В каком веке состоялась выставка ажурного павильона. История Всемирных выставок (Много фото)

  1900

Политика и культура

1 / 2

Главное событие года

Всемирная выставка в Париже. Панорама Марсового поля с галереи дворца Трокадеро
1900

Вид на часть Всемирной выставки с моста на Сене
Париж, 1900
Фонд Живаго, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Всемирная выставка в Париже, превзошедшая все предыдущие экспозиции не только во Франции, но и где бы то ни было еще (они проводились на различных континентах, но преимущественно в Западной Европе), безусловно явилась главным событием года. Она приковала к себе взоры всего мира и спровоцировала приезд в страну беспрецедентного количества туристов: с апреля по ноябрь Францию посетило 50 860 801 человек — больше, чем составляло все ее население.

Вход в метро на бульваре Пастера в Париже, оформленный Эктором Гимаром
Ок. 1900
Roger-Viollet / East News

В июле в Париже открылась первая линия метро — триумф техники и искусства (изощренные с декоративной точки зрения входы в метро были оформлены в стиле ар-нуво по проектам Эктора Гимара). Теперь сделалось возможным проехать из одного конца Парижа в другой всего за 25 минут вместо полутора часов.
По обе стороны Сены появились внушительные здания. На левом берегу — вокзал Орсэ, ставший через семь с лишним десятилетий в результате капитального внутреннего переустройства Музеем Орсэ, основным центром искусства XIX века. На правом берегу выросли Большой и Малый дворцы (Гран-Пале и Пти-Пале), от которых был переброшен через Сену мост Александра III; само его название напоминало о всё крепнущих русско-французских связях. Названные сооружения зримо воплощали Прекрасную Эпоху (Belle epoque) — четвертьвековой период французской истории, резко оборванный началом Первой мировой войны.


1 / 2

Всемирная выставка в Париже. Вид на Мост Александра III
1900

Всемирная выставка в Париже. Мост Александра III и эспланада Инвалидов
1900
Фонд Живаго, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

К числу наиболее заметных достопримечательностей выставки принадлежала также давно забытая «Парижанка» — немного странный символ великого города с большой грудью и в восточном стиле, созданный стараниями скульптора Поля Моро-Вотье. Эта венчавшая огромную арку на площади Согласия пятиметровая статуя с распростертыми руками, приветствующими весь мир, просто не могли сохраниться долго, так как была отлита из гипса.

Всемирная выставка в Париже. Скульптуры в центральном зале Гран-Пале
1900
Фонд Живаго, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Главная часть Всемирной выставки была посвящена достижениям промышленности, но там демонстрировались и многие сотни произведений искусства из разных стран на любой вкус — от напыщенных творений мэтров парижских салонов до получающих здесь права гражданства полотен импрессионистов, Жоржа Сера и других противников официального искусства. (Устроителем большого русского отдела экспозиции живописи был назначен И. С. Остроухов). В Париж стекались любители искусства и просто любители поглазеть со всех концов земли. Выставку посетили многие русские живописцы и деятели культуры, в их числе и братья Щукины.

Всемирная выставка в Париже. Французская живопись в Гран-Пале
1900
Roger-Viollet / East News

В рамках Всемирной выставки были развернуты две экспозиции, организаторы которых преследовали далеко не одинаковые цели. Одна выставка, Десятилетняя (Exposition Decennale), ориентированная на произведения последних лет, не пропустила в свои залы картины импрессионистов и их последователей. На другой, Столетней, импрессионисты могли быть представлены, но только произведениями, исполненными до 1890 года (счет столетию велся от Великой революции). Такой разнарядки добились академические круги Франции, не желавшие популяризировать последние тенденции живописи, ознаменованные полотнами Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Поля Сезанна. Картины последних на Столетнюю выставку отправили Поль Дюран-Рюэль, Амбруаз Воллар и ряд известных собирателей (14 произведений Моне, 7 Дега, 8 Альфреда Сислея и т. д.) Как бы то ни было, допущение импрессионистов на международную арену означало их признание в глазах остального мира. В тот момент М. А. Морозов и С. И. Щукин едва начали собирать новую французскую живопись, а И. А. Морозов еще только обдумывал такую идею, но им уже было ясно, что, как бы ни относились к их увлечению московские собратья по купеческому сословию, избранный ими путь — верный и не такой уж рискованный. В то же время один из русских первооткрывателей новой французской живописи И. И. Щукин, наоборот, продает большую часть своего собрания импрессионистов, чтобы полностью переключиться на старых мастеров.

Молодой Пабло Пикассо
1904

В связи с экспонированием на Всемирной выставке его картины впервые в Париж приезжает юный испанец Пабло Пикассо — и задерживается там, тесно сблизившись с колонией испанских модернистов, обосновавшейся на Монмартре: он жадно впитывает новые острые впечатления от жизни и искусства Парижа.

Второй будущий титан авангарда Анри Матисс в это время стоит у порога радикальных перемен в своей судьбе. Избегая проторенных и сулящих выгоды путей, которые предлагают Салон и Академия художеств, он сначала пишет в духе импрессионизма, потом испытывает влияние искусства Винсента Ван Гога, однако его картины совершенно не привлекают ни любителей новой живописи, ни маршанов: вероятно, он слишком забегал вперед. В начале 1900 года Матисс вынужден зарабатывать малярным ремеслом, принимая участие в качестве поденщика в декоративном оформлении Гран-Пале — огромного, только что завершенного здания, предназначенного для размещения картин и скульптур.

Гран-Пале, Париж
1900
Архив ГМИИ им. А. С. Пушкина

Расстановка творческих сил во французской столице в ту пору отличается исключительно большим разнообразием и значительно возросшей за короткое время терпимостью по отношению к любым новшествам, ведь и сама Всемирная выставка 1900 года была не чем иным, как колоссальным парадом новшеств. Маршруты восхождения на парижский художественный Олимп понемногу теряют стандартизованность, узаконенность. Салонные блага и награды все меньше привлекают молодых художников. С другой стороны, и приверженцы официально одобренного искусства все охотнее перенимают то, что еще недавно подверглось бы самому решительному осуждению академическим ареопагом. Это, в частности, относится к широкому использованию приемов ар-нуво (стиля модерн).


1 / 2

Морис Дени
Дань уважения Сезанну
1900
Холст, масло. 180 х 240
Музей Орсэ, Париж

Пьер Боннар
Мужчина и женщина
1900
Холст, масло. 115 х 72,5
Музей Орсэ, Париж

Характерно, что Морис Дени, один из корифеев ар-нуво и символизма, пишет большой групповой портрет «Дань уважения Сезанну» (Музей Орсэ, Париж), показывая своих друзей, благоговейно слушающих Мастера из Экса. Проницательный критик, превосходно владевший не только кистью, но и словом, Дени прекрасно понимал, сколь важное место во французской живописи уже занял Поль Сезанн, хотя до широкого общественного признания ему было еще очень далеко.

Группа наби, к которой принадлежал Морис Дени, тогда же выдвигает своих наиболее талантливых мастеров — Эдуара Вюйара и Пьера Боннара. В «Мужчине и женщине» (Музей Орсэ, Париж) Боннар просто и смело обращается к вопросам психологии и противостояния полов, которые в то время приобрели острое социальное звучание и волновали не только ученых и медицинских работников, но и всех мыслящих людей.

Растущее понимание колористических основ живописи ведет к укреплению позиций неоимпрессионизма на парижской сцене, равно как и к выходу этого стиля за пределы Франции. Молодых художников заметно привлекают Поль Синьяк и Анри Эдмон Кросс.

Население земного шара

1900-й, завершающий год столетия, самой логикой летосчисления подталкивал к подведению итогов, всестороннему учету различных показателей, тем более, что XIX век стал, по крайней мере для Европы, эпохой величайших достижений цивилизации. Было подсчитано, в частности, что земной шар населяет 1617 миллионов человек (за столетие эта цифра выросла на 711 миллионов). В 1900 году в России насчитывалось 132 миллиона человек, во Франции - 40, в крупнейшей стране западного полушария - США - 76.

«Боксерское восстание»

Солдаты Альянса восьми держав и европейские рекруты, подавлявшие “боксерское восстание” в Китае
1900

Европейские государства, включая Россию, приступили к подавлению «боксерского восстания» в Китае, направленного против западной экспансии. В результате в Китае была провозглашена политика «открытых дверей».

Первый номер газеты «Искра»
Декабрь 1900

Г. В. Плеханов и В. И. Ленин основали в эмиграции марксистскую газету «Искра». Нелегальная пресса способствовала распространению в России антиправительственных настроений.


1 / 2

Развитие России

Закладка Великого Сибирского пути.
Цесаревич Николай Александрович собственнорусно отвозит тачку земли на полотно пути во Владивостоке.
19 мая 1891

Арестанты прокладывают часть Великого Сибирского пути.
Конец XIX - начало ХХ вв.

Наряду с США, Англией, Германией и Францией Россия вошла в число ведущих индустриальных мировых держав. Финансовое положение страны оставалось достаточно прочным: тогдашний рубль обеспечивался золотом и стоил половину американского доллара. Развивалась российская железнодорожная сеть, была проложена часть Великого Сибирского пути, строительство которого началось в 1891 году.

Новое в познании мира

1900 год — поистине рубежная дата. Дело не в магии округлой цифры, закрывающей один период и уведомляющей о наступлении нового времени, а в сложении новых условий интеллектуального осознания мира, при которых точные науки соседствуют с эзотерическими поветриями, а рационализму сопутствует вера в таинства. Канун следующего столетия — перекресток самых разнообразных открытий в точных и гуманитарных науках, в литературе и искусстве. Макс Планк, основоположник квантовой теории, выводит закон излучения. Начинается эра цветной фотографии. Эдмунд Гуссерль публикует «Логические исследования», Зигмунд Фрейд - «Толкование сновидений» (русский перевод появится в 1913 году), а Анри Бергсон — книгу «Комическое».


1 / 2

Рубеж двух веков русской культуры

Михаил Врубель
Город Леденец. Эскиз декорации к опере “Сказка о царе Салтане” Римского-Корсакова (фрагмент)
1900

Михаил Врубель
Царевна-Лебедь (фрагмент)
1900
Холст, масло. 142,5 х 93,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва

К конечной точке XIX столетия русская культура подошла со многими весомыми достижениями, выдерживающими, особенно в области литературы и музыки, сравнение с самыми высокими мировыми образцами. Характерным свойством данного периода развития русской культуры была всеохватность, синтетичность, всемирность — при глубоком внимании к национальной природе избранной темы, образа, мотива. В 1900 году этот уникальный сплав качеств демонстрировала, в частности, опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», наверное, не лучшее создание этого композитора и все же до сих пор не утратившее значения. «Салтан» был поставлен в московской Частной опере, оформлял постановку М. А. Врубель. Партию Царевны Лебедь исполняла жена художника Н. И. Забела-Врубель. Много лет спустя Б. В. Асафьев восхищался «исключительной звуко-свето-красочной изобразительностью» этого представления.

В XIX в. в Париже было проведено пять Всемирных выставок: в 1855, 1867,1878,1889 и 1900 гг. А в XX в. - всего одна, в 1937 г. Частично такой спад можно было объяснить Первой мировой войной и ее последствиями.

Всемирные выставки были прежде всего витриной промышленных возможностей каждой нации и все более ускорявшегося технического прогресса, к которому приобщалась и широкая публика. Во Франции придавалось большое внимание этим событиям, ведь здесь страна могла продемонстрировать, на зависть окружающим, все свои самые передовые творческие и научные достижения, а также качественную продукцию товаров для роскошной жизни. Столица же получила от выставок богатое и впечатляющее архитектурное наследие, вокруг которого стали образовываться самые красивые кварталы.

Выставки 1855 и 1867 гг.

Всемирные выставки в Париже времен Второй империи соревновались в смелости с той, что проходила в Хрустальном дворце в Лондоне в 1851 г. Эти выставки начали эру больших залов с металлическими перекрытиями, освещавшихся стеклянными люстрами. Таким был, например, дворец Индустрии. Выставки поспособствовали развитию строительства на Правом берегу, в районе Триумфальной арки. Наконец, огромный поток туристов хлынул в столицу и ускорил строительство новых гостиниц.

Выставки 1878 и 1889 гг.

Обе выставки стали гордостью Третьей республики. Выставка 1878 г. стерла болезненные воспоминания от событий 1871 г. А та, что произошла в 1889 г., совпала со столетним юбилеем Французской революции. С урбанистической точки зрения обе выставки способствовали градостроительству на обоих берегах Сены. Город обязан появлением построенного на холме Шайо дворца Трокадеро и Эйфелевой башни. Эта металлическая конструкция, столь критикуемая консерваторами своего времени, была оставлена на своем месте, чтобы стать в глазах всего мира самым популярным памятником Парижа. Благодаря этим двум сооружениям, частью столицы стала и расположенная неподалеку Военная школа, доселе незаметная часть рабочего квартала Гренель.

Всемирная выставка 1900 г.

На смену дворцу Индустрии пришел Большой дворец. Вместе с расположенным напротив Малым дворцом он окаймляет новый триумфальный путь, соединяющий Елисейский дворец с Домом инвалидов, через мост Александра III, который был построен к выставке.

Выставочные проекты впервые перестают быть «готовыми к демонтажу» зданиями. Оба дворца и мост стали демонстрацией нового архитектурного вкуса города, соединившего классический камень, украшенный резьбой с металлическими конструкциями. Сегодня эта архитектура торжествующей промышленной роскоши вроде бы прекрасно уживается с государственными учреждениями на Левом берегу, построенными при Людовике XIV и Людовике XV.

Выставка 1937 г.

Всемирная выставка в Париже получилась странной. Призванная воспевать достижения демократических государств, она поразила павильонами, расположенными напротив друг друга, двух великих тоталитарных держав, Советского Союза и Германии. От этой выставки осталось воспоминание о некоторой социальной напряженности, а также строительство здания в неоклассическом стиле нового дворца Шайо.

По каждому затронутому вопросу в печати шло оживленное обсуждение. Приведем заметку современника о заре автомобилестроения: "Можно сказать, что с 1900 года, с Парижской выставки, начинается новая эпоха в Европе относительного развития автомобилизма и замены движения по улицам экипажей с лошадьми.
Вероятно, в ХХ веке автомобили вытеснят экипажи с лошадьми. Выставка автомобилей в Венсене и на Марсовом поле, кажется, вполне это подтвердила. Мы были поражены обилием автомобилей на выставке. То же можно сказать и об автомобилях на улицах Европы, главным образом в Берлине и в особенности в Париже. В Париже есть даже экипажи извозщиков-автомобильных (так называли первые такси. - Н.М.). Из французских автомобилей обращают внимание фирмы Пежо-братья и Бото".

The little Palace, Exposition Universal, 1900, Paris, France

Но надо заметить, что искусство экспозиции совершенствовалось от выставки к выставке. Постепенно складываются фундаментальные требования к выставочному павильону, к показу изделий. К концу века большое влияние на выставки оказал стиль модерн, своим рационализмом вытесняя безалаберность эклектики. Влияние модерна стало очевидным на парижской выставке 1900 года. Появляется деление не только по странам и фирмам, но и по отделам-отраслям. Создаются модели, макеты для показа производственных процессов. Постоянно совершенствовались и старые методы показа – диорамы и панорамы (первая диорама была устроена в Париже еще в 1822 году Дюгером и Батаном с развлекательной целью). Живописные картины и гравюры с изображением заводов-участников сменялись макетами этих заводов, а то и диорамами. Технический прогресс призвал на службу в выставочные стенды чертежи, таблицы, диаграммы и новейшее изобретение – фотографию. Уже на первой всемирной выставке 1851 года возникла проблема передвижения посетителей по территории выставки. Так появился первый выставочный транспорт (омнибусы). Позднее, на выставке в Чикаго (1893), были впервые применены «подвижные тротуары», передвигавшие на ленте транспортера ежедневно до 10 тысяч посетителей. Появилась проблема утомляемости посетителей. Организация зон отдыха повлекла за собой создание целой индустрии развлечений, что совпадало с желанием устроителей возместить огромные расходы и, как тогда говорили, «не сыграть в плачевный дефицит». Появляются театры, рестораны, а также различные аттракционы, доходные зрелища, так называемые «ГВОЗДИ».
Особой популярностью у публики пользовалась всякая экзотика с ароматом колониальных наполеоновских и английских войн. Создавались «гавайские деревни» и «индийские чайные», стрелковые тиры в стиле африканского сафари, «уголки средневекового Парижа» и т.д.

Alexandre III, bridge, Exposition Universal, 1900, Paris

Дух наживы привлек в индустрию развлечений новинки технической мысли и прогресса: электричество, кинематограф. В Париже «выставка как таковая... отступила на второй план перед зрелищами».
Мысль о создании детского городка развлечений «Диснейленд» в Америке родилась в середине XX века после того, как Диснею, художнику-мультипликатору и бизнесмену, попал в руки альбом «Парижская всемирная выставка 1900 года».
Одно из поразительных достижений, связанное с использованием электричества в технике, - развитие металлургии алюминия. Еще десять лет назад алюминий считался дорогим металлом, но с тех пор как для его получения применили электрический ток, цена его упала в десятки раз. Алюминий уже использовался для изготовления брошек и запонок, биноклей, ложек и вилок. Для увеличения твердости создавали сплавы алюминия с другими элементами. Его начали употреблять на детали автомобилей и провода электрических установок. Французы показали на выставке мост из алюминия длиной 15 м и массой 1500 кг. Выставка 1900 г. дала возможность проследить удивительные успехи алюминиевой промышленности за последние 10 лет: его выплавка по новому способу составила за это время 28 тыс. т.
На выставке в Париже посетители опять удивлялись лампам русского инженера А.Н.Лодыгина - они были с нитями из молибдена и вольфрама, не в пример уже известным, угольным, представленным тут же. Когда о лампах Эдисона с бамбуковой нитью зашумела пресса, авторы каталога Всемирной выставки описали опыты Лодыгина по созданию ламп накаливания и напомнили: "Из этого следует, что получение углей для ламп посредством прокаливания органических продуктов впервые применено было в России, а не за границей".

Но еще больше поражала знатоков самая большая в мире динамо-машина трехфазного тока мощностью 4500 л.с. конструкции М.О.Доливо-Добровольского. Построила ее немецкая фирма для электроосвещения Берлина.
В докладах на IV Международном электротехническом конгрессе, состоявшемся в Париже в период работы выставки, всему ученому миру были представлены основные итоги русского творчества в области электротехники в изданном на русском и французском языках "Очерке работ русских по электротехнике с 1800 по 1900 г. Объяснительный каталог экспонатов, выставляемых VI электротехническим отделом Русского технического общества".
Парижская выставка демонстрировала изобретения продолжателей дела основоположников в области электроосвещения Лодыгина и Яблочкова. В.Н.Чиколев спроектировал дуговую лампу с дифференциальным регулятором для сближения электродов, применив для регулирования маленький электродвигатель. Позже этот принцип Чиколева конструкторы использовали в прожекторных лампах. Он же предложил фотографический способ исследования и проверки отражательных прожекторов. Экспонировались электрическая свеча В.Тихомирова, дуговая электролампа Репьева, регулятор для луговых ламп системы Майкова-Доброхотова.

Были представлены русские изобретения и в области создания электромашин: динамо-машина без железа Д.А.Лачинова, дисковая динамо-машина и трансформатор А.И.Полешко, динамо-машины А.Клименко.
Экспонаты напоминали, что в России созданы оригинальные электролитические способы отбеливания тканей: А.П.Лидова и В.Тихомирова, С.Н.Степанова. Были также выставлены аккумуляторные системы Хотинского, оригинальные гальванические элементы П.Н.Яблочкова, В.А.Тюрина (последний создал крутильные весы высокой чувствительности).
Наряду с этим, как указано в отчете генерального комиссара русского отдела, были представлены "первые русские телеграфные аппараты, доказывающие, что неоднократно первыми великими изобретателями были русские... В электрическом же деле... те же примеры в изобретениях гг. Яблочкова и Лодыгина".
Русская творческая мысль создавала богатые потенциальные воэможности для внедрения в практику ценных изобретений, но в царской России с ее слабой экономикой все это глушилось, не поддерживалось власть имущими.

По разделу воздухоплавания имели успех экспонаты русских авиаторов Поморцева, Кузьминского и Янга: измерительные приборы, аэропланы, парашюты, моментометры и газотурбинные двигатели. Метеоролог генерал-майор М.М.Поморцев изобрел ряд аэронавигационных и других приборов, с 1895 г. он - председатель VII (воздухоплавательного) отдела Русского технического общества.
Русский инженер П.Д.Кузьминский, изобретатель газовой турбины, также занимался воздухоплаванием и был одним из инициаторов создания VII отдела РТО. Он неоднократно предлагал использовать для целей воздухоплавания быстроходный и вместе с тем легкий турбинный двигатель. За семь лет до выставки в Париже он заявил Военному министерству о своей готовности построить воздушный корабль собственной конструкции, но предложение осталось без ответа.
Всемирная выставка 1900 г. подводила каждую страну-участницу как бы к отчету о своих достижениях. Чем же еще отличалась российская экспозиция на таком знаменательном смотре?

В русских экспозициях на выставке, как обычно, отводилось большое место предметам роскоши, ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней, мехам. Центральным экспонатом в русском павильоне, архитектурно воспроизводившем в миниатюре Московский Кремль, была огромная пирамида из 35 тыс. пар калош, представлявших собой суточную выработку российско-американской мануфактуры в Петербурге. По выпуску калош Россия тогда занимала первое место в мире.
Живописно выглядел ансамбль белокаменных построек по мотивам башен и палат Кремля. В нем экспонировались образцы дерева, шелка, ковры, металлические изделия, чай, рис, хлопок и многие другие изделия и продукты. В кустарном отделе по проекту художника К.А.Коровина выстроили несколько деревянных домиков и церковь - как бы улицу русской деревни. Он получил орден Почетного легиона за оформление экспозиции.
В комнатах собрали изделия кустарей со всей страны: кавказское оружие и резные серебряные изделия, новоторжскую вышитую обувь, вышивки, кружева, ножи, а также поливные керамические изделия, квасники, бураки. Фабрика фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова из Петербурга, выставившая фарфоровые блюда, чайные и столовые сервизы, чашки, стаканы, фигурки, а также туалетные, умывальные кофейные приборы, получила большую золотую медаль.

L’Exposition Universelle de 1900 est la plus étendue géographiquement. Elle englobe, dans l’ouest parisien, des Invalides au Champ de Mars, une bonne partie des deux rives de la Seine.

За высокое качество золотых и серебряных нитей, отличающихся особой тонкостью и мягкостью, золотоканительная фабрика, основанная в 1785 г. прадедом К.С.Станиславского, получила высшую награду "Гран-при", а сам Константин Сергеевич и другие работники фабрики были награждены медалями.
Каслинское литье
Знаменитая мастерица дымковской глиняной игрушки А.А.Мезрина участвовала со своими изделиями на выставке в Париже, причем игрушки не только показывались, но и продавались. Известный художник А.М.Васнецов по просьбе устроителей русского павильона специально закупил в Дымкове для этой цели тысячу штук, и они пошли в Париже по франку каждая.

С давних пор на Руси известна была шемогодская резьба: ажурное сечение покрывало туески, ларцы, шкатулки из бересты. Лучшие поделки мастера И.А.Вепрева в 1900 г. были удостоены диплома Всемирной выставки. Другое деревянное чудо - русская матрешка - родилась в 1891 г., когда в столярно-резчицкой мастерской в Абрамцеве токарь В.3вездочкин ее выточил, а художник С.Милютин разрисовал. В 1900 г. нарядная матрешка впервые появилась на Всемирной выставке. За оригинальность формы и своеобразную роспись русская игрушка завоевала золотую медаль.
Ко времени участия России во Всемирной выставке был срочно составлен обширный труд под общей редакцией В.И.Ковалевского "Россия в конце XIX века". В нем подводились итоги минувшего столетия. Авторы с горечью резюмировали: "Горная промышленность не получила до сих пор в России развития, соответственно ее природным богатствам, и занимает пока в ряду других отраслей добывающей промышленности второстепенное место... Несмотря на наблюдаемый за последние годы быстрый рост железной промышленности в России, производство туземных заводов все еще не может удовлетворить в ней спроса на железо".

Le palais des illusions (Hénard architecte)

Разведанные минеральные запасы России были малы. Даже в начале ХХ в. в справочниках по стране, занимавшей первое место в мире по площади, числилось среди разведанных мировых запасов по каменному углю немногим более 3%, по железной руде - не более 1%, фосфоритам тоже. Россия давала почти половину мировой добычи золота и нефти, но зато залежи никеля, калия, бора, серы, бокситов, по сути, вовсе не были известны.
Тем не менее русский горный отдел на выставке был одним из самых обширных. Из Тагильского и Лысьвинского горных округов, Луньевских каменноугольных копей на выставке были представлены уголь, образцы железной и марганцевой руд, золота, платины, меди, малахита и других полезных ископаемых. И хотя уральские заводы выглядели "с нежелательной полнотой", экспозиция произвела настолько сильное впечатление, что устроители выставки присудили именные бронзовые медали маркшейдеру Луньевских каменноугольных копей Иванову и управителю Тагильского медного рудника Бурдакову.

The Palace Lumineux, night, Exposition Universal, 1900, Paris

Из металлических изделий обращали на себя внимание произведения казенных заводов: замечательный набор златоустовского холодного оружия, кусинское художественное литье, стальные косы различной степени закалки. Успешно продавались художественные изделия из чугуна Кыштымских заводов. Дружковский завод из Донбасса выставил 100-метровый рельс. В Париже демонстрировались миниатюрные действующие модели боевой трехлинейной русской винтовки образца 1891 г. наряду с ижевским охотничьим оружием. Эти экспонаты пользовались большим успехом - Ижевские оружейные и сталеделательные заводы были удостоены высшей награды "Гран-при".
Выдающимся экспонатом выставки 1900 г. стал громадный дворец-павильон из чугунного литья. Каслинские мастера представили его сначала на Всероссийскую промышленную и художественную выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Автором эскиза дворца-павильона был архитектор А.И.Ширшов. По его проекту на заводе выполнили модели, а потом отлили из чугуна огромное количество ажурных деталей. Выступающую карнизную часть фасада дворца поддерживают строгие колонны - по две слева и справа от входа. Стенки представляют сетчатые ажурные сплетения. У входа и внутри расположены изделия из чугуна, а сам павильон обнесен оградой.

Часть руского павилиона

На Всемирной выставке в Париже привлекло общее внимание превосходное произведение русского шлифовального и ювелирного искусства - драгоценная мозаичная карта Франции. Она была изготовлена на шлифовальной фабрике в Екатеринбурге под руководством мастера П.П.Милькова и предназначалась в подарок французской республике. Размеры карты - больше метра каждая сторона. Море выложено из светло-серого мрамора, а департаменты из яшмы разных цветов. Реки - платиновые нити, вделанные в яшму, города - драгоценные камни, оправленные в золото, названия городов набраны золотыми буквами. Всех городов на карте 126: Париж - крупный рубин, Гавр и Марсель - изумруды, Лион - турмалин, Бордо - аквамарин, Шербур - александрит, Тулон - хризоберилл, Руан - сапфир, Лилль - феноцит, Реймс - хризолит, Нант - берилл, Ницца - гиацинт; 21 город из аметистов, 55 из турмалина и 38 из горного хрусталя. Карта вставлена в раму из яшмы шиферного цвета. Восхищенные зрители по достоинству оценили чудесную коллекцию уральских камней, показанную в такой своеобразной форме. Выполненная с тонким художественным вкусом и исключительным мастерством, карта получила высокую награду Всемирной выставки, а ее автор В.В.Мостовенко, директор фабрики - командорский крест Почетного легиона.

Плакаты о начале и закрытии выставки

К выставке приурочили свои заседания 127 различных конгрессов: по ацетилену, истории, религии, коммивояжеров и булочников, организаторов воскресного отдыха и противников злоупотребления табаком, сторонников стандартизации ниток и т.д. На физическом конгрессе из русских были П.Н.Лебедев, М.А.Шателен, К.А.Тимирязев и другие.
Каслинское литье
В.И.Вернадский принял участие в VIII сессии Международного геологического конгресса, проходившей во время Всемирной выставки, которая произвела на ученого большое впечатление. Он много времени проводил на выставке, изучал современное положение рудного дела, главнейшие рудные залежи всего мира. В письме к сыну от 19 августа 1900 г. он писал: "Выставка поражает своими размерами. Наиболее интересное и важное, новое наблюдается в технике и в искусстве. В технике - новые металлы, новые электрические лампочки (без угля и без стекла) - твердая сталь при красном калении. И в каждой стране можно наблюдать много нового".

План выставки.Кликабельно

Необычность планировочного решения российского павильона была продиктована своеобразным и чрезвычайно неудобным местом, выделенным для его постройки. Это было очень узкое и длинное пространство вдоль стены Trocadero. Коровин блестяще и остроумно справился с задачей, поставив четыре отдельных постройки по одной оси и соединив их открытыми переходами-галереями.
Осенью 1899 года в Москве вчерне была закончена постройка павильона, затем он был разобран и перевезен в Петербург для отправки в Париж морем. Окончательная сборка на месте осуществлялась под руководством И.Е. Бондаренко русскими рабочими, предоставленными Р.Ф. Мельцером, архитектором Общего русского отдела Парижской выставки.

Interior of exhibition building, Exposition Universal

За час до наступления полуночи 30 октября 1900 г. Эйфелева башня осветилась багрово-красным светом и раздался пушечный выетрел, возвестивший о закрытии выставки. Так закончился XIX в. на всемирных выставках.
Россия за экспозицию получила 1 589 наград, в том числе 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва. Золотой медали выставки 1900 года, наравне с Эйфелевой башней, был удостоен железнодорожный мост через реку Енисей.

Les pavillons des nations de Exposition universelle de 1900


Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки в Париже, 1867 года. - С.-Петербург: Издание В. Е. Генкеля, 1869. - VI, , 48, 349 с., ил.

Иллюстрированное описаніе Всемірной промышленной выставки въ Парижѣ, 1867 года. - С.-Петербургъ: Изданіе В. Е. Генкеля, 1869. - VI, , 48, 349 с., ил.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Отдавая на суд публики «Иллюстрированное описание Всемирной Выставки в Париже», мы считаем не лишним сказать несколько слов о цели этого предприятия.

В последнее время в обществе зародилось было сомнение относительно пользы вообще всемирных промышленных выставок. Чтобы убедиться в нелепости подобного предположения, достаточно взглянуть на произведения какой бы то ни было страны, выставленные на лондонской всемирной выставке 1862 г., и сравнить их с такими же произведениями парижской всемирной выставки 1867 года. Мы видим, что в последних нет более той топорности отделки, того безвкусия и бессмысленного воспроизведения форм, которыми так отличались многие произведения лондонской выставки. И это, конечно, очень естественно - всемирная промышленная выставка дает возможность как промышленнику, так и работнику сравнить на месте одни и те же предметы, приготовленные в разных странах и по различным способам, оценить качества одних и недостатки других, и вывести таким образом заключение о преимуществах того или другого способа. В самом деле, парижская всемирная выставка 1867 года красноречиво доказала нам всю пользу подобных выставок; она дала нам возможность обозревать различные степени культуры, на которых стоят отдельные народы, и вместе с тем составить себе общее понятие о цивилизации всего земнаго шара. Обозревая предметы парижской выставки, мы могли, некоторым образом, проследить известную часть истории человечества. Так например, рядом с луком и стрелою первобытного человека, мы видели нарезную пушку и игольчатое ружье; рядом с грубыми письменными знаками едва известных народов, выцарапанными, на древесной коре или на пальмовых листьях, - телеграфные аппараты, счетные машины и гигантские книгопечатные станки цивилизованных народов.

К сожалению не все наши промышленники имели возможность лично присутствовать на парижской всемирной выставке. Только немногим счастливцам удалось обозревать выставленные предметы и сделать сравнительную их оценку на месте... Исходя из этой точки зрения и имея в виду поощрение нашей отечественной промышленности, мы приступили к изданию «Иллюстрированного описания», и смеем думать, что оказали этим несомненную услугу нашей промышленности, которая еще сильно нуждается в подобного рода литературных предприятиях. В самом деле, для того, чтобы промышленность наша усовершенствовалась, ей необходим обильный запас хороших образцов, которые она заимствует теперь от иностранцев. Чтобы избавиться от этой рабской зависимости, прежде всего нужно художественное образование промышленников, а в этом отношении много могут помочь хорошие рисунки с сравнительной оценкой их. Мы говорим, конечно, помочь, потому что главное должно быть сделано художественными школами, в учреждении которых Франция и Англия опять-таки далеко опередили нас.

Мы надеемся, что «Иллюстрированное описание парижской всемирной выставки» принесет свою долю пользы в этом отношении. Мы поместили, в виде фельетона, целый ряд очерков, в которых критически старались оценить некоторые существенные отделы выставки и указать на характер и цель самой выставки. Мы даже сделали попытку доказать влияние древней промышленности на современную.

К «Иллюстрированному описанию» приложена еще «Хроника выставки», в которой мы сделали подробную оценку 10-й группы, как более интересной. Кроме того, она заключает в себе статьи более общего содержания, целью которых - представить читателю по возможности разностороннюю и интересную характеристику парижской всемирной промышленной выставки 1867 года.

Художественно-образовательное значение нашего «Иллюстрированного описания» станет ясным для каждого, кто только согласится с тем, что вообще всемирные выставки служат превосходными образовательными школами для рабочих, а не согласиться с этим нельзя, приняв в соображение то влияние, какое оказала последняя всемирная выставка на этих бедных тружеников, в таком громадном количестве стекавшихся на Марсовое поле.

Надо, к сожалению, сознаться, что при всем нашем старании выставить произведения русской художественной промышленности в более выгодном для нее свете, мы все-таки должны были отдать преимущество иностранцам, которые в этом отношении далеко опередили нас.

В «Иллюстрированном описании парижской всемирной выставки» мы старались представить замечательнейшие образцы художественной промышленности каждого отдела и каждой страны, и таким образом составить долговечную картинную галлерею, интересную для всех, кто только принимал какое-либо участие в парижской выставке, или интересовался ею. Наши картинные изображения дают наглядное понятие о художественно-мануфактурных произведениях всех стран, и представляют их в таком же виде, в каком они были представлены на выставке (насколько конечно это вообще возможно в иллюстрациях).

После всего вышесказанного, смеем думать, что предлагая публике эту книгу, мы предлагаем ей труд полезный, добросовестный, который окажет несомненную услугу нашей отечественной промышленности и будет служить настольной книгой для тех промышленников, которые желают вести свое дело согласно современным требованиям.

С.-Петербург.

В. Генкель.

Предисловие.. V

Фельетон: Характер и цели Парижской всемирной выставки 1867 г. ... 1

Стекло, как предмет необходимости и роскоши... 68

Кружева, белье и вышивка...117

Влияние античных произведений на искусство...141

Материалы керамического искусства и скульптуры: глина, камни, мрамор.184

Мебельное и художественное столярное мастерство...228

Ковровое производство, шерстяные, шелковые, бумажные ткани и смешанная пряжа...261

Металлы. - Изделия из золота и серебра. - Драгоценные камни...298

Фарфоровые и гончарные изделия.310

Бронза. - Влияние искусства на промышленность.. 331

Общий взгляд на Парижскую промышленную выставку 1867 г. ..342

Общий вид Марсова поля и всемирной выставки.. 1

Мелочи...4

Мебель и моды (Группы III и IV)..5

Мелочи...8

Обзор X-ой группы. 8

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. 12

Мелочи...-

Обзор X-ой группы (продолжение)..13

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение)...-

Мелочи... 16

Обзор X-ой группы (продолжение).17

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение).18

Мелочи..19

Обзор X-ой группы (продолжение)...21

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение) -

Мелочи..23

Обзор X-ой группы (окончание)..25

Русские экспоненты, получившие награды на Парижской всемирной выставке 1867 г. (продолжение).26



Всемирная выставка принесла французской казне доход в 7 миллионов франков. В выставке приняло участие свыше 76 тысяч участников, площадь выставки составила 1,12 км².




На Всемирной выставке 1900 года были впервые представлены публике озвученные фильмы и эскалаторы, а Campbell Soup был награждён золотой медалью (она по сей день изображена на банке супа).



Рудольф Дизель представил на суд посетителей выставки дизельный двигатель, работающий на рапсовом масле.

Выставку в Париже 1900 года посетило около 50 миллионов человек

Были также представлены многие панорамные картины и новые панорамные техники, такие как синеорама, мареорама и Транссибирская железнодорожная панорама.




В центре внимания во Дворце Иллюзий оказался телескоп с диаметром объектива 1,25 м, позволяющий увидеть Луну с расстояния одного метра. Этот телескоп был самым огромным из всех созданных на тот момент. Окуляр телескопа насчитывал 60 м в длину и 1,5 м в диаметре.




А пресса восторженно отзывалась о русском отделе. Золотая медаль выставки специальным комитетом во главе с Густавом Эйфелем была присуждена русскому инженеру Лавру Проскурякову за Красноярский железнодорожный мост. Французская печать дружно отмечала «огромный рост русской промышленности» и «невероятный прогресс» России во всех отраслях искусства и промышленности.


На предыдущих Всемирных выставках Россия была слабо представлена, однако на выставке 1900 года правительство решило продемонстрировать техническую мощь России как можно полнее.


Благодаря особым дружественным отношениям России и Франции, для русского отдела была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м². На участие в выставке Россия потратила 5 226 895 рублей (из них правительство ассигновало 2 226 895, а учреждения и экспоненты 3 000 000 рублей).

На участие в выставке 1900 года Россия потратила 5 226 895 рублей

В работе выставки принимал активное участие Д. И. Менделеев, который был вице-президентом Международного жюри.