Зрк тор м2 технические характеристики. Зенитно-ракетная геометрия: «Тор-М2Э

В начале 70-х перед военными встал вопрос улучшения войсковой противовоздушной обороны. Существующая «Шилка» имела уже неудовлетворительный радиус действия, и надо было что-то делать. Как дальнейшее развитие «Шилки» был создан комплекс «Тунгуска», имеющий не только пушки большего калибра, но и ракеты. Однако развитие средств нападения, таких как корректируемые бомбы или крылатые ракеты, требовало пересмотреть взгляды на оборону войск и объектов.

В дополнение к ракетно-пушечной «Тунгуске» требовалось создать чисто ракетный зенитный комплекс малой дальности. Основная его цель – сопровождать войска на марше и, если есть такая необходимость, прикрывать от атак с воздуха стационарные объекты. Создание ЗРК поручили московскому Научно-исследовательскому электромеханическому институту (НИЭМИ); созданием ракеты занялось МБК «Факел». И уже в 1986 году на вооружение приняли ЗРК «Тор». Новый самоходный ЗРК, как и «Тунгуска», получил боекомплект из восьми ракет, но ЗУР 3М330 «Тора» имеет больший радиус поражения – до 12 километров против восьми у «Тунгуски». Также «Тор» обладает большей высотой поражения целей – до 6 км.

В качестве ходовой части для «Тора» было избрано гусеничное шасси ГМ-335 Минского тракторного завода. Как и в случае «Шилки», ракетный комплекс должен был иметь возможность сопровождать войска на марше, в том числе и на пересеченной местности. Еще на стадии создания облика ЗРК из техзадания исключили требование по преодолению водных преград вплавь: в таком случае комплекс получился бы гораздо сложнее и дороже. Характерными чертами «Тора» стали вертикальное расположение ракет и вращающаяся «башня» - антенно-пусковое устройство, несущее на себе две антенны РЛС (станции обнаружения целей и наведения), также в нем вертикально расположены пусковые установки для восьми ракет.

В конце 80-х была проведена модернизация комплекса. Помимо обновленной аппаратуры «Тор-М1» получил новый транспортно-пусковой контейнер под индексом 9Я281 для ракет. Теперь они загружались не по одной, но «пакетами» по четыре. За счет нового ТПК удалось сократить время перезаряжания ЗРК до 20-25 минут. Также на основе ракеты 9М330 была создана 9М331: она получила новую боевую часть и некоторые усовершенствования конструкции.

С начала 2000-х идет работа над следующей модификацией «Тора» - «Тор-М2». В очередной раз был пересмотрен состав электронной аппаратуры комплекса. Главная цель, которую преследовали конструкторы, – обеспечение работы ЗРК в условиях радиоэлектронного противодействия, в том числе и атака целей с низким ЭПР. Для этого «Тор-М2Э» получил некоторое количество новых модулей оборудования (точный состав замены, естественно, засекречен), щелевую фазированную решетку и новое программное обеспечение станции обнаружения целей. Список потенциальных целей «Тор-М2Э» теперь включает в себя не только самолеты и вертолеты, но и высокоточное (ракеты и бомбы), беспилотные летательные аппараты и т.д. Так, для атаки целей теперь используется не два канала, как у «Тор-М1», а четыре, а высота поражения целей увеличена до 10 км.

Состав «Тор-М2Э» выглядит следующим образом:

Боевая машина. Либо 9А331МУ на гусеничном шасси, либо 9А331МК на колесном МЗКТ-6922. Обе ходовые части изготовляются на Минском тракторном заводе. При этом «башня» с пусковыми установками и антеннами РЛС, а также оборудование полностью аналогичны.

Зенитно-ракетный модуль 9М334, состоящий из контейнера, четырех ракет 3М331 и двух специальных балок для соединения его с другими контейнерами. Ракета 3М331 может поражать аэродинамические цели, летящие со скоростями до 700 м/с и маневрирующие с перегрузкой до 10 единиц. Для противодействия «пляскам» цели ракета может маневрировать с перегрузкой до 30 единиц. Пуск ракеты производится минометным образом, а на высоте около 15-20 метров происходит запуск ее маршевого двигателя. Также двигатель может включаться через 1 секунду после выброса ракеты из ТПК либо при отклонении ракеты от вертикали на угол более 45-50°.

Транспортно-заряжающая машина 9Т244, комплект такелажного оборудования и т.д.

Аппаратура боевой машины позволяет обнаруживать, опознавать и сопровождать цели как на стоянке, так и на ходу. Для пуска ракеты, в свою очередь, требуется остановка машины. После пуска ракеты «Тор-М2Э» может снова трогаться с места и догонять сопровождаемое подразделение. Одновременно «Тор-М2Э» может «видеть» 48 целей и сопровождать десять из них, попутно определяя их опасность. Для повышения эффективности работы «Тор-М2Э» имеет т.н. конвейерный режим работы: для атаки одной цели используется один целевой канал; как только ракета по командам с земли выводится на цель и поражает ее, канал может быть моментально переключен на атаку другой. Таким образом, «Тор-М2Э» имеет большие возможности по отражению массированных атак противника, чем его предшественники.

Еще одно нововведение «Тор-М2Э» касается взаимодействия боевых машин. При необходимости две машины могут быть объединены в звено и обмениваться информацией о целях. Иными словами, о цели, обнаруженной одной машиной, сразу же узнает другая и наоборот. Также режим «звено» позволяет распределить окружающее пространство между двумя машинами и, как следствие, обеспечить более эффективное прикрытие объекта. Кроме того, ракета, выпущенная одной машиной, может наводиться на цель средствами второго комплекса. Помимо совместной работы «звено» позволяет не выходить из боя машине с поврежденной станцией определения целей – в таком случае вся нужная информация будет идти с другого «Тора», состоящего в звене.

За счет большой автоматизации оборудования удалось сократить экипаж с четырех человек у «Тора» до трех у «Тор-М2Э».

Впервые широкая общественность узнала о «Торе-М2Э» на авиасалоне МАКС-2007, а уже в следующем году комплекс приняли на вооружение российской армии. Последняя на данный момент модификация «Тора» заинтересовала и зарубежные страны: с Белоруссией уже подписан контракт на дивизион ЗРК, а контракт с Ливией от 2008 года, похоже, вряд ли будет выполнен по объективным политико-экономическим причинам.

Предназначена для эффективного прикрытия войск, войсковых и административно-промышленных объектов от современных и перспективных средств воздушного нападения, прежде всего от высокоточного оружия (ВТО), а также самолетов, вертолетов, крылатых ракет, управляемых авиабомб и дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).

Мобильная всепогодная система ближнего действия "Тор" осуществляет противовоздушную оборону войск в подвижных формах боя и на марше, а также в районах сосредоточения, защиту наиболее ответственных войсковых объектов (командных пунктов, узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов).
Основным элементом ЗРС "Тор" является боевая машина (БМ), в состав которой входят:

Трехкоординатная радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) совместно с наземным радиолокационным запросчиком;

Радиолокационная станция сопровождения целей и наведения с фазированной антенной решеткой и системой электронного управления лучом;

Дублирующий телевизионно-оптический визир (ТОВ), обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;

Быстродействующая мультиплексная цифровая вычислительная система;

Аппаратура отображения информации о воздушной обстановке и цикле боевой работы, а также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты (пульт управления) командира боевой машины и операторов;

Система телекодовой и оперативно-командной радиосвязи;

Аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования (АНТО);

Зенитные управляемые ракеты в групповых транспортно-пусковых контейнерах (два контейнера по четыре ЗУР в каждом);

Источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или от ходового двигателя самоходного шасси;

Аппаратура жизнеобеспечения экипажа;

Вспомогательная аппаратура.

ЗРС "Тор" размещается на одном гусеничном шасси и представляет собой компактную, функционально завершенную и технически совершенную тактическую единицу - боевую машину, способную автоном-но или в составе системы ПВО выполнять боевую задачу на всем протяжении современного боя без дополнительной заправки и заряжания и при этом обеспечить круглосуточное (при дозаправке топливом) всепогодное боевое дежурство и сопровождение войск в бою или на марше.
Транспортируется всеми видами транспорта, включая воздушный.

РЛС обнаружения обеспечивает многопарциональный, трехкоординатный обзор пространства с высоким темпом. Предусмотрены повышение энергии сигнала за счет применения длительного импульса с внутриимпульсной частотной модуляцией, а также режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале.

Применение цифровой обработки сигнала позволяет обеспечить надежную работу в сложных условиях пассивных (естественных и преднамеренных) помех, а также обнаружение как скоростных, так и малоподвижных (до 10 м/с) целей без "слепых скоростей" при непосредственном влиянии подстилающей поверхности.

Обработка сигналов осуществляется спецвычислителями и центральным компьютером, вычислительные и алгоритмические возможности которого позволяют решать задачи анализа воздушной обстановки, принятия боевых решений и другие интеллектуальные задачи управления боевыми операциями.

РЛС обнаружения сопряжена с системой опознавания государственной принадлежности цели и автоматически блокирует (с высокой вероятностью) возможность поражения "своих" летательных средств.

РЛС сопровождения импульсно-доплеровского типа для обеспечения устойчивого перехода на автосопровождение целей, в том числе скоростных и малоразмерных, снабжена малоэлементной фазированной антенной решеткой. Такое построение антенной системы позволяет обеспечить практически мгновенный (0,6 - 0,8 с) переход на автосопровождение, а также одновременное сопровождение и обстрел целей в секторе ФАР.

Система обработки сигнала РЛС сопровождения - цифровая моноимпульсная со сжатием импульсов и быстрым преобразованием Фурье обеспечивает не только высокие показатели точности и помехозащиты, но и распознавание класса цели для оптимизации режимов работы системы наведения оружия и боевого снаряжения ракеты.

Ракета (ЗУР) комплекса "Тор" твердотопливная с максимальной скоростью 850 м/с и маневренностью до 300 м/с2 .

Старт ракеты - вертикальный. Пороховая катапульта выбрасывает ЗУР на высоту 15 - 20 м, затем происходит склонение ракеты в сторону цели, после чего запускается маршевый двигатель. На ПУ в постоянной готовности находятся восемь ракет.

Боевое снаряжение ракеты состоит из адаптируемого к условиям боевого применения радиовзрывателя и боевой части осколочно-фугасного типа.

Управление ракетой - радиокомандное. Оно начинается с входом ЗУР в луч ФАР и заканчивается в момент встречи с целью.

Сочетание высокой точности наведения и могущества боевой части позволяют с высокой эффективностью поражать широкий класс целей, в том числе маневрирующих с перегрузкой до 10 ед. и малоуязвимых.

ЗРС "Тор" обеспечивает высокую эффективность отражения массированных (в том числе "звездных") налетов противника при высокой степени устойчивости системы ПВО.

Транспортировка, хранение и старт из ПУ боевой машины обеспечиваются транспортно-пусковым модулем (ТПМ) многоразового применения.

В состав комплекса входят боевые средства - боевая машина 9А331 и зенитная ракета 9М330.

Технические средства включают:

Транспортно-заряжающую машину 9Т244;

Транспортную машину 9Т245;

Машины технического обслуживания 9В887;

Комплект такелажного оборудования 9Ф116;

Машину группового комплекта ЗИП 9Ф339;

Автономный электронный тренажер операторов боевой машины 9Ф678.

Кроме того, на базах и арсеналах имеются комплект технологического оборудования 9Ф117 и контрольно-испытательная станция 9В98.

Боевая работа ЗРС "Тор" осуществляется по схеме, обычной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения ЗУР Станция обнаружения целей в движении или на месте осуществляет круговой обзор пространства, обнаруживает и опознает цель. Вычислительные средства боевой машины проводят анализ воздушной обстановки, выбирают наиболее опасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения. На месте или на короткой остановке станция наведения производит захват цели на ав-тосопровождение, определяет момент запуска ЗУР, выдает команду на ее запуск, захватывает ракету на автосопровождение и автоматически по радиокомандам наводит ее на цель. Для эффективного поражения цели станция наведения осуществляет и управление боевым снаряжением ракеты. Она выдает на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабаты-вания в зависимости от скорости сближения ракеты с целью и таким образом обеспечивает оптимальное накрытие воздушной цели осколками боевой части. В случае промаха происходит самоликвидация ракеты.

ЗРС "Тор-М1" является модернизированной ЗРС "Тор", обеспечивающей поражение одновременно двух целей, повышение эксплуатационных характеристик за счет размещения ракет в четырехместном транспортно-пусковом контейнере и повышение общей надежности боевой машины, а также совершенствование программного обеспечения и модернизации отдельных систем боевой машины, введение сопряжения с батарейным командным пунктом 9С737М «Ранжир-М1».

ЗРС Тор-М1" имеет ряд преимуществ по сравнению с предшествующими аналогами. Так, в отличие от ЗРС Тор", входящая в состав ЗРС "Тор-М1" боевая машина 9А331 имеет новую двухпроцессорную вычислительную систему. В станции обнаружения целей использована современная трехканальная система обработки сигналов.

Существенно усовершенствована станция наведения. Система ведет стрельбу как ракетой 9М331, так и ЗУР 9М330. Пуск ракет производится из двух алюминиевых четырехместных транспортно-пусковых модулей. Вес каждого модуля 936 кг. Транспортирование модулей осуществляется транспортными и транспортно-заряжающими машинами. Транспортная машина перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая - два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модулей в боевую машину.

Шасси ГМ-355 Минского тракторного завода на БМ 9А331 заменено на шасси ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода.

Зона поражения ЗРС "Тор-М1" примерно такая же, как и у ЗРС "Тор", однако каждая БМ ЗРС Тор-М1" может вести одновременно стрельбу по двум целям.

Для защиты малоподвижных войсковых, а также гражданских и промышленных объектов разработаны конструктивные модификации боевых средств ЗРК - контейнерный, буксируемый и колесный варианты.

Эти модификации ЗРС обладают теми же тактико-техническими характеристиками, исключая мобильность, но несколько дешевле самоходной базовой.

Средства ЗРС "Тор-М1" могут использоваться не только при ведении боевых действий. Многие важные промышленные, особенно экологически опасные объекты (например, АЭС, нефтеносные поля и др.) целесообразно защищать от угрозы терроризма и в мирное время.

ЗРС "Тор-М1" экспортируется в ряд зарубежных стран, где она получила заслуженное признание.

Автономный тренажер операторов боевой машины ЗРК "Тор-М1" (9Ф678) обеспечивает:

Обучение личного состава БМ эксплуатации боевых средств в условиях, максимально приближенных к боевым, в том числе в помехах;

Поддержание постоянной боевой готовности расчетов без применения БМ и авиации;

Объективный контроль функционального состояния операторов.

В тренажере эргономика рабочего места расчета воспроизведена полностью.

Основными средствами тренажера являются:

Датчик воздушной обстановки;

Имитационная аппаратура;

Заимствованная аппаратура БМ 9А331-1 без высокочастотной части с рабочими местами для номеров расчета.

Радиотехническая аппаратура размещается в кузове К4-4320. В передней части расположен главный пульт заимствованной аппаратуры боевой машины с рабочими местами тренируемого расчета.

Тренажер позволяет имитировать разнообразную сложную воздушную
обстановку:

Массированные налеты;

Применение любых современных и перспективных средств воздушного нападения;

Радиоэлектронное противодействие;

Сложные метеоусловия.

Количество имитируемых одиночных целей составляет от 0 до 15, групповых - от 3 до 5 (с числом целей в группе 3 - 5).

Возможны различные варианты тактического построения имитируемых целей и виды их маневра.

Задание воздушной обстановки в тренажере производится программно (набор стандартных учебных ситуаций) или вручную в диалоговом режиме. Предусмотрена возможность оперативного изменения воздушной обстановки в процессе тренировки, что позволяет создать дуэльный режим имитации боя.

Оценка работы операторов боевых машин ЗРК "Top-M1" автоматизированная.

Для отработки операций алгоритмов работы механиков-водителей ГМ 355, ГМ 355А2 создан тренажер 2У453. В его состав входят рабочее место механика-водителя, стойка аппаратурная, табло индикации операций и «подсказки», комплекты кабелей и ЗИП. Тренажер обеспечивает отработку шести алгоритмов работы механика-водителя в реальном и ускоренном в 10 раз масштабах времени, имитацию 11 неисправностей и других операций.

Основные характеристики:

Количество одновременно обрабатываемых обнаруженных целей, шт.

Количество одновременно завязанных трасс (цель + помеховое направление)

Дальность обнаружения целей СОЦ, км

Дальность сопровождения целей, СН, км

Темп обзора пространства СОЦ с периодом, с

Зона поражения, км:

по дальности

по параметру

Вероятность поражения одной ЗУР

Максимальная скорость поражаемых целей, м/с

Среднее время реакции при стрельбе, с:

с позиции (на стоянке)

с короткой остановки

Минимальное время реакции, с

Средняя скорость полета ЗУР, м/с

Способ наведения

радиокомандный

радиокомандный

Аэродинамическая схема ЗУР

Масса ракеты, кг

Масса боевой части, кг

Канальность по цели

Канальность по ЗУР

Время развертывания (свертывания), мин.

Способ заряжания боевой машины

одиночными ЗУР

модулями по 4 ЗУР

Время заряжания ракет, мин.

Боекомплект ЗУР на боевой машине, шт.

Максимальная скорость движения, км/ч

Сопрягается с БКП

Боевой расчет, чел.

Год принятия на вооружение

Работы по созданию нового ЗРК малой дальности 9К331 «Тор-М1» в СССР были завершены в 1983 году, испытания комплекса проходили в 1984 году, а в 1986 году новый комплекс поступил на вооружение Советской Армии. В состав ЗРК входят: боевая машина (БМ) 9АЗЗО, зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9МЗЗО, транспортно-заряжающая машина, транспортная машина и ремонтные средства. БМ 9АЗЗО представляет собой гусеничную легко бронированную машину ГМ-355 Минского транспортного завода с вращающейся башней большого размера, в которой размещено радиоэлектронное оборудование и 8 ЗУР.

ЗРК Тор-М1 - видео

Электронное оборудование зенитно-ракетного комплекса 9К331 «Тор-М1» включает: 1) станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания и стабилизации антенны; 2) станцию наведения (СН) с фазированной антенной решеткой (ФАР) с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР; 3) специальную ЭВМ; 4) устройство вертикального пуска для 8 ЗУР; 5) аппаратуру стартовой автоматики и предстартового контроля ЗУР; 6) навигационную систему; 7) систему документирования процесса боевой работы; 8) автономную систему электропитания на основе газотурбинного двигателя (ГТД).

ЗРК «Тор-М1» способен вести разведку целей в движении и открывает огонь с короткой остановки. БМ 9АЗЗО может одновременно обстреливать одну цель двумя ракетами, запущенными с интервалом не менее 4 секунд. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивается уничтожением их в полете. После модернизации в 1991 году появился ЗРК 9К331 «Тор-М1». На БМ 9М331 была установлена более мощная ЭВМ, обеспечивающая возможность одновременного обстрела двух целей, а в СОЦ вошли более мощная система помехозащиты и более чувствительный приемник, а также аппаратура сопряжения и связи с более современным, чем ПУ-12М, подвижным пунктом управления «Ранжир» 9С737. После распада СССР машины «Тор-М1»стали строиться на базе гусеничного транспортера ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода. 8 ЗУР 9М331 теперь собраны в два пусковых ракетных модуля 9М334.

СОЦ 9К331 «Тор-М1» осуществляет круговой обзор и способна обнаруживать самолеты на дальностях до 27 км, а беспилотные средства - до 15 км. ЭВМ осуществляет обработку 24 целей и выдает целеуказание на станцию наведения, которая, используя ФАР, начинает сопровождать указанные цели. При пуске ракеты выбрасываются вертикально вверх катапультой и двигаются в направлении обстреливаемой цели. На высоте 20 м происходит запуск маршевого двигателя. Станция наведения быстро сканирующим лучом ФАР одновременно начинает сопровождать и летящие ракеты с дальности 250 м.

Передача команд управления полетом на борт ракет обеспечивается этим же лучом ФАР. Ракеты 9МЗЗО и 9М331 имеют твердотопливные двигатели, осколочно-фугасные боевые части и неконтактные радиовзрыватели. ЗРК «Тор» и «Тор-М1» находятся на вооружении зенитных ракетных полков (танковых дивизий), состоящих из командного пункта (оснащен машинами боевого управления МП22 и обработки информации МП25, РЛС обнаружения 9С18 «Купол», П-19, «Каста-2-2»), четырех батарей (по 4 БМ 9АЗЗО или 9А331 и одному пункту управления ПУ-12М или «Ранжир») и подразделений обеспечения.

Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1

Разработчик: Алмаз-Антей
- Годы разработки: с 1972 по 1983
- Годы производства: с 1983
- Годы эксплуатации: с 1986

Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)

Вес ЗРК 9К331 Тор-М1

Боевая масса, т: 32

Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1

База, мм: 5055
- Клиренс, мм: 450

Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1

Работы по созданию зенитного ракетного комплекса «Тор» (9К330) были начаты в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 04.02.1975 в кооперации, которая сложилась при разработке зенитного ракетного комплекса «Оса». Работы были закончены в 1983 году. Как и при разработке комплексов «Оса» и «Оса-М», параллельно с разработкой комплекса для Сухопутных войск развернули работы по корабельному комплексу «Кинжал», частично унифицированному с ним.

За полтора десятилетия, которые прошли от начала разработки ЗРК «Оса», изменились не только задачи, стоящие перед войсковыми зенитными ракетными комплексами, но и возможности их решения.

Кроме решения традиционной задачи по борьбе с пилотируемой авиацией, войсковые зенитные ракетные комплексы должны были обеспечить уничтожение авиационных средств поражения – планирующих авиабомб типа «Уоллай», ракет класса «воздух-земля», крылатых ракет типа ALCM и ASALM, ДПЛА (дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов) типа BGM-34. Для эффективного решения данных задач требовалась автоматизация всего процесса боевой работы, использования более совершенных РЛС.

Изменившиеся воззрения на характер вероятных боевых действий стали причиной того что требования по возможности преодоления войсковыми ЗРК водных преград вплавь были сняты, однако была определена потребность в обеспечении для всех составляющих данных зенитных ракетных комплексов одинаковой скорости и степени проходимости с БМП и танками прикрываемых частей. Учитывая данные требования и необходимость увеличения боекомплекта зенитных управляемых ракет, осуществлялся переход дивизионного комплекса с колесного шасси на более тяжелое гусеничное.

Схема вертикального запуска ракет отработанная при разработке ЗРС С-300 позволила реализовать аналогичное тех. решение в зенитном ракетном комплексе «Тор», вертикально разместив 8 управляемых ракет по оси башни БМ, защитив их от поражения осколками бомб и снарядов, а также неблагоприятных погодных воздействий.

Головным разработчиком зенитного ракетного комплекса «Тор» определили НИЭМИ МРП (ранее НИИ-20 ГКРЭ). Ефремов В.П. был назначен главным конструктором комплекса в целом, а Дризе И.М. – боевой машины 9А330 данного комплекса. Разработкой зенитной управляемой ракеты 9М330 для «Тор» занималось МКБ «Факел» МАП (ранее ОКБ-2 ГКАТ). Руководил данной работой Грушин П.Д. К разработке ЗУР и боевых машин, средств тех. обеспечения и обслуживания привлекались и другие организации промышленности.

В состав боевой машины 9А330 входили :
— станция обнаружения целей (СОЦ) с системами стабилизации основания антенны и опознавания государственной принадлежности;
— станция наведения (СН), с каналом координатора захвата зенитной управляемой ракеты, двумя ракетными каналами и одним целевым каналом;
— специальная ЭВМ;
— пусковое устройство, которое обеспечивает вертикальный поочередный старт 8 управляемых ракет, размещенных на боевой машине, и аппаратура различных систем (стартовой автоматики, топопривязки и навигации, документирования процесса боевой работы, функционального контроля боевой машины, жизнеобеспечения, автономного электропитания в которой использован газотурбинный электрогенератор).

Все указанные тех. средства размещались на самоходном гусеничном шасси имеющем высокую проходимость. Шасси было разработано Минским тракторным заводом ГМ-355, и было унифицированным с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска». Вес боевой машины, включая восемь управляемых ракет и боевой расчет из 4 человек, составлял 32 тонны.

Боевая машина 9А331-1 на репетиции парада победы в Москве

Станция обнаружения целей (СОЦ) – когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора сантиметрового диапазона, имеющая по углу места частотное управление лучом. Парциал (луч) шириной 1,5 градуса по азимуту и 4 градуса по углу места мог занимать в угломестной плоскости восемь положений, перекрывая таким образом сектор в 32 градуса. По углу места мог производиться одновременный обзор в трех парциалах.

Для установки очередности обзора по парциалам служила специальная программа ЭВМ. Основным режимом работы предусматривался темп обзора зоны обнаружения в течение 3 секунд, причем нижнюю часть зоны просматривали два раза. При необходимости мог обеспечиваться обзор пространства в трех парциалах со скоростью 1 секунда. Отметки с координатами 24-х обнаруженных целей были завязаны в трассы (до 10 трасс одновременно).

На индикатор командира выводились цели в виде точек с векторами, характеризующими направление и величину скорости ее движения. Около них отображались формуляры, которые содержали номер трассы, номер по степени опасности (определялась минимальным временем вхождения в зону поражения), № парциала, в котором находится цель, а также признак производимой в данный момент операции (поиск, сопровождение и так далее). Во время работы в сильных пассивных помехах для СОЦ предусматривалась возможность бланкирования сигналов из направления забитого помехами и участка расстояния до целей. При необходимости существовала возможность введения в ЭВМ координаты цели находящейся в секторе бланкирования для выработки целеуказания за счет ручной накладки маркера на цель прикрытую помехами и ручного «скалывания» отметки.

Разрешающая способность станции обнаружения по азимуту была не хуже 1,5-2 градуса, по углу места – 4 градуса и 200 м – по дальности. Максимальная ошибка определения координат цели составляла не более половины величин разрешающей способности.

Станция обнаружения целей при коэффициенте шума приемника 2-3 и мощности передатчика 1,5 кВт обеспечивала обнаружение летящих на высотах 30-6000 метров самолетов F-15, на дальностях до 27 км с вероятностью минимум 0,8. Беспилотные средства воздушного нападения на дальностях 9000-15000 м обнаруживались с вероятностью 0,7. Вертолет с вращавшимся винтом, находящийся на земле, обнаруживался на дальности 7 км с вероятностью от 0,4 до 0,7, зависавший в воздухе на дальности 13-20 километров с вероятностью от 0,6 до 0,8, а осуществлявший подскок на высоту 20 метров с земли на дальности в 12 тыс. м с вероятностью минимум 0,6.

Коэффициент подавления сигналов отраженных от местных предметов в аналоговых каналах приемной системы СОЦ 40 дБ, в цифровом канале – 44 дБ.

Защиту от противорадиолокационных ракет обеспечивало их обнаружение и поражение собственными зенитными управляемыми ракетами.

Станция наведения — когерентно-импульсная радиолокационная станция сантиметрового диапазона с малоэлементной ФАР (фазированная антенная решетка), формировавшей по углу места и по азимуту луч шириной 1 градус и обеспечивавшей электронное сканирование в соответствующих плоскостях. Станцией обеспечивался поиск цели по азимуту в секторе 3 градуса и по углу места 7 градусов, автосопровождение по трем координатам одной цели моноимпульсным методом, запуск одной или двух зенитных управляемых ракет (с интервалом 4 секунды) и их наведение.

Передача на борт управляемой ракеты команд осуществлялась за счет единого передатчика станции через фазированную антенную решетку. Этой же антенной за счет электронного сканирования луча обеспечивалось одновременное измерение координат цели и 2 управляемых ракет наводимых на нее. Частота обращения луча к объектами – 40 Гц.

Разрешающая способность станции наведения по углу места и по азимуту не хуже — 1 градус, по дальности — 100 метров. Среднеквадратические ошибки автосопровождения истребителя по углу места и по азимуту составляли не более 0,3 д. у., по дальности – 7 м и по скорости – 30 м/с. Среднеквадратические ошибки сопровождения управляемых ракет по углу места и по азимуту были того же порядка, по дальности – од 2,5 метров.

Станция наведения при чувствительности приемника 4 x 10-13 Вт и средней мощности передатчика 0,6 кВт обеспечивала дальность перехода на автоматическое сопровождение истребителя, равную 20 километров с вероятностью 0,8 и 23 километрам с вероятностью 0,5.

Ракеты в ПУ боевой машины находились без транспортных контейнеров и запускались при помощи пороховых катапульт вертикально. Конструктивно антенное и пусковое устройства боевой машины объединялись в антенно-пусковое устройство, которое вращалось относительно вертикальной оси.

Твердотопливная зенитная управляемая ракета 9М330 выполнялась по схеме «утка» и оснащалась устройством, которое обеспечивало газодинамическое склонение. В ЗУР применялись складные крылья, раскрывающиеся и фиксирующиеся в полетные положения после запуска ракеты. В транспортном положении правые и левые консоли были сложены навстречу друг другу. 9М330 оборудовалась активным радиовзрывателем, радиоблоком, автопилотом с приводами рулей, осколочно-фугасной боевой частью с предохранительно-исполнительным механизмом, имела систему электропитания, систему газодинамических рулей на стартовом участке и газопитания рулевых приводов на маршевом участке полета. На внешней поверхности ракетного корпуса размещались антенны радиоблока и радиовзрывателя, а также монтировалось пороховое катапультирующее устройство. В боевую машину ракеты загружались при помощи транспортно-заряжающей машины ЗРК.

Ракета при старте выбрасывалась со скоростью 25 м/с катапультой вертикально. Склонение управляемой ракеты на заданный угол, направление и величина которого вводилась со станции наведения в автопилот перед стартом, осуществлялось до пуска ракетного двигателя в результате истечения продуктов сгорания спец. газогенератора через 4 двухсопловых блока газораспределителя, смонтированного у основания аэродинамического руля. В зависимости от углов поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам направленным противоположно. Объединение газораспределителя и аэродинамического руля в единый блок дало возможность исключить использование спец. привода для системы склонения. Газодинамическим устройством ракета заклоняется в нужном направлении, а потом приостанавливает ее поворот перед включением твердотопливного двигателя.

Запуск двигателя управляемой ракеты осуществлялся на высоте от 16 до 21 метра (или по истечении заданной задержки в одну секунду от старта, или по достижении 50 градусов угла отклонения ракеты от вертикали). Таким образом, весь импульс твердотопливного ракетного двигателя расходуется на придание ЗРУ скорости в направлении цели. Набор скорости ракеты начинался после запуска. На дальности 1500 м скорость составляла 700-800 метров в секунду. С дальности 250 метров начинался процесс командного наведения.

В связи с широким разбросом параметров движения целей (по высоте – 10-6000 м и по скорости – 0-700 м/с) и линейных размеров (от 3 до 30 метров) для оптимального накрытия осколками боевой части высоколетящих целей на борт управляемой ракеты со станции наведения выдавались параметры задержки срабатывания радиовзрывателя, которые зависят от скорости сближения ракеты и цели. На малых высотах обеспечивалась селекция подстилающей поверхности, а также срабатывание радиоврывателя исключительно от цели.



Стартовый вес зенитной управляемой ракеты 9М330 – 165 кг (включая массу боевой части – 14,8 кг), диаметр корпуса -235 мм, длина ракеты — 2898 мм, размах крыла — 650 мм.

Разработка комплекса несколько задержалась в связи с трудностями в разработке гусеничного шасси. Совместные испытания зенитного ракетного комплекса «Тор» проходили на Эмбенском полигоне (руководитель Унучко В.Р.) в период с декабря 1983 по декабрь 1984 года под руководством комиссии, возглавляемой Асадулиным Р.С. ЗРК приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19.03.1986.

Комплекс «Кинжал» частично унифицированный с комплексом «Тор» поступил на вооружение спустя еще 3 года. К этому времени на протяжении почти десяти лет в море корабли, для которых был предназначен данный комплекс, выходили практически безоружными.

Серийное производство БМ 9А330 организовали на Ижевском электромеханическом заводе МРП, зенитной управляемой ракеты 9М330 — на Кировском машзаводе им. XX съезда партии МАП, гусеничных шасси – на Минском тракторном заводе МСХМ.

Комплексом обеспечивалось поражение цели, летящей на высотах 0,01-6 км, со скоростью 300 метров в секунду, в диапазоне дальностей 1,5..12 километров при параметре до 6000 м. Максимальная дальность поражения при скорости цели 700 м/с уменьшалась до 5000 м, диапазон высот поражения сужался 0,05-4 км, а параметр до 4000 м. Эффективность поражения самолетов одной зенитной управляемой ракетой составляла 0,3-0,77, вертолетов — 0,5-0,88, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов – 0,85-0,955.

Время перевода из походного в боеготовое положение – 3 минуты, реакции комплекса составляло от 8 до 12 с, заряжания боевой машины при помощи транспортно-заряжающей машины – до 18 минут.

Организационно зенитные ракетные комплексы «Тор» сводили в зенитные ракетные полки дивизий. В состав полков входили командный пункт полка, четыре зенитных ракетных батарей (состоящих из 4 боевых машины 9А330, батарейного командирского пункта), подразделений обслуживания и обеспечения.

Батарейным командирским пунктом временно служили пункты управления ПУ-12М, в качестве командного пункта полка – ПУ-12М или машина боевого управления МП22 и машина сбора и обработки информации МП25 разработанные в составе средств АСУВ (автоматизированная система управления войсками) фронта и также входившие в комплект средств автоматизированного ПУ начальника противовоздушной обороны дивизии. С командным аунктом полка сопрягалась радиолокационная станция обнаружения П-19 или 9С18 («Купол») входящая в состав радиолокационной роты полка.

Основной вид боевой работы зенитного ракетного комплекса «Тор» – автономная работа батарей, однако не исключалось централизованное или смешанное управление данными батареями командиром зенитно-ракетного полка и начальником ПВО дивизии.

Одновременно с принятием зенитного ракетного комплекса «Тор» на вооружение начались работы по модернизации ЗРК.



Доработкой существовавших и разработкой новых средств зенитного ракетного комплекса, получившего инд. «Тор-М1» (9К331) занимались:
— Научно-исследовательский электромеханический институт Минрадиопрома (ведущее предприятие научно-производственного объединения «Антей») — головной по зенитному ракетному комплексу «Тор-М1» в целом (Ефремов В.П. – главный конструктор) и боевой машине 9А331 (мод. 9А330) – зам. главного конструктора комплекса и главный конструктор БМ 9А331 – Дризе И.М.;
— ПО «Ижевский электромеханический завод» Минрадиопрома — по конструктивной доработке БМ;
— Кировское машиностроительное ПО им. XX съезда партии Минавиапрома – по проектированию четырехракетного модуля 9М334, используемого в БМ 9А331 (Жарый О.Н. – главный конструктор модуля);
— НИИ средств автоматизации Минрадиопрома (ведущие предприятие научно-производственного объединения «Агат») — по разработке в рамках отдельной опытно-конструкторской работы унифицированного батарейного КП «Ранжир» 9С737 (Шершнев А.В. – главный конструктор), а также МКБ «Факел» Минавиапрома и другие организации.

В результате модернизации в зенитный ракетный комплекс ввели второй целевой канал, в зенитной управляемой ракете использована боевая часть из материала, имеющего повышенные поражающие характеристики, реализовано модульное сопряжение зенитной управляемой ракеты с БМ, увеличение вероятности и зоны поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение БМ с унифицированным батарейным КП «Ранжир» для обеспечения управления входящими в состав батареи боевыми машинами.

Боевые средства зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» :
— боевая машина 9А331;
— батарейный командирский пункт 9С737;
— ракетный модуль 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М331 (в боевой машине два модуля).

В состав средств тех. обеспечения и обслуживания данного зенитного ракетного комплекса входили средства, используемые в ЗРК «Тор», с доработкой транспортной машины 9Т245 и транспортно-заряжающей машины 9Т231 в связи с применением в комплексе «Тор-М1» ракетного модуля 9М334.

Боевая машина 9А331 по сравнению с 9А330 имела следующие отличия :
— использовалась новая двухпроцессорная вычислительная система, имеющая повышенную производительность, реализующая защиту от ложных трасс, двухканальную работу, расширенный функциональный контроль;

— в станцию обнаружения целей ввели: трехканальную цифровую систему обработки сигналов, обеспечивающую улучшенное подавление пассивных помех без дополнительного анализа помеховой обстановки; во входных устройствах приемника избирательный фильтр, переключаемый автоматически, обеспечивавший более эффективные помехозащищенность и электромагнитную совместимость станции за счет частотной селекции парциала; усилитель для повышения чувствительности заменен во входных устройствах приемника; введена автоматическая регулировка мощности, поступавшей при работе станции в каждый парциал; изменен порядок обзора, что уменьшало время завязки трасс целей; ввели алгоритм защиты от ложных отметок;

— в станцию наведения ввели новый тип зондирующего сигнала, который обеспечивает обнаружение и автоматическое сопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптический визир введен автомат сопровождения по углу места (повышает точность ее сопровождения), ввели улучшенный индикатор командира, ввели аппаратуру сопряжения с унифицированным батарейным КП «Ранжир» (аппаратура передачи данных и радиостанции).

Впервые в практике создания зенитного ракетного комплекса вместо пусковой установки использован четырехместный транспортно-пусковой контейнер 9Я281 для управляемых ракет 9М331 (9М330) с корпусом который изготавливался из алюминиевых сплавов. Транспортно-пусковой контейнер в совокупности с данными управляемыми ракетами составил ракетный модуль 9М334.

Вес модуля с 4 управляемыми ракетами с катапультами и транспортно-пусковыми контейнерами составлял 936 кг. Корпус транспортно-пускового контейнера разделялся на четыре полости диафрагмами. Под передней крышкой (снималась перед загрузкой в БМ) размещалось четыре пенопластовых защитных крышки, герметизировавших каждую полость транспортно-пускового контейнера и разрушавшихся ходом ракеты во время ее старта. В нижней части корпуса устанавливались механизмы электроразъемов служащих для соединения электроцепей ТПК и ЗУР.

Транспортно-пусковой контейнер с электроцепями боевой машины соединялся через бортовые электрические разъемы, расположенные с каждой стороны контейнера. Рядом с крышками данных разъемов имелись закрываемые пробками люки для переключения частотных литеров управляемых ракет при их установке на БМ. Ракетные модули для хранения и транспортировки собирались в пакеты при помощи балок – в пакете до шести модулей.

Транспортная машина 9Т244 могла перевозить два пакета состоящих из четырех модулей, ТЗМ – два пакета состоящая из двух модулей.

Зенитная управляемая ракета 9М331 была полностью унифицирована с ракетами 9М330 (кроме материала поражающих элементов боевой части) и могла использоваться в зенитных ракетных комплексах «Тор», «Тор-М1», а также в корабельном комплексе «Кинжал».

Значительным отличием зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» от «Тор» было наличие унифицированного батарейного КП «Ранжир» в составе его боевых средств. В частности «Ранжир» предназначался для автоматизированного управления боевыми действиями зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» в составе ракетного полка, вооруженного данным комплексом. В состав зенитного ракетного полка входили пункт боевого управления (командный пункт), четыре зенитных ракетных батарей (в каждой по унифицированному батарейному КП и четыре боевых машины 9А331), подразделения обеспечения и обслуживания.

Основным предназначением унифицированного батарейного КП «Ранжир» применительно к зенитному комплексу «Тор-М1» являлось управление автономными боевыми действиями батарей (с постановкой, контролем выполнения боевым машинами боевых задач, целераспределением, выдачей целеуказаний). Централизованное управление осуществлялся через унифицированный батарейный командирский пункт батареями с командного пункта полка.

Предполагалось, что на командном пункте полка будет использоваться командно-штабная машина МП22-Р и специальная машина МП25-Р, разработанные в составе автоматизированной системы управления войсками фронта. С командного пункта полка в свою очередь должен был сопрягаться вышестоящий КП – пункт управления начальника противовоздушной обороны дивизии, состоящий из указанных машин. С этим командным пунктом сопрягались радиолокационная станция обнаружения «Каста-2-2» или «Купол».

На индикаторе унифицированного батарейного КП 9С737 отображалось до 24 целей по информации от вышестоящего КП (командного пункта полка или пункта управления начальника противовоздушной обороны дивизии), а также до 16 целей по информации от БМ своей батареи. Также отображалось минимум 15 наземных объектов, с которыми КП вел обмен данными. Темп обмена составлял 1 секунда с вероятностью доведения донесений и команд не менее 0,95. Работное время унифицированного батарейного КП по одной цели в полуавтоматическом режиме составляло менее 5 секунд. На пункте обеспечивалась возможность работ с топографической картой и неавтоматизированным планшетом воздушной обстановки.

Информация, которая принималась от БМ и других источников, выводилась на индикатор в масштабе 12-100 километров в виде точек и формуляров целей. В состав формуляров целей входили признак гос. принадлежности цели и ее номер. Также на экран индикатора выводилось положение реперной точки, вышестоящего командного пункта, радиолокационной станции и зоны поражения БМ.

Унифицированный батарейный КП осуществлял целераспределение между БМ, выдачу целеуказаний им и при необходимости команд запрета открытия огня. Время развертывания и подготовки батарейного командирского пункта к работе составляло менее 6 минут. Вся аппаратура (и источник питания) устанавливалась на шасси легкого гусеничного бронированного многоцелевого плавающего тягача МТ-ЛБу. Расчет командного пункта состоял из 4 человек.

Гос. испытания зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» проводились в марте-декабре 1989 года на Эмбенском полигоне (руководитель полигона Унучко В.Р.). Зенитный ракетный комплекс приняли на вооружение в 1991 г.

По сравнению с зенитным ракетным комплексом «Тор» вероятность поражения типовых целей с помощью одной управляемой ракеты была увеличена и составляла: при стрельбе по крылатым ракетам ALCM – 0,56-0,99 (в ЗРК «Тор» 0,45-0,95); по дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам типа BGM – 0,93-0,97 (0,86-0,95); по самолетам типа F-15 – 0,45-0,80 (0,26-0,75); по вертолетам типа «Хью Кобра» – 0,62-0,75 (0,50-0,98).

Зона поражения ракетного комплекса «Тор-М1» при одновременной стрельбе по двум целям оставалась практически такой же, как у ЗРК «Тор» при стрельбе по одной цели. Это обеспечивалось благодаря сокращению времени реакции «Тор-М1» при стрельбе с позиции до 7,4 секунд (с 8,7) и при стрельбе с коротких остановок до 9,7 секунд (с 10,7).

Время заряжания БМ 9А331 двумя ракетными модулями – 25 минут. Это превышало время раздельного заряжания БМ 9А330 боекомплектом из 8 зенитных управляемых ракет.

Серийное производство технических и боевых средств зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» организовали на предприятиях, производящих средства комплекса «Тор». Новые средства – унифицированный батарейный КП 9С737 и четырехместный ТПК для управляемых ракет 9А331 производились соответственно на Пензенском радиозаводе Минрадиопрома и в Производственном объединении «Кировский машиностроительный завод им. XX съезда партии» Минавиапрома.

Зенитные ракетные комплексы «Тор» и «Тор-М1», не имеющие в мире аналогов и способные поражать воздушные объекты высокоточного оружия, множество раз демонстрировали свои высокие боевые возможности на войсковых учениях, учебно-боевых стрельбах и выставках современного оружия в различных странах. На мировом рынке вооружений данные комплексы обладали отличной конкурентоспособностью.

Комплексы и сегодня продолжают совершенствоваться. Например, проводятся работы по замене гусеничных шасси ГМ-355 на шасси ГМ-5955, разработанное в подмосковных Мытищах.

Также проводятся работы по вариантам ЗРК с размещением элементов на колесной базе – в самоходном варианте «Тор-М1ТА» с размещением на автомобиле «Урал-5323» аппаратной кабины, а на прицепе ЧМЗАП8335 – антенно-пускового поста, и в буксируемом варианте «Тор-М1Б» (с размещением на двух прицепах). Благодаря отказу от проходимости по бездорожью и увеличению времени свертывания/ развертывания до 8-15 минут достигается уменьшение стоимости комплекса. Кроме того ведутся работы по стационарному варианту ЗРК – комплексу «Тор-М1ТС».

Основные характеристики зенитного ракетного комплекса типа «Тор» :
Наименование – «Тор»/»Top-M1»
1. Зона поражения:
— по дальности – от 1,5 до 12 км;
— по высоте – от 0,01 до 6 км;
— по параметру – 6 км;
2. Вероятность поражения истребителя с использованием одной управляемой ракетой – 0,26..0,75/0,45..0,8;
3. Максимальная скорость поражаемых целей – 700 м/с;
4. Время реакции
— с позиции – 8,7 с/7,4 с;
— с короткой остановки – 10,7 с/9,7 с;
5. Скорость полета зенитной управляемой ракеты – 700..800 м/с;
6. Масса ракеты – 165 кг;
7. Масса боевой части – 14,5 кг;
8. Время развертывания (свертывания) – 3 минут;
9. Число целевых каналов – 1/2;
10. Число управляемых ракет на боевой машине – 8;
11. Год принятия на вооружение – 1986/1991.

Тор-М2У - Российский всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена.

Удар американских крылатых ракет 7 апреля по сирийской авиабазе «Шайрат», безусловно, будет иметь множество последствий - как политических, так и военных. Одним из последних способно стать наращивание сил и средств ПВО, прикрывающей наиболее важные объекты сирийской инфраструктуры.

Применение американской стороной «Томагавков» может сподвигнуть руководство России на переброску в Сирию зенитно-ракетных комплексов, специально созданных для борьбы с крылатыми ракетами. Очевидно, что в сложившихся обстоятельствах главным кандидатом на роль защитника сирийского неба от американских «боевых топоров» становится российский ЗРК «Тор».

Зенитный ракетный комплекс «Тор» предназначен для противовоздушной обороны важнейших военных и государственных объектов от ударов самолетов, вертолетов, крылатых ракет, противорадиолокационных и других управляемых ракет, планирующих/управляемых авиабомб и беспилотных летательных аппаратов в пределах зоны поражения комплекса, днем и ночью, в сложной метеорологической и помеховой обстановке.

Первая модификация всепогодного тактического зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор» была принята на вооружение еще 19 марта 1986 года. За последующее время ЗРК пережил минимум три серьезные модернизации и качественно обновился.

Современный «Тор» действует побатарейно. Одна зенитная ракетная батарея - это 4 боевые машины 9А331МУ (боекомплект каждой составляют 8 ЗУР), 2 транспортно-заряжающие машины (пополняют БК боевых машин за 18 минут), мастерская технического обслуживания, батарейный командный пункт «Ранжир» и «Каста» - подвижная трехкоординатная радиолокационная станция дециметрового диапазона кругового обзора дежурного режима.

Максимальная скорость, которую может развивать такая зенитная ракетная батарея на марше, - 65 км/ч. Это позволяет «Тору» не отставать на марше от «подопечных» колонн автомашин или бронетехники.

ЗРК полностью автоматизирован, за что специалисты иногда называют «Тор» «комплексом двух кнопок». ЗРК действительно способен почти все сделать сам: обнаружить, опознать, ранжировать цели по степени опасности. «Вести» 48 целей и обеспечить одновременное поражение 4 из них, параллельно выбрав оптимальный момент срабатывания радиовзрывателя БЧ ЗУР. Оператору остается выполнить лишь два действия: «а» - выбрать из предложенного «Тором» перечня целей те, что подлежат уничтожению в первую очередь; и «б» - отдать команду на пуск ЗУР.

Впрочем, в случае отражения массированного воздушного удара, когда опоздание даже на доли секунды может иметь роковые последствия, есть возможность перевести ЗРК полностью в автоматический режим. Важная деталь - в случае необходимости 2 боевые машины ЗРК могут работать в режиме «Звено». Т.е. одна боевая машина может выдавать целеуказание по проводной или беспроводной связи другой, удаленной от первой машины на дистанцию до 5 км и действующей с выключенной или выведенной из строя РЛС.

По мнению отечественных специалистов, «Тор» существенно превосходит по своим ТТХ все иностранные аналоги, включая израильскую тактическую систему противоракетной обороны «Железный купол».

Итак, «Тор» - это высокомобильный ЗРК малой дальности, способный выполнять задачи противовоздушной обороны подразделений ВС РФ и защиты от воздушных ударов стратегических объектов. «Зона ответственности» ЗРК простирается до 12 км по дальности и до 10 км по высоте от месторасположения боевой машины комплекса.

Дальше этой зоны работают «старшие братья» «Тора» - комплексы С-400, С-300 и «Бук». Ближе действуют ЗРК «Оса», а также самоходные зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь» и «Тунгуска». «Тор» вполне может действовать самостоятельно, и все же чаще он рассматривается как фрагмент единой эшелонированной системы ПВО.

«Тор» может уверенно обнаруживать и уничтожать боевые самолеты и вертолеты любого типа. Включая, кстати и те летательные аппараты, которые разработаны с применением технологии «стелс». Мало того, к 2016 году такие цели для новых модификаций ЗРК «Тор» стали уже слишком легкими. Главными противниками «Торов» сейчас являются БПЛА и высокоточное оружие, т. е. противорадиолокационные ракеты, крылатые ракеты и управляемые авиационные бомбы.

Возрастание вероятности массированного применения противником высокоточных средств воздушного нападения заставило конструкторов «Тора» резко увеличить «быстродействие» своего детища. Так появилась модификация ЗРК «Тор-М2У» с новой системой управления, новой фазированной антенной решеткой, повышенной помехозащищенностью, новым вычислительным комплексом увеличенной производительности. Новейший ЗРК стал поступать в войска с ноября 2012 года и за свою высокую эффективность почти сразу получил неофициальное прозвище «Чистильщик».

Естественно, на достигнутом создатели «Тора» не успокоились. ЗРК непрерывно совершенствуется. Так, например, в 2016 году «Тор-М2У» впервые в истории семейства получил возможность производить пуски на ходу при скорости до 45 км/ч. Ранее все «Торы» вынуждены были поражать цели с коротких остановок. Одновременно с улучшением самоходной версии комплекса конструкторы отчитались о разработке «Тора-М2КМ» - модульной модификации ЗРК.

Автономный боевой модуль этого ЗРК за 10 минут может быть краном установлен на любую подходящую по массогабаритам платформу: крышу дома, палубу корабля, гусеничное или автомобильное шасси, на прицеп. Главное условие - платформа должна иметь грузоподъемность не менее 20 тонн.

Разработка «Тора-М2КМ» вместе с научившимся стрелять на ходу «Тором-М2У» включила «зеленый свет» работам «Купола» над «Тором-МФ» - морской модификацией ЗРК. В рамках данной НИОКР один из модулей «Тора-М2КМ» был в марте отправлен на Черноморский флот, где успешно отстрелялся с вертолетной палубы фрегата «Адмирал Григорович».

Это событие позволило аналитикам предположить, что ВМФ России уже в 2018 году получит возможность заменить на боевых кораблях устаревшие ЗРК «Кинжал» новейшими комплексами «Тор-МФ».

На этом линейка развития «Торов» не закончилась. Совместив антенно-пусковое устройство с шасси двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30ПМ «Витязь», разработчики получили «Тор-М2ДТ» - арктическую версию ЗРК. Она адаптирована к особо тяжелым климатическим условиям, способна выполнять боевые задачи в условиях экстремально низких температур и сложной пересеченной местности.

9 мая 2017 года «Тор-М2ДТ» впервые будет представлен вниманию широкой общественности, приняв участие в Параде Победы на Красной площади.