Обзор фотокамеры Panasonic Lumix DMC-TZ20. Обзор и тестирование цифровой камеры Panasonic LUMIX DMC-FZ300

Комплект поставки:

  • Panasonic LUMIX DMC-TZ1EE
  • Аккумулятор CGA-S007E
  • Зарядное устройство
  • Кабель питания
  • Кабель USB
  • Кабель AV
  • Ремешок
  • Программное обеспечение
  • Крышка объектива
  • Инструкция

Ещё в апреле этого года на ФОТОФОРУМЕ 2006, увидев впервые Panasonic TZ1, я для себя отметил, что камера в реальности гораздо крупнее по размерам, чем может показаться на картинках.

И раз уж мы о них упомянули, то обозначим в числах: 112x58.1x40.2 мм (ДхШхВ). Вес – 262 г. Вместе эти величины означают, что перед нами хоть и компактное, но отнюдь не карманное устройство.


Сразу хочется поблагодарить производителя за качественный пластик, который применяется для изготовления корпусов многих моделей фотокамер, в том числе и Lumix TZ1. Пользователь получает не только приятный визуальный образ, но ещё и комфортные тактильные ощущения.

Требовательные к внешнему виду фотолюбители могут выбрать один из трёх цветов корпуса (тёмно-синий, серебристый или тёмно-серый). Как видно на изображениях, мы тестировали аппарат в тёмно-синем исполнении.


При взгляде на фронтальную часть камеры основное внимание приковывает к себе серебристая оправа объектива (с лого Leica). Вся компоновка элементов как бы вторит очертаниям этого «бублика». Всё сделано для того, чтобы эта, скажем прямо, довольно громоздкая конструкция выглядела как можно легче. В какой-то степени дизайнерам удалось этого добиться. Округлые линии ручки, закруглённые надписи. В этом свете маленькие элементы, будь то вспышка или лампа подсветки автофокуса, вообще смотрятся как декоративные.


Наблюдательный читатель уже заметил, что объектив закрывается крышкой. У неё есть крепление для тросика (идёт в комплекте), так что потерять будет затруднительно. Кстати, несмотря на свою многократность, даже в телеположении передний край зума не сильно выступает за габариты устройства. Окружающим даже в голову не придёт, что у вас в руках камера с десятикратным оптическим зумом.

Со стороны рукоятки есть специальная вставка с креплением для кистевого ремешка.

Верхняя грань фотокамеры насыщена элементами управления. Здесь и селектор режимов, и тумблер включения питания, и кнопка управления стабилизатором изображения MEGA O.I.S., и, конечно же, спуск затвора. Его обрамляет кольцевой рычаг зуммирования. Лично мне такое решение по управлению трансфокатором не совсем близко, но раз авторитетные разработчики настойчиво применяют его в своих продуктах, значит, оно не столь принципиально для большинства потребителей.


Есть небольшое пожелание на будущее к кнопке управления стабилизацией. В данной реализации она просто инициирует вызов подменю, в котором стрелочками необходимо выбирать нужный пункт. Уверен, что найдётся значительное число людей, для которых удобнее осуществлять выбор без обращения к джойстику, т.е. повторным нажатием самой кнопки, по аналогии с выбором необходимого режима вспышки или значения задержки таймера. Ведь всего-то три пункта в нём. При желании можно даже оба способа управления оставить.


Что касается управляющего колеса, то и с ним не всё гладко. Оно немного жестковато, и не всё пространство используется для рабочих режимов. Логичнее было либо разместить сектора более равномерно, либо добавить дополнительные значения для оперативного управления режимами, как, например, у рассмотренных ранее моделей Samsung S700/S1000 .

Учитывая то, что фотоаппарат по своим размерам, мягко говоря, немаленький, проблем с размещением элементов на задней панели у разработчиков не возникло. Даже 2.5-дюймовый дисплей визуально не воспринимается большим.


В правом нижнем углу расположен удобный джойстик. Рядом с ним – две сервисные клавиши. Нареканий к ним нет.


Над этой управляющей группой находится небольшой выступ для лучшей «ухватистости» камеры. Лично моё субъективное мнение – он получился немного куцым. А пальцу был бы комфортнее более обтекаемый наплыв. Но в целом конструкция выполняет возложенную на неё функцию: не позволяет камере выскальзывать из рук. С такой массой, как у Lumix TZ 1 , это очень вероятно. К тому же, конструкционные особенности таковы, что баланс веса смещён в противоположную рукоятке сторону. Учитывая рычаг (т.к. камера довольно длинная), это создаёт дополнительную нагрузку на кисть, поэтому важно, чтобы вспомогательные элементы помогали фотографу удерживать устройство с наименьшим усилием. Вот такая своеобразная плата за революционную конструкцию.

Разъём питания и интерфейсный разъём расположены на противоположной от рукоятки грани. Плотно закрываются крышкой. Пользоваться ими удобно. Нареканий нет.


Разработчики учли, что баланс веса смещён в сторону, и поместили резьбу для крепления к штативу в более тяжёлой части фотоаппарата. Немного смущает то, что она пластмассовая. Ведь не самый лёгкий фотоаппарат. Но, с другой стороны, подавляющее большинство потенциальных покупателей таких камер штативами не пользуются, и этот нюанс для них имеет второстепенное значение.


На противоположном от резьбы крае – крышка аккумуляторного отсека. Легко открывается/закрывается, снабжена защёлкой. По соседству с аккумулятором – разъём для карты памяти.



Как всегда, в конце раздела несколько слов о русификации. Как в младших моделях, так и в старшей по данному пункту почти всё в порядке. Качественный перевод системных сообщений и меню, правда, нашлось несколько моментов, которых перевод почему-то не коснулся. Одно из лучших в индустрии руководств по эксплуатации. Тем, кто с фотографией сталкивается вообще впервые, будет особенно полезно почитать.

В режиме «Сцена» каждая сюжетная программа снабжена подробным русскоязычным описанием, так что выбрать необходимую будет довольно просто.

Меню

В первую очередь хочется отметить грамотную структуру меню. Оно состоит всего из двух разделов: съёмка и общие настройки фотокамеры.

Приятно было отметить высокое качество оформления меню, иконок и системных сообщений фотоаппарата. Некоторые моменты полезно было бы взять на вооружение некоторым менее продвинутым в этом плане производителям.

В меню настроек комфортны и крупный шрифт, и хорошо прорисованные иконки, и анимация, и удобное для восприятия представление информации. Для примера – изменение яркости монитора или громкости звука. В нашем случае пользователь видит всю шкалу диапазона, где может установить желаемый уровень. Другие производители вместо этого предлагают листать какие-то абстрактные циферки. Это вроде бы и неплохо, но наглядность заключается в мелочах, а им не все уделяют такое пристальное внимание.

Второй яркий пример – выбор часового пояса. Потребителю предлагается не просто список городов, а целая карта мира, где подсвечивается актуальная на данный момент временная зона. При желании её легко изменить. Именно в таком визуальном ключе, на мой взгляд, должны развиваться интерфейсы цифровых устройств.

Необходимо отметить маленький недостаток. Некоторые выпадающие подменю не кольцевые. К примеру, стабилизатор изображения имеет пункты «OFF», «MODE1», «MODE2». Перейти от третьего пункта сразу к первому нельзя.

Несколько слов об отображении информации в режиме съёмки. Данные для удобочитаемости отображаются на прозрачных серых подложках. Это плюс. Минус в том, что их хорошо было бы сместить ближе к краям, тем самым освободив пространство в центре.

В случае необходимости можно вообще оставить пустой экран без постоянно присутствующих на нём данных. Такой режим предусмотрен в камере, его легко включить соответствующей клавишей.

Электроника и компоненты

Сенсор. В фотокамере установлен ПЗС (CCD) сенсор собственного (Matsushita Electric) производства общим разрешением 6.3 Мп. Из них в формировании изображения участвуют 4.9 млн., хотя в рекламных проспектах и на официальном сайте (panasonic.ru) указано 5 млн., что немного не соответствует действительности. Такая разбежка почти в 1.3 Мп объясняется конструкционными особенностями системы стабилизации изображения.

Физический размер – 1/2.5 – популярный среди любительской фототехники. Максимальное разрешение снимков – 2560х1920 точек.

Диапазон светочувствительности варьируется от 80 до 1600 единиц ISO.

Процессор. Обойти вниманием этот элемент просто преступно. В рассматриваемой камере установлен новый Venus Engine III. По заявлению производителей, он сокращает лаг затвора до 0.006 с, а также позволяет получать на высоких значениях ISO более качественные по шумам снимки.

От его производительности также зависит скорость системы автофокусировки.

Оптическая система. Состоит из 12 элементов в 10 группах (3 асферические линзы). Десятикратный зум-объектив Leica DC Vario-Elmarit, фокусное расстояние – 5.2-52 мм (35-350 мм в эквиваленте для 35 мм). Светосила в широкоугольном положении – F2.8-5.0 (2 шага), в тeле – F4.2-7.1 (2 шага). Получается, возможны только два положения: диафрагма открыта и закрыта.

Об уникальности конструкции объектива, установленного в Lumix TZ1, мы рассказывали в материале с Фотофорума 2006. Вкратце напомню. Особенность заключается в том, что он сконструирован из двух модулей. Один – привычный нам выдвижной, а другой – внутренний. Они расположены перпендикулярно друг к другу. Свет проходит через первый, от специально сконструированного элемента отражается во второй, а затем уже попадает на чувствительный сенсор. За счёт этого оригинального решения достигнута возможность 10-кратного оптического приближения.



Но кроме этого в фотокамере реализована система EZ (Extra Zoom), которая увеличивает диапазон фокусных расстояний до 35-437.5 мм при выборе разрешения снимков от 3 Мп и ниже. А это ни много ни мало 12.5-кратное оптическое увеличение.

В дополнение к этому в фотоаппарате установлена фирменная система стабилизации MEGA O.I.S.

Минимальная дистанция фокусировки в макрорежиме составляет 5-100 см. В зависимости от выбранного фокусного расстояния.

В обыкновенном режиме дистанция выглядит следующим образом: 40 см в широкоугольном положении и 200 см – в теле.

Фокусировка. TTL-автофокус, правильность и скорость работы которого зависит напрямую от проворности процессора и эффективности алгоритмов анализа изображений. Ускорить работу этой системы призван уже упоминавшийся Venus Engine III.

На своё усмотрение можно выбрать один из пяти режимов: приоритет центральной зоны, приоритет центральной зоны высокоскоростной, трехточечный высокоскоростной, 9-точечный, по центральной точке.

К нашей с Вами радости, уточнение «высокоскоростной» – не пустой звук. Действительно, в этом режиме камера производит фокусировку процентов на 50% быстрее, нежели в обычном.

Судя по тому, что в этот момент изображение на экране замирает, достигается это за счёт перераспределения вычислительных мощностей процессора в пользу работы алгоритмов фокусировки.

Дисплей. Поликристаллический TFT-экран разрешением 207000 пикселей и размером 2.5”. Имеет режим активной подсветки Power LCD (для съёмок в контровом освещении) и режим High Angle. Последний позволяет отчётливо видеть картинку при ракурсной съёмке. А именно в момент, когда камера находится над головой.

Если же мы смотрим сверху вниз, этот режим помочь нам ничем не может.




Память. Встроенной памяти всего 13.4 Мб. Хватит разве что опробовать фотоаппарат. Для более комфортных съёмок, конечно же, есть смысл приобрести SD/MMC-карту до 2 Гб. Именно этот объём поддерживает аппарат. Часто в форумах возникает вопрос, можно ли снять это ограничение; ответ – нет. Всё упирается в конструкционные особенности устройства. По слухам, будущие версии фотокамер позволят адресовать большее пространство памяти.

Средний размер файла – около 2.2 Мб. Простые математические расчеты показывают, что на карту максимальной ёмкости уместится около 930 снимков в максимальном разрешении.

Передача данных. Скорость передачи данных огорчила – в среднем 750 КБ/сек. По нынешним меркам слабенький результат. Разработчикам необходимо быть внимательнее к потребителю и экономить его время. К тому же, пока фотоаппарат подключён к компьютеру, постоянно горит ЖК-экран. Это в свою очередь отразится на заряде батареи, потому что экран – один из главных потребителей энергии в камере.

Питание. Вот и подошли к модной нынче теме энергобезопасности. Что мы имеем. Основные потребители – новый процессор с пониженным энергопотреблением и яркий большой экран. Питаются они от литиевой батареи напряжением 3.7 В и ёмкостью 1000 мАч. По измерениям производителя, одного заряда хватает на 250 снимков (тест CIPA). У нас во время испытаний с новой батареей (она ещё не работала на полную мощность) получалось сделать около 160 кадров, плюс активный просмотр.


Временные задержки

Операция

Время, сек

Включение

Выключение

Зарядка вспышки

Задержка между кадрами в серии (3 кадра)

Фокусировка в широкоугольном положении (обычный режим)

Фокусировка в широкоугольном положении (скоростной режим)

Фокусировка в телеположении (обычный режим)

Фокусировка в телеположении (скоростной режим)

Функциональные возможности

Оценить функциональность камеры – задача не из лёгких. Как-никак перед нами «ультразум» (10-12.5x) с оптической стабилизацией изображения и широким диапазоном чувствительности. Однако производители намеренно урезали функциональность по другим направлениям. Хотя и оригинальных функций добавили, но обо всём по порядку.

По сути, Panasonic Lumix TZ1 относится к классу фотокамер «навёл и снимай». Это означает, что вмешательство фотографа в съёмочный процесс минимально. Для того чтобы это понять, достаточно взглянуть на диск режимов. За сердечком скрывается полный автомат – для тех, кто знает только кнопку «спуск».

Для чуть более продвинутых есть режим «Сцена». Примечательно, что он не один, а их два. Довольно оригинальный ход. Производитель позволяет фотографу выбрать наиболее актуальный в данный момент набор предустановок и включать его простым поворотом диска. Например, днём можно выбрать «портрет» и «пейзаж», а вечером – «ночной портрет» и «звездное небо».

Каждый из режимов снабжён подробной справочной информацией. Достаточно нажать стрелку влево, и камера выдаст описание заинтересовавшего вас режима.

Детально описывать все 18 не будем, просто назовем их: портрет, нежная кожа, пейзаж, спорт, ночной портрет, ночной пейзаж, автопортрет, еда, вечеринка, свечи, фейерверк, звездное небо, пляж, полет, снег, ребёнок 1, ребёнок 2 (о них мы рассказывали в обзоре Panasonic Lumix FX01), высокая чувствительность, подводные съёмки (для погружения под воду необходим водонепроницаемый бокс).

Режим «высокая чувствительность» позволяет делать снимки на ISO от 800 до 1600. Камера устанавливает значение автоматически. Результаты оценим чуть ниже. Но сама возможность уже приятна.

Пункт меню «Баланс белого» (ББ) значится первым в списке. Он не может похвастаться большим количеством параметров. За ним скрываются три предустановки цветовой температуры для солнечного света, облачности и лампы накаливания, кроме них есть автоматический и, что важно в данном случае, ручной режим.

Каждый для себя должен самостоятельно решить, является ли недостатком откровенно малое число режимов ББ. На мой взгляд, важнее то, что есть возможность настроить его вручную.

Как-то незаметно мы перешли к более продвинутым функциям, которые доступны в режиме «автоэкспозиция». Здесь пользователь может вручную задавать режим работы многих систем.

Например, есть возможность выбрать непрерывный автофокус при съёмке подвижных объектов или медленный затвор. Своеобразен нижний барьер самой длинной выдержки – от 1/8 до 1 сек. Выставлять вручную параметры экспозиции нельзя. Однако можно влиять на них косвенно: вносить экспокоррекцию +/- 2 Ev c шагом 1/3 Ev или использовать один из трёх возможных способов экспозамера (интеллектуальный, матричный, точечный).

Для более точной оценки яркости будущего снимка разработчики реализовали возможность просмотра живой гистограммы. Конечно, она не так информативна, как в камерах Olympus, но принять правильное решение помогает. В случае особых сомнений на помощь придёт режим эксповилки (+/- 1 Ev).

Наряду с гистограммой фотокамера умеет распознавать области пересветов. Если этот режим включен, то при просмотре они будут отображаться особым образом.

Для тех, кому требуются изображения отличного от 4:3 формата, в меню есть возможность выбрать 3:2 или 16:9. Правда, они получаются банальным урезанием крупного снимка, поэтому целесообразней снимать со значением 4:3, а дальше трансформировать результат как душе угодно.

В процессе съёмки можно выбрать один из четырёх эффектов изображения: холодный, теплый, черно-белый, сепия.

Хитрые разработчики преднамеренно не реализовали возможность вручную изменять настройки резкости и насыщенности. Вместо этого они создали пункт «Настройка изображения», за которым скрываются всего три предустановки (Natural – естественный, Standart – стандартный, Vivid – насыщенный), которые забыли перевести на русский язык. Но самое главное в том, что за ними скрывается простая комбинация. Natural = мягкая резкость + пониженная насыщенность, Vivid = усиленная резкость + повышенная насыщенность, Standart представляет некие промежуточные нейтральные значения. Этот режим установлен в камере по умолчанию.

Тем, кто предполагает получить фотоаппарат и графический редактор в одном корпусе, Lumix TZ1 не подойдёт. Он умеет осуществлять самые простые операции с фотоснимками: просмотр, поворот, изменение размеров и подрезку. В режиме просмотра есть возможность выводить на экран подробную съёмочную информацию. Для любителей хранить все снимки на флешке реализована функция «цифровой альбом» с сортировкой по датам.

Присутствует в камере такая редкая функция, как анимация. Вполне бесхитростный, но полезный эффект. Снимаем в определённом режиме серию (до 99) кадров разрешением 320х240 точек, после чего камера может сшить их в единый ролик (5/10 кадр/сек). Получается миниатюрная анимация.

Умеет фотоаппарат и ролики со звуком записывать. Их длина ограничивается лишь объёмом карты памяти. Формат сжатия – MJPEG, разрешение – 640x480 и, что примечательно, 848x480 точек. Частота кадров – 30 в секунду. В режиме видеосъёмки работает стабилизатор и даже зум (меньшей 10 кратности).

Приблизительно таким набором функций предлагает оперировать компания Panasonic покупателям Lumiz TZ1.

Съемка

Сенсор. Разрешение фотоматрицы невелико (2560х1920), мы это выяснили в предыдущем разделе, и была надежда увидеть идеально чистую от шумов картинку хотя бы на низких значениях чувствительности. Как-никак размеры светоулавливающей ячейки не самые маленькие, процессор новый и, как нас заверяют, быстрый. Но, увы, уже на минимальном ISO 80 шумы прослеживаются. Речь идёт о цветовом шуме (яркостной довольно слаб), в который основной вклад вносят синий и красный канал. Их влияние наиболее существенно.

Можно отметить тот положительный факт, что приблизительно равная картина прослеживается вплоть до ISO 400. В ней есть одна интересная особенность. Визуально заметно, что ISO 200 шумит сильнее, чем ISO 400.

Во время тестов было отмечено, что камере требуется больше времени для обработки снимка, сделанного на высокой чувствительности. В связи с этим падает скорость серийной съёмки. Изменение происходит как раз на рубеже в 400 единиц. Это свидетельствует о том, что алгоритмы шумоподавления более активно включаются в работу. В связи с этим падает детализация.

Пытливый взгляд заметит, что вместе с шумом чудесным образом подчищаются и артефакты хроматической аберрации. Как говорится, «нет худа без добра»

Получается, что качественную картинку можно получить лишь в диапазоне чувствительности 80-100 единиц. Это можно было бы объяснить, если бы мы имели дело с сенсором 10 Мп, но у нас-то всего 6.3 Мп, а рабочее разрешение и того меньше. Хотя, на мой взгляд, в большинстве бытовых случаев даже ISO 800 пригодно для съёмки. Печатать форматные фотографии (ISO 200-800) будет довольно проблематично.

А вот повышенная чувствительность (1600) выдаёт нам такую «акварель», что вряд ли кто-то сочтёт её полезной для себя. Достаточно взглянуть на картинку, чтобы почувствовать разницу между минимальной и максимальной чувствительностью.

Учитывая маленький уровень яркостного шума, картинки в ч/б тонах смотрятся довольно чистыми (ISO 80-200), без какого бы то ни было зерна.


Оптика. Особая структура объектива требует повышенного внимания к качеству изображения. И, как показали тесты, разработчики достойно справились с поставленной задачей. Небольшая «подушка» заметна в широкоугольном положении. При увеличении фокусного расстояния картинка выравнивается.

Приятным удивлением было минимальное наличие хроматических аберраций. А ведь конструкционные особенности с большой вероятностью могли привести к их появлению. Они есть, но маленький уровень позволяет говорить о хорошем качестве оптики. Особенно если учесть, что перед нами 10-кратный зум.

Эффективность стабилизатора изображения в камерах Panasonic уже многократно оценивалась в различных обзорах и тестах. Нынешняя реализация ничуть не уступает предыдущим вариантам. На тестовых снимках видно, что при очень плохом освещении штатив она заменить не может, но существенно поднять качество картинки в силах. (/antishake)

Макро. Активация этого режима у Lumix TZ1 производится управляющим колесом, в то время как большинство производителей эту функцию назначают на одну из стрелок джойстика. От режима автоэкспозиции он отличается лишь изменённой дистанцией фокусировки, всё остальное работает идентично.

На тестовых снимках видно, что в макрорежиме центральная часть имеет более высокую резкость, нежели края. Кстати, на периферийных участках заметны небольшие хроматические аберрации. Присутствуют и существенные геометрические искажения. Минимальное расстояние съёмки в 5 см позволяет пользоваться встроенной вспышкой. Но здесь необходимо быть внимательным и вносить экспокоррекцию в минус, так как в таких случаях возможны значительные пересветы.

Цветопередача. Точность цветопередачи можно оценить по тестовому снимку: правое поле – это цвет, который выдаёт камера на ISO 80 (экспокоррекция +1/3), левый – эталон образца. Предварительно баланс белого был установлен вручную по белому листу. В ряде случаев наблюдаются провалы в синем цветовом канале, красный и особенно зелёный ведут себя более предсказуемо.

Но грубых ошибок нет, оттенки кожи передаются правильно, автоматический ББ работает стабильно. К тому же, есть ряд встроенных цветовых эффектов.

Экспозиция. Автоматика камеры склонна к небольшой недодержке. Оценочно -0.4 Ev. Динамический диапазон матрицы не широк, а мог бы на это претендовать, учитывая невысокое разрешение. Видимо, не всё идеально со связкой матрица-процессор, как хотелось бы. В связи с этим системе экспонометрии не всегда удаётся правильно уложить сложный сюжет в достаточно узкий диапазон яркостей.

Видеосъёмка. Наряду с самим видеороликом сохраняется его первый кадр – для простоты ориентирования. В целом качество видео хорошее, а учитывая, что во время съёмки есть возможность зуммирования, то и функционально этот режим довольно интересный. Если вспомнить, что присутствует ещё и возможность оптической стабилизации, то система и вовсе привлекательной становится. К тому же, для тех, кто идёт в ногу со временем, широкоэкранный режим будет в тему.

Выводы

  • Самые компактные в своём классе размеры.
  • Оптический стабилизатор изображения.
  • Хорошее качество сборки.
  • Удобное меню.
  • Отличный экран с эксклюзивной функцией обзора.
  • Достаточно высокая скорость работы.
  • Достойный по качеству картинки объектив.
  • Хороший видеорежим с возможностью зуммирования.
  • Наличие живой гистограммы и возможность просмотра пересвеченных областей.
  • Возможность произвольно выбрать для двух секторов управляющего колеса любой программный режим.
  • Замечательное руководство по эксплуатации.

ПРОТИВ:

  • Довольно шумные для небольшой по разрешению матрицы изображения, начиная с ISO 200, со всеми вытекающими проблемами.
  • Отсутствие ручных настроек экспопараметров.
  • Смещённый центр тяжести.

Итог

Как видим, аргументов «За» гораздо больше, чем «Против», однако среди негативных один, но довольно весомый.

Если расценивать выход этой камеры как премьерный, то, скорее всего, она достойна хорошей оценки. В первую очередь она подкупает своей быстротой и логичным управлением. За всё время недолгого знакомства с ней мы обошлись без единой негативной эмоции.

Фотоаппарат занимает в какой-то степени привилегированную нишу между традиционными ультразумами и компактными фотокамерами на каждый день. Дать однозначную оценку нельзя. С одной стороны, опытный фотограф почувствует недостаток ручных настроек. Зато те, кто снимает преимущественно в автоматических режимах, найдут Lumix TZ1 весьма привлекательным.

Все преимущества камер такого класса раскрываются в походных условиях, когда приблизиться к объекту съёмки довольно проблематично. Учитывая неплохую скорость фокусировки, TZ1 подойдёт для журналистов и изданий, чей бюджет пока ограничен.

Несомненно, Panasonic заложила в эту систему хороший потенциал на будущее, который можно ещё долго использовать. Думаю, в ближайшем времени мы увидим TZ2 с улучшенными возможностями.

На момент написания обзора розничная цена камеры составляла около $390.

Комплект поставки:

  • цифровая фотокамера Panasonic DMC-FX01
  • аккумулятор
  • зарядное устройство
  • сетевой кабель
  • USB-кабель
  • A/V-кабель
  • ремешок на запястье
  • инструкция на русском
  • диск с ПО- гарантийный талон Panasonic

Рассказывать о достижениях Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. (Panasonic ) вряд ли стоит. Этот брэнд не один десяток лет занимает лидирующие позиции на мировом рынке. Начав свою деятельность в 1918 году с выпуска цоколей для ламп, компания выросла до уровня мирового лидера в области разработки и производства различных электронных изделий и устройств, предназначенных для широкого круга потребителей, бизнеса и промышленности.

Большинство разработок стали поистине народными. Например, стандарт DVD или SD-карта, которая доминирует в современных цифровых устройствах. За этими и многими другими разработками в области электроники и информационных технологий стоят умы инженеров из Matsushita Electric.

И сегодня Panasonic продолжает двигаться вперёд. Принимает активное участие в разработке и продвижении новых проектов. Одним из новых и перспективных для себя направлений она видит борьбу за долю рынка цифровой фототехники. К тому же ей помогает тот бесценный опыт, который был приобретён в ходе разработки других мультимедиа-устройств: проекторов, телевизоров, видеокамер.

Добиться высоких результатов в одиночку непросто, поэтому Matsushita Electric Industrial Со., Ltd. активно ищет новых партнеров и вступает в перспективные альянсы. В фотоиндустрии наиболее представительным является Four Third – это группа ведущих компаний, таких, как Olympus, Kodak, Fuji Photo Film, SANYO ELECTRIC CO., LTD., SIGMA CORPORATION, Leica Camera AG.

Как видим, даже легендарный производитель Leica, не без участия Panasonic, оказался в их числе. Эти две компании сотрудничают уже давно. Свет увидели и фотоаппараты, и видеокамеры с оптикой знаменитого производителя (Leica).

Одним из козырей Panasonic является её самодостаточность. Ещё её основатель, Коносукэ Мацусита (1894-1989), понял это. И построил производство, которое в первую очередь нацелено на разработку собственных технологий. Это и оказалось залогом успеха компании.

К нам на тест попала модель любительского класса Panasonic FX01 (не путать с FX1). Представлена она была 14 февраля 2006 года. Фотоаппарат активно продаётся, поэтому рассказ о нём будет полезным. Хотя уже заявлены преемники и для него.

Главные конкуренты этой камеры – Canon PowerShot SD700 IS, Olympus Stylus 700 Digital, Fujifilm FinePix F10.

Внешний вид и эргономика

Для каждого любителя важными являются вес и размеры устройства. Нельзя сказать, что FX01 – удивительно компактная и лёгкая (этим может хвастаться преимущественно имиджевая техника), однако, по сравнению со схожими по классу аппаратами, она занимает достойное положение. Размеры составляют 94x51x24 мм, вес – 160 грамм (с батареей и картой памяти). Этого достаточно даже для того, чтобы носить камеру в кармане. Особое внимание стоит обратить на материал корпуса. Лицевая и тыльная панели выполнены из качественного, приятного на ощупь пластика. В нашем случае – синего. Существует ещё четыре варианта расцветки (DMC-FX01-S – серебристый, DMC-FX01-К – черный, DMC-FX01-W – белый, DMC-FX01-Р – розовый). Интересный оптический эффект придают дополнительные вкрапления в полимер, из которого изготовлен корпус. Периметр камеры оберегают от внешних воздействий металлические накладки. И стильно, и практично. Это избавит камеру от появления потёртостей.


Разработчики, идя по пути «покажем всё лучшее», разместили логотип «Leica» в правом нижнем углу лицевой панели фотоаппарата. Это же название буквами продублировано на оправе телескопического объектива.

Чувствуется, что дизайнеры хорошо поработали над внешним видом устройства. Например, даже такой нюанс, как расположение окошка вспышки у верхнего края, придаёт ему эффект миниатюрности. Выглядит, как узенькая щёлочка. Хотя на самом деле полноценная (насколько это возможно в компактной камере) лампа-вспышка.

Верхнюю грань занимает тумблер включения питания, кольцевой рычажок зуммирования, кнопки спуска и переключения режима стабилизации. Стоит отметить хорошую сбалансированность клавиши спуска затвора по жёсткости и ходу. А вот переключатель зума можно было сделать чуть мягче.


По аналогии с размещением вспышки диск переключения режимов также расположен на стыке верхней грани и задней панели. Подобное решение не назовёшь обычным, однако в фотоаппаратах FX-серии оно прижилось с первых моделей. Вращается он с некоторым усилием, положения фиксируются чётко. Такая оригинальная конструкция немного ухудшает герметичность устройства. С этим необходимо считаться.


Со стороны рукоятки разместились разъёмы передачи данных и подключения к внешнему источнику питания. Они надёжно закрываются крышкой. Нареканий по удобству доступа к ним нет.


Заднюю панель занимает 2,5-дюймовый экран. Он же – единственный видоискатель. Он имеет возможность регулировки уровня яркости. Среднего достаточно для съёмок в помещении или в облачный день. Для съёмки в условиях яркого освещения предусмотрен специальный «улучшенный» режим работы. В отличие от аналогичных режимов в камерах других производителей, здесь не происходит существенных вылетов по белому. Это означает, что яркость картинки увеличивается однородно. Что свидетельствует о высоком качестве как самого дисплея, так и начинки камеры, отвечающей за предварительный просмотр изображения.




Нельзя пропустить ещё один интересный режим работы дисплея. Он называется «верхний ракурс». Многим знакома проблема падения яркости, когда смотришь на экран под углом. Именно этот эффект происходит в условиях съёмки с высокой или низкой точки. При съёмках с высокой точки, когда смотришь на монитор под большим углом, яркость картинки падает, вышеупомянутый режим компенсирует этот эффект за счёт увеличения светового потока дисплея.

По правую сторону от ЖК-экрана – ставший привычным джойстик с центральной клавишей, под ним – два дополнительных элемента управления.


Батарейный отсек открывается с нижнего торца камеры, по соседству с ним – слот карты памяти. Оба элемента извлекаются просто. Крышка крепится надёжно, очень просто и легко открывается. Для предотвращения произвольного открытия предусмотрена специальная защёлка.





Металлическая резьба для крепления к штативу – приятное, хотя и не столь насущное конструкционное дополнение.

Камера русифицирована, в комплекте с ней идёт русскоязычное руководство по эксплуатации. За него отдельное спасибо разработчикам компании Panasonic. Пусть оно не идеально систематизировано, зато может похвастаться исчерпывающей информативностью. Одно из лучших руководств из всех камер, о которых мы писали в последнее время. В нём не просто точно описаны все функции, а даны предельные характеристики их работы, советы по применению – практически мини-учебник для начинающих фотолюбителей. Этот опыт пригодится даже тем, кто снимает другими камерами.

Электроника и компоненты

Сенсор. Модель любительского класса не стали баловать изысками вроде крупных сенсоров и установили традиционный ПЗС (CCD) физическим размером 1/2.5 дюйма. Общее число пикселей – 6.37 миллиона, из них эффективных – 6 млн. Матрица – собственная разработка компании Panasonic. При таком размере диагонали и общем количестве фотоячеек не стоит ожидать от него фантастических результатов.

Диапазон чувствительности, доступный для установки вручную, – ISO 80, 100, 200, 400. Как указано в руководстве по эксплуатации, в автоматическом режиме камера, как правило, использует диапазон 80-160. Это ещё раз подтверждает нашу догадку о шумности сенсора.

В последнее время всё чаще встречаются режимы, использующие дополнительные возможности матриц. Не обошлось без них и в модели Panasonic Lumix FX01. В режиме «Сцена» возможно использование ISO 800 и 1600.

Оптическая система. Как уже упоминалось выше, главный поставщик оптики и стратегический партнёр – Leica. Для этой модели она разработала объектив фокусным расстоянием 28 – 102 мм (в эквиваленте для 35 мм фотокамер) и относительным отверстием F2.8 – F5.6. У предшествующих моделей минимальное расстояние равнялось 35 мм. К слову, именно это число является наиболее популярным у всех производителей фототехники. Поэтому FX01 выгодно отличается не только от своих собратьев по линейке, но и от моделей конкурентов. Это преимущество особенно оценят любители пейзажной съёмки. Не лишним широкий угол будет при съёмках в помещении или в условиях узких улочек некоторых городов.

Оптическая схема объектива состоит из 7 элементов в 6 группах (4 асферические линзы/4 асферические поверхности), в частности, один из элементов с высоким коэффициентом преломления.

Какие бы технологии там ни применялись, но камера бюджетная, и гениальная оптика попасть к ней может только чудом. В подтверждение этой мысли достаточно взглянуть на величину светосилы. На длинном конце объектив откровенно тёмный. Как увидим далее, это сказывается на скорости фокусировки.

Рассказ об оптической системе камеры не был бы полным без упоминания одного интересного технического нюанса. Ни для кого не секрет, что не все снимают на полном разрешении сенсора. При съёмке в более экономном (по размеру снимка) режиме происходит следующее: камера берёт значения цветовых компонент нескольких соседних пикселей, высчитывает среднее и получает значение для одной ячейки. Проще говоря, из нескольких точек получается одна.

Инженеры Matsushita Electric, зная эту особенность, предложили другое решение. При включении меньшего разрешения линзы объектива смещаются таким образом, чтобы использовать только центральную часть матрицы, что соответствует разрешению 3 Мп. За счёт этого изменяется диапазон фокусных расстояний оптической схемы. Он возрастает со 102 до 140 мм. Это означает, что объектив превращается из трёхкратного в пятикратный зум 28-140 мм (в эквиваленте для 35 мм фотокамер).

Ну, и как же обойти ставшую традиционной для всех моделей линейки систему Mega O.I.S.? Она отвечает за стабилизацию изображения. Причём не электронную, как у некоторых конкурентов, а полноценную оптическую. Эффективность её работы оценим в разделе «Съёмка».

Фокусировка. Фокусировка TTL по контрасту изображения. Необходимо отметить хорошую скорость работы этой системы. Причём пользователь может выбирать один из режимов её работы. Ручной нет, однако автоматических пять различных вариантов. Из них два режима с повышенной скоростью. При этом возникает замирание картинки на экране.

Довольно простое решение. Просто все вычислительные возможности системы отдаются под решение одной единственной задачи. Если кого-то не устраивает кратковременное замирание изображения, можно переключиться в один из трёх оставшихся режимов. Разницу в скорости можно приблизительно оценить по данным таблицы.

Оранжевая лампа подсветки помогает аппарату навестись на резкость в условиях слабого освещения.

В обычном режиме минимальная дистанция фокусировки составляет 50 см, в макро – 5 см.

Испытания проводились в длиннофокусном положении объектива. На коротком фокусе время фокусировки сокращается в полтора-два раза.

Затвор. Электронный + механический. Диапазон выдержек составляет от 8 до 1/2000. В меню можно выставлять предельное значение самой длинной выдержки. До 1 включительно. Остальные значения доступны только в специальных режимах. В сцене «Звёздное небо» допустимы значения 15, 30, 60.

Дисплей. Поликристаллический ЖК-экран на TFT разрешением 207 000 пикселей. В настройках камеры возможна точная подстройка яркости. Про его работу в нестандартных условиях мы уже упоминали в ходе разговора об эргономике.

Фотовспышка. Особенности работы вспышки детально описаны в руководстве по эксплуатации. Производитель приводит следующие данные по режимам работы этой системы: 0,5 – 4,0 м (Широкоуг./ISO Auto), 0,3 – 2,0 м (Теле/ISO Auto); режим High Sensitivity: 0,8 – 5,7 м (Широкоуг.), 0,8 м – 2,8 м (Теле).

Память. В камере реализована поддержка памяти самого распространённого на сегодняшний день формата – SD/MMC.

Передача данных. Для соединения с компьютером или видеоустройством служит одно и то же гнездо. В зависимости от подключённого к нему кабеля, работает первый или второй интерфейс. К сожалению, поддержка USB 2.0 только декларативная. Скорость передачи данных колеблется в районе 840 Кб/сек. Технология USB Mass Storage позволяет работать с данными на карте фотокамеры как с подключаемым диском.

Питание. Основной источник питания – литиевый аккумулятор 1150 мАч. По данным производителя, его заряда может хватить на 320 кадров. На свежем аккумуляторе в ходе тестов до момента разрядки было отснято около 200 изображений. Можно допустить, что в ходе штатной работы цифра сможет приблизиться к 300.

Предусмотрена возможность подключения сетевого источника тока. Ввиду того что камера имеет нестандартный разъём, подойдут только фирменные устройства питания.

К недоработкам в реализации этой системы следует отнести отсутствие датчика открытия батарейно-карточного отсека. Камера остаётся активной, что может привести к грустным нештатным ситуациям.

Меню

После общения с меню камеры остаётся двоякое впечатление. С одной стороны, оно логично и лаконично. Наиболее актуальные пункты сгруппированы ближе к началу, менее значимые – в конце. Это плюс.

К минусам можно отнести не совсем современное графическое оформление. Но это уже вопрос вкуса и субъективного восприятия. С основной задачей оно справляется, и это на первом месте.

Для каждого из режимов предусмотрен свой вариант отображения. Для новичков («Простой режим») – одностраничное, для опытных пользователей («Нормальный режим») – на нескольких страницах. Небольшая заминка возникла с поиском пункта «Форматирование» карты памяти. Он находится в разделе просмотра изображений. Руководство по эксплуатации помогло.

Большинство пунктов меню при активации отображаются в виде выпадающих списков. Текущая установка обозначается символическим значком.

В случае выбора пунктов, касающихся режимов получения изображения, информация о выбранном режиме дублируется в поле видоискателя. Всё довольно информативно.

Самое интересное, что на съёмочном экране отображаются даже параметры экспозиции, хотя влиять на них можно только косвенно путём внесения экспокоррекции +/- 2 Ev c шагом 1/3.

Функциональные возможности

Неожиданностью стало наличие в камере любительского уровня функции просмотра живой гистограммы. Отображение простое, однако его хватает для того чтобы оценить распределение яркости в сцене при внесении экспокоррекции.

Баланс белого представлен тремя скромными предустановками (солнце, облака, лампа накаливания), автоматическим режимом и ручным. Как к этому относиться – не понятно. Оценка этого обстоятельства – вопрос личных предпочтений. С одной стороны, есть ручной режим, с другой – предустановок мало. Тем, кто преимущественно пользуется автоматом, хватит только первого, а недостаток других можно компенсировать ручным режимом. Кстати, нужно отметить, что пользоваться им удобно. Для настройки баланса достаточно небольшого фрагмента белого листа.

В камере есть ряд предустановленных эффектов: ч/б, сепия, яркие краски и другие.

Такие параметры, как резкость и контраст, изменять нельзя. Вариантов сжатия JPEG всего два.

Для съёмки в сложных условиях освещения предусмотрен режим «SCN» (сцена). За ним скрывается внушительный набор предустановок. Каждый из возможных вариантов снабжён текстовым описанием, которое поможет сориентироваться новичку. Свои режимы, к сожалению, создавать нет возможности.

Про экспокоррекцию мы уже упоминали в предыдущем разделе. Однако эта функция доступна не во всех режимах. Например, в «Простом» нажатие кнопки «+/-» инициирует вызов меню «Контровое освещение». Выбор этого пункта видимых изменений в получаемые изображения не внёс, что привело к выводу, что функция ещё не совсем доработана.

В последнее время становится популярной функция цифрового альбома. Это связано с тем, что многие любители предпочитают носить и показывать свои кадры «с первоисточником в руках». Реализована она и в нашей модели. Фотографии сортируются по дате съёмки.

Для тех, кто отправляется в отпуск, в меню есть интересный пункт «Дата поездки». Предварительно установив её, можно в течение отпуска сделать целую серию снимков, а камера будет отмечать, в какой по счёту день отдыха он был сделан.

Чем-то похожая функция есть и в режиме «SCN». Точнее, их две (в предыдущей модели FX9 была только одна). Они называются «Ребенок 1» и «Ребенок 2». Помимо того, что камера определённым образом настроена для съёмки малышей, она ещё умеет показывать возраст ребёнка. Программное обеспечение Lumix Simple viewer может впечатывать это значение в изображение.

Помимо записи в формате VGA (640х480 точек) со скоростью 30 кадров в секунду, FX01 позволяет получать видеоизображение в широком формате Wide VGA (848x480) с такой же скоростью, 30 кадров/сек. Это новшество по достоинству оценят обладатели широкоформатных телевизоров и мониторов. Сжатие – Motion JPEG. О качестве речь пойдёт в следующем разделе.

Съёмка и качество изображения

Сенсор. Иллюзий по поводу чистоты изображений не было. Причиной этому – маленькая ПЗС-матрица с большим разрешением. Это означает что ячейки маленькие. Токи утечки более значимые.

Начиная с минимального ISO, 80, шумы есть! Шумят синий (B) и красный (R) каналы. Последний чуть сильнее.

До значения ISO 200 общая картинка выглядит приемлемой. Шумы проявляются в тех областях, где составляющая синего и красного цвета минимальна. Это оттенки зелёного, градации серого и чёрный цвет.

Максимальное ISO – 400, использовать более высокие значения чувствительности без особой надобности не рекомендуется. То же относится и к 800, и к 1600 ISO. На этих значениях шум устраняется за счёт интенсивной работы алгоритмов очистки изображения. При этом значительно падает резкость изображений.

Оптика. Эта система фотоаппарата неплохо себя зарекомендовала. Чуда не случилось, и при фокусном расстоянии 28 мм (в 35 мм эквиваленте) геометрические искажения себя обнаружили (бочкообразная дисторсия). Особенно очевидны они по углам. При некоторых ракурсах принимают довольно причудливые формы. Здесь же можно отметить небольшое виньетирование и падение резкости по углам.

Средние значения фокуса показывают более ровную картинку, однако при переходе к значениям за 60 мм проявляется подушкообразная дисторсия.

Средний диапазон фокусных расстояний более благополучен в плане геометрии, однако уже на длинном конце снова появляется дисторсия. На этот раз подушкообразная.

В сентябре компания Panasonic представила новую модель в популярной линейке компактных фотокамер серии LX - LUMIX DMC-LX15. Новинка оснащена MOS-сенсором размером 1 дюйм с разрешением 20,1 Мп, недавно разработанным объективом LEICA DC VARIO-SUMMILUX 24-72 мм (в 35 мм эквив.)/F1.4-2.8 и имеет поддержку 4K-видео, 4K ФОТО и функции Пост-фокус.

LUMIX DMC-LX15 поддерживает 4K-видеосъемку с разрешением 3840×2160 пикселей (30p/25p) в форматах MP4 и AVCHD. Используя высокое разрешение видеосъемки реализована функция 4K Фото, позволяющая снимать фотографии со скоростью 30 кадров в секунду с разрешением эквивалентным 8 Мп, и функция Пост-фокус, позволяющую выбрать точку фокусировки уже после съемки.

Для обеспечения более высокой скорости работы системы автофокуса используется технология DFD (Depth From Defocus / Глубина из расфокусировки) — вычисления расстояния до объекта путем оценки двух изображений с различными уровнями резкости.

Корпус

Корпус LUMIX DMC-LX15 очень компактный, изготовлен из матового пластика. Сборка корпуса выполнена на высоком уровне – щелей и скрипов нет.

Небольшие размеры (106x60x42 мм) позволяют носить камеру в кармане пиджака, куртки или дамской сумочке, вес камеры с аккумулятором 310 грамма.

При выключенном питании и в режиме ожидания объектив линзы надежно защищен от внешних воздействий шторкой.

На лицевой панели фотоаппарата размещены объектив Leica, светодиод подсветки автофокуса. Хват в этой модели выполнен как элемент литья корпуса, небольшой и служит скорее для проформы, чем для надежного удержания камеры одной рукой. Фотоаппарат сам по себе миниатюрный и легкий, поэтому надежно держать его рукой не составляет никаких проблем без дополнительных приспособлений.

Вокруг объектива расположено 2 кольца управления – первое отвечает за зуммирование (фокусировку в режиме ручного фокуса), второе за управление диафрагмой.

На задней панели фотоаппарата размещен откидывающийся сенсорный 3-х дюймовый дисплей с разрешением 1 040 000 точек, справа от дисплея клавиша выбора режима 4К ФОТО, Fn1 (просмотр отснятого материала), Fn2 (Пост-фокус), Fn3 (Корзина, вызов быстрого меню и возврат в меню в режиме настроек), индикатор процесса зарядки аккумулятора, многофункциональный джойстик и клавиша переключения режимов дисплея.

Клавиша выбора режима 4К ФОТО находится на выступе предназначенном для более комфортной работы с камерой и предотвращения ее случайного падения.

Дисплей, как и во всех фотокамерах Panasonic, которые довелось тестировать, выдает отличную картинку с насыщенными цветами, хорошо читаем в солнечную погоду. К сенсору нареканий тоже нет – четко отрабатывает любое касание.

Как и все последние модели Panasonic новинка имеет встроенный Wi-Fi-модуль (IEEE 802.11b/g/n). Камеру можно подключить к смартфону и использовать его в качестве дополнительного монитора, при этом можно управлять фокусировкой, зумом или кнопкой спуска. Включение модуля WiFi осуществляется через меню.

На верхнем торце LUMIX DMC-LX15 расположены вспышка, два микрофона, селектор выбора режимов съемки с рычажком включения/выключения фотоаппарата, кнопка спуска, вокруг нее рычажок управления трансфокатором, кнопка включения записи видео и дополнительное колесо управления.

На правом торце фотокамеры кроме ушка для крепления ремня ничего нет.

На левом, под пластиковой крышкой, располагается два разъема – HDMI и mini-USB, через который осуществляется связь с ПК и зарядка аккумулятора.

Крышка закрывающая разъемы, как и в моделях серии TZ несколько портит общее впечатление от камеры. Она крепится к фотоаппарату на двух пластиковых волосках, поэтому открытие и закрытие крышки очень невнятное, кажется, что она вот-вот оторвется … но не оторвалась.

На нижнем торце — совмещенный отсек под аккумулятор и SD карту памяти, а также крепление под штатив.

LUMIX DMC-LX15 поставляется с небольшой зарядкой с USB выходом (5В, 1A), от которой аккумулятор заряжается непосредственно в фотокамере. Время зарядки составляет около 2,5 часов. Аккумулятор может заряжаться от USB разъема в ноутбуке и от любого зарядного устройства для мобильных устройств с соответствующими выходными параметрами по напряжению и току.

Управление и настройка камеры Panasonic LUMIX DMC-LX15

Меню управления Panasonic Lumix DMC-LX15

1 of 6







Управление и настройка режимов работы фотокамеры осуществляются через простое и понятное меню, каждый пункт которого снабжен подсказками.

Аккумуляторная батарея

Фотокамера получила аккумуляторную батарею емкостью 680 мА/ч, (7.2 В, 4.9 Вт/ч). В режиме работы на улице, при средней температуре +3 — +5 градусов на одном заряде удалось снять 298 кадров и сделать 8 видеороликов продолжительностью 15-30 секунд. Для аккумулятора такой емкости это очень хороший результат.

Полевые испытания

Фотокамера очень миниатюрная, поэтому хорошо лежит в руке. По управлению особых замечаний нет, но здесь стоить понимать, если вы снимаете в автоматическом режиме и используете только рычажок зума и спуск, то можно сказать, что камера легко управляется одной рукой. Если вы хотите использовать функции камеры по максиму, то придется работать двумя руками.

Время старта, от момента включения до первого кадра на автофокусе, составляет 2,8 секунды.

Тестовые фотографии (все фото можно увеличить нажав на них )

Режим «A», автоматическая и ручная фокусировка

  1. В режиме автоматической фокусировки

Panasonic LUMIX DMC-LX15 - тестовые фотографии

1 of 12


ФР 28 мм, F5.6, ISO 200, 1/250 c


ФР 72 мм, F8, ISO 200, 1/400 c


ФР 50 мм, F2.8, ISO 125, 1/80 c


ФР 24 мм, F8, ISO 125, 1/25 c


ФР 71 мм, F8, ISO 200, 1/50 c


ФР 35 мм, F4, ISO 200, 1/50 c


ФР 24 мм, F5.6, ISO 200, 1/100 c


ФР 72 мм, F5.6, ISO 400, 1/30 c


ФР 24 мм, F5.6, ISO 400, 1/200 c


ФР 72 мм, F4, ISO 400, 1/20 c


ФР 36 мм, F4, ISO 125, 1/15 c


ФР 50 мм, F4, ISO 200, 1/50 c

Минимальное значение диафрагмы F11 тоже не дает возможностей для маневра в яркий солнечный день.

Кольцо зуммирования на объективе дает пошаговый зум 24-28-35-50-70-72 мм. Промежуточные значения фокусного расстояния, отличные от указанных цифр, можно получить только используя рычажок зуммирования на верхней панели фотоаппарата, что не всегда удобно.

4K-ФОТО

Результат съемки:

Примеры 4K-ФОТО

Фотоновинка, о которой пойдет речь, выгодно отличается от значительной части фотокамер. Важнейшая характерная черта, о которой мы неоднократно упоминали - это наличие отдельного видеорежима на управляющем диске. Казалось бы, мелочь, но признак этот ключевой. Он означает, что в данной камере фоторежим не является единственно приоритетной функцией. Проще говоря, если видеозапись выделена в отдельный режим, это автоматически указывает на присутствие в камере всех настроек, необходимых для правильной видеосъемки.

Конструкция, технические характеристики

Предоставленная для тестирования фотокамера комплектуется следующими аксессуарами:

  • объектив со съемной блендой
  • зарядное устройство для аккумулятора с сетевым кабелем (прямая подзарядка батареи, находящейся в корпусе камеры, невозможна)
  • ремень
  • кабель USB с фирменным разъемом (стандартный кабель к аппарату не подходит, так как используется проприетарный разъем)
  • краткое руководство пользователя и компакт-диск с ПО и PDF-версиями руководства пользователя

Классический фотоаппаратный дизайн, предполагающий фотографирование, а не видеосъемку - с этим нужно мириться. Значительно облегчает работу откидной поворотный дисплей, который к тому же и сенсорный. Его конструкция позволяет развернуть экран в положение «автопортрет». Дисплей в разложенном состоянии не мешает оперировать кольцами на объективе, поскольку рука оператора находится обычно снизу.

Корпус камеры изготовлен из металла с матовым покрытием и пластиковыми вставками «под кожу», которые расположены в зонах удерживания аппарата. Видоискатель в камере имеет фиксированную конструкцию, выдвинуть его нельзя. На одной из боковых сторон корпуса находится микрофонный вход 3,5 мм, прикрытый резиновой заглушкой.

К рассматриваемой камере подходят объективы с байонетом типа Micro 4:3. Один из таких объективов входит в комплект к рассматриваемой камере - это широкоугольный зум-объектив Lumix G Vario 14-42 мм со встроенным оптическим стабилизатором изображения и механизмом автофокусировки. Изменение фокусного расстояния производится вручную, поворотом управляющего кольца. Вторым кольцом регулируется фокус, если он переведен в ручной режим.

Сенсорный дисплей отличается хорошими углами обзора и высокой чувствительностью к касаниям. Органы управления имеют стандартное расположение, дополнительные программируемые кнопки Fn «раскиданы» по свободной площади корпуса.

Блок интерфейсов находится на правой грани корпуса, он прикрыт пластиковой заглушкой на резиновых петлях. Здесь расположен вход проводного дистанционного управления, видеовыход Micro-HDMI и порт, совмещающий USB 2.0 и композитный аудио/видеовыход.

«Главная» для нас красная кнопка Rec находится в верхней части, рядом с кнопкой спуска. Эту Rec крайне трудно нащупать, если вы, конечно, не умеете читать брайлевские книги. Положение спасает кнопка фотоспуска: если камера переведена в режим видеосъемки, нажатие на спуск включает и останавливает видеозапись.

Батарейный отсек содержит слот для карты памяти формата SD/SDHC/SDXC. Резьбовое штативное отверстие расположено в двух сантиметрах от крышки батарейного отсека - произвести быструю замену севшего аккумулятора или переполненной карты памяти можно, только сняв камеру со штатива (впрочем, штативы тоже разные бывают).

Подзарядка аккумулятора производится только в прилагаемом зарядном устройстве, прямая зарядка по USB, когда батарея находится в отсеке, невозможна. Предоставленный для тестирования экземпляр имеет стандартное для подавляющего большинства фотоаппаратов ограничение на длительность беспрерывной видеозаписи: 29 минут 59 секунд. Однако касается это лишь формата MP4, в то время как запись в режиме AVCHD ничем не ограничивается. Благодаря этому удалось выяснить время автономной работы фотоаппарата от полностью заряженного аккумулятора: его ресурса хватает на 157 минут видеозаписи в режиме AVCHD 1920×1080 50p с выключенным Wi-Fi. Нельзя сказать, что это мало, все же два с половиной часа... Однако если вы собираетесь вести съемку какого-то длительного события, то первым делом стоит обзавестись одним-двумя дополнительными аккумуляторами. Да, брать придется именно количеством, ведь аккумулятор повышенной емкости в фотоаппарат не вставишь, формфактор-то внутренний.

Основные технические характеристики фотоаппарата приведены в следующей таблице:

Объектив
фокусное расстояние
диапазон диафрагм
байонет

Стандарт «Микро 4/3»

Камера
датчик изображения

Live MOS 4/3 (Four Thirds), 17,3×13,0 мм (4:3), 16,84 Мп (эфф. 16 Мп)

Габариты, масса
  • 125×86×77 мм
  • около 675 г с батареей и комплектным объективом
Время непрер. записи от батареи, входящей в комплект

до 157 минут в формате AVCHD 1920×1080 50p

Носитель

карты памяти SD, SDHC, SDXC (совместимые со стандартом UHS-I / UHS-II UHS Класс скорости 3 карт памяти SDHC/SDXC)

Форматы видео

MP4: AVC/H.264 + звук AAC

  • 3840×2160 25p 100 Мбит/с
  • 3840×2160 24p 100 Мбит/с
  • 1920×1080 50p 28 Мбит/с
  • 1920×1080 25p 20 Мбит/с
  • 1280×720 25p 10 Мбит/с
  • 640×480 25p 4 Мбит/с

AVCHD: AVC/H.264 + звук AC3 + титры PGS

  • 1920×1080 50p 28 Мбит/с
  • 1920×1080 50i 17 Мбит/с
  • 1920×1080 25p 24 Мбит/с
  • 1920×1080 24p 24 Мбит/с
Интерфейсы
  • Micro-HDMI
  • USB 2.0 (фирменный кабель USB имеется в комплекте)
  • Wi-Fi IEEE 802.11b/g/n, 2,4 ГГц
Прочие характеристики
  • поворотно-откидной ЖК-дисплей 3″
  • фиксированный электронный видоискатель OLED 2360 тыс. точек
Средняя цена
по данным Яндекс.Маркет
T-12705460
Предложения
по данным Яндекс.Маркет
L-12705460-10

Видео/фотосъемка

Камера записывает видео в двух форматах: MP4 и AVCHD. Кодек при этом используется, конечно, один и тот же - H.264, отличия заключаются лишь в размере кадра (в MP4 доступно 4K), битрейте, аудиокодеке, и наличии в AVCHD дополнительного потока субтитров PGS с датой и временем съемки.

Наглядно представить разницу в детализации и характере картинки, которые дают разные режимы записи, можно с помощью следующих стоп-кадров и оригинальных роликов.

MP4 3840×2160 25p 100 Мбит/с MP4 3840×2160 24p 100 Мбит/с MP4 1920×1080 50p 28 Мбит/с

Скачать ролик Скачать ролик Скачать ролик
MP4 1920×1080 25p 24 Мбит/с MP4 1280×720 25p 17 Мбит/с AVCHD 1920×1080 50p 27 Мбит/с

Скачать ролик Скачать ролик Скачать ролик
AVCHD 1920×1080 50i 17 Мбит/с AVCHD 1920×1080 25p 23 Мбит/с AVCHD 1920×1080 24p 23 Мбит/с

Скачать ролик Скачать ролик Скачать ролик

При активации Wi-Fi адаптера камера создает точку доступа со следующими параметрами:

Подключение мобильного устройства к камере состоит из нескольких этапов:

  • включение Wi-Fi-адаптера камеры
  • включение беспроводного адаптера в мобильном устройстве (смартфоне, планшете)
  • подключение к точке доступа, которую создала камера
  • запуск мобильного приложения Panasonic Image App

С помощью приложения разрешается изменять некоторые параметры съемки, запускать/останавливать запись, делать фотоснимки. Уверенное соединение между фотокамерой и смартфоном держится на расстоянии до 60 метров, дальнейшее увеличение расстояния приводит к сбоям видеотрансляции и, в конечном счете, разрыву связи. Нужно уточнить: критическое расстояние может изменяться в зависимости от наличия преград, а также «загруженности эфира» (наличия в окружении иных Wi-Fi-сетей). Задержка видеопотока при трансляции на мобильное устройство не превышает одной секунды.

методике

Ниже приведены полные стопкадры съемки тестовой таблицы, согласно им камера обладает разрешающей способностью на уровне 1650 условных ТВ-линий по горизонтали в 4K режиме, и до 950 линий в Full HD.

4K Full HD

Выводы

Превосходное качество кодирования в 4K при адекватном битрейте, высокая разрешающая способность, умная автоматика, выставляющая правильные параметры экспозиции и баланса белого, довольно агрессивный шумоподавитель, длительное время работы от аккумулятора - такими чертами запомнился рассмотренный аппарат. Впрочем, нет никакого смысла перечислять плюсы камеры. Что ни параметр - то плюс. Исключением являются два аспекта, которые мешают производить комфортную видеосъемку: пресловутый стабилизатор и отчасти автофокус. Если работу автоматической фокусировки еще можно как-то улучшить, компенсировать ее ошибки, изменив способ фокусировки соответственно условиям сцены, а то и вовсе переключившись в ручной режим, то со стабилизатором ничего не поделаешь: либо штатив (монопод), либо легкий стедикам. В противном случае полученное при съемке с рук видео вряд ли будет пригодно для дальнейшего употребления.

Начнем с уже ставшего традиционным описания скорости работы. Включается фотоаппарат примерно за секунду - ровно столько времени необходимо объективу, чтобы выдвинуться из корпуса. Фокусировка в среднем занимает примерно полсекунды, хотя при плохом освещении на это может уйти чуть больше времени. Лаг затвора минимален и практически не ощущается. Скорость серийной съемки достигает 2,5 кадра в секунду при полном разрешении (до 5 кадров в серии). Если уменьшить разрешение до двух мегапикселей, скорость серийной съемки составит 13 кадр/с.

Промахов автофокуса во время тестирования не было. Возможно, причина в том, что мы использовали точечную фокусировку чаще многозонной, поскольку в этой модели очень удобно реализована фокусировка по выбранной точке. Для большинства сюжетов вполне достаточно установленного по умолчанию центрального положения точки фокусировки, однако его можно легко изменить с помощью джойстика, что особенно удобно при съемке портретов. Впрочем, в этом случае отлично работает и функция распознавания лиц.

Некоторым режимам съемки стоит уделить особое внимание. Начнем с режима iA (Intelligent Auto). В нем автоматика максимально задействует свои «интеллектуальные» способности: в случае необходимости активирует оптический стабилизатор, включает «умную» систему выбора ISO, задает наиболее подходящую сюжетную программу, задействует системы распознавания лиц и автоматической настройки экспозиции. Хочется отметить, что на практике применение всех вышеупомянутых функций дает очень достойный результат. Для более опытных фотолюбителей предусмотрено два пользовательских режима (помимо традиционной четверки PASM), с помощью которых можно сохранить наиболее часто используемые настройки.

Следует сказать несколько слов и об управлении камерой. Если вы внимательно прочтете текст на предыдущей странице, то поймете, что по количеству органов управления FZ28 вполне может конкурировать как минимум с любительской зеркалкой. Большинству важных функций назначены отдельные кнопки. Без внимания осталась лишь функция ручной установки ISO, но и здесь есть альтернативное решение - воспользоваться программируемой кнопкой Fn. Именно так мы и поступили во время тестирования.

Приятным сюрпризом стало наличие на объективе резьбы для светофильтра. Ведь ни для кого не секрет, что, например, эффект поляризационного фильтра невозможно повторить при постобработке. А с этим компактом можно запросто использовать любые резьбовые светофильтры.

Во время съемки на дисплее камеры отображается вся необходимая фотографу информация. Кроме того, список отображаемых параметров можно изменить с помощью меню. Мы попробовали вывести на дисплей все доступные данные - от вспомогательной сетки до «живой» гистограммы - и даже в такой ситуации экран не казался перегруженным информацией: все значки и пиктограммы хотя и миниатюрны, но хорошо различимы и понятны.

В FZ28 особенно удачно реализован макрорежим. Сказать, что фотоаппарат умеет снимать «в упор» нельзя - между объективом и предметом должен быть хотя бы один сантиметр (в широкоугольном положении). Однако при такой минимальной дистанции фокусировки можно получить относительно крупный масштаб макросъемки (для компакта).

DMC-FZ28 УСТАНОВКИ: ISO 200, 1/60 с, 4.8 мм (35 mm equivalent экв.

Меню камеры оказалось довольно обширным. Одни только параметры съемки занимают пять страниц списка, и найти нужный пункт не так-то просто. Еще на шести страницах расположены различные настройки. Вот такую высокую цену приходится платить за широкие возможности настройки этого компакта.