

Слайд 22

дайте ему на руку мое кольцо, зарежьте самого лучшего теленка, будем веселиться, потому что сын мой умер, а теперь воскрес, пропадал и нашелся.

Слайд 23

Как горячо любил этот добрый отец своего негодного сына!

Слайд 24

Как он возрадовался, видя его чистосердечное раскаяние!

Слайд 25

Как охотно он простил его!

Слайд 26

Так, милые дети, и нас всех любит наш Небесный Отец, Бог, с такою же любовью и Он прощает нас, если мы поступили дурно, а затем каемся и просим у Него прощения.

Слайд 27

О чем рассказывает нам притча о блудном сыне? Младший сын не захотел заниматься тяжелой работой вместе с отцом и старшим братом. Он решил отправиться в странствие, при этом попросил отца отдать причитающуюся ему долю наследства. За самое короткое время парень промотал отцовские деньги и с лихвой познал нужду и горести. На первый взгляд, младший сын пренебрег своими обязанностями, отказался от родного дома ради удовольствий и получил достойное наказание. Отец имел полное право прогнать блудного сына со своих глаз. Но он этого не сделал. Отец простил своего сына, принял его в дом и на радостях захотел зажарить лучшего теленка. Возвращение блудного сына было для отца знаменательным событием. Ведь его сын нашел в себе мужество вернуться, искренне раскаявшись в своем поступке. Блудный сын осознал свое необдуманное поведение, понял, что глубоко заблуждался. Эта притча учит нас, что за любые поступки люди обязательно получают воздаяние. За хорошие и правильные деяния человек вознаграждается, а за плохие и необдуманные несет тяжелое наказание. Блудный сын не думал, что судьба обойдется с ним так жестоко.

Слайд 28

Он хотел легкой и веселой жизни. Пока у него были деньги, он не задумывался о правильности своих действий. Он жил на широкую ногу, необдуманно тратил деньги. И за это время блудный сын ни разу не вспомнил о своем отце, который зарабатывал эти деньги тяжким трудом. Не вспомнил он и о старшем брате, который трудился вместе с отцом. Задумываться о своей семье он стал только тогда, когда от него отвернулись все, кто жил за его счет. Только тогда блудный сын понял, что никому на свете, кроме родных, он не нужен. А отец при виде своего несчастного, измученного сына даже не стал задумываться о тех ошибках, которые тот допустил. В притче об этом не сказано, но отец, наверное, всегда помнил о своем сыне. И всегда переживал, как складывается его судьба. Поэтому отец был пo-настоящему счастлив, когда понял, что его сын все осознал. Осознал и навсегда вернулся в родной дом. Таковы уроки Библии... Здесь все объясняется на простых примерах. Человек может совершить много ошибок, но если он раскается, то Бог простит его, как простил отец своего блудного сына.

Посмотреть все слайды

Тема урока: Совесть раскаяние.Притча о блудном сыне.

Цели:

1.Формирование представления о совести и раскаянии, их значении в жизни человека.

2.Воспитание духовно-нравственной личности ребенка путём приобщения к духовному опыту традиций Православия.

Задачи:

    Личностные

– формирование представления о морали, нормах и правилах нравственного поведения;

Усвоение нравственно – этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми.

2. Метапредметные

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Овладение навыками смыслового чтения и интерпретации литературного произведения;

Умение вести диалог и работать в группе;

Готовность к сотрудничеству.

3. Предметные

- осмысление понятий греха, раскаяния и ответственности человека за свои поступки;

Формирование религиозного понятия «притча »

Осмысление роли грех без раскаяния в формировании болезней души.

Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, презентация .

2.Дидактическое обеспечение:

Текст притчи о блудном сыне (в распечатанном виде у каждого ученика).
Учебник А.Кураева «Основы православной культуры».
Рабочая тетрадь для учащегося.
Дополнительная литература: словарь, стихотворение Э.Диккенсон «Раскаяние».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа, работа с текстом, работа со справочной литературой.

Основные понятия : добро, грех, совесть, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы.

Межпредметные связи: ИЗО,литература.

Ресурсы: ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная и индивидуальная.

Работа с притчей о блудном сыне.

    Введение понятия « притча ».

В Библии есть короткие иносказательные истории, в которых скрыты поучения или нравоучения, несущие нам урок. Они называются притчами. На примере истории, изложенной в притче, мы делаем вывод о жизненных ценностях, поступках людей, нравственных законах. - Христос на примере притчей открывал общие для всех законы духовной жизни, чтобы мы могли воспринимать поучение, каждый в меру своих возможностей.

    Работа с толковым словарём С.Ожегова.

ПРИТЧА - В религиозной и старой дидактической литературе: краткий иносказательный поучительный рассказ.

Например, Евангельская притча. Притча о блудном сыне.

3. Раскрытие содержания притчи о блудном сыне.

1) Именно с притчей о блудном сыне сегодня мы и познакомимся.

Какое лексическое значение, по вашему мнению, имеет слово «блудный »? (Отбившийся от своей семьи, заблудившийся, непочтительный к родителям сын).

Эту притчу рассказал Иисус Христос, когда Его спросили об отношении Бога к грешникам.

2) Беседа:

О ком эта притча? (Об отце и двух его сыновьях)

Какое решение принял младший сын отца? (Уйти из семьи, взяв свою долю имущества).

Почему отец не остановил его? (Уважал его выбор и право на самостоятельность)

Как сын распорядился своей долей? (Промотал, потратил на развлечения и отдых)

Что и почему случилось с младшим сыном? (Он, лишившись денег, жил в нужде).

Почему он решил попробовать вернуться к отцу после того как промотал наследство? (Он так бедствовал и раскаивался в содеянном, что решил положиться на милость отца и попросить разрешения вернуться в родительский дом).

Как его встретил отец и почему?(отец был рад его возвращению, потому что несколько лет не имел о нём вестей и даже не знал, жив ли его младший сын).

Почему старший сын не проявил радости после возвращения брата?(Он был обижен на то, что брату, промотавшему свою часть имущества, устроили такой приём).

Что вы думаете о его обиде? Была ли она справедливой? (Отчасти его можно понять, но обида заслонила в его душе радость от возвращения брата и счастья отца).

Что сказал отец старшему сыну? («Ты всегда со мной и всё, что я имею, является и твоим. А брат твой словно пропадал и нашёлся, словно умер и воскрес).

4. Раскрытие смысла притчи.

Кого имел в виду Иисус Христос под образом блудного сына? (Всех людей, которым Бог дал нам свободу выбора, а они должны выбирать правильный путь, чтобы спастись и прийти тем самым в Царство небесное).

А кого он подразумевал под образом отца? (Бога. Господь- это Отец всех людей, он всех любит и прощает, если мы раскаиваемся в своих грехах).

А как относится Бог к праведным людям, которые стараются во всём следовать его воле? (Он очень рад им).

Как вы понимаете пословицу «За раскаявшегося грешника двух праведников дают »? (Бог очень рад праведникам, но ещё больше он радуется, когда грешники, раскаиваясь в совершённых ими грехах, приходят к Богу, желая следовать его заповедям).

Чему вас научила эта притча?

Как нужно поступать с раскаявшимися грешниками?

Как надо поступать с родителями?

5. Чтение стихотворения Э.Диккенсон «Раскаяние».

Что чувствует человек, раскаивающийся в своём грехе?

Зачем, по мнению поэта, Богом придумано раскаяние?

Согласны ли вы с этим утверждением?

6.Итог работы.

Чему научила вас история блудного сына и его семьи?

Какую мысль хотел на примере этой притчи донести до нас Иисус Христос?

Притча о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую [мне] часть имения». И им имение.Младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя в пирах и общаясь с недостойными друзьями.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был есть из одного корыта со свиньями, но никто не давал ему. Тогда он сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих ».

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся!» И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот

сын твой, расточивший имение своё, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся!»