Зимняя фотоохота и советы по съемке птиц. Как фотографировать диких птиц

В Интернете много статей на эту тему. Но, как нам кажется, чем таких статей больше, тем лучше. Одна информация по какому-то вопросу всегда выгодно дополняет другую. Информация не бывает лишней. Вот именно поэтому мы и рекомендуем вам прочитать нашу статью, которая основана на реальной практике фотографирования птиц. Мы постараемся вам дать несколько простых и доступных советов на этот счет.

Как известно, фотографирование птиц - это один из видов фотоохоты. Занятие это очень интересное и увлекательное. Но, я думаю, что мы не откроем вам секрета, сказав, что для того, чтобы получить действительно интересные фотографии диких птиц в природе, вам придется запастись терпением, а также многому научиться. Ну, и, конечно, для удачной охоты вам будет необходимо хорошее оборудование. Некоторые могут сказать, что отличный снимок можно сделать и простеньким аппаратом. Но в данном случае это утверждение не очень подходит. Дело в том, что для некоторых видов съемки реально нужна особая аппаратура, которая имеет соответствующие функциональные возможности и параметры. Мыльницей можно снять отличный фоторепортаж, неплохой портрет, что-то ещё. Но вот заниматься фотоохотой на птиц при помощи простенькой фотокамеры у вас вряд ли получится. К сожалению, это приходится констатировать. Но, с другой стороны, далеко не каждый человек, имеющий средства на дорогую «навороченную» камеру сможет создать шедевр в этом жанре фотографии. Наличие хорошей аппаратуры успеха не гарантирует. Никогда не забывайте, что фотокамера - это всего лишь инструмент фотографа, что фотографирует не фотоаппарат, а фотограф.

Опытные фотографы, которые снимают дикую природу, очень хорошо знают не только технику фотографии, не только в совершенстве владеют аппаратурой, но и досконально изучили повадки птиц, места их обитания, образ жизни. Но самое важное, пожалуй, в этом деле то, что снимающему диких животных и птиц в их естественной среде, на их территории, в их «доме», просто необходимо с любовью относиться к своим крылатым и мохнатым «моделям».

Мастерство фотографирования диких птиц - дело тонкое и сложное, и постигать его нужно постепенно. А первый шаг к этому мастерству сделать совсем несложно. Правда, для некоторых немного дороговато. Нужно приобрести зеркальную фотокамеру и длиннофокусный объектив к ней. Фокусное расстояние объектива должно быть как минимум 200 миллиметров. А фотографировать для начала можно отправиться в ближайший парк или сквер. В городе живут множество различных птиц. Те из них, которые обитают в зеленых уголках больших городов, к людям привыкли, поэтому приблизиться к ним на достаточное для фотографирования расстояние вам будет не особенно сложно. Совсем другое дело - их дикие родственники, которые обитают в местах, где человек появляется не так часто - в лесах и полях. Очень удобно фотографировать птиц около кормушек. Вот поэтому некоторые фотографы, для того чтобы сделать красивый снимок какой-нибудь птицы, заранее прикармливают ее. Если у вас хватит на это терпения и позволяют возможности, через какое-то время дикие птицы, которых вы приучили к еде, перестанут бояться вас, и вы сможет фотографировать их достаточно спокойно.

Ну, а теперь переходим к конкретным советам по фотографированию птиц в естественной среде их обитания.

Первым делом следует сказать, что при фотоохоте на птиц нужно вести себя в лесу очень осторожно и спокойно, не шуметь. Вот поэтому при передвижении старайтесь не издавать громких и резких звуков. Внимательно смотрите под ноги, чтобы не наступить на сухие ветки, которые под весом вашего тела будут с хрустом ломаться. Не нужно лишний раз шелестеть листвой, пробираясь сквозь густые заросли кустарника. Разговаривать и слушать музыку тоже конечно не стоит. Но, как бы это не показалось странным, иногда можно что-нибудь тихонько насвистывать. Некоторым птицам это нравится и насвистываемая вами мелодия может привлечь определенных пернатых.

Собираясь на фотоохоту на птиц, старайтесь одеваться не слишком ярко. Если у вас есть камуфляжная одежда, лучше всего одеть именно ее. Но можно обойтись и обычной курткой и брюками неярких, естественных расцветок, чтобы эта одежда не очень заметно выделялась на фоне природы.

Если вы заметили улетающую или убегающую от вас птицу, никогда не бегите за ней. Почти с полной гарантией тут можно сказать, что вы напугаете ее, и вряд ли у вас получится сделать хотя бы один снимок.

2. Ну вот. Вы пришли в лес. Что нужно сделать в самом начале прогулки с фотоаппаратом? Конечно же, первым делом необходимо осмотреться на местности. Совсем не стоит спешить и сразу бросаться с фотокамерой напервес к первой попавшейся на вашем пути птице. Так вы только напугаете вашу пернатую фотомодель. Не пожалейте нескольких минут, осмотритесь вокруг. Особенно, если вы находитесь в малознакомой или вообще незнакомой местности. Обратите внимание на то, что происходит около вас, на кипящую в лесу или на лугу жизнь. Поищите взглядом птиц. Какие они, чем занимаются, где сидят, как поют, что едят. Как известно, птицы живут по привычному для них одних графику. И вам, фотоохотнику, необходимо изучить эти графики, повадки и привычки птиц. Если вам удастся это сделать - значит, половину пути к успеху в фотографировании пернатых вы уже преодолели.

Большинство пернатых едят, пьют и сидят на одних и тех же, привычных им, местах. Многие большие и оседлые птицы имеют свой маршрут передвижения, который состоит из нескольких точек. Они перемещаются от одной точки к другой. Если у вас появится навык наблюдения за птицами, то эти точки вы легко обнаружите, внимательно присмотревшись к незнакомой местности. Побродите вокруг этого маршрута, понаблюдайте за птицами. Не стоит сразу, с наскоку, хвататься за фотокамеру. Через какое то время птицы привыкнут к вам, им станет понятно, что вы своим присутствием не несете им никакой опасности, и они станут подлетать к вам всё ближе и ближе. Таким образом, даже можно найти место, где птица любит петь. Попробуйте расположиться невдалеке от этого места, в качестве естественного прикрытия используйте кусты или небольшие деревья. Постарайтесь не издавать лишних, и даже вообще никаких, по возможности, звуков. Конечно же, нужно научиться сидеть неподвижно. В этом случае весьма велика вероятность того, что птица вновь прилетит на своё привычное место и начнет петь. Хорошо бы в этом случае заранее на точку, на которой вы заметили птицу, сфокусировать объектив вашего фотоаппарата. И в случае возвращения пернатой певуньи вам, возможно, удастся сделать несколько кадров.

3. Рекомендуем вам в свободное время заняться изучением биологических особенностей птиц, которые живут в вашем регионе, и которых вы планируете фотографировать. Поищите информацию об этих птицах в Интернете, а ещё лучше почитайте книги на эту тему. В Интернете, как известно, информация зачастую бывает не очень достоверная, а вот книги проходят более серьезный контроль. Только не стоит думать, что это занятие скучное. Но, согласитесь, если вы, собираясь, например, на рыбалку ловить щуку, то вы не будете насаживать на крючок хлеб, как делаете это при ловле карася или карпа. Щука - особа хищная. Ей мясо нужно. И с птицами точно такая же ситуация. Изучайте рацион их питания, пути миграции, повадки и привычки. Места естественного обитания. И вообще, старайтесь про птиц вашего края узнать всего как можно больше.

Не забывайте, что есть птицы перелетные, а есть оседлые. В разное время года в одном и том же месте можно видеть совершенно разных птиц. Учитывайте и то, что состояние поведения птиц во многом зависит от сезона. Например, в брачный период они ведут себя совсем по-другому, нежели во время высиживания птенцов или их вскармливания. Исследовать места обитания птиц нужно в основном полагаться на знания и опыт, а не просто на удачу или случайность. Если вы будете вооружены знаниями, то без особого труда вы сможете спрогнозировать поведение птиц, и тогда у вас будет намного больше шансов получить красивый снимок редкой птицы. Причем, такие снимки могут иметь не только художественную, но так же и научную ценность. Вот поэтому и хочется ещё раз повторить: читайте книги. Совершенствуйте свои знания!

4. Напомним ещё об одном нюансе птичьего поведения. Как известно, птицы очень редко сидят тихо. Обычно они издают множество всевозможных звуков: поют, кричат, стучат клювом по стволу и веткам дерева, хлопают крыльями, подзывают к себе других птиц. Когда вы будете находиться в лесу или в поле, советуем вам повнимательнее прислушиваться. У каждой птицы имеется свой уникальный голос. Вот поэтому услышать птицу намного проще, чем её увидеть. Изучите голоса птиц, которые вас интересуют. Это позволит вам гораздо проще находить этих птиц в природе.

А ещё можно воспользоваться техническими возможностями. К примеру, если проиграть в лесу запись пения самца какой-нибудь птицы, то во время брачного периода это может привлечь другого самца - он наверняка захочет посмотреть, кто же вторгся на его территорию! Но, тем не менее, некоторые фотоохотники такой прием считают вмешательством в жизнь птиц в природе, и подобную практику осуждают.

А способов изучения птичьих голосов существует множество. Например, записи пения птиц легко можно найти на специальных сайтах, посвященных этой тематике. А можно просто купить компкт-диск с птичьими голосами. Хороши оба способа. Но, конечно же, что может вам заменить живое пение соловья или какой-нибудь другой птицы в природе!

5. Для съемки птиц очень хорошо использовать различные укрытия. Очень неплохих результатов можно добиться, используя так называемые скрадки - различного рода камуфляжные палатки, или легкий шалаш, который замаскирован травой и ветками. Скрадки позволят не волновать птиц, которые могут находиться всего в нескольких метрах от вас. Конечно, этот способ фотоохоты очень трудоемкий, требует много сил, времени и терпения, но зато он очень эффективен.

Но многие фотографы, снимающие диких птиц, чаще всего пользуются естественными укрытиями. В высокой траве, под небольшим деревом или в кустах спрятаться достаточно несложно, главное - не шевелиться и не шуметь. И совсем скоро вы увидите, что птицы перестанут замечать вас, и, естественно, бояться. Иногда птицы вообще могут подлететь к спрятавшемуся в кустах фотографу на расстояние полутора-двух метров.

Есть ещё один способ фотоохоты на птиц. Этот способ, пожалуй, самый лучший, хотя он и достаточно прост. Нужно просто придти в место, где много птиц, спрятаться и ждать. Если вы решили снимать птиц со штатива или с помощью монопода, то прятаться вам придется немного получше, и ждать тогда придется подольше. Дело тут в том, что птицы очень боятся человека, который держит в руках палку. На фотоаппарат они реагируют заметно спокойнее.

Если вы научитесь хорошо, а значит правильно, маскироваться, научитесь долго и неподвижно сидеть на одном месте, то удача будет улыбаться вам намного чаще, и вы сможете так близко подбираться к своим лесным моделям, что без труда будете фотографировать их даже самым обыкновенным штатным объективом. И незачем вам будет тратиться на мощный и тяжелый дорогущий длиннофокусник, к примеру, Canon 800mm f 5.6L USM.

Как бы это не показалось на первый взгляд странным, очень хорошие снимки диких птиц можно сделать из окна автомобиля. Машины птицы практически не боятся, и поэтому подобраться к ним достаточно близко, таким образом, бывает удобнее, чем пешком. Этот способ фотоохоты очень хорошо применять при фотографировании диких хищных птиц, которые, как известно, частенько любят охотиться вдоль больших дорог.

6. Советуем вам подружиться с вашими пернатыми и голосистыми лесными моделями. Это сделать совсем не сложно. Когда вы будете просто прогуливаться по окрестностям вашего города, вы наверняка обнаружите места проживания диких птиц. Если у вас есть большой запас терпения и позволяет время, с птицами можно подружиться. Если вы увидите птицу, сидящую на гнезде, постарайтесь ни в коем случае не беспокоить ее. Не нужно подходить к гнезду очень близко, в противном случае вы можете легко напугать папу и маму только что вылупившихся из яиц птенцов, и подвергнуть жизни птичьих младенцев опасности.

Если вы обнаружите место обитания птиц, попробуйте поступить вот так. Прогуливайтесь вокруг этого места неспеша, медленно, делайте вид, что вы не замечаете птицу. И таким образом как можно медленнее приближайтесь к ней. Ни в коем случае не нужно идти прямо на птицу. А если вы почувствуете, что птица чем-то встревожена, то лучше будет отойти от нее, а через некоторое время вернуться и попробовать приблизится к птице во второй раз. В начале приближения к птице старайтесь не трогать фотокамеру, звук срабатывания затвора и блики от передней линзы наведенного на нее объектива очень часто пугает и тревожит птиц. Спустя какое-то время, которое иногда может быть весьма и весьма продолжительным, вплоть до нескольких дней, а порой и недель, птицы начнут привыкать к вашему присутствию, и вы сами тогда поймете, что они перестали вас бояться, что вы не представляете для их никакой угрозы. Главное, что нужно вам добиться - чтобы птицы признали вас своим и неопасным. Если вам удастся добиться этого, то пернатые разрешат вам находиться около или даже среди их, и в вашем присутствии будут себя вести вполне естественно. А что ещё может быть большей наградой для фотоохотника и любителя птиц, чем возможность наблюдать их жизнь и поведение в непосредственной близости!

Хочется сделать тут и ещё одно довольно важное замечание. Ни в коем случае даже не пытайтесь фотографировать птиц, которые сидят на гнезде, в случае если вы не знаете, что вы делаете, и у вас нет полной гарантии того, что вы не побеспокоите и не напугаете птиц, не принесете им какого-либо вреда своими действиями. Если птица в вашем присутствии проявляет хотя бы малейшие признаки беспокойства, следует незамедлительно отказаться от фотографирования. Неразумные и неумелые действия неопытного фотографа могут стать причиной птичьей трагедии.

И ещё мы рекомендуем вам найти и прочесть статью фотографа живой природы из Голландии Джаспера Доэста (Jasper Doest) article on Nest photography. Правда, написана она на английском языке, но в наше время перевод сделать совсем не трудно.

7. Как и в любом другом жанре натурных съемок, лучшее время для фотографирования птиц - это, конечно же, раннее утро, и вечер, некоторое время до заката. Но для фотоохоты на птиц предпочтительнее все же раннее утро. Птицы бывают особенно активны в первые два-три часа после того, как встанет солнце. В этот период времени они, как правило, заняты поиском пищи. Плюс ко всему, достаточно невысоко стоящее над горизонтом солнце создает приятное, смягченное освещение, при котором естественные цвета природы становятся особенно красивыми.

Очень хороший свет можно поймать и примерно за два часа до заката солнца. Правда, в это время его характерный золотисто-красноватый оттенок в некоторых случаях может искажать восприятие цвета.

Совсем нет необходимости откладывать фотоохоту на птиц в ненастную погоду. Дождь или снег, туман или сильный мороз наоборот придадут вашему снимку особое настроение.

8. Не забывайте про композицию фотографии. Главный объект в кадре старайтесь располагать правильно. Наиболее значимые его части, например, голову или глаза птицы, размещайте в точках так называемого золотого сечения. Старайтесь сделать так, чтобы фон снимка не был пестрым и перегруженным лишними деталями.

Как и любых других животных в среде их естественного обитания, птиц лучше всего снимать с уровня глаз. Снятые с такой высоты кадры выглядят намного более естественными.

Если вам представится такая возможность, попробуйте сфотографировать птиц в самые интересные моменты их жизни. Не секрет, что динамичные фотографии, фотографии, на которых что-то происходит, намного привлекательнее для зрителя. Постарайтесь сфотографировать птицу, когда она поет, охотится, когда две птицы спорят, ссорятся и дерутся. Это все будет выглядеть намного лучше, чем просто сидящая на ветке птица.

9. Постоянно совершенствуйте свое умение, свой практический опыт общения с вашим фотоаппаратом и другой фототехникой. Все мы знаем, что птицы - пожалуй, самые шустрые существа в природе. Вот поэтому и нужно, и важно при съемке птиц научиться как можно быстрее, точнее и правильнее переключать режимы съемки, параметры фокусировки и замера экспозиции, переводить камеру из автоматического режима в ручной и обратно. Попробуйте научиться все эти операции производить, не отводя глаз от видоискателя. Эти навыки помогут вам не пропустить многих интересных моментов и ситуаций из жизни живой природы.

Очень важно уметь правильно выбирать режимы съемки в зависимости от условий, в которых вы снимаете. Для того, чтобы хорошо сфотографировать птицу, которая находится в движении, нужно пользоваться непрерывным или следящим режимом фокусировки (Ai-Servon on Canon). А если вы захотите снять птицу на фоне неба, во время полета, можно применить ручную экспозицию и автоматическую фокусировку с использованием всех точек фокуса. Если вы будете снимать летящих в небе птиц с использованием максимально возможной и широкой области фокусировки, это позволит вам сохранять фокус на птице при слежении. А автофокус при этом не будет отвлекаться на малоконтрастное небо.

Намного сложнее для автоматики фотоаппарата съемка птиц, летящих на пестром фоне. Настройки фотокамеры, такие же, как и при съемке птиц летящих в небе, можно использовать в случае, если контраст между объектом съемки и фоном достаточно велик. Например, если вы будете фотографировать белую цаплю на фоне зелени. А вот в случае, если расцветка птицы на окружающем фоне выделяется недостаточно, к примеру, на фоне зелени - пестрая коричневая птица, то зону фокусировки фотоаппарата нужно выбирать чуть меньшую, чем площадь изображения этой птицы в кадре. При этом сопровождать птицу в полете нужно будет более аккуратно, и следить за тем. чтобы выбранная точка фокусировки всегда была на цели.

Если вы фотографируете птиц в сложных условиях, например, снимаете мелких птиц в лесу, то тут оптимальным вариантом будет использование точечного замера с привязкой к активной точке фокусировки. Но тут есть небольшая проблема. Дело в том, что у Canon такой режим имеется только лишь в профессиональных дорогих камерах (1D/1Ds).Недорогие камеры этой фирмы, созданные для фотолюбителей, такой режим, к сожалению не поддерживают. В случае, если ваш фотоаппарат не может работать в этом режиме, можно воспользоваться точечным замером и центральной точкой автофокуса. Потом, при постобработке, полученные снимки можно будет кадрировать.

10. При фотоохоте на птиц очень важен вопрос подбора фотоаппаратуры, соответствующей решаемым задачам. В принципе, фотграфировать птиц можно даже и недорогой зеркальной фотокамерой с длиннофокусным объективом с фокусным расстоянием не менее 200 миллиметров. Но, правда, в этом случае результат, который вы получите, будет напрямую зависеть от вашего фотографического мастерства. Ну, и, конечно же, от качества фотоаппаратуры.

Фотографирование диких птиц в среде их естественного обитания предъявляет довольно высокие требования и к первому, и ко второму. Для фотосъемки таких пугливых существ, как птицы, необходим хороший автофокус, высокое качество изображения при недостаточном освещении, и качественные телеобъективы. Очень хорошо, если ваша фотокамера будет оснащена быстрым затвором. Речь идет и о маленькой задержке при нажатии кнопки, и о числе кадров, которых затвор может снять в одну секунду.

Какие фотоаппараты больше всего подходят для фотографирования птиц? Конечно же, если вы имеете зеркальную камеру, используйте для съемки именно её. Ну, а тем, кто пока ещё только выбирает себе фотокамеру, вот несколько рекомендаций.

Если уж фотоохотой на птиц вы увлеклись серьезно, то лучше пользоваться проверенными и хорошо зарекомендовавшими себя брендами, такими, например, как Canon или Nikon. И та, и другая японские фирмы предлагают многочисленные модели фотокамер с отлично работающим автофокусом и весьма широким выбором отличной длиннофокусной оптики. Все другие производители фототехники не предлагают потребителю телеобъективы, фокусное расстояние которых превышает 300 миллиметров. Вот поэтому фотоохотникам и приходится рассчитывать лишь на объективы Sigma. Но лучше всего, конечно, если для фотоохоты на птиц вы будете использовать объектив с более длинным фокусным расстоянием - например, до 500 миллиметров.

Для фотографирования диких птиц в лесу и в поле можно, тем не менее, использовать и компактную фотокамеру. Обычно, у этих камер очень хороший зум. Вплоть до 15-кратного. Но даже трех- и пятикратным зумом компакта вполне возможно сделать неплохие фотографии в этом жанре.

Ну вот, кажется, и всё на сегодня. И, пока на улице лето, собирайтесь на охоту! На мирную, бескровную фотоохоту на самых пугливых существ на свете, на птиц. Удачи вам, фотоохотники! Надеемся, что наши рекомендации помогут вам создать замечательные фотографии, которые будут иметь и художественную, и научную ценность.

На основе материалов с сайта:

Это не обычный фотоурок, он, скорее, похож на зарисовку "из жизни" фотографа, и в некоторой мере - на мастер-класс, проведенный на свежем воздухе! Однако, от этого урок не становится менее полезным!

Возможно, самое трудное при фотографировании пернатых в естественной обстановке - это найти объект съемки. Если, конечно, Вы не решили фотографировать воробьёв или голубей (хотя и об этом мы также расскажем). Знание повадок и особенностей той птицы, которую собираешься снимать, во многом облегчает задачу.

Рассказывает П. Носов:

Как я фотографировал птенцов

Однажды в лесу мое внимание привлекла птица, сидевшая на самой верхушке ели. Она устроилась там как на сторожевой вышке и стрекотала, подергивая длинным хвостом. При моем приближении птица перелетела на соседнее дерево, продолжая громко кричать. Вероятно, она предупреждала кого-то об опасности. Мне захотелось узнать, почему она так волнуется. Я присел на пенек среди невысокого кустарника. Через некоторое время птица успокоилась, затем слетела вниз, в густые заросли молодых елочек. Оттуда сразу послышался писк. Вот, оказывается, почему волновалась птица. Она беспокоилась за свое потомство. Я рассмотрел ее поближе - это оказался сорокопут-жулан. Когда он улетел, должно быть, за кормом для своих прожорливых птенцов, я вышел из засады и отыскал гнездо. Оно было устроено на самых нижних ветках невысокой елки, и его очень удобно было фотографировать.

Как сфотографировать птенцов? Вот так!
Не оперившиеся птенцы сорокопута. Lanius collurio from Gilles San Martin ©
Exposure 0.017 sec (10/603)
Aperture f/9.9

Каждый любитель птиц знает, что стоит только слегка дотронуться до ветки, на которой находится гнездо с птенцами, как они словно по команде поднимут головы с широко раскрытыми клювами. Колыхание ветки является для них сигналом того, что прилетела мать и принесла еду. Этот условный пищевой рефлекс проявляется у всех птенцов. Зная это, я легко сфотографировал всех птенцов сорокопута с открытыми клювами. Вообще, вопрос о том, как фотографировать птенцов, тесно связан с вопросом о том, как фотографировать птиц . Далее я поделюсь еще несколькими наблюдениями на эту тему.

Фотографирование птиц в дикой природе

Часто птицы своим поведением выдают местонахождение гнезд. Как-то я бродил у небольшого болотца. Над моей головой с беспокойными криками летали две птицы, вероятно, самец и самка. Это были чибисы. Я решил, что где-то здесь, у болотца, есть гнездо с птенцами. Начал искать. Каждый раз, когда я подходил к тому месту, где росла высокая осока, чибисы волновались особенно сильно и налетали на меня с резкими криками. Именно где-то здесь и должно быть гнездо. Я обшарил все вокруг, но ничего не нашел и уже собрался уходить, как вдруг у самой воды в небольшой ямке увидел двух пестрых птенчиков. Они сидели неподвижно, тесно прижавшись друг к другу. Покровительственная окраска их оперения была так похожа на серо-зеленый цвет травы, что я чуть не наступил на них. Чибисята не собирались убегать, как будто были уверены в том, что я их не замечу.


Чибис и его маскировочная окраска. Lapwing, Salthouse©

В другой раз прямо из-под моих ног вылетела небольшая серая птичка. Я внимательно осмотрел густую траву и нашел на земле гнездо пеночки . Сверху оно было прикрыто «крышей» из сухой травы и мха. Попадала в него птица сбоку. Находясь в гнезде, она видела только то, что происходило со стороны входа. Сфотографировать пеночку, сидящую на яйцах в таком гнезде, очень трудно.

В то время у меня еще не было телеобъектива, и я вынужден был снимать птицу объективом с фокусным расстоянием 50 мм. А для этого надо было подобраться к гнезду вплотную и приучить птицу к своему присутствию. Начался интересный поединок между мной и этой маленькой осторожной пичужкой. Несколько дней подряд я приходил в лес к гнезду и прятался где-нибудь сбоку за кустом или стволом ближайшей сосны. При моем появлении пеночка каждый раз улетала. Но через некоторое время, убедившись, что ей не угрожает опасность, снова возвращалась в гнездо и продолжала насиживать яйца. Инстинкт насиживания брал у нее верх над страхом перёд человеком. После того как птица влетала в гнездо, я осторожно на корточках передвигался чуть ближе. Через несколько дней я уже смог расположиться метрах в трех от гнезда. Но вот беда - впереди ни кустика, ни ствола, за которыми можно было бы спрятаться. Как быть? Пришлось замаскироваться зелеными ветками. Теперь, приходя к гнезду, я засовывал ветки себе за пояс, в сапоги и под кепку и садился почти у самого гнезда сбоку. Если бы меня в это время кто-нибудь увидел, то, наверное, принял за дикаря, сидящего в засаде. Для птицы же я был просто кустом. В своем уборе я мог сидеть возле самого гнезда на совершенно открытом месте. Мне был виден высовывающийся по временам из гнезда тоненький клюв пеночки. Она то и дело проверяла, нет ли поблизости опасности. От меня до птицы было рукой подать, и я мог сфотографировать торчавший из гнезда клюв. Но как сфотографировать саму пеночку? Для этого нужно было оказаться с нею «лицом к лицу», но подойти ближе мне не удавалось. Как только пеночка замечала меня, тотчас же улетала и подолгу не возвращалась.

Я ужо готов был отказаться от своей затеи, но случай помог мне перехитрить эту осторожную птицу. Был солнечный день. По небу плыли небольшие белые облака. Я обратил внимание на то, что гнездо то ярко освещалось солнечными лучами, то набегающее облако накладывало на него тень. Птица не обращала никакого внимания на это чередование света и тени. И тут я подумал: а что если я появлюсь перед входом в гнездо в тот момент, когда туча закроет солнце? Может быть, птица примет меня за тень?

Как только облако закрыло солнце, я быстро встал напротив входа в гнездо, навел на резкость и спустил затвор. Птица, испугавшись щелчка, улетела. Но снимок был сделан. Я снова уселся на прежнее место. Пеночка долго не возвращалась, но вот она опять в гнездо, и я вновь одновременно с тенью от облака появлюсь перед ее глазами. Снова щелчок затвора, и снова птица вылетает из гнезда. Так повторялось несколько раз. И вот десять долгожданных кадров - в моем аппарате! Стало темнеть, когда я, весь искусанный комарами, но довольный результатами своей работы, возвращался домой.


Пеночка кормит птенцов. Chiffchaff, Phylloscopus collybita ©

Вот еще один эпизод.

Был теплый летний день. Я долго бродил с фотоаппаратом по лесу, прежде чем мне удалось отыскать птенца сорокопута. Нашел и его по писку, которым он напоминал родителям, что проголодался и хочет есть (а может быть "сфотографируй меря"?"). Но всякий раз, когда я наводил на него телеобъектив, и хотел уже было сфотографировать, птенец перелетал на другую ветку. Тогда я решил преследовать его до тех пор, пока он не устанет, и не начинать фотографировать до этого момента. Действительно, уставший птенец стал вести себя спокойнее, и мне удалось наконец удачно его сфотографировать.

Как-то я нашел в дупле старой осины гнездо мухоловки-пеструшки . Гнездо находилось невысоко от земли, и, поднявшись на цыпочки, в него можно было заглянуть. Там было очень томно, и рассмотреть, что происходило внутри, не было никакой возможности. Но многоголосый писк, раздававшийся из дупла, когда в него залетала птица, говорил о том, что внутри были птенцы. Достать рукой птенца, чтобы сфотографировать его, мне не удалось, так как отверстие дупла было очень мало. Тогда я стал наведываться к гнезду ежедневно - в надежде сфотографировать птенцов в тот момент, когда они сами вылетят из дупла. Спустя несколько дней, подойдя к этому месту, я увидел на ветке орешника, который рос возле старой осины, целую стайку птенцов мухоловки. Они сидели дружной семейкой и громко пищали. Не сходя с моста, чтобы не спугнуть стайку, я сделал телеобъективом несколько снимков. Когда же я решил изменить точку съемки и немножко отошел в сторону, птенцы меня заметили и разлетелись. Больше мне не пришлось увидеть эту дружную семейку.

Фотография мухоловки-пеструшки. Pied Flycatcher (female) ©

Был и такой случай. Мне посчастливилось набрести на выводок рябчика - очень осторожной лесной птицы. При моем приближении самка отлетела недалеко в сторону, притворяясь раненой, чтобы отвлечь мое внимание от выводка (обычная птичья хитрость), а птенцы тем временем разбежались в разные стороны, прячась в траве. Я не обратил внимания на мать, а стал преследовать одного из маленьких хитрецов, которого и сфотографировал в тот момент, когда он запутался в густой траве.

На лесной полянке я часто по утрам видел молодую сороку, которая, сидя на пеньке и под утренними лучами солнца, «наводила туалет». Заметив меня, она всегда улетала в чащу, наполняя лес криком. Как ни старался я осторожно подойти к поляне и сфотографировать сороку, мне это не удавалось. Тогда я решил прийти к поляне пораньше утром, еще до того как прилетит сорока, и спрятаться где-нибудь поблизости. Так я и поступил. Ждать мне пришлось недолго. Как только лучи солнца осветили пенек, прилетела сорока и принялась расправлять перышки.

В частности - сороку. Magpie ©

Удалось мне сфотографировать и птенца сойки - этой крикливой, но красивой птицы. Она, подобно сороке, как только заметит опасность, начинает неистово стрекотать, наполняя лес тревожным шумом. Если вас заметит сорока или сойка, вам нечего делать в лесу ни с ружьем, ни с фотоаппаратом. Все обитатели леса очень хорошо знают, что крик этих птиц является сигналом тревоги. Не будь у меня с собой телеобъектива, я бы не смог сделать фотографию осторожной птицы.

В лесу или в поле всегда можно найти интересный живой объект для съемки. Для этого требуется лишь немного наблюдательности, находчивости и изобретательности. Что касается осторожности и терпения, то эти качества не вредно иметь в большом избытке.

Живой объект трудно поймать на фотографический прицел, но когда это сделано, нужно действовать по-снайперски, так, чтобы животное или птица не успела ускользнуть из поля зрения фотоаппарата, не оставив своего изображения на фотопленке.

Рассказывает А. Карпин:

Как фотографировать птиц в городе

Однажды я гулял по летнему Петербургу и фотографировал все, что приглянется... а под конец прогулки - зашел в парк. В парке было полно народу, и голубей. Я уже подумывал о том, чтобы сделать "голубиную" фотосессию, и немного подготовился - взял с собой немного булки. Хлебные крошки - оказались замечательной приманкой для пернатых обитателей парка: голубей и воробьев. Голуби начали даже садиться на меня! Фотоаппарат был готов, и я решил подманить любопытных и голодных птиц - поближе к объективу. Получилось не сразу, я неоднократно щедро сыпал крошки - под самый объектив, но голуби очень боялись "стеклянного глаза". Однако терпение и все новые и новые порции приманки - помогли осуществить задуманное. Вот какой забавный кадр получился:


«голубчики... » О том, как фотографировать голубей:)

Сделать какой кадр - как видите - совсем не сложно, и хотя подобные кадру - трудно назвать оригинальными - они всегда вызывают улыбки зрителей и не поддельный интерес! В следующий раз - надо будет снять подобный кадр на более широкоугольный объектив, должно получиться еще забавнее!

В том же парке - были и озера, в которых плавали - утки. И не только наши серенькие, всем, наверное, хорошо знакомые кряквы, но и лысухи - забавные птички с кожистым наростом на голове. Эти два вида птиц - часто встречаются в одном и том же пруду, но живут совсем не дружно, а часто гоняют друг друга - то защищая свои неведомые птичьи интересы, то устраивая сражения - за корм, который бросают им с берега - посетители парка. Я долго наблюдал за их поведением - не фотографируя, и заметил, что и ведут себя эти птицы - по разному. Например - я заметил, что кряквы всех возрастов - воюют за кусочек хлеба - одинаково ожесточенно - "каждый сам за себя", а лысухи часто кормят своих птенцов "из клюва в клюв". И благодаря наличию 300 мм. объектива - не с первого раза - однако я сделал весьма интересный кадр такого кормления молодняка.


Кормление птенца лысухи. Фотографировать этих птиц было очень интересно!
Карпин Антон ©

Или вот еще кадр, который получился у меня практически случайно. Стояла ранняя весна, деревья еще не покрылись листьями, и почти весь день я гулял с фотоаппаратом - не сделав ни единого кадра, однако фотоаппарат был готов, а поскольку близился вечер - я включил вспышку. И тут я увидел на редкость симпатичного воробья, сидящего в очень удобной для съемки - позе! Щелк - сфотографировал! И результат Вы можете видеть ниже.


Птиц можно фотографировать и со вспышкой.
Обыкновенный воробей. Фотография сделана со вспышкой. © Карпин Антон

Как видите, внимательно наблюдая за птицами, Вы сможете найти любопытный сюжет не только в лесу, но и в большом городе! И вопрос о том, как фотографировать птиц - решиться сам собой!

У фотографов птицы пользуются особой популярностью. Кроме того, что многие пернатые очень красивы, они живут практически повсюду. А что уж говорить о разнообразии видов и форм… При этом фотографировать птиц не так-то просто: с одной стороны, это настоящий спорт, а с другой - сложная наука, ведь фотоохотник, специализирующийся на фотосъемке диких птиц, должен быть еще и специалистом орнитологом.

СУЩЕСТВУЕТ УБЕЖДЕНИЕ,
что для съемки птиц необходимо обзавестись хорошим дорогостоящим телеобъективом. Без сомнения, такой объектив - вещь действительно очень полезная. Но, к сожалению, любой телевик с большим фокусным расстоянием имеет очень небольшую глубину резко изображаемого пространства, тем самым ограничивая творческие возможности фотографа. Хочется сфотографировать птицу красиво и за каким-нибудь интересным занятием или в компании других птиц или животных. Можно снять птицу на фоне ландшафта, в котором она обитает и частью которого является. Другая проблема заключается в том, что «дотянуться» до осторожных пернатых не всегда удается даже с самым сильным телеобъективом. По этой причине многие поколения фотоохотников караулят своих моделей, сидя в укрытиях по несколько часов или даже дней. Некоторые идут на хитрость - вместо длиннофокусных телеобъективов используют мощные телескопы, несмотря на то что технически качественные и художественно интересные снимки получить с помощью телескопов еще труднее.

ЗА РУБЕЖОМ
эту проблему решают иначе - большая часть фотографий «дикой природы» делается в специальных природных парках. Звери и птицы в таких парках почти ручные, и фотографировать легко и приятно. Многие талантливые фотографы живут и работают в таких парках много лет и знают в них каждый уголок. Конечно же, их снимки имеют неоспоримое преимущество по сравнению со снимками заезжих фотографов. У нас в России большинство заповедников закрыто для свободного посещения, в открытых же увидеть диких животных порой даже труднее, чем в соседних охотничьих хозяйствах. Тем не менее, уникальные для фотоохотника ситуации иногда случаются и у нас.

НАПРИМЕР,
на одной из кавказских турбаз я видел выводок лис - милые зверьки выпрашивали подачки у туристов. Одной такой лисе какой-то умник даже умудрился повязать на шею бант. По утрам к этой же турбазе спускались дикие быки - они знали, что их непременно угостят хлебом и солью. К тамошней помойке периодически наведывались горные индейки - улары. Клушицы, альпийские галки и другие горные птицы тоже были завсегдатаями этого гостеприимного места. Браконьеры там не появлялись, поскольку турбаза никогда не пустовала и все животные были на виду у десятков людей.

УДИВИТЕЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ
мне пришлось наблюдать и в Краснодарском крае. Там на одной из сельских птицефабрик отсутствовал цех по утилизации. Дохлых кур ежедневно вывозили за территорию, на радость природным «утилизаторам» - огромным орланам белохвостам. Зимой там одновременно собиралось до сорока орланов. Самые наглые из них садились прямо на тракторную тележку, сопровождая аппетитную «похоронную процессию». Между тем, орлан белохвост - одна из самых красивых и самых редких птиц, к тому же он исключительно осторожен.
Думаю, что очень многие европейские фотографы могли только мечтать о подобном «фотосафари». К сожалению, такие ситуации нечасты. Поэтому в отличие от своих зарубежных коллег, российским фотографам приходится искать диких животных самостоятельно и затем, в течение нескольких дней, недель или даже месяцев приучать и готовить их к съемке. Много ли в мире найдется фотографов имеющих возможность все это проделывать за свой собственный счет? Видимо, именно по этой причине в нашей стране так мало фотографов специализирующихся на тематике дикой природы, а отечественные издания и телеэкраны заполняют сюжеты о природе чужих «заморских» стран.

ФОТОГРАФУ,
специализирующемуся на съемке диких животных, очень важно учитывать особенности их восприятия. К примеру, большинство млекопитающих видит мир черно-белым. И им абсолютно безразлично в какого цвета куртку - зеленую или красную - одет фотограф. Зато у большинства из них хорошо развито обоняние и изумительно тонкий слух. Но если фотограф будет в течение долгого времени сидеть тихо и совершенно неподвижно, он имеет шансы остаться незамеченным.

КАКТО НА КАВКАЗЕ,
я шел по лесной тропинке. Вдруг впереди, чуть выше по склону, я услышал какой-то шорох. Я пошел не останавливаясь и вскоре наткнулся на нору, которая, судя по размерам, принадлежала какомуто не очень крупному животному. От норы тянулась едва заметная тропка. Я достал фотокамеру, и прислонившись спиной к стволу дерева, встал рядом с тропой. Через несколько минут я услышал осторожный шорох листьев и увидел шакала. Ничего не подозревая, зверь прошел буквально в двух шагах от моих ног и только подойдя к норе, учуял мои следы. Было видно, что шакал растерялся и не знал, как ему лучше поступить. Несколько минут он ходил вокруг своей норы, чесался, смущенно зевал и оглядывался по сторонам. При этом он не раз смотрел в мою сторону, мы даже встречались с ним глазами, но я стоял неподвижно и шакал меня так и не обнаружил. Лезть в нору он все же не решился и направился назад в лес. Когда он вторично поравнялся со мной, я не удержался и нажал на кнопку фотокамеры. На хлопок зеркала шакал среагировал как на выстрел - подпрыгнул высоко вверх, сделал сальтомортале, упал как подстреленный, но тут же вскочил и мгновенно растворился в зарослях. Будь у меня тогда вместо зеркалки бесшумный компакт, я смог бы, наверное, сделать немало интересных снимков.

В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗВЕРЕЙ,
птицы наоборот, не только обладают цветным зрением, но и способны различать невидимые для нас части спектра. Некоторые красители, которые мы традиционно воспринимаем как отличную маскировку, с точки зрения птиц могут в буквальном смысле светиться. Отсюда становится понятным недоумение охотников, когда купленный ими дорогостоящий камуфляж не приносит желаемых результатов. В восприятии птиц образ человека ассоциируется с вертикальной фигурой и специфическими движениями. Поэтому если у вас нет возможности принципиально изменить образ (замаскировавшись, например, под копну соломы), то при работе с птицами лучше использовать ту одежду, в которой вам комфортно. В последнее время в продаже появились оригинальные маскировочные костюмы, сплетенные из свисающих волокон с образным названием - «Леший». Следует, однако, заметить, что наряженного в подобный костюм фотоохотника звери и птицы воспримут как обычного человека. Чего не скажешь о вездесущих грибниках и охотниках, которых встреча с таким «Лешим» наверняка очень развлечет.

ОДНАЖДЫ
при фотографировании сизоворонки я спрятался в большой крапивный мешок. Фотокамера была установлена у гнезда - от нее к мешку я протянул тонкую леску, дергая за которую, собирался получать снимки. Мешок отлично вписался в отвалившиеся от соседнего обрыва земляные глыбы, а через редкую ткань мешковины я мог наблюдать за всем, что происходило вокруг. Но увы, раньше, чем прилетела сизоворонка, в лесу появился дед-грибник. Увидев мой мешок, он замедлил шаг, повертел головой в разные стороны, но все же пошел своей дорогой. Я перевел дух, но не тут-то было - сквозь мешковину я увидел, что мой дед возвращается. Воровато оглядевшись по сторонам, он подкрался к мешку и, открыв от любопытства беззубый рот, заглянул внутрь. В крепких выражениях я сообщил ему все, что накипело. После того, как дед ушел «на полусогнутых» я, было, вознамерился продолжить фотосессию, но вскоре опять услышал голоса - в мою сторону направлялись две женщины с лукошками. Птицу я тогда так и не снял.
Вообще, в пригородных лесах от грибников нет покоя ни птицам, ни фотографам. Замаскировавшись под пенек, я частенько наблюдал, как разные грибники по очереди по много раз обследовали одни и те же места.

ЧТОБЫ ФОТОГРАФИРОВАТЬ
дроздов, слетавшихся к луже на водопой, я улегся в зарослях кустарника. Сверху накрылся куском брезента, засыпал себя сухими листьями и замер. Через некоторое время я услышал сзади осторожные шаги и сразу же понял, что это идет очередной грибник. Дальнейший ход событий был вполне предсказуем - грибник увидит засыпанный листьями кусок брезента, изпод которого выглядывают человеческие ноги.
С перекошенным от ужаса лицом он поднимет полог (можно лишь догадываться о том, что он там ожидает увидеть…). Поэтому, когда шаги грибника замерли, я не стал дожидаться и сам откинул брезент. Прямо передо мной стоял насмерть перепуганный вальдшнеп. Немая сцена продолжалась несколько секунд, после чего вальдшнеп как ошпаренный шарахнулся в сторону.
Было очень обидно - ведь стоило мне чутьчуть повременить, и я мог бы получить очень редкие кадры. Ох уж, эти грибники!

ПТИЦЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫ
и обладают отличной памятью. Многие из них способны зрительно оценивать количественные показатели (другими словами, умеют считать!). Это нужно учитывать при фотографировании из укрытий. Если птицы видят, что на их участок пришло два человека, а ушел лишь один (тогда как другой внезапно исчез), они будут вести себя исключительно осторожно. Из-за этого приходится забираться в заранее построенное укрытие либо в сопровождении сразу нескольких человек (есть шанс, что птицы могут сбиться со счета), либо в полной темноте, либо под прикрытием какоголибо большого отвлекающего объекта, например, трактора или автомашины. Учтите, что в точно таком же порядке из укрытия нужно будет и вылезать.

ЛЮБЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
на своем участке птицы замечают моментально и тут же настораживаются. Один из моих давних учителей Э.Н. Голованова в подобных случаях применяла следующую хитрость - из металлических решеток (наподобие тех, что используются как полки в холодильниках), она складывала укрытие, которое по бокам оплеталось травой. Полученная корзина выставлялась в нужном месте, после чего поставивший ее человек демонстративно уходил. Внезапно появившееся сооружение, конечно же, настораживало птиц, но сквозь редкое плетение растений они ясно видели, что корзина пуста. Спустя некоторое время этот объект воспринимался птицами, уже как неотъемлемая часть ландшафта. После этого внутрь корзины помещалась настоящая съемочная палатка. С точки зрения птиц, на их участке ничего принципиально нового не появилось и установку палатки они воспринимали уже спокойно.

ПУТЕШЕСТВУЯ ПО УСТЮРТУ,
мы встретили в одном из оазисов колонию больших кроншнепов. Птицы вели себя на удивление осторожно - отказывались садиться на гнезда даже тогда, когда мы наблюдали за ними из машины, стоящей в двухстах метрах. В конце концов, с помощью подзорной трубы мы засекли место, где должно было находиться одно из гнезд. Времени у нас не было, и мы использовали следующий прием - из упаковочного картона изготовили небольшое укрытие, которое снаружи оплели наспех сделанной крупноячеистой сеткой. В нее мы вплели траву так, что укрытие стало похожим на куст или на небольшую копну сена.
На машине мы подвезли «копну» поближе к кроншнепам. После этого машина уехала, а я, спрятавшись в укрытии, взял нужные ориентиры и, шагая на корточках, отправился к кроншнепам. Птицы заметили меня, когда до них было еще около километра. Один из кроншнепов взлетел и как бы стороной облетел территорию. Пока он совершал свой маневр, я остановился, но едва кроншнеп повернул обратно, я вновь начал движение. На этот раз кроншнеп опустился неподалеку. Как бы невзначай он обошел меня по кругу, но не обнаружил ничего подозрительного. Едва он взлетел, как я снова начал движение. В конце концов кроншнеп сел в двух метрах от меня (я не удержался и начал его фотографировать). Он еще раз обошел мое укрытие по кругу. На этот момент я замер, и он опять ничего не заметил. Тогда кроншнеп решил схитрить - он сделал вид, что садится в гнездо, распушал перья и стал делать характерные движения, как бы переворачивая воображаемые яйца. Расчет птицы был прост - если в копне действительно скрывается хищник, то в этой ситуации он себя обязательно проявит. Однако я не двинулся с места.
Наконец, кроншнепам все это надоело, и они перестали обращать на меня внимание. В своей передвижной копне я получил возможность беспрепятственно перемещаться по колонии и фотографировать птиц с самых близких расстояний.
Видимо, кроншнепы «рассуждали» так: движущаяся копна имеет явно природное происхождение и какой-либо прямой угрозы она в себе не несет. В копне не прячется хищник. Конечно то, что копна движется - это весьма странно, но мало ли в мире странного, до чего им, кроншнепам, нет никакого дела.

ИМЕЮЩИЕ БОЛЬШОЙ ОПЫТ
общения с птицами могут попробовать приучать их к фотосъемке, используя так называемый метод «фотопастьбы». В этом случае фотограф должен вести себя абсолютно открыто и всячески демонстрировать птицам отсутствие интереса к ним самим и к их потомству. При этом нужно очень точно определять критическую дистанцию вспугивания птицы и в течение достаточно длительного времени (от двух до нескольких дней или даже недель) по мере привыкания птиц сокращать эту дистанцию. Обычно трудности возникают лишь на первых этапах, а через некоторое время поведение птиц резко меняется и они начинают подпускать фотографа на близкое расстояние и даже позволяют использовать студийное оборудование. Другими словами, фотограф может самостоятельно создавать те самые условия, которые сегодня активно используются во многих зарубежных национальных парках. При кажущейся трудоемкости этот путь может быть очень эффективным. Во всяком случае, трудно сказать, что лучше - затратить на съемку осторожной птицы полторы недели и в результате получить возможность снимать интересные жанровые сцены или же годами бегать за этой же птицей с мощным телеобъективом, успевая запечатлеть то хвост, то смаз крыла…
Однако природа есть природа, и фотографу, выбравшему такой способ, следует помнить, что жители лесов и полей могут быть непредсказуемы и опасны. Особенно это относится к крупным млекопитающим, но и птицы, потеряв страх перед человеком, могут совершать на него нападения.

ИЗВЕСТЕН СЛУЧАЙ,
когда самец лебедя шипуна сбил фотографа с резиновой лодки и, вероятно, утопил бы его, не подоспей помощь вовремя. Самец журавля красавки при попытке приблизиться к гнезду однажды нанес мне очень сильный удар в грудь сразу обеими ногами. При этом своими острыми когтями он не только разорвал одежду, но и нанес достаточно глубокие ранения.

ОЧЕНЬ ОПАСНЫМИ
могут становиться некоторые крупные совы - когти у них сродни медвежьим, но гораздо острее. Причем налетают совы обычно сзади и совершенно бесшумно.
Както раз я попытался залезть в гнездо ворона. Самец, вздыбив от злости перья на голове, опустился неподалеку. Я тут же сделал вид, что очень его испугался и ворон это заметил. Началась игра - я дразнил ворона своими попытками приблизиться к гнезду и, когда он подлетал, то я делал вид, что очень его боюсь. Почувствовав себя победителем, ворон осмелел и на следующий день садился уже в двух метрах от меня. В последующие дни эти вороны встречали меня уже за сотни метров от гнезда. При этом сам ворон и его самка старались подлетать ко мне сзади и, опустившись на землю, некоторое время шли за мной пешком. Я двигался плавно и мог снимать птиц с пятишести метров.
Взявшись фотографировать исключительно осторожных черных аистов, я в течение трех дней делал вид, что собираю ягоды. При этом я то периодически приближался к птицам на критическую дистанцию, то снова от них удалялся. Встречаясь взглядом с аистами, я всячески демонстрировал им свое равнодушие, отворачивался и продолжал «собирать ягоды». На третий день, самка аиста довольно свободно подпускала меня к себе на расстояние пятишести метров и оставалась стоять на гнезде, когда я совершенно открыто залезал на соседнее дерево и оказывался от нее на расстоянии не более трех метров. Самец из этой пары вел себя несколько более осторожно.
В качестве более доступной и бюджетной альтернативы телеобъективам можно использовать съемку птиц с помощью скрытых и дистанционно управляемых камер. В принципе, для дистанционного фотографирования диких животных пригодны любые фотокамеры с любыми объективами, в том числе и длиннофокусными. Однако наиболее удобными являются все же компакты. Они относительно дешевы и имеют небольшие размеры. При этом многие современные компакт-камеры оснащены отличными объективами, что позволяет получать снимки неплохого качества.
Неоспоримым преимуществом дистанционных камер является возможность их быстрой установки, казалось бы, в самых недоступных местах - на поверхности земли, под землей (например, в норе), в кроне высокого дерева, на стене крутого обрыва, на поверхности воды, под водой и даже в воздухе (укрепив ее, например, на воздушном змее). Замаскировать скрытую камеру несравненно проще, чем спрятать человека. При этом такая камера в течение многих часов или даже суток, может дожидаться нужного мгновения.

ФОТОГРАФИРУЯ ОРЛОВ
я спрятал компакт в гнездо воробья, устроенное на соседней ветке. Воробьи любят селиться в гнездах крупных хищников - воробей для орла, что муха для ворона - и поймать его трудно и корысти в нем мало. Зато если к хитрым воробьям надумает лезть кошка, то ей придется иметь дело не с воробьями, а с орлом. В другой раз я спрятал камеру в чучело стрепета (получился эдакий «стрепет-фотокорреспондент» с фотоаппаратом на пузе). Чучело было выставлено на стрепетином токовище и прежде, чем разгневанный хозяин тока оторвал чужаку голову, мне удалось сделать несколько кадров.

В ГОРОДСКОМ ПАРКЕ
Кисловодска я нашел дупло крупных и очень красивых птиц - зеленых дятлов. Фотографировать этих птиц обычным способом в парке было невозможно - днем там находились тысячи отдыхающих, каждый из которых считал своим долгом справиться - чего это здесь фотографируют? Узнав, что снимают птицу, люди обычно приходят в восторг, дают массу «полезных» советов, а заодно рассказывают занятные истории из собственной жизни. В подобных условиях продолжать фотографировать птиц - дело безнадежное. Поэтому я пришел в парк еще затемно, быстро укрепил на дереве скрытую фотокамеру и, уже не привлекая внимания людей, мирно «дремал» на лавочке, не забывая при этом косить глаз в сторону заветного дерева и нажимать на пульт всякий раз, когда дятел оказывался в поле зрения объектива. Вечером тем же способом я забрал фотокамеру с уже отснятым материалом.
Однако главное достоинство компактных аппаратов заключается в возможности следить за тем, что в данный момент происходит в поле зрения объектива. Оптическое изображение компакт камеры преобразуется в цифровое и выводится на дисплей. При желании картинку можно легко транслировать на любой удаленный телевизионный монитор. Причем делать это можно как по проводам, так и с помощью специальных беспроводных устройств.
В простейшем случае, для этой цели можно приспособить аппаратуру, применяемую в охранной сигнализации. Посылая импульсные радиосигналы можно менять ориентацию камеры и регулировать фокусное расстояние объектива. И, наконец, исключительно важным свойством цифровых компактов является абсолютная бесшумность их работы. Звуковые сигналы, сопровождающие процесс съемки, в них можно отключить, тогда как что-либо поделать с громко хлопающим зеркалом бывает достаточно трудно. При этом многие осторожные животные реагируют на звук опускающегося зеркала как на выстрел. В подобных случаях использование зеркальных камер становится крайне нежелательным.

СКРЫТУЮ КАМЕРУ
можно настроить и на автономную работу. Для этого объектив скрытой камеры наводится на то место, где по расчетам должно появиться фотографируемое животное. При такой съемке, спуск затвора происходит в результате замыкания электрической цепи от специально устанавливаемого сторожка. Конструкции таких сторожков могут быть самыми разными - от простейших контактных устройств до сложных электронных датчиков, реагирующих на движение или на пересечение птицей пучка инфракрасных лучей. Фотограф в это время может заниматься другими делами. Обычно автономно работающие камеры или, как их часто называют - фотокапканы, устанавливают у заранее выложенной приманки, на тропах, у гнезд и т.п.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ
однообразия сюжетов, можно использовать различные виды сторожков. Например, установив приманку у сторожка нажимного действия можно получить фотографию сидящей или кормящейся птицы, а натянув над приманкой растяжку из тончайших нитей, можно запечатлеть птицу в момент ее приземления. Установив сторожок на звериной тропе можно получить фотографию идущей лисицы, а включив «защиту от красных глаз», можно заставить ту же лису за миг до срабатывания затвора посмотреть в объектив. Фактически, при использовании фотокапканов животные фотографируют себя сами. Поэтому если такой «автопортрет» будет недостаточно хорош, всегда есть возможность свалить всю вину на птицу. Дескать, чего же вы хотите, ворона она и есть ворона, какой из нее фотограф?

В РЯДЕ СЛУЧАЕВ
рядом с установленным фотокапканом полезно оставлять записку или какой-либо предупреждающий знак. За многолетнюю практику лично у меня ни разу не было случаев хищения камер и лишь однажды, установленную на самой обочине полевой дороги скрытую камеру сбила проезжавшая ночью машина.

Как фотографировать птиц

Возможно, наиболее захватывающей и интересной из всех вариантов фотосъемки живой природы является фотографирование птиц. В этом мире птицы признаны самыми пугливыми существами, что конечно же нельзя сказать о . Зачастую приходится проявлять незаурядное терпение, чтобы «поймать» необходимый кадр. В этом виде съемки, фотографу есть где разгуляться - размеры, окраска, многообразие форм, а также поведение птиц - снимай да радуйся.
Сам процесс фотосъемки птиц доставляет удовольствие. Это не просто процесс получения определенных фотографий птиц. Это нечто большее. Прежде всего, Вы получаете удовольствие, наблюдая за «нашими меньшими братьями». Вы имеете возможность слиться с живой природой в одно целое. А если при этом Вам удалось выполнить отличные фотоснимки, то это удовольствие может сравниться только с ликованием заядлых охотников. Один довольно известный персонаж Эдуарда Успенского говорил: «Это и охота, и убивать никого не надо!»

как фотографировать птиц

Так как птицы являются довольно пугливыми существами, то фотографирование их в условиях дикой природы будет достаточно сложным, нежели покажется сразу.
Универсальных советов по фотосъемке птиц практически не существует. Мир пернатых достаточно разнообразен. Поэтому в подобной фотосъемке используется различное количество приемов и хитростей. Описать их в рамках одной статьи нереально. Вообще столько информации, что можно состряпать целую книгу, дав ей при этом название «Некоторые советы при фотографировании птиц».
Если Вы хотите достичь определенных успехов в фотографировании птичек, начните с самых простых приемов. Они и будут базой для ваших фотоопытов. Руководствуясь такими приемами, Вы максимально точно можете вырабатывать результативную тактику, а также стратегию, которая способна давать отличный результат в каждом отдельном случае. Итак, переходя от вводной части, приступим к непосредственному фотографированию птиц.

как фотографировать птиц

Какой фотоаппарат следует выбрать для фотосъемки пернатых?
Фотографирование птиц очень требовательно к оборудованию. Это касается, как правило, особенно мелких и пугливых пернатых. Если у Вас зеркальная фотокамера, то воспользуйтесь длиннофокусным объективом, который имеет эквивалентное фокусное расстояние 350-500мм. Также Вы можете использовать компактный фотоаппарат с кратностью зума свыше 15Х. Однако и компактными фотокамерами, имеющими зум от 3Х до 5Х, зачастую удается выполнить великолепные фотоснимки птиц. Секрет состоит в том, что фотосъемку следует проводить из специального укрытия или же непосредственно в городских условиях. При этом Вам необходимо будет запастись терпением. Птицы в городе не так пугливы, как их «собратья», живущие вдали от города. Учиться фотографировать пернатых можно в укромных уголках городских скверов, а еще лучше – в достаточно хорошем зоопарке.

как фотографировать птиц

В том случае, если Ваша фотокамера не имеет длиннофокусного объектива, но матрица имеет достаточно большое количество мегапикселей, Вы можете выполнить кадрирование непосредственно после фотосъемки, обрезав при этом все ненужное. Если Вы не располагаете временем на кадрирование после фотосъемки, то на этом этапе Вас может выручить цифровой зум.
При фотосъемке птиц достаточно удобным является использование режима приоритета выдержки. При фотографировании мелких и довольно подвижных птиц используйте очень короткую выдержку. К примеру, не длиннее, чем 1/600сек. Большие пернатые, которые находятся на земле, не столь подвижны, как маленькие. Поэтому Вы смело можете удлинять выдержку до 1/125сек. Следует отметить, что в режиме фотоаппарата - приоритет выдержки, диафрагма способна открываться и уменьшать глубину резкости.

как фотографировать птиц

В том случае, если Вам приходится снимать фотоаппаратом с длиннофокусным объективом, не надо забывать, что использование длинной выдержки может приводить к смазыванию изображения. Это может происходить из-за случайного перемещения фотокамеры в период срабатывания затвора. Запомните, чтобы достичь максимально удачного результата, выдержка не должна быть больше, чем фокусное расстояние фотообъектива. Следует также обязательно включить стабилизатор изображения. Хочется заметить, что для нормальной экспозиции кадра даже в солнечную погоду может не хватать света. В этом случае советуем Вам увеличить ISO, хотя возможно при этом появление шумов.

как фотографировать птиц

Если Ваша фотокамера обеспечена режимом точечного замера экспозиции, то при подобной фотосъемке рекомендуем использовать именно его, так как в этом случае объект фотографирования гораздо важнее самого фона. Если же Ваш фотоаппарат не наделен точечным замером экспозиции, то следует применять центрально взвешенный замер экспозиции. Это приведет к наилучшим результатам.
В том случае, если Ваша фотокамера способна поддерживать автофокус по центральной точке, то необходимо включить такой режим. Этот прием позволит сократить время, которое требуется для установки резкости, а также определения экспозиции. При этом точки экспозамера и фокусировки будут находиться всегда в центральной части кадра.

как фотографировать птиц

Как же следует фокусироваться? Ответ довольно прост. Так же, как и в . Фокусироваться желательно по глазам птиц. Хотя, если птицы достаточно подвижны, то это практически невозможно, а эта задача останется невыполнимой. В этом случае используйте фиксацию экспозиции, а фокусироваться придется по ногам или голове птицы, так как их плоскости зачастую совпадают.
Если Вам необходимо сфотографировать пернатых в зоопарке, то перед фотосъемкой следует внимательно понаблюдать некоторое время за своими «моделями». Присмотритесь, как и куда перемещаются птицы по вольеру. Только после этого следует подумать и определить, в каком же ракурсе они будут выглядеть наиболее эффектно. Не забывайте также при этом оценивать фон. Решетки, заборы, а также различная утварь вряд ли сможет украсить Ваш фотоснимок.
Фотографирование птиц в дикой природе.
Чтобы сфотографировать птиц в условиях дикой природы потребуется огромное терпение и обязательно творческий подход. Для подобной фотосъемки необходимо приобрести еще одну карту памяти для Вашей фотокамеры, ведь Вам придется сделать множество фотоснимков. Перед началом фотосъемки внимательно понаблюдайте за пернатыми, изучите особенности их поведения и повадки.
Выберите оптимальную точку для фотографирования. После этого следует занять ее и замереть на некоторое время. Учитывая это, Вы не сможете спугнуть свою «модель». После определенных приготовлений сделайте несколько фотографий.

как фотографировать птиц

Обязательно дайте птицам время постепенного привыкания к Вашему присутствию. Когда Вы почувствуете, что они практически не обращают на Вас никакого внимания, приступите к фотосъемке. Только так Вы сможете получить уникальные и неповторимые кадры птиц в дикой природе!

Фотографирование птиц, особенно в полете – чрезвычайно сложная задача. Однако не менее интересные снимки можно получить во время отдыха, кормления или брачных ухаживаний пернатых. Приведенные ниже советы помогут вам гордиться собственным результатом.

1 В полете

Перед тем, как перейти к фотографированию летящих птиц, стоит потренироваться в фокусировке камеры: вы должны научиться делать четкие снимки движущихся объектов. Установите режим непрерывной фокусировки (AI Servo AF Canon/AF-C Nikon) – летящая птица всегда должна находиться в фокусе. Используйте выдержку от 1/1000 секунды или выше для фиксации эффекта движения. Используйте хороший зум и телеобъектив (как минимум 200 мм). Помните, что чем меньше объект, тем сложнее сфокусироваться на нем.

2 Съемка с близкого расстояния


Снимать птиц с близкого расстояния можно, например, в специальных птичьих парках, заповедниках или зоопарках. Тем не менее, вам потребуется хороший телеобъектив, чтобы максимально приблизить объект и получить по настоящему интересные снимки. Сфокусируйтесь на голове птицы, это не всегда возможно, но тем не менее попытайтесь. В качестве альтернативы, можно сфокусироваться на всем корпусе птицы. Возможно, вам придется последить за птицей, пока она не остановится. Используйте максимально возможную диафрагму для размытия фона.

3 Дистанционная съемка


В условиях дикой природы или естественной среды обитания птиц часто приходится прибегать к дистанционной съемке, поэтому прежде всего запаситесь телеобъективом. Маленький объект в кадре – очень скучное зрелище, постарайтесь максимально приблизить изображение – насколько позволяет зум. Возможно, для большего удобства вам понадобится штатив. Используйте диафрагму f/2.8-f/5.6, чтобы захватить окружающую обстановку, но основной фокус – на самой птице.

4 Зафиксируйте движение


Съемка птиц в движении может дать размытые снимки, поэтому используйте короткие экспозиции (не больше 1/200 секунды). При съемке колибри может потребоваться еще более короткая выдержка (например, 1/400 секунды) – эти крошечные птички машут крылышками чрезвычайно быстро. Увеличьте светочувствительность до 800-1600 единиц ISO, чтобы использовать меньшую диафрагму.

5 Ловите момент


Демонстрация объекта в движении – практически всегда беспроигрышный снимок. Особенно если фотосъемка птицы требует использования большой выдержки (около 1/60 секунды). Используйте этот прием, чтобы отследить птицу во время полета. Некоторое время держите птицу в объективе, следуйте за ней, потом быстро сделайте снимок. В этой ситуации практически невозможно пользоваться вспышкой, поэтому позаботьтесь о правильном угле по отношению к солнцу. Лучше всего – боковое освещение, поэтому подобную «фотоохоту» лучше проводить рано утром или в послеобеденное время.

6 Водоплавающие птицы


Интересным предметом фотосъемки являются водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди. Встретить их можно в городских парках, на реках и озерах, вблизи морских побережий. Вам потребуется скоростной телеобъектив (от 100 мм до 300 мм), близко подходить к птицам не стоит, чтобы не напугать их. Хотя многие утки и гуси столь прочно обосновались в наших парках, что абсолютно не боятся людей. Фотографирование водоплавающих птиц требует незаурядной выдержки и длительного времени. Особенно впечатляющие снимки получаются при хорошем естественном освещении. Чаще всего рекомендуют использовать выдержку от 1/500 секунды или меньше и светочувствительность ISO 400. Постарайтесь задействовать на снимках воду.

7 Дикие индейки


Дикие индейки водятся вблизи ферм и в лесах Северной Америки. Почувствовав опасность, эти птицы очень быстро скрываются с глаз. Поэтому в данном случае, помимо телеобъектива будет полезен и камуфляж. Что касается объектива, потребуется телезум от 85 мм до 200 мм, и режим светочувствительности 100 или 200 единиц ISO – чтобы можно было задать максимально короткую выдержку. Наилучшее время для съемки диких индеек – раннее весеннее утро, когда самцы демонстрируют всю свою красу, чтобы завоевать самку. Если вам посчастливится найти дерево, которое индейки облюбовали в качестве насеста, можно прийти сюда и на следующее утро, пораньше, чтобы не упустить интересные кадры.

8 Ястребы, орлы и совы


Ястребы, орлы и совы – птицы хищные, с хорошо развитым зрением. Поэтому остаться незамеченным для фотографа задача не из легких. Вам потребуется супермощный телеобъектив (300 мм) и штатив с панорамной головкой. Если вы научитесь распознавать этих птиц на расстоянии, то сможете сделать отличные снимки, например, из автомобиля. Для фотосъемки из автомобиля можно использовать штатив, который крепится к окошку. Никогда не приближайтесь к орлу сами – скорее всего, он заметит вас и улетит. Лучший сезон для фотосъемки – зима. При съемке парящих в небе птиц с земли рекомендуется передержка экспозиции на 2/3 шага и точечная экспонометрия.

Если вы хотите, чтобы птица выглядела резко и статично, используйте выдержку от 1/500 секунды и меньше. Пользуйтесь спортивными режимами и режимами серийной съемки. При фотографировании неподвижного объекта можно отрегулировать размытие фона подбором диафрагмы, для фиксации эффекта движения можно воспользоваться вспышкой. Выдержка 1/60 -1/200 секунды обычно подойдет для съемки движения.

Телезум для съемки с большого расстояния, лучше, если в нем будет функция стабилизации изображений. А чтобы не привлекать к себе внимания, можно воспользоваться камуфляжной одеждой. Возможно, потребуется даже водонепроницаемый камуфляж – в зависимости от условий съемки.

З Заключение

Фотографирование птиц требует терпения и навыков. Новичкам перед выходом в «полевые условия» рекомендуется для начала потренироваться на кошк…, простите, голубях или птицах в зоопарке. Поэкспериментируйте с временем экспозиции, чтобы понять, какого эффекта вы хотите добиться.