Монотонная работа: понятие, список с примерами, склонность характера к такой работе, плюсы и минусы. Монотонность труда и мероприятия, направленные на профилактику отрицательного влияния монотонии

Утверждаю

Заместитель

Главного государственного

санитарного врача СССР

А.И.ЗАИЧЕНКО

ПО УСТРАНЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ВЛИЯНИЯ

МОНОТОНИИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ

СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

ВВЕДЕНИЕ

В эпоху научно-технической революции развитие современного производства качественно изменило профессиональную деятельность человека. На фоне значительного уменьшения доли тяжелого физического труда существенно возросло количество людей, занятых выполнением простых однообразных операций с ограничением мышечных усилий и общей подвижности, т.е. работающих в условиях монотонности, гипокинезии и гиподинамии. Проблема монотонности является весьма актуальной и для новых видов труда, важными чертами которых являются функции наблюдения управления и контроля в условиях небольшого количества поступающей информации, значительной деятельности наблюдения, ограниченной двигательной активности.

Монотонность труда, особенно в сочетании с гипокинезией, вызывает целый ряд таких неблагоприятных последствий, как снижение работоспособности, рост травматизма, заболеваемости и текучести кадров и др., которые в конечном итоге приводят к значительному снижению эффективности труда в целом. В связи с этим проблема профилактики развития состояния монотонии является актуальной как в медико-биологическом, так и в социально-экономическом аспектах. В то же время ее решение сдерживается отсутствием единых научно-обоснованных положений, необходимых для конкретных рекомендаций по предупреждению отрицательных последствий монотонного труда в разных отраслях промышленности.

В связи с этим задачей данной работы явилась разработка основных принципов профилактики развития состояния монотонии при различных видах монотонного труда, обеспечивающих оптимальную психофизиологическую основу высокопродуктивной профессиональной деятельности и направленных на снижение заболеваемости.

Настоящие Методические рекомендации предназначены для использования санитарными врачами санэпидстанций, работниками служб НОТ и другими специалистами при разработке конкретных мероприятий, направленных на снижение отрицательных последствий монотонного труда в условиях различного рода профессиональной деятельности.

1. ПРОБЛЕМА МОНОТОННОСТИ ТРУДА

1.1. Причины возникновения монотонного труда

Монотонный труд (работа) - это свойство некоторых видов труда, требующих от человека длительного выполнения однообразных, элементарных действий или непрерывной и устойчивой концентрации внимания в условиях дефицита сенсорной информации.

Монотония - особый вид функционального состояния организма человека, развивающегося в процессе монотонной работы.

Гипокинезия - это деятельность человека с ограниченной двигательной активностью.

Гиподинамия - это деятельность человека с ограниченными мышечными усилиями.

В условиях монотонного труда гипокинезия и гиподинамия являются факторами, способствующими развитию состояния монотонии.

Основными показателями монотонного труда являются:

Структурное однообразие, простота рабочих приемов (операций);

Непродолжительный временной цикл;

Высокая степень повторяемости;

Отсутствие творческих элементов;

Строго определенный регламент действий;

Принудительный ритм и темп;

Дефицит информации о ходе выполнения работы;

Отсутствие интеллектуально-эмоциональной нагрузки;

Легкая или средняя величина физической нагрузки и дефицит движений, что обусловливает гиподинамию и гипокинезию;

Постоянный фоновой шум;

Стробоскопический эффект люминесцентных ламп и др.;

Ограниченное пространство рабочих действий;

Изоляция, разобщенность рабочих.

В формировании восприятия трудового процесса как монотонного определенную роль играют психологические и физиологические особенности человека, его индивидуальная подверженность к развитию состояния монотонии.

1.2. Влияние монотонного труда на организм человека

Монотонность труда сопровождается у многих людей рядом неприятных субъективных ощущений.

Субъективные ощущения проявляются в падении интереса к выполняемой работе, скуке, апатии, невнимательности, сонливости, искаженном чувстве времени ("время длится очень долго"), чувстве усталости и т.п., что в конечном счете обусловливает субъективную оценку работы как неинтересной или даже непривлекательной.

Психофизиологические проявления состояния монотонии свидетельствуют о пониженной психофизиологической активности человека и заключаются в следующем:

Снижении уровня бодрствования (изменение альфа-ритма ЭЭГ);

Снижении тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (урежение частоты пульса, снижение артериального давления, увеличение аритмии пульса и др.);

Снижении тонуса скелетной мускулатуры.

Состояние монотонии характеризуется также ухудшением рабочих действий, замедлением их и увеличением ошибок в работе. Ухудшение основных параметров профессиональной деятельности, а также психофизиологические проявления состояния монотонии свидетельствуют о том, что в этих условиях работоспособность снижается. Для состояния монотонии и, соответственно, его симптоматики характерны волнообразные колебания: периоды понижения работоспособности сменяются периодами повышения ее. В условиях монотонности человек должен время от времени волевым усилием преодолевать состояние пониженной активности. Эти периодические повышения активности сопряжены с затратой как энергетических, так и функциональных ресурсов и способствуют более быстрому развитию утомления и недовольства работой.

Основными последствиями монотонного труда являются:

Снижение работоспособности и производительности труда;

Ухудшение качества продукции;

Производственный травматизм;

Повышенная заболеваемость;

Снижение творческой инициативы работающих;

Высокая текучесть кадров.

Основное отрицательное последствие гипокинезии - детренированность как отдельных систем (мышечной и сердечно-сосудистой), так и организма в целом. В результате детренированности функциональные системы организма (и в первую очередь - сердечно-сосудистая система) становятся менее устойчивыми к отрицательному влиянию нейро-гуморальных воздействий в ситуациях сильного психо-эмоционального напряжения. Это, вероятно, и является одной из причин существенного возрастания за последнее время нервных и сердечно-сосудистых заболеваний.

2.1. Основные принципы оптимизации монотонных видов труда

При разработке мер профилактики развития состояния монотонии необходимо учитывать основные психофизиологические явления, возникающие в организме работающих в условиях монотонного труда и во многом определяющие его отрицательные последствия.

Поэтому разрабатываемые мероприятия должны быть направлены на:

Совершенствование технологических процессов с целью уменьшения влияния монотонности труда;

Обеспечение оптимальной информационной и двигательной нагрузок;

Повышение уровня бодрствования, увеличение эмоционального тонуса и мотивации.

Все это достигается как оптимизацией содержания и условий трудовой деятельности, так и непосредственным воздействием на функциональное состояние организма человека комплекса технологических, организационно-технических и психофизиологических мер. Среди них важнейшее значение имеют:

Автоматизация и механизация однообразных ручных работ;

Совершенствование технологии, оптимизация содержания труда;

Совершенствование организации трудовой деятельности;

Совершенствование организации рабочего места;

Оздоровление условий производственной среды;

Применение психологических и социально-психологических факторов профилактики монотонии;

Разработка системы профориентации;

Рациональное использование внерабочего времени.

Профилактические мероприятия, проводимые в плане вышеуказанных аспектов, снижают утомление и субъективные ощущения монотонности, положительно влияют на работоспособность и производительность труда, дают положительный эффект (экономический расчет рекомендуется проводить на основании межотраслевых Методических рекомендаций "Определение эффективности мероприятий по улучшению условий труда". М., 1979).

2.2.1. Автоматизация и механизация производства

Автоматизация трудового процесса, т.е. замена человека автоматом является радикальным и эффективным способом борьбы с монотонией, обеспечивающим высокий уровень производительности труда. Так, в радиоэлектронной промышленности внедрение автоматизации позволило ликвидировать около 20% наиболее монотонных рабочих операций.

Автоматизации в первую очередь подлежат:

Крайне простые рабочие движения, производимые в высоком темпе (в случаях, если укрупнение операций невозможно или нерационально);

Работы, связанные с длительным пассивным наблюдением.

В процессе автоматизации необходимо стремиться к полной ликвидации монотонных операций. В противном случае перестройка производственного процесса приводит лишь к замене одной разновидности монотонного труда на другую.

2.2.2. Совершенствование технологии.

Оптимизация содержания труда

Разделение технологического процесса на производственные операции во многом определяет содержание труда, поэтому рациональное разделение его является эффективным средством борьбы с монотонией.

При разделении производственного процесса на отдельные операции следует учитывать следующее:

Производственные операции должны иметь смысловую и структурную завершенность;

Продолжительность операций не должна быть менее 30 сек., а микропаузы в них должны составлять не менее 15% от их длительности;

Структура производственных операций должна исключать объединение в одной операции таких контрастных признаков трудовых актов, как сила и точность, большой диапазон движений и сложность двигательной координации. По возможности производственные операции должны выполняться физиологически разнородными движениями (движения в разных плоскостях, разных диапазонов и траекторий и пр.), а также должны обеспечивать сохранение условий для выработки двигательного автоматизма - одной из предпосылок для психологического преодоления монотонии.

Эти требования достигаются как простым пересмотром схемы дробления технологического процесса, так и использованием ряда специальных способов организации труда. Например, на поточных линиях сборки радиоламп эффективным оказался способ индивидуально-циклического монтажа. При этом способе монтажнице поручается сборка всего изделия, однако производит она ее через ряд "подсборок", циклами, пропуская через каждый цикл всю партию изделий (подробнее см. Методические рекомендации "Физиологическое обоснование рационального способа организации труда монтажниц миниатюрных радиоламп". Горький, 1973).

Достаточно эффективным оказывается и внедрение так называемой узловой сборки и организация на рабочих местах специальных "накопителей".

2.2.3. Совершенствование организации трудовой деятельности

2.2.3.1. Внедрение оптимального темпа и ритма работы

Темп работы - это число операций определенной длительности в единицу времени. Темп работы является одной из существеннейших характеристик работы, обусловливающих ее интенсивность. Ритм работы - это определенная последовательность чередования трудовых операций по времени.

В связи с тем, что принудительный ритм работы является одним из факторов, усугубляющих монотонность, для оптимизации труда необходимо введение технико-организационных мер. К ним относится:

Введение контейнеров со свободным ритмом работы, что позволяет устанавливать разные производственные задания для отдельных рабочих мест в соответствии с показателями производительности труда, достигнутыми отдельными исполнителями. Материалы психофизиологических исследований на конвейерах с регламентированным и свободным ритмом показывают положительное влияние на работоспособность исполнителей свободного темпа и ритма трудовой деятельности;

Установление в рабочих циклах оптимальных по длительности микропауз, составляющих не менее 15% оперативного времени;

Изменение темпа работы, используемого как средство борьбы с монотонией (кратковременное увеличение темпа работы) и утомлением (изменение темпа работы в соответствии с динамикой функционального состояния организма).

Кратковременные периодические увеличения скорости работы в условиях принудительного темпа являются рациональными мероприятиями по устранению и предупреждению монотонии, так как создают элемент новизны в рабочей ситуации и вызывают реакцию активации ЦНС с возрастанием уровня бодрствования.

Увеличение темпа работы на 5 - 10% по 1 - 2 мин. 2 - 3 раза в час рекомендуется вводить, начиная со второго часа работы. При этом необходимо иметь в виду, что:

Ускорение темпа работы должно иметь внезапный, нерегулярный характер, т.е. действительно создать элемент новизны;

Изменение интенсивности нагрузки в момент ускорения темпа должно происходить только за счет сокращения микропауз и не влиять на время, необходимое для выполнения рабочего цикла.

Обеспечение соответствия скорости работы динамике функционального состояния организма осуществляется с помощью вариатора скоростей. Диапазон между максимальным и минимальным тактами не должен превышать 25% от среднесменного, а "шаг" изменения скорости - 7%.

Конкретные величины изменения скорости движения ленты конвейера в пределах 5 - 10% от средней оптимальной скорости рассчитываются с учетом существующих коэффициентов загрузки рабочих мест при условии сохранения или увеличения количества выпускаемых в смену узлов и изделий.

2.2.3.2. Чередование операций, совмещение профессий.

Смена предметов труда

Чередование операций и совмещение профессий являются формами организации труда, при которых рабочий после определенного периода работы меняет выполняемые им операции или трудовые задания. Цель этих мероприятий - сменой деятельности компенсировать пассивное состояние одних органов, систем и функций, а также предупредить локальные перенапряжения других, вызванные длительным выполнением монотонных действий.

При выборе конкретных путей чередования операций рекомендуется учитывать следующее:

Эффективность чередования выше при смене более монотонной деятельности на менее монотонную;

Чередуемые операции должны отличаться по своей психофизиологической структуре; т.е. по статическому и динамическому компоненту, по нагрузке на отдельные анализаторские системы, по степени фиксированности рабочей позы и др.;

В условиях точных и высокоточных работ переключение активности на отдаленные мышечные группы (с дистальных на проксимальные) производить не следует, так как это приводит к нарушению двигательного стереотипа, затягиванию фаз врабатывания и как следствие - к снижению производительности труда;

Режим чередования операций подбирается в соответствии с конкретными условиями деятельности. Смена деятельности может производиться от двух-четырех раз за рабочую смену до одного раза в неделю;

Чередуются только те операции, выполнение которых освоено в совершенстве;

При организации чередования операций необходимо учитывать возрастной и стажевой состав рабочих. Известно, что смена деятельности наиболее эффективна у молодых рабочих.

В условиях монотонности обстановки принцип смены деятельности реализуется путем чередования видов труда, а также совмещения профессий. В частности, в автоматизированном химическом производстве используется система чередования работы среди операторов и аппаратчиков.

При совмещении профессий значительные и длительные статические компоненты основной работы должны компенсироваться умеренной динамической работой по совмещаемой профессии. При реализации принципа смены деятельности необходимо учитывать, что около 20% рабочих относятся к нему отрицательно. Смена деталей, а также типов изготовляемой продукции, отличающихся по цвету, форме и размеру, также может являться одним из средств снижения монотонности труда.

2.2.3.3. Внедрение рациональных режимов труда и отдыха

Режим труда и отдыха - это система построения периодов работы и отдыха, предусматривающая их длительность, содержание и порядок чередования. При разработке режимов труда и отдыха для монотонных работ необходимо учитывать общие принципы проектирования рациональных режимов труда и отдыха - рациональное чередование работы с регламентированным отдыхом, организация режима труда и отдыха на основе анализа динамики работоспособности, предупреждение отдыхом падения работоспособности и др. (см. Межотраслевые рекомендации по разработке рациональных режимов труда и отдыха. М., "Экономика", 1975, с. 134). В то же время в условиях монотонного труда имеются некоторые особенности, которые должны учитываться при разработке рациональных режимов труда и отдыха:

Целесообразно введение частых (через 60 - 120 мин.), но коротких (5 - 10 мин.) регламентированных перерывов; 1 перерыв целесообразно устраивать в конце 1-го часа работы;

Максимальное развитие состояния монотонии наблюдается во второй половине рабочего дня, поэтому в этот период регламентированные перерывы необходимо вводить через каждый час работы;

В режимы труда и отдыха необходимо включать мероприятия по повышению работоспособности человека (физические упражнения, функциональная музыка, сторонняя информация и раздражители);

В течение некоторых регламентированных перерывов рекомендуется предоставлять возможность выпить стакан горячего чая, газированной воды, тонизирующих напитков и пр.;

Особое внимание необходимо уделить физической активности во время перерывов как средству устранения отрицательных последствий монотонности и гипокинезии.

В связи с тем, что состояние монотонии более выражено в ночную смену, возникает необходимость разработки оптимальных графиков сменности. Как показывает опыт, число ночных смен в рабочей неделе не должно превышать двух-трех дней подряд, если это позволяет технологический процесс и организация производства. В производствах, где это возможно, целесообразно вводить сокращенную продолжительность ночных смен.

2.2.3.4. Производственная гимнастика.

Физические упражнения во время работы

Для повышения работоспособности в условиях монотонности рекомендуется применение разных форм физической активности (производственная гимнастика и различные виды физических упражнений), которые направлены на:

Увеличение уровня функциональной активности организма;

Устранение локальных перенапряжений отдельных групп мышц;

Компенсацию гипокинезии.

Благоприятное влияние физической активности на психофизиологическое состояние и продуктивность труда рабочих доказано как специальными исследованиями, так и практикой организации производства. Целесообразно применение следующих форм производственной гимнастики:

Вводная гимнастика продолжительностью 7 - 10 мин. в начале рабочей смены непосредственно у рабочего места. Цель вводной гимнастики - активация физиологических процессов, создание состояния готовности к работе. Упражнения комплекса вводной гимнастики должны содержать элементы движений, близкие к рабочим, целесообразно выполнять упражнения в возрастающем темпе от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного. Темп движения должен превышать средний темп работы. Особенно важно применение вводной гимнастики при конвейерных работах, где темп задается с первых минут рабочей смены и работа с самого начала требует высокой активности всех функций организма;

Физкультурные паузы в течение 5 мин. один-два раза за рабочую смену в регламентированные перерывы. В случаях, когда физкультурная пауза организуется один раз в смену, лучше проводить ее во второй половине дня. С целью предупреждения утомления физкультурные паузы назначаются в периоды, предшествующие появлению его признаков. Комплексы производственной гимнастики не должны утомлять работающих. Они должны подбираться таким образом, чтобы активировать группы мышц, не занятые при выполнении производственных операций, а также способствовать перераспределению нагрузки с работающих мышц на неработающие. При "сидячем" труде физические упражнения выполняются стоя и включают главным образом динамические упражнения. Кроме того, во время физкультурных пауз целесообразно включать упражнения на расслабление групп мышц, непосредственно занятых в работе, а также упражнения на точность и координацию движений.

Для профессий конвейерного производства, отличающихся небольшими физическими нагрузками, ограниченной общей двигательной активностью и значительным зрительным напряжением, в комплексах производственной гимнастики целесообразно использовать движения с большей амплитудой, активирующие системы кровообращения и дыхания, а также способствующие повышению уровня активности ЦНС.

Упражнения во время физкультурных пауз выполняются в среднем темпе. Комплексы вводной гимнастики и физкультурных пауз должны содержать по 6 - 10 различных упражнений, повторяемых по нескольку раз и объединенных в комплексы в соответствии с требованиями методики производственной гимнастики. Для проведения вводной гимнастики и физкультурных пауз необходим систематический инструктаж рабочих и постоянная наглядная агитация и пропаганда (плакаты, беседы по внутренней радиотрансляции и пр.). Вначале постоянно, а в дальнейшем периодически производственную гимнастику следует проводить под непосредственным руководством методиста или инструктора. Остальное время упражнения проводятся под команды, передаваемые по радио. Как правило, вводная гимнастика и физкультурные паузы проводятся при музыкальном сопровождении. Желательно каждый месяц обновлять комплексы проводимых упражнений и их музыкальное сопровождение. Каждый новый комплекс упражнений должен быть предметом инструктажа по радио или непосредственно;

Физкультурные минутки (по 1,5 - 3 мин.) проводятся самостоятельно 3 - 5 раз за рабочую смену в микропаузы между трудовыми операциями. Цель их - снять локальное утомление и поднять функциональную активность, сниженную вследствие однообразной деятельности и гипокинезии. Комплекс должен состоять из 2 - 3 упражнений. В него входят потягивание, упражнения для больших мышечных групп и, при необходимости, упражнения на расслабление мышц, занятых в выполнении работы. При наличии условий (прочного сиденья с опорой для голени, локтей и ног) хороший эффект получается при проведении изометрических упражнений для больших мышечных групп (типа выгибания).

Целесообразны также новые формы физической активности, которые применимы как во время перерывов, так и во время работы: самостоятельная регуляция напряжения мышечных групп по системе аутогенной тренировки, позотонические упражнения и др. Позотонические упражнения направлены на устранение неблагоприятного влияния малоподвижной, строго регламентированной рабочей позы. Они выполняются на рабочем месте непосредственно во время работы. Содержание упражнений - изменение позы "сидя" в пределах возможного; перегруппировка веса тела с одних мышечных групп на другие; ритмичные, изометрические напряжения мышц спины, плечевого пояса, голеней; поднимание вытянутых рук наверх и назад за голову. Продолжительность одного цикла упражнений - от нескольких секунд до 1 мин., с повторением его через 20 - 40 мин. При наличии правильной инструкции, разъясняющей значение и рациональный режим упражнений, рабочие после непродолжительного опыта сами определяют, когда и как использовать позотонические упражнения как средство, повышающее их работоспособность.

Для организации физкультурных минуток необходим систематический инструктаж и разъяснительная работа. Только при этом условии можно рассчитывать на самостоятельное выполнение упражнений в моменты, наиболее необходимые для данного лица.

2.2.3.5. Функциональная музыка

Определенная роль в борьбе с монотонией принадлежит функциональной музыке. Функциональной музыкой называют музыкальные передачи на производстве, организованные по специальной программе, с целью стимуляции работоспособности рабочих. В основе профилактического влияния музыки лежит ее способность вызывать положительные эмоции и перестраивать ритмику физиологических функций, повышая тем самым активность различных функциональных систем организма. Выбор музыкальных передач определяется характером труда. Чем проще и короче трудовые операции, тем выразительнее и ярче должна быть музыка. При выполнении сложных работ с определенным напряжением внимания, музыка должна быть нейтральной, более спокойной. При применении функциональной музыки в условиях монотонности необходимо учитывать следующие моменты:

Функциональная музыка проводится на протяжении рабочей смены в виде 6 - 10 передач по 10 - 20 мин. каждая; короткие (5 - 7 мин.) музыкальные паузы через каждые 55 мин. работы играют роль временных отрезков, с помощью которых 8-часовая смена субъективно дробится на ряд интервалов. Такое дробление облегчает приспособление оператора к длительной работе в условиях редкого поступления значимой информации, особенно в ночные смены;

Музыка подбирается с учетом текущих изменений состояния работающих и кривой их работоспособности;

Музыкальные передачи должны содержать произведения разных жанров. Основным их содержанием является эстрадно-танцевальная музыка. Наиболее эффективны популярные, ритмичные и бодрые произведения;

Часть передач можно составлять из музыкальных произведений по заявкам работающих.

Следует учитывать, что положительное влияние функциональная музыка оказывает только при правильной дозировке как громкости, так и продолжительности радиопередач. Система трансляции функциональной музыки предусматривает наличие в цехах звуковых типа МАС или 10-КЗ; при высоких уровнях производственного шума прием передач функциональной музыки осуществляется с помощью противошумов типа ВЦНИИОТ с вмонтированными в них наушниками ТОН-2 или ТОН-6. Для организации функциональной музыки необходима соответствующая техническая база, а для подготовки и проведения музыкальных программ - квалифицированные специалисты. Детальные инструкции по выбору музыки и ее организации приведены в "Методических рекомендациях по применению функциональной музыки на промышленных предприятиях". М., НИИ труда, 1974.

Положительный эффект от внедрения функциональной музыки получен на Новомосковском объединении "Азот", Пермском телефонном заводе, 2-м Московском часовом заводе, Рижском "ВЭФ" и радиозаводе им. А.С. Попова, Харьковском швейном объединении "Харьков", Московской парфюмерной фабрике "Новая заря", Севастопольском комбинате и др.

2.2.3.6. Использование посторонней информации

и посторонних раздражителей

Повышение работоспособности организма при выполнении монотонной работы может быть достигнуто использованием факторов, оказывающих не только специфическое, но и неспецифическое действие. К числу последних факторов могут быть отнесены сторонняя информация и сторонние раздражители (функциональное освещение, световые раздражители и др.).

Для поддержания оптимального уровня активации головного мозга и создания определенного количества стимулов, которые в условиях монотонного труда в большинстве случаев недостаточны, рекомендуется во время работы предъявление дополнительной информации. Дополнительная информация создает определенный эмоциональный фон, который даже в условиях крайне монотонных и примитивных работ, помимо обеспечения оптимальной работоспособности и положительного отношения к работе, способствует дальнейшему духовному развитию работающих.

Информация используется для улучшения психологического состояния работников, занятых на сборочных работах, на работах по обслуживанию полуавтоматов и т.п. Опыт показывает, что если информация подобрана так, что ее прослушивание протекает на фоне умеренного напряжения произвольного внимания, то рабочие выполняют даже высокоточные работы в полном соответствии с технологическим процессом.

Содержание информации: информативные сообщения следует давать по интересующим рабочим темам - актуальные текущие события, производственные проблемы, научно-популярные темы, искусство, спорт, юмор и т.д. Программы должны составляться с таким расчетом, чтобы они нравились работающим, а также способствовали духовному развитию их. В качестве информации можно использовать также интересные передачи радиовещания (например, радиопрограммы "Маяк"). Информация должна доводиться до работающего таким способом, чтобы не создавался дополнительный фоновой шум в помещении, мешающий другим рабочим, которым эта информация непосредственно не предназначена. Для этого рекомендуется радиофицировать цеха с таким расчетом, чтобы к каждому рабочему месту подходило несколько звуковых каналов. По звуковым каналам передается специально подготовленная информация из радиоузла предприятия или передача радиовещания из трансляционной сети. Источник звука - микротелефон, а в цехах с высоким уровнем шума - шлемофоны. Рабочий должен сам иметь возможность, в соответствии со своим состоянием в данный момент, выбрать вид, громкость и продолжительность передачи путем подключения головного телефона к тому или другому каналу с регулированием громкости звучания.

Рекомендуется также применение дополнительных световых раздражителей для разнообразия среды, в которой протекает трудовой процесс. Функциональное освещение - это дополнительное общее или местное освещение, четко ощущаемое работающими и включаемое в определенные периоды работы для оптимизации работоспособности. Последнее достигается повышением сниженного в условиях монотонности уровня активации ЦНС в результате:

Прямого активирующего влияния увеличенной освещенности на состояние ЦНС работающих;

Психологического разнообразия и реакции ориентации у работающих из-за неожиданного появления периодов увеличенной освещенности.

Рекомендуется кратковременное (2 - 5 мин.) включение функционального освещения через 10 - 20 мин. работы, начиная со второго часа работы. Чтобы обеспечить и сохранить эффект новизны и разнообразия, программа включения функционального освещения должна меняться через каждые 7 - 10 дней.

Для сокращения периодов врабатывания рекомендуется включение функционального освещения на 20 - 30 мин. в начале работы и на 10 мин. после каждого перерыва в работе.

Для разнообразия рабочей ситуации рекомендуется также применение световых раздражителей - неожиданное, кратковременное включение несколько раз в течение каждого часа работы источников света (экран, фонарь и т.п.), находящихся в поле зрения работающего и излучающих достаточно четко воспринимаемый, однако не ослепляющий, контрастный по фону свет.

2.2.4. Совершенствование организации рабочих мест

В условиях монотонного труда рабочее место должно быть организовано с учетом антропометрических, физиологических и биомеханических особенностей работающих. Это позволит достигнуть значительной экономии как рабочего времени, так и энергозатрат за счет экономизации движений и снижения напряжения мышц, поддерживающих рабочую позу. Для согласования рабочего места с антропометрическими, физиологическими и биомеханическими возможностями человека с учетом специфики трудового процесса можно рекомендовать систему, разработанную в ГДР (Лайз Г., Вюнш Б. Параметры для приспособления рабочих мест к человеку. - В кн.: Психофизиологические и эстетические основы НОТ. М., "Экономика", 1971, с. 334 - 352).

При организации рабочих мест в целях снижения монотонности необходимо соблюдать следующие требования:

Хорошую обзорность;

Свободу движений;

Возможность периодического изменения позы "сидя" на позу "стоя";

Такую конструкцию и прочность рабочих сидений, подлокотников и подставок для ног, чтобы можно было выполнять упражнения с изометрическим напряжением мышц (типа напряженных выгибаний) с опорой на стопы ног, локти и затылок;

Оптимальный цветовой фон (цвета - салатовый, голубой, зеленый), благоприятно действующий на состояние человека. При окраске производственных помещений, машин и оборудования следует руководствоваться "Указаниями по проектированию цветовой отделки интерьера производственных зданий промышленных предприятий, СН-181-70" (М., Стройиздат, 1972);

Возможность общения. Для этого размещение рабочих мест должно быть таким, чтобы во время работы рабочие видели друг друга.

2.2.5. Оздоровление условий производственной среды

Оптимизация санитарно-гигиенических факторов имеет большое значение, ибо некоторые из них (например, освещенность) являются существенными в определении эффективности деятельности в условиях точных сборочных работ, а некоторые (например, шум) - могут усилить монотонность обстановки.

Оптимизация санитарно-гигиенических условий производственной среды предусматривает:

Доведение гигиенических условий до нормативных величин;

Увеличение освещенности до верхней границы нормы, предусмотренной для данного класса работ;

Устранение отдельных факторов среды, усиливающих монотонность обстановки. К их числу относятся: постоянный или ритмический фоновой шум, температура в помещениях выше 20 °С; стробоскопический эффект (мелькание) люминесцентных ламп.

С целью более эффективного использования регламентированных перерывов рекомендуется:

Создание специально оборудованных мест для отдыха и приема пищи вблизи от рабочих мест, но изолированных от производственных помещений;

Обеспечение работающих бытовыми помещениями (душевыми, гардеробами и пр.);

Создание комнат психогигиены для проведения аутогенной тренировки, упражнений на релаксацию, гидро-, вибромассажа.

2.2.6. Психологические и социально-психологические факторы

в профилактике монотонии

Поскольку в большинстве случаев монотонный труд своим содержанием и условиями труда не обладает необходимой привлекательностью и не способствует развитию интереса к выполняемой работе, очень важно повышать мотивацию и интерес к работе с помощью таких мер, как:

Пропаганда важности данной работы для бригады, предприятия и общества в целом, т.е. повышение престижности профессии;

Воспитание чувства коллективизма и общности в работе и во внерабочих мероприятиях (художественная самодеятельность, физкультура и спорт и т.д.);

Создание комплексных бригад, проведение производственных совещаний, организация социалистического соревнования, обмен опытом и обучение передовым приемам труда, поощрение передовиков труда и др.;

Постановка перед работающими промежуточных целей путем подачи обрабатываемого материала или деталей дробными порциями, создание обозримости выполняемого задания (заполнение специальных кассет, матриц и т.п.);

Представление рабочим текущей информации о ходе выполнения трудового задания (установка счетчиков или электронных табло с информацией о норме выработки и ее выполнении в данный момент);

Применение рациональной системы материального стимулирования;

Обеспечение перспективы роста для молодых рабочих, т.е. возможность в дальнейшем перейти на более интересную работу;

Обеспечение психической разгрузки в специально оборудованных комнатах психологической разгрузки.

2.2.7. Разработка системы профориентации

при монотонных видах труда

Для обеспечения высокой эффективности труда на монотонных работах необходимо использование наиболее приспособленных к этим видам труда работников. Пригодность человека к монотонной работе определяется комплексом психофизиологических требований, выявляющих его устойчивость к монотонии.

Необходимо учитывать, что монотонные работы легче переносятся лицами, характеризующимися инертностью нервных процессов, преобладанием внешнего торможения и внутреннего возбуждения, слабым типом нервной системы. Определение этих характеристик производится с помощью специальных методов квалифицированными психологами и физиологами.

В связи с тем, что профессии, связанные с монотонностью, являются достаточно распространенными, в процессе профориентации необходимо разъяснять особенности и специфику данных видов труда. При поступлении на работу, связанную с монотонностью, необходимо обучать работников способам и приемам по снятию влияния данного фактора. Кроме того, необходима работа по повышению престижности и значимости этих видов труда.

В системе профориентации необходимо более реально ориентировать молодежь на определенные характеристики (в том числе на монотонность) предстоящих профессий. Ошибочна тенденция создания массовой ориентации на интеллектуальные, творческие профессии или профессии, связанные с риском и приключениями. Задача профессиональной ориентации - разъяснять значимость и ценность крайне необходимых рядовых профессий, знакомить с их спецификой (в том числе и с монотонностью) в плане психофизиологического воздействия на человека, обучать способам оптимизации физиологического состояния и работоспособности. Эти меры способствуют формированию реального отношения человека к труду, осознания им своей социальной значимости, правильного выбора профессии и необходимости высокоэффективной деятельности в ней.

2.2.8. Использование внерабочего времени для повышения

устойчивости человека к условиям монотонности и гипокинезии

Задачами организации свободного времени являются:

Компенсация неблагоприятных физиологических изменений (локальных перенапряжений, детренированности отдельных физиологических систем - мышечной и сердечно-сосудистой), которые являются последствиями в условиях монотонности и гипокинезии;

Предупреждение и устранение отрицательных психофизиологических и социально-психологических последствий монотонности труда (сужение круга интересов, самоизоляция и уход в себя, снижение общественной активности и др.).

Свободное время необходимо использовать для:

Самообразования и повышения квалификации;

Участия в различных формах коллективной деятельности (общественные мероприятия, художественная самодеятельность, активные формы развлечений и др.);

Занятий физической культурой.

Занятия физической культурой являются важным фактором предупреждения и устранения физической детренированности вследствие гипокинезии и гиподинамии в условиях монотонной работы. В зависимости от возраста, пола и состояния здоровья дозировка физических упражнений должна быть от 500 до 1000 ккал в день в молодые годы и до 200 - 300 ккал в день во второй половине жизни.

Проверка эффективности комплекса указанных рекомендаций показала, что они в определенной мере обеспечивают поддержание достаточного уровня работоспособности, повышение производительности труда, улучшение качества работы, уменьшение субъективных жалоб на скуку и утомительность монотонной работы.

Однако при некоторых видах монотонных работ указанные мероприятия не позволяют достаточно эффективно бороться с последствиями монотонии. В этих случаях необходимы новые как организационно-технологические, так и технические решения.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Монотонность - это однообразно повторяющийся процесс. В наибольшей степени монотонность труда характерна для поточно-конвейерного производства, которое находит широкое применение в таких отраслях экономики, как машиностроение, приборостроение, радиоэлектронная, легкая, пищевая и др.Однако монотонность распространяется и на ряд других профессий- станочников, штамповщиков, прессовщиков, операторов полу- автоматических линий, а также операторов за различными пультами управления технологическими процессами и других, для которых характерно однообразие действий. Следовательно, монотонный труд- это однообразный труд, требующий от человека либо длительного выполнения простых однотипных операций в заданном или свободном темпах, либо непрерывной концентрации внимания в условиях малого объема поступающей информации. Следует различать такие понятия, как монотонность труда и состояние монотонии.

Монотонность труда - это однообразие трудовых операций или производственной обстановки, т.е.

объективных внешних факторов трудовой деятельности.

Монотония - комплекс психологических и физиологических изменений в организме человека,

возникающих при монотонной работе, т.е. ответная реакция человека на монотонный труд.

Различают два основных вида монотонной работы:

1. Монотонность действия, при которой состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных, часто повторяющихся рабочих действий. Примером такого вида монотонного труда являются все поточно-конвейерные линии и многочисленные разновидности станочных, штамповочных и других работ. При таком виде монотонных работах степень выраженности состояния монотонии («моторная» монотония) зависит от таких факторов трудового процесса, как количество однообразно повторяющихся действий за единицу времени, продолжительность отдельных рабочих операций, степень сложности выполняемых операций, принудительный темп работы и других. При этом, чем меньше количество элементов в рабочем цикле и чем короче время их выполнения, тем монотоннее труд.

2. Монотонность обстановки, при которой состояние монотонии («сенсорная монотония») возникает в связи с дефицитом поступающей информации, а также при пассивном контроле и наблюдении за ходом технологического процесса. Этот вид монотонности труда характерен для многочисленных разновидностей операторского труда. При этом чем меньше объем информации получает оператор за единицу времени и чем менее она содержательна, а также чем продолжительнее интервалы ожидания информации и меньше число объектов наблюдения, тем скорее развивается состояние монотонии. Обычно монотонный по внешним признакам труд в производственных условиях сочетается с другими факторами профессиональной деятельности. Одни из них усиливают развитие состояния монотонии(гипокинезия, низкая ответственность, постоянный фоновый шум, недостаточная освещенность рабочих мест и т.д.), другие препятствуют развитию этого состояния(физическая тяжесть, нервная напряженность труда, высокая степень ответственности, сложность перерабатываемой информации и др.).



Влияние монотонного труда на организм работающего весьма сложно и многообразно .

Психофизиологические реакции человека на монотонную работу практически одинаковы при

обоих видах монотонной деятельности(моторной и сенсорной).

Снижение уровня показателей сердечно-сосудистой системы и высшей нервной деятельности,

обусловленное уменьшением активирующего влияния ретикулярной формации на кору больших

полушарий головного мозга.

Монотонный труд вызывает, прежде всего, изменения в функциональном состоянии центральной нервной системы, что проявляется в удлинении латентного периода простой и сложной зрительно-моторной реакций, замедлении способности к переключению внимания, снижению подвижности основных нервных процессов и других.

Снижение функционального уровня ЦНС происходит на всех ее уровнях: от коркового до спинального. Подтверждением этому служат данные электроэнцефалограммы, полученные во время выполнения монотонной работы

Изменения со стороны различных вегетативных функций.

Снижаются частота сердечных сокращений(на25-30%)

Снижается артериальное давление, в основном систолическое(на5-10%)

Увеличивается величина коэффициента вариации сердечного ритма, т.е. монотонная работа приводит к существенному снижению тонической активности симпатического и повышению активности парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. .



В одних и тех же условиях не все люди одинаково устойчивы к влиянию этого фактора, среди них существуют монотофилы и монотофобы.

Для монотофилов, отличающихся большей устойчивостью к монотонности, характерен определенный типологический комплекс: это слабый тип нервной системы относительно процесса возбуждения, низкая тревожность, инертность нервных процессов, замкнутость характера(в своем большинстве люди, легко переносящие монотонность, являются интравертами).

Состояние монотонии может переходить в состояние«психического пресыщения», которое характеризуется отвращением к однообразной деятельности, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, развитием невротических и сосудистых нарушений. Фактор монотонности сочетании со сниженным уровнем двигательной активности может вызывать ослабление защитных свойств организма, что приводит к росту общей заболеваемости работающих.

Монотонность, как вредный производственный фактор, изменяет ее структуру:

Увеличивается частота невротических и психосоматических расстройств, процент которых нарастает с увеличением стажа работы.

Различия в числе случаев заболеваемости с временной утратой трудоспособности обусловлены также степенью монотонности труда.

Формирующееся в процессе монотонной работы состояние монотонии - своеобразная форма нервно-психического напряжения, которое в дальнейшем проявляется в различных нарушениях здоровья работающих.

Монотонность в переводе с греческого означает однообразие. В психологической литературе понятием "монотонность" характеризуют особое психическое состояние, которое возникает у человека как реакция на однообразную и бедную н на впечатление деятельность В социально-экономической литературе монотонность связывается с чрезмерным расчленением трудового процесса на простые элементы (операции).

Психофизиологическая сущность монотонности объясняется закономерностями взаимодействия процессов возбуждения и торможения.

Основные признаки монотонных работ следующие:

Малоэлементные состав, т.е. структурная однообразие и простота трудовых действий;

Незначительная длительность выполнения однотипных трудовых операций и действий;

Высокая повторяемость трудовых операций и действий в единицу времени

При разработке мер профилактики развития состояния монотонии необходимо учитывать основные психофизиологические явления, возникающие в организме работающих в условиях монотонного труда и во многом определяющие его отрицательные последствия.

Поэтому разрабатываемые мероприятия должны быть направлены на:

Совершенствование технологических процессов с целью уменьшения влияния монотонности труда;

Обеспечение оптимальной информационной и двигательной нагрузок;

Повышение уровня бодрствования, увеличение эмоционального тонуса и мотивации.

Все это достигается как оптимизацией содержания и условий трудовой деятельности, так и непосредственным воздействием на функциональное состояние организма человека комплекса технологических, организационно-технических и психофизиологических мер.

Среди них важнейшее значение имеют:

Автоматизация и механизация однообразных ручных работ;

Совершенствование технологии, оптимизация содержания труда;

Совершенствование организации трудовой деятельности;

Совершенствование организации рабочего места;

Оздоровление условий производственной среды;

Применение психологических и социально-психологических факторов профилактики монотонии;

Разработка системы профориентации;

Рациональное использование внерабочего времени.

Инженерная психология. Предмет исследования. Связь с разделами психологии труда

Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология - есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии" (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 7). Но в психологии труда вообще предмет - это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, то предмет инженерной психологии - это система "человек как субъект - сложная техника" (главное в субъекте - это его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности.

В инженерной психологии главный субъект труда - это "оператор" - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Как отмечает Ю.К. Стрелков, "изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)" (Стрелков, 1999. С. 3). "Нынешний период изучения труда операторов отличается тем, что в понимании его особенностей психологи опираются не на конструкторов и испытателей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение длительного (десятки лет) времени", - пишет Ю.К. Стрелков (Там же. С. 7).

Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, "но и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательного отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо "подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользоваться возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных человеческих качеств (например, чувство юмора)" (Стрелков, 1999. С. 8). Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно включает и труд самого психолога.

Основные направления инженерной психологии:

Анализ задач человека в системах управления, распределения функций между человеком и автоматическими системами, в том числе с искусственным интеллектом.

Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними.

Анализ психологической структуры деятельности операторов.

Исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов.

Исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорных «входов» человека.

Исследование формирования команд выполнения управляющих действий человеком, характеристик речевого и моторного «выхода».

Анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения ипринятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов.

Разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.

Разработка методов защиты операторов от эмоционального выгорания .

Анализ и оптимизация процессов обучения операторов.

Использование результатов исследований для проектирования и эксплуатации человеко-машинных (человеко-информационных) систем.

Использование результатов исследований для виртуальной психологии.

В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому.

В связи с приближением эры нанотехнологии формируется и новое направление в психологии — нанопсихология, поэтому перед инженерной психологией возникнут новые задачи. Под влиянием развития информатики сформировалась виртуальная психология, которая рассматривает систему "человек-виртуальность". Пионером создания этого нового направления в российской психологии является Н. А. Носов.

Основными методологическими принципами инженерной психологии являются (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 18-23):

Принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);

Принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);

Принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);

Принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);

Принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками)

История

Инициаторами создания этого направления выступили американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет и др. В России первые исследования инженерно-психологического типа были проведены в двадцатые годы XX века в рамках психологии труда и психотехники.

В марте 1957 года, на Всесоюзном совещании (конференции) по вопросам психологии труда в Москве, инженерная психология была определена как самостоятельная область исследований. В том же году была создана в институте лаборатория индустриальной психологии под руководством Д. А. Ошанина.

Ведущую роль в организации и консолидации работ по инженерной психологии сыграл Б. Ф. Ломов, который возглавил, созданную в ЛГУ, лабораторию индустриальной (инженерной) психологии.

В течение 1960-1963 г.г. аналогичные лаборатории созданы были в МГУ (руководитель — В. П. Зинченко), НИИ технической эстетики (В. Ф. Венда). В Институте психологии АН СССР лаборатория инженерной психологии была открыта в 1973 г. по инициативе Б. Ф. Ломова и В. Ф. Рубахина.

В Институте психологии РАН сложилась академическая школа инженерной психологии под воздействием идей и при активном участии в исследовательских работах Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицина, В. Ф. Рубахина, Ю. М. Забродина, К. К. Платонова, В. Ф. Венды, А. И. Галактионова, а также в последние годы — Л. Г. Дикой, В. А. Вавилова, В. А. Бодрова.

О том, что это такое – монотонная работа, следует знать каждому человеку, который хочет устроиться на вакансию, ее предусматривающую. Но и работодателям будет полезна определенная информация о том, как должна быть организована монотонная работа, а также к чему приводит однообразное движение в ходе осуществления работниками их трудовой деятельности. Помогут ознакомиться с основными проблемами и наглядные примеры монотонной работы.

Монотонная работа – что это такое, правовые нормы

Под монотонной работой подразумевается такая деятельность, в ходе которой сотруднику или просто человеку, занимающемуся ее исполнением за рамками трудовых взаимоотношений, приходится постоянно находиться в неизменной обстановке и повторять однообразные, повторяющиеся движения. Чаще всего подобная работа не предусматривает каких-либо сложностей или задействования мыслительных процессов в принципе, за счет чего оплата такого труда часто не соответствует нагрузке.

Несмотря на кажущуюся легкость и отсутствие видимых проблем, постоянное выполнение монотонной работы является крайне тяжелым для человеческой психики, что в итоге неизменно оказывает влияние и на физиологические процессы, протекающие в его организме. Соответственно этому любая монотонная работа должна иметь определенные перерывы и промежутки, которые помогут избавиться от состояния монотонии.

Понятие монотонии касается не только трудовой деятельности, но определяет состояние психики в целом, когда человек находится в условиях информационного голодания и находится в неизменной или повторяющейся обстановке, без возможности активного влияния на ее изменение.

С точки зрения трудового законодательства и охраны труда, монотонная работа рассматривалась в качестве проблемы, требующей определенных решений, еще во время СССР. Отдельные правовые нормы, рассматривающие подобную деятельность, имеют место в различных рекомендациях и правилах охраны труда. Так, деятельность некоторых отраслей прямо указывает работодателям на необходимость проведения определенных мероприятий для компенсации воздействия монотонной работы. Однако в общем случае, монотонная работа не относится к вредным или опасным условиям труда, а касающиеся ее нормативные документы и акты имеют сугубо рекомендательный, а не обязательный к применению характер.

Монотонный труд может и не заключаться исключительно в выполнении физической работы. Так, может иметь место и монотонная с психологической точки зрения работа – например, деятельность кассира или сотрудника ресепшена на предприятии, или даже работника колл-центра.

Как монотонная работа влияет на сотрудника

Монотонная работа и однообразное движение оказывают в общем случае негативное воздействие на работника – как с психологической, так и с физиологической точки зрения. При этом научные исследования данной проблемы демонстрируют, что устойчивость к подобному однообразию у различных людей может сильно отличаться – так, для некоторых людей подобная работа является абсолютно нормальной, а для кого-то – крайне нежелательной. Однако общие статистические опросы демонстрируют положительное отношение к монотонным действиям лишь у 3% респондентов. Не доставляют дискомфорта такие действия – 11% опрошенных, а у 54% она вызывает явное отторжение.

Монотонная работа вызывает быстрое привыкание к осуществлению одинаковых действий, что значительно снижает эффективность труда – по результатам оценки трудовой деятельности работников со сдельной оплатой труда на монотонных производствах, на первые 2-3 часа работы приходится более 60% эффективного труда, в то время как остаток времени является куда менее производительным. Кроме этого, такая деятельность вызывает стрессовое состояние, снижает концентрацию и скорость реакции, что может привести к достаточно плачевным последствиям в некоторых видах деятельности.

Но есть у монотонной работы и определенные позитивные стороны, за счет чего она все же пользуется спросом. Более подробно недостатки и преимущества монотонного труда будут рассмотрены далее.

Ключевой особенностью монотонии, как состояния замедленной реакции, усталости и стресса, в отличие от проявляющихся в обычных условиях подобных эффектов, отличается ее полная и быстрая обратимость при изменении обстановки, что следует учитывать, как трудящимся, так и их работодателям или непосредственным руководителям.

Плюсы и минусы монотонной работы

Прежде чем принимать решение о трудоустройстве на монотонную работу, следует ознакомиться с ее недостатками, так как они являются крайне значительными. Понимание их также сыграет на руку и работодателям, ведь зная основные проблемы их можно во многом нивелировать. Ключевыми недостатками монотонной работы можно назвать:

  • Значительное снижение эффективности труда. Вне зависимости от вида деятельности, подобный труд вызывает падение производительности работника во всех ее аспектах. Соответственно, борьба с монотонностью может значительно повысить эффективность использования трудовых ресурсов и позволяет добиться экономической выгоды без каких-либо дополнительных затрат.
  • Высокий уровень психологической нагрузки. Сотрудники, трудящиеся в монотонных условиях подвержены постоянному стрессу. А воздействие стресса на организм человека сейчас изучено достаточно хорошо – он приводит не только к общему подавленному состоянию психики, но и значительно повышает вероятность иных расстройств уже сугубо физиологического характера, снижает иммунитет, что в итоге будет приводить к более частым больничным.
  • Снижение скорости реакции. Как и в случае с усталостью, монотонная работа может значительно снизить скорость, с которой работник будет реагировать на какие-либо экстраординарные ситуации. Соответственно, в ряде работ, сопряженных с повышенной опасностью, наличие в труде постоянных однообразных движений и неизменной обстановки может приводить к повышению частоты несчастных случаев и ухудшению их последствий.
  • Физические нагрузки. Монотонный труд чаще всего является сопряженным и с прямыми повышенными физическими нагрузками. Даже просто сохранение одного сидячего положения в течение всего рабочего дня негативно сказывается на здоровье.
  • Отсутствие перспектив карьерного роста. Для самих работников это также может быть негативным фактором монотонной работы. Чаще всего подобная деятельность практически полностью исключает возможность продвижения по карьерной лестнице, так как в принципе не подразумевает проявления каких-либо неординарных качеств или поступков, и не предполагает возможностей для дальнейшего развития в профессиональном плане.

Но также у монотонной работы имеются и определенные плюсы, которые могут стать решающими при выборе подходящего места работы. К положительным сторонам такой деятельности можно отнести:

  • Минимальные требования к соискателю. Большинство работ, предполагающих монотонность, не требуют наличия каких-либо выдающихся личных качеств. Соответственно, для трудоустройства требуется лишь минимальное соответствие формальным требованиям работодателя в вопросах квалификации и образования.
  • Отсутствие умственных нагрузок. Подобная деятельность чаще всего не предполагает каких-либо значительных умственных нагрузок и принятия решений. Соответственно, у сотрудника есть возможность обдумывать свои собственные идеи и дела без ущерба трудовой деятельности.
  • Позитивный психологический микроклимат в коллективе. За счет того, что монотонный труд почти всегда не требует каких-либо сложных действий и очень быстро становится привычным и автоматизированным, с целью избавления от скуки, сотрудники общаются между собой намного активнее и дружелюбнее, чем в большинстве других коллективов, где нет подобного негативного фактора влияния.
  • Улучшение моторики, устойчивости и выносливости. За счет монотонной работы у человека чаще всего развивается мелкая моторика, выносливость и психологическая устойчивость, что может быть полезным для развития личных качеств и последующего трудоустройства.

Примеры монотонной работы

Проще всего рассмотреть понятие монотонной работы на нескольких ее наглядных примерах, которые помогут получить понимание того, как можно бороться с влиянием такого негативного фактора. Примеры монотонной работы могут быть следующими:

В целом, практически в каждом виде деятельности работа может так или иначе, но в некоторых своих аспектах принимать монотонный характер, и задача работодателя – избежать этого. Но может повлиять на этот вопрос и сам сотрудник, если ему предоставлены подходящие условия.


Критерии монотонности труда в России не установлены, однако специалисты по управлению персоналом и психологи чаще всего считают работу монотонной при наличии одного или нескольких следующих факторов:
  • Совершение основных рабочих действий требует не более минуты.
  • Одинаковые действия повторяются более 1000 раз в течение смены.
  • Работа происходит в одних и тех же условиях в отношении экстерьера и окружающих работников.

Рекомендации по устранению негативного влияния монотонной работы

Как трудящимся, так и работникам будет полезно знать, как снизить или устранить полностью воздействие монотонной работы и однообразных движений на трудовую деятельность. Для самих работников рекомендации достаточно просты:

  • При возможности следует делать частые, но небольшие перерывы, хотя бы на несколько секунд отвлекаясь от рабочих обязанностей.
  • Общение с другими сотрудниками может значительно снизить усталость и позволит избавиться от скуки.
  • Следует регулярно менять положение тела и делать при возможности легкую разминку.
  • При наличии возможности смены рабочего места без ухудшения условий труда, хотя бы на время – следует соглашаться на подобный перевод.

Работодатели же обладают куда более широкими возможностями по контролю и изменению условий труда. К возможным мероприятиям по устранению негативного воздействия монотонной работы можно отнести:

  • Предоставление перерывов. Частые, пусть даже и короткие перерывы значительно снижают уровень монотонности труда работников и в итоге могут привести к повышению продуктивности, даже если будут включены в рабочее время.
  • Кадровые перестановки. Взаимозаменяемость работников и возможность смены их деятельности – один из наиболее эффективных инструментов по борьбе с монотонностью труда. Наилучшим примером подобного подхода может быть организация управления персоналом в ресторанах быстрого питания McDonalds – по сути, каждый вид деятельности в этом ресторане крайне монотонный, но все работники постоянно меняются рабочими местами и обязанностями, что в итоге позволяет избавиться от монотонной работы.
  • Проведение различных культурно-массовых мероприятий. Создание кружков качества на предприятии, стимулирование к взаимодействию с другими сотрудниками, установление премий лучшим работникам – хорошие решения, позволяющие сгладить негативные аспекты монотонной работы.
  • Лояльный подход к работникам. Чаще всего основной проблемой монотонной работы является установление жестких рамок для сотрудников и злоупотребление административными методами воздействия на них, которые в итоге оказывают противоположный ожидаемому результат.

11.4. Производственная физическая культура в рабочее время

В рабочее время ПФК реализуется через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.

В особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.

11.4.1. Производственная гимнастика

Производственная гимнастика - это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

    рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

    рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);

    характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

    степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

    возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

    санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).

Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их.

В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.

Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин.

Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.

При обычном 7-8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиенических условиях может проводиться на рабочих местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических условий) проводить физкультпаузу невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свободное время.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин.

Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв для активного отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего. Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент.

Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 с.

Цель микропауз - ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа. Пример варианта микропаузы приведен на рис. 11.1.

11.4.2. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня

Методика производственной гимнастики включает два компонента: методику составления комплексов производственной гимнастики и методику их проведения в режиме рабочего дня. Оба компонента тесно связаны друг с другом, они определяют эффект занятий. Если грамотно составленный комплекс физических упражнений проводится не вовремя, то он принесет мало пользы, так же как комплекс, составленный без учета основных методических требований к разным видам производственной гимнастики.

Методики составления и проведения комплексов в различных видах производственной гимнастики имеют существенные отличия. Если место вводной гимнастики определено четко - до начала работы, то время проведения других видов производственной гимнастики во многом зависит от динамики работоспособности человека в течение трудового дня.

Методика составления и проведения комплексов упражнении вводной гимнастики. Приведем пример типовой схемы вводной гимнастики (разработана ведущим специалистом производственной гимнастики Л.Н. Нифонтовой).

1. Упражнения организующего характера.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.

3. Упражнения общего воздействия.

4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами.

5-8. Специальные упражнения.

Для людей, занятых тяжелым физическим трудом, в комплекс вводной гимнастики рекомендуется включать простые по координации движения динамического характера. Они позволяют последовательно вовлекать в активную деятельность различные группы мышц. Общая нагрузка при выполнении упражнений постепенно увеличивается к последней четверти комплекса.

Лицам, занятым трудом средней тяжести, подойдут динамические с широкой амплитудой упражнения для группы мышц, которые во время работы незадействованы. Максимум нагрузки должен приходиться на середину комплекса.

Для тех, чей труд связан с длительным напряжением внимания, зрения, но не отличается большими физическими усилиями, вводная гимнастика насыщается комбинированными динамическими упражнениями, в которых заняты различные группы мышц. Максимальная физическая нагрузка приходится на первую треть комплекса. Если предстоит интенсивная умственная работа, то чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное напряжение мышц конечностей умеренной или средней интенсивности в течение 5-10 с. Если нужно быстро настроиться и включиться в работу, дополнительное напряжение скелетных мышц в специальных упражнениях должно быть выше.

Условия труда, рабочая поза могут неблагоприятно влиять на организм. В этих случаях рекомендуется включать упражнения, имеющие профилактическую направленность. К примеру, работа, выполняемая с постоянным наклоном туловища вперед, может привести к повышенному искривлению позвоночника в грудной части, поэтому комплекс упражнений должен быть направлен на то, чтобы улучшать осанку и препятствовать появлению «круглой» спины.

Для вводной гимнастики часто используют упражнения с возрастающим темпом движений - от медленного до умеренного, от умеренного до повышенного. При этом рекомендуется развивать темп, превышающий средний темп работы. Но чтобы выполнение комплекса вводной гимнастики не вызывало чувства усталости, необходимо соблюдать определенные правила:

Во время упражнений занимающиеся испытывают чувство посильной и приятной мышечной работы;

Важно создавать легкое тонизирующее состояние основных работающих мышечных групп;

Вводную гимнастику следует заканчивать двумя упражнениями, одно из которых снимет излишнее возбуждение, а другое - поможет настроиться на предстоящую работу;

После выполнения всего комплекса у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть.

Примерный комплекс вводной гимнастики для работников, занятых малоподвижным трудом, приведен на рис. 11.2.

Методика составления и проведения комплекса упражнений физкультурной паузы. Основой типовой схемы физкультурной паузы служит положение о том, что те органы и системы организма, которые не принимали активного участия в рабочем процессе, должны получить дополнительную нагрузку, а с утомленных органов и систем напряжение должно быть снято.

К настоящему времени разработана классификация профессий с учетом физической тяжести и умственной напряженности труда применительно к производственной гимнастике. Все виды трудовой деятельности разделены на 4 группы, для каждой созданы примерные типовые схемы проведения физкультурных пауз.

Первая группа профессий включает однообразные, монотонные виды, с небольшими физическими усилиями и малой двигательной активностью. Это в основном работа специалистов на вычислительной технике, на поточно-конвейерных линиях. Для работников этой группы в комплексы физкультурной паузы подбираются упражнения динамические, с большой амплитудой движений, включающие в активную деятельность все основные мышечные группы и функциональные системы.

Схема физкультурной паузы для этой группы профессий такова:

Упражнения:

    в потягивании;

    для мышц туловища, ног, рук (повороты, наклоны);

    для мышц туловища, ног, рук с большой амплитудой и быстрым темпом выполнения;

    общего воздействия (приседания, ускоренная ходьба; комбинация приседаний с наклонами туловища, движениями рук, ног);

    для мышц туловища, а также ног и рук махового характера;

    на расслабление мышц рук;

    на точность и координацию движений.

Ко второй группе относятся виды работ, в которых сочетаются элементы умственного и физического труда. Движения здесь разнообразные, динамичные при умеренных физических усилиях. Большая часть работ, относящихся к этой группе, может выполняться стоя (на месте или в движении, что должно быть учтено при составлении комплекса).

Для этой группы профессии комплексы физкультпауз составляют из разнообразных динамических упражнений в сочетании с элементами расслабления. Очень важно исключить дополнительные нагрузки на те мышцы, которые участвовали в трудовых операциях.

Типовая схема физкультурной паузы:

Упражнения:

В потягивании;

Для мышц туловища, рук, ног с элементами расслабления;

Для мышц туловища, рук, ног;

Общего воздействия - бег, прыжки, приседания и их комбинации;

Махового характера;

На расслабление;

На координацию и точность движений.

В третью группу включены работы, связанные с большими физическими усилиями, подвижные. Комплексы физкультпаузы состоят в основном из упражнений на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, способствующим ускорению восстановительных процессов. Упражнения выполняются, как правило, в медленном или среднем темпе. Физкультурную паузу рекомендуется сочетать с пассивным отдыхом и выполнять ее лучше в положении сидя, а некоторые упражнения даже в положении лежа. Схема подбора комплекса упражнений для представителей тяжелого физического труда следующая:

Упражнения:

В потягивании с глубоким дыханием и включением элементов расслабления мышц рук и плечевого пояса;

В глубоком дыхании с расслаблением различных мышц;

С расслаблением мышц ног, рук и туловища в сочетании с глубоким дыханием в положении сидя или лежа;

На растягивание, улучшение осанки и подвижности суставов;

Для мышц туловища, ног и рук с элементами координации движений.

Наконец, четвертая группа профессий - это виды работ, связанные с умственным или преимущественно умственным трудом. Они требуют большого напряжения центральной нервной системы, но малоподвижные, физические затраты небольшие. Физкультпауза состоит из разнообразных физических упражнений с широкой амплитудой движений, выполняемых стоя. Длительное выполнение работы в положении сидя вызывает хроническую перегрузку главной «несущей конструкции» - позвоночника, на который воздействует около 70% массы тела. Поэтому при подборе упражнений позвоночник должен быть предметом особых забот - важны наклоны в стороны, прогибание назад, вращение туловища. Необходимо, чтобы нагрузку получали крупные мышечные группы, которые не задействованы в процессе работы. Важны и упражнения, способствующие кровоснабжению головного мозга, ликвидирующие застой крови в области малого таза.

Типовая схема комплекса для четвертой группы профессий:

Упражнения:

В потягивании;

Для мышц туловища, ног и рук;

Для мышц туловища, ног и рук более динамичные, с большей нагрузкой;

Общего воздействия - приседания, бег, прыжки;

Для мышц ног, рук и туловища и их комбинации с акцентом на движение ногами;

На расслабление мышц рук;

На внимание, координацию движений.

Физическая нагрузка во время выполнения комплекса упражнении для 1, 2 и 4-й групп профессий должна постепенно увеличиваться, достигнув максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться. Для людей 3-й группы (тяжелый физический труд) нагрузка в комплексе упражнений физкультпаузы должна постепенно повышаться.

Следует уделить внимание месту физкультурных пауз в течение рабочего времени. Физкультурная пауза или несколько предшествует первым признакам утомления, или совпадает с ними. Людям, занятым тяжелым физическим трудом, физкультпаузу можно предложить после полутора часов работы, а занятым умственным трудом - не раньше, чем через 2,5-3 ч.

Для более точного определения места физкультпауз необходимо изучать динамику профессиональной работоспособности на каждом рабочем месте. Исследуя почасовые изменения трудовых и психофизических показателей (величина выработки, время на каждую рабочую операцию, частота пульса, мышечная сила, внимание, скорость зрительно-слухо-моторной реакции), физиологи и психологи труда определили усредненные нормали динамики работоспособности человека в течение трудового дня (рис. 11.3).

При всем разнообразии имеющихся частных характеристик различных профессиональных видов труда существует общий двухступенчатый план изменения работоспособности: она возрастает в начале и снижается в конце рабочего дня. Существует три фазы динамики работоспособности: врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности, снижения ее. После обеденного перерыва организм человека снова проходит через все фазы динамики работоспособности, хотя врабатывание завершается раньше, фаза устойчивой работоспособности наступает также раньше и более выражена, падение работоспособности более заметно.

Эти нормали служат отправным моментом, чтобы определить место физкультурных пауз в режиме рабочего дня. В представленном варианте динамики работоспособности место физкультурной паузы должно быть на изломе «кривых», между точками «б» и «в» в первой и второй половине рабочего дня. Проведение в другое время или существенно помешает эффективности рабочего процесса, или окажется слишком поздним вмешательством, которое уже не отодвинет и не уменьшит фазу снижения работоспособности. Из-за реального многообразия вариантов изменения работоспособности в течение рабочего дня (рис. 11.4) сложно определить места физкультурной паузы. Однако в любом случае она должна несколько предшествовать моменту существенного падения работоспособности.

Методика составления и проведения физкультурной минутки и микропаузы активного отдыха. В физкультурных минутках общего воздействия первое упражнение чаще всего связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Второе - наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног, третье - маховые движения. Некоторые упражнения возникают непроизвольно или в силу привычки. Это вращение головой, плечами, напряженное выпрямление ног в положении сидя, смена позы.

Физкультминутки локального воздействия позволяют отдохнуть тем мышечным группам, в которых более всего ощущается усталость. При этом используются упражнения на расслабление, так как именно они способствуют лучшему кровоснабжению мышц, быстрому и полному восстановлению их работоспособности. Одновременно могут быть применены и некоторые элементы массажа, чтобы усилить восстановительный эффект.

Упражнения для микропауз активного отдыха подбираются по такому же принципу. Обычно время проведения микропауз и физкультминуток определяется самим работающим по субъективным ощущениям. В течение рабочего дня они могут применяться многократно.

11.4.3. ППФП в режиме рабочего дня

ППФП - раздел физического воспитания, предусматривающий предварительную специализированную психофизическую подготовку человека к будущей профессиональной деятельности на стадии профессионального обучения, что подробно изложено в гл. 10.

Однако иногда специалистам требуется дополнительная психофизическая подготовка, которая может осуществляться в режиме рабочего дня. Такие виды работ, как аэровизуальное дешифрирование местности у геодезистов, гляциологов, выполнение некоторых геофизических, геологических и других работ в горной, таежной местности, требуют непосредственной подготовки тех, кому она поручена. Специальная тренировка вестибулярного аппарата, альпинистская подготовка, тренировка в прикладных способах плавания (подводное плавание) в ряде случаев облегчают задачу эффективного и безопасного выполнения профессиональных видов работ. Такая ППФП специалистов должна быть включена в общий план подготовки к выполнению этих специфических видов работ и может осуществляться за счет рабочего времени исполнителя. Подобные виды ППФП целесообразно проводить именно на производстве, а не в вузе. Это связано с тем, что просто нерационально готовить всех студентов соответствующего факультета к достаточно редким профессиональным видам работ или условиям их выполнения. Методика же такой подготовки на производстве принципиально не отличается от ППФП студентов.