Социальные связи действия и взаимодействия в обществе. Социальные связи, действия и взаимодействия

77лян лекции:

1. Социальные связи и отношения, их системообразующая роль.

2. Понятия социального действия и взаимодействия как выражение динамической характеристики социальной структуры.

3. Теории социального взаимодействия (интеракции).

1. В предшествующих темах анализ социальной структуры был связан с выявлением основных ее компонентов, каковыми являются: человек (личность), семья, группа, коллектив, общность, организа­ция и институт. Выявление этих компонентов помогает уяснить природу того «материала», из которого складывается социальная структура. Однако эти элементы не представляют собой некий инер-тый разрозненный материал. Каждый элемент социальной структу­ры являет собой пример живой, деятельной, самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, которая имеет внутренние и внешние ^вязи, функции и отношения, благодаря которым структура общест­ва приобретает живой, динамический характер. Поэтому анализ со­циальной структуры предполагает выявление не только ее компо­нентов, но и тех связей, благодаря которым эта структура приобре­тает форму живой, функционирующей, развивающейся системы. Эту сторону социальной структуры выражают такие понятия, как «связь», «взаимосвязь», «отношение», «действие», «взаимодейст­вие», раскрывающие механизмы социального функционирования, изменения и развития. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Начнем с наиболее общего понятия, каковым является понятие связи. Это понятие означает соединение элементов системы в еди­ное, целостное образование. Системы, как уже отмечалось, подраз­деляются на простые и сложные, на статические и динамические, на органические и неорганические, на природные и социальные. Любой предмет природы, общества или техники представляет собой слож­ную связь составляющих его элементов.

Если речь идет о технических системах - машинах и агрегатах, -то с очевидностью проступает наличие, с одной стороны, отдельных деталей, из которых состоит агрегат, а с другой - соединяющих их элементов (болты, гайки, сварка, склейка, цементирование и т.д.). С той же очевидностью эта связь проступает и в биологических объек­тах, т.е. в живых организмах, которые состоят из отдельных органов и связующих их элементов (суставов, сухожилий, мышц и т. д.). С этой точки зрения общество ничем не отличается от перечисленных


систем, оно также представляет своеобразный организм с множест­вом элементов, связанных между собой. Как группа альпинистов в буквальном смысле слова связана страховочным фалом, так и люди в обществе находятся в своеобразной связи друг с другом. Правда, эта связь особенная, она не всегда поддается непосредственному наблюдению. Но она есть и ее надо учитывать, когда речь идет о социальной структуре.

Так что же такое социальная связь? В самом общем плане можно сказать, что социальная связь - это связующие элементы социальной структуры, обеспечивающие единство и системную целостность со­циальных объектов от семьи и группы до общества, государства и человечества в целом.

Общество как целостная система представляет собой сложное со­четание различных видов связей между составляющими его элемен­тами. Это прежде всего экономические связи, которые, в свою оче­редь, распадаются на производственные, финансовые, торговые, по­требительские и т.д. Кроме того, выделяются классово-полити­ческие, правовые, культурные, технические и другие связи, состав­ляющие сложную структуру общественных отношений. В широком смысле слова все эти связи могут быть названы социальными. Но есть особый тип общественных отношений, который имеет собст­венно социальный смысл, - это отношения, складывающиеся между людьми в семье, в соседском или приятельском коллективе, в произ­водственной бригаде, в студенческой группе, в воинском подразде­лении, в спортивной команде, в толпе, в национальном или расовом объединении, в религиозной общине, в сословном клане, в возрас­тной когорте и т.д.

В этом плане социальная связь выступает как совокупность осо­бых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаим­ные отношения, которые объединяют людей в соответствующие со­циальные общности и объединения.

Основой формирования социальной связи является непосредст­венный контакт между людьми в той или иной первичной социаль­ной общности (семья, группа, бригада), который затем перерастает в более широкую опосредованную связь людей, составляющих круп­ные социальные объединения, в рамках которых формируются чув­ства причастности к группе или внутригрупповой солидарности (в рамках, например, нации, класса, сословия, конфессии и т.д.).

Существует определенная совокупность факторов, определяю­щих характер социальных связей. Эти факторы подразделяются на природно-биологические, психолого-рациональные и социально-институциональные. Природно-биологические задаются наследст­венными признаками, т.е. самим фактом рождения человека, что оп-


ределяет его этнические, национальные или расовые признаки, а вместе с тем и характер связующих элементов.

Среди факторов, объединяющих людей в соответствующие груп­пы и общности, большое значение имеют явления психологического характера, такие, например, как чувство общности с другими людь­ми. На основе ощущения такой общности рождается чувство любви, привязанности, увлечения, доверия, признания авторитета, альтру­изм, забота о ближнем или слабом и т.д., что и позволяет отдельным людям стать элементом целостной системы, функционирующей по своим собственным законам.

Своего высшего проявления социальные связи достигают тогда, когда они становятся убеждениями, приобретают характер рацио­нальных установок, в которых отражаются сложившиеся в обществе традиции, нормы и идеалы.

Если последние складываются в обществе стихийно, определяя социокультурный код общественного развития, то институциональ­ные нормы представляют собой специально созданные (формаль­ные, писаные) правила (нормы), которые особым образом регламен­тируют социальные связи и отношения, определяя порядок действия социальных объектов в рамках социального института и контроли­руя их.

Учитывая все эти факторы, можно сказать, что социальные связи бывают формальными и неформальными, личными и коллективными, прямыми и опосредованными, более прочными и менее прочными, прямыми и обратными, вероятностными и корреляционными и т.д.

Субъектами социальных связей выступают не только отдельные люди, но и их объединения: семья, группа, коллектив, общность, институт и т.д., которые также вступают в сложные взаимоотноше­ния друг с другом. В этом плане можно говорить о связях между го­родом и деревней, между образованием и культурой, между фило­софией и религией, между наукой и техникой, между сторонниками различных конфессий, о соседских, деловых, дружеских и прочих связях.

Социальная связь между индивидами реализуется как общение. Общение предполагает контакты. Последние имеют физическую и духовную форму своего проявления. Физический контакт реализует­ся в таких действиях, как рукопожатие, поцелуй, объятия, выполне­ние супружеских функций, физическое наказание и т.д., то есть реа­лизуется как физическое воздействие одного человека на другого. Физический контакт реализуется также в совместном проживании членов семьи, в совместном выполнении трудовых обязанностей в рамках первичного трудового коллектива, в совместном участии в политических и общественных акциях и т.д. 156


Духовная форма контакта представляет собой чувственно-эмоциональную окраску физических связей и сама затем выступает как предпосылка продуктивных связей между людьми. Положитель­ная духовная окраска укрепляет социальные связи, отрицательная -разрушает их.

Особым связующим материалом выступает язык, который сопро­вождает как физические, так и духовные формы контактов. Учиты­вая технические возможности передачи языковой и образной ин­формации можно считать, что рамки непосредственного общения значительно расширяются, приобретая действительно планетарный и даже космический характер.

Учитывая тот факт, что в обществе связи имеют не однонаправ­ленный, а обоюдонаправленный характер, их часто выражают с по­мощью понятия «взаимосвязь», которое выражает обоюдное воздей­ствие объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Схема­тично рассуждая, можно сказать, что А воздействует на В и В воз­действует на А.

В рамках постоянного функционирования социальной системы социальная связь и взаимосвязь приобретают характер социального отношения, т.е. человек не просто связан с другим человеком, а оп­ределенным образом относится к этому человеку, оценивая его с положительной или отрицательной стороны. Например, такая связь, как дружба, предполагает необходимость непосредственных контак­тов физических и речевых, т.е. реализуется в желании встретиться, обменяться новостями, поиграть в какие-либо игры и т.д., что в ито­ге и оставляет приятное впечатление. В сознании же дружба сохра­няется как доброе отношение одного человека к другому, как взаим­ное уважение, как уверенность в повторении подобных контактов и надежда на выручку в трудные периоды жизни. Служебная связь между руководителями и подчиненными также выражается поняти­ем отношение, говорят о служебных отношениях, - формальных или неформальных. Свои отношения устанавливаются между общностя­ми, институтами и организациями, в этом случае говорят о произ­водственных отношениях, о классовых отношениях, о партийных отношениях, о межконфессиональных отношениях и т.д.

Таким образом, понятия социальной связи, социальной взаимо­связи и социальных отношений взаимно предполагают и дополняют друг друга. Иногда их значения настолько тесно сближаются, что их используют как синонимы. Между тем, они имеют и свои отличи­тельные признаки. Если понятия связи и взаимосвязи обозначают гармоничную целостность социального объекта, то понятие отноше­ния имеет как положительный, так и отрицательный смыслы. Одни отношения укрепляют, интегрируют социальную систему, другие же

носят отрицательный характер, дезинтегрируют систему. Таковыми являются отношения дружбы и вражды, любви и ненависти, альтру­изма и эгоизма, миролюбия и агрессивности, терпимости (толерант­ности) и нетерпимости, равенства и неравенства, послушания и не­послушания и т.д. Поэтому можно сказать, что понятие социального отношения выражает качественную сторону социальных связей. Та­ким образом, объективные связи, взаимосвязи и отношения высту­пают той сплачивающей, цементирующей силой, которая объединя­ет отдельные элементы общества в целостные социальные системы.

Понятия связи, взаимосвязи и отношения, кроме того, тесно свя­заны с понятиями закона и закономерности. Учитывая тот факт, что связи бывают существенными и несущественными, внутренними и внешними, общими и частными, случайными и необходимыми, по­вторяющимися и неповторяющимися, можно выделить такие из них, которые и позволяют сформулировать понятие закона, в том числе и закона социального. Таковым является выражение всеобщей, необ­ходимой, существенной связи объектов, явлений и процессов, рас­крывающих функционирование, изменение и развитие социальных систем.

Если закон выражает глубинную сущность социальных явлений и процессов, то понятие закономерности раскрывает его внешнюю, эмпирически фиксируемую форму проявления.

Из двух типов законов (динамические и статистические) в описа­нии общественных явлений преобладают последние, т.к. при изуче­нии социальных процессов и явлений чаще всего приходится стал­киваться с массовыми объектами, пользуясь статистическими расче­тами и вероятностными выводами.

Понятие социальной связи стало одной из основных категорий социологии. С ее помощью специалисты стремились даже опреде­лить специфику самого предмета этой науки. Так, О. Конт пытался представить социальную структуру (статику) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до систем религии и государства. Другой основоположник позитивизма, Г. Спенсер, пы­тался через анализ системы социальных связей вывести специфику милитаристского и индустриального типов общества.

Представители психологических направлений (например, В. Парето) видели основу социальных связей в структуре инстинктов. Э. Дюрк-гейм, стремясь классифицировать типы связей, выделял механиче­скую и органическую солидарность как своеобразные этапы разви­тия общества от его традиционных форм до индустриального обще­ства с его особым проявлением разделения труда.


Сторонники формальной социологии на основе выделения раз­ных типов социальных связей также стремились вывести различные типы объединения людей и показать их эволюцию от общности к обществу.

Сам этот интерес подчеркивает большой смысл и категориаль­ную значимость понятия социальной связи, без которого вообще невозможно составить представление о том, как устроено человече­ское общество, как оно функционирует и развивается.

2. Характеризуя далее природу социальных связей, необходимо отметить, что в их основе лежат социальные действия и взаимодей­ствия. Последние в социологической литературе трактуются как проявление человеческой активности, направленной на изменение поведения, установок, системы ценностей индивида, группы или общности. Так, М. Вебер полагал, что социология есть наука, стре­мящаяся понять социальные действия и взаимодействия и тем са­мым причинно объяснить социальные процессы. При этом социаль­ными он называет такие действия, которые заключают в себе субъ­ективный смысл и ориентированы на действия других людей, т.е. предполагается взаимодействие субъектов социального действия.

В теории Т. Парсонса социальное действие рассматривается как система, в которой выделяются следующие элементы:

Действующее лицо (актер или субъект действия);

Объект (индивид или общность, на которые направлено действие);

Цель действия;

Способ действия;

Результат действия (реакция объекта).

Имея в виду тот факт, что результат действия не остается инде-ферентным по отношению к действующему лицу, а определенным образом воздействует на него, социальное действие также расширяет свое значение до понятия взаимодействия, часто обозначаемое как интеракция.

Взаимодействие начинается на уровне двух индивидов (своеоб­разный атом взаимодействия) как носителей социальных статусов, оно может проявляться также как взаимодействие индивида с груп­пой или общностью, а на макроуровне как взаимодействие социаль­ных общностей, институтов и государств.

Таким образом, социальное взаимодействие складывается из от­дельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения (Кравченко А.И; Общая социология. - М., 2001.-С. 205).


Конкретно взаимодействие в обществе проявляется как сотруд­ничество, конкуренция и соперничество. Оно может быть связано с конфликтными ситуациями и с разумными методами их устранения.

Связи, отношения, действия и взаимодействия имеют непосред­ственный и опосредованный характер. Именно наличие последних и позволяет считать все связи и отношения (даже такие, как производ­ственные и тем более политические) отношениями социальными, а отнюдь не только те, которые строятся в порядке обмена. Ибо даже тогда, когда человек летом колет дрова, и в этом действии, казалось бы, нет ничего социального, на самом деле и в нем скрыт глубокий социальный смысл, т.к. человек проявляет заботу о своих домочад­цах, об их жизни в зимних условиях. Поэтому социальное действие нельзя рассматривать только лишь как акт непосредственного взаи­модействия (интеракции) двух индивидов, оно проявляется в любом действии, смысл которого определяется законами совместного су­ществования. Однако анализ интеракции помогает раскрыть внут­ренние ментальные механизмы социального действия и тем самым показать его человеческую значимость, анализ которой и выступает в качестве главной задачи социологии.

Социальные действия и взаимодействия представляются столь значительными для изучения социальной структуры, что именно через них определяют сущность и предмет социологии как науки. Так, М. Вебер считает, что социология есть наука, стремящаяся, ис­толковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие (Вебер М. Избранные произве­дения. -М, 1990.-С. 602).

Аналогично определяет предмет социологии и П. Сорокин, кото­рый считает, что социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой.

3. Теории социального взаимодействия (интеракции) развивались в основном в рамках американской социологической мысли, в кото­рой сильны были идеи утилитаризма, прагматизма и бихевиоризма. Бихевиористскому принципу «стимул-реакция» был придан широ­кий социологический смысл. Стимул и реакция стали рассматри­ваться в аспекте человеческого действия и взаимодействия, когда один человек (или группа), действуя на другого, ожидает от послед­него определенной положительной реакции. К классическим теори­ям этого направления относятся теория «зеркального Я», символи­ческого интеракционизма и теория обмена. Рассмотрим их более подробно.


Теория «зеркального Я». Основоположником этой теории явля­ется американский социолог и социальный психолог Ч. Кули (1864 -1929), который в работах «Человеческая природа и социальный по­рядок», «Социальная организация», «Социальный процесс», «Со­циологическая теория и социальное исследование» изложил свое видение социальной структуры, суть которого хорошо выражается стихотворной строчкой из произведения Гете: «Лишь в людях мож­но познать себя». С точки зрения этого автора, общество, группа и индивид объединяются в некую сверхцелостность. Общество и ин­дивид - это не части целого, а разные стороны, разные проявления целого. Общество - это кумулятивный (а не суммативный) аспект целостности, индивид - дискретная сущность целого. Как говорили древние - все в малом и малое во всем.

Целостность общества, группы и индивида определяется такими метафизическими понятиями, как «большое сознание», «человече­ская жизнь», «общественная целостность», «социальная самость».

Важной системообразующей категорией оказывается обмен соз­нанием (информацией) между индивидами. Этот обмен достигается в процессе социализации личности в рамках малой группы, т.е. та­кой группы, в которой реализуется непосредственный контакт меж­ду людьми. Это, прежде всего, семья, соседская община, в рамках которых начинает формироваться человек с последующим вклю­чением его в различные социальные структуры (организации и институты).

В процессе социализации происходит трансформация индивиду­ального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окру­жающими, т.е. осуществляется переход от интуитивного «само­ощущения» к «социальным чувствам». Человек смотрит на друго­го человека, как в особое зеркало, и видит в нем свое собственное отражение.

Причем это отражение отнюдь не всегда совпадает с собственной оценкой человека. Социализация, по Ч. Кули, и означает необходи­мость согласования оценки и самооценки, превращение индивиду­ального «Я» в коллективное «Я». Отсюда следует вывод о том, что индивидуальная природа человека приобретает социальный смысл только лишь в коммуникации, в межличностном обращении внутри первичной группы. «Социальная самость» - это и есть тот менталь­ный элемент, который переходит через конкретных людей из обще­ства в личность, встраивая ее в социальную структуру, превращает личное «Я» в «Я» социальное. При этом особая роль отводится чув­ству «присвоения», которое реализуется в жизни человека от эле­ментарного присвоения вещей (как предметов собственности) до

присвоения ментальных объектов, т.е. присвоения мнений других людей о себе. В этой связи Ч. Кули пишет: «Самость проявляется наиболее заметным образом в присваиваемости объектов общего желания соответствующей индивидуальной потребности во власти над такими объектами, чтобы обеспечить свое собственное развитие, а также угрозе противодействия со стороны других людей, которые также испытывают потребность в них. Это относится не только к материальным объектам, но предполагает и стремление точно так же завладеть вниманием и привязанностью других людей». И далее эта мысль выражается еще более лаконично: «Чувство присвоения все­гда есть, так сказать, тень общественной жизни».

Это присвоение личностью мнения других о себе и составляет доминантную часть его социализированного «Я», которое опре­деляет структуру личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках социальной самости, в рамках первичного социального коллектива.

Особенность непосредственного взаимодействия в рамках малой группы состоит в том, что в ней происходит «встреча» индивиду­ального и общественного сознания, индивидуального «Я» и «соци­альной самости», зарождаются и передаются моральные нормы и общественные традиции. Учитывая тот факт, что в теории «зеркаль­ного Я» ключевым термином оказывается понятие «присвоения», эту теорию можно было бы назвать и «теорией присвоения» по ана­логии с теорией обмена. Основные идеи этой идеи получили свое развитие в теориях символического интеракционизма.

Социальное взаимодействие

Социа́льное взаимоде́йствие - система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов . Оно родственно понятию «социальное действие », которое является исходным моментом формирования социальных связей. Социальное взаимодействие как способ осуществления социальных связей и отношений предполагает наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условий и факторов его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности , социальной системы , изменение их в социальной структуре общества и т. п.

Социальное взаимодействие включает передачу действия от одного социального актора - другому, получение и реакцию на него в виде ответного действия, а также возобновление действий социальных акторов. Оно имеет социальное значение для участников и предполагает обмен их действиями в будущем благодаря присутствию в нём особой каузальности - социального отношения . Социальные отношения формируются в процессе взаимодействия людей и являются результатом их прошлых взаимодействий, приобретших устойчивую социальную форму. Социальные взаимодействия, в отличие от них, представляют собой не «застывшие» социальные формы, а «живые» социальные практики людей, которые обусловливаются, направляются, структурируются, регламентируются социальными отношениями, но способны воздействовать на эти социальные формы и изменять их.

Социальное взаимодействие определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Оно имеет объективную и субъективную стороны:

  • Объективная сторона - факторы, независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
  • Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

Классификация социального взаимодействия

  1. Первичные, вторичные (идеологические, религиозные, нравственные)
  2. По количеству участников: взаимодействие двух людей; одого человека и группы людей; между двумя группами
  3. Разнонациональные
  4. Между людьми разного достатка, и т. д.

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Морэ & Рэльсы
  • Энергетическая политика ЕС

Смотреть что такое "Социальное взаимодействие" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью. СВ. как вид связи представляет интегрированность действий, функциональную … Новейший философский словарь

    Социальное взаимодействие - взаимодействие между двумя и более индивидами, в процессе которого передается социально значимая информация или осуществляются действия, ориентированные на другого … Социология: словарь

    Социальное взаимодействие - Имена существительные АДРЕСА/НТ, отправи/тель. Человек или организация, отправляющие какую либо корреспонденцию (письма, телеграммы и т.п.). АДРЕСА/Т, получа/тель. Человек или организация, получающие какую либо корреспонденцию… … Словарь синонимов русского языка

    СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны циклической причинной зависимостью. С.В. как вид связи представляет интегрированность действий,… … Социология: Энциклопедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - См взаимодействие … Толковый словарь по психологии

    Социальное взаимодействие - – процесс, посредством которого люди действуют и реагируют по отношению к другим … Словарь-справочник по социальной работе

    Социальное взаимодействие - система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов … Социологический словарь Socium

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - см. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ … Новейший философский словарь

    Взаимодействие социальное - Социальное взаимодействие «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место… … Википедия

    Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием… … Википедия

Книги

  • Купить за 960 грн (только Украина)
  • Социальное партнерство. Взаимодействие власти, бизнеса и наемного персонала. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры , Воронина Л.И.. Автор учебного пособия не только обращается к трудам зарубежных и российских социологов, в том числе к работам по экономической социологии, но и показывает собственное видение актуальной…

Проблема социальных взаимодействий наиболее основательно рассматривается в символическом интеракционизме, теории социального обмена и феноменологии. Основные положения теории социальных взаимодействий сводятся к следующему.

Социальное взаимодействие - один из видов социальной связи - взаимонаправленного процесса обмена социальными действиями между двумя и более индивидами.

Связь всегда взаимна, налична и осуществима (хотя бы в воображении).

Есть два типа связей : непосредственные (как правило, визуальные, межличностные) и опосредованные (когда связь осуществляется через посредников; при этом возникает явление деиндивидуализации - иллюзия, что все социальные отношения существуют независимо от воли и желания людей).

Виды связей :

1) социальный контакт (единичный или регулярный) - связь поверхностного, мимолетного характера при отсутствии сопряженных (взаимозависимых, взаимообусловленных) действий партнеров по отношению друг к другу (Вы спросили у прохожего: "Как пройти в аптеку?"; Вы регулярно ходите в булочную и вступаете в контакт с продавцом);

2) социальное взаимодействие (интеракционизм) - систематические, достаточно регулярные социальные действия индивидов, направленные друг на друга и имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера. При этом ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего (то есть возникает система действий партнеров по отношению друг к другу).

Черты социального взаимодействия :

1) сопряженность действий обоих партнеров;

2) возобновляемость действий;

3) устойчивый интерес к ответным действиям партнера;

4) координация действий партнеров.

Типы социальных взаимодействий :

1) жесткий обмен (обмен на основе определенных договоренностей (чаще всего в экономической сфере, во взаимоотношениях руководитель-подчиненный, в политической жизни));

2) диффузный (нежесткий) обмен (преимущественно в морально-этических взаимодействиях: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство);

3) прямые-косвенные интеракции (прямые - непосредственные (двусторонние) взаимодействия между индивидами, косвенные - сложные, опосредованные через 3-4 лица (в современном обществе преобладают косвенные интеракции));

4) индивидуальные-групповые интеракции (индивид-индивид, индивид-группа, группа-группа).

И. Гоффман в рамках феноменологической перспективы предлагает несколько иной взгляд на социальные взаимодействия. Для их анализа он использует "драматургический подход", основанный на посылке, что индивиды - это актеры, играющие социальные роли. Соответственно, интеракция - это "представление", "актерская игра", сконструированная актером с целью "произвести впечатление", соответствующее его целям. Действия актера, по мнению И. Гоффмана, соответствуют концепции "презентации себя и управления впечатлением". "Презентация себя" включает жесты, интонации, одежду, с помощью которых индивид стремится произвести на партнера определенное впечатление, вызвать у него ту или иную реакцию. При этом индивид в процессе интеракции, как правило, предоставляет о себе лишь избранную, частичную информацию, стремясь управлять впечатлением, которое он производит на других.

П. Блау, опираясь на теорию обмена и структурный функционализм, утверждает, что далеко не все социальные взаимодействия могут быть рассмотрены как процессы обмена. К последним можно отнести лишь те из них, которые ориентированы на достижение целей, реализация которых возможна только в процессе взаимодействия с другими людьми и для достижения которых необходимы средства, доступные и другим людям. Та часть поведения человека, которая управляется правилами обмена, лежит в основании образования социальных структур, но сами правила обмена недостаточны для объяснения сложных структур человеческого общества.

Тем не менее, именно социальный обмен в значительной степени определяет взаимодействия каждого индивида. Успех или неудача наших взаимодействий в конечном счете зависят от знания и умения (или незнания и неумения) практически использовать принципы их регуляции, сформулированные в рамках теории обмена.

1)Что такое религия в широком и узком смысле слова? Можно ли, на ваш взгляд, дать такое её определение, которое одинаково устроит и людей верующих и

атеистов? Почему?

2)Охарактеризуйте роль религии в жизни человека,общества,государтсва. В чем состоит моральная сила религии?

3)Что такое мировая религия? В чем суть дискуссии о количестве мировых религий? Как вы думаете, из каких критериев исходят те специалисты, которые называют более трёх мировых религий?

4)Какую роль мировые религии играли и играют в истории человечества?

5)Какую роль играет религиозный фактор в современных конфликтах? Можно ли сказать, что зачастую он является лишь поводом для начала вооруженного противостояния?

Проверьте пожалуйста понимание проблемы и теоретическую аргументацию, а ещё помогите с аргументами) Что такое общество? Рассуждая об

этой проблеме, Эмиль Дюркгейм говорит: «Общество- не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией».

Данное высказывание Эмиля Дюркгейма означает, что общество это систематизированная, закономерная общность людей, а не просто сумма индивидов.

Из учебников все мы знаем, что общество - обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей. Это некая целостность людей, имеющая коллективный характер. Однако обязательно ли общество систематизировано?

Я думаю, что да: первоначально люди существовали вне общества, объединялись малыми группами, так же, как животные. Однако, в процессе антропосоциогенеза человек стал социальным существом. Образовались социумы: сначала это были племена, потом народы и нации. В них человек имеет набор социальных ролей, определяющих его место (сын, студент, русский и так далее). Общество, постепенно усложняясь, разделилось на страты, классы, сферы, которые так же делятся внутри себя. Всё это вместе образует сложную динамичную закономерную систему - общество.

1. Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя?

2. Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия.

3. Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?

4. Опишите основные функции культуры. На примере одного из явлений культуры раскройте её функции в обществе.

5. Какие вы знаете «культуры в культуре»? Опишите ситуацию, в которой проявилось бы взаимодействие нескольких культур.

6. Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и
взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания,
полученные в курсах истории и географии.

7. С чем связана интернационализация культуры? В чём её проблемы?

8. Опишите проявления народной культуры.

9. Что такое массовая культура? Расскажите о её признаках.

10. Какова роль средств массовой информации в современном обществе?
Какие проблемы и угрозы могут быть связаны с их распространением?

11. Что такое элитарная культура? Каким образом происходит её диалог с массовой?

Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми. Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, участвовать в совместной деятельности. После ряда взаимодействий с другими человек вступает в определенные отношения.

Социальные связи – это особый тип контактов между людьми. О наличии социальной связи можно говорить тогда, когда очевидны три признака: 1) личные обязательства каждого члена группы выполнять общие для группы нормы и оберегать общие ценности; 2) зависимость членов группы друг от друга, возникающая на почве общего интереса; 3) идентификация индивида с группой.

Основными элементами , из которых складывается социальная связь, являются контакты. Они могут быть пространственными, психологическими (заинтересованности), социальными (обмена).

Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество разных оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов. Формирование социальных связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. Развитие социальных связей приводит к социальным взаимодействиям. Измерение числа и направленности социальных контактов позволяет определить структуру социальных взаимодействий и характер социальных отношений.

Социальное взаимодействие (интеракция) – это форма социальной коммуникации ; процесс общения индивидов между собой, их воздействия и влияния друг на друга. Социальное взаимодействие складывается из отдельных социальных действий. Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий.

Типология. Взаимодействия могут быть как кратковременными, ситуационными, так и устойчивыми, многоразовыми или даже постоянными. По видам действий взаимодействия могут быть физическими, вербальными, жестовыми. Социальное взаимодействие, основанное на статусных системах, типологизируется по сферам, так как включает коммуникации людей в экономической, профессиональной, семейно-родственной, демографической, политической, религиозной, территориально-поселенческой сферах. Самыми общими формами социальных взаимодействий являются сотрудничество (кооперация), соперничество (конкуренция), конфликт (столкновение).

В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды социальных отношений между людьми.

Социальные отношения – это определенная устойчивая система связей и зависимостей индивидов, сложившаяся в процессе их повторяющихся взаимодействий друг с другом в условиях данного общества; это совокупность форм организации совместной жизни людей. Социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию, которые зависят от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, который сплачивает людей в обществе.

16. Национально-этнические общности и отношения

Древнегреческое слово «этнос» имеет около 10 значений: народ, толпа, племя, масса и т.д.

В этнографической литературе под «этносом» принято понимать устойчивую общность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, язык, обладающих самосознанием. В советской социологии и этнографии традиционно считалось, что этническое деление есть разновидность социального и этносы представляют собой целостные системы, неразрывно связанные с социально-экономическими факторами. Следовательно, этнос - явление социальное.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этноса: естественно-биологический, социокультурный.

Истоки первого восходят к середине XIX века, и его представители относились к так называемой расово-антропологической школе в натуралистической социологии, о чем мы упоминали в наших предыдущих лекциях. Представители этого направления Ж.А. де Гобино, С. Аммон, Ж. Ляпуж считали, что этнокультурное разнообразие человечества обусловлено генетическими различиями.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей четко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной взаимосвязи с другими социальными группами -классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами.