Войсковые источники электроэнергии. Основные меры и мероприятия, направленные на сохранение и повышение устойчивости функционирования объектов

    принятие неотложных мер по выполнению неотложных работ на объектах энергетики, теплосетей, по обеспечению топливом чттйктпостянтшй и котельных;

    создание резерва автономных источников энергоснабжения на объектах жизнеобеспечения населения и опасных производств.

6. Безопасность газового хозяйства.

    жесткий контроль за соблюдением правил эксплуатации газового оборудования, проведением необходимых ремонтных-работ;

    запрещение заполнения из передвижных газонаполнительных установок газовых баллонов и обеспечение контроля за их техническим состоянием;

    производство приборов безопасности мри использовании газа в быту и на производстве,

    организация работы службы профилактики и контроля за использованием газа в жилых домах.

7. Радиационная безопасность.

    проведение комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, профилактического, воспитательного, общеобразовательного и информационного характера;

    строгий контроль за реализацией государственными органами Республики Казахстан, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами мероприятий по соблюдению норм и правил в области радиационной безопасности;

    осуществление радиационного мониторинга на всей территории республики, осуществление государственных программ ограничения облучения населения от источников ионизирующего излучения.

8. Эксплуатационная надежность зданий и сооружений, предотвращение аварий.

Обследование объектов;

» принятие мер по переселению жильцов из аварийных и ветхих жилых домов;

Обеспечение капитального ремонта жилья, школ и снос не подлежащих ремонту зданий.

9. Безопасность функционирования транспорта.

    обеспечение надежности грузовых и пассажирских перевозок автомобильным, речным, морским, железнодорожным и авиационным транспортом;

    котроль за соблюдением правил перевозки опасных и разрядных

Надлежащее содержание автомобильных дорог и их инженерных сооружений, проезжей части улиц населенных пунктов и технических средств регулирования дорожного движения;

Высокая требовательность к качеству подготовки водителей транспортных средств.

10. Сезонные чрезвычайные ситуации: весенние, предзимние и зимние.

» проведение упреждающих мероприятий но защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера (заморозки, штормовые ветры, засуха, снежные бураны, метели и т.д.).

11. Защита от селей и оползней, паводков и наводнений, состояние дамб, плотин, русел рек.

    обеспечение гарантированной безопасности населения, хозяйственных объектов от паводков, наводнений, снежных лавин, селей, оползней, обвалов, опасных атмосферных явлений и минимизации ущерба при их возникновении;

    своевременная и полная реализация комплекса мероприятий по защите хозяйственных объектов, населенных пунктов от наводнений в соответствии с разработанными областными программами,

    строительство противоселевых и других защитных сооружений согласно генеральных схем защиты;

    обеспечение эксплуатационной надежности существующих противоселевых комплексов и других защитных сооружений.

12. Каспий: изменение уровня и нагонные явления.

    обеспечение надежной защиты населения и хозяйственных объектов от затопления и подтопления водами Каспийского моря;

    обеспечение устойчивого экономического состояния и развития Атырауской и Мангистауской областей;

    организация строительства жилья для переселяемого населения;

    консервация попадающих в зону затопления нефтяных скважин;

    обеспечение экологической безопасности моря и прилегающих территорий.

13. Природные, техногенные и бытовые пожары; готовность к их тушению.

    выполнение профилактических мероприятии;

    соблюдение норм и правил безопасности;

    широкое внедрение технических средств пожаротушения;

    улучшение деятельности службы наблюдения за лесными пожарами.

14. Противоэпидемические мероприятия.

    недопущение эпидемий инфекционных заболеваний и массовых отравлений людей;

    предупреждение завоза и распространения особо опасных и карантинных инфекций;

    введение и снятие карантинно-ограничителъных мер

15. Совершенствование системы информирования, связи и оповещения.

    обеспечение устойчивого управления при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    своевременное оповещение и постоянное информирование населения, центральных и местных исполнительных органов воинских частей Гражданской обороны Республики Казахстан в случае угрозы или возникновения на территории республики стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также в особый период;

    совершенствование оперативной дежурной службы АЧС;

    модернизация технических средств оповещения, связи, автоматизации информирования,

    организация информационных потоков между органами управления Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, а также районами бедствия.

16. Создание аварийно-спасательных служб и формирований.

    обеспечение комплекса мер по подготовке и осуществлению первых действий по экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации для своевременного проведения неотложных мероприятий АЧС и других органов управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

    техническое оснащение формирований и их обучение.

17. Обучение руководителей, специалистов и населения; подготовка кадров; пропаганда знаний; работа со средствами массовой информации.

    обеспечение всеобщей подготовки населения, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности, рабочих и служащих, учащихся и студентов, детей в дошкольных учреждениях к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и установление контроля за их обучением;

    разработка и внедрение учебных программ и методик, учебных пособий по подготовке населения, специалистов, руководителей всех уровней к ЧС.

18. Государственный и местные финансовые, материально- технические, продовольственные и медицинские резервы для чрезвычайных ситуаций.

Создание необходимого количества и номенклатуры материально- технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для жизнедеятельности населения, проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, нормального функционирования хозяйственных объектов при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (Резервы должны создаваться заблаговременно).

19. Автоматизированная информационно-управляющая система в чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение автоматизации процессов управления и информационного обеспечения на всех уровнях (республиканском, областном, ведомственном и объектовом).

    накопление больших объемов информации (паспортов риска территорий и объектов хозяйствования, сведений о силах и средствах ГСЧС, превентивных и оперативных планов действий органов управления по предупреждению и действиям при ЧС и др.);

    оперативность представления полной информации о ЧС и принятие в сжатые сроки управленческих решений (на основе моделирования процессов развития ЧС) по ликвидации последствий.

20. Планы действий центральных и местных исполнительных органов.

Планы должны обеспечивать своевременные и адекватные действия в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.

21. Целевые программы.

Программы должны предусматривать комплексную, научно- обоснованную, эффективную и финансово обеспеченную реализацию мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

22. Законодательная и нормативная база. Содержание:

Необходимо выделить в происходящем процессе реформ законодательства сферу защиты населения и объектов хозяйствования от стихийных бедствий и катастроф в самостоятельную область правового регулирования, разработать ряд законодательных и нормативно- правовых актов для правового обеспечения Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

23. Организация научных исследований в области ЧС. Содержание:

    создание научных основ и методов предупреждения и ликвидации последствий ЧС;

    создание нормативно-технической базы для проведения защитных мероприятий;

    активизация работ по разработке научных основ и методов регионального и локального мониторинга динамики активности опасных стихийных явлений, информационных систем;

    создание банков данных и баз знаний по проблемам стихийных явлений;

    создание кадастра опасных стихийных явлений и очагов их формирования;

    изучение закономерности формирования и распространения опасных стихийных явлений и техногенных катастроф.

24. Международное сотрудничество. Содержание:

Предупреждение и ликвидация ЧС невозможна без тесного взаимодействия с международными организациями и странами- партнерами. Необходимо установить деловые контакты с зарубежными странами по проблемам защиты от стихийных бедствий, аварий и катастроф, организовать совместное сотрудничество по предупреждению и ликвидации природных и техногенных ЧС.

25. Рыночная экономика и чрезвычайные ситуации: Содержание:

Предупреждение ЧС и организация работ по ликвидации их последствий в рыночных условиях

26. Меры военного характера.

Подготовка ГО к функционированию в особый период (секретно).

Заключение

Настоящая программа по обеспечению жизнедеятельности населения и безопасности функционирования объектов хозяйствования Республики Казахстан должна явиться руководством в деятельности по этим вопросам.

Руководящему составу необходимо взять ее за основу при разработке планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определении ключевых показателей, обеспечивающих развитие и контроль функционирования объектов хозяйствования.

Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2014 № 307-ЭС14-6553 по делу № А52-2865/2013

На рынке снабжения электрической энергии долгое время копилась задолженность потребителей Министерства Обороны РФ. При этом, исходя из того обстоятельства, что указанные потребители обслуживались "собственным" гарантирующим поставщиком (ГП) – ОАО "Оборонэнергосбыт", у основного ГП в регионе практически не было возможности повлиять на неплательщиков.

Однако на сегодняшний момент правоприменительная практика встала на сторону поставщиков электрической энергии.

В деле № А52-2865/2013 судами рассматривался преддоговорной спор между обществом "Псковэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт". Основные разногласия между сторонами возникли из-за позиции основного ГП о возможности введения частичного ограничения энергоснабжения воинских частей не ниже уровня аварийной брони, а также о возможности отказа от договора энергоснабжения на основании пункта 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – ОПФРР № 442).

Позиция ОАО "Оборонэнергосбыт" сводилась к обязательности применения к отношениям сторон пункта 1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (далее – Указ № 1173). Таким образом, общество "Оборонэнергосбыт" полагало невозможным вводить ограничения энергоснабжения оборонных объектов, так как указанные действия подрывают безопасность государства.

По мнению ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу Указа № 1173 не допускается не только полное ограничение энергоснабжения военных объектов, но и частичное.

Позиция ОАО "Псковэнергосбыт" заключалась в том, что нормы ОПФРР № 442 являются специальными по отношению к Указу Президента № 1173, поэтому как введение ограничения энергоснабжения, так и отказ от договора энергоснабжения в случае неоплаты поставленной электроэнергии являются законными и обоснованными.

Из этого следует, что ОАО "Псковэнергосбыт" настаивало на возможности введения частичного ограничения энергоснабжения военных объектов.
Следовательно, судам надлежало разрешить конкуренцию между актами Президента и Правительства, чтобы упорядочить отношения с потребителями Минобороны.

В Определении ВС РФ от 19.12.2014 № 307-ЭС14-6553 по делу № А52-2865/2013 Верховный суд согласился с позицией суда кассационной инстанции о верности позиции основного ГП и указал следующее: в соответствии с пунктом 18 ОПФРР № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению (далее – Приложение ), частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Согласно пункту 4 Приложения воинские части Министерства обороны Российской Федерации относятся к категории таких потребителей.

Пунктом 2 Указа № 1173 на Правительство Российской Федерации фактически возложено исполнение требований, содержащихся в пункте 1 Указа.
Далее судом сделан следующий вывод: из буквального толкования пункта 1 Указа № 1173 не следует, что Президент Российской Федерации запретил ограничение режима потребления топливно-энергетических ресурсов выше необходимой нормы (уровня аварийной брони).

В обоснование верности правовой позиции ОАО "Псковэнергосбыт" указано, что пункты 17 и 18 ОПФРР № 442 не признаны недействующими как противоречащие нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой, в частности Указу № 1173. В связи с этим основания для неприменения положений данных пунктов к отношениям сторон отсутствуют.

Как следует из указанного Определения ВС РФ суд придерживается позиции о допустимости применения к потребителям Министерства обороны общих положений действующего законодательства о введении ограничения энергоснабжения и отказа от договора при неоплате электрической энергии.
Таким образом, у поставщиков электрической энергии появился действенный инструмент для оказания давления на неплательщиков Министерства обороны, что будет способствовать усилению платежной дисциплины на рынке.


Считать ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства.
Приложение к правилам определяет категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экологическим, экономическим и социальным последствиям.
Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Правительству Российской Федерации:

  • принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
  • определить источники покрытия задолженности по платежам за использованные ресурсы, отпущенные воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
  • привести в месячный срок свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.
  • Григорьев В.В., Быстров С.В., Бойков В.И., Болтунов Г.И., Мансурова О.К. Цифровые системы управления (Документ)
  • Попова Н.Ф., Попова Н.Н. Специальные административно-правовые режимы (Документ)
  • Полозов А.А., Полозова Н.Н. Модули психологической структуры в спорте (Документ)
  • Кульмач П.П. Якорные системы удержания плавучих объектов (Документ)
  • Холоднов В.А. Системный анализ и принятие решений. Компьютерное моделирование и оптимизация объектов химической технологии в MathCad и Excel (Документ)
  • Кириллов Н.П. Признаки класса и определение понятия технические системы (Документ)
  • Костин В.Н. Электропитающие системы и электрические сети (Документ)
  • Лекции - Основы автоматизации (часть 1) (Документ)
  • Рабочая тетрадь проектировщика Основы проектирования гибридной распрделённой системы видеонаблюдения (Документ)
  • Герасимов С.В., Тульчинский Г.Л. Менеджмент специальных событий (Документ)
  • n1.doc

    политехнический университет
    ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    Завацкий А.В., Полозов П.Ю.

    Системы энергообеспечения

    специальных объектов

    Санкт-Петербург

    Санкт-Петербургский государственный

    политехнический университет

    _____________
    ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    __________________________________________

    Завацкий А.В., Полозов П.Ю.

    Системы энергообеспечения

    специальных объектов
    Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

    курса “Эксплуатация военных передвижных энергоустановок”

    Санкт-Петербург

    Издательство

    Дизель-генератор ДГМ-100. Назначение, устройство и принцип работы. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины курса «Эксплуатация военных передвижных энергоустановок» /А.В. Завацкий, П.Ю. Полозов. СПб.: Изд-во « », 2005. 138 с.

    В методических рекомендациях рассматривается вопросы изучения дисциплины «Дизель-генераторные установки», входящей в курс « Военно-техническая подготовка», раскрываются вопросы устройства и эксплуатации дизельных двигателей и генераторов.

    Предназначено для студентов, обучающихся в высших учебных заведениях России по программам подготовки офицеров запаса.

    © Факультет военного обучения СПб ГПУ, 2005

    Глава 1. 8

    1.1. Назначение, классификация и область применения ДВС. Этапы развития. 8

    1.1.1. История развития ДВС и область применения. 8

    1.1.2. Классификация двигателей внутреннего сгорания. 14

    1.1.3. Маркировка двигателей внутреннего сгорания. 15

    1.2. Принцип работы двигателя внутреннего сгорания. 16

    1.2.1. Принцип работы 4-х тактного двигателя. 16

    1.2.2. Принцип работы 2-х тактного дизеля. 21

    1.3. Назначение, состав, технические данные дизель-генератора ДГМ-100-Т/400А и его устройство. 23

    1.3.1. Назначение дизель-генератора. 23

    1.3.2. Состав дизель-генератора. 23

    1.3.3. Технические данные дизель-генератора. 24

    1.3.4. Технические данные дизеля 1Д20. 25

    1.3.5. Состав дизеля 1Д20. 26

    1.3.6. Устройство дизеля 1Д20. 26

    1.4. Блок-картер и кривошипно-шатунный механизм дизеля 1Д20. 29

    1.4.1. Блок-картер дизеля 1Д20. 29

    1.4.2. Назначение КШМ и коленчатого вала. 30

    1.4.3. Назначение и устройство шатунной группы. 31

    1.4.4. Назначение и устройство поршневой группы. 32

    1.4.5. Уравновешивающий механизм. 33

    1.5. Механизмы газораспределения и передачи. 33

    1.5.1. Головка блока цилиндров. 33

    1.5.2. Механизмы газораспределения. 35

    1.5.3. Механизм передач. 38

    1.6. Система питания топливом. 39

    1.6.1. Назначение, состав и принцип работы системы топливопитания. 39

    1.6.2. Назначение, состав и устройство составных частей системы топливопитания. 40

    1.7. Система смазки. 49

    1.7.1. Назначение, состав и схема работы. 49

    1.7.2. Устройство составных частей. 51

    1.8. Система охлаждения и подогрева. 58

    1.8.1. Назначение, состав и принцип работы системы охлаждения. 58

    1.8.2. Устройство составных частей системы охлаждения. 59

    1.8.3. Система подогрева. 63

    1.9. Система воздухопуска, воздухопитания и низковольтного оборудования. 68

    1.9.1. Система воздухопуска. 68

    1.9.2. Система воздухопитания. 69

    1.9.3. Система низковольтного оборудования. 70

    1.10. Система управления дизелем. 75

    1.10.1. Виды и состав системы управления. 75

    1.10.2. Механизм дистанционного управления. 76

    1.10.3. Блок микропереключателей. 78

    1.10.4. Контрольно-измерительные приборы и датчики. 79

    1.11. Порядок подготовки к пуску и пуск дизеля в различных случаях. 80

    1.11.1. Порядок подготовки дизель-генератора к пуску. 80

    1.11.2. Пуск дизель-генератора с местного щитка управления. 81

    1.11.3. Пуск дизеля в экстренных случаях. 82

    1.11.4. Пуск дизеля при низких температурах окружающего воздуха. 82

    1.12. Работа в автоматическом режиме, контроль за работой и остановка дизель-генератора. 84

    1.12.1. Работа дизель-генератора в автоматическом режиме. 84

    1.12.2. Контроль за работой дизель-генератора. 84

    1.12.3. Остановка дизель-генератора. 86

    2.1.1. Назначение генератора ГСМ-100. 88

    2.1.2.Технические данные генератора. 88

    2.1.3. Состав и устройство генератора. 90

    2.2. Принцип действия генератора. 94

    2.2.1. Принцип действия генератора. 94

    2.2.2. Назначение, устройство системы возбуждения и её состав. 94

    2.2.3. Принцип работы статической системы возбуждения. 94

    2.2.4. Назначение и устройство корректора напряжения. 96

    2.2.5. Параллельная работа генераторов. 97

    2.3. Подготовка к работе и порядок работы генератора ГСМ 100. 97

    2.3.1. Подготовка к работе генератора. 97

    2.3.2. Пуск, работа и остановка. 98

    2.3.3. Меры безопасности при работе. 100

    2.4. Характерные неисправности генератора и методы их устранения. 100

    Плохое качество смазки. 100

    Глава 3. 106

    3.1. Техническое обслуживание дизеля 1Д20. 106

    3.1.1. Виды технического обслуживания. 106

    3.1.2. Перечень операций, выполняемых при ТО-1 и ТО-2. 106

    3.1.3. Сезонное техническое обслуживание. 110

    3.1.4. Техническое освидетельствование после окончания гарантийной наработки. 111

    3.1.5. Уход за масляным и водяным радиаторами. 112

    3.1.6. Зарядка баллона сжатым воздухом. 112

    3.1.7. Указания по уходу за электрооборудованием. 113

    3.2. Возможные неисправности, их причины и способы устранения. 114

    3.3. Обслуживание аккумуляторных батарей. 123

    3.3.1. Характеристики аккумуляторных батарей. 123

    3.3.2. Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние. 126

    3.3.3. Эксплуатация и обслуживание АКБ. 128

    Глава 4. 132

    4.1. Горюче-смазочные материалы. 132

    4.1.1. Топлива для ДВС. 132

    4.1.2. Смазки для ДВС. 133

    4.2. Охлаждающие жидкости для ДВС. 135

    4.2.1. Требования к охлаждающим жидкостям. 135

    4.2.2. Вода и водные растворы. 136

    4.2.3. Низкозамерзающие жидкости. 138

    Глава 5. ДИЗЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ 5И57А 140

    Назначение 142

    Контроль уровня масла 154

    ВАРИАНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ 167

    5.18.2 Работа блока. 178

    5.29 Работа блока синхронизации 194

    5.30 Настройка и подрегулировка БС 195

    24.4.1 Канал токовой защиты 197

    25.1.1 Канал распределения активной мощности 202

    25.1.2 Канал распределения реактивной мощности 202

    25.1.3 Канал контроля обратной мощности 203

    25.2.1 Алгоритм распределения активной мощности между агрегатами 203

    25.2.2 Алгоритм распределения реактивной мощности между агрегатами 203

    25.2.3 Алгоритм контроля обратной активной мощности на агрегате 203

    25.1. Назначение и устройство блока 205

    Канал контроля напряжения 206

    Канал контроля частоты 206

    Канал контроля системы возбуждения 207

    Алгоритм управления восстановлением напряжения 207

    Алгоритм управления восстановлением частоты 207

    Алгоритм контроля возбуждения генератора 208

    ГЛАВА 26. КОМБИНИРОВАННОЕ РЕЛЕ РК-10М. 211

    26.2. Работа изделия 213

    Реле температуры 214

    ГЛАВА 27. ПОДГОТОВКА ДЭС К РАБОТЕ. 215

    Заправка ДЭС топливом 215

    Для ДЭС должно применяться дизельное топливо только тех марок, которые указаны в тех. документации на дизель-генератор (ДЛ, ДЗ, ДА). Заправку ДЭС топливом можно производить при неработающей ДЭС, а также во время ее работы. 215

    Заправка ДЭС маслом 216

    Заправка ДЭС охлаждающей жидкостью 217

    Проверка состояния ДЭС 217

    ГЛАВА 28. ИСХОДНЫЕ УСТАНОВКИ И КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. 218

    28.1. Исходные установки аппаратуры управления 218

    Глава 1. Сокращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

    Глава 2.Назначение, технические данные ДЭС 5И57А. . . . . . . . . . . . . 5

    Глава 3. Условия работы ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

    Глава 4. Состав оборудования и назначение его элементов. . . . . . . . . . 7

    Глава 5. Структурная схема ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

    Глава 6. Команды и сигналы системы автоматики. . . . . . . . . . . . . . . 14

    Глава 7. Функции выполняемые системой автоматики. . . . . . . . . . . . . 18

    Глава 8. Варианты управления ДЭС. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . 19

    Глава 9. Местное управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

    Глава 10. Местное ручное управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

    Глава 11.Состояние главных силовых цепей ДЭС при МУ. . . . . . . . . . . 21

    Глава 12. Алгоритмы управления ДЭС при МУ. . .. . . . . . . . . . . . . . 23

    Глава 13. Дистанционное управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

    Глава 14. Варианты работы ДЭС в автоматическом режиме. .. . . . . . . . . 27

    Глава 15. Состояние главных силовых цепей ДЭС при ДУ. . .. . . . . . . . 29

    Глава 16. Щит шин агрегата. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

    Глава 17. Щит шин ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

    Глава 18. Щит оперативного питания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

    Глава 19. Щит управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

    Глава 20. Пульт управления. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

    Глава 21. Блок управления ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

    Глава 22. Блок синхронизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

    Глава 23. Блок регулирования и токовой защиты. . . . . . . . . . . . . . . . 46

    Глава 24. Блок распределения мощности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

    Глава 25. Блок контроля напряжения и частоты. . . . . . . . . . . . . . . . 52

    Глава 26. Реле комбинированное РК-10М. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

    Глава 27. Подготовка ДЭС к работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

    Глава 28. Исходные установки и контроль функционирования. . . . . . . 62

    Глава 29. Порядок развертывания и свертывания ДЭС. . . . . . . . . . . . 66

    Глава 30. Характерные неисправности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75

    Глава 31. Техническое обслуживание ДЭС. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77

    Совокупность источников электрической энергии ракетного комплекса (РК), силовых трансформаторов, воздушных и кабельных линий электропередачи, распределительных устройств, преобразователей тока и напряжения, средств защиты и управления, вспомогательных устройств и других технических средств, предназначенная для обеспечения потребителей командных пунктов (КП) и пусковых установок ракеты (ПУ) электроэнергией в необходимом количестве требуемого качества при несении боевого дежурства, регламентированного технического обслуживания, при подготовке и в ходе ведения боевых действий.

    Системы электроснабжения классифицируют по следующим признакам: по иерархической структуре последовательной цепи передачи электроэнергии потребителям РК (внешнего, внутреннего и автономного электроснабжения); по назначению (основные, обеспечивающие); по подвижности (стационарные, подвижные); по глубине заложения (наземные, подземные); по автономности (автономные, неавтономные); по защищенности (защищенные, незащищенные); по размещению электро-энергооборудования (в специальном помещении, шахтном сооружении, транспортном средстве); по режиму нейтрали источников питания (глухозаземленная, незаземленная); по роду тока (постоянного, переменного, смешанного) и по ряду других признаков.

    Системы автономного электроснабжения являются элементами командных пунктов и пусковых установок ракет стационарных и подвижных РК. Применяются в качестве основных автономных систем в централизованном и децентрализованном электроснабжении (при отказе систем внешнего и внутреннего электроснабжения) пусковых установок и командных пунктов. Система автономного электроснабжения представляет собой совокупность автономных источников электроэнергии, средств приема электроэнергии, ее преобразования и распределения по потребителям командного пункта, пусковой установки, скомпонованных по блочно-модульному принципу построения, которая обеспечивает: бесперебойное электроснабжение ответственных потребителей системы управления и связи, системы боевого управления командных пунктов, пусковых установок, при несении боевого дежурства, при подготовке и в ходе ведения боевых действий; надежное электроснабжение других технологических и технических средств; электромагнитную совместимость с параметрами электроэнергии системы внутреннего электроснабжения.

    Системы внутреннего электроснабжения являются элементами позиционных районов (ПР) ракетных полков. Применяются как основные неавтономные системы в централизованном электроснабжении элементов ПР ракетного полка. Система внутреннего электроснабжения представляет собой совокупность средств приема, преобразования, получения и распределения электроэнергии промышленной частоты по потребителям, устройств релейной защиты и автоматики и др. средств, которая обеспечивает: надежное электроснабжение потребителей технологического оборудования и технических систем КП, ПУ через системы автономного электроснабжения в режимах боевого дежурства и регламентированного технического обслуживания; повышение качества электроэнергии (напряжения), поступающей от системы внешнего электроснабжения.

    Системы внешнего электроснабжения являются элементами ПР ракетных дивизий. Применяются как вспомогательные системы в централизованном электроснабжении элементов ПР ракетных дивизий от энергосистем. Система внешнего электроснабжения представляет собой совокупность главных и сетевых понизительных подстанций, воздушных линий электропередачи, распределительных устройств, средств защиты от атмосферных и коммутационных перенапряжений, устройств релейной защиты, автоматики и связи, которая обеспечивает: надежное питание систем внутреннего электроснабжения от энергосистем в режиме боевого дежурства с целью сохранения энергоресурса резервных источников питания систем внутреннего электроснабжения и автономных источников питания систем автономного электроснабжения командных пунктов и пусковых установок.

    Бесперебойность электроснабжения потребителей РК, свойство процесса электроснабжения обеспечивать требуемый уровень питания потребителей без разрыва синусоиды питающего напряжения или напряжения постоянного тока при аварийных повреждениях и (или) коммутационных переключениях в системе электроснабжения.

    Надежность электроснабжения потребителей РК, свойство процесса электроснабжения обеспечивать требуемый уровень непрерывного питания потребителей. По условиям обеспечения надежности электроснабжения электроприемники подразделяются на три категории (I, II, III). Ответственные электроприемники РК категории I не допускают перерывов питания (I A), или допускают перерыв на время автоматического включения независимого источника питания (I Б), на время автоматического запуска и приема нагрузки резервными (автономными) источниками питания (I B). Менее ответственные потребители (II и III категорий) допускают более длительные перерывы.

    Электроснабжение, обеспечение потребителей РК электрической энергией требуемого качества в установленном количестве.

    Качество электроэнергии, совокупность свойств электрической энергии, отражающая степень соответствия установленным значениям параметров электрической энергии, количественно характеризующих свойства электрической энергии (частоту, напряжение, форму кривой напряжения), является мерой электромагнитного воздействия системы электроснабжения на приборы, аппараты, средства управления и связи и др., проявляющегося в виде кондуктивных электромагнитных помех. Снижение качества электроэнергии в С.Э. РК может привести к заметным изменениям режимов работы электроприемников и в результате – к ухудшению качества сигналов АСБУ, сокращению срока службы электрооборудования, повышению вероятностей аварий и т.п. В реальных С.Э. РК поддержание качества электроэнергии в заданных пределах обеспечивается автоматическим регулированием отдельных показателей качества.

    Показатель качества электроэнергии, характеристика качества электроэнергии по одному или нескольким ее параметрам: отклонение частоты, установившееся отклонение напряжения, коэффициент искажения синусоидальной кривой напряжения, коэффициент несимметрии напряжения по обратной и нулевой последовательности, длительность провала напряжения и др.

    Режим нейтрали, состояние нейтрали – общей точки обмотки генератора, силового трансформатора или электродвигателя в зависимости от способа соединения с заземляющей конструкцией электроустановки: глухозаземленная, изолированная или компенсированная нейтраль. В С.Э. РК стационарного базирования используется режим глухозаземленной нейтрали для упрощения локализации неисправного участка и обеспечения безопасности личного состава. Агрегаты мобильных РК выполняются с изолированной нейтралью для повышения надежности электроснабжения, при условии допустимости замыкания одной из фаз на землю или корпус агрегата в процессе электроснабжения потребителей.

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    В тусклом свете заполярного дня по заснеженной тундре пунктирной линией ползет колонна гусеничного транспорта: бронетранспортеры охраны, вездеходы с персоналом, цистерны с топливом и… четыре загадочные машины внушительных размеров, похожие на могучие железные гробы. Наверное, так или почти так выглядело бы путешествие мобильной атомной электростанции к Н-скому военному объекту, который стережет страну от вероятного противника в самом сердце ледяной пустыни…

    Корни этой истории уходят, разумеется, в эпоху атомной романтики - в середину 1950-х. В 1955 году Ефим Павлович Славский - один из корифеев атомной промышленности СССР, будущий глава Минсредмаша, прослуживший на этом посту от Никиты Сергеевича до Михаила Сергеевича, - посетил ленинградский Кировский завод. Именно в беседе с директором ЛКЗ И.М. Синевым впервые прозвучало предложение о разработке мобильной атомной электростанции, которая могла бы питать электроэнергией гражданские и военные объекты, расположенные в отдаленных районах Крайнего Севера и Сибири.

    Эскизный проект станции появился в 1957 году, а уже два года спустя было произведено специальное оборудование для постройки опытных образцов ТЭС-3 (транспортируемой электростанции).

    Одним из главных факторов, которые приходилось учитывать авторам проекта при выборе тех или иных инженерных решений, была, разумеется, безопасность. С этой точки зрения оптимальной была признана схема малогабаритного двухконтурного водо-водяного реактора. Вырабатываемое реактором тепло отбиралось водой под давлением 130 атм при температуре на входе в реактор 275°С и на выходе - 300°С. Через теплообменник тепло передавалось рабочему телу, в качестве которого также выступала вода. Образовавшийся пар приводил в движение турбину генератора.

    Активная зона реактора была спроектирована в виде цилиндра высотой 600 и диаметром 660 мм. Внутри помещались 74 тепловыделяющие сборки. В качестве топливной композиции решили применить интерметаллид (химическое соединение металлов) UAl3, залитый силумином (SiAl). Сборки представляли собой два коаксиальных кольца с этой топливной композицией. Подобная схема была разработана специально для ТЭС-3.

    В 1960 году созданное энергетическое оборудование смонтировали на гусеничном шасси, позаимствованном у последнего советского тяжелого танка Т-10, который производился с середины 1950-х до середины 1960-х годов. Правда, для ПАЭС базу пришлось удлинить, так что энергосамоход (так стали называть вездеходы, перевозящие атомную электростанцию) имел десять катков против семи у танка.

    Мощность турбогенератора станции 1,5 тыс. кВт, однако три ее парогенератора могут давать пар давлением 20 ат и температурой 285°С в количестве, достаточном для получения мощности на валу турбины до 2 тыс. кВт. Конечно же как и любой ядерный реактор — реактор «ТЭС-3» «производил» огромное количество радиоактивного излучения, поэтому во время работы станции вокруг первых двух самоходов сооружался земляной вал, который защищал персонал от излучения.

    В августе 1960 года собранную ПАЭС доставили в Обнинск, на испытательную площадку Физико-энергетического института. Меньше чем через год, 7 июня 1961 года, реактор достиг критичности, а 13 октября состоялся энергетический пуск станции.

    Испытания продолжались до 1965 года, когда реактор отработал свою первую кампанию. Однако на этом история советской мобильной АЭС фактически закончилась. Дело в том, что параллельно знаменитый обнинский институт разрабатывал еще один проект в области малой атомной энергетики. Им стала плавучая АЭС «Север» с аналогичным реактором. Как и ТЭС-3, «Север» проектировался преимущественно для нужд энергообеспечения военных объектов. И вот в начале 1967 года Министерство обороны СССР решило отказаться от плавучей атомной станции. Заодно были остановлены работы и по наземной мобильной энергоустановке: ПАЭС была переведена в стояночный режим. В конце 1960-х появилась надежда на то, что детищу обнинских ученых все-таки найдется практическое применение. Предполагалось, что атомная станция могла бы использоваться в нефтедобыче в тех случаях, когда в нефтеносные слои требуется закачать большое количество горячей воды, чтобы поднять ископаемое сырье ближе к поверхности.

    Рассматривали, к примеру, возможность такого использования ПАЭС на скважинах в районе города Грозного. Но даже послужить кипятильником для нужд чеченских нефтяников станции не удалось. Хозяйственная эксплуатация ТЭС-3 была признана нецелесообразной, и в 1969 году энергоустановку пол-ностью законсервировали. Навсегда.

    Как это ни удивительно, но с кончиной обнинской ПАЭС история советских мобильных атомных электростанций не прекратилась. Другой проект, о котором несомненно стоит рассказать, представляет собой весьма курьезный пример советского энергетического долгостроя. Начало ему было положено еще в начале 1960-х, но некий осязаемый результат он принес лишь в горбачевскую эпоху и вскоре был «убит» резко усилившейся после чернобыльской катастрофы радиофобией. Речь идет о белорусском проекте «Памир 630Д».

    Мобильная АЭС «Памир» предназначалась для военных нужд — электроснабжения радаров ПВО в условиях, когда штатные системы питания будут уничтожены ракетным нападением. (Впрочем, как и большинство военной продукции, «Памир» имел второе — гражданское — назначение: использование в районах стихийных бедствий).

    Поэтому при относительно небольшой мощности реактора (0,6 МВт (эл.)) предъявлялись высокие требования к его компактности и — особенно — к надёжной системе охлаждения.

    После многолетних изысканий конструкторы создали для «Памира» уникальный газоохлаждаемый реактор на основе четырёхокиси азота, работающий по одноконтурной схеме. На одной загрузке топлива он мог работать до пяти лет.

    За экспериментами и испытаниями шли годы, и те, кто задумывал «Памир» в начале 1960-х годов, смогли увидеть свое детище в металле лишь в первой половине 1980-х.

    Как и в случае с ТЭС-3, белорусским конструкторам понадобилось несколько машин для размещения на них своей ПАЭС. Реакторный блок монтировался на трехосном полуприцепе МАЗ-9994 грузоподъемностью 65 т, в роли тягача для которого выступал МАЗ-796. Кроме реактора с биозащитой в этом блоке размещались система аварийного расхолаживания, шкаф распределительного устройства собственных нужд и два автономных дизель-генератора по 16 кВт. Такая же связка МАЗ-767 - МАЗ-994 везла на себе и турбогенераторный блок с оборудованием электростанции.

    Дополнительно в кузовах КРАЗов передвигались элементы системы автоматизированного управления защиты и контроля. Еще один такой грузовик перевозил вспомогательный энергоблок с двумя стокиловаттными дизель-генераторами. Итого пять машин.

    «Памир-630Д», как и ТЭС-3, был рассчитан на стационарную работу. По прибытии на место дислокации монтажные бригады устанавливали рядом реакторный и турбогенераторный блоки и соединяли их трубопроводами с герметичными сочленениями. Блоки управления и резервная энергоустановка ставились не ближе 150 м от реактора, чтобы обеспечить радиационную безопасность персонала. С реакторного и турбогенераторного блока снимали колеса (прицепы устанавливались на домкратах) и отвозили их в безопасную зону. Все это, конечно, в проекте, ибо реальность оказалась иной.

    Для увеличения нажмите на картинку

    Станция успешно прошла заводские испытания, и к 1986 году было изготовлено уже две АЭС «Памир». Но они не успели отправиться к местам службы. После Чернобыльской аварии, на волне антиядерных настроений в Белоруссии, проект был закрыт, а все восемь готовых трейлеров с оборудованием пошли «под нож».