Су 30м2 технические характеристики. Авиация россии

Рассказ о тяжёлом многоцелевом истребителе поколения "4++", предназначенном исключительно для ВКС России, нужно начать с 80-х годов прошлого столетия, когда командование войск ПВО страны пришло к мнению, что необходимо иметь специальную боевую машину, которая могла бы использоваться не только как истребитель-перехватчик большой дальности действия, но и в качестве воздушного командного пункта для управления боевыми действиями группы Су-27.

Необходимость такой машины диктовалась географическим положением и размерами территории СССР, большой протяженностью воздушных границ, многочисленными малоосвоенными районами практически по всему периметру сухопутной границы с достаточно редкой сетью аэродромов. К тому же лётчики частей ПВО, освоившие Су-27, очень хорошо отзывались о двухместном учебно-боевом варианте этого самолёта, поскольку он сохранял все боевые возможности одноместной машины, а наличие на борту второго члена экипажа в условиях длительных полётов во время боевого дежурства в воздухе имело большие психологические преимущества.

Помимо этого, современные на то время бортовые радиолокационные и электронные комплексы имели столь широкие возможности, что одному пилоту в манёвренном воздушном бою практически невозможно было реализовать их в полной мере, а необходимость маневрирования, управления различным вооружением, мгновенного реагирования и принятия решений в сложной быстротечной тактической обстановке, создавали слишком высокие нагрузки на лётчика и не позволяли полностью использовать и его профессиональные возможности, и возможности истребителя.

Таким образом, вставала необходимость наличия второго члена экипажа, в кабине которого были бы продублированы элементы управления самолётом. Тогда первый пилот мог бы вести ближний бой, управлять самолётом и комплексом вооружения, а второй - решать задачи дальнего боя, наблюдать за воздушной обстановкой, выполнять функции воздушного командного пункта - руководить групповыми боевыми действиями. Наличие второго члена экипажа также должно было способствовать улучшению боевых возможностей машины и снизить отрицательные психологические факторы, влияющих на экипаж в длительном полёте.

В СССР не было машины, которая в комплексе могла бы быть использована и для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, и обеспечения боевых действий других родов авиации, и прикрытия наземных войск и объектов, и уничтожения десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.

Работы по созданию двухместной боевой машины, обладающей перечисленными возможностями, начались в ОКБ Сухого в середине 80-х годов. Базовой машиной для разработки нового проекта стал Су-27УБ, имевший двухместную кабину экипажа, большой внутренний запас топлива и десять точек подвески вооружения, а для обеспечения длительного барражирования вдали от аэродромов новый самолёт, получивший обозначение Су-27ПУ (Т-10ПУ), было решено оснастить системой дозаправки топливом в полёте. Отработка дозаправки проводилась в 1987 г. на опытной машине Т-10У-2. Летом 1988 г. на ИАПО (Иркутский авиазавод), выпускавшем серийные Су-27УБ, силами сотрудников Иркутского филиала ОКБ Сухого и местных специалистов, такой системой была оборудована одна из первых серийных учебно-боевых машин - Т-10У-5 (Су-27УБ № 01-02). Она и стала прототипом Су-30, получив новое обозначение Т-10ПУ-5. В следующем году к ней присоединился второй опытный самолёт Т-10ПУ-6, доработанный из Су-27УБ № 02-03 (Т-10У-6).

Оба самолёта были окрашены в стандартный голубой цвет, первая из них имела бортовой номер "05 синий", а вторая - "06 синий". Работы по модернизации шли быстро, и уже осенью того же 88-го года на ИАПО приступили к испытаниям первого из этих прототипов.

Для управления групповыми действиями перехватчиков в состав БРЭО включили специальную аппаратуру связи и наведения, при этом командир группы должен был располагаться в задней кабине самолёта, оснащенной широкоформатным телевизионным индикатором тактической обстановки, на который стекалась бы вся необходимая информация о координатах и характеристиках движения целей и положении в воздухе самолётов группы. Одновременно на Су-27ПУ модернизировали навигационный комплекс и систему дистанционного управления.

По аэродинамической компоновке новый истребитель практически ничем не отличался от своего предшественника Су-27УБ, благодаря чему он унаследовал почти все его лётно-технические характеристики и высокую надёжность в эксплуатации. По результатам лётных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развёртывании их серийного производства на ИАПО под обозначением Су-30. В 1991 г. в Иркутске начался серийный выпуск двухместных самолётов Су-30. Головная машина была поднята в первый полёт летчиками-испытателями Г.Е. Булановым и В.Б. Максименковым 14 апреля 1992 г.

Экономические трудности и распад СССР оказали большое отрицательное воздействие на программу Су-30. Серийное производство велось очень медленно, самолёты выпускались и поступали в части авиации ПВО России совсем в небольшом количестве.

В условиях развала экономики и практически отсутствия закупок самолётов со стороны оборонного ведомства России, ОКБ Сухого обратило своё внимание на возможность экспортных поставок Су-30. Для этих целей был разработан модернизированный коммерческий вариант Су-30МК - двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок зарубежным заказчикам. Первый полёт был выполнен в 1993 году. У истребителя расширилась номенклатура вооружения, была увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка выросла с 4 до 8 т, ресурс планера увеличили с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов.

В апреле 1994 года в Дели состоялось заседание российско-индийской рабочей группы по сотрудничеству в области авиации, на котором рассматривалась возможность производства в Индии истребителя Су-30МК. Переговоры продолжались в течение 2-х лет, и 30 ноября 1996 года в Иркутске был подписан контракт о поставке в Индию 40 самолётов Су-30МК. Контрактом определялись четыре стадии поставок в течение пяти лет, на каждой из которых предполагалось постепенно и поэтапно наращивать боевые возможности самолёта.

В начале нулевых состоялся переход на уровень машины фактически нового поколения - Су-30МКИ, буква "И" показывает, что данная модификация сделана специально для Индии. Этот истребитель оснащён передним горизонтальным оперением и двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые позволяют существенно улучшить манёвренные характеристики на малых скоростях полёта. Самолёт оснащён совершенно новым бортовым оборудованием, благодаря которому он способен уничтожать воздушные, наземные и морские цели. Первый полёт прототипа был выполнен в 1997 году.

Таким образом, Су-30МКИ Flanker-H - это многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги, с БРЭО совместного производства по международной кооперации России, Франции, Израиля и Индии, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

В июле 1998 года 12 пилотов 148 Центра Боевой Подготовки и Переподготовки Летного Состава авиации ПВО на двух истребителях-перехватчиках МиГ-31Б и четырёх серийных Су-30 совершили совместный лётный эксперимент с целью исследовать возможность боевого применения самолётов МиГ-31Б и Су-30 при полёте на продолжительность 10 часов с дозаправкой топливом в воздухе, выполнением боевых стрельб на полигоне Ашулук и имитацией перехвата самолётов "условного противника" на севере России.Кроме перехватчиков в эксперименте участвовали один самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и два самолёта-заправщика Ил-78. А-50 патрулировали в специально отведённой зоне, следили за воздушной обстановкой на большом пространстве и сводили все истребители в единую группу. Пара МиГ-31Б, взлетевшая с аэродрома в Правдинске, севернее Нижнего Новгорода, шла в передовом эшелоне, обнаруживая своими уникальными локаторами цели на расстоянии до 200 км и передавая информацию о них пилотам самолётов Су-30. Скоростные и высокоманёвренные Су-30, следуя в 60 км за МиГ-31Б, были готовы немедленно атаковать противника. Маршрут полёта протяжённостью 8500 км был проложен по европейской части России. В течение 10 часов экипажи выполнили три дозаправки топливом. Информационная поддержка исследовательского полёта осуществлялась с борта А-50. Поставленные перед экипажами задачи отрабатывались в разных боевых порядках.

Этим и другими последующими экспериментальными полётами были подтверждены цели, которые ставились для нового боевого самолёта: выполнение широкого спектра задач, в основе которых - уничтожение воздушных и наземных целей, управление групповыми действиями авиации, воздушная разведка, ведение боевых действий как над сушей, так и над морем.

В марте 2012 года был заключён контракт между Министерством обороны РФ и корпорацией «Иркут» на поставку 30 Су-30СМ в период до 2015 года. Как сказал при подписании контракта бывший в то время министром обороны Анатолий Сердюков, "Предстоящее поступление в Вооруженные силы современных сверхманёвренных двухместных истребителей Су-30СМ существенно увеличит боевую мощь российских ВВС. Кроме того, технические возможности самолёта позволят достичь более высокого уровня подготовки лётчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объёма закупок боевой авиационной техники нового поколения".

21 сентября того же года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялся первый полёт построенного по заказу российских ВВС истребителя Су-30СМ. Самолёт пилотировали лётчик-испытатель «ОКБ Сухого» Сергей Костин (командир экипажа) и штурман Павел Маловечко. Полёт продолжался два часа и прошел без замечаний.

Второй серийный самолёт взлетел четырьмя днями позже - 25 сентября. И 22 ноября 2012 г. ОАО «Корпорация «Иркут» передала два первых многоцелевых истребителя Су-30СМ в ВВС России. 5 декабря два новеньких истребителя совершили самостоятельный перелёт в Государственный летно-испытательный центр, расположенный в Ахтубинске Астраханской области. С этой даты начались поставки Су-30СМ заказчику - Министерству обороны РФ.

Су-30СМ - брат-близнец индийской модификации самолёта, который является базовой платформой тяжёлого многоцелевого истребителя предназначенного для ВКС России. Су-30МКИ выделяется среди своих собратьев и конкурентов универсальностью, реализованной в технологии "открытая архитектура борта", которая позволяет вводить в состав радиоэлектронного оборудования истребителя новые системы и применять управляемое вооружение даже иностранного производства.

Для ВКС России самолёт был адаптирован в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем, истребитель оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Какие-же задачи способен решать Су-30СМ? Это уничтожение современных и перспективных истребителей в операциях по завоеванию господства в воздухе, отражение массированных налётов разнородных сил противника, в том числе, крылатых ракет, в ходе прикрытия войск и объектов инфраструктуры от ударов с воздуха. Боевая машина обеспечивает сопровождение ударных авиационных группировок в условиях массированного информационного и огневого противодействия противника, способна уничтожать наземные подвижные и стационарные цели в ходе решения задач изоляции района боевых действий, поражения объектов войск и тыла противника. Также Су-30СМ может работать по надводным кораблям на океанских и морских театрах военных действий, противодействовать системам радиоэлектронной борьбы. Уникальная бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой обеспечивает дальнее обнаружение целей, а развитая система связи и второй член экипажа позволяют истребителю осуществлять оперативное управление группой самолётов, выполняющих совместную задачу. Наличие второго пилота и дублирование органов управления самолётом дают возможность подготовки лётного состава с применением всей номенклатуры авиационного вооружения.

Су-30СМ - первый в мире серийный боевой самолёт, обладающий сверхманёвренностью. Истребитель выполнен по аэродинамической схеме "триплан, неустойчивый в продольном канале". Для увеличения подъёмной силы и повышения манёвренности на самолёте установлено переднее горизонтальное оперение, которое автоматически отклоняется для обеспечения устойчивого полёта на больших углах атаки.

Ещё одна "изюминка" - силовая установка, состоящая из двух двигателей АЛ-31ФП, оси которых расположены под углом 32 o друг к другу. Дифференциальное отклонение на угол до ±16° в вертикальной плоскости и до ±15 o в любом направлении двух осесимметричных сопел позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего манёвра, сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него.

Также существенный вклад в повышение манёвренности самолета вносит интегральная аэродинамическая компоновка и электронная система дистанционного управления.

Радиолокационный прицельный комплекс, основу которого составляет БРЛС с фазированной антенной решёткой, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырёх из них. Возможности по обнаружению и поражению малоразмерных наземных целей расширяются за счет установки контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой. Система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле и многофункциональные жидкокристаллические цветные индикаторы с возможностью микширования изображения обеспечивают экипажу высочайший уровень ситуационной осведомленности.

Интегрированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с лазерной инерциально-навигационной системой и приёмником спутниковой навигации (ГЛОНАСС) обеспечивает высокую точность полёта по маршруту и выход в район цели. Самолёт обладает возможностью автоматизированного полёта на различных режимах, включая полёт на малой высоте, а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных, наземных и надводных целей.

Система автоматического управления, связанная с навигационной системой, обеспечивает полёт по маршруту, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.

Боевая нагрузка Су-30СМ общим весом до 8000 кг размещается на 12 узлах подвески. Вооружение самолёта в сочетании с комплексом БРЭО обеспечивает поражение воздушных целей, в том числе, с малой радиолокационной заметностью, в ближнем бою, успешное ведение упреждающих воздушных боёв на дальних дистанциях, поражение наземных и надводных объектов при помощи управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубинах обороны противника.

Российский двухместный многоцелевой истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-30 стал одной из самых популярных машин на рынке тяжелых многофункциональных истребителей.
В чем секрет его успеха?
Как он появился?
И в чем разница между Су-30М2 и Су-30СМ?
Подробнее - ниже...

Если коротко, то секрет успеха в том, что Су-30 обладает высокой маневренностью, мощной РЛС (+ уникальной ОЛС), современным БРЭО и мощным комплексом вооружения. И помимо этого - серьезно выигрывает у конкурентов по стоимости.

Помимо этого он - красивый... И, что немаловажно, русский. :)
А русские изделия военного назначения (особенно в последнее время) стали серьезно цениться в мире.

Предпосылки появления Су-30

Су-30 стал дальнейшим развитием учебно-боевого Су-27УБ.
Пару слов про его "предка".
В связи с тем, что самолет Су-27 значительно отличался от всех существующих в СССР истребителей как по уровню летно-технических характеристик, так и по возможностям системы управления вооружением, комплекса навигации и другого оборудования, для эффективной подготовки летчиков потребовалось создание его двухместного учебно-боевого варианта, названного Су-27УБ. При этом предполагалось, что сохранение на "спарке" в полном объеме бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения одноместной машины позволит использовать ее и как полноценный боевой самолет. Более того, учитывая большую дальность и продолжительность полета Су-27, наличие на борту истребителя двух членов экипажа в ряде случаев было даже предпочтительнее.

Опыт эксплуатации одноместных статически неустойчивых истребителей (4-е поколение) показал, что совокупные физические и сенсорные нагрузки на летчика в современном бою очень высоки. Эта проблема усугубляется увеличившейся дальностью (и продолжительностью) полетов современных истребителей, вызывавшей повышенную утомляемость летчика.
Это, а так же нехватка воздушных командных пунктов и самолетов ДРЛОиУ, вкупе с уменьшением парка самолетов в ВВС заставило ОКБ Сухого заняться проектированием нового специализированного перехватчика на базе уже имевшейся «спарки» Су-27УБ.
Для разгрузки летчика, которому сложно в полной мере реализовать в полной мере возможности сложных бортовых электронных комплексов и одновременно пилотировать машину - добавили второго члена экипажа.
Присутствие второго пилота давало возможность экипажу при длительном нахождении в воздухе действовать более рационально и эффективно. Первый лётчик мог управлять самолётом и вооружением и вести ближний бой, а второй - решать задачи дальнего боя и вести наблюдение за воздушной обстановкой, а также руководить групповыми боевыми действиями (т.е. выполнять функции воздушного командного пункта).

Су-30 мог решать все учебные и боевые задачи Су-27УБ и при этом был наделен дополнительными возможностями по:
- выполнению боевых действий, связанных с очень большими дальностью и продолжительностью полета;
- более эффективному управлению группой истребителей.

Именно наличие второго летчика, на мой взгляд, во многом впоследствии и определило максимальную популярность на международном рынке именно этой "Сушки" из всего семейства...

Братья близнецы

Хотя Су-30 родился на ИАПО (Иркутское авиационное производственное объединение), позже в выпуску самолета присоединился второй завод тогда - КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина). Это впоследствии породило две ветки развития" Су-30.

Крайние модификации самолета в линейке, это выпускаемый в Иркутске Су-30СМ и выпускаемый в Комсомольске-на-Амуре Су-30М2.

Су-30М2 (КнААЗ)

Су-30М2 — создан на базе экспортного истребителя Су-30МК2, оптимизированного для нанесения ударов по наземным и надводным целям высокоточным оружием и, соответственно, основным его предназначением являются удары по земле высокоточным оружием.

Создаваемая изначально, как перехватчик и мини-командный пункт для Су-27, тридцатка в итоге превратилась в ударника и стала нашим ответом "Страйк Иглу" (F-15E Strike Eagle).
Как оказалось - летчик-оператор удобен не только для контроля воздушной обстановки, и ведения воздушного боя с наведением истребителей.

Помимо этого, будучи унифицирован по кабине и приборам с модернизированным Су-27, Су-30М2 стал "спаркой" (т.е. выполняет роль учебно-боевого) для строевых полков, использующих одноместные Су-27СМ (как, например, на 22 гиап на Угловке).

Су-30М2

Су-30СМ (ИАЗ)

Су-30СМ — это развитие многофункционального Су-30МКИ, поставляемого ВВС Индии (более 250 машин). Так сказать русифицированный и обновленный МКИ. При сохранении того же потенциала работы по земле, что и Су-30М2 - самолет более многофункционален и "заточен" для завоевания превосходства в воздухе.

Визуально от Су-30М2 можно отличить модификацию по наличию ПГО (переднего горизонтального оперения):

Это самая "продвинутая" модификация тридцатки:
Во-первых, самолет оснащен мощной РЛС Н-011М "Барс" с фазированной антенной решеткой (ФАР).
Во вторых, вместо двигателей АЛ-31Ф установлен более продвинутый АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, что дает ему невозможную и фантастическую (по меркам западных истребителей)

Характеристики

Длина: 21,9 м
Размах крыла: 14,7 м
Высота: 6,36 м
Площадь крыла: 62 м²
Максимальная скорость (у земли/на высоте): 1350 км/ч / 2125 км/ч
Дальность полёта (у земли/на высоте): 1270 км / 3000 км
Боевой радиус: 1500 км
Практический потолок: 17300 м
Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
Длина разбега/пробега: 550 м/750 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

Масса:
- пустого: 18800 кг
- нормальная взлётная: 24900 кг
- максимальная взлётная: 34500 кг
- предельная взлетная: 38800 кг
- топлива: 9640 кг

Двигатель: 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
Тяга:
- максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс
- на форсаже: 2 × 12500 кгс

Вооружение:
30-мм встроенная пушка ГШ-30-1 и вооружение на 12 точках подвески (схема подвески вооружения приведена выше )

Су-30 в учебных боях

Оценить боевую эффективность самолета на 100% пока не представляется возможным... но можно сделать выводы по косвенным данным - в частности по результатам учений. Для этого воспользуюсь материалами из поста "Индийские Су-30 в учебных боях" камрада vladimir_krm .

За прошедшие 12 лет состоялось 13 учений, в которых участвовали истребители Су-30К и Су-30МКИ/МКМ.

Противниками индийских и малазийских «сушек» выступали истребители F-15, F-16, F/A-18, Mirage 2000, Rafale, Tornado, Typhoon и, наконец, американские боевые самолеты пятого поколения F-22A.

Учения предоставили уникальную возможность сравнить боевые возможности лучших российских истребителей поколения «4+» и современных западных боевых самолетов, а также дали почву для нового раунда обсуждения соперничества отечественной и западной школ авиастроения. Особый интерес представляют учения, в которых встречались тяжелые истребители: с одной стороны - Су-30К, Су-30МКИ, Су-30МКМ, с другой - F-15C и F-22A.

Известно, что Су-27 создавался в ответ на появление F-15. Более того, в ТТЗ на Су-27 было сформулировано требование превосходства над американским истребителем, который поступил на вооружение на несколько лет раньше. Долгие годы не удавалось на практике проверить, достигнута ли эта цель. Отдельные случаи упрощенных учебных боев начала 1990-х годов не давали полной картины. Ситуация прояснилась после серии совместных учений ВВС Индии и США.

ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ

Су-30МКИ на авиабазе Неллис

Начало серии положили учения «CopeIndia 2004». Со стороны ВВС США в них участвовали шесть истребителей F-15C с авиабазы Элмендорф (штат Аляска). Индию представляли Су-30К, которые по боевым возможностям не превосходили сколько-нибудь существенно Су-27.

Учения «CopeIndia 2004» не являлись комплексными, а представляли собой отдельные наступательные и оборонительные воздушные бои, как индивидуальные, так и групповые.
Результаты оказались неожиданными для обеих сторон: индийские летчики, к своему удивлению, не говоря об американцах, просто разгромили противника.
В дальних боях вне визуальной видимости F-15C и Су-30К (с радиолокатором Н001!) обнаруживали друг друга с помощью РЛС примерно на одинаковых дистанциях, но индийские пилоты чаще первыми выполняли условные пуски ракет Р-27 и соответственно чаще побеждали.
В маневренном бою Су-30К (с двигателями без управляемого вектора тяги!) тотально превзошел F-15С. Одним из факторов победы стал большой запас топлива, который позволял чаще использовать форсированный режим двигателей.
Соотношение условных потерь составило 9:1 в пользу ВВС Индии. Правда, часть побед пришлась на Mirage 2000 и модернизированные МиГ-21-93. Отметим, «CopeIndia 2004» стали единственными учениями, когда поражение не отрицали представители ВВС США.

Очередную кампанию под лозунгом «Русские нас обогнали» Пентагон использовал для борьбы с сокращением ассигнований на развитие ВВС. Напомним, что именно в тот период конгресс резал объемы закупок F-22A и сомневался в программе F-35.

«КРАСНЫЙ ФЛАГ» НАД АМЕРИКОЙ

В 2008 году «сушки» и «иглы» встретились снова, на этот раз в США. Ситуация в ВВС обеих стран к этому моменту изменилась. И дело не только в том, что F-22A стали в строй. В 2006 году завершились испытания новой РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-63(V)3. Тем самым была создана основа для массовой модернизации почти 200 F-15C/D ВВС и Национальной гвардии США. В 2004 году ВВС США уже имели F-15C/D, локатор которых - AN/APG-63(V)2 - также имел АФАР. Однако в учениях «CopeIndia 2004» они участия не принимали.

В свою очередь, ВВС Индии освоили Су-30МКИ и даже успели проверить в боях с F-16C/D ВВС США, Typhoon и Tornado F3 ВВС Великобритании, а также Mirage 2000 ВВС Франции.

В США на учения «RedFlag 2008» командование ВВС Индии направило шесть Су-30МКИ из 20-й эскадрильи Lighting, два заправщика Ил-78МКИ и один транспортный Ил-76МД. Маршрут протяженностью 19 тыс. км (!) пролегал через страны Среднего Востока, Средиземноморье, Атлантику и добрую половину территории США.

Основной фазе маневров предшествовала трехнедельная подготовка на авиабазе Маунтейн-Хоум, штат Айдахо. Формально в ходе подготовки отрабатывались процедуры выполнения полетов, ведения радиообмена и т.д. Реально же самые интересные воздушные бои формата один на один и пара на пару состоялись именно в Маунтейн-Хоум, а не на авиабазе Неллис, где формально проводилась основная фаза учений.
В Маунтейн-Хоум также перелетели ряд американских самолетов: F-15C и более продвинутые F-15E из 85-й испытательно-оценочной эскадрильи с авиабазы Эглин и восемь F-16 из 18-й эскадрильи «агрессоров» с Аляски. В совместных тренировочных полетах истребители ВВС США и ВВС Индии отрабатывали воздушные бои один на один и пара на пару.
По индийской версии, Су-30МКИ во время подготовки в Маунтейн-Хоум не проиграли «агрессорам» 18-й эскадрильи ни одного боя. Более того - в ближнем бою «сушка» ни разу не оказалась даже близко к зоне поражения F-16. Несколько боев завершилось безрезультатно: истребители не смогли занять положение, необходимое для гарантированного уничтожения цели.

При согласовании сценария «RedFlag 2008» предметом острых дискуссий стали режимы работы РЛС «Барс». Американская сторона в надежде получить как можно больше информации о самом современном прицеле российской конструкции настаивала на использовании боевых режимов. Однако индусы категорически отказались раскрывать все параметры работы РЛС Су-30МКИ.

Авиабаза Неллис: Су-30МКИ уходит в очередной полет. Фото Кацухико Токунага

Также командование ВВС Индии запретило использовать в США активные и пассивные средства постановки помех, хотя данный запрет серьезно усложнил жизнь летчикам. Бортовой комплекс обороны Су-30МКИ помимо постановки помех способен «вскрывать» систему ПВО, что для победы на учениях серии «RedFlag» имеет большое значение. Еще одним индийским ограничением стал отказ от имитации боев с использованием ракет Р-77, аналога американской AIM-120 AMRAAM.

«Сушки» приняли участие в нескольких групповых воздушных боях. В одном из таких боев «синие», в состав которых входили Су-30МКИ, условно сбили 21 самолет «красных». В других эпизодах американцам удалось сбить несколько Су-30МКИ, но главным образом при выполнении задачи по уничтожению наземных целей.

Еще одна особенность «RedFlag 2008», которую нельзя не учитывать. На «CopeIndia 2004» действия F-15C/D не поддерживались самолетами с системой AWACS, что уравнивало шансы американских и индийских истребителей. В Неваде ситуация изменилась: F-15 и F-16 получали с самолетов E-3 целеуказания в автоматизированном режиме, в то время как Су-30МКИ могли в лучшем случае рассчитывать на голосовые команды по радиосвязи. И тем не менее добиться превосходства американские истребители не смогли.

Официальная информация об итогах «RedFlag 2008» была практически сведена к нулю. В то же время весьма информативную дискуссию спровоцировал полковник ВВС США Теренс Форноф. Он в частном порядке разместил на YouTube ролик, в котором сообщил широкой публике следующие суждения:
- ВВС Индии испытывают проблемы с двигателями российского производства;
- Индийские летчики склонны к «братоубийству» - условно сбит «дружественный» самолет;
- F-15 способен сбивать Су-30МКИ и т.д.

Индийская сторона с выводами, озвученными полковником ВВС США, категорически не согласилась. Гипотетические проблемы с двигателями были прокомментированы следующим образом:
- чтобы добраться до Невады, Су-30МКИ облетели половину земного шара;
- в ходе учений Су-30МКИ налетали 850 часов, что эквивалентно обычной эксплуатации шести истребителей в течение четырех месяцев;
- при этом была обеспечена 90-процентная боеготовность Су-30МКИ.

«Уничтожение» своего истребителя действительно было. Однако оно стало следствием запрета на использование бортовых информационных систем Су-30МКИ в полном объеме и на боевых режимах - обмен информацией индийские летчики вели исключительно голосом, по радио.

В результате ВВС США официально отказались от заявлений Форнофа и принесли извинения индийской стороне.

Был ли «Рэптор»?

С учениями «RedFlag 2008» связана интрига, до сих пор не получившая разрешения.

Истребители F-22A Raptor, согласно официальным данным, в «RedFlag 2008» участия не принимали. Тем не менее для американцев было бы вполне логичным сравнить два самых современных серийных истребителя в обстановке, приближенной к реальному бою.

Со стороны одного из индийских летчиков прозвучал следующий комментарий: «Мы дрались с «Рэпторами». Сбивали их в первой атаке, а потом начинали по-новой. Так каждый раз. F-15 вообще ничего сделать не сможет». Комментариев с американской стороны не поступило.

Здесь следует отметить, что про бой F-22A против Rafale в 2009 году тоже долго молчали. Однако, когда в 2013 году французы показали ролик с «Рэптором» в прицеле, американцы были вынуждены вступить в полемику на тему, кто кого и как условно сбивал.

СХВАТКИ НАД ЮЖНО-КИТАЙСКИМ МОРЕМ

Первая официально признанная встреча Су-30МКМ и F-22A состоялась в 2014 году в Малайзии. В учениях «CopeTaufan 2014» были задействованы четыре Су-30МКМ из 11-й эскадрильи Королевских ВВС Малайзии и шесть F-22A из 19-й и 199-й эскадрилий дислоцированного на Гавайях 154-го истребительного авиакрыла ВВС США. Как обычно на подобных учениях, обязательными стали воздушные бои по сценариям один на один и пара на пару.

Су-30МКМ ВВС Малайзии

Эти учения вызвали огромный интерес в авиационных кругах всего мира. Однако ни одна из сторон, принимавших участие в «CopeTaufan 2014», официальной информации о результатах боев не предоставила. Тем не менее спустя всего месяц после завершения учений в прессе появились утечки о «сбитых» малазийцами «Рэпторах». Небольшая заметка о воздушном бое Су-30МКМ с «Рэптором» была опубликована в малазийском журнале Life&Times в конце июля 2014 года:

- «Mogwai» (позывной летчика Су-30МКМ) обнаружил противника правее себя. Самолеты сближались со скоростью примерно 900 узлов (1665 км/ч). Истребители разминулись очень быстро, но «Mogwai» инстинктивно отклонил ручку на себя и вбок, введя свой огромный истребитель в левый вираж. Перегрузка вдавила летчика в кресло, он вытягивал шею, старясь не потерять противника из виду. В прицеле появился силуэт истребителя ВВС США Локхид Мартин F-22A «Рэптор». Летчик постоянно работал РУДами, все время «Mogwai» визуально фиксировал противника, но одним глазом следил за значением скорости, которое высвечивалось на ИЛСе. На вираже Су терял скорость и энергию, а «собачья схватка» всегда требует постоянного контроля за энергией.

Два истребителя вели классический бой в горизонтальной плоскости на высоте 4600 м над полигоном Грик (Grik), Перак (Perak). «Mogwai» и «Smegs» (позывной оператора СУВ) пилотировали новейший и самый совершенный многоцелевой истребитель ВВС Малайзии - Сухой Су-30МКМ «SuperFlanker». Сопла двух двигателей Люлька АЛ-31ФП отклонились на сумасшедший угол, и «Mogwai» начал задирать нос своего истребителя в направлении центральной части фюзеляжа «Рэптора».

- «Mogwai» видел перед собой «Рэптор», который также оснащен системой отклонения вектора тяги, но только в одной, вертикальной плоскости. На ИЛС появилась символика «захвата» малозаметного самолета. Теперь «Mogwai» ждал, когда в наушниках раздастся звуковой сигнал, разрешающий применение оружия, или цель будет обрамлена маркой для прицельной стрельбы из пушки.

В этом бою один на один допускалось использование только УР малой дальности и пушек. Вооружение «Рэптора» состояло из УР AIM-9M «Сайдуиндер» и бортовой шестиствольной пушки М-61А «Вулкан» калибра 20 мм. «SuperFlanker» нес суперманевренные УР Р-73, кроме того, на Су-30МКМ имелась одноствольная 30-мм пушка ГШ-301.

Это была уже вторая после взлета с авиабазы ВВС Малайзии Баттеруорт схватка… В первой удача сопутствовала парням из кабины «сухого». Поскольку в баках обоих истребителей после первого боя оставалось достаточно топлива, руководитель учений разрешил еще одну схватку…

В момент, когда «Mogwai» уже готовился стрелять из пушки, летчик «Рэптора» накренил самолет и одновременно задрал нос, выполняя маневр с большой перегрузкой. С крыльев «Рэптора» срывались хорошо видимые жгуты завихрений воздуха. Американец включил форсажи, из сопел двигателей F-119 вырвалось голубое пламя. Он пошел вверх практически вертикально, подобно тоскующему по небу ангелу.

Pacak! Pacak! Diapacak, bai! - закричал «Smegs». «Pacak» на жаргоне летчиков ВВС Малайзии означает «иди вверх». «Mogwai» опоздал на доли секунды. «Рэптор» успел разогнаться раньше, чем «Mogwai» двинул РУДы в положение «Зона 5», включение форсажей. «Рэптор» было уже не догнать.

После полета летчики ВВС Малайзии поделились с Life&Times своими впечатлениями от двухнедельных учений «CopeTaufan». «Объективно в подобных учениях не бывает победителей или проигравших. Для нас важнее приобрести новый опыт… Они (учения) позволяют проверить качество нашей подготовки и организации полетов», - сказал пилот «SuperFlanker». Летчики-истребители при планировании воздушных боев используют диаграммы энергии/маневренности . «У нас есть EMcharts для F-15, но мы ничего не знали о «Рэпторе», поскольку такая информация является чрезвычайно секретной. Теперь мы кое-что узнали и способны планировать бои с учетом недостатков этого истребителя», - добавил летчик «Сухого».

Возможность сойтись лицом к лицу с единственным в мире истребителем 5-го поколения, который состоит на вооружении, вызвала у летчиков ВВС Малайзии ажиотаж. Многие хотели проэкзаменовать этот истребитель. Хотя результаты учений засекречены, известно, что несколько малазийских летчиков отменно проявили себя в схватках с «Рэптором»... Если с F-15 пилоты ВВС Малайзии уже встречались на предыдущих учениях, то «CopeTaufan 2014» стали первым случаем появления «Рэпторов» в Юго-Восточной Азии.


Су хой остаток

Подведем итоги.
По итогам участия истребителей Су-30 в международных учениях можно сделать ряд важных выводов.

В боях за пределами визуальной видимости Су-30СМ (как более совершенная версия Су-30МКИ) не уступает современным западным истребителям 4-го поколения даже в условиях, когда противник использует самолеты AWACS.
В боях в пределах визуальной видимости Су-30СМ побеждает за счет высокой тяговооруженности и сверхманевренности (спасибо УВТ). Единственным серийным истребителем, способным противостоять Су-30МКИ в ближних боях, потенциально остается истребитель 5 поколения F-22A «Раптор».
При этом роль БВБ (ближнего воздушного боя) сегодня во многом недооценена. Про то, как старенькие индийские модернизированные МиГ-21 глушили системами РЭБ БРЛС американских F-15 и выходили с ними в БВБ - я уже упоминал .

Помимо мощной РЛС и системы обмена информацией, позволяющей атаковать противника по целеуказанию второго Су-30СМ, истребитель имеет преимущество перед соперниками в виде ОЛС, также позволяющей обнаруживать и атаковать противника в режиме радиомолчания, но уже в одиночку.
При этом номенклатура вооружения и в режимах "Воздух - Воздух" и "Воздух - Поверхность" - весьма богата и разнообразна, а открытая архитектура БРЭО позволяет без проблем интегрировать в авиационный комплекс новое оборудование и вооружение.
По своем боевым качествам Су-30СМ... это практически двухместный Су-35 , с несколько более худшими ЛТХ и чуть менее мощной РЛС.
Кстати да, еще одно его преимуществ - может выступать в качестве учебно-боевой "спарки" для этих самых Су-35.

Самолеты Су-30 по критерию "эффективность-стоимость" превосходят всех одноклассников и являются одной из самых привлекательных машин, что доказывают очередные заказы на их поставку.

Сегодня в российские ВВС поставлены 20 шт. Су-30М2 и 56 шт. (из заказанных 72 шт.) Су-30СМ и вроде как Минобороны на этом не намерено останавливаться...
Так что век этих замечательных самолетов еще долог.

Чего еще добавить, чтобы статья была лучше - пишите в коментариях. :)


____________________

SEAT MULTIPURPOSE FIGHTER SU-30M2


МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30М2


Модернизированный самолет Су-30М2 создан в Компании «Сухой» на базе истребителя Су-30 (Су-30МК2), оптимизированного для нанесения ударов по наземным и надводным целям высокоточным оружием. От базовой версии Су-30М2 отличается увеличенной дальностью полета, а также более совершенным бортовым оборудованием.
Су-30М2 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и ближнего воздушного боя, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь, высокоточным, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях.
Основными особенностями самолета Су-30М2 являются модифицированная система управления вооружением с расширенными возможностями по поражению наземных и морских целей; новая система индикации в кабине экипажа на основе цветных многофункциональных жидкокристаллических индикаторов; улучшенная система навигации и радиосвязи; современная аппаратура бортового комплекса обороны; широкая номенклатура вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», размещаемого на 12-ти точках подвески; система дозаправки топливом в полете; усиленная конструкция планера и шасси, обеспечивающая эксплуатацию самолета с полной заправкой топливом и максимальной боевой нагрузкой при взлетной массе до 38 тонн.
В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2. По контракту 2009 года с Министерством обороны «Компания «Сухой» уже изготовила четыре двухместных истребителя Су-30М2, построенных на ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А. Гагарина» (ныне Комсомольский-на-Амуре авиационный завод — филиал «Компании «Сухой») и переданных ВВС России в 2010 году.

Компания «Сухой» в сентябре 2010 года завершила предъявительские (заводские) лётные испытания первого из четырех, предназначенных для ВВС России двухместных серийных многофункциональных истребителей Су-30М2. Они проходили на лётно-испытательной станции Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю.А.Гагарина (КнААПО).
Государственный контракт на поставку министерству обороны РФ в 2010-2011 г.г. четырех самолетов этой серии был подписан на Международном авиакосмическом салоне «МАКС-2009». Там же были заключены госконтракты на поставку 48 новейших многофункциональных сверхманевренных истребителей Су-35С и 12 модернизированных Су-27СМ.
Авиационная база Южного военного округа, дислоцированная в Краснодарском крае, до конца 2011 года получила десять истребителей Су-30М2, до этого, в начале лета 2011 года авиабазе уже были поставлены два таких самолета. По контракту 2009 года ВВС России получили четыре первых истребителя Су-30М2 в 2010-2011 годах.
29 декабря 2012 года ОАО «Компания «Сухой» заключило контракт с Министерством обороны России на поставку 16 самолетов Су-30М2 в 2013-2015 годах.
В распоряжении Правительства России о предоставлении государственных гарантий по кредитам, привлекаемым организациями оборонно-промышленного комплекса для выполнения государственного оборонного заказа от 24 июля 2013 года, содержится информация о предоставлении гарантии на сумму более 3,5 млрд рублей со сроком кредита до конца 2017 года по контракту с ОАО «Компания «Сухой», заключенному 29 декабря 2012 года за номером З/4/1/4-13-ДОГОЗ. В материале указывалось, что информация о данном контракте «Сухого» ранее не обнародовалась в открытых источниках.
Согласно опубликованному годовому отчету ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) за 2012 год (часть первая — здесь), выясняется, что 29 декабря 2012 года ОАО «Компания «Сухой» заключило контракт с Министерством обороны России на поставку 16 самолетов Су-30М2 в 2013-2015 годах.
Самолет же Су-30М2 — это истребитель более универсального назначения. Он имеет возможность выполнять сразу две боевые задачи:
Вести воздушный бой
Поражать цели на земле и на море.
Таким образом модернизированному истребителю Су-30М2 вполне доступна и работа штурмовика.

Первые три истребителя Су-30М2 по контракту от декабря 2012 года были сданы ВВС России в конце 2013 года, еще восемь — в течение 2014 года, и три — в конце 2015 года. Таким образом, с учетом четырех Су-30М2, поставленных в 2010-2011 годах по контракту 2009 года, общее количество самолетов Су-30М2 в ВКС России достигло 20 машин.
Компания «Сухой» передала в войска в августе 2014 года в рамках выполнения гособоронзаказа 2014 года партию многоцелевых истребителей Су-30М2. На аэродроме ее филиала – Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А.Гагарина (КнААЗ) – комиссия ВВС России проверила техническую документацию на боевые машины.
Военные летчики испытали их на земле и в воздухе. Новые самолеты вылетели к месту своей дислокации.
Исполняющий обязанности губернатора Севастополя Сергей Меняйло в сентябре 2014 года рассказал о том, что на аэродроме «Бельбек» размещены многоцелевые истребители Су-30 (в различных модификациях). Эти самолёты будут базироваться на Крымском полуострове в рамках программы по модернизации «Бельбека» в аэродром двойного назначения – как гражданского, так и военного.
РИА Новости сообщает о том, что общее число истребителей Су-30, которые размещены на «Бельбеке», составляет до 20 единиц.
Помимо самолётов Су-30 на аэродром «Бельбек» поставляется новейшее навигационное оборудование. Аналогичное оборудование будет размещено и в аэропорту Симферополя.

Авиаполк, базирующийся на аэродроме Бельбек под Севастополем, пополнился 14 боевыми самолетами. В ноябре 2014 года сюда из Краснодарского края прибыли десять истребителей Су-27СМ и четыре Су-30М2.
«Сегодняшний день станет знаменательным для всех нас, когда на нашу полосу осуществили посадку современные боевые самолеты, — отметил врио командующего 27-й смешанной авиационной дивизии Игорь Романов. — После нелегкой напряженной работы аэродром преобразился и стал одним и самых современных». Всего в авиаполку в Бельбеке теперь будет 24 боевых и шесть учебно-боевых самолетов. На аэродроме Бельбек базируется 62-й истребительный авиационный полк, который входит в состав 27-й смешанной авиадивизии. Он был создан в 1941 году в Ейске, в мае 1942 года принимал участие в обороне Севастополя. С 1947 постоянно базируется на Бельбеке, входил в состав войск ПВО Советского Союза.

Компания «Сухой» передала 10 октября 2014 года ВВС России в рамках установленного в этом году Министерством обороны единого дня приемки военного имущества от предприятий оборонной промышленности партию самолетов Су-35С и Су30М2. За церемонией передачи на аэродроме филиала компании «Сухой» - Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина в режиме прямой видеоконференции наблюдал министр обороны РФ Сергей Шойгу, руководство военного ведомства.
Самолеты произведены в рамках государственных заказов на поставку ВВС РФ боевой авиационной техники, предусмотренных Государственной программой вооружения на 2011-2020 гг. Их реализация обеспечит глубокую модернизацию Военно-воздушных сил страны и гарантирует компании «Сухой» и предприятиям-смежникам высокую загрузку на длительную перспективу.
10 октября 2014 года 22-й гвардейский авиационный полк, базирующийся на военном аэродроме Центральная Угловая, получил новые самолеты. Два самолета Су-­30М2 совершили перелет из Комсомольска­-на-­Амуре и произвели посадку на юге Приморья.

В апреле 2016 года в аэропорту Новосибирска Толмачево были замечены совершившие промежуточную посадку при перелете из Комсомольска-на-Амуре в европейскую часть России два переданных ВКС России двухместных истребителя Су-30М2 новой постройки — машины с синими бортовыми номерами «89» и «90» (предположительные серийные номера 88522 и 88523).
Это последние два истребителя, построенные на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (филиале ПАО «Компания «Сухой») по контракту от декабря 2012 года на поставку Министерству обороны 16 самолетов Су-30М2.
Последние два двухместных истребителя Су-30М2, построенные на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (филиале ПАО «Компания «Сухой») по контракту от декабря 2012 года на поставку Министерству обороны 16 самолетов Су-30М2 пришли в ВКС в 2016 году. Самолеты с синими бортовыми номерами «89» и «90» (серийные номера 88522 и 88523) поступили в апреле 2016 года в состав 38-го истребительного авиационного полка 27-й смешанной авиационной дивизии 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа на аэродроме Бельбек (Крым), однако фактически с лета 2016 года использовались в Летно-исследовательском институте имени М.М. Громова в Жуковском в качестве «спарок» для обучения китайского летного состава на самолеты Су-35.

Двухместные истребители Су-30М2 используются главным образом в качестве «спарок» в строевых частях ВКС России, оснащенных истребителями Су-27СМ и Су-35С. Согласно опубликованным сведениям, из 18 поставленных к началу 2016 года самолетов Су-30М2, восемь машин (красные бортовые номера «10», «20», «30», «50», «60», «70», «80» и «90») находятся в составе 3-го смешанного авиационного полка 1-й смешанной авиационной дивизии 4-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО Южного военного округа на аэродроме Крымск (Краснодарский край), четыре (синие бортовые номера «45», «91», «92» и «93») — в составе 38-го истребительного авиационного полка 27-й смешанной авиационной дивизии 4-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО Южного военного округа на аэродроме Бельбек (Крым), еще четыре (синие бортовые номера «40», «41», «42» и «43») — в составе 22-го истребительного авиационного полка 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа на аэродроме Центральная Угловая (Приморский край), и два (красные бортовые номера «20» и «30») — в составе 23-го истребительного авиационного полка 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа на аэродроме Дзёмги (Хабаровский край).
Предположительно, два последних сданных ВКС России истребителя Су-30М2 с синими бортовыми номерами «89» и «90», заснятые 7 апреля 2016 года в Толмачево, направлялись в состав 38-го истребительного авиационного полка в Бельбек (Крым).

МОДИФИКАЦИИ:
Су-30К (коммерческий) - коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полёте и спутниковой навигации (GPS). Первый полёт - 1993 год. Двигатели - АЛ-31Ф.
Су-30МК (модернизированный, коммерческий) - двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок на экспорт. Первый полёт - 1993 год. Двигатели с отклоняемым вектором тяги АЛ-31ФП, расширилась номенклатура вооружения: Р-77, Х-31, Х-29, Х-59М. Увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка возросла с 4 до 8 т, назначенный ресурс планера с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов. Однако в сравнении с Су-27 лётные характеристики ухудшились: потолок с 18,5 до 17,5 км, дальность полёта - с 3500 до 3000 км, скорость с 2,35 до 2 Маха.
Су-30КН (коммерческий, новый) - двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом с ФАР «Перо». Первый полёт - 1999 год. Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию Н001 добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей). В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68. В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов «воздух-воздух» и «воздух-земля» Р-77, Х-31, Х-59, Х-29.
Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G) - версия Су-30МК для Китая. Двухместный истребитель с расширенными возможностями работы по наземным целям, БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. Двигатели - АЛ-31Ф. Первый полет 1999 г.
Су-30МКА (модернизированный, коммерческий, алжирский) — версия Су-30МК для Алжира.
Су-30МКИ (А) (модернизированный, коммерческий, алжирский) - версия Су-30МКИ для Алжира. Первый полёт - 2007 год. РЛС БРЛС Н011М.
Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H) - версия Су-30МК для Индии. Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги (АЛ-31ФП), с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия - Франция - Израиль - Индия, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малайзийский) - версия Су-30МК для Малайзии. Основана на версии Су-30МКИ. БРЛС Н011М.
Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, вьетнамский) - версия для Вьетнама.
Су-30МК2 (модернизированный, коммерческий, версия 2)- усовершенствованная версия Су-30МК. Первый полёт - 2002 год, двигатели - АЛ-31Ф. РЛС Н001. Вооружение: 6 РВВ-АЕ/Р-27/Р-73/Х-29/Х-31, контейнер РЭП. Экспортная цена - около $50 млн.
Су-30МК2V (Су-30МК2В)- версия Су-30МК2 для Венесуэлы.
Су-30М2 - версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России. В 2010 году завершены заводские лётные испытания первого серийного Су-30М2.
Су-30СМ - (серийный модернизированный) Су-30МКИ, предназначенный для ВВС России. Первый полет 21 сентября 2012. С 2013 начнутся летные испытания самолета

В пятницу, 10 октября, 22-й гвардейский авиационный полк, базирующийся на военном аэродроме Центральная Угловая, получил новые самолеты. Два самолета Су-­30М2 совершили перелет из Комсомольска­-на-­Амуре и произвели посадку на юге Приморья.

Су-30М2 имеют новейшую авиационную «начинку». Они стали очередной партией самолетов в процессе перевооружения авиаполка. В перспективе планируется полностью заменить авиапарк, состоящий из самолетов Су­-27СМ, на авиационную технику поколения 4++.

Компания "Сухой" передала в войска в рамках выполнения гособоронзаказа 2014 г. партию многоцелевых истребителей Су-30М2. На аэродроме ее филиала - Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им.Ю.А. Гагарина (КнААЗ), комиссия ВВС России проверила техническую документацию на боевые машины. Военные лётчики испытали их на земле и в воздухе. Новые самолеты вылетели к месту своей дислокации.
1.

В этом году военно-воздушным силам будут переданы еще несколько Су-30М2.
2.

Су-30М2 предназначен для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней дальности и ближнего воздушного боя, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в первую очередь высокоточным, при ведении автономных и групповых действий в любых метеоусловиях.
3.

Самолет может использоваться для обучения летного состава технике пилотирования и применения авиационных средств поражения. Наличие второго члена экипажа снижает нагрузку на летчика при выполнении боевых заданий с применением управляемого оружия большой дальности, в ночных операциях, а также в продолжительных полетах с дозаправкой топливом в воздухе.
4.

Основными особенностями самолета Су-30М2 являются модифицированная система управления вооружением с расширенными возможностями по поражению наземных и морских целей; новая система индикации в кабине экипажа на основе цветных многофункциональных жидкокристаллических индикаторов; улучшенная система навигации и радиосвязи; современная аппаратура бортового комплекса обороны; широкая номенклатура вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", размещаемого на 12-ти точках подвески; система дозаправки топливом в полете; усиленная конструкция планера и шасси, обеспечивающая эксплуатацию самолета с полной заправкой топливом и максимальной боевой нагрузкой при взлетной массе до 38 тонн.
5.

Система управления вооружением самолета Су-30М2 обеспечивает обнаружение, сопровождение и уничтожение авиационными средствами поражения воздушных, наземных и морских целей в любых погодных условиях днем и ночью.
6.

Новый многоцелевой истребитель Су-30 М2 совершает посадку на военном аэродроме "Центральная Угловая" в Приморском крае.
7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Пилоты нового многоцелевого истребителя Су-30 М2 выходят после посадки на военном аэродроме "Центральная Угловая"
15.

16.

Экипажи новых многоцелевых истребителей Су-30 М2 после посадки на военном аэродроме "Центральная Угловая"
17.

18.

19.

20.

21.

22.

Недавно на базе истребительного полка авиационного гарнизона Центральная Угловая проводился сбор летчиков двух соединений ВВС и ПВО Восточного военного округа. В сборе задействовано около тридцати экипажей авиационных истребительных частей из Хабаровского и Приморского краев.
23.

Интенсивная подготовка летных экипажей завершилась совместными боевыми ракетными стрельбами на территории воздушного полигона «Золотая долина».
24.

Авиационные инженеры осматривают новый многоцелевой истребитель Су-30 М2 на военном аэродроме "Центральная Угловая"
25.

По словам командира авиационной части, полковника Александра Одуева, интенсивность полетов по сравнению с этим же периодом прошлого года возросла, и офицеры-­выпускники прошлого года участвовали в полетах с практическим применением ракетного вооружения.По результатам учений все молодые летчики допущены к несению боевого дежурства по противовоздушной обороне, а поступление новой техники позволит им совершенствовать свои профессиональные качества.
26.

Тематические репортажи у меня в блоге:
-----
(07 августа 2012) 22-й Гвардейский авиаполк: 94 года на защите неба над Владивостоком
Внебе над Владивостоком в последнее время существенно увеличилась интенсивность полетов истребителей российских ВВС - в рамках плановой боевой подготовки пилоты отрабатывают маршруты обеспечения безопасности предстоящего саммита АТЭС.


12 августа в России будут отмечать День Военно-Воздушных сил. В преддверии праздника организовали поездку на авиабазу "Центральная-Угловая". На вооружении данного подразделения стоит сразу 3 вида самолетов: истребители «Су-27СМ», «Су-30» и высотные перехватчики «МиГ-31». Эти самолеты позволяют заглянуть в любой, даже самый отдаленный уголок приграничья. Летчики-истребители несут круглосуточное боевое дежурство, и в любую минуту их самолеты готовы подняться в небо.
-----
(8 сентября 2014) Авиабаза Центральная Угловая приняла эстафету масштабных учений МТО ВВО

В четверг, 4 сентября, в Приморском крае продолжились масштабные учения системы материально-технического обеспечения Восточного военного округа. В этот день состоялся третий этап учений - на сей раз выполнять боевые задачи перед высокопоставленными гостями из всех военных округов России выпало дальневосточной авиации.

--
Спасибо за внимание!
--
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
smitsmitty

Су-30 представляет содой двухместный истребитель советского производства. Был сконструирован таким образом, что стал первым в мире сверхманевренным воздушным аппаратом. Создавался на базе Су-27УБ с целью управления боевыми действиями истребителей.

Ведущим конструктором по проекту Су-30 назначили И. Емельянова. Данный самолет поначалу обозначался как Т-10ПУ-5 и предназначался для испытаний двигателя. Перед тем как запустить серийное производство, значительно усилили шасси и центроплан. Поскольку дальность и продолжительность полета увеличились, для экипажа установили санустройства. Первый серийный Су-30 поднялся в небо 14 апреля 1992 года. Летчиками-испытателями были назначены В.Б. Максименков и Г.Е. Буланов. Из-за определенных экономических проблем в стране самолет Су-30 был выпущен лишь в нескольких экземплярах (8 штук). Но это не помешало выпустить ряд модификаций.

Модификация, предназначенная для современной войны в воздухе. С 1993 года в ОКБ начали массовые разработки новых проектов. В частности рассматривался Су-30МК (модернизированный, коммерческий). Оснащенный БРЭО самолет имел в наличии обновленную РЛС, которая могла не только обнаруживать несколько целей, но и различала их места расположения (на земле или под водой). Установили новую оптико-электронную прицельно-навигационную систему с базой функций ЭВМ. Вмонтирована модернизированная система объективного контроля с фиксацией тактической обстановки и параметров систем.

Второй пилот выполнял функции штурмана-оператора. Поэтому, помимо воздушных операций, самолет способен предпринимать активные боевые действия в наземных и морских условиях. Дополнительная модернизация включает в себя способность использовать вооружение класса «воздух − земля» на расстоянии до 250 км, одновременно атаковать несколько целей, переносить боекомплект весом до 8000 кг. В машине доработали СУО в связи с использованием высокоточного управляемого оружия.

Поскольку внутри самолет был и так полностью укомплектован для выполнения многих задач, специальное оборудование решено было разместить в контейнерах на внешней подвеске. Сюда входит система лазерного целеуказания и дальнометрирования. Также устанавливали телевизоры, используемые для обнаружения целей в диапазоне инфракрасного влияния, что позволяет одинаково эффективно работать самолету как днем, так и ночью. Установлены кресла с катапультированием К-36ДМ.

Су-30МКИ

В конце ноября 96 года был заключен первый договор на поставку в Индию ударных самолетов Су-30МКИ. Были изменены некоторые моменты, в частности в состав БРЭО вошли допплеровско-когерентная РЛС «Топаз», СПО-32, комплекс оптико-электронной прицельной навигации, жидкокристаллические многофункциональные экраны, система ОК и приемник облучения РЛС цели «Пастель».

ОКБ Сухого и ИАПО совместными силами модернизировали самолет, установив на него ПГО и новые двигатели АЛ-31ФП. Укрепили шасси спаркой колес. Первый прототип Су-30МКИ был поднят в небо в июле 9 года. Его пилотировал летчик-испытатель В.Ю. Аверьянов.

Самым явным отличием воздушного аппарата является наличие всепогодного цифрового РЛС Н011М. Именно эта радиолокационная система является промежутком между истребителями четвертого и пятого поколения. Н011М обнаруживает цель класса «истребитель» в ППС на расстоянии 350 км, а в пределах 200 км способствует захвату цели. Также данная РЛС может использоваться как система мини-ДРЛО, сопроводить одновременно 20 целей и 8 из них атаковать.

Вторая опытная машина была сконструирована в начале декабря 97 года. В марте следующего года он поднялся в небо. Оба образца продемонстрировали на авиационном параде в Тушино (16 августа 1998 год).

В 1997 году в Москве был подписан договор на поставку истребителей Су-30КИ (8 машин), Су-30МК (4 машины) и вертолетов Ми-17-1В (8 машин). Обозначение КИ означает «коммерческий индонезийский». Но сделка была разорвана в связи с начавшейся в стране кризисной ситуацией. Данный самолет представляет собой одноместный модифицированный истребитель, созданный на базе Су-27СК. Он отличается присутствием топливоприемника для заправки в воздухе. Все остальное оборудование отвечает базовой модели. Самолет оснащен ЭДСУ (СДУ-10), РПЛК-27, прицелом ОЕПС-27, системной индикацией СЕИ-31.

Вооружение Су-30КИ состоит из встроенной 30-миллиметровой пушки ГШ-301, ряда подвесок на 10 точек. Способен использовать ракеты Р-27, Р-73Е, кассетные бомбы, ПТБ и ракеты класса «воздух − земля». Вооружение составляет 8000 кг. Силовая установка представлена двигателями АЛ-31Ф (тяга каждого 12 500 кг). Самолеты перепродали в ВВС Индии.

Самолет, модернизированный из МиГ-29СМТ и Су-27. Над проектом работали ИАПО и ОКБ Сухого. Благодаря проведенным работам «борт 302» (рабочее название) смог уничтожать надводные и наземные цели с помощью управляемых ракет вне зависимости от времени суток. Штатный индикатор заменили на многофункциональный с разноцветной жидкокристаллической МФИ-55. Индикатор функционирует в телевизионных и графических режимах. В кабинах оператора и летчика вмонтированы МФИ-55, что позволяет одинаково управлять самолетом.

Су-30МКК

Создан на базе Су-30М2, был собран в КнААПО в марте 1999 года. Его создали в связи с заинтересованностью в обновлении воздушных сил КНР. Данная модификация отличается от базовой отсутствием ПГО и наличием двигателей УВТ. Оперение подобно самолету Су-35 с разницей в наличии мощной антенны УКВ. Также самолет оснастили РЛС класса Н001ВЭ, которая способна достигать области действия до 100 км передней полусферы и 40 км задней. Встроена новая система ведения групповых боевых действий, система управления самонаводящихся ракет разных классов. На крыльях размещено 12 точек подвески.

Следует отметить базовое вооружение Су-30. В наличии имеется пушка ГШ-301 (одноствольная), ракеты класса «воздух − воздух» Р-27 средней дальности полета, четыре УР Р-73 с ТГС малой дальности, бомбы калибром до 500 кг (в частности ФАБ-250), КМГУ, НУРС и другое неуправляемое оружие класса «воздух − поверхность».

Самолет состоит на вооружении таких стран, как Россия (3 Су-30, 32 Су-30СМ, 16 Су-30М2, 5 Су-30СМ), Ангола (11 Су-30К), Алжир (16 Су-30), Венесуэла (24 Су-30МК2), Вьетнам (4 Су-30МК2-В, 48 Су-30МК2), Индия (200 Су-30МКИ), Индонезия (11 Су-30МК/МК2, 5 Су-27СК/СКМ), Казахстан (1 Су-30МК2), КНР (73 Су-30МКК, 24 Су-30МК2), Малайзия (18 Су-30МКМ), Уганда (6 Су-30МК2), Ирак (10 Су-30К).

Су-30, который по кодификации НАТО получил название Flanker-C, – многоцелевой двухместный истребитель, сконструирован на базе Су-27.

Этот самолет стал первым в мире серийным самолетом, который обладал сверхманевренностью.

Отличия от базовой модели

Благодаря кропотливой работе сотрудников КБ Сухого, в особенности инженеров, технологов монтажно-испытательных и агрегатно-сборочных цехов, конструкторов, был выпущен уникальный по своим характеристикам самолет. Его предназначение, в отличие от одноместного Су-27П, заключалось в следующем:

  • завоевание превосходства в воздухе;
  • дальнее сопровождение летательных аппаратов стратегической авиации и одиночное патрулирование;
  • радиолокационное наведение, управление и обзор;
  • обучения пилотов.

На Су-30 можно было выполнять все учебные и боевые задания, с которыми справлялся Су-27УБ. При этом Су-30 имел дополнительные возможности, такие как:

  • выполнение боевых действий, которые были связаны с очень большой продолжительностью и дальностью полета;
  • более эффективная управляемость группой истребителей.

Расширить способности модернизированной модели удалось за счет установки следующих систем:

  • радиосистема дальней навигации;
  • системы дозаправки горючим в воздухе;
  • расширенное количество оборудования управления групповыми действиями;
  • улучшенная система жизнеобеспечения.

Главным заказчиком Су-30 стали войска ПВО, где можно было полностью проверить возможности патрулирования и дальнего перехвата. Однако в начале 90-х годов все больше заказов стало припадать на ракетное оружие по типу «воздух-земля» и «воздух-корабль». Российские конструкторские бюро стали переходить на проектирование авианосителей данного оружия. КБ Сухого тоже принимало в этом участие.

Основные отличия от Су-27УБ

  • На Су-30 имеется система дозаправки горючим в полете, которую поместили в предкабинном отсеке.
  • В состав оборудования входит специализированная аппаратура наведения и связи. В приборную доску задней кабины вмонтирован телевизионный широкоформатный индикатор, показывающий тактическую обстановку.

Конструкция Су-30

Самолет Су-30 имеет интегральную компоновку. В ее состав входит несколько вытянутое трапециевидное крыло, оборудованное развитыми наплывами, плавно состыкуется с фюзеляжем, создавая единый корпус. Силовая установка представлена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-31Ф, которые помещены в отдельные мотогондолы и установлены под фюзеляжем на безопасном расстоянии, которое позволяет закрепить под ними две подвешиваемые ракеты. Воздухозаборники регулируемые и установлены под центропланом.

В проекте самолета был предусмотрен плавный переход обтекателей шасси в хвостовые балки, которые служили платформами в установке поворотных консолей горизонтального и вертикального оперения и подбалочных гребней.

На самолете Су-30 отсутствует механическая проводка в продольных каналах системы управления. Ее заменили на систему дистанционного управления (СДУ). Истребитель имеет убирающееся трехопорное шасси, каждая стойка которого имеет по одному колесу.

Фюзеляж Су-30 можно с технологической точки зрения разделить на следующие составляющие:

  • головная часть,
  • средняя часть,
  • хвостовая часть,
  • воздухозаборники.

Головная часть сделана по типу полумонокока, начинается осесимметричным радиопрозрачным обтекателем антенны БРЛС. Далее размещен отсек оборудования, где установлены блоки прицельного комплекса, кабина летчика, закабиннный и подкабинный отсеки оборудования, а также ниша уборки передней стойки шасси, имеющая одну створку.

Кабину экипажа выполнили по компоновочной схеме «тандем». Она герметизирована. В ее состав входит двухсекционный фонарь, в конструкции которого предусмотрен неподвижный козырек и створки для каждого пилота, откидывающиеся вверх-назад.

Хороший обзор обеспечивается огромной площадью остекления кабины и небольшим смещением кресла второго пилота вверх. На рабочих местах летчиков установлены катапультируемые кресла К-36ДМ второй серии.

Самолет имеет свободнонесущее крыло. Угол стреловидности отъемных частей составляет 42°. Функции элеронов и закрылков выполнялись отклоняемыми флаперонами.

Вооружение Су-30

Вооружение, которым оснащен самолет Су-30, можно разделить на ракетное и стрелково-пушечное. В составе стрелково-пушечных установок находилась встроенная автоматическая скорострельная одноствольная пушка калибра 30 мм ГШ-301. Она устанавливалась в наплыве правой части крыла и имела боезапас 150 патронов.

Ракеты приводились в действие авиационными пусковыми устройствами (АПУ) и авиационными катапультными устройствами (АКУ). Подвешивание ракет выполнялось в 10 точках.

На Су-30 можно было подвесить шесть управляемых ракет класса «воздух-воздух», имеющих среднюю дальность поражения. Они имели именование типа Р-27, с тепловыми (Р-27Т) или радиолокационными полуактивными (Р-27Р) головками самонаведения. Также на подкрыльевые узлы можно было установить ракеты ближнего боя типа Р-73.

Характеристики самолета Су-30

Модификация
Размах крыла, м 14.70
Длина самолета, м 21.94
Высота самолета, м 6.36
Площадь крыла, м2 62.00
Масса, кг пустого самолета 17000
Масса, кг нормальная взлетная 24000
Масса, кг максимальная взлетная 33500
Тип двигателя 2 ДТРД АЛ-З1Ф
Тяга, кгс 2 х 12500
Максимальная скорость, км/ч на высоте 2125 (М=2.0)
Максимальная скорость, км/ч у земли 1400
Дальность полета, км без дозаправки 3500
Дальность полета, км с одной дозаправкой в воздухе 5200
Практический потолок, м 19820
Экипаж, чел 2
Вооружение: 30-мм авиационная пушка ГШ-З01 (150 патронов)
Боевая нагрузка - 6000 кг на 10 точках подвески
управляемые ракеты Р-27, Р-73