Виды лаптей. Как самому научиться плести настоящие лапти своими руками в домашних условиях

Лапти - знаменитый вид обуви. Исторические заметки о масштабах использования лаптей только на территории нашей Родины поистине впечатляют. Представьте себе, что среднестатистический крестьянин в год изнашивал пол сотни пар лаптей.

Об истории лаптей

Я уже писал в статье о плетении из бересты , что невозможно сохранить на длительный срок плетёные из недолговечных материалов изделия. Аналогичная история и с лаптями. Однако, кочедык , как главный инструмент при плетении лаптей, известен археологам в качестве находки, свидетельствующей о использовании его чуть ли не в каменном веке.

По крайней мере, первое упоминание о лаптях в летописи принято датировать концом X века. В «Повести временных лет» (XII) идёт описание победы киевского князя Владимира Красного Святославича и его дяди Добрыни над волжскими булгарами. Добрыня по версии повести сказал что-то вроде: «…Посмотрел пленных, а они все в сапогах. Эти нам дань платить не будут; пойдём с тобой искать лапотников…».

Разумеется, немногочисленные свидетельства об изготовлении и применении лаптей во всём мире вызывают множество споров и теорий в истории возникновения этого вида обуви.

Интересные суждения приведены в статье петербургского археолога А.В. Курбатова, который говорит, что история лаптей началась в XV-XVI веках, а найденные кочедыки могли служить для плетения рыболовных сетей. В пользу своих мыслей он ссылается на множество ранних памятников изобразительного искусства, которые должны были бы запечатлеть лапти в том или ином виде. Читатель может самостоятельно поискать этот материал на просторах Интернета.

Множественные факты в истории прошлого и позапрошлого столетия уже дают возможность оценить размах распространения лаптей на территории современной России и за рубежом. Ведь ещё в начале XX века Россию нередко называли "лапотной", правда в негативном контексте, чтобы подчеркнуть её отсталость.

Среди "заграницы" можно уверенно отметить «лычаки» y карелов, мордвы, татар, финнов, эстонцев, чувашей. Сходный вид обуви применяли и японцы (варадзи), и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены. Каждый народ в разной степени имеет в истории факты использования какого-либо вида плетёной обуви.

Занимательно, что далеко не везде, где носились лапти, они производились. Лапти были ходовым и дешёвым товаром. В достоверных источниках упоминаются торговые партии из пятисот тысяч пар лаптей, направляемых в Москву. А в период первой Гражданской войны было даже ведомство, занимающееся поставкой солдатам Красной армии валяной и плетёной обуви (ЧЕКВАЛАП).

Помимо профессиональных ремесленников и даже артелей мастеров, лапоть являлся обувью, которую мог сплести себе практически любой крестьянин. Однако, не стоит это считать хорошим показателем "рукастости" крестьян, которые были поставлены в рамки бедноты и нужды, что жизнь заставила их уметь изготавливать себе все самостоятельно.

По обуви можно было определить уровень образованности и достатка человека. Крестьянин в примитивной обуви представлял собой человека недалёкого, простака. Даже зажиточные крестьяне могли позволить себе лишь по праздникам щегольнуть в сапогах, а остальное время использовали обувь попроще. Согласитесь, и сегодня, человек в лаптях будет выглядеть, по крайней мере, странно, если он не на сцене в тематической театральной постановке.

Такая длительная история, популярность и распространённость породила множество видов и фасонов лаптей, а заодно и споров, какие из них лучше, какие надо считать "русскими" и так далее.

Виды лаптей

Если читатель желает увидеть в статье чёткую классификацию лаптей по группам, то я вынужден его разочаровать, так как классификацию составить несложно, однако она будет очень условной и породит только ещё больше споров.

Если классифицировать по материалу, то тут, как и присуще русскому человеку называть вещи своими именами, можно отметить:

  • Лычники из липового лыка,
  • Берестянники из коры бересты,
  • Ивняки из ивовой коры,
  • Дубачи из драни молодого дуба,
  • Соломенники из соломы и даже волосянники из конских грив и хвостов.

Это далеко неполный список, потому как можно много перечислять материал, из которого вообще возможно плести.

Неоспоримо, самым распространённым материалом была липа, точнее липовое лыко, которое обладало необходимыми для плетения свойствами, приемлемой прочностью и доступностью. Массовое изготовление лаптей из лыка послужило фактором уничтожения молодого леса, а в русской речи прочно закрепилось немало поговорок на тему лаптей, например, "ободрать как липку".

Великая ремесленная мысль и потребность сделать лучше, крепче, красивее требовала от мастеров экспериментировать с материалами. Так появились не только лапти из кореньев, но и комбинированные лапти, где лыковое плетение укреплялось пенькой, берестяное полосками ткани и другие.

Но даже при использовании одного материала, например, лыка или бересты, лапти можно сплести несколькими способами и получить разные результаты.

В обозначении лаптей по количеству лент (лычек), применяемых в плетении, закрепились названия лаптей, таких как пятерики, шестерики и семерики. Хотя и такое деление чрезвычайно относительно, потому как не каждый материал возможно представить в виде двухметровых липовых лычек, которых достаточно пять-семь на каждый лапоть.

Очень интересно, что существовали парадные лапти, которые изготавливались из особых материалов и даже украшались росписью. Среди таких можно отметить вязовые красноватые семерики с черными шерстяными нитями, вместо лыковых или пеньковых.

Подход к плетению лаптей отличался в разных местностях. Русские лапти имели косое плетение, плелись с пятки (задника) и имели округлую форму носка, тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип - прямое плетение и лапти начинали плести с носка.

Северный лапоть (новгородский) чаще изготавливался из бересты с треугольными носками и невысокими бортами. Вот и меня отец учил плести такие лапти (ступни), которые были к тому же парными (левый и правый), но оговаривался, что в соседних регионах плетут лапти "на одну ногу", которые он считал неудобными и некрасивыми.

Действительно, лапти, которые принято считать традиционно русскими, особенно плетёные из липового лыка, выглядят совершенно не эстетично, и это оправданно в виду быстрого износа. Требовалась обувь, которая плетётся быстро, и заботиться о её красоте не было необходимости.

Даже сами липовые лычки были разной ширины и с ярко выраженным "рваным" краем, где во все стороны торчат волокна коры, что новым лаптям придаёт неряшливости, дешевизны. При плетении из бересты есть возможность получить ровный, красивый лапоть, но эта черта ценится сейчас в силу перехода от утилитарной функции к сувенирной.

Однако, сколь бы знаменитыми ни были лапти, надо понимать, что место лаптям - в истории, ведь современный человек не станет носить лапти на работе, будь то водитель или менеджер, пастух или сторож. И на это есть множество неоспоримых причин.

И, хотя интерес к русскому крестьянскому быту волнообразно растёт, сейчас лапти всех видов и мастей укрепились только на музейных полках и в сувенирных лавках.

Современные лапти

Вопреки многим заблуждениям, лапти не являются лечебной, удобной обувью со всякими чудодейственными особенностями. "Приплетаемые" им свойства во многом приукрашены. Напротив, новые лапти довольно грубы и могут носиться лишь с холщовыми портянками (онучами). Если одеть лапти на ногу современного человека, достаточно будет несколько сотен метров пути, чтобы стереть ноги в кровь.

Лаптям не свойственна прочность вообще. Летом крестьянину их не хватало даже на неделю, а сейчас же в домашних условиях простые текстильные тапки "переживут" несколько десятков лаптей.

Лапти лёгкие, но плоская форма подошвы способствует развитию плоскостопия. От влаги плетёная структура не спасёт, а мы привыкли держать ноги в сухости и тепле. Материал (липа или береста) значительно уступает в прочности коже или даже синтетическим аналогам. Удешевление обработки естественных материалов, появление недорогих систолических тканей и мануфактурное производство, а также рост благосостояния населения, позволяют семьям иметь в гардеробе множество различной обуви на все случаи жизни, где уже нет места примитивному плетёному лаптю.

Вот чего не отнять у лаптей - так это экологической чистоты. Если мы говорим о традиционном природном материале, то тут лапти просто вне конкуренции. А с учётом быстрого износа, материал не успевает стареть вместе с изделием.

Все что есть в лапте для современного человека - его самобытность, это возможность прикоснуться к культуре своих предков, их быту. Поэтому многие пытаются самостоятельно научиться плести лапти, для таких людей и существует этот сайт.

Изучив основные приёмы плетения из бересты, каждый читатель может сделать себе лапти, и даже придумать свой вид. Ведь совсем не обязательно стремиться к традиционному виду лаптей, когда при всём многообразии форм плетёной обуви начиналось все с простой клетчатой подошвы, которая ниткой крепилась к ноге.

Недостаточно прав для комментирования

Вам нравятся изделия из бересты? И есть желание сплести что-либо самому? В чем же дело? Дерзайте! Ведь, чтобы заняться плетением из бересты , необходимы всего три условия: желание, время и терпение.

Умение придет во время работы. Если мои советы помогут вам, буду весьма рад.

Заготовка бересты

Когда заготовлять бересту ? Обязательное условие - береза должна отсочиться. А это происходит в разных районах в разное время. Есть несколько примет для начала «сбора» бересты.

После формировки на березе листа с 5-копеечную монету.

Когда прогремит первый гром.
Как только появятся комары.

Практически это конец мая - начало июня. Если тепло - раньше, холодно - позже. И можно драть лыко весь июнь и до конца июля.

Как это делается? Мне известно два способа: спиралью (лентой) или скалиной (пластом). Спиралью береста снимается, как правило, с берез не старых и не толстых, диаметром так 130-150 мм. Нарезают ленту по спирали острым ножом - резаком - или специально изготовленным металлическим шаблоном. Снятую ленту скручивают в клубки белой стороной наружу и хранят хоть год (рис. 1).

Я снимаю бересту пластом. Для этого нужен острый нож, брезентовые рукавицы и... березы с диаметром ствола 150-300 мм. Береза очищается ото мха и паутины. Ножом делаете короткие горизонтальные надрезы вверху (насколько позволяет рост) и внизу (0,5 м от земли). Затем от верхнего до нижнего надрезов делаете вертикальный рез (рис. 2). Если береза отсочилась, то по линии реза береста с треском начнет отрываться от ствола. Вам останется руками помочь скалине отделиться от ствола по всей поверхности.

Если береста не отстает от ствола (не отсочилась еще береза или уже присохла береста), пользуются коточигом - деревянным ножом, который делают из твердых пород дерева. Лучше сразу снятый пласт разметить на ленты нужной ширины, разрезать большими ножницами и увязать в пучки так, чтобы предотвратить скручивание бересты.

Если разделку пластов думаете делать дома, то по мере снятия бересты со стволов ее надо сразу же укладывать в рулон, предотвращая ее от скручивания. Но хранить в рулонах бересту нельзя, так как углы пластов уже на второй день начинают плотно закручиваться. Поэтому надо в первые день-два разрезать пласты на ленты нужной ширины и увязать в пучки-стопки.

Только на заготовку бересты у меня уходит весь июнь и июль до последних чисел. Хранить бересту лучше в сарае или холодном коридоре.

Подготовка бересты к плетению

При заготовке бересты я нарезаю лыко (ленты) шириной 3,5 см, длина ленты зависит от толщины березы и колеблется от 0,5 до 0,8 м (рис. 3). Отделяю внутренний слой лыка от наружного.

Это делается легко: надо конец лыка обернуть вокруг пальца, и наружный слой отделяется от внутреннего. Толщина внутреннего слоя 1-1,2 мм.

Ленты наружного слоя связываю в пучки. Эти ленты я использую для плетения очечников, подстаканников, футляров для карт, кошельков, гривен, оформления книг, записных книжек, бижутерии. Разрезаю лыко на 3 ленты шириной 1 см. И каждую ленту разделяю еще на 3-4 слоя толщиной 0,5-0,8 мм каждый. Много готовить лент не надо: устанут и заболят подушечки больших пальцев.

Ленты внутреннего слоя следует разделить на ленты чистые без дефектов и рисунков и ленты с дефектами (следы от сучков или дроби, заросшие порезы). Лыко с пороками пойдет на заплетение дна пестеря и его внутреннего слоя. Чистое лыко подразделяю по цвету на светло-желтое и на темное. Это лыко - основной материал для пестерей, лаптей и др.


Плетение пестеря из бересты

Мне кажется, что при плетении изделий из бересты должна соблюдаться соразмерность ширины лыка и размеров изделия. Плел я пестери (кошели) из лент шириной и 2 см, и 3 см, но приятнее всего смотрится пестерь из лыка шириной 3,5 см. Используя ленты такой ширины, я вывел «формулу» пестеря в зависимости от его объема:

3x4x8 - ведерный пестерь (чуть больше ведра), 3x5x9 - 2-ведерный (2,5 ведра), 3x6x10 - 3-ведерный (3,3-3,5 ведра).

В этих «формулах» из 3 цифр 1-я цифра равна числу лент в ширине основания пестеря, 2-я - в длине основания и 3-я - в высоте пестеря.

Итак, мы будем плести пестерь 3x5x9.

Все объемные изделия принимаются заплетать с донышка. Мастера начинают плетение сразу с угла, а чтоб понятней был процесс заплетения, сначала сделаем набор дна пестеря (рис. 4).

Надо иметь под рукой 10-15 бельевых прищепок для фиксации лыка в нужном положении. Плетение косое. Два угла: 90° и 45°. И основное правило: каждое лыко идет в свою строку, то есть над, под и опять над поперечным лыком. Я, как левша, укладываю 1-е лыко слева - вверх - направо. Правше удобней наоборот. Кому как удобней, так и поступает. Уложив 1-е и 2-е лыки перпендикулярно друг другу, фиксируем их бельевой прищепкой и, укладывая «каждое лыко в строку», набираем дно пестеря из 16 лент. При работе не следует сильно обтягивать и обжимать лыко, но каждое лыко должно прилегать друг к другу и плотно, и свободно.

Первый раз можете нарисовать карандашом площадь дна на наборе. Теперь приступаем к заплетению углов и внутреннего слоя пестеря: 8-е лыко пропускаем над 6-м, под 4-м, над 2-м, плотно прижимаем к 1-му и фиксируем прищепкой. 6-е лыко проходит под 8-м, над 10-м, под 12-м, над 14-м, под 16-м, плотно прилегает к 1-му и зажимается прищепкой. Затем подобные операции проводим с 10-м и 4-м лыком, 12-м и 2-м. Левый верхний угол на рис. 4 заплели.

При формировании правого верхнего угла те же операции проводим сначала с 5-м и 7-м, затем с 3-м и 9-м, 1-м и 11-м лыками. Для образования правого нижнего угла работаем с 10-м и 12-м, 14-м и 18-м, 16-м и 6-м. Для левого нижнего угла берем 11-е и 9-е, 13-е и 7-е, 15-е и 5-е лыки. Ну вот углы заплели, и сформировались стенки пестеря.

Теперь, наращивая короткое лыко новыми лентами, выплетаем стенки пестеря до нужной высоты (рис. 5). При наращивании достаточно наложить друг на друга 2 лыка на 2 ширины лыка (снаружи или изнутри).

Чтобы разнести подальше друг от друга места наращивания лыка, можно при наборе дна пестеря срастить 2-3 лыка. Соединяя ленты при выплетении стенок, лыко по цвету подбирайте так, чтобы влево шли светлые ленты, а вправо - темные, тогда наружный слой пестеря будет иметь раскраску шахматной доски. А если при наращивании вы будете чередовать светлые ленты с темными, то наружный слой пестеря будет как пограничный столб - полосатый.

После выплетения стенок пестеря до нужной высоты необходимо сделать обвязку (рис. 6). Обвязка делается из лыка (заметим, что у передней стенки ширина обвязки равна половине ширины лыка).


Теперь заплетаем кромку передней стенки пестеря, начиная с верхнего лыка. Верхним может быть 1-е лыко, если начинали набор дна лыком справа - вверх - налево, или 10-е лыко, когда набирали дно, как на рис. 4.

Ходовые концы лент заплетаются по порядку поверх обвязки через одно лыко, начиная с 1-го лыка, пока не получится картина, показанная на рис. 7, а.

Осталось заплести кромку на боковых стенах и крышке пестеря. Делается это так. Можете начать и с левого бока, и с правого, но лучше чередовать заплетение лент (слева - справа - слева и т.д.) до угла крышки пестеря (рис. 7, б, в), чтобы осталось 2 не заплетенных лыка.

Теперь потребуется широкая отвертка или деревянная свайка для того, чтобы заправить коренной конец нового лыка под 3-е и 5-е лыки. Затем протащить ходовой конец 1-го лыка. Взять другое лыко и его коренной конец заправить под 6-е и 8-е лыки, а 2-е лыко протащить под 4-м и 8-м лыками.

При помощи отвертки или свайки заправить все ходовые концы по принципу «каждое лыко в свою строку» и подрезать по диагонали все торчащие остатки. Этим самым мы начали заплетение наружного слоя пестеря.

Подбирая соответствующей длины ленты, заплетем наружный слой до конца, следя, чтобы лента наружного слоя перекрывала срощенные места внутреннего слоя своей серединой (примерно).

В итоге получим пестерь, изображенный на рис. 8 (пестерь 3x5x9). В некоторых районах его называют рогачем за торчащие в стороны рога после закрытия крышки.

Каковы же достоинства пестеря?

Во-первых, он не жмет спину, а принимает форму спины и греет ее.

Во-вторых, в нем не преют грибы, не киснет ягода и не тухнет рыба. Он же как термос (четырехслойный): летом в нем прохладно, а зимой - тепло.

В-третьих, долговечность пестеря. Его хватит на вашу жизнь, жизнь вашего сына, да и внуку еще послужит.



Плетение корзины из бересты

Итак, плетем корзинку из бересты. Какова здесь соразмерность между пестерем и корзиной при ширине лыка 3,5 см?

Пестерь 3x4x8 - корзина Зх3х3. Пестерь 3х5х9 - корзина 3х4х3,5. Пестерь 3х6х10 - корзина 3х4х3,5.

Набор дна корзинки, заплетение углов и стенок - все как у пестеря. Особенность - заплетение ручки. Некоторые мастера врезают ручки, но я считаю, что это - насилие. В плетеном изделии должно все вплетаться.

Как это делается? Набрав стенки до высоты 3,5 ширины лыка, начинаем делать обруч. Для обруча лучше всего использовать рябину, черемуху, можно и иву, и березу. Побег толщиной 10-15 мм расщепляем пополам, срезаем сердцевину и, обрезав на необходимую длину (2 ширины + 2 длины основания), делаем обруч.

Не забывайте про напуск для скрепления обруча. Пропустив ходовые концы ленты через обруч, устанавливаем его на высоте 3,5 ширины лыка (рис. 9), как обвязку, и заплетаем кромку по схеме пестеря. Но предварительно пришиваем к обручу ручку из 3-4 лент. Длина ручки должна быть равной 6 диагоналям квадрата со стороной ширины лыка.

Для плотности лучше ручку прошить крупными стежками. Заправляем 1-е и 2-е лыки, как показано на рис. 9, снаружи, а 3-е и 4-е лыки изнутри корзинки. И начинаем оплетать прошитую ручку по схеме: 1-е лыко под ручку, 3-е лыко поверх ручки, 4-е лыко поверх 3-го лыка, 2-е лыко под ручку и 1-е лыко. А дальше - «каждое лыко - в строку». Завершение плетения ручки показано на рис. 10. Обрезав торчащие концы по диагоналям, продолжаем заплетение наружного слоя корзинки по схеме пестеря.


Плетение лаптей из бересты

В городе лапти - баловство. В деревне - необходимость. Сенокос и жатва - вот и две пары лаптей за лето. Я себе сплел лапти по нужде. Работал в ремонтной зоне автопарка и на ногах развилось воспаление. Может, аллергия?

Ни мазь Вишневского, ни тетрациклиновая мазь не помогли. Сплел лапти, стал носить дома, и через 1-1,5 месяца болезни как не бывало. Может, дегтярные соединения в бересте помогли? Но это присказка - переходим к сказке.

Начнем с левого лаптя (правый - как в зеркале). Говорят: заплел пятку - лапоть готов. Но начинать надо с носка. Набираем носок левого лаптя по следующей схеме (рис. 11): 1-е лыко слева - вверх - направо, 2-е лыко справа - вверх - налево.


Далее также поступаем с 3-м, 4-м, 5-м, 6-м и 8-м лыками. 7-е лыко идет под 5-е, 1-е, 4-е и 8-е лыко. Затем 1-2-е лыко укладываем под 1-м, над 3-м и под 5-м лыками. 1-е лыко идет над 2-м, под 4-м, над 6-м и под 8-м лыками. Продолжаем далее плетение по схеме «лыко в строку». А вот 7-е лыко (рис. 11 ,а) проводим над 1-м, под 3-м, над 5-м лыками (с левой стороны) и под 2-м, над 4-м, под 6-м и над 8-м лыки (с правой стороны). Полученное изделие показано на рис. 11,6.

Теперь берем 9-е лыко и от середины сначала вправо пропускаем его над 5-м, под 2-м, над 4-м, под 6-м, над 8-м, под 7-м и над 3-м лыками, а затем влево под 6-м, над 8-м, под 7-м, над 3-м, под 5-м, над 7-м, под 4-м и над 9-м лыками (рис. 11,в). Чтоб меньше мешали ходовые концы лент, лучше 2-е, 6-е и 7-е лыки прижать прищепками к 9-му лыку.


Перевернув незаконченный лапоть подошвой вверх, приступаем к заплетению пятки. Для этого 11-е лыко пропускаем над 9-м, под 4-м, над 7-м и под 5-м плотно и вдоль 12-го лыка влево, а 9-е лыко направляем под 11-е и над 13-м лыком вдоль 12-го лыка вправо. 10-е лыко идет под 9-м, над 3-м, под 7-м и вправо плотно вдоль 13-го лыка, а 9-е лыко направляем под 10-е, над 12-м и т.д. Также и вдоль 13-го лыка, но влево. И должен получиться набор лаптя, приведенный на рис. 13.


Теперь сделаем обвязку (рис. 14, а) и произведем заплетение кромки с носка (3 лыка слева и 3 лыка справа). Когда закончим носок, начнем заплетение бортиков лаптя с левой стороны через пятку, заканчивая его лыком X (рис. 14, 6).

Заправив все ходовые концы по правилу «каждое лыко - в строку», обрежем торчащие концы по диагонали ножницами и заплетем наружный слой лаптя. Необходимо, чтоб все ходовые концы вышли на край подошвы, как показано на рис. 15. Фиксация ходовых концов производится так. При помощи отвертки или свайки ходовые концы пропускаем между двумя лыками и протаскиваем в обратном направлении до скрытия их под наружным лыком. Обрезаем все концы заподлицо и любуемся сделанным лаптем.

Набор носка правого лаптя начинается по зеркальной (к левому) схеме: 1-е лыко идет справа - вверх - налево. И далее - «каждое лыко - в строку».

Размер лаптей зависит от ширины лыка. Например, если «формула» лаптя 3x4x8, то при ширине лыка 1,5 см получим размер лаптя 34-35, при 2 см - 39-40, при 2,5 см - 46-50. При «формуле» 3x4x7 и ширине лыка 2 см размер лаптя 35-36.

Меняя ширину лыка, легко достичь необходимых размеров лаптя.


Плетение футляра для очков из бересты

Размер очечника зависит, естественно, от размеров оправы очков.

Для пляжных очков с большими стеклами я не делаю очечников, так как нарушается соразмерность изделия, и оно не смотрится. Выберем для очечника «формулу» 3х2х7. В этом случае для набора потребуется 10 лент.

Формируем набор для очечника (рис. 16,а) и сгибаем его по пунктирной линии. По правилу «каждое лыко - в строку» заплетаем 3-е, 4-е, 1-е и 2-е лыки, как показано на рис. 16,6, и начинаем выплетать стенки очечника.


Для этого 10-е лыко проплетаем в наборе (см. рис. 16,б), затем переворачиваем очечник и 9-е лыко проплетаем так же, как 10-е лыко, снова переворачиваем очечник и проплетаем 8-е лыко вдоль 10-го лыка, вновь переворачиваем очечник и т. д., пока не заплетем с каждой стороны по 7 лык. Затем делаем обвязку и выплетаем наружный слой. Должен получиться симпатичный очечник.


Плетение подстаканника

Если для плетения пестерей, корзинок, лаптей я обычно использую внутренний слой бересты, то подстаканники, футляры, гривны, обложки книг и записных книжек плету и оплетаю лыком из наружного слоя.

Подстаканник - объемное изделие, поэтому начинаем его с набора дна. Вам понадобится несколько (4-5) канцелярских скрепок. В зависимости от размера стакана формула набора подстаканника или будет 3х3х5, или 4х4х6, или как вам захочется.


Сплетем подстаканник 3х3х5. Набираем дно (рис. 17, а). Заплетение углов и стенок до необходимой высоты происходит, как у пестеря. Если верх делать как на рис. 17, б, то обвязка не нужна. Если будете делать верхнюю кромку прямой, то понадобится обвязка. Все остальное идет по правилу «каждое лыко - в строку».

Футляр для карт из бересты

Для заплетения донышка футляра для карт потребуется 10 лент. «Формула» футляра 1x4x6.

Набираем дно (рис. 18, а), заплетаем углы и выплетаем стенки по правилу «каждое лыко - в строку». Выплетаем стенку до 6 лык и делаем обвязку, как показано на рис. 18, б.


Заплетаем наружный слой и получаем футляр для игральных, гадальных, сувенирных карт.

И последнее

Требуется небольшое уточнение. Для плетения изделий из бересты , кроме самой бересты, необходимо, как я уже говорил, желание, время и терпение.

Если вы сделаете первую вещь и у вас желание укрепилось и возросло, то умение придет быстро. И вы сможете, соблюдая правило «каждое лыко - в строку», сплести любую вещь. Например: жилеты, шорты, юбку, вазу и т. д. Учитывая ширину лыка, внутренний или наружный слой бересты, не забудьте про соразмерность и объем изделия.

Все знают, что такое лапти. Еще бы, они часть русского национального костюма, национальная обувь. Сделаны они из специального волокна - из коры дерева, и весьма адаптированы к форме ноги. Лапти плели, и носило их крестьянское население не только Руси: они были обувью для финских народов, балтов и славян. Считается, что их легко было сделать.

Лапти использовали с доисторических времен: они были найдены в неолитических раскопках. В русских и беларуских деревнях лапти носили еще и в начале 20 го века.

Западное Полесье. Конец XIX - начало XX ст. Молодежная одежда Жителей Пинской области.

Русская семья плетет лапти

Сегодня лапти продаются в качестве сувениров, а иногда используются этнографическими музыкальными группами в рамках национальных костюмов.

Плетение лаптей считалось легкой работой. Не зря существует поговорка про выпившего человека, что он «лыка не вяжет». Это значит, что человек напился настолько, что элементарную вещь сделать не может.


Венецианов (1780-1847):

Собираясь в дорогу, крестьяне брали с собой дополнительные пары лаптей:

«В дорогу идти - пятеры лапти сплести».


Лапти плели не только из лыка, но еще из бересты и кожаных ремешков. Самыми красивыми считались лапти из лыка вяза, а самыми зазорными - из ивовой коры (уж очень они быстро портились). Из коры тала плели шелюжники, а из дубовой коры -дубовики или дубочары. Лапти из пеньковых очесов и ветхих веревок назывались чуни (курпы, крутцы) и носились в жаркую сухую погоду. В Курской губернии делали лапти из соломы, которые были прочнее, не промокали и не замерзали.

В разных регионах плели лапти по-разному. Русские лапти отличались округлым носком, очень низкими бортиками и высоким задником, в верхней части которого делалось отверстие для оборов. Подошва «проковыривалась» в два-три слоя, что придавало лаптю прочность. Древние вятичи и новгородские словене предпочитали лапти косого плетения из бересты и с более низкими бортиками.

Одни плели лапти в четыре лыка (четверики), пять полос лыка (пятерики), другие в шесть (шестерики) или семь (семерики).

Великорусский лапоть отличался косым плетением лыка; белорусский и украинский - прямым. Плели лапти на колодке, пользуясь кочедыком (свайкой или швайко). Кочедык - это железный или костяной крючок. При плетении обязательно использовали колодку. Выплетались лапти по одной колодке, но с различием правого и левого, для чего колодку просто перевертывали.

Лапти

Лапти (бахилы) лыковые

Мужик плетёт лапти. Лубок XVIII (?) века.

Сходный вид обуви применяли североамериканские индейцы. Сандалии XII века

Ла́пти (ед. ч. - ла́поть ) - низкая обувь , распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х , сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) , берёсты или пеньки . Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей . Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.

Лапти, а под иным названием «лычаки», были также распространены y белорусов , карелов , мордвы , татар , украинцев , финнов , чувашей . Сходный вид обуви применяли и японцы , и североамериканские индейцы , и даже австралийские аборигены .

История

Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет » (XII век). Описывая победу киевского князя Владимира Красного Солнышка, летописец цитирует одного из воевод:, который, глядя на пленников, одетых в сапоги, якобы сказал: «Эти не захотят быть нашими данниками; пойдём, князь, поищем лучше лапотников».

Нижеприведённое описание основывается на статье из энциклопедии Брокгауза и Ефрона (нач. XX века) :

Лапти в XIX веке плели из лыка, с помощью железного крючка, называемого кадачем , и деревянной колодки. Иногда, как, например, в Полесье , Л. состояли только из одной подошвы , в большинстве же случаев им придавали форму башмака , и тогда оплетали лыком верх передней части колодки и приделывали задники. Свободные концы лык загибали снова внутрь и закрепляли, отчего края отверстия получали ровность и не натирали ноги. По краям отверстия приделывали из тех же лык ушки, чтобы при помощи просунутых в эти ушки ремней стягиванием последних можно было бы сузить отверстие и тем самым прикрепить лапоть к ноге. Лучшим материалом для лаптей считалось липовое лыко , сдираемое с молодых, не толще 1½ вершков, липок и отличающееся крепостью. В северных губерниях за неимением липы лыко драли с березы; такое лыко малопрочно, и лапти из него носятся не более недели. Лозовое лыко употреблялось только в Полесье . Длина липового лыка большей частью 3 аршина; на пару лаптей идет 32 лыка, а одна липка дает 3-4 лыка, так что на пару лаптей нужно 3-4 деревца. Так как большинство жителей северной и восточной России носило лапти, то и потребление березового и липового лыка и связанное с ним истребление молодого леса было очень велико. Точного учета производства лаптей не было; значительная часть этой обуви делалась непосредственно потребителями, большей частью старейшими членами семейств, к другой работе уже малоспособными. Иногда, впрочем, производство лаптей получало значительную концентрацию; так в конце XIX века, в селе Смирнове Ардатовского уезда Нижегородской губернии, этим делом занималось до 300 человек, причем каждый в зиму заготовлял до 400 пар лаптей. В селе Семеновском, близ Кинешмы , производили на 100 тыс. руб. лаптей., расходящихся по всей России. Из села Мыть Шуйского уезда (Владимирской губернии) отправлялось в Москву 500 тыс. пар лаптей.

Типичные виды лаптей, и способы изготовления

Чуни - лапти из верёвок (аналог пеньковых).

Лапоть м. лапоток; лаптишка, лаптища м. постолы южн. зап. (немецк. Basteln), короткая плетеная обувь на ножную лапу, по щиколодки, из лык (лычники), мочалы (мочалыжники, плоше), реже из коры ракиты, ивы (верзки, ивняки), тала (шелюжники), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тонких корней (коренники), из драни молодого дуба (дубачи, чрнг.), из пеньковых оческов, разбитых ветхих веревок (курпы, крутцы, чуна, шептуны), из конских грив и хвостов (волосянники), наконец из соломы (соломенники, кур.). Лычный лапоть плетется в 5-12 строк, пучков, на колодке, кочедыком, коточиком (железный крючок, свайка), и состоит из плетня (подошвы), головы, головашек (переду), ушника, обешника (каймы с боков) и запятника; но плохие лапти, в простоплетку, без обушника, и непрочны; обушник или кайма сходится концами на запятнике, и связываясь, образует оборник, род петли, в которую продеваются оборы. Поперечные лыка, загибаемые на обушнике, называются курцами; в плетне обычно десять курцев. Иногда лапоть еще подковыривают, проходят по плетню лыком же или паклею; а писаные лапти украшаются узорною подковыркою. (Словарь Даля)

В русском фольклоре и культуре

Сейчас лапти часто занимают центральное место в экспозициях некоторых музеев , используются на эстраде и в спортивной жизни. Например, в городе Суздаль в 2007 году с успехом прошел «Спортивный праздник Лаптя» , который в 2008 году приобрел статус международных состязаний. А известный Костромской музыкант и танцор Игорь Белов использует лапти в одном из своих зрелищных номеров «Чечетка в лаптях и с баяном» . Плетение лаптей - как развивающее мелкую моторику у детей - используется в детских образовательных учреждениях, а сами лапти - в детских и взрослых фольклорных ансамблях.

См. также

  • Брыль - соломенная шляпа с прямыми широкими полями. Элемент традиционной мужской одежды в Белоруссии и на Украине.
  • Strohschuh (строшу)-Традиционная швейцарская обувь из соломы.

Плетение соломенных швейцарских «лаптей»

Примечания

Ссылки

  • И. И. Звездин, «Лапотный промысел в Бакшееве, Малой Поляне, Румстихе и Березниках» «Нижегородский сборник» под редакцией А. С. Гациского , Том 7. (1880-ые годы). (Современный Дальнеконстантиновский район Нижегородской области)
  • § 98. Обувь - Глава VI «Одежда и обувь» книги Д. К. Зеленин. «Восточнославянская этнография»

В начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно.

Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Казалось бы, что сложного несёт в себе тема история лаптя? А между тем даже точное время появления лаптей в жизни наших далеких предков неизвестно по сей день.

Принято считать, что лапти – один из самых древних видов обуви. Во всяком случае, костяные кочедыки – крючки для плетения лаптей – археологи находят даже на неолитических стоянках. Не дает ли это основание предполагать, что уже в каменном веке люди, возможно, плели обувь из растительных волокон?

Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов, зависящих, прежде всего, от сырья, использованного в работе. А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники … Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими – ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.

Нередко лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку (подковырку). Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными (а не пеньковыми) оборами (то есть тесьмой, закрепляющей на ногах лапти) или вязовые красноватые семерики. Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетеные ступни, вовсе не имевшие обор.

Обувь плели не только из древесной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетенные из них лапти прозывались коренниками. Модели, изготавливаемые из полосок ткани и суконных покромок, называлиплетешками. Лапти делали и из пеньковой веревки – курпы, или крутцы, и даже из конского волоса –волосянники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Например, для московских моделей, плетенных из лыка, характерны высокие борта и округлые головки (то есть носки). Северный, или новгородский, тип чаще делали из бересты с треугольными носками и сравнительно низкими бортами. Мордовские лапти, распространенные в Нижегородской и Пензенской губерниях, плели из вязового лыка. Головки этих моделей имели обычно трапециевидную форму.

Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»).

Тщательно снятые лыки затем завязывали по сотням в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык – от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом – получалось приблизительно 300 пар лаптей. О скорости плетения лаптей различные источники говорят по-разному: от двух до десяти пар в день.

Для плетения лаптя нужна была деревянная колодка и, как уже говорилось, костяной или железный крючок – кочедык. Особого навыка требовало плетение запятника, где сводились все лыки. Связать петли старались так, чтобы после продержки обор, они не кривили лаптя и не трудили ноги на одну сторону. Есть легенда, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого (XX) столетия.

Сапоги, отличавшиеся от лаптей удобством, красотой и прочностью, для большинства крепостных крестьян были недоступны. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Жизнь крестьян-лапотников описана многими русскими классиками. В рассказе «Хорь и Калиныч» И.С. Тургенев противопоставляет орловскому мужику калужского оброчного крестьянина: «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах».

Как видим, даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Своеобразный знаковый смысл кожаной обуви для крестьянина подчеркивает и другой наш писатель, Д.Н. Мамин-Сибиряк: «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог». А между тем кожаная обувь ценилась не дешево. В 1838 году на Нижегородской ярмарке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили в ту пору не менее пяти-шести рублей. Для крестьянина-земледельца это большие деньги, чтобы собрать их, нужно было продать четверть ржи, а в иных местах и более (одна четверть равнялась почти 210 литрам сыпучих веществ).

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

В письменных источниках слово «лапоть», а точнее, производное от него – «лапотник» впервые встречается в «Повести временных лет» (в Лаврентьевской летописи): «В лето 6493 (985 год.), иде Володимеръ на Болгары съ Добрынею съ уемъ своимъ въ ладьях, а Торки берегомъ приведе на конихъ, и победи Болгары. Рече Добрыня Володимеру: съглядахъ колодникъ оже вси въ сапозехъ, сим дани нам не даяти, поидем искать лапотников. И сотвори Володимеръ с Болгары миръ …». В другом письменном источнике эпохи Древней Руси, «Слове Даниила Заточника», термин «лыченица» как название вида плетеной обуви противопоставляется сапогу: «Лучше бы ми нога своя видети в лыченицы в дому твоемъ, нежели в червлене сапозе в боярском дворе».

Историки, однако, знают, что названия вещей, известных по письменным источникам, не всегда совпадают с теми предметами, которые соответствуют этим терминам сегодня. К примеру, «сарафаном» в XVI веке называли верхнюю мужскую одежду в виде кафтана, а «ширинкой» именовали богато вышитый шейный платок.

Интересную статью по истории лаптя опубликовал современный петербургский археолог А.В. Курбатов, который предлагает рассматривать историю лаптя не с точки зрения филолога, а с позиций историка материальной культуры. Ссылаясь на накопленные за последнее время археологические материалы и расширившуюся лингвистическую базу, он пересматривает выводы, высказанные финским исследователем прошлого века И.С. Вахросом в очень интересной монографии «Наименование обуви в русском языке».

В частности, Курбатов пытается доказать, что плетеная обувь начала распространяться в России не ранее XVI века. Более того, мнение об изначальном преобладании лаптей среди сельских жителей он относит к мифологизации истории, как, впрочем, и социальное объяснение этого явления следствием чрезвычайной бедности крестьянства. Эти представления сложились, по мнению автора статьи, в среде образованной части российского общества лишь в XVIII веке.

И действительно, в опубликованных материалах, посвященных широкомасштабным археологическим исследованиям в Новгороде, Старой Ладоге, Полоцке и других русских городах, где был зафиксирован культурный слой, синхронный «Повести временных лет», не обнаружено следов плетеной обуви. А как же найденные при раскопках костяные кочедыки? Они могли, по мнению автора статьи, использоваться для иных целей – для плетения берестяных коробов или рыболовных сетей. В городских слоях, подчеркивает исследователь, лапти появляются не ранее рубежа XV-XVI веков.

Следующий довод автора: изображения обутых в лапти нет ни на иконах, ни на фресках, ни в миниатюрах лицевого свода. Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин,– сцена пахоты из «Жития Сергия Радонежского», но оно датируется началом XVI века. К этому же времени относятся сведения писцовых книг, где впервые упоминаются «лапотники», то есть ремесленники, занятые изготовлением лаптей на продажу. В трудах иностранных авторов, посещавших Россию, первое упоминание о лыковой обуви, относящееся к середине XVII столетия, А. Курбатов находит у некоего Николааса Витсена.

Нельзя не сказать и об оригинальной, на мой взгляд, трактовке, которую дает Курбатов раннесредневековым письменным источникам, где впервые речь идет о лаптях. Это, например, приведенный выше отрывок из «Повести временных лет», где Добрыня дает Владимиру совет «поискать лапотников». А.В. Курбатов объясняет его не бедностью лапотников, противопоставленных богатым пленникам-болгарам, обутым в сапоги, а видит в этом намек на кочевников. Ведь собирать дань с оседлых жителей (лапотников) легче, чем гоняться по степи за ордами кочующих племен (сапоги – обувь, наиболее приспособленная для верховой езды, активно использовалась кочевниками). В этом случае слово «лапотник», то есть обутый в «лапоть», упоминаемый Добрыней, возможно, означает какой-то особый вид низкой обуви, но не сплетенный из растительных волокон, а кожаный. Поэтому утверждение о бедности древних лапотников, которые в действительности ходили в кожаной обуви, по мнению Курбатова, беспочвенно.

Все сказанное еще и еще раз подтверждает сложность и неоднозначность оценки средневековой материальной культуры с позиций нашего времени. Повторяю: зачастую мы не знаем, что означают термины, встречающиеся в письменных источниках, а вместе с тем нам не известно назначение и название многих предметов, найденных при раскопках. Однако с изложенными археологом Курбатовым выводами, на мой взгляд, можно спорить, отстаивая ту точку зрения, что лапоть значительно более древнее изобретение человека.

Итак, единичные находки плетеной обуви при раскопках древнерусских городов археологи традиционно объясняют тем, что лапти – прежде всего, атрибут деревенской жизни, тогда как горожане предпочитали носить кожаную обувь, остатки которой в огромных количествах встречаются в культурном слое при раскопках. И тем не менее анализ нескольких археологических отчетов и публикаций, по-моему, не дает основания считать, что плетеной обуви не существовало ранее конца XV – начала XVI века. Почему? А дело в том, что публикации (и даже отчеты) далеко не всегда отражают весь спектр обнаруженного археологами массового материала. Вполне возможно, что в публикациях ничего не говорилось о плохо сохранившихся обрывках лаптей либо их представили как-то иначе.

Для однозначного ответа на вопрос, носили ли в России лапти ранее XV века, необходимо внимательно просмотреть описи находок, проверить датировку слоя и т.д. Ведь известно, что существуют публикации, оставшиеся незамеченными, в которых упоминаются остатки плетеной обуви из раннесредневековых напластований Лядинского могильника (Мордовия) и Вятических курганов (Подмосковье). Лапти обнаруживали и в домонгольских напластованиях Смоленска. Сведения об этом, возможно, удастся обнаружить и в других отчетах.
Если бы лапти действительно получили широкое распространение только в позднем Средневековье, то в XVI-XVII веках они встречались бы повсеместно. Однако в городах фрагменты плетеной обуви этого времени обнаруживаются при раскопках весьма редко, в то время как детали кожаной обуви исчисляются десятками тысяч.
Теперь об информативности, которую несет средневековый иллюстративный материал – иконы, фрески, миниатюры. Нельзя не учитывать, что ее сильно снижает условность изображений, далеких от реальной жизни. Да и длиннополые одежды часто скрывают ноги изображенных персонажей. Неслучайно историк А.В. Арциховский, изучивший более десяти тысяч миниатюр Лицевого свода и обобщивший результаты своих исследований в солидной монографии «Древнерусские миниатюры как исторический источник», вовсе не касается обуви.
Почему нет необходимой информации в письменных документах? Прежде всего, из-за скудости и отрывочности самих источников, в которых меньше всего внимания уделяется описанию костюма, тем более одежды простолюдина. Появление же на страницах писцовых книг XVI века упоминаний о ремесленниках, специально занимавшихся плетением обуви, отнюдь не исключает того факта, что лапти еще раньше плели сами крестьяне.

А.В. Курбатов словно не замечает упоминавшегося выше фрагмента из «Слова Даниила Заточника», где впервые встречается слово “лыченица “, противопоставленное «червленым сапозем». Никак не объясняется и летописное свидетельство 1205 года, где говорится о дани в виде лыка, взятой русскими князьями после победы над Литвой и Ятвягами. Комментарий Курбатова к отрывку из «Повести временных лет», где побежденные болгары представлены неуловимыми кочевниками, хотя и интересен, но тоже вызывает вопросы. Нельзя считать кочевой империей булгарское государство конца Х века, объединившее многие племена Среднего Поволжья. Здесь уже господствовали феодальные отношения, процветали огромные города – Болгар, Сувар, Биляр, богатевшие на транзитной торговле. К тому же поход на Болгар в 985 году был не первым (упоминание о первом походе относится к 977 году), поэтому Владимир уже имел представление о противнике и вряд ли нуждался в объяснениях Добрыни.
И наконец, по поводу заметок западноевропейских путешественников, побывавших в России. Они появляются лишь в конце XV века, поэтому более ранних свидетельств в источниках этой категории просто не существует. Более того, в записках иностранцев основное внимание уделялось политическим событиям. Диковинная же, с точки зрения европейца, одежда россиян их почти не занимала.

Особенный интерес представляет книга известного немецкого дипломата барона Сигизмунда Герберштей на, посетившего Москву в 1517 году в качестве посла императора Максимилиана I. В его записках есть гравюра, изображающая сцену езды в санях, на которой отчетливо видны обутые в лапти лыжники, сопровождающие сани. Во всяком случае, в своих записках Герберштейн отмечает, что на лыжах ходили во многих местах России. Четкое изображение крестьян, обутых в лапти, есть и в книге «Путешествие в Московию» А. Олеария, дважды побывавшего в Москве в 30-х годах XVII века. Правда, в тексте книги сами лапти не упоминаются.

У этнографов также нет однозначного мнения о времени распространения плетеной обуви и ее роли в жизни крестьянского населения раннего Средневековья. Одни исследователи подвергают сомнению древность лаптей, считая, что прежде крестьяне ходили в кожаной обуви. Другие ссылаются на обычаи и поверья, говорящие как раз о глубокой древности лаптей, например, указывают на их обрядовое значение в тех местах, где плетеная обувь давно предана забвению. В частности, уже упоминавшийся финский исследователь И.С. Вахрос ссылается на описание похорон в среде уральских старообрядцев-кержаков, не носивших плетеной обуви, но хоронивших покойника обутым в лапти.

Суммируя изложенное, отметим: трудно поверить, что широко распространенные в раннем Средневековье лыко и кочедыки использовались лишь для плетения коробов и сетей. Уверен, обувь, изготовленная из растительного волокна, была традиционной частью восточнославянского костюма и хорошо знакома не только русским, но и полякам, и чехам, и немцам.

Казалось бы, вопрос о дате и характере распространения плетеной обуви – весьма частный момент нашей истории. Однако в данном случае он затрагивает масштабную проблему различия города и деревни. В свое время историки отмечали, что довольно тесная связь города и сельской округи, отсутствие существенного правового различия между “черным” населением городской слободы и крестьянами не позволяют провести резкой границы между ними. Тем не менее результаты раскопок свидетельствуют, что в городах лапти встречаются крайне редко. Это и понятно. Обувь, сплетенная из лыка, бересты или других растительных волокон, больше подходила для крестьянского быта и труда, а город, как известно, жил в основном ремеслом и торговлей.

Редичев С. «Наука и жизнь» № 3, 2007 г.

Лапти – самая древняя обувь на Руси.

ЛАПТИ (ВЕРЗНИ, КОВЕРЗНИ, КРЕСТОВИКИ, ЛЫЧНИКИ, ЛЫЧНИЦЫ, РАЧКИ) — Они представляли собой низкую легкую обувь, использовавшуюся круглый год и привязывавшуюся к ноге длинными шнурами — ОБОРАМИ

Лапотной Россия оставалась до 30-х годов 20 века.

Материал для лаптей всегда был под рукой: их плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска, из бересты и мочала. На пару лаптей обдирали три молоденьких (4-6 лет) липки.

Нужно было лаптей немало — и про свой обиход, и на продажу. «Добрый мужик в худую пору изнашивал в одну неделю не меньше двух пар лаптей», — свидетельствовал известный до революции писатель и этнограф С.Максимов.

Лапти для будней старались сделать прочными, чтобы дольше носились. Их плели из грубого широкого лыка. К ним прикреплялись подметки, которые оплетались пеньковыми веревками или тонкими полосками древесины дуба, размоченными в кипятке. В некоторых деревнях, когда на улице было грязно, к лаптям привязывались толстые деревянные колодки, состоявшие из двух частей: одна часть привязывалась к передней части стопы, другая — к задней. Будничные лапти, без дополнительных приспособлений, имели срок годности от трех до десяти дней.

Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали.

Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, — рачки.
Для работы по хозяйству удобны были ступни – подобие галош, только плетёные.

Верёвочные лапти назывались чуни, их надевали дома или для работы в поле в жаркую, сухую погоду. В некоторых деревнях ухитрялись плести лапти из конского волоса – волосяники.

Держались лапти на оборах – кожаных узких рмешкахили верёвках из конопляного волокна (моченцах). Ноги оборачивали в холщёвые портянки, а потом закутывали в суконные онучи.

Деревенские молодые франтихи появлялись на людях в писаных вязовых лаптях из тонкого лыка с чёрными шерстяными (а не пеньковыми) оборами и онучами.

Самыми красивыми считались вязовые лапти (из лыка вяза). Их выдерживали в горячей воде — тогда они розовели и становились твердыми.

Самыми захудалыми лаптями на Руси прослыли ивняк и, или коверзни, — из ивовой коры; даже плести их считалось зазорным. Из коры тала плели шелюжники, а из дубовой коры — дубовики.

На Черниговщине лапти из коры молодых дубов называли дубочарами. В дело шли и пеньковые очесы, и ветхие веревки; лапти из них — чуни — носили в основном дома или в жаркую сухую погоду. У них, должно быть, финское происхождение: финнов в России звали «чухна».

Были у таких лаптей и другие названия: курпы, крутцы и даже шептуны. В районах, где лыка не было, и закупать его было накладно, изворотливые крестьяне из тонких корней плели коренники; из конского волоса — волосяники. В Курской губернии научились делать соломенные лапти. Чтобы лапотная обувка была прочнее и ноги в ней не промокали и не замерзали, ее низ «подковыривали» конопляной веревкой.

Прежде чем надеть лапти, ноги оборачивали в холщовые портянки, а потом закутывали в суконные онучи.

Плели лапти на колодке, пользуясь железным (или костяным) крючком -
кочетыком: называли его еще свайкой или швайко

Им же сдирали кору с деревьев.

«Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. Легко давались подошва, перед и обушник (бока). А вот запятник дается не каждому: на нем сводятся все лыки и связываются петли — так, чтобы продетые в них оборы не кривили бы лаптя и не трудили ногу в одну сторону. В народе говорят, что царь Петр все умел делать, до всего дошел сам, а над запятником лаптя задумался и бросил. В Питере тот недоплетенный лапоть хранят и показывают», — писал С.Максимов.

Одни лапти плели в пять полос лыка, или строк, — то были пятерики; сплетенные в шесть строк — шестерики и в семь — семерики.

Великорусский лапоть отличался косым плетением лыка; белорусский и украинский — прямым.


Перед и обушник русских лаптей были плотными, жесткими.

Для работы по хозяйству удобны были плетеные ступни — подобие высоких галош (резиновые галоши, еще дорогие, вошли в деревенский быт только в начале ХХ века и надевали их лишь по праздникам).

Ступни оставляли у порога, чтобы быстро надеть для работы по хозяйству, особенно весной или осенью, когда на дворе грязь, а лапти с портянками, онучами и оборами надевать долго и хлопотно.

В не столь уж давние времена лапти у русских (в отличие от сапог) были разными для правой и левой ноги, а у поволжских народов — мордвы, чувашей и татар — они не различались по ноге. Живя бок о бок с этими народами, русские переняли более практичную обувь: когда изнашивался, рвался или терялся один лапоть, другой можно было не выбрасывать.

Во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась чрезвычайная комиссия (ЧЕКВАЛАП), снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями.

С лаптями в русской деревне было связано много различных поверий. Принято было считать, что старый лапоть, подвешенный в курятник, предохранит кур от болезней, будет способствовать яйценоскости птиц. Считалось, что корова, окуренная после отела из лаптя, будет здорова и даст много молока. Лапоть с уложенной в него травой-мокрицей, брошенный во время сильной засухи в реку, вызовет дождь и т. д. Лапоть играл некоторую роль в семейных обрядах. Так, например, по обычаю, вслед свахе, отправлявшейся сватать, бросали лапоть, чтобы сватовство было удачным. При встрече молодых, возвращавшихся из церкви, ребятишки поджигали лапти, набитые соломой, чтобы обеспечить им богатую и счастливую жизнь, предохранить их от несчастий.