Торпеда на новых физических принципах. «Физик» без лирики: в чем кроется мощь новой универсальной торпеды

Как сообщила газета "Известия", ВМФ России принял на вооружение новую торпеду "Физик-2". Как сообщается, данная торпеда предназначена для вооружения новейших подводных ракетоносцев проекта 955 "Борей" и многоцелевых атомных подводных лодок нового поколения проекта 885855М "Ясень".

До недавнего времени ситуация с торпедным оружием для ВМФ России была довольно безрадостной - несмотря на наличие современных атомных подводных лодок третьего поколения и появление новейших подводных лодок четвёртого поколения, их боевые возможности существенно ограничивались имеющимся торпедным оружием, существенно уступающим не только новым, но и уже в значительной степени устаревшим образцам зарубежных торпед. Причём не только американских и европейских, но и даже китайских.

Основной задачей советского подводного флота была борьба с надводными кораблями вероятного противника, в первую очередь с американскими конвоями, которые в случае перерастания Холодной войны в "горячую" должны были доставлять в Европу американские войска, вооружение и военную технику, различные припасы и средства материально-технического обеспечения. Наиболее совершенными в советском подводном флоте были "тепловые" торпеды 53-65К и 65-76 , предназначенные для поражения кораблей - они имели для своего времени высокие скоростные характеристики и дальность хода, а также уникальную систему лоцирования кильватерного следа, позволявшую "улавливать" кильватерный след вражеского корабля и следовать вдоль него до момента попадания в цель. При этом они обеспечивали полную свободу манёвра для подводной лодки-носителя после пуска. Особенно эффективной была монструозная торпеда 65-76 калибром 650 миллиметров. Она имела огромную дальность хода - 100 километров при скорости 35 узлов и 50 километров при скорости в 50 узлов, а мощнейшей 765-кг боевой части хватало, что бы нанести тяжёлые повреждения даже авианосцу (для потопления авианосца требовалось всего несколько торпед) и гарантированно потопить одной торпедой корабль любого другого класса.

Однако появление в 1970-х появились так называемые универсальные торпеды - они одинаково эффективно могли применяться как против надводных кораблей, так и против подводных лодок. Появилась и новая система наведения торпед - телеуправление. При данном способе наведения торпеды команды управления на неё передаются при помощи разматываемого провода, что позволяет легко "парировать" манёвры цели и оптимизировать траекторию движения торпеды, что в свою очередь позволяет расширить эффективную дальность применения торпеды. Однако в области создании универсальных телеуправляемых торпед в Советском Союзе не удалось добиться никаких существенных успехов, более того, советские универсальные торпеды уже тогда существенно уступали своим зарубежным аналогам. Во-первых, все советские универсальные торпеды были электрическими, т.е. приводимые в движение электроэнергией от размещённых на борту аккумуляторов. Они более просты в эксплуатации, имеют меньшую шумность при движении и не оставляют демаскирующего следа на поверхности, но в то же время по дальности и скорости хода очень существенно проигрывают парогазовым или т.н. "тепловым" торпедам. Во-вторых, высочайший уровень автоматизации советских подводных лодок, включая систему автоматического заряжания торпедных аппаратов, накладывал конструктивные ограничения на торпеду и не позволил реализовать т.н. шланговую систему телеуправления, когда катушка с кабелем телеуправления находится в торпедном аппарате. Вместо этого пришлось использовать буксируемую катушку, что резко ограничивает возможности торпеды. Если шланговая система телеуправления позволяет свободно маневрировать подлодке после пуска торпеды, то буксируемая манёвры после пуска крайне ограничивает - в таком случае гарантированно порвёт кабель телеуправления, более того, имеется и высокая вероятность его обрыва от набегающего потока воды. Буксируемая катушка также не позволяет осуществлять залповую торпедную стрельбу.

В конце 1980-х годов были начаты работы по созданию новых торпед, но из-за распада Советского Союза они были продолжены лишь в новом тысячелетии. В результате, российские подводные лодки остались с малоэффективными торпедами. Основная универсальная торпеда УСЭТ-80 имела совершенно неудовлетворительные характеристики, а имевшиеся противолодочные торпеды СЭТ-65, имевшие неплохие характеристики в момент принятия их на вооружение в 1965 году, уже морально устарели. В начале 21 века была снята с вооружения торпеда 65-76, которая в 2000 году стала причиной потрясшей всю страну катастрофы подводной лодки "Курск". Российские многоцелевые подводные лодки лишились своей "дальней руки" и самой эффективной торпеды для борьбы с надводными кораблями. Таким образом, к началу текущего десятилетия ситуация с торпедным оружием подводных лодок была совершенно удручающей - они имели крайне слабые возможности в дуэльной ситуации с вражескими подводными лодками и ограниченные возможности по поражению надводных целей. Впрочем последнюю проблемы удалось частично преодолеть путём оснащение с 2011 года подводных лодок модернизированными торпедами 53-65К, которые возможно получили новую систему самонаведения и были обеспечены более высокие характеристики дальности и скорости хода. Тем не менее, возможности российских торпед существенно уступали современным модификациям основной американской универсальной торпеды Mk-48. Флоту, очевидно, требовались новые универсальные торпеды, отвечающие современным требованиям.

В 2003 году на Международном Военно-Морском Салоне была представлена новая торпеда УГСТ (Универсальная Глубоководная Самонаводящаяся Торпеда). Для ВМФ России эта торпеда получила название "Физик". По имеющимся данным, с 2008 года на заводе "Дагдизель" велось производство ограниченных партий этих торпед для проведения испытаний на новейших подводных лодках проектов 955 и 885. С 2015 года начато серийное производство данных торпед и оснащение ими новейших подводных лодок, которые до этого пришлось вооружить устаревшими торпедами. К примеру, подводная лодка "Северодвинск", вступившая в состав флота в 2014 году изначально было вооружена морально устаревшими торпедами УСЭТ-80. Как сообщается в открытых источниках, по мере увеличения количества произведённых новых торпед, ими будут вооружаться и более старые подводные лодки.

В 2016 году сообщалось, что на озере Иссык-Куль велись испытания новой торпеды "Футляр" и что она должна была быть принята на вооружение в 2017 году, после чего производство торпед "Физик" будет свёрнуто и вместо них флота начнёт получать уже другие, более совершенные торпеды. Однако 12 июля 2017 года газета "Известия" и ряд российских информационных агентств сообщили о том, что на вооружение ВМФ России принята новая торпеда "Физик-2". На данный момент совершенно неясно, принята ли на вооружение торпеда, которую называли "Футляр" или торпеда "Футляр" - принципиально новая торпеда. В пользу первой версии может свидетельствовать то, что как сообщалось в прошлом году, торпеда "Футляр" представляет собой дальнейшее развитие торпеды "Физик". Тоже самое говорится и о торпеде "Физик-2".

Торпеда "Физик" имеет дальность хода в 50 км при скорости 30 узлов и 40 километров при скорости в 50 узлов. Торпеда "Физик-2", как сообщается, имеет увеличенную до 60 узлов (около 110 кмч) максимальную скорость за счёт нового турбинного двигателя 19ДТ мощностью 800 кВт. Торпеда "Физик" имеет активно-пассивную систему самонаведения и систему телеуправления. Система самонаведения торпеды при стрельбе по надводным целям, обеспечивает обнаружение кильватерного следа вражеского корабля на расстоянии 2,5 километров и наведение на цель при помощи лоцирования кильватерного следа. По всей видимости, на торпеде установлена система лоцирования кильватерного следа нового поколения, маловосприимчивая к средствам гидроакустического противодействия. Для стрельбы по подводным лодкам система самонаведения имеет активные гидролокаторы, способные "захватить" подлодку противника на расстоянии до 1200 метров. Вероятно, новейшая торпеда "Физик-2" имеет ещё более совершенную систему самонаведения. Также представляется вполне вероятным, что торпеда получила шланговую катушку вместо буксируемой. Как сообщается, общие боевые возможности данной торпеды сопоставимы с возможностями последних модификаций американской торпеды Mk-48.

Таким образом, ситуацию с "торпедным кризисом" в ВМФ России удалось переломить и возможно в ближайшие годы удастся оснастить все российские подводные лодки новыми универсальными высокоэффективными торпедами, которые существенно расширят потенциал российского подводного флота.

Павел Румянцев

ВМФ России принял на вооружение новую глубоководную самонаводящуюся торпеду «Физик», максимальная дальность стрельбы которой достигает 50 км, сообщил источник в Минобороны России.

«В конце прошлого года после успешного завершения госиспытаний принята на вооружение новая глубоководная тепловая самонаводящаяся торпеда «Физик», - сказал источник ТАСС.

«Этой торпедой будут прежде всего вооружены все подводные лодки проектов 955 („Борей“), 885 („Ясень“) и их модификации, а по мере увеличения выпуска этих торпед на них будут перевооружены и другие подлодки ВМФ», - уточнил собеседник агентства.

По его словам, серийное производство торпеды «Физик» уже началось, и флот приобретает новое оружие «с большой охотой».

«Максимальная дальность стрельбы новой торпедой - 50 км, скорость хода - около 60 узлов. Двигатель „Физика“ работает на унитарном топливе», - рассказал собеседник агентства.

Источник пояснил, что «Физик» заменит старую торпеду УСЭТ-80 с дальностью 18 км, принятую на вооружение еще в советское время - в 1980-е годы. «Торпеду УСЭТ-80 ранее получили и самые современные атомные подлодки, переданные флоту в последнее время, в частности первый „Борей“ - „Юрий Долгорукий“ - и первый „Ясень“ - „Северодвинск“. Теперь они будут от нее избавляться», - добавил он.

Длина торпеды «Физик» - 7,2 м, масса - 2200 кг при массе БЧ 300 кг. Тепловой безредукторный аксиально-поршневой двигатель открытого цикла ДП4 мощностью 460 кВт на однокомпонентном топливе «пронит» имеет вращающуюся камеру сгорания и дает торпеде скорость хода от 30 до 55 узлов при дальности 40–50 км и глубине хода до 500 м. ЭСУ ДП4 во многом создана с использованием технических решений американской ракеты Мк.46.

Первый прототип под названием «Физик» появился в СССР в 1990 году и использовал аналог американского однокомпонентного топлива «Отто-2». Для наведения на цель использована активно-пассивная гидроакустическая система самонаведения с системой опознавания кильватерного следа с дальностью реагирования ССН от 1,2 до 2,5 км и дальностью реагирования неконтактного взрывателя от 2 до 8 м в зависимости от типа и размера цели. Предусмотрена возможность телеуправления с общей длиной кабеля около 30 км.

Для снижения собственных шумов торпеда оборудована водометным движителем и выдвижными рулями. Экспортный вариант этой торпеды имеет обозначение УГСТ. В дальнейшем предусмотрено применение перспективной модификации этой торпеды с турбинным двигателем открытого цикла 19Д мощностью 800 кВт на двухкомпонентном топливе (гидразид и керосин Т1) под обозначением «Физик-2» или «Физик-2000» (экспортное название УГСТ-М). За счет новой ЭСУ предполагается добиться максимальной скорости порядка 65 уз. Помимо этих торпед, в штатный боезапас проекта 885, по всей видимости, будет включена также универсальная электрическая торпеда УСЭТ-80 КМ предыдущего поколения (модификация принята на вооружение в 1993 году).

В массовом сознании подводные лодки воспринимаются прежде всего как носители ракетного оружия. Ну, а что же торпеды? Не остались ли они в прошлом?

А если остались, тогда зачем на российский флот пошли серийные поставки торпед нового поколения «Физик»? Давайте разберемся в этом, исходя из самых общих соображений, диктуемых элементарной физикой.

Оружием, сделавшим подводную лодку полноценным боевым кораблем, была торпеда. Именно торпеды позволили крошечной пятисоттонной субмарине U-9 с архаичными керосиновыми моторами (эдакими керогазами, только газифицированное топливо шло не в горелки, а в газовый двигатель Отто) отправить 22 сентября 1914 года на дно сразу три британских броненосных крейсера водоизмещением в 36 000 тонн - HMS Aboukir, Cressy, Hogue.

Потери Королевского флота - 1459 человек - почти сравнялись с потерями у Трафальгара.

Цена плотной среды

И подводная лодка, и торпеды работают в среде с плотностью в тысячу раз выше, чем воздух, - в воде. Именно вода сделала крохотный подводный кораблик невидимым, что и позволило подойти на дистанцию выстрела, не опасаясь огня многочисленных пушек британских бронированных гигантов.

А еще именно вода с ее высокой плотностью обеспечила впечатляющую поражающую способность, которую 123-килограммовые боеголовки 45-сантиметровых торпед продемонстрировали на весьма прочных корпусах британских крейсеров. Взрыв в воде гораздо разрушительней взрыва в воздухе.

Да и подводная пробоина, в которую вливается вода, много страшнее надводных, овеваемых воздухом разрушений.

Но за все - в том числе и за скрытность, обеспечиваемую плотностью среды, - необходимо платить. Прежде всего затратами энергии, расходуемой на преодоление сопротивления воды. Это обуславливало крайне низкую, по сравнению со снарядами артиллерийских орудий, скорость торпед.

У тех C45/06, которыми была вооружена U-9, ход был 26 узлов при дальности стрельбы 3000 м и 34,5 узла при дальности стрельбы 1500 м. Кроме того, в плотной среде любой отклоняющий момент - асимметрия корпуса, тяги винта, удар волны - окажет несопоставимо более сильное воздействие, чем в воздухе.

Замеряющие давление воды гидростаты, управляя вертикальными рулями, удерживали торпеду на заданной глубине, не давая ей нырнуть вглубь, пройдя под днищем цели, или выскочить на поверхность.

Аналогичные возможности - стабилизацию на траектории - реактивные снаряды комплекса «Смерч» получили лишь в 1970-е, когда потребовалось поднять дальность стрельбы РСЗО с приемлемым рассеянием до 70 км. Такая вот разность в свойствах воды и воздуха.

На километр вглубь

Большую часть своей истории подводные лодки были вооружены торпедами и именно с их помощью вели боевые действия. Но потом на подводный флот пришли ракеты. Они позволяли сочетать скрытность субмарин с высокой скоростью и дальностью, которая обеспечивалась идущим в воздушной среде снарядом.

Стратегическим - таким как ракеты UGM-27 Polaris, стартующие из вертикальных шахт. Тактическим - предназначенным для борьбы с советскими подводными лодками: субмарины НАТО были оснащены запускаемыми из торпедных труб ракетоторпедами UUM-44 SUBROC.

Твердотопливный ракетный двигатель поднимал SUBROC из воды и под управлением инерциальной системы управления вел в воздухе к цели на дальности до 55 км - цель поражалась пятикилотонной ядерной боеголовкой W55.

К семидесятым годам прошлого века торпеда ушла на второй план. Она осталась «нишевым» оружием, предназначенным для борьбы с подводными лодками. И именно для этой цели была создана предыдущая отечественная торпеда - УСЭТ-80, универсальная самонаводящаяся электрическая торпеда, принятая на вооружение в 1980 году. Почему эта торпеда была электрической?

Дело в том, что в семидесятые годы предполагалось, что рабочая глубина перспективных подводных лодок США достигнет 1000 м. Именно под километровой толщей вод и должна была поражать их советская торпеда. Но километр глубины - это давление в сотню атмосфер. А любой тепловой двигатель предназначен для работы в окружающей среде с низким давлением.

Так что создателям УСЭТ-80 пришлось прибегнуть к электрическому двигателю, питаемому серебряно-магниевой батареей, которая активируется морской водой. Это обеспечивало работу на километровой глубине, позволяло торпеде развивать скорость 45 узлов, а при 43 узлах достигать дальности 18 км.

В плотной среде, где не работают оптика и радары, при тогдашнем уровне развития гидроакустических средств этого было вполне достаточно.

Вдогонку за субмариной

Но в реальности развитие техники западных ВМС шло не так, как виделось в 1970-е. Многоцелевые подводные лодки класса Seawolf, вступавшие в строй с 1997 года, имеют рабочую глубину 480 м и предельную 600 м.

У более дешевых и массовых лодок класса Virginia, поступающих на службу с 2004 года, предельная глубина ограничена 488 м. У германских субмарин класса U-212 предельная глубина - 350 м, а у их экспортной версии U-214, стоящей на вооружении ВМС Турции, - 400 м. Так что ни о какой работе торпед на километровой глубине сегодня и речи нет.

В настоящее время НИИ мортеплотехники (Санкт-Петербург) разработал УГСТ «Футляр», которая является усовершенствованной версией торпеды «Физик» и обладает сходными параметрами. Производятся УГСТ на ОАО «Завод «Дагдизель»» (Каспийск, Дагестан).

А вот ходят современные подводные лодки уважаемых партнеров быстро: Seawolf развивает скорость до 35 узлов. И, как легко понять, стрельба торпедой с ограниченным до 18 км запасом хода представляет собой трудную задачу, даже если принять во внимание возможности самонаведения торпеды УСЭТ-80, которая способна гнаться за вражеской субмариной по кильватерному следу или выходить на цель с помощью активно-пассивного гидролокатора.

Но какой бы изощренной ни была система управления, фундаментальные ограничения скорости и запаса хода накладывают свои ограничения на применение торпед по скоростным маневрирующим целям.

Например, окажись наша субмарина строго за кормой идущего полным ходом «Сивульфа», стрелять торпедой УСЭТ-80 вдогонку с дистанции 3−4 км не имело бы смысла: не хватит запаса хода торпеды, чтобы сократить расстояние до нуля. За час на ходу в 43 узла она сможет сблизиться с субмариной только на 14,8 км. Но аккумуляторов хватит менее чем на четверть часа…

УГСТ «Физик» принята на вооружение в 2015 году и устанавливается на подводные лодки проектов 885 («Ясень») и 955 («Борей»). На фото: АПЛ «Александр Невский» - второй корабль, построенный в рамках проекта 955.

Если бы торпеда имела бесконечную скорость или бесконечный запас хода - тогда бы она, установив контакт с целью, гарантированно поразила бы ее в радиусе действия или при скорости, хоть чуть-чуть уступающей скорости торпеды.

Но в реальности так не бывает, и поэтому важнейшей задачей стало повышение скорости и запаса хода новой отечественной торпеды УГСТ. А поскольку стало понятно, что нырять на километр торпедам не придется, то обратились к проверенному вековой практикой химическому топливу, более энергоемкому при той же массе.

Топливо XXI века

Двигательная установка торпеды «Физик» использует однокомпонентное топливо - примерно так же, как современные твердотопливные ракеты. Только в торпеде оно не твердое, а жидкое. Какое именно? Ну, наверное, мы не сильно ошибемся, предположив, что оно в общих чертах аналогично монотопливу Otto Fuel II, применяемому в торпедах стран НАТО.

Это топливо не имеет никакого отношения к газовому двигателю Отто - оно названо по имени изобретателя Отто Рейтлингера и состоит из пропиленгликоля динитрата (он же 1,2-пропандиол динитрат), стабилизированного 2-нитродифениламином и десенсибилизированного (потерявшего чувствительность к детонации) дибутилсебакатом.

Ну а для того, чтобы эту энергию извлечь, однокомпонентное топливо разогревается стартовым пороховым зарядом. Получившиеся газы идут в цилиндры аксиально-поршневого двигателя, где и происходит их сгорание.

Аксиально-поршневой - это двигатель, где цилиндры расположены по кругу параллельно, осями друг к другу, а вместо коленвала используется наклонная шайба. Когда-то он был изобретен для авиации, но сейчас прижился в торпедах.

Аксиальный двигатель нагружен малошумным водометным двигателем. Так что универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда «Физик» имеет скорость 50 узлов при дальности 50 км, что существенно расширяет тактику ее применения по сравнению с УСЭТ-80.

Как уверяют флотские, пуск «Физика» из современных торпедных аппаратов практически бесшумен, что исключает демаскировку атакующей лодки. На цель торпеду может направлять как система самонаведения, так и проводная система телеуправления, когда за целью следит гидроакустическая система подводной лодки, а команды торпеде передаются по оптоволоконному кабелю.

УГСТ «Физик»

Поскольку на лодке и размеры датчиков гидроакустической станции больше, и процессоры, обрабатывающие их данные, мощнее, такая схема применения дает лучшие, чем при самонаведении, шансы в дуэли с подводной лодкой противника.

Этому помогает и более высокая маневренность «Физика»: его рули после пуска выходят за контур торпеды (примерно так же, как раскрываются стабилизаторы ПТУР 9М111 «Фагот»), что обеспечивает большую эффективность управления в широком диапазоне скоростей.

А это нужно потому, что при телеуправлении - когда торпеда тащит за собой кабель или катушку с проводом - приходится уменьшать скорость торпеды, платя увеличением времени хода за скрытность.

Так что торпедное оружие становится более адекватным тем задачам, которые ставит XXI век. Оно может быть выпущено с больших, чем ракеты, глубин - до 400 м.

Оно имеет более низкий уровень демаскирующих факторов, прежде всего шума: торпеда деликатно выходит в жидкую среду, а ракета врывается туда с ударом горячих газов из двигателя, почти взрывом. Но конкретная тактика применения этого оружия - военная тайна, куда более серьезная, чем сведения о самом этом оружии…

Подпишитесь на нас

Российский флот принял на вооружение новую универсальную глубоководную самонаводящуюся торпеду (УГСТ) «Физик». Ее считают уникальной как по боевым характеристикам, так и по ее универсальности. Журнал «Армейский стандарт» попытался разобраться в особенностях грозного «Физика».Разработка торпеды нового поколения велась совместно в Санкт-Петербургском НИИ «Мортеплотехника» и на подмосковном предприятии «Регион» с 1986 года. Разработчикам была поставлена задача создать оружие, которое по своим характеристикам превосходило бы торпеду УСЭТ-80 (универсальная самонаводящаяся электрическая торпеда).Эта торпеда разрабатывалась в 60-е годы и была принята на вооружение в 80-е. В 1964 году был проведен конкурс эскизных проектов перспективной универсальной торпеды - как тепловой, так и электрической. Несмотря на то что ТТХ тепловой на глубинах до 600 м получались существенно выше электрической, для дальнейшей разработки под предлогом скорого появления в ВМС США подлодок с глубиной погружения до 1000 м была принята электрическая торпеда.Интересно, что образцом для ее батареи послужила серебряно-магниевая батарея, активируемая морской водой, с выловленной нашими моряками американской торпеды MК-44. По мнению ряда экспертов, выбор в качестве приоритета развития именно электрических универсальных торпед привел к значительному отставанию в этом вопросе от ВМС США.Минусов было много: скорость, дальность, большой вес, высокая стоимость торпеды. Кроме того, из-за малой солености воды исключалось применение такого типа торпед в Балтийском море (батарея просто не активировалась). То, что на момент 1991 года торпедное оружие ВМФ СССР значительно уступало торпедному оружию вероятного противника, считается неоспоримым фактом.Например, заместитель начальника Управления противолодочного вооружения ВМФ в 1980-х годах Рудольф Гусев отмечал: «Торпеда МК-48 (американская) тепловая, а УСЭТ-80 - электрическая. Электрическая торпеда в сопоставимых габаритах всегда проигрывает тепловой по скорости и дальности. По крайней мере так было до сих пор. В создании тепловой силовой установки для универсальной торпеды с ТТХ «на опережение» американцев мы проиграли. В создании тепловой силовой установки для универсальных торпед с ТТХ «на паритет» на однотипном, что и у американцев, однокомпонентном унитарном топливе мы хладнокровно опоздали и, самое главное, надолго дискредитировали саму идею применения этого топлива. Виноваты в этом все, от кого это зависело… Употребить власть оказалось некому».Решение о разработке принципиально новой торпеды было буквально выстрадано. Основной задачей стало создание торпеды, способной эффективно действовать на дальних дистанциях. Для этого необходимо было сочетать высокую скорость и скрытность передвижения снаряда. Было принято решение отказаться от электрических энергосиловых установок и перейти на тепловые. В «Физике» стартовый пороховой заряд, размещенный в камере сгорания, позволяет за короткое время наращивать мощность двигательной установки. Это особенно важно на начальном этапе хода торпеды.Движителем торпеды является уникальный малошумный водомет. 533 - миллиметровая УГСТ оснащена боевой частью весом до 300 килограммов и предназначена для поражения кораблей и подводных лодок противника на дальности до 50 километров. Для наведения на цель использована активно-пассивная гидроакустическая система с возможностью опознавания кильватерного следа на расстоянии от 1,2 до 2,5 км и дальностью реагирования неконтактного взрывателя от 2 до 8 м в зависимости от типа и размера цели. Предусмотрена возможность телеуправления с общей длиной кабеля около 30 км.«Физик» производится для наших торпедных аппаратов и имеет длину 7,2 метра. Совместимость аппаратуры носителя и бортовых систем торпеды производится программной настройкой системного блока во время привязки к определенному типу корабля. Причем для размещения универсальной глубоководной самонаводящейся торпеды на некоторых модернизируемых судах существует возможность поставки переходного пульта предстартовой подготовки, позволяющего вводить данные в торпеду перед выстрелом.Важной отличительной особенностью данной торпеды является ее модульная конструкция. Это позволяет создавать целое семейство торпед, которые обладают многоуровневым потенциалом модифицируемости: от перепрограммирования аппаратуры в базовой модели до замены резервуарного отделения или двигателя. Такой подход дает возможность быстро комплектовать УГСТ под особенности конкретных условий боевого применения. Так, например, что касается боевой части торпеды (боевого зарядного отделения), то оно представляет собой отсек с вкладной капсулой, в которой размещается взрывчатое вещество.Разработано несколько модификацийбоевого зарядного отделения, различающихся по массе и составу взрывчатого вещества, а также системе инициирования во время подрыва. Российские конструкторы реализовали в УГСТ еще одно ноу-хау - двухплоскостные рули, которые выдвигаются за калибр торпеды после того, как она выходит из торпедного аппарата. Данная конструкция рулей позволяет существенно снизить шумность, а также уверенно маневрировать на самом трудном, начальном участке пути.В дальнейшем предусмотрено применение перспективной модификации этой торпеды на двухкомпонентном топливе под обозначением «Физик-2» или «Физик-2000» (экспортное название - УГСТ-М).Причем наш оборонный комплекс не стоит на месте. «Физик» только недавно встал на вооружение, а уже появилась информация, что в России работают над новейшей торпедой «Футляр». Ее флот должен получить к концу года. Информация о ТТХ этой торпеды засекречена. Официально известно только, что «Футляр» получит усовершенствованную систему самонаведения с увеличенной дальностью захвата подводной цели. Сейчас «Футляр» проходит государственные испытания на озере Иссык-Куль в Киргизии, которые планируется завершить в декабре. В случае успеха серийное производство оружия должно начаться в 2017 году.«Футляром» будут прежде всего вооружены все подводные лодки проектов 955 «Борей», 885 «Ясень» и их модификации, а по мере увеличения выпуска этих торпед на них будут перевооружены и другие подлодки ВМФ.

В прошлом году на вооружение ВМФ России поступили глубоководные самонаводящиеся торпеды УГСТ «Физик». Прошло чуть больше года, и на финальный этап государственных испытаний вышла торпеда «Футляр», которая является модернизированным вариантом «Физика». Испытания проводятся в Киргизии на озере Иссык-Куль. В случае их успешного завершения новая торпеда будет принята на вооружение уже в этом году, а в 2017 году начнется ее серийное производство.

И базовый вариант, и модернизированный были созданы в НИИ Мортеплотехника, входящем в ОАО «Концерн Морское подводное оружие — Гидроприбор». Серийное производство предполагается запустить в городе Каспийске на заводе «Дагдизель». Торпеды будут размещаться в первую очередь на новейших атомных подводных лодках проектов «Борей» и «Ясень». После запуска в серию «Футляра» производство торпед «Физик» будет прекращено.

Новая торпеда идет на замену устаревшей 533-мм УЭСТ-80, принятой на вооружение в 1980 году. Торпеда имела неоправданно малую для современных условий дальность в 18 км. Правда, скорость была не столь и плоха — 45 узлов. Ее обеспечивала электрическая двигательная установка, запитываемая серебряно-магниевой батареей. Торпеда была самонаводящаяся. Вывод на цель осуществлялся по активно-пассивному акустическому каналу, а также по каналу захвата кильватерного следа. Этот второй канал использует эффект рассеивания акустических волн на пузырьках воздуха, присутствующих в кильватерном следе корабля или подводной лодки, использующих в качестве движителя гребные винты. При этом УЭСТ-80 способна работать по целям от «нуля», то есть по надводным кораблям, до погруженных на 1000 метров субмарин. Масса боевой части — 300 кг.

Надо сказать, что УГСТ «Физик» на ВМФ заждались. Ее разработка была начата в 1986 году. Впервые ее показали на петербургском международном салоне в 2003 году. Спустя пять лет торпеда начала выпускаться пробными партиями. И лишь в апреле 2015 году ее приняли на вооружение.

Столь длительная задержка вызвана репутационными причинами. На «Физике» используется не электрический, а тепловой двигатель, работающий на жидком однокомпонентном топливе. По официальной версии, катастрофа на погибшей в Баренцевом море ПЛА «Курск» произошла именно из-за подрыва торпеды с тепловым двигателем на перекиси водорода. Именно поэтому недоверие распространилось на весь класс тепловых двигателей, используемых для оснащения ими торпед для подводных лодок. Однако официальная версия целым рядом компетентных экспертов ставится под сомнения.

Но, похоже, лет тронулся. Давно готовая к эксплуатации на боевых судах торпеда начала прописываться во флоте всерьез и надолго. Дальность действия «Физика» возросла до 50 километров, а скорость — до 50 узлов. «Футляр» обладает улучшенными характеристиками. Особых подробностей по этому поводу не сообщается. Но известно, что в модернизированном варианте будет использована тепловая пропульсивная система ТПС-53, способная повысить дальность стрельбы до 60 км, а скорость до 65 узлов. В ее газотурбинном двигателе применяется жидкое топливо типа Otto-fuel, позволяющее развивать мощность в 800 кВт.

То есть налицо серьезный прорыв по части скорости и дальности стрельбы. В то же время сторонники использования электрических торпед, ссылаясь на зарубежный опыт, настаивают на их преимуществах. Преимущества эти чисто теоретические. В России нет батарей, обладающих необходимой емкостью. И по части других параметров дела также обстоят не лучшим образом. На вооружении надводных кораблей и подводных лодок находится торпеда ТЭ2. Она всем хороша — прекрасно наводится на цель и мало шумит. Но ее скорость не превышает 45 узлов, а максимальная дальность в зависимости от избранного режима лежит в диапазоне от 15 км до 25 км.

У «Физика» есть и еще одно достоинство: в нем в качестве движителя используется водомет. ТЭ2 приводят в движение два винта.

Помимо двухканальной акустической системы самонаведения, «Физик» оснащен системой наведения на цель по проводам, по которым с борта подводной лодки на торпеду поступают команды смены курса в зависимости от того, как маневрирует атакуемый корабль или ПЛ. Дальность такого телеуправления лежит в диапазоне от 5 км до 25 км. Все это будет перенесено и на «Футляр». Возможно, в акустическую систему будут внесены улучшения.

Если «Физик» по ТТХ является лучшей отечественной торпедой, стоящей на вооружении, то отрыв «Футляра» от отечественных торпед возрастет.

Делая обзор российских торпед для ПЛА, необходимо упомянуть еще две. Прежде всего, это торпеда 65−76А «Кит». Она пришла на подводный флот в конце 70-х годов. Именно ею была вооружена погибшая ПЛА «Курск». От конструкторов требовалось создать дальнобойное, мощное и скрытное оружие, которое позволило бы советским подводным лодкам поражать крупные корабли противника, включая авианосцы, не входя в зону действия противолодочной обороны.

И это им в значительной мере удалось. Торпеда имела два калибра — 533 мм и 650 мм. Последнюю называли «толстой торпедой». Она могла переносить как ядерный заряд, так и обычный весом в 557 кг. Развивала скорость до 50 узлов, на которой была способна преодолеть 50 км. По некоторым данным максимальная скорость достигала 70 узлов. При скорости в 35 узлов дальность достигала 100 км. Именно этот параметр и привел в ужас натовских моряков, и «толстую торпеду» назвали убийцей авианосцев. Потому что надежную противолодочную защиту авианосца невозможно развернуть на такую глубину. Ситуация усугублялась тем, что «Кит» был оснащен аппаратурой самонаведения, и вдали от запустившей его подводной лодки занимался избирательным поиском цели.

На Западе вздохнули с облегчением, когда «толстая торпеда» в 2002 году была снята с вооружения ВМФ России. В общей сложности ею были вооружены более 60 отечественных подводных лодок, боезапас каждой лодки составлял от 8 до 12 «толстых торпед». Однако «Футляр», несомненно, прибавит нашему предполагаемому противнику головной боли.

Еще одна торпеда произвела громадный шум. Но, в основном, информационный. Вокруг нее сформировалось множество красивых легенд. Это торпеда «Шквал», развивающая под водой скорость в 200 узлов, что эквивалентно 370 км/ч. Столь фантастическая скорость достигается за счет того, что при ее движении используется кавитационный эффект. То есть «полет» осуществляется в воздушном пузыре. Мощную тягу создает твердотопливный реактивный двигатель.

Однако значительное количество минусов сводило к нулю мощный плюс, в связи с чем торпеда была снята с вооружения. Во-первых, максимальная дальность стрельбы составляла 13 км. То есть лодка должна была приблизиться к атакуемой цели на расстояние, где была развернута мощная противолодочная оборона. Во-вторых, торпеда при движении создавала громкий шум и отчетливый след на поверхности воды. Выпустив торпеду, лодка гарантированно себя обнаруживала со всеми вытекающими для нее печальными последствиями. В-третьих, торпеда, подобно пуле, выпущенной из винтовки, летела по прямой, не сворачивая и не подчиняясь никаким командам. И, несмотря на ее бешенную скорость, за 2 минуты пути до цели можно было либо ее уничтожить, либо сдвинуть корабль на достаточное расстояние, чтобы гиперторпеда пролетела мимо. В-четвертых, максимальная глубина хода «Шквала» составляла 30 метров. Следовательно, подлодки были для нее практически недостижимы.

Торпеда Mark-48 ВМС США (Фото: ru.wikipedia.org)

Сравнивать «Футляр» нужно прежде всего с американской тепловой торпедой Mark 48. Она появилась на свет в 1972 году. Но к настоящему моменту производится ее седьмая модификация со значительно улучшенными характеристиками. Это основная торпеда подводного флота ВМС США. Она немного превосходит «Физика», но проигрывает «Футляру». Ну а самые дальнобойные торпеды делает Германия. Ее DM2A4ER способна пройти 140 км. А на максимальной скорости в 50 узлов — 100 км.

Все современные торпеды стран НАТО имеют головку самонаведения и режим управления по телекабелю.

ТТХ торпед ТЭ2, «Физик», «Футляр», Mark 48 (США), DM2 A4 ER (ФРГ), Black Shark (Италия)

Длина, м: 7,9 — 7,2 — н/д — 5,8 — 8,4 — 5,9

Масса, кг: 2400 — 1980 — н/д — 1363 — н/д — 1363

Масса БЧ, кг: 300 — 300 — н/д — 300 — 260 — 250

Максимальная дальность, км: 25 — 50 — 60 — 60 — 140 — 70

Длина кабеля телеуправления, км: 25 — 25 — н/д — 30 — 100 — 60

Максимальная скорость, узлы: 45 — 50 — 65 — 60 — 50 — 52