Выставка «Ловец света», памяти Юрия Холдина.

«Все начинается со взгляда. Всегда»
© С. Есенин

Два года назад начались лица. Много лиц. Год назад добавились руки, вдвое много рук. Я не портретист, не визажист и не гадаю по ладони как цыганка или хиромант. Что я с ними делаю? Одни фотографирую, другие сканирую. По сути, это очень даже стерильный опыт, но более всего в памяти остается спокойное и уважительное отношение редких людей к самим себе в такие интимные моменты. И ещё мне нравится читать или угадывать истории в лицах и по рукам. Люди искусны в наведении непроницаемости или сквозной прозрачности на лица и часто забывают про руки. Руки же куда как более многословны…

И вот, два года спустя, руководство задумало спросить с меня как с фотографа-профессионала. "Фотографируй на документы", сказали, а по сути - делай портреты. Наверное, не один фотограф присвистнул бы и закатал рукава, но это не про меня. "Ты не фотограф" было прописано где-то между строками моих школьных дипломов. И поэтому я припиралась, а они досаждали долго, пока не согласились снабдить базовым курсом по любительской фотографии.

Вчера я впервые познакомилась с магическим треугольником этого ремесла. Сегодня поняла всю чреватость последствий своих сплошных двоек на протяжении всего школьного курса по ненавистным мне химии и геометрии.

Свет это первооснова бытия, с которой колдуют фотографы. Искусство запечатлеть момент текучести и непостоянства жизни предполагает беспристрастность наблюдающего ока и отзывчивость сердца на свечение в другом, ведь пока любой человек жив, в нём есть и луч света, как бы тщательно он его не скрывал. Свет, звук и память это нити, создающие узоры и хитросплетения судьбы.

Любой мастер своего дела, будь он любознательным фотографом, композитором или писателем это ловец микрочастиц, которыми он творит свои макромиры. Любой мастер знает, что нет безусловно добрых и порочно злых, страстолюбцев и неистово ненавидящих, нет красивых и некрасивых. Всё зависит от уровня мастерства в постижении объективности - способности фотографа воспринимать свет, т.е. любить всё большее число людей, какими бы нелицеприятными они не предстали перед первым, невооруженным взглядом обывателя.

Оказавшись в прицеле объектива, редко кто не почувствует себя уязвимым. С каждым щелчком, словно выстрелом в охоте за трофейным кадром фотограф, в конечном счёте, целится на поражение. Он должен стрелять и стрелять, чтобы раз за разом успеть выхватить в свои объятия толику света, тот огонёк или искорку, что мерцают в сердцах наблюдателя и наблюдаемого и совокупить их. Совокупить смерть и любовь, жизнь и ненависть в одном роковом кадре.

Это и есть искусство. Искусство уравновешивать потери и приобретения, таким образом запечатлев тантру четырёх несовместимых стихий в одном лишь взгляде двух глаз, сверкающих магнитом несокрушимых алмазов чистейшей воды с самого дна беспредельных душевных глубин. Для самоотверженных эти глаза - маяки, дружелюбно ведущие в гавань, для других же, алчных и одержимых, они - алые паруса, своей непостижимостью дразнящие на скрытые рифы и так на погибель. Похоже, что и прибежище, и погибель- в одноглазых иллюзиях фотоаппарата.

Домашнее же задание- охота на составные иллюзии: тень и отражение и может быть мне повезёт приблизиться к логову этих химер и разглядеть, чем же таким мы их кормим, лишний раз услышав фразу "не питайте иллюзий".

«Для тех, кто молод душой», — этот слоган в разных вариациях чаще всего звучал на презентации Honor 9 в Берлине. Не знаю, как насчет молодости и души, но прошлогодний Honor 8 стал подарком для тех, «кто хочет хороший смартфон, но не хочет много платить». Это был хит — смартфон разлетался в Китае, словно горячие пирожки, а в день официального запуска, когда новинку отдавали в России по приятной скидке, к магазину за несколько часов выстроилась огромная очередь.

Это было объяснимо: тут тебе и красивый дизайн, и достойные технические характеристики, да еще и за деньги, на которые не купишь и половину нового iPhone. Поэтому Honor 9 ждали: и владельцы Honor 8, которым было интересно, не поторопились ли они с покупкой в том году, поучаствовав в «платном бета-тесте», и те, кто в тот раз испугался смешного названия компании («Честь» — это так по-китайски), но теперь раздумывает о покупке. И те, и другие ждали не зря: Honor 9 — это прошлогодний Honor, только лучше.

Honor 9 — блестящий смартфон. В прямом смысле: сама компания гордо величает новинку Lightcatcher, «Ловец света», и, как ни странно, это не просто маркетинговый трюк. Как и в Honor 8, задняя стеклянная поверхность смартфона состоит из 15 слоев так называемого «оптического покрытия». Изогнутая по последней моде крышка очень красиво играет светом и переливается на солнце — это и есть главная особенность дизайна Honor 9. Смотрится все и правда жутко здорово, правда, только до тех пор, пока не положишь смартфон в ладонь — отпечатками стекло покрывается со скоростью играющего в ее глубинах света. Царапинами, к сожалению, тоже — так что стоит сразу поместить смартфон в прозрачный пластиковый кейс, благо он идет в комплекте.

В остальном перед нами фактически стеклянная версия флагмана Huawei P10, который, в свою очередь, очень напоминает iPhone 7. Впрочем, из-за стеклянного корпуса и необычных цветов это не сильно бросается в глаза. Качество сборки не хуже, чем у американского конкурента — разве что кнопки громкости и питания немного люфтят. В общем, Honor 9 — один из самых красивых смартфонов в своем ценовом сегменте. Еще и довольно компактный, ведь диагональ дисплея здесь — 5,2 дюйма.

пресс-служба Huawei

Визуальный лоск удваивается, стоить включить дисплей. Экран Honor 8 мне не очень нравился — слишком уж неестественной была картинка. В «девятке» дела обстоят значительно лучше: местная LTPS-матрица с Full HD-разрешением отличается шикарной контрастностью, прекрасными углами обзора и насыщенным черным цветом. Может, экран Honor 9 не может похвастаться точнейшей цветопередачей Galaxy S8 или iPhone 7 Plus, но даже на фоне лучших смартфонов современности он смотрится более чем достойно.

Как и практически во всех последних смартфонах Huawei, в Honor 9 двойная камера. Система точно такая же, как и в P10: два модуля, один, 12-мегапиксельный, отвечает за цвет, второй, на 20 мегапикселей — за цвет. Логотип Leica, украшающий корпус основного флагмана Huawei, с задней крышки пропал. Результаты, впрочем, практически не уступают тем, что показывал P10 — китайская компания по праву может гордиться установленной в Honor 9 камерой. Для смартфона за 27 тысяч снимки получаются едва ли не выдающимися: отличная детализация, идеальный баланс белого, прекрасная резкость по всей фотографии. В ночное время все ожидаемо не так радужно, появляются шумы — но покажите мне любой другой смартфон до 30 тысяч рублей, который снимает в темноте без них?

Плюс ко всему, Honor 9 умеет делать удивительно красивые монохромные фотографии, которые никакими Instagram-фильтрами добыть нельзя, и я ловил себя на том, что регулярно делаю по два снимка — один цветной, второй - черно-белый.

© Дмитрий Петренко

© Дмитрий Петренко

Как и у iPhone 7 Plus, у Honor 9 есть двукратный «оптический» зум и портретный режим. Первый работает неплохо, второй до уровня смартфона Apple не дотягивает: края объектов в фокусе нередко «замыливаются».
Посетовать можно и на не самое удобное приложение камеры: чтобы переключить режимы, нужно вызывать свайпом отдельное меню, а потом искать нужную среди десятка одинаковых по размеру иконок. Если нужно сделать быстрый снимок, это раздражает.


Дмитрий Петренко

А еще в Honor 9 нет оптической стабилизации, и при записи видео вместо «механики» отдувается гироскоп, как в Google Pixel. До лавров специалистов Google в этом году программисты Honor, к сожалению, не дотянули.

Дизайнеры интерфейса, впрочем, тоже: Emotion UI 5.1, основанная на Andoid 7.1, стала краше, но все иногда производит впечатление «китайской iOS». Все это очень субъективно, но лично мне родной Material Design нравится существенно больше.

Зато у EMUI есть одна интересная особенность: по словам представителей Honor, система умеет запоминать, какие приложения вы используете в тот или иной период дня, и со временем начинает заранее подгружать их в память, делая запуск практически мгновенным. Помогает эта функция или нет, мне сказать сложно — просто потому, что Honor 9 по умолчанию работает чертовски быстро. В наследство от P10 Honor 9 получил процессор собственного производства Huawei, Kirin 960, и это флагманский чип. Может, он уступает в трехмерных играх топовому Qualcomm Snapdragon 835, но его мощностей с лихвой достаточно, чтобы обеспечить приятную скорость работы смартфона. Шутка ли — Honor 9 ведет себя ощутимо плавнее, чем все тот же Huawei P10, который стоит дороже. Но для галочки все же пожалуюсь на редкие проблемы со скроллингом, особенно при прокрутке «тяжелых» интернет-страниц.


пресс-служба Huawei

На презентации смартфона в Берлине несколько минут уделили звучанию Honor 9, что казалось странным, ведь отдельного аудиочипа в устройстве нет, а хвасталась компания по сути тем, что «прикрутила» в систему несколько предустановленных эквалайзеров под разные типы наушников. Обычно подобные «усовершенствования» и «системы объемного звучания» превращают звук в кашу, но на этот раз Huawei справилась: поставив в настройках нужную галочку можно действительно расширить звуковую сцену и поднять низкие частоты. Так что меломанам на заметку.

А вот со временем автономной работы чудес не произошло: Honor 9 — это типичный «смартфон-однодневка». К вечеру интенсивного использования обычно остается около десяти процентов.


пресс-служба Huawei

В итоге получается, что серьезных недостатков у Honor 9 фактически нет. Конечно, это не самый совершенный смартфон на сегодня — до дизайнерского триумфа безрамочного Galaxy S8 детищу Huawei далеко, как далеко и до iPhone 7 Plus в плане производительности.

Только вот Honor 9 стоит в два раза дешевле — 27 тысяч рублей. И это официальная цена в России, уже с учетом всех налогов и надбавок, да еще и с гарантией. Конкурента у новинки по сути только два: Xiaomi Mi6, недавно представленный в нашей стране, и OnePlus 5. У первого мощнее процессор — но он дороже на три тысячи и лишен разъема для наушников. Второй вообще может не добраться до наших широт, но даже при заказе из Китая за него придется выложить больше.

Ферапонтовские фрески Дионисия, сохранившиеся в первозданной полноте в далёкой от культурных центров вологодской глубинке, теперь можно увидеть, не выезжая из Москвы. Ещё удивительнее, что, вглядываясь в образы знаменитой росписи, мы видим, улавливаем и понимаем значительно больше, чем на месте исторического пребывания этого бесценного памятника художественной культуры второй половины XV века - Золотого века русской иконописи. Автор этого необычного опыта «сокровенной встречи с фресками Дионисия Мудрого» - фотохудожник Юрий Холдин трагически погиб 10 лет назад. Его светлой памяти посвящена выставка, которая с 15 ноября в течение месяца будет работать в Концертно-выставочном зале «В доме Нащокина».

Ферапонтов монастырь расположен в Белозерском крае и известен уникальными фресками великого иконописца второй половины ХV века Дионисия. Полный цикл фресок Дионисия - это около 300 композиций, созданных в 1500-1502 годах в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Фрески Дионисия занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Свод особо ценных объектов народов России.

В проекте Юрия Холдина искусство фотографии и искусство фрески соединяются настолько неразрывно и органично, что нередко у зрителей возникает вопрос: что является предметом экспозиции - фотография или фреска? Вопрос возникает и о непривычном для фотоискусства жанре произведения, имеющего многоплановый сюжет. Но так ли важно формально определять название этого явления, спорить о приоритетах эпох, искусств и их авторов, если цель достигнута? Мы, бегущие в сумасшедшем ритме XXI века, вдруг останавливаемся... То, что когда-то зацепило в Ферапонтове взгляд именитого мастера светописи и не отпускало уже до последнего дня, теперь останавливает и нас. «Искусство - всегда таинство. Я благодарен судьбе, что соприкоснулся в своём творчестве с временем и произведениями Дионисия. Таинство - всегда непостижимо. Если вслушиваться - оно откроет вам некоторые секреты, но чувство тайны всё равно останется. Я не стремлюсь раскрыть тайну, я хочу её показать людям» , - говорил Юрий в одном из последних интервью.

Проходят годы, и постепенно становится яснее, что фотооткрытие Холдина - явление единичное. Неповторим его взгляд на привычный ракурс исследования фресок, живущих в объёмном световоздушном пространстве древнерусского собора. Неповторимы и новые оттенки ви дения труда Дионисия, впервые представленного в колористической гармонии и смысловой целостности. Холдин настаивал на том, что качество сохранения великого культурного наследия прошлого зависит от культуры его восприятия . Условие, которое он считал единственно допустимым для работы мастера фотографии с искусством фрески, для многих казалось перфекционизмом, задачей невыполнимой. Сложившаяся система взглядов на образ представления публике древнерусской стенописи была подвергнута им жёсткому профессиональному анализу: она оказалась лишённой смыслового соответствия оригиналу, художественности и вкуса. Осмысление мира и художественного дара Дионисия выпадали из системы координат тех, кто снимал фрески до Холдина. Удивительно, что сам мастер, который говорил, что «фрески Дионисия не снимал», оставил единственный в искусстве феномен подлинности соприкосновения с его шедевром.

Некачественно тиражируемым Дионисием пытались весь ХХ век «иллюстрировать» различные искусствоведческие фолианты. Художник в таких изданиях уходил на второй план. «Но это изобразительное искусство: Дионисия надо прежде показать, а потом уже говорить о нём!» - ведь многое при обычных условиях музейного знакомства с фресками в Ферапонтове недостижимо. Но - ни одной профессиональной съёмки за столетие, уже не говоря о том, что работа обычного фотографа недостаточна, чтобы донести пластическими приёмами этого вида искусства опыт «умозрения в красках»... Не пытаясь вступать в непосредственный спор с оппонентами, Холдин взял на себя решение сложнейшей задачи - показать то, что в соборе, при переменчивом дневном свете, «глаза в глаза» никто никогда не видел. Он понимал, что просто обязан показать Дионисия таким, как ему открылось, каким прежде не удавалось его рассмотреть, - великим колористом и великим богословом, личностью, масштабно и глубоко мыслящей, чувствуя в этом причину исключительной силы влияния его гениального творения на все последующие века. Он горел этой идеей и, взявшись за дело, погрузился в него, забыв обо всём, не считая времени, не жалея сил и средств на доведение своего жертвенного труда до совершенства. Результат оказался несопоставим со всем предшествующим опытом: светоносность фресок, которая долгие годы нивелировалась при многократных попытках их репродуцирования и копирования, открылась в свете солнечного дня . Они стали предметом изучения и созерцания не только узкого круга специалистов, не рассматривавших фотографию как Искусство, но и огромной аудитории, получившей беспрецедентный путь доступа к величайшему сокровищу, к достоянию национальной и мировой культуры.

500 лет назад Дионисий жил и творил на рубеже столетий, на изломе эпох, когда после падения Константинополя, а позднее - «стояния на Угре» и окончательной победы над татаро-монгольским игом в 1480 году происходило массовое пробуждение веры и национального самосознания, чему сопутствует взлёт святости, расцвет «умозрения в красках», - след этого хранит Ферапонтовский шедевр. Искусство Холдина, увидевшего в наследии Дионисия поразительное созвучие своему времени, с его внимательным всматриванием в прошлое с мыслью о будущем, уже вошло в историю как уникальное художественное высказывание о судьбе России на рубеже XX-XXI веков.