Поездной диспетчер позволяет. Должностная инструкция поездного диспетчера

Поездной диспетчер

Рабочее место поездного диспетчера

Поездной диспетчер - ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта , который единолично руководит движением поездов на своём участке (диспетчерском круге) и несёт за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станциям , машинистами локомотивов , главными кондукторам сборных поездов и т. д.

Никто, кроме поездного диспетчера, не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов.

Цель работы

Цель работы поездного диспетчера заключается в обеспечении движения поездов и местной работы на участке в соответствии с графиком движения поездов и оперативным планом, а также в соблюдении максимального уровня безопасности движения.

Технология работы

При существующей структуре диспетчерского управления рабочее место поездного диспетчера физически находится в здании ЕДЦУП (Единого дорожного центра управления перевозками), при этом его участок фактически может находиться на достаточно удалённом расстоянии. Например, на Московской железной дороге здание ЕДЦУП расположено в г. Москве , где расположены рабочие места всех поездных диспетчеров дороги, когда диспетчерский круг № 12 Орёл-Серпухов находится на удалении в 100-160 километров. Для контактов поездного диспетчера с исполнителями используются различные виды связи . Указания по движению поездов дежурным по станциям передаются по специальной селекторной (избирательной) телефонной связи. Она позволяет вызвать любой включённый в линию пункт отдельно, а также несколько (групповой вызов) или все пункты (циркулярный вызов). Для контактов поездного диспетчера с машинистами движущихся поездов используется радиосвязь , однако на практике, большинство приказов машинистам (например, приказ на нагон или на повышение участковой скорости) передаётся через дежурных по станциям. На многих участках, оборудованных автоблокировкой, рабочее место ДНЦ оснащается устройствами диспетчерского контроля в виде табло, на котором изображена схема участка и промежуточных станций . Специальная световая индикация сигнализирует о показании сигналов и о фактическом занятии поездами блок-участков и путей на станциях.

Вступление и несение дежурства.

Приняв смену, ДНЦ регистрируемым циркулярным приказом объявляет всем ДСП своего участка о вступлении на дежурство, наличии поездов на участке - проводит планерное совещание. Далее, дежурные по станциям поочерёдно докладывают о вступлении на дежурство, работе устройств СЦБ и связи, наличии действующих предупреждений и занятии приёмоотправочных путей. О фактическом прибытии, отправлении, проследовании поездов и других событиях ДНЦ узнаёт по докладам дежурных по станциям или при помощи системы диспетчерского контроля. Непосредственно на оперативную обстановку ДНЦ влияет при помощи диспетчерских распоряжений, которые отдаются либо устно, либо в виде письменных приказов, регистрируемых в специальном журнале формы ДУ-58. Согласно должностной инструкции, запрещается загружать диспетчера работой, не связанной с движением поездов.

График исполненного движения

Вид графика на однопутном участке железной дороги

Основным инструментом диспетчерского управления служит график исполненного движения. Он предназначен для выполнения основных функций поездного диспетчера: контроля, планирования и регулирования движения поездов, на котором поездной диспетчер отмечает все данные о движении, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины. Физически график исполненного движения - это лист формата А1, с нанесённой на него сеткой графика участка и дополнительной информацией (времена хода поездов, названия раздельных пунктов, их коды и т. д.). Диспетчер с течением времени вручную наносит на график исполненные нитки нормативного графика (который, как правило, расположен перед ним).
Также на графике исполненного движения указываются:

  • Номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов
  • Время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка
  • Данные об использовании локомотивов
  • Данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток
  • Занятие приёмо-отправочных путей на промежуточных станциях
  • Снятие напряжения в контактной сети на главных и приёмо-отправочных путях станций и перегонов
  • Действующие предупреждения, требующие снижения скорости
  • Движение поездов по неправильному пути
  • Закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение

Для облегчения труда диспетчера на многих рабочих местах используются поездографы - приборы, автоматически регистрирующие ход поездов на графике исполненного движения, многоцелевая компьютерная программа ГИД «Урал-ВНИИЖТ». На особо напряжённых кругах вводится дополнительная штатная единица - графист, который помогает поездному диспетчеру в выполнении его пассивных функций.

Функции поездного диспетчера

Можно разделить на активные и пассивные: Активные функции выражаются в трёх основных элементах:

  • Текущее планирование - предварительное составление плана пропуска поездов по участку на определённый период и последующие его корректировки. При этом диспетчер преследует цель - минимизировать задержки поездов и отклонения от нормативного графика. Практически, поездной диспетчер выполняет это планирование после каждого получения о свершившемся событии (например, о готовности к отправлению передаточного поезда на одной из станций, или о внезапном нарушении нормальной работы устройств, за чем следует нарушение нормативного графика и т. д.)
  • Диспетчерское регулирование - своевременная выдача необходимых распоряжений для осуществления запланированного пропуска поездов с учётом всех возникающих изменений поездной ситуации, как то:
    • Ускорение хода поезда по сравнению с графиковым (ДНЦ договаривается с машинистом поезда об ускоренном следовании по участку, выдаёт ему диспетчерское расписание и, со своей стороны, обязуется предоставить «зелёную улицу»)
    • Изменение пунктов скрещения и обгона поездов
    • Движение по неправильному пути (для организации безостановочного обгона и форсированного пропуска поездов в одном направлении)
    • Сдваивание поездов (для ускорения пропуска вагонопотоков в период предоставления «окон»)
  • Оценочно-контрольные действия - оценка достигнутого результата по сравнению с запланированным.

Все эти действия выполняются параллельно, постоянно накладываясь друг на друга. При отклонении поездов от графика по различным причинам, поездному диспетчеру в короткое время приходится решать сложные многовариантные задачи. Чтобы достичь хороших результатов, диспетчер должен все время идти «вперёд поездов», постоянно планируя порядок их пропуска. При этом он должен предвидеть все эксплуатационные события: скрещения, обгоны, задержки при движении «по удалению» и т. д. Для этого он мысленно продлевает на своём графике линии хода поездов, определяя время свершения этих событий и намечая регулировочные меры

Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяжённость участка.

Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передаётся диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).

Диспетчерская централизация

Позволяет резко повысить эффективность труда, которая объединяет в одной системе автоблокировку на перегонах, электрическую централизацию на станциях и устройства телеуправления стрелками и сигналами. Она позволяет отказаться от дежурных по станциям за счёт передачи их функций по управлению стрелками и сигналами поездному диспетчеру. В необходимых случаях (при неисправности технических средств, резком увеличении маневровой работы) станция может переводится на резервное управление. При этом стрелками и сигналами управляет дежурный по станции либо начальник станции. ДЦ освобождает диспетчера от основной массы переговоров, однако загружает его непосредственным управлением стрелками и сигналами.

Особенности работы на электрифицированных участках.

На таких участках диспетчер должен учитывать условия электроснабжения. Чтобы обеспечить нормальное напряжение в контактной сети, необходимо пропускать поезда с установленными по графику интервалами. Нельзя допускать следование тяжеловесных и соединённых поездов пачками (друг за другом с выдерживанием только лишь межпоездного интервала). О выпуске таких поездов ДНЦ должен заблаговременно известить энергодиспетчера.

Заключение

Поездные диспетчера - многочисленный отряд работников, во многом определяющих ход эксплуатационной работы на дорогах.
Работа железнодорожного транспорта подчинена трём законам (по убывающей степени важности):

  • Обеспечение безопасности движения поездов
  • График движения поездов
  • План формирования

Поездной диспетчер в полной мере, как никто из работников, уполномоченных оперативно управлять эксплуатационной работой, влияет одновременно на все три закона. В их число должны входить опытные движенцы, накопившие достаточный опыт работы дежурным по станции и другими ответственными работниками службы движения (маневровые и станционные диспетчера, старшие дежурные по станции и т. п.). При назначении на должность поездной диспетчер выдерживает испытания в знании основ оперативного управления и теории в ревизорской службе управления железной дороги, проходит медицинское освидетельствование и тестирование опытным психологом. Также желательно иметь высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

Вступление и несение дежурства.

Приняв смену, ДНЦ регистрируемым циркулярным приказом объявляет всем ДСП своего участка о вступлении на дежурство, наличии поездов на участке - проводит планерное совещание. Далее, дежурные по станциям поочерёдно докладывают о вступлении на дежурство, работе устройств СЦБ и связи, наличии действующих предупреждений и занятии приёмоотправочных путей. О фактическом прибытии, отправлении, проследовании поездов и других событиях ДНЦ узнаёт по докладам дежурных по станциям или при помощи системы диспетчерского контроля. Непосредственно на оперативную обстановку ДНЦ влияет при помощи диспетчерских распоряжений, которые отдаются либо устно, либо в виде письменных приказов, регистрируемых в специальном журнале формы ДУ-58. Согласно должностной инструкции, запрещается загружать диспетчера работой, не связанной с движением поездов.

График исполненного движения

Вид графика на однопутном участке железной дороги

Основным инструментом диспетчерского управления служит график исполненного движения. Он предназначен для выполнения основных функций поездного диспетчера: контроля, планирования и регулирования движения поездов, на котором поездной диспетчер отмечает все данные о движении, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины. Физически график исполненного движения - это лист формата А1, с нанесённой на него сеткой графика участка и дополнительной информацией (времена хода поездов, названия раздельных пунктов, их коды и т. д.). Диспетчер с течением времени вручную наносит на график исполненные нитки нормативного графика (который, как правило, расположен перед ним).
Также на графике исполненного движения указываются:

· Номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов

· Время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка

· Данные об использовании локомотивов



· Данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток

· Занятие приёмо-отправочных путей на промежуточных станциях

· Снятие напряжения в контактной сети на главных и приёмо-отправочных путях станций и перегонов

· Действующие предупреждения, требующие снижения скорости

· Движение поездов по неправильному пути

· Закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение

Для облегчения труда диспетчера на многих рабочих местах используются поездографы - приборы, автоматически регистрирующие ход поездов на графике исполненного движения, многоцелевая компьютерная программа ГИД «Урал-ВНИИЖТ». На особо напряжённых кругах вводится дополнительная штатная единица - графист, который помогает поездному диспетчеру в выполнении его пассивных функций.

Функции поездного диспетчера

Можно разделить на активные и пассивные: Активные функции выражаются в трёх основных элементах:

· Текущее планирование - предварительное составление плана пропуска поездов по участку на определённый период и последующие его корректировки. При этом диспетчер преследует цель - минимизировать задержки поездов и отклонения от нормативного графика. Практически, поездной диспетчер выполняет это планирование после каждого получения о свершившемся событии (например, о готовности к отправлению передаточного поезда на одной из станций, или о внезапном нарушении нормальной работы устройств, за которым следует нарушение нормативного графика и т. д.)

· Диспетчерское регулирование - своевременная выдача необходимых распоряжений для осуществления запланированного пропуска поездов с учётом всех возникающих изменений поездной ситуации, как то:

· Ускорение хода поезда по сравнению с графиковым (ДНЦ договаривается с машинистом поезда об ускоренном следовании по участку, выдаёт ему диспетчерское расписание и, со своей стороны, обязуется предоставить «зелёную улицу»)

· Изменение пунктов скрещения и обгона поездов

· Движение по неправильному пути (для организации безостановочного обгона и форсированного пропуска поездов в одном направлении)

· Сдваивание поездов (для ускорения пропуска вагонопотоков в период предоставления «окон»)

· Оценочно-контрольные действия - оценка достигнутого результата по сравнению с запланированным.

Все эти действия выполняются параллельно, постоянно накладываясь друг на друга. При отклонении поездов от графика по различным причинам, поездному диспетчеру в короткое время приходится решать сложные многовариантные задачи. Чтобы достичь хороших результатов, диспетчер должен все время идти «вперёд поездов», постоянно планируя порядок их пропуска. При этом он должен предвидеть все эксплуатационные события: скрещения, обгоны, задержки при движении «по удалению» и т. д. Для этого он мысленно продлевает на своём графике линии хода поездов, определяя время свершения этих событий и намечая регулировочные меры

Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяжённость участка.

Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передаётся диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).

Диспетчерская служба МПС находится в автоматизированном диспетчерском центре управления. От этой службы зависит движение всех железнодорожных поездов в России: диспетчеры Министерства путей сообщения следят за прибытием и отправлением поездов, дают распоряжения дежурным по станциям и машинистам, тем самым улучшая пропускную способность участков и обеспечивая безопасное движение поездов.

Работа диспетчеров Министерства путей сообщения

Единая диспетчерская служба МПС состоит из главного диспетчера МПС, начальника оперативно-распорядительного управления, ревизора-диспетчера, главного диспетчера-вагонораспорядителя и главного локомотивного диспетчера. Эти люди образуют главное управление перевозок МПС. Им подконтрольны подразделения всех других порядков: служба перевозок дороги, отделения дороги и линейные предприятия. В зале диспетчерского центра располагается мнемоническая схема железнодорожной сети и информационное табло. На рабочих местах диспетчеров – дисплеи и средства связи.

История появления железнодорожной диспетчерской службы

Регулировать движение поездов начали ещё в начале XIX века в США. Диспетчер выдавал поездной бригаде специальный документ – приказ-путёвку, где отмечались станции (разъезды), на которых поезд мог совершить обгон или скрещение. Под обгоном подразумевается опережение одним поездом другого как на одно-, так и на двухпутных линиях. Скрещение поездов заключается в разъезде поездов встречного направления на однопутных линиях.

С XX века регулировкой движения поездов занялись и в странах Европы. Во Франции было построено Бюро советов и разъяснений, в котором участие диспетчера ограничивалось лишь совещательным характером. Англичане разработали для железнодорожной сети контрольную систему, при которой диспетчер мог контролировать движение поездов, но не мог им распоряжаться и вносить изменения. В Швеции и Норвегии диспетчер стал исполнять работу сразу трёх служб – эксплуатации, тяги и пути.

В нашей стране аппарат особых дежурных, которые руководили движением поездов, появился в 1918 году. Диспетчер отправлял поезда на железнодорожный участок и контролировал их движение без права распоряжения. Через каждые 2 – 3 дня со станций поступали графики исполненного движения. Число перевозок по железнодорожной линии с каждым годом возрастало, из-за чего стали возникать различные трудности в пропуске поездов. Это послужило поводом расширить обязанности диспетчера, предоставив ему возможность полностью регулировать движение поездов.

С 1923 года вся оперативная работа по движению поездов на участке была сосредоточена в руках диспетчера, который нёс полную ответственность за свои действия. В качестве опытного участка выбрали отрезок Москва - Мытищи - Александров Северной железной дороги. К 1934 году диспетчерская система заработала уже на всей сети российских железных дорог.

Обязанности поездного диспетчера

Участковый поездной диспетчер единолично руководит движением поездов на своём участке – диспетчерском круге. Он отдаёт распоряжения другим сотрудникам, связанным с движением поездов (дежурным по станциям, машинистам, главным кондукторам сборных поездов). Приказы поездного диспетчера выполняются оперативно и беспрекословно, сам же диспетчер несёт полную ответственность за свои действия.

Обязанности участкового поездного диспетчера делятся на активные и пассивные. Чтобы обеспечить эффективное и безопасное движение поездов на своём участке, диспетчер должен постоянно идти «вперёд поездов», планируя порядок их пропуска и учитывая эксплуатационные события (обгоны, скрещения, задержки при движении «по удалению» и пр.).

Активные обязанности диспетчера:

  • Текущее планирование (предварительное планирование пропуска поездов по участку на определённый период и внесение правок в дальнейшем с учётом изменений поездной ситуации);
  • Диспетчерское регулирование (своевременная выдача приказов машинистам, дежурным по станции и другим сотрудникам);
  • Анализ эффективности движения поездов.

Пассивные обязанности диспетчера:

  • Составление графика исполненного движения;
  • Обмен подходами поездов с соседними диспетчерами;
  • Передача сведений о поездах и вагонах на станции;
  • Заполнение приложений к графику.

Поездной диспетчер - ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта , который единолично руководит движением поездов на своём участке (диспетчерском круге) и несёт за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станциям , машинистами локомотивов , главными кондукторам сборных поездов и т. д.

Никто, кроме поездного диспетчера, не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов.

Цель работы

Цель работы поездного диспетчера заключается в обеспечении движения поездов и местной работы на участке в соответствии с графиком движения поездов и оперативным планом, а также в соблюдении максимального уровня безопасности движения.

Технология работы

При существующей структуре диспетчерского управления рабочее место поездного диспетчера физически находится в здании ЕДЦУП (Единого дорожного центра управления перевозками), при этом его участок фактически может находиться на достаточно удалённом расстоянии. Например, на Московской железной дороге здание ЕДЦУП расположено в г. Москве , где расположены рабочие места всех поездных диспетчеров дороги, когда диспетчерский круг № 12 Орёл-Серпухов находится на удалении в 100-160 километров.

Для контактов поездного диспетчера с исполнителями используются различные виды связи . Указания по движению поездов дежурным по станциям передаются по специальной селекторной (избирательной) телефонной связи. Она позволяет вызвать любой включённый в линию пункт отдельно, а также несколько (групповой вызов) или все пункты (циркулярный вызов). Для контактов поездного диспетчера с машинистами движущихся поездов используется радиосвязь , однако на практике, большинство приказов машинистам (например, приказ на нагон или на повышение участковой скорости) передаётся через дежурных по станциям.

На многих участках, оборудованных автоблокировкой, рабочее место ДНЦ оснащается устройствами диспетчерского контроля в виде табло, на котором изображена схема участка и промежуточных станций . Специальная световая индикация сигнализирует о показании сигналов и о фактическом занятии поездами блок-участков и путей на станциях.

Вступление и несение дежурства.

Приняв смену, ДНЦ регистрируемым циркулярным приказом объявляет всем ДСП своего участка о вступлении на дежурство, наличии поездов на участке - проводит планерное совещание. Далее, дежурные по станциям поочерёдно докладывают о вступлении на дежурство, работе устройств СЦБ и связи, наличии действующих предупреждений и занятии приёмоотправочных путей.

О фактическом прибытии, отправлении, проследовании поездов и других событиях ДНЦ узнаёт по докладам дежурных по станциям или при помощи системы диспетчерского контроля.

Непосредственно на оперативную обстановку ДНЦ влияет при помощи диспетчерских распоряжений, которые отдаются либо устно, либо в виде письменных приказов, регистрируемых в специальном журнале формы ДУ-58.

Согласно должностной инструкции, запрещается загружать диспетчера работой, не связанной с движением поездов.

График исполненного движения

Основным инструментом диспетчерского управления служит график исполненного движения. Он предназначен для выполнения основных функций поездного диспетчера: контроля, планирования и регулирования движения поездов, на котором поездной диспетчер отмечает все данные о движении, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины. Физически график исполненного движения - это лист формата А1, с нанесённой на него сеткой графика участка и дополнительной информацией (времена хода поездов, названия раздельных пунктов, их коды и т. д.). Диспетчер с течением времени вручную наносит на график исполненные нитки нормативного графика (который, как правило, расположен перед ним).

Также на графике исполненного движения указываются:

  • Номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов
  • Время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка
  • Данные об использовании локомотивов
  • Данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток
  • Занятие приёмо-отправочных путей на промежуточных станциях
  • Снятие напряжения в контактной сети на главных и приёмо-отправочных путях станций и перегонов
  • Действующие предупреждения, требующие снижения скорости
  • Движение поездов по неправильному пути
  • Закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение

Для облегчения труда диспетчера на многих рабочих местах используются поездографы - приборы, автоматически регистрирующие ход поездов на графике исполненного движения, многоцелевая компьютерная программа ГИД «Урал-ВНИИЖТ» . На особо напряжённых кругах вводится дополнительная штатная единица - графист, который помогает поездному диспетчеру в выполнении его пассивных функций.

Функции поездного диспетчера

Можно разделить на активные и пассивные:

Активные функции выражаются в трёх основных элементах:

  • Текущее планирование - предварительное составление плана пропуска поездов по участку на определённый период и последующие его корректировки. При этом диспетчер преследует цель - минимизировать задержки поездов и отклонения от нормативного графика. Практически, поездной диспетчер выполняет это планирование после каждого получения о свершившемся событии (например, о готовности к отправлению передаточного поезда на одной из станций, или о внезапном нарушении нормальной работы устройств, за которым следует нарушение нормативного графика и т. д.)
  • Диспетчерское регулирование - своевременная выдача необходимых распоряжений для осуществления запланированного пропуска поездов с учётом всех возникающих изменений поездной ситуации, как то:
    • Ускорение хода поезда по сравнению с графиковым (ДНЦ договаривается с машинистом поезда об ускоренном следовании по участку, выдаёт ему диспетчерское расписание и, со своей стороны, обязуется предоставить «зелёную улицу»)
    • Изменение пунктов скрещения и обгона поездов
    • Движение по неправильному пути (для организации безостановочного обгона и форсированного пропуска поездов в одном направлении)
    • Сдваивание поездов (для ускорения пропуска вагонопотоков в период предоставления «окон»)
  • Оценочно-контрольные действия - оценка достигнутого результата по сравнению с запланированным.

Все эти действия выполняются параллельно, постоянно накладываясь друг на друга. При отклонении поездов от графика по различным причинам, поездному диспетчеру в короткое время приходится решать сложные многовариантные задачи. Чтобы достичь хороших результатов, диспетчер должен все время идти «вперёд поездов», постоянно планируя порядок их пропуска. При этом он должен предвидеть все эксплуатационные события: скрещения, обгоны, задержки при движении «по удалению» и т. д. Для этого он мысленно продлевает на своём графике линии хода поездов, определяя время свершения этих событий и намечая регулировочные меры

Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяжённость участка.

Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передаётся диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).

Диспетчерская централизация

Позволяет резко повысить эффективность труда, которая объединяет в одной системе автоблокировку на перегонах, электрическую централизацию на станциях и устройства телеуправления стрелками и сигналами. Она позволяет отказаться от дежурных по станциям за счёт передачи их функций по управлению стрелками и сигналами поездному диспетчеру. В необходимых случаях (при неисправности технических средств, резком увеличении маневровой работы) станция может переводится на резервное управление. При этом стрелками и сигналами управляет дежурный по станции либо начальник станции. ДЦ освобождает диспетчера от основной массы переговоров, однако загружает его непосредственным управлением стрелками и сигналами.

Особенности работы на электрифицированных участках.

На таких участках диспетчер должен учитывать условия электроснабжения. Чтобы обеспечить нормальное напряжение в контактной сети, необходимо пропускать поезда с установленными по графику интервалами. Нельзя допускать следование тяжеловесных и соединённых поездов пакетами (друг за другом с выдерживанием только лишь межпоездного интервала). О выпуске таких поездов ДНЦ должен заблаговременно известить энергодиспетчера.

Заключение

Поездные диспетчера - многочисленный отряд работников, во многом определяющих ход эксплуатационной работы на дорогах.

Работа железнодорожного транспорта подчинена трём законам (по убывающей степени важности):

  • Обеспечение безопасности движения поездов
  • График движения поездов
  • План формирования

Поездной диспетчер в полной мере, как никто из работников, уполномоченных оперативно управлять эксплуатационной работой, влияет одновременно на все три закона. В их число должны входить опытные движенцы, накопившие достаточный опыт работы дежурным по станции и другими ответственными работниками службы движения (маневровые и станционные диспетчера, старшие дежурные по станции и т. п.). При назначении на должность поездной диспетчер выдерживает испытания в знании основ оперативного управления и теории в ревизорской службе управления железной дороги, проходит медицинское освидетельствование и тестирование опытным психологом. Также желательно иметь высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

Коды профессии

  • Полное название: участковый поездной диспетчер .
  • Телеграфный шифр: ДНЦ . Как правило, при использовании шифра указывается и номер круга, например, ДНЦ-8 Иванов .

Источники и библиография

  • Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ЦД-790)
  • Должностная инструкция участковому поездному диспетчеру
  • «Диспетчерские центры и технология управления перевозочным процессом», к.т. н. Левин Д. Ю. (МИИТ), 2005 г.

Напишите отзыв о статье "Поездной диспетчер"

Ссылки

Фотографии

  • . .
  • . .
  • . .
  • . .
  • . .

См. также

Отрывок, характеризующий Поездной диспетчер

– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.

15.1 "Движением поездов на участке должен руководить только один работник - поездной диспетчер, который отвечает за выполнение графика движения поездов на участке, который он обслуживает.

Приказы поездного диспетчера подлежат безусловному выполнению работниками, которые непосредственно связаны с движением поездов на этом участке.

Запрещается давать оперативные приказы на движения поездов на участке без уведомления поездного диспетчера" (п. 16.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Украины).

Поездной диспетчер обязан:

Максимально использовать технические средства для обеспечения заданных размеров движения, ускорения продвижения поездов, сокращения времени обработки их на станциях, более эффективно использовать вагонный парк, локомотивы и пропускную возможность;

Контролировать работу станций и принимать меры относительно выполнения задач из формирование и отправления поездов соответственно графику движения и плана формирования поездов;

Контролировать правильность закрепления вагонов при временном оставлении грузовых поездов на промежуточных станциях без локомотива. О количестве уложенных тормозных башмаков поездной диспетчер делает отметку в графику выполненного движения поездов;

Своевременно давать указания из движения поездов дежурным по станциям, а в случае необходимости и машинистам поездных локомотивов;

Следить за следованием поездов на перегонах, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, в особенности когда это происходит при обслуживании локомотива одним машинистом, нарушении нормальной работы устройств СЦБ и связи, во время обгонов и скрещений пассажирских, грузопассажирских, людских, длинносоставных, тяжеловесных, с грузами класса опасности 1 (ВМ) и негабаритными грузами поездов с другими поездами, принимать меры к выполнению графика движения, обеспечения безопасности, недопущения нарушений установленного времени непрерывной работы локомотивных бригад.

На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, а также на малодеятельных участках, на станциях которых отмененные дежурства дежурных по станциям, порядок движения поездов, которые обслуживаются машинистами в одно лицо, а также перечень таких участков устанавливается начальником железной дороги.

15.2 Поездной диспетчер во время заступления на дежурство должен ознакомиться с поездным положением, проверить заступление на дежурство всех дежурных по станциям, сообщить им точное время для сверки часов, ознакомиться с положением на станциях, действующими на участке предупреждениями, в зависимости от обстановки даты станциям необходимые указания о следующей работе, в том числе относительно обеспечения безопасности движения.

На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, поездной диспетчер во время заступления на дежурство обязан проверить исправность технических средств и через начальников станций или других работников, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов, ознакомиться с положением на станциях участка.

Границы диспетчерских участков устанавливаются приказом начальника железной дороги.

15.3 На участках, не оборудованных устройствами для автоматической записи графиков выполненного движения (поездографами), поездной диспетчер обязан получать со станций, размещенных на участке, сообщения о времени прибытия, отправления или прохождения каждого поезда. Получая такие сообщения, обращать особое внимание на строгое соблюдение станциями установленной нумерации и индексации поездов, в особенности с грузами класса опасности 1 (ВМ) и негабаритными грузами, тяжеловесными и длинносоставными.

На участках с интенсивным движением, а также оборудованных поездографами, порядок передачи сообщений устанавливается начальником железной дороги соответственно п. 4.11.

15.4 Поездной диспетчер ведет график выполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины.

На графике исполненного движения или дополнению к нему указываются:

а) номера поездов и поездных локомотивов и единиц специального самоходного подвижного состава, фамилии машинистов и время их явки на работу, масса и условная длина поездов, поезда, которые требуют особых условий пропуска, а также структурный подраздел, который есть собственником специального самоходного подвижного состава (ПЧ, ЭЧ, ШЧ и т.п.). Номера поездов, которые дополняются соответствующими буквами и индексами, отмечаются с этими буквами и индексами на графике исполненного движения;

б) время отправления, прибытия и прохождения поездов по станциям участков;

в) путь, по которому пропускался, принимался (отправлялся) поезд;

г) время увеличения (уменьшения) перегонного времени хода на перегонах;

д) при нарушении нормального действия устройств СЦБ – по какому разрешению принимался (отправлялся) поезд (регистрированный приказ, путевая записка, разрешение на бланке зеленого цвета и т.п.);

е) данные об использование локомотивов;

ж) данные про поездную и грузовую работу станций за установленный период суток;

к) отметки о графиковом отправлении и прохождении пассажирских, пригородных и грузовых поездов, при отклонении от графика - служба (хозяйство), за которой отнесена задержка поезда и время опоздания;

л) занятие приемоотправочных путей на промежуточных станциях отдельными вагонами, хозяйственными поездами или составами с указанием количества уложенных тормозных башмаков или стационарных устройств для закрепления вагонов при оставлении подвижного состава на пути более, чем на 1 час;

м) все действующие предупреждения, в том числе требующие снижения скорости, номера поездов, с которых начата выдача предупреждения, отметка о выдаче непредвиденных предупреждений;

н) данные о неисправностях устройств СЦБ, контактной сети, связи, электроснабжение, неисправности пути; при устранении неисправности - отметка должности лица (руководителя работ) который устранил неисправность;

о) закрытия перегонов, путей и других устройств, которые обслуживают движение, с указанием номера телеграммы-разрешения, должности и фамилии руководителя работ и должностных лиц, ответственных за безопасность движения при выполнении работ в "окно";

п) снятия напряжения в контактной сети на главных и приемоотправочных путях станций участка и перегонов;

р) движение поездов по неправильному пути.

На отдельных участках для записи необходимых для поездного диспетчера данных, которые касаются движения поездов и грузовой работы, могут использоваться приборы и аппаратура автоматизированного рабочего места, а также назначаться на помощь диспетчеру операторы или другие работники дирекции железнодорожных перевозок.

15.5 Все распоряжения из движения поездов на участке поездной диспетчер передает дежурным по станциям и другим работникам, которые связаны с движением поездов, приказами, которые регистрируются (записываются) в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений.

Все переговоры поездного диспетчера по диспетчерским средствам связи и радиосвязи должны фиксироваться системой документированной регистрации переговоров при выполнении поездной и маневровой работы.

15.6 Обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений подлежат такие приказы:

а) об открытие и закрытии перегонов или отдельных путей перегонов (в том числе для движения подвижного состава на электротяге в связи с снятием напряжения);

б) о переходе с двухпутного движения на однопутный и о восстановление двухпутного движения;

в) о переходе с одних средств сигнализации и связи на другие при движении поездов;

г) об отправление поездов по неправильному пути и с разграничением времени (в случае и в порядке, предусмотренному в разделе 19);

д) об отправление поездов с грузами класса опасности 1 (ВМ), негабаритными грузами и повышенной длины по форме:

ДС станций от... к.... Поезд № ..., что отправляется с станции... в... ч. ... мин. следует с опасным грузом класса 1 ВМ (негабаритным грузом Н..., повышенной длины (длинносоставный) ... условных вагонов). Обеспечьте безопасный пропуск.

ДНЦ... (фамилия)".

Текст приказа может быть дополнен особенностями пропуска поезда по станциям и перегонам, которые указанные в телеграмме на пропуск этого поезда. При следовании поезда на несколько диспетчерских участков, копия приказа адресуется также ДНЦ соседних участков.

Порядок пропуска длинносоставных и тяжеловесных поездов устанавливается приказом начальника железной дороги;

ж) о приеме и отправлении пассажирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских и людских поездов на пути и с путей, не предусмотренных для этих операций техническо-распорядительным актом станции по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

ДС станции... Разрешаю принять поезд № ... на... неспециализированный путь станции. Обеспечьте безопасное следование поезда.

ДНЦ... (фамилия)".

з) о назначении поездов, не предусмотренных графиком, и порядок их следования и об отличии поездов. Приказы о пропуске по участку отдельных локомотивов, специального самоходного подвижного состава и хозяйственных поездов могут не регистрироваться;

к) о движении поездов при неисправности автоматической локомотивной сигнализации и поездной радиосвязи по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

ДС станций от... к...

Поезд № ..., направляется с неисправной АЛС (поездной радиосвязью). Обеспечьте безопасный пропуск по станциям. ДНЦ... (фамилия)".

л) о введение в график пассажирских опаздывающих поездов по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

ДС станций от... к...

Копия машинисту поезда № ..., ДНЦ (соседнего участка)

Поезд № ..., локомотив № ... следует участком с опозданием Примите меры относительно сокращения опоздания поезда, обеспечьте беспрепятственный безопасный пропуск.

ДНЦ... (фамилия)".

м) в случаях, предусмотренных в пунктах 5.7.2, 5.7.10, 6.5.1, 6.5.2, 6.5.6, 11.14.2, 11.14.7, 11.14.8, 13.8. Для комиссионной проверки возможности изменения направления движения с помощью кнопок (рукояток) вспомогательного режима к тексту приказа, предусмотренного п. 5.7.10, прибавляется: "для комиссионной проверки";

н) на участках, оборудованных ДЦ, приказы о передаче станций на резервное (местное, сезонное) управления и возвращения управления на центральный пост ДЦ;

о) о порядке выдачи предупреждений, которые возникли не предусмотрен;

п) о разрешении на выдачу предупреждения о кратковременной остановке поезда на станции или перегоне для доставки работников дистанции пути, электроснабжение, сигнализации и связи на место отказов устройств и повреждений сооружений и возвращения назад в соответствии с предоставленными заявками.

В журнале диспетчерских распоряжений должны записываться также все регистрированные приказы, адресованные машинистам поездных локомотивов, а также все приказы поездных диспетчеров соседних участков, адресованные поездному диспетчеру данного участка.

Регистрация других приказов, связанных с движением поездов на участке, проводится за усмотрением диспетчеров.

Для сокращения времени на запись диспетчерских приказов диспетчерские приказы за формами, предусмотренными этой Инструкцией, с разрешения начальника дирекции железнодорожных перевозок (начальника железной дороги) могут регистрироваться с использованием персональных компьютеров с печатанием текстов приказов, а также могут применяться специальные штампы с нанесенными на них текстами приказов, которые чаще всего выдаются.

В журнале диспетчерских распоряжений регистрируются также прием и сдача дежурств поездным диспетчером.

Кроме вышеупомянутого, к журналу диспетчерских распоряжений должны записываться сообщения (телефоном или через радиосвязь):

От руководителя работ об окончание всех работ на пути перегона и возможности открытия движения поездов на перегоне;

От ДСП, машиниста, должностных лиц о неисправности и восстановлении действия средств сигнализации и связи, выявления "толчка" пути;

От машиниста поезда, который остановился на перегоне, о предоставление помощи в связи с неисправностью локомотива или схода подвижного состава;

От должностного лица о выявленной неисправности пути, земляного полотна, искусственных сооружений и других устройств, которые угрожают безопасности движения поездов;

От энергодиспетчера об устранение повреждений контактной сети, окончания работ на контактной сети, о снятии (подаче) напряжения.

15.7 Регистрированные диспетчерские приказы дежурные по станциям или операторы записывают в журнал диспетчерских распоряжений.

Записав диспетчерский приказ, дежурный по станции или оператор дословно повторяет диспетчеру его содержание, называя своя фамилия. Время проверки приказа и фамилия лица, которое его принимало, отмечаются в журналах поездного диспетчера и станции. Убедившись в правильности восприятия приказа, диспетчер подтверждает его словом "Верно. Выполняйте". С этого момента приказ вступает в действие.

Если приказ поездного диспетчера принимает и записывает оператор, то последний обязан немедленно показать его дежурному по станции для ознакомления и росписи в ознакомлении. Приказ, адресованный машинисту, передается последнему лично поездным диспетчером (при наличии поездной радиосвязи) или через дежурного по станции.

Диспетчер или дежурный по станции должен убедиться, что переданный приказ машинист понял верно. Фамилия машиниста и время передачи приказа отмечаются соответственно в журнале поездного диспетчера или станции.

15.8 Когда диспетчерский приказ адресуется нескольким станциям, передача текста приказа для его проверки осуществляется одним из дежурных по станции по указанию поездного диспетчера, а дежурные остальных станций обязаны в это время проверить, правильно ли записан приказ.

15.9 Закрытия однопутного перегона, одного или нескольких главных путей на однопутном и многопутном перегонах или станциях проводится поездным диспетчером на основании:

а) распоряжения начальника дирекции железнодорожных перевозок (начальника железной дороги) в случаях проведения предусмотренных планом ремонтно-путевых, строительных или восстановительных работ, а также ремонтных работ на контактной сети;

б) требования, полученной от машиниста поезда, который остановился на перегоне, или требования работников дистанции пути, сигнализации и связи, электроснабжение и др. в случае непредвиденной неисправности на перегоне пути, сооружений и устройств, что угрожает безопасности движения поездов.

Полученное требование поездной диспетчер обязан записать в журнале диспетчерских распоряжений, указав время поступления и лицо, от которого оно поступило.

Все письменные требования, сообщения, телеграммы и телефонограммы должны сохраняться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.

15.10 Приказ о закрытии перегона (пути) поездной диспетчер дает согласно заявки руководителя работ станциям, которые ограничивают перегон, и путевым постам, если они есть на перегоне, по одной из таких (примерных) форм:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

Для проведения таких-то работ....путь перегона... с... ч. ... мин. закрывается для движения, кроме хозяйственных поездов, которые отправляются на закрытый перегон по заявке руководителя работ...(указывается должность и фамилия) ...

ДНЦ (фамилия)".

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

Для предоставления помощи поезду № ...., что остановился на... км, ... путь перегона... с... ч. ... мин. закрывается для движения всех поездов, кроме вспомогательного локомотива, который отправляется с станции... для вывода поезда, который остановился, на станцию...", или "для подталкивания поезда, который остановился, и следующего возвращения на станцию" ......

ДНЦ (фамилия)".

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

Для проведения восстановительных работ на... км... путь перегона... с... ч. ... мин. закрывается для движения всех поездов, кроме восстановительных...

ДНЦ (фамилия)".

На двухпутных и многопутных перегонах, когда один из путей закрыт, по пути, которая осталась для поездов, которые отправляются в правильном направлении, а при двусторонней автоблокировке - в обеих направлениях, сохраняются существующие средства сигнализации и связи. При необходимости отправления поездов по пути, который остался, в неправильном направлении (если нет двусторонней автоблокировки) существующие средства сигнализации и связи по этому пути закрываются и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи и передачей приказа по форме:

"Приказ № ... Дата.... Время... (час. ... мин. ...)

В связи с закрытием... пути с... ч. ... мин. по... пути перегона... действие автоблокировки закрывается и устанавливается движение поездов по телефонной связи по правилам однопутного движения...

ДНЦ (фамилия)".

В зависимости от поездной обстановки приказ об установлении по оставшемуся пути, движения поездов по телефонной связи может быть объединен с приказом о закрытии пути.

Указанные приказы адресуются руководителям путевых или восстановительных работ, и причастным машинистам локомотивов, которые востребовали или предоставляют помощь.

15.11 Если одна из станций ограничивающих закрываемый перегон, находится в распоряжении поездного диспетчера соседней дирекции железнодорожных перевозок или железной дороги, тогда приказ на закрытие согласовывается с этим поездным диспетчером и выдается ему в копии.

15.12 Перед передачей приказа о закрытии перегона или отдельного пути поездной диспетчер обязан вызвать лично дежурных по станциям ограничивающих перегон, предупредить их о предстоящем закрытии, проверить присутствие лиц, ответственных за обеспечение безопасности движения в период выполнения работ в "окно", сообщить фамилию и должность руководителя работ, намеченный порядок пропуска поездов по оставшемуся пути, и прочие необходимые данные.

15.13 Открытие перегона или пути производится поездным диспетчером после получения сообщения об устранении возникших препятствий, окончании работ и освобождения перегона в порядке, предусмотренном в этой Инструкции.

Полученное сообщение поездной диспетчер обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время его поступления, должность и фамилию лица, от которого оно получено. Письменное сообщение или телефонограмма об окончание работ и возможности движения поездов должны сохраняться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.

15.14 Приказ об открытие перегона или пути поездной диспетчер дает станциям ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие есть на перегоне, по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

Приказ № ... от... числа отменяется. Движение поездов по... пути перегона... с... ч. ... мин. восстанавливается по... (указываются средства сигнализации и связи) ...

ДНЦ (фамилия)".

15.15 Если на двухпутном перегоне, не оборудованном устройствами для двустороннего движения по блокировке по каждому пути (в том числе по показаниям локомотивного светофора), поездной диспетчер в порядке регулировки отправляет поезд по неправильному пути, то после проверки свободности этого пути станциям ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие есть на перегоне, дается приказ по форме:

"Приказ № ... Дата.... Время (ч. ... мин. ...)

С... ч. ... мин. движение... (четных или нечетных) поездов по... пути перегона... прекращается. Поезд № ... со станции отправьте по... неправильному пути по телефонной связи по правилам однопутного движения.

... ДНЦ (фамилия)".

Прежде чем передать такой приказ об отправлении по неправильному пути пассажирского поезда, в журнале диспетчерских распоряжений должен быть записан приказ дежурного по дирекции железнодорожных перевозок (старшего дорожного диспетчера службы перевозок или дорожного диспетчера соответствующего региона (района) дорожного центра управления службы перевозок по форме:

Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

Поезд № ... со станции... отправить по неправильному пути ДНЦО (ДГП) ..... (подпись и фамилия)".

В случае пропуска по неправильному пути одного за другим двух или более поездов текст приказа соответственно изменяется, при этом в случае наличия на перегоне путевых постов они в случае необходимости могут быть использованы для разграничения поездов, которые попутно следуют по неправильному пути, что также указывается в приказе поездного диспетчера.

Получив приказ о пропуске поезда по неправильному пути дежурные по станциям обмениваются под контролем диспетчера телефонограммами по форме, предусмотренным в п. 9.11.6.

Дежурные по путевым постам (за исключением постов примыкания на однопутном перегоне с двухпутными вставками и предузловых постов) в переговорах о движении поездов по неправильному пути не участвуют, но об отправлении поезда они уведомляются по телефону, а время его прохождения отмечают в журнале движения поездов.

При отправлении по неправильному пути друг за другом нескольких поездов с разграничением путевыми постами дежурные по этим постам сообщают на соседние станции о прохождение поездов по форме:

"Поезд № ... по неправильному пути проследовал в... ч. ... мин. ДСП поста".

На двухпутных электрифицированных участках с односторонней путевой блокировкой, на которых применяется одностороннее ограждение съемных подвижных единиц, отправление поезда в порядке регулирования по неправильному пути поездной диспетчер обязан предварительно согласовать с энергодиспетчером. Перечень таких участков устанавливается начальником железной дороги.

Отправления поезда по неправильному пути на двухпутных перегонах, оборудованных двусторонним блокировкой, а также устройствами обеспечивающих движение поездов по неправильному пути по сигналам локомотивных светофоров, осуществляется по устному указанию поездного диспетчера и после переключения блокировки на соответствующее направление движения.

15.16 Перечень перегонов с наличием переездов, оборудованных автоматическими устройствами только для поездов следующих по правильному пути, а также перегонов, где есть улавливающие тупики, с указанием необходимых мероприятий по обеспечению безопасности движения при отправлении на таких перегонах поездов по неправильному пути, устанавливается приказом начальника железной дороги, при этом в приказе может быть предусмотрен порядок заблаговременного сообщения дежурных переездов о каждом отправленном поезде. С приказом должны быть ознакомлены машинисты поездных локомотивов и прочие причастные работники.

Машинисты поездов отправляемые в порядке регулирования по неправильному пути, обязаны обеспечить прохождение оборудованных односторонними автоматическими устройствами переездов, которые обслуживаются дежурным работником, - со скоростью, не более 40 км/ч., а тех, что не обслуживаются дежурным работником, - не более 25 км/ч.

После прохождения через переезд ведущего локомотива машинист имеет право повысить скорость движения, до установленной для данного перегона.

15.17 После получения с станции поездной телефонограммы (сообщения) о прибытие поезда по неправильной пути поездной диспетчер восстанавливает на перегоне нормальное движение передачей приказа по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

Приказ № ... от... числа отменяется. Движение поездов по... пути перегона... с... ч. ... мин. по... пути перегона... восстанавливается по... (указываются средства сигнализации и связи.

ДНЦ... (фамилия)".

15.18 В случаях необходимости отправления с станции поезда с остановкой на перегоне, не предусмотренной графиком движения (для посадки и высадки людей, погрузка и разгрузка), с последующим прибытием на соседнюю станцию или возвращением на станцию отправления поездной диспетчер соответственно поездной обстановке дает разрешение станциям, которые ограничивают перегон, указывая время отправления поезда и продолжительность занятия ним перегона.

Машинистам локомотивов, а также работникам, которые руководят посадкой и высадкой людей, погрузкой и разгрузкой грузов, при отправлении таких поездов выдаются соответствующие предупреждения. После остановки на перегоне машинисты этих поездов продолжают движение по сигналам указанных работников.

Отправления хозяйственных поездов, специального самоходного подвижного состава на закрытые перегоны (пути) осуществляется в порядке, предусмотренном в разделе 11.

15.19 Получив сообщение о неисправности средств сигнализации и связи, пути или электроснабжение во время движения поездов на том или другом перегоне (пути), поездной диспетчер записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по станциям свободность перегона (пути), дает приказ об установлении движения по телефонным средствам связи по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

В связи с неисправностью автоблокировки с... ч. ... мин. по (четному или нечетному) пути перегона (или на... перегоне) действие автоблокировки прекращается. Устанавливается движение поездов по телефонным средствам связи по правилам... (двухпутного или однопутного) движения

... ДНЦ (фамилия)".

15.20 При наличии на перегонах путевых постов приказ поездного диспетчера о переходе с одного вида связи на другого передается также дежурным по постам, при этом в зависимости от обстановки переход на другой вид связи может производиться на всем межстанционном перегоне или в отдельности на каждом свободном межпостовом перегоне.

15.21 После получения сообщения о восстановлении действия средств сигнализации и связи поездной диспетчер записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по станциям свободность перегона (пути), дает станциям ограничивающим перегон, приказ по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

В связи с восстановлением действия..... с... ч. ... мин. на перегоне... (по... пути перегона) восстанавливается движение поездов по сигналам (указываются средства сигнализации и связи).

... ДНЦ (фамилия)".

Из указанного времени станции переходят на то средство связи, которое будет предусмотрено в приказе поездного диспетчера.

На двухпутных перегонах, оборудованной автоблокировкой для движения в одном направлении, приказ о восстановление действия автоблокировки может быть передан до освобождения перегона от поездов, отправленных по правильному пути.

15.22 Открытия или закрытия раздельных пунктов или вспомогательных постов, которые работают не круглые сутки, проводится в порядке, утвержденном начальником железной дороги, и оформляется приказом поездного диспетчера, который передается станциям, которые ограничивают перегон, по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

"Действие поста... км с... ч. ... мин. открыто (закрыто)

... ДНЦ (фамилия)".

15.23 На участках с электрической тягой поездной диспетчер должен работать во взаимодействии с энергодиспетчером и принимать меры относительно обеспечения нормальной работы устройств электроснабжения.

При повреждении контактной сети, отключении тяговых подстанций или снижении их мощности вместе с энергодиспетчером устанавливать наиболее рациональный порядок пропуска поездов на участках.

В период гололедицы и налипании мокрого снега по заявкам энергодиспетчера предоставлять окна для плавки на контактной сети гололедицы током высокого напряжения.

15.24 При неисправности поездной диспетчерской связи движение поездов проводится без участия поездного диспетчера. Связь относительно движения поездов осуществляется непосредственно между дежурными по станциям.

При неисправности поездной диспетчерской связи поездной диспетчер и дежурные по станциям делают соответствующие записи в журнале диспетчерских распоряжений.

О восстановление действия поездной диспетчерской связи поездной диспетчер сообщает все станции циркулярным приказом.

15.25 Порядок работы поездных диспетчеров на малодеятельных участках, где штат работников службы перевозок на станциях не предусмотренный, устанавливается начальником железной дороги.