Nikon D500. Новые дебаты вокруг форматов DX и FX

Компания «Никон» выпустила на сегодня огромное количество объективов. Какие-то из них можно порекомендовать каждому, а какие-то я бы не рекомендовал никому. Но сегодня мы говорим про самые лучшие объективы от Nikon. Самые дорогие объективы брать мы не будем – об этом была отдельная статья..

10 место. Nikon 40mm f/2.8G AF-S DX Micro
Итак, 10-е место занимает единственный макрообъектив в нашем ТОПе. Это самый бюджетный макрообъектив компании Nikon на сегодня. Он подходит только для кроп-камер. Этот объектив даст вам возможность познакомиться с макросъемкой за небольшие деньги – вот его основное достоинство.


9 место. Nikon 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR AF-S
Этот объектив, по сути, китовый для полнокадровых камер. Учитывая невысокую цену, особенно если купить его в комплекте с камерой, он законно занимает 9 место нашего списка. Что касается качества картинки, то чудес здесь ждать не стоит: это объектив начального уровня для полнокадровой камеры.


8 место. Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR II
По сути аналог 24-85mm, но уже для кроп-камеры. Занял он лучшее место лишь по тому, что стоит значительно дешевле. Но не подумайте, что этот объектив плохой. Для новичка это отличный вариант, позволяющий не тратить много денег на дополнительные объективы поначалу, при этом никак не ограничивая своего обладателя: можно снимать портреты, пейзажи и даже легкое макро.


7 место. Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G ED DX VR AF-S
На этот объектив я делал обзор . Подходит он только для кроп-камер и стоит недорого по сравнению с аналогом для полного кадра (70-300mm). При этом качество картинки у него держится на хорошем уровне, а сам объектив, не смотря на бюджетность, сделан вполне качественно. 55-300mm – это такое стекло, которое покупают, чтобы дополнить китовый 18-55mm. И с этой задачей объектив справляется отлично.


6 место. Nikon 24-120mm f/4G ED VR AF-S
Объектив, предназначенный для полнокадровой камеры. Конечно, как и другие объективы для ФФ его можно использовать на кропе, но это не очень удобно ввиду недостаточно широкого угла обзора на 24mm у кроп-камеры. А вот на полном кадре этот объектив вполне универсален. У 24-85mm он выигрывает по всем параметрам, а проигрывает только по цене. Тем не менее, объектив очень достойный, что подтверждает его шестой место в нашем ТОПе.


5 место. Nikon 50mm f/1.4G AF-S
Учитывая, что этот объектив имеет диафрагму f/1.4 – его цена совсем не велика. Он занимает только пятую строчку лишь потому, что имеет альтернативу. О ней мы поговорим чуть ниже. Возвращаясь к 50mm f/1.4 хотелось бы отметить следующие его достоинства помимо цены: красивое боке, качественный конструктив, современное исполнение, встроенный мотор автофокусировки.


4 место. Nikon 70-200mm f/4G ED VR AF-S
Этот объектив занял бы более высокое место, если бы не его цена. Причем до скачков курса его цена казалась вполне разумной. Тем не менее, 70-200mm f/4G – отличный длиннофокусный зум-объектив с постоянной светосилов f/4. Он имеет просто отличную резкую картинку, мало уступающую топовому 70-200mm f/2.8G. Помимо этого он легкий (для такого объектива), имеет качественный стабилизатор изображения и шикарный конструктив (это уже премиум как ни крути).


3 место. Nikon 50mm f/1.8G AF-S
Вот и альтернатива полтиннику, занявшему пятое место. 50mm f/1.8G дешевле, а жалоб на работу его автофокуса гораздо меньше. Так уж получается, что более дорогой объектив хвалят гораздо меньше, чем его удешевленную версию. Данный объектив отлично подойдет в качестве универсального фикса на полнокадровую камеру.


2 место. Nikon 85mm f/1.8G AF-S
По моему скромному мнению, этот объектив – лучший портретник для Nikon на сегодня по соотношению цена/качество. Резкий и точный. Его потенциал лучше раскрывается на полнокадровых камерах, но и на кропе этот объектив может многое показать.


1 место. Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX
Этот

Как и ожидалось, дебаты о том, какого формата – DX или FX – должна быть камера «профессионального уровня», разгорелись с новой силой.

Nikon DX возвращается к жизни?

Когда несколько лет назад Nikon не удалось выпустить D500 (на тот момент ожидаемую под именем D400), многие стали говорить о том, что неполнокадровый DX-формат, похоже, мёртв, не считая сегмента рынка камер начального уровня. И это неудивительно! Вспомните, сколько сетований было на задержку выпуска D500, сколько слухов ходило вокруг даты выхода этой камеры и её характеристик… Nikon, со своей стороны, делал всё, чтобы поддержать пользователей, переходящих на профессиональные камеры и объективы формата FX. Компания очень быстро расширила линейку FX-камер, пополнив её D4, D800/800E/810/810A, а также выпустила большое количество FX-объективов.

Думаю, многие согласятся, что стратегия Nikon, направленная на понуждение пользователей к переходу на дорогие полнокадровые объективы, была ошибочной. В частности, из-за того, что рынок смартфонов стал развиваться невероятными темпами, выдавливая компактные цифровые фотоаппараты, поскольку смартфоны могли предложить пользователю компактные размеры, адекватную стоимость и постоянно улучшающиеся характеристики камер.

Как обстояли дела у DX-формата? Не считая нескольких итераций D7000, пользователи получили несколько моделей камер и серий, а также несколько объективов 18-ХХ. Не было выпущено ни одной DX-камеры профессионального уровня, ни одного профессионального DX-объектива (за исключением Nikon 16-80mm VR). В последние несколько лет синонимом профессиональной камеры Nikon стал формат FX.

Я в числе многих также перешёл на формат FX, несмотря на то, что он дороже, тяжелее, а также менее удобен для съёмки дикой природы или других жанром, требовательных к наличию длинных фокусных расстояний.

И вдруг Nikon вновь ошарашивает всех выпуском D500, который многие уже ставили в один ряд с единорогами, Лохнесским монстром, Снежным человеком и инопланетянами из Зоны 51. Ведь одного взгляда на характеристики этой камеры было достаточно, чтобы понять, что она способна возродить полемику о противостоянии форматов DX и FX, и даже более того – стереть некоторые традиционные различия между двумя этими форматами.

Вы всё ещё предпочитаете FX?

Хотя мне и нравится качество зеркалок серии D800, я всегда испытывал противоречивые чувства от . Если бы Nikon своевременно выпустил D400, думаю, я бы остался в лагере приверженцев DX-формата. Начинающие фотографы часто задаются вопросом относительно преимущества формата FX над DX. И я до сих пор не мог бы однозначно посоветовать таким людям переходить на полнокадровый формат FX, поскольку для большинства фотографов он не сможет дать никаких преимуществ, в сравнении с DX-форматом – ни по стоимости, ни по весу, ни по возможностям практического применения.

Для нужд большинства фотографов и фотолюбителей характеристики камер формата FX избыточны, не считая самых требовательных . Стремительно развивающиеся технологии опережают способности большинства людей использовать весь потенциал доступного им фотооборудования.

Когда я задаю кому-либо вопрос, почему он собирается приобретать камеру формата FX, на меня смотрят с удивлением, словно этот выбор настолько очевиден, что не подлежит сомнению. Но большинство из фотолюбителей на самом деле не могут достаточно чётко сформулировать аргументацию своего выбора. Наиболее распространённые ответы звучат так: «потому что полнокадровая камера имеет более высокую производительность на высоких значениях ISO» или «потому что большинство обзоров в интернете утверждают, что FX-формат лучше».

С появлением Nikon D500 такие ответы, с технической стороны, всё ещё могут быть верны, но вот с практической – вряд ли. Ведь так ли уж важна разница в производительности камер на высоких ISO при использовании их для практических целей (с учётом реальных снимков и без маниакального попиксельного рассматривания изображения в масштабе 400%)?

Попробуйте честно (это ключевое слово) оценить свои потребности и пристрастия в съёмке и печати фотографий, а затем ответьте на вопрос: «Какую камеру вы бы выбрали – D500 или D810?». Поделитесь своим ответом в комментариях к этой статье.

Стоит ли позиционировать Nikon D500 только как камеру для экшн-съёмки?

DX-формата впечатляющий и сбалансированный набор функций, вполне достаточный для любого жанра фотографии. Думаю, D500 будет такой же рабочей лошадкой, какой в своё время был Nikon D300. Принимая во внимание скорострельность новой камеры Nikon, многие пытаются классифицировать её исключительно как камеру для съёмки спортивных мероприятий и дикой природы.

По разрешению – около 21 МП – D500 лишь немного отстаёт от легендарных Canon 5D Mk II и Mk III, и превосходит Nikon D700, D3, D4, а также все модели . Разрешение сенсоров Nikon D5 и D500 идентичное, и последний уступает D5 лишь в скорострельности. Другие камеры Nikon, такие как , D600/610 и D750, с дополнительными 3 мегапикселями разрешения, не могут претендовать на значительный прирост разрешения, в сравнении с D500.

Поэтому логика позиционирования Nikon D500 в качестве камеры в основном для экшн-съёмки представляется не совсем оправданной. Почему D500 – с разрешением, превосходящим одну часть флагманских зеркалок, и лишь немного уступающим другим – позиционируется исключительно как камера для спортивных фотографов и фотографов, снимающих дикую природу? Только лишь потому, что у него нет встроенной вспышки, а скорость непрерывной серийной съёмки высока?

Кажется, Nikon D500 логичнее будет рассматривать в качестве полноценной профессиональной камеры DX-формата, которая способна заставить некоторых пользователей изменить взгляд на практические преимущества фотооборудования формата FX. Похоже на то, что выпуском этой камеры Nikon пытается сгладить создающееся впечатление навязывания фотографам перехода на FX-формат.

Так что, если вы относитесь к числу фотолюбителей и профессиональных фотографов, использующих зеркалку для съёмки самых разнообразных сюжетов – от портретов до пейзажей – Nikon D500 может стать лучшим выбором из всей линейки камер Nikon. Этого звания могла бы удостоиться и другая камера Nikon – D7200 – если бы не два её существенных недостатка: малый объём буфера и невысокая скорострельность.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

    Похожие записи

    Обсуждение: 6 комментариев

    Я давно уже ответила для себя на этот вопрос — для моих потребностей вполне достаточно D500. Её и планирую приобрести.

    Ответить

    Конечно 810-ый))
    А за те деньжищи, что надо будет отвалить за камеру!!! и..оптику,ещё неизвестно какую лучше??
    чтобы полностью раскрутить единственную реально мощную фишку..съёмка серию.(всё остальное это D300s)
    А по картинке FUJI X-Pro2 в соотношении цена качество+оптика..)) никону лучше сидеть помалкивать..))штампуя дешёвые бюджетники опоздал никон года на 3..
    Видеосъёмку не учитываю.

    Ответить

    1. Да фиговая у фуджика картинка. Как рисовал картинку кляксами, а не пикселями, так и осталось. Уже на исо 3200 шумы мама не горюй и цвета плывут. Картинка плоская и неконтрастная. И сомневаюсь я, что фудж может быстро фокусироваться при недостатке освещения. Тогда как у д500 с этим всё отлично.
      Цена же же обоих камер почти одинакова. Оптики на никон — море, на любой вкус. Лично я взял бы д500. А беззеркалки пока отдыхают, тем более, в репортаже.

      Ответить

    Разумеется, Nikon D500 подходит не только для экшн-съёмки. Это прекрасная профессиональная камера для всех тех случаев, когда не требуются 36 МП полноформатной D810. Прежде всего D500 подойдет, полагаю, репортерам (всем, а не только спортивным), которым она облегчит жизнь в прямом смысле слова. Разумеется, камера дает прекрасные возможности для творческой съемки. Хотя здесь, с моей точки зрения, D7200 ей не особенно проигрывает, поскольку «скорострельность» при творчестве не так уж сильно нужна, а лишние 3 МП никому особенно не мешают. Выигрыш же в цене заметный.
    Лично я не вижу пока для себя особого смысла переходить с моего D7100 на D500. Хотя, если бы D500 выпустили года на полтора раньше, я бы постарался взять его на замену D90. Тем же, кто сейчас собирается приобретать фототехнику соответствующего ценового диапазона, советую именно Nikon D500.

    Ответить

    Главная беда Д500 — отсутствие новой ДХ — оптики (за исключение очень дорогого 16-80)…

    Ответить

    1. Главное различие ФФ от кропа — РАБОЧЕЕ ИСО!!! (если часто приходиться работать в помещении)
    2. Объектив для ДХ — Сигма 18-35/1.8. Чума стекло.

    Ответить


Я часто встречаю вопросы по типу «подойдет тот или иной объектив Nikon Nikkor на мою камеру?». Так сложилось исторически, что все объективы от с 1961 года можно устанавливать на все камеры Nikon — будь то зеркальные или цифровые. Но в каждом правиле есть свои исключения и загвоздки.

О возможности установки на камеру — FX и DX
Цифрорезкальные камеры Nikon делятся на два вида FX и DX — в зависимости от величины сенсора. Точно так же маркируются объективы для этих камер. Объективы FX предназначены для полнокадровых FX камер, объективы DX предназначены для кропнутых камер. На камерах Nikon FX установлена матрица величиной с классическую 35мм пленку, на камерах DX установлена матрица меньшего размера, так называемая кропнутая, с диагональю кадра в 1.5 раза меньше, нежели в FX. Про разницу между DX и FX более подробно в разделе про кроп фактор.

Внимание: в общем случае камеры Nikon DX — это APS-C камеры, а Nikon FX — это APS камеры. Часто сторонние производители вместо абревиатур DX, FX используют именно APS-C и APS, так как это является более общим понятием.

До выхода в свет камер DX существовали только полнокадровые объективы Nikon FX, которые на самом деле не имеют обозначения FX, так как на то время не нужно было разделять полный кадр и кропнутый. Примеры объективов от полнокадровых камер:

Nikon AF Nikkor 85mm f/1.8D,
Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED AF-S VR Zoom-Nikkor,
Nikon 50mm f/1.4 AF-D NIKKOR
Если на объектива нет обозначения DX — значит он от FX камеры.

После выхода DX цифрозеркальных камер, производитель, для экономии на стекле, железе и пластмассе, начал производство объективов DX. И все объективы для кропа уже имели обозначение DX. Примеры объективов DX:

Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor,
Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S DX Nikkor,
Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G ED II AF-S DX Zoom-Nikkor
Как видите, все объективы имеют в названии буквы DX.

Важно о DX и FX
Все объективы Nikon FX можно использовать на APS-C камерах с кропнутой матрицей, таких как D1, D2, D100, D200, D300(s), D70(s),D80, D90, D7000, D40(x), D60, D3000, D3100, D3200, D5000, D5100 и т.д.

Все объективы Nikon DX можно и желательно использовать на APS-C камерах с кропнутой матрицей.
Все объективы Nikon DX можно использовать на полнокадровых APS камерах таких как Nikon D3, D3s, D3x, D4, D700, D800, D800E, но при этом камера будет либо использовать для получения фотографии только часть своей матрицы, либо получаемое изображение будет иметь неисправимое виньетирование. Это связано с тем, что DX ообъективы не могут проецировать изображение на большую матрицу FX камер. Использование объективов DX на FX камерах не рекомендуется. Полнокадровые камеры могут автоматически распознать объектив DX и настроиться для работы с ним. Лично я не вижу смысла покупать дорогую полнокадровую цифрозеркальную камеру и использовать на ней более «простые» объективы DX.
Для всех камер Nikon FX рекомендуется использовать только объективы FX.
Все полнокадровы объективы (объективы от FX камер) можно без каких-либо проблем использовать на DX камерах, при этом нужно только учитывать визуальный эффект от кроп-фактора.
Если подытожить вышеперечисленные пункты, то напрашивается маленький вывод — обычные объективы FX можно использовать на всех видах камер FX и DX. А объективы от кропнутых DX камер не рекомендуется использовать на полнокадровых камерах FX.

DX и FX объективы

Маленькое замечание, я не со зла обозвал DX более «простыми». Так уж повелось, что вся профессиональная оптика от Nikon — это объективы от полного кадра, единственным профессиональным объективом для камер DX является Nikon 17-55mm f/2.8G IF-ED AF-S DX Zoom-Nikkor.

Внимание: На объективе DX указано не эквивалентное фокусное расстояние, а обычное фокусное расстояние для 35мм пленки. Фокусное расстояние — это физический параметр самого объектива, который не изменяется при установке на разные камеры. И для FX и DX объективов, чтобы узнать ЭФР для DX камер — нужно фокусное расстояние умножить на кроп-фактор 1.5.

О возможности автоматической фокусировки
За возможность автоматической фокусировки объектива на камере Nikon отвечают обозначения AF, AF-I, AF-S.

В чём разница между AF-S и AF объективами? В объективе AF фокусировка происходит за счет мотора фотоаппарата (говорят, что у камеры есть отвертка или мотор фокусировки), в AF-S фокусировка происходит за счет мотора объектива. Потому, выбирая камеру, смотрите, есть ли у нее встроенный мотор фокусировки, он позволит работать как с оптикой AF-S так и с оптикой AF. Ниже, более детально.

Объективы AF не имеют встроенного модуля автофокусировки и будут автоматически фокусироваться на камерах, у которых есть мотор фокусировки.

С объективами AF в режиме автофокусировки могут работать такие цифрозеркальные камеры Nikon:

D50, D70, D70s, D80, D90, D100, D200, D300, D300s, D7000, D700, D800, D800E, D7000, D1, D1h, D1x, D2x, D2xs, D2h, D2hs, D3, D3x, D3s, D4. так как у них есть встроенный мотор фокусировки. Пример объектива AF — Nikon 50mm F1.8D AF. В свою очередь, данный объектив не будет иметь возможности автоматической фокусировки на камерах Nikon D40, D40x, D60, D3000, D3100, D3200, D5000,D5100 так как у них нет встроенного мотора фокусировки. Часто говорят, что на младших камерах из линейки Никон нельзя использовать «серьезную оптику» — это заблуждение. Речь идет только про то, что не будет работать автофокусировка, все другие функции будут работать так же хорошо. А при ручной фокусировке подтверждением про удачную наводку на резкость будет свидетельствовать зеленый кружочек в видоискателе, да и Live View и электронный дальномер никто не отменял.

Объективы с обозначением AF-S говорят о том, что в них уже встроен мотор фокусировки, и что данные объективы будут автоматически фокусироваться на всех камерах Nikon. Потому, если у Вас одна из младших цифрозеркальных камер Nikon, то Вам в идеале подойдут только AF-S объективы. К таким можно отнести Nikon 50mm F1.8G AF-S. Часто, на объектива AF-S можно встретить еще приставку SWM, что означает Silent Wave Motor (тихий волновой мотор).

AF-I — очень редкие объективы, обычно очень дорогие и длиннофокусные. Я никогда не держал в руках AF-I, потому ничего больше не могу сказать.

При выборе объектива самыми важными параметрами как раз является его тип (FX, DX) и метод фокусировки. Если Вы теперь знаете, какая у Вас камера FX или DX со встроенным мотором фокусировки или без, то подобрав объектив всего по этим двум параметрам Вы получите все нужные функции для съемки.

О возможностях управления диафрагмой
На объективах Никон можно встретить еще одно интересное обозначение G — объектив с такой буковкой означает, что управлять диафрагмой можно только непосредственно с камеры, а кольца управления диафрагмой попросту нет. G (Gelded) объективы, фактически, невозможно использовать со старыми пленочными камерами, так как диафрагма там будет постоянно закрыта. Также, объективы с кольцом управления диафрагмой (не G) можно более гибко использовать для разного рода фото изысканий, например, таких как макро на реверсивный переходник.

Мифы: часто говорят, что есть D и G объективы, D — с кольцом управления диафрагмой, а G — без кольца. На самом деле это не так, буква D (часто идет как AF-D) означает о возможности передачи камере дистанции фокусировки до объекта — это упрощает просчитывания мощности вспышки для правильной экспозиции. Так повелось, что почти все объективы с D имеют кольцо управление диафрагмой. Просто раньше не обозначали разделение на объективы с кольцом и без кольца диафрагмы.

Чтобы объектив не G типа использовать точно так же, как и G объектив (управлять диафрагмой с камеры), нужно перевести кольцо управления диафрагмой в максимальное значение числа F, обычно это F16, F22, F32 и переключить специальный переключатель на объективе. Обычно, объективы есть либо G и AF-S либо AF и D, но есть и исключения, например Nikon 70-300mm f/4.0-5.6G AF Zoom-Nikkor — очень странный экземпляр, у которого нет кольца управления диафрагмой, но в то же время имеется старый отверточный афтофокус. Но в то же время нет объективов с обозначением AF-S и D.

Остальные буковки в названиях объективов просто говорят про наличие каких-то дополнительных фич. Рассмотрим длиннющее название объектива Nikon 18-200mm f/3.5-5.6G IF-ED AF-S DX VR Zoom-Nikkor

18-200mm — это указатель пределов фокусного расстояния объектива. 18мм — максимально широкий угол, 200мм — максимально узкий угол.
f/3.5-5.6 — это указатель пределов диафрагмы объектива. Максимальная диафрагма F3.5 доступна на 18мм фокусного расстояния, на 200мм доступно только F5.6. То есть, это указывает на то, что при зумировании меняется светосила объектива.
G — управлять диафрагмой можно только из фотоаппарата. Кольцо диафрагмы отсутствует.
IF — Internal Focusing — объектив с внутренней фокусировкой, при фокусировки передняя линза не вращается и не выезжает взад и вперед. Важно при использовании фильтров.
ED — Extra-low Dispersion Glass гооворит о том, что в объективе используется специальное низкодисперсионное стекло, которое позволяет получать более качественную картинку
AF-S — у объектива есть встроенные мотор фокусировки и на любой цифрозеркальной камере Никон можно будет фокусироваться автоматически
DX — объектив разработан для DX камер, на FX камерах он будет давать сильное виньетирование.
VR — Vibration Reduction — подавление вибраций, которое позволит использовать более длинные выдержки. Эффективность VR описывается в инструкции к объективу. Я уже писал про стабилизаторы изображений.
Zoom-Nikkor — просто красивая приставка, говорящая, что это зум объектив. Все объективы от Nikon называются Nikkor. Фактически, Nikkor и Nikon — одно и то же.
Точно так, по одному лишь названию любого объектива можно вытянуть много полезной информации.

Вывод
Все современные объективы Никон можно установить на все современные зеркальные и пленочные камеры Никон. Но при этом есть ряд ограничений по функциональности, которые расписаны в статье.

Многие слышали про “кроп фактор”, а так же DX-камеры и FX-камеры, но немногие понимают, что это означает. На самом деле, ничего сложного в этом нет.

Существует ошибочное мнение о том, что якобы используя один и тот же объектив на FX и DX камерах, его фокусное расстояние меняется, и его надо умножать или делить на кроп-фактор. Это всё домыслы необразованных людей, но обо всём по порядку.

Исторически 35мм плёнка (если точнее, то её размеры 24х36мм) была и остаётся очень популярной. На заре цифровой эры Никон мудро решил, что неплохо было бы сделать цифровую камеру, чтобы можно было прикручивать к ней старые объективы, которые выпускались на протяжении десятилетий.

Идея хорошая, но с реализацией были проблемы. Сделать полнокадровый сенсор слишком дорого, а совсем уж маленький – смысла нет. В результате была найдена “золотая середина” – сенсор, который по диагонали был в полтора (1,5) раза меньше кадра 35мм плёнки. 1,5 – это кроп-фактор (“кроп” по-английски – обрезок). К слову, Canon нашёл оптимальное решение в виде кроп-фактора 1,6. Кроп на Nikon назвали DX.

Появились DX-объективы, потому что площадь сенсора уменьшилась более чем в 2 раза и можно было сэкономить на производстве дорогой оптики, тем самым сделав DX-технику доступной для любителей. Вот наглядная картинка, на сколько уменьшилась площадь сенсора:

Первый прямоугольник – это 35мм плёнка или FX сенсор. Второй – DX-сенсор в сравнении с FX. Третий – это формат 4:3, который широко применяет Olympus , Panasonic, а так же многие другие. В нижем ряду типичные сенсоры “мыльниц”. Например, правый нижний, который 1/2,5″, у популярной модели Canon A470 . FX-сенсор, то есть полнокадровый, появился сравнительно недавно и полностью совпадает с размером кадра 35мм плёнки и идеально работает со всеми старыми объективами.

Почему существует такой зоопарк сенсоров? Всё дело в цене. Даже сейчас, в “век НТР” (НТР – Научно-Техническая Революция, так говорила моя учительница по географии, но никто не мог понять что это значит), производство FX-сенсора обходится примерно в 20 раз дороже, чем DX. Вот поэтому FX-камеры такие дорогие.

Но что же, всё-таки, эти сенсоры нам дают? В случае с Никоном мы получаем отличную совместимость со всеми никоновскими объективами, экономим деньги, но в чём же подвох? Подвох в том, что у объектива с фокусным расстоянием 35мм, например, на DX-камере угол обзора будет уже, чем на FX-камере. Это хорошо видно на заглавной картинке.

Вот здесь и возникает путаница у многих. Угол обзора на DX-камере сужается таким образом, как если бы вы на FX-камере смотрели через объектив с фокусным расстоянием в 1,5 раза больше, то есть, около 50мм. Однако, фокусное расстояние не меняется! Меняется угол обзора. То есть, вам из кадра 35мм надо вырезать кусочек картинки. Это будет то, что вы увидите на DX-камере. И наоборот – если вы привыкли пользоваться 50мм объективом на DX-камере, прикрутив его же на FX, границы кадра для вас как бы раздвинутся, а не фокусное расстояние изменится. Изменение фокусного расстояния эквивалентно приближению/удалению объекта, но ничего этого вы не обнаружите. Вот пример:

Я сделал 2 кадра, а потом совместил в фотошопе и выделил яркостью для наглядности. Один кадр в режиме FX (35мм), другой – DX. Как видно, никакого изменения фокусного расстояния не происходит.

Если в двух словах, то фокусное расстояние – это расстояние от центра линзы до сенсора. Понятно, что оно меняться и не будет, если линза одна и та же, а меняется только размер сенсора. Кому на словах не понятно, может посмотреть видео:

Конфузия с фокусным расстоянием возникает из-за того, что создаётся иллюзия приближения. Ведь вырезанный кусок из кадра растягивается на весь экран. Это аналогично “цифровому зуму”. Вы сравниваете фотографию 10х15, напечатанную со снимка 35мм с фотографией такого же размера, напечатанной со снимка DX и кажется, что на втором отпечатке объекты ближе. Да, они ближе, но не за счёт изменения фокусного расстояния, а за счёт того, что кусок кадра вырезали и растянули до размера кадра 35мм.

Почему важно, что меняется не фокусное расстояние, а угол обзора? Потому что фокусное расстояние влияет на многие вещи. Например, при изменении фокусного расстояния меняется глубина резкости . Ничего этого не происходит, если вы объектив 50мм сняли с DX и нацепили на FX. Глубина резкости останется той же. Кроме того, изменяя фокусное расстояние, изменится и композиция кадра.

В чём польза FX, за что мы платим деньги? Благодаря большим размерам, сенсор позволяет избавиться от цифровых шумов на высоких ISO . Если на мыльнице шум виден на ИСО больше 400, то на FX-камере вы с трудом разглядите его на ISO 3200. В условиях плохой освещённости, например в помещении, это критически важно и позволяет фотографировать без вспышки.

Все FX-объективы отлично работают на DX-камере. Все DX-объективы отлично работают на FX-камере, но есть один нюанс. Если это объектив производства Nikon, то камера автоматически переходит в DX-режим. Если это не Никон, то возможно потребуется ручное переключение через меню фотоаппарата. Вы можете принудительно отключить DX-режим, тогда получите что-то вроде этого.

, D800E , D810 , D810a , D850 , , D3x , , D4s , , + (и ее модификации) и Kodak DCS Pro SLR/n (и ее модификации) + , S3 Pro UVIR , IS Pro .

Список всех цифровых беззеркальных фотоаппаратов Nikon с байонетом Nikon Z

Список всех объективов Nikon Nikkor Z для беззеркальных фотоаппаратов с байонетом Nikon Z

  • Nikon Nikkor Z 58mm 1:0.95 S Noct (официально не представлен)

Точный список системных беззеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой Nikon 1:

Nikon выпустила ряд беззеркальных камер со сменной оптикой и байонетом Nikon 1 и объективами 1 Nikkor (их же называют Nikon CX).

  • , Nikon 1 J2 , Nikon 1 J3 , Nikon 1 J4 , Nikon 1 J5 .
  • Nikon 1 S1 , Nikon 1 S2
  • Nikon 1 V1 , Nikon 1 V2 , Nikon 1 V3

На этих камерах лучше всего использовать специально разработанные объективы Nikon CX (то же самое, что и 1 Nikkor).

Точный список всех объективов 1 Nikkor:

UPD: летом 2018 система Nikon 1 прекратила свое развитие.

Цифровые фотоаппараты и объективы Nikon FX и Nikon DX, их разница

В зависимости от величины сенсора цифрозеркальные и беззеркальные фотоаппараты Nikon делятся на два вида: FX и DX. Точно так же маркируются и объективы для этих фотоаппаратов.

Объективы FX предназначены для полноформатных FX фотоаппаратов (их еще называют полнокадровыми, или полноразмерными, или Full-Frame).

Объективы DX предназначены для кропнутых DX фотоаппаратов (их еще называют кропами, или фотоаппаратами с APS-C размером сенсора).

На фотоаппаратах Nikon FX установлена матрица величиной с классическую 35 мм пленку, на камерах DX установлена матрица меньшего размера, так называемая ‘кропнутая’, с диагональю кадра в 1.5 раза меньше, нежели в FX.

Полноформатный фотоаппарат имеет маркировку ‘FX’ на своем корпусе. Здесь он показан вместе с полноформатным объективом

До появления фотоаппаратов Nikon DX существовали только полнокадровые фотоаппараты и объективы Nikon FX, которые на самом деле не имеют обозначения FX , так как на то время не нужно было разделять полный кадр и кропнутый. Примеры объективов от полнокадровых камер:

Как видите, в названии объектива приставка ‘FX’ не указывается. Если на объективе нет обозначения DX или CX — значит это полнокадровый объектив для FX камеры.

После появления цифрозеркальных камер Nikon DX, производитель, для экономии на стекле, металле и пластмассе, начал производство объективов DX. И все объективы для кропнутых фотоаппаратов уже имели обозначение DX. Примеры объективов DX:

Как видите, все объективы имеют в названии буквы DX.

Важно о DX и FX


Точный список всех камер Nikon DX :

Все фотоаппараты серии Nikon DX имеют одинаковый реальный физический размер своего сенсора (матрицы). Размер приблизительно равняется 23.6 мм Х 15.8 мм. Физический размер напрямую не связан с количеством МегаПикселей.


Точный список всех камер Nikon FX

Очень важно, настолько важно, что это должен знать каждый: все фотоаппараты серии Nikon FX имеют одинаковый реальный физический размер своего сенсора (матрицы). Размер приблизительно равняется 36 мм Х 24 мм. Физический размер напрямую не связан с количеством МегаПикселей.

  • Все объективы Nikon DX можно и желательно использовать на камерах с кропнутой матрицей серии Nikon DX (точный список указан выше).
  • Все объективы Nikon DX можно использовать на полнокадровых камерах таких как Nikon D3 , D3x , , D4s , , , D800E , D810 , D810a , D850 но при этом камера будет либо использовать для получения фотографии только часть своего сенсора, либо получаемое изображение будет иметь неисправимое и другие искажения по краям и углам кадра. Это связано с тем, что DX объективы не могут проецировать изображение на большУю матрицу FX камер. Использование объективов DX на FX камерах не рекомендуется . Полнокадровые камеры могут автоматически распознать объектив DX и настроиться для работы с ним. Лично я не вижу смысла покупать дорогую полнокадровую цифрозеркальную камеру и использовать на ней более ‘простые’ объективы DX.
  • Для всех камер Nikon FX рекомендуется использовать только объективы Nikon FX.
  • Все полнокадровые объективы (объективы от FX камер) можно без каких-либо проблем использовать на DX камерах, при этом нужно только учитывать визуальный эффект от .

В качестве примера, снимок на полнокадровую камеру FX (Full Frame) и кропнутый объектив . Камера настроена в режим полнокадровой работы ‘область изображения FX ‘. Видно, что кропнутый объектив дает черные углы (виньетку) и снимок не пригоден к использованию.

Если же сделать ту же фотографию, но в режиме фотоппарата ‘область изображения DX ‘, то камера автоматически будет использовать только центральную область своей матрицы и в результате снимок будет как с любой другой камеры Nikon DХ. Ниже тот же снимок на FX (Full Frame) в режиме ‘область изображения DX ‘.

Действительно, полноформатные камеры Nikon FX могут использовать кропнутые объективы в режиме кадрирования ‘DX’. В этом режиме будет использоваться только центральная часть сенсора фотоаппарата, равная по своим размерам сенсору, использующего в камерах Nikon DX, что позволит избежать с использованием кропнутого объектива на полноформатных камерах. Для этого в меню фотоаппарата достаточно включить функцию ‘Область изображения’->’Выбр. область изображения’ и выбрать там значение ‘Формат DX 24х16’.

Если подытожить вышеперечисленные пункты, то напрашивается маленький вывод - обычные объективы FX можно использовать на всех видах камер: FX и DX. А объективы от кропнутых DX камер не рекомендуется использовать на полнокадровых камерах FX.

Точный список всех объективов Nikon DX

Фикс-объективы:

  1. Nikon DX AF Fisheye Nikkor 10.5mm 1:2.8G ED с золотым колечком ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 35mm 1:1.8G SWM Aspherical ()
  3. Nikon DX AF-S Micro Nikkor 40mm 1:2.8G SWM ()
  4. Nikon DX AF-S Micro Nikkor 85mm 1:3.5G ED VR SWM IF Micro1:1 ()

Широкоугольные зум-объективы

  1. Nikon DX AF-P Nikkor 10-20mm 1:4.5-5.6G VR ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 10-24mm
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 12-24mm 1:4 G ED SWM IF Aspherical с золотым колечком ()

Универсальные зум-объективы

  1. Nikon DX AF-S Nikkor 16-80mm 1:2.8-4 E N ED VR Nano Crystal Coat SWM IF Aspherical с золотым колечком ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 16-85mm
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 17-55mm 1:2.8 G ED SWM IF Aspherical с золотым колечком ()
  4. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G ED SWM Aspherical [черный/серебристый] ()
  5. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6GII ED SWM Aspherical [черный/серебристый] ()
  6. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G SWM VR Aspherical ()
  7. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6GII VR II ()
  8. Nikon DX AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G ()
  9. Nikon DX AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G VR ()
  10. Nikon DX AF-S Nikkor 18-70mm 1:3.5-4.5G ED SWM IF Aspherical ()
  11. Nikon DX AF-S Nikkor 18-105mm
  12. Nikon DX AF-S Nikkor 18-135mm 1:3.5-5.6G ED SWM IF Aspherical ()
  13. Nikon DX AF-S Nikkor 18-140mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical [Таиланд/Китай] ()
  14. Nikon DX AF-S Nikkor 18-200mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical [Япония/Китай] ()
  15. Nikon DX AF-S Nikkor 18-200mm 1:3.5-5.6GII ED SWM VR IF Aspherical ()
  16. Nikon DX AF-S Nikkor 18-300mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical ()
  17. Nikon DX AF-S Nikkor 18-300mm 1:3.5-6.3 G ED SWM VR IF Aspherical ()

Телеобъективы

  1. Nikon DX AF-S Nikkor 55-200mm 1:4-5.6G ED SWM [черный/серебристый, Япония/Китай] ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 55-200mm 1:4-5.6G ED VR IF SWM ()
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 55-200mm 1:4-5.6GII ED VR II ()
  4. Nikon DX AF-S Nikkor 55-300mm 1:4.5-5.6G ED VR SWM HRI ()
  5. Nikon DX AF-P Nikkor 70-300mm 1:4.5-6.3 G ED ()
  6. Nikon DX AF-P Nikkor 70-300mm 1:4.5-6.3 G ED VR ()

Профессиональные объективы Nikon DX

Я не со зла обозвал объективы Nikon DX более ‘простыми’. Так уж повелось, что вся профессиональная оптика Nikon - это объективы для полного кадра. Единственными профессиональными объективами для камер Nikon DX можно считать:

Эти объективы имеют золотое колечко возле передней линзы — признак объективов высшего класса. Данные объективы находятся в списке Nikon NPS (Nikon Professional Services — ‘Профессиональный Сервис Nikon’).

Внимание: На объективах Nikon Nikkor DX указано не эквивалентное (ЭФР), а физическое реальное объектива. — это физический параметр самого объектива, который не изменяется при установке на разные камеры. И для FX и DX объективов, чтобы узнать ЭФР при использовании на кропнутых DX камерах нужно умножить на Kf=1.5X. Например, ЭФР объектива на кропнутой камере будет составлять 27-82,5мм (18*1.5 и 55*1.5). Взаимосвязь фокусного расстояния и угла обзора можно посмотреть .

Полезно: если в меню полноформатных фотоаппаратов в настройке «Подсветка точки АФ» выбрать значение «Выкл.», то после включения одного из режимов кадрирования (по факту — кропа) неиспользуемая область изображения, видимого в , будет затемнена, что сильно облегчит визирование с использованием кроп-режима. Ниже показано как затемняются неиспользуемые области при включении определенных режимов кропа.

О возможности автоматической фокусировки

За возможность автоматической фокусировки объектива на объективе Nikon Nikkor отвечают обозначения AF, AF-I, AF-S и AF-P .

В чём разница между AF-S/AF-P/AF-I и AF объективами? В объективе AF фокусировка происходит за счет мотора фотоаппарата, в таких случаях говорят, что у фотоаппарата есть ‘отвертка’ или мотор фокусировки. Напротив, в объективах AF-S/AF-I/AF-P фокусировка происходит за счет мотора, непосредственно встроенного в сам объектив.

Объективы с обозначением ‘AF’

Обозначение ‘AF-S’ на основном имени объектива, которое обычно пишется золотистыми буквами. На фотографии показан

Почти всегда на объективах AF-S можно встретить еще приставку ‘SWM’, что означает Silent Wave Motor (тихий волновой/ультразвуковой мотор).

Метка ‘SWM’, нанесенная на информационную табличку объектива

Важно: SWM моторы бывают двух основных видов, детали .

Если использовать оптику от других производителей, то нужно точно знать, имеет ли объектив встроенный мотор или нет, обозначения у каждого производителя свои собственные и не пересекаются с обозначениями объективов Nikon Nikkor.

Важно: из-за определенных особенностей, связанных , на камерах , D3500 не будут нормально работать следующие объективы типа ‘AF-S D’ (это касается только этих фотоаппаратов):

  1. Nikon ED AF-S Nikkor 300mm 1:2.8D
  2. Nikon ED AF-S Nikkor 400mm 1:2.8D
  3. Nikon ED AF-S Nikkor 500mm 1:4D
  4. Nikon ED AF-S Nikkor 600mm 1:4D
  5. а также все объективы ,

Объективы с обозначением ‘AF-P’

В январе 2016 года компания Nikon представила объективы Nikon Nikkor линейки ‘AF-P’. Обозначение ‘AF-P’ (A uto F ocus P ulse motor) указывает на наличие быстрого и шагового мотора фокусировки. ‘AF-P’ работают аналогично ‘AF-S’, только тише, быстрей и точней.

Обозначение ‘AF-P’ на объективе Nikon DX AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G

Обратите внимание, что не все фотоаппараты Nikon смогут корректно работать с ‘AF-P’ объективами, для некоторых фотоаппаратов придется обновить прошивку, чтобы была полная совместимость с ‘AF-P’.

Полный список объективов Nikon ‘AF-P’:

Автоматическая фокусировка с объективами AF-P будет работать только с фотоаппаратами (точный список):

Автоматическая и ручная фокусировка не будет работать с фотоаппаратами (точный список):

Объективы с обозначением ‘AF-I’

Стороной стоят объективы Nikon AF-I. Сами по себе объективы типа ‘AF-I’ (Auto Focus Internal Motor) — очень редкие объективы, к тому же и очень дорогие. Некоторые пользователи ошибочно называют их ‘AF-1’ (‘АФ-один’).

Часть таких объективов для фокусировки используют встроенный мотор фокусировки, построенный на базе обычных электрических микро-моторов, которые во время фокусировки изрядно шумят. Точных данных по тому, какой именно тип мотора используется в объективах Nikon AF-I нет.

Внимание: нет и точных сведений, будут ли камеры любительского уровня работаться с такими объективами. Но, скорее всего, ни один смертный никогда не установит подобный объектив на простую любительскую камеру.

Полный список объективов Nikon AF-I:

  1. Nikon ED AF-I Nikkor 300mm 1:2.8D, 1992-1996
  2. Nikon ED AF-I Nikkor 400mm 1:2.8D, 1994-1998
  3. Nikon ED AF-I Nikkor 500mm 1:4D, 1994-1997
  4. Nikon ED AF-I Nikkor 600mm 1:4D, 1992-1996

При выборе объектива самыми важными параметрами как раз является его тип (FX, DX) и метод фокусировки. Если Вы теперь знаете, какая у Вас камера FX или DX, со встроенным мотором фокусировки или без, то подобрав объектив всего по этим двум параметрам Вы получите все нужные функции для съемки.

Обычно объективы без встроенного мотора фокусировки стоят дешевле своих моторизированных аналогов. Если у Вас камера с мотором, то в определенном смысле можно экономить на объективах. В качестве примера можете посмотреть на , который стоит очень дешево:

О возможностях управления диафрагмой

На объективах Nikon можно встретить еще одно интересное обозначение — букву ‘G’ - объектив с такой буковкой может управлять диафрагмой только непосредственно с камеры, а кольца управления диафрагмой у объектива нет.

G (‘Gelded’) объективы, фактически, невозможно использовать с некоторыми старыми пленочными камерами, так как там будет постоянно закрыта. Также, объективы с кольцом управления диафрагмой (Non-G) можно более гибко использовать для разного рода фото изысканий, например, таких как .

Мифы : часто говорят, что есть ‘D’ и ‘G’ объективы, D - с кольцом управления диафрагмой, а G - без кольца управления диафрагмой. На самом деле это заблуждение — буква ‘D’ (или ‘AF-D’) говорит о возможности передачи в камеру дистанции фокусировки до объекта - это упрощает просчитывания мощности вспышки для правильной . Заблуждение связано с тем, что почти все ‘D’ объективы имеют кольцо управление диафрагмой, ибо раньше не обозначали разделение на объективы с кольцом и без кольца .

Разница объектива G и без G (на примере объективов и )

Выступ для считывания крайнего положения кольца на объективе , который является объективом NON-G типа, то есть, таким, у которого есть кольцо управления диафрагмой.

Очень важно: чтобы объектив ‘NON-G’ типа (с кольцом ) использовать точно так же, как и объектив G-типа (управлять диафрагмой с камеры), нужно перевести кольцо управления диафрагмой в максимальное значение числа F, обычно это F16, F22, F32 и переключить специальный фиксатор на объективе, который зафиксирует кольцо управления диафрагмой в неподвижном положении. Разные объективы либо сами защелкивают кольцо в крайнем положении, либо требуют ручной фиксации с помощью специального переключателя. Если этого не сделать, на ряде камер на дисплее будет отображена ошибка ‘fEE’ (не установлено кольцо ).

Некоторые камеры позволяют управлять диафрагмой с автофокусными NON-G объективами в режимах замера A (приоритет ) и M (ручной режим) с помощью кольца диафрагмы. Для этого нужно в меню камеры найти пункт ‘Настройка дисков управления’->’Установка диафрагмы’ и задать значение ‘Кольцо диафрагмы’. В режимах S (приоритет