Учебно боевые самолеты мира. Авиация россии

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Важнейшим фактором успеха в современном воздушном бою является мастерство летчика. Современный боевой самолет – это невероятно сложная система, которая требует от пилота высочайших профессиональных навыков и квалификации. Основой подготовки курсантов летным училищ во всех армиях мира являются тренировочные полеты. Для них используются специальные тренировочные самолеты, созданные именно для этой цели.

Использование для обучения новейших боевых машин типа МиГ-29 или Су-27 очень дорого, применение специальных учебных самолетов обходится на порядок дешевле. Учебно-тренировочный самолет можно использовать в локальных конфликтах в качестве легкого штурмовика.

Общее описание

Як-130 – это настоящий учебно-тренировочный комплекс, используя который будущие летчики могут овладеть практическими навыками пилотирования самолетов четвертого и пятого поколения, включая такие машины, как истребитель Су-27, истребитель МиГ-29 и штурмовик Су-25 .

На этом самолете курсанты могут отработать взлет и посадку, управление самолетом на предельных режимах полета, навигацию, действия при нештатных ситуациях, выполнение боевых заданий, полеты в составе группы и многие другие задачи.

Тяговооруженность самолета и его аэродинамические качества позволяют Як-130 выполнять задачи во всех режимах, которые свойственны новейшим самолетам четвертого и пятого поколения. Эта машина отличается прекрасной маневренностью, отлично ведет себя на малых скоростях, имеет высокие характеристики скороподъемности, имеет возможность применять высокоточное оружие, обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками.

На этом самолете можно обучать пилотов таких машин, как МиГ-29, Су-30 , F-16 , F-22 , «Мираж», «Хариер», F-15, JSF. По соотношению цены и качества эта машина является одной из лучших в настоящее время на мировом рынке. Можно сказать, что Як-130 – это учебно-тренировочный комплекс нового поколения.

Самолет имеет классическую схему компоновки со среднерасположенным крылом с развитыми наплывами на передней кромке. Воздухозаборники находятся под наплывами крыльев. Горизонтальное оперение – цельноповоротное. Высокие аэродинамические свойства крыла и фюзеляжа позволяют самолету выполнять маневры на больших углах атаки.

Самолет оснащен двумя двигателями АИ-222-25, которые имеют высокие технические характеристики, есть еще и вспомогательная силовая установка, обеспечивающая запуск маршевого двигателя, электропитание и подачу воздуха в кабину.

Баки находятся в крыльях и фюзеляже, возможно использование подвесных топливных баков. Самолет имеет просторную и удобную двухместную кабину, в которой инструктор находится сзади и немного выше курсанта. В кабине установлены два катапультируемых кресла, которые обеспечивают надежную эвакуацию экипажа на всех режимах полета и скоростях.

Концепция этого учебно-боевого самолета предполагает возможность размещения на нем самых разных типов вооружения. Як-130 имеет восемь точек подвески под крыльями и одну, расположенную под фюзеляжем. Полезная боевая нагрузка – 3000 килограмм.

Як-130 имеет трехопорное шасси, которое обеспечивает взлет и посадку даже на грунтовых взлетно-посадочных полосах.

Этот самолет оборудован системой управления КСУ-130, которая позволяет выполнять функции активной системы безопасности полета и его автоматического управления. С ее помощью можно менять полетные характеристики самолета, в зависимости от типа самолета, для которого обучается будущий пилот. В кабине расположены несколько удобных жидкокристаллических мониторов, на которые поступает подробная о работе систем самолета.

Навигационная система машины включает в себя инер­ци­аль­но-с­пут­ни­ко­вую сис­те­му, ра­дио­на­ви­га­ци­он­ную сис­те­му, ра­дио­вы­со­то­мер, при­ём­ник спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мы.

Чтобы повысить ремонтопригодность создатели самолета полностью отказались от композитных материалов, машина сделана полностью из алюминия.

До 2019 года в ВВС России должно быть передано 65 самолетов Як-130.

Технические характеристики

Ниже указаны ттх самолета Як-130.

Взлётная масса, кг:
Нормальная 5700
Максимальная 9000
Длина, м 11,49
Размах крыла, м 9,72
Площадь крыла, м2 23,5
Высота, м 4,76
Запас топлива, кг:
Максимальный 1750
максимальный с 2 ПТБ 2650
Практическая дальность (без ПТБ), км 2000
Взлётная тяга, кгс 2х2500
Двигатель 2 × ТРД АИ-222-25
Тяговооружённость до 0,88
Скорость, км/ч:
максимальная для горизонтального полёта 1050
взлётная 200
посадочная 195
Длина разбега, м 380
Длина пробега, м 670
Максимальная высота полёта, м 12500
Эксплуатационная перегрузка +8/-3

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130

TRAINING-COMBAT AIRPLANE YAK-130

09.02.2018


Россия поставит Мьянме дополнительную партию из шести учебно-боевых самолетов Як-130. Об этом, как передает «РИА Новости», заявил в ходе выставки Singapore Airshow-2018 заместитель директора ФСВТС Михаил Петухов.
Ранее, на выставке LIMA-2017 (Малайзия), М.Петухов заявил «РИА Новости», что в 2018 году Россия должна поставить Мьянме дополнительную партию Як-130, не уточняя при этом точного количества машин.
«В декабре 2016 года с мьянманской стороной был подписан контракт на поставку дополнительной партии из шести учебно-боевых самолетов Як-130», – сказал М.Петухов.
Как сообщалось ранее, первый контракт на поставку неназванного количества учебно-боевых самолетов Як-130 для ВВС Мьянмы был заключен АО «Рособоронэкспорт» 22 июня 2015 года после завершения продолжительной оценки предложений претендентов. Первые три самолета были переданы заказчику в конце 2016 года. Еще три самолета были поставлены в 2017 году. Согласно планам, поставки планировалось продолжить в 2018 году. Стоимость одного самолета оценивается в 15 млн. долл. (20,4 млрд. кьят).
ЦАМТО

Як-130 – учебно-боевой самолет, разработанный ОКБ Яковлева вместе с компанией Aermacchi. Машина была предназначена для замены в Военно-воздушных силах РФ учебно-тренировочных самолетов Л-39.

Конструкторы – Виталий Нарышкин, Николай Долженков и Константин Попович. Из-за разногласий совместная разработка была прекращена, в результате чего каждая из компаний должна была самостоятельно реализовать свою концепцию. Як-130 – новый самолет (а не модернизированная версия существующей модели), построенный в РФ после распада СССР. В тендере на поставку ВВС Як-130 одержал победу над МиГ-АТ.

История Як-130

В конце 1980-х годов был объявлен конкурс на создание нового УБС. Новый самолет должен был стать двухдвигательной машиной для полной подготовки летчиков от первоначального обучения до особенностей боевого применения и поддержания в строевых частях летных навыков.

Як-130 видео

ВВС отдали предпочтение двум проектам: МиГ-АТ и Як-130. Для создания нового самолета понадобилось больше денег, которых не имели ни Министерство обороны, ни разработчики, поэтому самолеты разрабатывались вместе с иностранными компаниями: с французскими − МиГ-АТ, с итальянской − Як-130. По причине разногласий с итальянским партнером разработка Як-130 на последнем этапе завершилась. Итальянская компания получила всю техническую документацию и конструкцию на планер самолета, в результате чего выпустила свой учебно-тренировочный самолет под обозначением – М-346.

Опытный образец самолета совершил свой первый полет 25 апреля 1996 г. Им управлял Андрей Синицын – опытный летчик-испытатель.

На Як-130 в феврале 2005 г. совершил полет Владимир Михайлов (действовавший на то время главнокомандующий ВВС России). ГСИ были завершены в декабре 2009 года.

Задачи самолета Як-130

Основные задачи Як-130 включают обучение курсантов: взлет-посадка, навигация, пилотирование, выполнение сложных маневров, получение навыков действий при ошибках летчика и отказах авиационной техники, действий на предельных режимах полета, полеты в сомкнутых боевых порядках в условиях визуальной видимости и днем, обучение навыкам выполнения оборонительных и наступательных маневров, освоение систем отработки и основ боевого применения по воздушным и наземным целям.

Як-130 обладает системой имитации режимов боевого использования, которая позволяет отрабатывать бой (без стрельбы настоящими боеприпасами), взаимодействие между воздушными машинами, ракетно-бомбовые удары по различным наземным целям, включая имитацию ПВО противника. Также у самолета есть 9 точек подвески для контейнеров с ракетами и пушками и для подвесных топливных баков.

Самолет в случае войны может эффективно справляться с задачами легкого штурмовика – уничтожать малоскоростные воздушные цели и отдельные наземные объекты.

Особенности Як-130

Самолет имеет КСУ-130 (цифровая комплексная система управления), которая была разработана в МИЭА. На нее ложатся функции системы безопасности полета и автоматического управления, которая позволяет на учении имитировать характеристики управляемости и устойчивости других самолетов. Позволяет вести подготовку пилотов на самолеты четвертого и пятого поколения (МиГ-29 , Су-30 , F-15 и F-16 , F-22 , F-35 , Eurofighter Typhoon и Rafale). Самолет обладает электронной индикаций, в основе которой лежат три жидкокристаллических МФЦИ размером 15х20 см. В передней кабине на лобовом стекле есть индикатор.

Як-130 видео

Для увеличения ремонтопригодности пришлось отказаться от композитов, все составляющие планера делают из легких алюминиево-литиево-магниевых сплавов (как известно, на Aermacchi M-346 эти композиты присутствуют). Як-130 может взлетать с малоподготовленных аэродромов.

За все время полета от Армавира до Иркутска Як-130 расходует меньше 7,6 т авиационного топлива. Данный показатель меньше по сравнению с любым самолетом, который состоит на вооружении ВВС РФ.

Производство Як-130

Серийное производство самолета планировалось проводить на заводах в Иркутске и Нижнем Новгороде. Производство на заводе «Сокол» запустили в конце 2008 г., самолет также будет создаваться на иркутском авиационном заводе (производство направлено на экспортные поставки).

Олег Демченко, президент «Иркута» 4 июня 2008 года заявил, что иркутский авиационный завод взял заказ на производство 62 учебно-боевых истребителей данной модели, которые пойдут на вооружение ВВС РФ. По его словам, «есть объемный заказ на выпуск Як-130, бюджет по которому уже подтвержден». Планируется, что первый Як-130 будут выпускать до конца 2008 г., а поставки для ВВС начнутся в 2009 году.

Серийный Як-130 совершил первый полет 19 мая 2009 года. Он входил в число заказанных самолетов для ВВС.

В газете «Коммерсантъ» 23 сентября 2011 года появилась новость, ссылавшаяся на анонимный источник, что тендер на поставку самолетов Як-130 для ВВС был признан несостоявшимся.

Корпорация «Иркут» и Министерство обороны РФ 16 ноября 2011 г. подписали контракт на поставку Як-130. До 2015 года, согласно документу, ВВС России должна получить 55 новых самолетов, которые будут направлены на подготовку военных летчиков.

Минобороны в конце января 2012 г. сообщило, что число заказанных самолетов планируется увеличить на 10 единиц.

Перспективы Як-130

Потребность ВВС РФ в Як-130 оценивается 250 единиц, в свою очередь потребность мирового рынка составляет 2500 единиц. Самолет позиционируется в качестве учебно-тренировочного комплекса, предназначенного для освоения истребителей Су-30МК во время поставок на экспорт.

Данные самолеты в перспективе должны заменить устаревший парк машин чехословацкого производства L-39. По мнению экспертов, это должно произойти через 10-13 лет.

Большинство из L-39, используемых в РФ в качестве самолетов для обучения и тренировки курсантов, давным-давно отлетали свой ресурс. Поэтому в СССР в конце 1980-х был объявлен тендер на создание учебно-тренировочного самолета. В 1999 году было завершено серийное производство L-39, а современную версию самолета L-159 Министерство обороны в результате изменения геополитической ориентации Чехии, а также ее переходов в лагерь вероятного противника.

После того как в 2011 году было решено передать производство в Иркутск, предприятие решило создавать легкий штурмовик с высокоточным вооружением и РСЛ на основе Як-130. Самолет будет иметь РЛС «Барс-130».

Як-130 характеристики:

Модификация
Размах крыла, м 9.72
Длина самолета,м 11.49
Высота самолета,м 4.76
Площадь крыла,м2 23.52
Масса, кг
пустого самолета 4500
нормальная взлетная 6350
максимальная взлетная 9000
Топливо, кг
внутренние топливо 850-1750
ПТБ 600
Тип двигателя 2 ТРД РД-35 (2 Povazske Strojarne DV-2S)
Тяга, кгс 2 х 2200
Максимальная скорость, км/ч 1000
Практическая дальность, км 1850
Боевой радиус действия, км 1315
Практический потолок, м 12500
Макс. эксплуатационная перегрузка 8
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка - 3000 кг на 6 узлах подвески
Возможна подвеска:
454-кг и 227-кг бомбы (Mk.83 и Mk.82 на АЕМ-130),
УР воздух-воздух Р-73 (AIM -9L/M на АЕМ-130),
УР воздух-земля (AGM-65 на АЕМ-130),
ПКР (Marte Mk-2A на АЕМ-130),
контейнеры с 23-мм или 30-мм пушками, ПУ НУР,
контейнеры с разведовательной аппаратурой (для АЕМ-130 - VICON-601) или аппаратурой РЭБ (для AEM-130 ELT-55)

В российских ВВС продолжается освоение новых учебно-боевых самолётов Як-130 , предназначенных для замены чешских учебных самолётов L-39 Albatros. «Альбатросы» более 40 лет служили и продолжают служить для подготовки пилотов во многих странах мира, но уже не удовлетворяют требованиям текущего дня. Для их замены в России был создан новый учебно-боевой самолет Як-130, обеспечивающий высокую эффективность обучения пилотов, которым предстоит летать на истребителях поколения 4+ и авиакомплексах пятого поколения (, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, ).

Самолет Як-130 оснащён электродистанционной системой управления , которая способна самостоятельно ограничивать предельные значения угла атаки и перегрузки, тем самым исправляя ошибки пилотирования и предотвращая выход самолета на опасные режимы полета. При этом максимальный угол атаки составляет 35 градусов.

Технические характеристики
Экипаж: 1 или 2 человека
Длина: 11,49 м
Размах крыла: 9,72 м
Высота: 4,76 м
Масса пустого: 4600 кг
Нормальная взлётная масса: 5700 кг
Максимальная взлётная масса: 10290 кг
Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
Тяга: 2 × 2500 кгс

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 1060 км/ч
Практическая дальность: 2000 км (при полной внутренней заправке)
Тяговооружённость: 0,9

Вооружение
Стрелково-пушечное: пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками калибра 23 мм и боекомплектом 250 снарядов в каждом - 2-4 шт
Боевая нагрузка: 3000 кг
Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, Р-77 - 2-4 шт
Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8 - 2-4 шт
Бомбы: корректируемые и обычные

Двигательная установка самолёта состоит из двух современных экономичных двигателей АИ-222-25 , обеспечивающих Як-130 высокую тяговооруженность, и вспомогательной силовой установки, повышающей автономность эксплуатации самолета. Кабина, оборудованная большими (15х20 см) цветными многофункциональными индикаторами, полностью соответствует концепции «стеклянная кабина», а органы управления – концепции HOTAS.

Важной особенностью Як-130 является возможность имитации для обучаемого пилота реальной боевой обстановки . На многофункциональном индикаторе в реальном времени имитируются метки целей от РЛС, сообщения об отказах оборудования и прочее. Ресурс планера у самолёта Як-130 составляет 10000 часов, а срок службы – 30 лет . При этом эксплуатация самолета осуществляется «по состоянию», что существенно снижает эксплуатационные расходы. Российские специалисты подсчитали, что стоимость эксплуатации Як-130 в 6-7 раз ниже, чем, например, МиГ-29УБ .

Помимо использования в качестве учебного Як-130 может эффективно применяться как лёгкий боевой самолёт . В номенклатуре применяемого вооружения управляемые ракеты «воздух-воздух», корректируемые авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты и бомбы, авиапушка. Вооружение общей массой до 3000 кг может размещаться на 9 точках подвески .

Кстати, выбор этой машины в качестве перспективного учебно-тренировочного самолёта фронтовой авиации для ВВС России не в последнюю очередь был обусловлен именно тем, что Як-130 является учебно-боевым самолётом, способным работать в качестве лёгкого штурмовика.

Помимо ВВС России покупателем самолёта является Алжир. Эта страна должна получить 16 Як-130, заказанных в рамках крупного контракта на поставку авиатехники российского производства, включающего также многофункциональные истребители Су-30МКА. Интерес к новому российскому учебно-боевому самолёту проявляют во многих зарубежных странах. Неплохо он вписался бы и в ВВС среднеазиатских и закавказских государств.

Простота конструкции самолета, высокая надежность силовой установки и бортового оборудования, большой ресурс, возможность автономного базирования, а также простота обслуживания в сочетании с низкой стоимостью расходов на эксплуатацию и превосходными летно-техническими характеристиками позволяют проводить на самолете Як-130 высокоэффективную подготовку пилотов в короткие сроки, а также решать различные боевые задачи. Без сомнения, новый российский учебно-боевой самолёт ждёт не менее долгая жизнь, чем «Альбатрос».

/По материалам oborona.ru и ru.wikipedia.org /