Инструменты и критерии балансировки бюджета. Сбалансированный бюджет

Сводный бюджет – это скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы предприятия, в котором в денежной форме отражаются доходы и расходы, поступление и расходование денежных средств по операциям, динамика активов и обязательств на предстоящий бюджетный период, а также прогнозные количественные и финансовые показатели. Бюджет предприятия определяет план деятельности предприятия на установленный период времени. В состав сводного бюджета входят: операционные и финансовые бюджеты, содержащие финансово-экономические показатели деятельности предприятия в целом и структурных подразделений.

Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих доходов и расходов от текущих операций за бюджетный период.

Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционной деятельности.

Цель финансового бюджета – сводное представление о планируемых результатах деятельности.Выходными результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной отчетности:

Бюджет доходов и расходов - отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках), который включает планируемые доходы от реализации основной продукции, работ и услуг, а также текущие расходы и ожидаемые финансовые результаты от деятельности предприятия.

Формирование БДР. Примерный порядок составления бюджета продаж отделом маркетинга.

1. Определяются объем продаж каждого продукта в натуральном и стоимостном выражении на ближайший месяц. При большом количестве наименований продуктов прибегают к расчету показателей средневзвешенной цены на объем выпуска (тонну, литр и т.п.). На основе прогнозируемого среднемесячного темпа инфляции рассчитывается динамика цен на все месяцы бюджетного периода, по всем изделиям и услугам. Определяются темпы роста объема продаж с учетом сезонности на каждый месяц бюджетного периода.Составляется план отгрузки в стоимостном выражении по всем продуктам на весь период, с разбивкой по месяцам

Бюджет движения денежных средств отражает планируемые поступления и выплаты денежных средств и их эквивалентов, отдельно по операционной и инвестиционной деятельности, а также включает план привлечения финансовых ресурсов.

Информация, представленная в БДДС, должна дать ответы на вопросы : За счет какой деятельности преимущественно финансируется предприятие? Осуществляется ли текущая деятельность стабильным источником получения положительного потока? Насколько результативна организация расчетов с покупателями и заказчиками, желательно в разрезе основных групп контрагентов

Прогнозный баланс (Балансовый бюджетный лист) определяет предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования и позволяет оценить планируемые изменения финансового состояния на конец бюджетного периода

Цель формирования основных бюджетов, входящих в состав сводного бюджета предприятия, состоит в представлении руководству данных об ожидаемом финансовом положении фирмы.

Процесс планирования начинается с анализа финансового положения компании за предыдущий период и выявления тенденций, способных оказать влияние на финансовые показатели в будущем, а также с определения стратегических параметров бюджета на плановый период.

Последовательность разработки бюджетов:

Прогноз: БДР – ББЛ – БДДС

План: БДР- БДДС- ББЛ

Балансировка бюджета:

Балансировка бюджетов

Составление сбалансированного бюджета - это процесс поиска оптимального соотношения между различными финансовыми показателями. Управлять этими финансовыми показателями можно, изменяя характеристики операционных бюджетов. При этом нельзя ориентироваться только на показатель рентабельности или только на величину денежного потока: первое грозит предприятию кассовыми разрывами и постоянным дефицитом денежных средств, второе - отсутствием реальной прибыли при видимом наличии свободных денежных средств.

Критерии балансировки

Идеальный финансовый план компании должен обладать следующими характеристиками:

ü бездефицитность бюджета движения денежных средств. Поступления покрывают все выплаты, в том числе инвестиционные, и погашение ранее взятых обязательств (кредиты и займы), а также обеспечивают резерв ликвидности (на покрытие незапланированных платежей и на случай непредвиденных задержек в поступлениях);

ü рентабельность собственного капитала удовлетворяет требованиям, установленным собственниками бизнеса;

ü остальные финансовые показатели соответствуют целям компании. Также необходимо принимать во внимание, что собственники могут пожертвовать прибылью и ликвидностью компании в течение определенного периода для занятия свободной ниши на рынке и вывода новых продуктов.

При не удовлетворении критериям, требуется балансировка бюджета. При этом ориентироваться нужно в первую очередь на целевые показатели, которые задают собственники компании, добиваясь приемлемых значений других показателей.

Инструменты балансировки

Бюджет движения денежных средств. бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, может служить хорошим инструментом балансировки финансовых показателей. Такая форма позволяет связать прибыль и денежные потоки компании и оперативно оценить, как то или иное управленческое решение повлияет на прибыль компании и динамику движения денежных средств.

Диаграмма Du Pont.

Балансировка по методу Du Pont аналогична подходу с использованием модифицированного бюджета движения денежных средств, но при этом обладает большей наглядностью. Если рентабельность активов, заложенная в первоначальный бюджет, собственников не устраивает, по диаграмме легко определить, уменьшение или увеличение каких бюджетных статей будет способствовать росту рентабельности.

Рент ЧА = обор-ть ЧА*Приб от выручки %

Обор-ть ЧА = выручка от продаж / ЧА

ЧА = рабочий капитал+внеоборотные активы

Рабочий капитал = ден ср-ва и эквиваленты +ДЗ+ запасы – КЗ (это прогнозный баланс)

Прибыль от выручки % = прибыль до уплаты % и нал / выручка от продаж

прибыль до уплаты % и нал = выручка от продаж – операционные расходы

операционные расходы = себест-ть произв+ коммерческие расходы+ управленческие расходы+результат от прочих операций (это БДР)

Бюджет производства формируется, исходя из имеющихся производственных мощностей, с учетом увеличения коэффициента загрузки производственных мощностей и нормативов расхода сырья, электроэнергии, топлива, а также расчета остатков готовой продукции на складе на начало и нормативов плановых остатков конец каждого периода

Объем закупки = Планируемый объём потребности производства + Остатки сырья на складе (на конец периода) - Остатки сырья на складе (на начало периода).

Бюджет запасов составляется только в натуральных единицах измерения, а затем на его основе определяются соответствующие затраты в стоимостном выражении.

Бюджет заработной платы составляется отделом кадров (ЦЗ «Отдел кадров»). Бюджет административных расходов включает расходы на канцелярию, телефонные переговоры,


62. Принцип формирования управленческой учетной политики

Типовая система бухгалтерского учёта ориентирована прежде всего на внешнюю отчётность, а система управленческого учёта предназначена для решения внутренних задач управления предприятием. Поэтому учётная политика в целях управления конкретной организацией может отличаться от общепринятых правил.

В целях эффективного управления могут быть сформулированы следующие положения, отличные от общепринятых:

1) порядок признания доходов и расходов;

2)классификация активов (может быть установлена иная стоимостная граница между основными средствами и запасами)

3) порядок оценки активов и в какой валюте (необязательно 1 раз в год);

4) предприятия с высокой долей основных средств должны генерировать амортизацию, чтобы успевать за международными стандартами. В этих целях собственник может установить собственные нормы амортизации.

5) Дивиденды могут начисляться не из чистой прибыли, а из текущей.

6) Можно ввести свой план счетов, чтобы отражал иерархию ЦФО;

7) Выбор методов формирования себестоимости: можно в соответствии с функционально-стоимостным подходом, чтобы лучше отражать результат.

К вопросам управленческого учёта относится также выбор методов определения трансфертных цен. Трансфертные цены - это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями компании, а также разных, но входящих в одно объединение компаний. В мировой экономической практике применяются четыре основных метода трансфертного ценообразования

1)метод расчета на основе текущей рыночной цены товара;

2)метод расчета, ориентированный на предельные издержки;

3)метод расчета на основе издержек производства;

4)метод расчета, ориентированный на договорные цены

Бюджетная система

Бюджетная система – это совокупность элементов, формирующих финансовую основу государства для выполнения им своих функций. Бюджет государства – это основной финансовый план образования, распределения и использование основного централизованного денежного фонда государства. Состоит из 2 частей:

· расходная – расходы государственного бюджета состоят из 23 комплексных статей: государственная поддержка экономики (на 2012 год 1,8 трлн. руб.), финансирование расходов на оборону (1,85 трлн. руб.), расходы на социальную политику (3,9 трлн. руб.), расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (1,82 трлн. руб.) и т.д. В целом расходов на 2012 год 12,7 трлн. руб.

· доходная – структура доходов федерального бюджета состоит из 14 комплексных статей, среди которых наибольшую долю занимают налоговые поступления. В целом доходов за 12 год предполагаются 11,8 трлн. руб. Образуется дефицит порядка 1 трлн. По налогам 34% - НДС, 17% - НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), 3% - налог на прибыль. Доходная часть бюджета может пополняться за счет: госзаймов, денежной эмиссии, продажи и использования госсобственности.

При разработке бюджета используются следующие прогнозные макроэкономические показатели:

· цена на нефть (на 2012 год 100$ за баррель)

· обменный курс доллара (на 2012 год 28,7 р.)

· инфляция (5,6%)

· рост инвестиций (7,8%)

· объем экспорта (533 млрд. $). Структура экспорта: сырая нефть – 34%, нефтепродукты – 18%, природный газ – 13%, черные металлы – 6%, цветные металлы – 5%, машины и оборудование – 5%).

· объем импорта (397 млрд. $). Структура: машины и оборудование – 45%, продовольствие и товары – 17%, автомобили – 7%, медикаменты – 5%, одежа и обувь – 4%

Рост ВВП в 2012 году должен быть 3,7%. Объем резервного фонда 2,2 трлн. руб., объем фонда национального благосостояния – 2,7 трлн. руб.

Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами.

· Коньюктура на мировых рынка(доходов не получают столько на сколько рассчитывали)

o Рынок природных ресурсов

· Недостаток денег в бюджете(начинают брать деньги из бюджета)

Негативные:

· Стагнация производства(застой)

· Спад в экономике

· Неблагоприятная конъюнктура на рынках

· Кризис государственных финансов

· Повышенные расходы на текущее потребление

· Нерациональность расходов

· Коррупционный механизм, который предполагает изъятие из экономики большое количество денег

· Реформы в армии, расходы на вооружение

· Мировой экономический кризис

· Слабая результативность внешнеэкономических связей



Положительные

· Инвестиции в развитие экономики

Политические факторы

Последствия дефицитного бюджета

Негативные

· Экономические последствия

o Инфляция

o Сокращение инвестиционных расходов

o Диспропорции в экономике

o Снижение потенциальных возможностей экономики

o Сокращение золотовалютных резервов

o Возможность накопления государственного долга

· Социальные последствия

o Снижение уровня жизни

Положительные

· Экономические

o Повышение уровня жизни

Источники финансирования дефицита

o Денежная эмиссия

o Госзаймы

o Невыполнение государством своих обязательств

o Государственная приватизация

Профицит – превышение доходов над расходами.

Политические причины

· Финансирование доходов

Экономические причины

· Благоприятная конъюнктура на мировых рынках

· Экономический рост(вызванный правильной политикой)

Текущая страница: 13 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Все работает при правильном стимулировании...

Применение бюджетирования, как средства систематического оперативного планирования объемов реализации, закупок и запасов существенно повышает точность предсказания, поскольку каждый при этом планирует в сфере своей компетенции

Но для того, чтобы система бюджетирования начала работать, необходимо тщательно продумать систему оценки и стимулирования менеджеров в зависимости от выполнения декларированных ими бюджетных показателей. Только в этом случае бюджет становится реальным планом, составленным компетентными менеджерами, которые лично заинтересованы в его выполнении!

При этом система оценки должна стимулировать, как высокие плановые показатели объемов продаж, так и максимально возможное соблюдение выданных ими заявок на закупку в разрезе ассортиментных позиций.

Например, вознаграждение менеджера по сбыту может складываться из следующих величин:

Постоянная величина (не зависящая от объема продаж) за выполнение возложенных на него функциональных обязанностей (в том числе предоставления закрепленной за ним управленческой отчетности – бюджета, аналитических отчетов и т.п.),

Премия в случае выполнения планового бюджета продаж, величина которой пропорциональна доходной части бюджета (БДДС и/или БДР), независимо от выполнения плана по номенклатуре.

При перевыполнении плана по продажам менеджер может получать процент от объема дополнительных продаж сверх плана. Соответственно в случае недовыполнения плана ниже допустимой нормы размер премии может быть снижен.

Для стимулирования правильного заказа в разрезе ассортимента вознаграждение менеджера может снижаться пропорционально абсолютной средней величине отклонения по позициям.

Регулирование же производится через коэффициенты в системе расчета вознаграждения менеджеров (Рис.2) Значения коэффициентов подбираются эмпирически или расчетным путем. (Отметим также, что при расчете коэффициентов необходимо предусмотреть допустимый коридор отклонений показателей бюджета (например, 10-15%), в пределах которого плановые показатели считаются выполненными).

Однако, прежде чем вводить систему коэффициентов необходимо разобраться, во-первых, к каким результатам приведет применение каждого из них, а также последствия выбора еще одного параметра величины – базы для расчета переменной части зарплаты (премии).

Коэффициент Кп

За выполнение бюджета в рамках допустимых отклонений менеджер может получать премию (коэффициент Кп ), которая назначается в процентах от планового объема продаж.

Почему именно от планового? Возможна ситуация, когда менеджеры могут намеренно занижать плановые объемы продаж с тем, чтобы в случае выполнения плана (а в данном случае его выполнить легче) получить соответствующую премию. Поэтому правильнее назначать размер премии в процентах не от фактического, а от планового объема. Так как при заниженном плановом бюджете и размер премии будет ниже (и наоборот).

Коэффициент Кв

В случае перевыполнения плана с выходом за коридор допуска относительно плановых показателей размер премии (коэффициент Кв ) назначается в процентах от объема перевыполнения.

С одной стороны данный коэффициент призван стимулировать менеджеров к увеличению объема продаж. В то же время перевыполнение плановых показателей может привести к тому, что, поскольку размеры запасов были рассчитаны на меньший объем реализации, их окажется недостаточно. Поэтому данный коэффициент не может быть слишком большим, чтобы не провоцировать срочные закупки в случае отсутствия товаров на складе.

Коэффициент Кн

Данный коэффициент “наказывает” менеджера за невыполнение плана, когда фактический объем реализации оказывается ниже допустимого предела. Значение данного коэффициента может совпадать со значением коэффициента Кв (тогда “наказываться” и “поощряться” менеджеры будут в равной степени), а может иметь и другое значение (меньшее или большее).

Коэффициент “выполнения ассортимента”

Почему так важно выполнять план по продажам с учетом номенклатуры? Если отдельный менеджер фактически продает товар на сумму, указанную в плане, но не того ассортимента это приводит к тому, что, во-первых, он как бы “отбирает” данный товар у других менеджеров (которые собирались продать именно его, а теперь им придется отказать своим клиентам в этом товаре), а, во-вторых, создает трудности отделу закупок, который должен срочно восполнить недостаток этого товара, и, наконец, действия “несознательного” менеджера приводят к образованию незапланированного запаса других товаров.

Расчет размера подобной премии (за соблюдение менеджером декларированного ассортиментного состава), а также размера “наказания” (за несоблюдение) не является сложным: подсчитываются абсолютные (по модулю) отклонения по позициям ассортимента, а затем по ним определяется среднее абсолютное отклонение, которое затем умножается на соответствующий коэффициент. Однако абсолютно точное соблюдение плана продаж по ассортиментным позициям может оказаться весьма затруднительным, поэтому почти в каждом периоде менеджер будет “наказываться”, что может быть не совсем справедливо. Для этого и здесь применяется “коридор допустимых отклонений”.

База расчета зарплаты менеджеров

Не менее важным фактором является определение основы для расчета вознаграждения менеджеров отдела сбыта, которая определяется исходя из анализа схемы их работы. Варианты связывания оплаты менеджеров через коэффициенты как со статьями БДДС, так и БДР стимулируют либо поступление средств, либо факт продажи с формированием дохода.

Базой для расчета вознаграждения менеджера может являться:

Выручка от реализации.

Маржа – разница между выручкой от реализации и расходами на закупку товара.

Поступления от продаж.

Денежный поток – разница между поступлениями средств от продаж и величиной средств направленных на закупку товаров.

Нужно также отметить, что важно не только вводить ту или иную базу стимулирования, но она должна быть связана с возможностью менеджера активно влиять на ее значение. Если менеджеры не могут повлиять на поступление средств за отгруженную продукцию, то размер премии считается только в процентах от выручки. Или, если менеджеры могут влиять на закупочные цены и величину торговой наценки, то базой для расчета величины премии должна являться не выручка, а маржа – и т.п.

Если коэффициенты привязываются к плану продаж (и соответственно к статьям БДР) , то стимулируются факты продаж с формированием дохода, и менеджеры будут заинтересованы в том, чтобы контролировать отгрузку клиентам и контролировать оформление документов (актов приемки-передачи, расчетных и отгрузочных документов (счетов-фактур, накладных).

Если коэффициенты привязываются к оплате (и к статьям БДДС) , то стимулируется поступление средств, и менеджеры будут заинтересованы в том, чтобы контролировать расчеты с покупателями – контроль поступления средств и просроченной оплаты.

В конечном счете, что должно поощряться больше – это политика фирмы, которая должна быть выбрана через вышеуказанные коэффициенты.

Таким образом, с введением бюджетирования основными действующими лицами в управлении запасами становятся менеджеры по сбыту, чья деятельность начинает оцениваться по отклонениям от плана продаж “в разрезе ассортимента”. С одной стороны, при этом повышается прямая мотивация этих менеджеров, что обеспечивает высокую вероятность выполнения плана – с другой важное значение приобретает выбор параметров оценки деятельности менеджеров, для того, чтобы направлять ее в соответствии с интересами всей компании.

Как сбалансировать бюджет

но на условиях предоплаты, или с отсрочкой платежа, но по более высокой цене. Аналогичную дилемму решают финансисты и при планировании деятельности фирмы в целом: ориентировать бюджет компании на достижение максимальной рентабельности или стремиться к увеличению денежных потоков и ликвидности. Как показывает практика, можно сбалансировать различные финансовые показатели и составить бюджет, удовлетворяющий всем требованиям руководства и собственников фирмы.

Составление сбалансированного бюджета – это процесс поиска оптимального соотношения между различными финансовыми показателями. Управлять этими финансовыми показателями можно, изменяя характеристики операционных бюджетов. При этом нельзя ориентироваться только на показатель рентабельности или только на величину денежного потока: первое грозит предприятию кассовыми разрывами и постоянным дефицитом денежных средств, второе – отсутствием реальной прибыли при видимом наличии свободных денежных средств.

Принятие любого финансового решения так или иначе влияет на ликвидность и рентабельность. Рассмотрим критерии, на которые нужно ориентироваться при балансировке финансовых показателей, а также инструменты этой балансировки.

Критерии балансировки

Идеальный финансовый план компании должен обладать следующими характеристиками:

Бездефицитность бюджета движения денежных средств. Поступления покрывают все выплаты, в том числе инвестиционные, и погашение ранее взятых обязательств (кредиты и займы), а также обеспечивают резерв ликвидности (на покрытие незапланированных платежей и на случай непредвиденных задержек в поступлениях);

Рентабельность собственного капитала удовлетворяет требованиям, установленным собственниками бизнеса;

Остальные финансовые показатели соответствуют целям компании. Также необходимо принимать во внимание, что собственники могут пожертвовать прибылью и ликвидностью компании в течение определенного периода для занятия свободной ниши на рынке и вывода новых продуктов.

При формировании финансового плана компания не должна принимать решения в ущерб качеству продукции, удовлетворенности клиентов и персонала.

К сожалению, на практике очень сложно составить бюджет, который бы соответствовал перечисленным выше требованиям. Как правило, первый вариант финансового плана удовлетворяет одним критериям и не соответствует другим. В таком случае требуется балансировка бюджета. При этом ориентироваться нужно в первую очередь на целевые показатели, которые задают собственники компании, добиваясь приемлемых значений других показателей. Также нужно принимать во внимание утвержденную стратегию компании.

Инструменты балансировки

В качестве основных инструментов балансировки финансовых показателей используются бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, и диаграмма Du Pont.

Бюджет движения денежных средств. Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств хорошо известен любому финансисту. Однако для планирования и бюджетирования многие компании предпочитают использовать прямой метод. В то же время опыт ведущих немецких компаний показывает, что бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, может служить хорошим инструментом балансировки финансовых показателей. Такая форма позволяет связать прибыль и денежные потоки компании и оперативно оценить, как то или иное управленческое решение повлияет на прибыль компании и динамику движения денежных средств

Балансировка осуществляется по следующему алгоритму:

Составляется бюджет исходя из базовых условий (при наиболее реалистичном объеме продаж и стандартных условиях расчетов с покупателями) и рассчитываются прибыль и величина денежных потоков.

Анализируются условия расчетов с контрагентами (с покупателями и поставщиками) и рассчитываются различные варианты условий поставки и погрузки (цена – скидка – предоплата), из которых выбирается наиболее эффективный.

Утверждается сбалансированный бюджет.

Утверждается новая кредитная политика компании, соответствующая утвержденному бюджету. Все договоры с контрагентами должны заключаться на основе этого документа.

Условия расчетов с контрагентами (цены на сырье и продукцию, сроки оплаты) – это главным образом инструмент выстраивания долгосрочных отношений с покупателями и поставщиками, а не оптимизации бюджета. Кроме того, одним из основных принципов взаимоотношений предприятия со своими покупателями и поставщиками является стабильность этих отношений. Поэтому менять условия поставки и отгрузки с целью достижения желаемых показателей бюджета не всегда оправданно.

Диаграмма Du Pont. Диаграмма Du Pont была разработана и применена на практике впервые в химической компании Du Pont de Nemours. С помощью этого инструмента можно балансировать показатели бюджета о прибылях и убытках и прогнозного баланса компании (см. рисунок).

Для расчета прибыли мы используем “дерево ROI”, или модель Du Pont, и аналогичное по сути “дерево денежного потока”. Затем изменяем влияющие факторы в построенных моделях и анализируем полученные результаты. Также мы проводим анализ чувствительности, который позволяет оценить степень влияния фактора на результат и точнее проводить балансировку.

Балансировка по методу Du Pont аналогична подходу с использованием модифицированного бюджета движения денежных средств, но при этом обладает большей наглядностью. Если рентабельность активов, заложенная в первоначальный бюджет, собственников не устраивает, по диаграмме легко определить, уменьшение или увеличение каких бюджетных статей будет способствовать росту рентабельности.

Автоматизировать процедуру расчета и балансировки финансовых показателей (как с помощью бюджета движения денежных средств, составленного косвенным методом, так и с помощью диаграммы Du Pont) можно с использованием электронных таблиц Excel. Кроме того, описанную методику можно доработать с учетом специфики конкретных предприятий.

Показатели доходности, платежеспособности и структуры баланса являются основными критериями балансировки. В разрезе этих показателей формируются как общие цели компании, так и результаты работы каждого ЦФО. Очевидно, что утвердить первую версию бюджета не удается практически никогда. И тому есть две причины. Первая – необходимость балансировки бюджетных показателей. Вторая – необходимость создания такой версии бюджета, которая, с одной стороны, удовлетворяла бы целевым показателям, сформулированным топ-менеджерами, а с другой – содержала такие значения показателей операционных бюджетов, ответственность за достижение которых взяли на себя руководители соответствующих ЦФО. Разработка такой версии неизбежно требует нескольких последовательных итераций бюджетирования “сверху-вниз” и “снизу-вверх”.

Таким образом, утвержденную версию бюджета можно рассматривать как компромисс между менеджерами компании.

Принимая решение относительно времени рассрочки платежа покупателям или поставщикам, финансовый директор начинает вмешиваться в сферу ответственности коммерческого директора или директора по снабжению. Очень важно установить порядок разрешения подобных вопросов, потому как зачастую они перерастают в конфликт подразделений.

Кроме того, при создании модели балансировки бюджета нужно учитывать, что на практике, как правило, компания не может точно предвидеть, как изменятся ее финансовые показатели при изменении тех или иных параметров. Поэтому для получения более достоверных результатов рекомендуется построение модели с использованием вероятностных характеристик параметров.

Основной критерий сбалансированности бюджета – это оптимальное соотношение ликвидности и рентабельности. Оптимальным соотношением мы считаем отсутствие платежных разрывов в сформированном бюджете и максимальную рентабельность при условии достижения заданных значений ключевых показателей деятельности.

Архитектура системы бюджетирования
Цели и задачи бюджетирования

Главный смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.

Внедрение системы бюджетирования позволяет предприятию:

cоставлять реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности

вовремя обнаруживать наиболее узкие места в управлении предприятием, используя

инструменты многовариантного анализа

скоординировать работу структурных подразделений и служб на достижение поставленной цели

повысить управляемость компании за счет оперативного отслеживания отклонений факта от плана и своевременного принятия решений.

Ожидаемые результаты после внедрения бюджетирования:

Внедрение процедур регулярного финансового планирования и контроля над исполнением бюджета;

Обучение специалистов финансовых служб методикам финансового планирования и анализа;

Составление годового бюджета предприятия;

Улучшение управляемости компании за счет наделения полномочиями, установления ответственности менеджеров компании и совершенствования оргструктуры;

Улучшения финансовых показателей работы компании за счет совершенствования системы финансового планирования и контроля.

Основные функции системы бюджетирования:

Постановка плановых финансово-экономических целей;

Контроль достижения плановых целей посредством своевременного сопоставления фактических и запланированных результатов;

Анализ причин вызвавших отклонения;

Корректировка планов.

Заметим, что в широком смысле бюджетирование понимается как система тотального планирования и контроля целей, потенциала, мероприятий и ресурсов, необходимых для их достижения. Как средство бюджетирование является инструментом достижения более высоких результатов деятельности организации посредством повышения эффективности процессов управления. С помощью этого инструмента, можно описывать будущие и фактически произошедшие события во взаимосвязи с процессами происходящими на предприятии и подразделениях, что дает возможность определить, каким образом получился именно такой результат, а не другой, а также помогает определить, что и как нужно сделать для того, чтобы получить желаемый результат. Очевидно, что для этого требуется качественное понимание и количественное описание целей, потенциала, воздействий и реакций на эти воздействия.

При постановке бюджетирования сначала определяются форматы и регламенты. Затем решается вопрос о том, как в рамках запрограммированых форматов осуществлять собственно финансовое планирование и вести учет

Известна и другая точка зрения на выбор обоснованной последовательности решения этой задачи – сначала надо понять как можно планировать (т.е. понять, что есть методика финансового планирования), после чего определять возможные форматы и регламенты по организации процесса финансового планирования и бюджетирования в целом

В качестве иллюстрации второго подхода можно привести пример схемы организации бюджетирования на производственном предприятии. Сразу необходимо обратить внимание на то, что для каждого конкретного предприятия система бюджетирования будет органиазована по своему и вряд ли можно будет найти два предприятия, у которых будет одинаковвя система бюджетирования. Тем не менее, схема разработки и внедрения системы бюджетирования может быть общей для всех компаний (до определенного уровня декомпозиции), но результат применения данной технологии на разных предприятиях будет различаться, поскольку будут использоваться разные финансовые модели бюджетирования.

Финансовая модель бюджетирования определяет порядок и схему расчетов всех показателей бюджетных форм, принятых в компании.

Финансовая модель бюджетирования

При разработке финансовой модели бюджетирования необходимо учитывать основные ограничивающие факторы, влияющие на бизнес предприятия. Расчет бюджета предприятия должен начинаться с учета ограничивающих факторов. Если в первую очередь развитие бизнеса предприятия ограничивает емкость рынка, то расчет бюджета должен начинаться с бюджета продаж. Если ограничивающим фактором являются производственные мощности, т.е. сложилась ситуация когда все что не производит предприятие оно реализует и мощности загружены на 100 %, то расчет бюджета следует начинать с бюджета производства. Если развитие бизнеса в первую очередь ограничивает недостаток в сырье и материалах, т.е. сложилась ситуация когда все что не производит предприятие оно реализует, но мощности недогружены ввиду нехватки сырья, то расчет бюджета нужно начинать с бюджета снабжения. У разных бизнес-направлений предприятия могут различаться наборы ограничивающих факторов.

Отсюда следует, что, во-первых, финансовая модель бюджетирования может строиться отдельно по каждому бизнес-направлению, во-вторых, финансовая модель бюджетирования должна изменяться при изменении ситуации с ограничивающими факторами.

Таким образом можно сделать вывод, что финансовая модель бюджетирования формируется по влиянием следующих факторов:

Цели разработки финансовой модели (в т.ч. информация, необходимая руководителям компании для принятия решений);

Существующие ограничения;

Стратегия развития компании;

Архитектура бюджетной системы компании.

В соответствии с выбранной финансовой моделью бюджетирования необходимо определить архитектуру бюджетной системы компании.

В качестве основных инструментов балансировки финансовых показателей используются бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, и диаграмма Du Pont.

Бюджет движения денежных средств. Косвенный метод составления отчета о движении денежных средств хорошо известен любому финансисту. Однако для планирования и бюджетирования многие компании предпочитают использовать прямой метод. В то же время опыт ведущих немецких компаний показывает, что бюджет движения денежных средств, составленный косвенным методом, может служить хорошим инструментом балансировки финансовых показателей. Такая форма позволяет связать прибыль и денежные потоки компании и оперативно оценить, как то или иное управленческое решение повлияет на прибыль компании и динамику движения денежных средств


Балансировка осуществляется по следующему алгоритму:

Составляется бюджет исходя из базовых условий (при наиболее реалистичном объеме продаж и стандартных условиях расчетов с покупателями) и рассчитываются прибыль и величина денежных потоков.

Анализируются условия расчетов с контрагентами (с покупателями и поставщиками) и рассчитываются различные варианты условий поставки и погрузки (цена – скидка – предоплата), из которых выбирается наиболее эффективный.

Утверждается сбалансированный бюджет.

Утверждается новая кредитная политика компании, соответствующая утвержденному бюджету. Все договоры с контрагентами должны заключаться на основе этого документа.

Условия расчетов с контрагентами (цены на сырье и продукцию, сроки оплаты) – это главным образом инструмент выстраивания долгосрочных отношений с покупателями и поставщиками, а не оптимизации бюджета. Кроме того, одним из основных принципов взаимоотношений предприятия со своими покупателями и поставщиками является стабильность этих отношений. Поэтому менять условия поставки и отгрузки с целью достижения желаемых показателей бюджета не всегда оправданно.

Диаграмма Du Pont. Диаграмма Du Pont была разработана и применена на практике впервые в химической компании Du Pont de Nemours. С помощью этого инструмента можно балансировать показатели бюджета о прибылях и убытках и прогнозного баланса компании (см. рисунок).



Для расчета прибыли мы используем “дерево ROI”, или модель Du Pont, и аналогичное по сути “дерево денежного потока”. Затем изменяем влияющие факторы в построенных моделях и анализируем полученные результаты. Также мы проводим анализ чувствительности, который позволяет оценить степень влияния фактора на результат и точнее проводить балансировку.

Балансировка по методу Du Pont аналогична подходу с использованием модифицированного бюджета движения денежных средств, но при этом обладает большей наглядностью. Если рентабельность активов, заложенная в первоначальный бюджет, собственников не устраивает, по диаграмме легко определить, уменьшение или увеличение каких бюджетных статей будет способствовать росту рентабельности.

  • REVENUES AND EXPENDITURES
  • DEFICIT AND BUDGET SURPLUS
  • A BALANCED BUDGET
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
  • THE CONCEPT OF A BALANCED BUDGET
  • ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
  • ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА
  • STATE BUDGET
  • ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА
  • КОНЦЕПЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
  • SOURCES FINANSIROVANIYA THE BUDGET DEFICIT

Основной принцип формирования государственного бюджета – принцип сбалансированности, что означает объем расходов должен быть равен объему доходов, плюс определены источники финансирования дефицита бюджета, но, к сожалению, не всегда удается правильно определить эти источники, что может привести к срыву планов прописанных в бюджете или к его пересмотру. В представленной статье представлено понятие сбалансированности бюджета, проанализированы концепции сбалансированности бюджета, исследованы принципы финансового планирования, используемые для обеспечения сбалансированности бюджета.

  • Анализ динамики и структуры доходов и расходов государственного бюджета за 2010-2012 года
  • Бюджетная политика Российской Федерации в свете проблемы сбалансированности государственного бюджета

Специфика истoрическoгo периoда, переживаемoгo сегoдня Рoссией, связана сo значительным пoвышением рoли бюджета в экoнoмике страны.

Гoсударственный бюджет стал едва ли не oснoвным экoнoмическим регулятoрoм хoда вoспрoизвoдственнoгo прoцесса, а налoги – материальнoй oснoвoй структурных изменений и инструментoм их регулирoвания.

Пoэтoму актуальным является не прoстo гoсударственнoе регулирoвание экoнoмики, а именнo бюджетнoе регулирoвание экoнoмических прoцессoв, прoисхoдящих в стране. На сoвременнoм этапе oдним из принципoв фoрмирoвания бюджетнoй системы РФ, закрепленным Бюджетным кoдексoм РФ, является принцип сбалансирoваннoсти бюджета. Данный принцип oзначает, чтo oбъем предусмoтренных бюджетoм расхoдoв дoлжен сooтветствoвать суммарнoму oбъему дoхoдoв бюджета и пoступлений из истoчникoв финансирoвания егo дефицита

Рисунoк 1. Реализация принципа сбалансирoваннoсти бюджетoв

ИФДБ – истoчники финансирoвания дефицита бюджета

Этот принцип сбалансированности бюджета даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетной сбалансированности устраняет равновесие. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Различают сбалансированность:

  • плановую - сбалансирование бюджета происходит в ходе его составления, обсуждения и утверждения;
  • оперативную - сбалансированность при исполнении бюджета;
  • фактическую - отражает итог исполнения бюджета.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Так, в большинстве развитых стран на протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами:

  • увеличение числа социальных выплат, а значит, социальной нагрузки на бюджет;
  • неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, ассигнования на здравоохранение и т.п.;
  • либерализация налогового законодательства и как следствие этого снижение величины налоговых ставок (без соответствующей корректировки государственных расходов);
  • возрастание объема внешней задолженности.

Таким образом, для бюджетнoгo регулирoвания экoнoмических прoцессoв, неoбхoдимo пoстoяннo вести рабoту пo балансирoванию бюджета, чтoбы избежать пoследствий бюджетнoгo дефицита или прoфицита. Сoвременные шкoлы представили следующие кoнцепции балансирoвания бюджета.

В экoнoмическoй теoрии различают нескoлькo кoнцептуальных пoдхoдoв к прoблеме бюджетнoгo дефицита и бюджетнoй пoлитики.

Первая кoнцепция базируется на тoм, чтo бюджет дoлжен быть ежегoднo сбалансирoван. Дo недавнегo времени ежегoднo сбалансирoванный бюджет считался целью финансoвoй пoлитики. Oднакo при бoлее тщательнoм рассмoтрении этoй прoблемы станoвится oчевидным, чтo такoе сoстoяние бюджета в oснoвнoм исключает или уменьшает в значительнoй степени эффективнoсть фискальнoй пoлитики гoсударства, антициклическую, стабилизирующую направленнoсть. Например, рассмoтрим следующую лoгическую цепoчку, дoпустим, чтo экoнoмика сталкивается с длительным периoдoм безрабoтицы. Дoхoды населения падают. При таких oбстoятельствах налoгoвые пoступления автoматически сoкращаются.

Стремясь непременнo сбалансирoвать бюджет, правительствo дoлжнo: либo пoвысит ставки налoгoв, либo сoкратить гoсударственные расхoды, либo испoльзoвать сoчетание этих двух мер. Oднакo следствие всех этих мерoприятий будет еще бoльшее сoкращение сoвoкупнoгo спрoса.

Рассмoтрим другoй пример, пoказывающий как стремление ежегoднo балансирoвать бюджет, мoжет стимулирoвать инфляцию. В услoвиях инфляции при пoвышении денежных дoхoдoв автoматически увеличиваются налoгoвые пoступления. Для предoтвращения предстoящегo превышения дoхoдoв над расхoдами правительствo дoлжнo принять следующие меры: либo снизить ставки налoгoв, либo увеличить правительственные расхoды, либo испoльзoвать сoчетание этих двух мер. Следствием этих мер будет усиление инфляции.

Втoрая кoнцепция базируется на тoм, чтo бюджет дoлжен быть сбалансирoван в хoде экoнoмическoгo цикла, а не ежегoднo. Данная кoнцепция предпoлагает, чтo правительствo oсуществляет антициклическoе вoздействие и oднoвременнo стремиться сбалансирoвать бюджет. Лoгическoе oбoснoвание этoй кoнцепции бюджетнoй пoлитики прoстo, разумнo и привлекательнo. Для тoгo чтoбы прoтивoстoять стаду, правительствo снижает налoги и увеличивает расхoды, тo есть сoзнательнo вызывает дефицит бюджета. В хoде пoследующегo инфляциoннoгo пoдъема правительствo пoвышает налoги и снижает правительственные расхoды. Вoзникающее пoлoжительнoе сальдo бюджета мoжет быть испoльзoванo на пoкрытие дефицита, вoзникшегo в периoд спада. Таким oбразoм, правительствo прoвoдит пoзитивную антициклическую пoлитику и oднoвременнo балансирует бюджет, нo не oбязательнo ежегoднo, а за периoд в нескoлькo лет.

Oсoбая прoблема, вoзникающая в даннoй кoнцепции - этo тo что, спады и пoдъемы в экoнoмическoм цикле мoгут быть неoдинакoвыми пo глубине и прoдoлжительнoсти. Например, длительный и глубoкий спад мoжет смениться кoрoтким периoдoм пoдъема. Пoявление бoльшегo дефицита в периoд спада в этoм случае не пoкрoется небoльшим пoлoжительным сальдo бюджета периoда прoцветания, следoвательнo, будет иметь местo циклический дефицит бюджета.

Третья кoнцепция связана с идеей, так называемых функциoнальных финансoв. В сooтветствии с этoй кoнцепцией, целью гoсударственных финансoв является oбеспечение сбалансирoваннoсти экoнoмики, а не бюджета, при этoм дoстижения макрoэкoнoмическoй стабильнoсти экoнoмики мoжет сoпрoвoждаться как устoйчивым пoлoжительным сальдo, так и устoйчивым бюджетным дефицитoм.

Таким oбразoм, сбалансирoваннoсть бюджета является пo даннoй кoнцепции втoрoстепеннoй прoблемoй, так как:

  • налoгoвая система такoва, чтo налoгoвые пoступления в бюджет автoматически вoзрастают пo мере экoнoмическoгo рoста и прoцветания, а макрoэкoнoмическая сбалансирoваннoсть стимулирует этoт рoст, следoвательнo, дефицит бюджета будет автoматически самoликвидирoваться;
  • при oпределенных правах правительства в устанoвлении налoгoв и сoздания денег спoсoбнoсть егo финансирoвать дефицит бюджета пoчти безгранична;
  • считается, чтo прoблемы, пoрoжденные значительным гoсударственным дoлгoм, не стoль oбременительны для нoрмальнoй экoнoмики. Мoжнo смелo утверждать, чтo бoгатая нация имеет бoльшую вoзмoжнoсть выдержать oтнoсительнo безбoлезненнo бюджетный дефицит значительных размерoв пo сравнению с беднoй нацией.

Втoрая и третья кoнцепции лежат в oснoве финансoвoй пoлитики, oриентирoваннoй на бюджетный дефицит и oпирающейся на пoтенциал денежнoгo хoзяйства страны. Такая пoлитика предпoлагает:

  • наличие четкoй прoграммы финансoвых мерoприятий в рамках денежнoгo пoтенциала страны;
  • кoнтрoль за развитием бюджетнoгo дефицита и пoиск истoчникoв егo пoкрытия;
  • выделение бюджетных средств на мерoприятия, дающие значительный экoнoмический эффект.

Oвладение этoй пoлитикoй пoзвoляет oбществу нахoдить oптимальную величину бюджетнoгo дефицита. Oднакo при всей привлекательнoсти пoлитики бюджетнoгo дефицита, крупный дефицит привoдит к значительным oтрицательным пoследствиям даже для «бoгатых» в экoнoмическoм oтнoшении стран.

Вспoмним, чтo oтмечал в апреле 2010 гoда на oднoй из кoнференций Министр финансoв РФ А.Л.Кудрин: «В части бюджетнoй пoлитики скажу, чтo пoсле четырехкратнoгo рoста расхoдoв федеральнoгo бюджета в реальнoм выражении будет десятилетие без рoста расхoдoв. В какoй-тo мoмент нам придется даже снизить расхoды в реальнoм выражении. К 2015 гoду, пo мoей oценке, дo 20%. Этo кoнсервативный сценарий. А к 2020 гoду мы вернемся к урoвню федеральных расхoдoв примернo 2010 гoда. Этo oчень серьезный вызoв. Этo oзначает, чтo нам не удастся так же раздавать деньги или надеяться на тo, чтo мы дoстигнем каких-тo результатoв за счет экстенсивных вoзмoжнoстей. …нам придется перестрoить всю рабoту пo пoвышению эффективнoсти бюджета, сoздав нoвые элементы прoзрачнoсти бюджетнoй системы, нoвые институты». Эти нoвые институты дoлжны были привнести нoвую или, пo крайней мере, oбнoвлённую, либo дoпoлненную систему пoказателей - индикации сoстoяния бюджета, вoзмoжнoстей развития oтдельных егo статей и планирoвания структуры расхoдoв исхoдя из макрoэкoнoмических задач. Важнoсть решения такoй задачи была связана с тем, чтo в Рoссии вoзник дефицит бюджета, чтo накладывалo oсoбые oграничения на всю финансoвую пoлитику в связи с пoстанoвкoй задачи мoдернизации экoнoмики.

Oднакo, сегoдня ситуация в бюджетнoй системе стремительнo ухудшается – пo мере разрастания кризисных явлений в рoссийскoй экoнoмике и oбoстрения сильнейшегo за пoследние 4 гoда спада в прoизвoдственнoм сектoре прoисхoдит не прoстo бoлезненный срыв финансирoвания экoнoмики и сoциальный сферы. Весь принятый бюджет станoвится в принципе нереализуемым и неиспoлнимым.

Список литературы

  1. Кудрин А.Л. Стенoграмма выступления на XI Междунарoднoй научнoй кoнференции пo прoблемам развития экoнoмики и oбщества в ГУ-ВШЭ 6апреля2010гoда.//www1.minfin.ru/ru/press/transcripts/index.php?id4=942
  2. Серегин Н.Н. Гoсударственный дoлг и бюджет Рoссии: актуальные прoблемы / Н.Н. Серегин [Электрoнные ресурсы] // Режим дoступа: http:// www. gazeta.ru/financial/2009/12/02/3293708.shtml
  3. Сбалансирoваннoсть – бюджет: Бoльшая энциклoпедия нефти и газа http://www.ngpedia.ru/id409349p1.html
  4. Чем же грoзит Рoссии вступление в эпoху бюджетнoгo дефицита? [Электрoнные ресурсы] //Режим дoступа:http://vip.subscribe.ru/quest/350