Исследовательская работа по теме птица. Исследовательская работа "зимующие птицы"

Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст: 6 - 7 лет.

Участники: педагог,дети и родители подготовительной группы.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
  • продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный

  • презентация проекта,
  • отчёт о проведении акции «Помоги птицам!».

Реализация проекта

1 этап

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемый результат:

1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

3. Активное участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»

2 этап

Основной (практический)

Мероприятие Задачи
Формирование целостной картины мира«Знакомые незнакомцы»,чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку» Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
Наблюдение за воробьями.Чтение С.Есенин «Поёт зима – аукает» Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись.
Беседа «Птичья столовая» Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.
Трудовая деятельность:подкармливание птиц. Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.
Работа в кружке «Волшебный пластилин»:«Птицы на ветках» Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки.
Конструирование: «Голуби» (оригами) Воспитывать у детей бережное отношение к птицам. Закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок. Вызвать желание сделать голубя в технике – оригами. Закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях.
Чтение В.Бианки «Птичий год: зима»,М. Н. Богданова «Домашний воробей» Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
Рисование«Как мы кормили птиц» Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши). Развивать композиционные умения.
Настольные игры:«Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Птицы» Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
Подвижные игры:«Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках» Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.
Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо? Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться и них, помогать им.

Работа с родителями:

Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»

Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

3 этап - заключительный

Оформление результатов проекта в виде презентации,

Представление отчёта по проведению акции «Помоги птицам!»

Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»

В акции приняли участие: дети подготовительной группы, старший воспитатель Пузанова И.Н., воспитатель Соловьева Н.В., родители воспитанников.

На территории ДОУ было развешано 14 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.

В период проведения акции проводилась следующая работа:

  • Ежедневное кормление птиц;
  • Наблюдение за их поведением;
  • Использование разных кормов;
  • Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.

За время проведения акции к кормушкам прилетали:

  • Синицы – 30;
  • Снегири – 4;
  • Воробьи – 15;
  • Вороны – 11;
  • Голуби – 14;
  • Свиристели – 13;
  • Сороки – 7.

В результате проведенной работы дети узнали:

  • Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
  • Как различить птиц по окраске;
  • Какие корма предпочитают птицы.

Были сделаны следующие выводы:

  • Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
  • В ветреные дни птицы не прилетают;
  • Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
  • Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночки;
  • Кормушку посетили 7 видов птиц;
  • За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Светлана Морозова

Цель работы: изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

1) изучить литературу о птицах и определить птиц, зимующих в нашей деревне;

2) выяснить, какой вид кормушек предпочитают птицы;

3) описать, как и чем подкармливать птиц;

4) наблюдать за поведением, взаимоотношениями зимующих птиц;

5) провести анкетирование сверстников с целью выявления отношения к зимующим птицам;

6) сделать выводы и обобщить результат.

Объект исследования: зимующие птицы нашей деревни.

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезы:

1. Остаются зимовать и прилетают к нам на зиму только те птицы, которые могут приспособиться к другому корму.

2. Зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.

3. Если регулярно подкармливать птиц зимой, то их численность увеличится.


Основная часть работы

Птицы – удивительные существа.

Из всех населяющих Землю живых существ самыми удивительными являются птицы.

Что же отличает птиц от других животных? Краткая характеристика птиц: это позвоночные, имеющие тело, покрытое перьями. Есть у птиц и другие признаки: птицы имеют роговой клюв, не более четырех пальцев на ногах, они дышат воздухом, а размножаются, откладывая и насиживая яйца.

Наука о птицах - орнитология.

Трудно приходится братьям нашим меньшим, особенно зимой – против них объединяются голод и холод. Но зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное - голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Поэтому так важны кормушки! Чтобы помочь пернатым зимой, надо знать, какие птицы зимуют у нас и чем они кормятся.

Я провел наблюдение и, пользуясь специальной литературой, составил альбом-определитель «Зимующие птицы нашей деревни», чтобы все дети знали и отличали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года.

(См. Приложение)

Еще я собрал народные приметы, связанные с птицами. Интересно было проверить, совпадают ли народные приметы предсказания погоды по поведению птиц. Проверил некоторые из примет – все совпадает!

Народные приметы, связанные с птицами

Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

Воробьи веселы, подвижны и драчливы – к хорошей погоде.

Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.

Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат- к ясной погоде, потеплению.

Синица к избе – зима на дворе.

Синица пищит – зиму вещает.

Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.

Вороны часто кричат – к непогоде.

Если ворона купается ранней весной – к теплу, летом купается – к дождю.

Если вороны летают стаями, высоко, поднимаются под тучи – к ненастью.

Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом, садятся на снег – к оттепели, садятся на верхушки деревьев – к морозу.

Снегирь за окном зимой чирикает – к оттепели.

Увидел скворца – знай: весна у крыльца.

Если журавли осенью летают высоко – осень будет продолжительной.

Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат.

Осенью птицы летят низко – к холодной зиме; высоко – к теплой зиме.

Дикие гуси весной высоко летят – воды будет много, низко – мало.


2. Практический этап

Классификация кормушек

Чтобы помочь зимующим у нас птицам, необходимо регулярно подкармливать их в течение всей зимы и ранней весны, устраивать птичьи кормушки.

Кормушки бывают самых разнообразных конструкций и изготавливаются из разных материалов. Объединим их в определенные группы и покажем полученную классификацию.

Кормушки для птиц подразделяют на открытые и закрытые

Бывают кормушки самоподсыпающиеся и насыпные.

По материалу различают кормушки, изготовленные из пиломатериалов, стекла, металла, комбинированные и другие.

Одни кормушки могут быть общими для всех зимующих птиц, другие – только для определенных видов птиц.

Кормушку для мелких птиц можно устроить в любом месте: на окне, у дома, на приусадебном участке.


Виды кормов

Из специальной литературы я узнал, чем кормить птичек. Это простые, недорогие и доступные продукты: хлеб, вареный картофель, сыр, бананы, сухофрукты, сало, крупы, орехи, семечки.

Кусочки сала и мяса для синиц можно повесить на ветку. Мясо и сало - обязательно несолёное. Любят птички хлебные крошки и разную крупу.

Семена подсолнечника, дыни, тыквы едят почти все птицы. Семена репейника – основной корм щеглов. Полезно с осени заготовить, связав в пучки и высушив, рябину, калину, боярышник, бузину, репейник, чертополох, конский щавель, лебеду и т. д.

Мы с друзьями изготовили кормушки разных видов и решили повесить их у своих домов и рядом со школой. Возник вопрос – где и как их разместить?

Рассмотрели варианты:

а) школьный сад – если будет много снега, то подход к кормушкам будет затруднен, да и из-за близости свалки здесь много собак и кошек, которые будут пугать птиц;

б) кусты под окнами нашего кабинета – низко от земли (менее 1 м) – птицам это возможно не понравится, четвероногие друзья и прохожие будут мешать;

в) кусты под окнами коридора - ветви тонкие - ветер будет раскачивать кормушку, в снегопад плохой подход;

г) самый оптимальный вариант был найден – прикрепить кормушку (на саморезы) к отливу за окном класса: держится крепко, подход хороший, высота оптимальная, удобно сыпать корм, вести наблюдения из окна, термометр рядом, да и покормить птичек не забудешь, так как они напоминают о себе.

Ежедневно мы насыпали корм птицам: различные виды круп и их смеси, семечки (белые и черные, крошки батона; для синиц устроили «жировые» кормушки, голубям оставляли корм на снегу.

Сначала в школьной кормушке нашими основными гостями были галки, а мелкие птички побаивались, но через неделю к нам стали прилетать воробьи, синички и даже поползень.

Снегири и щеглы – очень осторожные птицы. Не смотря на то, что их немало встречалось в школьном микрорайоне, к нашей кормушке они не подлетали, а кормились семенами растений.

Я попытался выяснить, какие кормушки больше нравятся пернатым. Оказалось, что на деревянную крытую кормушку птицы прилетают охотнее, чаще и большими стайками, чем на кормушки из пластиковых бутылок и пакетов от сока и молока. Возможно причина в том, что деревянная кормушка устойчивая, хорошо закреплена, ее не качает ветром, и за древесину легче зацепиться коготками, чем за пластик.


3. Наблюдение.

Я попробовал выяснить, какие птицы чаще всего встречаются в зимнее время в нашей деревне. С 1 декабря по 1 марта вел наблюдения, когда шел в школу и возвращался домой, во время уроков физкультуры, лыжных прогулок, экскурсий в природу. Результаты заносил в таблицу.

Я заметил, что в каждом селе, причем в каждом отдельном микрорайоне села, преобладают те или иные виды птиц. Например, рядом со школой можно увидеть галок, воробьев, голубей, снегирей, поползня и синиц. Примерно в радиусе 1 км от школы встречаются сороки, вороны, дятлы, щеглы, сойки. В деревне Ровно много крупных птиц: сорок, галок, ворон, голубей, а в деревне Слободе преобладают мелкие птицы: воробьи, синицы, снегири, щеглы.

Еще я создал план микрорайона школы, на котором условными значками отметил те места, где мы встречали тех или иных птиц, отразил, как часто мы их видели, стайками или поодиночке.

Из беседы с взрослыми я выяснил, что общая численность зимующих птиц и их видовой состав в родном крае с каждым годом, к-сожалению, уменьшается. Возможно, причины в том, что:

1) в деревнях не осталось ферм, в подсобном хозяйстве мало кто содержит домашних животных, а ведь скотные дворы – это основное место питания и ночлег для пернатых в селе;

2) поля не обрабатываются, нет хранилищ зерна – уменьшается количество зернового корма;

3) ухудшается экология (загрязнение воздуха, воды, почвы).

Я составил при помощи учителя диаграммы «Влияние температуры воздуха на активность птиц», «Изменение количества птиц на кормушке в зависимости от времени суток».

Выясним, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.

Самые частые гости в нашей «птичьей столовой» и самые дружные птички - воробьи. Они прилетают большими шумными стайками, дружелюбно относятся друг к другу и к синицам.

Синицы, сидя на кормушке, дружно клюют корм, а на сало и «жировую» кормушку садятся по очереди. Если подлетает поползень, то другие птицы уступают ему свое место.

С появлением стаи галок мелкие птицы улетают, освобождая им кормушку. Галки иногда ссорятся.

Не очень дружны и голуби. Они не общаются с другими видами птиц. Мы наблюдали, как они отнимают корм друг и друга.

Заключение

Для меня эта работа оказалась очень интересной. Ежедневно насыпать корм в кормушки стало каким-то приятным обязательством, постепенно приучающим к дисциплинированности. Наблюдать за повадками птиц, их поведением оказалось интересным и познавательным делом.

Проведя наблюдение за птицами, можно сделать следующие выводы:

1) В нашей деревне рядом с человеком зимуют воробьи, синицы, галки, сороки, щеглы, голуби и другие птицы; прилетают из леса покормиться снегири, дятлы, сойки, свиристели и т. д.

2) Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к другому корму и выживанию в жестких погодных условиях. Многие охотно прилетают на места кормления.

3) Русский народ создал много примет, связанных с птицами. Они точны и правдивы.

4) Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду от 0 и ниже, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более теплую погоду: выше 0.

5) В сильные морозы (ниже 25, метель, снегопад количество птиц сокращается.

6) В утренние и дневные часы (примерно с 9.00. до 15.00, то есть в светлое время суток, птиц на кормушках больше, они активнее, чем в вечернее время.

7) Взаимоотношения между разными видами птиц на кормушке нормальные: воробьи «дружат» с синицами, но боятся галок.

8) В декабре, январе птиц на кормушке было больше, видовой состав разнообразнее, чем в феврале. В конце зимы к нам на кормушку прилетали лишь воробьи и галки. Возможно, многие птички, почуяв приближение весны, улетают в лес.

9) Большинство птиц зимой собираются в стайки, так им легче сообща пережить холод и голод.

10) Общее количество и видовой состав зимующих птиц в нашем селе с каждым годом уменьшается.

11) Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

12) Многие учащиеся нашей школы проявляют заботу о зимующих птицах.

13) Возможно, если птиц постоянно подкармливать тем, что они любят, то они не улетят в теплые края.

Мои наблюдения подтверждают выдвинутые гипотезы.


Все птицы приносят человеку большую пользу.

Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить весной и летом, а зимой, в трудное голодное время – подкармливать.

Я считаю, что, если каждый ученик нашей школы в зимнее время установит хотя бы одну кормушку, и будет регулярно подкармливать птичек, то все зимующие птицы в нашей деревне будут обеспечены пищей и спасены от голода. Если каждая школа в нашей стране поставит кормушки, то всем птицам зима не будет страшна. Тем самым численность пернатых будет возрастать.

На районном конкурсе детских исследовательских работ мы заняли с этой работой 2 место.

К-сожалению, объем немного сократила и убрала приложения.


Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. А. Яшин Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. А. Яшин













Угадай-ка… Птичка -невеличка,ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок- получается прыжок. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика. Кто в лесу деревья лечит, не жалея головы? Тяжела его работа- целый день долбить стволы.






Наше село Яконур расположено на берегу реки Дьан-Суу. В период с ноября 2013 года по март 2014 года проводя наблюдения я выяснила, что в окрестностях села отмечено 6 видов зимующих птиц. Из них оседлые птицы представлены следующими видами: 1. Сизый голубь 2. Домовой воробей 3. Полевой воробей. 4. Большая синица 5. Сорока 6. Серая ворона Кочующие птицы представлены такими видами: 1. Обыкновенный снегирь 2. Большой пёстрый дятел 3. Сова - единичный случай.


Корм для птиц: Корм Способ подкормки Виды птиц Нежареные семена подсолнуха Насыпаются на кормовой столик Синицы Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!) Насыпается на кормовой столик Воробьи, сизый голубь Крошки чёрствого пшеничного хлеба Насыпаются на кормовой столик Синицы, воробьи, сизый голубь. Кусочки несолёного сала, мяса и жира Нанизываются на бечевку, которая вешается на ветвях Синицы




Корм Способ подкормки Виды птиц Нежареные семена подсолнуха Насыпаются на кормовой столик Синицы Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!) Насыпается на кормовой столик Воробьи, сизый голубь Крошки чёрствого пшеничного хлеба Насыпаются на кормовой столик Синицы, воробьи, сизый голубь. Кусочки несолёного сала, мяса и жира Нанизываются на бечевку, которая вешается на ветвях Синицы


Мои наблюдения: Сначало было много синиц, потом их не стало. Улетели в лес. Атакуют только воробушки… Вид КоличествоВремя появления на кормушке Дата появления Воробей 2 штуки Синица 2 штуки Синица Воробьи


ПОМНИТЕ главные правила при подкормке птиц: Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)! Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм! Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)! Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)! По возможности корм должен быть защищён от непогоды! Кормушку необходимо регулярно чистить!


Вывод: -Зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых зимах. -Птиц губит не голод, а холод. А самое главное, что все мы им можем помочь, развесив кормушки и насыпать в них корм. А птицы не останутся в долгу, летом они защищают растения от вредителей.


Практическая значимость: Работу можно использовать при ведении элективных курсов в старших классах и во внеурочной деятельности по биологии и экологии. Полученные данные можно применять при изучении темы «Птицы». Привлечение птиц на кормушки создаёт дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц села Яконур.


Источники 1. Внеклассная работа по экологии. Сборник методических разработк, составленной методистами АОУ ДОД РА «Респубдиканский ЦДОД», Соломоновой Е.В., Солодиловой Г.И.,Малковой А.Н., Горно-Алтайск « Книга природы» под редакцией Ю.Дмитриева, Москва «Детская литература» П.П.Костенков «Экологическое воспитание школьников», Барнаул, Алтайское книжное издательство, Интернет – сайт «Птицы Алтая» altay.ru/ altay.ru/

Зобов Михаил Артёмович (1)

(1)

Научный руководитель: Зобова Марина Юрьевна,

учитель биологии и географии

Зимующие птицы моей малой Родины

(1)

Костромская область, Костромской район, п.Шувалово

МКОУ «Шуваловская средняя общеобразовательная школа», 3 класс (1)

Аннотация

Актуальность: Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями. Каково же приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Найти корм под снегом нелегко. Туго приходится птицам зимой: холодно и голодно. Ведь никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. В суровых условиях из десяти синиц до весны доживает только одна, и основной причиной гибели птиц является голод.

В условиях нашего посёлка мы обычно не замечаем их, просто не обращаем внимания на наших маленьких соседей. И синицы, и воробьи, и вороны, и голуби - тоже жители Костромского района, все они - часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

Цель исследования:

В соответствии с поставленными задачами в работе используются следующие методы исследования : научный поиск, сопоставительный анализ, анализ специальной литературы, наблюдение, фотографирование, анкетирование.

Выводы

Во-первых, была найдена информация и изучена литература по теме исследовательской работы.

В-третьих, я узнал главные правила подкормки птиц: какой корм можно давать птицам, а какой категорически нельзя, предпочтения определенным кормам (Приложение 3).

В-четвертых, выяснено что за период наблюдения (декабрь 2016 года, январь-февраль 2017 года) было зафиксировано 19 видов птиц (Приложение 2):

в кормушке (8 видов):

Отряд: Воробьеобразные (ворон, серая ворона, галка обыкновенная, обыкновенный свиристель, обыкновенный щегол), Отряд: Дятлообразные (большой пёстрый дятел, седой, или седоголовый, дятел)

В-пятых,

В-шестых,

Зимующие птицы моей малой Родины

(1)

Костромская область, Костромской район, п.Шувалово

МКОУ «Шуваловская средняя общеобразовательная школа», 3 класс (1)

План исследования

Птицы - неотъемлемая часть природы, они придают прелесть роще, лесу, степи. Они лучшее украшение городских парков и садов. Птицы совершенно преображают даже самый унылый ландшафт и своими яркими красками, звучной песней делают его радостным и приметным. Скучный большой пейзаж зимы сразу становится иным, едва появится и стрекотунья белобока или резвая синичка, или красногрудый красавец снегирь. Значение птиц в природе и хозяйстве человека огромно. В городах и сельской местности птицы охраняют от вредителей зеленые насаждение от насекомых - переносчиков заразных болезней. Птицы - постоянные спутники человека.

Меня заинтересовали особенности жизни птиц в зимнее время года, и я решил узнать об этом.

Цель исследования: наблюдение за жизнью птиц в посёлке Шувалово в зимний период; оказание посильной помощи птицам.

Место проведения: Костромская область Костромской район посёлок Шувалово.

Сроки проведения: с 12 декабря 2016 года по 28 февраля 2017 года.

Объект исследования: зимующие птицы посёлка Шувалово.

Предмет исследования: птицы в зимний период.

Задачи:

Исследовать видовой состав зимующих птиц Костромской области, используя научную литературу и другие источники информации.

Выяснить, какой вид кормушек предпочитают птицы.

Изготовить кормушки.

Описать, как и чем подкармливать птиц.

Изучить предпочтение кормов различными видами птиц.

Провести наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке и находящимися вблизи кормушки.

Определить какие виды птиц посещают кормушки, количество, время посещения, продолжительность посещения.

Установить изменение видового состава посетителей кормушки в зависимости от ее расположения и времени наблюдения.

Наблюдать за поведением, взаимоотношениями зимующих птиц.

Провести анкетирование среди учащихся 2-4 классов Шуваловской средней школы с целью выявления отношения к зимующим птицам.

Сделать выводы и обобщить результат.

Проблема: учащиеся начальной школы знают далеко не всех зимующих птиц, которых можно встретить в поселке.

Гипотеза: зимой в нашем посёлке можно встретить только зимующих птиц Костромской области.

Этапы реализации проекта

I этап Подготовительный

Определитель птиц онлайн https://ptici.info/opredelitel-ptic.html

Зимующие птицы средней полосы России http :// www . ecosystema . ru /07 referats / birds _ winter . htm

Красная книга Костромской области / Под ред. ДПР Костромской области. Кострома, 2009. - 387 с. (стр.278)

Зимующие птицы в городе Кемерово http://fauna42.ru/lib/children/researcher10/birds/

Справочник по орнитологии www.ecosystema.ru

Союз охраны птиц России http://www.rbcu.ru/campaign/6420/

  1. Чем можно и чем нельзя кормить птиц зимой. Инфографика http://www.irk.aif.ru

    Выбор типа кормушки http://www.apus.ru

Зимующие птицы моей малой Родины

(1)

Костромская область, Костромской район, п.Шувалово

МКОУ «Шуваловская средняя общеобразовательная школа», 3 класс (1)

Научная статья

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг,

И улетают на зиму,

На добрый, тёплый юг.

Другие- те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным,

Не пристают снежинки,

Они и под порошами,

Резвятся для разминки.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать,

Ни зёрнышка, ни крошки...

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей,

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

К.Мухаммади

Классификация птиц

Из справочника по орнитологии я узнал, что по характеру сезонных перелётов всех птиц можно разделить на три группы: оседлые, кочующие и перелетные .

К оседлым относятся птицы, которые в течение круглого года живут в одной и той же местности, и каких-либо регулярных перемещений по местности не совершают. Некоторые из этих птиц всю жизнь проводят в пределах небольшой гнездовой территории, не выходя за ее границы даже в зимнее время. Таких птиц можно назвать строго оседлыми . Они живут постоянно вблизи поселений человека. Там они находят достаточно пищи в течение круглого года.

Полуоседлыми называют птиц, которые после выведения птенцов выходят на поиски пищи за пределы своей гнездовой территории и проводят зиму в ближайших её окрестностях. Такие виды птиц живут всю зиму более или менее оседло, в одном или нескольких пунктах. Полуоседлость свойственна птицам, хорошо обеспеченным зимними кормами.

Группу кочующих птиц составляют птицы, которые после размножения покидают гнездовую территорию и до весны совершают беспрерывные перемещения, удаляясь на десятки, сотни и даже тысячи километров. В отличие от оседлых, для кочующих характерны постоянные передвижения в поисках пищи и отсутствие в течение зимы более или менее длительной оседлости. Если птицы и задерживаются в местах концентрации пищи, то ненадолго, так как естественные запасы кормов у них зимой бывают не столь обильными и устойчивыми, как у оседлых птиц. Направление передвижений у кочующих птиц непостоянно. Посещая во время кочевок благоприятные в отношении пищи и других условий места, птицы могут неоднократно изменять путь своего движения в самых разнообразных направлениях, но чаще в сторону теплых климатических зон. Эта тенденция особенно заметна у птиц, откочевывающих на большие расстояния (на сотни и тысячи километров).

В группу перелетных входят те птицы, которые после размножения покидают гнездовую территорию и на зиму перелетают в другие, сравнительно удаленные районы, лежащие как в пределах гнездовой области вида, так и далеко за ее границами. В отличие от кочующих, для перелетных птиц характерно наличие не только определенных направлений и сроков перелета, но и достаточно четко очерченной области зимовок, в которой птицы живут более или менее оседло, или же предпринимают незначительные кочевки в поисках корма. Передвижение к зимовкам у таких видов проходит не в форме кочевок, а в виде хорошо выраженного перелета. Направления перелета у разных видов и популяций могут быть различными, но у обитателей северного полушария чаще всего в сторону южных румбов. Зимовки обычно отстоят от мест гнездования птиц на много сотен и даже тысяч километров и лежат в заметно более теплых климатических зонах.

К перелетным относится большинство птиц нашей страны. Эти птицы не могут в зимнее время найти обычные для себя корма в местах своего летнего обитания.

Деление птиц на оседлых, кочующих и перелётных осложнено тем, что один и тот же вид в разных частях своего ареала может вести себя различно. Так, серая ворона на юге европейской части нашей страны - оседлый вид, а на севере - перелётный.

Изменение погодных и кормовых условий по годам также сказывается на характере подвижности птиц. В тёплые зимы при достаточной обеспеченности кормом некоторые перелётные для данного района виды остаются зимовать в местах своего размножения (утки, грачи, дрозды). Это свидетельствует о том, что основная причина перелётов птиц заключается в сезонных изменениях условий существования. В районах, где эти изменения по сезонам выражены резче, число перелётных видов больше.

Питание птиц

В справочнике А. В. Михеева «Биология птиц» я выяснили, что по питанию всех птиц можно разделить на три группы: растительноядные, животноядные и со смешанным питанием (птиц, употребляющих как растительный, так и животный корм).

Среди птиц, обитающих в Костромской области (а их около двухсот сорока видов), наибольшей по численности является группа со смешенным питанием. Это связано с сезонными изменениями корма. Появление осенью новых кормов (ягод, семян, шишек), сокращение в зимний период животной пищи. вынуждает значительное число птиц переключаться полностью или частично с животных кормов на растительные, а весной - наоборот.

Способы добывания пищи у птиц также различны:

подбирают корма с земли клювом (голубь);

погружают клюв в мягкую почву (кулик);

роются в земле (перепел);

ловят добычу в воздухе (ласточки);

долбят дерево и ищут насекомых в углублениях коры, древесины (дятел);

вытаскивают клювом насекомых, прячущихся в щелях коры (синицы);

обрывают побеги и почки (тетерев, глухарь, белая куропатка);

склевывают плоды и ягоды (дрозды, дубоносы).

В связи с этим у птиц по-разному устроен клюв, язык и лапы. Это необходимо учитывать при изготовлении кормушек.

Когда ночная температура падает до -10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться - естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. И помочь птицам выжить могут только люди.

Чем нельзя кормить птиц

Некоторые «привычные» для подкормки продукты (соленые орешки, кокосовая стружка, чипсы, сало) пернатым вредны, а в большинстве случаев вообще смертельно опасны. К таким относятся жареные и соленые продукты. Соль в переизбытке очень быстро накапливается в организме птиц, с чем их выводящая система не может справиться, а это грозит отравлением. Жареные продукты наносят вред печени, так как вроде бы полезные вещества, содержащиеся в зернышках, при жарке жиры имеют свойство менять свою структуру.

Категорически запрещается использовать в качестве корма для птиц прогорклые зерна, заплесневелую и испорченную пищу с неприятным запахом. В таких продуктах велико содержание токсинов. Это грозит ослаблению организма, что в конечном итоге приведет к заболеванию и гибели птицы.

Крайне опасным продуктом для птиц является также черный хлеб или любой другой ржаной хлеб, в котором содержится большое количество воды. Во-первых, крахмал ржи - один из плохо усваиваемых организмом птицы веществ. Во-вторых, в отличие от белого, в черном хлебе гораздо больше влаги, в нем значительно повышена кислотность. Это часто приводит к избыточному брожению в кишечнике, не исключен и заворот кишок.

Негативное влияние на птичий организм оказывает птицам пшено. Это происходит из-за того, что пшено, в отличие от того же проса, лишено защитной оболочки, вследствие чего жиры на его поверхности окисляются и появляются токсические вещества и микроорганизмы, развивающие болезни.

Нельзя предлагать птицам горох и чечевицу, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть.

Чем можно кормить птиц

Подкормку можно устраивать практически для всех видов птиц. Вы можете подготавливаться к этому благородному делу еще летом.

Например, покушав арбузы и дыни, соберите их семена и высушите. Зимой ими будут с великим удовольствием лакомиться синицы. Они также будут рады тыквенным и подсолнечным семенам (только не в жареном варианте!), семенам конопли. В кормушку синицам можно смело класть творог (средней жирности), который смешивают с белыми панировочными сухарями, яйцо, сваренное вкрутую и натертое в крошку, а также прекрасным лакомством будут синицам свежего яблока. В морозные дни можно давать в подкормку кусочки несоленого сала и мяса. С удовольствием примут синицы и крошки хлеба. Единственно, лучше использовать черствый хлеб, поскольку свежий на морозе замерзает.

Рады будут хлебным крошкам воробьи и голуби. Но лучше всего птиц кормить пшеницей, ячменем или приготовленной зерновой смесью. Если брать крупы, то самая полезная - перловая (по сути это очищенный ячмень). Отлично для подкормки сизарей годятся плотные овсяные хлопья (не быстрорастворимые). В малых количествах будут полезны добавки из нежареных семечек.

В подкормку для снегирей летом и осенью сушат травы. Они любят лебеду, крапиву, лопух.

Дрозды и свиристели будут особенно рады гроздьям ягод, таких как калина, рябина, красная и черная бузина. С большой охотой лакомятся ими и снегири, но в отличие от своих собратьев, употребляют не сами ягоды, а косточки.

Такие лесные жители, как поползни, сойки и дятлы частенько наведываются к кормушкам, где питаются синицы, поэтому держатся в общих стаях. Если поползень первым делом набросится на вывешенное мясо и кусочки жира, то сойки едят практически все. Еще они большие любители желудей.

Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. От того, что вы насыплете в кормушку, будет зависеть и видовой состав птиц-посетителей.

Виды кормушек

Для того, чтобы птицы не погибли зимой, необходимо устанавливать кормушки. Правильный выбор кормушки зависит от вида птицы, которую мы хотим привлечь, а также от того, насколько близко мы хотим от них находится, чтобы наблюдать их повадки. Ближе всего наблюдать за птицами можно в окно. Для этого используют «оконные» кормушки, их можно прикрепить к оконному стеклу. Такие кормушки рассчитаны на маленьких птиц (синичек, воробьев). Главное учитывать расстояние между кормушкой и стеклом, чтобы птицы не влетели в стекло. Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки. Очень важно изготовить кормушки задолго до наступления холодов, уже осенью в разных местах установить готовые кормушки. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока. Но важно помнить несколько основных правил:

У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.

Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Существует много различных видов кормушек:

Кормушка-лоток. Эта кормушка самая простая. Она похожа на лоток.

Кормушка-столик. Эта кормушка отличается тем, что лоток здесь прикрепляется к подставке (ножке).

Кормушки-домики.

Кормушки из стеклянных или консервных банок.

Кормушка-булавка.

Кормушка-сетка для дроздов, свиристелей и снегирей. В нее помещают заготовленные на зиму плоды рябины.

Съедобные подвесные кормушки

Устройство кормушки не является главным условием подкормки птиц, главное условие - это постоянное присутствие корма. Расположение кормушки должно быть удобным и доступным для птиц - лучше всего кормушку устраивать в местах, защищенный от снега и дождя, а также от сильного ветра. Если вы устраиваете кормушку на окне, желательно ее делать таким образом, чтобы птицы не обращали внимание на людей из комнаты.

Результаты исследований

В ноябре 2016 года Музей природы Костромской области объявил о конкурсе «Зимуем вместе». Организаторы предложили юным любителям природы изготовить и разместить кормушки в удобном для птиц месте и наблюдать за посетителями, высылать фотоотчёты.

Меня очень заинтересовал этот конкурс. И передо мной встали следующие вопросы: какие птицы остаются зимовать, как и какие кормушки изготовить, какими кормами можно подкармливать птиц, а что давать категорически нельзя.

Хочется поблагодарить сотрудников Музея природы, которые помогали определить видовую принадлежность посетителей моих кормушек и давали ответы на все интересующие меня вопросы по данной теме.

И так, прежде всего мне нужно было выяснить видовой состав зимующих птиц Костромской области. Информации по этому вопросу очень мало и здесь мне пришли на помощь сотрудники музея. Благодаря им, я узнал, что в Костромской области насчитывается около двухсот сорока видов птиц, а зимующих - около шести десятков.

Следующий этап моего исследования заключался в изготовлении кормушек. Изучив виды кормушек и воспользовавшись опытом предыдущих наблюдателей, я решил изготовить две «столовые» для моих будущих гостей. Самыми практичными считаются деревянные кормушки. Первая изготовлена из фанеры в виде домика без закрытых стенок, но с крышей, чтобы не попадал снег. Такие кормушки более устойчивы на ветру, просторны и прочны, хорошо сохраняются, что позволяет использовать их и следующей зимой. Повесили мы её прямо за окном своего дома на металлическую балку. Посетители не заставили себя ждать - буквально через несколько минут, после того как была повешена кормушка, появилась синичка. Вторая моя кормушка была изготовлена из пластиковой пятилитровой бутыли. Разместили мы её примерно в тридцати метрах от первой кормушки на одном из деревьев.

Правильно подобранная кормушка не является главным условием подкормки птиц, главное условие - это постоянное присутствие корма. Значит теперь мне нужно было выяснить, как и чем можно подкармливать птиц. Из источников информации я узнал, что нельзя давать солёные продукты: солёное сало, чипсы, сухарики, поджаренные семена, чёрный хлеб. Можно предлагать птицам сырые семена подсолнечника, тыквенные семена, сухофрукты, остатки натуральных фруктов, сало, ягоды-калина, рябина, облепиха, барбарис, боярышник. Нужно следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Кормушки содержать в чистоте. Нельзя перекармливать птиц! Нужно помогать им выжить, а не брать их на довольствие, делая беспомощными. Наполнять кормушку следует один раз в день.

Я узнал, что каждый вид птиц питается определенным типом корма. Насыпав в кормушку просо или овес, можно привлечь к ней воробьёв, щеглов, зеленушек и других зерноядных птиц. Семена подсолнечника - наиболее универсальный корм для зимующих птиц. Его могут поедать как различные зерноядные птицы, так и синицы, поползни, дятлы и т.д. Сало и мясо очень любят синицы, поползни. Ягоды рябины и боярышника, семена клёна и ясеня привлекают самых красивых зимних обитателей - снегирей и свиристелей. Шишки, жёлуди и орехи служат основой зимнего рациона дятлов, клестов и соек.

Ежедневно насыпать корм в кормушки стало каким-то приятным обязательством.

В кормушку я насыпал разные виды корма: зерно (перловку, рапс, геркулес, пшеницу, гречку), семечки (подсолнечника, тыквы и кабачка), крошки белого хлеба, кусочки порезанного яблока, ягоды боярышника. Рядом привязал кусочки несолёного сала.

Вот что удалось понаблюдать:

У синиц большее предпочтение вызывает сало и семена подсолнечника и тыквы. Они зажимают семечко лапками и расклёвывают своё угощение, извлекая питательное ядрышко.

Воробьи с охотой склёвывали хлеб и зерно, а к салу вовсе были безразличны.

Помимо синиц, салом трапезничали сойки.

Чечётки предпочитали семена подсолнечника.

Снегирям по душе было не сало, а семечки и боярышник.

За весь период наблюдений (декабрь 2016 года, январь-февраль 2017 года) мои кормушки посетило восемь видов птиц: синица большая, сойка обыкновенная, сорока обыкновенная, снегирь обыкновенный, воробей полевой, московка или малая синица, обыкновенная лазоревка и обыкновенная чечётка.

Вблизи кормушки и на соседних деревьях были замечены следующие птицы: седой дятел, ястреб-перепелятник, галка обыкновенная, большой пёстрый дятел, грач, дрозд-рябинник, ворон, обыкновенный свиристель, обыкновенный дубонос, щегол обыкновенный, ворона серая.

Хочется отметить, что ястреб-перепелятник, обыкновенный дубонос, дрозд-рябинник и грач относятся к тем птицам, которые остаются на зиму лишь в благоприятные годы.

А дубонос обыкновенный - эта птица занесена в Красную Книгу Костромской области. (3 категория, редкий вид).

Если говорить о количестве птиц на кормушке, то можно отметить следующее: чаще всего можно было наблюдать по 2-3 птицы (это относится к воробьям, синицам, снегирям и чечёткам). Московка и лазоревка посещали кормушку в компании с большими синицами.

Сойки и сороки предпочитали лакомиться в одиночестве.

17 февраля 2017 года было зафиксировано максимальное количество птиц на кормушке (четыре снегиря и пять синиц.

В результате наблюдений было выяснено, что в утренние и дневные часы (примерно с 8.00 до 14.00) птиц на кормушке было больше, они активнее, чем в вечернее время.

Самыми ранними гостями и теми, кто «трапезничал» в сумерках, были воробьи.

По продолжительности посещения было замечено, что самыми осторожными были воробьи и синицы.

Воробьи с большой опаской относились к кормушке. Их в ней было гораздо меньше. Но в отличие от синиц, они удобно усаживались и подолгу засиживались в моей столовой. Синицы же вели себя очень культурно. Быстро прилетали, усаживались на край кормушки. Схватив семечку, синица улетала.

Снегири и чечётки прилетали небольшими стайками (от двух до шести птиц). В кормушке одновременно находились одна, две или три птицы. И по продолжительности посещения, пожалуй, они занимают лидирующее положение.

В декабре и январе птиц на кормушке было больше, видовой состав разнообразнее, чем в феврале. В конце зимы к нам на кормушку прилетали лишь воробьи и чечётки.

Наблюдая за взаимоотношениями птиц хочется отметить, самыми агрессивными можно назвать снегирей (особенно самок) и чечёток (особенно самцов). Иногда агрессию можно было заметить и со стороны синиц.

Самыми же дружелюбными посетителями «птичьей столовой» можно назвать воробьёв. Они прилетают небольшими шумными стайками, дружелюбно относятся друг к другу и к другим птицам.

Также одной из задач было проведение анкетирование среди учащихся 2-4 классов Шуваловской средней школы с целью выявления отношения к зимующим птицам.

В опросе участвовало 53 человека.

По итогам анкетирования выяснилось, что 39 человек (74 %) делали когда-нибудь (самостоятельно или с помощью родителей) кормушки для птиц и 49 человек (92 %) подкармливали птиц.

На вопрос о том, чем можно подкармливать птиц зимой, были получены следующие ответы:

Один вид корма (семечки, зерно, хлеб) - 7 человек (13 %)

Два вида корма (хлеб и зерно, хлеб и семечки, зерно и сало) - 11 человек (21 %)

Три вида корма (семенами растений, семечками, зерном; пшеном, зерном, крупой) - 9 человек (17 %)

Более трёх видов корма (зерном, пшеном, салом, хлебом, семечками, специальным кормом, боярышником, пшеницей) - 26 человека (49 %).

45 человек (85 %) знают для чего нужно подкармливать птиц зимой.

По итогам анкетирования одноклассников выяснилось, что 92 % опрошенные знают или частично знают, каких птиц можно увидеть зимой в нашем посёлке. Определилась проблема, что только 39 % школьников перечислили больше трёх видов зимующих птиц (ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, дятел, голубь, сойка).

13 человек (25 %) смогли назвать три вида птиц.

10 человек (19%) - два вида птиц.

5 человек (9 %) назвали один вид птиц.

О том, какую пользу приносят птицы зимой, знают 58 % (31 человек). Эти ребята написали следующие ответы:

Помогают деревьям избавиться от насекомых

Доставляют людям радость, веселье, улыбки

Люди наслаждаются их пением

Рассеивают семена

Выводы

В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, была найдена информация и изучена литература по теме исследовательской работы. Выяснил, что характеру сезонных перелётов всех птиц можно разделить на три группы: оседлые(зимующие), кочующие и перелетные ;

по питанию всех птиц можно разделить на три группы: растительноядные, животноядные и со смешанным питанием; рассмотрены виды кормушек; составлен список зимующих видов птиц Костромской области.

Во-вторых, изготовлены две кормушки: деревянная кормушка-домик и кормушка из пластиковой пятилитровой бутыли.

В-третьих, я узнал главные правила подкормки птиц: какой корм можно давать птицам, а какой категорически нельзя, предпочтения определенным кормам, кормушки нужно содержать в чистоте.

В-четвертых, выяснено что за период наблюдения (декабрь 2016 года, январь-февраль 2017 года) было зафиксировано 19 видов птиц:

в кормушке (8 видов): Отряд: Воробьеобразные (полевой воробей, обыкновенная сойка, обыкновенная сорока, обыкновенная лазоревка, московка или малая синица, большая синица, обыкновенная чечётка, обыкновенный снегирь);

вблизи кормушки и на соседних деревьях (11 видов): Отряд: Воробьеобразные (ворон, серая ворона, галка обыкновенная, обыкновенный свиристель, обыкновенный щегол), Отряд: Дятлообразные (большой пёстрый дятел и седой, или седоголовый, дятел)

Среди них были замечены птицы, остающиеся на зиму лишь в благоприятные годы: Отряд: Воробьеобразные (обыкновенный дубонос (Красная Книга Костромской области, 3 категория, редкий вид), дрозд-рябинник, грач; Отряд: Соколообразные: ястреб-перепелятник)

В-пятых, если говорить о количестве птиц на кормушке, то можно отметить следующее: чаще всего можно было наблюдать по 2-3 птицы (это относится к воробьям, синицам, снегирям и чечёткам). Московка и лазоревка посещали кормушку в компании с большими синицами. Сойки и сороки предпочитали лакомиться в одиночестве.

17 февраля 2017 года было зафиксировано максимальное количество птиц на кормушке (четыре снегиря и пять синиц).

В результате наблюдений было выяснено, что в утренние и дневные часы (примерно с 8.00 до 14.00) птиц на кормушке было больше, они активнее, чем в вечернее время.

По продолжительности посещения было замечено, что самыми осторожными были воробьи и синицы.

Снегири и чечётки прилетали небольшими стайками (от двух до шести птиц). В кормушке одновременно находились одна, две или три птицы. И по продолжительности посещения, пожалуй, они занимают лидирующее положение.

В декабре и январе птиц на кормушке было больше, видовой состав разнообразнее, чем в феврале. В конце зимы к нам на кормушку прилетали лишь воробьи и чечётки.

Наблюдая за взаимоотношениями птиц хочется отметить, самыми агрессивными можно назвать снегирей (особенно самок) и чечёток (особенно самцов). Иногда агрессию можно было заметить и со стороны синиц.

Самыми же дружелюбными посетителями «птичьей столовой» можно назвать воробьёв. Они прилетают небольшими шумными стайками, дружелюбно относятся друг к другу и к другим птицам.

В-шестых, было проведение анкетирование среди учащихся 2-4 классов Шуваловской средней школы с целью выявления отношения к зимующим птицам.

По итогам анкетирования выяснилось, что 74 % опрошенных делали когда-нибудь (самостоятельно или с помощью родителей) кормушки для птиц и 92 % подкармливали птиц.

На вопрос о том, чем можно подкармливать птиц зимой, 49 % учащихся перечислили более трёх видов кормов.

85 % знают для чего нужно подкармливать птиц зимой.

92 % опрошенные знают или частично знают, каких птиц можно увидеть зимой в нашем посёлке. Определилась проблема, что только 39 % школьников перечислили больше трёх видов зимующих птиц (ворона, сорока, снегирь, синица, воробей, дятел, голубь, сойка).

О том, какую пользу приносят птицы зимой, знают 58 %.

Гипотеза не подтвердилась. Мои наблюдения показали, что в зимний период на территории поселка встретились не только зимующие птицы Костромской области.

Обыкновенный дубонос, дрозд-рябинник, грач, и ястреб-перепелятник - эти птицы в благоприятные годы могут оставаться на зимовку (если позволяют кормовые условия). В суровые зимы улетают в более южные регионы. Грач - на Дон и Кубань. Дубонос - на запад (Смоленск) и юго-запад (Дон, Кубань). Ястреб-перепелятник и дрозд-рябинник, практически, зимующий виды на территории Костромского района.

Заключение

Работая над выбранной темой, я узнал много интересного о пернатых соседях, познакомился с видами птиц, которых можно встретить зимой в нашем поселке, чем они питаются, особенности их взаимоотношений, изучил информацию о различных видах кормушек и изготовил две из них.

Ежедневно насыпать корм в кормушки стало каким-то приятным обязательством. Наблюдать за повадками птиц, их поведением оказалось интересным и познавательным делом.

В процессе наблюдений и сбора информации прочитал познавательный материал и узнал много нового. Например, в 2003 году в Иркутской области впервые была проведена акция "Покормите птиц!" Её инициировали крупнейшие областные газеты в память о писателе Евгении Носове. Тогда же Союз охраны птиц России предложил 15 января - день рождения Евгения Носова - объявить Днем зимующих птиц и внести в Российский экологический календарь.

Со страниц сайта «Союз охраны птиц России» я узнал, что птицей России 2017 года названа буроголовая гаичка. Ранее такой титул носили орлан-белохвост, чёрный стриж, горихвостка, удод и др.

Своими знаниями я бы хотел поделить с одноклассниками на школьных мероприятиях в апреле во время проведения мероприятий, посвящённых Международному дню птиц.

Птицы - это яркие, шумные и неожиданные соседи. Как здорово, что они у нас есть!