Подводная лодка 955 борей. Подводная лодка "Борей": описание и технические характеристики

Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей» предназначены для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника.

История

На смену ракетным подводным крейсерам стратегического назначения проектов 667БДРМ и 941, постройка которых про­должалась до начала 90-х гг., в ЦКБ МТ «Рубин» в середине 80-х была начата разработка двух проектов перспективных РПКСН 4-го поколения под обозначением «Борей-1» (проект 955) и «Борей-2» (проект 935) под руководством Генерально­го Конструктора С.Н. Ковалева. Первый проект был рассчитан для несения тяжелого межконтинентального ракетного ком­плекса Д-31, а второй для комплекса Д-35, так и оставшихся на стадии проектирования. В 1990 году дальнейшую разра­ботку проекта 955 возглавил новый Главный Конструктор В.А. Здорнов. Не смотря на то, что «Борей-1» в начале 90-х фак­тически был готов к серийному производству, распад Советского Союза и проблемы с созданием комплекса Д-31 задержа­ли его закладку на 4 года. Всего, в рамках последнего советского судостроительного плана намечалась постройка 14 РПКСН проекта 955.

Длина АПЛ — 170 м.Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов Глубина погружения — до 400 м. Автономность — 90 суток. Экипаж — 107 человек.

В 1997 г. по причине недофинансирования работ по строительству новых АПЛ, а также в связи с серией неудачных испыта­тельных запусков новой ракеты, было принято решение о заморозке дальнейшей постройки К-535, которая на тот момент состояла, в основном, из разрозненных корпусных конструкций, оборудования и закладной секции. В сентябре 1998 года дальнейшая разработка ракетного комплекса «Барк» была остановлена, а для вооружения проекта 955 был объявлен кон­курс на разработку перспективного твердотопливного ракетного комплекса под обозначением «Булава». По итогам этого конкурса, в котором участвовал ГРЦ им. В.П. Макеева с проектом БР «Булава-45» и Московский институт теплотехники с ракетой «Булава-30», победителем был признан МИТ. Одновременно шли поиски возможностей для постройки головной лодки в отсутствие достаточного финансирования, контрагентского оборудования и даже корпусной стали. Перепроекти­рование велось в спешке и завершилось в первой половине 1999 года. Неуверенность в дальнейшем развитии событий от­носительно основного вооружения проекта 955 привела к тому, что некоторое время параллельно существовали два тех­нических проекта этого РПКСН: «Борей-А» с комплексом «Барк» и «Борей-Б» с комплексом «Булава». При этом были разра­ботаны два варианта, предусматривавших использование корпусных секций лодок других проектов. В первом варианте (проект 09550) использовался задел недостроенных многоцелевых АПЛ проекта 971, а во втором (проект 09552, Главный Конструктор И.Л. Баранов) задел также недостроенных ПЛАРК проекта 949Б. Для дальнейшей реализации был выбран про­ект 09550.

В 2000 году работы по постройке К-535 были возобновлены. Для этого блоки недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Ку­гуар» были доставлены из цеха №50 в цех №55 Севмашпредприятия. Сдача головной лодки флоту планировалась, при этом, в 2006 году. 19 марта 2004 года по проекту 09550 был заложен второй РПКСН под наименованием К-550 «Александр Невский» с заводским номером 202. При его постройке был использован задел многоцелевой АПЛ К-333 «Рысь».

В 2005 году было завершено формирование корпуса «Юрия Долгорукого», а 19 марта 2006 года под наименованием «Влади­мир Мономах» была заложена третья лодка серии по несколько измененному проекту 09551 (заводской номер 203). В де­кабре 2009 года были начаты работы по постройке четвертой лодки проекта под наименованием "Святитель Николай".

15 апреля 2007 года состоялся вывод К-535 из цеха в плавдок, 12 февраля 2008 года лодка была спущена на воду, а 21 ноября того же года на ней был произведен физический пуск реактора. 17 марта 2009 года начались швартовые испыта­ния, с 19 июня по 10 июля того же года прошел первый этап ходовых испытаний, а в августе завершился их второй этап. Таким образом, проект 09550 стал первым реализованным российским проектом 4-го поколения.

Описание

Лодка выполнена по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделен на 8 отсеков. 1-й отсек является торпедным. Также в нем находится аппаратная выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторной батареи. Во 2-м отсеке расположен центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радио­электронного вооружения общекорабельных систем, таких как насосное оборудование, гидравлическая система, конди­ционеры, электрические преобразователи и аккумуляторную батарею. 3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы, холодильные машины, различные насосы и эле­менты системы воздуха высокого давления), часть аппаратного оборудования РЭВ, а также шахты и фундаменты подъем­но-мачтовых устройств. 4-й и 5-й - ракетный отсеки. Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й от­сек отведен под паропроизводящую установку, а также ее вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортном пространстве корпуса размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет. Вместо большого количества шпигатов проницаемой надстройки, свойственных предыдущим проектам советских РПКСН, использованы всего два протяженных щелевых шпигата.

Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в аморти­зационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолиро­ван от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

Рабочая глубина погружения «Борея» составляет 380 м, а предельная - 450 м. Автономность - 90 суток.

Конструкция

Двухкорпусная. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в аммортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются активные средства снижения шума. При создании первых трех лодок серии использован задел корпусов лодок пр.971, при создании же первых 6 корпусов вообще использован задел ПЛА предыдущих проектов.

ПЛ пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛА пр.971 и пр.949А

Силовая установка

Главная энергетическая установка корабля включает энергетическое оборудование с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и блочной паротурбинной установкой (ПТУ) «Азурит-90». Последняя включа­ет в себя главный турбозубчатый агрегат с однопроточной паровой турбиной и с эффективной системой влагоудаления из проточной части, маневровое устройство с блоком управления, планетарный двухступенчатый редуктор, автономные тур­богенераторы, встроенные пароэжекторные холодильные машины, гребной электродвигатель, виброизолирующую муфту, главный упорный подшипник, система автоматического регулирования частоты вращения вала и давления свежего пара, вспомогательные центробежные насосы и другое оборудование. Мощность ПТУ на валу составляет 43000 л.с., суммарная мощность автономного турбогенератора 7000 л.с. За счет этого достигается максимальная подводная скорость около 29 узл и надводная 15 узл.

В состав вспомогательной силовой установки входит резервный движительный комплекс с подруливающими устройствами в откидных колонках с погружными 2-х скоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. На бор­ту лодки установлен вспомогательный дизель-генератор АДГ-1000 мощностью 1000 л.с., на базе дизеля 8ДМ-21С.

Система спасения - всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж ПЛ. Находится за ракетным отсе­ком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).

Всплывающая спасательная камера ПЛ пр.955

Вооружение

16 х БРПЛ комплекса Д-30 / 3К30 "Булава" с ракетами Р-30 / SS-NX-30 разработки Московского Института Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). По неподтвержденным пока данным на ПЛАРБ пр.955У будет 20 пусковых шахт БРПЛ.

Для целей самообороны проект 955 оснащен восемью торпедными аппаратами. На проекте 09550 четыре ТА калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм размещены в носовой части корпуса над главной антенной гидроакустического комплекса. В состав ракетно-торпедного вооружения входят многоцелевые электрические торпеды УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза», ракеты ПЛРК «Водопад». Боезапас - до 40 единиц. Средства противодействия торпедному оружию и гидроакустическим средствам включают комплекс «Шлагбаум» с шестью 533-мм непроникающими ПУ в надстройке но­совой части корпуса.

Управление всеми корабельными системами и оборудованием осуществляется посредством автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) «Округ-55». В нее интегрированы все уровни систем вооружения, энергетической установки, систем всплытия-погружения, жизнеобеспечения и др.

Гидроакустический комплекс - МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» («Иртыш-Амфора-Б») с конформной крупногабаритной основной антенной «Амфора» и цифровой обработкой сигналов с использованием цифровых библиотек системы автомати­ческой классификации целей «Аякс-М». Боковые конформные антенны большой площади. Буксируемая антенна ГАС в об­текателе вертикального оперения ПЛ.

8 х 533 мм носовых ТА (боезапас до 40 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 "Гранат" или "Бирюза", ракеты ПЛРК "Водопад"). Система подготовки ТА "Гринда"

Боекомплект - общий - не более 40 торпед, ракет, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин.

6 х 533 мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ РЭПС-324 "Шлагбаум" запуска средств гидроакустического противодействия, расположена в надстройке (аналогично ПЛА пр.971). Боекомплект - 6 СГАПД:

МГ-104 "Бросок"

МГ-114 "Берилл"

Состав ГАК :

  • аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот и аппаратура эхопеленгования (гидролокации):
  • носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах;
  • 2 бортовых конформных антенны большой протяженности;
  • аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника;
  • защищенная звукоподводная система передачи тактических данных аналогичная аппаратуре звукоподводной связи "Структура". Аппаратура госопознавания;
  • аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной ан­тенны;
  • аппаратура классификации целей "Аякс-М" с использованием цифровой библиотеки шумов;
  • ГАС миноискания;
  • ГАС измерения скорости звука в воде;
  • ГАС определения начала кавитации гребных винтов;
  • эхоледомер;
  • обнаружитель разводий во льдах;
  • обнаружитель полыней во льдах;


Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения.

Подводные лодки проекта 955 «Борей» — видео

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. Длина АПЛ - 170 м. Максимальное подводное водоизмещение - 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода - до 29 узлов. Глубина погружения - до 400 м. Автономность по провианту - 90 суток. Экипаж - 107 человек.

Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).


Первоначально на вооружении подлодок серии «Борей» должна была стоять твердотопливная баллистическая ракета нового поколения Р-39УТТХ «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, нужного для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56). Начиная с сентября 1998 года началась доразработка проекта 955 до проекта 09551.

В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.


9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей-М» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку - 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей-М» от базовой модели будут отличаться еще более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, еще более совершенными: средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет еще более улучшена обитаемость экипажа и живучесть.


Конструкция проекта 955 «Борей»

Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ проектировалась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие распада СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода. Было предложено перепроектировать строящуюся ПЛ ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей».


Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова, ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей», который в свою очередь, как оказалось, были гораздо менее шумными чем американские АПЛ.

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками. (Учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных ядерных энергоблоков, использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным.) Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б», ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Погрузка БРПЛ 3М30 «Булава» на ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955, г.Северодвинск, 2010-2011 г.г.


Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» - это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния».

Подводные лодки проекта оснащены системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Люк для погрузки боезапаса торпедных аппаратов и крышки пусковых установок СГАПД на ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий» пр.955


Корпус

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются также активные средства снижения шума.

Вывод из цеха ПЛ К-535 «Юрий Долгорукий» по.955, 15.04.2007 г.


Силовая установка

На лодке установлен ядерный энергоблок, вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ - «Алиот». На лодках проекта установлен ядерный энергоблок 4 поколения - КТМ-6.

Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Мираж» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50000 л.с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным - 370 л.с.). (Расположены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.)

Вывод из цеха в плавдок ПЛ К-535 «Юрий Долгорукий» по.955, 15.04.2007 г.


Модификации

пр.955 «Борей-1» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31. Начало проектирования - середина 1980-х годов.

пр.955 / 09550 «Борей» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк». Начало проектирования - конец 1980-х годов (1995 г. по др.данным), разработка прекращена в 1998 г. Первая заложенная лодка - К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) - достраивалась по пр.09551.

пр.955 / 955(А) / 09551 «Борей» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». При строительстве использовался задел по ПЛА проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей». Начало перепроектирования - сентябрь 1998 г. (завершено в 1999 г).
Заложено и построены три корабля:

  • К-535 «Юрий Долгорукий», (заводской № 201)
  • К-550 «Александр Невский», (заводской № 202)
  • К-551 «Владимир Мономах», (заводской № 203)

пр.955А / 955У / 955М / 09552 «Борей-А» - ПЛАРБ, под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава». По данным СМИ, лодки проекта «Борей-А» будут отличаться от базовой модели более низким уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть. Первоначально в СМИ ходила информация о 20 ракетах «Булава» в лодках этого улучшенного проекта, но, позже, она была опровергнута. Задел для первой лодки «Борей-А» готовится на ПО «Северное машиностроительное предприятие» в течение 2009 г., строительство фактически стартовало 22 декабря 2009 г. Официальная закладка 1-й ПЛАРБ «Борей-А» была перенесена Министерством Обороны России на 2010 г. Лодки будут строиться без использования старых заделов корпусов. Именно на подлодках «Борей-А» будет полностью использован потенциал проекта АПЛ четвертого поколения.
Заложено четыре корабля:

  • «Князь Владимир» (заводской № 204)
  • «Князь Олег» (заводской № 205)
  • «Генералиссимус Суворов» (заводской № 206)
  • «Император Александр III»» (заводской № 207)


Постройка

Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Кроме того, государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения - ракетного комплекса «Булава». К 2013 году ситуация изменилась к лучшему - «Булава» попросту страдала типичными «детскими болезнями», как это довольно часто бывает с любой новой техникой. (Су-24 вначале также страдал «детскими болезнями» - с опытными и самыми ранними серийными машинами произошли 6 катастроф, в том числе с гибелью пилотов, тогда как в настоящее время это одни из надежнейших тактических бомбардировщиков.) Финансирование вышло на достаточный уровень. Работа самого «Севмаша» также вошла в нормальный ритм. Однако, задержки остались, уже по вине поставщиков второго - третьего уровня, где появившиеся заказы (финансирование) только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.


Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки. 4 февраля 2013 года - в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30% прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 г. может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

Вывод из цеха №55 ПО «Севмаш» ПЛАРБ К-550 «Александр Невский» пр.955, 01.12.2010 г.

При строительстве первых двух РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» - «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года выведен из плавучего дока, начаты швартовные испытания. 7 июля 2014 года завершились заводские испытания, 25 июля 2014 - первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

Церемония вывода из цеха ПЛАРБ «Александр Невский» пр.955 «Борей»


Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года. Корабль носит имя «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»). Он будет построен в модификации 955У или 955А. Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20. Но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. По состоянию на 19 февраля 2014 года сформирован и испытан основной корпус подлодки. Основной задачей на 2014 год является монтаж оборудования, поступающего с заводов-поставщиков.

Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».

Последнюю, восьмую лодку серии планируют заложить в июле 2016 года.

Церемония вывода из цеха ПЛАРБ «Владимир Мономах». Цех №55 ПО «Севмаш», 30.12.2012 г.


Принятие на вооружение

В состав ВМФ РФ приняты 3 корабля проекта 955 - «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

Приёмка головного корабля состоялась 10 января 2013 года. Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется в Гаджиево.

Приёмка второго корабля (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года. Подводный крейсер «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.

Приёмка третьего корабля (второго серийного) состоялась 10 декабря 2014 года. Подводный крейсер «Владимир Мономах» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске.

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.


Тактико-технические характеристики проекта 955 «Борей»

Разработчик проекта……………..ЦКБ МТ «Рубин»
Главный конструктор……………..В. А. Здорнов
Скорость (надводная)……………..15 узлов
Скорость (подводная)……………..29 узлов
Рабочая глубина погружения……………..400 м
Предельная глубина погружения……………..480 м
Автономность плавания……………..90 суток
Экипаж……………..107 человек, в том числе 55 офицеров
Стоимость……………..$713 млн (первый корабль), 23 миллиарда рублей

Размеры
Водоизмещение надводное……………..14 720 т
Водоизмещение подводное……………..24 000 т
Длина наибольшая (по КВЛ)……………..170 м
Ширина корпуса наибольшая………………13,5 м
Средняя осадка (по КВЛ)……………..10 м

Силовая установка………ОК-650В 190 МВт; ПТУ с ГТЗА; гребной вал; водомётный движитель

Вооружение
Торпедно-минное вооружение…………6ТАx533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
Ракетное вооружение………..16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 «Булава»
Количество ракет…………..16 (проект 955), 16 (проект 955А)

Подводные лодки роекта 955 «Борей» — фото


Фото пуска БРПЛ 3М30 «Булава» с ПЛАРБ пр.955 «Борей»

Надводное

14 720 т Водоизмещение подводное 24 000 т Длина наибольшая
(по КВЛ) 170 м Ширина корпуса наиб. 13,5 м Средняя осадка
(по КВЛ) 10 м Силовая установка
  • ОК-650В 190 МВт
  • ПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
Вооружение Торпедно-
минное вооружение 6ТА × 533-мм + 6 СГАПД × 324-мм , торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты(включая Калибры и Ониксы). Ракетное вооружение 16 ПУ комплекса Д-30 , БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»
Количество ракет: 16 ПВО ПЗРК Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки проекта 955 (09551), 955A (09552) «Борей» (по кодификации НАТО SSBN «Borei», также «Dolgorukiy» - от имени головного корабля класса) - серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения » (РПКСН) четвёртого поколения . По данным на апрель 2019 года, 3 корабля серии находятся в строю, один проходит испытания, еще 4 строятся. В июне 2019 года на форуме «Армия-2019» было объявлено о подписании контракта Министерства обороны РФ и Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) на строительство ещё двух подлодок этого типа в дополнение к уже законтрактованным, т.е. всего в составе ВМФ будет десять «Бореев» и «Бореев-А» . Основное вооружение - 16 БРПЛ Р-30 «Булава» .

История создания

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова . «Борей» создавался, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО). Было предложено перепроектировать строящуюся ПЛ ещё и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей» .

По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Начиная с сентября 1998 года началась доразработка проекта 955 до проекта 09551. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие распада СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода .

В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты .

9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей-А» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку - 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей-А» от базовой модели будут отличаться ещё более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, ещё более совершенными средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет ещё более улучшена обитаемость экипажа и живучесть.

В 2011 году озвучивался план постройки 8 кораблей к 2018 году .

7 февраля 2012 года газета «КоммерсантЪ» сообщила, что план изменился и включает строительство 10 кораблей к 2020 году . В середине февраля 2012 года начальник генерального штаба ВС России Николай Макаров опроверг эту информацию , отметив, что такой вопрос прорабатывался, но решение не было принято.

Конструкция

Внешние изображения
Инфографика и чертежи, доступные в СМИ
Инфографика: история создания и ТТХ РПКСН проекта 955 «Борей»
Инфографика: ТТХ ракетного вооружения и статистика пусков
Инфографика: сравнение подводных ракетоносцев серии 955 и 955А
РПКСН «Александр Невский», общий вид
РПКСН «Юрий Долгорукий»

Согласно заявлению генерального директора ЦКБ «Рубин» А. А. Дьячкова , ПЛ проекта 955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛ проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей» .

«Бореи» являются первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движителя с высокими пропульсивными характеристиками (учитывая довольно большую энергоемкость, особенно удельную, корабельных реакторов ОК-650В , использование водометных двигательных установок на надводных и подводных кораблях представляется вполне оправданным). Также, аналогично ПЛ проекта 971 «Щука-Б» , ПЛ «Борей» имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.

Подводные лодки проекта оснащены системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ . Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

Корпус

Носовая часть К-535. Хорошо видны пусковые установки шумовых имитаторов и торпедопогрузочный люк между ними

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед из-за особенностей размещения в этом месте одной из станций гидроакустического комплекса . Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются также активные средства снижения шума. Длина АПЛ - 170 м . Максимальное подводное водоизмещение - 24 тысячи тонн . Скорость подводного хода - до 29 узлов . Глубина погружения - до 400 м. Автономность по провианту - 90 суток. Экипаж - 107 человек .

Силовая установка

Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л. с. (по другим данным - 370 л. с.). (Расположены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.)

Оборудование

  • БИУС «Округ»
  • ГАК МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей». Дальность обнаружения целей - более 220-230 км. Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей - не менее 30.
  • Носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах
  • Две бортовые конформные антенны большой протяженности
  • Аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов с ГАС обнаружения ГАС противника
  • Аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной антенны
  • Аппаратура классификации целей «Аякс-М» с использованием цифровой библиотеки шумов
  • ГАС миноискания
  • Обнаружитель разводий во льдах
  • Обнаружитель полыней во льдах
  • Защищенная звукоподводная система передачи тактических данных
  • Система РЭБ
  • Аппаратура госопознавания
  • РЛС госопознавания
  • Радиопеленгатор
  • Автоматизированная комплексная система управления техническими средствами ПЛА «Булат-Борей»
  • Система управления электро-энергетической системой «Луга-Борей»
  • Система централизованного электропитания «Косинус-Борей».
  • Навигационный инерциальный комплекс
  • Система спутниковой навигации
  • Автоматизированный комплекс радиосвязи в составе
  • Оптическая обзорная ТВ-система (позволяет вести оптическое наблюдение на глубинах до 50-60 м)
  • Перископы: командирский и штурманский астронавигационный

Модификации

  • пр.955 «Борей-1» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-31 с 12 БРПЛ Р-31 . Начало проектирования - середина 1980-х годов.
  • пр.955 / 09550 «Борей» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-19УТТХ с 12 БРПЛ «Барк» . Начало проектирования - конец 1980-х годов (по другим данным - в 1995 году), разработка прекращена в 1998 году. Первая заложенная лодка - К-535 «Юрий Долгорукий» (заводской № 201) - достраивалась по пр.09551.
  • пр.955 / 955(А) / 09551 «Борей» - ПЛАРБ под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава» . При строительстве использовался задел по ПЛА проектов 971 «Щука-Б» и 949А «Антей» . Начало перепроектирования - сентябрь 1998 года (завершено в 1999 году).
  • пр.955А / 955У / 955М / 09552 «Борей-А» - ПЛАРБ, под ракетный комплекс Д-30 с 16 БРПЛ «Булава» . По данным СМИ, лодки проекта «Борей-А» будут отличаться от базовой модели более низким уровнем физических полей, соответственно, лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управлениями вооружением. В них будет улучшены обитаемость экипажа и живучесть. Первоначально в СМИ ходила информация о 20 ракетах «Булава» в лодках этого улучшенного проекта, но, позже, она была опровергнута . Задел для первой лодки «Борей-А» готовится на ПО «Северное машиностроительное предприятие » в течение 2009 года, строительство фактически стартовало 22 декабря 2009 года. Официальная закладка 1-й ПЛАРБ «Борей-А» была перенесена Министерством Обороны России на 2010 год. Лодки будут строиться без использования старых заделов корпусов. Именно на подлодках «Борей-А» будет полностью использован потенциал проекта АПЛ четвертого поколения .
  • пр.955Б «Борей-Б» - проект атомного подводного крейсера с улучшенными характеристиками . Проектом предполагалась, в частности, установка нового водомётного движителя и оснащение более соверешенным оборудованием. Проект «Борей-Б» был включён в государственную программу вооружений до 2027 года. В соответствии с этим планом ОКР по созданию головного подводного ракетоносца должны были начаться в 2018 году, сдача его флоту после проведения испытаний запланирована на 2026 год. Серийное строительство «Бореев-Б» начнется с 2023 года. Планируется построить не менее четырёх единиц. Позднее проект «Борей-Б» был исключён из госпрограммы вооружения на 2018-2027 годы, поскольку проект строительства этих подлодок не отвечал критерию «стоимость - эффективность» .

Постройка

Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих . Кроме того, государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения - ракетного комплекса «Булава ». После того как финансирование вышло на достаточный уровень, а работа самого «Севмаша » вошла в нормальный ритм, задержки всё равно остались, но уже по вине поставщиков второго - третьего уровня, где появившиеся заказы (финансирование) только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта - «Юрий Долгорукий» . Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания . 29 декабря 2012 года - подписан Акт о приёмке Флотом ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года - на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота .

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки . 4 февраля 2013 года - в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30 % прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 года может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания . 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом .

При строительстве первых трёх РПКСН, «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проекта 971 «Щука-Б» : соответственно К-133 «Рысь» , К-137 «Кугуар» , К-480 «Ак Барс» .

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» - «Владимир Мономах» . 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду . 18 января 2013 года выведен из плавучего дока, начаты швартовные испытания . 7 июля 2014 года завершились заводские испытания , 25 июля 2014 года - первый этап государственных испытаний . 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг .

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года . Корабль носит имя «Князь Владимир » (первоначально предполагалось название «Святитель Николай») , будет построен в модификации 955У или 955А . Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20 , но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута . Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. Вывод из эллинга состоялся 17 ноября 2017 года. Начиная с «Князя Владимира» у «Бореев» изменена форма корпуса - ракетные шахты полностью вписаны в лёгкий корпус, что улучшило управляемость в подводном положении, а также уменьшило лобовое сопротивление и шумность.

Представители

Стратегическим ракетоносцам 4-го поколения присваиваются имена, традиционные для русских боевых кораблей 1-го ранга .

Наименование Проект Зав. № Закладка Спуск на воду Начало испытаний Передача ВМФ Флот Состояние Примечания
К-535 «Юрий Долгорукий» 955
(09551)
201 02.11.1996 12.02.2008 19.06.2009 10.01.2013 СФ В строю 9.09.2013 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ВМБ Гаджиево в Мурманской области
К-550 «Александр Невский» 955 202 19.03.2004 13.12.2010 24.10.2011 23.12.2013 ТОФ В строю 30.09.2015 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке
К-551 «Владимир Мономах» 955 203 19.03.2006 30.12.2012 18.01.2013 10.12.2014 ТОФ В строю 26.09.2016 АПЛ прибыла к месту постоянной дислокации в ЗАТО Вилючинск на Камчатке
К-549 «Князь Владимир» 955A
(09552)
204 30.07.2012 17.11.2017 28.11.2018 2019 СФ Проходит ЗХИ По данным СМИ завершена, и поступит на боевое дежурство в 2019 году .
«Князь Олег» 955A 205 27.07.2014 12.2019 СФ Строится Завершены гидравлические испытания По данным СМИ завершена, и поступит на боевое дежурство в 2019 году .
«Генералиссимус Суворов » 955A 206 26.12.2014 12.2020 ТОФ Строится К концу 2015 года будет сформирован прочный корпус По данным СМИ поступит на флот в 2020 году .
«Император Александр III» 955A 207 18.12.2015 12.2020 ТОФ Строится Строительство завершается.

По данным СМИ поступит на флот в 2020 году .

«Князь Пожарский » 955A 208 23.12.2016 11.2021 СФ Строится Заложена.

Цвета таблицы:
Белый - строится
Зелёный - действующий в составе ВМФ

Принятие на вооружение и служба

В состав ВМФ РФ приняты 3 корабля проекта 955 - «Юрий Долгорукий» , «Александр Невский» и «Владимир Мономах» .

Приёмка головного корабля состоялась 10 января 2013 года . Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» зачислен в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота, базируется в Гаджиево .

Приёмка второго корабля (первого серийного) состоялась 23 декабря 2013 года . Подводный крейсер «Александр Невский» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Вилючинске .

Приёмка третьего корабля (второго серийного) состоялась 10 декабря 2014 года . Подводный крейсер «Владимир Мономах» зачислен в состав 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базируется в Вилючинске .

Согласно планам модернизации Российского подводного флота, РПКСН 955 «Борей» станут одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение . Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт , и эта унификация призвана упростить обслуживание и содержание кораблей. 14 запланированных к постройке атомоходов планируется распределить по 7 кораблей на Северный и Тихоокеанский флот. «Бореи» призваны стать единственным типом стратегических подводных ракетоносцев на вооружении ВМФ России по меньшей мере до середины XXI века.

Атомная подводная лодка проекта 955 «Борей»

2 ноября 1996 года в городе Северодвинске в торжественной обстановке была заложена первая (как в нашей стране, так и в мире) атомная стратегическая подводная лодка, относящаяся к 4-му поколению. Новый подводный ракетоносец стратегического назначения был назван «Юрий Долгорукий». Исследования в области ракетных подводных лодок, относящейся к новому 4-му поколению, начались еще в СССР в 1978 году.

Непосредственной разработкой АПЛ проекта 955 (шифр «Борей» ) занималось ЦКБ «Рубин», главным конструктором по проекту был В.Н. Здорнов. К активным работам приступили в конце 1980-х годов. К этому моменту изменилась и общемировая обстановка, что наложило определенный отпечаток на облик новой подлодки. В частности было решено отказаться от экзотической компоновки и гигантских размеров, которыми обладали ПЛА «Акула», вернувшись к «классической» схеме.

“ Юрий Долгорукий “ на заднем плане ТРПКСН ТК-208 “ Дмитрий Донской “

Согласно первоначальным планам новый подводный ракетоносец планировали вооружить ракетным комплексом, созданным «макеевской» фирмой. Основным вооружением подводной лодки должны были стать мощные твердотопливные ракеты «Барк», оснащенные новой системой инерциально-спутникового наведения на цель, что позволило бы значительно улучшить точность стрельбы. Но серия неудачных испытательных пусков ракеты и скудное финансирование заставили конструкторов пересмотреть состав ракетного вооружения ракетоносца.

В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), который до этого специализировался на проектировании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (среди которых ракеты «Курьер», «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М» ), а также противолодочных ракетных систем (знаменитая «Медведка») была начата работа по созданию абсолютно новой ракетной системы, которая известна как «Булава» . Данный комплекс по точности поражения целей и способности преодоления ПРО противника должен превзойти американский аналог - «Трайдент» II.

подводный старт “ Трайдент II “

проект 955 “ Борей “

Новая морская ракета достаточно сильно унифицирована с состоящей на вооружении РВСН межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М», не являясь при этом ее прямой модификацией. Существенные различия в особенностях наземного и морского базирования не позволяют разработать универсальную ракету, которая бы в одинаковой степени удовлетворяла требованиям РВСН и ВМФ.

Новая ракета морского базирования Р-30 «Булава» по разным данным способна нести от 6 до 10 ядерных блоков индивидуального наведения, которые обладают возможностью маневра по тангажу и рысканию. Общий забрасываемый вес ракеты составляет 1150 кг. Максимальная дальность пуска составляет 8000 км, что достаточно для поражения практически всех точек на территории США за исключением юга Калифорнии и Флориды. В то же время во время проведения последнего испытательного запуска ракета преодолела 9100 км.

Согласно существующим планам по модернизации подводного флота России, РПКСН проекта 955 «Борей» должны стать одним из 4-х типов подводных лодок, которые будут приняты на вооружение. В свое время одной из особенностей советского, а затем и российского флота было использование десятков разнообразных модификаций и типов подводных лодок, что существенно осложняло их ремонт и эксплуатацию.

В настоящее время между Минобороны РФ и ОСК - Объединенной Судостроительной Корпорацией подписан контракт на разработку модифицированной версии РПКСН пр. 955А «Борей». Сумма контракта на разработку лодок составила 39 млрд. рублей. Строительство подводных лодок проекта 955А будет осуществляться в Северодвинске на ПО «Севмаш». Подводные лодки нового проекта будут иметь по 20 БРПЛ «Булава» и усовершенствованный комплекс вычислительных средств.

История создания и конструктивные особенности


Начиная с конца 80-х годов, подводная лодка проекта 955 проектировалась как двухвальный РПКСН, аналогичный по своей конструкции подводным лодкам серии 667 БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт баллистических ракет под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту и была заложена в 1996 году субмарина с заводским номером 201. В 1998 году было принято решение об отказе от БРПЛ «Барк» в пользу создания новой твердотопливной ракеты «Булава», обладающей другими габаритами.

Такое решение привело к перепроектированию подводной лодки. Одновременно с этим стало понятно, что субмарина не сможет быть построена и введена в строй в разумные сроки в условиях сокращения объемов финансирования и распада СССР. Развал СССР привел к прекращению поставок специфических марок металлопроката производства Запорожского Сталелитейного Завода, оказавшегося на территории независимой Украины. При этом при создании лодок было принято решение об использовании заделов по недостроенным подводным лодкам проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б».

Движение подводной лодки осуществляется при помощи одновальной водометной движительной установки, обладающей пропульсивными качествами. Аналогично подводным ракетоносцам проекта 971 «Щука-Б», новая подводная лодка имеет выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками, а также два откидывающиеся подруливающие устройства, которые повышали ее маневренность.

подруливающее устройство

Подводные лодки проекта «Борей» оснащаются системой спасения - всплывающей спасательной камерой, которая может вместить весь экипаж субмарины. Спасательная камера находится в корпусе лодки позади от пусковых установок БРПЛ. Помимо этого на подводном ракетоносце имеется 5 спасательных плотов класса КСУ-600Н-4.

спасательная камера

Корпус подводной лодки проекта 955 «Борей» имеет двухкорпусную конструкцию . Вероятнее всего, прочный корпус лодки выполнен из стали толщиной до 48 мм и показателями предела текучести 100 кгс/кв.мм. Сборка корпуса субмарины производится блочным методом. Оборудование подводной лодки монтируется внутри ее корпуса в амортизационных блоках на специальных амортизаторах, которые являются частью общеконструкционной системы двухкаскадной системы амортизации. Каждый из амортизационных блоков изолирован от корпуса субмарины при помощи резинокордных пневматических амортизаторов. Носовая оконечность ограждения рубки ПЛА изготовлена с наклоном вперед, это сделано с целью улучшения обтекания.


Корпус подводной лодки покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием , также в ее конструкции, вероятно, применяются активные средства снижения шума. Согласно словам А.А. Дьячкова, гендиректора ЦКБ «Рубин», подводные лодки проекта 955 «Борей» обладают в 5 раз меньшей шумностью, чем ПЛА проектов 949А «Антей» или 971 «Щука-Б» .



Гидроакустическое вооружение подводной лодки представлено МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» - единым автоматизированным цифровым ГАК, который объединяет в себе как сам ГАК в чистом его понимании (эхопеленгование, шумопеленгование, классификация целей, ГА-связь, обнаружение ГА-сигналов), так и все гидроакустические станции так называемой «малой акустики» (измерение скорости звука, измерение толщины льда, миноискание, обнаружение торпед, поиск полыней и разводий). Предполагается, что дальность действия данного комплекса превзойдет ГАК американских подводных лодок типа «Вирджиния».

АПЛ “ Вирджиния “

На подводной лодке установлена ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), вероятнее всего, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или же аналогичная с мощностью порядка 190 МВт . На реакторе используется система управления и защиты ППУ - «Алиот». По неподтвержденной пока что информации на лодках данного проекта будет установлена ЯЭУ нового поколения. Для движения субмарины задействуется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9ВМ или аналогичным ему с улучшенной амортизацией и мощностью приблизительно 50.000 л.с.

Для улучшения маневренности подводная лодка проекта 955 «Борей» оснащается 2-мя подруливающими двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160, каждый мощностью по 410 л.с. (по другим данным мощностью в 370 л.с.). Данные электродвигатели находятся в выдвигаемых колонках в кормовой части субмарины.

Основным вооружением лодки являются твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» , созданные Московским Институтом Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) был создан в ГРЦ им. Макеева (город Миасс). На первых лодках проекта 955 «Борей» будет находиться по 16 БРПЛ «Булава», на лодках проекта 955А их количество будет доведено до 20 единиц .


ракетная шахта ПЛА с открытой крышкой

Помимо ракет лодка имеет 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (максимальный боезапас 40 торпед, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин). С борта лодки могут применяться торпеды УСЭТ-80 и УГСТ , ракеты ПЛРК «Водопад». Также имеется 6 одноразовых неперезаряжаемых 533-мм пусковых установки РЭПС-324 «Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия, которые расположены в надстройке (аналогично лодкам проекта 971). Боекомплект — 6 самоходных приборов гидроакустического противодействия: МГ-104 «Бросок» или МГ-114 «Берилл».



По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности.

Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.

Основные ТТХ лодки :
Экипаж - 107 человек (в том числе 55 офицеров);
Длина наибольшая - 170 м; Ширина наибольшая - 13,5 м; Осадка корпуса средняя - 10 м;
Водоизмещение подводное - 24.000 т; Водоизмещение надводное - 14.720 т;
Скорость подводного хода - 29 узлов; Скорость надводного хода - 15 узлов;
Глубина погружения предельная - 480 м; Глубина погружения рабочая - 400 м;
Автономность плавания - 90 суток;
Вооружение - 16 ПУ ракет Р-30 «Булава», на лодках проекта 955А - 20ПУ, 8х533 торпедных аппаратов.

МОСКВА, 17 ноя — РИА Новости, Андрей Коц. Почти 15 тысяч тонн водоизмещения, подводная скорость 30 узлов, 16 межконтинентальных баллистических ракет и великое имя, выбитое на рубке под Андреевским флагом. В Северодвинске в пятницу . Он стал четвертым атомоходом проекта 955 "Борей" и первым модернизированным крейсером серии "Борей-А". "Князь Владимир" должен войти в боевой состав Северного флота уже в 2018-м году. Чем новый подводный ракетоносец отличается от своих предшественников и какие задачи он будет решать — в материале РИА Новости.

Тихий и быстрый

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Князь Владимир" спроектирован Центральным конструкторским бюро морской техники "Рубин" и принадлежит к четвертому поколению атомных подводных лодок. Корабли этой категории сравнительно "тихие", что достигается размещением гребных винтов в кольцевых насадках или использованием водометных движительных установок. Кроме того, на лодках четвертого поколения используются звукопоглощающие покрытия нового типа, а также другие технические решения. Корпуса таких АПЛ выполнены из маломагнитной стали и обеспечивают рабочую глубину погружения до 400 метров. Иными словами, главные особенности подводных крейсеров этого поколения — малозаметность, высокая скорость и способность эффективно уходить от преследования.

Полный цикл строительства "Владимира Великого" занял пять лет - официальная церемония его закладки состоялась 30 июля 2012 года. Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев назвал спуск крейсера на воду важным практическим шагом в оснащении морских стратегических ядерных сил. Сегодня в составе Северного флота несет боевое дежурство головной "Борей" — "Дмитрий Донской". Еще два — "Александр Невский" и "Владимир Мономах" — приписаны к Тихоокеанскому флоту. Кроме того, на стапелях "Севмаша" достраивают еще четыре корпуса атомных подводных крейсеров. Речь идет об АПЛ "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов", "Император Александр III" и "Князь Пожарский". На воду их планируется спустить до 2022 года.

Об особенностях модифицированного проекта "Борей-А" известно не так уж и много. Но, если судить по просочившимся в прессу высказываниям военных и представителей ОПК, основные характеристики корабля и его вооружение остались прежними. Улучшения связаны, в частности, с уменьшением уровня так называемых физических полей подлодки. К этим параметрам относятся в первую очередь акустическая и магнитная "заметность" крейсера. От них зависит то, сможет ли АПЛ оставаться незаметной для противолодочных сил противника, на какой дистанции ее могут обнаружить системы самонаведения торпед и на каком удалении можно незаметно пройти мимо подводной мины. Кроме того, на "Князе Владимире" установлены усовершенствованные средства управления, связи и гидроакустики, а также улучшены условия жизни и работы экипажа.

Как и многоцелевая АПЛ "Казань" усовершенствованного проекта "Ясень-М", спущенная на воду в конце марта, "Князь Владимир" оснащен обновленными комплексами радиоэлектронного вооружения. При этом вся компонентная база электронной "начинки" крейсера произведена в России. Ранее многие элементы закупали в странах бывшего СССР.

Достойный конкурент

"Князь Владимир" на сегодняшний день является самым новым и совершенным подводным стратегическим ракетоносцем. По своим основным тактико-техническим характеристикам он превосходит американские АПЛ типа "Огайо", составляющие основу морской компоненты сил ядерного сдерживания США. Первый "Борей-А" имеет рабочую глубину погружения более 400 метров против 365 метров у "Огайо", а также опередил "американца" и в подводной скорости — 30 узлов против 25. Кроме того, автоматизация процессов управления "Князем Владимиром" позволила снизить численность команды до 107 человек. Для сравнения: в субмаринах "Огайо" численность экипажа составляет 155 человек, куда входят матросы, старшины и офицеры.

Основное ракетное вооружение российской АПЛ — 16 межконтинентальных баллистических ракет Р-30 "Булава". Каждая из них оснащена шестью разделяющимися головными блоками индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн. Таким образом, одним полным залпом "Борей-А" может испепелить до сотни целей — городов, ракетных шахт, пунктов управления, мест базирования войск и промышленных объектов. По этому показателю, впрочем, он уступает американским "Огайо", которые несут по 24 ракеты Trident II с восемью или 14 блоками каждая (в зависимости от мощности). Зато "Булава" способна забросить свои боевые части на 9300 километров, а Trident II — на 7800.

Что дальше

Дальнейшим развитием проекта 955 станут атомные подводные лодки "Борей-Б". Информации об этом проекте в открытых источниках нет. По словам начальника Генштаба Вооруженных сил генерала армии Валерия Герасимова, работы над перспективным крейсером уже стартовали. В свою очередь, главком ВМФ адмирал Владимир Королев в пятницу сообщил, что вслед за "Бореем-Б" российский ОПК займется строительством атомных подводных крейсеров пятого поколения.

Речь идет о многоцелевых АПЛ проекта "Хаски". Формально они не будут стратегическими, но призваны решать широкий круг задач, в том числе и в интересах сил ядерного сдерживания. Разработка эскиза первого корабля уже началась. По данным из открытых источников, рассматриваются два варианта АПЛ. Один из них оснастят противолодочной модификацией ракет "Калибр" для борьбы с субмаринами, в первую очередь — стратегическими "Огайо". Второй, противокорабельный, вооружат перспективными гиперзвуковыми ракетами "Циркон". По размерам АПЛ будет существенно меньше современных "Бореев" и "Ясеней".

Впрочем, далеко не факт, что первую "Хаски" спустят на воду в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 годы. Представители военного ведомства неоднократно отмечали, что упор в ней будет сделан на модернизацию сил общего назначения (Сухопутных войск и ВДВ).