Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки

Глобус достаточно точно отображает очертания суши Земли, но применять его не всегда удобно. Более практично дать об-рисовку Земли и её частей на плоскости, бумаге.

Рассмотрим в атласе изображение поверхности Земли — рисунок и план местности (рис. 14, 15), аэрофотосни-мок (рис. 16), космический снимок (рис. 17) и географическую карту (рис. 18). Чем они отличаются между собой?

Аэрофотоснимок — это фотография местности, которую делают из самолёта или другого летательного аппарата с помощью специального аэрофотоаппарата в соответству-ющем масштабе.

Аэрофотоснимок используют во время географических и геологических исследований, инженерных поисковых работ, а также при составлении топографических карт.

Космический снимок — это фотография земной поверхно-сти или всей планеты, которую делают автоматической фотоаппаратурой из искусственных спутников Земли.

Космические снимки дали возможность составить карты нового типа (космофотокарты). На их основе развивается такая отрасль науки, как космическая картография. В частности, есть подробные карты Луны, Венеры, Меркурия, Марса. На плане местности все предметы и объекты воспроизводят общепри-нятыми условными знаками.

План местности — это изображение небольшого участка местности с помощью условных знаков и в масштабе.

Рис. 16. Аэрофотоснимок местности
Рис. 17. Космический снимок

На географической карте, как и на плане местности, объек-ты также показывают условными знаками.

Географическая карта — это изображение необходимой территории или всей планеты с помощью условных зна-ков и в определённом масштабе.

Совокупность условных знаков и их разъяснения называют легендой карты . Все виды условных знаков делятся на контурные, внемасштабные, линейные . Контурные зна-ки передают действительные размеры объекта, состоят из контура, заполненного цветом или штриховкой. Например, лес, болото, озеро — на плане местности, горы, равнины, кон-туры материков — на географической карте. Внемасштабные знаки в виде геометрических фигур, симво-лов, рисунков показывают объекты, которые нельзя обозначить в масштабе плана или карты. Например, родник, колодец, шко-ла на плане местности, знаки полезных ископаемых и населён-ных пунктов, вершины гор. Линейные знаки передают на плане и карте линейные объекты: дороги, реки, границы и др. В масштабе показывают только их длину, но не ширину. В зависимости от величины изображаемой территории и размеров самой карты используют различные масштабы. Чем мень-ше территория и чем больше деталей в её воспроизведении, тем крупнее масштаб карты. Она называется крупномасштабной . Такой масштаб имеют планы местности (1: 5000 и более). Крупномасштабными бывают и топографические карты (от 1:5000 до 1: 200000) (рис. 19). На рис. 19 — масштаб крупнее, а на рис. 18 — меньше. На таких картах детально изображают небольшую терри-торию. Используются они в военном деле, строительстве, при прокладывании дорог, в сельском хозяйстве, туристических походах и т. д. Карты с масштабом от 1:200000 до 1:1000000 называют среднемасштабными (рис. 20).

Рис. 18. Физическая карта
Рис. 19. Топографическая карта (масштаб 1: 10 000)

Но чаще всего человеку необходимо показать на карте огром-ные территории материков, отдельные страны или их регионы, а иногда и всю планету. Тогда используют мелкий масштаб, а карты называют мелкомасштабными (рис. 21). Карты школьных атласов, стенные карты — мелкомасштабные. Например, масштаб карты полушарий в школьном атласе — 1:90 000000 (в 1 см —900 км), карты Украины— 1:6 000000 (в 1 см — 60 км). Обрати внимание, что масштаб первой карты мельче, а второй — крупнее.

На плане и карте невозможно показать все мельчайшие объек-ты на местности. Они мешали бы читать изображения. Поэтому на план и карту наносят только основные из них, т.е. изображение обобщают. Чем мельче масштаб карты, тем больше обобщен-ность. Материал с сайта

План и карта — это уменьшенное изображение земной по-верхности на плоскости, выполненное в масштабе.

Географические карты с изображением природных объек-тов (материков, океанов, гор, равнин, рек, озер и др.) называют физическими . Например, физическая карта полушарий, физическая карта Украины.

Существует несколько видов изображения Земли или её отдельных уча-стков: глобус, план местности, географическая карта, рисунок, аэрофотос-нимок, космический снимок.

На этой странице материал по темам:

  • Чем отличается аэрофотоснимок и план местности

  • Чем отличается план местности от снимка с космоса

  • Чем отличается космический снимок от аэрофотоснимка

  • Космический снимок местности в масштабе 1: 5000 фото

Вопросы по этому материалу:

Класс: 6

Тема урока: Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Географические карты

Цель:

Ученик должен знать/понимать: основные географические понятия и термины, различия планов и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения

Ученик должен уметь: условные знаки плана и карты,читать план и карту, пользоваться масштабом, применять на практике полученные знания.

Оборудование: географические атласы, настенные географические карты

ХОД УРОКА

I . Оргмомент. Итак, ребята, мы с вами совершали воображаемые путешествия с помощью глобуса. Но глобус не всегда под рукой, его не положишь в карман, в рюкзаке он занимает слишком много места. Что же делать?

II . Изучение нового материала

Одним из наиболее совершенных изображений земной поверхнос­ти является географическая карта.

Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

Географическая карта - чертеж большого участка земной повер­хности, выполненный по специальным правилам. Эти правила во многом совпадают с правилами построения плана. Как и план, карта строится в масштабе с использованием условных знаков.

Карта гораздо менее подробна, чем план местности. Одному сан­тиметру карты могут соответствовать десятки и сотни километров, тогда как одному сантиметру плана, как правило, десятки и сотни метров. Глобус удобен, когда мы хотим рассмотреть Землю целиком, план - когда мы работаем с небольшим участком местности. Значи­тельные по площади территории изображают на географических картах. Географическая карта схожа с планом в том, что поверхность Земли тоже изображается на плоскости, в масштабе и с помощью условных знаков. Однако, по сравнению с планом, карта обладает рядом очень важных отли­чительных свойств.

Во-первых, карта далеко не так подробна, как план. Из-за того, что на карте изображают крупные по размерам территории, прихо­дится использовать обобщение, и более мелкий масштаб. На карте показаны не все, а только главные объекты или явления. Одному сантиметру на карте могут соответствовать реальные рас­стояния от десятка до сотен километров.

Во-вторых, многие условные знаки, которыми пользуются при составлении карт, отличаются от тех, которые приняты на планах. Например, на плане зеле­ным цветом изображаются леса, а на физической карте полушарий и России - наиболее низкие места суши - низменности. Океаны, моря и их части на картах показаны в виде четко очерченных контуров голубого (синего) цвета, горы - разными оттенками коричневого. Чтобы показать разную глубину морей и высоту гор, на картах применяют шкалу высот и глубин и метод послойной окраски.

Условные знаки с их расшифровкой образуют легенду карты. Слово «леген­да» обозначает «то, что читают». Легенда - это ключ, с помощью которого рас­крывается содержание карты. Работу с картой всегда нужно начинать с изучения ее легенды.

- Итак, что же мы видим в легенде карты? (прежде всего шкалу глубин и высот, которая показывает высоту места)

- Что обозначает зеленый цвет?

- Почему зеленого цвета два оттенка?

- Какими еще цветами представлена карта? Что они обозначают?

Наибольшая трудность при построении карты заключается в том, что на плоском чертеже необходимо изобразить выпуклую зем­ную поверхность. При этом неизбежно возникают искажения. И чем большую территорию изображают на карте, тем больше становят­ся искажения. Если вам удастся аккуратно снять шкурку с апельсина, надрезав ее вверху вниз, попробуйте разложить шкурку ровно на листе бумаги. К сожалению, она порвется, прежде всего, по краям. Это происходит потому, что выпуклую по­верхность нельзя сделать плоской без искажений. Обратите внимание, например, как по-разному выглядят Австралия и остров Гренландия на глобусе и на карте океанов. Чем ближе к полюсам, тем заметнее искажения на этой карте.

Первым эту непростую задачу решил древнегреческий ученый Архимед. Именно он разработал первую проекцию - способ пере­хода от изображения на шаре к изображению на плоскости. Проек­ций существует великое множество. Карты, созданные в различных проекциях, отличаются рисунком параллелей и мери­дианов.

Как изменялись карты на протяжении истории человечества?

Первые чертежи земной поверхности появились раньше, чем за­родилась письменность. В первобытном обществе эти чертежи были очень просты. На них указывали места охоты, главные дороги, реки. Истоки современной картографии следует искать в Древней Гре­ции. Ведь именно древнегреческие ученые указали на шарообраз­ность Земли, вычислили ее размеры, предложили использовать си­стему параллелей и меридианов и, наконец, создали первую «нас­тоящую» карту с градусной сетью.

Первое собрание карт было по­мещено в труде древнегреческого философа и астронома Клавдия Птолемея «География». С этих пор карты стали использоваться не только в научных, но и в практических целях (для сбора налогов, подсчета площадей и расстояний).

В средние века картография, как и наука в целом, была преда­на забвению. Второе рождение картографии связано с эпохой Ве­ликих географических открытий. По картам плыли и шли перво­открыватели, на них наносили новые земли, устанавливали гра­ницы новых владений. Изобретение печати позволило быстро тиражировать карты. Карта пере­стала быть единичным произве­дением искусства. Она сделалась массовой и общедоступной.

Неоценимый вклад в разви­тие картографии в средние века внес голландский картограф Герард Меркатор. Он со­здал проекцию, на которой все углы показаны без искажений. Эта проекция прославила его имя.

За время существования кар­тографии технология изготов­ления карт изменилась. Снача­ла их рисовали вручную на ос­нове непосредственных измере­ний земной поверхности. В пер­вой половине XX в. на помощь картографам пришла аэрофо­тосъемка. Сейчас картографи­ческая информация поставля­ется в основном искусственны­ми спутниками Земли, а обра­батывается автоматически с по­мощью компьютеров.

В памяти компьютера хранят­ся координаты миллионов то­чек земной поверхности, очер­тания рек и гор, морей и озер, границ государств и природ­ных комплексов. Из этих точек и линий по принципу конструк­тора и строится новая карта. Картографу достаточно лишь выбрать, что необходимо изоб­разить на карте в соответствии с ее назначением и масштабом.

Например, на политической карте необходимы административные границы и города, а на карте растительности лучше показать гра­ницы заповедников и национальных парков.

Компьютерные карты имеют целый ряд очевидных преиму­ществ перед картами, созданными традиционным способом. Их от­личает высокая точность. Они быстро создаются. Компьютерные карты почти не успевают «стареть». Любое изменение географи­ческих названий, границ, очертаний объектов в считанные часы может быть отражено на карте. Компьютерная карта позволяет быстро переходить от одного масштаба к другому и от одной проек­ции к другой.

Поскольку компьютерная карта существует в электронном виде, она очень доступна, компактна и совместима с большинством ком­пьютерных программ. В случае, когда компьютерная карта допол­няется текстовым материалом, таблицами, программами для по­строения схем и графиков, получившийся компьютерный продукт называют геоинформационной системой или сокращенно ГИС. При помощи ГИС можно быстро и рационально составить план строи­тельства новых дорог, городских кварталов, определить наиболее выгодный способ использования земли, вести наблюдения за райо­нами возникновения опасных природных явлений.

Картография сегодня - это не толь­ко наука о карте, но и технология. Раньше на создание карт уходили годы. В результате развития компьютерной техни­ки появились электронные карты и атласы, отображаемые на экране компьютера. Пользоваться ими очень удобно. Карты можно не только рассматри­вать и перелистывать, но и совмещать одну с другой, уменьшать или увеличи­вать. Огромное количество картографической информации хранится в компьютер­ных базах данных. Это позволяет за короткое время создавать самые разнооб­разные карты и пользоваться ими вместе с текстовой или другой графической информацией.

Как лучше всего получить точное плоское изображение земной поверхности? Для нас, жителей третьего тысячелетия, ответ на этот вопрос достаточно прост: надо сфотографировать ее сверху.

Съемка земной поверхности с самолетов позволяет получать подробное изображение всех деталей местности.

- Давайте рассмотрим рисунок 27а на странице 30 ваших учебников. Что вы видите на этом снимке?

Удобно ли работать с таким источником информации?

Космические снимки делают со спутников, движущихся по орбитам вокруг Земли.

На космических снимках хорошо видны скопления облаков и гигантские воздуш­ные вихри, зоны наводнений и лесные по­жары. Геологи по космическим снимкам выявляют зоны разломов на поверхности Земли, с которыми связаны месторожде­ния полезных ископаемых, вероятные зем­летрясения.

От высоты, на которой летит спутник, зависит охват снимаемой территории и масштаб снимков. Чем выше от Земли летают спутники, тем меньше масштаб снимков и детальность их изображения (рис. 28 на стр. 31 учебника).

Географические объекты на космических и аэрофотоснимках представлены в непривычном для нас виде. Распознавание изображе­ния на снимках называют дешифри­рованием. В дешифрировании все большую роль играет компьютерная техника. С помощью космических снимков составляют географические планы и карты.

Итак, что же такое географическая карта?

Географическая карта - это обобщен­ное уменьшенное изображение Земли или большого участка ее поверхности на плоскости с помощью условных знаков .

Карты очень многообразны. На многих картах, кроме изображения поверхности определенной территории, показаны размещение и связи самых раз­ных природных и общественных явлений. Например, на картах России можно отдельно показать национальный состав населения, состав лесов и их состояние и многое другое.

Географические карты различаются по пространственному охвату территории

Размерам изображенной территории


Мировые и полушарий Материков, океанов и их частей Государств и их

частей

На рисунке 29, стр 33 учебника показаны карты различных масштабов . Вы видите, что:

Чем большее пространство надо изобразить, тем мельче должен быть масштаб;

Чем мельче масштаб, тем менее подробно содержание карты.

В зависимости от масштаба различают карты:

Крупномасштабные - от 1:10000 до 1: 200 000;

Среднемасштабные - от 1:200 000 до 1: 1 000 000;

Мелкомасштабные - мельче 1: 1 000 000.

Самый мелкий масштаб исполь­зуют для карты мира. По прос­транственному охвату выделяют карты мира, карты материков и океанов, отдельных стран и их частей.

По масштабу

Крупномасштабные Среднемасштабные Мелкомасштабные

Очень многообразны карты по содержанию. Они могут быть общегеографические и тематические.

По содержанию


Общегеографические Тематические

На общегеографических картах отображен общий облик пространства - горы, равнины, реки, моря и другие важнейшие природные объекты. Тематические карты посвящены отдельной теме. Например, карта землетрясений и вулканов, карта природных зон, политическая карта, на которой показаны страны мира. Существуют и разные контурные карты - на них нанесены только контуры, очертания геогра­фических объектов. Эти карты будете в дальнейшем использовать и вы, нанося на них необходимую информацию.

Атлас - это собрание географических карт разной тематики для единой тер­ритории: мира, страны, района. Часто атласы дополнены графиками, фотографи­ями, схемами, профилями. Для изучения географии в школе атлас чрезвычайно важен. Слово «атлас» введено Герардом Меркатором в XVI в. В честь ми­фического короля Ливии Атласа, якобы изготовившего небесный глобус.

Итак, КАРТЫ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО МАСШТАБУ, РАЗМЕРУ ТЕРРИТОРИИ И СОДЕРЖАНИЮ.

Известный английский писатель Р. Л. Стивенсон писал: «Го­ворят, некоторые люди не интересуются картами - я с трудом этому верю». Старые ли карты, компьютерные ли их изображе­ния - все они являются орудием познания и средством, позво­ляющим людям взаимодействовать друг с другом. Карта - выдающееся создание человеческой мысли

К страшным последствиям может привести неправильно созданная карта. Известный путешественник Витус Бе­ринг поплатился жизнью, доверившись ошибочной карте, на которой к югу от Камчатки была показана «Земля Гамы», Напрасно проискав три недели эту зем­лю, он попал в шторм и погиб во вре­мя вынужденной зимовки.

Карту нельзя заменить никаким опи­санием. Она точно передает географичес­кую информацию, наглядна, позволяет изучать пространственные взаимосвязи, планировать и прогнозировать многие явления и процессы.

III . Практическая работа

1. Изучите свой школьный атлас. Опишите виды географических карт, заполнив таблицу в тетради.

Вид географических карт атласа

Что изображено

1. Физическая карта полушарий

2. Физическая карта России

3. Политическая карта мира

2. Когда и почему возникли географические карты?

3. Что называется географической картой?

4. Какими свойствами обладает карта?

5. Как различаются карты по масштабу?

6. О чем рассказывает легенда карты?

7. Выберите две особенности, которые отличают мелкомасштабную карту: а) изображаются небольшие участки территории; б) учитывается кривизна шаро­образной поверхности Земли; в) присутствует градусная сетка; г) используется крупный масштаб.

8. Карта масштаба 1:500000 относится к: 1) крупномасштабным; 2) средне-масштабным; 3) мелкомасштабным.

9. Проанализируйте физическую карту вашей области, края и сделайте вы­вод, к каким картам по масштабу она относится.

10. По физической карте России определите масштаб - численный, имено­ванный и линейный.

11. Распределите карты по мере уменьшения подробности и охвата изобража­емой территории.

1) М - 1:1000000 3) М - 1:250000

2) М - 1:10000 4) М - 1:100000

IV . Задания на дом: § 9-10

Задание

«1915 года, марта месяца 16 дня, в широте 79° и в долготе от Грин­вича 90° с борта дрейфующего судна «Святая Мария» при хоро­шей видимости и ясном небе была замечена на восток от судна не­известная обширная земля с высокими горами и ледниками», - сообщает рапорт начальника экспедиции капитана Татаринова. Оп­ределите, какая земля (острова) была открыта этой экспедицией.

Выполнение задания

1. Учтите, что экспедиция проходила в Карском море. Определи­те, к какой широте и долготе относятся сообщенные в рапорте ко­ординаты.

2, Откройте в своем атласе карту России. Определите, где на этой карте подписаны долготы и широты.

3, Найдите на карте точку пересечения параллели 79° с. ш. и ме­ридиана 90° в. д.

4. Карандашом обозначьте найденную точку. Скажите, какую ра­нее неизвестную землю (острова) открыла экспедиция капитана Та­таринова.

Как описать местоположение объекта на карте?

Важно не только суметь найти объект на карте, но и описать, где он находится. При описании положения объектов на карте вы можете использовать следующее правило: все объекты, лежащие на мери­дианах, расположенных слева от данного, находятся западнее него, справа от данного - восточнее; все объекты, лежащие на паралле­лях, расположенных выше данной, находятся севернее нее, ниже - южнее.

5. В каком направлении от открытых экспедицией Татаринова ос­тровов находится ближайший обозначенный на карте город? Как он называется?

6. В каком направлении следовало двигаться шхуне «Святая Ма­рия», чтобы достичь ближайшего мыса на побережье? Как называ­ется этот мыс? Определите расстояние до него (в километрах).

7. Какое положение открытые острова занимают относительно ос­тровов Новая Земля? Новосибирских островов?

8. В какой части Карского моря находятся открытые острова?

Дополнительный материал к уроку

Использование карт при научных исследованиях

Научные исследования

Примеры использования карт

Геологические и геоморфологические

Изучение особенностей пространственного размещения материков, океанов, горных систем, срединно-океанических хребтов, анализ их формы, положения относительно системы координат и полюсов, распределения по полушариям, симметричности и асимметричности, зональности и т.д. Получение сведений в ходе измерений по картам о средних, максимальных и минимальных размерах планетарных форм: высотах, глубинах, площадях, объемах, геофизических характеристиках и связях между ними. Выявление на картах с помощью специальных приемов месторождений полезных ископаемых. Изучение карт Земли, Луны и планет земной группы Cолнечной системы для обнаружения сходства в их строении, выявления элементов подобия и различия планетарных структур для предсказания строения и рельефа планет. Использование карт рельефа для сельскохозяйственного освоения территорий и мелиораций, для проектирования сооружений и различных видов строительства.

Физико-географические и ландшафтные

Изучение структуры и районирования природных комплексов, установление взаимосвязей между отдельными элементами этих комплексов. Сопоставление ландшафтных карт с другими природными и социально-экономическими картам и с целью получения оценки природных условий для сельскохозяйственного освоения, планировки противоэрозионных и гидромелиоративных мероприятий, развертывания капитального строительства, создания оздоровительных и туристских комплексов. Изучение по картам территорий-аналогов для выявления закономерностей в малоизученных или труднодоступных территориях.

Океанологические и гидрологические

Морфометрическое изучение дна океана, анализ распределения высот и уклонов шельфов, склонов, котловин, крупнейших форм подводного рельефа. Изучение течений, взаимодействия между атмосферой и водными массами, вычисление биомассы и т.п. Изучение русловых процессов, строения и развития пойм, речных систем, бассейнов. Изучение динамики процессов, происходящих в речных бассейнах. Изучение гидрологической характеристики озер и водохранилищ.

Почвенные и геоботанические

Характеристика почвенного и растительного покрова, соотношение площадей, занятых теми или иными почвенными или растительными ассоциациями. Анализ взаимосвязи контуров на картах почв, растительности и других природных компонентов. Изучение размещения почв для сельскохозяйственного освоения территории и использования земель.

Медико-географические

Изучение пространственного распространения болезней, очагов эпидемий. Установление связи между распространением болезней и природными и социальными факторами, способствующими их возникновению. Предсказание скорости распространения инфекций.

Социально-экономические

Анализ особенностей расселения, типов населенных пунктов, плотности населения и т.д. Территориальное планирование долгосрочного развития хозяйства, промышленного и городского строительства. Экономическое районирование.

Историко-географические

Количественная характеристика явлений исторического прошлого. Получение представлений об административно-территориальном устройстве, развитии городов, портов, промышленных районов, торговых связей и т.д.

Исследования окружающей среды

Рациональное использование и охрана окружающей среды, комплексного исследования океанов и морей, прогнозирования стихийных бедствий. Изучение загрязнений окружающей среды. Изучение влияния человека на природные комплексы. Мониторинг и разработка мероприятий по предотвращению опасных явлений, сохранению и воспроизводству природных ресурсов.

Способ обучения сопоставлению карты с местностью и учебное пособие для его осуществления

Картография изучает методы создания и использования карт. Она развивается в тесном единстве с физической и экономической географией. Картография как наука тесно связана с картографическим производством-созданием карт, атласов, глобусов. В настоящее время картографическое производство опирается на материалы космических снимков.

План, карта, аэрофотоснимок, космический фотоснимок

План - чертеж местности,выполненный в условных знаках и в крупном масштабе(1:5000 и больше). План создается в ходе непосредственных инструментальных, глазомерных или комбинированных съемок на местности.

Карта

Карта - уменьшенное, обобщенное,условно-знаковое изображение Земли, других планет или небесной сферы, построенное по математическому закону (то есть масштабе и проекции). Карта – это модель реальной действительности, показывающая размещение, свойства и связи природных и социально-экономических явлений. К ним относятся карты и атласы.

Аэрофотоснимок

Аэрофотоснимок

Аэрофотоснимок - фотографическое изображение земной поверхности, полученное с самолёта или с другого летательного аппарата.

Аэрофотоснимки делятся на плановые-расположение оси отвесно, перспективные- ось наклонена. По снимкам распознают строение местности, ее рельеф, геологические особенности, дорожную сеть, растительный покров, почвы и так далее. Аэрофотоснимки служат основой для создания различных по тематике карт.

Космический снимок

Космический снимок

Космический снимок - изображение Земли или другого небесного тела, полученного с космического летательного аппарата. Космические снимки – это основные материалы дистанционного зондирования. Космические снимки широко применяются во всех сферах науки и народнохозяйственной практике. На основе картографических произведений создаются космофотокарты.

Масштаб

Картографические проекции

Масштабом называется отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на земном шаре. Масштаб показывает во сколько раз уменьшено картографическое изображение. Например 1:100000.

Картографическая проекция-способ перехода от реальной, геометрически сложной земной поверхности к плоскости карты. Общее уравнение картографических проекций имеет вид: x=
Равноудаленные проекции сохраняют без искажений формы малых объектов, зато в них резко деформируется длина и площадь.
Равновеликие проекции не искажают площадей, но углы и формы объектов в них сильно искажены. Произвольные проекции имеют искажения длин, площадей, углов, но они распределяются по карте наиболее выгодно.
Среди произвольных проекций выделяются равнопромежуточные-искажение длин отсутствует по одному направлению.
Для карт обычно используют конические проекции, в которых воображаемый конус сечет земной шар по параллелям 47 градусов и 62 градуса с.ш. - это линии нулевых искажений.
Географические координаты - условные величины: широта и долгота, определяющие положение любой точки относительно экватора и начального меридиана.
Широтой точки называется угол между плоскостью и отвесной линией в данной точке.

Долготой называется линейный угол двугранного угла, образованного плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через данную точку.

Система условных знаков.

Виды условных знаков

Система условных знаков

Знаковость - одна из главнейших особенностей всякой карты, то, что отличает ее от многих других источников географической информации.

Различают несколько видов условных знаков. Масштабные или контурные условные знаки передают действительные размеры объекта, которые выражаются в масштабе карты. Немасштабные условные знаки применяют для объектов, не выражающихся в масштабе карты (населенные пункты). Линейные знаки передают на картах линейные объекты: реки, дороги.
Кроме того, на карте есть пояснительные знаки: стрелки, указывающие течения, а также подписи, буквенные и цифровые обозначения.
Значки применяются для объектов, локализованных пунктов или не выражающихся в масштабе карты.
Линейные знаки используются для объектов, локализованных на линиях. Качественный фон отражает районирование территории по какому-либо признаку.
Изолинии – линии равных значений какого либо количественного показателя, применяются для показа явлений, имеющих сплошное, непрерывное и плавное распределение.
Локализованное и диаграммы – диаграммы, привязанные к определенным пунктам, но при этом характеризующие эти пункты и прилегающие территории.
Способ ареалов используется для выделения на карте областей распространения каких-либо однородных явлений или объектов (полезные ископаемые).
Точечный способ применяется для рассеянного распространения объектов, неравномерно размещенных на обширных площадях. Каждая точка обозначает какое–либо количество объектов.
Знаки движения передают перемещение явления в пространстве,например направление ветров и течения.
Картодиаграммы. Применяются для отображения абсолютных статистических показателей по ячейкам территориального деления, например объем промышленной продукции по району.

Картограммы. Характеризуют относительно статистические показатели по ячейкам территориального деления, например объем продукции в расчете на душу населения. Для картодиаграмм обязательно наличие шкалы, причем насыщенность света наглядно передает интенсивность отображаемого явления.

Способы изображения явления.

Основной способ изображения рельефа – горизонтали, т.е. линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. Подробность изображения зависит от высоты сечения рельефа т. е. от разности высот соседних горизонталей. Линии глубин называют изобатами. Способ горизонталей и изобат применяют для показания разнообразия рельефа. Он позволяет легко определять в любой точке карты абсолютную высоту (над уровнем моря) либо относительную высоту (превышение одной точки над другой). Для придания рельефу еще большей выразительности используют способ теневой пластики, или отмывки, то есть покрывают его тенями.

Картографическая генерализация.

Картографическая генерализация – отбор и обобщение изображаемых на картах объектов, выделение их основных типических черт и особенностей.
Тематика карт также влияет на генерализацию. Если создается геологическая карта, то на ней обычно сильно генерализируют дорожную сеть. Воздействие на генерализацию особенности картографируемой территорией проявляется в том, что карты передают наиболее характерные элементы территории.

Виды генерализации.

Существую различные виды генерализации. Прежде всего это отбор объектов, показываемых на карте. На ней оставляют более крупные объекты (реки длинной более 1 см в масштабе карты, населенные пункты с числом жителей более 10 тыс. человек), а те объекты, которые меньше этих величин называются цензами отбора.
Обобщение количественной характеристики связано с введением более крупных количественных подразделений, увеличением градаций, интервалов, шкал и т. п.
Обобщение качественной характеристики проявляется в сокращении качественных подразделений (вместо знаков хвойных, лиственных, смешанных лесов вводится единый знак леса).
Упрощение форм объектов – это исключение мелких, несущественных деталей конфигурации.
Картографическая генерализация способствует показу на карте качественно новой информации, и в этом состоит ее важная роль в географическом познании.

Создание карт

Существуют два основных метода создания карт:

  1. непосредственные съемки на местности;
  2. камеральное изготовление карт.

Для создания крупномасштабных топографических карт на местности выполняют съемки с использованием геодезических инструментов. При этом привлекают аэрофотосъемки, позволяющие получить точное изображение местных объектов.
Для составления крупномасштабных геологических, почвенных и др. карт привлекают специальные виды съемок: геологическую, почвенную и т.п.

Виды и типы географических карт

Деление карт по масштабу. В картографии принята следующая классификация карт по масштабу:

  1. планы – 1:5000 и крупнее;
  2. крупномасштабные карты – от 1:10000 до 1:200000;
  3. среднемасштабные карты – мельче 1:200 000 до 1:1000000;
  4. мелкомасштабные – мельче 1:1000000.

Классификация карт по пространственному охвату. Одна из наиболее употребительных классификаций имеет следующий вид:

  • карты звездного неба;
  • карты планет и Земли;
  • карты полушарий;
  • карты материков и океанов;
  • карты стран;
  • карты республик, краев и областей, административных районов;
  • карты отдельных территорий (заповедников, туристских районов и др.);
  • карты городов;
  • карты городских районов и т.д.

Классификация карт по содержанию.
Выделяются две большие группы карт: общегеографические и тематические. Общегеографические карты с одинаковой подробностью отображают все географические элементы местности: рельеф, гидрографию, почвенно–растительный покров и т.д. Эти карты подразделяются на топографические (в масштабе от 1: 100 000 и крупнее), обзорно-топографические (1:200000 – 1:1000000) и обзорные (мельче 1:1 000 000).
Вторую большую группу составляют карты тематические. Среди тематических карт выделяют две основные группы: карты природных явлений и карты общественных явлений.
Каждое из подразделений содержит большое количество разных тематических карт, например, к картам экономическим относятся карты размещения отдельных отраслей.
Следует отметить также карты пограничной (междисциплинарной) тематики, отражающие тесное взаимодействие природы, общества и экономики.
Таковы карты экономической оценки природных ресурсов, агроклиматические, инженерно-геологические и многие другие.
Классификация карт по назначению.
Назначение карт так же разнообразно, как разнообразны сферы человеческой деятельности, однако некоторые виды карт обособляются довольно четко.
Научно-справочные карты предназначены для выполнения по ним научных исследований и получение максимально подробной информации.
Культурно-просветительские и агитационные карты предназначены для широких масс читателей. Их цель – распространение знаний, идей, расширение культурного кругозора людей.
Карты технические отображают объекты и условия, необходимые для решения какой – либо технической задачи.
Карты учебные используются в качестве наглядных пособий или материалов для самостоятельной работы при изучении географии, истории и др.
Карты туристические предназначены для туристов и отдыхающих. На них изображаются интересные для туристов объекты и места.
Типы карт. Типы карт характеризуют широту охвата темы, степень обобщения картографируемых явлений. В современной картографии принято выделять три основных типа карт:

  • аналитические, дающие изображение отдельных явлений вне связи с другими явлениями (карты температуры воздуха, осадков, ветров, давления, которые являются аналитическими климатическими картами;
  • комплексные карты совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики, набор характеристик одного явления (на одной карте можно показать одновременно давление и ветры на территории);
  • синтетические, отражающие совокупность взаимосвязанных явлений как единое целое.

Географические атласы.

Атласы – это систематические, целостные собрания карт, созданные по единой программе.
(Из курса географии 6 класса вспомните, кто впервые создал атлас)
Наибольшее практическое значение имеет классификация атласов по назначению.
Справочные атласы - это обычно общегеографические и политико-административные атласы, максимально подробно передающие общегеографические объекты: населенные пункты, рельеф, дорожную сеть.
Комплексные научно-справочные атласы – капитальные картографические произведения, дающие наиболее полную, научно обоснованную и разностороннюю характеристику территории.
Популярные (краеведческие) атласы предназначены для массового читателя, они общедоступны и адресованы учащимся, изучающим родной край, туристам и краеведам, охотникам и рыболовам.
Учебные атласы ориентированы на обслуживание учебного процесса в школе, в высших учебных заведениях.
Туристические и дорожные атласы предназначены для удовлетворения запросов туристов, спортсменов, автолюбителей, путешественников.

Использование карт. Работа с картами.

Направления использования. В современном обществе карты, атласы и другие картографические произведения широко используются в следующих направлениях:

  • для ориентирования на местности;
  • в современных навигационных системах;
  • в науке, как средство получения знаний об изучаемом объекте;
  • в народном хозяйстве при планировании, инженерном строительстве, разведке полезных ископаемых;
  • в военном деле для обеспечения обороноспособности страны;
  • в обучении, как учебные пособия и материалы для самостоятельной работы.

Ориентирование по карте.

Ориентироваться на местности по карте значит:

  • опознать на ней окружающие местные предметы и рельеф,
  • определить направление сторон горизонта и установить своё местонахождение.

Определение расстояния при движении по топографической карте может выполняться разными способами:

  1. глазомерная оценка (при тренировке расстояние до 1 км удается определять с точностью около 10%);
  2. промер шагами между двумя ориентирами, зная длину шага или пары шагов;
  3. расчет по времени и средней скорости движения.

Определение направлений.

Осуществляется с помощью компаса. Угол, отсчитываемый по часовой стрелке от северного конца стрелки компаса до направления на местный предмет, называется магнитным азимутом. Он может принимать значения от 0° до 360°. Зная магнитный азимут, можно нанести направление на топографическую карту, отложив с помощью транспортира значение азимута от географического меридиана. При этом необходимо ввести поправку на отклонение магнитного азимута от истинного.

Работа с картами:

Один из более простых способов работы с картами - географические описания .

Описания бывают общими и частными . Общие описания дают комплексную характеристику природы, населения, хозяйства территории, а частные - касаются какого-либо одного компонента, например, рельефа или особенности расселения.

Описания по картам должны быть логичные, упорядоченные, последовательные. При комплексном описании территории придерживаются следующего плана: географическое положение, рельеф, гидрография, климат, почвы и растительность, ландшафты, население, промышленность, сельское хозяйство, экономические районы.

Составление профилей.

Профили строят для того, что бы представить вертикальный разрез изучаемого явления вдоль избранного на карте направления. Это могут быть профиль рельефа,геологические или почвенные разрезы, кривые изменения температур, профили плотности и т.п., так семетрические профили обычно служат основой для других природных профилей. На комплексных профилях показывают одновременно несколько явлений одно над другим. При построении профилей задают две оси, по горизонтальной откладывают расстояния, обычно в масштабе карты, а по вертикальной - значения профилируемых показателей.

Картометрические определения.

Измерения длин прямых линий выполняют циркулем и масштабной линейкой, а ломаные линии измеряются по отрезкам. Чтобы измерить извилистые линии рек, береговых линий и др. можно воспользоваться циркулем-измерителем с малым раствором игл, с помощью которого «проходят» вдоль измеряемой извилистой линии и умножают затем число «шагов»на величину раствора, выраженную в масштабе карты. Так же извилистые линии можно измерить таким прибором как курвиметр. Он состоит из движущегося колесика и циферблата со стрелкой, которая указывает пройденное по карте расстояние в см или км на местности.

Измерение площадей осуществляется с помощью планиметров.

Принцип действия прибора основан на измерении длин дуг, описываемых на поверхности специальным роликом с очень малым пятном контакта. Ролик закреплен на одном из шарнирно соединенных рычагов простейшего пантографического механизма. Известное положение ролика относительно звеньев механизма позволяет при обходе измеряемого контура измерительным штифтом пантографа - за счет прокатывания роликом в каждый конкретный момент времени по дуге со строго определенным радиусом - аппроксимировать измеряемый контур прямоугольником с известной длиной сторон и площадью, равной площади измеряемого контура. Палетки - прозрачные накладки на карту, расчерченные на квадратики одинакового размера (например, площадь одного квадратика 1 кв.см). Площадь отыскивается по формуле P=a2 n, где а - сторона квадрата, выраженная в км, а n- число квадратов, попавшее в пределы измеряемого контура.

Задания к главе.

Задания «Откройте атлас».

  1. Выявить по картам соотношения между геологическим строением территории, ее рельефом, почвами, растительностью, другими элементами ландшафта. Определить с помощью тематических карт связи между природными факторами и экономическими особенностями территории, характером размещения населения, направления природопользования.
  2. Составить профиль по топографической карте. Построить комплексный профиль по серии тематических карт атласа, например по меридиану.
  3. Составить описания участка местности по топографической карте.
  4. Дать комплексное описание территории по сериям физико-географических или экономических карт атласа. Указать положение территории, ее протяженность, основные природные особенности, характер размещения населения, важнейшие черты экономического развития. Дополнить описание количественными сведениями с карт.

Вопросы к главе

  1. Расположите перечисленные ниже города в порядке уменьшения их высот над уровнем моря. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв. А) Нью-Йорк Б) Улан-Батор В) Москва
  2. Определите, какой город-миллионер России имеет географические координаты 56° с. ш., 44° в.д.
  3. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.РИСУНОК
  4. Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.
  5. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1,2 и 3, более всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
  6. На рисунках представлены профили рельефа местности, построенные на основе карты по линии А–В разными учащимися. Какой из профилей построен верно? РИСУНОК
  7. Проанализируйте климат и диаграмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климат которого показан на климатодиаграмме. РИСУНОК

», созданного при поддержке НАСА, астронавты на МКС ведут съёмку планеты с низкой околоземной орбиты. На сегодняшний день они сделали более 1,8 миллиона снимков. На сайте «Портала» можно посмотреть 12 коллекций: «обсерватория Земли», «ледники», «вулканы», «кратеры», «снимки природных катаклизмов», «таймлапс-видео», «фото мировых столиц», «жизнь на станции», «инфракрасные изображения». В исторической коллекции можно увидеть фотографии Земли целиком, прохождение Венеры по диску Солнца в 2012 году и ночные снимки планеты. Самые ранние материалы архива были получены в ходе космической программы «Меркурий» в начале 1960-х.

Один из самых интересных инструментов архива - система наблюдения за Землёй , которая транслирует HD-изображение с нескольких камер, установленных на МКС. На сайте также можно пройти тест на знание географии « » и посмотреть , демонстрирующие отдельные участки Земли или космические явления.

Над проектом работает команда из семи человек. В разделе FAQ можно задать вопросы исследователям: насколько детализированным может быть снимок из космоса; какую фототехнику использует команда; почему астронавты не видят Северный и Южный полюса и не успевают сфотографировать звёзды.

Один из самых расхожих вопросов - «Видно ли из космоса Великую Китайскую стену?». На самом деле невооружённым глазом её не рассмотреть, но на фотографиях она видна - Китайская стена выглядит нитью толщиной в два пикселя.

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_011.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 01", "text": "Ключевская сопка, Камчатка."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_021.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 02", "text": "Ледник Сиачен, Гималаи."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_031.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 03", "text": "Потухший вулкан Демавенд, Иран."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_041.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 04", "text": "Вид Земли со станции."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_051.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 05", "text": "Полный вид Земли."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_061.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 06", "text": "Измерение глубины с Международной космической станции."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_071.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 07", "text": "И в Северном, и в Южном полушариях во время поздних весенних и ранних летних сезонов мезосферные облака находятся в пике своей видимости. Из-за специфического блеска их называют серебристыми или ночными светящимися."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_081.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 08", "text": "Время ностальгии. Последний полёт программы «Спейс шаттл» летом 2011 года."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_091.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 09", "text": "Прохождение Венеры по диску Солнца."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_101.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 10", "text": "Ураган «Иван», сентябрь 2004 года."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_11.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 11", "text": "Исторический снимок стратовулкана."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_12.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 12", "text": "Острова Глорьёз, Индийский океан."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_13.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 13", "text": "Остров Буве - необитаемый вулканический остров в южной части Атлантического океана."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_14.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 14", "text": "Италия ночью."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_15.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 15", "text": "Города ночью."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_16.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 16", "text": "Ночные огни над Россией."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_17.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 17", "text": "Две области низкого давления, Северо-Восточный Тихий океан."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_18.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 18", "text": "Река Амазонка в солнечном свете."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_19.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 19", "text": "Пустыня Сахара после захода солнца."}

{"img": "/wp-content/uploads/2015/01/nasa_20.jpg", "alt": "Gateway to Astronaut Photography 20", "text": "Ледник Темпано, Южное Патагонское ледниковое плато."}

Изображения любезно предоставлены Earth Science and Remote Sensing Unit , Космический центр имени Джонсона, НАСА.

Класс: 6

Цели урока :
Образовательные : 1.Познакомиться с различными видами снимков Земли и научиться распознавать их
Развивающие : 1.Развивать умение распознавать, изучаемые объекты на фотографиях, анализировать и сравнивать их, а так же продолжить развивать умения работы с глобусом
Воспитательные : Способствовать формированию экологического мировоззрения, информационной компетентности учащихся.

Оборудование : глобус, компьютер, геоинформационная программа Google Планета Земля, мультимедийный проектор и параллелей.

Методы ведения урока:
репродуктивный, практический.

Формы ведения урока : беседа, практическая работа, самостоятельная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Тип урока.
Изучение нового материала.

Ход Урока.

1. Организационный момент. (2 мин)
Здравствуйте ребята! Я рада нашей с вами встрече. Тема нашего сегодняшнего урока: « Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки
Давайте вспомним с какой моделью нашей планеты мы познакомились? (глобус- уменьшенная объемная модель Земли). А что мы уже умеем? (определять географические координаты).Сегодня вы познакомитесь с плоскими изображениями Земли- космо и аэроснимками, и научитесь работать с ними.(слайд 1)

2. Проверка домашнего задания .
Но сначала повторим ранее изученный материал.
Индивидуальные задания получают 4 ученика.(Работа с глобусом по карточкам. Приложение 1 ), а в это время мы с вами побеседуем, и в ходе нашей беседы разгадываем кроссворд: «Градусная сеть»
Итак, кто первый предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии- параллели и меридианы. (Эратосфен – древнегреческий ученый).
А теперь обратим внимание на кроссворд. (Приложение 2)
По горизонтали. 1. Окружность, проведенная параллельно экватору .(параллель)
По вертикали. 1. Полуокружность, проведенная через полюса (меридиан)
Вспомните на какие стороны горизонта указывает параллель и меридиан (параллель показывает направление с Зна В, меридиан с С на Ю).
2 по горизонтали: Самая большая параллель .
Вспомните как называется начальный меридиан, и почему он носит такое название? (Нулевой)
На какие полушария два полушария делит экватор и нулевой меридиан Землю? (экватор С и Ю, нулевой- Западное и Восточное)
По вертикали 2. Как называется сеть состоящая из условно пересекающихся линий- параллелей и меридианов, которые нанесены на глобус и карту . (градусная)
Определите по картам атласа через какое число градусов нанесена сеть на физической карте полушарий. (через 10 либо 20 градусов).
Сколько параллелей меридианов можно провести через одну точку? (1 параллель и один меридиан)
По горизонтали 3. Расстояние к северу или к югу от экватора выраженное в градусах (широта)
По вертикали 3. Расстояние к западу или к востоку от нулевого меридиана, выраженное в градусах .
По горизонтали 4: Величина, которая показывает, во сколько раз расстояние на глобусе уменьшены по сравнением с реальным .(масштаб)
4 по вертикали: Уменьшенная объемная модель Земли (глобус)

3. Изучение нового материала.
3.1.Рассказ учителя с элементами беседы. Тема сегодняшнего урока: « Цель урока. План урока» (СЛАЙД1-3).
3.2. Мы познакомились с одной из моделей Земли- глобусом. Однако использование его для решения большинства практических задач неудобно. Главное достоинство глобуса-объёмность - это и его недостаток. Для получения очень подробного изображения земной поверхности глобусы должны быть огромных размеров. Поэтому чаще всего люди используют плоские изображения поверхности Земли. Как лучше всего его получить? Надо сфотографировать Землю сверху. Землю фотографируют с самолетов, с орбитальных станций, дирижаблей. (СЛАЙД 3-10). Рассказ о летательных аппаратах, и видах съемки.
3.3. Географические объекты на космических и аэрофотоснимках представлены в непривычном для нас виде. Давайте сравним особенности изображения местности на глобусе и космоснимке. (СЛАЙД 11, 12). Работа в парах.(Приложение 3)
Особенности изображения острова Мадагаскар

Если вы согласны с утверждением поставьте +. Небольшой вывод.
3.4. (СЛАЙД-14) Съемка земной поверхности с самолетов позволяет получить подробное изображение всех деталей местности. Космические снимки делают со спутников, движущихся по орбитам вокруг Земли, С помощью программы Google Планета Земля, посмотрим как выглядят наша планета, в частности наш микрорайон. (СЛАЙД-13). Рассказ о геоинформационной программе Google Планета Земля. (Переключаемся на о геоинформационную программу Google Планета Земля.) Рассматриваем как выглядит наш микрорайон с борта самолета, летящего на высоте 7.4 км, и с борта МКС (высота 351км).
3.5. С летательных аппаратов делаются снимки Земли. От высоты, над которой летит спутник либо самолет, зависит охват снимаемой территории и масштаб снимков. Чем выше от Земли летают спутники, тем меньше масштаб снимков и детальность их изображения. (СЛАЙД -15)
Давайте посмотрим как выглядит наш микрорайон снятый:
-дирижабля летящего на максимально допустимой высоте 2500 м
- с борта самолета ИЛ-14 летящего на высоте 7400 м,
-со спутника серии «Дон» находящийся на высоте 306 ,
-с борта метеоспутника «Метеор» находящегося на высоте 625 км
-с борта МКС 351 км.
Посмотрите как выглядит наш микрорайон с предельно низкой высоты, снимок сделан с вертолета, пролетавшего над нашим микрорайоном на предельно низкой высоте. (СЛАЙД 15-21)
В нижней панели высвечивается высота камеры над земной поверхностью
Все эти аппараты поднялись на предельную высоту, у каких аппаратов изображение получится более крупномасштабным, а у каких более мелкомасштабным? Выпишите летательные аппараты в порядке убывания детальности и масштабности снимков, полученных этими аппаратами. (Приложение 4) (на магнитной доске прикрепить летательные аппараты в нужном порядке)
3.6. Распознавание объектов на снимке называют дешифрованием. Давайте попробуем распознать основные объекты нашего микрорайона. В программе Планета Земля, я буду метками указывать основные объекты (МОУ СОШ 24, Почта, детский сад, 26 ЦНТИ). (Если есть возможность можно посадить каждого ребенка за компьютер.)
3.7. По мимо нашей планеты существуют снимки других планет например-Марс. Что мы можем сказать о планетах, посмотрев на их космоснимки. (СЛАЙД 22, если интернет подводит). Переключаемся вGoogle Планета Земля на изображение Марса.
Давайте сравним как выглядят эти планеты на снимках из космоса.