Производительные силы. Производительные силы - структура и особенности

Люди, чтобы существовать, должны иметь определенные блага, т.е. пищу, жильё, одежду.

Все эти блага люди создают в материальном производстве, поэтому материальное производство - основа жизни человеческого общества. Но не только основа человеческого бытия, оно оказывает решающее влияние на все стороны его развития, определяет его идеи, взгляды, духовную жизнь.

Материальное производство не может быть рассмотрено вне конкурентно-исторического периода, поэтому материальное производство, рассматриваемое применительно к конкретно-историческому периоду есть способ производства . Он включает в себя две стороны:

    процесс взаимодействия человека с природой, т.е. процесс труда;

    совокупность возникающих в процессе труда отношений между людьми.

Процесс труда включает следующие элементы:

Труд человека,

Предмет труда,

Средство труда.

Труд есть целесообразная деятельность людей, направленная на производство материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей людей.

Человек трудится с определенной целью, сознательно, именно этим труд человека отличается от инстинктивных действий животных. Только человек, приступая к труду, представляет конечный его результат, только труд человека создает орудия труда. Труд человека не только обеспечивает условия существования, но и развитие его самого.

Предмет труда – это вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда. Предметы труда бывают двоякого рода, во – первых, данные самой природой, во – вторых, подверженные предварительной обработке.

Предметы труда, данные природой, характерны для добывающей промышленности (руда, угль). Предметы труда, подвергшиеся предварительному воздействию человеческого труда, называются сырьём. К ним относится руда, потребляемая на металлургическом заводе, хлопок на прядильной фабрике и т.д.

Всякое сырьё есть предмет труда, но не всякий предмет труда есть сырьё.

Средствами труда называются вещи, при помощи которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. Они имеют следующую структуру:

Из всех средств труда наибольшее значение имеют механические средства труда – машины, инструменты, т.е. орудия производства;

Средства, служащие для хранения и перемещени я предметов труда (трубы, сосуды, резервуары);

- материальные условия трудавообще (земля, производственные здания и сооружения, связь, дороги, каналы);

Естественные силы природы (сила пара, ветра; химические процессы; солнечная, электрическая, атомная энергия и др.), которые используются человеком для получения готового продукта.

Совокупность средств труда и предметов труда составляет средства производства. В средствах производства важнейшая роль принадлежит средствам труда, так как они являются показателем уровня развития общества.

Для того чтобы мог начаться процесс производства, люди должны средства производства привести в действие. Средства производства и люди, приводящие их в действие и осуществляющие производство материальных благ, образуют производительные силы общества.

В условиях НТР непосредственной производительной силой стала наука, которая входит в производительные силы не как отдельный элемент, а как результат материализациинаучных знаний, открытий в новых средствах производства.

В состав производительных сил в условиях НТР входит и информация, которая выступает условием работы современной системы машин, условием успешной организации процесса производства.

В структуру производительных сил входят также технология иорганизация .

Технология – это совокупность способов воздействия человека на предмет труда с использованием соответствующих средств труда, а также различных режимов протекания производственных процессов.

Организация производства – это совокупность производственных структур общества, различных отраслей экономики, а также способов, приёмов, форм их взаимодействия.

Главной производительной силой является человек.

Таким образом, мы охарактеризовали одну сторону производства - процесс взаимодействия человека с природой, что составляет суть производительных сил.

Теперь перейдем к характеристике другой стороны производства.

Производство всегда происходит в общественной форме. Человек, изолированный от общества, не может производить. Если даже сапожник шьёт обувь в своей собственной мастерской, причем работает сам, то всё же он связан со многими людьми незримыми нитями, так как кожа, нитки, инструменты – всё это сделано другими людьми. И продукт труда сапожника также предназначен для других людей, для общества.

Следовательно, в процессе общественного производства между людьми устанавливаются производственные отношения. Производственные или экономические отношения – это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг.

Производительные силы выражают содержание производства, а производственные отношения его общественную форму. Производственные отношения включают в себя:

а) технико - экономические отношения – это отношения между людьми по поводу создания и использования ими средств и предметов труда в процессе производства, с помощью которых они воздействуют на силы природы и производят необходимые жизненные блага;

б) организационно-экономические отношения, которые связаны с организацией производства и проявляются в разделении и кооперации труда, концентрации и централизации производства, они характеризуют связи внутри производительных сил;

в) социально-экономические отношения, связанные с присвоением средств и результатов производства и включают отношения непосредственно производства, распределения созданных благ, обмена результатами производственной деятельности, их потребления. Основой их являются отношения собственности. Именно социально-экономические отношения мы будем глубоко изучать.

Производственные отношения первичны по отношению к другим общественным отношениям, что объясняется местом производства в жизни людей.

Производственные отношения материальны, объективны (складываются независимо от воли людей, их сознания) и проявляются какинтересы .

Итак, совокупность производительных сил и производственных отношений, рассматриваемая на определённой исторической ступени развития общества, образует способ производства .

Производительные силы и производственные отношения – это две стороны способа производства. Между ними существует диалектическая взаимосвязь, выражаемая всеобщим законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Раскрытие этого закона предполагает учет следующих моментов:

Производительные силы – это основа способа производства, изменения в структуре производительных сил обусловливают изменения в производственных отношениях;

Хотя производительным силам принадлежит решающая роль в развитии способа производства, но возможности их использования зависят от характера производственных отношений, которые могут либо способствовать этому развитию, либо тормозить его. В силу этого экономическая теория изучает производственные отношения во взаимосвязи с производительными силами, в их обусловленности развитием производительных сил. Производственные отношения имеют тенденцию отставать от непрерывно развивающихся производительных сил. Сначала изменяются производительные силы, тогда как производственные отношения еще остаются прежними. Это ведет к тому, что нарушается соответствие производственных отношений производительным силам, тогда старые производственные отношения приходят в противоречие с развившимися производительными силами общества, начинают тормозить их развитие. Это несоответствие рано или поздно должно быть устранено. В результате способ производства либо совершенствуется, либо заменяется новым. Значит, противоречивое взаимодействие производительных сил и производственных отношений есть двигатель общественного развития.

Система производственных отношений составляет базис общества, на котором формируется надстройка в виде политических, правовых, идеологических, национальных и других взглядов общества и соответствующих им учреждений.

Способ производства, взятый в единстве с надстройкой, образует социально-экономическую формацию.

Истории известны следующие способы производства, сменяющие друг друга: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, теория называет и коммунистический способ производства.

Наряду с членением исторического процесса по способам производства, общественная наука знает и членение этого процесса по общественно - экономическим формациям. Таких формаций выделяется три:

Первичная формация, которая включает первобытнообщинный строй;

на смену ей пришла

экономическая общественная формация, в состав которой входят рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства;

и, наконец, третья формация – постэкономическая.

Существуют и другие подходы к членению исторического процесса развития общества.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности, совокупный работник «опредмечивает», воплощает себя в окружающем его материальном мире. Порождением его разума и труда являются веществ. П. с. - средства производства и средства потребления. Средства производства состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на природу, и предметов труда, на которые направлен человека. Важнейшая составная часть средств труда - это орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т. д.) . Совокупность функционирующих средств производства образует материально-технич. базу, производительное богатство общества. Рост вооружённости совокупного работника средствами производства, его рабочей силы и организации труда являются главными факторами историч. процесса повышения производительности труда как одного из всеобщих законов существования П. с. Масштабы воспроизводства человека как гл. П. с. определяются уровнем развития потребительного богатства общества - культурно-бытовой базы (жил. фонд, социальная инфраструктура и т. д.) , накопленным духовным богатством, культурой, а также свободным временем населения и функционированием семьи.

В своём восходящем развитии П. с. принимают три усложняющиеся формы: естеств. П. с. , обществ. П. с. и всеобщие П. с. ; они проявляются в процессе историч. развития общества в виде трёх последоват. ступеней развития: первичные, или архаич., П. с. , вторичные, или антагонистич., П. с. , коммунистич. П. с. Всеобщий развития П. с. состоит в том, что материальные возможности последующей формы П. с. зарождаются и развиваются в недрах предшествующей формы, но сама она становится господствующей лишь на новой ступени развития общества.

Естеств. П. с. труда, если отвлечься от уровня развития обществ. производства (см. т. 23, с. 521) , могут быть целиком сведены к природе самого человека (к его расе и т.п.) и к силам окружающей человека природы: естеств. богатству средствами жизни и труда.

Обществ. П. с. труда возникли в результате историч. развития процессов объединения и разделения труда, т. е. в результате роста обществ. характера труда. Глубокий вторичных П. с. проявился в закреплении умств. труда, духовного производства и высших форм потребления материальных и духовных благ за немногими ценой самого тяжёлого, подчас губит. труда масс, лишённых доступа к достижениям культуры.

Развитие вторичных П. с. проходит восходящие ступени, на которых образуются три антагонистич. обществ.- экономич. формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) . В пределах каждой из этих ступеней П. с. трудящиеся массы благодаря своему труду и классовой борьбе преодолевают трудный путь восходящего развития. В рамках определ. обществ.-экономич. формации П. с. в свою очередь могут проходить технологич. способов производства. Для капиталистич. П. с. это простая , мануфактура, крупное машинное, инженерно-конвейерное и автоматизиров. .

Всеобщая П. с. как качественно новая П. с. есть развивающегося обществ. индивида над силами природы при помощи науки, которую Маркс определял как « общественное », «всеобщие силы человеческой головы», «всеобщий » (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. 2, с. 214, 215) . Первая форма соединения науки с производством в качестве непосредств. П. с. (в виде сложных средств производства, машинной техники) гигантски усилила в ходе индустриализации мощь и господство овеществлённого труда (капитала) над живым наёмным трудом. Высшей формой этого процесса во 2-й пол. 20 в. выступает автоматизация производства и массовое применение ЭВМ. Вместе с тем новые и интересы людей создают новые сферы приложения вытесняемого человеч. труда, новые отрасли, вступающие в свою очередь на путь индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с производством (в виде инженерно-конвейерной организации массового производства) явились важным фактором крайнего обострения борьбы империалистов за массовые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация возможностей инженерно-конвейерного производства в обрабат. пром-сти в 50-60-х гг. 20 в. дала мощный толчок научно-технич. революции, быстрому изменению качества, моделей, видов и типов производимых конечных продуктов и созданию новых предметов труда. Получает развития и главная форма воздействия науки на производство: воплощение обществ. знания в самом совокупном работнике в результате роста свободного времени и развития духовного производства (сферы образования, культуры и активного отдыха) . Это подводит развитие индивидов к тому пределу, который возможен в условиях антагонистич. общества, всесторонне выявляет болезненное и деформацию процесса развития П. с. в результате господства капитала и поднимает на качественно но-вую классовую борьбу пролетариата против отживших производств. отношений. Торможение развития П. с. устаревшими производств. отношениями проявляется и в сосуществовании при капитализме самых отсталых форм и ступеней П. с. с передовыми. Осн. населения земного шара ещё занята простым физич. трудом без применения машин.

Одна из главных движущих сил развития П. с. в антагонистич. обществе - , социальные революции и масс, подготавливающие их к восприятию, развитию и применению достижений науки и техники. Только социальная кардинально меняет масс в системе П. с. , поднимая эту систему на новую ступень развития. Именно личностным развитием трудящихся в значит. степени измеряется и оценивается обществ. .

П. с. , образующие основу коммунистич. формации, характеризуются нарастающим торжеством всеобщих П. с.- активным, творч. контролем науки над всеми сторонами обществ. производства, комплексным преобразованием этого процесса в соответствии с её требованиями для возможно более быстрого и многогранного развития каждого индивида. Всестороннее развитие каждого полностью реализуется как величайшая П. с. , условие развития всех. Однако эта новая ступень П. с. возникает в виде переплетения обществ. и всеобщих П. с. , достающихся «в наследство» от капитализма. Социалистич. революция подчиняет развитие производства требованиям науки об обществе и создаёт новую формацию вначале на базе существующих технологич. условий производства и производительности труда. Но уже сама революция означает не просто перестройку производств. отношений, но и качеств. , внутр. структуру П. с. , поскольку меняется положение трудящихся, для которых открывается доступ к образованию, культуре, активной производств. и обществ. деятельности. В этом залог огромных потенций развития новых П. с. , создания гораздо более высокой производительности труда, необходимой для победы нового обществ. строя. Новые, социалистич. производств. отношения стали важным фактором ускорения развития П. с. Успех политики социалистич. индустриализации, развитие науки и культуры социалистич. стран в короткий срок подняли совокупного работника и материально-технич. базу социализма до уровня, необходимого для решения осн. задач науч.-технич. революции. Формирование и удовлетворение возвышающихся материальных и духовных потребностей всех слоев трудящихся, ускорение всестороннего и гармоничного развития самого человека служат важнейшим условием создания П. с. , адекватных коммунистич. формации.

Ю. А. Васильчук.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

единство, субъективных (рабочая ) и вещественных (средства произ-ва) факторов, необходимых для преобразования вещества природы в нужные человеку продукты, составляющих активное отношение человеч. общества к природе на данной ступени его историч. развития; основа развития общества.

В ходе историч. развития наряду с прогрессирующим развитием отд. элементов П. с. расширяется и усложняется их состав. На всех ступенях историч. развития П. с. включают людей как производителей материальных благ и средства произ-ва, т.е. средства и предметы труда, используемые в производств. процессе. Человек как производит. Сила – это работник, обладающий исторически достигнутыми устойчивыми трудовыми навыками и определ. кругом научно-технич. знаний, к-рые применяются им в процессе создания благ при данных историч. условиях произ-ва. Работник – творч. начало, активный процесса труда.

"Первая производительная сила всего человечества есть , трудящийся" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 334). Среди средств произ-ва решающими являются средства труда, к-рыми воздействует на труда, придавая ему нужную форму. Средства труда являются мерилом развития самой человеч. силы и показателем тех обществ. отношений, при к-рых совершается труд. "Экономические эпохи различаются не тем, чтó производится, а тем, как производится, какими средствами труда" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 187). Наиболее существ. часть совр. средств труда составляют механич. средства (орудия труда, орудия произ-ва) – инструменты, машины. Маркс назвал их "костно-мускульной системой произ-ва". Степень развития механич. средств труда является первостепенным показателем технич. прогресса. Гл. отличит. каждой из эпох обществ. произ-ва коренится именно в том, насколько развиты средства труда. Совершенствование их, приводящее к глубоким качеств. сдвигам в технике и технологии произ-ва, является конечной причиной изменения производственных отношений, определяет переход от одного типа производств. отношений к другому. "Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница – общество с промышленным капиталистом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 133).

Меньшее имеет "сосудистая система произ-ва" – трубопроводы, различные емкости. Но с развитием металлургич. и особенно химич. пром-сти роль этой системы необычайно возрастает; она превращается в важнейший элемент самой машины. К средствам труда Маркс относил также производств. здания, железные и шоссейные дороги, освоенные водные пути, каналы, средства связи и т.п., а также землю как производств. площадь и как носительницу естеств. свойств, используемых для воздействия на предмет труда. К средствам труда могут быть отнесены и др. покоренные человеком естеств. силы, напр. пар, электричество, атома, света, ветра, рек и т.п.

Веществ. часть П. с. образует материально-техническую базу общества. П. с. выполняют определ. обществ. функцию прежде всего в процессе труда. Ни машина, ни человек не являются П. с., если они не включены в процесс произ-ва. Вне действующего отношения человека к природе ни один из элементов произ-ва не выступает в качестве П. с. Понятие П. с. методологически надо выводить из объективного единства моментов трудового процесса как отношения людей к природе, неотъемлемой частью к-рого является и предмет труда. Предмет труда – это не первозданная , а обществ. , выполняемая веществом природы и приобретаемая им в тот , когда человек делает его объектом труда. Вопрос о предметах труда – это прежде всего о материалах, из к-рых производятся сами средства труда, различные виды сырья, а также предметы потребления. Но используемых в произ-ве материалов дает весьма существенный, хотя и не решающий, признак определ. эпох в развитии обществ. произ-ва. Использование человеком нового вещества или силы природы знаменует шаг вперед в развитии П. с. (см. тамже, прим. 5а).

Взаимоотношение человека и средства труда, хотя и является важнейшим моментом внутр. самих П. с., тем не менее еще не исчерпывают диалектики самого труда как активного процесса воздействия на природу. В трудовом процессе средства труда выступают слитно с человеком как одно , направленное на обработку предметов труда. "Человек и его труд на одной стороне, природа и её материалы на другой..." (Маркс К., Капитал, т. 1, с. 191). Это внутри единства, к-рое представлено в П. с. и к-рое содержит собственное движущее , реализующееся в условиях взаимодействия П. с. и производств. отношений. Необходимость включения в состав П. с. всех средств произ-ва вытекает также из наличия момента относительности и подвижности категорий "средства труда" и "предметы труда". "... Является известная потребительная стоимость сырым материалом, средством труда или продуктом, это всецело зависит от её определённой функции в процессе труда, от того места, которое она занимает в нём, и с переменой этого места изменяются и её определения" (там же, с. 189). Даже машина, подвергающаяся ремонту и усовершенствованию, превращается в предмет труда. А в таких отраслях произ-ва, как, напр., химич. пром-сть или сел. х-во, различие между средствами и предметами труда подчас провести вообще невозможно.

Данная историч. ступень развития П. с. выражается в определ. уровне производительности обществ. труда, измеряемой количеством продуктов, произведенных в единицу времени. Понятия "П. с." и "производительность труда" неразрывно связаны. П. с – это факторы, потенции производительности труда, а последняя – П. с. в результатах произ-ва. Поэтому уровень производительности труда в конечном счете играет ту же роль в развитии производств. отношений, что и уровень П. с. "Производительность труда, это в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 394).

П. с. составляют только одну сторону способа производства и всегда связаны с определ. обществ. отношениями. Маркс открыл закон соответствия производственных отношений характеру П. с: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6). Производств, отношения, складываясь в соответствии с уровнем развития П. с., в свою очередь активно воздействуют на П. с., являются обществ. формой их движения. Конфликт между П. с. и производств. отношениями составляет материальную основу социальных революций в антагонистич. обществах, приводящих к победе новых производств. отношений. При социализме общество способно своевременно обнаруживать назревающие противоречия между П. с. и производств. отношениями и планомерно разрешать их. Возможность активного воздействия производств. отношений на развитие П. с. вытекает из глубокого единства и взаимопроникновения этих сторон произ-ва. П. с. являются материальными носителями производственных отношений. Работники произ-ва – не только главная П. с., но и участники производств. отношений. Вследствие этого элементы П. с. выступают как вещественно-натуральные формы производств. отношений и получают специфич. социальную , определяемую производств. отношениями. Напр., в условиях капитализма средства произ-ва – , является орудием эксплуатации одной частью общества другой, лишенной средств произ-ва. При социализме средства произ-ва являются объектом обществ. собственности. Социалистич. П. с., в отличие от капиталистических, развиваются без кризисов и спадов, планомерно и непрерывно. При капитализме значительная часть рабочей силы не находит себе применения в производстве, хищнически растрачивается, дисквалифицируется. В СССР безработица давно не существует. Социалистическое общество организует планомерную подготовку, распределение и использование рабочей силы с учетом изменений в составе и структуре П. с. Неуклонно растет общеобразовательный уровень населения СССР, идет процесс стирания существенных различий в общеобразовательном уровне работников физического и работников умственного труда.

Социальная сущность П. с. проявляется и в том, что экономич. законы данного обществ. строя определяют структуру, размещение, пропорции, темпы и характер развития, формы концентрации и управления П. с., динамику роста культурно-технич. уровня и условия жизни работников.

Кооперация и , являясь формами совместной деятельности людей в произ-ве материальных благ, выступают как элементы П. с. общества. "... Способ совместной деятельности есть "производительная сила"..." (там же, т. 3, с. 28).

Кооперация, разделение и труда образуют т.н. обществ. организацию П. с., выражают способ их функционирования и размещения по родам обществ. произ-ва. Пром. переворот привел к глубокому сдвигу в обществ. характере произ-ва, сделав кооперацию осн. формой труда в пром-сти и необычайно развив разделение труда в обществе.

Совр. произ-во основывается на широком применении достижений науки. Предвидя органич. соединение произ-ва и науки, Маркс называл ее "... всеобщей общественной производительной силой..." (там же, т. 26, ч. 1, с. 400). Превращение науки в непосредственные П. с. начинается с появления машины, заменяющей ручной инструмент, и особенно бурно происходит в условиях совр. научно-технической революции. Формы, в к-рых действует как П. с., следующие: использование в произ-ве продуктов науч. труда – теоретич. исследований в области математики, физики, химии, биологии, технич. открытий и изобретений, направленных на совершенствование средств и предметов труда, на создание новых машин и механизмов, в т.ч. электронно-счетных машин и новых материалов, методов разведки полезных ископаемых и комплексной разработки природных богатств и т.д.; реализация практич. выводов экономических и системных исследований в области размещения П. с., организации труда и произ-ва, использование экономико-математич. методов в планировании и управлении произ-вом; научный труд конструкторов, лаборантов, инженеров, агрономов, рационализаторов как составная и неотъемлемая часть совокупного производит. труда по обслуживанию текущих технологич. процессов; научно-технич. оборудование совр. заводских лабораторий; конструкторских бюро, н.-и. ин-тов, работающих на произ-во.

Развитие П. с. является основой строительства коммунизма в СССР и постепенного преобразования социалистич. обществ. отношений в коммунистические, создания изобилия материальных благ. Создание материально-технич. базы коммунизма определено в Программе КПСС (1961) как главная экономич. задача партии и сов. народа. Коммунистич. общество предполагает достижение несравненно более высокой ступени развития П. с., чем их нынешняя ступень, качеств. сдвиги во всех элементах, составляющих П. с. Техника и произ-ва будет развиваться в направлении полной электрификации всей страны, всех отраслей нар. х-ва, комплексной, т.е. всесторонней, механизации и все более полной автоматизации пром-сти, транспорта и связи, широкой химизации нар. х-ва и производств. применения атомной энергии. На совр. этапе в огромной степени возрастает роль химии в производств. процессах. Она открывает возможности изменять свойства природных материалов, создавать новые материалы, к-рые не встречаются в природе, революционизировать предметы труда, ускорять течение технологич. процессов и на этой основе повышать производительность труда, улучшать продукции, позволяет резко интенсифицировать с. х-во. По своему воздействию на производство приближается к электричеству. Будет создана рациональная организация обществ. произ-ва во всех отраслях нар. х-ва. Развитие П. с. коммунистич. общества предполагает также дальнейший подъем культурно-технич. уровня трудящихся путем осуществления всеобщего обязат. среднего образования, развития высшего и среднего спец. образования на базе сокращения рабочего дня и использования свободного времени для всестороннего и гармонич. развития человеч. личности.

Как уже отмечалось, производительные силы общества является совокупностью личных факторов производства, которую составляют люди с их способностью работать, и объективных факторов, включающих средства производства, которые используются людьми в процессе производства. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении, видоизменению и присвоении ее богатств. В процессе функционирования производительных сил воспроизводятся условия существования общества, происходит развитие человечества.

Центральное место в производительных силах принадлежит человеку с его способностью работать и создавать блага. Знания и производственный опыт людей, их работоспособность, активность и трудолюбие определяют возможности и могущество общественного производства. Ведущая роль людей в производительных силах, с одной стороны, проявляется в том, что только живой труд способен создавать блага. Без нее, как отметил один из классиков политической экономии, объективные факторы производства является мертвой грудой вещей. С другой стороны, материально-вещественные факторы производства являются порождением ума, опыта и труда людей. Любой элемент материально-вещественных производительных сил всегда выступает в производстве непосредственным продолжением природных сил людей, их энергетических способностей. О роли этого фактора свидетельствует такой факт. На основе анализа национального богатства 192 стран мира эксперты Всемирного банка определили, что доля производственных фондов в их национальном богатстве составляет 16%, природных ресурсов - 20%, а человеческого капитала - 64%.

Особое место в производительных силах общества занимает земля. Будучи объективным фактором производства, она в отдельных отраслях экономики выступает преимущественно как средство труда (это касается сельскохозяйственного производства), а в других - как предмет труда (добывающая промышленность). Но во всех сферах экономической деятельности она служит производственной площадью и материальным условием производства. Силы природы является всеобщим предметом труда. Подчинения их человеку умножает производительные силы общества. К материально-вещественных элементов производительных сил относятся уровень технологий, наука в пределах продуктивного использования ее достижений и уровень организации производства.

Итак, производительные силы выражают отношение людей к природе. Уровень их развития определяется степенью воздействия людей на природу, возможностями создания определенного объема материальных и нематериальных благ и услуг. Он характеризуется тем, какими средствами и способами производства люди добывают блага, каким является их производственный опыт, что, в конце концов, и определяет степень овладения человеком силами природы. Развитие производительных сил обуславливает все полнее подчинение человеку стихийных сил природы и роста производительности человеческого труда, что ведет к увеличению богатства общества и составляет основу общественного прогресса.

Развитие производительных сил происходит под влиянием ряда факторов. Это, во-первых, уровень материально-вещественных элементов производительных сил. Чем мощнее технические средства производства, чем совершеннее технологии, тем больший объем создаваемых с их помощью благ. Эволюционное развитие человеческого общества обусловлен прежде всего изменениями в средствах и методах производства. Переход от ручного к машинному производству, научно-технический прогресс - вот основные предпосылки развития производительных сил и их подъем до нынешнего уровня. Именно устарелость технических средств и технологических процессов в Украине является одним из факторов, сдерживающих развитие производительных сил.

Важным фактором развития производительных сил является уровень прогрессирование человека как главной производительной силы. Как уже отмечалось, от уровня знаний человека, его трудоспособности, производственного опыта в значительной степени зависит как использование объективных факторов производства, так и его результативность. Особое значение приобретает человеческий фактор в современных условиях, когда резко повышается уровень технической оснащенности производства в результате научно-технической революции. Новации в технологическом базисе производства под влиянием НТР приводят и к изменению роли человека в производстве, в частности, усиливается роль умственного труда. Подтверждением интеллектуальной насыщенности труда, все более возрастает, является существенное повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников. Так, в США минимальная продолжительность образования рабочих после получения среднего образования достигла 14,5 лет. В современных условиях считается, что инвестиции в человека (человеческий фактор) являются одними из самых выгодных.

Еще одним фактором развития производительных сил является уровень организации производства. Последняя выступает организационно-экономической формой, через которую реализуется общественная производительная сила человека. Она возникла в результате проявлений обобществления производства на основе разделения труда, специализации и кооперирования производства. На современном этапе развития человеческого общества роль этого фактора существенно увеличивается. Это проявляется прежде всего в раз большей роли управления производством, подтверждением чего является широкое развитие и распространение таких наук управления производством, как менеджмент и маркетинг.

Среди организационных факторов развития производительных сил важное место занимает общественное разделение труда. Это процесс дифференциации трудовой деятельности, приводящей к обособлению и сосуществованию различных ее видов. Разделение труда выступает такой формой организации общественного труда, при которой отдельные группы производителей закрепляются на длительный период времени по определенным видам производственной деятельности. По экономическому критерию выделяют общий, частичный и единичный разделение труда. Общее разделение труда - это разграничение общественного производства на такие его сферы, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, сфера услуг. Разделение труда между предприятиями - это долевое разделение, внутри предприятия между его структурными подразделениями - единичный, или технологический разделение труда. По территориальному признаку выделяют следующие уровни разделения труда: внутри предприятия, между различными предприятиями, между различными регионами страны и между различными странами (международное разделение труда).

Формами разделения труда выступают специализация и кооперирование производства. Под специализацией производства понимают обособления и создания предприятий и отраслей для выпуска однородной продукции. Она заключается в унификации создаваемой продукции и усилении технической однородности производства. Рассматривают три вида специализации: предметная, подетально (агрегатную) и технологическую (стадийную). При предметной специализации производство отдельных видов продукции сосредоточивается на отдельных предприятиях или отраслях. Подетальная специализация предполагает сосредоточение на изготовлении отдельных деталей и узлов (например, производство шин). А выполнение отдельных технологических процессов (например, изготовление поковок), является технологической специализацией.

Второй формой общественного разделения труда и кооперирования производства. Это установление постоянных экономических связей между специализированными производителями, которые совместно производят определенную продукцию, но сохраняют экономическую самостоятельность. Согласно видов специализации рассматривают предметное, подетальне и технологическое кооперирование производства. Следует отметить, что на основе кооперирования в современных условиях производится большинство продукции.

Значение разделения труда как фактора развития производительных сил заключается в том, что такое разделение дает возможность более эффективно, рациональнее использовать ресурсы, поскольку существенно повышает производительность труда. С одной стороны, разделение труда позволяет человеку сосредоточиться на каком-то виде труда и в нем совершенствоваться, что способствует повышению результативности ее деятельности. С другой - разделение труда дает возможность использовать преимущества, создаваемые природно-климатическими условиями. Следует отметить, что одним из первых в экономической теории роль разделения труда как фактора развития производительных сил обосновал Адам Смит.

Производительные силы - совокупность средств производства и людей, занятых в производстве, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся общественно-экономических формаций процесс становления и развития самого человека.

Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства , основу развития общества. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют определённые производственные отношения , выступающие в качестве общественной формы их движения. В процессе своего развития производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда в условиях антагонистических формаций наступает эпоха социальной революции , происходит переворот в экономической структуре общества, в юридической и политической надстройке. Главная производительная сила общества - это сами люди, участники общественного производства - рабочие, трудящиеся массы . Производственный опыт и знания людей, их трудолюбие, активность и трудоспособность, достигнутый уровень их личностного развития и задачи, которые они перед собой ставят, в конечном счёте определяют потенции общественного производства. Действительным богатством общества К. Маркс называл развитую производительную силу всех индивидов. Положение трудящихся масс в системе производительных сил определяет принципиальное отличие производительных сил одной эпохи от другой.

Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности , человек «опредмечивает », воплощает себя в окружающем его материальном мире. Порождением его разума и труда являются вещественные элементы производительных сил - средства производства и средства потребления . Средства производства состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на природу, и предметов труда, на которые направлен труд человека. Важнейшая составная часть средств труда - это орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т. д.). Они образуют в современном производстве не только его главную «костную и мускульную систему», но и развивающуюся часть его управляющей системы. К средствам труда относятся также трубопроводы и различные ёмкости («сосудистая система производства»), производственные здания, дороги, каналы, энергосети, средства связи и т. д. Средства труда и особенно орудия труда являются мерилом развития рабочей силы и в известной мере показателем тех отношений, при которых совершается труд . Они оказывают огромное обратное воздействие на развитие рабочей силы. Средства производства образуют материально-техническую базу, производительное богатство общества, создаваемое I подразделением (производство средств производства). Земля в одних отраслях используется как средство труда (сельское хозяйство), в других - как предмет труда (добывающая промышленность), но везде служит производственной площадью. Всеобщим предметом труда человека является природа в целом. Покорённые человеком её естественные силы (например, электричество, энергия атома, света, ветра, воды и т. д.) умножают могущество производительных сил человека. Рост вооружённости работника средствами производства и развитие его рабочей силы являются главными факторами исторического процесса повышения производительности труда как одного из всеобщих законов развития производительных сил.

Целесообразно затрачивая свою силу, человек и общество в ходе потребительной деятельности за пределами производства «распредмечивают» окружающий материальный мир, осваивая материальные и духовные ценности. В целостном процессе обмена веществ между человеком и природой ведущую и определяющую роль играют материально-техническая база и трудовая деятельность, производство, создающее материальные и духовные условия развития культурно-бытовой базы и потребительной деятельности. Но это не умаляет самостоятельного значения потребительной деятельности, особенно в условиях научно-технической революции, когда совокупные затраты труда в ней превосходят часы работы на производстве. С помощью потребительной деятельности не только воспроизводится рабочая сила, но и закладываются основы духовного и физического развития человека, формируется новое поколение, новые черты человека. Историческую тенденцию развития этой стороны производительных сил В. И. Ленин охарактеризовал как закон возвышения потребностей и роста общественного потребления , стихийно пробивающих себе дорогу и в условиях антагонистических формаций.

В своём восходящем развитии производительные силы принимают три усложняющиеся формы: естественные производительные силы, общественные производительные силы и всеобщие производительные силы; они проявляются в процессе исторического развития общества в виде трёх последовательных ступеней развития: первичные, или архаические, производительные силы, вторичные, или антагонистические, производительные силы, коммунистические производительные силы . Всеобщий закон развития производительных сил состоит в том, что материальные возможности последующей формы производительных сил зарождаются и развиваются в недрах предшествующей формы, но сама она становится господствующей лишь на новой ступени развития общества .

Естественные производительные силы труда , или естественные условия производительности труда, характеризующие самую низшую ступень производительных сил, могут быть целиком сведены к природе самого человека (к его расе и т. п.) и к силам окружающей человека природы: естественному богатству средствами жизни и труда (см. Первобытнообщинный строй).

Общественные производительные силы труда возникли в результате исторического развития процессов объединения и разделения труда , т. е. в результате роста общественного характера труда. Глубокий антагонизм вторичных производительных сил проявился в закреплении умственного труда, духовного производства и высших форм потребления материальных и духовных благ за немногими ценой самого тяжёлого, подчас губительного труда масс, лишённых доступа к достижениям культуры.

Развитие вторичных производительных сил проходит восходящие ступени, на которых образуются три антагонистических общественно-экономических формации (рабовладельческая , феодальная , капиталистическая). В пределах каждой из этих ступеней производительных сил трудящиеся массы благодаря своему труду и классовой борьбе преодолевают трудный путь восходящего развития. В рамках определённой общественно-экономической формации производительные силы в свою очередь могут проходить ряд технологических стадий производства . Для капиталистических производительных сил это простая кооперация, мануфактура , крупное машинное, инженерно-конвейерное и автоматизированное производство. Наиболее адекватной капиталу технологической формой производительных сил стало крупное машинное производство, распространение которого привело к вытеснению феодальных отношений и утверждению господства капиталистического способа производства. Ускорился процесс интернационального развития общественных производительных сил в форме возникшего мирового рынка, а затем экономической капиталистической интеграции.

Всеобщие производительные силы как качественно новая форма производительных сил есть господство развивающегося общественного индивида над силами природы при помощи науки, которую Маркс определял как «всеобщее общественное знание», «всеобщие силы человеческой головы», «всеобщий интеллект» . Развитие этой формы производительных сил с середины 20 в. совершается в ходе научно-технической революции, протекающей в принципиально различных формах в капиталистических и социалистических системах. Уже при капитализме в 19 в. наука начинает становиться непосредственной производительной силой, наиболее основательной формой богатства, выступающей и как продукт, и как производитель богатства, как идеальное и как практическое богатство (см. там же, с. 33). Первая форма соединения науки с производством (в виде сложных средств производства, машинной техники) гигантски усилила в ходе индустриализации мощь и господство овеществленного труда (капитала) над живым наёмным трудом, проявилась «… в виде чудовищной диспропорции между затраченным рабочим временем и его продуктом…», создавая этим «… материальные условия нового мира…» . Высшей формой этого процесса во второй половине 20 в. выступает автоматизация производства и массовое применение ЭВМ. Прогресс техники заключается и том, что «… человеческий труд всё более и более отступает на задний план перед трудом машин» . Вместе с тем новые потребности и интересы людей создают новые сферы приложения вытесняемого человеческого труда, новые отрасли, вступающие в свою очередь на путь индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с производством путём инженерно-конвейерной организации массового производства явились важным фактором крайнего обострения борьбы империалистов за массовые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация возможностей инженерно-конвейерного производства в обрабатывающей промышленности в 50-60-х гг. 20 в. дала мощный толчок научно-технической революции. Слияние науки с производством, получающее бурное развитие в условиях научно-технической революции, находит выражение в быстром изменении качества, моделей, видов и типов производимых конечных продуктов и в создании новых предметов труда. Получает импульс развития и главная форма воздействия науки на производство: воплощение общественного знания в самом работающем человеке в результате роста свободного времени и развития духовного производства (сферы образования, культуры и активного отдыха). Это подводит развитие индивидов к тому наивысшему уровню, который возможен в условиях антагонистического общества, всесторонне выявляет болезненное торможение и деформацию процесса развития производительных сил в результате господства капитала и поднимает на качественно новую ступень классовую борьбу пролетариата против отживших производственных отношений. Торможение развития производительных сил устаревшими производственными отношениями проявляется и в сосуществовании при капитализме самых отсталых форм и ступеней производительных сил с передовыми. Основная масса населения земного шара ещё занята простым физическим трудом без применения машин. Почти для 1 млрд. чел. мотыга и деревянная соха служили главным орудием труда даже в конце 60-х гг., около 60% самодеятельного населения развивающихся стран было неграмотно, большинство женщин трудилось в условиях фактического домашнего рабства.

Главная движущая сила развития производительных сил в антагонистическом обществе - классовая борьба, революции и творчество масс, подготавливающие их к восприятию, развитию и применению достижений науки и техники. «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю» . Только революция кардинально меняет его место в системе производительных сил, поднимая эту систему на новую ступень развития. Именно личностным развитием трудящихся в значительной степени измеряется и оценивается общественный прогресс .

Производительные силы, образующие основу коммунистической формации, характеризуются полным торжеством всеобщих производительных сил - активным, творческим контролем науки над всеми сторонами общественного производства, комплексным преобразованием этого процесса в соответствии с её требованиями для возможно более быстрого и многогранного развития каждого индивида. Всестороннее развитие каждого полностью реализуется как величайшая производительная сила, условие развития всех. Однако эта новая ступень производительных сил возникает в виде переплетения общественных и всеобщих производительных сил, достающихся «в наследство» от капитализма.


Производительные силы - орудия, при помощи которых производятся материальные блага, и люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному опыту и навыкам к труду. Состояние производительных сил отвечает на вопрос, какими орудиями производства производят люди необходимые для них материальные блага, выражает отношение общества к природным силам. От исторического уровня развития производительных сил, совершенства орудий производства, от производственного опыта и навыков людей к труду зависит и производительность общественного труда. В каждый исторический момент жизнь общества определяется в конечном счёте производительными силами, которыми оно располагает.

Существование первобытного человека так же немыслимо без лука и стрел, каменного топора и пр., как не мыслимо существование современного капитализма без машин, а также без рабочих, составляющих основную производительную силу общества. Развитие производительных сил, прежде всего развитие орудий производства, лежит в основе изменения и развития (см.). Изменение же способа производства приводит к изменению всего общественного строя. Производительные силы не существуют вне определённой общественной формы, т. е. вне (см.). Марксизм-ленинизм подвергает резкой критике концепции, рассматривающие производительные силы вне их взаимодействия с производственными отношениями, с которыми они неразрывно связаны. Такова, например, когда бухаринская концепция, абсолютно чуждая марксизму.

Развитие производительных сил можно понять лишь в связи с производственными отношениями. Производительные силы являются основой, на которой вырастают определённые производственные отношения. Но эти последние, возникая на базе производительных сил, оказывают на них огромное воздействие. Если производственные отношения не соответствуют характеру производительных сил, находятся в состоянии противоречия с ними, они тормозят дальнейшее развитие производительных сил. Это несоответствие и противоречие вызывается тем, что производительные силы всегда идут впереди, являясь наиболее подвижным и революционным элементом производства. Революционность и подвижность производительных сил объясняется тем, что с помощью орудий производства люди добывают средства существования, необходимые для жизни. Стремясь поднять материальный уровень еврей жизни, люди совершенствуют орудия производства, добиваются подъёма производительных сил.

Отсюда закономерность отставания производственных отношений от развития производительных сил, возникновение на определённой ступени развития противоречия между ними. Чтобы производительные силы могли дальше развиваться, необходимо уничтожение старых производственных отношений и замена их новыми производственными отношениями. Марксизм учит, что новые производственные отношения являются той главной и решающей силой, которая определяет дальнейшее мощное развитие производительных сил. Так, современные производительные силы капитализма не могут уже развиваться, как раньше, ибо буржуазные производственные отношения тормозят это развитие. Напротив, производительные силы советского общества развиваются бурными темпами, ибо этому способствуют социалистические производственные отношения.

В работе «О диалектическом и историческом материализме» И. В. Сталин дал картину развития производительных сил от древних времён до наших дней: «Переход от грубых каменных орудий к луку и стрелам и в связи с этим переход от охотничьего образа жизни к приручению животных и первобытному скотоводству переход от каменных орудий к металлическим орудиям (железный топор, соха с железным лемехом и т. п.) и, соответственно с этим, переход к возделыванию растений и к земледелию; дальнейшее улучшение металлических орудий обработки материалов, переход к кузнечному меху, переход к гончарному производству и, соответственно с этим, развитие ремесла, отделение ремесла от земледелия, развитие самостоятельного ремесленного и потом мануфактурного производства; переход от ремесленных орудий производства к машине и превращение ремесленно-мануфактурного производства в машинную промышленность; переход к системе машин и появление современной крупной машинизированной промышленности,- такова общая, далеко неполная, картина развития производительных сил общества на протяжении истории человечества». Вместе с изменением орудий производства и в тесной связи с ними развивались и люди, составляющие важнейший элемент производительных сил, развивались их навыки к труду.

При переходе от старой формации к новой существующие производственные отношения ликвидируются, тогда как производительные силы сохраняются и развиваются далее.