Как фотографировать водопад на длинной выдержке. Как сделать красивые фотографии водопада

Один из самых распространенных вопросов, которые мне когда-либо задавали, «как фотографировать водопады»?

Водопады – прекрасное и захватывающее явление, особенно для фотографов. Во-первых, это очень красивые места, во-вторых, обычно это достаточно коварная световая ситуация и, в-третьих, они динамичны (и конечно же движение – это трудность, но также и реальная возможность сделать хороший динамичный кадр).

Про лучшие методы съемки водопадов написано множество материалов, но основы весьма просты.

Работа с движением.

Всегда, когда фотограф встречается с движущимися объектами, у него есть 2 варианта действий. Первый – мы можем заморозить движение на короткой выдержке, второй вариант – запечатлеть и усилить эффект движения за счет длинной выдержки, благодаря чему движущиеся элементы(в данном случае – вода) на снимке размываются. Большинство фотографов идут по второму пути. И вот как они это делают: вам понадобится ваша камера и штатив. Также неплохо было бы иметь поляризационный фильтр.

Сделайте пробный снимок .

Прежде, чем вы начнете экспериментировать, поставьте камеру на авто режим, убедитесь, что вспышка выключена и сфотографируйте воду. Заметьте какие параметры экспозиции установит камера – она сделает снимок с застывшей водой. Этот кадр будет как бы отправной точкой для ваших следующих снимков, вы можете сравнивать показатели для достижения нужного эффекта.

Приоритет выдрежки. Включите режим приоритета выдержки. Чтобы получились приятно размытые кадры, вам нужно будет поставить выдержку - 1 - 2 секунды.

Штатив . Конечно, чтобы сделать снимок на такой выдержке, вам необходим штатив или что-то, на чем камера будет стоять неподвижно, пока открыт затвор. Звучит достаточно просто: поставьте камеру на штатив, включите режим приоритета выдержки, поставьте выдержку 1-2 секунды и фотографируйте. Но, к сожалению, зачастую все не так просто.

Проблема в том, что чем больше выдержка, тем больше света попадает в кадр. И даже если вы снимаете в пасмурный день или вечером, возможно кадры будут засвечены.

Но есть еще парочка советов, которые помогут вам решить эту проблему.

Время. Выберите наилучшее время суток для съемки водопада, тогда у вас будет возможность снимать на длинной выдержке. Очевидно, что на рассвете и на закате свет менее яркий. И также пасмурные дни больше подходят для такой съемки.

Фильтры. Фильтры, которые пропускают меньше света в камеру, тоже весьма полезны. Существует множество фильтров, способных вам помочь, но я предпочитаю поляризационный, т.к. он не только пропускает меньше света, но и сглаживает блики. Еще может подойти фильтр нейтральной плотности, т.к. он создает эффект будто вы одеваете на камеру очки.

Режим приоритета диафрагмы . Если до сих пор ничего не выходит, вы можете переключить камеру в режим приоритета диафрагмы и выбрать наименьшее диафрагменное число. На большинстве камер это будет – f/22 или f/36. В результате камера сама подберет такую выдержку, которая подходит для данной диафрагмы. Возможно, это будет не 2 секунды, но почти всегда это число больше, чем показатель на пробном снимке, т.е. вода будет размыта сильнее, чем в первом случае. Кроме того глубина резкости будет больше, поэтому и водопад будет больше в фокусе.

ISO . Чем меньше ISO, тем менее камера светочувствительна, поэтому выдержка должна быть больше. В этом случае в ваших снимках будет меньше шумов и больше четких деталей.

Но экспозиция – это только часть дела.

Примерно 12 лет назад я в первый раз снимал водопад на однообъективную зеркальную камеру. Целую неделю я фотографировал только водопады. За это время я понял, что нужно делать серии фотографий с разной выдержкой и диафрагмой. Так я смог сделать несколько разных кадров одного и того же места с размытой водой, с разной глубиной резкости и в разном цвете.

Композиция . Что не менее важно, один водопад выглядит абсолютно по-разному с разных ракурсов, и в зависимости от того захватываете ли вы водопад целиком, не вырывая его из контекста, или снимаете лишь какую-то его часть. Также понаблюдайте за разными потоками воды. Где-то несколько водных потоков пересекаются, где-то это один стремительный поток, где-то вода спокойна. Найдите места, в которых вода течет с разной скоростью, и поэкспериментируйте с выдержкой.

Уборка. Т.к. я верю, что нужно беречь природу(и всегда ухожу из места съемки по той же дороге, по которой пришел к нему), я считаю, что после себя обязательно нужно прибирать место съемки. Еще перед съемкой осмотритесь, не нужно ли убрать какие-то неприятные взору детали – мусор, листья на камнях, и т.д. Очистка картинки без вреда для окружающей природы может перенести ваши снимки на новый уровень.

Не зацикливайтесь на размытой воде.

Несомненно, плавно передвигающаяся вода, похожая на шелк, очень привлекательна, но не совершайте ошибку – фотографируйте водопады и по-другому. Сделайте кадры на короткой выдержке, так вы увидите, где вода течет более бурно. Вы больше открываете диафрагму, глубина резкости - меньше, кадры получатся абсолютно другими.

Экспериментируйте! Хватит уже теории, пришло время воплотить все это в жизнь. Чем больше вы снимаете, тем лучше получается. Наслаждайтесь!

Водопады, горные потоки, реки и озера – это прекрасные объекты для осуществления фотосъемки. Огромные массы воды находятся в постоянном движении, что создает очень красивую, неповторимую картину. Однако при съемке водопадов и текущей воды фотограф неизбежно сталкивается с существенными трудностями. В обычной ситуации фотографирование предполагает простую фиксацию объекта съемки в определенной точке времени и пространства. Но в случае с изменчивой и очень динамичной водной стихией задача фотографа состоит в том, чтобы правильно передать на снимках движение текущей воды, ее динамику. Сделать это можно только посредством определенных фотографических приемов и знаний, о которых и пойдет речь в этой статье.

Как фотографировать текущую воду?

Когда фотограф находит великолепное место для съемки, где присутствует, например, водопад с его стремительными потоками воды, которые проносятся между камней и разбиваются, вызывая кучи мелких брызг, то перед ним всегда встает один очень сложный вопрос. Как снимать воду, чтобы запечатлеть на фотографиях динамику движения воды? Вообще, в практике фотографии при съемке движущихся объектов существует два основных приема, основанных на изменении времени выдержки.

Съемка водопада (короткая выдержка)

Первый прием заключается в том, чтобы полностью «заморозить» движение с помощью короткой выдержки. Тогда при кратковременном открытии затвора камеры Вы сможете словно остановить во времени огромный поток воды или отдельные маленькие капли, разлетающиеся в разные стороны. На фотографии капли воды будут выглядеть так, как будто они повисли в воздухе. Этот эффект «замораживания» движения бывает довольно интересным, но при этом теряется ощущение динамичности течения воды.

Что делать, если Вы хотите передать на фотографии ту самую динамику движения воды, которая так зачаровывает зрителя? Здесь можно воспользоваться вторым приемом. Он заключается в использовании длинной выдержки, благодаря чему вода на фотографиях немного размывается. Вода на снимках может превратиться в белое клубящееся облако тумана или дыма, либо в мягкие хлопья ваты. Все зависит лишь от той выдержки, которую Вы установите на камере.


Съемка водопада (длинная выдержка)

Не существует какого-либо универсального рецепта при съемке водопадов или горных рек. Условия съемки зачастую существенно различаются, поэтому фотограф может использовать во время съемки воды как короткие, так и длинные выдержки. Тем не менее, если Вы хотите запечатлеть на снимках именно движение воды, то, конечно, нужно пользоваться удлиненными выдержками. Это позволит отобразить на фотографиях потоки воды примерно такими же, какими мы их видим в реальной жизни. Ведь глядя на реку или водопад, мы видим не застывшую картинку, а стремительное движение. Однако и о коротких выдержках не следует забывать при съемке воды. Например, когда речь идет о фотографировании бурлящих водопадов с разлетающимися в разные стороны, мелкими брызгами.

Снимаем водопад и стремительные водные потоки

При фотографировании водопада и других водных объектов, характеризующихся постоянным движением, Вам стоит обратить свое внимание на следующие аспекты:

— Использование широкоугольного объектива

Отправляясь на съемку водопада или стремительных горных рек, имеет смысл взять с собой широкоугольный объектив. Благодаря широкоугольному объективу Вы можете получить довольно эффектные кадры с изгибами русла и поворотами реки. Для полнокадровых фотоаппаратов можно использовать объективы с фокусным расстоянием 18 – 20, а для камер с урезанной матрицей (кроп) — 12 – 21 мм объективы.

— Выдержка

Как мы уже отметили, значение выдержки играет определяющую роль при съемке движущихся объектов и, в частности, воды. Поэтому для качественной съемки воды необходимо устанавливать выдержку в ручном режиме. Постоянные эксперименты со значениями выдержки позволят Вам, в конечном счете, получить наиболее интересные кадры. Здесь только одно общее правило — чем длиннее выдержка, тем более необычный, размытый вид будут принимать движущиеся потоки воды. Как правило, наиболее эффектные кадры получаются в диапазоне выдержек от 1/30 до 1/2 секунды.

Длинными выдержками злоупотреблять сильно не стоит, особенно если в кадре присутствуют различные предметы, кроме воды. Например, ветки деревьев или листва, уносимые потоками воды. Оптимальное значение выдержки зависит от конкретных условий съемки, в частности, от примерной скорости течения воды. Зачастую лучше всего сделать серию снимков с различной выдержкой и диафрагмой, чтобы затем выбрать из них наиболее удачные.

— Штатив

Если Вы будете использовать длинные выдержки для того, чтобы запечатлеть на снимках динамичность движения воды, то Вам просто не обойтись без штатива. Ведь длинные выдержки потребуют абсолютной неподвижности камеры, добиться этого можно только посредством штатива. Причем штатив должен быть устойчивым и не самым легким, поскольку Вам, возможно, придется размещать его прямо в воде для поиска нужного ракурса.

— Композиция и ракурс

Безусловно, водопад сам по себе является очень красивым творением природы. Однако все водопады выглядят на фотографиях довольно похожими друг на друга. Чтобы сделать фотографию водопада оригинальной и более привлекательной для зрителя, необходимо уделить внимание построению композиции и нахождению интересных ракурсов. Водопад можно снимать под самыми разными углами и с разных точек таким образом, чтобы водная стихия на снимке занимала либо большую, либо меньшую площадь. Рекомендуется строить кадр вокруг какого-то интересного объекта, вроде торчащего из воды камня, листвы, плывущей по воде или сваленного дерева.

Если Вы снимаете стремительную горную речку, то акцентируйте внимание камеры на валунах, разрезающих потоки воды на части. При съемке водопада можно поместить в центр кадра выступы, которые принимают на себя мощные потоки воды. Контраст между динамичной водной стихией и неподвижными объектами добавляет кадрам эффектности и выразительности. Можно поймать в кадре отражение солнца или радуги в воде. Эти новые элементы, делающие сцену более интересной, желательно поместить на первый план. Также при съемке воды стоит делать побольше общих планов с пейзажем на заднем фоне. Снимая водопад, лучше всего выбирать нижнюю точку для съемки. Это добавит водопаду на снимке величественности, а самому кадру- драматизма.

— Значение ISO и диафрагма

При съемке водопадов выбирайте самое минимальное значение ISO, чтобы снизить светочувствительность матрицы камеры. Это позволит затвору фотоаппарата дольше оставаться открытым, а также уменьшит вероятность проявления различных шумов и зернистости. Удлинить время экспонирования помогает и установка наименьшего значения диафрагмы. Использование закрытой диафрагмы, плюс ко всему, позволяет повысить глубину резкости, благодаря чему большая часть сцены будет оставаться в фокусе.

— Использование фильтров

Удлинить выдержку и ограничить попадание света в камеру можно не только изменением настроек, но и использованием различных фильтров. В частности, при съемке воды довольно часто применяется нейтральный серый фильтр, который снижает количество света, проходящего через объектив, и в тоже время не воздействует при этом на цветопередачу. Также можно использовать поляризационный фильтр. Он не только ограничивает попадание ненужного света, но еще и помогает улучшить снимки, повышая цветовую насыщенность, уменьшая блики и отражения.

Можно сказать, что поляризационный и нейтрально-серый фильтр работают как солнцезащитные очки. При их использовании во время съемки Вы получите более четкие и «чистые» кадры, что избавит Вас от необходимости тщательной компьютерной обработки отснятых кадров впоследствии. Играя с плотностью фильтра и значениями выдержки, Вы можете получить самые разнообразные результаты.

— Контрольные снимки

Хорошей идеей будет начинать съемку водопада или реки с нескольких тестовых снимков в автоматическом режиме или с различными значениями выдержки. Тогда быстро сравнив отснятые кадры на дисплее Вашей камеры, Вы сможете правильно определиться с выдержкой и другими настройками для достижения желаемого уровня размытия водного потока.

— Время съемки

При съемке движущихся потоков воды важную роль играет погода и условия освещения. Например, в безоблачную погоду в полдень, когда ярко светит солнце, наблюдается интенсивное освещение сцены, вследствие чего тени на снимках становятся слишком жесткими. Кроме того, на воде и мокрых поверхностях появляются неприятные блики. В этой связи лучшее время для съемок водопада, реки и других водных объектов – это вечерние сумерки или первые часы после восхода солнца, когда сцена озаряется мягким, рассеянным светом. Также подходящими условия для съемки являются пасмурные и облачные дни, когда более рассеянное освещение позволит Вам использовать длинные выдержки.

В таких условиях освещения не возникнет никаких трудностей с выбором правильной экспозиции. Выбрав для съемки воды подходящее время дня, Вы существенно увеличите свои шансы для получения качественных и интересных снимков движущихся потоков воды. Снимать в солнечный день, конечно, тоже можно, однако тогда Вам придется обязательно использовать поляризационный или нейтральный фильтр, а также серьезно поработать над настройками, чтобы сократить количество поступающего на матрицу фотоаппарата света.

Фотографирование бурных и стремительных потоков воды, безусловно, представляет собой довольно непростую задачу. Здесь от Вас потребуется соответствующий опыт, терпение и творческий подход к процессу съемки. Для того, чтобы водопад или река получились на фотографиях ярко и динамично, не стоит стремиться к максимально точной передаче всего происходящего. За счет экспериментов с настройками камеры и использования фильтров нужно добиться того, чтоб потоки воды смотрелись на снимках очень естественно. Они должны дарить зрителю ощущение постоянного движения и динамики.

Вода – это жизненная сила. Никто и ничто не может существовать без воды, она повсюду – опасна и прекрасна одновременно. И нам, как фотографам, было бы просто безумием игнорировать это, казалось бы, обыденное, однако настоящее чудо природы. В этой статье мы поговорим о том, как снимать воду в движении, как сделать снимок «живым» и создать тот самый эффект магической размытости бегущей воды.

Шаг первый. Выбор места съемки

Для начала подумайте, в каком контексте вы хотели бы запечатлеть воду. Вариантов масса, все зависит от ваших возможностей и местоположения. Если вы хотите передать на снимке энергию и драматизм бегущей воды – снимайте водопады, если хотите работать с чем-то более простым и предсказуемым – в вашем распоряжении городские фонтаны. Если вам больше по душе что-то более просторное и масштабное – отправляйтесь на береговую линию, а более интересное и творческое изображение создадут бегущие реки.

В каждом из упомянутых состояний вода своеобразна, и хотя предмет съемки у нас остается один, каждый из них имеет свои технические особенности съемки. Какие именно, мы обсудим ниже.

Шаг второй. Основные правила

До того, как мы перейдем к техническим деталям, вспомним основы любой ландшафтной съемки. Надо понимать, что ваши фотографии не будут выглядеть потрясающе только потому, что на них есть вода – вы должны убедиться, что все элементы кадра, такие как композиция, хорошо продуманы. Поэтому для начала выберите точку съемки, изучите объект, характер и направление движения воды, определите наиболее выгодный ракурс. Чтобы определить зрительные центры кадра воспользуйтесь классическим «правилом третeй».

Шаг третий. Технические хитрости

Теперь поговорим о настройках камеры. На самом деле ключевым параметром в съемке движения воды является выдержка. Именно длительная выдержка придает снимкам ту самую магическую размытость бегущей воды и превращает вполне обычные пейзажи в настоящие шедевры.

Итак: для начала установите камеру на штатив. Чем устойчивее будет камера, тем лучше. В идеале можно использовать таймер спуска затвора или тросик, чтобы избежать малейшего сотрясания фотоаппарата.

В настройках выберите съемку с «приоритетом выдержки». Выставите значение выдержки от 1/10 секунды и более. С настройками экспозиции придется поэкспериментировать. Чтобы компенсировать поступающее количество света на матрицу (из-за высокой выдержки) выставите низкое значение диафрагмы (f7 и далее, зависит от возможностей вашей оптики). Также стоит поставить минимальное значение ISO.

Лучший вариант — использовать фильтры нейтральной плотности (Neutral Density filter). Они позволяют уменьшить количество поступающего света без изменения таких параметров изображения, как контрастность и цветность. Фактически, они позволяют вам снимать днем на «ночных» значениях экспозиции.

После того, как вы закончили с настройками, приступайте к съемке!

Шаг четвертый. Не ограничивайте себя

Не ограничивайте свое фото-видение и не забывайте, что вода существует не только в природных водоемах. Она окружает нас всюду: это брызги и капли, небольшие струйки воды. Чтобы правильно сфотографировать воду, попробуйте сначала понаблюдать и понять, как вода реагирует на различные физические явления

В то время как при съемке больших водоемов момент съемки движения воды зависел от длинной выдержки, чтобы показать размытость движения, то съемка небольшого количества воды, подразумевает под собой «заморозку» действия. То есть нужна будет очень короткая выдержка и высокая скорость съемки. Чтобы схватить момент движения можно использовать режим «непрерывной» съемки.

Шаг пятый. Пойти и сделать.

Надеемся, что в нашей статье вы нашли для себя несколько полезных советов и теперь сможете самостоятельно приступить к съемке. Если вы соберетесь снимать природные водоемы, планируйте на это много времени. Скорее всего, с первого раза у вас не получится сделать все идеально, но не бойтесь экспериментов, работайте над собой и вы будете не раз за это вознаграждены. И помните, чтобы сделать свой идеальный кадр бегущей воды не обязательно отправляться в дальнюю поездку, оглянитесь вокруг: брызги, капли, струйки воды и дождевые лужи – вода повсюду, повсюду бесконечное поле для экспериментов.

Христиан Хойберг - норвежский фотограф-путешественник, специализирующийся на пейзажах. Его страсть к исследованиям дала возможность сфотографировать много красивых и уникальных мест. Христиан с удовольствием делится своими знаниями и обучает фотографов всех уровней.

Как он сам говорит, с самого начала карьеры его привлекала вода. Будь то океан или водопад. Вода очаровывала. В представленном уроке Христиан Хойберг делится своими приёмами съёмки водопадов.

Оборудование

Съёмка водопадов может быть сложной. Вы во время съёмки оказываетесь в реке, в множестве брызг, поэтому и вы, и оборудование можете промокнуть. Мало сделать пару снимков и уйти. Для того чтобы захватить красоту, оборудование должно быть особым.

Прочный штатив

Техника длительной экспозиции очень популярна при фотографировании водопадов. Удерживать камеру неподвижно несколько секунд без штатива невозможно. Его применение гарантирует резкое изображение водопада.

Обратите внимание на слово «крепкий». Причина, по которой я акцентирую на этом внимание, проста: вы часто будете находиться в сильном потоке. Дешёвый лёгкий штатив быстро опрокинется.

Фильтры

Они очень помогут вам. Используйте фильтр для уменьшения бликов и отражений, либо для размытия воды. Поляризатор отлично работает для удаления нежелательного блеска и увеличения времени выдержки. Использование ND-фильтра также отлично подходит для фотографирования водопадов. Он позволит получить более высокую выдержку, но она не уберёт блеск воды.

Аксессуары

Штатив и фильтры - определяющие инструменты, но есть некоторые аксессуары, которые облегчат задачу и сделают изображение более чётким.

Пульт спуска затвора. Он уменьшает количество вибраций камеры. Повышение чёткость при его использовании очень заметно.

Ткань из микрофибры. Проблема съёмки водопадов - брызги воды. Они будут вне зависимости от того где вы располагаетесь. Мелкая водяная пыль будет всюду, даже если это мало заметно. Использование тряпочки из микрофибры позволит вам держать линзу сухой, без капель и грязи. Это облегчит постобработку, поскольку вам не придётся тратить времени на удаление брызг.

Воздуходувка. Большинство людей используют её для чистки фотоаппарата, но это не все её положительные свойства. Ещё одна проблема съёмки водопадов - конденсат. Объектив или фильтр может покрываться росой так, что вы почти ничего не сможете увидеть на изображении. Воздуходувка вместе с салфеткой устранят эту проблему.

Дождевик. Он может потребоваться не каждый раз, но периодически он бывает важен. Он не защитит стекло, но позволит оставаться сухой самой камере. Без дождевика есть риск вернуться домой с неработающей камерой.

Методы

Нет чётких правил. То, что для одного красиво, может казаться некрасивым для другого. Описанное ниже используйте не как руководство, а как советы.

Поиск точки съёмки

Изменение точки съёмки может кардинально изменить изображение. Выбор обусловлен местоположением и пейзажем. Автор данных советов предпочитает низкую перспективу, поскольку это даёт лучший передний план.

Обойдите район вокруг водопада, поищите композицию и перспективу. Когда вы найдёте место съёмки, которое вам нравится, попробуйте опустить камеру до уровня земли, поднимите до уровня глаз и выше. Эти действия помогут вам сделать выбор.

На изображении ниже камера была в 10 см от воды. Использование такой низкой перспективы помогло в полной мере показать поток на переднем плане. Это поменяло изображение и сделало хорошую композицию.

Другая фотография, сделанная в Орегоне, имеет гораздо более высокую перспективу. В данном случае камера была на высоте 1-1.5 м над землёй. Из-за отсутствия интересных передних планов и плотной композиции более высокая точка съёмки работала лучше.

Используя элементы вокруг, в данном случае кусты, вы можете заполнить рамку фотографии интересными темами.

Стремление к низкой драматичной перспективе является общей ошибкой. Это хорошо, но не всегда. В первую очередь для этого должен быть интересный передний план. Обратите внимание на изображение ниже. Что под водопадом? Кроме камней ничего. Если бы там была вода, то передний план бы удался, но этого нет.

Заполняйте рамку тем, что вы считаете прекрасным. Для этого снимите камеру со штатива и посмотрите на композицию с разных сторон. Возможно, более высокая перспектива заполнит рамку лучше, чем низкая.

Выдержка

Вы все видели изображения с белым шелковистым потоком. Как это возможно?

Обратим ещё раз внимание на оборудование: штатив, пульт дистанционного управления, поляризационные и ND-фильтры. Это можно сделать и без фильтров, если вы фотографируете во время сумерек или на рассвете, но часто фильтры бывают не лишними, при ярком свете. Эта техника невозможна без штатива.

Эффекта шелковистой воды можно добиться, применяя длительную выдержку. В зависимости от ожидаемого результата этот показатель может быть от нескольких секунд до нескольких часов. Установка выдержки в 1 секунду может стать сложной задачей днём, даже если вы снимаете с диафрагмой 22.

Чтобы этой проблемы избежать, вы можете применять фильтры для уменьшения количества света, не жертвуя при этом диафрагмой. Ранее уже было сказано о CPL и мягком ND-фильтре.

Выдержка зависит от скорости воды и желаемого эффекта. На фото выше скорость затвора была 0.4 секунды, чтобы получить мягкий эффект.

У использования длительной выдержки есть ещё одна проблема. Фотографируя реку, вы замечаете, что кусты и деревья тоже получаются смазанными из-за ветра. Исправить это сложно, но можно. Вот несколько советов:

  • Дождитесь момента, когда ветер стихнет.
  • Измените скорость затвора. Попытайтесь увеличить скорость затвора. Правда, вы можете потерять шелковистый эффект, поэтому делайте выбор: идеальный размытый водопад с нечёткими деревьями вокруг или резкое окружение и не идеальный водопад.
  • Захват нескольких экспозиций. Метод более совершенный, но требует навыков в работе с. Вы берёте одну экспозицию, где хорошо получился водопад, затем делаете ещё одну фотографию с более высокой скоростью затвора, которая делаёт чёткой окружающую среду. Затем во время постобработки смешиваете изображения и получаете идеальный снимок.

Выбирайте время суток

Как и в любой другой пейзажной фотографии, свет здесь очень важен для получения хорошего снимка. Многие фотографы работают только на рассвете или в сумерках. Также и с водопадами.

Свет, бесспорно, лучше во время захода или заката из-за низкого положения солнца относительно горизонта. Свет в это время особенно мягкий. При фотографировании днём, вы заметите, что вода сильно бликует, а может вообще иметь металлический вид. Окружающая среда тоже влияет на внешний вид воды, делая её менее привлекательной. Когда солнце низко, проблема не столь заметна. С этой точки зрения восход или закат идеальное время для съёмки.

Всё же можно фотографировать водопады и в полдень. Погода при этом должна быть облачной. Свет солнца будет не таким ярким и жёстким, количество бликов тоже уменьшится.

Безопасность аппаратуры

Ранее мы уже упоминали, что часто съёмка водопадов заставляет быть в центре реки, где много брызг. Это ведёт к намоканию камеры. Вот несколько советов, которые помогут сохранить вашу камеру и избежать пятен на фотографии.

Ткань из микрофибры была уже упомянута. Вам придётся вытирать линзы после каждого снимка.

При создании этого снимка пришлось постоянно вытирать объектив, поскольку автор стоял среди брызг, а ветер нёс капли воды прямо на фотоаппарат.

В любом случае использование специальной защитной экипировки продлит срок службы камеры.

Заключение

Подведём итог. Важно использование правильного оборудования. Крепкий штатив - наиболее важная деталь, обеспечивающая устойчивость камере и уменьшающая вибрации. Пульт дистанционного управления также поможет убрать вибрации. Воздуходувка приведёт объектив в порядок и даст чёткое изображение и упростит постобработку.

Используйте фильтры или фотографируйте с маленькой диафрагмой, чтобы увеличить скорость затвора и получить шелковистую воду. Рекомендуем фильтры CPL или ND Filter.

Лучшее время для съёмки водопадов - восход или закат, но неплохие фотографии получатся и в пасмурную погоду. Полуденное солнце же уничтожит изображение.

Водопады являются интересным, но одновременно и сложным объектом для фотосъемки. Во-первых, водопады прекрасны, во-вторых, часто они находятся в местах с довольно сложным освещением, и, в-третьих, они очень динамичны, т.к. находятся в постоянном движении. Существует множество советов по фотосъемке водопадов, основные из них довольно просты:

1. Работайте с движением.

Фотографируя движущийся объект, вы можете делать это двумя способами. Во-первых, вы можете «заморозить» движение при помощи высокой выдержки, либо наоборот, используя длинную выдержку, которая размоет движущийся предмет, в нашем случае воду. Большинство фотографов используют второй вариант, и делают размытой воду, в этом случае вам будет нужна цифровая камера и штатив. Также не помешает поляризационный фильтр, если он у вас есть.

2. Как фотографировать водопад.

Сделайте контрольный снимок. Перед тем как начать экспериментировать – включите автоматический режим, убедитесь, что выключена вспышка и сфотографируйте водопад. Сделав кадр, обратите внимание на значение выдержки, которую выберет камера в автоматическом режиме. Скорее всего камера установит выдержку, при которой вода будет выглядеть застывшей. Контрольное фото буде отправной точкой для сравнения результатов, которые вы получите и основой для выбора выдержки.

Режим приоритета выдержки. Переключите камеру в режим приоритета выдержки. Чтобы получить красиво размытую воду постарайтесь использовать скорость выдержки от одной до двух секунд.

Штатив. При съемке водопадов необходимо, чтобы камера была абсолютно неподвижно пока затвор фотоаппарата открыт, добиться этого можно при помощи штатива. Звучит просто: установить фотоаппарат на штатив, установить режим приоритета выдержки, поставить выдержку в 1-2 секунды и сделать снимок. Но, к сожалению, в большинстве случаев все на много сложнее. Проблема с увеличением скорости выдержки заключается в том, что в камеру попадает большее количество света, и даже в довольно темный и пасмурный день вы увидите, что снимок получился передержанным (несмотря даже на то, что в режиме приоритета выдержки, камера установит минимальную диафрагму, чтобы компенсировать длинную выдержку).

Существует еще несколько советов, которые помогут сократить количество света, попадающего в камеру, чтобы улучшить уровень экспозиции.

Время съемки. Выберите правильное время дня, и у вас будет больше возможностей для использования более долгой выдержки. Самое удачное время это время около заката и рассвета. Также съемку предпочтительнее проводить в пасмурные дни, а не в солнечные.

Фильтры. Также поможет использование фильтров, которые ограничат попадание света в камеру. Существует множество фильтров, но я предпочитаю использовать поляризационный, который не только ограничивает попадание ненужного света, но и помогает улучшить снимки (уменьшая блики и отражения, которыми изобилует водопад). Еще один из фильтров, который может быть полезен – нейтральный светофильтр, помогающий сократить количество света – почти как солнцезащитные очки.

Режим приоритета диафрагмы. Если проблема с выдержкой осталась даже при съемке в более темное время и при использовании фильтров, тогда попробуйте переключиться в режим приоритета диафрагмы, и выберите наименьшее значение диафрагмы. На большинстве камер это значение f22 или f36. Результатом выбора будет то, что камера автоматически выберет наиболее долгую выдержку для данной диафрагмы. Возможно, это будут не 2 секунды, но в любом случае выдержка будет дольше, чем на вашем контрольном снимке, в результате вода будет более размыта. Также использование меньшей диафрагмы позволит добиться большей глубины резкости, и большая часть водопада будет в фокусе.

Низкое значение ISO. Выбирая меньшее значение ISO, вы уменьшите чувствительность камеры к свету, и позволит затвору камеры дольше оставаться открытым. Также это позволит избежать ненужных шумов и зерна и получить больше интересных деталей.

Правильная выдержка, конечно же, важна при съемке водопадов, но есть и не менее важные моменты.

Брекетинг снимков. При съемке водопадов важно делать серию кадров с разной выдержкой и диафрагмой. При этом можно получить разные виды одной и той же сцены с разной четкостью воды, глубиной резкости и уровнем цвета.

Композиция. Водопады можно фотографировать с разных углов и разными способами, от широкоугольных снимков, показывающих всю красоту водопадов, до обрезанных снимков, сосредоточенных на маленьких отрезках. Также обращайте внимание на то, как течет вода. Где-то это множественные потоки, где-то брызги, где-то одинокий поток. Пробуйте различные точки съемки водопада и экспериментируйте с тем, как будут выглядеть разные части при разных выдержках.

5. Не слишком увлекайтесь размытием воды в кадре.

Трудно устоять перед шелковистым и гладким потоком воды, но не делайте это единственным объектом съемки. Попробуйте съемку с ультра короткой выдержкой. Этот метод съемки особенно эффективен для съемки бурлящих водопадов с большим количеством брызг. Также при большей выдержке будет необходимо использовать большую диафрагму, которая приведет к более низкой глубине резкости и придаст больше интереса вашим снимкам.

После прочтения теории переходите к практике и экспериментируйте, улучшая тем самым свои фотоснимки.