Как оплачивается диспансеризация взрослого населения. Выходной для диспансеризации

" № 9/2012

Региональные власти выделяют средства медицинским учреждениям на проведение диспансеризации отдельных категорий граждан. Важно соблюдать порядок расходования таких средств. В противном случае чиновники могут решить, что имеет место нецелевое использование средств.

Когда проводится диспансеризация

Согласно пункту 4 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий (обследований), в том числе медосмотр врачами нескольких специальностей, применительно к определенным группам лиц.

Законодательно прописан порядок проведения диспансеризации и закреп­лено финансирование этого мероприятия в отношении, например:

– работающих граждан (приказ Мин­здравсоцразвития России от 4 февраля 2010 г. № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан», постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1228);

– детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1234 «О порядке предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»);

– сотрудников органов внутренних дел (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1232 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел РФ, отдельным категориям граждан РФ, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения»);

– военнослужащих и их семей (ст. 25 Закона № 323-ФЗ).

Порядок выделения субсидий

Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период на проведение диспансеризации.

Средства выделяются ежемесячно территориальному фонду обязательного медицинского страхования (ТФОМС) исходя из численности граждан, проходящих диспансеризацию, согласно ранее утвержденной программе соответствующего субъекта Российской Федерации и норматива затрат на ее проведение.

Для этого территориальный фонд представляет в федеральный фонд план-график проведения диспансеризации граждан на текущий финансовый год, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, в срок и по форме, которые устанавливаются федеральным фондом.

Денежные средства перечисляются на отдельный счет, открытый территориальным фондом, в подразделении расчетной сети ЦБ РФ для финансового обеспечения расходов по проведению диспансеризации. А затем эти средства переводятся медицинским учреждениям.

Они имеют право использовать полученные средства исключительно для целей проведения диспансеризации. Для этого медучреждения ведут реестры счетов на оплату расходов, связанных с проведенной диспансеризацией, в порядке, который устанавливает федеральный фонд, и далее ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в территориальный фонд реестры счетов.

Расходование полученных средств

Средства, полученные медицинскими учреждениями, направляются ими на:

– оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении диспансеризации (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер указанных категорий врачей, получающих денежные выплаты стимулирующего характера за оказание дополнительной медицинской помощи);

– приобретение расходных материалов, необходимых для проведения диспансеризации;

– оплату услуг сторонних медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг), с которыми должны быть заключены договоры.

Недостаток средств, необходимых согласно реестру счетов на оплату расходов, связанных с проведенной диспансеризацией в предыдущем месяце, возмещается в текущем месяце в пределах субсидии, засчитанной в предыдущих месяцах в виде аванса.

Медицинские организации в порядке и по формам, которые устанавливаются федеральным фондом, ведут учет граждан, прошедших диспансеризацию, и представляют соответствующую отчетность в территориальные фонды.

Полномочия регионов

Органы госвласти субъектов РФ наделены полномочиями по расширению перечня медицинских услуг (в том числе в рамках диспансеризации). Но тогда дополнительные услуги они же и финансируют.

В качестве примера инициативы региональных властей можно привести дополнительные мероприятия по диспансеризации Московской области (приказ Минздрава Московской области от 9 февраля 2010 г. № 86 «О совершенствовании работы по проведению диспансеризации инвалидов и участников Великой Отечественной войны») или Санкт-Петербурга (распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 17 марта 2010 г. № 109-р «О дополнительных мерах по углубленному диспансерному обследованию инвалидов, ветеранов, супругов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны 1941–1945 гг. и лиц, награжденных знаком “Жителю блокадного Ленинграда”»).

Важно запомнить

Для проведения диспансеризации отдельных категорий граждан медучреждениям могут выделяться средства из Фонда обязательного медицинского страхования. Однако за их расходование нужно отчитаться.

Ответ от 03.04.2014 18:32

Наталья, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении переданных им полномочий по организации ОМС на территориях субъектов РФ, в бюджете ФФОМС на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. предусмотрены субвенции. Расчет размера предоставляемых из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов ОМС субвенций производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 462 и в 2013 г. включает денежные выплаты медицинским работникам, финансовое обеспечение которых осуществлялось в 2012 г. за счет средств федерального бюджета и средств бюджета ФФОМС, предусмотренные на следующие цели:
- на финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации определенных групп населения, диспансерному наблюдению, профилактическим медицинским осмотрам в соответствии с порядками, установленными Минздравом на основании Постановлений Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228, от 31.12.2010 N 1234;
- на оплату труда медицинского персонала в рамках финансового обеспечения оказания дополнительной медицинской помощи, предоставляемой участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), участковыми медицинскими сестрами участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2009 N 1110;
- на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2009 N 1111.

Доплаты за диспансеризацию, осуществляемые медицинским работникам, участвующим в ее проведении. Они производятся в соответствии с названными выше Постановлениями Правительства РФ N N 1228, 1234. Конкретные размеры данных выплат этими нормативными актами не установлены. Медицинские учреждения расходуют выделенные средства на оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан (за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей (семейной) практики, участковых медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), по собственному усмотрению, то есть размер выплат, направленных на оплату труда, может быть любым. Кроме того, разрешается расходовать выделяемые средства:
- на приобретение расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;
- на оплату труда медицинских работников медицинских организаций, привлекаемых для проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, и приобретение расходных материалов в соответствии с договорами, заключаемыми медицинскими организациями, осуществляющими такую диспансеризацию, с медицинскими организациями, имеющими лицензии на выполнение (оказание) недостающих видов работ (услуг).
Доплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений скорой медицинской помощи. Они осуществляются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1111 (далее - Правила N 1111).
Размер доплат определен п. 2 Правил N 1111 и в месяц составляет: для врача - 5000 руб., для фельдшера (акушерки) - 3500 руб., для медицинской сестры - 2500 руб. (с предоставлением медицинским работникам гарантий, установленных ТК РФ).
Доплаты медицинскому персоналу в рамках финансового обеспечения оказания дополнительной медицинской помощи, предоставляемой участковыми врачами-терапевтами, участковыми врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), участковыми медицинскими сестрами участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей). Данные выплаты производятся согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1110 (далее - Правила N 1110).
Размеры этих дополнительных выплат установлены п. 2 Правил N 1110:
- для участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) - 10 000 руб. в месяц;
- для участковых медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) - 5000 руб. в месяц.
Все вышеприведенные выплаты медицинским работникам производятся с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти субъектов РФ или федеральных органов государственной власти субъектов РФ. Средства выделяются с учетом отчислений по страховым взносам во внебюджетные фонды и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, предусматриваются средства для предоставления медицинским работникам гарантий, установленных ст. 114, ч. 4 ст. 139, ст. ст. 167, 183, 187 ТК РФ.
Доплаты врачам и среднему медицинскому персоналу, участвующим в реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами. Они регламентируются нормативными актами субъектов РФ. В качестве примера приведем Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 30.05.2013 N 538 "О выплатах стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и качества оказываемых услуг". Данным нормативным актом по субъекту РФ утверждены:
- Методические рекомендации по оформлению в 2013 г. трудовых отношений между врачами-специалистами, специалистами со средним медицинским образованием, участвующими в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, и медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (далее - Методические рекомендации);
- рекомендуемые формы дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы, выполняемой врачом-специалистом.
Так, в соответствии с п. 6 Методических рекомендаций размеры доплат составляют:
- врачам-специалистам, за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, - не менее 5000 руб.;
- специалистам со средним медицинским образованием, кроме медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности оказания амбулаторной медицинской помощи детям, - не менее 3000 руб.
При этом общий объем расходов на выплату надбавки стимулирующего характера, установленной всем категориям работников в рамках проводимых мероприятий на 2013 г., не должен превышать объема средств, выделенных учреждению здравоохранения в отчетном году на указанные цели.
Государственные учреждения здравоохранения ежемесячно анализируют выполнение дополнительного объема работы за предыдущий отчетный месяц врачами-специалистами и специалистами со средним медицинским образованием на основании дополнительного соглашения к трудовому договору в соответствии с Показателями и индикаторами деятельности, которые утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 21.02.2011 N 145н.
Анализ выполнения работ осуществляется комиссионно с обязательным ведением протокола комиссии и представлением фактических сумм выплат материального стимулирования на утверждение главному врачу медицинской организации.
За выполнение дополнительного объема работы, предусмотренного дополнительным соглашением, работодателю рекомендуется устанавливать работнику надбавку стимулирующего характера на срок до одного года, размер которой оговаривается в дополнительном соглашении и приказе об установлении надбавки. Надбавка стимулирующего характера не учитывается при исчислении надбавок и доплат, предусмотренных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Работодателю следует установить в дополнительном соглашении условие о возможности не начислять надбавку стимулирующего характера за месяцы, в которых были случаи неисполнения работником по его вине возложенного на него дополнительного объема работы.

Нередко в СМИ мы видим новости о том, что в очередной раз начинается кампания по диспансеризации работающих граждан. И действительно, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Основы охраны здоровья граждан) профилактика в сфере охраны здоровья населения обеспечивается комплексом мероприятий, в число которых в обязательном порядке входят диспансеризация и диспансерное наблюдение. Ежегодно для проведения данных мероприятий государство выделяет немалые средства, поэтому сегодня мы расскажем, что такое диспансеризация, кто должен ее проходить и можно ли привлечь к дисциплинарной ответственности работников, отказывающихся проходить диспансеризацию.

Диспансеризация — что это за мероприятие?

До принятия Основ охраны здоровья граждан определения диспансеризации можно было отыскать лишь в словарях. Теперь ст. 46 нормативного акта определено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.

Здесь же следует дать определение диспансерному наблюдению, которое представляет собой динамическое наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Обратите внимание! Частью 3 ст. 254 ТК РФ предусмотрено сохранение за женщиной среднего заработка по месту работы на время прохождения диспансерного обследования. Положение об организации проведения диспансеризации беременных женщин и родильниц утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2006 N 224.

Довольно часто работодатели путают диспансеризацию с периодическими медицинскими осмотрами. Однако между ними есть существенная разница — цель проведения. Медосмотр проводят, чтобы определить пригодность работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Диспансеризация же проводится для раннего выявления:

— хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения;

— факторов риска развития заболеваний (повышенный уровень артериального давления и глюкозы в крови, низкая физическая активность и т.д.);

— потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.

К сведению. Средства, полученные медицинскими организациями на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медработников, участвующих в проведении такой диспансеризации (за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей)).

Кроме этого, в ходе диспансеризации определяются необходимые профилактические, лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями или факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями, здоровых граждан. Также составляются группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными и иными заболеваниями, с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.

Как видим, диспансеризация — это куда более серьезная процедура, чем периодический медицинский осмотр.

Кто подлежит диспансеризации?

Ответ на данный вопрос можно найти в нормативных актах. В частности, на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228 диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Кроме этого, диспансеризации подлежат неработающие граждане и обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме.

Порядок проведения диспансеризации

Порядок проведения диспансеризации утвержден Приказом Минздрава РФ от 03.12.2012 N 1006н. Он еще не вступил в силу, однако регионы уже разработали на его основе свои программы диспансеризации.

Диспансеризация проводится раз в три года в следующие возрастные периоды: 21, 24, 27, 30, 33 и т.д. А инвалиды ВОВ, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, проходят диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста.

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Что включает в себя диспансеризация? Перечень осмотров врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации, зависит от возраста и пола гражданина. Так, диспансеризация предполагает два этапа.

Первый этап — скрининг — проводится с целью первичного выявления и отбора граждан с подозрением на наличие заболеваний и включает в себя:

1. Опрос (анкетирование) с целью выявления хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.

2. Антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии, расчет индекса масса тела).

3. Измерение артериального давления, тонометрию глаз (для граждан 39 лет и старше), определение общего холестерина и глюкозы крови; ЭКГ в покое (всем в 21 год, далее для мужчин в возрасте старше 35 лет, для женщин в возрасте 45 и старше); осмотр фельдшера-акушерки; флюорография легких; маммография (для женщин с 39 лет и старше); анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости (для лиц в возрасте 45, 51, 57, 63 и 69 лет).

4. Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-невролога (для лиц в возрасте 51, 57, 63 и 69 лет).

5. Прием (осмотр) врача-терапевта участкового врача общей практики (семейного врача) здоровых лиц и лиц с определившимся диагнозом заболевания, не требующего дообследования на втором этапе диспансеризации.

На втором этапе происходит дообследование и уточнение диагноза заболевания, профилактическое консультирование. Также проводятся:

— эзофагогастродуоденоскопия (для лиц в возрасте старше 50 лет при наличии выявленных при анкетировании "гастродуоденальных" жалоб и отягощенной наследственности по онкологическим заболеваниям эзофагогастральной зоны) и др;

— осмотр (консультация) офтальмолога, невролога, хирурга, уролога и др.;

— направление пациента по выявленным показаниям в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, и на санаторно-курортное лечение, индивидуальное или профилактическое консультирование групповое (школа здоровья) в отделении медицинской профилактики и центрах здоровья.

На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медработник отделения (кабинета) медицинской профилактики заполняет "Карту учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)". Информацию о проведении диспансеризации и ее результатах вносит врач-терапевт в паспорт здоровья, который выдается гражданину.

Обязательность прохождения работающими гражданами диспансеризации

Конечно, никто не потащит работника насильно в медицинскую организацию для прохождения диспансеризации. Более того, установлено, что она проводится при наличии добровольного согласия гражданина или его законного представителя, на основании предоставленной медработником в доступной форме информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Как же быть работодателю, если его работник изъявил желание пройти диспансеризацию? Можно ли считать отсутствие на работе в связи с диспансеризацией прогулом?

Примечание. Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

По данному вопросу есть две позиции. Одни специалисты считают, что если работодатель направил работника для прохождения диспансеризации, тот не может отказаться, так как обязан периодически проходить медосмотр в определенных случаях. Ведь ст. 213 ТК РФ установлено, что на период прохождения медосмотра за работником сохраняются место работы и средний заработок, а в силу ст. 76 ТК РФ работодатель имеет право не допустить к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр. Другие специалисты считают, что поскольку в ТК РФ не упоминается о диспансеризации работников и работодатели проводят ее не за свой счет, то и обязанность работников проходить диспансеризацию не установлена.

Мы придерживаемся второй точки зрения и считаем, что поскольку в настоящее время нет нормативных актов, обязывающих участвовать в диспансеризации, работники могут отказаться ее проходить.

Но если работник самостоятельно изъявил желание пройти диспансеризацию, работодатель обязан обеспечить условия для ее прохождения (как медицинских осмотров), а также беспрепятственно отпустить работника для этого (ст. 24 Основ законодательства об охране здоровья). Следовательно, ни о каком прогуле или ином нарушении трудовой дисциплины в случае прохождения работником диспансеризации не может быть речи — при условии, что обязательность прохождения диспансеризации не зафиксирована в локальном нормативном акте или трудовом договоре.

Обратите внимание! Если обязательность прохождения диспансеризации зафиксирована в коллективном или трудовом договоре, работник обязан явиться на дополнительную диспансеризацию.

В заключение

К сожалению, в связи с пробелами в законодательстве в настоящее время для работодателей остается довольно много неясностей в вопросе проведения диспансеризации: это и оформление отсутствия работника на работе в период прохождения диспансеризации, и оплата этого времени, и включение его в периоды для расчета пособий по временной нетрудоспособности, и пр. Стимулирующий механизм для работодателей, чтобы те охотнее отпускали персонал на диспансеризацию, пока не предусмотрен. Однако полагаем, что в интересах работодателя иметь здоровый коллектив, поэтому рекомендуем все-таки идти навстречу работникам, изъявившим желание пройти диспансеризацию.

Прошлый год. Несмотря на все сложности с медицинскими кадрами в областной поликлинике, оставшиеся там участковые врачи, помимо обычного приема пациентов и выезда на дом по вызовам, старались проводить диспансеризацию.

Диспансеризация - это отдельная программа, которая является, скажем так, дополнительной работой врача и среднего медперсонала. За выполнение этой дополнительной работы они должны получать дополнительное денежное вознаграждение.

Сразу скажу, что деньги на проведение диспансеризации в регионы выделяет федеральный центр. Он же устанавливает план по проведению диспансеризации: 23,5% от общего числа застрахованных граждан региона.

Реализуя эту программу, участковые врачи помимо основной зарплаты получают за каждый законченный случай диспансеризации оплату согласно тому «Тарифному соглашению», которое заключило руководство медицинского учреждения с ТФОМС, страховыми организациями, управлением здравоохранения правительства ЕАО и профсоюзом медиков.

Я сказал: получают?.. Я ошибся. Правильно говорить: получали. За первое полугодие 2016 года - получали. С трудом, после жалоб и возмущений, но получали!

А вот за второе полугодие 2016 года никто ничего за диспансеризацию в областной поликлинике не получил.

Никто из медперсонала, который участвовал в программе диспансеризации, ничего не получил: ни участковые врачи, ни врачи узкой специализации, ни медицинский персонал среднего звена - никто! - рассказывает врач областной поликлиники Александр Полегкий. - Главный врач областной больницы Константин Гасиленко пришел в поликлинику в конце года и сообщил коллективу, что денег за диспансеризацию не будет. Мол, нам эти деньги не положены…

Это сомнительное утверждение господина Гасиленко заставило меня внимательно ознакомиться с приказами и другими документами, касающимися программы диспансеризации.

Почему сомнительное? Ну, хотя бы потому, что наличие тарифных соглашений, в которых прописана стоимость приема участкового врача, всех врачей узкой специализации, анализов и других видов исследований, говорит о том, что должна быть оплата. Тарифы устанавливаются для того, чтобы, исходя из них, устанавливать оплату.

Вот, например, лаборатория «ТАФИ-диагностика» получает своевременно и в полном объеме оплату за анализы по программе диспансеризации? А она, как и врачи, такое же звено в цепочке, по которой пациент проходит диспансеризацию.

Почему же одно звено оплачивается, а остальные звенья - нет? И еще: остальные звенья не оплачиваются согласно российскому законодательству или согласно чему-то другому?

Открываем «Тарифное соглашение» на 2017 год. Оно мало чем отличается от такого же соглашения на 2016 год. Итак, приложение № 18 «Структура расходов на единицу объема медицинской помощи в медицинских организациях на проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения на 2017 год».

В первой графе проставлен возраст группы населения, во второй - заработная плата врачей за диспансеризацию, дальше - начисления (налоги), медикаменты, мягкий инвентарь. Меня заинтересовали шестая и седьмая графы: «Прочие расходы» и «Содержание».

Но начнем с первой графы, в которой указываются возрастные группы людей. Начинается графа с возрастной группы молодых людей, которым исполнился 21 год, а заканчивается возрастной группой - 99 лет. Если за диспансеризацию одного пациента в возрасте от 21 года до 36 лет заработная плата врачей составляет 27,48% от общей стоимости диспансеризации, то дальше, с увеличением возраста пациента, увеличивается размер заработной платы врачей. В среднем он составляет примерно 36% от общей стоимости диспансеризации.

По словам руководителя ТФОМС ЕАО Ольги Писаревой, структуру расходов разрабатывают медицинские учреждения. То есть, главный врач учреждения решает, какой процент от общей суммы, положенной на проведение диспансеризации одного человека, необходимо выделить на выплату заработной платы медперсоналу. Иными словами, Константин Гасиленко определил, какую зарплату платить врачам областной поликлиники за проведение диспансеризации.

В территориальном фонде обязательного медицинского страхования мне пояснили, какие расходы имеются в виду под обозначениями «Содержание» и «Прочие расходы». Первое, это, как вы уже поняли, так называемая коммуналка, то есть содержание помещения. А вот второе, оказывается, ни что иное, как оплата лабораторных услуг.

Почему они названы прочими расходами, не очень понятно, тем более, что эти прочие расходы по объему почти такие же, как и расходы на зарплату медперсоналу, а в некоторых возрастных группах они чуть ли не вдвое ее превышают.

При этом первый этап диспансеризации предполагает всего пять далеко не самых сложных и не самых дорогостоящих анализов.

Уже тот факт, что в среднем общая сумма оплаты работы участкового врача и пяти врачей узких специализаций практически равна общей сумме оплаты пяти анализов, вызывает недоумение.

Согласно Приказу Минздрава РФ, оплата за диспансеризацию производится только за так называемый законченный случай.

То есть, пациент должен получить у участкового врача направления ко всем врачам-специалистам и на сдачу анализов, пройти их все, без исключения, и вернуться к участковому врачу. Тот делает заключение, оформляет документы на законченный случай и передает на оплату.

Если, опять-таки, сопоставить суммы оплаты врачей и анализов, указанные в «Тарифном соглашении», складывается впечатление, что те, кто составлял «Тарифное соглашение», посчитали, что лаборатория, в отличие от всех без исключения врачей, должна получать деньги, независимо от того, прошел ли пациент диспансеризацию в полном объеме или ограничился только анализами.

Может быть, я не прав. А может быть, так оно и есть, и поэтому денег на оплату врачам за проведение диспансеризации просто не хватает?

В прошлом году, я, как заведующий поликлиники, обошел почти все страховые компании и выяснил, что они перечисляют деньги в медицинские учреждения за диспансеризацию в полном объеме. Более того, 60% этих денег они перечисляют в качестве предоплаты ежемесячно. А уже потом, при проверке медицинских карт, перечисляют остальные деньги, - рассказывает Александр Полегкий.

И продолжает: Я пытался выяснить в администрации областной больницы, почему за второе полугодие врачам не выплатили деньги за проведенную диспансеризацию. Мне ничего толком ответить не смогли. Стали объяснять, что страховые компании перечисляют в больницу общую сумму за посещение людьми поликлиники, и вычленить из этой суммы деньги, оплаченные за диспансеризацию, нельзя. Но это не так. В страховых компаниях ведется учет. Они могут показать, сколько денег перечислено ими конкретно за диспансеризацию. И руководство больницы об этом прекрасно знает...

Мне бы тоже хотелось знать, сколько денег было перечислено в областную больницу по программе диспансеризации. Но такую информацию можно получить в учреждении «Медицинский информационно-аналитический центр» (медстатистика).

Запрос от редакции обязательно будет туда отправлен, но на это и на получение ответа уйдет какое-то время. А пока у нас есть возможность, пользуясь имеющимися у нас документами, а также теми, которые нам предоставил ТФОМС, определить хотя бы приблизительную сумму.

Согласно данным ТФОМС, за второе полугодие 2016 года он перечислил в страховые компании, а те, в свою очередь, в медицинские учреждения области за диспансеризацию четыре миллиона двести четырнадцать тысяч триста рублей.

По данным того же ТФОМС в программе диспансеризации участвуют десять медицинских учреждений области. Это районные больницы, железнодорожная больница, детская и областная больницы.

Если исходить из объемов приписного населения, то половина, а может и больше половины этих денег идет в областную больницу. Учитывая, что в нашей многострадальной поликлинике осталось всего десять участковых врачей, да и врачей узкой специализации тоже негусто, каждый из них за диспансеризацию, проведенную во втором полугодии 2016 года, должен был получить примерно девять - десять тысяч рублей дополнительно к своей основной зарплате.

Должны были, но не получили. Думаю, что причина этого станет ясна в результате проверки, которую сегодня проводит Счетная палата Законодательного Собрания ЕАО. Во всяком случае, очень на это надеюсь и не только потому, что считаю неправильным не платить людям за выполненную работу, но еще и потому, что люди эти, в связи с таким к ним отношением, просто бегут из нашей областной поликлиники. Насколько мне известно, в 2016 году поликлиника лишилась еще четырех врачей.

Высокомерие по отношению к своим подчиненным, пренебрежение их мнением, их интересами - это то, что мы сегодня наблюдаем в действиях главного врача областной больницы. А в итоге это выливается в пренебрежение интересами населения и не очень хорошее состояние его здоровья.

Если по программе диспансеризации в прошлом году пациенты могли вне очереди попасть на прием к врачам, к которым их направляли участковые терапевты, то сегодня, как я понимаю, диспансеризация в областной поликлинике существует только на бумаге. У врачей нет ни желания, ни возможности ее проводить.

Они принимают людей, пришедших на диспансеризацию, в общей очереди, на общих основаниях. Так решил господин Гасиленко. И все эти люди, проходящие диспансеризацию, учитываются, как люди, пришедшие на обычный прием.

Это - для врачей, вернее, для того, чтобы им не оплачивать отдельно диспансеризацию.

А как обстоит дело с отчетностью и получением денег областной больницей за диспансеризацию от страховых компаний? Тех самых денег, которые должны получать врачи и медсестры? На этот вопрос тоже хотелось бы получить ответ от Счетной палаты Законодательного Собрания ЕАО.

Сергей Бурындин
«Газета на Дом», № 6,
Биробиджан.

P. S. Я предполагаю, что отсутствие оплаты медперсоналу за диспансеризацию в областной поликлинике основано на каких-то внутрибольничных локальных нормативных документах. Они могут иметь место, но не могут противоречить федеральному законодательству, приказам и другим нормативным актам Министерства здравоохранения РФ.

Ежегодно Минздравсоцразвития выделяет бюджетные средства на финансовое обеспечение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Что понимается под диспансеризацией? Обязаны ли работники проходить ее? Может ли работодатель применить меры дисциплинарной ответственности к работникам, отказывающимся проходить диспансеризацию?

Что понимается под диспансеризацией?

Определения диспансеризации нет в трудовом законодательстве. Если обратиться к словарям, то под ней понимается система медицинских мероприятий, осуществляемая лечебными учреждениями в целях своевременной диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Однако на практике работники довольно редко проходят такую медицинскую процедуру - в частности, потому, что работодатели не знают, по каким правилам она осуществляется.

Конечно, диспансеризацию можно было бы отнести к разновидностям медицинских осмотров, которые в силу ст. 213 ТК РФ работодатель обязан проводить для занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работах, связанных с движением транспорта.

Однако диспансеризация работников - это не периодический медосмотр в смысле, в котором данное понятие употребляется в Трудовом кодексе, так как порядок ее проведения определяется Минздравсоцразвития. Да и цели у них разные: осмотр проводят в целях определения пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а диспансеризация направлена на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых (сахарный диабет , туберкулез, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата), являющихся основной причиной смертности и инвалидности трудоспособного населения РФ.

На вопрос, кто именно подлежит диспансеризации, дают ответ только правила предоставления из бюджета федерального фонда ОМС субсидий бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228. Пунктом 2 названных правил установлено, что дополнительной диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Порядок проведения дополнительной диспансеризации

Дополнительная диспансеризация проводится медицинскими учреждениями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, и предполагает:

1. Осмотр работника врачами-специалистами:

Терапевтом (врачом-терапевтом участковым, врачом общей практики (семейным врачом));

Акушером-гинекологом;

Хирургом;

Неврологом;

Офтальмологом.

2. Лабораторные и функциональные исследования:

Клинические анализы крови и мочи;

Биохимический анализ крови;

Кровь на онкомаркеры (для работников старше 45 лет);

Электрокардиография;

Флюорография;

Маммография (для женщин после 40 лет).

Дополнительной диспансеризации в силу п. 5 Порядка подлежат работающие граждане, а также занятые на работах с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров, и прошедшие диспансеризацию в 2007 году, если их не взяли под диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания.

На работника, явившегося в медучреждение для прохождения дополнительной диспансеризации, в регистратуре заполняется амбулаторная карта и передается в кабинет медицинской профилактики или в иное подразделение, на которое возложены функции по проведению диспансеризации. Там заполняют так называемый паспорт здоровья работника и отправляют его к врачам-специалистам.

После обследования работника врач-терапевт с учетом заключений всех врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований определяет (с целью планирования дальнейших мероприятий) группу состояния здоровья. Их пять.

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни - по вопросам здорового питания, физической активности, поддержания оптимальной массы тела, вреда курения.

К сведению. Если работник зарегистрирован по месту жительства в одном субъекте РФ, а трудовую деятельность осуществляет в другом, он может пройти дополнительную диспансеризацию или по месту работы, или по месту жительства (п. 5 Порядка).

II группа - граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них оценивается суммарный сердечно-сосудистый риск, прочие риски заболеваний в зависимости от выявленных факторов риска, даются рекомендации по профилактике заболеваний.

III группа - нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление).

IV группа - нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара заболеваний, выявленных во время дополнительной диспансеризации. Эти работники направляются на плановую госпитализацию.

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В этом случае медицинская документация работника направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения для принятия решения о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Работникам, отнесенным к I и II группам состояния здоровья, рекомендуется посещение центров здоровья для дальнейших рекомендаций врачей-специалистов по здоровому образу жизни (п. 8 Порядка). Отнесенным к III-V группам состояния здоровья в зависимости от выявленных заболеваний составляется индивидуальная программа лечения, при необходимости устанавливается диспансерное наблюдение по месту жительства.

Как направить работников на диспансеризацию?

Первым делом органы исполнительной власти определяют медицинские организации, которые будут осуществлять мероприятия по диспансеризации, и компании, работники которых подлежат диспансеризации. В качестве примера можно привести приказ департамента здравоохранения г. Н. Новгорода от 14.04.2011 N 229 "О проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2011 году", Распоряжение Правительства г. Санкт-Петербурга от 18.04.2011 N 154-р "Об организации проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в Санкт-Петербурге в 2011 году".

При помощи работодателя составляется список сотрудников с указанием даты рождения, профессии, должности и направляется в медучреждения, проводящие дополнительную диспансеризацию. Медучреждение, в свою очередь, составляет план-график и определяет время проведения диспансеризации, согласовывает с исполнительным органом власти субъекта РФ в сфере здравоохранения (например, министерством здравоохранения). Эти графики доводятся до сведения работодателя, работники которого подлежат диспансеризации.

Частые вопросы

Обязательно ли проходить диспансеризацию? Трудовым законодательством предусмотрено обязательное прохождение только медицинских осмотров, и то для отдельных категорий работников. Поскольку ТК РФ не содержит норм, регламентирующих процедуру диспансеризации и обязательность ее прохождения, работник вправе отказаться от нее. Однако такая обязанность может быть зафиксирована в коллективном или трудовом договоре, и тогда работник должен явиться на дополнительную диспансеризацию.

Может ли работник пройти диспансеризацию в ином медицинском учреждении, нежели рекомендовано работодателем? Как мы отмечали выше, диспансеризация оплачивается государством. Медицинские учреждения, в которых будет осуществляться данное мероприятие, определяются исполнительным органом власти субъекта РФ, который и уведомляет работодателя, в каких именно учреждениях возможно прохождение диспансеризации. Поэтому пройти ее в ином медучреждении вряд ли получится.

Является ли отказ от диспансеризации нарушением трудовой дисциплины? Возможно ли применение к работнику дисциплинарного наказания за такой отказ? Если дополнительная диспансеризация не предусмотрена локальным нормативным актом или коллективным договором, применение мер дисциплинарной ответственности за отказ от прохождения данной процедуры неправомерно.

Обязан ли работодатель направлять работников на диспансеризацию? Предусмотрена ли ответственность, если он этого не сделает? Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 ТК РФ).

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не предусмотрена обязанность работодателя направлять своих работников на прохождение дополнительной диспансеризации. В трудовом законодательстве отсутствуют и нормы, устанавливающие ответственность за уклонение от этого. Значит, работодатель не обязан направлять работников на диспансеризацию.