Постарайтесь добиться взаимопонимания. Эффективные коммуникации Что мешает эффективному общению в процессе беседы

Вряд ли вы станете спорить с тем, что главное, для чего мы общаемся с людьми, это достижение взаимопонимания. Но, конечно же, вы замечали, что это далеко не всегда получается. Еще бы, ведь есть люди, с которыми приятно проводить все время, а есть те, от кого хочется держаться подальше. Жаль, но порой мы с такими людьми просто вынуждены разговаривать по независящим от нас причинам.
Хочется по этому поводу сказать, что взаимопонимание можно найти со всеми.

Технологии стареют. Единственное, что не устаревает - это общение.
"В поле зрения / Подозреваемые (Person of Interest)".

Что нам помогает, а, что и мешает нашему общению с людьми?

Во время общения важно не только самому излагать свою точку зрения, но и уметь слушать мнение собеседника. Талант правильно объяснять свое мнение и намерения позволяет успешно избегать возможных недоразумений и конфликтных ситуаций. Стоит отметить, что честность очень часто способствует этому, но необходимо помнить, что правда не должна использоваться как средство для того, чтобы обидеть собеседника.

Причины непонимания могут быть разными, но главной из них всегда является нежелание и неумение слушать. Если вы внимательно слушаете человека, то он автоматически понимает, что вы хорошо воспитаны, можете вникнуть в проблему и помочь ее разрешить. Тем самым вы помогаете собеседнику четче сформулировать свою проблему.

На процесс общения могут оказывать влияние различные факторы – плохое настроение , проблемы в , стечение обстоятельств, природная вспыльчивость или застенчивость. Кроме того, следует понимать, какое именно общение имеет место в данной ситуации – неформальное или формальное. Исходя из этого, нужно строить определенную модель поведения.

Впрочем, люди нередко не разграничивают эти виды общения, а потому допускают определенные вольности и ошибки, которые собеседник может и не простить.


Мы каждый день общаемся с множеством людей. Многим из нас знакома ситуация, когда во время обсуждения какого-либо вопроса возникает ощущение, что собеседник не проявляет должного интереса к беседе. Это вызывает закономерное недовольство и раздражение. Возникшие негативные эмоции мешают воспринимать информацию. Люди перестают понимать друг друга. Знакомая ситуация, не правда ли?

Поэтому умение вовлечь в разговор собеседника и заинтересовать его помогает чувствовать себя свободно везде: на работе, дома, в кругу друзей. Эффективное общение помогает реализовать себя как личность. В итоге, можно добиться карьерного роста, создать семью, в которой будет царить гармония, в дружеском кругу быть всегда желанным гостем.

Как научиться общаться

К сожалению, этому не учат в школе. Кому то повезло, и нужные знания были получены в детстве от родителей, а кто-то посещает тренинги, где под руководством опытных специалистов отрабатываются личностные навыки эффективного общения . У кого нет такой возможности, самостоятельно развивают свои способности. Существуют определенные правила, соблюдение которых поможет овладеть нелегкой наукой общения:

Необходимость установить контакт с собеседником. Ведь не только вы хотите быть услышанным, но и он. Каждый имеет право выразить свою точку зрения. В этом случае рекомендуется вести разговор в таком же темпе, как его ведет тот человек, с которым вы разговариваете. Желательно даже принять аналогичную позу, как он.

Огромную роль играет невербальное общение, а именно жесты и мимика, посредством которых можно показать свою ответную реакцию. Они по значимости не менее важны, чем слова. Один взгляд или жест может многое сказать о человеке.

Информацию нужно сообщать по существу и соблюдая последовательность. Часто бывает так, что много времени уходит на поверхностные суждения, вместо ясного конкретного изложения сути. Чем меньше будет длинных сложных фраз и общих слов, тем больше шансов достигнуть взаимного понимания. А для этого самому необходимо определиться, какая цель должна быть достигнута в итоге разговора.

Во время разговора не стоит перебивать говорящего критикой или какими-либо рекомендациями. Для начала нужно, как минимум, убедиться, что вас точно поняли. Например, задайте вопрос типа: “ Ты ведь понимаешь, о чем я сказал?“ Если собеседник все-таки не понимает вас, постарайтесь донести свою мысль другими словами, может быть есть смысл по-новому сформулировать свою позицию.

В процессе общения нельзя пассивно воспринимать информацию собеседника, ведь он подсознательно реагирует на то, какое же мнение производит на вас. Следует показать говорящему словами, жестами или мимикой, что вы внимательно слушаете его и понимаете о чем идет речь. Если что-то непонятно, нужно уточнить этот момент в разговоре.

В процессе общения следует обращать внимание не только на текст, но и на контекст и подтекст. Ведь эффективное общение предполагает совокупность таких понятий, как: текст, то есть, слова, которые мы используем; контекст – точка зрения говорящего; подтекст – мотивации и эмоции, которые присутствуют в излагаемом тексте. Общение – это не только слова, но и проницательность, осведомленность, понимание.


Очень важно определить интересы того человека, с которым вы беседуете, чтобы найти общую перспективу или объединяющие мотивации. Это необходимо для достижения согласия и взаимопонимания.

Овладение навыками общения предоставит возможность уверенно разговаривать с другим человеком, несмотря ни на какие препятствия и не чувствуя при этом дискомфорта, а также уверенно начинать разговор и прекращать его в нужный момент. Самое главное – вы всегда сможете добиваться поставленных целей.

Правила успешного взаимодействия (по Г. Бройнингу).

  • 1. Длинные предложения затрудняют понимание. Короткие предложения (8-15 слов) более наглядны, легче воспринимаются и понимаются.
  • 2. Голос является сильным инструментом убеждения - он может вызвать как симпатию, так и антипатию к человеку.
  • 3. Паузы являются очень мощным, но часто недооцениваемым инструментом воздействия. Они усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное. После длинной паузы можно, например, легко сменить тему разговора.

А. Чаще используйте в своей речи глаголы. Они придают высказыванию наглядность и побуждают к действию. Прилагательные придают речи оттенок чего-то личного.

5. Чем абстрактнее то или иное понятие, тем многозначнее его можно интерпретировать. Поэтому уже в начале разговора нужно объяснить партнеру смысл, который вы в него вкладываете.

  • - Говорите ровно столько, сколько нужно, чтобы другой человек понял вас. Не стоит "увязать" в деталях и забрасывать собеседника ненужной уточняющей информацией. При необходимости это можно сделать потом.
  • - Не отклоняйтесь от темы разговора.
  • - Избегайте двусмысленных выражений.

Прежде чем начать разговор, подготовьтесь. Только необыкновенный человек может прийти на переговоры или начать важный разговор по телефону

  • - запомнить все, о чем хотел сказать,
  • - изложить это в логической последовательности,
  • - быть кратким и не отклоняться от главной темы.

Запишите ключевые слова на небольшую карточку. Во-первых, это поможет структурировать ваши собственные мысли. Во-вторых, поможет сосредоточиться на основных моментах вашей речи. В-третьих, если при разговоре с людьми вы что-то забудете, карточка с ключевыми словами поможет вам восстановить это в памяти.

Не спорьте из-за пустяков. Если вы любите спорить и давить па людей, вы можете нажить себе кучу врагов, даже если ваши утвердительные положения вполне логичны. Человека невозможно убедить в чем-то, если он сам этого не хочет. Любой спор изначально бесперспективен. Один раз озвучив свою позицию, человек предпочитает ее придерживаться. Это общая закономерность. Человека можно, конечно, переспорить, задавить в споре неопровержимыми, казалось бы, доказательствами. Только при этом вы не измените его мнения. На тренингах многократно наблюдается ситуация, когда в споре человек "уходит в глухую защиту" и тогда он уже не слышит своего оппонента. И тут можно говорить даже самые разумные доводы - все равно без толку. Какой из этого выход? Задавайте вопросы: "Не кажется ли вам...?", "Не лучше ли это сделать так...?" и т.д. Вопросы помогут избежать утвердительных предложений. Вопросы не давят на людей так, как утверждения. Ваш сдержанный тон найдет благожелательный прием у людей. Вопросами такого рода можно "убить двух зайцев":

  • - сообщить другому человеку то, что думаете;
  • - сделать ему при этом комплимент, спрашивая его мнение.

Несистематизированная информация хуже воспринимается. Если обрушивать на собеседника поток несистематизированной информации, вы совершенно собьете его с толку. В такой ситуации очень сложно отделить главное от второстепенного. Это может быть приемом с целью окончательно запутать противника. Информация, поданная мелкими порциями, также не позволяет ею эффективно воспользоваться, так как при этом пропадает целостность восприятия. Но если вы хотите, чтобы собеседник вас понял, то постарайтесь изложить спой материал последовательно и логично. Поэтому, если перед вами стоит задача "заболтать" собеседника, выдавайте информацию в несистематизированном виде отдельными кусочками. Если же вы хотите, чтобы вас не только услышали, но еще и поняли, структурируйте свою информацию.

Люди очень часто верят словам. Гораздо целесообразнее больше уделять внимание поведению людей, их делам и поступкам. Поменьше обращайте внимание на то, что люди ГОВОРЯТ в пользу того, что они ДЕЛАЮТ. А заодно еще неплохо и проанализировать связь или расхождение слова и дела

Разрыв шаблона. Интересным приемом является "разрыв шаблона". Вы вводите в ситуацию неуместное замечание, которое само по себе представляет вразумительное сообщение, но не дает другому человеку дать единственный ответ на первоначальную ситуацию.

Хорошим средством прервать ход мысли собеседника - это неожиданно сказать ему: "Вот видите!" (или "Я же говорил!").

Негативные и позитивные слова. Многие люди неосознанно используют слова, которые на подсознательном уровне отталкивают собеседника. Попробуйте внести коррективы в стиль своих высказываний, изменить эмоциональную окраску своих слов, сделать ее более спокойной.

Негативные слова Позитивные слова

Говорите спокойно. Если человеку начать что-то объяснять на повышенных тонах, то понимание будет затруднено. И чем более чувствителен человек, тем это заметнее. Эту закономерность легко объяснить. Дело в том, что все внимание человека, на которого обрушивается поток негативно окрашенных слов, сосредоточено не на смысле слов, а на отношении к нему говорящего. В результате внимание сдвигается и блокирует анализаторскую деятельность мозга. Поэтому все слова, сказанные на повышенных тонах, слушающим просто не воспринимаются. Это является защитной реакцией организма, которую нужно учитывать. Для того чтобы нейтрализовать подобные явления, можно пользоваться, например, фразой: "Если вы будете говорить спокойно, я смогу вас лучше понять", против этого сложно что-либо возразить. Эта фраза не вызывает в ответ агрессивную реакцию, потому что она нейтральна.

Изменение смысла сообщения при помощи интонации. Большое значение в процессе общения имеет топ голоса. По-разному расставляя акцепты, можно в значительной степени изменить смысл посылаемого сообщения. Например, фразу "Эту проблему мы должны решать совместно" можно сказать абсолютно по-разному.

Приемы, повышающие эффективность коммуникации

Существует множество приемов повышения эффективности общения, преодоления коммуникативных барьеров. Назовем некоторые из них.

Прием "имя собственное" основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.

Прием "зеркало отношений" состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я - наш друг". А друг - это сторонник, защитник. У собеседника возникает чувство защищенности, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.

Прием "золотые слова" заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведет также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.

Прием "терпеливый слушатель" вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Ее удовлетворение, естественно, ведет к образованию положительных эмоций и создаст доверительное расположение клиента.

Прием "личная жизнь" выражается в привлечении внимания к хобби, увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

Приемы, позволяющие расположить к себе собеседника

  • Проявляйте искренний интерес и внимание к людям и их проблемам.
  • Будьте приветливы, доброжелательны.
  • Запоминайте имя человека и все, что можно о нем узнать - семейное положение, увлечения, слабости. Это поможет найти общие темы для разговора. Ничто так не располагает человека к взаимодействию, как общие интересы, общие хобби.
  • Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие.
  • Никогда не унижайте человека, даже если он не прав.
  • Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, говорите комплименты, применяйте похвалу. И делайте это искренне. Фальшь легко распознается.
  • Искренне признавайте достоинства собеседника. Задавайте ему вопросы "на понимание" вопросов той области, в которой он является экспертом.
  • Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
  • Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
  • Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
  • Дайте возможность человеку "спасти свое лицо".
  • Хвалите человека за каждый его даже скромный

успех и будьте при этом искрении.

  • Отдайте должное его действительным успехам и достижениям.
  • Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

ЧТО ТАКОЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

ЧТО ТАКОЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ?

Слов, которыми можно было бы обозначить процесс общения двух людей, не так уж много беседа, разговор, диадическое общение (то есть общение двоих). В дальнейшем изложении мы будем использовать их как синонимы. Соответственно людей, принимающих участие в этом про­цессе, назовем собеседниками, говорящим и слушающим или же партнерами по общению (ведь для того чтобы хорошо общаться, между людьми должны установиться именно партнерские от­ношения).

Пожалуй, трудно представить себе большее многообразие жизненных ситуаций, чем то , кото­рое складывается, когда двое людей вступают в контакт друг с другом. Это и разговор начальни­ка с подчиненным, и встреча врача с пациентом, и беседа ученика с учеником. Естественно, что каждая из них характеризуется своими особыми проявлениями. Например, для разговора на­чальника с подчиненным обычно соблюдение достаточно большой пространственной дистанции (не менее чем 1,5 м) и избегание долгих прямых взглядов.

Совсем по-другому складывается общение влюбленных. Увеличение пространственной дис­танции между ними говорит о том, что они в ссоре, чаще всего они стремятся прикоснуться друг к другу. Данные психологических экспериментов свидетельствуют, что никто так долго, как влюбленные, не смотрит в глаза друг другу. Их взгляды служат подтверждением взаимной люб­ви, стремлением к близости и доверию.

Конечно же, параметры, которые мы использовали в этом примере (пространственная бли­зость и направленность взгляда), далеко не исчерпывают специфику подобных ситуаций. К ним можно прибавить множество других: интонации и паузы в речи, наиболее часто употребляемые слова и т.д. <...>

Мы будем рассматривать такое общение двух людей, где, по крайней мере, один из его уча­стников осознанно и активно стремится создать условия для наиболее успешного взаимодействия или неосознанно использует арсенал доступных ему средств общения. К каким же средствам он может прибегнуть?

Сравнивая описанные выше ситуации (общение влюбленных и разговор начальника с подчи­ненным), мы уже упоминали некоторые из них, постараемся теперь охарактеризовать их подроб­нее. В наиболее общем виде средства общения можно разделить на две большие группы – вер­бальные и невербальные. В первую группу попадает все то, что связано с речью, т.е. как и что люди говорят друг другу. Во вторую же группу войдут мимика и жесты, позы, взгляды, органи­зация пространства общения и т.д.

Конечно же, главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Недаром еще древние философы отмечали, что ведение беседы – насто­ящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. А между тем, как часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучас­тность, равнодушное выражение лица могут привести к обратному результату. Но, конечно же, на процесс беседы оказывает влияние и множество других «невербальных мелочей», таких, как время и место, где она происходит, ее длительность и т.д.

В социальной психологии существует множество типологий общения, использующих самые разные основания, – длительность, позиции участников, особенности их взаимодействия и т.д. Поскольку единой универсальной типологии до сих пор не существует, представляется, что оптимальным для нас будет выделение наиболее часто встречающихся обыденных Ситуаций. К их числу мы отнесем: 1) деловое общение, 2) воспитательное воздействие, 3) диагностическую беседу и 4) интимно-личностное общение.

Деловое общение – это ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение како­го-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т.д.), и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен, то есть существуют общепризнанные нормы и представления, характеризующие то, что каждый из них может требовать и ждать от другого, и нарушение таких правил будет рассматриваться как нечто необычное и, скорее всего мешаю­щее общению. В такого рода ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа вообще состояться не может.

Под воспитательным общением мы будем иметь в виду ситуации, в которых один из участ­ников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляя себе желаемый результат, т.е. зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить и т.д. Обычно такого рода беседы возможны, когда один из партнеров по общению (обучающий) обладает ситу­ационно или постоянно большим авторитетом и знаниями, чем другой. Или же, что иногда дела­ет такие ситуации особенно трудными, обучающему партнеру приходится добиваться необходи­мого авторитета в глазах другого в ходе самого воздействия.

Диагностическим будет общение, цель которого – сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую-либо информацию. Таково общение начальника отдела кадров с оформляющимся на работу, врача с пациентом и т.п. Здесь, как и в предыдущем случае, партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой – отвечает. Конечно же, чтобы получить полноценный ответ, спрашивающий должен уметь правильно задавать вопросы, учитывая свой собственный статус и статус отвечающего, его готовность и умение давать соответ­ствующие ответы и т.д.

Интимно-личностное общение во многом уникально и специфично. Оно возможно только тогда, когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинте­ресованы в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

<…> А между тем оно характеризуется целым рядом весьма специфических особенностей.

Прежде всего, для него характерно такое взаимодействие собеседников друг с другом, когда каждый из них находится в поле зрения другого и поэтому любая реакция – поза, взгляд, жест, могут быть легко замечены и учтены собеседником. <...>

И в ситуации групповой дискуссии, и в публичном выступлений успешность взаимодействия не столь значительно зависит от того, насколько обе стороны готовы и настроены на взаимодей­ствие друг с другом, как в случае двух людей. В большой аудитории всегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет готова выслушать не очень интересную или уже знакомую инфор­мацию, когда же перед тобой только один человек, приходится, как можно точнее учитывать его взгляды и вкусы, иначе общение может не получиться. Именно поэтому в ситуациях диадического общения особенно важны проявления взаимного интереса, дружелюбия и доверия. Но далеко не всем удается найти правильную форму их выражения, особенно когда партнеры по общению находятся в неравных позициях. <...>

Важная особенность диадического общения заключается в том, что оба собеседника по очере­ди находятся в ролях говорящего и слушающего, поэтому любая пауза или любая «речь» не должны слишком затягиваться, иначе они могут послужить помехой в разговоре. У каждого из партнеров есть свой временной лимит. И если один из них слишком долго и много говорит, интерес к тому, что он говорит, чаще всего ослабевает. Точно так же пассивность и молчаливость партнера не будут способствовать успеху беседы.

Специфика диадического общения связана также с тем, что его характер во многом определя­ется теми формальными ролями, в которых находятся собеседники. Более того, хотя число участ­ников минимально, именно здесь нормативные предписания и стереотипы часто имеют особенно жесткий характер и мешают общению. Например, в личном разговоре пол собеседника оказывает довольно большое влияние на восприятие того, что он говорит, и на отношение к нему партнера.

В эксперименте испытуемым предлагалось прослушать текст записи, где в одном варианте мужчина, а в другом – женщина рассказывали о себе и своей жизни. Независимо от пола рас­сказчика текст был абсолютно идентичен. Но когда после прослушивания испытуемым предло­жили выразить свое отношение к этому человеку, женщина была оценена гораздо выше, чем мужчина. Интерпретируя полученные результаты, авторы пришли к выводу, что исходя из представлений о мужественности, широко распространенных в культуре, мужчина, рассказывающий нечто о себе «первому встречному» (каковыми в каком-то смысле и были испытуемые), воспри­нимается как человек слабый, невротичный и зависимый, женщина же, совершающая то же действие, воспринимается как открытая и доверчивая.

Можно и дальше продолжить список специфических черт, присущих диадическому обще­нию, но, пожалуй, нам пора перейти к описанию самого процесса общения и факторов, его опре­деляющих. Остановимся на самой простой ситуации общения – беседе.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ И ПРОВЕСТИ БЕСЕДУ?

Если сформулировать кратко возможные рекомендации по организации беседы, то они будут звучать так: место и время беседы должно максимально соответствовать ее целям и характеру.

Нам представляется достаточным следовать некоторым несложным рекомендациям:

Первая. В местах беседы не должно быть ничего слишком яркого или неожиданного, если необходимо, чтобы собеседник слушал с пристальным вниманием и не отвлекался.

Вторая. Время встречи обычно определяется характером предстоящего разговора. Чем более личный характер он будет носить, тем больше придется учитывать пожелания обоих партнеров. Часто один из них, более заинтересованный в разговоре, бывает вынужден ориентироваться на условия, которые ему предлагают. Если вы сами окажетесь в такой ситуации, не спешите оби­жаться или, во всяком случае, демонстрировать свою обиду. Это может произвести неприятное впечатление на собеседника и помешать беседе.

Третья. Для того чтобы беседа прошла успешно, важно правильно организовать расположе­ние людей относительно друг друга. Участники общения, сами того не сознавая, стремятся за­нять в пространстве определенное место, соответствующее их субъективному статусу. Так, в ходе психологического эксперимента специалистов с разным профессиональным статусом просили занять в большом зале те места, которые им больше понравятся. Оказалось, что «начальники» стараются сесть в центре, так, чтобы им было хорошо видно и слышно всю аудиторию. Те же, кто воспринимает свой статус низким, садятся где-либо сбоку или с краю, как бы самим своим расположением свидетельствуя о том, что они ни на что не претендуют. Эти результаты показы­вают, что подчеркнуть неравенство позиций в организации пространства не так уж сложно, но как соблюсти равенство?

Пожалуй, самым естественным будет расположение собеседников друг напротив друга. Та­кое расположение одновременно создает и деловую и доверительную атмосферу. Важно и то, что находится между партнерами по общению. Если это нечто массивное, например большой пись­менный стол, то разговор, скорее всего, примет деловой оттенок, если же это журнальный столик – беседа будет более интимной. Уменьшение освещенности, как известно, также способствует увеличению доверительности беседы.

Если же пространство, где происходит разговор, слишком велико, например большой каби­нет или класс, для длинного и обстоятельного разговора собеседникам лучше расположиться где-нибудь в углу, так, чтобы у них возникла иллюзия собственного пространства.

Четвертая. Физическое расстояние между беседующими также должно учитываться, поскольку оно может служить определенным индикатором хода беседы. Интересно, что оно специфично для различных этнических культур. <...>

К сожалению, вопрос об оптимальном расстоянии при беседе в нашей культуре практически не изучен. Но очевидно, что чем ближе вы знакомы с партнером по общению и чем более друже­любный и личностный характер носит происходящий между вами разговор, тем более близко вы можете находиться по отношению друг к другу. Важно помнить, что приближение более чем на метр часто воспринимается человеком как нарушение личного безопасного пространства. Но мо­жете ли вы себе это безболезненно позволить, зависит, прежде всего, от того, какие отношения у вас с ним (ней) сложились. <...>

Начало беседы. Первые несколько фраз придают определенный настрой всему последующе­му разговору и, хотя неудачное начало может и не стать определяющим, лучше, чтобы этот этап прошел успешно, позволив собеседникам перейти к основной теме.

Если двое только что встретились, то, прежде всего они должны, конечно же, поприветство­вать друг друга. И чем более близкие, неформальные отношения у собеседников, тем скорее вместо официального «здравствуйте» прозвучат какие-то другие, их «собственные» приветствия. С человеком, с которым вы предполагаете установить какой-то, пускай даже мимолетный кон­такт, необходимо в самом начале беседы познакомиться. Знакомство должно быть организовано более активной стороной.

В общем виде существуют два варианта фраз, с которыми, знакомясь, можно обратиться к собеседнику: «Давайте познакомимся, как вас зовут?» Или: «Меня зовут... а как мне обращаться к вам?» Первая фраза больше подходит, когда изначально важно «уравнять» свои позиции с собеседником, выбрав форму представления, соответствующую собственной позиции. Если же проблемы уравнивания позиций нет, можно воспользоваться второй фразой.

Разговор будет протекать успешно, если оба собеседника с самого начала отчетливо представ­ляют его цели и задачи. Для этого лучше всего начать с небольшой вводной части, что-то типа:

«Мне хотелось бы поговорить с вами о...» или «Вам, наверное, будет интересно узнать, что...». Особенно уместным выглядит такое «специальное» начало, когда собеседники мало знакомы друг с другом, а их разговор должен носить деловой или диагностический характер. В том слу­чае, если нужно, чтобы первым высказался собеседник, лучше не выжидать, а обратиться к нему: «Слушаю вас внимательно...» или «Что вас привело ко мне?»

Конечно же, благоприятная для беседы атмосфера создается не только вербальными,но и невербальными средствами. Так, если у места встречи есть «хозяин» (например, владелец каби­нета, в котором будет происходить разговор), он должен встретить гостя, сделав хотя бы несколь­ко шагов ему навстречу; если в качестве собеседницы выступает женщина, – помочь ей снять верхнюю одежду и т.д. Никогда не бывают лишними в начале разговора внимательный взглядна собеседника, улыбка, доверительный и спокойный тон.

Встречаются ситуации, когда необходимо любыми средствами расположить к себе нелюбез­ного собеседника. Ставший уже классиком делового общения, Д. Карнеги среди множества «пра­вил общения» сформулировал и такое: «Лучший способ расположить к себе человека – это про­явить максимальный интерес и внимание к нему». Надежно свидетельствуют о таком интересе вопросы типа: «Как ваши дела?», «Как ты себя чувствуешь?», «Здоров ли ваш ребенок?» и т.д. Карнеги утверждает, что, чем чаще человеку в разговоре с другими предоставляется возмож­ность начать свою фразу с «Я», т.е. «я чувствую», «я считаю», «я думаю» и т.д., тем лучше он будет относиться к собеседнику. <...>

Цель и характер беседы естественно во многом определяют ее ход. Весьма условно можно себе представить три варианта развития разговора: 1) расспрос одним из участников разговора другого с целью получить от него необходимую информацию, 2) сообщение определенной инфор­мации другому партнеру, 3) внимательное слушание собеседника. Посмотрим, как будет разви­ваться процесс общения в каждом из этих трех случаев.

Расспрос партнера. Каждому известно, что характер вопросов во многом определяет ответы, получаемые на них. Обсуждать, какие вопросы, и с какой целью стоит задавать, а какие нет, бессмысленно – число возможных вариантов слишком велико. Мы ограничимся здесь лишь дву­мя типами вопросов, использование которых позволяет быстрее и проще получить от собеседни­ка необходимую информацию.

Весь процесс сбора информации лучше всего разбить на два этапа. Цель первого – разгово­рить собеседника, настроить его на определенные темы и проблемы. Непосредственная же цель второго – получение необходимой информации. Вопросы, формулируемые на первом этапе, дол­жны быть, с одной стороны, достаточно четко направлены на интересующую сферу, а с другой максимально общими, так, чтобы собеседник не мог на них ответить просто «да» или «нет», но должен был бы рассказать нечто по этому поводу. Это вопросы типа: «Как вы думаете, почему это произошло?» или «А как вы относитесь к...». И только после того,как у спрашивающего сложи­лось некоторое впечатление о ситуации и о собеседнике, можно переходить ко второму этапу расспроса и задавать конкретные, четкие вопросы. Причем задать ряд конкретных вопросов не­обходимо независимо от того, сложилось ли у вас целостное представление о проблеме или нет. Конкретные вопросы – это своего рода защита от субъективизма, поскольку ответы на них помо­гают убедиться в том, насколько правильно был понят собеседник.

Кроме того, если дальше в ходе разговора партнера придется в чем-то переубеждать, сделать это будет гораздо легче, опираясь на конкретные факты, добыть которые можно, лишь задавая вопросы типа: «Сколько раз это было?», «Когда последний раз он вам это говорил?» и т.д. Имейте в виду, что ответы «часто», «поздно» и т.д. не являются конкретными, поскольку они заведомо субъективны: то, что редко или мало для одного человека, может быть часто или слишком много для другого.

Очень важно раньше времени не вступать в конфронтацию с собеседником, особенно если необходимо его о чем-то подробно расспросить или переубедить. Перейти к этому этапу разговора лучше тогда, когда получено достаточное количество фактов, на основании которых можно по­пытаться в чем-то убедить собеседника. До этого лучше не демонстрировать иные точки зрения, а внимательно слушать то, что говорит партнер. В противном случае, сразу же вступив в спор с собеседником или проявив неуважение к его мнению или позиции, можно превратить разговор в пустые пререкания или обидеть собеседника, заставив его замолчать.

Сообщение информации. В деловой или воспитательной беседе иногда возникает необходи­мость вначале сообщить другому нечто, а потом уже задавать ему вопросы, отвечать на них самому или обсуждать. Как сделать подобное сообщение наиболее эффективным, понятным и интересным для собеседника?

Прежде всего, оно должно быть ориентировано именно на данного конкретного человека. Так, говорящий не должен употреблять слов и выражений, которые заведомо будут непонятны слушателю или могут вызвать у него неприятие и обиду. Для того чтобы партнер чувствовал себя включенным в общение, стоит периодически во время собственного монолога обращаться к нему:

«Вы же знаете, Иван Федорович...», «Ты ведь понимаешь, Лена, что...». Такие обращения могут звучать как комплименты, могут носить подбадривающий характер, в любом случае собеседник должен чувствовать, что его присутствие важно и все, что говорится, произносится специально для него. <...>

И, наконец, третий вариант развития беседы.

Умение слушать. Что делает человек, когда он слушает другого ? Далеко не все знают, что процесс слушания едва ли не более сложен, чем процесс «говорения». Ведь концентрация внима­ния и понимание требуют немалых усилий.

Выделим условно два типа слушания, которые далеко не всегда отделены во времени и часто тесно переплетаются друг с другом. Это слушание с целью получения информации и слушание как сопереживание и понимание собеседника. Конечно же, то, как будет воспринята информа­ция, во многом зависит от того, как она подана, об этом мы уже говорили выше. Но поскольку понимание – процесс сложный, даже в случае идеального изложения возникает необходимость прибегнуть к специальным приемам, способствующим лучшему проникновению в текст сообще­ния. Эти приемы связаны в основном с мобилизацией собственного внимания.

Простейшим способом такой собственной мобилизации будут вопросы, которые слушающий может периодически задавать «про себя», стараясь сам же на них ответить: «О чем он сейчас говорит?», «Почему это решение кажется ему самым удачным?» и т.д. Такое обращение, называ­емое в психологии внутренней речью, помогает слушателю контролировать свое понимание, глубже разобраться в информации.

Иногда бывает полезно после того, как говоривший или отвечавший на поставленные вопро­сы человек уже сказал все, что мог, попробовать в двух словах пересказать самому себе все, что от него было услышано. Такой пересказ также помогает лучше понять собеседника и обнаружить места в его рассказе, где что-то осталось непонятным, не хватает какой-то информации, логичес­ких связок и т.д. <...>

Более сложный и более эмоциональный процесс лежит в основе слушания как сопережива­ния собеседнику. Такое слушание в психологической литературе часто называют эмпатическим (от слова «эмпатия », то есть сопереживание). Необходимость в нем возникает, когда в общении затрагиваются какие-то глубинные личностные проблемы. Важную роль в этом процессе играет установка слушателя. Так, один из классиков современной психотерапии американец Карл Род­жерс подчеркивает, что для того, чтобы услышать собеседника, необходимо правильно настро­иться на него, почувствовать уникальность его индивидуальности. Для этого К. Роджерс рекомен­дует задать себе ряд вопросов: «Что это за человек?», «Чем он отличается от других?», «Смогу ли я по-настоящему понять его и помочь ему?», которые, с его точки зрения, позволяют целиком сосредоточиться на собеседнике, почувствовать его состояние и проблемы. Когда человека внимательно, эмпатически слушают, он обычно успокаивается и расслабляется, чувствует себя макси­мально комфортно и уютно. Помогает создать у него это ощущение также неторопливый, негром­кий голос слушающего в те моменты, когда у него возникает потребность задать какой-то вопрос, внимательный взгляд, отсутствие напряженности или дискомфорта в его собственной позе.

Обсуждение фактов. Особенности этого этапа во многом определяются целями и характером беседы. В принципе обсуждение может происходить в двух вариантах; поиске компромисса или в попытках обоих или одного из собеседников переубедить или переформулировать позицию другого.<...>

Достигнуть компромисса, конечно же, большая удача, но что делать, если собеседникам это не удается и каждый из них стремится к тому, чтобы переориентировать другого на свою соб­ственную позицию? <...>

Используя свои аргументы, не стоит слишком на них настаивать, «давить» на собеседника, поскольку этим можно вызвать у него стремление, во что бы то ни стало отстаивать свою пози­цию из страха потерять авторитет, желания досадить сопернику и т.д. Если собеседник упорно не соглашается, лучше отступить, накопить в ходе следующего этапа разговора какие-то дополни­тельные факты, а затем снова, неожиданно для него, вернуться к возникшему разногласию.

Не стоит сразу же добиваться и полного согласия другого, достаточно, чтобы он задумался, принял к сведению иную точку зрения. Стремление к полному и бескомпромиссному согласию противника в споре порой означает, что спорщик стремится к победе, но не к истине. Хочется еще раз подчеркнуть: убедить в чем-то другого можно лишь в спокойной дружеской атмосфере, когда ни одно из доказательств не задевает самолюбия собеседника. <...>

Многие типичные ошибки общения связаны с тем, что, пытаясь доказать свою точку зрения или настоять на своем , человек начинает приводить множество причин и оснований, почему должно быть так, а не иначе. Количество причин совсем не означает их качества, скорее наобо­рот: чем их больше, тем слабее и недостовернее они воспринимаются независимо от того, каковы они на самом деле, и тем легче противоположной стороне отыскать среди них такие, которые можно поставить под сомнение. Аргументов в споре должно быть немного, но они должны быть по-настоящему вескими. Более того, одной из очень распространенных техник, использующихся в тренинге делового общения, является спор без аргументов, когда партнеров обучают настаивать на своем, не прибегая к каким-либо доказательствам или объяснениям, а просто повторяя одну и ту же фразу, отражающую позицию говорящего, но достаточно убедительным тоном. Часто именно такое упорство приводит к желаемому результату.

Эффективным средством, позволяющим убедить в чем-либо партнера или сдвинуть беседу с мертвой точки, является использование в общении обратной связи. Как уже отмечалось, под обратной связью подразумевается процесс информирования собеседника о том, что думает и чув­ствует по его поводу партнер в процессе беседы. Высказанные другому мысли и чувства представ­ляют большую ценность, поскольку они, с одной стороны, часто содержат полезную и существен­ную информацию, а с другой стороны, позволяют перестроить беседу, придают ей новый импульс.

В обыденной жизни люди не столь уж часто прибегают к этому средству, а иногда и просто не замечают его. Конечно же, использовать его можно лишь с большой осторожностью, следя за тем, чтобы оно действительно было полезным в конкретной ситуации, а не приводило к ссорам и выяснению отношений. <...>

Бывают ситуации, когда собеседник упорно настаивает на своем , не желая прислушиваться к чужим аргументам. У его партнера при этом может возникнуть ощущение, что стремление не соглашаться связано не с самим разговором, а с какими-то внешними ситуациями, чувствами и проблемами, которые в разговоре не обсуждаются. Подобное препятствие может быть преодоле­но, если он поделится своими ощущениями и предложениями с собеседником. Если подобная обратная связь будет подана в правильной, конструктивной форме, она во многом может помочь дальнейшему развитию беседы. <...>

Завершение беседы. Одна из распространенных рекомендаций, встречающихся в руковод­ствах по деловому общению, призывает к тому , что оканчивать беседу надо кратким подведением ее итогов. Тот, кто выполнял более активную роль, должен еще раз кратко перечислить пункты, по которым проходило обсуждение, и сформулировать достигнутые соглашения или нечто дру­гое, что также может быть названо результатом беседы.

Удачным окончанием беседы будет и емкая фраза, подчеркивающая либо характер состояв­шегося разговора, либо достигнутую договоренность, либо позитивное отношение собеседников друг к другу. Таковы фразы: «А в целом ты – молодец!», «Что же, мне кажется, мы неплохо поговорили!» и т.п. Найти подобные слова не так уж трудно, тем более что предшествовавшая беседа обычно придает им необходимый оттенок и значительность. <...>

Теперь после того, как процесс беседы был нами подробно обсужден, остановимся на некото­рых важных моментах, оказывающих существенное влияние на ее ход. О многих из них мы уже не раз упоминали вскользь – это тон разговора, слова и выражения, которые могут послужить помехой общению и т.д.

Беседуя, очень важно соблюсти правильный тон разговора. Любой человек может успешно контролировать не только то, что он говорит, но и то, как он это делает. <...>

Психологические исследования показывают, что люди часто ориентируются не на содержа­ние высказываний, а на тон, которым они были произнесены.

Попробуйте произнести разным тоном какое-нибудь слово, достаточно однозначное по смыс­лу, например «зануда ». Вы убедитесь, что оно может прозвучать и зло, и обидно, и нежно, и ласково. Внимательный контроль за тоном помогает в беседе на любую, пускай даже самую трудную тему. Так, нередко в разговоре возникает необходимость сказать другому такое, что может его обидеть, привести в замешательство и, в конечном счете, послужить помехой общению. Но правильно выбранный тон может в значительной мере сгладить возможную неловкость. Иногда мы сами провоцируем негативные реакции у собеседника, когда случается выдать свою растерянность и стеснительность, начинаем заикаться, повышаем или понижаем громкость голоса, не к месту усмехаемся и т.д. Такие «сбои тона» приводят к тому, что партнер замечает их, начинает реагировать, и не всегда так, как нам того хотелось бы. <...>

Смысл сообщения. Общаясь с людьми, приходится сталкиваться с тем, что текст сообщения и смысл его не всегда совпадают. Кому не встречались начальники, делающие замечания подчи­ненным только затем, чтобы лишний раз утвердить свой авторитет, или дети, хныкающие и капризничающие вовсе не потому, что им в данный момент нужно то, о чем они просят, а с целью обратить на себя внимание родителей.

В общении людей такие ситуация неизбежны, ведь не обо всем следует говорить напрямую, есть вещи, о которых лучше лишь намекнуть собеседнику. Но если вы хотите сделать общение успешным, хорошо понимать других людей и быть понятым ими, не стоит перенасыщать беседу намеками или многозначными фразами.

К сожалению, распространены заблуждения типа: «Если он меня любит, то он должен без всяких лишних слов догадаться, что я чувствую» или «Она специально все это говорит, чтобы унизить меня». Люди, с одной стороны, склонны о многом не договаривать , а с другой стороны, вкладывать в слова собеседника смысл, о котором говорящий и не подозревает. Иной раз задать собеседнику лишний раз прямой уточняющий вопрос или о чем-то рассказать самому много лучше, чем строить собственную, чаще всего далекую от реальности, «концепцию» другого. <...>

ЧТО МЕШАЕТ ЭФФЕКТИВНОМУ ОБЩЕНИЮ?

В каждом сообществе, в каждой группе людей существуют свои нормы и представления о том, что и как можно говорить. .... Но как ни разнообразны и ни широки эти нормы, существуют некоторые единые для всех правила, нарушив которые мы рискуем обидеть собеседника.

К числу таких помех относится использование обидных слов и выражений в межличностном общении. Сказав собеседнику, что он трус, лентяй , предатель или еще что-нибудь в этом духе, не стоит ожидать чего-либо иного, кроме ссоры. Если же он не обижается на подобные заявления, это скорее говорит не о том, что ваш собеседник терпелив и умеет не обращать внимания на мелочи, а о том, что он равнодушен к вашему мнению о себе или настолько низко оценивает его, что не считает нужным прислушиваться.

Серьезной помехой в общении двух людей может стать стремление одного из них толковать и интерпретировать слова другого. При таком толковании каждый видит и воспринимает только то, что может или хочет увидеть. <...>

Конечно, далеко не всякую метафору или сравнение можно использовать в беседе, во всяком случае, они не должны содержать в себе ничего обидного, но непосредственное их толкование, скорее всего, будет акцентировать негативные моменты, выяснение которых лишь затруднит общение. Обычно такое бывает следствием мнительности или желания «прицепиться», придраться к словам собеседника, чтобы доказать ему, что он плохо относится к своему партнеру или не умеет выражать свои мысли. В таких ситуациях разрешить назревший конфликт без каких-либо потерь поможет использование обратной связи или прямой вопрос к собеседнику, проясняющий, что же он действительно хотел сказать. Серьезный вред общению наносит частое использование таких слов, как «всегда» и «никогда». Насколько по-разному звучат две фразы: «Вы опоздали на занятие» и «Вы всегда опаздываете на занятия». Оперирование этими словами приводит к нару­шению логики в общении. Любые обещания или запреты, содержащие эти слова, легко могут послужить помехой контакту. Достаточно напомнить: «Ты же мне обещал никогда этого не де­лать!» или усомниться: «Ты не сможешь об этом помнить всегда».

Помехой общению может также служить стремление собеседников приписать другому ка­кие-либо мысли или намерения: «Ты просто думаешь, что я...» или «Вы специально опаздыва­ете, чтобы посмотреть, как я на это буду реагировать» и т.д. Если даже мысли другого были «прочитаны» правильно, высказывание их вслух обычно воспринимается, как стремление уни­зить собеседника или оказать на него давление, что, конечно же, не способствует развитию контакта.

Снятию конфликта или решению какой-либо задачи редко способствует желание собеседни­ков выяснить, кто прав, а кто виноват, кто, что сказал первым или когда точно произошло, то или иное событие. <...>

Очень осторожно и умеренно в общении людей следует использовать и прямые приказания. На наш взгляд, очень мало в жизни таких ситуаций, когда один человек имеет полное право отдавать какие-либо распоряжения другому (наиболее ярким примером может служить армейс­кая дисциплина). Просьба или рекомендация, обращенная к собеседнику, кем бы он ни был ребенком, подчиненным, пациентом, – вызовет меньшее внутреннее сопротивлением, чем отдан­ный приказ. Такие формы обращения, как «Принеси!», «Замолчи!», «Сделай немедленно!», боль­но бьют по самолюбию.

(АлешинаЮ.Б., ПетровскаяЛ.А. Психология общения: психологическая

компетент­ность пропагандиста. М. , 1989. С. 30-55)

цит . по Психология в текстах. Хрестоматия.

Учебное пособие для студентов медицинских вузов

/ Сост. и общая редакция Е.В. Осмина и Т.Ф. Кабирова

– Ижевск, 2003 . – С.268-274).

Иногда считается, что эффективная коммуникация — навык, заложенный в инстинкте. Но в жизни, когда мы общаемся с другими очень часто что-то идет не так. Мы говорим одно, а человек слышит что-то другое, как следствие — возникают недоразумения, разочарования и конфликты. Все это вызывает проблемы в семейных, учебных и рабочих отношениях. Многим из нас для того, чтобы общение было более четким и эффективным, требуется обучение ряду важных навыков. Независимо от того, пытаетесь ли вы улучшить общение со своим супругом, детьми или боссом и коллегами, изучение этих навыков поможет углубить связи с другими людьми, укрепить доверие и уважение, повысить эффективность решения проблем, улучшить работу в команде и общее социальное и эмоциональное здоровье.

Что такое эффективная коммуникация?

Эффективная коммуникация — это больше, чем просто обмен информацией. Речь идет о понимании эмоций и намерений, стоящими за получаемой информацией. Помимо того, что вам самому нужно уметь ясно передать сообщение, вам также нужно слушать таким образом, чтобы понимать весь смысл сказанного, и чтобы ваш собеседник чувствовал себя услышанным и понятым.

Помимо умения использовать слова, эффективное общение включает в себя еще четыре навыка:

  1. Активное (вовлеченное) слушание
  2. Невербальная коммуникация
  3. Управление стрессом
  4. Уверенность в себе

Несмотря на то, что этим навыкам нужно учиться, общение станет более эффективным, когда оно будет протекать самопроизвольно, а не шаблонно. Например, письменная речь редко имеет тот же эффект, что спонтанная речь. Конечно, для развития этих навыков потребуются время и силы. Чем больше усилий и практики вы вложите, тем более инстинктивными и эффективными станут ваши навыки общения.

Что мешает эффективному общению?

Распространенными препятствиями для эффективной коммуникации являются:

  • Стресс и неконтролируемые эмоции . Когда вы подвержены стрессу или эмоционально перегружены, вы, скорее всего, неправильно считываете и посылаете другим людям сбивающие с толку невербальные сигналы, а также используете вредоносные модели поведения. Чтобы избежать конфликтов и недоразумений, вам нужно научиться успокаиваться, прежде чем продолжать разговор.
  • Отсутствие внимания . Человек не может эффективно общаться, работая в многозадачном режиме. Если вы будете проверять свой телефон, планировать, что говорить дальше, или мечтать, то вы почти наверняка пропустите невербальные сигналы в разговоре. Чтобы эффективно общаться, нужно избегать отвлечения внимания и научиться сосредотачиваться.
  • Несоответствующий язык тела . Невербальная коммуникация должна подтверждать то, что говорится, а не противоречить этому. Если вы говорите одно, но ваш язык тела говорит что-то другое, слушатель будет чувствовать себя обманутым. Например, вы не можете сказать «да», при этом качая головой «нет».
  • Отрицательный язык тела . Если вы не согласны с человеком или с тем, что говорится, вы можете использовать отрицательный язык тела, чтобы отреагировать на это сообщение, например, скрестить руки, избегать зрительного контакта или постукивать ногами. Вам не нужно соглашаться или одобрять то, о чем говорится, но для эффективного общения, и для того, чтобы не вызывать защитную реакцию у собеседника, важно избегать отрицательных сигналов.

Навык 1: Научитесь активному слушанию

Когда мы общаемся, то часто фокусируемся на том, что хотим сказать. Хотя эффективная коммуникация — это больше об умении слушать, нежели красиво говорить. Слушание также включает не только понимание получаемой информации, но и понимание эмоций, которые пытается передать говорящий.

Существует большая разница между активным и простым слушанием. Когда вы действительно слушаете, вы вовлечены в то, что говорится, вы слышите мельчайшие изменения в интонации голоса, которые рассказывают, что чувствует собеседник и какие эмоции он пытается донести. Когда вы слушаете активно, вы даете человеку возможность почувствовать себя услышанным и понятым, а это укрепляет связь между вами.

Кроме того, общаясь таким образом, вы находитесь «в процессе», что снижает стресс и помогает поддерживать физическое и эмоциональное благополучие. Если, к примеру, человек, с которым вы разговариваете, спокоен, то активное слушание поможет вам тоже успокоиться. Точно так же, если человек взволнован, вы можете помочь ему успокоиться, внимательно выслушав его и позволив почувствовать себя понятым.

Если ваша цель состоит в том, чтобы полностью понять и установить связь с другим человеком, активное слушание часто будет происходить естественным образом. Если этого не происходит, попробуйте следующие советы. Чем больше вы будете практиковать их, тем более удовлетворительным и полезным будет ваше взаимодействия с другими.

Как стать активным слушателем

  • Сосредоточьтесь на собеседнике . Вы не можете активно слушать, если постоянно проверяете свой телефон или думаете о чем-то другом. Вам нужно сосредоточиться на настоящем моменте, чтобы уловить тонкие нюансы и важные невербальные сигналы в разговоре. Если вам сложно сосредоточиться в какие-то моменты, попробуйте тогда повторять произносимые слова про себя — это усилит эффект и поможет вам сосредоточиться.
  • Повернитесь правым ухом . Как ни странно это звучит, но в левой части мозга находятся центры первичной обработки речи и эмоций. Поскольку левая часть мозга связана с правой частью тела, сосредоточение на правом ухе поможет вам лучше определить эмоциональные нюансы того, о чем говорится.
  • Избегайте пауз или попыток перенаправить разговор на свои собственные проблемы , произнося что-то вроде: «Если вы считаете, что это плохо, давайте я расскажу, что произошло со мной». Вы не сможете сосредоточиться на сообщении собеседника, если будете формулировать про себя то, что собираетесь сказать дальше. Часто говорящий может считать по вашему выражению лица и понять, что ваши мысли находятся в другом месте.
  • Покажите свой интерес к тому, что говорится . Кивайте иногда, улыбайтесь человеку, и убедитесь, что ваша поза открытая и принимающая. Поощряйте говорящего продолжать говорить за счет небольших словесных комментариях, таких как «да» или «угу».
  • Старайтесь избегать оценок . Чтобы эффективно общаться с кем-то, не обязательно испытывать симпатию к человеку и соглашаться с его идеями, ценностями или мнениями. Тем не менее, нужно придержать в стороне свою оценку, осуждение и критику, чтобы максимально понять человека. Трудные беседы, даже проведенные успешно, редко приводят к теплой связи между людьми.
  • Давайте обратную связь . Если вы чувствуете непонимание, отразите это в перефразированиии. «Вот, что я слышу... » или «похоже, вы имеете в виду, что... » — отличные способы «отразить» услышанное. Главное, не повторять дословно то, что сказал собеседник, иначе вы будете звучать неискренне или глупо. Вместо этого повторите сообщение своими словами. Задавайте вопросы, чтобы уточнить некоторые моменты: «Что вы имеете в виду, когда говорите...» или «это то, что вы имеете в виду?».

Слушайте эмоции, стоящие за словами

Эмоции передают высокие частоты человеческой речи. Вы можете больше настраиваться на эти частоты и, следовательно, лучше понимать, что говорят другие, используя крошечные мышцы среднего уха (самые маленькие в теле). Вы можете развить их, занимаясь пением, играя на духовом инструменте, или слушая определенные типы высокочастотной музыки (например, симфонический оркестр или скрипку, а не низкочастотную рок- и поп-музыку или хип-хоп).

Навык 2: Обращайте внимание на невербальные сигналы

То, как вы смотрите, слушаете, двигаетесь и реагируете на другого человека, говорит ему намного больше о ваших чувствах, чем слова. Невербальная коммуникация или язык тела включает мимику, движение тела и жесты, зрительный контакт, позу, тон вашего голоса и даже напряжение мышц и дыхание.

Развитие способности понимать и использовать невербальную коммуникацию поможет вам налаживать контакт с людьми и выражать то, что вы имеете в виду, ориентироваться в трудных ситуациях и улучшить отношения дома и на работе

  • Вы можете усилить эффективность коммуникации, используя открытый язык тела — руки не скрещивайте, стойте в открытой позе, или сидите на краю стула и поддерживайте зрительный контакт с человеком, с которым вы разговариваете.
  • Вы также можете использовать язык тела, чтобы подчеркнуть или усилить ваше вербальное сообщение — например, похлопать по спине своего друга, когда поздравляете его с успехом, или стукнуть кулаком по столу, чтобы подчеркнуть свое сообщение.

Как улучшить навык считывания невербального языка

  • Учитывайте индивидуальные различия . Люди из разных стран и культур склонны использовать разные невербальные жесты в общении, поэтому при считывании языка тела важно принимать во внимание возраст, культуру, религию, пол и эмоциональное состояние. Например, американский подросток, скорбящая вдова и азиатский бизнесмен по-разному используют невербальные сигналы.
  • Смотрите на невербальные сигналы как на группу сигналов . Не ищите слишком много в одном жесте или невербальном сигнале. Рассмотрите все невербальные сигналы, которые вы получаете, от зрительного контакта до тона голоса и позы тела. Каждый может случайно оговориться, например, уйти от зрительного контакта, или ненадолго скрестить руки, не вкладывая в это смысл. Смотрите на сигналы, как на целое, чтобы лучше «читать» человека.

Как улучшить навык передачи невербального языка

  • Используйте те невербальные сигналы, которые соответствуют вашим словам , а не противоречат им. Если вы говорите одно, но ваш язык тела говорит другое, то слушатель будет чувствовать себя сбитым с толку или подозревать, что вы нечестны. Например, сидеть со скрещенными руками и кивать головой «да», не будет соответствовать вашему согласию с тем, что говорит собеседник.
  • Настройте ваши невербальные сигналы в соответствии с контекстом . Тон вашего голоса будет разным, когда вы обращаетесь, например, к ребенку и к группе взрослых. Точно так же учитывайте эмоциональное состояние и культурный фон человека, с которым вы общаетесь.
  • Избегайте отрицательного языка тела . Вместо этого используйте язык тела, чтобы передать положительные чувства, даже если вы их не испытываете. Если вы нервничаете по поводу ситуации — собеседования, важной презентация или первого свидания, вы можете использовать позитивный язык тела, чтобы сигнализировать о доверии, даже если вы этого не чувствуете. Вместо того, чтобы осторожно войти в комнату с опущенной головой и глазами в пол, и незаметно скользнуть на стул, попробуйте встать в полный рост с расправленными плечами, улыбнуться, и, поддерживая зрительный контакт, крепко пожать руку. Это поможет вам чувствовать себя увереннее, а другого человека спокойнее.

Навык 3: Держите стресс под контролем

Сколько раз вы чувствовали стресс, когда были не согласны с супругом или супругой, детьми, боссом, друзьями или коллегами, а затем говорили или делали то, о чем позже сожалели? Если вы научитесь быстро снижать стресс и возвращаться в спокойное состояние, то сможете избегать подобных сожалений, а во многих случаях вы также сумеете и успокоить другого человека. Только когда вы находитесь в спокойном и расслабленном состоянии, вы сможете узнать, требует ли ситуация обратной связи от вас или сигналы другого человека указывают на то, что вам сейчас лучше промолчать. Например, в таких ситуациях, как собеседование, деловая презентация, встреча или знакомство с семьей близкого человека, важно управлять своими эмоциями, умело убеждать и эффективно общаться под давлением.

Быстрое снятие стресса для эффективной коммуникации

Когда обстановка в разговоре накаляется, вам нужно что-то быстрое и эффективное, чтобы снизить эмоциональную напряженность. Обучившись быстрому снижению стресса , вы сумеете регулировать свои чувства и вести себя достойно.

  • Осознайте, когда вы начали напрягаться . Ваше тело даст вам знать о напряжении во время общения. Ваши мышцы или живот сжаты? Сжаты руки? Дыхание неглубокое? Вы «забываете» дышать?
  • Найдите минутку, чтобы успокоиться , прежде чем продолжить разговор или отложите его.
  • Призовите свои ощущения на помощь . Лучший способ быстро и надежно снять стресс — использовать органы чувств: зрение, слух, осязание, вкус, запах или движение. Например, вы могли бы съесть мятную конфету, сжать мяч-антистресс в кармане, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сжать и расслабить мышцы или просто вспомнить успокаивающий сенсорно-богатый образ. Каждый человек реагирует по-разному на ощущения, так что вам нужно найти те сенсоры, воздействие на которые вас успокоят .
  • Посмотрите на ситуацию с юмором . При правильном использовании юмор — отличный способ снять стресс при общении . Когда вы или окружающие вас начинают принимать все слишком серьезно, найдите способ, чтобы поднять настроение, рассказав шутку или забавную историю.
  • Будьте готовы к компромиссу . Иногда, если вы оба немного уступите, то будете в состоянии найти золотую середину, которая снизит уровень стресса для всех заинтересованных сторон. Если вы понимаете, что другому человеку что-то гораздо важнее, чем вам, то на компромисс идти будет легче, и это будет хорошей инвестицией в будущее отношений.
  • Согласитесь, даже если вы не согласны, если это необходимо , и возьмите время, чтобы каждый мог успокоиться. Отправьтесь на прогулку, если это возможно, или помедитируйте несколько минут. Физическая активность или пребывание в тихом месте, чтобы восстановить равновесие, может быстро уменьшить стресс.

Общайтесь эффективно, сохраняя спокойствие под давлением

  • Используйте тактику «оттяжки», чтобы дать себе время подумать . Перед тем как ответить на вопрос, попросите повторить его или задайте уточняющий вопрос.
  • Возьмите паузу, чтобы собрать свои мысли . Молчание не всегда плохо — пауза поможет взять себя под контроль и не торопиться с ответом.
  • Высказывайте только одну мысль за один раз и приведите пример или вспомогательную информацию. Если ваш ответ слишком длинный или у вас несколько разных мыслей, вы рискуете потерять интерес слушателя. Придерживайтесь главной мысли, приведите пример, а затем оцените реакцию слушателя, чтобы понять, следует ли вам озвучивать второй аргумент.
  • Четко произносите слова . Во многих случаях то, как вы говорите, столь же важно, как и то, что вы говорите. Говорите четко, сохраняйте ровный тон и поддерживайте зрительный контакт. Держите язык тела расслабленным и открытым.
  • Подведите итог, а затем остановитесь . Резюмируйте свой ответ, а затем прекратите говорить, даже если в комнате повиснет молчание. Вам не обязательно заполнять тишину своим разговором.

Навык 4: Станьте уверенным в себе

Прямое, уверенное самовыражение делает общение четким и повысит самооценку и качество принимаемых решений. Быть уверенным означает выражать свои мысли, чувства и потребности открытым и честным способом, но в то же время уважать других. Это не значит быть враждебным, агрессивным или требовательным. Эффективная коммуникация всегда связана с другим человеком, а не с тем, чтобы выиграть спор или заставить других согласиться с вашим мнением.

Как стать уверенным в себе

  • Научитесь ценить себя и свое мнение . Ваши мысли также важны, как и мысли любых других людей.
  • Знайте свои потребности и желания . Научитесь выражать их, не нападая на права других людей.
  • Выражайте негативные мысли позитивным образом . Нормально быть обозленным , но вы должны оставаться уважительным.
  • Получайте обратную связь позитивно . Принимайте комплименты с благодарностью, учитесь на собственных ошибках, просите помощи, когда она нужна вам.
  • Научитесь говорить «нет» . Знайте свои границы и не позволяйте другим переходить их. Ищите альтернативные выходы, чтобы каждый чувствовал себя в результате хорошо.