Выставки художественные. Термин и понятие в изобразительном искусстве

Презентуете ли вы свои собственные работы или произведения других художников, проведение выставки – это уникальный обогащающий опыт. Хотя свести воедино столько элементов, чтобы это все образовывало единое целое и при этом имело смысл, может быть совсем не просто. Поэтому, когда вы самостоятельно организовываете выставку, крайне важно, чтобы у вас был план действий. Как только вы определились с темой выставки, можете принимать заявки от заинтересованных художников, выбрать подходящее для этого мероприятия место и запустить рекламную кампанию, чтобы вашу коллекцию увидели и оценили по достоинству как можно больше людей.

Шаги

Часть 1

Поиск произведений искусства

    Выберите объединяющую тему. Продуманную художественную выставку характеризует хорошо прослеживаемая тема, которая связывает разные кусочки вместе и дает ощущение, что они – часть единого целого. Продумайте, какой посыл должна передавать ваша выставка. Это может быть образ или явление, чувство или определенная изобразительная техника.

    Выберите самую впечатляющую работу. Отберите для показа несколько самых лучших или недавних произведений. Если вы проводите личную выставку, которая должна отводить основное место вашей собственной работе, вам понадобится от 10 до 30 картин для представления публике. Тему выставки нужно отобразить в каждом экземпляре.

    Свяжитесь с местными художниками для предоставления материалов для экспозиции. Проведите небольшое исследование в поисках творческих людей в вашем регионе, которые могут быть заинтересованы в участии в вашей выставке. Совместные усилия могут стать отличной возможностью для многих разных художников представить их искусство на одном мероприятии, что в результате даст более разнообразную и полную подборку.

    Работайте посредством разных каналов. Ваша выставка не должна состоять исключительно из полотен и рисунков. Свободно включайте работы фотографов, скульпторов и прочих мастеров образного искусства. Широкая подборка работ придаст сотрудничеству динамичную атмосферу и принесет больше радости вашим клиентам.

    • Самое лучшее решение – браться за произведения, которые можно оправить рамой, повесить на стену и продать. Хотя можно также пригласить поэтов или музыкантов, которые будут выступать на мероприятии, особенно если их работа дополняет тему выставки.

    Часть 2

    Организация мероприятия
    1. Определитесь с датой и временем. Организация художественной выставки требует изматывающей по интенсивности координации, поэтому будьте реалистичны касательно временных рамок, которые вы для себя устанавливаете. Стоит начинать планирование мероприятия по крайней мере за 2-3 месяца, чтобы у вас было достаточно времени на подготовку. Если есть возможность, выберите дату ближе к концу недели, когда у многих выходной, и люди ищут, чем бы заняться в городе.

      Забронируйте место проведения. Начните поиски подходящего места для проведения выставки. Самое очевидное решение – снять студию или художественную галерею, но помните, что выбор не ограничивается только традиционными художественными локациями. Вы можете поспрашивать в ресторанах, кафе, дворцах культуры, церквях и бизнес-центрах, и узнать, не желают ли они помочь в проведении этого мероприятия.

      Оцените ваши работы для продажи. Целью выставки является не только показ работ художника, но и их продажа. Как только у вас собралась экспозиция, стоит подумать, во сколько вы оцениваете каждое произведение. Постарайтесь установить цены, которые приемлемы и для вас и для покупателя, принимая во внимание технику живописи, техническую сложность и труд, вложенный в создание этого произведения.

      Пустите слух. Пусть люди в вашем окружении знают, что вы работаете над выставкой. Можете упомянуть об этом при личной встрече или разместить информацию о мероприятии на своих страничках в социальных сетях. В некоторых случаях возможно сотрудничество с администрацией места проведения – они могут сделать так, чтобы новость достигла более широкого круга посетителей через их веб-сайт, пресс-релизы и официальные анонсы.

    Часть 3

    Проведение успешной выставки

      Попросите помощи. Заручитесь поддержкой волонтеров, а также помощью профессионалов: грузчиков, рамочников и экспертов по освещению. Все вместе будет легче справляться с координированием разгрузки и погрузки работ, размещением необходимого оборудования и дисплеев в предусмотренном месте, наблюдением за произведениями искусства, чтобы их не повредили или не украли. Преданная команда может облегчить ваше бремя, а ее (команды) присутствие гарантирует, что мероприятие пройдет без сучка и задоринки.

      • Кроме грузчиков, неплохо нанять фотографа или оператора, чтобы заснять мероприятие на пленку, а также музыкальную группу или диджея для ненавязчивого музыкального сопровождения.
      • Делегируйте задания и обязательства команде волонтеров, чтобы у вас была возможность заняться последними штрихами в приготовлении.
    1. Подготовьте выставочное пространство. Первым вашим распоряжением станет монтировка и размещение произведений в предусмотренном месте. Исходя из этого, вы можете настроить освещение таким образом, чтобы каждая работа была хорошо освещена и отчетливо видна. Представьте, как вы хотите, чтобы посетители увидели пространство и взаимодействовали с ним, потом обдумайте окончательную планировку, которая будет удовлетворять поставленные задачи.

      • Как и все, что касается выставки, при составлении меню нужно учитывать локацию. Также подумайте, какую атмосферу вы хотите создать (обыденную или формальную) и в какие наряды должны быть одеты присутствующие.
      • Более авторитетные художественные галереи иногда покрывают стоимость продовольствия на больших мероприятиях.
    • Очень рекомендуется оформлять страхование ответственности для локации, где проводится выставка. Таким образом, вы не будете нести ответственность, если что-то случится с гостем, картиной или самим помещением.
    • Распланируйте, купите, организуйте доставку, уборку, обрамление и размещение как можно раньше, чтобы уменьшить стресс, связанный с приближением даты мероприятия.
    • Оберните работы в пузырчатую упаковку, чтобы защитить их во время транспортировки к месту проведения и обратно.
    • Если вы не боитесь публичных выступлений, выступите на открытии с краткой речью. Поблагодарите гостей за то, что они пришли, затем в течение нескольких минут коротко поясните выбранную тему, представьте художников, с которыми вы сотрудничали, и ваше общее виденье этого проекта.
    • Поразмыслите над тем, чтобы продавать другие товары (футболки, сумки, значки, и так далее), которые могут заинтересовать людей, не намеренных покупать оригинальные произведения искусства.

    Предупреждения

    • Не забудьте предупредить будущих посетителей, если на выставке представлены "взрослые" темы, которые не подходят для юных зрителей.

Публичный, большей частью временный, показ произведений искусства .

Художественные выставки - основной метод ознакомления зрителей с изобразительным искусством (с современным искусством, с художественным наследием).

Иногда художественные выставки устраивают также в целях продажи произведений .

Художественные выставки различаются на международные, национальные, региональные (в СССР - всесоюзные, республиканские, областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные.

Художественные выставки могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные - «биеннале » и др.). А так же художественные выставки часто объединяют произведения по какому-либо признаку - по составу участников (члены академии художеств, учащиеся художественных учебных заведений, самодеятельные художники и др.) и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства (живопись , скульптура , гравюра , портрет , пейзаж ), и по темам (так называемые тематические выставки ) и направлениям в изобразительном искусстве.

Большое значение имеют музейные художественные выставки (персональные и тематические, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке обмена из других музеев, выставки новых поступлений в музей и др.).

Выбранная участниками выставки или назначенная специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование художественной выставки , размещение экспонатов , издание каталогов, путеводителей, организация экскурсий и лекций и т.д.). Для многих (главным образом тематических) художественных выставок в соответствии с их темой и идейной направленностью составляется план экспозиции .

Первыми художественными выставками были публичные показы художественных произведений в Древней Греции (с 6 в. до н.э.), в Италии в 15-16 в. во время праздничных шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры , осуществлявшая с 1653 г. показ работ своих членов, с 1699 г. начала устраивать выставки в Лувре. В 18 в. регулярные выставки были организованы и академией художеств других государств (в том числе с 1760-х г. Академией художеств в Петербурге). С 19 в. художественные выставки становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во 2-й половине 19 в. наряду с официальными академическими выставками возникают неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе «Реализм », 1855 г., «Салон отверженных», 1863 г., - обе во Франции) и общественные выставочные объединения (Национальное общество изящных искусств , 1890 г., во Франции; Сецессионы , с 1892 г., в Германии и Австрии). Некоторые из них противопоставляли салонно-академическому искусству реалистическую программу, поиски новых средств художественной выразительности.

В России в 19 в. наиболее передовой характер носили выставки передвижников (с 1871 г.). Резкое увеличение количества художественных выставок в конце 19 - начале 20 в. отразило сложный и противоречивый характер русского искусства этого периода (выставки объединений «Мир искусства », «Союз русских художников », «Бубновый валет » и др.), возросший интерес к изучению национального художественного наследия (Историко-художественная выставка портретов , 1905 г., Петербург).

В СССР и других социалистических странах художественные выставки предназначены для народных масс и играют большую воспитательную роль; это обусловило широкое распространение художественных выставок (в том числе тематических). Крупнейшие из них: «15 лет РККА» (1933 г.), «Индустрия социализма» (1939 г.), «Великая Отечественная война» (1942 г.), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран (1959 г.), «Искусство - в быт» (1960 г.), «На страже мира» (1965 г.), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967 г.) - в Москве; «Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции » (1967 г.) в Москве и других городах; Всесоюзная художественная выставка , посвящённая столетию со дня рождения В.И. Ленина (1970 г.) в Москве; «Мы любим жизнь» (1966 г.) в Берлине.

Велика роль художественных выставок в подъёме национальной культуры и роста национального самосознания в странах, освободившихся от колониального господства (1-й Международный фестиваль африканского искусства , 1966 г., Дакар, Сенегал). В капиталистических странах наряду с выставками классического и современного прогрессивного искусства устраивается много художественных выставок в рекламных, коммерческих целях, а также выставки , пропагандирующие буржуазную идеологию.

Для искусствознания большое значение имеют художественные выставки , посвящённые отдельным явлениям истории искусств , на которых нередко экспонируются произведения, хранящиеся в разных странах.

Культурному сближению народов, взаимообогащению их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен национальными художественными выставками (выставки «Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней», 1960 г., в Москве, «Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев», 1967-1968 г., в Париже), международные художественные выставки («Искусство и Сопротивление», 1965 г., в Болонье), национальные и международные экспозиции на всемирных выставках (выставка «Гений человека-созидателя» интернациональном павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967 г.).

  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 198
Диссертация добавить в корзину 500p

1.1 .История формирования экспозиционных принципов.

1.2.Анализ специфики и функций экспозиции как системы.

1.3.Классификация современных экспозиций художественных выставок.

Глава 2. Выставка произведений декоративно-прикладного искусства как объект художественного восприятия.

2.1 .Уровни художественного восприятия выставки.

2.2.Восприятие экспозиции как визуально-пространственной структуры.

2.3.Выставка произведений декоративно-прикладного искусства как объект искусствоведческого анализа.

Глава 3. Экспозиционные свойства предметов декоративно-прикладного искусства.

3.1.Произведения декоративно-прикладного искусства как выставочные объекты.

3.2.Специфические свойства и выразительные особенности материалов декоративно-прикладного искусства.

3.3.Факторы визуального восприятия предметов декоративно-прикладного искусства.

Глава 4. Специфика выставок произведений декоративно-прикладного искусства.

4.1 .Систематизация специфических условий экспонирования f. произведений декоративно-прикладного искусства.

4.2.Методика организации экспозиции произведений декоративно-прикладного искусства.

Рекомендованный список диссертаций

  • Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат - человек 2013 год, кандидат искусствоведения Порчайкина, Наталья Викторовна

  • Художественно-композиционные основы и тенденции формирования оборудования экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств: опыт обоснования концепции 1987 год, кандидат искусствоведения Майстровская, Мария Терентьевна

  • Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции: В контексте искусства, архитектуры, дизайна 2002 год, доктор искусствоведения Майстровская, Мария Терентьевна

  • Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея: на материале музеев Санкт-Петербурга рубежа XX - XXI вв. 2012 год, кандидат искусствоведения Панченко, Анна Сергеевна

  • Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции 1999 год, кандидат педагогических наук Зонина, Светлана Николаевна

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

  • Метод погружения как актуальный метод построения музейной экспозиции 2011 год, кандидат культурологии Чуклина, Татьяна Изосимовна

  • Художественная выставка в условиях современной культуры 2007 год, кандидат искусствоведения Богородский, Сергей Витальевич

  • Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями 2006 год, кандидат культурологии Щепеткова, Ирина Анатольевна

  • Биеннале и фестивали как форма актуализации современного искусства: на примере проектов Фонда "Современная графика" 2009 год, кандидат искусствоведения Федина, Евгения Владимировна

  • Специфика дизайн-проектирования стенда для промышленных экспозиций 2010 год, кандидат технических наук Серяков, Вадим Александрович

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Торопова, Елена Олеговна

1. Специфическими условиями экспонирования произведений декоративно-прикладного искусства следует считать взаимодействие пространства и формы, характеристику формы по степени ее активности и экспозиционную контактность материалов между собой.

2. Качества самого материала определяются тектоникой, текстурой и фактурой; качества, необходимые для экспозиции^ определяются визуальными характеристиками, то есть плотностью в световом потоке, ощущением веса и образной ассоциативностью.

3. Принципами классификации экспозиционных свойств материалов могут служить их плотность в световом потоке, визуальный вес и образная ассоциативность. Плотность в световом потоке зависит от фактуры материала, ощущение веса - от текстуры, образную ассоциативность прочтения вещи определяет тектоника.

4. Практически все материалы сопоставимы при определенных условиях относительно концепции экспозиции.

5. В пространстве выставочного зала выделяются зоны активного и пассивного восприятия. В соответствии с концепцией выставки степень активности экспозиции увеличится, если в активных зонах располагаются активные предметные формы. Если в активных зонах располагаются пассивные предметные формы, а активные формы в пассивных зонах, то экспозиция становится усредненной во всех точках средой.

6. Факторами, влияющими на активность экспоната, являются ассоциативная характеристика его формы; количество декора, его масса и удельный вес в восприятии предмета; воздействие рядом стоящего экспоната (соотношение по материалу, ассоциативности формы и по размеру).

7. Процесс организации выставки включает несколько этапов: разработка концепции выставки, отбор экспонатов, составление тематико-экспозиционного плана, включающего организацию формальной композиции, художественную организацию пространства и объектов в соответствии с концепцией (деление пространства на зоны, определение доминант и организация ансамблей, света и информационного оснащения).

8. Пропорции произведений и пространства зала, ритм размещения работ и пауз между ними, уровень горизонта и угол наблюдения, движение зрителя являются элементами прочтения экспозиции. Задача экспозиционера организовать их таким образом, чтобы сложилось представление о целостности выставки, осматривать которую было бы возможно с наименьшими психическими затратами.

9. При визуальном членении пространства важно выделить зоны активного восприятия и паузы между ними для отдыха глаз в соответствии с закономерностями восприятия пропорций. Экспозиционный объем нужно пропорционировать, исходя из антропометрических величин.

10. Ритм в размещении произведений в экспозиции имеет большое значение для восприятия отдельной работы, для восприятия всего пространства зала, для определения маршрута, скорости, времени и активности всего просмотра. Ритм задает динамику ощущений, задача экспозиционера ее программировать в соответствии с концепцией выставки. Заданный ритм является средством гармонизации в композиции зала.

1. При экспонировании нужно исходить из характеристики и экспоната, и ансамбля в целом. Композиционные взаимосвязи при группировке объектов экспозиции формируются, исходя из закономерностей восприятия элементарной формы и фона. Замкнутость контуров, структурное сходство и пространственная близость влияют на величину связывающих сил.

2. Зрительная система экономит свою работу по анализу информации, бережет психическую энергию и стремится к психологическому комфорту. Дискомфорт в экспозиции вызывает отсутствие успокаивающей ясности композиционного построения, частая перестройка зрительного аппарата, неуравновешенная, разбалансированная композиция отдельных экспозиционных зон. Поэтому следует учитывать существование целого ряда закономерностей восприятия композиции в работе над экспозицией выставки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выставка произведений декоративно-прикладного искусства является специфическим средством коммуникации, она непосредственно преподносит зрителю рукотворное художественное произведение. Материализованная эиергия творческого духа художника, заложенная в произведениях декоративно-прикладного искусства, раскрывается в экспозиции выставки. В эпоху появления виртуальной реальности, заполняющей информационное пространство человеческих коммуникаций, такая выставка остается живым источником и средой непосредственного общения и эстетического переживания. Изменившееся соотношение реального и виртуального пространств восприятия делает актуальным функционирование выставок произведений декоративно-прикладного искусства, а значит и научного осмысления всех проблем, с этим связанных.

В итоге данного исследования сделаны следующие выводы:

1. Экспозиция представляет собой единую систему, включающую в себя экспонат или экспонаты, особым образом структурированное пространство и элементы среды, обеспечивающие понятийную и образную целостность выставки. Она характеризуется своими дизайнерскими, эстетическими, информационными, художественными качествами, являясь одновременно средством показа произведений искусства и самостоятельным произведением искусства. Экспозиция осуществляет свои функции как средство коммуникации, информации и релаксации.

2. В настоящей работе предложена классификация экспозиций по организационному принципу с позиций визуальной коммуникации и выявлены следующие типы: сюжетно-образная, документально-информационная, творчески-деятельностная.

3. Выстраивать процесс наблюдения выставки зрителем необходимо, учитывая характер взаимодействия формы экспонатов и пространства, наличие в выставочном помещении активных и пассивных пространственных зон, зная закономерности восприятия пространства, времени и формы. На этом основании в работе выдвинуто предположение об изменении степени активности экспозиции от расположения активных предметных форм в активных или пассивных пространственных зонах экспозиции.

4. Рассматривая вопрос об ассоциативной характеристике формы, можно выделить типы, обозначающие спокойствие, волнение, беспокойство, агрессию. В таблицах «Зрительный эффект взаимодействия одноразмерных форм» и «Зрительный эффект взаимодействия двух форм разного размера» определены возможности создания ансамблей из предметов, различных по ассоциативности форм.

5. Систематизированные свойства, возможности и качества материалов произведений декоративно-прикладного искусства сведены в таблицу «Свойства материалов декоративно-прикладного искусства».

6. Качества самого материала произведений декоративно-прикладного искусства определяются тектоникой, текстурой и фактурой, а его экспозиционные качества определяются следующими визуальными характеристиками:

Плотностью в световом потоке,

Ощущением веса,

Образной ассоциативностью.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Торопова, Елена Олеговна, 2003 год

1. VI квадринале декоративного искусства социалистических стран в Эрфурте.//Декоративное искусство СССР. 1987. №3.-С. 10-15.

2. Абушкин Б.М. Психологические особенности зрительной деятельности школьников как фактор продуктивности познавательных процессов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2002. - 24 с.

3. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. / Пер. с англ. Пеновой В.И.-М.: Мир, 1982.- 181 с.

4. Аграновская М. Гобелен и скульптура. Концепция, экспозиция, режиссура. // Декоративное искусство СССР. 1986. № 8. - С. 1 - 4.

5. Аграновская М. Декоративные жанры на XVII Молодежной. // Декоративное искусство СССР. 1987. № 5. - С. 5 - 8.

6. Аникин М.А. Экспозиция в музее. Научно методическое пособие для студентов 3-4 курсов специальности «Музейное дело и охрана памятников». - СПб.: СПбГАК, 1997. - 24 с.

7. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. / Под общ. ред. Кантора A.M. М.: Эллис Лак, 1997-736 с.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.

9. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. -352 с.

10. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. - М.: Советский художник, 1987, 232 с.

11. Аудстен Ф. Экспозиция как театр. // Museum. 1995. № 3. - С. 14-20.

12. Базазьянц С. Выставка болгарская, проблемы общие. // Декоративное искусство СССР. 1988. № 1.-С. 10- 13.

13. Балдина О. Предметный мир традиционной народной культуры в современных условиях (культурологический аспект). // XX век: Эпоха. Человек. Вещь. Сборник статей. / Сост. Соснина О.А. - М.: Новый индекс, 2001,-С. 111-121.

14. Барышников А.П., Лямин И.В. Основы композиции. М.: Трудрезервиздат, 1951. - 190 с.

15. Бегенау 3. Функция, форма, качество. / Пер. с нем. Дижура А., Субботина М.М. М.: Мир, 1969. - 168 с.

16. Беляева-Экземплярская С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. / Репринтное изд. М.: Академия моды, 1996. -117 с.

17. Бернштейн Д.К. К метафизике экспозиционного дизайна (Заметки музейного художника). // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. М.: Лилия ЛТД, 1998. - С. 18-30.

18. Бескинская С. Завод кремлевских звезд. История сульфидного стекла. // Декоративное искусство СССР. 1981. № 2. - С. 36 - 38.

19. Бокотей А., Островский Г. Внутреннее пространство стекла. // Декоративное искусство СССР. 1981. № 5. - С. 16 - 17.

20. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага: Артия, 1982. -496 с.

21. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. - СПб.: Б.& К., 2000.-212 с.

22. Бубнова Е.А. Конаковский фаянс. М.: Изобразительное искусство, 1978.-232 с.

23. Бурганов И.А. Малый художественный музей в контексте культуры второй половины XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М., 2001. - 27 с.

24. Василевская Н. Кто будет это делать? // Декоративное искусство СССР. -1986. №9.-С. 36-38.

25. Ватагин. В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. - М.: Советский художник, 1980.-С. 130- 143.

26. Вестерлунд С. Передвижные выставки. Двадцатилетний опыт работы. // Museum. 1986. № 152. - С. 14-20.

27. Волков В.В., Луизов А.В., Овчинников Б.В., Травникова Н.П. Эргономика зрительной деятельности человека. - Л.: Машиностроение, 1989.-112 с.

28. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. Диссертация доктора педагогических наук. М., 1949. - 740 с.

29. Волков Н.Н. Исследования в области восприятия изображенного пространства. Диссертация кандидата педагогических наук. М., 1946. - 113 с.

30. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. - 320 с.

31. Волькович А.Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 1999. - 22 с.

32. Вольпина В. Материал в структуре художественного произведения. // Декоративное искусство СССР. 1984. № 8. - С. 20 -22.

33. Воронов Н. Эволюция формы. // Декоративное искусство СССР. 1981. №5.-С. 8- 15.

34. Восприятие. Механизмы и модели. / Сб. статей под ред. Алексеенко Н.Ю. М.: Мир, 1974. - 367 с.

35. Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. М.: Лилия ЛТД, 1998.-176 с.

36. Габриэль Г. Памяти Леонида Ляка. // Декоративное искусство СССР. -1987. №3.- С. 38 -39.

37. Габриэль Г. Что нового у ленинградских художников экспозиции // Декоративное искусство СССР. 1985. № 9. - С. 13 -16.

38. Ганзен В.А., Кудин П.А., Ломов Б.Ф. О гармонии в композиции. // Техническая эстетика. 1969. № 4. - С.1 - 3.

39. Гарднер С. Крупномасштабные выставки. // Museum. 1986. № 152. - С. 4-8.

40. Гете И.В. К учению о цвете (хроматика).// Психология цвета. / Сборник. Общ. ред. Удовик С.Л. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1996. - С. 281 -349.

41. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. / Пер с англ./Общ.ред. и вступ.ст. Логвиненко А.Д. М.: Прогресс, 1988. - 464 с.

42. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. -М.:МПИ, 1991.- 137 с.

43. Глезер В.Д. Зрение и мышление. СПб.: Наука, 1993. -283 с.

44. Глезер В.Д., Цуккерман И.И. Информация и зрение. М., Л.: Издательство АН СССР, 1961. - 183 с.

45. Гнедовский М. Музейная выставка. // Советский музей. 1986. № 3. - С. 30-31.

46. Гобелен на выставке и в интерьере. // Декоративное искусство СССР. - 1986. №8.-С. 4- 11.

47. Голубева О.Л. К вопросу о закономерностях гармонии художественной формы в пластическом искусстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2000. - 22 с.

48. Грановская P.M., Березная И.Я., Григорьева А.Н. Восприятие и признаки формы. М.: Наука, 1981. - 25 с.

49. Грачев Н.Н. Психология инженерного труда. М.: Высшая школа, 1998. -333 с.

50. Грегори Р. Разумный глаз. М.: Мир, 1972. - 209 с.

51. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.-271 с.

52. Гропиус В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971. - 286 с.

53. Дакало С.В. Сценографическое пространство и его построение О.А.Шейнисом. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2000. - 31 с.

54. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. J1.: Искусство, 1990. - 223 с.

55. Демидов В. Как мы видим то, что видим. М.: Знание, 1987. - 237 с.

56. Докучаева Е.Е. Проблема взаимосвязи и технологии в прикладном искусстве. (Некоторые аспекты из истории художественного металла). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2000. - 29 с.

57. Домогацкий В.Н. Теоретические работы, исследования, статьи, письма. / Сост. Домогацкая С.П. М.: Советский художник, 1984. - С. 97 - 223.

58. Дондурей Д.Б. Для кого выставки? // Декоративное искусство СССР.1984. № 11.-С. 27-33.

59. Дондурей Д.Б. Жизнь после выставки. // Декоративное искусство СССР. 1985. № 10. - С.44 - 47.

60. Дондурей Д.Б. Художественная выставка: реализованный проект. // Социальное проектирование в сфере культуры. От замысла к реализации. / Сборник научных трудов. М.: НИИ культуры, 1988. - С. 25-42.

61. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. -Минск: Харвест, 1999. 448 с.

62. Дюбе Ф. Экспозиция как инструмент знания и инструмент показа. // Museum. 1995. № 3. - С. 4 - 5.

63. Еременко Е.Д. Аудиовизуальная коммуникация в музейной сфере. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 2000. - 20 с.

64. Заславский М.А. Ландшафтные экспозиции музеев мира. Л.: Наука, 1979. - 212 с.

65. Земпер Г. Практическая эстетика. / Пер с нем. М.: Искусство, 1970. -320 с.

66. Зиновьева Ю.В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб., 2000. - 19 с.

67. Зинченко В.П., Ретанова Е. К проблеме визуального мышления. // Техническая эстетика. 1969. № 7. - С.2 - 5.

68. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. - 442 с.

69. Изотова М. Вещь в пространстве. // Декоративное искусство СССР.1985. №2.-С. 30-31.

70. Изотова М. Итоги «Одной композиции». // Декоративное искусство СССР. 1986. № 12.-С. 29-34.

71. Иконников А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. М.: Советский художник, 1985. - 336 с.

72. Ильмуратова И. Л. Принципы формообразования интерьера православного храма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Новосибирск, 2000. - 24 с.

73. Искусство ансамбля. Художественный предмет - интерьер - архитектура среда. / Сост и науч. ред. Некрасова М.А. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 464 с.

74. Искусствознание и психология художественного творчества. /Сборник статей под ред. Зися А.Я. и Ярошевского М.Г. М.: Наука, 1988. - 151 с.

75. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. J1.: Художник РСФСР, 1961. - 160 с.

76. Казакова JI. Спрос и предложения критерий оценки. // Декоративное искусство СССР. - 1986. № 2. - С. 17 - 19.

77. Казакова JI. Цветосветопластика. // Декоративное искусство СССР. - 1981.№5.-С. 18-21.

78. Калниете С. Триеннале молодых художников Прибалтики. // Декоративное искусство СССР. 1985. № 2. - С. 16 - 18.

79. Калугина Т.П. Историко-типологическое исследование экспозиции художественного музея. Диссертация кандидата исторических наук. - М., 1991.- 157 с.

80. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. / Сборник трудов. Сост. и вступ. ст. Даниэля С.М. СПб.: Азбука, 2001. - 560 с.

81. Кантор A.M. Выставка в музее. // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. М.: Лилия ЛТД, 1998. -3 - 11 с.

82. Кантор A.M. Музейная экспозиция как искусство. // Музейное дело и художественное образование. Материалы третьих, четвертых, пятых Боголюбовских чтений 1996, 1997, 1998. Саратов: Слово, 2000. - С. 151 -154.

83. Кантор К. О творчестве Майта Сумматавета. Единство функционального метода и стиля. // Декоративное искусство СССР. 1987. № 6. - С. 10-13.

84. Келер В., Лукхард В. Свет в архитектуре. Свет и цвет как средства архитектурной выразительности. // Пер. с нем. Калиша В.Г. - М.: Госстройиздат, 1961. 182 с.

85. Клике Р. ВДНХ: эффективнее служить делу ускорения. // Декоративное искусство СССР. 1986. № 8. - С. 28 - 29.

86. Кнабе Г. Язык бытовых вещей. //Декоративное искусство СССР. - 1985. № 1.-С. 39-43.

87. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: / Учебник для вузов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-264 с.

88. Козырев В.А. Фактура как средство художественной выразительности в учебной композиции. // Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве. Сборник статей. Л.: ЛВХПУ им.В.Мухиной, 1973. -С. 88 -93.

89. Комаров И. Первые всемирные выставки. // Декоративное искусство СССР. 1970. № 9. - С. 22 - 26.

90. Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве. / Сборник статей. Л.: ЛВХПУ им.В.Мухиной, 1973. - 96 с.

91. Коник М.А. Выставка как искусство. // Декоративное искусство СССР. -1986. №9.-С. 36-38.

92. Короев Ю.И., Федоров М.В. Архитектура и особенности зрительного восприятия. М.: Гос. из-во по строит и арх., 1954. - 136 с.

93. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. - М.: Высшая школа, 1971.-320 с.

94. Коськов М.А. К теории прикладного искусства. СПб.: Издательство СпбГУ, 2002. - 52 с.

95. Крамаренко Л. Вторая выставка «московская керамика». Осмысление опыта. // Декоративное искусство СССР. 1984. № 9. - С. 32 - 37.

96. Крамаренко Л. Стекло палитра художника. // Декоративное искусство СССР. - 1981.№2.-С. 39-42.

97. Крюкова И.А. О природе декоративного искусства. //Советское декоративное искусство 73/74. / Сборник статей. М.: Советский художник, 1975.-С. 19-25.

98. Кудин П.А. Гармония композиционных средств в изобразительном искусстве. Диссертация доктора искусствоведения. СПб., 1994. - 429 с.

99. Кудин П.А. Ритм и внимание в художественном конструировании. Экспериментальное исследование. Диссертация кандидата искусствоведения. Л., 1969. - 148 с.

100. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. О восприятии элементарных ритмических композиций на плоскости. // Техническая эстетика. - 1969. № 8.-С. 10- 12.

101. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. - 208 с.

102. Кузин B.C. Психология. Учебник. М.: АГАР, 1997. - 304 с.

103. Кузнецов Э. Куб сцены. // Декоративное искусство СССР. 1985. № 2. -С. 38-40.

104. Лассаль Э. Биеннале и крупномасштабные международные выставки. // Museum. 1986. № 152.-С. 9- 12.

105. Ле Корбюзье. Декоративное искусство сегодня. 1925. // Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М.: Прогресс, 1977. - С.53 - 57.

106. Ле Корбюзье. Модулер.// Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М.: Прогресс, 1977. - С.233 - 255.

107. Литвинов В.В. Практика современной экспозиции. М.: Плакат, 1989. - 191 с.

108. Логвиненко А.Д., Столин В.В. Порождение предметного образа. // Техническая эстетика. 1974. № 8. - С. 15 - 18.

109. Луизов А.В. Цвет и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1989. - 256 с.

110. Майстровская М. Т. Методология экспонирования декоративно - прикладного искусства (тенденции формообразования). // XX век: Эпоха.

111. Человек. Вещь. /Сборник статей. Сост. Соснина О.А. - М.: Новый индекс, 2001.-С. 221 -229.

112. Майстровская М.Т. Аспекты выставочного дизайна в экспозициях искусств //Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. М.: Лилия ЛТД, 1998. - С. 30 - 38.

113. Майстровская М.Т. Образ и пространство в экспозициях искусств.//Музейное дело и художественное образование. Материалы третьих, четвертых, пятых Боголюбовских чтений 1996, 1997, 1998. -Саратов: Слово, 2000. С. 136 - 150.

114. Майстровская М.Т. Художественно композиционные основы и тенденции формирования оборудования экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств: опыт обоснования концепции. Диссертация кандидата искусствоведения. - М., 1987. - 202 с.

115. Макаров К. Моррис и судьбы декоративного искусства. // Декоративное искусство СССР. 1984. № 8. - С. 27 - 34.

116. Максимов В.В. Трансформация цвета при изменении освещения. М.: Наука, 1984.-161 с.

117. Малахов Н.Я. Отечественное искусство на выставках за рубежом. - М.: Изобразительное искусство, 1980. 240 с.

118. Мезенин В.К. Парад всемирных выставок. М.: Знание, 1991. - 160 с.

119. Мерзликина Ю.Н. Оптическое стекло в декоративно-прикладном искусстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1999. - 23 с.

120. Митькин А.А., Перцева Т. Опыт экспериментального исследования восприятия несмысловых композиций. // Техническая эстетика. 1970. № 8.-С. 4-6.

121. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.

122. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.-351 с.

123. Монахова Л. Пластическое пространство и художественное сознание. // Декоративное искусство СССР. 1981. № 5. - С. 22 - 25.

124. Монпети Р. Понять значение пространства. // Museum. 1995. № 3. - С. 41 -45.

125. Моран А. История декоративно прикладного искусства./ Пер. с франц. -М.: Искусство, 1982. - 573 с.

126. Мочалов Ю. Композиция сценического пространства. - М.: Просвещение, 1981. 239 с.

127. Мошков В.М., Кузнецов О.И. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза искусств). СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1994. - 80 с.

128. Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. / Под ред. Майстровской М.Т., Никишина Н.А.,

129. Полякова Т.П./ Серия электронных изданий MUSEUM PRO. Выпуск 4.0. -М.: Лаборатория музейного проектирования, Российский институт культурологии. 1997.

130. Мысливцева Г.Ю. Два подхода к проектированию экспозиций. Пространство или время? // Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники, проблемы взаимодействия. М.: Лилия ЛТД, 1998. - С. 131 - 137.

131. Навроцкий А. Кузнечного дела секреты. // Советский музей. 1986. № 3. -С. 35 -38.

132. Навроцкий А. Материал металл. О кузнечном деле. // Декоративное искусство СССР. - 1986. № 6. - С. 24 - 27.

133. Некрасова-Каратеева О.Л. Философско-психологические аспекты детского рисования. // Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. Выпуск VII. СПб.: ГРМ, 2002. - С. 34 - 50.

134. Никитин Ю.А. Выставочный бум в Петербурге. Где и как организовывались экспозиции в дореволюционную пору. // Ленинградская панорама. 1983. № 2. - С. 32 - 35.

135. Объемно пространственная композиция: Учебник для вузов. /Степанов А.В., Мальгин В.И., Иванова Г.И. и др. - М.: Стройиздат, 1993. - 256 с.

136. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. М.: Советский художник, 1965. 184 с.

137. Основы художественного ремесла./ Под ред. В.А.Бородулина.- М.: Просвещение, 1979. 320 с.

138. Павлинская А. Пути нашей керамики. Продолжение разговора. // Декоративное искусство СССР. 1984. № 5. - С. 24 - 25.

139. Павлов К.А. Международные ярмарки и выставки. М.: Внешторгиздат, 1962.- 139 с.

140. Пелипенко А.В. Ручная роспись изделий из стекла. Основные сведения и технические приемы. Л.: ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, ЛИСИ, 1987. - 77 с.

141. Перфильева И.Ю. Русское ювелирное искусство второй половины XX века. Основные художественные тенденции и направления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М., 2000.-28 с.

142. Петюшенко В.М. Выставки художественные. // БСЭ, 3 издание, 5 том. -М., 1971.-С. 550-551.

143. Пирс С. Структурируя прошлое: археологические экспозиции. // Museum.- 1995. №3 (185).-С. 9- 13.

144. Погадаева С. Сценическое пространство О.Шлеммера. // Декоративное искусство СССР. 1990. № 4. - С.14 - 16.

145. Полякова Н.Н. Скульптура и пространство. Проблема соотношения объема и пространственной среды. М.: Советский художник, 1982. - 199 с.

146. Психология ощущений и восприятия./Сборник под редакцией Гиппенрейтер Ю.Б., Любимова В.В. и Михалевской М.Б. М.: ЧеРо, 1999.- 610 с. (Серия: Хрестоматия по психологии)

147. Психология процессов художественного творчества. /Сборник статей под ред. Б.С. Мейлаха, Н.А. Хренова. Л.: Наука, 1980. - 285 с.

148. Психология цвета. / Сборник. Пер с англ. Под ред Удовик С.Л. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1996. -352 с. (Серия: Актуальная психология).

149. Психология. / Словарь под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1990-494 с.

150. Пятницына И.А. Проблемы экспозиционных решений временных выставок. // Музейное дело и художественное образование. Материалы третьих, четвертых, пятых Боголюбовских чтений 1996, 1997, 1998. -Саратов: Слово, 2000. С. 171-177.

151. Разлогов К. Выставка и художественный процесс. // Декоративное искусство СССР. 1986. № 6. - С. 30 - 32.

152. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. -М.: Советский художник, 1968. 272 с.

153. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука - классика, 2001. - 3 20 с.

154. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980.-288 с.

155. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. / Сборник статей под ред. Егорова Б.Ф. Л.:Наука, 1974. - 299 с.

156. Рождественский К.И. Ансамбль и экспозиция. Л.: Художник РСФСР, 1970.-232 с.

157. Розенблюм Е. Уварова Н. Художник Рудольф Клике. // Декоративное искусство СССР. 1981. № 1. - С. 6 - 8.

158. Розенблюм Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции. // Музейная экспозиция. Серия электронных изданий MUSEUM PRO. Выпуск 4.0.-М., 1997.

159. Розенблюм Е.А. Просчеты наших экспозиций. // Декоративное искусство СССР. 1987. №3. - С. 35 - 36.

160. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. Опыт работы Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже. М.: Искусство, 1974. - 175 с.

161. Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени.- М.: Искусство, 1971. 233 с.

162. Розенталь Р., Рацка X. История прикладного искусства нового времени. -М.: Искусство, 1971.- 223 с.

163. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М.: Педагогика, 1980. - 1 кн. -311 е., 2 кн.-279 с. v

164. Рудин Н.Г. Руководство по цветоведению. М.: Государственное научно-техническое издательство Министерства легкой промышленности СССР, 1956.-46 с.

165. Рутерсвард О. Невозможные фигуры. / Пер. со швед. Самуэльсон Е. - М.: Стройиздат, 1990. 127 с.

166. Руубер Г.Э. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин: Валгус, 1985. - 344 с.

167. Руубер Г.Э. О визуальном восприятии элементарных форм. Диссертация кандидата искусствоведения. М., 1971.-381 с.

168. Рязанцев И.В. Искусство выставочной экспозиции. // Советское декоративное искусство 1917-1945. М.: Советский художник, 1984. - С. 58-75.

169. Рязанцев И.В. Искусство советского выставочного ансамбля. 1917 -1970. М.: Советский художник, 1976, - 373 с.

170. Савицкая В.И. Превращения шпалеры. М.: ГАЛАРТ., 1995. - 86 с.

171. Савицкий В. Иосиф Михайлович Шошенский. // Декоративное искусство СССР. 1984.№7. -С. 44.

172. Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. - М.: Советский художник, 1984.-304 с.

173. Сараф М. О «функциональном» и «эстетическом». // Техническая эстетика. 1969. № 3. - С. 17 - 18.

174. Серов Д.М., Ревякин В.И. Выставки. // БСЭ, 3 издание. М., 1971. т. 5. -С. 547-548.

175. Серов Д.М., Клике P.P. Выставки всемирные. // БСЭ, 3 издание. М.,1971. т. 5.-С. 548-549.

176. Серов Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация- цвет- интеллект. СПб.: Речь, 2001. - 256 с.

177. Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л.: Васильевский остров, 1990. - 352 с.

178. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. -СПб.: ФПБ-ТОО «БИОНТ», 1997. 64 с.

179. Симонов П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства. // Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Наука, 1988.-С. 50-65.

180. Соколовский С. Детство вещи: вещность в обыденном сознании. // XX век: Эпоха. Человек. Вещь. / Сборник статей. Сост. Соснина О.А. - М.: Новый индекс, 2001. С. 25 - 36.

181. Сомов Г., Черенков А. Возможный путь в изучении композиции. // Техническая эстетика. 1969. № 10. - С. 9-11.

182. Сомов Г.Ю. Гармонизация формообразующих линий. // Техническая эстетика. 1972. № 12.-С. 14- 17.

183. Сомов Г.Ю. Организация фигур в предмете. // Техническая эстетика. - 1974. №7.-С. 13- 17.

184. Сомов Г.Ю. Предмет и его конфмгурации. // Техническая эстетика. -1974. №3.-С. 21 -24.

185. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1987. - 288 с.

186. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. - М.: Стройиздат, 1993.-295 с.

187. Степанов Г.П. Взаимодействие искусств. JI.: Художник РСФСР, 1973. - 180 с.

188. Степанян Н.С. Новые тенденции в области формообразования. // Советское декоративное искусство 1973/74. М.: Советский художник,1975. С. 191 - 198.

189. Степанян Н.С. Пути продвижения авангардной пластической формы в советское искусство 1960-х годов. // XX век: Эпоха. Человек. Вещь. / Сборник статей. Сост. Соснина О.А. М.: Новый индекс, 2001. - С. 148 -155.

190. Степанян Н.С. Шедевры и поделки внутри «художественного процесса». // Декоративное искусство СССР. 1986. № 6. - С. 32 - 33.

191. Стиклер Д. Полное погружение: новая технология как источник новых впечатлений. // Museum. 1995. № 3. - С. 36 - 40.

192. Стокер М. Использование звука в экспозиции. // Museum. 1995. № 3. - С. 25-28.

193. Столяров Б.А. Культура и музей на пороге XXI века. //Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. Выпуск VII. СПб.: ГРМ, 2002. - С. 6 - 15.

194. Столярова Е.Г. Дизайн структурно-геометрических полей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. -М., 2001.-23 с.

195. Т.З. Образы прошедшего сезона. // Декоративное искусство СССР. - 1988. №5.-С. 26-30.

196. Тарханов А. В объективе дизайнера. // Декоративное искусство СССР.1985.№ 1.-С. 14-15.

197. Тарханов А. Образы прошедшего сезона. // Декоративное искусство СССР. 1986. № 1. - С. 27 - 34.

198. Тарханов А. Профессия - музейный художник. // Советский музей.1986. №3.-С. 39-42.

199. Творческий процесс и художественное восприятие. /Сборник статей под ред. Егорова Б.Ф. JI.: Наука, 1978. - 278 с.

200. Токарев Н. Пространство вместо предмета. // XX век: Эпоха. Человек. Вещь. / Сборник статей. Сост. Соснина О.А. М.: Новый индекс, 2001. - С. 62-64.

201. Толанский С. Оптические иллюзии. // Пер. с англ. Любарского К.А. М.: Мир, 1967.- 127 с.

202. Турчин В. Вещь среди вещей. Следы духовности: сакрализация через «стратегию поведения». Предметы и ритуал в культуре XX века. // XX век: Эпоха. Человек. Вещь. / Сборник статей. Сост. Соснина О.А. М.: Новый индекс, 2001.-С. 9-24.

204. Фаворский В.А. Литературно теоретическое наследие. - М.: Советский художник, 1988. - 588 с.

205. Федоров-Давыдов А.А. Принципы строительства художественных музеев. 1929. // Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М.: Искусство, 1975.-С. 103 - 126.

206. Федотов Г.Я. Дерево. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 192 с.

207. Федотов Г.Я. Металл. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 176 с.

208. Федотов Г.Я. Послушная глина: основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.- 141 с.

209. Фернандес Г., Бенльоч М. Интерактивные экспозиции: реакция посетителей. // Museum. 2001. № 2. - С. 53 - 59.

210. Филатова А.Л. Музей как феномен социокультурного пространства российской провинции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. Саранск, 2000. - 18 с.

211. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. - 321 с.

212. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. - 333 с.

213. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек цвет - пространство. Прикладная цветопсихология. - М.: Стройиздат, 1973. - 117 с.

214. Хадсон К. Влиятельные музеи. / Пер с англ. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - 196 с.

215. Художественное восприятие. / Сборник статей под ред. Мейлаха Б.С. -Л.: Наука, 1971.-387 с.

216. Художественный музей в образовательном процессе. / Сборник статей под ред. Столярова Б.А. СПб.: Специальная литература, 1998. - 320 с.

217. Художники о выставочной экспозиции. // Декоративное искусство СССР. 1975. № 11. - С. 20 - 26.

218. XX век: Эпоха. Человек. Вещь. /Сборник статей. Сост. Соснина О.А. -М.: Новый индекс, 2001. 266 с.

219. Цойгнер Г. Учение о цвете. Популярный очерк. М.: Строииздат, 1971. - 159 с.

220. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. - М.: Из-во Академии художеств СССР, 1962. 67 с.

221. Чекалов К. О новых формах выставочной работы в западно-европейских странах. // Искусство. 1987. № 5. - С. 42 - 44.

222. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна. Минск: Харвест, 1999. - 312 с.

223. Чукреева Н.А. Специфика экранного изображения и эволюция его восприятия. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2002. - 33 с.

224. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л.: Недра, 1985. - 168 с.

225. Швед И.В. Анализ восприятия художественной перспективы. - СПб.: Скифия, 2001.-80 с.

226. Швец А.В. Проблема визуального восприятия в новой образовательной парадигме. // Образовательная деятельность художественного музея. Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. Выпуск VII. СПб.: ГРМ, 2002. - С. 28 - 33.

227. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. - 343 с.

228. Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. СПб.: СпецЛит, 2000.-160 с.

229. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. /Под ред. Басина Е.Я. М.: Смысл, 2002. - 335 с.

230. Энтелис Ф.С. Формование и горячее декорирование стекла. - СПб.: Санкт-Петербургский инженерно-строительный институт, 1992.- 141 с.

231. Эпштейн М. Реалогия наука о вещах. // Декоративное искусство СССР. - 1985. №6.-С. 21 -22, 44.

232. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. / Под общ. Ред. Иконникова А.В., ВНИИ техн. Эстетики. М.: Стройиздат, 1990. - 335 с.

233. Юматов В. Выставка в контексте искусства. // Декоративное искусство. - 1985. № 12.-С.31 -33.

234. Якимович А. О семнадцатой выставке молодых художников Москвы. // Искусство. 1987. № 4. - С. 13 - 20.

235. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-86 с.

236. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971,-48 с.

237. Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. -Самара: СамГПУ, 2000. 200 с.

238. Ясинская И.М. Советские ткани 1920-1930-х годов. JI.: Художник РСФСР, 1977.-277 с.

239. Яшманов Н.А. Художественная эмаль. Истоки и технология. //Сборник статей преподавателей и аспирантов. Методические пособия. Кафедра теории и истории архитектуры и искусств СПбГХПА. Выпуск 1. / Сост. Сперанская B.C. СПб.: Поиск, 1998.-С. 67-71.

240. Классификация экспозиций по сущностно-дииамнческим характеристикам с позиций визуальной коммуникации1. Пассивносозерцательная

241. Визуальная информация. Тин жспознцнн.1. Сюжет НО" образная

242. Документально-информационная1. Це. ill исодержание

243. Достижение эмоционального состояния, тема, сюжет.

244. Достижение наибольшего информационного контакта, вещь и себе.1. Сотворчество зрителя.включение его в процесс искусства. Артефакт.1. Активно-созерцательная1. Интерактивная1. Формыорганизации

245. Равновесие, равнозначность элемента и пространства.

246. Активные, самодостаточные элементы, пассивное пространство.

247. Создание среды для зрителя и его творческого акта.

248. Пространство для активного вза и м о действия. Экспозиция как произведение искусства.1. Примеры1. Творческидеятельное? lisitl

249. ЗОНЫ АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСТАВОЧНОГО ЗАЛА

250. Ассоциативный ряд предметных форм

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Выставки художественные

публичный, большей частью временный, показ произведений искусства. В. х. - основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством (См. Станковое искусство) (с современным искусством, с художественным наследием). Иногда В. х. устраивают также в целях продажи произведений искусства. Различаются В. х. международные, национальные, региональные (в СССР - всесоюзные, республиканские, областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные. В. х. могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные - «биеннале» и др.). В. х. часто объединяют произведения по какому-либо признаку - по составу участников (члены АХ, учащиеся художественных учебных заведений, самодеятельные художники и др.) и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства (живопись, скульптура, гравюра, портрет, пейзаж), а также по темам (так называемые тематические выставки) и направлениям в изобразительном искусстве. Большое значение имеют музейные В. х. (персональные и тематические, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке обмена из других музеев, выставки новых поступлений в музей и др.). Выбранная участниками выставки или назначенная специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование В. х., размещение экспонатов, издание каталогов, путеводителей, организация экскурсий и лекций и т.д.). Для многих (главным образом тематических) В. х. в соответствии с их темой и идейной направленностью составляется план экспозиции (См. Экспозиция).

Первыми В. х. были публичные показы художественных произведений в Древней Греции (с 6 в. до н. э.), в Италии в 15-16 вв. во время праздничных шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры, осуществлявшая с 1653 показ работ своих членов, с 1699 начала устраивать выставки в Лувре (см. Салон). В 18 в. регулярные выставки были организованы и АХ других государств (в том числе с 1760-х гг. АХ в Петербурге). С 19 в. В. х. становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во 2-й половине 19 в. наряду с официальными академическими выставками возникают неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе «Реализм», 1855, «Салон отверженных», 1863, - обе во Франции) и общественные выставочные объединения (Национальное общество изящных искусств, 1890, во Франции; Сецессион ы, с 1892, в Германии и Австрии). Некоторые из них противопоставляли салонно-академическому искусству (см. Академизм в изобразительном искусстве и Салонное искусство) реалистическую программу, поиски новых средств художественной выразительности. В России в 19 в. наиболее передовой характер носили выставки передвижников (с 1871). Резкое увеличение количества В. х. в конце 19 - начале 20 вв. отразило сложный и противоречивый характер русского искусства этого периода (выставки объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет» и др.), возросший интерес к изучению национального художественного наследия (Историко-художественная выставка портретов, 1905, Петербург).

Для искусствознания большое значение имеют В. х., посвящённые отдельным явлениям истории искусств, на которых нередко экспонируются произведения, хранящиеся в разных странах. Культурному сближению народов, взаимообогащению их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен национальными В. х. (выставки «Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней», 1960, в Москве, «Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев», 1967-68, в Париже), международные В. х. («Искусство и Сопротивление», 1965, в Болонье), национальные и международные экспозиции на всемирных выставках (выставка «Гений человека-созидателя» в интернациональном павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967).

Лит.: Выставки советского изобразительного искусства. Справочник, т. 1-2, М., 1965-67; Luckhurst K. W., The story of exibitions, L. - N. Y., 1951; Koch G. F., Die Kunstausstellung. Ihre Geshichte von den Anfängen bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts, B., 1967.

В. М. Петюшенко.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Выставки художественные" в других словарях:

    Публичный (как правило, временный) показ художественных произведений, основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством. Выставки художественные могут быть между народными, национальными, региональными (в СССР всесоюзные,… … Художественная энциклопедия

    Выставки художественные - публичный показ худож. произв. В. Х. могут быть всемирные, междунар., в пределах страны, респ., обл., гор. и др. В. Х. различаются по отд. видам и жанрам иск в, принадлежности к разл. направл. и группировкам, тематическим, гос. и частным… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Выставки художественные - ВЫ́СТАВКИ ХУДÓЖЕСТВЕННЫЕ. В годы войны деятели сов. иск ва, стремившиеся внести свой вклад в общее дело победы над врагом, создавали патриотич., значительные по идейному содержанию произв. графики, станковой живописи и скульптуры (см.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Публичные демонстрации достижений в области материальной и духовной деятельности человека. Современные В., независимо от разнообразия их наименований и организационных форм, можно подразделить: а) по целям проведения на торговые …

    - «Художественные сокровища дворцов музеев» книжная серия, вышедшая в издательстве «Искусство» (Москва) в 1966 году. Книги представляли собой альбомы увеличенного формата в целлофанированном переплёте, снабжённые большими историко архитектурными… … Википедия

    Учреждения, имеющие целью содействовать развитию изящных искусств, распространению X. познаний, образованию художников и скульпторов и т. п. Старейшее из них в России учрежденное в 1820 г. в С. Петербурге Имп. общество поощрения художеств,… …

    Публичные выставки произведений изящных и графических искусств, в особенности произведений скульптуры и живописи, рисунков, акварелей, гравюр на меди, стали и дереве и т.п. X. выставки устраиваются периодически академиями художеств, рисовальными… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Публичные, устроенные по определенному плану места для обозрения продуктов промышленности и искусства данного округа или страны, или многих стран, имеют своей задачей представить общую картину состояния промышленности и искусства данного периода… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Исследовательские и научно просветительные учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно прикладного… … Большая советская энциклопедия

    Научно просветительские и исследовательские учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспониро вание, хранение, изучение и популяризацию произведений изобразительного и декоративно прикладного искусства, а… … Художественная энциклопедия

Книги

  • Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области Каталог выставки , Галимова Е. (ред.). Книга является первым сводным аннотированным каталогом произведений, составляющих наследие Соловецкого монастыря и хранящихся в фондах музеев Архангельской области. В научный оборот вводятся…

Художественные выставки - публичный показ произведений искусства. Художественные выставки - форма ознакомления зрителей с искусством (с художественным наследием и с современным скусством). Художественная выставка представляет собой рационально организованный комплекс идейных, смысловых, эстетических и материальных компонентов. Художественные выставки объединяют произведения по какому-либо признаку - по составу участников и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства ( , скульптура, портрет, пейзаж), а также по темам (так называемые тематические выставки) и направлениям в изобразительном искусстве. Художественные выставки подразделяются на национальные, региональные, международные, стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные. Художественные выставки могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные - " " и др.).

Произведения искусства, составляющие коллекции музеев, актуализируют свои эстетические качества с помощью феномена выставки, которая предстает перед зрителем в виде особого художественного пространства, существующего в соответствии со своей внутренней организацией, подчиненной воздействию конкретной архитектурной среды музея, экспонируемых объектов, их носителей и концептуального замысла. Художественная выставка концентрирует на своей территории многие актуальные явления искусства и культуры, участвует в становлении и развитии общечеловеческих ценностей. Сфера применения выставок активно расширяется.

Художественная выставка является одним из самых значительных явлений современной культуры. Используя в качестве своего основного выразительного средства репрезентативность как наиболее эффективный способ передачи информации, выставка апеллирует к чрезвычайно широкому спектру понятий и ассоциаций в самых разнообразных областях гуманитарной отрасли знания.

Классификация художественных выставок

  • Персонально-монографическая - выставка одного художника, обычно демонстрирует эволюцию его творческой деятельности на примере лучших его работ
  • Персонально-тематическая - выставка одного художника, где работы автора объединены одной творческой темой
  • Тематическая - выставка творческих работ разных художников, художественных произведений в разных техниках, объединенных одной темой
  • Мемориальная - выставка, организованная в память о художнике после его смерти
  • Групповая - выставка, объединяющая работы нескольких художников
  • Парная - художественная выставка двух авторов
  • Международная (региональная, национальная) - выставка, объединяющая художников из разных стран
  • Периодическая - ежегодная, двухгодичная, например, бьеннале современного искусства
  • Стационарная - постоянная экспозиция, например, выставки в музеях

История художественной выставки

История художественной выставки имеет давнюю историю существования и развития и ведет свое начало от коллекций, принадлежащих лицам, наделенными либо светской или духовной властью, либо обладающими значительными денежными средствами. Прообразы выставочной деятельности появляются еще в глубокой древности, когда для достижения необходимого результата выбиралась та или иная форма организации наглядной демонстрации основных ценностей общества – государственных и религиозных идей. С этой целью привлекадись произведения искусства.

Возникновение музеев в России

Возникновение института музея в России, как собрания искусства в современном понимании, в большинстве случаев относится к концу ХIХ, началу ХХ веков. Именно в этот период были организованы музеи, известные ныне как Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств в Москве, Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей в Петербурге.

Пространство как основа успеха художественной выставки

Проблематика художественного пространства связана с установлением факта зависимости способов организации иллюзорного трехмерного пространства в искусстве от законов восприятия и организации человеком реального пространства. Использование прямой и обратной перспективы в различных художественных традициях – восточной и западной, отвечает определенной формуле и различных взаимоотношений между миром и человеком. Разработка концепции «точки зрения» как основного структурообразующего фактора композиции произведения искусства осуществлена в 1960-е годы Б.А. Успенским. Его позиция связывает отличительные особенности основных систем передачи пространственных характеристик в живописи – прямой и обратной перспективы с неподвижностью или динамичностью зрительной позиции, т. е. перед художником стоит задача переорганизовать реальное, видимое пространство в художественное, в себе замкнутое, соотнося его с двухмерной плоскостью картины.

Успенский разрабатывает и концепцию «рамок», предназначенных для организации изображения и придания ему семиотического характера. Мир, по мнению Успенского, предстает в своей «знаковости», будучи обозначенным границами, т. к. именно они и создают изображение. Представитель той же школы семиотики М. Шапиро развивает «концепцию рамы», анализируя варианты отношений между рамой и живописным пространством. В одном из них, рама выдается вперед и окружает изображение с видом перспективы, что способствует созданию впечатления глубины. В другом варианте рама «входит» в пространство изображения, «перерезает» фигуры переднего плана и начинает принадлежать этому пространству. В современном искусстве в ряде случаев абстрактных или плоскостных изображений имеет место отсутствие рамы. Здесь холст, наоборот, выступает из стены как вполне самостоятельный объект.

Выставочное пространство как разновидность художественного

Схема выставочного пространства состоит из выставочной среды, пространства, создаваемого оборудованием и пространства, воспроизводимого размещенными в нем произведениями искусства – экспонатами. Помимо пространственных характеристик выставка обладает и временными, определяющими ее нахождение как события в реальном времени, а также воссоздающими какой-либо временной отрезок прошлого. При организации художественной выставки рассматривается связь пространства физического, занимаемого выставкой, с собственно выставочным пространством, сформированного физическими объектами (оборудованием, экспонатами).

Классификация основных видов выставочных пространств:

1) «профильные», т. е. специально спроектированные и построенные для экспозиционных целей или же длительно функционирующие в этом качестве, приспособленные для таких целей, но изначально не для них не предназначенные;

2) «случайные», в том числе открытые выставочные пространства.

Все перечисленные виды выставочных пространств обладают наличием системы «мест» - акцентных точек, соотнесенных с проекциями ритмических членений пространства. Такая система акцентных точек будет обусловлена в каждом виде выставочных пространств наличием архитектурных элементов, функциональных узлов или же (открытые выставочные пространства) самими экспонатами и их носителями.

Физическая природа пространства выставки предполагает физическое освоение посредством перемещения. Логика расположения акцентных точек пространства является фактором его структурной упорядоченности и адекватного восприятия концепции выставки. Порядок пространственной организации выставки, отделенной преградами от окружающего пространства, отображает такое его свойство как «простор», допускающий в своей открытости явление и присутствие вещей (М. Хайдеггер). Вещи-экспонаты проявляют здесь свои не только эстетические, смысловые и коллекционные качества, но и обретают при взаимодействии и влиянии друг на друга принципиально новое качество – экспозиционное, проявляющееся только в данной выставочной среде.

Роль «мест» в пространстве выставки берет на себя и выставочная инфраструктура (щиты, витрины, постаменты), обеспечивающая возможность вещам-экспонатам не только наличествовать в своих эстетических качествах, но и демонстрировать вновь обретенное качество экспозиционности. В зависимости от конкретной экспозиционной задачи имеется возможность изменять взаиморасположение носителей экспонатов, не нарушая его соответствия акцентным точкам пространства выставки, что позволяет в одной и той же архитектурной среде выставки, используя одно и то же оборудование, осуществлять любые экспозиционные замыслы.

Выставочное пространство можно рассматривать и как семантическую структуру. В данном контексте музейные предметы-экспонаты являются знаками, образующими особый язык, который позволяет «читать» экспозиционные «тексты».