Как управлять неформальными лидерами в коллективе. Неформальный лидер в коллективе Личность лидирующая в каком либо коллективе

Лидер – человек, имеющий сильное влияние на остальных членов коллектива, способный как идти самостоятельно к намеченным им целям, так и вести за собой иных людей. Его уважают в коллективе, к мнению такого человека всегда прислушиваются. Остальные участники группы позволяют лидеру управлять ими, быть ведомыми.

В психологии существует три различных подхода в изучении вопроса о лидерстве: это структурный, поведенческий, а также ситуационный подходы.

Лидерство в структурной теории

Этот подход в психологии ставит перед собой задачу определить, какой же может быть универсальная личность лидера, выделяя при этом наиболее яркие черты характера. Последователи данной теории считают, что лидер, без сомнения, должен обладать чертами, отличными от его окружения,и он должен быть выделяющимся среди остальных. В пользу доводов этой теории говорят исследования Б.Басса и С.Клубека, которые показали, что человека, от природы не отличавшимся лидерскими чертами, обучить и сделать в последующем из него лидера будет практически невозможным.

Понятно, что нельзя абсолютно точно указать определенные черты характера, присущие именно лидеру, тем более, для каждого общества, в каждом временном промежутке, нужен совершенной разный предводитель своей группы. Но все же структурная теория выделяет наиболее характерные качества.

Качества, присущие лидеру:

  • Высокий уровень интеллекта
  • Уверенность в себе
  • Доминантность
  • Высокая активность
  • Обладание профессиональными знаниями, большим количеством определенных навыков

Поведенческая теория лидерства

Главная мысль этой теории говорит о том, что человека практически в любом случае можно сделать лидером. Особое внимание уделяется поведению,считается, что именно оно в будущем позволит сделать из человека лидера. В рамках данного подхода сформировано само понятие, а также виды стилей лидерства. Они подразделяются на три варианта руководства: это авторитарный, демократический, а также попустительский.

Для создания авторитарного стиля руководства человека необходимо будет научить властному поведению , жесткому, диктаторскому контролю над группой. Если же в коллективе необходим демократическое руководство, то человека следует обучить прислушиваться к мнению других, обсуждать с группой рабочие вопросы, а также делегировать часть своих функций по контролю коллективу.

Попустительский вариант лидерства – это наименее востребованный стиль руководства, но иногда и он нужен. Для этого человека следует научить совсем терпеливо относиться к мнению коллектива, ориентироваться в процессе на конечный результат работы, практически не контролируя сами внутренние проработки. Теория исходит из того, что практически любого человека, использующего специальные программы и тренинги, можно обучить лидерству. Это сможет открыть абсолютно новые возможности для современного человечества.

Ситуационная теория лидерства

Говорит о том, что лидером человека делает определенная ситуация. Ситуационные переменные, несомненно, важны и это было отмечено многими учеными. Л.Картером и М.Никсоном выявлено, что тип лидера сильно зависим от характера поставленной перед ним задачей. Если коллектив имел схожие цели, то и их лидеры были похожи. Различия характеризовались только некоторыми индивидуальными особенностями личности. Во многом, позиция лидера определена его статусом в обществе. Несомненно, при усилении социального статуса имеет место и увеличение влияния.

Важное влияние на формирование стиля лидерства оказывает сама социальная группа, в которой он находится. Группа, действующая продолжительное количество времени, имеет сильные устоявшиеся структуры деятельности, и лидер такой группы будет относительно устойчив под влиянием постоянно происходящих одних и тех же механизмов организации группы. В случае перехода лидера в новую группу, по сравнению с остальными, у него увеличиваются шансы стать и там лидером, его прежний статус окажет положительное влияние.

Следует отметить, что однажды достигнув статуса лидера, чаще всего, человек не желает останавливаться на достигнутом, он продолжает развивать и укреплять в себе лидерские навыки. Он во что бы то ни стало стремиться сохранить полученный статус. К сожалению, пока что наука не дала стопроцентно точный ответ на вопрос о том, как все же появляется лидер в коллективе.

Функции лидера

Функции лидера определяются той социальной группой, которой он руководит. Лидер с функциями администратора – это человек, который следит за порядком и неизменно наблюдает за точным исполнением всех обязанностей коллективом. Лидер как планировщик деятельности разрабатывает для своей группы все ее последующие действия, занимается как краткосрочным планированием, так и берется за долгосрочную перспективу.

Лидер как политик – для него основным направлением деятельности является разработка целей и главной линии поведения его группы . Лидер как эксперт должен обладать большим количеством необходимых знаний в определенной сфере, к нему обращаются за помощью и доверяют. Лидер как представитель группы – он является лицом коллектива и выступает от его имени. В этом случае он отождествляет собой всех участников группы.

Лидер может также выполнять функции регулятора внутренних отношений в коллективе, быть третейским судьей, выполнять функции поощрения и наказания, быть практически отцом либо символом определенной группы. Очень часто лидер является примером для своего коллектива, он становится как бы моделью для повторения за ним определенных действий другими представителями группы, показывает наглядным образом, как и что нужно делать. Очень часто лидер снимает с каждого участника группы индивидуальную ответственность за выполненные действия либо принятые определенные решения. Сложно выделить главные и второстепенные функции лидера, это зависит от самой группы и течения хода жизни в целом.

по психологии

на тему: Лидерство в коллективе

2. Качества лидера

4. Лидер в коллективе

Литература

1. Лидер

Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею для своих личных интересов.

Лидерские качества могут быть либо врожденными, либо воспитанными.

Для того чтобы человек проявил себя как лидер, ему прежде всего необходима ситуация, в которой он сможет реализоваться соответствующим образом.

Власть лидера обеспечивается хорошим знанием людей, т.е. настоящий лидер - это хороший психолог. Он прекрасно чувствует моральный настрой собеседника, будь то единомышленник или оппонент, и умело ведет беседу в официальных и неофициальных условиях. Всякий лидер - это руководитель, но не всякий руководитель - лидер. У лидера всегда есть подчиненные (последователи) которые выполняют его поручения.

Для того чтобы стать лидером, помимо таланта необходимо уделять много времени своему развитию - как профессиональному, так и личностному. Лидерство - это талант, без развития он угасает, как и все другие способности. Настоящим лидером человек становится к 30-35 годам, когда он набирается жизненного опыта.

Выделяют две группы лидеров:

1. "Игроки". 2. "Открытые".

"Игроки" Используют свою способность разбираться и управлять окружающими людьми исключительно в собственных целях. За их внешним благородством кроется холодный расчет в личных интересах. Это актеры, которые постоянно меняют свои маски и роли, чтобы добиться более высокого положения они ни перед чем не остановятся.

"Открытые" Лидеры живут интересами коллектива, некой всеобщей идеей. В своей работе такие лидеры руководствуются обстоятельствами, в остальном они являются полной противоположностью "игрокам". Эти люди и есть настоящие лидеры, взаимоотношения которых с людьми, в том числе и их последователями, складываются на основе искренних отношений. "Открытые" лидеры обладают непререкаемым авторитетом у окружающих, который основывается на опыте, порядочности и справедливости. Такие лидеры встречаются реже, чем "игроки", так как в большинстве случаев людьми движут амбиции и тщеславие.

Кoнцeпция лидepcкиx кaчecтв paccмaтpивaeт лидepoв кaк ocoбыx людeй c вpoждeнным нaбopoм oпpeдeлeнныx чepт xapaктepa, кoтopыe пpиcyщи тoлькo им. Глaвнaя идeя дaннoй тeopии: лидepaми нe cтaнoвятcя - ими poждaютcя.

2. Качества лидера

Большинство людей, услышав слово "лидерство", связывают его с миром бизнеса. Лидерство следует воспринимать шире. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может быть и учитель, и исследователь, и нежная мать. Невротизм лидеру противопоказан. По-настоящему лидеры стремятся не только лидерству в бизнесе, но и к лидерству в своей повседневной жизни. Большинство людей во многом похожи на чашку. Они уже полны до краев. Их ум так переполнен мнениями, идеями и предпочтениями, что ничто новое не может туда проникнуть. А в нашу эпоху быстрых изменений, когда нужно постоянно знакомиться с новыми взглядами и понятиями, вооружаться новыми умениями, это серьезнейший недостаток. Лидеры должны опустошить свои чашки. Нужно всегда оставаться восприимчивыми к новым знаниям, а себя считать вечными учениками. Вы должны выработать в себе Ум Начинающего. Это важнейшее качество для лидера. Один из уроков лидерства, гласит: За миг до победы случаются мелкие затруднения. Самое главное в этот момент - сохранять сосредоточенность и продолжать верить. Устойчивость в ситуации неопределенности. Это одно из главных качеств лидера: ему не страшна неизвестность или отсутствие обратной связи. Белые пятна не мешают его деятельности. Он справляется со своим делом и без немедленной обратной связи и разрешает проблемы, непосильные для других, неспособных к действиям в условиях неопределенности. Характер.

Характер должен быть твердым, как скала. Укрепление и всестороннее развитие характера это основное условие нашего развития не только как лидеров, но и как личностей. Ваш характер определяет вашу сущность. Это, в свою очередь, определяет то, как вы воспринимаете окружающий мир. Ваш способ восприятия мира определяет ваши поступки. Характер - это больше чем просто слова. Поэтому ни в коем случае нельзя отделять характер лидера от его действий. Истинное лидерство всегда означает привлечение других людей. Последователи перестают доверять лидерам, если узнают, что у тех неустойчивый характер, и никогда больше не идут следом за ними. Характер приносит успех в отношениях с людьми.

Чтобы превратиться в лидера, который притягивает к себе других, вы должны: Ставить каждому человеку пятерку Самое лучшее из того, что вы можете для людей, а заодно и привлечь их к себе, - это ожидать от них исключительно наилучшего. Если вы цените окружающих людей, поощряете их в разных начинаниях и помогаете им реализовать свой потенциал, то они полюбят вас за это. Дарить людям надежду Самый большой наш капитал - это надежда. Если вы в состоянии стать человеком, который наделяет этим даром окружающих, они будут тянуться к вам и навсегда останутся благодарными. Делиться собой и своими достоинствами Ведя за собой других людей, отдавайте им все, что у вас есть. Преданность. Преданность делу открывает двери для достижений. В качестве лидера вам предстоит сталкиваться с множеством препятствий и возражений. Если вы хотите добиться чего-нибудь, то должны быть преданы поставленной перед собой цели. Навыки общения.

Эффективному лидеру абсолютно необходимо развивать у себя навыки общения. Если лидер не в состоянии ясно довести до окружающих важную идею и мотивировать их к действиям, то факт наличия у него идеи вообще не имеет значения. Компетентность.

Если вы разовьете в себе качество как компетентность, то люди придут к вам. Компетентность идет гораздо дальше слов. Она означает способность лидера сформулировать, спланировать и сделать то, что нужно, таким образом, когда другим ясно, что вам известно, как поступать. Мужество.

Мужество считается первейшим из человеческих качеств. Проницательность.

Умные лидеры верят только в половину того, что слышат. Проницательные лидеры знают, какой половине верить. Проницательность - обязательное и незаменимое качество для любого лидера, который желает максимизировать свою эффективность.

Сфокусированность. Для того, чтобы стать эффективным лидером, для обретения той степени сфокусированности, требуются приоритеты и концентрация. Лидер, который установил для себя приоритеты, но нет должной концентрации, знает, что надо делать, никогда этого не делает.

Щедрость. Щедрость исходит от сердца и пронизывает каждый аспект жизни лидера, вплотную касаясь его времени, денег, талантов и имущества. Эффективный лидер действует в интересах других людей, а не исключительно в собственных целях. Инициативность.

Успех явно связан с конкретными действиями. Преуспевающие люди все время шевелятся. Они совершают ошибки, но никогда не выходят из игры. Инициативные лидеры не ждут когда кто-то вызовет в них мотивацию. Умение слушать. Чтобы вступать в контакт с сердцами людей, используйте свои уши. Подавляющее большинство проблем, связанных с общением, порождается неумением слушать. Умение слушать делает Вас умным. Большинству людей хочется, чтобы их считали умными, сообразительными, но человека, который бесконечно делает умные замечания, всегда лезет из кожи вон, чтобы выглядеть умным, окружающие не признают умным человеком. Существует надежный способ убедить другого человека, что Вы являетесь одним их наиболее мудрых и разумных персон - слушайте, слушайте и уделяйте внимание тому, что человек говорит. Люди расскажут Вам все, что они хотят от Вас, если Вы будете слушать. Вы не сможете по-настоящему понять другого человека, пока не будете готовы слушать его с вниманием, симпатией и терпением. Умение слушать может Вам принести богатство, материальное благосостояние, а также удовлетворение от успеха и счастье. Один из самых лучших комплиментов, который Вы можете высказать другому человеку - попросту выслушать его.

Решение проблем Нельзя позволять Вашим проблемам оставаться проблемами. Лидеры всегда идут навстречу каждому вызову. В этом и состоит одно из свойств, которое отличает победителей от нытиков. Независимо в какой области действует лидер, он столкнется с проблемами.

Способность работать с людьми и укреплять взаимоотношения с ними необходимы лидеру. Первое качество лидера применительно к взаимоотношениям - это способность понимать, что чувствуют и думают окружающие. Ответственность. Лидеры, желающие достичь совершенства и упорно работающие для ее достижения, всегда обладают чувством ответственности. И такой человек всегда живет в ладу с самим собой. Непременное свойство ответственного лидера - доводить дело до конца. Они добиваются результата независимо от ситуации. Если Вы хотите вести за собой других - Вы должны добиваться результатов. Уверенность.

Никому не нравится слабый и неуверенный в себе человек. Нам инстинктивно нравятся люди, которые знают, чего хотят и поступают так, будто совершенно уверены в том, что получают желаемое. Мы не любим сомневающихся людей и неудачников. Если Вы хотите нравится людям, дайте им понять, что Вы собираетесь побеждать, держите голову высоко поднятой, смотрите людям прямо в глаза, двигайтесь так, словно Вы знаете куда направляетесь. Самодисциплина. Без самодисциплины невозможно достичь успеха и преуспевающим человеком. Независимо от ого, насколько одарен лидер, он не может максимально развиться без самодисциплины. Успех прежде всего внутренняя работа. Лидерство начинается с самодисциплины. Как лидер, вы не можете вдохновить людей, если утром просыпаетесь угнетенным и подавленным. Не сможете повести людей к победе, если вам не хватает энергии и сил. Внешний успех начинается с успеха внутреннего. Чтобы овладеть искусством управления другими, вы должны овладеть искусством управлять собой. Самодисциплина позволяет лидеру дойти до самых высоких вершин и является ключом к долговременному лидерству. Если Вы хотите принадлежать к числу таких лидеров, одним из Ваших активов является самодисциплина. Установите для себя приоритеты и никогда не забывайте о них.

Чтобы решать важные задачи необходимы две вещи: план и некоторый дефицит времени. Готовность служить другим. Если вы хотите, чтобы Ваше счастье увеличилось - начните искать хорошие стороны в других людях. Этот сознательный поиск хороших качеств оказывает волшебное действие на нас самих, позволяя выйти за пределы эгоизма. Ни один человек не является совершенством. Но в каждом из нас есть нечто хорошее. Продолжайте искать в человеке качества, достойные похвалы и вы не только измените его в лучшую сторону, но Ваше мнение об этом человеке также изменится. Способность к обучению. Чтобы оставаться лидером, оставайтесь учеником. Перед лидерами всегда существует такая опасность, как удовлетворенность достигнутым. Если Вы хотите, чтобы Ваша организация продолжала расти, то должны сохранять в себе способность к обучению. Излечитесь от такой болезни, как самодовольство. Если Вы как лидер готовы обучаться, то обязательно будете делать ошибки. Не забывайте о них. Никогда не расплачивайтесь дважды за одну и ту же ошибку. Если Вы не извлечете уроков из своих ошибок, то придется ни один раз расплатиться за них. Каждый день уделите по меньшей мере тридцать минут в чтению. Тридцать минут углубленного чтения привнесут в вашу жизнь значительные успехи. В книгах содержатся ответы на все вопросы, которые могут возникнуть в вашей жизни. Каким лидером вы станете через пять лет, начиная с этой минуты, зависит от двух факторов. Это книги, которые вы читаете, и люди, с которыми вы ощущаете себя расслабленным.

3. Воспитание качеств хорошего руководителя

Рaбoтa руководителя в пepвyю oчepeдь зaключaeтcя в eгo yмeнии oбщaтьcя и pyкoвoдить людьми, yмeнии вecти зa coбoй. Для эффeктивнoй paбoты пpeдпpиятия eмy нeoбxoдимo пocтoяннo пoддepживaть cвoй aвтopитeт y пoдчинeнныx, a для этoгo pyкoвoдитeль дoлжeн coвepшeнcтвoвaть cвoи личныe и пpoфeccиoнaльныe кaчecтвa, тaк кaк лeгчe вceгo paбoтники пoдчиняютcя pyкoвoдитeлю, ypoвeнь кoтopoгo зaмeтнo вышe. Этот человек дoлжeн быть тepпим и cпpaвeдлив, нo твepд и yвepeн в ceбe. Вocпитaниe в ceбe этиx кaчecтв и пocтoянный caмoкoнтpoль являютcя зaлoгoм ycпeшнoй paбoты pyкoвoдитeля. Нe cтoит зaбывaть o тoм, чтo pyкoвoдитeль дoлжeн cлyжить пpимepoм для пoдpaжaния.

Рyкoвoдитeль дoлжeн yмeть oтдыxaть, чтoбы лeгкo paccлaбитьcя и быcтpo coбpaтьcя c мыcлями, нe нaкaпливaть yтoмлeниe, кoтopoe зaчacтyю пpивoдит к paздpaжитeльнocти, пaдeнию внимaния и cнижeнию пpoдyктивнocти paбoты кaк eгo caмoгo, тaк и пpeдпpиятия в цeлoм. Разpaбoтaнo дocтaтoчнo бoльшoe кoличecтвo cпocoбoв paccлaблeния, тaкиx кaк пpocлyшивaниe ycпoкaивaющeй мyзыки, ycтaнoвкa в oфиce aквapиyмa, мeдитaция, ayтoтpeнинг, ocнoвaнный нa caмoвнyшeнии и пoлyчивший в пocлeднee вpeмя пpизнaниe, и т.д. Претендент на лидерство на высоком уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и "созреть" как крупный руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5 - 7 лет, т.е. стремительный взлет карьеры должен начаться в 27 - 28 лет. Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только через десять лет работы на фирме они решаются занять более высокое положение, но для запланированной карьеры это слишком поздно! Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию - руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем - увольнение сотрудников. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, не мешающим работе. Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого - бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют - от них никто не застрахован, а исправить. их при желании не трудно. Существует три группы качеств:

1. Личные.

2. Профессиональные.

3. Организаторские и деловые.

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Руководитель должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как сверху, так и снизу, последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово. Работа руководителя чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами; Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности-ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу.

Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, иначе когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен. Однако одного физического здоровья руководителю не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок. Поэтому нужно загодя формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность, заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.

Принятие управленческих решений требует от руководителей не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого руководителя. Он должен быть эмоционально стабилен. Современный руководитель должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать "здоровое" окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет - в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому руководителю - профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков.

Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Но наиболее важно для руководителя схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается. Характер современной жизни требует от руководителя ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает руководителя от остальных работников. Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще руководителю, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством руководителя является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Руководителю должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому он должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой руководителя должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь "работоманом" (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом).

Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Руководитель должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

Важная черта руководителя - реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший руководитель характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь. Но самое главное - руководитель должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя.

Для этого руководитель должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать руководителя, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

4. Лидер в коллективе

Понимание. Успешно действующие руководители высшего уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются развитой интуицией. Им присуща способность, которую можно назвать "проворством в уличной толчее".

Способность брать управление на себя. Лидер легко входит в роль руководителя с момента своего назначения, не извиняясь за него и не обращая внимания на претензии тех, кто считал себя кандидатом на данный пост. Он не позволяет их разочарованию, зависти и ревности мешать выполнению своих обязанностей.

Настойчивость. Успешно действующие руководители упорно выполняют задуманное, даже если их точка зрения оказывается непопулярной. Им присуще интуитивное понимание, за какие идеи следует держаться, при этом они активно интересуются всеми доступными данными. Их не пугает несогласие с ними других. Способность к сотрудничеству. Успешно выполняющие свои функции лидеры умеют подавлять свою враждебность и действовать эффективно, несмотря на нее. Им удается нивелировать свои неприязненные чувства. Такому руководителю свойственны умение разговаривать с людьми, такт, возможность общения на любом уровне. Благодаря хорошей способности к межличностным контактам он добивается основательной поддержки в организации для себя и своих идей. Лидер умеет сдерживать свою враждебность и агрессивность. Инициативность. Успешно действующий лидер активен. Он ведет в атаку. Ему понятны возможности, ускользающие от внимания других. Он знает, когда начать - это часть его интуитивного знания. Когда другие колеблются, он действует. Инициативность такого руководителя включает одно из основных качеств, ведущих к успеху, - способность рисковать. Энергичность. Руководителю трудно добиться успеха, не обладая выносливостью, без физических и интеллектуальных возможностей. Запас физических и интеллектуальных сил пополняется за счет огромной энергии успешно действующего лидера. Такой руководитель продолжает дело, когда другие уже падают от усталости. Способность делать ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице. Сенситивность. Руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других. Им свойственна эмпатия. Они способны поставить себя на место другого и испытать его чувства. Достигающие успеха лидеры обладают своего рода личным радаром, дающим им возможность ощущать, что чувствуют и даже думают их коллеги. Идентификация себя с делом. Наиболее успешно действующие руководители способны переносить неудачи без чувства поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата; они не стремятся быть всемогущими и всеведущими, не пытаются быть всюду одновременно, делать всю работу за других, не стараются казаться умеющими все.

Лидеры высокого уровня умеют поручать работу другим. Их не привлекает власть как таковая, они скорее заинтересованы в достижении цели. Они получают настоящее удовлетворение от успеха других, а не от собственного неограниченного могущества. Власть, которой они пользуются, происходит из уважения, которое они внушают. Они не стремятся занять как можно больше руководящих постов, зная, что их влияние и так достаточно и им не требуется применять власть для достижения успеха. Они знают себе цену и удовлетворены ею, у них полная уверенность в себе. Все это дает такому лидеру силы противостоять нежелательному развитию событий. Способность к сочувствию. Успешно действующие руководители проявляют сочувствие к другим, не ожидая, что их за это будут любить. Они способны непредвзято и точно оценить своих подчиненных, прекрасно понимая, что невозможно угодить всем. Они умеют сочувствовать человеку, не позволяя при этом сделать себя беспомощными и нетребовательными. Такой лидер прекрасно понимает, что стремление во что бы то ни стало нравиться подчиненным сделает его неспособным руководить ими. Благодаря сильному чувству идентификации он способен принимать непопулярные решения.

Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление - не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.

Независимость. Добивающиеся успеха руководители осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость. Приняв решение на основе всех имеющихся в их распоряжении фактов, они придерживаются его. Такого лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен: он скорее подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в раз-рез с его взглядами и убеждениями Гибкость. Руководителю нет необходимости сосредоточиваться в каждый данный момент на единственной проблеме: он может решать одновременно несколько задач и, когда это необходимо, переключаться с одного направления деятельности на другое. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, новых способов мышления, новых процессов. Стремящийся к успеху руководитель развивает в себе гибкость, понимая, что очень легко оказаться ограниченным своими предпочтениями и увлечениями. Устойчивость к стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье, как телесном, так и психическом, и справляется со стрессами. Он понимает, что для этого необходимо вести сбалансированный образ жизни, и управляет своей жизнью и своим временем. Успешно действующий руководитель не позволяет обстоятельствам и времени управлять собой. Он хорошо чувствует себя при таком образе жизни и с удовольствием предвкушает все, что ждет его впереди каждый день. Чувствуя действие стресса, он знает, что предпринять, чтобы избежать урона для здоровья.

Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Цель есть у его жизни, цель есть у его работы. Просыпаясь, он не просто ждет, что преподнесет ему новый день. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели.

Целью обычно является осуществление мечты: мечты о том, чем станет его корпорация; мечты о том, чем станет вся его жизнь. Лидер любит и умеет - часто философски - говорить о своей мечте. Однако взгляды руководителя не должны быть окостенелыми: мечта должна развиваться, как и связанная с ее осуществлением цель.

Руководство сообществом. Руководитель использует свою власть и влияние на благо общества. Он ответственно относится к лежащей на нем ответственности, например, по охране окружающей среды. Лидер отдает свое время, силы и энергию улучшению жизни людей и развитию общества, используя для этого все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Они не позволяют неудачам угнетать себя, способны найти в ситуации что-то забавное. Они легко находят разнообразные возможности. Сделав ошибку, они признают ее и готовы посмеяться над собой, а не взваливают вину на других.

Цельность личностного идеала. Лидер хорошо представляет себе, каков он, к чему стремится, как живет - во всех смыслах слова. Он последователен и постоянно предпринимает усилия для того, чтобы его слово не расходилось с делом, чтобы соответствовать своему личностному идеалу. Следствием совпадения этого идеала и фактического поведения является то, что лидер живет в мире с самим собой, с ним легко общаться, окружающие чувствуют себя с ним непринужденно, независимо от их должности или общественного положения. Люди не испытывают страха и охотно поверяют ему свои горести и заботы; только личностная цельность лидера делает это возможным.

Литература

1. Психология. Учебник. /Под ред.А. А. Крылова. - М.: Проспект. - 2000. - С.287-311.

2. Лит.: Общая психология. /Под ред.В. В. Богословского, А.Г. Ковалевой, А.А. Степановой, С.Н. Шабалиной. - 2-у изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - С.306-316.

Лидерство - один из древнейших феноменов, психологию которого хотели бы познать люди. Ведь именно лидерство чаще всего связано с ключевыми фигурами на шахматной доске жизни. И именно от этих фигур, в первую очередь, зависит исход любой партии, поскольку они являются центрами всей системы. Желание стать лидерами и самим управлять системой есть у многих, ведь, становясь лидером, у нас открывается значительно больше возможностей и перспектив, мы получаем доступ к большему числу ресурсов и бонусов. Становясь лидером, мы делаем определённые инвестиции: сначала мы работаем на имидж лидера, а затем имидж лидера работает на нас.

Как стать лидером

Один из вопросов, который задавали себе большинство исследователей: «Лидерами рождаются или становятся?». Как ты ответишь на этот вопрос? Мое мнение, что лидерами становятся. Любой может стать любым. Но не сразу! В подтверждение этому есть большое количество примеров людей, которые слепили себя своими собственными руками и стали лидерами во многих областях. Да, лидерские потенциал может и есть у определенного процента людей, но сам потенциал еще не является гарантией, что человек станет настоящим лидером по жизни.

Понятие лидерства довольно широкое и неоднозначное. Поэтому я приводить его не буду. Лучше прочитай вот эту цитату.

У лидера есть две важные черты; во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей.

- Максимилиан Робеспьер, один из лидеров Великой Французской революции

Более важным является понимание, как необходимо развиваться, чтобы стать лидером. А для этого следует пройти определенные этапы развития личности успешного лидера. И всего их 4.

Сам себе лидер. Это нулевой уровень, являющийся предпосылкой для становления лидера. Здесь необходимо понимать себя, брать ответственность за свою жизнь, уметь мотивировать и дисциплинировать себя, ставить цели и достигать их.

Лидер в ситуации. Это первый уровень — лидерство на микроуровне, когда человек берет на себя ответственность за действия целой группы в какой-либо ситуации. Такое лидерство мы больше всего видим в детстве или юношестве, когда среди друзей в компании появляется лидер.

Лидер в коллективе. Это второй уровень – лидерство уже на более высоком уровне. Такое лидерство предполагает решение более важных и сложных целей. Как правило, лидерские качества начинают остро проявляться именно на это уровне от 20 до 30 лет, когда человек устраивается на работу.

Лидер в команде. Это третий уровень – лидерство на макроуровне. У человека появляется амбициозная цель в жизни и он собирает команду для ее достижения. Для успешного руководства на этом уровне требуется развитие определенных лидерских качеств.

СМОТРИ ВИДЕО! 3 эффективные методики для развития лидерских качеств!

Естественно, я думаю, что ты хочешь дойти до последнего уровня! Поэтому теперь поговорим о том, какие качества необходимо развивать, чтобы стать лидером.

12 главных лидерских качеств

По данным ряда исследований было определено около 70 лидерских качеств. Но развитие такого количества задача практически невыполнимая. Поэтому необходимо выбрать по принципу Парето 20%, которые будут влиять на 80% формирования тебя как лидера. В результате я выбрал 12 главных лидерских качеств. Для удобства они были еще разбиты на 3 группы: системные навыки, коммуникативные навыки и внутренние качества.

Системные навыки: видение, целеполагание, целеустремленность или настойчивость, гибкость.

Коммуникативные навыки: коммуникабельность, умение мотивировать и вдохновлять, организованность, поддержка.

Внутренние качества: внутренняя целостность, уверенность, проактивность, самообладание.

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ

Теперь рассмотрим каждое из качеств более подробно.

ВИДЕНИЕ

С этого навыка и начинается лидерство. В основе видения лидера должна быть идея создания или реформирования чего-либо. Видение позволяет создавать образ нового и помогает рисовать картины будущего, выстраивая перспективы. Благодаря этому лидерскому качеству лидер может поставить глобальную и дерзкую цель. Умение создавать видение поможет ему сплачивать и вдохновлять людей, возбуждая у них желание следовать за ним. В отличие от фантазера или фантаста лидер постоянно задает себе один очень важный вопрос: «А как это сделать реальностью?». И здесь уже можно переходить к следующему лидерскому качеству – умению ставить цели.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Целеполагание позволяет лидеру сформулировать свое видение в совершенно конкретный осязаемый результат. Этот лидерский навык позволяет ясно видеть цель, а не только отдаленные перспективы. Когда сформулирован результат деятельности, то цель становится четкой, понятной, ясной. Цель лидера всегда должна быть амбициозной, она должна содержать в себе вызов! Такой подход дает определенное состояние – состояние страстности. Именно поэтому лидер достигает намного больше, чем многие другие люди.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ ИЛИ НАСТОЙЧИВОСТЬ

Лидерское качество, которое позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а находить решения задачи и двигаться дальше. Преград не существует, есть недостаточное количество ресурсов на данный момент времени. Достаточно проявить настойчивость и собрать их, двигаясь дальше, пока результат не будет достигнут. Перепрыгнуть пропасть на 98% и на 100% — не одно и то же. Не путай целеустремленность с упрямство и упертостью. Для развития настойчивости помни, что не бывает поражений, а есть только обратная связь, которая помогает тебе получить опыт и сделать необходимые выводы на пути достижения цели.

ГИБКОСТЬ

В процессе движения к цели лидер должен проявлять гибкость. Это возможность обладания большим количеством стратегий и выборов. Это позволяет в каждой конкретной ситуации поступать наиболее эффективно. Одной из разновидностей гибкости ума и поступков является умение выйти за рамки системы. В качестве рекомендаций по развитию этого лидерского качества, ставя перед собой цель, необходимо представить как минимум 3 пути ее достижения и попытаться определить оптимальный. Помни, что самый прямой путь не всегда короткий! Найди интересный путь достижения, по которому еще никто не ходил.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

В современном мире ценность этого лидерского качества очень высока. Быть коммуникабельным важно не только в качестве лидера, но и в любых других ситуациях. Умения эффективно общаться с необходимыми тебе людьми – залог успеха. Выделим несколько значимых элементов. Это умение быстро устанавливать контакт, располагать к себе собеседника, слушать и слышать, умение задавать вопросы и получать информацию. Коммуникабельность позволит создавать тебе нужные связи в нужное время для более эффективного достижения цели. В современном мире это называется нетворкинг.

УМЕНИЕ МОТИВИРОВАТЬ И ВДОХНОВЛЯТЬ

Умение мотивировать заключается в создании импульса действия, стимулирующего как самого себя, так и других. Обычно выделяют 2 типа мотивации: «От» и «К». От страха или К любви. От минуса или К плюсу. В разных ситуациях необходимо применять разную мотивацию. Более эффективным будет их чередование. Вдохновение – это особый способ мотивации, позволяющий не просто создать кратковременный импульс, а устойчивую и долгосрочную мотивацию. Будущее должно быть настолько красочным и притягательным, что хочется попасть в него быстрее и погрузиться туда с головой. Лидер, обладающий хорошим видением, с большой легкостью сможет вдохновлять людей.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

Очень важно лидеру уметь собирать команду из первоклассных профессионалов своего дела и организовывать сам процесс деятельности. Сюда входят такие качества, как планирование, делегирование, отметание лишних действий и так далее. Вся команда должна вместе с лидером работать на повышение основных показателей в дружественной обстановке. Этому помогает создание групповой работы, когда результат зависит от общий усилий. Это сближает членов команды и позволяет более эффективно справляться с поставленными задачами.

ПОДДЕРЖКА

Это лидерское качество как создателя и члена команды включает в себя способность оказать поддержку своим единомышленникам и последователям в трудной ситуации. Люди будут поддерживать именно такого лидера, который заботится не только о своих интересах, но и о них тоже. Без этого качества лидеру будет сложно держать свой авторитет. Движение к цели – это не только сложные задачи, но и еще прочные отношения.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

Внутрення целостность – лидерский навык, который интегрирует все вышеперечисленные качества. Это создание баланса всех частей и проявлений человека. Личность является целостной, когда вся сущность человека направлена как поток в одном направлении, как будто подчинена единому замыслу. За лидером хочется идти тогда, когда он не просто знает, куда идти, но и транслирует это всей своей сущностью. Шагом к обретению целостности является осознание лидером своей миссии или собственной уникальности. Человек, обладающий пониманием своей миссии, знает или чувствует, что необходимо сделать, получая при это удовольствие от самого процесса собственной деятельности и жизни в целом.

УВЕРЕННОСТЬ

Уверенность определяется как базовое состояние, которое должно быть у лидера. Состояние уверенности связано с надежностью, кажется, что на такого человека можно положиться, ему можно доверять, за ним хочется идти. Уверенного человека можно определить по телу: расправленные плечи, стройная осанка, дыхание ровное, речь медленная и внятная, удержание взгляда на собеседнике. Все это относится к личностной уверенности. А есть еще духовная вера в положительный исход задуманного. Это уверенность напорядок выше первой. И не каждому ее удается развить.

ПРОАКТИВНОСТЬ

Лидер должен быть активным во всех отношениях. Он старается идти на полшага впереди времени. Ему необходимо обладать новейшей информацией и быть в центре потоков событий, с тем, чтобы действовать первым. В современном мире огромных скоростей промедление грозит проигрышем как в моральном, так и в финансовом эквиваленте, что в итоге превращается в упущенную выгоду. Только как поставлена цель начинается движение, а затем необходимо управлять всей системой на основе ключевых параметров по ходу движения.

САМООБЛАДАНИЕ

Лидерское качество, которым должен обладать каждый лидер. В понятие самообладания входит ряд таких качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые связаны с критическими ситуациями и проявлением негативных эмоций. Давление извне может вызвать плохое самочувствие, апатию, раздражительность и даже гнев. Всегда будет появляться соблазн подавить в себе эмоции. Но этого делать совершенно не нужно. Что же делать? Стараться в них не попадать с самого начала. Но если стресс неизбежен? В состоянии стресса необходим применить дыхательную практику: глубокий вдох, задержка дыхания, глубокий выдох, улыбка. И так «по квадрату» до необходимого расслабленного или управляемого эмоционального состояния.

Посмотри также:

50 признаков лидера

1. Лидер – это, прежде всего, сильный характер.
2. Лидер не ждет приказа – лидер действует сам.
3. Лидера отличает от всех остальных смелость поступков.
4. Лидер, как правило, лидер во всем.
5. Лидер способен вести за собой тысячи.
6. У лидера много советчиков.
7. Лидерами не рождаются – лидерами становятся.
8. Все люди от рождения лидеры.
9. В корне лидерства лежит оптимизм.
10. Главный соперник лидера – это он сам.
11. Лидера отличают хорошее настроение и трезвый рассудок.
12. Лидер всегда знает, чего он хочет.
13. Лидер любит жизнь.
14. Уход лидера может стать причиной распада организации.
15. Лидер не боится разрушить, чтобы построить вновь.
16. Лидер, как правило, развит не только физически.
17. Лидер обладает теми качества, которыми не обладают те, кто его окружает.
18. Лидеру пытаются подражать.
19. Лидер знает, зачем просыпается.
20. Утверждения лидера не оспоримы.
21. Лидера может понять только другой лидер.
22. Лидеры не воюют друг с другом, а сотрудничают.
23. Лидер не стремится быть кем-то, он всегда остается собой.
24. Лидеру комфортно и одному.
25. Кризисы и перемены для лидера время – активных действий.
26. Главный авторитет для лидера – он сам.
27. Лидер не отрицает чужих мнений, за счет них он обосновывает свою точку зрения.
28. Для лидера нет сложностей – есть задачи.
29. Лидер успевает все.
30. Даже самый ярый неудачник рядом с лидером чувствует себя успешным.
31. Лидер всегда идет только вперед.
32. Хотеть быть лидером и делать для этого что-то, две разные вещи.
33. Лидерство – это, прежде всего, волевые решения.
34. Лидер – это человек не стандартных взглядов.
35. Лидер не воюет – он завоевывает.
36. Целый коллектив не может подавить волю лидера.
37. Настроение лидера создает настроение всем окружающим.
38. Лидер вдохновляет людей совершать подвиги.
39. Девиз лидера: «Один в поле воин».
40. Никто и ничто не заставит лидера свернуть с пути без его желания.
41. Только смерть может оставить лидера.
42. Лидер является эталоном веры.
43. Лидер смеется над трудностями.
44. Преграды в лидере пробуждают азарт и интерес.
45. Даже в спокойствии лидер остается лидером.
46. Лидер не напрягается – он живет.
47. Жизнь лидера всегда впечатляет.
48. Лидера нельзя создать по шаблону.
49. Лидерство периодически просыпается в каждом.
50. О лидерах складывают легенды.

Социальная психология рассматривает лидерство и руководство в коллективе как групповые процессы, которые связаны с социальной властью в группе. Под лидером и руководителем понимается человек, который оказывает ведущее влияние на группу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений. Лидерство и руководство являются механизмами групповой интеграции, которые объединяют действие группы вокруг одного человека, выполняющего функции руководителя или лидера.

Различают два аспекта власти - формальный и психологический. Формальный аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический аспект связан с личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.

К различиям между лидером и руководителям относятся:

  • - лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель - формальные. Лидер связан только с отношениями внутри группы, а руководитель обязан обеспечивать определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре всей организации;
  • - лидер представляет свое группу и является ее членом. Он выступает как элемент микросреды, тогда как руководитель является элементом макросреды и представляет группу на более высоком уровне социальных отношений;
  • - руководство - это явление стабильное, а лидерство - стихийный процесс.
  • - руководитель оказывает значительно большее влияние на подчиненных, чем лидер. В процессе руководства он может использовать формальные и неформальные санкции, тогда как лидер использует только неформальные санкции;
  • - различие между лидером и руководителем так же связано с процессом принятия решений. Для реализации принятия решений руководитель использует больший объем внешней и внутренней информации. Лидер владеет только информацией, существующей в рамках группы. Принятие решений руководителем осуществляется опосредованно, а лидером - непосредственно. Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером, тогда как руководитель может иметь авторитет, а может и не обладать им совсем.

Некоторые исследователи считают, феномены лидерства и руководства идентичны. Так, например, Д. Майерс считает, что лидерство - это процесс, с помощью которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой всю группу.

Управленческий стиль руководителя определяют особенности его администраторских и лидерских качеств. От стиля руководства зависит психологический климат коллектива, взаимоотношения подчиненных с руководителем, результаты работы коллектива.

При этом лидер может быть назначен официально или выбран, а может быть выдвинут в процессе группового взаимодействия.

Существуют следующие стили руководства:

  • 1. Авторитарный или директивный, или диктаторский стиль руководства. Он характеризуется жестким единоличным принятием руководителем всех решений, жестким постоянным контролем за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствием интереса к работнику как к личности. Благодаря постоянному контролю со стороны руководителя, данный стиль управления приносит вполне приемлемые результаты работы. По непсихологическим показателям - прибыль, производительность, качество продукции могут быть хорошего качества, но недостатков у такого стиля руководства гораздо больше, чем достоинств К таким недостаткам относится: большая вероятность ошибочных решений; подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; неблагоприятный психологический климат влечет за собой повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления подходит лишь для критических ситуациях - аварий, боевых, военных действий и т. п.
  • 2. Демократический или коллективный стиль руководства. Для такого стиля руководства характерно то, что управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является самым эффективным, так как он влечет за собой высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Но реализация демократического стиля возможна лишь при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.

3. Либеральный или попустительский, или нейтральный стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем; психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива.

Классификации лидерства разнообразны.

  • 1. Деловое лидерство характерно для формальных групп, которые решают производственные задачи.
  • 2. Эмоциональное лидерство обычно возникает в неформальных группах и основывается на человеческих симпатиях - притягательности лидера как участника межличностного общения.
  • 3. Информационное лидерство. К такому человеку все обращаются с вопросами, так как он эрудит, все знает и может найти любую информацию.

Ситуативное лидерство может быть деловым и эмоциональным. Его отличительной чертой является неустойчивость, ограниченность по времени и связь с определенной ситуацией. Ситуативный лидер может быть лидером в одних ситуациях, и может не быть в других.

В зависимости от преобладающих функций выделяются следующие виды лидеров:

  • 1. Лидер - организатор.
  • 2. Лидер - творец.
  • 3. Лидер - борец.
  • 4. Лидер - дипломат.
  • 5. Лидер - утешитель.

Психоаналитики выделяют десять типов лидеров:

  • 1. «Сюверен» или «патриархальный повелитель». Его выдвигают на основе любви и почитают.
  • 2. «Вожак». В группе ему стараются подражать.
  • 3. «Тиран». Обычно его бояться и смиренно подчиняются.
  • 4. «Организатор». Его уважают, он объединяет людей.
  • 5. «Соблазнитель». Играет на слабостях других людей, его обожают и не замечают недостатков.
  • 6. «Герой». Жертвует собой ради других, увлекает за собой людей.
  • 7. «Дурной пример». Эмоционально заражает других.
  • 8. «Кумир». Его любят, идеализируют.
  • 9. «Изгой».
  • 10. «Козел отпущения».

Два последних типа лидера, скорее являются антилидерами и объектами агрессивных тенденций.

сознание личность индивидуальность лидерство

Вы заняты построением карьеры, и вот пришла пора подниматься на новую ступеньку – стать руководителем. Неважно, будет ли это небольшая рабочая группа или огромная компания, ваша задача должна быть предельно чёткой – стать не просто формальным начальником, а настоящим лидером. Чтобы этого добиться, не обязательно обладать качествами прирождённого руководителя. Для этого достаточно знать, как стать лидером, стремиться к поставленной цели, и вы будете признаны как глава рабочего коллектива.

Какие задачи ставит перед собой руководитель?

Лидерство в коллективе – интересный процесс, часто напоминающий бесконечную шахматную партию. Нельзя просто добиться авторитета и «почивать на лаврах» – необходимо постоянно быть готовым подтвердить свою позицию в компании. Получив место руководителя, для начала обдумайте стратегию действий (основные принципы), затем уделите внимание тактическим вопросам (практическим задачам).

Лидер в коллективе – это тот человек, который ведёт всех остальных к определённой цели. Руководитель должен очень чётко представлять этот путь, конечный результат деятельности рабочей группы и стремиться к нему. Другие члены компании могут быть заняты своими рутинными обязанностями, и за повседневной текучкой не видеть общей задачи. Лидер же должен таким образом организовать рабочий процесс, чтобы все действия сотрудников вели к достижению поставленной цели.

Помните, что вы руководите не отдельными людьми, а коллективом. Для того чтобы сплотить команду, можно предпринять следующие действия:

  • стимулируйте совместное решение поставленных задач;
  • поощряйте проведение неформальных совещаний, «мозговых штурмов»;
  • возьмите одну задачу, «разделите» её на несколько частей и поручите разным сотрудникам;
  • сыграйте на общих ценностях: заведите традицию «пятничного бизнес-ланча» (все вместе обедают в кафе или заказывают еду в офис), повесьте красивую картину, принесите экзотическое растение;
  • проводите корпоративные праздники, поздравляйте членов компании с Днём рождения и другими событиями.

Лидер должен быть наблюдательным и следить за всей группой в целом и за каждым её членом в частности. Отмечайте слабые и сильные стороны каждого сотрудника, старайтесь распределить рабочие задачи таким образом, чтобы были задействованы таланты каждого человека в коллективе. Инициируйте различные курсы повышения квалификации, участие в семинарах, в «круглых столах» по обмену опытом с другими организациями. Обязательно занимайтесь самообразованием.

Лидер должен быть тонким психологом и улавливать настроения коллектива. Если возможно избежать возникновения недовольства в рядах сотрудников, не навредив основной цели, постарайтесь добиться такого результата.

Как стать лидером в коллективе, в котором постоянно происходят конфликты? В этом случае задачей вновь пришедшего руководителя должно быть снижение накала страстей: например, можно перераспределить обязанности, по-другому организовать рабочие места. Помните, если причина конфликта не будет устранена, ваша группа не сможет быть эффективной командой. Поэтому необходимо найти камень преткновения и убрать его, даже если для этого придётся расстаться с одним из сотрудников.

Лидерство в небольшом коллективе

Основные задачи руководителя остаются неизменными, группой какого размера он бы ни управлял. А вот приложение их к реальной действительности отличается в зависимости от уровня будущего начальника.

Как стать лидером в небольшой рабочей группе? Невзирая на то, являетесь ли вы официальным руководителем этого коллектива или просто хотите быть более авторитетным лицом среди прочих его членов, действовать нужно практически одинаково. Чтобы стать лидером, вы, как минимум, должны чем-то выделяться среди своих коллег. Проанализируйте весь трудовой процесс, найдите свою нишу в компании – обязанность, с которой вы действительно хорошо справляетесь, или область, в которой вы являетесь экспертом. Закрепите за собой это поле деятельности. Так вы получите уважение и признание коллег, именно к вам они будут обращаться по всем смежным вопросам.

Лидер должен стремиться к намеченной цели трудового процесса. Старайтесь не просто регулировать деятельность других, но и добиться, чтобы они понимали конечный итог и старались его достигнуть. Лидер должен всегда быть оптимистом и заряжать других своей уверенностью. Будьте энергичны, неизменно вежливы, но тверды в принципиальных вопросах. Сразу покажите сотрудникам, что вами не удастся манипулировать.

Одевайтесь стильно, обязательно в рамках дресс-кода, принятого в вашей компании. К каждому комплекту подберите достойные аксессуары. Следите за своим внешним видом. Демонстрируйте уверенность вербально. Избавьтесь в своей речи от слов «возможно», «я думаю», «наверно». Ваши фразы должны быть чёткими, короткими, с однозначным смыслом.

Подавайте пример своим сотрудникам! На офисе занимайтесь в основном работой, не упускайте случая, чтобы совершенствоваться в своей области. Добейтесь того, чтобы к вам обращались не только как к человеку с формальным статусом, но и как к первоклассному специалисту.

Настоящий лидер всегда подчёркивает важность своего окружения. Обращайтесь за советом к сотрудникам, которые являются экспертами в какой-либо области, обязательно благодарите их за оказанную помощь. Подчеркните их нужные трудовые навыки, похвалите за успехи в работе.

Как стать хорошим лидером, сохранив при этом авторитет? Старайтесь наладить добрые отношения с каждым из членов компании, однако не допускайте панибратства. Если сотрудники ведут себя с вами слишком вольно, вы уже не можете именоваться лидером. Умейте брать на себя ответственность. Если кто-то из ваших коллег напортачил, и от этого пострадал общий трудовой процесс – виноваты именно вы! Никогда не пытайтесь оправдать себя и свалить всю ответственность на подчинённого. Вы должны отстоять интересы коллектива перед лицом своего руководства, а с сотрудниками разберётесь уже потом, «не вынося сор из избы».

Что касается больших начальников…

Как стать лидером, если вам предстоит возглавить большую компанию? В этом случае нужно учесть ещё несколько моментов. Разузнайте побольше о предыдущем начальнике, о методах его управления, а в особенности о том, что в его деятельности нравилось и не нравилось подчинённым. Проанализируйте информацию, возьмите на вооружение всё хорошее, постарайтесь избавиться от плохого.

Не начинайте сразу резко менять привычный уклад, даже если он покажется вам неэффективным. Подождите пару месяцев, обдумайте стратегию и уже затем переходите к постепенным преобразованиям.

Изучите обязанности каждого сотрудника, следите за их сохранением. Дополнительные поручения обговаривайте отдельно, в доброжелательном тоне, подчёркивая положительные деловые качества подчинённого.

Определите, кто в трудовом коллективе является неформальным лидером. Установите с ним контакт. Принимая какие-либо решения, первое время анализируйте, как к ним может отнестись человек, которого уважают остальные сотрудники.

Чтобы стать лидером, не всегда нужны особые качества. Достаточно вашего желания и продуманного алгоритма действий – и успех не заставит себя долго ждать.