Основы медицинской этики. Деонтология и врачебная этика Врачебная этика происхождение

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice– изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon– долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

Научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

Практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.

Поведение врача и с точки зрения его внутренних устремлений, и с точки зрения его внешних поступков должно мотивироваться интересами и благом пациента. "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного", - писал Гиппократ. Практическое отношение врача к человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно, является основной чертой профессиональной врачебной этики. Гиппократ справедливо отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и результативностью профессиональной деятельности врача. Человеколюбие не только является основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на успех врачебной деятельности, в значительной степени определяя меру врачебного искусства. "Где любовь к людям - писал Гиппократ, - там и любовь к своему искусству"

Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями. Ещё в древней медицине врач говорил своим ученикам-последователям: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение».

PRIMUMNONNOCERE(лат.) - ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕ НАВРЕДИ – это высказывание является главным этическим принципом в медицине.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Неправильная диагностика, лечение, поведение врача, представителей среднего и младшего медицинского персонала могут привести к физическим и нравственным страданиям пациентов. Недопустимы такие действия медицинского работника, как разглашение врачебной тайны, отказ в медицинской помощи, нарушение неприкосновенности частной жизни и пр.

Уход за больным предполагает, помимо всего прочего, также соблюдение определённых правил общения с ним. Важно уделять пациенту максимум внимания, успокаивать его, разъяснять необходимость соблюдения режима, регулярного приёма лекарств, убеждать в возможности выздоровления или улучшения состояния. Нужно соблюдать большую осторожность при разговоре с больными, особенно страдающими онкологическими заболеваниями, которым не принято сообщать истинный диагноз. И в настоящее время остаётся значимым высказывание великого врача древности, отца медицины Гиппократа: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но, главное, оставь его в неведении того, что ему угрожает». В некоторых странах больного всё же информируют о серьёзности заболевания, в том числе и о возможном летальном исходе (лат. letalis - смертельный), исходя из социально-экономических соображений. Так, в США пациент даже вправе возбудить судебное дело против врача, скрывшего от него диагноз раковой опухоли.

Ятрогенные заболевания

Нарушение деонтологических принципов общения с больным может привести к развитию у него так называемых ятрогенных заболеваний (греч. -iatros– врач, -gепеs– порождаемый, возникающий). Ятрогенным заболеванием (ятрогенией) называют патологическое состояние пациента, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача или другого медицинского работника, которые создают у человека представление о наличии у него какого-либо заболевания или об особой тяжести имеющейся у него болезни. Неадекватные, ранящие и вредящие пациенту словесные контакты могут привести к различным психогенным ятрогениям.

Однако ещё более 300 лет назад «английский Гиппократ» Томас Сиденхем (1624–1689) подчёркивал опасность для пациента не только действий медицинского работника, травмирующих психику больного, но и других возможных факторов – нежелательных последствий медицинских манипуляций. Поэтому в настоящее время к ятрогенным относят любые заболевания, возникновение которых связано с теми или иными действиями медицинских работников. Так, кроме описанной выше психогенной ятрогении (ятропсихогении), выделяют:

Ятрофармакогении: следствие медикаментозного воздействия на больного – например, побочные действия препаратов;

Манипуляционные ятрогении: неблагоприятное воздействие на больного в процессе его обследования – например, осложнения при проведении коронароангиографии;

Комбинированные ятрогении: следствие воздействия нескольких факторов;

Так называемые немые ятрогении – следствие бездействия медицинского работника.


Врачебная тайна

К деонтологическим вопросам ухода за больными можно отнести и необходимость сохранения врачебной тайны. Медицинские работники не имеют права разглашать сведения о больном глубоко личного, интимного характера. Однако это требование не относится к ситуациям, представляющим опасность для других людей: венерические заболевания, инфекционные, инфицирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), отравления и др.

В этих случаях медработники обязаны немедленно информировать соответствующие организации о полученных сведениях. С целью проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге при выявлении инфекционного заболевания, пищевого отравления или педикулёза медицинская сестра в течение 12 ч с момента установления диагноза обязана информировать санитарно-эпидемиологическую станцию по телефону и одновременно направить туда заполненный бланк экстренного извещения (форма №058/у).

Ошибки и медицинские правонарушения

Соблюдение медицинским работником морально-этических норм предусматривает не только выполнение своих обязанностей, но и несение ответственности за уклонение или непрофессиональное выполнение своих обязанностей.
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993) регламентируют юридическую ответственность медицинского работника за причинение вреда здоровью граждан.

Ст. 66 – «Основания возмещения вреда, причинённого здоровью граждан».

Ст. 67 – «Возмещение затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий».

Ст. 68 – «Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья».

Ст. 69 – «Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья».

Православие и медицинская этика

Православие, являясь исторически и логически первым христианским вероучением, сформировало традицию онтологического понимания нравственности, т.е. глубинной включенности нравственности в единое и целостное "устроение мира".

Именно поэтому в православной нравственной моральные ценности и первая из них - любовь к Богу и ближнему - не только желательная норма поведения. Это - принцип бытия, закон "устроения мира", без соблюдения которого распадается "связь времен" и смыслов, одним из звеньев которой является смысл человеческой жизни. Смысл же человеческой жизни в христианской этике непосредственно связан со служением ближнему.

В связи с этим, врачевание по сути дела - одна из уникальных человеческих профессий, смысл и назначение которой максимально совпадает с "деланием добра", с христианскими ценностями милосердия, человеколюбия и спасения жизни. Не случайно первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления милосердия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях. "Такова сила милосердия: оно бессмертно, нетленно и никогда не может погибнуть" (Иоанн Златоуст).

и .

Этика как научная дисциплина отвечает на вопрос о том, на какие нормы и цели или ценности люди должны ориентировать свою деятельность.

Мора́ль ( moralitas , термин введён от mores - общепринятые , негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, , а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом.

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действия человека в обществе с помощью норм.

Нравственность -система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Первоначально смыслом слова было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление и . По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение , , , , , . Выработанные этикой - ,, , и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью - то, что она изучает . В живом языке это разграничение пока отсутствует.

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Основные проблемы этики

    Проблема критериев и , добродетели и пороков

    Проблема и назначения

    Проблема

    Проблема , его совмещение с естественным желанием

Классификация этических ценностей

Всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

    ценности античной морали - справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются ценности, основанные на принципе середины;

    ценности «культурного круга христианства» - любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;

    прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

Этика неотделима от уже при самом её возникновении. Этот термин впервые употреблён как обозначение особой области исследования «практической» , ибо она пытается ответить на : что мы должны делать?

Основной целью нравственного поведения Аристотель называл - деятельность в полноте , то есть . Самореализация человека - это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся . Поэтому основная добродетель - это умеренность и благоразумие.

Согласно ученику Платона , цель этики - не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь.

Аристотель отмечает, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности - своя цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, следует допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна ради неё самой, а не являться средством для какой-то иной цели. Именно она как благо в собственном смысле слова, или высшее благо, будет определять меру совершенства человека и социальных институтов.

Высшее благо принято называть счастьем. Для счастья нужны внешние блага и удача, но главным образом оно зависит от совершенной деятельности души - от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики.

Функции этики:

1. нравственно-воспитательная;

2. познавательно-просветительской

В этике можно выделить две области - нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Это разделение на разные, хотя и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине XX века.

Теоретическая этика - это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности. Её методологической основой являются знания, концепции и идеи, касающиеся научного познания морали.

Нормативная этика осуществляет поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев

2. Медицинская этика.

Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

Медицинская этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

Медицинская этика возникла тысячелетия назад, одновременно с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней излагаются правила поведения врача.

Этапы развития медицинской этики:

1. 8-3 вв до н.э. – 5-4 вв до н.э.

Формирование новых законов: «Не навреди», «Не убий», «Оказание помощи больному –добро, неоказание – зло.»

Принципы медицинской этики: справедливость, благодеяние, непричинение зла

Первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начался с “формирующийся медицины” и завершился появлением трудов греческих философов.

Особый вклад в развитие медицинской этики на первом этапе внесли:

Сократ (469- 399г. до н.э.)- «Отец» античной этики.

Основной принцип Сократа тождество добродетели со знанием. Добродетель есть знание или мудрость.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) автор “Никомаховой этики”, “Большой этики”.

Специфика этики, по мнению Аристотеля, состоит в том, что она вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и людей, живущим в нем. Делает она это путем формирования идей о должном, о добре и зле, об идеалах.

Одним из самых древних медико- этических документов является “Клятва Гиппократа”.

Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый Гиппократ Великий Косский.

Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения (корпорации) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства . Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы.

2. II этап развития Медицинской этики – это становление монотеистических религий (буддизм, христианство, ислам).

Огромное влияние на развитие медицинской этики и деонтологии оказали врачи Востока Ибн-Сина (Авиценна) - создатель «Канона врачебной науки» - рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость и индивидуальность обращающегося за помощью. Ему принадлежит изречение «Врач должен».

Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Ты должен знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.

3. III этап развития Медицинской этики – это создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации.

В 10 в. начала формироваться медицинская школа в Салерно , достигшая расцвета в 12 в., занимавшаяся переводами медицинских книг с арабского на латынь. Это была светская школа не церковная. Ее главная заслуга – создание новой медицинской литературы. Курс обучения был 3-года философии, 5-лет медицины, 1-год практики, экзамен, после получалась лицензия. Это был первый факультет на Востоке. Вслед за ним стали открываться университеты и в Европе.

Первый в России Московский университет был открыт в 1755г. Медицинский факультет начал работу 1758г . Выпускники медицинских факультетов давали так называемые факультетское обещание, текст которого обычно являлся вариантом клятвы Гиппократа.

В начале 19 в. английский врач из Манчестера Т. Персиваль в книге “Медицинская этика” изложил “свод установленных правил и наставлений применительно к поведению врачей и хирургов в госпиталях и частной практики, в отношению к аптекарям, в случае которые требуют знания законов”(1803).

4. IV этап развития Медицинской этики- Деонтологический этап

Деонтология (от греч. deontos должное и logos -учение) – раздел этики , в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований.

Термин «деонтология» введен англ. философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом.

Иеремия Бентам - британский юрист и мыслитель (первая треть 19 века) является виднейшим представителем утилитаризма В основе его этической теории лежит принцип полезности.

Добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом – насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны) и насколько помогают избегать страданий. Так как с точки зрения морали все люди равны, они всегда должны помнить об общественном интересе, который есть совокупность личных интересов.

Бентам составил своего рода шкалу – “лестницу удовольствий” и “лестницу страданий”, с учетом их интенсивности, продолжительности и т.д. С целью популяризации этой теории он сочинил стихотворение: “ И удовольствие, и боль мы можем “сосчитать”. Какими могут быть они, нам нужно четко знать. Они бывают интенсивны, бывают длительны, быстры, результативны и чисты.

5. С 70х годов XX столетия начался новый V этап развития медицинской этики - биоэтика.

Биоэтика возникла из соединения философии и медицины, но превратилась в практическую философию, дающую возможность мудрому врачу подняться до божественных высот при решении вопросов жизни и смерти.

Принципы биоэтики – соблюдение:

Автономии индивида,

Свободы воли и выбора,

Информированного согласия.

Исторические модели моральной медицины:

1. Модель Гиппократа («не навреди»)

Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом. Прошли многие века, но «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов.

2. Модель Парацельса («делай добро»)

Модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

Круговой поруке, царившей тогда в медицинском мире, он противопоставил другие принципы:

-«врач должен денно и нощно думать о своем больном»;

-«врач не смеет быть лицемером, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком»;

- «сила врача – в его сердце, работа его должна руководится Богом и освещаться естественным светом и опытностью»;

- «величайшая основа лекарства – любовь».

3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»)

В основе модели лежит принцип «соблюде- ния долга» (deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»)

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом .

В 19-20 вв. огромный вклад в развитие медицинской этики внес Анатолий Федорович Кони (выдающийся судебный деятель России конца XIX начала XX века, ученый-юрист). А. Ф. Кони обладал энциклопедическими знаниями в области русского и зарубежного права, истории, философии, медицины, психологии. Один из аспектов его деятельности являлась разработка нравственно-этических принципов врачебной деятельности, в частности вопрос врачебной тайны.

В своем фундаментальном труде «К материалам о врачебной этике» А. Ф. Кони анализирует ряд вопросов медицинской деонтологии – нравственные обязанности врача по отношению к больному и его родственникам, «о возможностях ускорения смерти в случаях безнадежных» и др.

«Врач живет постоянно с чувством ответственности перед страдающими, является свидетелем страданий больных, подвергает себя порой опасности заражения, проявляя каждодневный героизм». А.Ф. Кони.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

1. Научный раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников

2. Практическая область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности

Основные аспекты медицинской этики:

медицинский работник и общество;

нравственные качества и внешний вид медицинского работника;

медицинский работник и пациент;

медицинский работник и родственники пациента;

медицинская тайна;

взаимоотношения представителей медицинских профессий;

усовершенствование знаний;

этика эксперимента.

Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Собственно, сама профессия выросла из желания женщины помочь больному или раненому человеку. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными.

И поэтому когда в середине XIX в. практически одновременно в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками), в основу их профессии легли те же этические принципы.

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов.

Например, возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия "Женевской декларации" - современного варианта Клятвы Гиппократа. "Женевская декларация" не просто подтвердила основополагающую роль гуманистического идеала в медицине, но и стала морально этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата..

Разработка и принятие Ассоциацией медицинских сестер России Этического кодекса медицинской сестры подтверждает общую историческую закономерность, являясь важным этапом реформы сестринского дела в России..

А.Я. Иванюшкин, доцент, доктор философских наук, кандидат медицинских наук пишет: "Этический кодекс медицинской сестры России" приобретает особую значимость в контексте истории отечественной медицины в ХХ в. С одной стороны, огромное множество медицинских сестер и врачей были в это время верны своему профессиональному долгу (например, в годы Великой Отечественной войны). С другой же стороны, нельзя забывать о следующих фактах. Еще в 20-е годы официальные руководители советского здравоохранения (в частности, Н.А. Семашко) трактовали профессиональную медицинскую этику как "буржуазный пережиток", были убеждены, что понятие как "врачебная тайна" для советской медицины в будущем отомрет. Аналогичное отношение в эти годы было и к понятию "медицинская сестра", которое предлагалось заменить понятиями "помврача", "замврача", "медтехник" и др.: "Само слово "сестра", да и еще "сестра милосердия", как понятие, включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советского здравоохранения и типу медработника, который нам нужен..." (Николаев Н.Д. Сестра или медицинский техник// За кадры медицинского персонала, 1932, N 1-2, с. 40).

В несколько сглаженном виде такое отношение к профессиональной этике в нашем здравоохранении сохранялось в течение всего советского периода. "Присяга врача Советского Союза" была создана в 1971 г., то есть на 23 года позднее "Женевской декларации". К тому же, в их содержании имеются значительные, принципиальные различия. Например, в советской врачебной Присяге совсем отсутствует морально-этическая оценка искусственного аборта. Хотя все наши врачи в 70-80г.г. давали клятвенное обещание не разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике запись в листке нетрудоспособности названия заболевания была обязательной вплоть до 1993 г. Иначе говоря, в течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально насаждался этический нигилизм. Принятие "Этического кодекса медицинской сестры России" - это и покаяние, и надежда возвращения полного морально-этического здоровья нашим медикам.”

"Этический кодекс медицинской сестры России" составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Прежде всего, Кодекс отразил современные представления о правах пациента, которые являются содержанием конкретных обязанностей, долга медицинской сестры.

"Этический кодекс медицинской сестры России" составлен на основе

  • - Устава Всемирной организации здравоохранения (1946), международных документов по медицинской этике -
  • - "Лиссабонской декларации о правах пациента" Всемирной медицинской ассоциации (1981, 1995),
  • - "Европейского кодекса медицинской этики" (1987),
  • - "Декларации о политике в области прав пациентов в Европе"
  • - Всемирной организации здравоохранения (1994),
  • - "Этического кодекса медицинских сестер" Международного совета медицинских сестер (1973) и некоторых других.

Принимались также во внимание некоторые национальные этические кодексы медицинских сестер (в частности, США, Великобритании). Использовался опыт составления соответствующих этических документов в нашей стране - "Кодекса профессиональной этики психиатра" (принят Российским обществом психиатров в 1993 г.), "Этического кодекса Российского врача" (принят Ассоциацией врачей России в 1994 г.).

Основными постулатами Этического кодекса медицинской сестры являются следующие положения:

  • * Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.
  • * Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Я думаю, что этот принцип является важнейшим не только в медицинской деятельности, но и в каждой другой трудовой сфере.
  • * Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного.
  • * Что касается эвтаназии, то есть преднамеренных действий медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, то Этический кодекс медицинской сестры говорит, что это ни в коем случае не допустимо, и даже по его просьбе.
  • * Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины "Прежде всего - не навредить!".
  • * Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него.
  • * Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в преумножении знаний в своей профессии.
  • * Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.

Это далеко не все положения Этического кодекса медицинской сестры, но сразу становится ясно, какими качествами, и первую очередь моральными должен обладать медицинский работник. История медицинской практики России знает немало примеров нравственной самоотверженности врачей и ученых во имя спасения жизней других людей. Так, например, И.И. Мечников испытывал на себе препарат, содержащий бациллы холеры, а С.И. Боткин сделал себе первую прививку от чумы. Но наряду с множественностью таких примеров, мы встречаемся и с недобросовестным отношением к своим служебным обязанностям, что говорит о нравственной неполноценности этой категории врачей.

Я думаю, что в сфере медицины трудовая мораль, стоит на первом месте, поскольку эта профессия связана с самым ценным что есть на земле - жизнью человека.

ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА , вид профессиональной этики, касающийся деятельности и поведения представителей врачебной профессии. Проф. этика-приложение общих понятий о нравственности к той или другой отрасли проф. деятельности. Взгляды на сущность и происхождение этических воззрений у разных авторов различны. В то время как для Канта этика есть «категорический императив», представление о долге, к-рый висит над людьми, как нек-рая внутренняя принудительная сила,-в марксистском понимании этика-лишенные абсолютной категоричности правила поведения, диктуемые классовым интересом и классовым самосознанием и меняющиеся на протяжении веков у разных народов и соц. групп, в зависимости от экономических, классовых и политических условий. Конкретные этические вопросы, с к-рыми встречается врач, касаются трех сторон его деятельности; 1) взаимоотношений с б-ным, 2) взаимоотношений врачей между собой и 3) взаимоотношений с соц. коллективом. При этом эти три категории взаимоотношений могут вступать в конфликт и дать повод к трудно разрешимым этическим проблемам. Если ряд элементарных правил поведения врача (честность и добросовестность в исполнении своих обязанностей, высокая требовательность к своим знаниям, умению и работе, недопустимость затягивания лечения для извлечения материальных выгод или рекламирования из корыстных соображений негодных средств) является совершенно очевидным, то значительно сложнее обстоит дело с такими вопросами, как использование б-ного для нужд мед. преподавания или для научного экспериментирования. Здесь интересы б-ного и G85 коллектива могут друг другу противоречить, и для врача возникает необходимость наиболее безболезненного их согласования. В области взаимоотношений врачей между собой возникают вопросы о степени соблюдения интересов товарища по профессии и границ конкуренции и других столкновений на почве проф. мед. деятельности. В этой области гековой опыт общения врачей между собой на проф. поприще выработал известный неписанный кодекс этических правил, нарушение к-рых считается во врачебной среде предосудительным (напр., выска-ганный перед б-ным неодобрительный отзыв о способах и методе лечения больного предшествующим врачом, неосновательный отказ от участия в консультации у постели больного и т. д.). Но бывают случаи, когда и традиции толкают на неправильное поведение, как, напр., на сознательное замалчивание ошибок, а иногда и недобросовестности своего товарища из ложно понятого чувства коллегиальности (что особенно часто бывает на судебной экспертизе), злоупотребления врачебной рекламой и т. п. Возникают также вопросы, насколько этично пользоваться государственными и общественными леч. заведениями для лечения б-ных, обслуживаемых в порядке частной платной мед. практики, о даче удостоверений (сан. надзор) и свидетельств о бслезни (трудовая экспертиза, определение на военную службу) больным, пользуемым в порядке частной платной практики (опасность скрытой формы взятки) и т. д. Здесь плохо понимаемые правила врачебного поведения могут итти в разрез с интересами б-ного и коллектива. Если для капиталистической медицины с преобладанием в ней частной практики и с неприкосновенностью завесы, покрывающей врачебные дисциплины и деятельность для непосвященных, типичными являются конфликты в области первых двух категорий взаимоотношений, конфликты, совершенно неустранимые при системе частнокапиталистической медицины, то для общественной медицины характерны иные представления о В. э. и иные этические конфликты. Так, не этичным, с точки зрения общественной медицины и интересов коллектива, следует признать саботирование германскими врачами работы страховых касс, организованное недопущение ими молодых работников к участию в работе страховых касс, преобладание принципов корпоративных интересов «врачебного сословия» над интересами коллектива. Принципы советского здравоохранения коренным образом оздоравливают и тенденции этических начал в медицине. Гос. организация здравоохранения, общедоступность и бесплатность медицины, построение ее на соц. основах с изгнанием или ограничением частной практики, сан. просвещение, постепенно срывающее пелену таинственности со всех действий представителей врачебного сословия,- все это воспитывает врача как сознательного члена коллектива, устанавливает более чистую атмосферу во взаимоотношениях между врачом и б-ным и врачей между собой и радикально уничтожает меркантиль- ный дух, продолжающий господствовать в этой области в ряде буржуазных стран. Принципы советской медицины снимают основной камень преткновения в области В. э.-вопрос об оплате врачебной помощи и советов. С другой стороны, возникает ряд других требований к врачу, нарушение которых должно считаться в условиях общественной медицины не-этическим поступком. Сюда относится, напр., отказ безработных врачей в городах ехать на работу в деревню. Кроме таких отдельных частных вопросов, этика врача всецело покрывается общими требованиями, предъявляемыми коллективом к своему члену; В. э. не может рассматриваться как нечто обособленное от общих основ нравственности и морали в данной социальной группе. Лит.: Каутский К., Этика и материалистическое понимание истории, М., 1922; Мопль А., Врачебная этика, СПБ, 1903; Вересаев В., Записки врача, М., 1927.Т. Брон.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Н.П.ПЕТРОВА

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭМБЛЕМАТИКА

Учебно-методическое пособие по истории медицины для студентов медицинских вузов 1 курса медико-диагностического факультета по специальности «Медико-диагностическое дело»

Рецензент:

К.м.н., доцент кафедры общественно-гуманитарных наук учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»

М.Е.Абраменко

Петрова Н.П.

П Медицинская этика. Медицинская эмблематика: Учебно-методическое пособие по истории медицины для студентов медицинских вузов 1 курса медико-диагностического факультета по специальности «Медико-диагностическое дело» / Н.П.Петрова ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет». 2010. ― с.

Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по истории медицины по теме: «История медициной этики. Медицинская эмблематика». Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «История медицины», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

© Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2010

ВВЕДЕНИЕ

«Лечи каждый день, помогай каждый час, утешай каждую минуту».

Медицинская поговорка

Профессиональная медицинская практика свидетельствует о том, что врач ежедневно решает не только клинические задачи, но сталкивается и с моральными проблемами выбора того или иного действия. Чтобы избежать ошибки, врач должен уметь принять правильное решение, что требует специального морально-этического знания.

Этика как наука помогает понять наши действия и поступки. Подобно тому, как логика помогает избежать ложных суждений, так и этика помогает осознать принципы, по которым тот или иной поступок оценивается как верный или неверный.

Знание и умение следовать выработанным медицинским сообществом этическим принципам и правилам определяет одно из оснований профессионализма врача - его нравственную культуру. Нет доктора, который не признавал бы значения для лечебного процесса нравственных взаимоотношений с пациентом. От нравственной культуры врача непосредственно зависит важнейший фактор успешного лечения, а именно: доверие больного к врачу, перед которым всегда встает вопрос, как добиться этого доверия. Медицинская этика раскрывает, что основным условием его возникновения является готовность и умение врача подчинить свои интересы интересам пациента. Это умение служит, в свою очередь, главному - задаче облегчения страдания больного.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНОЙ ЭТИКИ

Во все времена к врачам относились с почтением. Ведь люди этой профессии приходят на помощь в самые критические моменты жизни человека, начиная с появления на свет и до предсмертного часа.

С древних времен врач считался человеком, выполняющим высоко моральное дело. Например, надпись на храме Асклепия в Акрополе гласит: «…он, как Бог, должен быть одинаковым спасителем рабов, бедняков, богатых людей и наследников престола и быть для всех братом, вот какую помощь он должен оказывать». В свою очередь и к больным было также особое отношение. Ярким примером тому служит деятельность рыцарского ордена госпитальеров Святого Иоанна в Иерусалиме, основанного в конце XI века. При официальном посвящении в это братство каждый член ордена приносил древний обет: «Собратья Госпиталя должны служить нашим господам, больным, с усердием и преданностью, как если бы они были рабами своих господ».

Врачам приходится принимать решения, связанные с жизнью, здоровьем, достоинством и правами людей. Медицинская помощь не может быть полноценной, если самый высокопрофессиональный врач не обладает этическими качествами. Поэтому этика – принципы нравственности и основанные на их правила поведения, т.е. деонтология – занимает в медицине особое место.

Этика – учение о моральных нормах и правилах, определяющих взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Слово «этика» произошло от греческого ethos ― обычай, нрав. Термин «этика» был предложен Аристотелем (384-322 гг. до н.э.).

Медицинская этика ― совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

В профессиональной медицинской этике исходным сле­дует считать принцип гуманизма.

Гуманизм - это воззрение, рассматривающее человека как высшую цен­ность, защищающее его свободу и всестороннее развитие. Несмотря на то, что сам термин «гуманизм» возникает лишь в эпоху Возрождения, идея гуманности (человеко­любие как добродетель, как определенная нравственная ценность) формируется уже в середине первого тысяче­летия до н. э., встречается в Библии, у Гомера, в древ­неиндийских, древнекитайских, древнегреческих философ­ских источниках VI-IV вв. до н. э. В этот исторический период врачи Древней Греции давали этическое обязательство - «Клятву» Гиппократа (460-377 гг. до н. э.). Идея гуманности заложена уже в знаменитом «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

У Гиппо­крата идея гуманизма имеет конкретные выражения: «В какой бы дом я ни во­шел, я войду туда для пользы больного... Я направлю режим больных к их выгоде... воздерживаясь от причине­ния всякого вреда и несправедливости...». К ярчайшим проявлениям гуманизма этики Гиппо­крата следует отнести заповеди о врачебной тайне и о без­условной ценности любой человеческой жизни.

Медицинский гуманизм в своем исходном значении утверждает человеческую жизнь в качестве высочайшей ценности, определяет ее защиту и помощь ей как основную социальную функцию медицины, которая должна выпол­нять эту свою задачу, руководствуясь научными знаниями и профессиональным мастерством.

Подтверждением этой истины явилась организация в 1981 г. движения «Врачи мира за предотвра­щение ядерной войны». В движении врачей планеты про­тив угрозы ядерной войны в широчайших исторических масштабах проявился нравственный принцип заповеди ме­дицины о ценности человеческой жизни, заповеди, являю­щейся подлинным началом профессиональной медицинской этики.

Медицинская этика требует уважать страдания чело­века, даже если речь идет о плененном враге, что отражено в Международной конвенции Красного Креста об отноше­нии к военнопленным (1929 г.).

Из истории медицины известно, что еще в 3 веке до н.э. в сочинении индийского народного эпоса «Аюрведа» («Книга жизни») нашли отражение вопросы отношения врача к больному и взаимоотношений между врачами. О личности врача здесь сказано, что он должен быть скромным в жизни и в поведении, не выставлять на показ свои знания и не подчеркивать, что другие знают меньше тебя.

Медицинская этика требует конкретности в отношениях между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное обращение к коллегам, так же как и белый цвет медицинского халата, подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого принципа нужно придерживаться, если общение происходит в присутствии больного. Врач в глазах пациента не должен ставить под сомнение профессионализм коллеги. Ситуацию с коллегой необходимо обсудить очно и наедине.

Уважительно врачи должны относятся к среднему и младшему медицинскому персоналу. Современная медсестра – высококвалифицированный работник, знающий и умеющий очень много. Она первый помощник врача, без которого лечебный процесс невозможен. Уважительные отношения с медсестрами особенно молодому специалисту позволяют многому научиться и избежать массы ошибок.

1. Равенство и справедливость.

2. Благо и добро.

3. Профессиональный долг.

4. Ответственность.

5. Честь, достоинство, совесть.

Равенство и справед­ливость.

Медицинская эти­ка требует видеть в больном, прежде всего больного, уста­навливая известное равенство всех людей перед лицом болезни и смерти. Нравственное чувство людей особенно чутко реагирует на неравенство распределения «медицин­ских услуг» в обществе.

Никто из медиков не вправе забывать, что в стационаре и в поли­клинике (диспансере) они всегда имеют дело с массой больных, значительная часть работы с каждым из которых (лечение каждого) осуществляется на глазах у окружаю­щих. Первый этический экзамен перед своими пациентами каждый медик сдает по предмету «ра­венство». Прием кого-то из больных в обход очереди (без медицинских на то показаний) является многократным моральным злом: проявлением неуважения ко многим людям одновременно, пренебрежением к состоянию больных, циничной, вызы­вающей демонстрацией медиками аморального поведения.

В то же время медицинская этика не может оставить без внимания и вопросы, касающиеся «этики пациента». Этичной будет такая позиция пациента, когда он с пони­манием отнесется к любому случаю справедливого нерав­ного внимания, которое врач уделяет некоторым больным в силу естественных различий течения болезней у них.

Б лаго и добро.

В медицинской практике, прежде всего, следует обра­тить внимание на такие проявления блага, как жизнь и здоровье. Улучшение состояния больно­го, случайное совпадение способствующих успеху лечения обстоятельств, неосведомленность значительной части больных относительно прогноза их заболе­вания - все это есть благо. Добро (как и зло) есть самое общее моральное понятие. Даже когда действия чело­века не увенчаются в силу каких-то внешних обстоятельств практическим успехом, сам по себе правильно сделанный им моральный выбор позволяет говорить о данном челове­ке, что он не изменил себе как человек, так как стремился сделать добро.

Благо больного - приоритетнейшая цель профессиональной деятельности врача. В медицинской практике больной в известном смысле олицетворяет категорию «бла­га», а врач (медик) - категорию «добра».

В представлении больного образцовый врач - это чело­век долга, для которого оказание помощи больному не только должностная обязанность, но подлинно моральное деяние. Истинный врач всегда преодолеет эгоистические или корыстные соблазны, которые могут затруднить выполнение им врачебного дол­га. Об этом свидетельствуют бессмертные строки «Клятвы Гиппократа»: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного...».

Верность профессио­нальному долгу требует и мудрости, и своего рода мораль­ной стойкости, моральной закаленности. В этом случае, говоря о мудрости, мы имеем в виду меру развития, зре­лости разума врача, осознания им коллективного нравственно-этического опыта коллег, а главное - способность делать разумные выводы не только из собственных успехов, но и из ошибок. Под моральной стойкостью следует понимать приобретение врачом своеобразного нравствен­но-этического опыта в преодолении различного рода иску­шений.

Категория «ответственность» . От­ветственность есть конкретная мера долга. Общепризнанным считается, что ответственность ме­диков в их деле огромна. У от­дельных людей порой складывается гипертрофированное представление об ответственности медицинских работников.

Ответственность - не­сомненно важнейшее моральное качество медика, именно сознание, чувство ответственности питает его профессиона­лизм в целом, это «гормон роста» самой его личности. Нравственная энергия профессиональной ответственности медицинского работника концентрируется затем во мно­жестве конкретных деонтологических императивов, напри­мер, таких: ни при каких обстоятельствах не нару­шать обещание, данное больному, в отношении с больными врачу запрещены антипатия, раздражения, обида, спешка, нетерпеливость, забывчивость.

Понятие профессиональ­ной ответственности в медицине имеет также юридический смысл.

Понятие «чести» отражает оценку личности обществом, а также отношение самой личности к этой оценке. Не уронить себя в глазах других людей, прежде всего своей социальной группы, профессионального окружения - внутреннее зако­нодательство каждого человека. Белый халат и шапочка как бы символизируют незапятнанность чести медицинских работников. Чувство профессиональной чести должно быть у студента-медика уже на I курсе. В профессиональном чувстве чести меди­цинских работников, как в едином сплаве, заключается и гордость за медицинский гуманизм, и сознание огромной социальной значимости медицинского труда, и вера в силу научного медицинского звания.

Получающий право врачевания, должен работать с такой ответственностью, которой требуют законы и традиции ме­дицины. Несоответствие должному профессиональному уровню недопустимо с точки зрения профессиональной чести.

Как и всякому челове­ку, врачу дорого самоуважение. Сознание профессионального достоинства не вырабатывается у сту­дента-медика сразу, оно является плодом внутрен­ней духовной работы, нравственного самовоспитания.

Профессиональное достоинство врача собирательно характеризует его нравственные качества. Самостоятельность, независимость, сво­бода нравственных решений - слагаемые личного до­стоинства человека. Сознание и чувство личного досто­инства исключает малодушие, льстивость, самоунижение и неверие в себя.

Отношения медиков с больными требуют особого так­та, соблюдения своеобразного этикета. Ог­ромное воспитательное значение имеет пример старших коллег. Целью воспитания (и самовоспитания) является выработка сознания и чувства собственного до­стоинства, которые определяют в итоге правила профессио­нального этикета врачей, медицинских сестер.

Если достоинство есть стремление личности не вступать в разлад с собой, то совесть - это стремление личности не вступать в разлад с правдой жизни

Этическая категория совести призвана играть важнейшую роль в решении всех противоречивых проблем, порождаемых медицинской прак­тикой. Делом со­вести врача является постоянная самооценка своего отно­шения к медицине - к ее прошлому и будущему, к ее исторической судьбе.

Исторические принципы и модели медицинской этики.

Медицинская этика весьма динамична, поэтому необходимо постоянно уделять пристальное внимание самым разным ее аспектам. Для того чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.

1. Модель Гиппократа и принцип “не навреди”.

Моральные принципы врачевания были заложены «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.). Они лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве» Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом и своими коллегами по ремеслу. Один из важнейших принципов - «не навреди». В “Клятве” говорится: “Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости”. Принцип “не навреди” фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия. Модель Гиппократа содержит исходную профессиональную гарантию, которая рассматривается как условие и основание признания врачебного сословия не только обществом в целом, но и каждым человеком, который доверяет врачу, ни много ни мало - свою жизнь.

Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом, являются не просто отражением специфических отношений в конкретно-исторической эпохе. Они наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. В силу этого, несколько изменяясь, они соблюдаются и сегодня, приобретая в том или ином этическом документе.

Примером документа, созданного на основе “модели Гиппократа” служит “Клятва врача Республики Беларусь».

Модель Парацельса и принцип («делай добро») - модель врачебной этики, которая сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

«величайшая основа лекарства – любовь».
Парацельс учил своих учеников: “Сила врача - в его сердце…»; «важнейшая основа лекарства - любовь”;, «врач должен денно и нощно думать о своем больном»; «врач не смеет быть лицемером, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть справедливым человеком».

3.Деонтологическая модель и принцип “соблюдения долга”.

Соответствие поведения врача определенным этическим нормативам составляет существенную часть медицинской этики. Это ее деонтологический уровень, или “деонтологическая модель”.

Термин “деонтология” (от греч. deontos - должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах ХХ века профессором Н.Н. Петровым. Он использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики - врачебную этику.

Деонтологическая модель врачебной этики - это совокупность “должных” правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такой модели может служить хирургическая деонтология. Н.Н. Петров в работе “Вопросы хирургической деонтологии” выделял следующие правила:

“хирургия для больных, а не больные для хирургии”;

“делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека”;

“для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после”;

“идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного”;

“информирование больного”, которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений.

С точки зрения Н.Н. Петрова “информирование” должно включать не столько “адекватную информацию”, сколько внушение “о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции”.

Принцип “соблюдения долга” - основной для деонтологической модели. “Соблюдать долг” - это, значит, выполнять определенные требования. Недолжный поступок - тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества и его собственной воли и разума. Если человек способен действовать по безусловному требованию “долга”, то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

4. Биоэтика и принцип “уважения прав и достоинства человека”.

Бурное развитие науки и технологии в XX веке и привело к тому, что наука и, в частности, биология и медицина получила колоссальные возможности вмешиваться в существование биологических объектов и человека. Это позволило наряду с надеждами высказать и опасения, связанные с границами допустимого манипулирования биологическими процессами, особенно имеющими отношение к людям.

Рождению биоэтики способствовало сочетание факторов. Во-первых, медицинские эксперименты нацистов на узниках концентрационных лагерей усилили обеспокоенность относительно уязвимости людей в медицинских исследованиях. Во-вторых, в связи со стремительным прогрессом медицины, в том числе охраны репродуктивного здоровья, трансплантации органов и генетики, возникли вопросы о цели и пределах медицинских технологий. В-третьих, послевоенные движения за гражданские права привели к усилению внимания к нарушению соотношения сил между врачами и пациентами и к вытекающей из этого необходимости расширить возможности пациентов контролировать свои решения относительно медицинской помощи.

Поэтому в 60-70-х годах ХХ века формулируется такая форма медицинской этики как биоэтика, которая начинает рассматривать медицину в контексте прав человека.

Биоэтика - междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использования в здравоохранении высоких технологий. Формирование и развитие биоэтики связаны с процессом трансформации традиционной этики вообще, медицинской и биологической этики, в частности. Они обусловлены прежде всего резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине - это права пациента, испытуемого и т.д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество проблем, требующих решения, как с точки зрения права, так и морали. Существуют ли пределы оказания медицинской помощи и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует отсчитывать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Вот лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также перед широкой общественностью при современном уровне развития медицинской науки.

Таким образом, биоэтика – это система знаний о взаимоотношениях врача и пациента.

Авторство термина “биоэтика” принадлежит Вану Ренсселеру Поттеру, который в 1971 году в своей книге “Биоэтика: мост в будущее” определил эту дисциплину как “соединение системы биологического знания с познанием системы человеческих ценностей”. Он предлагал рассматривать биоэтику как своеобразный вид знания, задача которого – указать, как именно следует применить данные науки для достижения социальных благ. С его именем связывают взгляд на биоэтику как на науку о выживании.

Основным моральным принципом биоэтики становится принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа меняется решение “основного вопроса” медицинской этики - вопроса об отношении врача и пациента. Сегодня же остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения. Это далеко не “вторичное” участие оформляется в ряд новых моделей взаимоотношения врача и пациента. Среди них - информационная, совещательная, интерпретационная. Каждая из них является своеобразной формой защиты прав и достоинства человека.

Конкретной формой разрешения возможных противоречий в области биомедицины являются биоэтические общественные организации (этические комитеты).

Этические комитеты (комиссии) - разнообразные по составу и статусу аналитически-консультативные, а в отдельных случаях и контролирующие органы, призванные вырабатывать нравственные правила функционирования конкретных исследовательских и медицинских учреждений, а также давать этическую экспертизу и рекомендации по конфликтным ситуациям, возникающим в биомедицинских исследованиях и медицинской практике. Этические комитеты построены на междисциплинарной основе и включают, помимо медиков и биологов, юристов, психологов, социальных работников, экспертов в области медицинской этики, пациентов и их представителей, а также представителей общественности.
Таким образом, теоретические особенности и морально-этические принципы каждой из перечисленных исторических моделей являются реальными элементами целостной системы профессионально-этического знания и составляют ценностно-нормативное содержание профессиональной современной биомедицинской этики.

  • Translate the sentences into English. 1. Производство сенсорных экранов для новой модели смартфона было поручено разным производителям
  • V1: Раздел 2. Модели и теории поведения человека в организации
  • V1: Раздел 2. Модели и теории поведения человека в организации. V2: Тема 2.4. Теории изменения поведения
  • V2: Тема 2.2. Основные модели человека в экономических теориях