На чем печатать фотографии для выставки. Как организовать свою первую выставку: советы профессионального художника

». Сегодня мы поговорим о том, какие материалы используются для качественного оформления фотографий, чем они отличаются друг от друга.

Перед нами — базовая схема оформления произведений изобразительного искусства. Существуют более сложные оформительские схемы, однако мы не будем их рассматривать в этой статье, т.к. они редко использутся в реальной практике, особенно применительно к фотографии, и в любом случае выходят за рамки оформления музейно-галерейного уровня.

В основе оформительской схемы лежит так называемый базовый «бутерброд», состоящий из четырех слоев. Сверху вниз:

1) Картон с вырезанным окном паспарту
2) Сама фотография
3) Клеевая основа или монтажная лента
4) Задний (подложный) картон


Такой «бутерброд» сам по себе может являться законченным произведением искусства, если он выполнен по специальным технологиям из специальных материалов, обеспечивающих хранение отпечатка в течение длительного времени. Оформление в виде «бутерброда» часто используется для портфолио фотографа, хранения фотографий в частных коллекциях и запасниках музеев. Именно в виде такого бутерброда отпечатки часто продаются на аукционах, в галереях и даже в обычных туристических и книжных магазинах.

При этом авторская подпись и информация об отпечатке (тираж, номер копии, дата съемки негатива, дата печати), а также сертификационные штампы даркрума/галереи (иногда штампы и автографы печатника и мастера-оформителя) ставятся на его задней части.


Раму и стекло оформленный «бутерброд» получает, как правило, уже тогда, когда требуется выставить фотографию на обозрение — в музее, галерее, на выставке, для приватного просмотра или для оформления интерьера. При этом чаще всего рамку подбирает под свой вкус и задачи покупатель фотографии, а не автор.


Таким образом, в разных случаях могут отсутствовать или присутствовать разные слои представленной оформительской схемы. В общем виде любой слой является опциональным. Даже в базовом «бутерброде» может отсутствовать, скажем, паспарту.


Именно такое оформление предпочитал, например, известный фотограф Ансель Адамс. Более того, он считал, что автор не закончил свою работу, если не смонтировал фотографический отпечаток на картон, и подписывал именно картон с прикатанным отпечатком, а не отпечаток. Паспарту при этом он использовал редко.

Чуть забегая вперед, хочу отметить, что вопреки бытующему мнению о дороговизне оформления в качественные бескислотные материалы, при грамотном подходе стоимость таких услуг не является запредельной. Например, в лаборатории SREDA Film Lab приведенные выше изделия размером 30х30 см обходятся заказчикам всего в 1216 руб (с паспарту) и 601 руб (без паспарту).

Оформление на картоне без паспарту, подходит также для работ, которые содержат подпись на техническом белом поле отпечатка. Впрочем, для такого случая не представляет труда добавить паспарту таким образом, чтобы белая рамка с подписью оказалась не прикрыта им. Именно для этого опытные фотографы ставят подпись ближе к краю изображения и оставляют белое пространство снизу подписи.


Если говорить о качественном оформлении фотографии, которую предполагается сохранить на будущее или продать, принципиальное значение имеет картон и клеевая основа, из которых изготавливается базовый «бутерброд». Именно с его описания и начнем.

Картон для паспарту

Профессионалы оформления выделяют три категории качества картона для паспарту: стандартный,консервационный и музейный хлопковый.

Консервационный и музейный картоны используются для оформления произведений искусств, которые следует сохранить на будущее. Стандартный картон подходит для оформления изображений, не представляющих художественной ценности, а также для оформления работ, не требующих длительного хранения (например, для одноразовых выставок).

Для качественного оформления фотографических отпечатков вместо картона никогда не используют такие материалы как стандартный пенокартон, МДФ, ДВП, макулатурный, переплетный картон, аллюминиево-графитовый композит «дибонд» и т.д.

Стандартный картон

Обычно производится из неочищенной древесной массы. Несмотря на то, что некоторые виды стандартного картона очищены до определенной степени, они все равно не соответствуют консервационным стандартам. Древесная масса содержит лигнин, который со временем способствует повышению кислотности материала. Кислота проявляется в виде коричневых пятен на поверхности картона, которые со временем могут мигрировать на саму картину, особенно в углах окон паспарту.

Самую большую угрозу для произведения искусства представляет использование стандартного картона в качестве основного паспарту и подложки. Даже картон, обработанный карбонатом кальция до рН-уровня более 7, не подходит для консервационного оформления, так как подобная обработка только откладывает во времени выход кислоты.

Консервационный картон

Консервационный картон производится из древесной массы, прошедшей процесс химической очистки, после которой в ней остается лишь небольшое содержание лигнина. Консервационный картон не должен содержать переработанных отходов и может включать в себя элементы хлопковых волокон. Встречается как в однослойном, так и в трехслойном виде. Если это трехслойный картон, то и бумага, которая в нем используется, и сердцевина должны быть консервационного качества.

Консервационный картон всегда обрабатывают карбонатом кальция для того, чтобы восстановить его щелочной уровень. Изначально рН должен быть около 8,2. Как и в музейном хлопковом картоне, рН-уровень имеет тенденцию к незначительному снижению (согласно синтетическим тестам по искусственному «состариванию» на 100 лет). Консервационный картон представлен более широким выбором цветов, чем музейный хлопковый картон.

Консервационный картон обладает значительно более низкой степенью воздействия на произведение искусства и подходит для оформления фотографий с сохранностью без изменений в течение длительного времени (25-50 и более лет согласно синтетическим тестам).

Музейный хлопковый картон

Производится из 100% хлопковых волокон и не содержит отходов. Хлопковые волокна — чистый вид целлюлозы, который не содержат лигнин. В этом основное преимущество музейного картона, который позволяет сохранять фотографии в течение 100-200 лет и более согласно синтетическим тестам.

Процесс переработки хлопковых волокон в бумажную целлюлозу очень прост, а так как они изначально белые, им практически не требуется отбеливание, в отличие от древесной массы. В большинстве случаев музейный хлопковый картон обрабатывается карбонатом кальция для повышения его щелочного уровня. Это необходимая мера защиты от вредного воздействия окружающей среды, кроме того, это помогает замедлить естественные процессы старения.

При производстве музейного хлопкового картона используются максимально чистые материалы — органические красители, щелочные связки, клеи из натурального крахмала и воды, без содержания квасцов и других загрязнителей.

Изначально рН-уровень музейного картона составляет от 7,5 до 8,5, и со временем эти показатели снижаются очень незначительно (согласно проведенным тестам по искусственному «состариванию» на 100 лет).

Музейный хлопковый картон бывает однослойным и трехслойным, но представлен в ограниченной цветовой гамме. Выбор цветов консервационного картона больше.

Картон, сделанный из хлопковых волокон, с облицовкой консервационного качества считается консервационным, так как музейный картон должен состоять исключительно из хлопковых волокон и не содержать древесной массы.

Наивысший уровень консервационного оформления предполагает работу с музейным картоном. Однако синтетические тесты на старение показали, что его свойства немного лучше, чем у консервационного картона, а цена значительно выше. Поэтому многие профессионалы используют консервационный картон на протяжении многих лет и доверяют ему.

Задний картон

Все популярные материалы для заднего картона и усиливающих задников (МДФ, ДВП, макулатурный, переплетный картон, стандартный пенокартон, аллюминиево-графитовый композит «дибонд» и т.д.) содержат кислоту и примеси, которые угрожают произведению искусства. Поэтому для консервационного оформления, предполагающего сохранность в течение длительного времени, очень важно, чтобы сзади к картине прилегала подложка, выполненная из специальных бескислотных материалов. К таким материалам относятся бескислотный картон и бескислотный пенокартон.

Стандартные (небескислотные) задники не желательно, но можно использовать для усиления общей жесткости оформительской конструкции (например, в случае больших работ). Однако в этом случае между ними и изображением должна находиться подложка из бескислотного задника. Для большинства работ средних и малых размеров достаточно бескислотного задника без дополнительного усиления.

Обычно для задника используется картон 2 мм толщиной, но для крупных работ может потребоваться картон толщиной 2,5-6 мм.

Специальный бескислотный задний картон поставляется в наиболее востребованных толщинах 2 и 2,5 мм. Он производится из специального сырья, дополнительно буферизирован до бескислотного уровня, обладает хорошей жесткостью и не дает усадки в термопрессе. Этот вариант является решением для оформления ценных произведений искусства.

Для работ небольших и средних размеров в качестве бескислотного задника может использоваться тот же бескислотный картон, что и для паспарту.

Клеевые основы

Существует несколько способов монтажа фотоотпечатка между паспарту и задним картоном. Наиболее популярный — с помощью Т-образных подвесок из клейкой бумаги с водорастворимым клеевым слоем или из самоклеящейся водообратимой ленты. Использование любого скотча, маскировочной, посылочной или строительной ленты недопустимо даже для оформления в стандартный картон, поскольку клеевые основы таких материалов крайне агрессивны по отношению к фотографическому отпечатку.

В случае консервационного оформления в бескислотный картон для Т-образных подвесок используется исключительно консервационная лента высокого качества, очищенная от кислоты. Работа при этом прикрепляется к подложке (заднику), а не к паспарту. Также для качественного оформления используют специальные бескислотные монтажные уголки, пластины, иногда — натуральные (как правило, сваренные вручную) клеи и специальные бескислотные термоклеевые основы.

Именно прикатка в термопрессе считается на сегодняшний день наиболее качественным способом монтажа фотографии в «бутерброд». Этот способ позволяет получить плотное прилегание снимка по всей поверхности картона без нарушения структуры отпечатка. При этом, если используются бескислотные термоклеевые основы и бескислотный картон, обеспечивается сохранность отпечатка на долгие годы согласно консервационному или музейному уровню оформления (в зависимости от типа используемого картона).


Различают два вида термоклеевых основ — необратимые и обратимые. Первые предполагают неразборный монтаж фотографии в «бутерброд» из отпечатка, паспарту и задника, который и становится произведением искусства. Сертифицирующий штамп лаборатории (мастерской, галереи), информация о работе, негативе, лимитированном тираже, номере копии и авторская подпись фотографа (иногда также мастера ручной печати) ставятся в таком случае на картон — иногда спереди на паспарту, но как правило на заднюю часть.

Обратимая термоклеевая основа используется в тех случаях, когда необходимо оставить теоретическую возможность разборки «бутерброда» в будущем (это производится путем повторного его нагревания в термопрессе). Такие клеевые основы значительно дороже и в реальной практике используются редко.

Рамы

Так как в оформленной работе рама не контактирует непосредственно с фотоотпечатком, требования к уровню ее кислотности значительно ниже, чем к картонам и клеевым основам. Однако с эстетической точки зрения различают так называемые «музейные» варианты рам, которые обычно используются в галереях, музеях, при продаже работ на аукционах и среди коллекционеров искусства.


Такие рамы почти всегда имеют простой прямой (не скругленный) профиль и окрашены в простые цвета — черный, белый.


В деревянных рамах также используется обработанное, но некрашеное дерево и иногда (реже) вариации его натуральных оттенков. В алюминиевых рамах используются металлические цвета — серебристый, платиновый, редко золотистый. Глянцевые покрытия (лак) обычно не используются, предпочтение отдается матовым поверхностям. Пластиковые рамы для качественного оформления фотографий не используются.

Музейные коллекции багетных рам, как правило, предлагают ограниченный выбор, сводящийся к 20-30 вариантам. Рамы варьируются по материалу (алюминий, дерево), цвету (черный, белый, серебряный), толщине и глубине. Наиболее востребованы тонкие рамы, т.к. обычно они меньше всего отвлекают внимание зрителя от самого произведения искусства.


Вложенные и многосоставные, а также рамы из сложного профиля для консервационного и музейного оформлений фотографий практически никогда не используются.

Стекло

Различают три вида стекла для оформления фотографий — обычное, безбликовое и музейное. Ключевое отличие музейного стекла от безбликового заключается в наличии защитного UV-слоя (с индексом от 70 и выше) и вместе с тем в повышенной оптической прозрачности. Для музейного уровня оформления рекомендуют использовать стекла, которые блокируют 90% и более УФ-лучей, за исключением случаев, если картина будет висеть в музее, в котором УФ защита уже обеспечена. Очищают музейные стекла деонизированной водой, допускается также использование технического этилового спирта.

Безбликовое стекло не обладает УФ-защитой, поэтому не может быть использовано для консервационного и музейного уровней оформления. Обычное стекло используют только для бытового оформления интерьеров.

Стоимость музейного стекла, как правило, очень высока. Поэтому в качестве альтернативы последнее время все чаще используют специальное виды органического стекла, выпускаемого под марками Plexiglass, Acrylite и др. Это специальным образом обработанное оргстекло, обладающее всеми основными свойствами музейного, при этом в 1,5-2 раза дешевле. Единственный недостаток оргстекла — его податливость к царапанию. Вместе с тем, благодаря своим гибким свойствам, оргстекло не бьется и, в частности, менее чувствительно к толщине рамы и перевешиванию картин с места на место. Отсутствие боя такого стекла в производственном процессе также благотворно влияет на его относительно низкую стоимость.

Для того, чтобы снизить вероятность появления царапин на оргстекле, его протирают специальными оптическими салфетками, иногда с использованием специальных жидкостей. Однако со временем оргстекло может в некоторой степени помутнеть, в таком случае рекомендуется его замена.

Активно использует оргстекло Plexiglass для оформления фотографий при их продаже, например, агентство Magnum Photos.

Материалы подготовлены на базе даркрума, лаборатории и оформительской мастерской SREDA Film Lab . В следующих статьях мы поговорим о том, как правильно вырезать паспарту, промывать баритовые отпечатки, как работает термопресс, что такое обращаемость монтажа, как грамотно сертифицировать и подписывать фотографии и о многом другом. Оставайтесь на связи!

Возможно у вас накопилось достаточное количество фоторабот, чтобы организовать фотовыставку, но как их оформить? На данный момент многие центры фотопечати предлагают такую услугу, как оформление фотографий в паспарту. Оформленная подобным образом фотография выглядит более эффектно, за счет боковых полей изображение отделяется от окружающей обстановки и становится отдельным объектом, который привлекает к себе внимание.

Как в домашних условиях грамотно оформить вашу фотографию в паспарту? Рассмотрим два способа, первый — путем наклейки фотографии на паспарту, а второй — вырезание окна в паспарту.

Итак, что такое паспарту?
Это многослойный картон для оформления фотографий различной толщины от 0,8 мм до 3 мм. В художественных магазинах Вы можете подобрать паспарту любого цвета, но чаще всего используется белый, который имеет множество оттенков. Также обратите внимание на поверхность, она бывает как ровной, так и с текстурой. Экономить на паспарту не стоит, картон плохого качества быстро выцветает и портится и может заодно испортить внешний вид вашей фотографии. По размерам лучше покупать листы 80 на 100 см, так получается более экономично.

Наклейка фотографии на паспарту.
Имеем отпечаток размером 11 на 15 см (у меня такой), какие должны быть поля, чтобы изображение смотрелось выигрышно?
Здесь точных установок нет, но есть общие правила – при горизонтальном формате — боковые поля должны быть равными и большими, чем верхнее и нижнее поле, а при вертикальном формате верхнее и нижнее поле должны быть больше боковых полей. Для данного формата фотографии возьмем поля равными 5 см, таким образом, боковые поля у нас будут по 5 см, верхнее 4 см, а нижнее 6 см.
Почему так?
Фотографию на листе нужно размещать не в физическом центре листа, а в оптическом, что выглядит более гармонично. Поэтому верхнее поле должно быть немного меньше нижнего.
Также существует геометрический способ нахождения оптического центра, сейчас мы проверим, насколько я был прав в своих расчетах.
Итак – у нас лист паспарту размером 25 на 20 см. (рис.1) Совместим левый верхний угол фотографии с левым верхним углом паспарту. Далее замеряем расстояние от точки А до точки В и делим это расстояние пополам и из этой точки опускаем перпендикуляр вниз.


Рис.1

Затем замеряем расстояние от точки С до точки Е, делим аналогично пополам и проводим параллельную прямую относительно нижнего края паспарту. Из точки С проводим диагональ в точку P. Точка пересечения двух прямых I и есть та координата в которую мы поместим правый нижний угол снимка.
Поместив нашу фотографию в оптический центр паспарту. (рис.2) и сняв расстояния получаем, что боковые поля будут равны 5 см, верхнее поле 3,5 см, а нижнее 6,5 см. Каким способом вычисления пользоваться — на глаз или геометрическим решать Вам. 🙂


Рис.2

Далее карандашиком помечаем вершины фотографии на паспарту и переворачиваем фотографию, приклеить ее можно резиновым клеем, он не портит фотографию и при этом легко снимается, достаточно потереть его пальцем, он скатывается в клубок. Или можно воспользоваться двусторонними стикерами для фотографий, либо уголками. В финале, Вы можете оформить вашу фотографию с паспарту в деревянную рамочку.

Паспарту с окном.
Надо признать, что данный способ оформления фотографий дороже, но результат того стоит.
Что нам нужно: лист толстого картона и тонкого, карандаш, ластик, линейка, нож для резки паспарту, уголки для фотографий или двусторонние стикеры, бумажный скоч, мелкая наждачная бумага, макетный нож, возможно резиновый коврик.
Итак начнем:
С размером паспарту мы уже определились, так что осталось вырезать два листа одного размера, тонкий у нас пойдет на подложку, а верхних толстый на окно. (Рис.3) Предварительно положите, что-либо на стол, чтобы не испортить поверхность оного при обрезке.


Рис.3

Далее берем толстый лист паспарту переворачиваем лицевой стороной вниз и чертим наше окно учитывая поля – боковые по 5 см, верхнее 3,5 см, нижнее 6,5 см. Если хотим чтобы края паспарту заходили на фотографию, то вычитаем по 3 мм. У меня на ноже есть метчик, который позволяет начертить ровный прямоугольник заданной длины и ширины.


Рис.4

Затем берем нож для резки паспарту (пользуюсь ножом компании Logan mod.4000), c помощью такого ножа на поверхности картона делается вырез под углом 45 градусов, и делаем аккуратный надрез с 4 сторон. (Рис.5)


Рис.5

Надо сказать, что скос создает впечатление плавного перехода от паспарту к изображению. В этой работе лучше не торопиться и делать все медленно и плавно. После вырезания – выдавливаем окно и обрабатываем скос аккуратно наждачной бумагой. (Рис.6)


Рис.6

Берем нашу фотографию и помещаем в оптический центр паспарту подложки. Если будем использовать уголки, то можно фотографию придавить чем-то тяжелым, чтобы не сдвинулась и приклеить уголки к паспарту. Данный способ крепления позволяет безболезненно менять фотографии в вашей экспозиции.
Теперь можно соединить нижнюю часть паспарту с паспарту с окном при помощи бумажного скотча с верхней стороны. Крепление должно быть с внутренней стороны.


Рис.7

Вуаля – наше творение готово, осталось только подобрать достойную рамочку (рис.7)

2009 © Давид Федулов

Судя по тем письмам, которые вы, дорогие читатели моего блога, мне присылали, тема многим очень интересна. Поэтому сегодня поговорим о такой составляющей фотовыставки, как оформление фотографий.

Размер фоторабот

Тут сложно сказать, какой размер самый лучший. Все зависит от тематики вашей выставки. Например пейзажные фотоработы смотрятся отлично на больших форматах, когда длинна фотографии составляет полтора два метра. Большой размер позволяет, как бы, шагнуть внутрь фотографии, окунуться в нее. Рассмотреть все детали как ближнего, так и дальнего плана. Свадебные фотографии оптимально смотрятся в стандартных размерах 30*45 и 40*60. Для портретных фотографий, жанровых фотографий достаточно размеров 20*30. В некоторых случаях, могут использоваться работы и меньшего размера.

Варианты оформления

До недавнего времени было два способа подачи фотографий на фотовыставке. Сейчас можно сказать что их стало три.

Паспарту, рамка — Классика жанра.

Что может быть проще, чем просто напечатанная фотография. Проще нет, но лучше может быть, если эта фотография оформлена правильным образом. За более ста лет существования фотографии, мало что изменилось. Все так же красиво смотрится качественная , ну и конечно паспарту. Если хочется большего шика, то можно добавить стильную рамочку. Но самый простой и стильный вариант остается фотогарточка и паспарту. Как правилработы в таком исполнеии вешают на леску.

Если вы решили оформить вашу фотоработу таким образом, помните о том, что рамка нужна большего размера, чем фотография. Если фото 20*30 то рамку надо брать 30*40. Пустое поле, вокруг фото, поглотит паспарту.
НА самом деле рамочка это уже дело вкуса. Но надо понимать что фотографию в рамочке не так просто закрепить на стене. крепление должно буть надежное, иначе картинка может упасть. Как правило это гвоздик в стене.

Стоимость одной работы навскидку складывается из следующих факторов:
Печать фото — 20*30 примерно 30-40 р
Паспарту 30*40 с вырезом под фото размером 20*30 – где-то 100р
Фоторамка со стеклом, размер 30*40 около 300р (стоимость зависит от багета, я взял достаточно простой вариант)
Крепежи – 10р
Итого оформление одной работы получается от 400р

Плюсы классического оформления
-стильно
-красиво
-паспарту подчеркивает фотографию, направляет взгляд зрите туда, куда надо
-стекло защищает фото от прикосновений
-если без рамки и стекла, недорого, малый вес
-удобство хранения

Минусы
— тяжелые (если с рамочкой и стеклом)
— хрупкие (стекло может разбиться)

Печать на пенокартоне

Пенакартон — это современный материал. Очень удобен в эксплуатации. Представляет собой твердую но очень легкую основу, с одной стороны имеет липкую сторону, на которую можно наклеить (накатать) фотографию. Фото получается без паспарту, но есть возможность одеть пенакартоy в багет, тем самым превратив его подобие картины. Фотографии на пенакартоне выглядят отлично. Сейчас большинство фотовыставок оформляются именно таким образом, в основном из-за своей практичности, надежности и легкости. Фото на пенакартоне весит около ста граммов. Очень прост в установке. не пачкается, в отличии от фото с паспарту. Его запросто можно повесить на стену на двусторонний скотч и он будет держаться. Пенакартон отлично подходит для .


Стоимость, одной фотографии накатанной на пенакартон, составляет примерно 250р (размер 20*30)

Плюсы
— малый вес
— легкость в транспортировке и установке
— хорошо хранится.

Минусы
-Со временем клей высыхает и фото может отстать от твердой основы. Лечится подклеиванием

Печать на холсте

Последнее время печать фото на холсте стала весьма популярной, причем настолько, что ее стали использовать при оформлении фотовыставок. Фото, напечатанное на холсте выглядит поистине круто. Зритель смотрит на фото, а видит картину. Выглядит очень эффектно и дорого. Особенно подходит для выставок свадебного содержания. Требует багета, причем качественного, иначе смотрится незакончено. Багет увеличивает стоимость и без того не дешевого удовольствия.

В гардеробе Центра фотографии им. братьев Люмьер почти не осталось свободных мест. Эдуард Литвинский наблюдает за гостями, стоя на ступеньке у прохода в залы. Кажется, открытие выставки чешского фотографа Иржи Тондла удалось: один город, два среза времени — повседневная жизнь Ленинграда 1970-х и Санкт-Петербурга начала 2000-х. «Настоящая выставка — это не набор обрамленных фотографий, а идея, история, концепция, — рассуждает владелец центра. — Мы даже печатаем под каждый проект тетрадочку для отзывов и храним ее».

Литвинский — опытный предприниматель, президент группы компаний «Русский проект», продающей оборудование для продовольственной торговли и ресторанного бизнеса: от весов и овощерезок до холодильных камер, конвекционных печей, кассовых кабин и барных стоек. Оборот «Русского проекта» он не раскрывает (по данным СПАРК, выручка только одной из компаний группы, «РП-ритейл», превышает 1 млрд рублей). Выручка Центра фотографии, открывшегося в марте 2010 года, — 40 млн рублей. На его создание в целом потрачено 30 млн рублей. Для Эдуарда это не диверсификация бизнеса, но и не прихоть состоятельного человека, которому не жаль денег на свое увлечение. Вместе с женой Натальей он организовал работу центра так, чтобы тот развивал себя сам — выставки фотографии способны приносить прибыль.

Как получилось, что от торговых стеллажей Литвинский перешел к экспозициям? «Русский проект», основанный в 1990 году, благополучно пережил первый российский кризис (в 1998 году оборот группы составлял 2,8 млрд рублей, а ее филиалы появились в полутора десятках городов России). «Трудно назвать розничную сеть, с которой мы не работали, — рассказывает Литвинский. — Появился ресторанный рынок — занялись ресторанами. Накапливали компетенции в технологическом проектировании, обслуживании оборудования, и это вывело наш бизнес на новый уровень. В общем, дела шли неплохо».

Как-то летом 2001 года Эдуард и Наталья обедали в загородном ресторане с приятелем — арт-директором галереи «Дача» Марком Патлисом. Речь зашла о фотографии. Отец Литвинского был профессиональным фотографом, и Эдуард с детства любил фотоискусство. Слово за слово, возникла идея: почему бы не открыть фотогалерею? Именно таких мест, где на продажу выставляются работы, отпечатанные и оформленные по всем правилам, в Москве еще не было.

Подходящее помещение нашлось в Центральном доме художника. На стенах умещалось до 40 фотографий, но больше и не требовалось. Галерею назвали в честь братьев Люмьер, позаимствовав громкую фамилию у родоначальников кино (имена изобретателей фото мало кто знал). Соответственно, ставка была сделана на старую фотографию. Первым покупателям предлагались «винтажи» из коллекции Льва Бородулина, репортера советского «Огонька». Эдуарду и Наталье удалось купить часть архива Эммануила Евзерихина, снимавшего яркие события 1930-х и битвы Великой Отечественной. Осенью 2002 года они устроили выставку его избранных кадров. Через полгода — выставку Бориса Игнатовича, одного из основоположников «новой волны» в довоенном фото. Выставки не приносили дохода (входные билеты продавал сам ЦДХ), но привлекали внимание к маленькой галерее.

Разыскивая старые отпечатки и негативы, ее владельцы раз за разом встречали подзабытые имена. «Все витали в амбициях 1930-х, а период оттепели и последующих лет почему-то оказался не востребован, — вспоминает Наталья Григорьева-Литвинская. — Мы решили поднять этот пласт». Как директор галереи, она подписала контракты с Василием Егоровым — отставным спецкором ТАСС, мастером жанровой съемки и политического репортажа, и Владимиром Лагранжем, корреспондентом журнала «Советский Союз». Договорилась с наследниками Наума Грановского, фотолетописца Москвы, об эксклюзивном праве пользования его фондом. Выкупила архив Александра Устинова, снимавшего космонавтов, маршалов и министров.

«Первые четыре года галерея постоянно требовала инвестиций, — признается Литвинский, не раскрывая сумму затрат. — Приобретение фондов, печать фотографий, создание выставок — деятельность была бурная». На обработку фотоархивов уходило немногим меньше сил и средств, чем на покупку. К примеру, архив корреспондента «Советского экрана» и «Московских новостей» Андрея Князева — четыре коробки из-под телевизоров, заполненные коробочками с пленкой, — сотрудники галереи разбирали, изучали, сканировали три с лишним года. Зато такие фонды становились едва ли не золотым запасом.

На самоокупаемость галерея им. братьев Люмьер вышла в 2005 году, продав около 400 работ по цене от $300 до $1000 (тираж любой фотографии не превышал 30 экземпляров). Литвинские даже заказали учетную программу на базе «1С: Предприятие». «А потом мы окунулись в авантюру», — со смехом вспоминает Наталья. Супруги рискнули повторить знаменитую выставку 1970-х «СССР: страна и люди», побывавшую в 50 странах мира. А именно: разыскать авторов всех фотографий, их наследников или владельцев работ, что-то взять из своего архива и составить новую экспозицию — из тех снимков, что по прошествии лет можно считать уникальными для той эпохи.

Подготовка проекта заняла два года. Были арендованы дополнительные площади в ЦДХ. Выставка открылась в апреле 2008 года. Григорьева вспоминает, как удивил и обрадовал ее поток людей, шедших на «Фото 60-70». «Вот так мы поняли, что наша выставочная активность для галерейного бизнеса избыточна, — добавляет Эдуард Литвинский. — Эта работа не приносила экономического эффекта, но всем очень нравилась и давала большой отклик. Значит, нужно ее выделять в отдельное направление».

Центр фотоискусства в столице тогда был только один — Московский дом фотографии Ольги Свибловой. Но фотовыставки регулярно проводились в Манеже, ЦДХ, Музее архитектуры им. Щусева, и на отсутствие зрителей их организаторы не жаловались. Одна проблема: недвижимость в центре города, пригодная для частного выставочного центра, была дорога — около $2000 за метр в год. Но как-то накануне Нового, 2009 года, проезжая по Якиманской набережной, Литвинский заметил большой баннер на одном из зданий закрытой фабрики «Красный Октябрь»: «Сдается в аренду». Позвонил — всего 6000 рублей за метр в год.

«Место оказалось великолепное, несмотря на разруху, которую мы здесь застали, — рассказывает предприниматель. — Поэтому решение приняли буквально за день». Ремонт на 800 кв. м делался в авральном порядке. В феврале 2010 года в галерее в ЦДХ прошла очередная (и последняя) выставка, а уже в марте на «Красном Октябре» открылся Центр фотографии им. братьев Люмьер. На премьерной выставке «Иконы 1960-1980-х» были представлены более 300 редких фото известных советских актеров, режиссеров, спортсменов, писателей, ученых. В выходные на «Иконы» приходило до 1500 человек в день, кассы, гардероб и вентиляция едва справлялись с нагрузкой.

С тех пор центр расширился, арендовав еще две с половиной сотни метров. Одновременно там могут проходить две-три выставки — авторские или тематические, каждая длится 6-8 недель. За исключением привозных экспозиций, до 70% работ подбираются из фонда центра — сейчас там хранится более 10 000 отпечатков. По словам Литвинского, доходов от продажи билетов, книг, постеров и открыток полностью хватает на содержание центра (аренда, зарплата и т. д.) и пока лишь частично на подготовку выставок. Печать и оформление фотографий идет за счет спонсоров — производителей фототехники и фотоматериалов: Canon, Fujifilm, HP.

Выставки для знатоков Литвинские стараются чередовать с заведомо массовыми проектами. Так, в позапрошлом году они привезли выставку Йозефа Коуделки, снимавшего «Пражскую весну» и советское вторжение в Чехословакию в 1968 году. Посмотреть ее приходило максимум 500 человек в выходные дни. Зато «Московские истории» в сентябре 2013 года собирали до 2500 зрителей по воскресеньям. Наиболее универсальные выставки готовят к гастролям. Сейчас на прокат предлагается 14 проектов: например, «Иконы 1960-1980-х», «Владимир Лагранж. Мы так жили» (207 фото), «Время колокольчиков. Герои русского рока» (160 фото), «Первые космонавты. Неофициальная хроника» (60 фото).

«Мы любим самую разную фотографию. Пойдемте, покажу», — приглашает Эдуард Литвинский. И спешит в зал, где висят портреты, сделанные Тимом Мантоани, — самые успешные фотографы мира со своими лучшими работами в руках. Переходя от одного к другому, предприниматель замечает: с тем автором мы дружим, и с этим тоже. А Стив Шапиро, один из самых известных фоторепортеров США, настолько был доволен подготовленной «Люмьерами» выставкой «Проживая Америку», что предоставил центру исключительные права на ее показ в таком формате. Она есть в прокатном каталоге центра.

Прокат, правда, приносит центру не более 3% выручки. Литвинский объясняет: частных выставочных площадок в стране мало, а государственные музеи не готовы платить (пару проектов принял только Русский музей, да и то не на коммерческих условиях). Клиенты «Люмьеров» — питерский арт-центр «Этажи», красноярский «Вернисаж» и еще несколько региональных заказчиков. «Мы новички, поэтому привезти готовое — для нас лучший выход, — говорит учредитель «Вернисажа» Наталья Сипетая. — Площади мы арендуем и пока выходим «в ноль», но надеемся на прибыль в будущем».

Литвинские тоже надеются — на то, что вместо пяти выставок в год у них будут брать напрокат 20-30, а число московских проектов умножится. В 2013 году в центре прошло 11 выставок, на этот год запланировано 19. Какие мнения о «Люмьерах» есть у коллег по цеху? Ольга Свиблова ответила Forbes, что не очень хорошо знает работу центра, из-за перегрузок не успевает за ним следить (МДФ теперь — это еще и фотошкола, и «Мультимедиа Арт Музей»). «Люмьеры» — молодцы. Они, конечно, располагают финансовыми ресурсами, но и инвестируют их грамотно, — замечает владелец одной из московских фотогалерей, открывшихся во второй половине 2000-х. — Качественное выставочное пространство, хорошая собственная коллекция, отличный магазин — в общем, конкурировать с ними сложно».

Галерею в Центральном доме художника Литвинские сохранили. «Это другой бизнес, стабильно приносящий прибыль, и есть некоторая синергия, — поясняет Эдуард. — Впрочем, у центра прошлый год был прибыльным и позапрошлый тоже. Было бы проще, если бы мы сами арендовали полностью готовые выставки. Но это не так интересно».

Итак, у вас есть отпечатки ваших фотографий и вы хотите их экспонировать, то есть показывать, это может быть как выставка так и просто домашняя стена. Какое оформление выбрать для ваших фотографий, это конечно дело вкуса и конечно, финансовых возможностей, так как вариантов оформления достаточно много, и особых правил нет, за исключением оформления фотографии для музея, там могут быть достаточно жесткие требования к картону и другим материалам чтобы обеспечить максимальную сохранность отпечатка.

Итак, у вас есть отпечатки ваших и вы хотите их экспонировать, то есть показывать, это может быть как выставка так и просто домашняя стена.

Какое оформление выбрать для ваших , это конечно дело вкуса и конечно, финансовых возможностей, так как вариантов оформления достаточно много, и особых правил нет, за исключением оформления для музея, там могут быть достаточно жесткие требования к картону и другим материалам чтобы обеспечить максимальную сохранность отпечатка.

Наверное, чем серьезнее вы отнесетесь к оформлению фотографий тем серьезнее зритель отнесется к вашей фотографии, а также правильное оформление сделает вашу хорошую фотографию еще лучше, это так.

Паспарту для фотографии.

Паспарту

(Passe-partout) - кусок картона или бумаги с вырезанным в его средине четырехугольным, овальным или круглым отверстием, род рамки, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять другими. Это название употребляется также для обозначения эстампа, напечатанного с гравированной в глубь на меди или с ксилографической доски с приставкой к ней другой такой же доски, которую можно менять на иные. Таким образом, П. называется напр. политипажная орнаментация фигурных букв в книге, когда при печатании нескольких таких букв, служит для орнамента одна и та же доска, а меняются только сами буквы. П. наз. также обычные в XVIII стол. гравированные иглой или офортом рамки, которые, оставаясь одними и теми же, окружают собой различный изображения, гравированные отдельно от них, на особых досках.

Лучше всего когда фотография оформлена в паспарту, паспарту это кусок картона прямоугольной или квадратной формы с окном посередине.

и хотя паспарту можно сделать из любого листового материала, лучшие паспарту это паспарту из картона для паспарту. Это очень качественный и красивый материал, и если честно, даже не шедэвры в паспарту из такого картона будут выглядеть как шэдэвры.


Видов и вариантов картона для паспарту существует великое множество, и поэтому без труда можно подобрать необходимое оформление для фотографии.

Как вырезать паспарту из картона?

Несмотря на то что можно это сделать своими руками, лучше всего обратится в багетную мастерскую, так картон надо срезать под 45 градусов, что вручную сделать практически нереально, если конечно у вас нет специального станка для вырезания паспарту.


Если вы очень часто и много будете вырезать паспарту, то имеет смысл купить профессиональный инструмент для вырезания паспарту. Станок или нож.


Где купить в Петербурге и сколько стоит, такой же как на видео инструмент, комплект с большой линейкой стоит 3900 рублей на Невский проспект 3, салон художника, к сожалению сайта у них нет ссылки не будет.

Звоните им по телефону 8 812 312-44-34 спрашивайте Logan 545: Deluxe Mat Cutting Kit или Logan 525: Mat Cutting Kit , по моему большой комплект стоит 3 900 рублей, но лучше все уточните.

Как крепить на стены?

На стены удобнее всего крепить с помощью застежек комманд , а для выставки можно использовать крючки для гирлянд их в упаковке порядка 20 штук при стоимости порядка 120 рублей