Обзор компактной системной камеры Fujifilm X-T1. Сравнение характеристик фотоаппаратов Fujifilm X-T1, Fujifilm X-E2 и Olympus OM-D E-M1 Фуджи т1

02.02.2014 24027 Тесты и обзоры 0

Компания Fujifilm представила X-T1 — беззеркальную фотокамеру со сменной оптикой. Новая X-T1 была одним из самых ожидаемых продуктов от Fuji на старте 2014 года, и уже был известна любителям фотографии в последние недели до анонса - от фотографий до характеристик.

Итак, что же собой представляет Fujifilm X-T1. Дизайн. Смотрится новинка очень хорошо, как и все последние новинки Fuji. Камера имеет только чёрный вариант расцветки корпуса, который отлит из магниевого сплава и имеет 80 точек герметизации. Это достаточно защищает фотоаппарат от внешних факторов.

Сзади камеры находится экран, который имеет разрешающую способность 1040 тысяч пикселей, и он полностью идентичен экрану X-E2 — те же 3 дюйма диагонали при соотношении сторон 3:2. У экрана, однако, есть «фишка»: он наклонный, что должно быть очень удобно для фотографов, и имеет защиту из закалённого стекла. Встроенный в камеру датчик наклона помимо стандартной индикации горизонта и добавления информации о повороте в кадр, также умеет поворачивать интерфейс.

Видоискатель с разрешением 2,36 млн. точек больше всего делает камеру похожей на зеркальную. Видоискатель полностью электронный. Дисплей видоискателя по характеристикам очень хорош и умеет обновлять картинку 54 раза в секунду. Для сравнения, у эта характеристика равняется X-E2 лишь 20. Показатель увеличения равен 0,77 против 0,64 у X-E2.

Дисплей видоискателя имеет четыре режима работы:

В режиме «FULL» используется высокий коэффициент увеличения видоискателя камеры Х-Т1, благодаря чему фотограф видит сцену съемки максимально полно.
- В режиме «NORMAL» обеспечивается оптимальный просмотр, в том числе настроек съемки.
- Режим «DUAL» специально предназначен для ручной фокусировки, при этом дисплей делится на две зоны. При этом зону обычного просмотра и зону ручной фокусировки можно контролировать одновременно благодаря функциям Digital Split ImageTM или Focus Peak Highlight)
- Для съемки в портретной ориентации в режимах «NORMAL» и «FULL» интерфейс автоматически поворачивается, когда камера удерживается вертикально.

Камера очень понравится любителям ретро. На верхней панели расположено аж пять механических дисков, два диска управления на передней и задней панели, и шесть настраиваемых функциональных кнопок. Расположенные сверху сдвоенные диски из механически обработанного алюминия предназначены для управления скоростью затвора, компенсацией экспозиции, чувствительностью ISO, выбора режимов съемки. Конструкция каждого диска предусматривает смену режимов с явно слышимым щелчком, а рельефная поверхность обеспечивает удобство при установке параметров кадра.

Вспышки у камеры не предусмотрено, но в комплекте производитель обещает небольшую мини-вспышку на горячий башмак. Камера принимает SD-карточки UHS-II с максимальной скоростью записи 240 мегабайт в секунду, внутренняя память сохраняет до 23 снимков при режиме максимального качества записи JPEG+RAW.

Но самое вкусное, конечно, спрятано внутри. Характеристики, конечно, не революционны, а вполне пристойны. Сенсор идентичен камерам X-E2 и X100S — это X-Trans II с 16 мегапикселями. Новая матрица X-Trans II™ отличается системой фазовой автофокусировки, срабатывающей за рекордные 0,08 с. Камера также позволяет снимать серии до 8 кадров в секунду с работающим автофокусом. Матрица X-Trans II сводит к минимуму муар и цветовые искажения благодаря оригинальному цветовому фильтру с высокой нерегулярностью расположения пикселей. Это позволило отказаться от оптического низкочастотного фильтра (OLPF), который приводит к потере детализации.

Обрабатывает картинку такой же, как в X-E2 и X100S — EXR Processor II. Система оптимальной модуляции света (LMO) для камер со сменным объективом еще больше повышает качество изображения. Данная технология, учитывающая оптические характеристики отдельных объективов, стала возможной благодаря совместной разработке объектива, матрицы и процессора. Компания говорит об улучшениях, что делает X-T1 самой быстрой камерой в серии: процессор позволяет камере переходить в рабочее положение за 0,5 с, обеспечивает срабатывание затвора за 0,05 с и интервал 0,5 с между снимками. При этом минимальная выдержка ограничена до 1/4000, а работа вспышки до 1/180.

Прочие характеристики новинки таковы: адаптер беспроводной связи Wi-Fi, стереофонический микрофон, интерфейсы USB 2.0 и HDMI, поддержка записи видео с разрешением 1920x1080 (30p, 60p) или 1280x720 (30p, 60p) пикселей. Бесплатное приложение FUJIFILM Camera Remote и функция беспроводной связи позволяют снимать дистанционно, используя смартфоны и планшеты. Устройство весит 440 г, размеры — 129x90x47 мм.

Технические характеристики Fujifilm X-T1

Название модели FUJIFILM X-T1
Датчик изображения 16,3 млн пикселей
23,6 мм × 15,6 мм(APS-C)X-Trans II CMOS с системой нерегулярного расположения цветовых фильтров
Память Карты памяти SD / SDHC / SDXC(UHS-II)
Формат файлов Фотографии JPEG (Exif вер. 2.3), RAW (RAF-формат), RAW+JPEG (поддержка стандарта DCF (Design rule for Camera File)/DPOF) Видео Формат видеофайлов: MOV
Сжатие видео: H.264
Звук: Linear PCM Stereo
Число сохраненных пикселей L:<3:2>4896x3264 / <16:9>4896x2760 / <1:1>3264 × 3264
M:<3:2>3456x2304 / <16:9>3456x1944 / <1:1>2304 × 2304
S:<3:2>2496x1664 / <16:9>2496x1408 / <1:1>1664 ×1664
Режим панорамной съемки Motion Panorama:
L  вертикально:2160 × 9600 / горизонтально:9600 × 1440
M  вертикально:2160 × 6400 / горизонтально:6400 × 1440
Байонет байонет FUJIFILM X-Mount
Чувствительность (ISO) AUTO (с максимальным значением ISO6400)
Эквивалент ISO 200-6400  (стандартная чувствительность на выходе)
Расширенный диапазон чувствительности: эквивалент ISO 100, 12800, 25600 и 51200
Управление экспозицией TTL-замеры в 256 зонах, мульти/точечная/средняя
Режим экспозиции Программируемая автоматическая экспозиция (АЭ), АЭ с приоритетом выдержки, АЭ с приоритетом диафрагмы, ручная экспозиция
Компенсация экспозиции от 3.0EV до 3.0EV, ступень 1/3EV
(видеозапись: от -2,0EV до +2,0EV)
Стабилизатор изображения Да (при использовании объектива с системой оптической стабилизации изображения)
Обнаружение лиц Есть
Shutter type Затвор в фокальной плоскости
Скорость затвора Режим P: от 1/4 с до 1/4000 с
Остальные режимы: от 30 с до 1/4000 с
Длительная(Bulb): (макс. 60 мин.)
Время от 1/2 до 30 с
Синхронизация скорости работы затвора для вспышки: 1/180 с или менее
Серийная съемка Прибл. 8,0 кадра/с (JPEG: не более прибл. 47 кадров
Прибл. 3,0 кадра/с (JPEG: до полного заполнения карты)
Автоматический брекетинг Брекетинг с автоэкспозицией (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV)
Брекетинг с имитацией пленки (любой из 3 типов имитации пленки по выбору)
Брекетинг динамического диапазона (100 % - 200 % - 400 %)
Брекетинг чувствительности (±1/3EV, ±2/3EV, ±1EV)
Баланс белого Брекетинг (±1, ±2, ±3)
Фокусировка Режим AF-S (однократный АФ) / AF-C (непрерывный АФ) / MF (ручной режим- индикатор расстояния) Тип Интеллектуальный гибридный АФ (TTL-автофокусировка по контрасту и АФ TTL с фазовой детекцией), имеется вспомогательная подсветка АФ Выбор зоны AF Электронный видоискатель / ЖК-дисплей: 49 точек 7x7
* Изменение размера рамки автофокусировки (из 5 типов на выбор)
Баланс белого Автоматическое распознавание сцены
Пользовательский, выбор цветовой температуры (К) Предустановка: точный, тень, флуоресцентная лампа (дневной свет), флуоресцентная лампа (теплый белый) / флуоресцентная лампа (холодный белый), лампа накаливания, подводная съемка
Автоспуск 10 с / 2 с
ЕСТЬ
Настройка: интервал, кол-во снимков, время начала
Вспышка Внешняя «Сверхинтеллектуальная» вспышка Super Intelligent Flash EF-X8 (в комплекте )
Ведущее число: прибл. 8(ISO100 - м) / прибл. 11 (ISO200 - м)
Режимы вспышки Активируется при подключении внешней вспышки

Функция удаления эффекта красных глаз ВЫКЛЮЧЕНА: авто, принудительная вспышка, низкоскоростная синхронизация, подавление вспышки, синхронизация по задней шторке, ведущая.

Функция удаления эффекта красных глаз ВКЛЮЧЕНА: автоматическое подавление эффекта «красных глаз», подавление эффекта «красных глаз» и принудительная вспышка, подавление вспышки, подавление эффекта «красных глаз» и низкоскоростная синхронизация, подавление эффекта «красных глаз» и принудительная вспышка, ведущая.

Разъем для внешней вспышки "горячий башмак" Есть (совместимость со вспышками TTL)
Видоискатель Цветной OLED-видоискатель с диагональю 0,5 дюйма, с разрешением прибл. 2 360 тыс. точек  
Охват зоны внутри рамки в сравнении с зоной кадрирования: прибл. 100 %
Выходной зрачок: прибл. 23 мм
Настройка диоптрий: от 4 м-1 до +2 м-1 
Кратность увеличения: 0,77x c объективом 50 мм (эквивалентно формату 35 мм) с фокусировкой на бесконечность и настройкой диоптрий на -1,0 м-1) 
Диагональный угол обзора: прибл. 38° (Горизонтальный угол обзора: прибл. 31°)
Встроенный датчик выключения дисплея
ЖК-дисплей Трехдюймовый цветной ЖК-дисплей TFT с разрешением прибл. 1 040 тыс. точек, соотношением сторон 3:2 и изменяемым углом наклона (покрытие 100%)
Запись видео Full HD 1920x1080 60p/30p Непрерывная запись: прибл. до 14 мин. HD 1280 × 720 60p/30p  Непрерывная запись: прибл. до 27 мин.
* Карта SD класса 10 и выше.
Режим имитации фотопленки 10 типов (PROVIA/STANDARD, Velvia/VIVID, ASTIA/SOFT, PRO Neg Hi, PRO Neg. Std, MONOCHROME, MONOCHROME+Ye FILTER, MONOCHROME+R FILTER, MONOCHROME+G FILTER, SEPIA)
Установка динамического диапазона АВТО (100-400 %), 100 %, 200 %, 400 %
Advanced filter Toy camera (ломокамера), Miniature (миниатюра), Pop colour (яркие цвета), High-key (высокий ключ) , Low-key (низкий ключ), Dynamic tone (динамический тон), Soft focus (мягкий фокус), Выделение цвета: все цвета переводятся в ч/б, но один на выбор остается цветным (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый)
Функции фотосъемки Автоматическое устранение эффекта «красных глаз», настройки (цвет, резкость, динамический диапазон, градация), пользовательские настройки, панорамная съемка, цветовое пространство, сетка кадрирования, запоминание количества кадров, экран гистограммы, предпросмотр глубины фокуса, оптимизация модуляции света в объективе, предварительный АФ, проверка фокуса, выделение центра фокусировки, цифровое разделенное изображение, электронный уровень, многократная экспозиция, интервальная съемка, приоритет спуска / выбор приоритета фокусировки, настройка функциональных кнопок, (RAW, видеосъемка и т.д.), автоматическое управление ISO, настройка автоматической фокусировки (AF-S/AF-C)
Функции просмотра Преобразование RAW, поворот изображения, устранение эффекта «красных глаз», функция Photobook assist, удаление выбранных снимков, многокадровый показ (с возможностью отображения миниатюр), показ слайдов, отметка файлов для загрузки, защита, кадрирование, изменение размера изображения, панорама, избранное
Стандартный Wi-Fi 802.11b/g/n (стандартный протокол беспроводной связи) Режим доступа в зависимости от настроек беспроводной сети
Wireless functions Передача изображений,геотеггинг, просмотр и получение изображений, дистанционная съемка, автосохранение на ПК
Другие функции PictBridge, печать Exif, выбор языков, разница во времени, режим быстрого запуска, бесшумный режим
Разъём Видеовыход - Цифровой интерфейс USB2.0(High-Speed) / Micro USB
* разъем для устройства дистанционного спуска затвора RR-90 (продается отдельно) HD-выход Разъем mini-HDMI (тип C) Прочее Разъем для микрофона/внешней кнопки спуска затвора 2,5 мм, стерео-мини-джек
Питание Литий-ионная батарея NP-W126 (входит в комплект поставки)
Размеры 129,0 (Шир) мм x 89,8 (Выс) мм x 46,7 (Гл) мм
(Минимальная глубина: 33,4 мм) - без выступающих частей
Вес Прибл. 440 г (включая вес батареи и карты памяти)
Прибл. 390 г (без учета веса аксессуаров, батареи и карты памяти)
Температура использования -10°C - +40°C
Относительная влажность использования 10 - 80% (без конденсации)
Емкость аккумулятора для фотографий Прибл. 350 кадров (с установленным объективом XF35mmF1.4R, ЖК-монитор/видоискатель включен, поставляемая в комплекте вспышка EF-X8 не установлена)
Емкость аккумулятора для видео Последовательная видеозапись: Прибл. 103 мин. (режим определения лица ВЫКЛ)
*Длина отдельного ролика не может превышать прибл. 14 мин. в режиме Full HD и прибл. 27 мин. в режиме HD.
Время включения Прибл. 0,5 с в режиме высокой производительности High Performance (значение ON)
Прибл. 1,0 с, когда режим высокой производительности High Performance выключен (значение OFF)
Аксессуары в комплекте Литий-ионная батарея NP-W126
Зарядное устройство BC-W126
Внешняя вспышка EF-X8
Наплечный ремень
Крышка для байонета
Защитное покрытие
Инструменты для зажима
Крышка разъема «горячий башмак» для подключения внешней вспышки
Крышка соединителя для крепления батареи с вертикальной ориентацией
Крышка контакта синхронизации CD-ROM (ПО Viewer, Raw File Converter и т.д.
Руководство пользователя

Аннотация к книге:

Эта книга Рико Пфирстингера, колумниста известного портала Fuji Rumors, рассказывает о малоизвестных возможностях камеры X-T1, которые он изучил в результате месяцев детального изучения и экспериментов с камерой. После короткого обзора базовых функций, Рико дает множество советов и практических рекомендаций, которых нет в инструкции пользователя. Это второе издание включает описание новых функций и обновлений новой прошивки. С этим знанием вы сможете использовать полностью все возможности фотоаппарата X-T1.

Фотоаппараты Fujifilm серии X обладают замечательными возможностями, но возможно потребуют некоторого времени на изучение для тех, кто недавно начал ими пользоваться, даже для фотографов, которые всю жизнь снимают на зеркальные фотоаппараты. Это руководство поможет вам быстро освоиться с камерой, чтобы вы смогли достигнуть превосходных результатов.

В книге рассматриваются следующие темы:

  • Быстрый вызов пунктов меню
  • Длинная экспозиция
  • Обновление прошивок
  • Гибридная автофокусная система
  • Автоматическая и ручная фокусировка
  • Распознавание лица
  • ISOless-сенсор
  • Расширение динамического диапазона
  • Имитации пленок
  • Пользовательские настройки
  • RAW конвертация
  • Панорамы
  • Автоспуск
  • Вспышка
  • Объективы через переходное кольцо
    И многое другое…

Совсем недавно компания Fujifilm представила свою новейшую системную камеру X-T1.

Насытив рынок целым рядом системных незеркалок начального и среднего уровня, производитель вновь обернулся в сторону фотографов с профессиональными требованиями к аппаратуре. Можно сказать, что первый круг развития системных камер серии «Х» замкнулся: ведь первой в этой серии была камера X-Pro1, однозначно и до сих пор позиционирующаяся как топ-модель с профессиональными характеристиками.

Каждая из предшествующих новинок несла в себе отдельные улучшения, но сейчас производитель посчитал своевременным собрать их все вместе и вложить в крепкий, хорошо защищённый корпус, чтобы предложить практически универсальный фотографический инструмент самым требовательным фотографам, включая и профессионалов.

Основные особенности

  • 16-мегапиксельная КМОП-матрица X-Trans CMOS II формата APS-C
  • Пыле- и брызгозащищённый корпус и повышенная морозоустойчивость
  • Расширяемая до 51 200 ISO светочувствительность
  • Электронный видоискатель с высоким разрешением и большим увеличением
  • Откидной ЖК-экран
  • Серийная съёмка с непрерывной АФ до 8 кадров/с
  • Высокое быстродействие всех систем
  • «Аналоговые» органы управления основными параметрами
  • Шесть программируемых функциональных кнопок
  • Батарейная рукоятка (доп. аксессуар)

Технические характеристики X-T1

Класс Цифровая незеркальная системная камера
Матрица КМОП, X-Trans II, размер 23,6×15,6 мм (APS-C), 16,3 Мп (4896 × 3264)
Видоискатель ЭВИ, на органических светодиодах (OLED), 2,36 млн. точек, х0,77
Настраивается по зрению
Формат фото JPEG, RAW, RAW+JPEG
Светочувствительность 200-6400 ISO, расширение до 100, 12 800, 25 600, 51 200 ISO
Диапазон выдержек 1/4000-30 с, свободная (до 60 мин.),
выдержка синхронизации 1/180 с
Серийная съёмка 8 к/с - JPEG до 47 кадров, RAW или RAW+JPEG до 23 кадров в серии;
3 к/с - JPEG до заполнения карты, RAW до 100 кадров в серии
Фокусировка Гибридная TTL-автофокусировка: детекция контраста (49 зон) и детекция фазового сдвига по съёмочной матрице;
следящая, разовая, непрерывная;
ручная с электронным дальномером
Вспышка В комплекте внешняя EF-X8, ВЧ 11 (для 200 ISO)
Поддерживает синхронизацию с длительными выдержками и по 2-й шторке; поддерживает беспроводное TTL-управление внешними согласованными вспышками
Видео Full HD: 60p/30p, до 36 Мб/с (до 14 мин. непрерывной записи)
HD: 60p/30p (до 27 мин. непрерывной записи)
Формат MOV, кодек H.264
Экран Отклоняемый, 3 дюйма, 1,04 млн. точек
Память 1 слот для карт SD/SDHC/SDXC (поддерживается UHS-II)
Связь и интерфейсы Wi-Fi, мини-HDMI, USB 2.0; разъём для внешнего микрофона
Питание Литиево-ионная батарея NP-W126
Прочее 10 режимов имитации фотоплёнки; 8 творческих фильтров; встроенный RAW-конвертер
Размеры и вес 129 × 89,8 × 46,7 мм
390 г (только корпус), 440 г (с батареей и картой памяти)
Дополнительные аксессуары Накладная рукоятка MHG-XT; батарейный блок/вертикальная рукоятка VG-XT1

Внешность

Главная внешняя особенность X-T1 - её, как сейчас принято говорить, форм-фактор. Если все остальные камеры серии «X» походят на классические дальномерки, эта выглядит как зеркалка, хотя таковой и не является. Здесь уместно напомнить, что у компании Fujifilm есть и собственный богатый опыт производства зеркальных камер. Первая из них, Fujica ST701 , была выпущена в 1970 году. Правда, разработка плёночных зеркалок в 1985 году была прекращена, но это уже другая история.

Занимаемая камерой площадь практически такая же, как и у предшествующей новинки X-E2. И только та часть, которая в зеркальных камерах называется кожухом пентапризмы (ну, или пентазеркала) и скрывает под собой электронный видоискатель с великолепными характеристиками, о которых мы поговорим чуть ниже, резко отличает новинку от всех остальных камер серии «X».

Второй важнейший момент - классические, «аналоговые» органы управления основными параметрами на верхней панели. Выдержка, экспокоррекция, «режим протяжки плёнки», тип замера, светочувствительность выбираются дисками, имеющими наглядные обозначения. Ещё один полезный «аналоговый» переключатель расположен справа низу от байонета, если посмотреть на камеру спереди. Он переключает режимы фокусировки: в наличии автоматическая непрерывная, автоматическая разовая и ручная.


Те же X-E2 и X-T1, что и на фото выше.

При этом «аналоговые» органы управления органично дополняются двумя удобными «крутилками», передней и задней. Сзади X-T1 принципиально не отличается от других цифровых камер, имея обычный набор кнопок и кнопочный же аналог джойпэда. Трёхдюймовый мегапиксельный экран откидывается, что позволяет удобно снимать камерой в режиме Live View, глядя на неё как сверху, так и снизу. Кстати, он защищён закалённым стеклом особой прочности.

Внутреннее содержание

Говоря о внутреннем содержании новой камеры, прежде всего следует отметить графический процессор - электронный мозг, который позволяет наиболее эффективным образом извлечь информацию, полученную матрицей. Здесь в наличии тандем из узлов второго поколения: КМОП-матрицы X-Trans CMOS II с фирменным (не-байеровским) распределением цветных фильтров на пикселах и процессора EXR II.

При этом, как уже отмечено, одной из главных особенностей новой камеры является новый электронный видоискатель (ЭВИ) на базе дисплея на органических светодиодах (OLED). Он обладает не только огромным разрешением (около 2,36 млн пикселей), благодаря которому изображение не выглядит пиксельно-цифровым. Он ещё и весьма большой: при эквивалентном коэффициенте увеличения ×0,77 он несколько превосходит как оптический видоискатель камеры Canon EOS-1DX, так и превосходный ЭВИ квазизеркальной камеры Olympus OM-D E-M1 (у которого, как вы можете видеть на рисунке справа, несколько иное соотношение сторон). На данный момент он является самым большим крупноувеличивающим видоискателем среди цифровых камер, причём обоих типов, как оптических, так и электронных. По сравнению же с неплохим видоискателем камеры Fujifilm X-E2 его площадь стала больше аж в 1,6 раза.

Отметим также, что корпус камеры отливается из прочного и лёгкого магниевого сплава и имеет около 80 мест герметизации для защиты от пыли и влаги. Кроме того, камера X-T1 имеет повышенную морозоустойчивость; производитель гарантирует её уверенную работу при температуре до –10°C.

Оптика

Оптика, безусловно, также является сильной стороной рассматриваемой камеры. Вообще, компания Fujifilm с давних пор разрабатывает и производит оптику Fujinon весьма высокого качества. За плечами у компании немало отличных объективов как для малоформатных, так и для очень достойных среднеформатных камер. Неслучайно легендарный Hasselblad сотрудничал с компанией Fujifilm в разработке и производстве оптики для своих автофокусных цифровых среднеформаток, а очень интересная узкополёночная панорамная камера, продававшаяся в Америке и Европе как Hasselblad X-Pan, получила даже в народе неформальное прозвище «Фуджиблад».

Поступившая к нам на испытания камера была укомплектована стандартным зум-объективом Fujinon XF18-55 мм f/2,8-4 R LM OIS . В 35-мм эквиваленте его фокусное расстояние составляет 27-84 мм; это далеко не самый большой диапазон фокусных расстояний, однако вполне достаточный для большинства повседневных съёмочных задач. Кроме того, обращает на себя внимание и хоть и немного, но всё-таки повышенная светосила по сравнению с основными моделями конкурентов.

Поскольку в арсенале работающих для вас испытателей есть и аппаратура Fujifilm, одним объективом дело не ограничилось. Второй рабочей лошадкой наших тестов стал длиннофокусный зум Fujinon XF55-200 мм f/3,5-4,8 R LM OIS . Его фокусное расстояние в эквиваленте составляет 84-305 мм; тем самым оба зума образуют практически универсальный тандем.

Оба объектива имеют эффективную встроеннную систему оптической стабилизацию изображения, которая позволяет уверенно снимать с рук, переступая за традиционно предельную выдержку на добрых четыре ступени. Если же руки фотографа тверды, рисковать можно и дальше, но, желательно, делая дубли; даже при пяти-шестиступенчатом превышении выдержки вполне реально получить резкий кадр, хотя бы один из нескольких.

В существующей линейке дискретных объективов семь моделей, от сверхширокоугольника Fujinon XF14 (21) мм f/2,8 R до макрообъектива XF60 (91) мм f/2,4 R Macro. Следует особо отметить сверхкомпактный «блинчик» XF27 (41) мм f/2,8 и два особо светосильных объектива - «брессоновский» широкоугольник XF23 (35) мм f/1,4 R и портретник XF56 (85) мм f/1,2 R. Среди зумов следует также назвать удобный широкоугольный зум XF10-24 (15-36) мм f/4 R OIS.

Не лишним будет напомнить, что автофокусную оптику для этой системы выпускает и Carl Zeiss. С этим знаменитым немецким брендом сегодня выпускаются три превосходных дискретника серии Zeiss Touit: сверхширокоугольник 12 (18) мм f/2,8, стандартный объектив 32 (48) мм f/1,8 и макротелевик 50 (75) мм f/2,8. Выпускает оптику для камер Fujifilm и известный нашим читателям Samyang. В этой линейке фотографы найдут фишай 8 (12) мм f/2,8, широкоугольник 16 (24) мм f/2 и зеркальнолинзовый длиннофокусный объектив 300 (450) мм f/6,3. Выпускается с байонетом X и тилт-шифт Samyang 24 (36) мм f/3,5 .

Кроме того, в ассортименте фирменных аксессуаров имеется адаптер, позволяющий ставить на камеры «X» оптику для дальномерных Леек.

В ближайшем будущем должны появиться ещё три зума Fujinon XF подсерии WR - обладающие улучшенной пыле- и брызгозащитой под стать рассматриваемой камере. Это будут стандартный и длинновокусный зумы с постоянной светосилой f/2,8 и эквивалентным фокусным расстоянием 16-55 (24-84) и 50-140 (75-210) мм, а также универсальный суперзум 18-135 (27-203) мм с переменной светосилой.

Общая черта всех-всех перечисленных объективов, кроме «блинчика», - наличие у них электронного кольца диафрагмирования с маленьким переключателем. В положении «А» диафрагма устанавливается камерой автоматически, а в противоположном положении, обозначенном пиктограммкой диафрагмы, оную диафрагму нужно выбирать вручную, вращая кольцо. Такой приём, кстати, отлично стыкуется с «аналоговой» концепцией управления камеры X-T1.

Справедливости ради напомним, что в фирменной линейке имеются также два особо компактных бюджетных зум-объектива серии XC, стандартный и длиннофокусный. Они были разработаны для более лёгких и компактных камер серии «X» и не имеют кольца диафрагмирования. Разумеется, использовать на новой камере можно и их (диафрагма будет выбираться одной из «крутилок»), но эта оптика, скажем честно, кажется нам недостаточно серьёзной для X-T1.

ISO

Как мы уже неоднократно отмечали, все камеры Fujifilm серии «X» демонстрируют отличные характеристики при съёмке на высоких значениях светочувствительности. Разумеется, новая камера не является исключением. Стандартный диапазон значений, удобно выбираемых диском на верхней панели, простирается от 200 до 6400 ISO. Имеется также одно заниженное значение (100) и три завышенных: 12800, 25600 и 51200 ISO, однако в этом случае съёмка возможна только в JPEG.


Именно этот сюжет мы решили использовать для проверки работы камеры на разных чувствительностях.

Следует сказать, что конструкторы пока не научились обманывать физику, и общее правило - чем ниже чувствительность, тем выше качество - справедливо и для камеры X-T1. Однако с поправкой на великолепную математику и отличную матрицу. Вплоть до 1600 ISO шумы, нарастающие прежде всего в тенях, являются вполне приемлемыми, и, если вы планируете снимать в RAW с последующей обработкой RAW-файлов, заметных проблем у вас не будет. Во многих случаях даже и 3200 ISO можно будет признать вполне рабочим значением, особенно если предполагается использовать уменьшенную картинку, а не полное 16-мегапиксельное изображение. И только на 6400 ISO артефакты высокой чувствительности становятся вполне заметны в тенях, понижают чёткость и цветопередачу деталей. Хотя и не до критического уровня, что вы вполне можете увидеть и сами на нашем тестовом изображении.


При клике на картинку в новом окне откроется сборка одинаковых фрагментов изображения, снятого камерой Fujifilm X-T1 на всех основных значениях ISO.

И только при переходе на сверхвысокие значения изображение начинает уже серьёзно страдать от цифрового «песка», засыпающего уже и светлые участки картинки. Впрочем, такие значения светочувствительности в любом случае используются фотографами, как своего рода фол последней надежды, когда задача сделать хоть какой нибудь снимок важнее задачи получить изображение высокого технического качества.

Практика съёмки

Прежде всего хочется сказать добрые слова о видоискателе. Он вполне может быть назван образцовым для цифровой фотокамеры 2014 года выпуска. И дело не только в большой и наглядной картинке (разрешение 2,36 мегапикселей!), которую в нём наблюдаешь в «полнокадровом» режиме.

Время задержки изображения в нём составляет всего 0,005 с по данным производителя, а частота обновления доведена до 54 кадров/с. Своих замеров мы не производили, удовлетворившись ощущением того, что эта задержка практически отсутствует, а изображение не кажется мерцающим или прыгающим.

Дисплей видоискателя имеет несколько режимов работы. В режиме «FULL» картинка отображается с максимальным увеличением и занимает всё поле видоискателя. В «нормальном» режиме изображение несколько уменьшено, но отображаемые параметры съёмки лучше заметны. Наиболее интересен режим «DUAL»: в этом режиме изображение в видоискателе делится на две зоны. Одна показывает целый кадр, а другая - увеличенный фрагмент изображения для ручной фокусировки, в помощь которой предусмотрены две специальные функции: выделение точного фокуса (Focus Peak Highlight) и даже цифровой клин (Digital Split Image - цифровой аналог клиньев Додена на фокусировочном экране неавтофокусной зеркалки). При съёмке в портретном формате в полном и нормальном режимах изображение и информационный дисплей также принимают вертикальную ориентацию.

На режимах помощи при ручной фокусировке остановлюсь подробнее. В режиме «фокус-пикинг» находящиеся в резкости края и границы выделяются яркостью, причём цвет выделения можно выбирать. Он может быть белым, красным или синим (у красного и синего можно выбрать по два оттенка).


Изображение на экране в режиме Live View; слева - автофокусировка, справа - красный «фокус-пикинг».

Второй режим - цифровые «клинья». Он пока не доведён до идеала, однако кому-то вполне может понравиться. Максимально нерезкое изображение в центральной «расклиненной» зоне максимально похоже на изображение шума на телевизоре, не настроенном на сигнал телепередатчика. По мере приближения к точному фокусу изображение обретает черты этого самого расклинения по чётырём полосам, и в момент точного фокуса максимально резкая картинка во всех четырёх полосах сливается в единое целое. В целом следует признать, что клинья Додена на фокусировочных экранах хороших плёночных зеркалок работали чётче, однако здесь, учитывая возможность увеличить центральную зону во всё поле (видоискателя или экрана) и наличие в поле визирования шкалы дистанций, по которой вместе с вращением фокусировочного кольца перемещается индикатор расстояния, ручная фокусировка также не является сложной задачей. Как говорится, на любителя.



Изображение на экране в режиме клиньев (обычный режим и увеличение во весь экран); слева - максимальная расфокусировка, справа - точный фокус.

В целом должен сказать, что в данной камере электронный видоискатель одержал полную и безоговорочную победу над сколь угодно высококачественным оптическим. Минус у него обнаружился только один (об этом - подробнее в главе «Недостатки»).

Система автофокусировки использует детекцию фазового сдвига и отличается безукоризенным быстродействием; по данным производителя время её срабатывания составляет 0,08 с, и мы согласны с этой цифрой. При этом она отлично работает в режиме скоростной серийной съёмки, обеспечивая получение до восьми резких кадров в секунду. Вообще, все системы камеры отличаются завидной шустростью. Особенно если в качестве носителя данных использовать самые современные карты памяти SDHC UHS II. Длина максимальной серии RAW-кадров при низкой скорости серийной съёмки достигает 100 (ста) «выстрелов», а при высокой - двадцати трёх. При этом заполнившийся буфер опорожняется всего за 9 с (с менее современными картами это время может составлят 15 и более секунд). Кстати, когда речь идёт о максимальной длине серии, указывается количество кадров, которые камера способна отснять с заявленной скоростью. Однако съёмка не прекращается, падает лишь её регулярная скорость, поскольку следующие кадры делаются по мере освобождения места в буферной памяти

В руках камера сидит отлично. Вроде и рукоятка не очень большая, но в сочетании с весьма эргономичным наплывом под большой палец правой руки обеспечивает надёжное удержание одной рукой, даже если на камеру установлен сравнительно большой длиннофокусный зум. Это, кстати, выгодно отличает модель X-T1 от более компактных и лёгких камер серии. При этом эргономичность можно дополнительно повысить, прикрутив к штативной гайке кронштейн с накладной рукояткой MHG-XT (её безусловный плюс в том, что она не блокирует доступ к батарейному отсеку) или выступив совсем по-профессиональному: поставив на камеру вертикальную рукоятку VG-XT1, являющуюся заодно и батарейным блоком.

«Аналоговая» концепция управления основными параметрами вполне удобна. При этом фотограф не обязан подчиняться необходимости, например, установки только фиксированных на диске значений выдержки; передний диск-«крутилка» позволяет не только переключать выдержки шагом 1/3 ступени, но и выбирать длительные выдержки, когда диск выдержек стоит в положении «Т».

Кнопочка VIEWMODE на боку «кожуха призмы» управляет типом визирования. С её помощью можно принудительно переключать камеру с экрана на видоискатель (обычно для этого служит датчик, автоматически отключающий экран и включающий видоискатель, когда камера приближается к глазу). А можно поставить режим «видоискатель с датчиком»; тогда камера не будет включать Live View на экране, когда вы убираете камеру от глаза; вместо этого датчик для экономии энергии просто выключит видоискатель.

Для вящего удобства пользования вы можете настроить функционал аж шести кнопок по своему усмотрению. Одна из них находится спереди, на неё удобно нажимать средним пальцем правой руки. Вторая расположена между диском выдержек и диском экспокоррекции. Настраивается функционал также всех четырёх кнопок, образующих подобие джойпэда. Они, кстати, даже не имеют никаких дополнительных обозначений. На эти кнопки можно назначать такие функции, как репетир диафрагмы, макрорежим, качество или размер изображения, динамический диапазон, имитация фотоплёнки, фокусировочная зона и ещё примерно столько же других опций. Причём, к примеру, если на все четыре кнопки джопэда назначить одну и ту же функцию выбора фокусировочной зоны, джойпэд станет удобным инструментом для перемещения активной зоны по полю кадра в любой момент, без необходимости входа в специальный режим выбора зоны. Кроме того, можно взаимно переключить функции переднего и заднего дисков-«крутилок».

Камера поддерживает дистанционное управление со смартфонов и планшетов благодаря поддержке беспроводной связи и при помощи бесплатного приложения Fujifilm Camera Remote. С портативного гаджета можно выбирать нужный режим имитации фотоплёнки, управлять автофокусировкой, балансом белого, вспышкой, спуском затвора и другими функциями. Поддержка Wi-Fi также обеспечивает возможность резервного копирования данных на портативный компьютер.

Встроенной вспышки камера не имеет, но в комплект входит миниатюрная внешняя вспышка EF-X8, которая устанавливается в башмак и поддерживает все современные вспышечные функции. Учитывая, что башмак установлен наверху псевдокожуха призмы, а сама вспышка в рабочем положении дополнительно поднимается, установленный на камеру объектив не перекрывает свет вспышки даже на минимальных дистанциях съёмки. При этом на передней панели камеры имеется также обычный PC-синхроконтакт, с помощью которого камеру можно стыковать со студийными импульсными приборами.

Из интересных функций стоит отметить наличие встроенного таймера для цейтраферной съёмки. Можно выбрать интервал между кадрами в пределах от одной секунды до 24 часов и установить задержку до запуска программы от одной минуты и также до суток. Не хватает разве что специальной программы для автоматического склеивания отдельных кадров в единый видеофильм, но и без этого неплохо.

Недостатки

За первую неделю энергичного использования некоторые недостатки, разумеется, выплыли на поверхность. Надеюсь, вы при этом понимаете, что камер без недостатков не существует, особенно если они оказываются в руках профессиональных критиков-специалистов 🙂

Отмечу традиционную для камер Fujifilm X особенность: расположенный на верхней панели справа диск ввода экспокоррекции никак не фиксируется, хотя бы и только в нулевой позиции. Если вы выхватываете камеру из кофра, чтобы сделать снимок навскидку - возможна ситуация, что вы нечаянно сдвинете этот диск, а заметите соответствующую индикацию не сразу. Если вы имеете опыт пользования камерами серии «Х», это не будет для вас сюрпризом. Правда, здесь для вращения этого диска требуется большее усилие, чем на других камерах серии, именно для недопущения случайного переключения. Впрочем, из-за этого не каждый пользователь сможет повернуть его одним движением большого пальца правой руки, не отрывая камеру от видоискателя; скорее всего, придётся использовать два пальца.

Ситуация с диском ввода экспокоррекции тем более кажется странной, что по соседству мы имеем целых два диска, на которых задача фиксации значения решена по-разному: у диска светочувствительности фиксируются все значения, у диска выдержек - только позиция «А»; для отпирания во всех случаях нужно нажать центральную кнопочку. Что мешает сделать подобное и для экспокоррекции - непонятно.

Хотелось бы придать больший ход или более чёткое срабатывание кнопкам, образующим джойпэд. Они сделаны практически заподлицо с корпусом и имеют мягкий короткий ход. Видимо, это сделано для упрощения влагозащиты и недопущения случайных нажатий. Тем не менее, когда нужно быстро переключить фокусировочную зону, у вас это получится не так наглядно и чётко, как на других моделях. Полагаю, что на морозе в перчатках проблема усугубится.

Некоторым недостатком является запуск цейтраферной съёмки не спусковой кнопкой, а кнопкой «ОК». Дело в том, что при нажатии на эту кнопку даже установленная на хороший штатив камера наверняка шевельнётся. Избежать этого можно, установив задержку срабатывания - но таковая задержка не может быть менее одной минуты. Надеемся, что в следующей версии прошивки камеры эта ситуация будет оптимизирована либо путём переноса спуска на традиционную спусковую кнопку, либо предоставлением возможности сделать обычную предсъёмочную задержку (порядка двух секунд).

Обнаружился слабый момент и в ходе студийных испытаний. Когда устанавливаешь баланс белого под студийный импульсный свет, изображение на экране или в видоискателе моментально становится жёлтым из-за разницы в температуре пилотного и рабочего света. Раз уж камера позиционируется как профессиональная и даже имеет простой синхроконтакт - хотелось бы иметь и соответствующий режим визирования «под вспышку», с исправлением цвета (что, очевидно, легко реализуется программным образом и вполне может быть добавлено при обновлении прошивки).

Ещё одна придирка - невозможность использования классического механического спускового тросика для спуска затвора; резьба из спусковой кнопки почему-то исчезла.

При этом напомню, что на момент «сдачи в печать» данной статьи испытания камеры продолжаются, и она переместилась из благополучной Москвы в весьма экстремальные условия. Возможно, этот раздел ещё будет дополнен 🙂

Качество съёмки и тестовые фотографии

Качество съёмки - главный критерий, по которому мы судим камеру. Здесь мы не ждали никаких особенных чудес; предполагалось, что качество изображений будет на уровне модели X-E2 (и, если быть формалистом, то X100S). В целом, так оно и оказалось. И это хорошо, потому что на выходе вы получите точную экспозицию, хорошо подобранный баланс белого и отличную цветопередачу, возможно, скорректированную под вашу любимую фотоплёнку Fujifilm. А если вы уже используете одну из незеркалок от Fujifilm - качество и приёмы работы с изображением будут для вас вполне привычными.

Камера X-T1 снимает, не побоимся этого слова, превосходные JPEG’и, но высокое искусство, как известно, требует RAW’ов. С ними нет никаких проблем: последняя версии Adobe Camera RAW и Lightroom не просто их поддерживают; они поддерживают главную фирменную «фишку», то есть стилизацию под фотоплёнки (подтверждающий скриншот справа). У профессионала необходимости снимать RAW+JPEG может не возникнуть вообще, ведь софт позволит сделать всё, что нужно. Тем более что качество картинок после такой обработки получается даже лучше, чем у «камерных» JPEG’ов. Но если вдруг JPEG срочно понадобится - камера сохраняет фирменную особенность всех других камер серии, то есть встроенный RAW-конвертер.

В качестве материального подтверждения всего вышесказанного мы публикуем кадры, отснятые новой камерой специально для нашего журнала Эдуардом Крафтом, Сергеем Романовым, Леной Волковой и Владимиром Морозовым. Все публикуемые снимки сняты в RAW и обработаны Adobe Camera RAW в автоматическом режиме, который великолепно справляется со своими обязанностями.

Итак, смотрите сами нашу галерею.


Объектив XF18-55 мм f/2,8-4 R LM OIS; ф.р. 55 (84) мм; 1/180 с, f/16, 200 ISO. Студийный импульсный свет.
Имитация плёнки Provia. Рассмотрев полноразмерное изображение, можно убедиться в высокой детализации камеры даже со штатным зум-объективом и оценить превосходные цвета Provia. © Владимир Морозов.


Объектив XF18-55 мм f/2,8-4 R LM OIS; ф.р. 55 (84) мм; 1/30 с, f/4, 1600 ISO. Съёмка с рук.
Макросъёмка. Съёмка с рук в режиме макро на длинной выдержке и высоком ISO. Вывод: 1600 ISO - вполне рабочее значение (шум в тенях скорее похож на плёночное зерно, чем на цифровой шум), включённый стабилизатор отработал на 5 баллов.


Объектив XF18-55 мм f/2,8-4 R LM OIS; ф.р. 27,7 (42) мм; 1/500 с, f/8, 200 ISO.
Съёмка против солнца. На картинке хорошо видно, что камера не склонна к оптическим аберрациям.


Объектив XF18-55 мм f/2,8-4 R LM OIS; ф.р. 18 (27) мм; 3,5 с, f/2,8, 200 ISO.
Камера великолепно померила экспозицию с накрученным нейтральным фильтром плотностью 10 ступеней и отработала длинную выдержку 3,5 секунды. © Эдуард Крафт.


Объектив XF55-200 мм f/3,5-5,6 R LM OIS; ф.р. 122 (183) мм; 1/350 с, f/11, 200 ISO.
Университет. Закатное солнце, усиленное имитацией плёнки Velvia. © Владимир Морозов.


Объектив XF55-200 мм f/3,5-5,6 R LM OIS; ф.р. 67 (101) мм; 1/100 с, f/11, 200 ISO.
Фотография хорошо иллюстрирует широкий динамический диапазон камеры и очень корректный автоматический баланс белого. © Эдуард Крафт.

Объектив XF55-200 мм f/3,5-5,6 R LM OIS; ф.р. 200 (300) мм; 1/80 с, f/5,6, 200 ISO.
Фотография снята с нижней точки на вытянутых руках при помощи откидывающегося монитора камеры. В эквиваленте фокусное расстояние объектива составило 300 мм, а выдержка 1/80 с - хвала встроенному стабилизатору. © Владимир Морозов.

Объектив XF18–55 мм f/2,8-4 R LM OIS; ф.р. 50,5 (76) мм; 6 с, f/10, 200 ISO.
Фотограф Эдуард Крафт.

Объектив XF18-55 мм f/2,8-4 R LM OIS; ф.р. 55 (84) мм; 2 с, f/10, 200 ISO.
Съёмка со штатива в режиме с длинной выдержкой, цвета усилены имитацией плёнки Velvia. © Эдуард Крафт.

Объектив XF18-55 мм f/2,8-4 R LM OIS; ф.р. 20,5 (31) мм; 4 с, f/11, 200 ISO.
Съёмка со штатива в режиме с длинной выдержкой, цвета усилены имитацией плёнки Velvia. © Эдуард Крафт.


Портрет. Камерой вполне удобно снимать и в студии с импульсным светом, для этого в меню «настройки экрана» нужно отключить режим показа экспозиции. © Лена Волкова.


Объектив XF18-55 мм f/2,8-4 R LM OIS; ф.р. 55 (84) мм; 1/180 с, f/8, 200 ISO.
Фэшн. Конвертация в ч/б с помощью встроенного конвертора камеры. © Лена Волкова.


Объектив XF18-55 мм f/2,8-4 R LM OIS; ф.р. 55 (84) мм; 1/180 с, f/5,6, 400 ISO.
Жанр. Съёмка в студии с постоянным светом Dedolight. Конвертация в ч/б с помощью Adobe Camera Raw. © Сергей Романов.

По этой ссылке вы можете скачать все предлагаемые тестовые изображения в полном разрешении в формате JPEG , такими, какими мы получили их после обработки в Camera RAW. Если хотите, можете поупражняться с RAW-файлами и самостоятельно: для этого скачайте RAW’ы, кликнув по этой ссылке (внимание, трафик!).

Чтобы иметь возможность полноценно обрабатывать картинки, снятые X-T1 (а также другими последними новинками от Canon, Hasselblad, Nikon, Samsung, Sony и др.), вам придётся скачать по предлагаемым ссылкам «кандидаты в релизы» (работоспособные и испытанные версии, пока не прошедшие массового тестирования пользователями) версий программного обеспечения для программных пакетов Adobe CS6 или CC:

Заключительные выводы

Подводя черту под вышесказанным, нужно честно сказать, что новая камера безусловно и по праву занимает позицию топ-модели в семействе фотокамер Fujifilm X. В общем, камера X-T1 вполне соответствует требованиям, обычно предъявляемым к профессиональной фотоаппаратуре. Она создана прочной, надёжной и весьма быстрой. А её электронный видоискатель, очевидно, на какое-то время станет «точкой отсчёта», именно с ним теперь будут сравнивать ЭВИ других камер на предмет соответствия мировым стандартам и последнему слову техники.

Кроме того, следует отметить заметную ретроориентированность дизайна. Как уже отмечалось, камера оказывается где-то посередине между камерами Olympus OM-D E-M1 (топ-незеркалка системы микро-4/3 с «зеркальным» форм-фактором и профессиональным функциональным набором) и Nikon Df (топ-зеркалка с «традиционной» концепцией интерфейса).

Вне всякого сомнения, камера X-T1 вступит в конкуренцию не только с незеркальными системными камерами, но и с самыми настоящими зеркалками, причём отнюдь не только уже названной моделью Nikon Df, но и со вполне массовыми моделями среднего и «вышесреднего» уровня, вроде Canon EOS 70D и аналогами других брендов.

Пока статья готовилась к печати, камера X-T1 уже поступила в продажу в первые магазины. Её цена пока практически соответствует ранее объявленным рекомендованым ценам: 54 999 р. за корпус и 69 999 р. за комплект со стандартным зум-объективом XF18-55 мм f/2,8-4 R LM OIS. Это недёшево, но с учётом профессионально высоких характеристик и функциональных возможностей цена не кажется слишком завышенной. Однако это явно камера не для всех и каждого; прежде чем инвестировать средства в её приобретение, убедитесь как минимум в том, что она удобно лежит именно в ваших руках. И если первое впечатление окажется положительным, скорее всего, вы полюбите эту камеру, и она сможет вознаградить вас отличными фотографиями.

Недавно у меня на тесте побывала камера , которая произвела вау-эффект и оставила очень приятные впечатления. Тот самый эффект был вызван изначально как тактильными ощущениями, так и внешним видом, которые дополнились в процессе теста еще и восхищением от качества выдаваемой картинки.

Видеообзор Fujifilm X-T1 :

Любителям «читать по диагонали» можно сразу переходить к выводам, так как в плане качества изображения - камеры идентичны, да и вау-эффект от внешнего вида никуда не делся. Но все же, у камер есть определенные отличия, о которых ниже…

Вообще, Fujifilm одной из последних, среди крупных фото-производителей, «запрыгнула» на уже разогнавшийся локомотив беззеркальных технологий в 2012 году. Правда, за последующие 3 года компания успела представить достаточно широкую линейку камер, но, что самое ценное, еще более широкую линейку оптики. Это более чем правильный подход, заслуживающий уважения и говорящий о том, что разработчик не просто предоставляет продукт «потому, что так надо» или потому, что прощупывает рынок, а реально развивает свою технику и дает нам с вами широкий выбор необходимых инструментов на любой карман и для выполнения любых задач. Причем, с линейкой «беззеркальной» оптики Fujifilm, сейчас может потягаться разве что оптика для систем Micro 4/3 и Sony E .

Особым шармом всех беззеркалок от Fujifilm с момента их анонса был ретро стиль (сейчас, не в последнюю очередь их стараниями, это уже не редкость) и стилизация камер «под дальномерки». X-T1 - это первая камера Fujifilm , выполненная в формате псевдо-зеркалки.

Нужно сказать, что выглядит она просто шикарно. Камера увесистая, а благодаря выступающей батарейной ручке очень хорошо сидит в руке. Корпус монолитный, ничего не люфтит и не скрипит. Разве что пластиковые дверки, закрывающие разъемы и карточный слот, несколько дисгармонируют, но только тактильно. Внешне - все безукоризненно.

Камера не снабжена встроенной вспышкой, вместо нее в комплекте идет маленькая складная внешняя, которая одевается на горячий башмак. На тест ее, к сожалению, не предоставили - так что об её работе ничего сказать не могу.

Опять же, это первая влагозащищенная и морозоустойчивая камера, способная нормально работать при температуре до -10. И на тест, вместе с ней, Fujifilm предоставили один (всего их - четыре) из своих топовых влагозащищенных объективов - FUJINON XF50-140mm F2.8 R LM OIS WR .

Отличительной особенностью всех камер серии Х является большое количество механических органов управления. В случае с Х-Т1 , их концентрация достигла апогея:) Вся камера буквально усеяна колесиками, кнопками и регуляторами. Описывать функциональное назначение каждого элемента смысла нет, так что я кратко остановлюсь только на особенностях.

Традиционно, есть колесо изменения , но кроме него добавилось еще и колесо регулировки значений . Оба с кнопкой блокировки, защищающей от случайного сдвига. Причем, колесо выдержек блокируется только в режиме А , в остальных вращается свободно. Решение разумное, так как если бы блокировались все положения, пользоваться им было бы неудобно.

При этом, колесо регулировки экспокоррекции блокировочной кнопкой не снабжено. И если в случае Х-Е2 , оно было утоплено в корпус так, что случайно его не зацепишь, то здесь я неоднократно, быстро доставая камеру из кофра, сдвигал его. И только увидев в видоискатель, что «что то не то», обращал внимание, что экспозиция скорректирована... в общем можно потерять пару секунд, а с ними и хороший кадр.

Супер удобное решение, которого не хватало Е-Х2 , это наличие механического колеса DRIVE (напомню, в Х-Е2 это кнопка). На DRIVE -е все режимы съемки - от серийной и брекетинга до мультиэкспозиции и создания панорамы. Само колесо - под регулятором ISO .

Также порадовало наличие механической установки режима замера (колесико под диском выбора выдержки). Это тоже очень удобно, так как всегда на виду и можно моментально переключиться для сравнения оценки.

Понятно, что без всей этой «механики» можно и обойтись, организовав все управление через программное меню с выводом информации на экран. И ладно, если есть хотя бы дополнительный информационный экран (как на «не бюджетных» зеркалках) на который выводятся и всегда видны основные параметры, потому как основной дисплей (в моем, по крайней мере случае) отдан всегда под отображение реальной картинки, а еще чаще просто отключен для экономии заряда. Но однажды попробовав аналоговое «фудживское» управление, начинаешь ловить себя на мысли, что с остальными фотокамерами «что-то не так» и управление ими какое-то неудобное.

Появилась отдельная клавиша помощи в ручной фокусировке - Focus Assist . Суть в том, что камера приближает часть области изображения вокруг точки фокусировки, благодаря чему можно увидеть, попали ли мы в «фокус». Сама по себе идея замечательная, но я регулярно цеплял ее большим пальцем. После, кнопку Focus Assist нужно нажать еще раз, чтобы вернуть все «как было»…опять же потеря драгоценных секунд, а с ними и нервных клеток.

А самая "засада" заключается в том, что это одна из очень немногих кнопок, которую нельзя переназначить. При том, что программируемых кнопок у камеры - шесть. Это все четыре кнопки джойстика, одна на передней части корпуса и одна на верхней.

Вообще, у Fujifilm , просто какая-то тяга делать определенные функциональные кнопки неизменяемыми (со спорным назначением функций) и потом смотреть на удивленную реакцию пользователей от такого «ноу хау». (У Х-Е2 кнопка вверх 4-х позиционного джойстика отвечает за включение режима MACRO , она тоже не программируемая - странное и не логичное решение, как мне показалось).

И еще пара моментов. Все клавиши максимально утоплены. Это сделано, видимо, в угоды стильному внешнему виду. Так что обладателям крупных рук и не тоненьких пальцев придется какое-то время адаптироваться, чтобы в них «попадать».

Кроме того, кнопки Fn2 (по умолчанию - включение WiFi ) и кнопка активации видеозаписи для меня были вообще труднодоступны. Производитель, видимо, как бы намекает, что это фотоаппарат, а не видеокамера и не для видео он создавался:)

У Х-Т1 появился синхроконтакт для подключения студийного света. При том, что у остальных камер был архаичный резьбовой разъем подключения тросика механического дистанционного управления - здесь же его зачем-то убрали. Это как бы еще раз заостряет внимание на профессиональной направленности камеры. Но вот как раз со студийной съемкой в процессе теста возникали вопросы.

В отличие от зеркалок, которые видят реальную картину «как есть», для электронного видоискателя при пилотном освещении света не хватает и происходящее видно значительно хуже. Это особенность, к которой нужно привыкнуть. В случае с Х-Т1 все еще интереснее. Баланс белого «По вспышке» не предусмотрен вообще, а пилотный свет камера понимала «по своему», сильно искажая цветовую температуру «в желтизну». Поначалу это просто вводило в ступор, да и потом было непросто привыкнуть к этой «особенности».

А разработчикам Х-Т1 хочется сказать, что если уж они предполагают, что камерой можно снимать в студии, то нужно доводить «до ума» все аспекты работы, а не останавливаться только на синхоразъеме для студийного света.

Хотя сам видоискатель просто шикарный. Он действительно огромный с прекрасной детализацией. Из других его приятных особенностей:

  • во первых, можно разделить изображение на 2 части, на одной будет выведена реальная картинка, а на вторую увеличенная область. Для ручной фокусировки - это очень удобно;
  • во вторых, при переворачивании камеры в портретный режим, вся информация тоже переворачивается - мелочь, но удобная. По крайней мере, ни у кого из конкурентов подобного еще нет.

Впервые (и наконец-то) Fujifilm снабдили свою камеру поворотным дисплеем. Его можно повернуть на 90 градусов при съемке «от пола» и на 45 градусов - если снимаете что-то над головой. В общем-то, с учетом хороших детализации и углов обзора, этого должно быть более чем достаточно для любых творческих задумок. Экран не сенсорный, но с учетом огромного количества органов управления - это не критично.

Есть шанс, что хотя бы к третьему поколению, для серии X-T все-таки наступит 21-й век и мы увидим сенсорный дисплей от Fujifilm: )

Все, что касается качества изображения, в полной мере было рассмотрено в обзоре . У Х-Т1 та же самая, что у Х-Е2 , 16-мегапиксельная X-Trans CMOS II матрица собственной разработки, c диапазоном чувствительности ISO200 - ISO6400 (расширяемым до ISO100 внизу и до предела ISO25600 ). Расширенные диапазоны не позволяют снимать в RAW . Это, кстати еще одна причина, почему Х-Т1 сложно отнести к профессиональному сегменту.

В двух словах - у Х-Т1 прекрасное качество изображения и очень широкий динамический диапазон. Открывать RAW -файлы в Adobe Lightroom и видеть, КАК их можно «вытянуть» - одно удовольствие. Ниже - пример обработанных фото для наглядности (слева - сырые фото, справа - обработанные).

Кроме того, у Х-Т1 такая же, как и у Х-Е2 , система фокусировки - гибридная с 49-ю контрастными зонами и вспомогательными фазовыми датчиками. По заверению Fujifilm , Х-Т1 должна фокусироваться еще быстрее. В реальных условиях камера действительно очень шустрая и автофокус не подводит. Режимы следящего автофокуса, как и фокусировка «по лицу» работают отлично и здорово помогают в определенных условиях.

X-T1 - это первая камера, способная работать со сверхбыстрыми новыми картами памяти SD UHS-II . К сожалению, пока они представлены очень мало, да и стоят как «крыло от самолета», потому проверить дает ли какой-то прирост скорости их использование, пока возможности не было.

Ну и последнее - у X-T1 есть Wi-Fi с нормально реализованной функциональностью. Для реализации всех возможностей нужно скачать и установить на свой планшет или смартфон приложение Fujifilm Camera Remote . С его помощью можно дистанционно управлять съемкой, регулировать некоторые настройки камеры, передавать фотографии с камеры на мобильное устройство и проставлять геотаргетинг для снимков (так как встроенного GPS в камере нет). Я бы сказал, что наконец-то, это интуитивное, простое в установке, «по человечески» реализованное решение, не уступающее «передовикам» рынка (прежде всего Panasonic Lumix ), которым удобно пользоваться.

ПРИМЕРЫ ФОТОГРАФИЙ:

Для полноты ощущений, камера тестировалась в разных условиях - на улице в светлое и темное время, в помещении с искусственным приглушенным светом, в студии. Дальше - фотографии (для более детального изучения - они кликабельны). Обзор мы проводили совместно с известным киевским фотографом Андреем Коренем, хозяином прекрасной фотостудии NewTon , за что ему (и всем принимавшим участие) - ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ! Более подробно процесс тестирования можно будет посмотреть в нашем видеотесте.

ВЫВОДЫ:

ПЛЮСЫ КАМЕРЫ:

  • прекрасный внешний вид;
  • монолитный влаго-морозоустойчивый корпус из магниевого сплава;
  • огромный функциональный видоискатель;
  • поворотный дисплей;
  • великолепное качество изображения вплоть до ISO6400 ;
  • очень широкий динамический диапазон;
  • очень быстрый и цепкий гибридный автофокус;
  • серийная съемка на скорости до 8 кадров/сек;
  • внутрикамерное преобразование файлов RAW в JPEG ;
  • наличие вспомогательных функций ручной фокусировки - фокус пикинг (Focus Peaking ) и разделение изображение (Digital Split Image );
  • наличие функций цейтроферной съемки, мультиэкспозиции, расширения динамического диапазона (D-Range ) и создания панорам;
  • наличие шкал расстояния до объекта и глубины резкости, а также электронного уровня на мониторе;
  • отличная реализация функционала Wi-Fi ;
  • поддержка новейших карт памяти USH II.

МИНУСЫ КАМЕРЫ:

  • дисплей не сенсорный;
  • маленький буфер памяти;
  • съемка видео реализована «для галочки»;
  • огрехи с балансом белого при съемке в студии с пилотным светом (придирка, возможно, но раз камера позиционируется как профессиональная - это минус)
  • нет GPS

Fujifilm X-Т1 ориентирована на продвинутых любителей и профессиональных фотографов, при чем даже тех, которые планируют фотографировать и в экстремальных условиях. Так что можно смело брать ее в поход или на репортаж при плохой погоде - дождь и снег ей не страшен (в связке с такими же защищенными WR -объективами).

Ее приятно держать в руках, в процессе съемки получаешь эстетическое удовольствие как от управления, так и от скорости работы. Видоискатель - вообще отдельная тема. На ближайшее время он, явно, станет отправной точкой для сравнения и тестов - как эталон качества. Кроме того, X-T1 выдает прекрасное качество изображения - высокодетализированное, четкое, а динамический диапазон снимков позволяет «вытащить» буквально любой кадр. Это при том, что экспозамер работает выше всяких похвал даже в сложных условиях, так что можно не особо опасаясь снимать в JPEG , если, например, нужно сэкономить место на карточке или понизить чувствительность до ISO100 .

Как и Fujifilm X-E2 , XT-1 - это в первую очередь фотоаппарат, в котором все (за исключением незначительных огрехов) доведено до совершенства, а съемка видео отодвинута на второй план. Хотя, глядя на то, как быстро компания устраняет недоработки и развивает свою технику - думаю, это ненадолго. Мне камера очень понравилась, это тот девайс, с которым хочется снимать и экспериментировать. А взяв в руки оптику, уже не в первый раз задумываюсь, не сменить ли систему.

Проблема решена

Достоинства: 1) Эргономика очень хорошая 2) Качество изображения на высоте. 3)Пыле-влаго защита, магниевый корпус 4) Поворотный экран с закаленным стеклом 5)Отличный ЭВИ 6) Высокая скорость фокусировки 7) большой выбор аксессуаров системы в целом. 8) Размеры! по сравнению с моим d700 - малютка. 9) Хорошее качество записи звука 10) Полноценное управление камерой со смартфона по wi-fi 11) В комплекте идет компактная встроенная вспышка, питающаяся от камеры Недостатки: 1) Безумно не хватает второго экрана как на камерах никон, выставлять настройки в полной темноте чуть менее удобно. 2) В полной темноте автофокус очень не цепкий. В принципе не каждая проф зеркалка при таких условиях будет нормально фокусироваться, но там в видоискателе темнота, а тут - изображение высветляется и кажется что вот тут камера должна зацепиться! 3) К качеству видео есть вопросы. Какие-то артефакты на траве и коре деревьев. короче везде где есть мелкие объекты. 4)Камера замечательная, но цена все-таки завышена. 5) не хватает второго слота под карту памяти 6) Экран откидывается только вверх и вниз. Комментарий: Сам я - продвинутый фотолюбитель с самоокупаемым хобби:-) Увидев что беззеркалки уже достигли уровня полнокадровых тушек задумался о замене. От камеры требовалось качество изображение не хуже чем у моего d700, особенно на высоких исо, компактные размеры по сравнению с ним, управление как минимум такое же удобное как у никона, поворотный экран, не тормозной автофокус. Электронный видоискатель меня пугал, после увиденного в x-pro1 и камерах от сони, но я был готов пользоваться экранчиком. Однако обзоры не врали, видоискатель и правда ОЧЕНЬ хороший. Удобнее оптического, много информации на него выводится, а так же, может использоваться как главный экран - для просмотра фото, лазания в меню и пр. Да, при плохом освещении и в темноте, конечно, изображение подтормаживает, но не критично! Почти за неделю активного использования, могу заявить что камера удалась! Семисотку полностью заменяет, за исключением нюансов связанных с углами зрения оптики и шириной зоны резкости:) Поэтому если вы задумываетесь о замене d700 или подобной камеры на что-то более легкое, но не уступающее в возможностях - х-т1 ваш выбор. Стоит правда столько же, на мой взгляд цена ей тысяч 55. Поворотный дисплей.. раньше я на них смотрел скептически, но теперь могу снимать жанровые сценки и не волноваться что "спугну" кадр если меня заметят. Полностью использовать защищенный корпус можно будет когда выйдут защищенные объективы, тогда точно никакой ливень вам не страшен:) Китовый объектив, на удивление, очень хорош. На семисотке стоял 24-85 2.8-4.0, боюсь соврать, но, помоему, фуджик снимает лучше. Теперь подумываю о более широком угле.