Должностные обязанности вожатого в дол. Должностные обязанности в детском оздоровительном лагере

Должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности вожатого, права вожатого, ответственность вожатого, образец 2019/2020 года.

Должностная инструкция вожатого относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования ".

В должностной инструкции вожатого должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности вожатого

1) Должностные обязанности. Способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях), осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе в оздоровительных образовательных учреждениях, организуемых в каникулярный период или действующих на постоянной основе (далее - учреждениях). Оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей. В соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность. Совместно с воспитателем и другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса. Осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, органами самоуправления, педагогическими коллективами образовательных учреждений и общественными организациями. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Вожатый должен знать

2) Вожатый при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации вожатого

3) Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция вожатого - образец 2019/2020 года. Должностные обязанности вожатого, права вожатого, ответственность вожатого.

Законодательные основы, нормативные акты, регламентирующие деятельность детских лагерей

Жизнь и деятельность в детском лагере регламентируются как нормативными документами, так и документами, разрабатываемыми администрацией лагеря. Перечислим нормативные документы, которые лежат в основе организации деятельности детского лагеря.

Конвенция о правах ребенка.

Трудовой кодекс РФ.

Закон РФ «Об образовании».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204 - 03. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 марта 2003 г.

Порядок проведения смен профильных лагерей труда и отдыха. Приказ № 2688 от 13.07.2001 Министерства образования РФ.

Рекомендации по профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми в пионерских, спортивно-оздоровительных лагерях и лагерях труда и отдыха. Утверждено ВЦСПС 4 июня 1982 г., № 332* (*В виду отсутствия новых документов данные Рекомендации и сегодня регулируют жизнедеятельность детских лагерей).

Уголовный кодекс РФ.

Внутренние документы детского лагеря (правила внутреннего трудового распорядка, правила по технике безопасности и охране труда, правила по противопожарной безопасности, должностные инструкции).

Должностные инструкции отрядного вожатого

I. Общие положения

1. К вожатской работе допускаются лица:

Достигшие 18-летнего возраста;

Как правило, имеющие высшее или среднее специальное образование, или студенты педагогических вузов;

Успешно прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

2. Вожатый осуществляет педагогическую деятельность во вверенном ему отряде.

3. В своей работе вожатый подчиняется директору центра, его заместителям, старшему вожатому, методисту.

4. Рабочий день вожатого - ненормированный,

II. Компетенция и обязанности вожатого

1. Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролирует соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории центра.

2. Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

3.Организует обязательное участие отряда во всех общих культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

4. Осуществляет контроль за приемом пищи в столовой, обращает внимание на культуру поведения за столом.

5. Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории центра.

6. Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений. Следит за чистотой зубных щеток, полотенец, постельного белья.



7. Выводит детей на море систематически в установленном режимом порядке и в полном составе. Дети с простудными и другими заболеваниями остаются под присмотром медицинских работников центра и/или подменных вожатых.

8. Во избежание тепловых и солнечных ударов выводит детей на море строго в головных уборах, в легкой верхней одежде.

9. Купание на море производит строго в установленном режиме, заводит и выводит детей по установленному сигналу.

10. На пляже следит за тем, чтобы дети во время купания на море не покидали отрядные места, не собирали отходы, не занимались "попрошайничеством"; занимает детей играми в отряде.

11. При выходе на море и возвращении с моря пересчитывает детей, отмечает у дежурных время выхода на море и возвращения в центр отрядов с указанием количества человек.

12. Объясняет детям, что на территории центра имеются ядовитые ягоды и травы, проводит беседы о возможных последствиях соприкосновения этой растительности с человеческим организмом.

13. В соответствии с общим составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым и утверждаемый педсоветом, и отчитывается о его выполнении.

III. Ответственность вожатого

1. Вожатый несет всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье и безопасность детей. Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на кружководов и других ответственных лиц.

2. Вожатый несет материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов центра, переданного е пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

3. Вожатому запрещается:

Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе и в ночное время;

Самому или с детьми покидать территорию центра без разрешения директора лагеря или старшего вожатого;

Допускать присутствие на территории центра посторонних лиц без разрешения директора центра;

Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей;

Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям по правам ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка и др.);

Пропускать без уважительной причины планерки, заседания педсовета, иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.

Важную роль в жизни лагеря имеет знание персоналом своих прав и обязанностей, умелое разделение ответственности. Ответим на вопросы, которые раскрывают содержание профессиональной деятельности вожатого в рамках правового поля.

Должностные обязанности вожатого

Должностные обязанности вожатого
Общие положения:

§ К работе вожатого допускаются лица:

Достигшие 18-летнего возраста;

Прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

§ Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

§ В своей работе вожатый подчиняются начальнику лагеря, старшему вожатому.

§ Рабочий день вожатого - ненормированный, рабочая неделя - 6 дней.

Обязанности вожатого:

Отрядный вожатый выполняет следующие функции:

§ Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.

§ Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

§ Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

§ Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

§ Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.

§ Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции, и ставят в известность начальника лагеря.

§ В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.

§ Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.

§ Ответственность вожатого

§ Несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей.

§ Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.

§ Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

Вожатому запрещается:

§ Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время.

§ Самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или старшего вожатого.

§ Допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения начальника лагеря.

§ Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.

§ Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.)

§ Пропускать без уважительной причины планерки или иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.

§ Распоряжением начальника лагеря, старшего вожатого для педагогического состава могут быть введены обязанности и запреты, не предусмотренные данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ.

§ Нарушение или несоблюдение педагогическим составом настоящей инструкции, требований трудового распорядка и внутренней дисциплины лагеря влечет за собой налагаемые администрацией взыскания в соответствии с КЗОТ РФ, вплоть до увольнения с уведомлением администрации места постоянной работы или учебы нарушителя, а в установленных законом случаях - административную и уголовную ответственность.

Права вожатого:

§ Знакомится с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.

§ Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

§ Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Кодекс вожатого

(Произвольная форма)

Вожатый обязан :

§ Нести ответственность за детей

§ Решать детские конфликты

§ Знать, где находятся ВСЕ его дети в ЛЮБОЙ момент времени

§ Следить за гигиеной

§ Быть трезвым

§ Сплачивать детей

§ ВСЕГДА быть в доступе

§ Соблюдать режим дня

§ Организовывать досуг детей

§ Находить общий язык с напарником

§ Знать об индивидуальных особенностях детей

§ Отвечать за здоровье детей

§ Курить, пить, ругаться матом, употреблять наркотики и т.д.

§ Ссориться с напарником ПРИ детях

§ Иметь ЛЮБЫЕ отношения ИНТИМНОГО характера с пионерами

§ Наказывать детей физически

§ Отпускать детей одних за территорию лагеря

Вожатому следует :

§ Знать детей по именам

§ Подавать положительный пример

§ Знать межличностные отношения в отряде

§ Знать о семье, родителях ребенка

§ Следить за приемом пищи

§ Частично воспитывать

§ Следить за своим здоровьем

§ Смывать косметику с девочек

§ Иметь план Б

§ Поощрять решение конфликтов вербально

§ Следить за интимными отношениями между детьми

§ Не давать невыполнимых обещаний

§ Нести позитив

Вожатому не следует :

§ Спать у детей в палатах

§ Кричать на детей

§ Выделять любимчиков или отщепенцев

§ Нарушать покой детей во время сна

§ Клянчить у детей

§ Делить отряд на стареньких и новеньких

§ Излишне доверять детям

§ Наказывать детей

§ Показывать свои негативные эмоции

Порядок оказаниямедицинской помощи

Несовершеннолетним в период оздоровления

И организованного отдыха

1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним (далее – детям) в период оздоровления и организованного отдыха.

2. В оздоровительные учреждения (далее – учреждения) направляются дети, в том числе с функциональными отклонениями и с хроническими болезнями в стадии стойкой ремиссии, не нуждающиеся в специальных коррекционно-терапевтических условиях (диета, специальный режим, лечебные назначения по поддерживающей терапии) и не имеющие противопоказаний для активного отдыха.

3. Оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха включает в себя два основных этапа:

проведение организационно-подготовительной работы (перед выездом детей в учреждение), осуществляемый врачами-педиатрами, а в случае их отсутствия врачами общей практики (семейными врачами),

в период пребывания детей в учреждении, осуществляемый врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами, прошедшими подготовку по вопросам медико-санитарного обеспечения детей в учреждениях.

4. На первом этапе оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха врачом-педиатром,врачом общей практики (семейным врачом) проводится организационно-подготовительная работа (перед выездом детей в лагерь), включающая:

комплектование медицинского кабинета лекарственными средствами для медицинского применения (в том числе иммунобиологическими препаратами), медицинским оборудованием, инструментарием, перевязочным материалом; дезинфицирующими средствами, инсектицидами, репеллентами и педикулоцидами;

проверку медицинских документов на каждого сотрудника учреждения (наличие необходимых медицинских обследований, вакцинации против дифтерии, отметки о сдаче зачета после прохождения курса медико-гигиенического обучения);

участие в комиссии по определению готовности учреждения, в том числе медицинского пункта, к приему детей (предварительный осмотр помещений и проверка готовности к приему детей, в том числе медицинского пункта, мест занятий физкультурой и спортом), к организации оздоровительной работы, рациональному питанию, физическому воспитанию.

осмотр кожных покровов и видимых слизистых, волосистой части головы детей в день заезда перед посадкой их в транспорт, проверка медицинской документации;

распределение совместно с руководителем учреждения или уполномоченным им лицом детей по отрядам с учетом возраста и состояния здоровья;

информирование руководителя закрепленной за учреждением медицинской организации о результатах осмотра детей (продолжительность смены (дата заезда, дата отъезда), запланированное количество детей в смену (по количеству проданных путевок), количество осмотренных детей, количество недопущенных детей, в том числе по медицинским показаниям, отсутствию медицинской документации);

сопровождение детей в учреждение.

5. Организация и оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха в учрежденияхосуществляется врачом-педиатром (врачом общей практики), который назначается на должность и освобождается от должности руководителем учреждения.

6. Врач-педиатр (врач общей практики) возглавляет медицинский пункт, который является структурным подразделением учреждения и создается для оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха.

7. На должность врача медицинского пункта учреждения назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. № 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный № 14292), по специальности «педиатрия», «организация здравоохранения» или «лечебное дело», имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный № 18247).

8. Деятельность медицинского пункта, включающего кабинет врача, кабинет медицинской сестры, процедурный кабинет и изолятор (2 палаты для капельных и кишечных инфекций с числом коек 1,5-2% от числа детей в учреждении), осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, настоящим Порядком и учредительными документами учреждения.

9. Штатные нормативы медицинского персонала и стандарт оснащения медицинского пункта учреждения определяется объемом проводимой медицинской работы и числом обслуживаемых детей с учетом рекомендуемых штатных нормативов медицинского персонала медицинского пункта учреждения и рекомендуемого стандарта оснащения медицинского пункта учреждения, установленных приложениями № 1 и 2 к настоящему Порядку.

10. В целях оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха медицинский пункт учреждения осуществляет следующие функции:

организация и проведение профилактических, лечебно-оздоровитель- ных мероприятий;

наблюдение за состоянием здоровья детей, особенно за детьми с отклонением в состоянии здоровья;

проведение антропометрических и физиометрических (динамометрия и спирометрия) исследований детей в первые 1-2 дня от начала оздоровительной смены, а также за день до ее окончания;

осмотр детей на педикулез, заразные кожные заболевания 1 раз в 7 дней и за 1-3 дня до окончания смены с ведением учета осмотров;

информирование руководителя учреждения, воспитателей и сотрудника, отвечающего за физическую культуру, о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (по показаниям), активное выявление заболевших детей, своевременная их изоляция;

направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи при наличии медицинских показаний;

оказание первой медицинской помощи при возникновении травм, несчастных случаев, транспортирование в стационар;

обеспечение информирования родителей (законных представителей) в случае направления ребенка на стационарное лечение;

обеспечение регистрации инфекционных заболеваний, необычных реакций на прививку лиц, пострадавших от укусов иксодовымиклещами

Больных чесоткой и микозами после консультации дерматолога, сообщение в уполномоченные органы о случаях инфекционных заболеваний среди детей и персонала учреждения;

проведение иммунопрофилактики;

организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности детей и персонала, предотвращения распространения инфекций;

осуществление контроля за организацией режима дня, выполнением норм питания детей, качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдением сроков реализации, технологией приготовления блюд, качеством готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием пищеблока, мытьем посуды, витаминизацией пищи; проведение ежедневных осмотров персонала пищеблока и дежурных детей на гнойничковые заболевания; отбор суточной пробы.

осуществление контроля за санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории учреждения, мест для купания, за соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом;

проведение работы по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми;

осуществление медицинского контроля за организацией и проведением спортивно-оздоровительных мероприятий (физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья детей, походов, экскурсий, соревнований и др.);

обеспечение медицинского сопровождения детей во время походов, проведения купаний, экскурсий;

ведение медицинской документации в установленном порядке;

взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей, охраны здоровья;

обеспечение сбора, хранения и уничтожение медицинских отходов в соответствии с установленным порядком;

проведение анализа показателей работы медицинского пункта, эффективности и качества медицинской помощи, разработка предложений по улучшению качества медицинской помощи детям.

12. Примерный перечень лекарственных средств для медицинского применения и изделий медицинского назначения, используемых медицинским пунктом учреждения для оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха, изложен в приложении № 3 к настоящему Порядку.

Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

11-12 лет

Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.

В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, "изнутри" воздействовать на общественное мнение.

13-15 лет

Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.

Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

16-17 лет – юношеский возраст.

Они перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, комплексы.

Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе.

Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции.

Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости, откровенности, и тайнах, секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.

Во-первых, создается впечатление, что у этих ребят хороший такой Энерджайзер в попе!! Если выражаться приличней, то данный возраст характеризуется повышенной физической активностью. Кажется, что этот моторчик невозможно остановить! Отсюда выводы – следить нужно за малышами в оба глаза, иначе травмы не заставят себя долго ждать! Причем они могут даже не придать значения ей, подняться, и поскакать дальше, а потом выясняется, что у ребенка сильный ушиб, сотрясение или еще что-нибудь. Но! Не стоит сильно нагружать ребят, их повышенная работоспособность носит относительный характер – они начинают уставать через 25-30 минут какого-либо занятия.

Также они быстро загораются каким-либо делом, реагируют на все необычное, яркое, но также быстро могут потерять к нему интерес. Отсюда второй вывод – смена деятельности! Подвижные игры сменяем спокойными, прогулки и различные качели, карусели -песнями, подготовку к мероприятию и репетиции – коллективным валянием, массажем вожатому, и т.д. Поэтому отличительными особенностями этого возраста являются: активность, непосредственность, фантазия, подражательность, неумение долго концентрироваться на чем-то одном, быстрая утомляемость, несамостоятельность, эмоциональность и восприимчивость.

Если есть возможность, то периодически опускайся (лишь физически) до уровня ребёнка, говори на его языке - будет хороший уровень доверия, а если что случится - встань и “а покажи кто выше” - он всё поймёт, на этом контрасте очень легко управлять детьми и развлекать их, с одной стороны ты им ровня - пока с ними ползаешь и играешь, а как встал - так сразу понятно, кого надо слушаться. основная специфика возраста - несамостоятельность, зависимость от помощи извне (особенно психологической) и понимание - когда драка это игра, а когда уже кто-то обижает.

Многие вожатые считают, что младшие ребята совершенно не способны что-либо делать сами, но это далеко не так. Они вполне способны к появлению самостоятельности, хорошо понимают, что такое ответственность, и просто обожают, когда вы что-либо доверяете только им! Дашь мелкое задание, и скажешь при этом "Это Очень важно", и ребёнок счастлив до потери пульса. Самое главное, всё время показывайте им, что каждый вам дорог и каждого вы любите и цените. Старайтесь избегать фраз, типа "ты ещё маленький", старайтесь всё таки хоть как-то содержательно отвечать на бесконечные "а почему". Надо попытаться организовать работу так, что не самому каждые 5 минут пересчитывать детей, а разбив их на палаты назначит главного (эти дети любят любые игры, а тем более игры во взрослых, главного можно менять периодически) и пусть он со своей стороны следит за присутствием своих подопечных, разбить детей в строю на четко определенные пары и в определенном положении в строю (ну какая пара за какой). В этом случае тебе будет легче сразу понять все ли здесь и дети тут же сразу тебе все изложат кого нет. да и куда он ушел.

Для детей этого возраста очень высок авторитет взрослого человека. Ребенок будет слушаться вас просто потому, что вы старше. В вашем отряде вы будете для детей "мамой" или "папой". Поэтому в первую очередь обязанности вожатого, работающего на младшем отряде, заключаются в организации быта ребенка. Многие дети в этом возрасте еще не умеют ухаживать за собой. Вам придется следить за тем, чтобы у ваших подопечных было чистое белье, сухие носки и обувь, придется причесывать по утрам девочек и заплетать им косички. Детям надо помогать поддерживать чистоту в палате, застилать постель, наводить порядок в тумбочках. Вам придется, постоянно находится с вашими детьми, следить, как бы, кто-нибудь не поранился, не ушибся. Дети плохо помнят свои носимые вещи, поэтому желательно обратить внимание при приеме от родителей - помечены ли их вещи индивидуальной меткой.

Ребята в этом возрасте – маленькие обезьянки, их способность подражанию и копированию можно оценить на отлично! Причем, повторяют они без разбора и хорошее, и плохое; чаще стараются копировать старших, т.е. вожатых, воспитателей, так что не удивляйтесь, если ваши привычки увидите у своих малышей в отряде! И лучше, если привычки будут хорошими, а не плохими.

Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений, поэтому возможны конфликты между детьми связанные с этим. Вместе с тем у детей данного возраста появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое, что наносит отпечаток на отношения к поступкам ровесников. Именно это новообразование - критическое отношение к действиям других детей, является основной причиной конфликтов среди ребят данного возраста. Вожатому необходимо понимать данную особенность, не позволять втягивать себя в конфликты. Самой эффективной мерой в таких случаях может стать метод «тайм-аута» . Вместо вовлечения в спор о том кто прав, а кто виноват, просто признайте, что существуют различия во мнениях, но разрешать эти различия должны сами ребята. Только большая эмоциональная возбужденность мешает это сделать рационально. Попросите детей побыть в разных палатах в одиночестве, но особенно отметьте, что это не наказание, это всего лишь тайм-аут, то есть перерыв, и, как только они почувствуют себя лучше, они сами могут выйти из комнат, и, если захотят, самостоятельно обсудят данный вопрос, а может быть уже никогда к нему не вернутся. Метод тайм-аута лучше всего объяснить в тот момент, когда никакого конфликта еще нет, тогда дети отнесутся к нему более спокойно в случае, когда вы к нему прибегните. Часто имеет место также специфичность взаимоотношения полов в младшей возрастной группе .

Ни в коем случае не говорите ребенку: «Иди в свою палату и подумай о том, что ты сделал». В таком состоянии ребенок не может оценить свои поступки, глупо надеяться, что вина, стыд и раскаяние заставят его вести себя лучше. Напротив, фраза: «Находясь в палате, сделай, что-нибудь чтобы почувствовать себя лучше. Почитай книгу, поиграй в игрушки, поспи» - гораздо более полезна.

И, наверное, главное в работе с таким возрастом – игра, игра, и еще раз игра. Нужно собрать мусор на территории? – «А теперь устраиваем соревнование муравьев! Кто больше всех принесет фантиков, бумажек, тот и станет сегодня главным в нашем муравейнике!» Нужно быстрее успокоить их в тихий час? «Мы попали в страну, где все разговаривают носами и ушами, давайте учиться!» Не хотят на зарядку? «Ребята, сегодня днем все летим в космос, надо пройти предполетную подготовку!» Еще очень хорошо действует метод «А спорим тебе слабо…..?»

Самый главный плюс в этом возрасте это, что этих детей очень легко завести - любой игрой, если есть фантазия, то всё что находится под рукой моментально превращается в забаву. Главное не ленится, и расслабляться с маленькими детьми не стоит, надо постоянно быть с ними (пасти), им не доверишь, как старшим ребятам, какие-то самостоятельные дела (запросто что случится: драка , ссора). Ну конечно минус - это шумовой эффект, к этому надо привыкнуть. А еще их очень легко, в отличие от старших, уложить спать, и вообще сподвигнуть на что-нибудь необходимое. И вообще, младшие дети всегда найдут, чем себя занять. Они будут играть в пятнашки, качаться на качелях, и это совершенно не требует вашего участия. Игру для маленького ребенка можно сделать буквально из всего, даже из построения на полдник. Но если вы решили поиграть вместе с малышами, помните, что для этого возраста больше всего подходят подвижные, бегательные игры. Ну, а если в игре будет много шума, писка, визга - не пугайтесь, - так и должно быть. Прекрасно проходят игры-кричалки, ролевые сказки. Если в вашем багаже есть несколько подобных игр, то занятие для ваших детей вы найдете всегда. Вожатый должен знать множество игр для этого возраста (как подвижных так и развивающих). Старайтесь чаще хвалить ребенка за каждый его успех либо хорошее дело (у маленьких детей даже маленькая удача - большое достижение). Дети любят рисовать, нужно требовать от руководства лагеря больше бумаги, красок, карандашей и проводить больше конкурсов на рисование и выставок (стен много) художественного творчества.

§ принятие - означает то, что для вожатого важно понять внутреннее состояние ребенка. Узнать: как он себя чувствует? какое у него настроение? хочет ли он играть, и если да, то во что? и т.д.

§ подстройка - значит лишь то, что мероприятие должно проводиться, учитывая настрой ребенка в настоящий момент

§ ведение - поясним на примере. Предположим, вам кровь из носу нужно подготовить отрядный вечер, а из детей фонтаном бьет энергия. В таком случае разумно для начала провести какую-нибудь игру, дающую возможность излишек этой энергии сбросить, например Ипподром. А затем плавно перейти к основному мероприятию. Т.е. пытайтесьпроводить что-то не НАД детьми, а ВМЕСТЕ с ними.

Также для этого возраста эффективен прием - переключение внимания .

Очень хорошо, если в отряде есть некий талисман, им может быть любое выдуманное существо, или какая-нибудь игрушка, лучше мягкая. С ее помощью вожатый может решить множество проблем: начиная от того, как уложить ребенка спать, и кончая тем, как отвлечь его от тоски по родителям.

Дети обожают всевозможные тайны, и один из способов привлечь их внимание, это сказать что-то вроде: "Ребята, я вам открою одну тайну, но никто кроме нас ее знать не должен".

Детям доставляют удовольствие игры, где чередуются тишина и шум. Игры, где можно кричать и визжать, обычно проходят на ура. А ещё малыши обожают делать оригами, аппликации, разгадывать загадки, делать причёски друг другу. Для самых младших непосед хорошо подходят различные соревнования, эстафеты. Например, кто больше пропрыгает на скакалке, попадёт мячиком в кольцо.

Но самое главное маленьких детей надо любить - они мгновенно это чувствуют! Только в этом возрасте, дети искренне и непосредственно любят вожатого, и именно в глазах малышей вы можете увидеть чисто детское восхищение и не наигранное обожание. А еще – они просто солнышки!

Какие наблюдения про этот возраст:

Тоже Энерджайзеры. Только он был в палате, через минуту уже летит сломя голову с мячом, а через пять сидит на дереве. И чтобы он не сломал себе голову, их нужно занимать постоянно. В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко. Неуемная активность одновременно является плюсом и минусом этого возраста. Детскую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 9-10 лет детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий. По статистике именно дети средне-младших отрядов чаще всего падают с деревьев и качелей. Постарайтесь постоянно загружать этих детей разнообразными мероприятиями. Для них подходят система ЧТП (чередования творческих поручений), интеллектуальные викторины, спортивные игры, конкурсы, подвижные игры.

Проблем с дисциплиной, как правило, с детьми этого возраста нет, т.к. они все еще воспринимают вас как маму с папой, а родителей они привыкли слушаться. Они часто ссорятся и быстро мирятся. Вожатый должен понимать, что встав на сторону одного из ссорящихся он потом останется крайним, т.к. те помирятся. Вожатый не должен занимать чью-либо сторону: он выше этого. Можно наказать обоих: сказать, что не пойдут на дискотеку или другое мероприятие и через несколько минут оба наказанных будут дружить сильнее прежнего и просить у вожатого прощения. Часто невозможно найти виновного, когда обе стороны пеняют друг на друга. Можно выбрать «соломоново» решение – виноваты все; или вынести предупреждение (жёлтую карточку).

Если же определённый ребёнок часто нарушает дисциплину, задирает других, мешает в тихий час или сбегает, то этого ребёнка можно припугнуть, взять за руку и сказать, что идём к директору, потом собирай вещи и домой, либо припугнуть: «сейчас напишешь объяснительную и директор позвонит домой родителям». В этом предложении дети боятся 2 вещей: писать объяснительную «о ужас, что это? Так всё серьёзно» и второе – боятся, что родители накажут, если позвонят домой. Или же посадить писать письмо маме, папе, бабушке, дедушке о своём поведении. Да еще и сидеть с ним рядом, подсказывать, чего он там забыл и язвительно комментировать! Объяснительные вообще читать очень весело, особенно если заставить провинившегося полностью описать свой проступок и его причину.

Они очень восприимчивы ко всяческим ритуалам, их увлекает совместная деятельность. Но им обязательно нужен успех, поощрение, при неудачах они теряют интерес к деятельности. Нужно поощрять детей и хвалить за каждую сделанную самостоятельно деталь – например, застеленную постель, уборку в комнате, постиранные вещи и др., особенно за участие в конкурсах. С детьми этого возраста сложно поставить грандиозное театральное действо, поэтому сразу ставьте реальные цели, не ругайте детей если они плохо играют, старайтесь больше хвалить. Привыкайте что вам многое надо делать самим: и репетировать и играть с ними и шить костюмы (дети тут плохие помощники). Танцы на сцене с ними лучше ставить не в синхронный форме, а в произвольной, сначала довести до их восприятия ассоциации связанные с танцем, тогда всё получится куда лучше, чем если заставлять их разучивать движения и сотни раз репетировать. Когда работаешь на ассоциациях - три-пять раз прогнал сюжет и готово! Перед некоторыми конкурсами очень сильное напряжение и у детей растёт страх – они могут нервничать, капризничать, не нужно ругать, а успокаивать. Кого-то обнять (если можно), кого-то хвалить, главное – найти способ поддержать. После конкурса продемонстрировать свою радость. Если что-то не удалось – не заметить и сказать,что всё равно было супер.

Какие наблюдения про этот возраст:

Особенности -

§ Податливость, лёгкость на подъём. Взято всё лучшее от старшего (можно общаться на интеллектуальном уровне) и младшего возраста (непосредственность) и, практически нет присущих им недостатков; уже не маленькие, которых ничего не интересует, но ещё и не старшие, у которых всё вызывает противоречие.

§ Стремление к старшим. Подражание вожатым, копирование поведения.

§ Стремление к сплочению. Им нравится отличаться от других, иметь какую-нибудь отличительную феньку - фишку не как у всех.

§ Романтичность (очень хочется, но страшно сделать первый шаг!)

§ Сложность взаимоотношений между полами. Нужны соответствующие игры, чаще перемешивать, сталкивать, на дискотеках “подталкивать друг к другу”, показать личный пример.

Исходя из Типовых штатов, следует, что должностные обязанности вожатого и воспитателя весьма близки. В порядке проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха (приложение к приказу Минобразования России от 13 июля 2001 г. № 2688) вообще о должности «вожатый» говорится лишь в скобках: п. 3.4. Заместитель руководителя (по воспитательной, методической, научной) работе, воспитатель (вожатый) отряда, инструктор по физической подготовке, педагог дополнительного образования, медицинский работник несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей и подростков.

В каждом лагере с вожатым или воспитателем на время работы заключают трудовой договор. Пункты о правах и обязанностях зафиксированы в нем и могут варьироваться в зависимости от специфики лагеря.

Рассмотрим типовые должностные обязанности вожатого.

Общие положения.

К работе вожатого допускаются лица:

· достигшие 18-летнего возраста;

· прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в ДОЦ.

Вожатый осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы ДОЦ.

В своей работе вожатый подчиняются начальнику ДОЦ, старшему вожатому.

Права вожатого.

Отрядный вожатый имеет право:

· знакомиться с проектами решений администрации ДОЦ, касающихся его деятельности.

· вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности ДОЦ и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности ДОЦ недостатков.

· запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов ДОЦ информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Обязанности вожатого.

Вожатый несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции и ставит в известность начальника ДОЦ.

Отрядный вожатый обязан выполнять следующие функции:

· обеспечивать выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролировать соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.

· обеспечивать неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.



· организовывать обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

· организовывать дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

· следить за чистотой и порядком в комнатах. Организовывать влажную уборку помещений.

· составлять, в соответствии с общелагерным, отрядный план работы, согласовывать его со старшим вожатым и отчитываться в его выполнении.

· участвовать в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.

Ответственность вожатого.

Отрядный вожатый:

· несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей;

· несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.

Вожатому запрещается:

· пропускать без уважительной причины планерки или иные установленные распоряжением администрации ДОЦ собрания педагогических работников;

· оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время;

· самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения администрации ДОЦ;

· допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения администрации ДОЦ;

· употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории ДОЦ, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей;

· применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.).



Распоряжением администрации ДОЦ для педагогического состава могут быть введены обязанности и запреты, не предусмотренные данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ.

Нарушение или несоблюдение педагогическим составом настоящей инструкции, требований трудового распорядка и внутренней дисциплины ДОЦ влечет за собой налагаемые администрацией взыскания в соответствии с КЗОТ РФ, вплоть до увольнения с уведомлением администрации места постоянной работы или учебы нарушителя, а в установленных законом случаях - административную и уголовную ответственность.

Должностные обязанности вожатого

Общие положения:

  • К работе вожатого допускаются лица:

Обладающие гражданской деликтоспособностью;

Прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

  • Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.
  • В своей работе вожатый подчиняются начальнику лагеря, старшему вожатому.
  • Рабочий день вожатого - ненормированный, рабочая неделя - 6 дней.

Обязанности вожатого:

Отрядный вожатый выполняет следующие функции:

  • Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
  • Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
  • Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
  • Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
  • Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.
  • Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции, и ставят в известность начальника лагеря.
  • В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.
  • Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.
  • Ответственность вожатого
    • Несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей.
    • Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.
    • Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

Вожатому запрещается:

  • Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время.
  • Самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или старшего вожатого.
  • Допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения начальника лагеря.
  • Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.
  • Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.)
  • Пропускать без уважительной причины планерки или иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.
  • Распоряжением начальника лагеря, старшего вожатого для педагогического состава могут быть введены обязанности и запреты, не предусмотренные данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ.
  • Нарушение или несоблюдение педагогическим составом настоящей инструкции, требований трудового распорядка и внутренней дисциплины лагеря влечет за собой налагаемые администрацией взыскания в соответствии с КЗОТ РФ, вплоть до увольнения с уведомлением администрации места постоянной работы или учебы нарушителя, а в установленных законом случаях - административную и уголовную ответственность.

Права вожатого:

  • Знакомится с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.
  • Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.
  • Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Основные функции вожатого ДОЛ.

1. ^ Руководитель детского коллектива. Вырабатывая стратегию развития детского коллектива и подростка, вожатый обеспечивает условия реализации воспитательного процесса, задаёт структуру и логику смены, несет полную ответственность за результаты деятельности детского коллектива, органов самоуправления, охрану жизни и здоровья детей. Он выступает по отношению к детям как представитель педагогического коллектива дружины, лагеря, выполняя тем самым функции руководителя в системе воспитательной деятельности лагеря.

2. Организатор . В сотрудничестве с детьми организует разнообразную коллективную и индивидуальную деятельность детского коллектива, микрогруппы, обеспечивает участие детей в жизни дружины и лагеря. Организует взаимодействие с отделами и службами ДОЛ, дружины по воспитанию и оздоровлению подростков. Несет полную ответственность за выполнение детьми режима и распорядка ДОЛ.

3. Воспитатель. Вожатый осуществляет непосредственное воспитание детей и подростков на основе сотрудничества взрослых и детей в соответствии с целями и задачами ДОЛ, педагогической программой дружины, собственного педагогического содержания. Изучает и обследует детей на всех стадиях смены, на основе этого способствует включению каждого подростка в различные виды деятельности, влияющие на усвоение социально-значимого и жизненно-необходимого опыта развития детей и подростков.

4^ . Социальный педагог . Вожатый на период смены заменяет подростку его привычное окружение (семья, школа, сверстники и т.д.). Он призван обеспечивать тонкую связь между естественной средой этого окружения и специально созданной воспитывающей средой ДОЛ в интересах развивающейся личности. Выступает при этом в роли старшего товарища, друга, советника, защитника подростка, обеспечивая тем самым педагогическую поддержку его жизнедеятельности в детском лагере.

5. Координатор. Вожатый в течении смены обеспечивает единые воспитательные воздействия педагогических структур ДОЛ при достижении педагогической цели (система дополнительного образования, дружина).

Опасная ошибка - представлять вожатого этаким учителем на природе. Вожатый отвечает за все стороны жизни детей в лагере. Кроме организации досуга, вы должны следить за тем, чтобы ваши подопечные были как следует и вовремя накормлены, нормально одеты, чисто вымыты, здоровы - одним словом, решать массу проблем. Чтобы справиться с этой зада­чей, следует основательно разобраться в компетенции многочисленных служб и должност­ных лиц, обеспечивающих функционирование детского лагеря.

Директор лагеря, как и вожатый, отвечает за все: и за педагогическую работу, и за хозяй­ственную часть. И может решить практически любую проблему. Всеми хозяйственными воп­росами в лагере занимается только завхоз, питанием - шеф-повар, медициной - врач и медсе­стра. Кроме того, есть человек, который выдает вам постельное белье и другой инвентарь. Учтите, кстати, что за сохранность выданного в отряде вожатый отвечает тоже.

За организацию воспитательной работы в лагере отвечает заместитель директора, которому непосредственно подчиняются все вожатые. Работники технических служб (что иногда случа­ется) не должны, если на то нет оснований, вмешиваться в педагогический процесс.

Любить детей мало - им надо нравиться. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть-чуть впереди» - общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребен­ке нужно уважать личность, равную себе (но не вы опускаетесь до уровня ребенка, а, наобо­рот, его поднимите до своего уровня).

В то же время не должно быть панибратства: смотрите, чтобы вам не "сели на шею". Суть в том, чтобы и вы, и ребенок четко различали границы между игрой и серьезным разговором, делом и в том, чтобы в ваших отношениях господствовала взаимная вежливость.

И, кроме того, помните наблюдение А.С. Макаренко: «Дети уважают не тех, кто всячески демонстрирует свою к ним любовь, а тех, кто хорошо и уверенно делает свое дело и того же требует от других».

^ Если вы едете в лагерь первый раз, то знайте:

Что в лагере самое главное... конечно же, отдых. Но лагерь не просто дом отдыха. В лагере ребята живут по законам и правилам детских коллективов. Что же это за правила и законы?

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Не надо думать и делать за ребят, не надо «водить их за ручку», тем более строем, всегда и везде. Пусть думают и придумывают всегда сами. От вас нужна лишь подсказка, яркая мысль, оригинальная идея, а детали разрабатывают сами ребята. Самостоятельность - это Доверие.

КОЛЛЕКТИВИЗМ. Любое дело надо придумать для всех и для каждого. Но за коллективом разглядите каждого, ведь хороший коллектив – это и гармония индивидуальностей.

ТВОРЧЕСТВО. Каждое дело по-новому, с выдумкой и инициативой, иначе зачем?

^ ПОЛЬЗА себе . Отряду. Лагерю. Людям. Выбирайте дела на пользу всем.

ТАЙНА. Без неё не мыслима жизнь мальчишек и девчонок. Вспомните, как при слове «дело по секрету» загораются их глаза. Особенность лагерной жизни такова, что все от старших до малышей, верят в тайны и готовы доверить их вам.

^ Заповеди или правила работы вожатого в лагере

Таких «писаных» и «неписаных» заповедей и правил много. Их рождает интересная творческая работа вожатых. И все – таки некоторыми поделимся с тобой, вожатый.

Воздействуй на ребят, старайся, чтобы они не чувствовали, что их воспитывают, чтобы, оставаясь объектами воспитания, они проявили свою самостоятельность.

Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь сделать, не изворачивайся, не лги.

Если допустил промах, ошибку, признай их.

Ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

Знай, куда ведут все дороги окрестности, не говори про дуб, что она ольха, а про ворону – коршун. Это не вежливо по отношению к природе.

Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на улице, на воздухе.

Не ругай детей утром – солнце покажется им серым. Не ругай днем – небо покажется хмурым, не ругай на ночь - луна покажется черной. Вообще не ругай!

Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты – победитель.

Ребята должны иметь в лагере возможность естественного и полезного одиночества – это если одиночество – традиция.

Помни, каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои соображения, спрашивай: «А как вы думаете?»

Если ты говоришь, что у тебя ужасные дети в отряде, ты прав – у тебя не могут быть другими.

Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

Всегда помни, что ты человек самой сложной и самой интересной профессии. Умей видеть в нашей работе не только повседневную прозу, но и педагогическую поэзию.

Чтобы увлечь других, будь сам увлеченным. Работай с «огоньком».

Развивай в себе незаурядность. Ребята не любят неинтересных людей.

Учись «глаголом жечь сердца людей». Помни, что слово – наше главное оружие.

«Не чувствуешь любви к детям – сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не детьми» /Ф.Вигдорова/

Не торопись обвинять, если чем – то недоволен.

Учись постоянно и всесторонне.