Какие ошибки можно допустить при выборе профессии. Типичные ошибки при выборе профессии

Карьера: Профориентаторам - Методическая копилка

10 ошибок при выборе профессии

  1. Не относись к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища.
    В любой сфере деятельности происходит закономерная смена занятий, специальностей, должностей, мест работы по мере роста квалификации человека.
  2. Не путай должность, профессию и специальность.
    Например, главный врач - это должность, врач - профессия, стоматолог - специальность.
  3. Не выбирай профессию по ее внешним признакам. Всегда старайся глубже узнать содержание профессии, существенные стороны повседневного труда профессионала.
  4. Не поддавайся предрассудкам относительно той или иной профессии.
    Мода на профессии постоянно изменяется, сегодня oдни профессии престижны, завтра - другие. Но мода на профессии не всегда успевает за изменениями рынка труда.
  5. Не переноси свое отношение к человеку - представителю той или иной профессии - на саму профессию.
    Симпатичные или несимпатичные личные качества конкретного человека не всегда являются профессионально важными для той или иной профессии.
  6. Не отождествляй учебные предметы и профессии.
    Мир профессий значительно шире, чем это можно себе представить, основываясь на перечне школьных предметов.
  7. Не выбирай профессию «за компанию», под влиянием товарищей.
    Одежду и обувь мы покупаем по своему размеру, а не то, что подходит друзьям. Поступай так же с выбором своей профессии.
  8. Не выбирай профессию, не разобравшись в своих личных качествах.
    Очень важно знать свои интересы, склонности, способности, уровень знаний и подготовленности.
  9. Не выбирай профессию, не оценив своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
  10. Многие профессии предъявляют особые требования к состоянию здоровья, а некоторые профессии противопоказаны (не рекомендуются) при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья.
    Не выбирай профессию, не узнав основных правил, действий и их порядка при решении задачи о выборе профессии. Если не знаешь как решить задачу выбора профессии, обратись за помощью к специалисту-профконсультанту

Ошибки при выборе профессии

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
    В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
    Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор професии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...
  2. Бытующие мнения о престижности профессии
    В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).
    Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций...
  3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
    Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.
    Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).
  4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
    При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
    Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.
  5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
    За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
    А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
  6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
    Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
    Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
  7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
    Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
    (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).
  8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
    Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.
    Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
  9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
    Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.
    Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...
  10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
    Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.
    Надеемся, что наши рекомендации помогут выбрать верное направление при выборе профессии, определить основные этапы рещения проблемы. Однако не воспринимай инструкции буквально, лучше даже, если ты творчески подойдешь к делу и разработаешь для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний. Удачи!

Не все школьники готовы к такому самоопределению, а кто-то даже и не стремиться к принятию на себя ответственности за столь важный жизненный выбор. Именно в этом заключается важнейшая психолого-педагогическая проблема профориентации - страх перед собственным выбором.

В такой ситуации выпускник школы ищет для себя и часто находит довольно замысловатые пути избегания настоящей ответственности за профессиональное и личностное самоопределение, которые могут выражаться примерно в следующем:

  • Обращение за советом о выборе профессии и учебного заведения к своим более авторитетным (значимым) сверстникам и четкое следование этим советам. Однако такие советы часто строятся на существующих предрассудках о том, что есть «лучшее» и что «явно неприемлемо». Результатом ориентации на эти предрассудки является почти «поголовный» выбор подростками таких профессий как юрист, экономист, менеджер, визажист и т.п.
  • Обращение за советом к своим учителям и школьным психологам (профконсультантам), которые часто также ориентируются на существующие в общественном сознании предрассудки. При этом специалисты нередко просто подыгрывают своим ученикам, предлагая им в качестве выбора именно престижные профессии и учебные заведения. В такой ситуации можно даже говорить о страхе самих психологов и педагогов взять на себя ответственность за неординарные советы (по принципу: проще посоветовать что-то банальное, но зато общепринятое…).
  • Обращение подростков за советом к своим родным и близким. Нередко и эти советы бывают ориентированы на существующие (или существовавшие ранее) предрассудки о том, что более «престижно» и «перспективно», а что менее… Особенность советов родителей в том, что даже по сравнению с учителями и профконсультантами представления о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны.
  • Наконец, подростки могут ориентироваться в своих выборах на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации - СМИ (молодежную прессу, теле- и радиопрограммы и т.п.). Нередко в таком воздействии СМИ производится ориентация не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни. Но в молодом возрасте, как известно, человек больше выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия - это всего лишь «средство» достижения желаемых образа и стиля. Профессия в этом случае как бы «подбирается» под привлекательный стиль и образ жизни. Проблема здесь в том, что культивируемый (а точнее - пропагандируемый) образ жизни достаточно стандартный, в чем-то пошлый (многократно тиражируемый), ориентированный на невзыскательный вкус и именно потому такой притягательный и соблазнительный для неокрепшей души самоопределяющегося подростка.

Таким образом, реально подросток в большинстве случаев опирается на мнения близких и значимых для себя людей. Но способен ли он, в силу своей социальной незрелости, вообще быть полноценным субъектом своих профессиональных и жизненных выборов? Не слишком ли многого мы требуем от еще молодого и неопытного человека, когда говорим о само-определении и призываем к тому, что ответственность за важные жизненные выборы он должен сам брать на себя?

То, что самоопределяющийся подросток пытается найти дополнительные опоры в своих важных жизненных выборах - это нормально и психолог должен относиться к этому с пониманием. Подросток волнуется, неопределенность перед будущим действительно пугает его и у него просто срабатывают естественные защитные механизмы - механизмы подстраховки своего выбора. К сожалению, часто вся подстраховка сводится к ориентации на стереотипы общественного сознания и к реализации этих стереотипов. Но в этом случае уже не приходится говорить о настоящем творчестве при планировании перспектив своего развития и тогда придется согласиться с тем, что подросток не столько само-определяется, сколько с тем, что его «определяют» различные «советчики» в мире профессий и жизненных смыслов.

Если это так, то проблема еще больше усугубляется и речь идет о том, что профессиональный выбор делается уже не «вместе» с подростком, а «вместо» него. Какова же общая логика полноценной профориентационной помощи самоопределяющемуся подростку, с учетом его недостаточного жизненного опыта и все возрастающей тревожности по поводу своего ближайшего будущего (будущего после окончания школы)? Можно рассмотреть несколько вариантов организации такой помощи:

  1. Если профориентационная работа проводится полноценно, то схема примерно следующая. Еще в младших и средних классах учеников постепенно знакомят с миром профессионального труда, выявляют их основные склонности и способности (прежде всего, выявляют общую динамику их изменения, на основании чего и можно выстраивать более долгосрочные прогнозы). В идеале, дают школьникам попробовать себя хотя бы по некоторым доступным видам труда (примерно так, как это делается в «профессиональных пробах» - в известной японской системе «Фукуяма-тест».
    Ближе к старшим классам у школьников должна постепенно формироваться готовность к самоанализу своих основных склонностей и способностей, т.е. их все больше не столько «исследуют», а формируют мотивацию и способность к самоисследованию (самопознанию). Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Такое рассмотрение невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно-нравственные ориентации составляют «ядро» самоопределяющейся личности.
    Наконец, в старших и выпускных классах основной акцент все больше переносится на конкретные выборы. При этом школьникам не столько предлагаются уже готовые рекомендации, а постепенно формируют у них готовность самостоятельно совершать эти выборы. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и само-определении.
    Общая логика такой подготовки примерно следующая: сначала на специально подготовленных примерах (ситуациях) психолог-профконсультант (или школьный психолог) показывает, как можно было бы выбирать профессию и реализовывать этот выбор. Далее на других примерах-ситуациях уже самому старшекласснику предлагается дать рекомендацию воображаемому сверстнику (в этом случае пример уже преобразуется в учебную задачу, где постепенно и формируется готовность самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях профессионального самоопределения). Наконец, уже сформированное умение ориентироваться в профориентационных ситуациях старшеклассник самостоятельно использует в своих собственных выборах, а роль психолога-профконсультанта сводится к тому, чтобы контролировать и «подстраховывать» самоопределяющегося молодого человека.
  2. Другой вариант, когда со школьником полноценной профориентационной работы не проводится, но добросовестный педагог (или психолог) все-таки считает, что профориентационная помощь необходима. Обычно такая ситуация осложняется тем, что администрация никак не поощряет инициативного педагога-психолога, на такую работу практически не остается времени (в школе много других «важных» дел…), часто сам педагог-психолог не имеет достаточной квалификации и опыта для оказания профконсультационной помощи. И все-таки помощь может быть оказана.
    Во-первых, сам факт обсуждения с подростком или его родителями проблемы профессионального выбора уже многого стоит.
    Во-вторых, существует набор довольно доступных и несложных профориентационных методов, позволяющих ориентировочно выявить профессиональные предпочтения подростка (например, «Дифференциально-диагностический опросник» - сокращенно «ДДО», «Карта интересов», «Опросник профессиональной готовности - модифицированный» - «ОПГ-м», опросники «За и против», «Перекресток» и др.).
    В-третьих, возможен такой вариант организации работы, когда психолог работает с микрогруппой (в 3-4 человека), где поочередно обсуждаются проблемы каждого ученика. В этом случае можно даже организовать своеобразную игру в «профконсультацию», где сверстники будут друг другу давать советы-рекомендации, что позволяет формировать готовность ориентироваться в разнообразных (а не только в своих собственных) ситуациях выбора.
    Наконец, в-четвертых, школьный психолог может просто «вселить» в сознание консультируемого подростка чувство уверенности и оптимизма по отношению к своему будущему, что также многого стоит. При этом сам оптимизм - это не просто инфантильная надежда на то, что «все будет хорошо», а уверенность, что даже в сложных ситуациях подросток не растеряется и сделает достойный выбор (но для этого важно разобраться, что такое вообще «достойный выбор», в отличие, например, от стандартного, пошлого в своей неоригинальности выбора…).

Конечно, в случае ограниченных условий для полноценной профориентационной помощи не удается «охватить» всех учащихся, поэтому приходится выбирать тех, кто нуждается в такой помощи больше всего и кто сам готов к обсуждению своих профориентационных проблем.

В условиях школы обращение к проблеме профессионального и личностного самоопределения возможно не только в рамках специально отведенных для этого часов и профконсультаций. Каждый учитель и каждый психолог при проведении самых разных своих занятий-мероприятий всегда может затрагивать те или иные аспекты профессионального и жизненного выбора. Как отмечал бывший министр образования РФ, известный психолог А.Г.Асмолов, главная задача школы - не передача знаний, а формирование у школьника смысловой картины мира, того мира, где они собираются жить и самоопределяться (аналогичные высказывания можно найти у таких корифеев психологии как В.Франкл, Г.Мюнстенберг и др.). А для старшеклассника главная смысловая проблема - это проблема самоопределения, т.е. планирование своего развития после школы. И уж если мы действительно стремимся дать ученику полноценное, т.е. систематизированное знание и образование, то стержнем этой системы как раз и должна быть идея профессионального самоопределения, о чем и должен помнить любой учитель… Правда, понимают это не все педагоги и психологи (они как бы «не обязаны» это понимать) и, в результате, без центральной, интегрирующей идеи школьное знание часто носит «фрагментарный», «частичный» характер…

И все-таки возможности для широкомасштабной, систематизированной профориентационной помощи в школе огромны. В этом смысле первоначальное заглавие статьи, где отражена идея «совместной» работы в этом направлении представляется верным. Заметим, что в цивилизованных западных странах идея карьеры является доминирующей, центральной не только для образовательных учреждений, но и для всего общества, т.е. все общество помогает сделать молодому человеку карьеру. В наших «родных» российских условиях можно хотя бы помечтать о том, чтобы на уровне конкретной школы усилия педагогов, психологов и администрации интегрировались бы в совместной помощи учащемуся в профессиональном и личностном самоопределении. При этом идеальным итогом такой совместной помощи должно было бы стать формирование у выпускника школы готовности к самостоятельному (уже без совместной помощи педагогов и психологов) решению своих проблем, т.е. готовности к настоящему самоопределению.

Выбор будущей профессии - проблема современного подростка.
Что мы знаем о своем будущем? Наверняка мы не знаем ничего и можем только предполагать. Мы часто думаем о нем, проводим долгие часы в рассуждениях о том, что будет завтра, через месяц, через год, даже через десятки лет. И эти мысли порой мешают нам замечать, что происходит вокруг, какой жизнью мы живем сейчас. А каково подросткам, которые только научаются понимать свою жизнь, понимать себя в настоящем, а родители уже требуют осознанного выбора профессии, выбора своего будущего? «Им, конечно, не просто, но не задумываться о будущем нельзя,» - скажете вы и будете абсолютно правы.

Итак, выбор будущей профессии - дело не просто, но необходимое и даже жизненно важное. Как же не потеряться во всем многообразии возможных вариантов специальностей в современном мире, ведь их сейчас так много? Для этого важно иметь четкое представление о тех целях, которые вы ставите перед своим ребенком, и он ставит перед собой, то есть понять, что именно в первую очередь движет вами при выборе профессии. В наши дни одним из ведущих мотивов является материальное благополучие, то есть желание зарабатывать достаточно большие деньги, чтобы иметь возможность ни в чем себе не отказывать. Задумываться о своем благосостоянии нормально и правильно, так как без денег действительно не проживешь. Но является ли этот мотив достаточным и главным при выборе будущей профессии?

Думая о деньгах, не стоит забывать о том, что ваш ребенок выбирает род занятий на ближайшие (по меньшей мере) несколько лет. Соответственно, именно эта деятельность будет наполнять его жизнь, будет его жизнью. А в жизни часто бывает так, что деятельность, приносящая большие деньги, не приносит одновременно и счастья. Это простая и банальная мысль: «Не в деньгах счастье». Но именно этой простотой и заурядностью она доказывает свою истинность. Поэтому я предлагаю не «открещиваться» от нее.

Потенциальная прибыльность профессии не главное. Самым важным, по мнению современных психологов, социологов и обывателей, является то моральное удовлетворение, которое приносит правильно подобранная профессия. «Но как помочь ему уже сейчас, когда ему всего 15-16 лет, выбрать тот род деятельности, который будет радовать его долгие годы жизни?» - спросите вы. К сожалению, универсального способа нет, будущее предсказать невозможно, поэтому при выборе подростком профессии стоит в первую очередь задуматься о тех склонностях, способностях и интересах, которые есть у него уже сейчас. Для этого вы можете проделать со своим ребенком следующее упражнение.

Данное упражнение поможет вам не только оценить количество способностей своего ребенка и возможных вариантов профессий, но и лучше разобраться в том, что это за профессии, как им обучаются и кем и где работают люди после получения образования.

Не торопите своего ребенка и не спешите сами, ведь вы выбираете не именинный торт, от которого после окончания праздника не останется и следа. Вы выбираете будущее. И не жалейте ни сил, ни времени на то, чтобы по-настоящему хорошо разобраться в тех профессиях, которые выбрал ваш ребенок. Постарайтесь так же не давить на него, ведь он выбирает свое будущее, а не ваше. И, чтобы годы учебы, вложенных в нее денег и сил не пропали в пустую, а вы не услышали однажды обвинение в свой адрес: «Это ты меня заставила пойти туда учиться!» - позвольте, пусть и с вашей помощью, вашему ребенку выбрать будущую профессию осознанно и самостоятельно.

Однако часто бывает так, что ребенку трудно при вас говорить о своих способностях, вообще трудно говорить с вами о будущем. Он начинает хамить, отнекиваться, отшучиваться и всячески сопротивляться. Не будем забывать о том, что это подросток. Или выбрать профессию не удается по другим причинам. В таком случае вам может оказаться необходима профессиональная консультация психолога который поможет ребенку определиться понять имеющиеся способности, оценить их, подобрать возможные и интересные для него профессии и понять, какая из них наилучшим образом подходит вашему ребенку.

Как выбрать профессию
Схема решения задачи о выборе профессии (по Е.А.Климову)

Процесс решения задачи о выборе включает пять операций (совокупность действий):

1-я операция - составить для себя общую ориентировку в мире профессий и совокупность личных качеств, важных при выборе профессии;

2-я операция - выяснить потребность района, города, области в кадрах, где больше всего нужны ваши головы, знания, руки, молодой задор;

3-я операция - использовать разнообразные источники для получения знаний о профессиях: книги, телевидение, кино, экскурсии на предприятия и др.

4-я операция - сделать заключение о наиболее подходящем типе профессии, затем классе, отделе, группе специальностей;

5-я операция - сделать заключение о первом шаге на пути освоения избранной профессии, пройти ролевую практику. Здесь важно посоветоваться с врачом, классным руководителем, учителями, старшими членами семьи, представителями изучаемой профессии.

Но окончательное решение принимать самому.

Как найти себя и кем стать? Этот вопрос мучает каждого сознательного человека в определённый момент, в большинстве случаев им задаются старшеклассники и их родители. Конечно, подходить к выбору профессии нужно серьёзно и основательно, но не стоит забывать, что впереди ждёт долгая жизнь, в течение которой можно приобрести ещё не одну специальность и даже в корне поменять род деятельности.

И всё же, хотелось бы отметить, что выбор первой профессии важен и подход к этому действу должен быть соответствующий. Что нужно делать для того, чтобы правильно подобрать учебное заведение, факультет, специальность мы примерно представляем. Наше самоопределение происходить ещё в далёком детстве, когда мы применяем на себя разные профессиональные роли. Заканчивается оно в юности и сопровождается развитием некоторых условий, способствующих принятию решения. Такие условия создают своеобразную формулу будущей профессии и условно их можно обозначить как «могу», «хочу» и «надо».

Здесь, «хочу» - это наши склонности и интересы (увлечение предметами, явлениями, событиями, различными видами деятельности).

«Могу» - способности человека, его состояние здоровья (математические, творческие и т. д.).

И немаловажное «надо» - например, молодой человек хочет стать гондольером и всё для этого у него есть: отменное здоровье, красноречие, хорошая память и приятный голос. Одна проблема, в нашей стране не водят гондолы, и соответственно наш вымышленный герой не найдёт применение полученной профессии.

Можно выделить несколько типичных ошибок при выборе будущей профессии, знание которых поможет найти работу, максимально вас удовлетворяющую.

ТОП-10 ошибок при выборе профессии

  1. Ориентация только на внешнюю сторону профессии. Необходимо узнать глубже течение рабочего процесса, повседневность, возможные трудности.
  2. Перенесение своего отношения к человеку, представителю какой-либо профессии, на саму профессию. Отрицательные или положительные черты характера, манера поведения человека не всегда являются неотъемлемыми составляющими той или иной профессии.
  3. Приравнивание учебных предметов к профессиям. Мир последних значительно больше и далеко не всегда отвечает школьным предметам.
  4. Желание идти на поводу большинства и получить профессию «за компанию».
  5. Пренебрежение своими личными качествами, способностями, наклонностями, желаниями, уровнем знаний и подготовкой.
  6. Пренебрежение оценкой своих физических возможностей, уровнем нагрузок, противопоказаниями.
  7. Путаница в понятиях «профессия», «должность» и «специальность».
  8. Отношение к будущей специальности, как к единственной в жизни. В любой сфере деятельности с течением времени происходит смена должностей, мест, приобретение смежных специальностей, и всё это по мере роста профессионализма и квалификации человека.
  9. Погоня за престижными профессиями. Изучай не моду, а рынок труда.
  10. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации.

Мы познакомили вас с самыми распространёнными ошибками в выборе профессии. Теперь каждый из вас может оценить свою ситуацию и принять правильное решение.

Не нужно пугаться, если в этих ошибках, вы увидели свой подход к поиску будущего места работы. Сознательный выбор будет произведён только в том случае, когда он мотивирован: человек реально оценивает свои возможности и хорошо знаком с родом деятельности.

В связи с этим хотелось бы отметить, что существует пять типов профессий и несколько групп мотивов.

Типы профессий

  1. «Человек - знаковая система» (переводчик, бухгалтер, экономист, программист, геодезист, архитектор и прочие) .
  2. «Человек - природа» (эколог, ветеринар, лесовод, геолог и другие) .
  3. «Человек - человек» (преподаватель, врач, юрист, следователь, психолог и другие) .
  4. «Человек - художественный образ» (гримёр, дизайнер, скульптор, художник и прочие) .
  5. «Человек - техник» (инженер, механик, слесарь, электрик и другие) .

Возможные мотивы при выборе профессии

  1. Престижные (достижение положения в обществе, возможность быстрого карьерного роста) .
  2. Эстетические (тяга к красоте, гармонии и прекрасному) .
  3. Моральные (направление на полезный результат для людей, оказание им помощи) .
  4. Социальные (поиск своего места в обществе согласно интересам и возможностям) .
  5. Познавательные (желание приобрести специальные знания, заинтересованность в сути рабочего процесса) .
  6. Материальные (поиск высокооплачиваемой работы) .
  7. Творческие (желание быть уникальным) .
  8. Утилитарные (лёгкость поступления в учебное заведение, близкая расположенность к дому и прочие) .

К своему будущему нужно относиться очень серьёзно, тогда и к настоящему будет такой же подход. Уже в самом начале своего трудового пути можно хорошенько подумать: кем я буду? Что я буду делать и чего хочу достичь? Хорошо продумав все эти вопросы, можно смело рассчитывать на успешный исход дела и приобретение профессии, которая положит начало радостным рабочим будням.

Хотелось бы ещё отметить, что в конце прошлого года Минобрнауки внёс рекомендации для вузов - не принимать троечников в свои ряды. Качество подготовки абитуриентов должно повышаться, и выпускники с тройками в аттестате могут не успевать за учебной программой. Были проведены исследования и выявлено, что большинство троечников поступают в аграрные вузы, отличники спешат стать медиками, а ученики с хорошими отметками подают заявления в инженерные и технические вузы. Не стоит пугаться будущих трудностей при освоении учебной программы вуза, при необходимости можно обратиться за помощью и .

Заметки о том, какие ошибки допускают молодые люди при выборе профессии. Итак, чего делать не стоит...

1. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора «кота в мешке».

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, в первую очередь необходимо найти информацию о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят. Сущность ведь не в названии профессии, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать.

Важно задуматься и над такими вопросами. Какие требования профессия предъявляет к способностям человека и что за противопоказания имеет, какой уровень подготовки необходим для овладения ею, где ее можно получить, дает ли она перспективы карьерного роста и с чем именно они связаны, востребована ли профессия на рынке труда.

2. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода - дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Конечно, потенциальный уровень доходности в разных областях деятельности различается, но дело здесь, прежде всего не в профессии как таковой, а в месте работы человека, его статусе, уровне мастерства, балансе спроса и предложения на рынке труда.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям...

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

3. Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.

Распространенное заблуждение школьников, а подчас и студентов состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: «нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Автор художественной литературы, что ли? Конечно, в принципе возможен и такой вариант, но куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т. д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожи на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.

Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.

4. Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» - это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

Так что вывод о том, как на кого реагировать, а также ответственность за профессиональный выбор все равно остаются за нами.

5. Выбирать профессию «за компанию».

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным - ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

6. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.

Более оправдана позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, неважно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в ВУЗе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

7. Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (дескать, буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

Еще одна причина такой ошибки - незнание собственных способностей и интересов. Невозможно сказать, понравится ли работа и будет ли она хорошо получаться, не попробовав себя в чем-то подобном. Конечно, далеко не всякие работы удастся попробовать на личном опыте, предварительно не получив соответствующее образование. Но в таких случаях можно судить о склонности к ним по косвенным признакам: интерес к конкретной сфере, желание активно получать информацию о деятельности таких специалистов, легкость осмысливания и запоминания этих сведений.

8. Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Так уж повелось, что давать советы, в том числе и по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие. Тем не менее, обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (специалист по профориентации, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.

1. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора «кота в мешке».

По данным исследований, учащиеся школ могут назвать всего 20-26 профессий, в то время как их количество исчисляется 40 тыс.

2. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или

доходность

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется.

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей («за компанию», чтобы не отстать) .

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму

профессию.

При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

А если, наоборот, вашему ребенку повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

6. Автоматический перенос интереса к школьному предмету на будущую

профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов

считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии.

Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических

Способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

7. Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

8. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков,

существенных при выборе профессии.

Любая профессия предъявляет определенные требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. В вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей.

9. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его

получения.

Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, неважно по какой специальности.

Если желая овладеть определенной профессией, ваш ребенок не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

10. Прислушиваться к мнению людей, некомпетентных в вопросах выбора профессии.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.