Художественные выставки. Выставочное пространство как разновидность художественного

Художественные выставки - публичный показ произведений искусства. Художественные выставки - форма ознакомления зрителей с искусством (с художественным наследием и с современным скусством). Художественная выставка представляет собой рационально организованный комплекс идейных, смысловых, эстетических и материальных компонентов. Художественные выставки объединяют произведения по какому-либо признаку - по составу участников и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства ( , скульптура, портрет, пейзаж), а также по темам (так называемые тематические выставки) и направлениям в изобразительном искусстве. Художественные выставки подразделяются на национальные, региональные, международные, стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные. Художественные выставки могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные - " " и др.).

Произведения искусства, составляющие коллекции музеев, актуализируют свои эстетические качества с помощью феномена выставки, которая предстает перед зрителем в виде особого художественного пространства, существующего в соответствии со своей внутренней организацией, подчиненной воздействию конкретной архитектурной среды музея, экспонируемых объектов, их носителей и концептуального замысла. Художественная выставка концентрирует на своей территории многие актуальные явления искусства и культуры, участвует в становлении и развитии общечеловеческих ценностей. Сфера применения выставок активно расширяется.

Художественная выставка является одним из самых значительных явлений современной культуры. Используя в качестве своего основного выразительного средства репрезентативность как наиболее эффективный способ передачи информации, выставка апеллирует к чрезвычайно широкому спектру понятий и ассоциаций в самых разнообразных областях гуманитарной отрасли знания.

Классификация художественных выставок

  • Персонально-монографическая - выставка одного художника, обычно демонстрирует эволюцию его творческой деятельности на примере лучших его работ
  • Персонально-тематическая - выставка одного художника, где работы автора объединены одной творческой темой
  • Тематическая - выставка творческих работ разных художников, художественных произведений в разных техниках, объединенных одной темой
  • Мемориальная - выставка, организованная в память о художнике после его смерти
  • Групповая - выставка, объединяющая работы нескольких художников
  • Парная - художественная выставка двух авторов
  • Международная (региональная, национальная) - выставка, объединяющая художников из разных стран
  • Периодическая - ежегодная, двухгодичная, например, бьеннале современного искусства
  • Стационарная - постоянная экспозиция, например, выставки в музеях

История художественной выставки

История художественной выставки имеет давнюю историю существования и развития и ведет свое начало от коллекций, принадлежащих лицам, наделенными либо светской или духовной властью, либо обладающими значительными денежными средствами. Прообразы выставочной деятельности появляются еще в глубокой древности, когда для достижения необходимого результата выбиралась та или иная форма организации наглядной демонстрации основных ценностей общества – государственных и религиозных идей. С этой целью привлекадись произведения искусства.

Возникновение музеев в России

Возникновение института музея в России, как собрания искусства в современном понимании, в большинстве случаев относится к концу ХIХ, началу ХХ веков. Именно в этот период были организованы музеи, известные ныне как Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств в Москве, Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей в Петербурге.

Пространство как основа успеха художественной выставки

Проблематика художественного пространства связана с установлением факта зависимости способов организации иллюзорного трехмерного пространства в искусстве от законов восприятия и организации человеком реального пространства. Использование прямой и обратной перспективы в различных художественных традициях – восточной и западной, отвечает определенной формуле и различных взаимоотношений между миром и человеком. Разработка концепции «точки зрения» как основного структурообразующего фактора композиции произведения искусства осуществлена в 1960-е годы Б.А. Успенским. Его позиция связывает отличительные особенности основных систем передачи пространственных характеристик в живописи – прямой и обратной перспективы с неподвижностью или динамичностью зрительной позиции, т. е. перед художником стоит задача переорганизовать реальное, видимое пространство в художественное, в себе замкнутое, соотнося его с двухмерной плоскостью картины.

Успенский разрабатывает и концепцию «рамок», предназначенных для организации изображения и придания ему семиотического характера. Мир, по мнению Успенского, предстает в своей «знаковости», будучи обозначенным границами, т. к. именно они и создают изображение. Представитель той же школы семиотики М. Шапиро развивает «концепцию рамы», анализируя варианты отношений между рамой и живописным пространством. В одном из них, рама выдается вперед и окружает изображение с видом перспективы, что способствует созданию впечатления глубины. В другом варианте рама «входит» в пространство изображения, «перерезает» фигуры переднего плана и начинает принадлежать этому пространству. В современном искусстве в ряде случаев абстрактных или плоскостных изображений имеет место отсутствие рамы. Здесь холст, наоборот, выступает из стены как вполне самостоятельный объект.

Выставочное пространство как разновидность художественного

Схема выставочного пространства состоит из выставочной среды, пространства, создаваемого оборудованием и пространства, воспроизводимого размещенными в нем произведениями искусства – экспонатами. Помимо пространственных характеристик выставка обладает и временными, определяющими ее нахождение как события в реальном времени, а также воссоздающими какой-либо временной отрезок прошлого. При организации художественной выставки рассматривается связь пространства физического, занимаемого выставкой, с собственно выставочным пространством, сформированного физическими объектами (оборудованием, экспонатами).

Классификация основных видов выставочных пространств:

1) «профильные», т. е. специально спроектированные и построенные для экспозиционных целей или же длительно функционирующие в этом качестве, приспособленные для таких целей, но изначально не для них не предназначенные;

2) «случайные», в том числе открытые выставочные пространства.

Все перечисленные виды выставочных пространств обладают наличием системы «мест» - акцентных точек, соотнесенных с проекциями ритмических членений пространства. Такая система акцентных точек будет обусловлена в каждом виде выставочных пространств наличием архитектурных элементов, функциональных узлов или же (открытые выставочные пространства) самими экспонатами и их носителями.

Физическая природа пространства выставки предполагает физическое освоение посредством перемещения. Логика расположения акцентных точек пространства является фактором его структурной упорядоченности и адекватного восприятия концепции выставки. Порядок пространственной организации выставки, отделенной преградами от окружающего пространства, отображает такое его свойство как «простор», допускающий в своей открытости явление и присутствие вещей (М. Хайдеггер). Вещи-экспонаты проявляют здесь свои не только эстетические, смысловые и коллекционные качества, но и обретают при взаимодействии и влиянии друг на друга принципиально новое качество – экспозиционное, проявляющееся только в данной выставочной среде.

Роль «мест» в пространстве выставки берет на себя и выставочная инфраструктура (щиты, витрины, постаменты), обеспечивающая возможность вещам-экспонатам не только наличествовать в своих эстетических качествах, но и демонстрировать вновь обретенное качество экспозиционности. В зависимости от конкретной экспозиционной задачи имеется возможность изменять взаиморасположение носителей экспонатов, не нарушая его соответствия акцентным точкам пространства выставки, что позволяет в одной и той же архитектурной среде выставки, используя одно и то же оборудование, осуществлять любые экспозиционные замыслы.

Выставочное пространство можно рассматривать и как семантическую структуру. В данном контексте музейные предметы-экспонаты являются знаками, образующими особый язык, который позволяет «читать» экспозиционные «тексты».

Выставки художественные

публичный, большей частью временный, показ произведений искусства. В. х. - основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством (См. Станковое искусство) (с современным искусством, с художественным наследием). Иногда В. х. устраивают также в целях продажи произведений искусства. Различаются В. х. международные, национальные, региональные (в СССР - всесоюзные, республиканские, областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные. В. х. могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные - «биеннале» и др.). В. х. часто объединяют произведения по какому-либо признаку - по составу участников (члены АХ, учащиеся художественных учебных заведений, самодеятельные художники и др.) и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства (живопись, скульптура, гравюра, портрет, пейзаж), а также по темам (так называемые тематические выставки) и направлениям в изобразительном искусстве. Большое значение имеют музейные В. х. (персональные и тематические, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке обмена из других музеев, выставки новых поступлений в музей и др.). Выбранная участниками выставки или назначенная специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование В. х., размещение экспонатов, издание каталогов, путеводителей, организация экскурсий и лекций и т.д.). Для многих (главным образом тематических) В. х. в соответствии с их темой и идейной направленностью составляется план экспозиции (См. Экспозиция).

Первыми В. х. были публичные показы художественных произведений в Древней Греции (с 6 в. до н. э.), в Италии в 15-16 вв. во время праздничных шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры, осуществлявшая с 1653 показ работ своих членов, с 1699 начала устраивать выставки в Лувре (см. Салон). В 18 в. регулярные выставки были организованы и АХ других государств (в том числе с 1760-х гг. АХ в Петербурге). С 19 в. В. х. становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во 2-й половине 19 в. наряду с официальными академическими выставками возникают неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе «Реализм», 1855, «Салон отверженных», 1863, - обе во Франции) и общественные выставочные объединения (Национальное общество изящных искусств, 1890, во Франции; Сецессион ы, с 1892, в Германии и Австрии). Некоторые из них противопоставляли салонно-академическому искусству (см. Академизм в изобразительном искусстве и Салонное искусство) реалистическую программу, поиски новых средств художественной выразительности. В России в 19 в. наиболее передовой характер носили выставки передвижников (с 1871). Резкое увеличение количества В. х. в конце 19 - начале 20 вв. отразило сложный и противоречивый характер русского искусства этого периода (выставки объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет» и др.), возросший интерес к изучению национального художественного наследия (Историко-художественная выставка портретов, 1905, Петербург).

Для искусствознания большое значение имеют В. х., посвящённые отдельным явлениям истории искусств, на которых нередко экспонируются произведения, хранящиеся в разных странах. Культурному сближению народов, взаимообогащению их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен национальными В. х. (выставки «Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней», 1960, в Москве, «Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев», 1967-68, в Париже), международные В. х. («Искусство и Сопротивление», 1965, в Болонье), национальные и международные экспозиции на всемирных выставках (выставка «Гений человека-созидателя» в интернациональном павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967).

Лит.: Выставки советского изобразительного искусства. Справочник, т. 1-2, М., 1965-67; Luckhurst K. W., The story of exibitions, L. - N. Y., 1951; Koch G. F., Die Kunstausstellung. Ihre Geshichte von den Anfängen bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts, B., 1967.

В. М. Петюшенко.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Выставки художественные" в других словарях:

    Публичный (как правило, временный) показ художественных произведений, основная форма ознакомления зрителей со станковым искусством. Выставки художественные могут быть между народными, национальными, региональными (в СССР всесоюзные,… … Художественная энциклопедия

    Выставки художественные - публичный показ худож. произв. В. Х. могут быть всемирные, междунар., в пределах страны, респ., обл., гор. и др. В. Х. различаются по отд. видам и жанрам иск в, принадлежности к разл. направл. и группировкам, тематическим, гос. и частным… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Выставки художественные - ВЫ́СТАВКИ ХУДÓЖЕСТВЕННЫЕ. В годы войны деятели сов. иск ва, стремившиеся внести свой вклад в общее дело победы над врагом, создавали патриотич., значительные по идейному содержанию произв. графики, станковой живописи и скульптуры (см.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Публичные демонстрации достижений в области материальной и духовной деятельности человека. Современные В., независимо от разнообразия их наименований и организационных форм, можно подразделить: а) по целям проведения на торговые …

    - «Художественные сокровища дворцов музеев» книжная серия, вышедшая в издательстве «Искусство» (Москва) в 1966 году. Книги представляли собой альбомы увеличенного формата в целлофанированном переплёте, снабжённые большими историко архитектурными… … Википедия

    Учреждения, имеющие целью содействовать развитию изящных искусств, распространению X. познаний, образованию художников и скульпторов и т. п. Старейшее из них в России учрежденное в 1820 г. в С. Петербурге Имп. общество поощрения художеств,… …

    Публичные выставки произведений изящных и графических искусств, в особенности произведений скульптуры и живописи, рисунков, акварелей, гравюр на меди, стали и дереве и т.п. X. выставки устраиваются периодически академиями художеств, рисовальными… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Публичные, устроенные по определенному плану места для обозрения продуктов промышленности и искусства данного округа или страны, или многих стран, имеют своей задачей представить общую картину состояния промышленности и искусства данного периода… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Исследовательские и научно просветительные учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно прикладного… … Большая советская энциклопедия

    Научно просветительские и исследовательские учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспониро вание, хранение, изучение и популяризацию произведений изобразительного и декоративно прикладного искусства, а… … Художественная энциклопедия

Книги

  • Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области Каталог выставки , Галимова Е. (ред.). Книга является первым сводным аннотированным каталогом произведений, составляющих наследие Соловецкого монастыря и хранящихся в фондах музеев Архангельской области. В научный оборот вводятся…

Публичный, большей частью временный, показ произведений искусства .

Художественные выставки - основной метод ознакомления зрителей с изобразительным искусством (с современным искусством, с художественным наследием).

Иногда художественные выставки устраивают также в целях продажи произведений .

Художественные выставки различаются на международные, национальные, региональные (в СССР - всесоюзные, республиканские, областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные.

Художественные выставки могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные - «биеннале » и др.). А так же художественные выставки часто объединяют произведения по какому-либо признаку - по составу участников (члены академии художеств, учащиеся художественных учебных заведений, самодеятельные художники и др.) и их принадлежности к художественным группировкам, по видам и жанрам искусства (живопись , скульптура , гравюра , портрет , пейзаж ), и по темам (так называемые тематические выставки ) и направлениям в изобразительном искусстве.

Большое значение имеют музейные художественные выставки (персональные и тематические, с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке обмена из других музеев, выставки новых поступлений в музей и др.).

Выбранная участниками выставки или назначенная специальная комиссия (жюри) отбирает произведения по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организационную работу (комплектование художественной выставки , размещение экспонатов , издание каталогов, путеводителей, организация экскурсий и лекций и т.д.). Для многих (главным образом тематических) художественных выставок в соответствии с их темой и идейной направленностью составляется план экспозиции .

Первыми художественными выставками были публичные показы художественных произведений в Древней Греции (с 6 в. до н.э.), в Италии в 15-16 в. во время праздничных шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры , осуществлявшая с 1653 г. показ работ своих членов, с 1699 г. начала устраивать выставки в Лувре. В 18 в. регулярные выставки были организованы и академией художеств других государств (в том числе с 1760-х г. Академией художеств в Петербурге). С 19 в. художественные выставки становятся основной формой участия искусства в общественной жизни, ареной борьбы идейно-художественных направлений. Во 2-й половине 19 в. наряду с официальными академическими выставками возникают неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе «Реализм », 1855 г., «Салон отверженных», 1863 г., - обе во Франции) и общественные выставочные объединения (Национальное общество изящных искусств , 1890 г., во Франции; Сецессионы , с 1892 г., в Германии и Австрии). Некоторые из них противопоставляли салонно-академическому искусству реалистическую программу, поиски новых средств художественной выразительности.

В России в 19 в. наиболее передовой характер носили выставки передвижников (с 1871 г.). Резкое увеличение количества художественных выставок в конце 19 - начале 20 в. отразило сложный и противоречивый характер русского искусства этого периода (выставки объединений «Мир искусства », «Союз русских художников », «Бубновый валет » и др.), возросший интерес к изучению национального художественного наследия (Историко-художественная выставка портретов , 1905 г., Петербург).

В СССР и других социалистических странах художественные выставки предназначены для народных масс и играют большую воспитательную роль; это обусловило широкое распространение художественных выставок (в том числе тематических). Крупнейшие из них: «15 лет РККА» (1933 г.), «Индустрия социализма» (1939 г.), «Великая Отечественная война» (1942 г.), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран (1959 г.), «Искусство - в быт» (1960 г.), «На страже мира» (1965 г.), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967 г.) - в Москве; «Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции » (1967 г.) в Москве и других городах; Всесоюзная художественная выставка , посвящённая столетию со дня рождения В.И. Ленина (1970 г.) в Москве; «Мы любим жизнь» (1966 г.) в Берлине.

Велика роль художественных выставок в подъёме национальной культуры и роста национального самосознания в странах, освободившихся от колониального господства (1-й Международный фестиваль африканского искусства , 1966 г., Дакар, Сенегал). В капиталистических странах наряду с выставками классического и современного прогрессивного искусства устраивается много художественных выставок в рекламных, коммерческих целях, а также выставки , пропагандирующие буржуазную идеологию.

Для искусствознания большое значение имеют художественные выставки , посвящённые отдельным явлениям истории искусств , на которых нередко экспонируются произведения, хранящиеся в разных странах.

Культурному сближению народов, взаимообогащению их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен национальными художественными выставками (выставки «Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней», 1960 г., в Москве, «Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев», 1967-1968 г., в Париже), международные художественные выставки («Искусство и Сопротивление», 1965 г., в Болонье), национальные и международные экспозиции на всемирных выставках (выставка «Гений человека-созидателя» интернациональном павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967 г.).

Искусство окружает нас всюду: в доме, на улице, в музее. Однако есть особый вид знакомства с художественным творчеством: возможность пойти на выставку. Выставка - это показ произведений искусства широкой публике, организованный на определенный срок. Существуют большие и малые выставки. Они экспонируются как в специально отстроенных или приспособленных помещениях, так и в залах, занимаемых временно, например в залах музеев, Дворцов культуры, фойе театров и т. п. Такие выставки показывают творчество мастеров прошлого и современности, иногда совместно живописцев, скульпторов, графиков, архитекторов, художников декоративно-прикладного искусства. Но чаще всего устраиваются выставки мастеров одной специализации. Выставки могут быть посвящены творчеству отдельного мастера, определенной группы, школы, направления. В целом принципы, лежащие в основе организации той или иной выставки, достаточно гибки, подбор произведений проводится по темам, видам, жанрам, сюжетам и т. п. Бывают выставки международные, национальные, региональные (в СССР - всесоюзные, республиканские, областные, городские), стационарные и передвижные.

Посещение выставки в известной степени сравнимо с посещением театра, но разница все же будет весьма ощутимой. И не только потому, что там спектакль, а здесь произведения изобразительного искусства. На выставке вы видите множество людей, то сосредоточенно осматривающих экспозицию в целом или отдельную картину, статую, то беседующих, обсуждающих отдельные работы. Здесь сильнее чувствуется момент общения людей не только с искусством, но и друг с другом.

Публичные показы художественных произведений известны уже в Древней Греции, но выставочная деятельность в ее современном понимании началась во Франции в XVIII в., когда были открыты так называемые салоны, получившие такое название потому, что художники показывали произведения в салонах Лувра. Новшество это вызывало большой интерес публики и свидетельствовало об известной демократизации искусства. До этого, как правило, искусство было привилегией знатоков, покровителей-меценатов и коллекционеров. Теперь художественные произведения открыто выносились на суд публики. Выставки стали обсуждаться в печати - так родилась художественная критика. К открытию выставок печатался каталог, содержащий краткие сведения об экспонируемых произведениях и их авторах, позднее в них стали помещать репродукции выставленных работ. Все эти начинания со временем совершенствовались, изменялись по форме, по содержанию и впоследствии легли в основу определенной традиции выставочной деятельности. К началу XIX в. в парижском салоне, получившем всемирную известность, экспонировалось до 2 тыс. произведений. Широкими смотрами современного искусства стали Всемирные выставки, проходившие в Париже и Лондоне, где наряду с другими устраивались и художественные отделы.

Так как организация салонов находилась под строгим надзором официальных кругов, то неизбежно вспыхивали конфликты. Специально созданное жюри, призванное отбирать произведения, нередко не допускало на выставки произведения демократического, реалистического искусства. Художники, недовольные действиями жюри, неоднократно выступали за свободный показ произведений, требовали распустить жюри или сделать его выборным. Они устраивали и своего рода неофициальные «антивыставки» в своих мастерских и других помещениях. Так, Г. Курбе во время Всемирной выставки в Париже в 1855 г. строит отдельный павильон для своих произведений, демонстративно названный им «Реализм». Во Франции конфликт между художниками и жюри привел в 1863 г. к созданию «Салона отверженных», где показывались картины, не принятые на официальную выставку. В последующие годы художники стали практиковать устройство отдельных групповых независимых выставок (например, выставки художников-импрессионистов). К концу прошлого столетия число свободных художественных объединений со своей выставочной деятельностью заметно увеличилось. Пример Франции для многих стран Европы стал вдохновляющим. На рубеже веков делались попытки отдельно показывать не только живопись или живопись вместе со скульптурой и графикой, но скульптуру и графику раздельно.

В буржуазном обществе выставочная деятельность носит противоречивый характер: она способствует популяризации искусства, но в то же время служит проводником официальной идеологии. Кроме того, устройство выставок связано и со стихией художественного рынка. Кому быть «модным», «популярным» на выставках, порой решают торговцы картинами.

На рубеже XIX-XX вв. устраиваются выставки, посвященные старым мастерам. В настоящее время выставки такого рода, особенно большие, представительные, включающие малоизвестные произведения или, напротив, творения крупнейших мастеров прошлого времени, привлекают общественное внимание, становятся показателем интенсивности художественной жизни в той или другой стране.

В России выставки первоначально устраивались при Петербургской Академии художеств. В начале XIX в. на этих выставках показали картины известные живописцы: О. А. Кипренский , С. Ф. Щедрин, К. П. Брюллов , А. А. Иванов. Однако дух казенного академизма, который со временем стал властвовать в Академии, не мог не вызвать протеста демократически настроенных художников. Несколько художников решили покинуть Академию, создать свое объединение (см. Передвижники (Товарищество передвижных художественных выставок). Товарищество способствовало распространению в России искусства критического реализма, воспитанию художественного вкуса широких общественных слоев. За время своего существования ТПХВ устроило свыше 40 выставок. На рубеже веков в России возникли и другие групповые объединения, устраивавшие выставки («Мир искусства », «Голубая роза» и др.).

В СССР и других социалистических странах художественные выставки обращены, к широким массам народа и играют большую образовательную и воспитательную роль. Уже в 1920-е гг. ведущие массовые объединения художников: Ассоциация художников революционной России (АХРР) и Общество художников-станковистов (ОСТ) проводили многочисленные выставки, в том числе такие представительные, как «Жизнь и быт Красной Армии» (1922), «Революция, быт, труд» (1924-1925), «Жизнь и быт народов СССР» (1926), выставки, посвященные 10, 15 и 20-й годовщинам Красной Армии (1928, 1933, 1938), «Искусство в массы» (1929), «Индустрия социализма» (1939). Включение в экспозицию нашей страны на Всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1939) произведений советских художников продемонстрировало идейную целеустремленность советского искусства, его жизнеутверждающую силу, способствовало развитию социалистического реализма . Знаменательными событиями в культурной жизни страны стали выставки «Великая Отечественная война» (1942), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран (1959), «Искусство - в быт» (1960), «На страже мира» (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967), Всесоюзная художественная выставка, посвященная столетию со дня рождения В. И. Ленина (1970), Всесоюзные художественные выставки, посвященные 60-летию образования СССР: «СССР - наша Родина» (1982), «Художники - народу» (1982) и др.

Ежегодно в нашей стране творческими союзами, Академией художеств СССР , органами культуры организуется свыше 5 тыс. стационарных и передвижных художественных выставок, их посещают десятки миллионов человек. Существует определенная система проведения зональных, республиканских и всесоюзных художественных смотров, приуроченных, как правило, к знаменательным событиям в жизни страны. Так, очень представительным явился цикл художественных выставок «Мы строим коммунизм» (1980-1981), посвященный XXVI съезду КПСС. Великое содружество искусства и труда, возникшее в первые годы пятилетки, получает сегодня второе рождение. Художники, представители всех союзных республик, активно участвуют в трудовой жизни народа, воплощают в своих произведениях идеи коммунизма и мира.

Одна из важнейших сторон выставочной деятельности в нашей стране - выставки, которые устраиваются в порядке культурного обмена с зарубежными странами. Они способствуют укреплению дружеских связей между народами, дают возможность ознакомиться с шедеврами мирового искусства. В 1960 г. состоялась выставка «Искусство Мексики от древнейших времен до наших дней» в Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В 1973 г. выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона» из собрания Египетского музея в Каире была показана в Москве, Ленинграде, Киеве. За рубежом неоднократно устраивались выставки русского и советского искусства (в США, Франции, ФРГ, Японии и других странах). Крупнейшие выставки из собраний Лувра и Прадо были показаны в нашей стране в 1981 -1982 гг. Важным вкладом в развитие культурных связей между советским и французским народами стала выставка «Москва - Париж» (1980- 1981) в Национальном центре искусства и культуры им. Ж. Помпиду в Париже и в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Презентуете ли вы свои собственные работы или произведения других художников, проведение выставки – это уникальный обогащающий опыт. Хотя свести воедино столько элементов, чтобы это все образовывало единое целое и при этом имело смысл, может быть совсем не просто. Поэтому, когда вы самостоятельно организовываете выставку, крайне важно, чтобы у вас был план действий. Как только вы определились с темой выставки, можете принимать заявки от заинтересованных художников, выбрать подходящее для этого мероприятия место и запустить рекламную кампанию, чтобы вашу коллекцию увидели и оценили по достоинству как можно больше людей.

Шаги

Часть 1

Поиск произведений искусства

    Выберите объединяющую тему. Продуманную художественную выставку характеризует хорошо прослеживаемая тема, которая связывает разные кусочки вместе и дает ощущение, что они – часть единого целого. Продумайте, какой посыл должна передавать ваша выставка. Это может быть образ или явление, чувство или определенная изобразительная техника.

    Выберите самую впечатляющую работу. Отберите для показа несколько самых лучших или недавних произведений. Если вы проводите личную выставку, которая должна отводить основное место вашей собственной работе, вам понадобится от 10 до 30 картин для представления публике. Тему выставки нужно отобразить в каждом экземпляре.

    Свяжитесь с местными художниками для предоставления материалов для экспозиции. Проведите небольшое исследование в поисках творческих людей в вашем регионе, которые могут быть заинтересованы в участии в вашей выставке. Совместные усилия могут стать отличной возможностью для многих разных художников представить их искусство на одном мероприятии, что в результате даст более разнообразную и полную подборку.

    Работайте посредством разных каналов. Ваша выставка не должна состоять исключительно из полотен и рисунков. Свободно включайте работы фотографов, скульпторов и прочих мастеров образного искусства. Широкая подборка работ придаст сотрудничеству динамичную атмосферу и принесет больше радости вашим клиентам.

    • Самое лучшее решение – браться за произведения, которые можно оправить рамой, повесить на стену и продать. Хотя можно также пригласить поэтов или музыкантов, которые будут выступать на мероприятии, особенно если их работа дополняет тему выставки.

    Часть 2

    Организация мероприятия
    1. Определитесь с датой и временем. Организация художественной выставки требует изматывающей по интенсивности координации, поэтому будьте реалистичны касательно временных рамок, которые вы для себя устанавливаете. Стоит начинать планирование мероприятия по крайней мере за 2-3 месяца, чтобы у вас было достаточно времени на подготовку. Если есть возможность, выберите дату ближе к концу недели, когда у многих выходной, и люди ищут, чем бы заняться в городе.

      Забронируйте место проведения. Начните поиски подходящего места для проведения выставки. Самое очевидное решение – снять студию или художественную галерею, но помните, что выбор не ограничивается только традиционными художественными локациями. Вы можете поспрашивать в ресторанах, кафе, дворцах культуры, церквях и бизнес-центрах, и узнать, не желают ли они помочь в проведении этого мероприятия.

      Оцените ваши работы для продажи. Целью выставки является не только показ работ художника, но и их продажа. Как только у вас собралась экспозиция, стоит подумать, во сколько вы оцениваете каждое произведение. Постарайтесь установить цены, которые приемлемы и для вас и для покупателя, принимая во внимание технику живописи, техническую сложность и труд, вложенный в создание этого произведения.

      Пустите слух. Пусть люди в вашем окружении знают, что вы работаете над выставкой. Можете упомянуть об этом при личной встрече или разместить информацию о мероприятии на своих страничках в социальных сетях. В некоторых случаях возможно сотрудничество с администрацией места проведения – они могут сделать так, чтобы новость достигла более широкого круга посетителей через их веб-сайт, пресс-релизы и официальные анонсы.

    Часть 3

    Проведение успешной выставки

      Попросите помощи. Заручитесь поддержкой волонтеров, а также помощью профессионалов: грузчиков, рамочников и экспертов по освещению. Все вместе будет легче справляться с координированием разгрузки и погрузки работ, размещением необходимого оборудования и дисплеев в предусмотренном месте, наблюдением за произведениями искусства, чтобы их не повредили или не украли. Преданная команда может облегчить ваше бремя, а ее (команды) присутствие гарантирует, что мероприятие пройдет без сучка и задоринки.

      • Кроме грузчиков, неплохо нанять фотографа или оператора, чтобы заснять мероприятие на пленку, а также музыкальную группу или диджея для ненавязчивого музыкального сопровождения.
      • Делегируйте задания и обязательства команде волонтеров, чтобы у вас была возможность заняться последними штрихами в приготовлении.
    1. Подготовьте выставочное пространство. Первым вашим распоряжением станет монтировка и размещение произведений в предусмотренном месте. Исходя из этого, вы можете настроить освещение таким образом, чтобы каждая работа была хорошо освещена и отчетливо видна. Представьте, как вы хотите, чтобы посетители увидели пространство и взаимодействовали с ним, потом обдумайте окончательную планировку, которая будет удовлетворять поставленные задачи.

      • Как и все, что касается выставки, при составлении меню нужно учитывать локацию. Также подумайте, какую атмосферу вы хотите создать (обыденную или формальную) и в какие наряды должны быть одеты присутствующие.
      • Более авторитетные художественные галереи иногда покрывают стоимость продовольствия на больших мероприятиях.
    • Очень рекомендуется оформлять страхование ответственности для локации, где проводится выставка. Таким образом, вы не будете нести ответственность, если что-то случится с гостем, картиной или самим помещением.
    • Распланируйте, купите, организуйте доставку, уборку, обрамление и размещение как можно раньше, чтобы уменьшить стресс, связанный с приближением даты мероприятия.
    • Оберните работы в пузырчатую упаковку, чтобы защитить их во время транспортировки к месту проведения и обратно.
    • Если вы не боитесь публичных выступлений, выступите на открытии с краткой речью. Поблагодарите гостей за то, что они пришли, затем в течение нескольких минут коротко поясните выбранную тему, представьте художников, с которыми вы сотрудничали, и ваше общее виденье этого проекта.
    • Поразмыслите над тем, чтобы продавать другие товары (футболки, сумки, значки, и так далее), которые могут заинтересовать людей, не намеренных покупать оригинальные произведения искусства.

    Предупреждения

    • Не забудьте предупредить будущих посетителей, если на выставке представлены "взрослые" темы, которые не подходят для юных зрителей.