Забытые ремесла земли Русской! Какие предметы были в древней руси.

Русские ремесленники за работой

Слово «ремесло » произошло от латинского «ремес » (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы - от «промыслить », то есть подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось как «умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда ». Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное - это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

Фото русской ремесленницы

Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными - возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства - коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.


Русские ремесленники за работой. Старинное фото

Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства. Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века были часто совсем не большими; 5–10 дворов - уже деревня.


На ярмарке

При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом - плотники, в третьем - портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке, натуральным образом или через деньги.

В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели . Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.

Плетение лаптей

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики . Самыми мягкими и прочными считали лапти из липового лыка. В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

Русский сапожник

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам.

Сапоги для мужика - самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог, - писал Д.Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5–6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги, и чтобы собрать такую сумму, нужно было продать целую четверть ржи (около 200 кг).

Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, было немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами », в Тверской губернии - «валенцами », а в Нижнем Новгороде - «чесанками ».


Русские мастера за валянием

Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

Русские ложкари

Особой популярностью пользовались расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками.


Русская семья за изготовлением ложек

Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.


Плетение корзин для ложек

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек . Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализация: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).


Обоз с «ложечными» корзинами

Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.


За ткацким станком

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли и связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.


Русские ремесленницы за сбором льна

Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.


Вымачивание льна

Следующий шаг - лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками.


Трепание льна

Результат - мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.


С льняными пасмами

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью. При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

Малороссийская крестьянка с прялкой

Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого станка, который хранился в разобранном виде. Перед тем как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа. Готовое полотно или отбеливали, или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть с рисунком.

Красильщики ткани

Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой. Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монашеское облачение.


Вышивальщицы за работой на Руси

Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.


Русские мастерицы за работой

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства - постоянной статьёй экспорта.

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева. Часто игрушки на Руси называли «потешками ». Самыми популярными сюжетами для них были барышни, солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.


Кроме того, в начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.


Плетение ремня на Руси

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

Столярная мастерская на Руси

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство . Слово «декор » означает «украшаю ». Основа декора - узор, орнамент. Прикладное - предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание - украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.

Древние ремесла Руси — один из столпов, на которые опирается самобытная культура нашего государства. Свое начало они берут в первобытном обществе, когда вся деятельность была коллективной, а орудия труда — самыми простыми. Однако уже в те времена нашим предкам было свойственно стремление к красоте. Создаваемые совместно орудия и предметы быта украшались орнаментом, им придавалась особая форма. Как правило, все, как сказали бы сейчас, декоративные элементы обладали магическими свойствами: оберегали, притягивали удачу. Восточные славяне были схожи в этом плане с прочими племенами. Отличали древние ремесла Руси особые техники и приемы, самобытные мотивы. Ко времени создания Киевского государства наши предки уже были мастерами во многих видах прикладного искусства.

Кузнец — ремесленник и колдун

О том, какие древние ремесла на Руси пользовались особым почетом, нетрудно понять по многочисленным сказаниям, легендам и поговоркам. Часто в историях встречается кузнец, изготавливающий герою чудо-меч, нередко он наделяется магическими способностями и мудростью.

Обработка металла на Руси действительно была одним из самых востребованных умений. Она одна из первых выделилась в самостоятельное ремесло. Кузнеца почитали и уважали, а железо считалось материалом обережным, способным при правильной обработке и почтительном к нему отношении защищать своего хозяина не только от злых людей, но и от нечистой силы.

Развитие ремесла в Киевской Руси достигло поразительных высот: нашим предкам были известны практически все современные типы обработки металлов. Чаще всего из них применялась ковка, филигрань, чернь, литье и чеканка.

Тонкое искусство

Отдельного упоминания достойно ювелирное дело. В нем на Руси также достигли значительных высот. Излюбленными техниками были уже названные филигрань (скань), чернь, а также зернь и эмаль (финифть). Творение мастеров времен Киевской Руси и позже порой поражают. Например, финифть напоминала мозаику с настолько тщательно прописанным рисунком, что в глазах запечатленных героев можно было различить темный зрачок и светлый белок. Создавались подобные картины из кусочков цветного стекла. Их толкли и смешивали с небольшим количеством воды. Полученной массой заполняли детали изделий и затем их несколько раз запекали. В результате эмаль сплавлялась с металлом.

Металлические кружева и брызги

Скань представляла собой ажурный орнамент из тончайшей золотой или серебряной проволоки. В такой технике изготавливали различные украшения, шкатулки и некоторые другие предметы быта. Филигрань придавала им воздушность и особую легкость. Без преувеличения такие изделия можно назвать сделанными из металлического кружева.

Зернь также была частым украшением различных изделий. Она напоминала мельчайшие капли, разбрызганные по поверхности украшения. Мастерство умельцев не знало границ: толщина шариков часто не превышала 0,4 мм.

Чернь представляла собой сплав серебра с серой. При изготовлении украшений на металлической заготовке процарапывался рисунок. Затем все заливали чернью и отправляли запекаться. Под действием высокой температуры сплавы соединялись, рисунок заполнялся смесью серы и серебра. После мастеру нужно было лишь удалить лишние участки черни. Получавшиеся изделия отличались контрастом благородного блеска металла и матовой поверхностью рисунка.

Работа с глиной

Вторым по времени появления после обработки металла на Руси было гончарное ремесло. Первоначально посуду и прочую утварь лепили вручную. Однако ремесла на Руси развивались быстро, и в 9—10 вв. славяне уже использовали гончарный круг. В результате глиняные изделия распространились по всему государству. Гончарные мастерские перестали быть редкостью. Каждая из них создавала изделия, чем-то отличные от творений других ремесленников. Мастера придерживались, выражаясь современным языком, собственного стиля. Различия могли касаться технологических моментов: температуры и времени обжига, состава глины, — или же декора: используемых цветов, особенностей формы, разными дополнительными украшающими элементами.

Ремесла на Руси с принятием христианства стали развиваться согласно православным канонам. Гончары, кроме традиционных игрушек и посуды, стали изготавливать различные предметы, необходимые для церкви, и изразцы — декоративные плитки, которые использовались в качестве отделки.

Живой материал

Древние ремесла Руси трудно себе представить без резьбы по дереву. Она также возникла у наших предков очень давно. Резьбой украшались игрушки и мебель, предметы интерьера и жилища. Дерево считалось теплым, живым материалом. Как и металл, оно было способно защитить, уберечь от беды, поэтому деревянные изделия встречались в древнем государстве повсеместно. Огромную роль играла в этом и доступность материала. Из дерева строились жилища, изготавливали прялки и веретена, игрушки и колыбели, сани и дуги. Во все времена на Руси к нему относились с большим почетом. Мастер старался понять душу, заключенную в кусочке древесины, и, создавая обиходный или священный предмет, максимально раскрыть ее, не добавляя лишнего от себя.

Самыми искусными резчиками считались новгородцы. На территории древнего города некоторое время назад был найден впечатляющий памятник деревянного зодчества: одиннадцатиметровая колонна, датируемая 11 веком. По всей длине ее украшает резьба, мотивы которой ни разу не повторяются.

Забытые приемы

Как это часто бывает, с появлением новых материалов и технологий устаревшие знания отходят на второй план, иногда полностью теряются, иногда остаются лишь в виде редких изделий, не разрушенных временем. Многие ремесла Киевской Руси обеднели именно таким образом. Например, сегодня мало кто знает, что резьба по дереву, встав на службу христианства, использовалась не только для создания внутреннего и внешнего убранства интерьеров церквей. Мастера изготавливали иконостасы и киоты — это довольно известный факт. Во времени затерялось искусство деревянной иконописи. О создании изображений святых с помощью резьбы по дереву сегодня известно очень мало.

Каменных дел мастера

Ремесла на Руси были связаны с самыми разными материалами, распространенными на территории Кроме уже названных, мастера использовали камень. Изделия из него не уступали по изяществу и красоте деревянным творениям. украшались здания, чаще всего построенные из белого известняка, шифера или мрамора. Редко она встречалась на более мелких предметах. На Руси были распространены костяные гребешки, а также иконы. Мастера трудились над созданием небольших изображений святых. Такие иконки можно было носить на шее, подвесив на ремешок. Нередко резьба по камню дополняла церковные изразцы.

Положение мастеров

Древние ремесла на Руси ценились неодинаково. Их делили на две группы. К почитаемым относились ювелирное (златокузнечное), иконописное дело и некоторые другие. К числу «грязных» принадлежало, например, гончарное.

В большинстве случаев мастера трудились на заказ. Ремесленники принадлежали при этом к разным слоям общества. В городах можно было встретить свободных мастеров. Они занимались кузнечным, ювелирным делом, чеканкой и иконописью. В княжеских и боярских дворах, вотчинах и поместьях жили зависимые ремесленники, холопы. Разных мастеров можно было встретить и в монастырях.

Творения женских рук

Именно в монастырях более всего развивались такие древние ремесла Руси, как шитье и ткачество. Ими занимались женщины. Изделия мастериц того времени и сегодня удивляют своей красотой. Ткани изготавливали из конопли, льна или шерсти. Процесс производства материи стал значительно легче после появления горизонтального ткацкого станка. Произошло это на рубеже 12 и 13 веков.

Распространенным видом женского рукоделия было узорное ткачество: браное, вышивка по холсту, «шелковое пяличное дело» (вшивка с применением пялец) и так далее. Мастерицы украшали различными узорами и предметы быта. Древнерусское шитье нередко вывозилось купцами в другие страны. Там оно также пользовалось всеобщим восхищением.

Временный упадок

Период расцвета в истории чаще всего сменяется годами, а иногда и веками увядания. Именно в таком состоянии находились ремесла Руси 14 века, во время наиболее прочного владычества монголо-татарских ханов. Многие мастера погибали во время сражений, в попытке отстоять родные города. Во время существования на Руси монголо-татарского ига практически полностью приостановилось развитие ювелирного дела, прекратилось производство эмали, скани и зерни. Не меньше пострадали и другие виды ремесла. Однако возрождение прикладного искусства началось уже в следующем, 15 веке.

Снова расцвет

Период с 15 по 17 век стал временем укрепления нового русского государства. Центром объединения княжеств была Москва. Древние ремесла, на Руси существовавшие снова стали набирать силу. Знать стремилась окружить себя изысканными предметами, роскошью и богатством. Ко двору князя, а затем царя, съезжались ремесленники, занимавшиеся резьбой по камню или дереву, ткачеством и вышивкой, ювелирным делом.

Развитие получают и товарно-денежные отношения. В результате ремесла на Руси в 16 веке становятся основным источником дохода для жителей многих городов. Постепенно формируются кустарные художественные промыслы. Самым древним среди них считается возникший в 16—17 веках в Троице-Сергиевом монастыре. Здесь мастера занимались резьбой по дереву и кости, а чуть позже возник и игрушечный промысел.

Звезда мировой величины

После 15 века активно стали развиваться практически все ремесла на Руси. Для детей особенно знакомы среди них хохломская роспись и дымковские игрушки. Эти виды художественных промыслов и сегодня пользуются большой популярностью, причем не только у нас, но и за рубежом.

Хохломой обогатил ремесла на Руси 17 век. Этот вид росписи использовался для украшения различной и мебели. Хохлома хорошо узнаваема благодаря традиционной цветовой гамме: красный, черный и зеленый на золотом фоне. У мастеров росписи были свои секреты. Например, для фона на деревянную заготовку наносился не золотой порошок, а смесь олова и серебра. Затем изделие покрывалось специальным составом и запекалось несколько раз в печи. Таким образом достигался желанный золотистый оттенок. Хохломская роспись всегда полностью покрывала изделие: дерева совсем не было заметно.

Яркие и неповторимые

Еще один знаменитый художественный промысел, берущий свое начало, по-видимому, в этот период, — это Название свое она получила по месту происхождения. Кировская слобода Дымково была знаменита своей красной глиной. Во всем мире нет изделий, подобных яркой и веселой игрушке. Интересно, что технология производства достаточно простая, и при желании такую статуэтку можно сделать самостоятельно.

Ремесла Древней Руси не забыты и сегодня. Можно даже сказать, что они проходят новую стадию развития. Возрождается интерес к народным традициям глубокой древности: верованиям, костюму, обычаям и художественным промыслам. Ремесла активно изучаются как на соответствующих специальностях в университетах, так и самостоятельно. Рукоделие пользуется сегодня большим спросом, а потому мастера с удовольствием обращаются к традиционному ремеслу. Технология при этом претерпевает разнообразные изменения: используются новые составы, краски, основы и закрепители, в некоторых случаях — электрические приборы. С другой стороны, в отдельных случаях в целом сохраняется неизменным.

Нужно заметить, что изучение вопроса о том, какие ремесла развивались на Руси, важно для понимания самобытной русской культуры, помогает проникнуться ее духом. Возрождение интереса к этой теме свидетельствует об актуальности таких процессов. Можно сказать, что ремесла на Руси (фото изделий, во множестве наполняющие интернет, лишь подтверждают это) живы до сих пор и продолжают развиваться.

Художественное ремесло Древней Руси

Русский художественный критик Владимир Васильевич Стасов так высказался о значении декоративно-прикладного искусства: "... Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там уже, наверное, значительна будет и интересна по мысли и форме и архитектура, а вслед за нею и живопись и скульптура. Где нет потребности в том, чтобы художественны были мелкие общежитейские предметы, там и искусство растет еще на песке, не пустило еще настоящих корней". Что же это за искусство?

Человеку генетически присуще чувство прекрасного. С древнейших времен люди старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, ювелиров, резчиков, вышивальщиц трудились в городах и селах, создавая удивительные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, мебель, посуду, украшения, оружие.

Декоративно-прикладное искусство тесно связано с живописью и скульптурой, но в отличие от "чистого" искусства имеет практическое применение. Изделия из керамики, металла, дерева, текстили, украшенные резьбой, росписью, шитьем, делали одежду, посуду, мебель, дом, все предметы быта особенно красивыми, радующими глаз.

Наибольшего мастерства достигли древнерусские ремесленники-ювелиры. Им были подвластны самые сложные ювелирные техники – литье, чеканка, зернь, скань, чернь, разные виды эмали, резьба, гравировка. Сохранилось множество ювелирных изделий – подлинных шедевров древнерусского декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов и камней. Их особенно берегли и в случае опасности прятали.

Что таят в себе клады

Среди ювелирных изделий самые распространенные – украшения. На Руси одним из любимых женских украшений были колты – подвески к головному убору. Часто колты делали полыми внутри и закладывали в них пахучие травы или кусочки ткани, пропитанной ароматическим веществом. В 1906 г. на территории Твери нашли клад ювелирных изделий XI-XII вв. Среди них оказался крупный серебряный колт в виде шестиконечной звезды. Ее лучи были сплошь покрыты миниатюрными (менее 0,5 мм в диаметре) шариками – зернью. Каждый из пяти тысяч шариков был насажен на колечко из проволоки толщиной 0,2 мм. Можно только гадать, как удалось неизвестному умельцу в те далекие времена выполнить такую сложную и кропотливую работу.

Немало бесценных произведений древнего ювелирного искусства дошло до нас благодаря кладам. В 1822 г. на территории Старой Рязани, сожженной еще татарами, но так и не восставшей из пепла, был обнаружен редкий по богатству и искусству исполнения клад золотых изделий XII – начала XIII в. Возможно, они принадлежали княжеской семье и при осаде города татарами были закопаны в землю. Среди найденных предметов особенно ценны бармы – роскошное оплечье, которое носили как символ власти византийские императоры и русские князья. Рязанские бармы имеют вид ожерелья, составленного из цепи ажурных бус с пятью подвешенными к ним медальонами. Три центральных, украшенные изображениями Богоматери и святых Варвары и Ирины, выполнены в технике перегородчатой эмали.
Эмаль, или финифть, как ее называли на Руси, была одной из самых популярных ювелирных техник. Эмали – прозрачные и непрозрачные, глухие – это особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окислами металлов. Рецепт изготовления эмали известен: стекло толкли в порошок, добавляли немного воды. Получившуюся пастообразную массу наносили на металлическое изделие и три-четыре раза обжигали в печи. Эмаль плавилась и прочно соединялась с металлом. Затем ее полировали до блеска. По яркости цветов, игре света древние эмали напоминают мозаику. Различны виды эмалевой техники: выемчатая, оконная, по рельефу, расписная. Одной из самых сложных считалась перегородчатая. На плоскость изделия напаивались тонкие металлические перегородки. Пространство между ними заполнялось эмалью. О мастерстве эмальеров можно судить по тому, что на миниатюрных лицах святых зрачок и глазное яблоко выполнены разным цветом.

Помимо эмали медальоны рязанских барм покрыты многоярусной узорчатой сканью – ажурным узором, выполненным из тонкой золотой или серебряной проволоки, скрученной (скатанной) из двух нитей. Скань называют сейчас филигранью. Изделия, украшенные ею, напоминают кружево, сплетенное из металла. Изготовление скани – дело настолько тонкое, что выражение "филигранная техника" давно вышло за пределы ювелирного искусства.

Сохранилось немало древнерусских ювелирных изделий, связанных с религиозным культом: церковные сосуды, оклады книг и икон, облачение священнослужителей.

В Новгородском историко-культурном музее-заповеднике хранятся два древнейших сосуда – кратеры. Они изготовлены русскими мастерами Костой и Братилой (их имена вырезаны на поддонах). Форма кратеров, их название и назначение заимствованы из Древней Греции. Мастера-керамисты изготавливали там большие колоколообразные сосуды, в которых разбавляли водой вино. Русские серебряники сделали кратеры из металла, придали им сложную восьмигранную форму и украсили изящными S-образными ручками, стенки каждого сосуда покрыли чеканными изображениями святых и орнаментами.

Подъем русского декоративно-прикладного искусства был прерван монголо-татарским нашествием. Одни талантливые мастера погибли при обороне городов, других насильно увели в Орду. Надолго прекратилось на Руси производство черни, перегородчатой эмали, зерни, скани.

Несметные сокровища царя

Временем расцвета художественных ремесел на Руси стал XVI век, но возрождение утраченных традиций началось еще в XV столетии. Главным центром художественного ремесла становится Московский Кремль, где находились многочисленные мастерские, особенно Оружейная палата, и работали лучшие мастера. Сначала в Оружейной палате производили и хранили только царское оружие. Со временем палата расширилась. Вместе с мастерами-оружейниками работали придворные художники, украшавшие царские хоромы, писавшие иконы и книжные миниатюры. Мастерские по изготовлению карет, дорогих седел и конской упряжи для парадных царских выездов имелись при Конюшенном приказе. Отдельная Постельная палата, позже преобразованная в Государеву и Царицыну палаты, занималась изготовлением царского постельного белья и одежд.

В XVI в. из куска золота весом 3 кг было выковано блюдо, подаренное Иваном IV своей невесте – черкесской княжне Марии Темрюковне в день свадьбы. Его края украшены изящным черневым орнаментом и надписями, а в центре изображен двуглавый орел – герб Российского государства. На таких блюдах в старину невесте подносили фату и кику – головной убор замужней женщины. Отделка блюда настолько приглянулась русским мастерам, что ее часто повторяли позже.

Нередко драгоценную царскую утварь изготавливали по заказу царя или бояр, чтобы вложить в храмы и монастыри "на помин души". После смерти царя Федора Ивановича в 1598 г. его жена Ирина Годунова вложила несколько золотых сосудов в Архангельский собор Кремля. Среди них особенно красивы кадило и потир, хранящиеся ныне в Оружейной палате. Кадило имеет форму православного храма, увенчанного луковичной главой на барабане. Вся его поверхность покрыта двумя-тремя десятками драгоценных камней и чернью. На стенках сосуда в великолепной графической манере изображены апостолы и святые, соименные членам царской семьи.

Чернь – ювелирная техника, известная еще с античных времен. На металле вырезают рисунок. Затем изделие сплошь покрывают чернью – сплавом сернистого серебра, серы и других компонентов. После обжига в печи чернь прочно схватывается с металлической основой. Мастеру остается только спилить лишнюю чернь, не попавшую в углубления рисунка. Блеск светлого металла красиво контрастирует с бархатной чернью орнамента.

Кадило, подаренное собору Ириной Годуновой, было столь ценным, что в начале XVII в. патриарх специальным указом разрешил пользоваться им только девять раз в году – по особо торжественным случаям.

Не менее красив и потир. Этот сосуд, по форме напоминающий кубок, использовали во время литургии для причащения верующих. На полированном венце его чаши среди мелкого орнамента, в круглых медальонах помещены выполненные чернью изображения святых и литургическая надпись. Ниже поверхность чаши по контрасту с гладким венцом покрыта крупным резным орнаментом и драгоценными камнями.

Русские цари веками собирали художественные изделия из драгоценных металлов и камней. Именно эти изделия составляли главное богатство казны. Особенно преуспел в этом Иван Грозный. О размерах его "коллекции" можно судить по историческому факту: в начале 1572 г., опасаясь набега крымских татар на Москву, царь выехал в Новгород и увез с собой сокровища казны. Их разместили на двух обозах, состоящих из 450 саней.

Предметы из царской казны постоянно использовались в придворном церемониале: при венчании на царство, бракосочетании, посольских приемах, поставлении патриархов. Их дарили иностранным монархам и послам, отличившимся боярам и дворянам.

Цари гордились своими богатствами. Ивана Грозного перед смертью каждый день носили в сокровищницу полюбоваться своими драгоценностями. Однажды он даже пригласил туда английского дипломата Джерома Горсея, долго показывал ему собранные самоцветы и объяснял заключенную в них таинственную силу.

В залах Оружейной палаты, крупнейшего собрания древнерусского ювелирного искусства, дивишься не только красоте изделий и мастерству их создателей. Поражает количество золота и драгоценных камней. А ведь до XVIII в. их в России не добывали. Главным источником драгоценных металлов были золотые и серебряные иностранные монеты – английские, немецкие, арабские, поступавшие в казну благодаря торговле. Драгоценные камни привозили в основном с Востока – из Персии, Китая, Индии, Турции. В 1676 г. по указанию царя Алексея Михайловича русский посол в Пекине купил у китайского богдыхана редкой красоты и размеров турмалин. Сначала красный камень украшал венец Петра I, затем корону Екатерины I, а позже он был укреплен на короне Анны Иоанновны. Именно эта корона выставлена ныне в витрине Оружейной палаты.

На Руси очень любили жемчуг. Крупный круглый жемчуг привозили с Востока, а мелкий, неровный добывали в озерах на севере Руси. Им украшали одежду, оклады икон и книг, царские венцы. По словам Павла Алеппского, побывавшего в России в середине XVII в., на один из саккосов патриарха Никона был нашит пуд жемчуга. В царской казне находилось такое количество "перлов" (так называли тогда жемчуг), что поляки, захватившие Москву в начале XVII в. и разграбившие Кремль, для развлечения палили жемчугом из ружей. В это время погибли многие великолепные произведения русского ювелирного искусства. Их расхищали, раздавали солдатам вместо жалованья. После "хозяйничанья" поляков в Москве из семи царских венцов сохранилось только два – "шапка Мономаха" и "Казанская шапка" Ивана Грозного.

Последний век древнерусских ювелиров

Несмотря на столь неблагоприятное начало, XVII век в целом стал вершиной расцвета русского ювелирного искусства. Изделия мастеров этого времени особенно пышны и праздничны. Они многоцветны, узорчаты, нарядны. Привычные, земные формы декора причудливо сочетаются с фантастическими.

В XVII в. были созданы отдельные Золотая и Серебряная палаты, где мастера – чеканщики, резчики, эмальеры, сканщики, алмазники – занимались производством изделий из драгоценных металлов и камней для царя и патриарха. В кремлевских мастерских работали умельцы со всей России. Немало было и приглашенных иностранцев – немцев, итальянцев, сербов, англичан. Они получали денежное жалование, соответствующее их опыту и мастерству. Один из самых высоких окладов – 25 руб. в год – имел знаменщик Симон Ушаков. Нередко одно изделие выполняла группа ремесленников: "судовых дел мастер" выковывал золотой или серебряный сосуд, знаменщик наносил на него рисунок, чеканщик, резчик, эмальер украшали. Царь следил за работой Золотой и Серебряной палат, иногда лично утверждая проект нового изделия.

В 1664 г. жена умершего боярина Бориса Морозова, видного государственного деятеля, воспитателя царя Алексея Михайловича, вложила "на помин души" мужа в Чудов монастырь Кремля необыкновенно красивый потир. Чашу и ножку покрывали эмали ярких сочных цветов, хорошо сочетающиеся с изумрудами, рубинами, сапфирами, украшавшими сосуд.
Близка этому потиру по стилю золотая чаша, подаренная патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу. Это подлинный шедевр эмальерного искусства. Стенки чаши покрыты ярким растительным орнаментом. На венце – резная надпись вязью, чередующаяся с четырьмя крупными драгоценными камнями. В конце XVII в. царевна Софья подарила эту чашу своему любимцу – князю Василию Голицыну. Но подарку суждено было вернуться в казну: при Петре I князь попал в опалу.

Особо значимые, чудотворные иконы знаменитых мастеров любили на Руси украшать драгоценными окладами, ризами. "Владимирская Богоматерь" – одна из важнейших православных святынь – имела не один, а несколько драгоценных окладов. Только в Оружейной палате их хранится не менее трех. Самый нарядный оклад был выполнен в середине XVII в. мастерами Кремля по заказу патриарха Никона. Все верхнее его поле сплошь покрыто разноцветными драгоценными камнями и жемчугом. Корону Богоматери украшают два ограненных изумруда, уникальных по размеру, весом по 100 карат каждый.

Прикладное искусство XVII в., как и живопись, тяготеет к реалиям окружающего мира. Это видно даже в оформлении культовых изделий. В 1678 г. большая группа мастеров Оружейной палаты изготовила по царскому заказу книжный оклад для одного из кремлевских храмов. Сохранив традиционную схему оформления Евангелия – в центре "Деисус", а по углам – четыре евангелиста, – мастера дополнили его многочисленными бытовыми деталями.

Евангелисты изображены в богатом интерьере: полы из узорчатой плитки, нарядные колонки, дорогая мебель – столы и кресла.

По заказу Алексея Михайловича в 1672 г. специально вызванные в Москву иностранные специалисты по геральдике составили новый герб России. Мастера Золотой палаты изготовили тарелку с геральдическими изображениями, выполненными цветной эмалью. В центре памятной тарелки – двуглавый орел под тремя коронами с державой и скипетром в лапах. Вокруг" – надпись черной эмалью с полным царским титулом. По краям тарелки расположены изображения гербов Новгорода, Астрахани, Твери, Пскова и других русских городов и земель.

Когда ходишь по залам Оружейной палаты, испытываешь чувство гордости за своих древних соотечественников – русских ремесленников-ювелиров, создавших всю эту красоту.

Разрушение общинно-родовых отношений и появление специалистов узких отраслей - именно этими изменениями характеризуется в восьмом-девятом веках Древняя Русь. Ремесла приводят к возникновению городов, отделив часть населения от работы на земле. Связано это с появлением первых специалистов - мастеров в отдельных видах ремесла, которые концентрировались в племенных центрах – городах. Города – центры ремесла Строить город старались так, чтобы его географическое положение позволяло как можно лучше осуществлять торговлю и в то же время удачно защищаться от врагов. Например, в месте, где сливались две реки, или вокруг холма. В городах селились и представители власти. Поэтому они хорошо охранялись. Постепенно, с развитием ремесла, города стали представлять собой не просто военные укрепления, а превращались в торговые центры. В центре города располагался кремль, в котором селился князь. Эта часть обносилась крепостной стеной и окружалась земляным валом. Кроме того, вокруг выкапывался глубокий ров, который заполнялся водой. Все эти предосторожности нужны были для защиты от врагов. Снаружи вокруг кремля располагались поселения ремесленников, так называемые слободы. Звалась эта часть города посадом. Во многих населенных пунктах и эта часть окружалась оборонительной стеной. Жизнь в городах кипела, ремесленники создавали свои товары, ремесло и торговля Древней Руси активно развивались. К двенадцатому веку насчитывалось свыше шестидесяти ремесленных специальностей. Мастера специализировались на изготовлении предметов одежды, посуды, инструментов, в которых нуждалась древняя Русь. Ремесла Древней Руси развивались бурно и стремительно. В поселениях проживали и работали талантливые профессионалы различных областей: мастера кузнечного, ювелирного, гончарного дела, сапожники, портные, ткачи, камнерезы, представители других ремёсел. Руками этих умельцев создавалось экономическое богатство и сила древнерусского государства, его высокая материальная и духовная культура.

Без железа – никуда Первооткрывателями-профессионалами были кузнецы. Их дело стало одним из важнейших направлений, на которые подразделялись ремесла Древней Руси 9-12 века. Труд этот упоминается в народном эпосе и фольклоре: былинах, преданиях и сказках, где кузнец всегда является образцом силы, мужества и добра. В те времена железо получали путём выплавки из болотной руды. Добывали её в межсезонье, сушили и после этого доставляли в мастерские, где с помощью специальных печей плавили. Так получался металл. Современные археологи при раскопках древнерусских городов часто находили шлаки, которые представляют собой отбросы процесса плавки металлов, и энергично прокованные куски железных масс. Найденные остатки кузнечных мастерских сохранили части горнов и печей, возле которых в своё время трудились ремесленники.

Найдётся дело кузнецу: товары для воинов и землепашцев С освоением производства металлов начинается новый виток развития торговли, которого ранее не знала жившая натуральным хозяйством страна. Ремесла Древней Руси, в частности кузнечное дело, имели выраженную практическую направленность. Изделия, производимые кузнецами, требовались всем. В них нуждались воины, заказывавшие оружие – наконечники стрел, боевые топоры, сабли, копья, мечи – и защитное одеяние – кольчуги и шлемы. Производство оружия достигло в Древней Руси особого уровня мастерства, который можно назвать настоящим искусством. Уникальные доспехи были обнаружены в погребениях и некрополях Киева, Чернигова и других городов.

Кованые орудия труда нужны были земледельцам: без железных кос, серпов, сошников, лемехов невозможно было представить обработку угодий. В любом хозяйстве требовались иглы, ножи, пилы, замки, ключи и другие бытовые предметы, изготавливаемые в кузнице талантливыми умельцами. Находки в виде погребений мастеров кузнечного дела показали, что даже в могилы вместе с кузнецами отправлялись их рабочие инструменты – молоты и наковальни, зубила и клещи. Историки считают, что более 150 видов изделий из металла знала в одиннадцатом веке Древняя Русь. Ремесла Древней Руси играли важную роль в развитии торговли между поселениями.

Мастерство создания украшений Кузнечных дел мастера иногда занимались и мелкой работой, создавая маленькие шедевры – украшения. Постепенно златокузнечное дело выделилось в отдельную отрасль. Так появилось ювелирное ремесло в Древней Руси. Русские мастера настолько хорошо владели техникой изготовления ювелирных украшений, что оставалось только удивляться, как это им удавалось. Дошедшие до наших времён искусные вещи - амулеты из бронзы, подвески, пряжки, серьги и ожерелья - поражают тонкостью изготовления. Ювелирные украшения создавались в технике зерни, при этом поверх них напаивался узор, основу которого составляло множество металлических шариков. Другим способом изготовления ювелирных изделий была скань. Эта техника характеризуется тем, что рисунок создавался тонкой проволокой, которая напаивалась на поверхность из металла, получившиеся промежутки заполняли эмалью разных цветов. Освоили ювелиры и фигурное литьё, а также требующую особенного искусства технику черни, когда на чёрном фоне располагался узор из серебряных пластинок. До наших дней дошли прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Такие сложные техники свидетельствуют о том, какого высокого уровня достигло развитие ремесел в Древней Руси. Так, руками древнерусских ремесленников создавались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали. Это было своеобразным брендом русского златокузнечного ремесла. Мастерство русских ювелиров было очень сложной техникой, а их работы распространялись по всему миру и при этом повсюду высоко ценились и пользовались большим спросом.

И кирпичи, и посуду лепили повсюду Гончарное ремесло Древней Руси выделилось в самостоятельную отрасль немного позже кузнечного. Гончарный круг появился у наших предков в одиннадцатом веке. Это позволило древним умельцам создавать прекрасные изделия. Устройство станка было несложным, он вращался с помощью ножного привода, но посуда, которую удавалось сотворить гончарам того времени, поражает мастерством создания и разнообразием форм. Первоначально изготовление глиняной посуды было женским делом. Однако в литературных рукописных памятниках Киевской Руси есть упоминания только о гончарах-мужчинах. Они использовали для своих изделий глину, которую специально обрабатывали, смачивая водой и активно разминая. Наибольшим спросом из всех гончарных изделий пользовались горшки и другие сосуды, которые изготавливались разными по величине и использовались в разных целях, в них можно было наливать воду или хранить продукты, ягоды. Горшки ставили в печь и варили пищу. Такая посуда сохранилась до наших дней.

Чем славились древнерусские мастера? Описывая ремесла Древней Руси 9-12 века, кратко отметим, что русские славяне дохристианского периода умели делать чеканку, производили керамику, владели искусством тонкой вышивки, славились мастерством изготовления эмалей. До наших дней дошли работы киевских художников. Это уникальные образцы резьбы по кости, чернения, гравировки по металлу. Славились по всему миру древнерусские мастера стеклоделия и их изразцы. Различные осваивала Древняя Русь ремесла, но самым искусным из них была обработка дерева. Из этого материала строились хозяйственные постройки, жилища, ворота и мосты, крепости и стены. Деревянными были лодки, вся хозяйственная утварь щедро украшалась резьбой по дереву. Ни для кого не секрет, что главным сувениром, олицетворяющим художественное ремесло в Древней Руси, является матрешка – красочно расписанная деревянная кукла с пустотой внутри. Из неё достаются одна за другой такие же красотки, и каждая чуть меньше размером, чем предыдущая.

Художественная роспись Декоративно-прикладные ремесла Древней Руси славились далеко за её пределами. Издавна наши предки восхищали весь мир своим искусством художественной росписи. Разнообразие узорных мотивов в русском орнаменте привело к появлению разных школ и направлений этого народного промысла. Для каждого из них были характерны свои цвета и линии. Гжель Яркая синяя роспись кобальтом по белому фону фарфора получила название гжель, которое произошло от имени подмосковного местечка, где данное направление зародилось. Впервые упоминается оно в грамоте Ивана Калиты. Сначала мастера делали посуду и игрушки, позже, с развитием производства, ассортимент значительно расширился. Особой популярностью пользовалась каминная плитка. Гжельская керамика стала популярной по всему свету. Другие росписи наших предков также получали названия от мест своего создания и распространения.

Яркие краски на тёмном фоне Жостовская роспись - художественное ремесло в Древней Руси, пришедшее в восемнадцатом веке из подмосковной деревни с одноимённым названием. Представляет собой живопись маслом на подносах из металла. Узнать её легко по ярким красочным цветам, фруктам, птицам, располагающимся на тёмном фоне. Нанесённые узоры затем покрываются специальным лаком, поэтому имеют такой блестящий вид. Техника этой росписи довольно сложна, изображение создаётся в несколько этапов. Очень жизнерадостные оттенки радуют глаз, поэтому подносы пользовались большой популярностью на Руси и до сих пор являются декоративным элементом во многих домах и учреждениях.

Палех Из районного центра в Ивановской области пришла палехская миниатюра. Этот вид ремесла представляет собой картины на лаковых изделиях. Нанесённые поверх черного фона красочные фольклорные, бытовые, религиозные сюжеты украшают шкатулки, ларцы и другие вещи. Считается, что палехская лаковая миниатюра появилась в пятнадцатом веке, когда расцветом городов и торговли отличалась Древняя Русь. Ремесла зарождались разными способами. Например, такое направление старинного ремесла, как палехская миниатюра, создали древнерусские иконописцы. В Палехе жили искусные художники, которые получали приглашения со всех русских областей для нанесения росписи в храмах и церквях. Именно они и начали расписывать шкатулки всякими сказочными и историческими сюжетами. Все изображения наносились яркими темперными красками поверх чёрного фона. Технология данного вида ремесла достаточно сложная, сам процесс создания миниатюр трудоёмкий и многоэтапный. Изучать и осваивать его нужно долго, но в результате обычная тёмная коробочка превращается в уникальную по красоте вещь.

Хохлома Ещё один вид ручной росписи по дереву – это хохлома, которая появилась более трёхсот лет назад. Посуда и предметы домашнего обихода, расписанные огненно-алыми цветами, привлекают внимание своей необычностью. Узоры, складывающиеся в красивейшие орнаменты, радуют глаз и в наши дни. В создании хохломских изделий есть секрет, который заключается в том, что их несколько раз покрывают лаком, после чего закаляют в печи. В результате обжига покрытие желтеет, и изделия, созданные из дерева, кажутся позолоченной драгоценной утварью. Кроме того, посуда в результате такой обработки становится прочной. Её покрытие позволяет использовать хохломские чашки, миски, ложки по назначению – для хранения продуктов, для приёма пищи.

Хочу рассказать о ремеслах наших предков, которые давно уже канули в лету. Это сейчас существует множество автоматов и инструментов, облегчающих труд, а раньше все делалось умелыми мозолистыми руками.


Бондарь.


Бондарь посредством топора и других столярных инструментов прилаживает клёпки бочки одна к другой, выстругивает их, делает фальцы (зауторы) зауторником, в них вгоняет днище и всё связывает деревянными или железными обручами.

Сапожник.


Профессия сапожника породила множество явлений современной культуры, например, поговорку «Сапожник без сапог» (описывающую ситуацию, когда профессионал в какой-то области напрасно не пользуется собственным умением в личных целях). Сапожниками также называют мастеров по ремонту обуви.

Лапотник


Лапти, а под иным названием «лычаки», были также распространены y белорусов, карелов, мордвы, татар, финнов, эстонцев, чувашей. Сходный вид обуви применяли и японцы, и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены.


Плетельщик


Ремесленник изготавливающий плетёные изделия из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др., мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму.



Профессиональный рабочий, искусный мастер, ремесленник, работающий с деревом, вытачивающий и изготавливающий изделия из дерева или изделия на деревянной основе.



Сперва гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями.

Ложкарь.


Деревянные ложки в России в XIX в. изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук (на сумму свыше миллиона рублей)в год. Материалом для ложек служат: осина, берёза, отчасти ольха и рябина и изредка лишь клён и пальма (самшит), а в западных губерниях и на Кавказе — груша.


Игрушечник.


Мастер, изготавливающий игрушки из различных материалов. На Руси они вырезались из дерева, лепились из глины или плелись из соломы.


Красильщик.


Ремесленник, занимающийся окраской пряжи, тканей, кожи и т. п.


Валяльщик.


Валенки — традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Прообразом валенок были традиционные войлочные сапоги кочевников Евразии («пимы»), история которых насчитывает более 1,5 тысячи лет.



До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы.


Вышивальщица.


Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало уже гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе.


Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Кружевная мастерица


На Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка, для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку. Современные модельеры используют традиции русского кружевоплетения в своих коллекциях.


Кустарь.


Кустарное производство — мелкосерийное производство изделий с применением ручного труда. Кустарный метод производства используется людьми с глубокой древности. Первоначально кустари ставили своей целью удовлетворить нужды собственного хозяйства, однако с развитием товарно-денежных отношений всё большее количество произведённых ими товаров стало поставляться на рынок. Преимущественно это была бытовая продукция: посуда, мебель, украшения, сувениры, одежда, обувь. Однако с течением времени в продажу стали поступать и другие товары, например оружие.