Маршалл маклюэн как теоретик современных медиа. Маршалл маклюэн

Герберт Маршалл Маклюэн (англ. Herbert Marshall McLuhan, 21 июля 1911 — 31 декабря 1980) — канадский философ, филолог, литературный критик, теоретик воздействия артефактов как средств коммуникации.

Получил широкую известность благодаря исследованию формирующего воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество (например, в концепции «глобальной деревни», «абсолютно обеспечивающей несогласие по всем вопросам» — McLuhan: Hot & Cool, NY, Signet Books published by The New American Library, Inc., 1967, p. 286)

Маршалл Маклюэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта, Канада) в методистской семье. Маршалл — это семейное имя, которое использовалось в повседневном общении. Его родители, Элси Наоми (англ. Elsie Naomi) и Герберт Эрнст (англ. Herbert Ernest), родились и всю жизнь прожили в Канаде.

Кроме Маршалла у них был ещё один сын — Морис, который родился в 1913 году. Мать Маклюэна сначала была учительницей в баптистской школе, а затем актрисой. До начала Первой мировой войны семья жила в Эдмонтоне, где отец Маклюэна имел небольшой бизнес в области недвижимости.

С началом войны отец был мобилизован в канадскую армию, где прослужил около года. В 1915 году семья Маклюэнов переехала в город Виннипег, административный центр канадской провинции Манитоба.

В 1928 году Маршалл Маклюэн поступил в университет Манитобы (Виннипег, Канада), где в 1933 году получил диплом бакалавра по инженерной специальности, а в 1934 году — диплом магистра по английской литературе (English studies).

Во время обучения начал публиковать небольшие заметки в периодической печати. Так, уже в 1930 году в студенческой газете университета Манитобы появилась первая статья Маклюэна под названием «Макалуэй — вот это человек».

Усилившийся интерес к английской литературе побудил его в 1934 поступить в колледж Тринити Холл (Trinity Hall) Кембриджского университета (Англия). Там он обучался под руководством известных представителей нового критицизма И. А. Ричардса (I. A. Richards) и Ф. Р. Ливиса (F. R. Leavis).

В 1936 году он получил диплом бакалавра Кембриджского университета и после возвращения в Северную Америку начал преподавательскую деятельность в Висконсинском университете (Мэдисон, США) на должности ассистента.

В 1937 году Маршалл Маклюэн принял католичество. С 1937 года по 1944 (с небольшим перерывом в 1939-1940 годах, когда он уезжал в Кембридж, чтобы получить диплом магистра) преподавал английскую литературу в католическом университете Сент-Луиса (Сент-Луис, США).

Там он познакомился со своей будущей женой Кориной Льюис, на которой женился в 1939 году. Брак Маршалла и Корины был счастливым. Они вырастили шестерых детей.

В декабре 1943 года Маклюэн получил степень доктора наук, защитив диссертацию под названием «Место Томаса Нэша в книжной культуре его времени» (The Place of Thomas Nash in the Learning of his Time). После этого в 1944 году Маклюэн возвращается в Канаду, где в 1944-1946 годах преподает в Колледже Успения (Assumption College) в городе Виндзор, провинция Онтарио.

Переехав в Торонто в 1946 году, он начинает преподавать в католическом колледже Святого Михаила в университете Торонто. С университетом Торонто связаны основные научные и творческие достижения Маршалла Малкюэна.

Именно там в 1952 году он становится профессором и издаёт большинство своих книг. Огромное влияние на направление научных исследований Маклюэна оказало знакомство с коллегой по университету, известным канадским экономистом Гарольдом Иннисом (Harold Innis).

В 1953-1955 годах Маклюэн был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся при поддержке Фонда Форда. Затем в 1963 году основал Центр культуры и технологии.

Научная и публицистическая деятельность Маршалла Маклюэна получила большое признание. В 1964 году он стал членом Королевского научного общества Канады, а в 1970 году — кавалером Ордена Канады. В 1975 году Маклюэн был назначен советником Комиссии по общественным отношениям Ватикана.

В конце 60-х годов здоровье Маклюэна стало стремительно ухудшаться. В 1967 году он пережил операцию по удалению опухоли мозга, в 1979 году — инфаркт. Маршалл Маклюэн умер 31 декабря 1980 года в Торонто.

Маршалл Маклюэн является автором значительного количества статей и книг, многие из которых написаны в соавторстве. Среди основных работ, вышедших отдельными изданиями, следует выделить следующие: «Механическая невеста: Фольклор индустриального человека» (1951), «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» (1962), «Понимание медиа: Внешние расширения человека» (1964), «Медиа — это сообщение: Перечень последствий» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре), «Война и мир в глобальной деревне» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре), «От клише к архетипу» (1970, в соавторстве с Уилфредом Уотсоном), «Город как учебная аудитория» (1977, в соавторстве с Кэтрин Хатчон и Эриком Маклюэном).

Взгляды и направление исследований Маршалла Маклюэна претерпели некоторую эволюцию. Если на ранних этапах деятельности его можно отнести к «традиционным» литературоведом, которые подвергают критике современное общество, ставя ему в вину упадок интереса к классической литературе, пассивность масс, технологическое манипулирование их сознанием и т. п., то в дальнейшем критический пафос исчез.

Начиная с 50-х годов Маклюэн «предложил изучать массовую культуру в её собственных терминах, а не с точки зрения классической традиционной культуры.

Культуре было дано определение системы коммуникаций, и Маклюэн отказался от анализа интеллектуального и морального содержания культуры, то есть от качественного, ценностного подхода».

При этом, Маклюэну удалось сделать необыкновенно интересные наблюдения в области влияния электронных средств массовой коммуникации на современное общество. Удивительным образом литературный критик стал одним из самых авторитетных авторов в области теории коммуникации.

Первая крупная работа Маршалла Маклюэна «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» стала одной из первых в области исследований популярной культуры.

Интерес к критическому исследованию поп-культуры был вызван книгой известного британского литературного критика и культуролога Фрэнка Ливиса «Культура и окружающая среда», вышедшей в 1933 году.

Также большое влияние оказал крупный американский социолог Дэвид Рисмен, который консультировал Маклюэна по проблеме общества потребления. Название книги «Механическая невеста» было взято из пьесы дадаиста Марселя Дюшана.

Как и все последующие работы, первая книга Маршала Маклюэна написана в «мозаичном» стиле. Она состоит из множества небольших глав, которые совершенно необязательно читать в порядке их следования.

Дело в том, что «для исследования своего предмета — массовой культуры и массовой коммуникации — Маклюэн использует его язык и стиль».

Так как основной формой подачи информации в современных СМИ является коллаж или, в терминах Маклюэна, мозаика, поэтому такой стиль изложения используется во всех его работах.

Именно поэтому на одной странице научных работ в исполнении Маклюэна можно встретить цитаты из Шекспира и бульварной газеты.

Маклюэн в ведении к книге указывает на то, что современный фольклор является продуктом интеллектуальной деятельности огромной армии профессионалов: рекламных агентов, писателей, сценаристов, художников, режиссёров, дизайнеров, журналистов, учёных и т. п.

Все они создают в массовом сознании перманентное ощущение недостаточности и нехватки различных материальных и нематериальных объектов.

Состояние «неудовлетворённости» в массовом сознании необходимо для поддержания массового потребления и развития капиталистической экономики.

Особое значение при этом приобретает форма подачи информации: процесс одновременного аудиовизуального впечатления имеет такую силу, что зритель просто не может рационально мыслить и критически воспринимать эту информацию.

Задача Маклюэна в этой книге сводится к показу скрытых форм воздействия на массовое сознание в различных формах массовой коммуникации: рекламе, телевизионных передачах, кино и т. п.

Каждая глава книги является изолированным произведением и посвящена анализу того или иного аспекта популярной культуры. Одна из глав, «Механическая невеста», дала название всей книге. В ней Маклюэн рассматривает проблему взаимосвязи секса и технологий в современной культуре.

В качестве примера приводится реклама колготок «На пьедестале». В этой рекламе показаны ноги в колготках, стоящие на пьедестале. При этом, человеческое тело отсутствует. Маклюэн указывает, что это типичный приём рекламного бизнеса: акцент на продаваемом товаре или услуге.

В результате «значение секса ненормально преувеличивается, благодаря использованию рыночных механизмов и технике индустриального производства… Отношение к сексу, как поведенческой проблеме, редуцирующее сексуальный опыт до уровня механических и гигиенических проблем, подспудно присутствует и проявляется во всём. Это делает неизбежным разлад между физическим удовольствием и функцией воспроизводства потомства, а также является причиной гомосексуализма».

Книга «Галактика Гутенберга» получила премию правительства Канады и сделала имя Маклюэна очень известным в среде научной общественности. В этой книге Маклюэн попытался дать ответ на вопрос: каким образом коммуникационные технологии (преимущественно, письменность и книгопечатание) влияют на организацию когнитивных процессов в обществе.

Во многом эту работу следует рассматривать как продолжение исследований Гарольда Инниса. Маклюэн открыто заявляет, что Иннис «стал первым человеком, случайно открывшим процесс изменений, имманентно присущий и сопровождающий появление средств массовых коммуникаций. „Галактика Гутенберга“ является, по существу, подстрочным комментарием к работе Инниса».

Этапы развития цивилизации по Маклюэну
* первобытная дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации, основанная на принципах коллективного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира;
* письменно-печатная культура («галактика Гутенберга»), эпоха дадактизма и национализма, заменившая естественность и коллективизм индивидуализмом, деколлективизацией и детрайбализацией;
* современный этап «глобальной деревни», возрождающий естественное аудиовизуальное, многомерное восприятие мира и коллективность, но на новой электронной основе — через замещение письменно-печатных языков общения радиотелевизионными и сетевыми средствами массовых коммуникаций.

Книга Маршалла Маклюэна «Понимание медиа» стала одним из первых исследований в области экологии средств массовой информации. По мнению Маклюэна, средства массовой информации должны стать объектами исследования сами по себе, вне зависимости от их содержания (контента).

Основная идея заключается в том, что средство массовой информации (коммуникации) влияет на общество в первую очередь не своим содержанием, а теми характеристиками, которые отличают его от других СМИ.

Наиболее простым средством массовой информации является электрический свет, который создаёт окружающую среду посредством простого присутствия. «Электрический свет — это чистая информация.

Он представляет собой, так сказать, средство коммуникации без сообщения». Электрический свет не обладает никаким контентом, но тем не менее позволил людям с пользой использовать ночное время и сделал экономическую деятельность современного общества круглосуточной.

Схожим образом телевидение, радио, газеты и другие средства массовой информации оказывают огромное и непредсказуемое влияние на развитие общества самим фактом своего существования.

Однако эти эффекты оказываются незамеченными из-за того, что исследователи в первую очередь интересуются смыслом передаваемых сообщений. Необходимость изучения скрытых медиаэффектов Маклюэн сформулировал в виде знаменитого высказывания «Средство передачи сообщения само является сообщением» (The Medium is the Message).

По мнению Маклюэна все средства массовой информации можно разбить на две большие группы. Основным критерием классификации выступает уровень вовлечения потребителя информации в процесс коммуникации.

Информация, передаваемая посредством разных информационных носителей, требует разной степени вовлечённости пользователя.

Поскольку основным результатом потребления информации является извлечение смысла, постольку выделяются СМИ подающие информацию в удобной форме, не требующей дополнительных усилий для осмысливания, и неудобной форме, требующей дополнительных усилий от потребителя информации.

Так, телевидение несомненно оказывается удобной формой потребления информации, когда зрителю обеспечен максимальный комфорт и удобство.

А вот книги (особенно научные) несомненно оказываются некомфортным носителем информации, требующим от читателя максимального внимания и дополнительного включения воображения.

Таким образом, существуют «горячие» медиа, которые задействуют максимальное количество механизмов восприятия (аудиовизуальных), и «холодные» медиа, которые используют один, максимум два способа передачи информации и заставляют реципиента напрягать воображение для «домысливания» смысла информации.

В качестве примера первого типа СМИ можно привести уже упоминавшееся телевидение, а в качестве примера второго — также упоминавшиеся книги.

Когда эта книга появилась в продаже, многим показалось, что в последнем слове названия сделана ошибка, и что настоящим названием книги является знаменитый афоризм Маклюэна «the medium is the message».

Однако, за счёт смены одной буквы в слове «massage» появилось, как минимум, два новых смысла: «средство информации как массаж», нечто оглаживающее, массирующее человека, исподволь меняющее законы восприятия, и «средство информации как век масс» (Mass Age).

Книга стала результатом сотрудничества Маклюэна с известным дизайнером и фотографом Квентином Фиоре, который при помощи коллажей и фотографий оформил афоризмы и основные идеи Маклюэна.

Маршалл Маклюэн оказал большое и разностороннее влияние в науке, культуре, философии и т. п. Так, в кинематографе следы его идей наиболее отчетливо проявились в творчестве Дэвида Кроненберга и особенно в фильме «Видеодром». В 1977 году Маклюэн сыграл самого себя в фильме Вуди Аллена «Энни Холл».

В художественной литературе последователей идей Маклюэна также немало, особенно среди представителей киберпанка. В научном сообществе Маклюэн, наряду с Гарольдом Иннисом, рассматривается в качестве основателя «медиумной теории» в области социологии массовых коммуникаций. В области философии идеи Маклюэна находятся в одном русле с течением постмодернизма.

Некоторые высказывания о Маршалле Маклюэне
* Писатель и публицист Том Вулф предположил, что Маклюэн, возможно, наиболее значимый мыслитель со времен Ньютона, Дарвина, Фрейда, Эйнштейна и Павлова.
* Бывший премьер-министр Канады Пьер Трюдо, встречавшийся с Маклюэном, сказал: «Я думаю, что у него была гениальная интуиция».
* Исследователь глобальных инфокоммуникаций Мануэль Кастельс отводил Маклюэну место «великого провидца, который… революционизировал понимание восприятия и мышления в сфере коммуникаций».

Фильмы о Маршалле Маклюэне
* Пробуждение Маклюэна (McLuhan’s Wake), реж. Кевин Макмэхон
* Азбука Маршалла Маклюэна (Marshall McLuhan’s ABC), реж. Дэвид Соубельман
* Исследования Маклюэна (The McLuhan Probes) реж. Дэвид Соубельман
* Вне орбиты (Out Of Orbit) реж. Карл Бессэ

Интересные факты
* Оксфордский словарь английского языка содержит 346 ссылок на Маклюэна.
* В 1989 году, то есть спустя девять лет после его смерти, выходит книга «Глобальная деревня» (в соавторстве с Брюсом Пауэрсом).
* В 1995 году опубликовано e-mail «интервью» с Маклюэном в журнале Wired.



Герберт Маршалл Маклюэн (Herbert Marshall McLuhan, 21 июля 1911 — 31 декабря 1980) — канадский философ, филолог, литературный критик, эколог средств коммуникации и теоретик воздействия артефактов как средств коммуникации.

В 1928 году Маршалл Маклюэн поступил в университет Манитобы (Виннипег, Канада), где в 1933 году получил диплом бакалавра по инженерной специальности, а в 1934 году — диплом магистра по английской литературе (English studies). Во время обучения начал публиковать небольшие заметки в периодической печати. Так, уже в 1930 году в студенческой газете университета Манитобы появилась первая статья Маклюэна под названием «Макалуэй — вот это человек». Усилившийся интерес к английской литературе побудил его в 1934 поступить в колледж Тринити Холл (Trinity Hall) Кембриджского университета (Англия). Там он обучался под руководством известных представителей нового критицизма И. А. Ричардса (I. A. Richards) и Ф. Р. Ливиса (F. R. Leavis). В 1936 году он получил диплом бакалавра Кембриджского университета и после возвращения в Северную Америку начал преподавательскую деятельность в Висконсинском университете (Мэдисон, США) на должности ассистента.

В 1937 году Маршалл Маклюэн принял католичество. С 1937 года по 1944 (с небольшим перерывом в 1939-1940 годах,когда он уезжал в Кембридж, чтобы получить диплом магистра) преподавал английскую литературу в католическом университете Сент-Луиса (Сент-Луис, США). Там он познакомился со своей будущей женой Кориной Льюис, на которой женился в 1939 году. Брак Маршалла и Корины был счастливым. Они вырастили шестерых детей.

В декабре 1943 года Маклюэн получил степень доктора наук, защитив диссертацию под названием «Место Томаса Нэша в книжной культуре его времени» (The Place of Thomas Nash in the Learning of his Time). После этого в 1944 году Маклюэн возвращается в Канаду, где в 1944-1946годах преподает в Колледже Успения (Assumption College) в городе Виндзор, провинция Онтарио. Переехав в Торонто в 1946 году, он начинает преподавать в католическом колледже Святого Михаила в университете Торонто. С университетом Торонто связаны основные научные и творческие достижения Маршалла Маклюэна. Именно там в 1952 году он становится профессором и издаёт большинство своих книг. Огромное влияние на направление научных исследований Маклюэна оказало знакомство с коллегой по университету, известным канадским экономистом Гарольдом Иннисом (Harold Innis). В 1953-1955годах Маклюэн был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся при поддержке Фонда Форда. Затем в 1963 году основал Центр культуры и технологии.

Научная и публицистическая деятельность Маршалла Маклюэна получила большое признание. В 1964 году он стал членом Королевского научного общества Канады, а в 1970 году — кавалером Ордена Канады. В 1975 году Маклюэн был назначен советником Комиссии по общественным отношениям Ватикана.

В конце 60-х годов здоровье Маклюэна стало стремительно ухудшаться. В 1967 году он пережил операцию по удалению опухоли мозга, в 1979 году — инфаркт. Маршалл Маклюэн умер 31 декабря 1980 года в Торонто.

Книги (4)

Война и мир в глобальной деревне

Эта необычная книга была написана 30 лет назад и явилась пророческим предсказанием современной ситуации, когда электронные средства массмедиа оказывают тотальное влияние на человеческое общество.

Социальные перемены, к которым привело внедрение новых технологий, «самоампутация» человеческой природы в результате выхода человека в мир глобальной информационной сети, «трагические поиски самоидентификации» за рамками собственного «я», — все было предсказано. Возможно, это звучит почти как фантастика, — но в работе «Война и мир в глобальной деревне» практически нет ошибок.

И если Маклюэн и Фиоре сумели так точно и подробно описать мир, в котором мы сейчас живем, возможно, сбудутся и другие, еще более смелые их гипотезы?

Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры

«Галактика Гутенберга» — один из самых значительных трудов канадского ученого Маршалла Мак-Люэна. В книге представлен мозаический подход к историческим проблемам.

После естественности и гармоничности отношений, присущих трайбализму, наступила эпоха абсолютной власти визуализации. Главный грех западной цивилизации, по Мак-Люэну, — создание алфавита и письменности на его основе.

Понимание Медиа. Внешние расширения человека

Книга «Маршалл Маклюэн», вышедшая в 1964 г., стала одним из первых исследований в области экологии средств массовой информации.

Канадский автор предлагает задуматься, что «в действительности» происходит с развитием средств коммуникации. Он утверждает, что средства общения — книгопечатание, кино, радио и проч. — более, чем просто средства передачи информации — они зачастую и есть сообщение — medium is the message.

Этот тезис Маклюэна стал более известен в форме: «medium is the massage». — Дело в том, что когда Маклюэну принесли сигнальный экземпляр книги, обнаружилось, что наборщик допустил опечатку на титульной странице.

Автор тут же воодушевился гениальностью этого, гхм, «дифферанса», признав, что ошибка типографии как нельзя лучше иллюстрирует один из главных тезисов его труда: средства общения (медиа) действительно есть знак современности как «массового общества» («MassAge»), а также вполне позволяет прочитывать себя и как «массаж» («Владельцы средств коммуникации всегда стремились дать публике то, что она хочет, ибо чувствовали: их сила — в самом средстве коммуникации, а не в содержании»).

Теоретик воздействия артефактов как средств коммуникации. Получил широкую известность благодаря исследованию формирующего воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество (например, в концепции "глобальной деревни", «абсолютно обеспечивающей несогласие по всем вопросам» - McLuhan: Hot & Cool, NY, Signet Books published by The New American Library, Inc., 1967, p. 286.).).

Его идеи имеют важное значение для понимания развития современной цивилизации как глобального инфокоммуникационного общества.

Биография

Маршалл Маклуэн родился 21 июля 1911 года в городе Эдмонтон (административный центр провинции Альберта, Канада) в методистской семье. Маршалл - это семейное имя, которое использовалось в повседневном общении. В русских источниках можно встретить искажения фамилии Маклуэна как "Маклюэн" и т.д.

Его родители, Элси Наоми (англ. Elsie Naomi) и Герберт Эрнст (англ. Herbert Ernest), родились и всю жизнь прожили в Канаде. Кроме Маршалла у них был ещё один сын - Морис, который родился в 1913 году. Мать Маклуэна сначала была учительницей в баптистской школе, а затем актрисой. До начала первой мировой войны семья жила в Эдмонтоне, где отец Маклуэна имел небольшое дело в области недвижимости. С началом войны отец был мобилизован в канадскую армию, где прослужил около года. В 1915 году семья Маклуэнов переехала в город Виннипег, административный центр канадской провинции Манитоба.

В 1928 году Маршалл Маклуэн поступил в университет Манитобы (Виннипег, Канада), где в 1933 году получил диплом бакалавра по инженерной специальности (электротехника), а в 1934 году - диплом магистра по английской литературе (English studies). Во время обучения начал публиковать небольшие заметки в периодической печати. Так, уже в 1930 году в студенческой газете университета Манитобы появилась первая статья Маклуэна под названием «Макалуэй - вот это человек». Усилившийся интерес к английской литературе побудил его в 1934 поступить в колледж Тринити Холл (Trinity Hall) Кембриджского университета (Англия). Там он обучался под руководством известных представителей нового критицизма И. А. Ричардса (I. A. Richards) и Ф. Р. Ливиса (F. R. Leavis). В 1936 году он получил диплом бакалавра Кембриджского университета и после возвращения в Северную Америку начал преподавательскую деятельность в Висконсинском университете (Мэдисон, США) на должности ассистента.

В 1937 году Маршалл Маклуэн принял католичество. С 1937 года по 1944 (с небольшим перерывом в 1939-1940 годах, когда он уезжал в Кембридж, чтобы получить диплом магистра) преподавал английскую литературу в католическом университете Сент-Луиса (Сент-Луис, США). Там он познакомился с Кориной Льюис, на которой женился в 1939 году. У них родилось шестеро детей.

В декабре 1943 года Маклуэн получил степень доктора наук, защитив диссертацию под названием «Место Томаса Нэша в обучении его времени» (The Place of Thomas Nash in the Learning of His Time). В 1944 году Маклуэн возвращается в Канаду, где в 1944-1946 годах преподает в Колледже Успения (Assumption College) в городе Виндзор, провинция Онтарио. Переехав в Торонто в 1946 году, он начинает преподавать в католическом колледже Святого Михаила в университете Торонто. С университетом Торонто связаны основные достижения Маршалла Маклуэна. Там в 1952 году он становится профессором и издаёт большинство своих книг. Значительное влияние на направление научных исследований Маклуэна оказало знакомство с коллегой по университету, канадским экономистом Гарольдом Иннисом (Harold Innis). В 1953-1955 годах Маклуэн был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся при поддержке Фонда Форда. В 1963 году он создал Центр культуры и технологии.

Научная и публицистическая деятельность Маршалла Маклуэна, хотя и далеко не сразу, получила широкое признание. В 1964 году он стал членом Королевского научного общества Канады, а в 1970 году - кавалером Ордена Канады. В 1975 году Маклуэн был назначен советником Комиссии по социальной коммуникации Ватикана.

В конце 60-х годов здоровье Маклуэна стало быстро ухудшаться. В 1967 году он перенес операцию по удалению опухоли головного мозга, в 1979 году случился инфаркт. Маршалл Маклуэн умер 31 декабря 1980 года в Торонто.

Основные работы

Маршалл Маклуэн написал много книг и статей, часть из них - в соавторстве. Среди его основных работ - «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» (1951), «Гутенбергова галактика: создание типографского человека» (1962), «Понимание средств коммуникации: продолжение человека во вне» (1964), «Средства коммуникации - это массаж: перечень следствий» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре), «Война и мир в глобальной деревне» (1967, в соавторстве с Квентином Фиоре), «От клише к архетипу» (1970, в соавторстве с Уилфредом Уотсоном), «Город как учебная аудитория» (1977, в соавторстве с Кэтрин Хатчон и Эриком Маклуэном).

Взгляды и направление исследований Маршалла Маклуэна претерпели серьезную эволюцию. Если вначале он, скорее, литературовед, критикующий современное западное общество за манипулирование сознанием масс и упадок интереса к классическому культурному наследию, то в дальнейшем характер его критики во многом изменяется. С 50-х годов Маклуэн изучал современное общество и культуру, в основном, как производный продукт электрических и электронных технологий коммуникации. Неслучайно интерес к работам Маршалла Маклуэна резко возрос с появлением Интернета теории коммуникации.

Механическая невеста: фольклор индустриального человека (1951) Первая крупная работа Маршалла Маклуэна «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» заняла видное место в области исследований массовой культуры. [ «Наш век, - писал Маршалл Маклуэн, - это первый век, в который многие тысячи отлично подготовленных умов полностью посвятили себя задаче профессионального проникновения в коллективное публичное сознание … с целью его манипуляции, эксплуатации и контроля.» ] Название книги «Механическая невеста» было взято из пьесы дадаиста Марселя Дюшана.

Как и последующие работы, первая книга Маршала Маклуэна написана в мозаичном стиле. Она состоит из небольших глав, которые необязательно читать по порядку их следования. Дело в том, что, исследуя современное общество с его электронными технологиями коммуникации, Маклуэн следует задаваемому ими способу построения своих сообщений (мозаичность - основная форма сообщений, передаваемых средствами инфокоммуникации). Неслучайно на одной странице его книг можно встретить репродукции рекламы, выдержки из газетных сообщений, цитаты из научных работ, сочинений Шекспира и т. д.

«Когда мы имеем дело с информационными перегрузками, нам не остается ничего, кроме восприятия по принципам устойчивого схематизма (пэттерна).» Маршалл Маклуэн.

В ведении к книге Маклуэн указывает на то, что современный фольклор является продуктом интеллектуальной деятельности огромной армии профессионалов: рекламных агентов, писателей, сценаристов, художников, режиссёров, дизайнеров, журналистов, учёных. Все они используют устойчиво воспроизводящееся в массовом сознании состояние недостаточности, незавершенности, неполноты понимания в целях массового потребления, так необходимого для функционирования современной капиталистической экономики. Особое значение при этом приобретает сама форма подачи информации: в процессе восприятия мозаичных сообщений у аудитории нет времени на их последовательное рациональное осмысление. В книге Маклуэн показывает скрытое воздействие различных видов массовой коммуникации: рекламы, телевидения, кино и т. п..

Каждая глава книги предстает в качестве относительно самостоятельного произведения, в котором анализируется тот или иной аспект массовой культуры. Одна из глав, «Механическая невеста», стала названием всей книги. В ней Маклуэн рассматривает понимание сферы половых отношений как производное от использования техники. В качестве примера приводится реклама колготок «На пьедестале», где показаны женские ноги в колготках, стоящие на пьедестале: «Речь идет о крайне бихевиористском взгляде на секс, сводящем сексуальный опыт к его механическим и гигиеническим аспектам. … В эпоху думающих машин было бы поистине удивительно, если бы не придумали машин для занятия любовью.».

Гутенбергова галактика: создание типографского человека (1962) Книга «Гутенбергова галактика» получила премию правительства Канады и сделала имя Маклуэна широко известным в научной среде . В этой книге Маклуэн дает ответ на вопрос: каким образом коммуникационные технологии (преимущественно, письменность и книгопечатание) влияют на организацию когнитивных восприятия и мышления, а также способов общественной организации. Во многом эту работа продолжает исследования Гарольда Инниса. Маклуэн отмечает, что Иннис «стал первым человеком, случайно открывшим процесс изменений, имманентно присущий средствам массовых коммуникаций и сопровождающий их появление», но в «Гутенберговой галактике» Маклуэн идет дальше Инниса .

Этапы развития культуры и общества по Маршаллу Маклуэну первобытная дописьменная культура, основанная на общинном образе жизни; культуры, складывающиеся под влиянием письменности; особое место отводится роли фонетического алфавита; культура, складывающаяся под влиянием печатного набора И. Гутенберга («Гутенберговой галактики»), эпоха победы последовательности в восприятии и мышлении, индивидуализма по типу действующей причины Аристотеля, развитие которого привело к победе капиталистического способа производства, промышленной революции, принципа централизованной иерархической интеграции в государственном управлении, национального государства; современный этап - «электронное общество» (мир как «глобальная деревня»), под влиянием мгновенно действующих электронных средств коммуникации выводящее на ведущее место в восприятии и мышлении принцип одновременности, многомерное аудио-тактильное пространство .

«Понимание средств коммуникации: продолжения человека во вне» (1964) Маклуэн показывает, что все предметы человеческой культуры (артефакты)выступают как средства коммуникации (связи и общения), влияющие на человека и общество сами по себе. Элементарным средством коммуникации является электрический свет: «Электрический свет - это чистая информация. Он представляет собой, так сказать, средство коммуникации без сообщения»(Маклуэн М., Понимание средств коммуникации: продолжения человека во вне). Электрический свет позволяет использовать ночное время, делая деятельность современного общества круглосуточной. Схожим образом телевидение, радио, газеты и другие средства массовой коммуникации оказывают огромное и до сих пор во многом неизвестное воздействие на развитие общества уже самим фактом своего существования. Суть своего подхода Маклуэн сформулировал ставшим знаменитым афоризмом «Средство коммуникации есть сообщение» (The Medium is the Message).

Средство коммуникации - это "массаж": перечень следствий (1967) Когда книга появилась в продаже, многим показалось, что в последнем слове названия сделана ошибка, и что настоящим названием книги является афоризм «The medium is the message (Средство коммуникации есть сообщение)». Однако, за счёт смены одной буквы в слове «massage» появилось, как минимум, два новых смысла: «средство коммуникации как массаж», то есть как нечто, массирующее человека, исподволь меняющее его формы восприятия, и «средство коммуникации как век масс» (Mass Age). Книга стала результатом сотрудничества Маклуэна с дизайнером и фотографом Квентином Фиоре, который при помощи коллажа и фотографий оформил афоризмы и основные идеи Маклуэна.

В книге «Законы средств коммуникации (Laws of Media)», опубликованной после смерти Маршалла Маклуэна (1988) его сыном Эриком Маклуэном, речь идет о понимании основных форм коммуникационного воздействия.

Влияние идей Маршалла Маклуэна

Отметим многие выступления и интервью Маршалла Маклуэна, которые можно легко найти, например, в YouTube; переиздания его книг; термин «маклуэнизм», появившийся во французском языке для обозначения форм культуры, сложившихся под влиянием электронных средств коммуникации; включение его имени престижным справочным альманахом «Information Please Almanac» в число наиболее выдающихся людей за всю историю человечества.

В "копилку" Маклуэна можно добавить популярность среди освоившихся в инфокоммуникационном обществе художников, скульпторов, архитекторов, инженеров, предпринимателей, кураторов музеев, школьных и вузовских преподавателей, кинематографистов, телевизионных продюсеров, специалистов по манипуляции общественным мнением, газетных репортеров, поэтов. О своей признательности Маклуэну заявил известный представитель алеаторической (то есть создаваемой и исполняемой из расчета на случайность) музыки Джон Кейдж.

Вначале ожесточенно критиковавшие его представители литературного истеблишмента со временем стали все больше обнаруживать, что Маклуэн, по существу, дополняет и совершенствует их собственные представления о роли инфокоммуникаций. Его не только стали называть автором «самой радикальной и самой разработанной теории коммуникации» (Czitron D., Media and the American Mind. From Morse to McLuhan. Chapel Hill, 1982, p. 147), но и публиковать статьи о нем как об одном из крупнейших мыслителей (см., например, Thinkers of the Twentieth Century. L., 1984). Идеи Маршалла Маклуэна прочно вошли в теоретический арсенал исследователей инфокоммуникационного общества.

В художественной литературе последователей идей Маклуэна также немало (в том числе среди представителей киберпанка).

Бум идей Маклуэна на Западе в связи с глобальной инфокоммуникационной революцией не должен удивлять, имея в виду, насколько плодотворно он поработал в этой области. Основные идеи Маршалла Маклуэна для многих сегодня стали само собой разумеющимися, и человеку, хорошо знающему его работы, нетрудно увидеть их многостороннее влияние применительно к повседневной жизни, науке, культуре, философии, массовой культуре, политике, образованию, рекламе, кино (и не только там, где это легче всего увидеть: см., например, Кроненберг, Дэвид, фильм «Видеодром» и фильм Вуди Аллена «Энни Холл» (1977), где Маршалл Маклуэн сыграл самого себя).

Сейчас поисковые системы Интернета в ответ на запрос о Маршалле Маклуэне предагают множество научных исследований, использующих его теоретические разработки. Посредством того же Интернета осуществляется несколько международных проектов, в центре которых находятся представления Маклуэна о формирующей роли средств инфокоммуникации. В Интернете на протяжении мнгогих лет действует сеть Ассоциации по проблематике экологии средств инфокоммуникации (Media Ecology Association, U.S.A.) McLuhan List, изо дня в день сводящая воедино исследователей проблем глобального инфокоммуникационного общества из разных стран. В этой сети, в частности, плодотворно работает сын Маршалла Маклуэна Эрик Маклуэн.

Маршалл Маклуэн, наряду с Гарольдом Иннисом, иногда неправомерно рассматривается в качестве основателя «теории средств коммуникации» в области социологии массовых коммуникаций . Сам Маршалл Маклуэн не только никогда не считал себя социологом, но и дистанцировался от социологии как, в принципе,устаревшего "специализма". Напомним, что для американских социологов с их структурно-функционалистским императивом неожиданной оказались электронно-молодежная революция в Америке и связанные с ней события, в то время как для Маршалла Маклуэна это были вещи само собой разумеющиеся,например, в связи с выходом в большую жизнь "первого телевизионного поколения", ставших взрослыми американских мальчиков и девочек, впитавших способы понимания жизни "с теелвизором своей матери".

Под влиянием Маршалла Маклуэна сформировались взгляды З. Бжезинского.

В философии идеи Маклуэна нередко соотносят с постмодернизмом. Сам Маклуэн показывал свои кардинальные расхождения с этим подходом.

В СССР взгляды Маршалла Маклуэна анализировались с 60-х годов в работах Э. Араб-оглы, В. Аверьянова, Р. Борецкого, А. Волкова, Н. Василенко, Н. Голядкина, Г. Григоряна, П. Гуревича, Ю. Давыдова, Ю. Каграманова, Е. Карцевой, И. Кравченко, А. Ковалева, Р. Копыловой, В. Коробейникова, В. Лындина, А. Мидлера, С. Можнягуна, В. Скибы, В. Терина, М. Туровской, О. Феофанова, Б. Фирсова, В. Царёва и других.

В 1977-1978 годах в ИНИОН (Институте научной информации по общественным наукам) АН СССР был опубликован аналитический реферативный сборник «Идеологическая функция технократических концепций пропаганды» в двух томах, где подробно рассматривались теоретические воззрения Маршалла Маклуэна и по большей части неадекватная реакция на них в странах Запада (преимуществено в США). Сборник вышел с грифом «Для служебного пользования», то есть ориентирован он был, в основном, на сотрудников научно-исследовательских институтов. Если гриф сборника стал анахронизмом, то его тираж (500 экземпляров) для РФ выглядит вполне по-современному.

Начиная с этого сборника, научные редакторы которого плохо знали английский язык и, как им и было положено, считали себя главными авторами, распространилось написание имени «McLuhan» как «Маклюэн» (если это написание правильно, то тогда правильно писать «люна»).

Переводы работ Маршалла Маклуэна на русский язык представляют собой большую сложность. Неудовлетворительным качеством ряда переводов во многом объясняется то, что теоретические разработки Маклуэна, несмотря на всю их важность для понимания современного общества, до сих пор остаются на периферии интересов российского научного сообщества.

Некоторые высказывания о Маршалле Маклуэне

  • Писатель и публицист Том Вулф предположил, что Маклуэн, возможно, наиболее значимый мыслитель со времен Ньютона, Дарвина, Фрейда, Эйнштейна и Павлова.
  • Бывший премьер-министр Канады Пьер Трюдо , встречавшийся с Маклуэном, сказал: «Я думаю, что у него была гениальная интуиция».
  • Исследователь глобальных инфокоммуникаций Мануэль Кастельс отводил Маклуэну место «великого провидца, который … революционизировал понимание восприятия и мышления в сфере коммуникаций».

Фильмы о Маршалле Маклуэне

  • Пробуждение Маклуэна (McLuhan’s Wake), реж. Кевин Макмэхон
  • Азбука Маршалла Маклуэна (Marshall McLuhan’s ABC), реж. Дэвид Соубельман
  • Исследования Маклуэна (The McLuhan Probes) реж. Дэвид Соубельман
  • Вне орбиты (Out Of Orbit) реж. Карл Бессэ
  • Оксфордский словарь английского языка содержит 346 ссылок на Маклуэна.
  • В 1989 году, то есть спустя девять лет после его смерти, выходит книга «Глобальная деревня» (в соавторстве с Брюсом Пауэрсом).
  • В 1995 году опубликовано e-mail «интервью» с Маклуэном в журнале

    Примечания

    Литература

    На английском

    • McLuhan M., The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man. - N.Y.: The Vanguard Press, 1951.
    • McLuhan M., The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. - Toronto: Univ. of Toronto Press, 1962.
    • McLuhan M., Understanding Media: The Extensions of Man. - N.Y.: McGraw Hill, 1964.
    • McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. - N.Y.: Random House, 1967.
    • McLuhan M., Fiore Q. War and Peace in the Global Village. - N.Y.: Bantam, 1968.
    • McLuhan M., Parker H. Through the Vanishing Point: Space in Poetry and Painting. - N.Y.: Harper & Row, 1968.
    • McLuhan M., Culture is Our Business. - N.Y.: McGraw Hill, 1970.
    • McLuhan M., Watson W. From Cliche to Archetype. - N.Y.: Viking, 1970.
    • McLuhan M., Hutchon K., McLuhan E. - City as Classroom: Understanding Language and Media. The Book Society of Canada Limited, 1977.

    На русском

    • Маклюэн М., Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего (правильный перевод: Гутенбергова галактика). - М.: Фонд «Мир», Академический Проект, 2005.
    • Маклюэн М., Понимание медиа: внешние расширения человека (правильный перевод: Понимание средств коммуникации: продолжения человека во вне). - М.: Канон-Пресс/Кучково поле, 2003.
    • Маклюэн М. Пресса: управление посредством утечки информации
    • Маклуэн М., С появлением Спутника планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры". Пер. В. П. Терин // Кентавр, М., 1994, № 1. http://pechali.narod.ru/masskomm1.txt http://old.mgimo.ru/kf/MEDIA/msarticl/index.htm
    • Маклуэн М., Телевидение. Робкий гигант. Пер.: В. П. Терин. // Телевидение "87, М., Издательтво "Икусство"; http://pechali.narod.ru/masskomm2.txt

    Библиография

    На английском

    • Gordon T.W. Marshall McLuhan: Escape into Understanding: A Biography. - Toronto: Basic Books, 1997.
    • Levinson P. Digital McLuhan: A Guide to the Information Millennium. - N.Y.: Routledge, 1999.
    • Marchand P. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger. - Cambridge: MIT Press, 1998.
    • Meyrowitz J. Medium Theory // Communication Theory Today / Ed. by David Crowley and David Mitchell. - Stanford: Stanford University Press, 1994.
    • Miller J. Marshall McLuhan. - N.Y.: Viking Press, 1971.

    На русском

    • Вулф Г., Мудрость Св. Маршалла, Священного Глупца // Русский журнал. 2001. 19 апреля.
    • Гаков В., Рыцарь медийного образа // Коммерсант-Деньги. 2001. № 28. 18 июля.
    • Засурский И., Продолжение человека // Независимая газета. 2004. 17 сентября.
    • Козлова Н. Н., Критика концепции «массовой культуры» Маршалла Маклюэна. Автореф. дис. на соискание уч. степени кандидата философских наук. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976.
    • Козлова Н., Маклюэн: контексты мифа // Пушкин. 1998. N 5(11). 1 июля.
    • Мадисон А., Маршалл Маклюэн и информационные войны // СМИ.ru. 2000. 14 января
    • Николаев В., Герберт Маршалл Маклюэн и его книга «Понимание средств коммуникации» // Отечественные записки. 2003. № 4.
    • Терин В. П., Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. Издание второе, переработанное и дополненное. М., 2000.
    • Уитцель М. Человек, который видел будущее // Элитариум, www.elitarium.ru
    • Царёв В. Ю. Социально-культурные основания «маклюэнизма» . Автореф. дис. на соискание уч. степени кандидата философских наук. - М., 1989.

Писатель Том Вульф однажды сказал, что считает Маклюэна самым выдающимся мыслителем, стоящим в одном ряду с Ньютоном, Дарвином, Фрейдом, Эйнштейном и Павловым. Канадский премьер-министр Пьер Трюдо говорил: «Я думаю, что он обладал интуицией гения». Афоризмы и высказывания Маклюэна, такие как «The medium is the message» («носитель информации является самим посланием (сообщением)» и «Global village» («глобальная деревня») прочно вошли в западный менталитет и культуру. Маклюэн предсказал эффект воздействия телевидения на общество, суть и природу рекламы, а также сорок лет назад ясно описал изменения в обществе, которые мы увидели совсем недавно, вместе с появлением Интернета.

Маршалл Маклюэн - один из самых выдающихся теоретиков XX в. в области культуры и коммуникаций. Он сам был превосходным изобретательным коммуникатором, легко умевшим наводить мосты между наукой и массовой культурой. Результаты его деятельности в торонтском Центре культуры и технологии принесли ему научную славу и сделали его в 1960-х гг. одной из знаковых фигур поп-культуры. Его работы, посвященные взаимосвязям культуры и коммуникаций, оказали значительное влияние на рекламную деятельность; в двух его самых известных книгах «The Mechanical Bride» («Механическая невеста») и «Culture is Our Business»(«Культура - наш бизнес») основное внимание уделялось вопросам рекламной индустрии. Его работы оказывали и продолжают оказывать значительное влияние на ход дискуссий по проблемам глобализации.

Введение

М. Маклюэн приобрел известность благодаря двум своим выражениям: «глобальная деревня», подразумевающего растущую тенденцию к общемировой культурной конвергенции, и «носитель информации является посланием (сообщением)», учитывающего влияние технологии на коммуникации. Он стремился к распространению заложенных в них идей различными способами. Его книги часто являются практическим выражением мысли о том, что «носитель информации является посланием»; иллюстрации, фотографии и необычные схемы подачи материалов дополняются в них высказываниями психологов, социологов и таких писателей, как Джеймс Джойс и Томас Элиот. Критики утверждали, что его работы не отличаются новизной и что их основные темы уже были разработаны другими авторами.

Биография

Герберт Маршалл Маклюэн родился в 1911 г. в городе Эдмонтоне, в канадской провинции Альберта. После получения степеней бакалавра и магистра в Университете Манитобы он защитил докторскую диссертацию в Гарварде и в 1936 г. получил первую преподавательскую должность в Висконсинском университете. Затем он преподавал в Университете Сент-Луиса, а после возвращения в Канаду в 1946 г. - в Торонтском университете.

Впервые имя М. Маклюэна получило известность после выхода в свет в 1951 г. книги «The Mechanical Bride», посвященной американской рекламной индустрии. В 1952 г. М. Маклюэн стал профессором, а в 1953-1955 гг. руководил семинарами по проблемам культуры и коммуникаций, организовывавшимися Фондом Форда. Затем он заинтересовался влиянием новых технологий на медиа-средства; результатом этого увлечения стало появление в 1962 г. книги «The Gutenberg Galaxy» («Галактика Гутенберга»). В 1963 г. М. Маклюэн основал Центр культуры и технологии при в Торонтском университете.

Международную известность принесла ему публикация книги «Understanding Media» («Понимание медиа») (1964) и в 1960-1970-х гг. М. Маклюэн начал приобретать все большее влияние как теоретик проблем взаимосвязи культуры, медиа и технологий, а также автор публикаций по данной тематике. Свыше дюжины книг и сотни статей М. Маклюэна были посвящены вопросам технологии («War and Peace in the Global Village» («Война и мир в глобальной деревне»)), искусства («Through the Vanishing Point» («Через нулевую отметку»)) и рекламы («Culture is Our Business» («Наш бизнес - культура»)). Он консультировал многих мировых лидеров, включая Джимми Картера и Пьера Трюдо, а в 1975 г. был назначен Ватиканом советником Комиссии по проблемам социальных коммуникаций. М. Маклюэн получил множество престижных званий и наград, в том числе он являлся членом Королевского научного общества Канады (1964) и кавалером Ордена Канады (1970). Он умер в 1980 г. в период работы над несколькими книгами и подготовки к выступлению на крупной международной конференции в США.

Лучшие дня

Основной вклад

В работах М. Маклюэна прослеживаются три основные темы. Первая посвящена рассмотрению концепции искусства как процесса познания, имеющего отношение к символическим средствам, которые присутствуют в различных визуальных обращениях - от произведений искусства до рекламы. Вторая тема связана с использованием технологий как способа расширения возможностей человека; ее суть состоит в том, что содержание любого послания неизбежно испытывает на себе влияние технологии, использованной для его распространения. Третья тема определяется убежденностью М. Маклюэна в том, что процесс человеческого развития прошел через две эпохи, примитивную и индустриальную, или «типографскую», и вошел в третью - технологическую.

То, что М. Маклюэн в своей первой, посвященной рассмотрению искусства как процесса познания, работе основное внимание уделил проблеме рекламы, является типичным для его подхода к поискам взаимосвязей между искусством и поп-культурой. В «The Mechanical Bride» он проанализировал несколько образцов печатной рекламы, демонстрируя наличие в каждом из них символических элементов. Его вывод заключался в том, что реклама становится разновидностью фольклора; он возвращается к этой теме в «Culture is Our Business», где описывает рекламу как «пещерное искусство двадцатого века». Однако отношение ученого к рекламе не было однозначно положительным:

«Наше время является первой эпохой, в которой многие тысячи прекрасно образованных индивидов сделали своим постоянным занятием проникновение в коллективный общественный разум. Целью такого проникновение является осуществление манипулирования, эксплуатации и контроля. Его замысел состоит в создании принуждения, а не условий для осознанных действий. Удержание каждого человека в беспомощном состоянии, порожденном продолжительной ментальной привычкой, является результатом как рекламы, так и развлекательных мероприятий (1951: v).»

Создание «Understanding Media» ознаменовало начало разработки М. Маклюэном второй его главной темы - о влиянии технологии на медиа-средства. Анализ начинался такими словами:

«В культуре, подобной нашей, давно привыкшей к дроблению и разделению всех вещей как средству контроля, иногда кажется несколько шокирующим напоминание о том, что в реальной действительности сам носитель информации является посланием. Проще говоря, личностные и социальные последствия использования любого медиа-средства, т. е. любого расширения нас самих, являются результатом применения новой системы исчисления, которая вводится в нашу жизнь путем развития нашей личности или любой новой технологии».

Далее М. Маклюэн описывает негативные и позитивные эффекты проявления этого правила. Например, автоматизация заменяет человеческий труд; но она также создает для людей новые роли в отношении их прежней работы, заменяя связи, разрушенные машинной революцией. Тот же вывод делается и в отношении медиа-средств; человечество, используя печатный станок, совершило переход от устной культуры к письменной, однако телевидение и радио вновь вернули людей к устной культуре.

Концепция кругового процесса, или возвращения человечества к прежним формам существования с помощью новых технологий, составляет суть третьей темы работ М. Маклюэна. «Если технология И. Гутенберга воспроизвела древний мир и сбросила его на колени Ренессанса», - писал М. Маклюэн, - то электрические технологии воспроизвели первобытный и архаический миры, прошлое и настоящее, частное и корпоративное и бросили их на порог Запада для обработки«.

Возможно, наилучшее резюме основных идей Маклюэна можно найти в книге «Laws of Media» («Законы медиа»), опубликованной через несколько лет после его смерти. Первоначально он собирался подготовить второе издание «Understanding Media», но затем его исследование вышло за рамки исходной книги. В этой работе М. Маклюэн установил четыре фундаментальных принципа и дал уточнение их особенностей для коммуникаторов, действующих в каждой из областей, включая и рекламу. Эти принципы были сформулированы следующим образом:

1. Каждая технология расширяет возможности определенного органа или определенной способности пользователя.

2. Когда одна из областей ощущения усиливается или интенсифицируется, другая ослабляется или подавляется.

3. Каждая форма, доведенная до предела своих возможностей, изменяет свои характеристики.

Обычно, формулируя эти «законы», М. Маклюэн настаивал на том, что определение «закона» соответствует тому, которое было дано К. Поппером: научный закон устанавливается таким образом, чтобы обеспечить возможность его фальсификации. М. МакЛюэн хорошо понимал, что придет время, когда восприятие законов изменится, а к его теориям будут относиться как к устаревшим.

Оценка деятельности

С. Нейл отмечал, что критиковать идеи М. Маклюэна довольно трудно, так как его репутация настолько высока, что оказывает значительное воздействие на их восприятие людьми. В определенной степени М. Маклюэн был живым доказательством того, что медиа-средство является посланием: настолько трудно отделить этого человека от его идей. Сам С. Нейл резко критиковал многие из теорий М. Маклюэна как научно не доказанные, а возможно, и недоказуемые. Он утверждает, что «Laws of Media», возможно, является наилучшей книгой М. Маклюэна, так как в ней в ней имеются свидетельства лежащих в основе теорий ментальных процессов.

Дж. Кертис отмечает, что многие из теорий М. Маклюэна выдвигались другими авторами (Curtis, 1978). Несомненно, что идея о глобальной деревне была высказана Л. Мамфордом в рамках его концепции «единственного в мире человека» (Mumford, 1961). В то же время теории искусства и значений Дьердя Лукача и Франко Фортини весьма напоминают развивавшиеся М. Маклюэном концепции. Его исторические теории возвращают нас к модели истории как процесса Генри Бергсона.

Подобно большинству модернистов, М. Маклюэн во многом переоценивал непосредственное влияние печатных изданий и недооценивал распространение рукописного слова в эпоху, предшествовавшую появлению И. Гутенберга; в результате он обращал большее внимания на технологии в ущерб необходимому для их использования образованию. На самом же деле главным препятствием для ассимиляции письменности был недостаток образования, а не технология. Его внимание к роли медиа-средств означало, что иногда М. Маклюэн игнорировал влияние других типов технологии; революция в средствах передвижения внесла столь же весомый вклад в создание глобальной деревни, как и революция средств связи. Интересно отметить, что М. Маклюэн не смог предвидеть развития компьютерной революции, обеспечившей людям возможности манипулировать медиа-сред-ствами как до их получения, так и в момент их приема. От представления о медиа-средстве как о послании мы переходим к парадигме, в которой средством передачи информации является зритель.

Как уже отмечалось, четко заявленное М. Маклюэном представление о взаимном влиянии коммуникаций и культуры не утратило своего значения и по сей день. Его взгляды по прежнему дают богатую пищу дискуссиям по проблемам глобализации; многим обязаны М. Маклюэну такие приверженцы данного направления, как Т. Левитт. Вот как резюмировал влияние ученого на рекламную индустрию Б. Дэй: «М. Маклюэн сообщает что-то, что воспринимает лично для себя каждый хороший специалист по рекламе, хотя и редко подходит к чему-либо с подобной степенью формализации». Представление о том, что используемые медиа-средства могут оказывать большее влияние, чем само послание, является жизненно важным для рекламодателей. Б. Дэй выделяет в работах М. Маклюэна пять чрезвычайно важных для рекламодателей моментов:

3. Каждое медиа-средство должно использоваться там, где его применение будет наиболее эффективным.

4. Аудитория, насколько это возможно, должна участвовать в процессе.

5. Изображение должно всегда сообщать «реальную» историю.

Взгляды М. Маклюэна на значение языка и символов менее известны, однако также чрезвычайно важны. Влияние появившихся в 1990-х гг. технических медиа-средств, таких как охватившее всю нашу планету спутниковое телевидение, очевидно, но М. Маклюэн определял средства распространения информации как любое «саморасширение» и исходя из этого включал изображения и слова в более обыденные коммуникативные формы. Он чувствовал, что язык является наиболее мощной метафорой всего. В одном из своих последних писем премьер-министру Канады Пьеру Трюдо М. Маклюэн писал:

«Оратор, говорящий на любом языке, полагает, что этот язык является медиа-средством или маской, с помощью которой он особым способом воспринимает мир и связывается с людьми… Слова, произнесенные адвокатом, судьей или бюрократом, имеют иное значение, чем те же слова, произнесенные друзьями или врагами… воздействия языка как средства передачи информации совершенно отличны от входных или подразумеваемых значений слов. Все исходные слова имеют побочные значения, которые обычно рассматриваются оратором или лицом, осуществляющим передачу текста, в качестве нерелевантных.»

Маршалл Маклюэн был одним из самых известных и наиболее четко выразившим свои идеи специалистом по проблемам изменений коммуникаций, культуры и общества второй половины XX в. Его наблюдения относительно развития новых технологий, медиа-средств и коммуникаций имеют большое значение для психологов и социологов, а также представителей бизнеса, в особенности тех, кто занимается вопросами рекламы и маркетинга. Однако на более глубоком уровне замечания М. Маклюэна о языке и символах имеют ценность для всех форм человеческих взаимодействий. Высказывание о том, что «медиа-средство является посланием», само по себе стало элементом фольклора и остается символом теоретических и практических достижений М. МакЛюэна.

Основные даты жизни:

Учился в Университете Манитобы (степени бакалавра и магистра); получил степень доктора в Кембридже;

В 1939 г. женился на Коринне Льюис;

В 1946 г. начал преподавать в Торонтском университете, где в 1952 г. получил должность профессора;

В 1953-1955 гг. был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся Фондом Форда;

В 1963 г. основал Центр культуры и технологии при Торонтском университете;

В 1977 г. сыграл самого себя в фильме Вуди Аллена «Annie Hall»;

Суть технологии от мастер-майнда
Rjust 27.05.2018 01:46:56

Расширения наших физических и нервных систем, нацеленные на увеличение энергии (power) и повышение скорости. В сущности, если бы не происходило такого возрастания энергии и скорости, новые внешние расширения нас либо вовсе не появлялись бы, либо отбрасывались

Маклюэн Герберт Маршалл (McLuhan Herbert Marshall ) (21.07.1911, Эдмонтон, Канада — 31.12.1980, Торонто, Канада) — канадский философ, социолог, филолог, профессор английской литературы (докт. дис. о творчестве современника Шекспира Т. Нэша, 1942). С 1952 г. профессор колледжа Св. Михаила в университете Торонто, где в 1963 г. возглавил Центр культуры и технологии (основные направления исследования: влияние информационных технологий на человеческую психику и общество). С начала 1960-х годов большую известность получают его культурологические концепции, возвещающие определяющую роль коммуникационных технологий (прежде всего телевидения) в становлении и развитии массового общества.

В работе «Галактика Гутенберга» (The Gutenberg Galaxy, 1962, премия правительства Канады) изложена концепция смены технологий коммуникации как двигателя исторического прогресса и основы социальной организации. Создание письменности, по Маклюэну, в конечном счете привело к наступлению эпохи абсолютной власти визуализации. Грамотность породила расщепление личности, утерю организующей роли трайбализма, деколлективизацию. Книгопечатание способствовало упорядочению и стабилизации языков и, сделав нацию однородной, способствовала развитию индивидуализма. Новая электронная галактика проникает в «галактику Гутенберга», в результате чего привычные для человека установки приобретают форму гротеска, а знакомые социальные институты становятся для него угрозой. Новая электронная взаимозависимость возвращает мир к ситуации глобальной деревни.

В аргументации концепции Маклюэн многократно обращается к шекспировскому творчеству, находя в нем свидетельства в пользу утверждения об определяющей роли смены коммуникативных стратегий и средств в общественном и индивидуальном развитии. Одновременно в этом специфическом аспекте анализа он делает ряд важных наблюдений относительно смыслов, вкладываемых Шекспиром в образы своих произведений.

Наиболее обстоятельно проанализирован в этом ключе «Король Лир» , которому специально посвящены три обширных фрагмента в начальной части «Галактики Гутенберга».

Характеризуя план раздела королевства, оглашенный Лиром, Маклюэн подчеркивает: «Когда Король Лир раскрывает свою “темную цель” разделить на части королевство, то тем самым он высказывает в политическом отношении дерзкое и авангардное для начала семнадцатого столетия намерение... Лир предлагает в высшей степени современную идею делегирования власти центром периферии. Зрители елизаветинской эпохи должны были сразу распознать в этой “темной цели” левый макиавеллизм. В начале семнадцатого века новые формы власти и организации, вызывавшие споры на протяжении предыдущего столетия, стали ощущаться во всех сферах общественной и частной жизни. “Король Лир” представляет новую стратегию культуры и власти в плане ее воздействия на государство, семью и психологию индивида...» (Мак-Люэн, 2003: 16).

Соответственно веяниям времени представлена и трактовка образов Эдмунда, Гонерильи и Реганы: «Эдмунд подан как сила природы, эксцентричная по отношению к человеческому опыту как таковому и к “проклятью предрассудков”. Он — активный участник процесса фрагментации человеческих институтов. Великим фрагментатором является и сам Лир с его вдохновенной идеей установления конституционной монархии путем делегирования власти. Намеченный им для себя план ведет к специализации... Уловив его замысел, Гонерилья и Регана наперебой соревнуются в выражении дочерней преданности. Лир сам вносит раскол между ними, настаивая на вызывающем рознь соревновании в красноречии... Индивидуализм и конкуренция стали настоящим скандалом для общества, долгое время носившего наряд корпоративных и коллективных ценностей. Хорошо известно, какую роль в установлении новых культурных образцов сыграло книгопечатание. Но естественным следствием специализирующего влияния новых форм знания среди прочих было то, что все проявления власти приняли характер ярко выраженного централизма. В то время как феодальная монархия носила инклюзивный характер, ибо король, по сути, включал в себя всех своих подданных, ренессансный герцог стремился к тому, чтобы стать эксклюзивным центром власти, окруженным своими самостоятельными подданными. Результатом такого централизма, который сам зависел от улучшения путей и торговли, стали обычай делегировать власть и функциональная специализация различных областей и индивидов. В “Короле Лире” , как и в других пьесах, Шекспир демонстрирует безошибочное предвидение социальных и индивидуальных последствий постепенного обнажения атрибутов и функций во имя скорости, точности и укрепления власти» (Там же. С. 17-18).

Для концепции Маклюэна существенна тема визуализации, которую он акцентирует и в своей трактовке «Короля Лира» , где тема слепоты дает ему большой простор для интерпретации: «Обнажение самих человеческих чувств как таковых будет одной из тем этой пьесы. Отделение зрения от других чувств уже проявилось в словах Лира о его “темной цели” и в том, что он полагается лишь на визуальную карту. И если Гонерилья готова лишиться зрения в качестве выражения преданности, то Регана... готова лишиться всех человеческих чувств, пока с ней пребывает любовь Лира... Разрушение пропорционального соотношения между умами (или чувствами), людьми и их функциями — вот основная тема позднего Шекспира» (Там же. С. 19). С учетом этого Маклюэн противопоставляет Корделию и ее сестер: «Ее рациональная цельность — прямая противоположность специализации ее сестер. Ей неведома фиксированная точка зрения, опираясь на которую она могла бы излить поток своего красноречия. Напротив, ее сестры в силу присущей им фрагментации чувств и стремления к точному расчету чутко улавливают требования момента. Подобно Лиру, они движимы авангардными макиавеллевскими убеждениями, что заставляет их в каждой ситуации действовать “по науке”. Они решительны и свободны не только от “духовного начала чувства”, но и от его морального аналога — “совести”. Ведь именно этот рациональный посредник между человеческими мотивами “всех нас превращает в трусов”. И Корделия ведет себя, как трус, ибо она отягощена многочисленными сложностями, источником которых являются ее совесть, ее разум и ее роль» (Там же. С. 20).